Ваза с древним орнаментом. Особенности древнегреческого орнамента
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Будьте всегда открыты и активны. Ваза с древним орнаментом


Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

01.11.2017 11:25

Древняя Греция известна своим богатым культурным наследием. А особенно популярны и любимы многими греческие вазы, которые сегодня можно встретить в музеях и в коллекциях ценителей эллинской культуры. Сегодня мы рассмотрим виды греческих ваз и основные орнаменты.

Разновидности греческих ваз

Их обилие поражает воображение. Все вазы имеют нестандартную форму и, что особенно присуще грекам, отличаются точностью мелких деталей. Ниже приведены самые популярные виды греческих ваз.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Амфора - богиня греческой керамики

Амфора. Пожалуй, одна из самых известных нам ваз, которая встречается не только у греков, но и у римлян и этрусков (загадочный народ, живший в центре Италии и внезапно исчезнувший с лица Земли). Амфора представляет собой сосуд вытянутой формы с двумя руками на плечиках или на горле. Объем таких изделий колеблется от 5 до 50 л. Зачастую применялись для хранения вина, масла, а порой использовалась в виде сосуда для погребения. Эта греческая ваза обычно изящно расписана традиционными узорами. По форме амфору также напоминает стамнос.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Вазы, популярные в Древней Греции

Алабастрон – сосуд, по форме напоминающей грушу с округлым дном. С помощью вертикальной подставки может стоять вертикально. Использовались чаще всего женщинами для хранения пахучих жидкостей. В Египте подобные сосуды изготавливали из алебастра, откуда и были позаимствованы форма и название алабастрона.Аскос – сосуд причудливой формы: плоский с ручкой на носике (носиков может быть несколько). Применяли такоие емкости для хранения масел и заправки масляных ламп.Греческая ваза, известная как кратер – сосуд, предназначенный для перемешивания вина с водой. Изготавливался он из глины и металла, реже – из мрамора. Это достаточно объемный сосуд с устойчивой ручкой, колоколообразным или шарообразным телом и двумя ручками по бокам. По форме схож с диномосом, который тоже использовали для напитков.Лекиф – изящная ваза с узким горлышком и короткой ножкой. В ней хранили оливковое масло, а позже стали применять в качестве погребального дара. Ассоциируется с неженатым мужчиной в свадебных погребальных обрядах.Ойнохоя – кувшин с одной ручкой и тремя носиками, имеющий округлую форму. Использовался для вина и позволял наполнять сразу три чаши.Ниже вы можете видеть фото греческих ваз, описанных в этой статье.

Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыГидрия, или кальпида – кувшин для воды с объемным телом и узким носиком, с маленькими выступающими ручками в количестве трех (последняя – чтобы удобнее было наливать воду в сосуд). Гидрия активно использовалась для воды, захоронения праха и во время жеребьевки.Киаф – сосуд, напоминающий по форме чашку с необычной ручкой. Использовался в качестве черпака для вина.Скифос, также именуемый кубком Геракла, - это небольшая чаша с двумя ручками и устойчивой ножкой, используемая для питья. По легенде, из такой же чаши пил сам Геракл.Бавкалид (или псиктер) – греческая ваза, по форме напоминающая гриб, которая была особенно популярна в Аттике. Псиктер отличается высокой узкой ножкой и шарообразным телом с толстым горлышком. Использовался для охлаждения вина – наполнив, его ставили в холодную воду.Канфар – объемный сосуд на тонкой ножке и с двумя изящными ручками по бокам. Его изготавливали из обожженной глины или металла. Считалось, что из него пьют греческие боги, особенно часто с канфаром изображался бог виноделия Дионис.Ритон – необычный сосуд воронкообразной формы со скульптурой головы животного или даже человека. Он стоит на толстой подставке и имеет широкое горлышко. Использовался для питья и в качестве ритуального сосуда для жертвоприношения. Изготавливался из металла, глины, рога или даже золота.Лекана – чаша в виде круглого приплюснутого сосуда с тонким горлышком и толстыми короткими ручками. Ее предназначение пока точно не установлено – возможно, она служила для хранения масла или пищи. Маленькая чаша подобной формы, соответственно, называлась леканидой.Килик – плоский сосуд округлой приплюснутой формы на тонкой грибовидной ножке. Маленькие ручки по бокам не выходят за пределы кромки самого килика. Использовался для игры в коттаб и для напитков.

Рисунки на греческих вазах

Греческую вазопись подразделяют на несколько периодов. Первый, минийский период, характеризуется отсутствием каких-либо рисунков на сосудах. А вот микенская керамика, появившаяся во время прихода греков на материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже – животные, люди, корабли.Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыНекоторое время, с закатом микенской культуры, греческие вазы были напрочь лишены орнаментов, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. С течением времени орнамент греческих ваз менялся, его заменяли то одни, то другие сюжеты, присущие разным эпохам.Во время расцвета геометрики узоры усложняются, становятся все более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика – умельцы изображают на керамике богов и мифических существ.Греческие вазы расписывают самыми разными орнаментами, но есть классические узоры, которые активно использовали не только для украшения керамических изделий, но и в дизайне интерьера, одежды и даже аксессуаров. Ниже предоставлено описание четырех символов, которые до сих пор используют для росписи и дизайна. Некоторые из них имеют свою символику, над решением которой историки бились долгое время.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Меандр: от древности к современности

