Узелковое письмо древних индейцев. Древние письменности Южной Америки на сайте Игоря Гаршина. Забытое письмо инков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Узелковое письмо: Древний Китай и Северная Америка. Узелковое письмо древних индейцев


Урок 2. УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО «КИПУ»

Урок 2

УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО «КИПУ»

Рассказать детям о древней цивилизации инков, у которых разноцветные веревочки были письменами.

Оборудование

Для учащихся: красные, синие, белые, зеленые, черные, желтые нитки и карандаш.

Для учителя: «Атлас Древнего мира», географические карты. «Календарь». Ксерокопии с рисунками веревочных писем.

Методические рекомендации

Предлагаемый ниже текст, библиотекарю надо превратить в живой яркий рассказ, который прерывается в основных частях вопросами и ответами детей.

Информация для учителя

Инками называли господствующую верхушку государства и его главного правителя – Великого Инка. Отсюда получил название и весь народ. Когда-то у инков были свои большие города с прекрасными дворцами и храмами. По стране во все концы тянулись мощеные дороги.

Здесь надо показать из «Атласа древнего мира» страну инков, показать их архитектуру, рассказать, чем они занимались: ремеслами, земледелием. Инки добывали и обрабатывали золото и серебро. Индейцы были опытными строителями и умели подгонять одну каменную плиту к другой. Стены их городов пережили все разрушения конкистадоров. У инков были развиты искусство и науки. Наиболее почитали астрономию.

Показать книгу «Календарь» («Слово», 2001). Календарь инков во многом точнее существующего в наше время. Была своя медицина, своя письменность.

? Зачем нужна была письменность?

Из книги «История государства инков» стало известно, что поручения доставлялись не устно, а письменно, назовем это так, хотя мы сказали , что у них не было письма. Таковым являлись узелки, завязанные на различных нитях разного цвета, которые завязывались в своем определенном порядке, однако не всегда одинаковым образом... Эти нити с узелками индейцы назвали «кипу». «Кипу» давно исчезло как вид письменности, но до сих пор перуанские пастухи пользуются счетными шнурами. Одним шнуром пользуются, чтобы сосчитать быков, другим – коров, третьим – телят...

? Как вам кажется, удобно ли это?

В греческом языке есть слово «хронос», оно означает «время». От него происходит и название средневековых записей исторических событий. Одна из форм летописей – хроники. Составителей называют хронистами.

? Какое слово еще имеет корень «хрон»? (Хронометр, синхронный и т.д.)

Вот запись, сделанная одним хронистом о том, что было при правителе Хуанакауи: «Амауты, знакомые с событиями тех времен по легендам, передаваемым из уст в уста, говорят, что, когда этот правитель царствовал, были письмена и люди, знающие их… Они обучали других людей читать и писать... То, что можно было узнать, они записывали на банановых листьях, сушили их и затем писали на них...».

Далее хронист вспоминает, что правитель инков посылал своим наместникам послания, написанные буквами и цифрами или иероглифами. Писали эти послания на банановых листьях. Был и пергамент.

? Из чего делали пергамент?

В столице Куско при правителе Апу Капак был построен университет, в котором обучали писать буквами и знаками на пергаменте и банановых листьях. Однако при следующем правителе вспыхнула эпидемия, и жрецы запретили письменность. Считали, что именно знание письменности привело к беде. Под страхом смерти запрещали писать и обучать письму.

? Что-нибудь похожее вы знаете? Почему жрецы ополчились именно на письменность?

После этого стали применять «кипу». Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали».

Узелковое письмо «кипу»

Наложили запрет и на искусство. Строили из гладкого камня без украшений. Исчезли красивые разноцветные праздничные наряды и украшения. Посуду не украшали росписями. И только храм Солнца, и сад с золотыми и серебряными цветами остался.

В храме Солнца находились деревянные доски в золотых рамах. На этих досках была написана вся история инков. Еще хранились четыре свитка, на которых были записаны и зарисованы фигуры инков с портретами их родственников. Зарисованы все правители и события, при них происходившие.

? Что произошло в правление каждого из них?

Эти свитки были отправлены в Испанию и пропали. А доски в золотых рамах сожгли, т.к. испанцев интересовало только золото. Конкистадоры разрушили страну инков. Погибло много произведений письменности. Восстановить невозможно. Но по тому, что осталось, ученые пытаются узнать о прошлом инков. Например, ткани с рисунками, похожими на иероглифы, нарисованная фасоль на кувшинах или глиняная фасоль с нарисованными на ней рисунками. Интересный случай произошел в маленьком селении. Ученый увидел, как старенькая женщина писала молитву иероглифами. То есть старинными священными письменами.

