В древней спарте илоты. Илот - это раб Древней Спарты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Илот - это раб Древней Спарты. В древней спарте илоты


Как жили в древней Спарте

Как жили в древней Спарте

Потомки Геракла, спартанцы, были идеальными воинами. Они жили войной, и именно как воины вошли в историю. Такая слава породила о Спарте и ее гражданах множество исторических мифов.

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов — физически или умственно неполноценных «граждан».

Спаситель Греции

Спартанцы не строили никаких оборонных стен вплоть до II века до н. э., что является лучшей демонстрацией их боеспособности и бесстрашия. По сути, в Элладе не было врага, имеющего шансы сломить Спарту в период ее расцвета. Спарта обладала и самыми большими территориями среди греческих земель – около 8000 квадратных километров.

Укреплению внешнеполитической позиции поспособствовала инициатива Спарты в создании Пелопонесского союза, призванного защищать как внешние границы Пелопонесского полуострова, так и саму Спарту от бунта илотов.Дальнейшую роль этого государства в истории Древней Греции трудно переоценить.

Нарастало могущество Персии, и в 490 году состоялась знаменитая битва при Марафоне, в которой афиняне одержали сокрушительную победу над войсками Дария. После чего персидский царь решил собрать огромную армию, вернуться и взять реванш. Уже его сын, Ксеркс, в 480 году двинулся с многочисленным войском на греков – как по суше, так и по морю. И теперь без спартанцев персидские силы сдерживать было невозможно.

Множество жителей греческих полисов присоединялись по пути к армии персов, и сражались против других греков, действуя по принципу «враг моего врага – мой друг». Геродот уделил огромное внимание этому эпизоду греко-персидских войн, а в особенности победе афинян в морском бою при Саламине в 480 году и героическому подвигу спартанцев в битве в Фермопильском проходе (те самые «300 спартанцев»).

В решающем сражении при Платеях в 479 году спартанцы также сыграли главную роль. Таким образом, можно сказать, что именно Спарта вместе с Афинами отразила нападение Персии и выиграла войну. Благодаря усилиям превосходно подготовленной спартанской армии, греческая культура смогла достигнуть своего расцвета. И если бы не Спарта, мы бы сейчас, возможно, не знали классической греческой философии и театра.

Закат Спарты

После войны с персами начались неизбежные войны спартанцев с Афинами за гегемонию на территории Греции. Спарта в итоге победила, однако ее господство продлилось недолго.

В 260-х годах государство разбили варвары-герулы. С этого времени Спарта постепенно стала превращаться в своего рода пародию на саму себя, музей своего же прошлого, о чем упоминает Плутарх. Древнегреческий философ рассказывал, как в 100 году н. э. он наблюдал бичевание спартанских юношей на потеху туристов, которым демонстрировали якобы спартанские обряды, расхожий в обществе миф (к созданию которого Плутарх лично приложил руку).

После захвата Эллады римлянами только Афины и Спарта из всех древнегреческих полисов получили определенную независимость от Рима. Так древняя слава Спарты сослужила ей последнюю службу. Закат Спарты произошел тихо и постепенно, однако стоит помнить, что она дала миру не только превосходных, вошедших в историю воинов, но и поэтов – таких как Тиртей, воодушевивший спартанцев своими стихами во время похода на Мессению, и Терпандр, усовершенствовавший лиру и придумавший номы. Впрочем, последний пришел в Спарту с острова Лесбос, а Тиртей, хромой учитель, был отправлен в Спарту афинянами.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Илот - это раб Древней Спарты

Образование 22 февраля 2015

Илот – это коренной житель Мессении и Лаконии. Каждый из них был покорен дорийцами и являлся рабом Спартанского государства.

Кто такие илоты

илот это

Греческие племена дорийцев, которые пришли с Балканского полуострова, сделали рабами проживавшее в этой области население греков, а земли, которые давали хороший урожай, забрали себе. Как ни странно, но завоевателей было меньше, чем коренного населения, которое было покорено. Они обосновались все вместе на реке Эврот, где и образовался город Спарта. Завоеватель начал именовать себя спартанцем, а илот – это местный житель, которого он захватил.