Меандр - пожалуй, один из самых популярных у древних греков символов. Практически ни одна ваза в греческом стиле не обходится без этого узора. Он представляет собой симметричную изломанную линию с прямыми углами. Меандр находили даже на бытовых предметах эпохи палеолита. Историки долгое время бились над решением вопроса: о чем он говорит, когда им расписана греческая ваза?Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыИнтерпретируют его по-разному, но чаще всего греки ассоциируют его с непрерывным движением, добродетельной жизнью (изломанные углы). Согласно другой версии, меандр символизирует поражение богов, словно говоря, что смертный может совершить невозможное. Также есть версия, что это символ реки Меандра, протекающей на юго-западе Турции. Она отличается извилистостью и имеет похожий узор.Сегодня меандр – это символ Солнца, благополучия, божественной благодати.В настоящее время его активно применяют для украшения интерьера жилища. Он может присутствовать в деталях, придавая им особую изюминку. Также меандр можно встретить на напольном покрытии, текстиле, он особенно популярен в оформлении ванных комнат. Дизайнеры утверждают, что наиболее выигрышные цвета при использовании этого символа – контрастные черный и белый.Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыСуществует множество видов меандров, каждый из которых схож в одном – изломанная линия с повторяющимися симметричными изломами.

Спираль - изящество и символизм

Бесконечная спираль у греков означает жизнь, развитие, движение. Спираль, закрученная по часовой стрелке – атрибут богини Афины, а против часовой – повелителя морей Посейдона. Мотив был популярен у греков, являя собой элемент изысканности, потому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды, посуды. Часто встречаются греческие вазы с узорами в виде спирали в разных ее формах.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Пальметта - природный мотив

Пальметта – пальмовый лист, собранный в веер. Этот растительный орнамент позже вошел в основу геральдической лилии (флёр-де-лис).Вероятно, символ был позаимствован греками у египтян. Сама по себе пальметта не несет особого смысла и является лишь красивым украшением. В древние времена ее использовали для оформления зданий, колонн и даже надгробий. Правда, греки добавили пальмовому листу изысканность и утонченность, которой ей не хватало на родине – Востоке.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Акант - символ победы

Акант – растительный символ, имеющий свою историю. Орнамент получил свое название от растения, встречающегося на Средиземноморье. Символ, согласно легенде, появился благодаря архитектору Каллимаху. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел могилу молодой девушки с корзиной вещей, которую оставили для нее родные. Эту корзину обвил акант, и Каллимах решил использовать увиденное в качестве символа для капителий Коринфского ордена. И хотя таким узором зачастую украшали здания, на греческих вазах это изящное растение также встречается.Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыКак и другие растительные символы, акант символизирует жизнь и рост, но при этом греки ассоциирует его и с победой, преодолением жизненных препятствий.

Заключение

Издавна греческие сосуды расписывают как сложными сюжетами и орнаментами, так и простыми рисунками. Изучая роспись греческой вазы, можно встретить как целые сюжеты, так и сложные орнаменты, порой комбинированные между собой. Сегодня вазопись с греческими мотивами не менее популярна.

www.nastroy.info

Древнегреческие вазы - Орнамент и стиль в ДПИ

Оригинал взят у vakin в Древнегреческие краснофигурные вазыДревнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

- 540 Potier Amasis Amphore Attique a Figures noires 0 32 m Paris, BNF

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом др.-греч. ἐποίησεν (epóiesen — он сделал), а вазописцы — др.-греч. ἔγραψεν (égrapsen — он нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба «штампа». Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Источник - Википедия

-400 Semblable au Peintre du Louvre Pelike Attique a Figures Rouges 0 37 m Varsovie, musee national

-410 Anonyme Lecythe Attique a Fond Blanccc0 48 m Athenes, musee archeologique

-410 Peintre de Pronomos Cratere Attique a Figures rouges 0 75 m Naples, musee Archeologique

-420 Peintre de Shouvalov Skyphos Attique a Figures rouges0 09 m Paris, musee du Louvre

-430 Peintre d'Amphithrite Lebes Attique a Figures rouges 0 56 m Paris, musee du Louvre

-430 Peintre d'Hector Cratere Attique a Figures rouges 0 39 m Paris, BNF

-430 Peintre de Klugmann Lecythe Attique a Figures rouges 0 25 m Paris, musee du Louvre

-450 Onesimos Coupe Attique a Figures rouges 0 23 m Paris, musee du Louvre

-460 Peintre du Mariage Pyxis Attique a Figures Rouges 0 18 m Paris, musee du Louvre

-470 Anonyme Alabastre Attique a Figures rouges 0 17 m Paris, BNF

-470 Peintre de Tarquinia Hydrie Attique a Figures rouges 0 37 m Paris, BNF

-480 Douris Coupe Attique a Figures rouges 0 39 m Paris, BNF

-480 Peintre de Syriskos Cratere Attique a Figures rouges 0 41 m Paris, BNF

-490 Douris Dessin central d'une Coupe Attique a Figures Rouges, 28 cm Florence, Musee Archeologique

-490 Peinrte de Diosphos Lecythe Attique a figures noires 0 22 m Paris, musee du Louvre

-490 Peintre de Brygos Interieur d'une coupe Attique a Figures rouges 0 36 cm Paris, BNF

-490 Peintre de Sapho Lecythe Attique a Figures noires 0 17 m New York, Metropolitan Museum

-490 Peintre de Syriskos Canthare Attique a Figures Rouge 0 21 m Paris, BNF

-490 Proche du Peintre de Kleophrades Amphore Attique a Figures rouges 0 43 m Vienne, Kunsthistotisches Museum

