Уроки это в древней руси. Что такое урок в Древней Руси? Понятие уроки в Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урока по истории России Тема : «Древняя Русь». Уроки это в древней руси


Что такое урок в Древней Руси? Понятие уроки в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально вассальный тип отношений. Основная часть населения общинники (свободные крестьяне), другая часть дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2 мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2 ой акт – духовный. Она придала стране государственно культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

autogear.ru

Урока по истории России Тема : «Древняя Русь»

План урока по истории России

Тема: «Древняя Русь»

Форма урока: урок-игра

Класс: 6

Цель:

Образовательная: повторить и закрепить у обучающихся знания исторических фактов, имен, терминов, способствовать расширению исторической эрудиции, развитию интереса к предмету;

Развивающая: продолжить формирование умения оперировать историческими знаниями, развития логического мышления, коммуникативного умения при работе в группе или команде;

Воспитательная: продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию прошлого; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.

Учебное оборудование:

1. Раздаточный материал для конкурсов;

2. Жетоны;

3. Записи на доске.

Продолжительность: 45 минут

Ход урока

I. Организационный этап.

Класс делится на четыре команды, выбирают капитанов, придумывают название и девиз, выбирается жюри в составе двух человек. Приветствие обучащихся. Проверка готовности обучающихся к уроку и проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания.

II. Основная часть.

План проведения игры

  1. Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.

  2. Знакомство команд. Представление членов жюри.

  3. Командные конкурсы.

  4. Подведение итогов.

Вступительное слово учителя (ведущего): сообщение темы игры, цели, план.

Урок-игра состоит из восьми конкурсов. Перед выполнением конкурсного задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. Итоги заданий отражаются в бланке ответов к заданиям. По ходу игры каждая команда за победу в конкурсе и за правильные ответы получает жетоны. В игре победу одерживает та команда, которая набрала наибольшее количество жетонов. По окончанию конкурсной игры капитаны команд по мере активности участников озвучивают оценки за урок.

Знакомство команд. Команды объявляют свои названия и девиз, определяют капитанов. Представление членов жюри. Жюри предлагаются ответы к конкурсным заданиям.

Урок-игра «Древняя Русь»

1. «Лингвистический конструктор»

2. «Тест»

3. «Найдите соответствие букв и цифр»

4. «Допиши словечко»

5. «Разгадай путаницу»

6. «Отгадай загадки»

Конкурс № 1 «Лингвистический конструктор»

Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды

1. ……………………………. – это____________________________________________________________

(государства, правитель)

2. ……………………………. – это____________________________________________________________

(бога, изображение, языческого)

3…………………………….. – это ______________________________________________________________

(за власть, правителями, борьба, между)

4. ……………………………. – это____________________________________________________________

(богов, природы, вера, силы, во множество, олицетворяющих)

Конкурс № 2 «Тест»

Выберите правильный ответ

1. Первое русское государство называлось:

А. Ладожская Русь

Б. Киевская Русь

В. Новгородская Русь

Г. Варяжская Русь

2. Согласно летописи, варяги были приглашены для управления славянскими племенами в:

А. 860 году

Б. 862 году

В. 879 году

Г. 882 году

3. Двумя центрами Древнерусского государства были:

А. Владимир и Киев

Б. Киев и Новгород

В. Псков и Ладога

Г. Рязань и Чернигов

4. Славяне называли варягами:

А. скандинавов

Б. кельтов

В. германцев

Г. франков

5. Родоначальник первой русской княжеской династии:

А. Рюрик

Б. Синеус

В. Трувор

Г. Олег

6. От рук печенегов погиб киевский князь:

А. Игорь

Б. Аскольд

В.Святослав

Г. Олег

7. Знаменитая летопись монаха Нестора называлась:

А. «Повесть временных лет»

Б. «Русская правда»

В. «Происхождение славян»

Г. «Откуда есть пошла русская земля»

8. Первая административно-налоговая реформа: изменение системы сбора дани – введение «уроков», «погостов», вместо «полюдья» - было результатом деятельности:

А. князя Святослава

Б. княгини Ольги

В. князя Олега

Г. князя Игоря

9. В каком веке Русь приняла христианство?

А. VIII веке

Б. IX веке

В. X веке

Г. XI веке

10. «Руссой правдой» называется:

А. древнейший договор Руси с Византией

Б. первая русская летопись

В. древнейший свод законов Руси

Г. литературное произведение Древней Руси

Конкурс № 3 «Найдите соответствие букв и цифр»

1. Соотнесите предметы импорта-зкспорта Руси и Византии

А) экспорт в Византию

Б) импорт из Византии

1) меха

2) драгоценности

3) вина

4) мед

5) воск

6) ткани

2. Соотнесите имена князей и их прозвища

А) Олег

1) Мудрый

Б) Ярослав

2) Окаянный

В) Владимир

3) Вещий

Г) Святополк

4) Святой

3. Соотнесите понятия и определения:

А) Договор

1) Фиксированный размер дани

Б) Уроки

2) Соглашение двух или более лиц, устанавливающее права и обязанности

В) Погост

3) Преобразование, изменение каких-либо сторон общественной жизни

Г) Дань

4) Центр сельской общины, платившей дань; введен княгиней Ольгой в середине X века

Д) Реформа

5) Натуральная или денежная форма налога, взимаемая с населения

Конкурс № 4 «Допиши словечко»

Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия.

