Варианты периодизации древнейшей истории. 1. Варианты периодизации древнейшей истории
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Варианты периодизации истории. Варианты периодизации древнейшей истории


1. Варианты периодизации древнейшей истории. Первобытная эпоха человечества

Похожие главы из других работ:

Завоевание и падение Вавилона

2.1 Начало истории

вавилон семирамида хаммурапи Всю весну и часть лета 539 г.до н.э. персидская армия Кира Великого стояла под мощными стенами Вавилона, надеясь, что голод заставит его жителей сдаться. До этого персы уже покорили Мидию и сказочно богатую Лидию...

Значение "записок" Цезаря в изучении военной организации Римской армии

Глава 2. “Записки” Цезаря - основной источник по истории галльских воин и истории гражданской войны в Риме

Признанный факт, что основным источником по истории галльских войн были, есть и будут «Записки» Цезаря, т. е. «Commentarii de Bello Gallico». Вся параллельная традиция очень не богата и в конечном счете зависит от тех же «Записок». Они публиковались...

Значение история

4. Методы истории

исторический марксистский демографический экономический Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами...

Крито-Микенская цивилизация

Глава 4. Культура Древнейшей Греции

...

Культура Индской цивилизации

2. ЗАРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Четыре тысячи лет назад, в бассейне Инда, была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет, а в ряде отношений и превосходившая их...

Октябрьская революция 1917 г.

1.2. Февральская революция1917 года. Варианты развития

23- 27 февраля 1917 года система социально-экономических и общественно- политических противоречий, обостряемых неслыханными бедствиями импе-риалистической войны, взорвалась стихийными выступлениями масс...

Первобытная эпоха человечества

Периодизация древнейшей истории

Первый этап в развитии человечества - первобытно - общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн...

Политические партии России начала XX века

3. Либеральные варианты преобразования России

Издание Манифеста 17 октября 1905 г. активизировало поляризацию сил в либеральной среде. В результате была создана не одна либеральная партия, как это предполагалось ранее, а несколько: кадеты, демократических реформ, свободомыслящих...

Причины, начало, этапы гражданской войны в советской России

1. Причины Гражданской войны и интервенции. Проблема периодизации войны

Что привело Россию к войне, каковы ее истоки, причины? Однозначных ответов на этот вопрос нет, как и нет единого мнения о начале и конце войны, а значит и ее периодизации. Прежде чем перейти к причинам войны в России...

Проблемы периодизации гражданской войны постсоветского периода

Глава 1. Проблема периодизации гражданской войны на Дону в советской историографии

...

Проблемы периодизации гражданской войны постсоветского периода

Глава 2. Проблемы периодизации гражданской войны постсоветского периода

историк эмигрант война...

Проблемы периодизации гражданской войны постсоветского периода

2.1 Вопросы периодизации гражданской войны на Дону в 90-е гг. XX века в исторической науке

В 90-е годы в институте российской истории РАН была предложена новая периодизация истории Гражданской войны в России. Она охватывает период с октября 1917 г. по 1922 г...

Происхождение и гибель Атлантиды

Основные варианты местонахождения

Как и в случае с датировкой - мнения расходятся. Многие из атлантологов, которые верят дате Платона - 9500 лет до н. э., считают, что Атлантида находилась в Атлантическом океане. Следовательно, искать, останки в знак доказательства её существования...

Салтово-маяцкая культура

1.1 Варианты салтово-маяцкой культуры

Толчком к формированию в научной литературе понятия «салтово-маяцкая культура» послужили открытие и последующие раскопки в начале XX в. нескольких лесостепных и степных памятников Восточной Европы. Все они, судя по находкам...

Славянский костюм IX-XI вв. (Смоленско-Полоцкие кривичи)

3.1 Варианты покроев костюма и его атрибутов

В зависимости от региона, на котором проживало то или иное племя, а также состоятельности каждой семьи или отдельного человека существовали различные варианты одежды. 1. ВРЕТИЩЕ - грубая ткань, рогожа, мешковина. 2. РУБ - кусок ткани...

hist.bobrodobro.ru

Варианты периодизации истории

Большую роль в истории играют хронологии.

Гесиод в жизни человеческого рода выделял 5 веков: «божественный», «золотой», «серебряный», «медный», железный».

Пифагор считал, что всё в мире, в том числе и исторический процесс, развивается по законам цикличности, переживая зарождение, расцвет и гибель.

Б. Гильдебранд видел исторический процесс как смену господствующих типов хозяйства: натуральное → денежное → кредитное.

Л.И. Мечников в качестве основания для периодизации выбрал водные пути. Сперва человечество переживало речной период (древние цивилизации, существующие в долине крупных рек – Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, Янцзы и др.). Затем его сменил средиземноморский (период поздней античности и Средних веков Средиземноморье было одним из наиболее высокоразвитых регионов мира). Далее был океанический период – эпоха великих географических открытий, когда на смену каботажным плаваниям вдоль морских побережий пришли плавания по океану, положивший начало Новому времени.