-490 Peintre de Pholos Lecythe Attique a Figures rouges 27 cm Paris, BNF

-500 Peintre d'Emporion Alabastre Attique a Figures noires 0 15 m Paris, BNF

-500 Peintre de Kleophrades Psykter Attique a Figures Rouges, H 34 cm Princeton, Art Museum

-520 Amphore Attique a Figures noires 0 29 m Paris, BNF

-520 Anonyme Interieur d'une coupe Attique a Figures noires 0 43 m Paris, BNF

-520 Anonyme Hydrie Attique a Figures noires 0 48 m Paris, musee du Louvre

-540 Peintre de Berlin Amphore Attique a Figures noires 0 38 m Paris, BNF

-540 Peintre de Berlin Amphore Attique a Figures noires, Avers 0 38 m Paris, BNF

-540 Peintre des Inscriptions Amphore Chalcidienne a Figures noires 0 41 m Paris, BNF

-560 Peintre des Cavalier Coupe Laconienne a Figures noires diametre 29 cm Paris, BNF

Полностью fotki.com

ornament-i-stil.livejournal.com

Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Древняя Греция известна своим богатым культурным наследием. А особенно популярны и любимы многими греческие вазы, которые сегодня можно встретить в музеях и в коллекциях ценителей эллинской культуры. Сегодня мы рассмотрим виды греческих ваз и основные орнаменты.

Разновидности греческих ваз

Их обилие поражает воображение. Все вазы имеют нестандартную форму и, что особенно присуще грекам, отличаются точностью мелких деталей. Ниже приведены самые популярные виды греческих ваз.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Амфора - богиня греческой керамики

Амфора. Пожалуй, одна из самых известных нам ваз, которая встречается не только у греков, но и у римлян и этрусков (загадочный народ, живший в центре Италии и внезапно исчезнувший с лица Земли). Амфора представляет собой сосуд вытянутой формы с двумя руками на плечиках или на горле. Объем таких изделий колеблется от 5 до 50 л. Зачастую применялись для хранения вина, масла, а порой использовалась в виде сосуда для погребения. Эта греческая ваза обычно изящно расписана традиционными узорами. По форме амфору также напоминает стамнос.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Вазы, популярные в Древней Греции

Алабастрон – сосуд, по форме напоминающей грушу с округлым дном. С помощью вертикальной подставки может стоять вертикально. Использовались чаще всего женщинами для хранения пахучих жидкостей. В Египте подобные сосуды изготавливали из алебастра, откуда и были позаимствованы форма и название алабастрона.Аскос – сосуд причудливой формы: плоский с ручкой на носике (носиков может быть несколько). Применяли такоие емкости для хранения масел и заправки масляных ламп.Греческая ваза, известная как кратер – сосуд, предназначенный для перемешивания вина с водой. Изготавливался он из глины и металла, реже – из мрамора. Это достаточно объемный сосуд с устойчивой ручкой, колоколообразным или шарообразным телом и двумя ручками по бокам. По форме схож с диномосом, который тоже использовали для напитков.Лекиф – изящная ваза с узким горлышком и короткой ножкой. В ней хранили оливковое масло, а позже стали применять в качестве погребального дара. Ассоциируется с неженатым мужчиной в свадебных погребальных обрядах.Ойнохоя – кувшин с одной ручкой и тремя носиками, имеющий округлую форму. Использовался для вина и позволял наполнять сразу три чаши.Ниже вы можете видеть фото греческих ваз, описанных в этой статье.

Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыГидрия, или кальпида – кувшин для воды с объемным телом и узким носиком, с маленькими выступающими ручками в количестве трех (последняя – чтобы удобнее было наливать воду в сосуд). Гидрия активно использовалась для воды, захоронения праха и во время жеребьевки.Киаф – сосуд, напоминающий по форме чашку с необычной ручкой. Использовался в качестве черпака для вина.Скифос, также именуемый кубком Геракла, - это небольшая чаша с двумя ручками и устойчивой ножкой, используемая для питья. По легенде, из такой же чаши пил сам Геракл.Бавкалид (или псиктер) – греческая ваза, по форме напоминающая гриб, которая была особенно популярна в Аттике. Псиктер отличается высокой узкой ножкой и шарообразным телом с толстым горлышком. Использовался для охлаждения вина – наполнив, его ставили в холодную воду.Канфар – объемный сосуд на тонкой ножке и с двумя изящными ручками по бокам. Его изготавливали из обожженной глины или металла. Считалось, что из него пьют греческие боги, особенно часто с канфаром изображался бог виноделия Дионис.Ритон – необычный сосуд воронкообразной формы со скульптурой головы животного или даже человека. Он стоит на толстой подставке и имеет широкое горлышко. Использовался для питья и в качестве ритуального сосуда для жертвоприношения. Изготавливался из металла, глины, рога или даже золота.Лекана – чаша в виде круглого приплюснутого сосуда с тонким горлышком и толстыми короткими ручками. Ее предназначение пока точно не установлено – возможно, она служила для хранения масла или пищи. Маленькая чаша подобной формы, соответственно, называлась леканидой.Килик – плоский сосуд округлой приплюснутой формы на тонкой грибовидной ножке. Маленькие ручки по бокам не выходят за пределы кромки самого килика. Использовался для игры в коттаб и для напитков.