1. В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. 2. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. 3. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. 4. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. 5. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и собирали _____________. 6. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________. Тогда решили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени. 7. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. 8. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. 9. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________ 10. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. 11. Погиб Олег от укуса ____________12. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________12. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________13. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.

Конкурс № 5 «Разгадайте путаницу»

Переставьте буквы, и у вас получится слово

1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века – «НИГЕЕПЕЧ»

2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования – «ТАСЯНИИД»

3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси – «ТРОВСИНИТСАХ»

4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко – «ЛИВИМРАД»

5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами – «ЛОВЯТГОР»

6. Мелкое ручное производство промышленных изделий – «ЛЕМОРЕС»

7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска – «НУРАДИЖ»

8. Единая политическая организация общества, распространяющая власть на территорию страны и ее население; издает законы – «САВУТДОРСАГ»

Конкурс № 6 «Отгадай загадки»

  1. Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)

  2. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)

  3. Год принятия христианства на Руси. (988 год)

  4. Имя первого князя на Руси. (Рюрик)

  5. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)

6. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)

7. Бог солнца в древней Руси. (Ярило)

8. Основатель Киева. (Кий)

9. Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)

10. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)

  1. Кем был открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)

  2. Бог ветра у восточных славян (Стрибог)

  1. Сбор мёда диких пчел. (Бортничество)

  2. Воинственный кочевой народ, совершавший набеги на древнюю Русь. (Печенеги)

  3. Дух – покровитель леса. (Леший)

  4. Какой князь объединил Киевскую и Новгородскую Русь? (Олег)

  5. Правившая на Руси династия берёт начало от ……… (Рюрика)

  6. Основная денежная единица в древней Руси. (Гривна)

  7. Наследственное земельное владение, передаваемое от отца к сыну. (Вотчина)

  8. Она установила уроки и погосты, первой приняла крещение. (Ольга)

  9. Этот центр Руси был первым разорён Батыем. (Рязань)

  10. В древней Руси сбор дани с подвластных земель. (Полюдье)

  11. Этот князь получил своё прозвище потому, что имел много сыновей. (Всеволод Большое гнездо)

  12. Кто из монгольских правителей потерпел поражение на поле Куликовом? (Мамай)

  13. В этот год Рюрик был призван на Новгородский престол. (862 год)

  14. Грамота, выдаваемая монголами на великое княжение. (Ярлык)

  15. Как звали братьев Рюрика, пришедших с ним на Русь согласно летописи. (Синеус и Трувор)

  16. Сборщики дани Золотой Орды. (Баскаки)

  17. Когда произошла Невская битва? (15 июля 1242 года)

  18. Описание событий по годам. (Летопись)

gigabaza.ru

Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси

скачать Урок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси» Тема урока. Культура Древней Руси. Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси.

Понимание значения влияния культуры исторического наследия предков.

Развивать интерес у учащихся к произведениям искусства прошлого Руси, способность к мыслительной деятельности, преобразовать информацию из одной формы в другую, уметь анализировать, сравнивать факты и делать выводы. Задачи урока: развитие информационной компетентности, навыков сравнительного анализа, формирования УУД - умения самостоятельно делать выводы, работать в группе, духовно-нравственное воспитание учащихся. Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска, компьютер, учебник. Изучаемые понятия: культура, патриотизм, миниатюра, летопись, житие, былины, зодчество, фреска, мозаика, зернь, скань. План урока.

Организационный момент.

  1. Изучение нового материала:
  1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.
  2. Устное народное творчество.
  3. Письменность и грамотность.
  4. Литература.
  5. Зодчество и изобразительная культура.
  6. Ремесло.
  1. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: начать урок мне хотелось бы с эпиграфа: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты…Всем ты преисполнена, земля Русская…»

Учитель: О чем мы сегодня будем говорить?

- Сегодня у нас удивительная тема урока. (На интерактивной доске появляется название темы урока).

- Что такое культура? Как вы понимаете значение этого слова? (Культура – совокупность созданных обществом материальных и нематериальных ценностей).

- Что вы понимаете под словами материальная и нематериальная культура?

Цель нашего урока: сформировать представления об особенностях культуры Древней Руси. В течение урока мы будем составлять кластер «Культура Руси», в который будем записывать особенности развития Древнерусской культуры.
  1. Изучение нового материала:
  1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.