В Афинах после реформ Солона все рабы были чужеземцами, то есть не греческого происхождения. А илот – это тот же грек. И говорил он на одном языке со спартанцем. Поэтому такое положение вещей вызывало недовольство демоса по всей Греции, так как тогда считалось, что в качестве рабов могут быть только чужеземцы, но ни в коем случае не греки.

кто такие илоты

Место илотов в Спарте

Земля, захваченная спартанцами, была разделена между их семьями. Каждая из них получила примерно одинаковые участки, которые именовались клеры (или клары по-дорийски). Однако семья не имела права их подарить или продать. Владение клером – это неотъемлемый признак гражданских прав у группы правящих спартанцев.

Илоты в спартанском государстве были, как говорилось ранее, рабами и поэтому они работали и жили на земле, принадлежащей спартанцам, которые в свою очередь занимались только военным делом.

илоты в спартанском государстве были

Илоты проживали в маленьких поселках, расположенных по всей стране. Занимались выращиванием хлеба и овощей, оливок, винограда, а также выращивали скот, привозили в Спарту все нужные продукты для спартанцев.

Илоты выплачивали владельцу участка, на котором они проживали натуральный оброк, который представлял собой определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Этот самый оброк составлял по примерным подсчетам около половины всего собираемого урожая. Был принят закон, в котором говорилось, что владелец земельного участка не имел права брать свыше установленной нормы.

Илот – это «захваченный» в переводе с греческого языка. Этим людям не давали права беспрепятственно передвигаться по стране, которая ранее принадлежала их предкам. Однако они могли заводить семьи и получали оплату за свой труд. Каждый из илотов был собственностью не какого-то отдельного спартанца, а всего государства в целом. Владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права на продажу или лишение их жизни.

Спартанцы же обращались со своими рабами-илотами довольно жестоко и грубо, глумились над ними. Положение их было достаточно тяжелым. Поэтому илоты пытались поднимать восстания. Чтобы избежать этого, правительство Древней Спарты часто проводило краптии – это массовые убийства. Уничтожали тех илотов, которые были наиболее опасными или неблагонадежными. Это массовое истребление безоружного населения рассматривали тогда как тренировки перед войной для молодых спартанцев.

Видео по теме

Заключение

Таким образом, илоты являлись низшим сословием в Древней Спарте. Они были сильно ограничены в своих правах, если сравнивать их со спартанцами. Они не могли владеть оружием и служить в армии. Главной задачей государства являлось держать в повиновении и страхе всех илотов. Однако в случае военных действий илоты были обязаны воевать на стороне Спарты.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Рапсодия - это продолжение древней традиции. Трансформация жанра в инструментальной музыкеИскусство и развлечения Рапсодия - это продолжение древней традиции. Трансформация жанра в инструментальной музыке

Когда-то давным-давно, ещё в Древней Греции, существовали народные певцы-сказители, которые назывались рапсодами. Они сами составляли эпические поэмы, ходили по улицам и нараспев их исполняли перед народом, аккомпанир...

Бурлак – это раб или профессиональный работникОбразование Бурлак – это раб или профессиональный работник

Слово «бурлаки» у современного россиянина ассоциируется с образом ватаги бородатых изнеможённых мужиков в ободранной одежде, которые упорно пытаются тянуть лямку с баржей, находящейся где-то на заднем план...

Народный трибун - это... История Древнего РимаОбразование Народный трибун - это... История Древнего Рима

Социальная борьба всегда была интересна исследователям, а история Древнего Рима стала центром изысканий ученых еще в эпоху Возрождения. Труды, накопившиеся с тех пор, освещают практически все стороны политического, ку...

Холоп – это раб на Руси Образование Холоп – это раб на Руси

Когда говорится о рабстве и о рабах, то первая ассоциация, которая возникает, – это рабовладельческое общество в Древнем Риме и Греции. Сразу же перед глазами встают образы Спартака и других гладиаторов. Однако ...