Следующий этап урока. написать на доске значение цветов:

  • красный – война, кровь;

  • белый – мир, здоровье;

  • черный – смерть, болезнь;

  • зеленый – урожай, хлеб;

  • желтый – солнце;

  • синий – море, вода.

Предложить детям «написать» письмо другу из цветных нитей.

lib.1september.ru

Древний Китай и Северная Америка

Узелковое письмо Китая – одно из самых необычных явлений в истории человеческой цивилизации. Красивые и сложные узоры, которые сегодня может попытаться повторить только мастер, да и то лишь при помощи специальных приспособлений, китайцы плели еще в III тысячелетии до н.э.  

Древнейшие манускрипты, которые удалось найти в результате археологических раскопок и исторических исследований, свидетельствуют о том, что узелковое письмо использовалось здесь практически повсеместно. Причем в сугубо практичных целях – узелковое письмо в Поднебесной служило для регистрации важных событий, фиксации течения финансовых средства и т.д.

Китайское узелковое письмо: народное искусство

Существует достаточно много исконно китайских идиом, к примеру, «завязал широкие узлы», которая означает, что человек хочет запомнить все до мельчайших подробностей. Искусству же завязывания узлов в Древнем Китае придавали особое значение. Оно издревле передавалось из поколения в поколение и во времена правления династий Мин и Цин достигло своего расцвета. Узелковая письменность выполняла целый ряд функций. С помощью узлов создавались декоративные украшения, амулеты, заметки, книги и даже деньги.  

Следует отметить, что китайское узелковое письмо хоть и напоминало аналогичную систему, которой пользовались инки и кельты, имело одно существенное отличие. Читали такие записи с помощью рогового шила. Человек в определенной последовательности распутывал навязанные на веревку узлы – в начале большие, несущие более важные сведения, а потом маленькие, которые обозначали всякие мелочи. Кстати, в наше время в Китае шило является символом способности человека решать запутанные и сложные задачи.

Письмо майя: неразрешимая загадка Северной Америки

Узелковое письмо присутствовало у многих народов мира. И достаточное количество сохранившихся до нашего времени записей удалось расшифровать одной разновидности – письма индейцев майя. Коренные жители североамериканского континента оставили после себя массу удивительных по своей природе и предназначению памятников, включая узелковое письмо.  

Но, к сожалению, в раннюю колониальную эпоху цивилизация майя пришла в упадок и была окончательно задушена конкистадорами и искателями сокровищ и приключений. До наших времен уцелели лишь некоторые свидетельства о том, что узелковое письмо майя имело свой особый, сакральный смысл. Но его унесли с собой в могилу последние из индейских жрецов, с которыми безуспешно пытались наладить отношения испанские миссионеры.  

И по большому счету нам остается довольствоваться лишь домыслами и версиями, которые являются многолетним источником споров среди археологов и историков. Но, так или иначе, узелковая письменность являлась той ступенью развития, встав на которую, человек существенно ускорил свой интеллектуальный и культурный рост.

www.letopis.info

Древние письменности Южной Америки на сайте Игоря Гаршина. Забытое письмо инков

Индейские ДНК-популяции - материнские: A, B, C, D, X; отцовские: C, Q.

Страницы раздела:

  • Забытая письменность инков
  • Орнаментальные знаки на тканях индейцев куна
  • Рисуночные письмена Перу и Амазонии
  • Петроглифы Южной Америки

О  кипу - инкском узелковом письме читайте на странице осязательных письменностей.

Забытая письменность инков

В  1962 г. в перуанский университет Сан-Маркос приехал мексиканский профессор Хуан Комас, большой специалист по истории доколумбовой Америки. Он предложил студентке Виктории дела Хара тему диплома «Происхождение и эволюция письменности». Виктория стала изучать хроники эпохи конкисты:

  • сообщения Хозе де Акосты, Мартина де Моруа, Барнабе Кобо, Педро Сьеза де Леона, Гарсильясо дела Вега;
  • реляции вице-короля Толедо королю Испании;
  • старинный словарь языка кечуа, составленный в XVI веке монахом Доминго де Санто Томасом;
  • «Словарь повсеместно употребляемого в Перу языка, именуемого языком Кечуа или же языком Инков», изданный Диего Гонсалесом Олкином в лето от Р. X. 1608.