Рисунки на греческих вазах

Греческую вазопись подразделяют на несколько периодов. Первый, минийский период, характеризуется отсутствием каких-либо рисунков на сосудах. А вот микенская керамика, появившаяся во время прихода греков на материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже – животные, люди, корабли.Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыНекоторое время, с закатом микенской культуры, греческие вазы были напрочь лишены орнаментов, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. С течением времени орнамент греческих ваз менялся, его заменяли то одни, то другие сюжеты, присущие разным эпохам.Во время расцвета геометрики узоры усложняются, становятся все более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика – умельцы изображают на керамике богов и мифических существ.Греческие вазы расписывают самыми разными орнаментами, но есть классические узоры, которые активно использовали не только для украшения керамических изделий, но и в дизайне интерьера, одежды и даже аксессуаров. Ниже предоставлено описание четырех символов, которые до сих пор используют для росписи и дизайна. Некоторые из них имеют свою символику, над решением которой историки бились долгое время.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Меандр: от древности к современности

Меандр - пожалуй, один из самых популярных у древних греков символов. Практически ни одна ваза в греческом стиле не обходится без этого узора. Он представляет собой симметричную изломанную линию с прямыми углами. Меандр находили даже на бытовых предметах эпохи палеолита. Историки долгое время бились над решением вопроса: о чем он говорит, когда им расписана греческая ваза?Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыИнтерпретируют его по-разному, но чаще всего греки ассоциируют его с непрерывным движением, добродетельной жизнью (изломанные углы). Согласно другой версии, меандр символизирует поражение богов, словно говоря, что смертный может совершить невозможное. Также есть версия, что это символ реки Меандра, протекающей на юго-западе Турции. Она отличается извилистостью и имеет похожий узор.Сегодня меандр – это символ Солнца, благополучия, божественной благодати.В настоящее время его активно применяют для украшения интерьера жилища. Он может присутствовать в деталях, придавая им особую изюминку. Также меандр можно встретить на напольном покрытии, текстиле, он особенно популярен в оформлении ванных комнат. Дизайнеры утверждают, что наиболее выигрышные цвета при использовании этого символа – контрастные черный и белый.Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыСуществует множество видов меандров, каждый из которых схож в одном – изломанная линия с повторяющимися симметричными изломами.

Спираль - изящество и символизм

Бесконечная спираль у греков означает жизнь, развитие, движение. Спираль, закрученная по часовой стрелке – атрибут богини Афины, а против часовой – повелителя морей Посейдона. Мотив был популярен у греков, являя собой элемент изысканности, потому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды, посуды. Часто встречаются греческие вазы с узорами в виде спирали в разных ее формах.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Пальметта - природный мотив

Пальметта – пальмовый лист, собранный в веер. Этот растительный орнамент позже вошел в основу геральдической лилии (флёр-де-лис).Вероятно, символ был позаимствован греками у египтян. Сама по себе пальметта не несет особого смысла и является лишь красивым украшением. В древние времена ее использовали для оформления зданий, колонн и даже надгробий. Правда, греки добавили пальмовому листу изысканность и утонченность, которой ей не хватало на родине – Востоке.Греческая ваза: виды, орнаменты и узоры

Акант - символ победы

Акант – растительный символ, имеющий свою историю. Орнамент получил свое название от растения, встречающегося на Средиземноморье. Символ, согласно легенде, появился благодаря архитектору Каллимаху. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел могилу молодой девушки с корзиной вещей, которую оставили для нее родные. Эту корзину обвил акант, и Каллимах решил использовать увиденное в качестве символа для капителий Коринфского ордена. И хотя таким узором зачастую украшали здания, на греческих вазах это изящное растение также встречается.Греческая ваза: виды, орнаменты и узорыКак и другие растительные символы, акант символизирует жизнь и рост, но при этом греки ассоциирует его и с победой, преодолением жизненных препятствий.

Заключение

Издавна греческие сосуды расписывают как сложными сюжетами и орнаментами, так и простыми рисунками. Изучая роспись греческой вазы, можно встретить как целые сюжеты, так и сложные орнаменты, порой комбинированные между собой. Сегодня вазопись с греческими мотивами не менее популярна.

www.aktivno.net

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИПРА-2 - Орнамент и стиль в ДПИ

Marion_colour_06_top(NB: 13 октября сего года в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка "Искусство древнего Кипра". Большинство приводимых на фото ваз входят в коллекцию ГМИИ и будут представлены на этой выставке.)

ВАЗЫ С ТЕРРАКОТОВЫМИ ФИГУРАМИ ИЗ МАРИОНА(11- 8 вв. до н.э.)

Когда мы думаем об античном искусстве, то прежде всего вспоминаем знаменитые произведения греческой архаики и классики – храмы дорического и ионического ордера, скульптуры Мирона, Поликлета и Фидия, вазы чернофигурного и краснофигурного стиля. Но, обращаясь к искусству Кипра этого периода, мы с удивлением узнаем, что античность может быть и совсем иной. В кипрской керамике и скульптуре cквозь знакомые нам образы греческого искусства явственно проступают черты более древних восточных культур – древнеегипетской, месопотамской, сиро-финикийской. И, в то же время, синтез этих разнородных по происхождению элементов вполне органичен: произведения древнекипрского искусства всегда оставляют ощущение неповторимого своеобразия.