Учитель. - Древнерусская культура появилась не на пустом месте. Задание 1. Что стало основой древнерусской культуры?

по группам: читать стр. 55 2. Какое влияние на русскую культуру оказала Византия?

Работа 3.Что было главным мотивом древнерусского искусства?

с текстом

Вывод: Древнерусская культура впитала в себя наследие восточных славян и проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.

  1. Устное народное творчество.

Задание: - Вспомните, что такое устное народное творчество? (Пословицы, поговорки, сказки, песни, заговоры).

- Что такое былины? (Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей).

- Какие герои былин вам известны?

Учитель Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович. Задание: - Кого прославляли западноевропейские хроники?

- Кто был фольклорным героем западноевропейской жизни?

- Чем отличается западноевропейский эпос от русских былин?

Возможные Основная идея былин – освобождение, рыцарских хроник – завоевание,

ответы крещение иноверцев.

учащихся. Задание: - В чем сходство и отличия русских былин и западноевропейского эпоса?

Возможный И здесь и там фольклорным героям приходится бороться с

ответ иноплеменниками и иноверцами

учащихся. Идея религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе. Задание: -Как вы думаете, только ли ратные подвиги богатырей воспевал народ?

Возможный Но и нелегкий труд пахаря-земледельца, который воплотился в образе

ответ Микулы Селяниновича.

учащихся.

Вернемся к нашему кластеру какую составляющую Древнерусской культуры нам нужно вписать? (Устное народное творчество: былины, поговорки, сказки,песни, пословицы)

3. Письменность и грамотность.

Учитель - Как вы думаете, была ли письменность у славян до принятия христианства?

- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий), как она называлась?

Задание: стр. 57 1.Докажите, используя текст учебника, что крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности?

  1. Как вы думаете, трудно ли было писать кириллицей?
Сколько букв в современном алфавите(33), а гласных (10).

Учитель Первые книги были рукописными и очень дорогими. Почему? Вы ответите на этот вопрос предварительно просмотрев фильм.

Работа

со словарем стр. 63 - Что такое миниатюра?

(Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.).

Учитель Книги переписывались для княжеских дворцов, боярских семей. Центрами книжности становятся монастыри. Учитель - Мы выяснили, что книги были очень дороги

Как вы думаете, на Руси в древности как люди обменивались информацией? Писали ли они друг другу письма?

Вместо пергамента пользовались березовой корой – берестой.

Вернемся к кластеру? Какую еще составляющую культуры Руси нам нужно вписать? (Письменность) кто создал, как называлась?

4. Литература.

Учитель В XI в. На Руси появились письменные познавательные произведения, т.е. зарождается древнерусская литература.

- Как назывались первые литературные произведения? (Летописи).

- О чем они рассказывают?

Учитель - Назовите первую сохранившуюся летопись. (Повесть временных лет). Создана в 1113 г. Монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

На экране –

Киево-Печерский Нестор пришел в монастырь 17-летним юношей в 1073 г. В первых строках

монастырь своей летописи он поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?

Задание

по документам: У вас на партах лежат документы – отрывки из летописи «повесть временных лет». Ваша задача определить о чем идет в отрывках речь и доказать это. Учитель:

Работа с текстом

учебника Еще наряду с летописями писали такие произведения как житие и слова, что это за произведения вы найдете на страницах 58-59.

1 ряд отвечает на вопрос что такое житие, 2 ряд слова, а 3 ряд сделает вывод о том какие литературные произведения существовали в Древней Руси.

Вернемся к кластеру. Куда и какую составляющую культуры нам нужно вписать? (Литература: летопись, житие, слова).

Вывод: Через все произведения красной нитью проходит идея величия Руси, ее особой роли в христианском мире.

  1. Зодчество и изобразительная культура и ремесло.
Изучение следующих составляющих культуры Древней Руси я предлагаю изучить из двух источников фильма и материала учебника и ответить на вопросы:

1 ряд: Зодчество (фильм, учебник на страницах 59-60)

2 ряд: Изобразительное искусство (фильм, учебник на страницах 60-62)

3 ряд: Ремесло (фильм, учебник на странице 62)

После изучения каждая группа выберет представителя и расскажет о какой либо составляющей культуры. Показ изображений

Зодчество: Деревянное зодчество

Каменное строительство

Десятинная церковь

Софийский собор Киево – Печерский монастырь

Изобразительное фрески

искусство: мозаики

иконы

Ремесло: виды ремесел

Ну и опять возвращаемся к нашему кластеру. Что мы допишем?

Зодчество

Изобразительное искусство: фреска, мозаика, икона

Ремесло

Закрепление Кластер наш составлен. Пришло завершить нам уроки ответить на вопросы.

  1. Назовите ключевые слова нашей темы.
  2. Какую проблему решали на уроке
  3. Чему научились
  4. С какими трудностями столкнулись
  5. С чем это связанно
  6. Оцените свою работу на уроке
скачать

nenuda.ru