Из словарей, на основе анализа слов, из хроник, из всех документов следовало, что в империи инков должна была существовать своя полноценная письменность, а не только узелковое письмо кипу.

Кроме того, известно, что на всей территории Тиуатинсуйю действовали одни и те же законы. Не могли же судьи опираться только на свою память: значит, существовал точный и притом записанный свод законов. Например, в донесении вице-короля Толедо от 1582 г., говорилось, что «...12 индейцев осуждены были недавно самими же индейцами по законам и обычаям, коим они подчинялись, а законы сии были записаны при помощи узлов кипу, а еще и с помощью знаков, кои судьи на таблицах имели разными цветами обозначенные. Судьи, оные знаки читая, каждому кару достойную определяли...».

А Хозе де Акоста пишет: «Ни один из индейских народов, коих в наше время множество открыто, не пользуется ни буквами, ни письмом, а только двумя другими способами, кои суть рисунки и фигурки; известно сие лишь между индейцами Перу и Новой Испании». Вице-королевство Новая Испания была испанской колонией, охватывающей территорию Центральной Америки. На ней до прихода испанцев располагалась империя ацтеков, в котором употреблялось ацтекское письмо.

Хронисты также сообщали, что повелитель инков Пачакутек «...приказал нарисовать всю историю инков на больших таблицах, каковые, оправленные в золотые рамы, содержались в некоем специальном святилище». А ведь инки, особенно в ранний период, никогда не изображали ни людей, ни животных.

Когда испанцы вторглись в Куско, они нашли в столице инков храмы, полные золота, а стены храмов были увешаны пестрыми, разрисованными тканями. Многие из этих тканей были уничтожены конкистадорами во время грабежей. Виктория взялась за изучение уцелевших тканей, предполагая, что на них ли была записана история Пачакутека.

Прежде всего Виктория занялась тканями, известными в науке под названием «тканей паракас». Эти ткани найдены были на полуострове Паракас, где лет за триста до нашей эры родилась одна из интереснейших культур древнего Перу. Внимание Виктории эти ткани привлекли прежде всего тем, что среди их узоров четко различались изображения обычных зерен фасоли. Точно такие же зерна фасоли обнаружил на разрисованных сосудах индейской культуры мочика крупнейший знаток древнегеруанской керамики Рафаэль Ойле. Рафаэль Ларко Ойле обладал великолепной интуицией, но — увы! — слишком скудным материалом для доказательств. И языковедческие авторитеты солидно отвергли его предположения о том, что эти фасолины могут быть знаками письменности. Виктория хорошо знала все «против», но они не казались ей убедительными.

Две тысячи тканей паракас хранились в запасниках Национального археологического музея, в громадных сундуках, которые вряд ли кто открывал с того времени, как их туда положили. И каждая завернута была в несколько слоев ткани: белой и разрисованной. Тщательное изучение тканей заняло двадцать один месяц. На некоторых из них Виктория нашла изображения фасолин. Кроме того, фасолины нарисованы были на лбу глиняных фигурок фелино — бога-кошки, которого почитали во всей Южной Америке. Это окончательно убедило Викторию: фасолины не могли быть фишками для игры. Ибо поместить фишки для игры на лбу самого почитаемого божества — святотатство не меньшее, чем для католика принести мадонне колоду засаленных карт. И фасолины на каждом фелино были расположены по-своему; так отличаются друг от друга разные надписи. Теперь Виктория была совершенно уверена: фасолины — это знаки письменности. Виктории удалось выделить триста двадцать пять фасолевых знаков. Это было весьма существенное открытие.

Наука о письменности утверждает: если в письменности насчитывается тридцать знаков — это алфавит; если сто — это слоговое письмо; от трехсот и выше — это иероглифическая письменность. К примеру, в хорошо известной американистам письменности майя насчитывается примерно четыреста знаков. Следовательно, древнеперуанская письменность была близка к иероглифической. Составив и систематизировав каталог токапу, Виктория выделила шестнадцать знаков, которые встречались чаще других. Но ведь у инков число 16 было священным.