Marion_black&white_01Кувшин с фигурой хоэфоры. Кипр, Марион, 6–5 в. до н.э. Рисунок из книги немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера, 1893.Marion_colour_01Кувшин  с фигурой хоэфоры. Кипр, Марион, 6–5 в. до н.э. Музей Полис Хрисохус. К числу таких произведений относится особый тип керамических ваз эпохи поздней архаики и классики (VI–V вв. до н.э.) – кувшины с хоэфорами: крупные сосуды с яйцевидным туловом на конической ножке и высоким цилиндрическим горлом. Свое название эти вазы получили из-за того, что плечики такого кувшина всегда украшает лепная женская фигурка. «Хоэфора» по-древнегречески означает «несущая погребальное возлияние»; каждая из таких фигурок держит в руке миниатюрный кувшинчик-ойнохою с изогнутым венчиком, который служит основному кувшину сливом. Вазы с хоэфорами чаще всего бывают покрыты красноватой или рыжеватой облицовкой и расписаны темно-коричневой и белой красками. Центральная часть их тулова окружена широким горизонтальным поясом, состоящим из нескольких полос, венчик чаще всего украшен орнаментом в виде фриза из чередующихся белых и темных треугольников, а корень двуствольной ручки – расходящимися по разные стороны от него крупными спиралевидными завитками.Производились кувшины с хоэфорами в Марионе – древнем поселении возле современного города Полис Хрисохуc на северо-западе острова. К концу VII века до н.э. это поселение превратилось в процветающее государство с развитой торговлей и местными ремеслами. Особенно интенсивными становятся его торговые связи с Ближним Востоком и Египтом; в то же время, тесные контакты устанавливаются и с греческим миром, в частности, с Кикладами и Аттикой. По всей видимости, основную роль в процветании и росте благосостояния Мариона сыграли медные рудники, расположенные в пяти километрах к востоку от него.Археологические раскопки в Марионе ведутся с XIX столетия. У их истоков стоял выдающийся немецкий археолог Макс Онефальш-Рихтер, который в 1893 году издал обобщающий труд о своих открытиях. На страницах книги, где автор представил свой взгляд на развитие и образность кипрского искусства, уделяется немало места и кувшинам с хоэфорами. (Некоторые из опубликованных им ваз этой группы в настоящее время находятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина.) Всего Онефальш-Рихтер обнаружил в Марионе около 50 подобных сосудов и их фрагментов; на сегодняшний день исследователи насчитывают более 300 таких ваз; почти все они происходят из захоронений.Зачем были нужны эти сосуды? Этот вопрос пока не имеет однозначного ответа. Понятно лишь, что они не использовались в быту, а были предназначены для погребального обряда. Фигура хоэфоры, по-видимому, представляет богиню, связанную с загробным миром и совершающую жертвенное возлияние в честь мертвых. Еще в XIX веке выдвигалось предположение, что хоэфоры служат изображением египетской богини Хатхор. Действительно, религиозные представления Египта очень сильно проявляются в кипрском искусстве эпохи архаики, и среди множества прочих мотивов египетского происхождения прослеживается, в том числе, и прямое влияние образа богини Хатхор. В росписях, украшающих вазы с хоэфорами, раскрывается связь женского божества не только с растительным, но и с водным миром. Об этом, в частности, неопровержимо свидетельствуют изображения птиц и растений, связанных с водой. Пример такого изображения дает одна из ваз нашей коллекции, на плечиках которой располагаются стилизованные фигурки длинношеих птиц с массивными туловищами, скорее всего, гусей.Marion_colour_02Верхняя часть кувшина с фигурой хоэфоры и изображением птиц. Кипр, Марион, Конец 6– начало 5 в. до н.э.

Но если в этом примере растительный мотив между фигурками птиц, имеет подчеркнутую вертикальную устремленность и жесткие очертания, образуя орнамент наподобие «рыбьей кости», то на плечиках другой вазы, известной еще по книге Макса Онефальш-Рихтера, мы видим гибкое растение с податливыми стеблями без ярко выраженного главного ствола. На конце каждого из стеблей расположен трехлепестковый цветок.

Marion_black&white_02Верхняя часть кувшина с фигурой хоэфоры и  изображением цветов. Кипр, Марион, 5 в. до н.э. Рисунок из книги  немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера, 1893.

Marion_colour_04_topMarion_colour_04_bottomКувшин с фигурой хоэфоры и изображением цветов: детали. Иллюстрация из книги немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера, 1893.

Marion_colour_03Верхняя часть кувшина с фигурой хоэфоры и изображением цветов - современное состояние. Кипр, Марион, 5 в. до н.э.

Можно предположить, что вазописец стремился изобразить не наземное, а водное растение. Такому впечатлению способствует волнистость стебля, которая, возможно, призвана передать зрительный эффект от ряби на поверхности воды.Следует заметить, что близкие по образному содержанию мотивы с водными птицами и растениями хорошо известны и в росписи египетских сосудов. Один из них, относящийся еще ко II тысячелетию до н.э., можно увидеть на постоянной экспозиции в египетском зале ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Marion_black&white_03Расписной египетский сосуд: фриз с птицей и лотосами. 18 династия, Амарнский период. 1351–1334 годы до н.э.

Однако вазы с лепными фигурками на плечиках типичны именно для кипрского искусства; поэтому можно ограничиться предположением, что хоэфоры, вероятно, представляют синкретический образ, сочетающий черты не только упомянутой египетской богини, но и великого женского божества местного происхождения.

Marion_colour_05Верхняя часть кувшина с фигурой хоэфоры и изображением петуха и цветка. Кипр, Марион, первая половина 6 в. до н.э.