К. Маркс и марксисты говорили о сменяющих друг друга общественно-экономических формациях (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

А. Тойнби говоря о десятках цивилизаций, жизнь которых хотя и подчинена действию циклов зарождения, расцвета и гибели, тем не менее, не является фаталистом, когда допускает возможность продлить/сократить жизнь цивилизации через адекватный/неадекватный Ответ на Вызов природной или экономической среды или человеческого окружения.

Большинство современных социологов рассматривает человеческую историю как последовательно сменяющие друг друга стадии: традиционное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Большинство же современных отечественных историков придерживается схемы первобытная эпоха → древний мир → средние века→ Новое время → Новейшее время.

С целью синхронизации различных вариантов периодизации, по мнению автора, необходимо процесс культурного развития человечества показать, увязав воедино смену стадий технологического развития (присваивающее хозяйство, аграрная цивилизация, индустриальная цивилизация, постиндустриальная цивилизация), общественно-экономических формаций (первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй, коммунизм), культурных стратегий (традиционализм, модерн, постмодерн) и исторических эпох (архаическая эпоха, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время). Причем, надо особо отметить, что этот процесс протекает нелинейно, в виде диалектической спирали, переходя с этапа на этап через тесно связанные между собой социальные, технологические и культурные революции. Первая такая революция («неолитическая революция») произошла около IY тыс. до н.э. и означала переход от присваивающего к производящему хозяйству, к более дифференцированному разделению труда, к усложнению социальной организации, что позволило не только выйти на более высокий уровень технологического развития (к обработке металлов), но и осуществить переход от примитивного к классовому обществу, от варварства и дикости к цивилизации. Вторая революция данного типа была осуществлена в XYII-XYIII вв. и являла собой переход от аграрной цивилизации к индустриальной, от феодализма к капитализму, от традиционализма к модернизму, от средневековья к Новому времени. Третья революция приходится на 60-е годы ХХ века, и носит название «научно-технической революции», когда наука становится активной производительной силой, осваивающей космос, проникающей в микромир, создающей «виртуальное пространство», когда активно формируется «экономика знаний», когда информация становится капиталом, когда востребуется качественно новый тип работника – с преобладанием творческого начала, когда объем инноваций за эти несколько десятилетий равен объему инноваций за несколько предшествующих веков, но в то же время, ослабевают вера в прогресс, в рационализм, в политические идеологии и СМИ как мобилизующий фактор.

При этом надо обратить особое внимание на историческую синхронизацию различных терминов и явлений социокультурного характера. Например, «каменный век», «первобытно-общинный строй», приходятся на период «архаической культуры». На стадии «традиционного общества» существовали рабовладельческий строй и феодальный строй, описываемые историей древнего мира и историей средних веков. А культурная стратегия модерна, зарождение которой произошло в эпоху Возрождения и Реформации (XIY-XYI вв.) - эпоху перехода от средневековья к Новому времени, способствовала совершению промышленного переворота, а также буржуазных революций XYII-XYIII вв.. Синхронно существуют постмодерн и постиндустриальное общество… Что касается попыток некоторых ученых провести параллели между постиндустриальным и грядущим коммунистическим обществом, где на смену рыночным отношениям приходит экономика «человеческого капитала», то данные утверждения требуют серьезной проверки временем, как и установление даты начала Новейшего времени (1917, 1918, 1960-е годы 1991 год…).

studfiles.net

Вопрос 1

Предмет исторической науки. Хронология и периодизация истории.

История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

Методы изучения исторического процесса.

1) Сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.

2) Хронологический метод – ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний.

3) Проблемно-хронологический метод – позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Ряд исследователей (например, А.И. Зевелев) считают хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала, а не исследования прошлого исторической науки.

4) Метод периодизации, который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре.

5) Метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни, знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки.

6) Метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.

Периодизация истории

Периодизация — очень эффективный метод анализа и упорядочения материала. Через периодизацию можно более глубоко показать соотношение развития исторического процесса в целом и отдельных его аспектов. Она обладает большим эвристическим потенциалом, способна придать стройность теории, во многом структурирует её и — главное — даёт ей шкалу измерения.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация — это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов — божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее:

зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше.

Свой вариант периодизации по типу -хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812—1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

В советский период, особенно в 30—50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих белых пятен, т.е. запрещенных тем в изучении отечественной истории.

Русский ученный Л.И. Мечников (1838—1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

Маркс исходя, из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно -общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же "циклов" круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории — англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, — в Австралии, Африке, Америке, Сибири

Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно,

Европейский (прогрессивный). В его основе — идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не само реализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:

традиционное общество;

период предпосылок или переходного общества;

период "взлета" или сдвига;

период зрелости;

эра высокого массового потребления.

Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает "английско -американский образец". В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией — на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

В учебнике "Всемирная история" принята следующая периодизация:

Первобытная эпоха Древний мир Средневековье Новое время Новейшее время.

studfiles.net