Древняя Спарта и ее историяОбразование Древняя Спарта и ее история

В то время, когда в могущественной Греции вырастали города, философы размышляли над природой вещей, воинственная Спарта жила своей повседневной жизнью. Основным занятием жителей города всегда была подготовка к нападен...

Анубис - это божество Древнего Египта с головой шакала, бог смертиДуховное развитие Анубис - это божество Древнего Египта с головой шакала, бог смерти

Один из самых таинственных древнеегипетских богов – это Анубис. Он заведует царством мертвых и является одним из его судей. Когда египетская религия только начинала свое существование, бога воспринимали как черн...

Древний мир - это ... Определение Древнего мираОбразование Древний мир - это ... Определение Древнего мира

В широком смысле Древний мир – это обозначение самого первого и самого длительного периода в истории человечества. Захватывает он отрезок времени от начала формирования общества (до нашей эры 800-1000 тыс. лет) ...

Каннелюры - это особенность древней архитектурыИскусство и развлечения Каннелюры - это особенность древней архитектуры

Для каждой отдельной эпохи, для каждой страны, которой была присуща своя уникальная культура, характерны те или иные архитектурные особенности. Но бывает, что задумка некого древнего творца, предназначенная исключител...

Булгар - это... Расположение древнего города, его достопримечательности, интересные местаПутешествия Булгар - это... Расположение древнего города, его достопримечательности, интересные места

Отправляясь в Татарстан, стоит обратить внимание на его достопримечательности, среди которых имеются выдающиеся памятники истории. Неподалеку от Казани, на левом берегу реки виднеются развалины старинного белокаменног...

Рабы - это кто такие? Правовое положение рабов в Древнем Риме и ЕгиптеОбразование Рабы - это кто такие? Правовое положение рабов в Древнем Риме и Египте

На протяжении всей истории человечества было зафиксировано множество случаев, когда в отношении некоторых категории людей применялись законы, приравнивающие их к объектам собственности. Например, известно, что такие м...

monateka.com

Илот - это раб Древней Спарты

Илот – это коренной житель Мессении и Лаконии. Каждый из них был покорен дорийцами и являлся рабом Спартанского государства.

Кто такие илоты

илот это

Греческие племена дорийцев, которые пришли с Балканского полуострова, сделали рабами проживавшее в этой области население греков, а земли, которые давали хороший урожай, забрали себе. Как ни странно, но завоевателей было меньше, чем коренного населения, которое было покорено. Они обосновались все вместе на реке Эврот, где и образовался город Спарта. Завоеватель начал именовать себя спартанцем, а илот – это местный житель, которого он захватил.

В Афинах после реформ Солона все рабы были чужеземцами, то есть не греческого происхождения. А илот – это тот же грек. И говорил он на одном языке со спартанцем. Поэтому такое положение вещей вызывало недовольство демоса по всей Греции, так как тогда считалось, что в качестве рабов могут быть только чужеземцы, но ни в коем случае не греки.

кто такие илоты

Место илотов в Спарте

Земля, захваченная спартанцами, была разделена между их семьями. Каждая из них получила примерно одинаковые участки, которые именовались клеры (или клары по-дорийски). Однако семья не имела права их подарить или продать. Владение клером – это неотъемлемый признак гражданских прав у группы правящих спартанцев.

Илоты в спартанском государстве были, как говорилось ранее, рабами и поэтому они работали и жили на земле, принадлежащей спартанцам, которые в свою очередь занимались только военным делом.

илоты в спартанском государстве были

Илоты проживали в маленьких поселках, расположенных по всей стране. Занимались выращиванием хлеба и овощей, оливок, винограда, а также выращивали скот, привозили в Спарту все нужные продукты для спартанцев.

Илоты выплачивали владельцу участка, на котором они проживали натуральный оброк, который представлял собой определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Этот самый оброк составлял по примерным подсчетам около половины всего собираемого урожая. Был принят закон, в котором говорилось, что владелец земельного участка не имел права брать свыше установленной нормы.

Илот – это «захваченный» в переводе с греческого языка. Этим людям не давали права беспрепятственно передвигаться по стране, которая ранее принадлежала их предкам. Однако они могли заводить семьи и получали оплату за свой труд. Каждый из илотов был собственностью не какого-то отдельного спартанца, а всего государства в целом. Владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права на продажу или лишение их жизни.