Примером разнородных стилистических влияний служит и еще один кувшин из числа марионских находок Онефальш-Рихтера. Это – самая древняя ваза с хоэфорой в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина; она относится еще к первой половине VI века до н.э. В отличие от двух предыдущих кувшинов, здесь фигура богини сохранилась фрагментарно: лишь нижняя часть одеяния и выступающие из-под него ступни ножек. Но, несмотря на значительные утраты, большой интерес представляет роспись этого сосуда. Как говорилось выше, часто встречающиеся фигурки птиц в декоре кувшинов с хоэфорами почти всегда изображают водных пернатых (обычно гусей, и иногда, сильно стилизованных журавлей). Здесь же перед нами предстают изображения петухов, что является уникальным случаем для ваз этого типа. Исследователи относят эту роспись к так называемому псевдо-чернофигурному стилю, в котором видят признаки греческого влияния (изображения петухов широко известны в аттической чернофигурной вазописи этого периода). О прямом влиянии греческого искусства говорит и орнамент в виде меандра, который нанесен белой краской поверх темной верхней полосы фриза, опоясывающего центральную часть тулова. В то же время, мотив концентрических кругов, многократно использованный в декоре этой вазы, является традиционным элементом кипрского орнамента, и особенно широко распространен в предшествовавшей раннеархаической и геометрической вазописи.

Marion_black&white_04Marion_black&white_05Кувшин без росписи с фигурой хоэфоры: Рисунок из книги  немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера и современное состояние. Кипр, Марион, 5 в. до н.э.

Среди кувшинов с хоэфорами встречаются не только вазы с росписью белой и темной краской, нанесенной поверх красноватой облицовки, но и вазы без росписи. К их числу в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина относится сосуд с однотонной рыжевато-оливковой облицовкой, который, как и два предыдущих кувшина, также известен по публикации Макса Онефальш-Рихтера. Он отличается необычностью формы: очень высокой конусообразной ножкой с прямыми стенками, а также трехствольной ручкой. Среди других сосуд выделяется еще и способом крепления фигуры хоэфоры к тулову: ее нижняя часть не составляет единого массива с плечиками, как почти у всех кувшинов этой группы, а лишь присоединена к нему по бокам; при этом между ее задней поверхностью и стенкой тулова остается большой зазор. Такое слабое крепление служит дополнительным подтверждением того, что мастер совсем не рассчитывал на утилитарное, бытовое использование сосуда, а изначально создавал его только как погребальный предмет.

Чрезвычайно близок к кувшинам с хоэфорами и другой, существовавший параллельно с ними тип сосудов, известный по находкам в Марионе. Они также происходят исключительно из погребений, и, очевидно, имеют сходное ритуальное назначение. Речь идет об аналогичных вазах, где слив на плечиках оформлен не в виде кувшинчика-ойнохои, а в виде головы быка.

Marion_black&white_06Marion_black&white_07Marion_black&white_08Кувшины с протомами быков. Кипр, Марион, 6–5 в. до н.э.

Вполне вероятно, что здесь мы сталкиваемся с откликом представлений крито-минойской религии о богине-матери и ее божественном супруге-быке, воспринятых на Кипре еще в эпоху бронзового века. Эти представления находят широкий отклик и в более поздней греческой мифологии. Действительно, известны даже несколько кувшинов, где рядом со сливом в виде бычьей головы находится и фигура самой богини, причем ее рука покоится между рогами животного. Но такие вазы большая редкость; в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина они отсутствуют.

Marion_black&white_09Игра с быком. Фреска из дворца в Кноссе, Крит. 1-я половина 15 в. до н.э.

Судьба ваз с терракотовыми фигурами из коллекции Берлинских музеев.

В составе античной коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина находится большая группа памятников, происходящих из бывшего собрания Берлинских музеев. Большинство из них оказались разрушенными в конце Второй мировой войны. В мае 1945 года, незадолго до окончательного взятия Берлина и капитуляции Германии, в берлинском пригородном районе Фридрихсхайн, в противозенитном форте, где была укрыта от налетов с воздуха значительная часть музейных ценностей, произошел мощнейший взрыв. Этот фашистский диверсионный акт полностью уничтожил или непоправимо изуродовал огромное число уникальных экспонатов.Работа по восстановлению античных ваз и терракот, пострадавших во время взрыва бункера во Фридрихсхайне, идет в нашем музее с 2003 года. Важнейшие результаты этой работы были продемонстрированы широкой публике на выставке «Археология войны. Возвращение из небытия», проходившей в 2005 году. Среди экспонатов было представлено множество античных подлинников, замечательных памятников древнекипрского искусства, которые впоследствии вошли в состав постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Однако значительная часть коллекции, находившейся некогда в собрании Берлинских музеев, к моменту проведения выставки «Археология войны…» все еще представляла собой множество разрозненных и беспорядочно перемешанных фрагментов. Большинство из них подверглось воздействию бушевавшего в бункере пожара: многие утратили свой первоначальный цвет – были закопчены или залиты расплавленным битумом. Ряд памятников и их фрагментов претерпел необратимые деформации в результате воздействия высоких температур. Среди них находились и осколки ваз с терракотовыми фигурами из Мариона.

В последние несколько лет научные сотрудники и реставраторы музея упорно работали над их восстановлением, но, к сожалению, многим из них уже невозможно придать первоначальный вид. Так, на первой из рассмотренных здесь ваз с хоэфорами, расписанной фигурками птиц, сильно осыпался поверхностный слой, в результате чего сохранились лишь очертания некогда яркой и многоцветной росписи. Фрагмент вазы с изображением трехлепестковых цветов на волнистых стеблях частично сохранил полихромную роспись, но сильно растрескался во время пожара. Значительно пострадал сосуд с изображением петуха и цветка: сравнение с сохранившимся рисунком XIX века показывает, что до нас дошла лишь часть его фрагментов, а, роспись, выполненная белой краской, на значительной части его поверхности утратила свой первоначальный цвет и потемнела, став почти черной. Цветок и сама фигура петуха теперь с трудом различимы.