И снова зарывается Виктория в старинные рукописи: нет ли там толкования хоть одного из этих знаков? ...Первыми токапу, которые удалось прочесть, были слова «Куско» и «инка». Именно эти токапу встречались чаще всего на одеждах инков и на кубках. С неимоверным усилием удалось разобрать запись на одной из туник Великого Инки. Это был отрывок из хроники. На остальных туниках тоже были записаны исторические события. Теперь можно было с уверенностью сказать: гардероб каждого Великого Инки и был сводом законов империи, ее исторической памятью... Судите сами, в какой еще письменности время глагола обозначается... цветом знака? То есть, если какой-то знак обозначает, скажем, глагол «идти», то, начертанный зеленой краской, он значит «шел», красной — «иду», а синей — «пойду».

Почему было забыто это письмо? Хронист Монтесинос сообщает, что у инков был период, когда у них была своя письменность — «келька» на кечуа. Это были пергаменты или особые листья деревьев, на которых писали. Однако инки запретили им пользоваться. Дело в том, что в царствование Инки Тупака Каури Пачакути несколько провинций не согласились присоединиться добровольно к их царству. Были совершены великие жертвоприношения, чтобы посоветоваться с Илья Тиси Виракочей. Ответ был таков: причиной «заразы» были письмена, которыми не следует больше пользоваться. Тогда Тупак Каури Пачакути издал закон, запрещавший под страхом лишения жизни пользоваться кельками. После этого перуанцы никогда больше не пользовались письмом.

О  сакральной письменности инков, впоследствии запрещенной их жрецами (после чего остались только кипу) писал инка Гарсиласо де ла Вега (История государства Инков, вышла в серии Литературных памятников в 1970-х). Ткани с узорами, вписанными в квадраты по кайме, изображены в ней на иллюстрациях. Но научных сведений о знаках этого письма мало и вряд ли ученые располагают подобными артефактами. ( И.К. Фёдорова , МАЭ РАН)

Ссылки о перуанской письменности

Библиография о говорящих квадратах инков

  • Кнорозов Ю.В., Федорова И.К. Древнее перуанское письмо: проблемы и гипотезы // Латинская Америка. М.: 1970, ¦5. С. 83-94.
  • Поклоняющиеся звездам. По следам исчезнувших перуанских государств. Стингл М. 1983. Твердый переплет. 184 с.
  • Дик Эдгар Ибарре Грассо - писал о письменности инков.

Орнаментальные знаки на тканях индейцев куна

Куна (туле, тельмалтола) — индейский народ группы чибча, обитающий в Панаме и Колумбии. Численность — более 50 тыс. человек (из них около 700 человек — в Колумбии).

У индейцев куна, живущих в Панаме, имеются загадочные рисуночные письмена на тканях (плетенные лоскуты мола) и "птичьи знаки".

Мола (molas) – это элемент женской одежды, выполненный в технике прорезной лоскутной аппликации, сшитый вручную мелкими стежками, почти невидимым швом. Эта техника требует высочайшего мастерства.

Также у племени куна есть легенда о приходе белых бородатых людей с востока. Таким образом, культура индейцев куна являются переходным звеном между мезоамериканской и перуанской. По всей вероятности, действительно, существовали пришельцы со Старого Света, которые, как Кортес, прошли через территории Мексики, Панамы и Перу.

  • Индейские аппликации molas (мола) племени Куна

Рисуночные письмена Перу и Амазонии

В некоторых местах долины Паукартамбо (Перу) были найдены фрагменты текстов, написанные красной и синей краской на старинной голландской бумаге или же светло-красной краской на темно-коричневой ткани. Эти фрагменты содержат пиктографические записи евангельских преданий. О происхождении и распространении этой письменности, и её связи с деятельностью миссионеров сведений пока не имеется.

  • Новейшие идеографические письменности американских индейцев.

Петроглифы Южной Америки

Кроме знаменитых геоглифов пустыни Наска в Южной Америке известны также другие виды петроглифов.

Ключевые слова для поиска сведений по древним письменностям южноамериканских индейцев:

На русском языке: древние письменности Южной Америки, письмена индейцев Амазонии, южно-американская пиктография, индейские иероглифы из Перу, запрещенное письмо инков, инкские орнаментальные знаки, перуанские знаковые узоры, лоскутные аппликации мола, квадратный орнамент племени куна, рисуночные записи племени аймара, пиктографы долины Паукартамбо, идеографические тексты Минахассы; На английском языке: South American pictography, Peruan ornament signs, Ancient Amazonian hieroglyphs, Inku nodular kipu.

www.garshin.ru