Спартанцы же обращались со своими рабами-илотами довольно жестоко и грубо, глумились над ними. Положение их было достаточно тяжелым. Поэтому илоты пытались поднимать восстания. Чтобы избежать этого, правительство Древней Спарты часто проводило краптии – это массовые убийства. Уничтожали тех илотов, которые были наиболее опасными или неблагонадежными. Это массовое истребление безоружного населения рассматривали тогда как тренировки перед войной для молодых спартанцев.

Заключение

Таким образом, илоты являлись низшим сословием в Древней Спарте. Они были сильно ограничены в своих правах, если сравнивать их со спартанцами. Они не могли владеть оружием и служить в армии. Главной задачей государства являлось держать в повиновении и страхе всех илотов. Однако в случае военных действий илоты были обязаны воевать на стороне Спарты.

загрузка...

worldfb.ru

Илоты — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ило́ты[1] (др.-греч. εἱλῶται, у спартанцев тж. δουλεῖαι) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покоренных мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI в. до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелос, ахейцам.[2] Греческий автор I в. до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте:

«Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами».[3]

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:

«Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов».[4]

Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.

С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот — заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показать молодёжи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и т. д.[5] По мнению Плутарха, жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 г. до н. э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, бесчинствовали в Лаконии.

В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов. О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV вв. до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает[6], что спартанцы заимствовали свои законы с Крита, и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.

Напишите отзыв о статье "Илоты"

Литература

  • Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вестник древней истории. 1973. № 4.
  • [www.academia.edu/3302926/_Spartan_helots_and_their_allotments_HELOTEN_UND_IHRE_PARZELLEN_in_Russian_German_summary_ Зайков А. В. Илоты и их земельные наделы: взгляд на проблему с точки зрения юридической концепции прав на чужие вещи] // Античная древность и средние века. — Екатеринбург: [Изд-во Урал. ун-та], 2009. — Вып. 39. — С. 5-13.  (Проверено 22 августа 2011)
  • [www.academia.edu/3423705/_-_The_Helots_of_Ancient_Sparta_pseudo-slave_status_and_organized_social_violence_In_Russian_ Зайков А. В. Илоты древней Спарты: псевдо-рабский правовой статус и организованное социальное насилие.] // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. Т. 1. С. 452–459.
  • Казаманова Л. Н. Из новых работ по истории илотии и сходных с ней форм рабской зависимости // Вестник древней истории. 1961. № 2.
  • [centant.spbu.ru/centrum/publik/books/pechatnova/ Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 510 с]

Ссылки

[исторический-сайт.рф/%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2-1.html Гущин А. А. О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами]

Примечания

  1. ↑ Иногда в литературе встречается устаревшее наименование гелоты.
  2. ↑ Павсаний, «Описание Эллады», 3.20
  3. ↑ Страбон, «География», 8.5
  4. ↑ Плутарх, «Жизнеописание Ликурга»
  5. ↑ Афиней, XIV.657 DПлутарх, «Жизнеописание Ликурга», 28
  6. ↑ Аристотель, «Политика», 2.10

Отрывок, характеризующий Илоты

Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей. – Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей. – Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась… – Что ж, Иванушка с тобой? – Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись… Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела. – В Колязине, отец, великая благодать открылась. – Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей. – Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка. – Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла… Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух. – Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет… – Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья. – Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он. – Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет… – Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу. – Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье. – Это обманывают народ, – повторил он. – Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру. – Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер. – В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь. Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками. – Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску. – Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома. – Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?… – Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n'ai pas voulu l'offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только. Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется». Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную. – Вы очень добры, – сказала она ему. – Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства! Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.

wiki-org.ru

Как жили в древней Спарте

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».

app.russian7.ru

Почему древняя Спарта была такая могущественная

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».

app.russian7.ru

Как жилось в древней Спарте

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии – то есть, будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли колоссальную экспансию близлежащих земель Мессении.

В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания – уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».

app.russian7.ru