Marion_colour_06_topMarion_colour_06_bottomКувшин с фигурой хоэфоры и изображением петуха и цветка: 1) Иллюстрация из книги немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера, 1893.2) Фрагменты кувшина в процессе реставрации.

Кувшин без росписи собран из многих десятков фрагментов, и форма его полностью восстановлена, однако обмазка во многих местах утрачена, а от фигуры хоэфоры сохранилась лишь нижняя часть. Вазы с протомами быков также сильно пострадали от пожара, и были очищены от следов копоти лишь в результате сложных реставрационных процессов.

Тем не менее, для сотрудников музея чрезвычайно важно, что вазам с терракотовыми фигурами, впервые опубликованным немецким археологом Максом Онефальш-Рихтером, спустя более полувека после произошедшей с ними катастрофы дана вторая жизнь. Уникальные памятники, которые считались безвозвратно утерянными, пусть в неполном и сильно пострадавшем виде, все же возвращены в научный оборот, и их снова может увидеть широкая публика. Это вселяет оптимизм, и надежду, что работы по восстановлению античных памятников, которые продолжаются и по сей день, ведутся не напрасно.

По теме см. также мой старый пост

ornament-i-stil.livejournal.com

Особенности древнегреческого орнамента - ИЗО

Тема: Особенности Древнегреческого орнамента.

Методические рекомендации: Данный урок проводится в 5 классе в III четверти в разделе «Декор. Человек и общество» наряду с изучением раздела «Древняя Греция» на уроках истории. Проводится после урока – обзора «Образ Древней Греции». Вначале идёт знакомство с особенностями греческого орнамента, его главными правилами и видами. На данном уроке необходима наглядность, раздаточный материал. Вазопись вбирает в себя наглядность, красочность, доступность. По замыслу учителя работы учащихся станут частью коллективного труда (бордюр для коридора). При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории. Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии и музыки здесь не обойтись. Детей надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе.

Цели: Развивающая: Развивать творческую фантазию, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Образовательная: Формировать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству Древней Греции; навыки работы с художественными материалами в различных техниках.

Воспитательная: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства;

проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию Древней Греции.

Оборудование и материалы:

1.Плакаты – таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз, древнегреческого орнамента и сюжетов.

2.Иллюстративный материал с изображением сосудов различной росписи.

3.Художественные материалы простой карандаш, чёрный фломастер, цветная принтерная бумага, трафареты, линейки.

4.Силуэтные заготовки табличек с вариантами орнамента.

5. Презентация «Древнегреческие орнаменты»

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.

Формы урока: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация мотиваций опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

Презентация – «Древнегреческие орнаменты»

4. Физминутка.

5. Практическое выполнение задания.

6. Рефлексия.

7. Выставка работ.

8. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация мотиваций опорных знаний

Звучит мелодия «Сиртаки».

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» – подумали мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись... И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

...То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза –

с рисунком-рассказом.

Учитель (зачитывает эпиграф). Я прочитала вам строчки из книги «Что я видел в Эрмитаже». Это отрывок из стихотворения Олега Тарутина «Античные вазы». Как вы думаете, почему я взяла эти строчки эпиграфом к сегодняшнему уроку, ведь наша тема – Древнегреческие орнаменты?

Ученики. Потому что эти вазы украшены рисунками.

III. Изучение нового материала

Учитель. Да. К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады.

Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.

Мысленно перенесемся в центр Древней Греции, в город Афины, в один из его кварталов – Керамик. От  названия афинского  предместья  Керамик,  где работали искусные гончары, произошло слово …

- Кто догадался, какое? (керамика)

- Правильно.  Что оно означает? (ответы детей)

 - Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины,  и само гончарное искусство.

(Просмотр фотографии с видом Керамика.)

Вспомните, что вам известно из истории об этом районе.

Ученики. Узкие немощёные улочки. Тротуаров не было. Горожане вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.

Учитель. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Греции, здесь жили гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

А теперь посмотрите на эти вазы. Какую особенность вы можете отметить?

(Показ презентации и беседа по ходу показа слайдов)

Ученики. Разнообразие форм.

Учитель. Ох, уж эти греки, они во всем следовали закону функциональности! Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем вместе выявить назначение этих ваз.

Какой из сосудов пригоден для хранения вина, зерна, растительного масла и меда? И почему?

Ученики. Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками. Если вдруг она упадет, зерен высыплется немного, так как у нее узкая шейка.

Учитель. А из какого сосуда греки пили вино?

Ученики. Из килика. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, ее удобно держать.

Учитель. Да, греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой?

Ученики. Кратер. Он объемный.

Учитель. Когда греки готовили вино, им приходилось его охлаждать. Как вы думаете, какой сосуд подходит для этого?

Ученики. Псиктер.

Учитель. За пресной водой надо было ходить к источнику, роднику. В каком сосуде было удобно нести ее домой?

Ученики. В гидрии – у нее две горизонтальные ручки и третья – вертикальная. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода».

Учитель. И наконец, сосуд лекиф – высокий, удлиненный. Он служил для хранения душистого масла, благовоний. Вообще у греков было более ста разновидностей сосудов. Мы познакомились только с некоторыми из них. Зарисуйте их схематично в своих тетрадях и напишите, как они называются.

(Обучающиеся выполняют задание.)

Амфоры

Кратер Лекиф

Учитель. - На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину   - сюжетную роспись.

Учитель. - Что украшали на вазе  орнаментом?  (Орнаментом украшали ножку и горлышко.)

(Показ орнаментов).

Учитель. - Часто  орнамент  представлял собой узор из листьев,  которые напоминают   пальмовые листья,  – пальметта.

Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным–давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент – меандр.

Любили греки изображать волну, бутон лотоса.

Ионик, овы – орнамент из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамлённых листьями.

Плетеные узоры и косы – эти и другие орнаменты можно встретить и на одежде, и на архитектурных сооружениях. Оно было освоено и Древним Римом. Древнегреческий орнамент ритмичен, и строится по горизонтали. Он был особенно выразителен в сочетании с вертикальным направлением линии драпировки одежды и подчёркивал красоту и пластику движений.

Главное правило греческого орнамента – симметрия и соразмерность.

Формы орнамента варьируются и комбинируются до бесконечности.

IV. Физминутка

Все ребята дружно встали, И на месте зашагали,Пальцы сжали и разжали, Головою покивали, покачали,Руки вверх и потянули, потянули, потянули.Отдохнули? Отдохнули.

О сюжетной росписи древнегреческих ваз мы поговорим на следующем уроке. А сейчас вам предстоит выполнить эскиз бордюра для украшения школьного коридора к «Вечеру встречи». Пусть гости нашей школы порадуются за ваши работы и оценят их, ведь каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. А пока будете работать, подумайте над защитой своего бордюра, ответив на вопросы:

В каком стиле вазописи вы выполнили свою работу?

Какой орнамент использовали?

Какой цвет выбрали? Почему?

Кого поблагодарите за помощь и сотрудничество?

 V. Практическая работа.

Перед вами на столах лежат расчерченные листы бумаги, трафареты для выполнения орнамента, линейки, карандаши и фломастеры. Сначала вы делаете зарисовки карандашом, а потом обводите черным фломастером. Выполняя растительный орнамент, пользуетесь трафаретами, обводя их карандашом, а геометрический – линейкой.

Помните, что вы сегодня выполняете образцы орнамента, который будет использован в украшении коридора. Поэтому надо работу выполнить очень аккуратно, точно. В этом нам поможет линия симметрии – это линия, которая делит ту или иную фигуру на две равные и похожие части.

VI. Рефлексия

    • Вам понравилось на сегодняшнем уроке?

    • Что вы узнали нового и интересного для себя?

    • Что такое керамика?

    • Какие керамические изделия вы знаете?

    • Назовите три вида древнегреческих ваз.

    • Назовите основные виды росписи древнегреческих ваз. В чем их отличия?

Или можно предложить тест

1. Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда произошло это название:

а) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий;

б) от названия материала, из которого изготавливались изделия;

в) от названия места, где осуществлялось гончарное производство;

г) от имени мастера этого ремесла;

д) от названия одного из гончарных изделий.

2. Как назывался древнегреческий сосуд для воды, обычно с двумя боковыми ручками и третьей, большой, ручкой на горле?

а) Амфора;

б) пифос;

в) кааф;

г) гидрия.

3. В Древней Греции так называлась чаша для вина с двумя тонкими горизонтальными ручками и стройной ножкой.

а) Амфора;

б) пратер;

в) лепиф;

г) килик.

4. Сосуд, в котором древние греки смешивали вино с водой.

а) Амфора;

б) пратер;

в) лепиф;

г) килик.

5. Пифос – это:

а) большой керамический сосуд для хранения зерна, вина, масла;

б) купольная постройка, одна из плит гробниц;

в) прямоугольное в плане помещение;

г) сооружение со сложным запутанным планом.

6. Гиматий – это:

а) головная повязка жрецов Древней Греции;

б) древнегреческий духовой музыкальный инструмент;

в) плащ из прямоугольного куска шерстяной ткани, который греки носили поверх хитона;

г) орнаментальное украшение в виде завитка или спирали в ионической капители.

7. Как называется орнамент,  представляющий собой узор из листьев?  

а) меандр

б) пальметта

в) ионик

г) коса

8. Главное правило греческого орнамента.

а) красота

б) симметрия

в) беспорядочность

г) соразмерность

9. Что украшали на вазе  орнаментом?  

а) тулово

б) ножку

в) горлышко

г) дно

VII. Выставка работ.

Выставка и защита работ обучающихся.

VIII. Подведение итогов.

Список литературы

1. Большая серия энциклопедий. Изобразительное искусство/- М.: ООО «Мир книги». 2004.

2. Ватагин А.А. «История древнего мира», 5 класс, «Просвещение» 2013.

3. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура» 7-9 класс, « Дрофа», 2009.

  1. Колпинский Ю.Д. «Искусство древней Греции». Москва. Издательство Академии художеств СССР. 1961

  2. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2002 «Дошкол. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984.

  3. Сапожникова Т.Б., Коблова О. А. Методика проведения уроков ИЗО по теме «ДПИ в жизни человека» 5-8 лекции. Москва «Первое сентября» 2007.

  4. Соколов Г.И. Искусство древней Эллады. Москва. «Просвещение». 1996.

  5. Ходаковский Е.В. История искусств. Цикл лекций, СПбГУ.

Орнамент всех времен и стилей. - М. Арт - Родник. 2004

Интернет - ресурсы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сайт © Академик, 2000-2010

Ваза, вид сосуда. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сайт © ООО «Кирилл и Мефодий», 1998-2013

МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

КЕРАМИКА

http://schools.techno.ru/sch2529/mxk/keramika/keram4.htm

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30189

http://www.kefa.ru/article/kefa/ke/drevnegre4eckaa_vazopic.htm

http://u4eba.net/sbornikidei/drevnegrecheskaya-keramika-vazopis.html

http://www.dizayne.ru/txt/1hist023.shtml

http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0&fr=web#urlhash=103545647273896945

multiurok.ru