Урок по мхк древний рим. План-конспект урока (мировая художественная культура, 10 класс) по теме: Урок в 10 классе "Архитектура Древнего Рима"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация к уроку по МХК (10 класс) на тему: Художественная культура Древнего Рима. Урок по мхк древний рим


План-конспект урока (мировая художественная культура, 10 класс) по теме: Урок в 10 классе "Архитектура Древнего Рима" | скачать бесплатно

Урок по теме " Архитектура Древнего Рима "

10-й класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.

2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.

3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.

Тип урока: урок-лекция.

Оформление: Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке я  вы узнаете много интересного и нового. С урока уйдете с пополненным багажом знаний.

П. Введение темы урока.

И так ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» (слайд 1). Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

(ответы учащихся).

Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

   Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

   В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3 Искусство Римской империи  (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры. По ходу всего изучения нового материала каждый из вас будет работать с таблицей, (слайд 2) заполняя ее.

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер- величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, о нем нам подготовил сообщение (Ф.И. учащегося).

(Заслушивание сообщения)  (Слайд 3)

К сожалению постройки первого периода не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землятрясениями, стихиями природы или просто временем.

От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обозженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме (слайд 4).

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры (слайд 5).

- Ребята, вспомните какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.

 (Слайд 6) Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.

Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков (Слайд 7)

Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка? Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора) (Слайд 8).

В середине 1 века до н. э. в Риме появляютсяпервые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.

Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон (слайд 9).

(Заслушивание сообщения учащегося).

В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (слайд 10).

(Заслушивание сообщения учащегося).

Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни (Слайд 11)

(Сообщение учащегося).

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (слайд 12) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.

В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей (Слайд 13). Я предлагаю вам просмотреть презентацию дальше, и ответить на вопросы, которые лежат у вас на партах.

(Просмотр презентации слайды 14 – 24). Беседа по вопросам.

1.  Как решил Веспостимиан увековечить свое имя?

2.  Как он назвал свою постройку?

3.  Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?

4.  Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?

5.  Какое было главное зрелище в Колизее?

6.  Каковы размеры Колизея?

IV. Закрепление изученного на уроке.

И так ребята, вы сейчас проверите таблицу, над которой работали в ходе изучения нового материала (Самопроверка по образцу, слайды 25-27).

-У кого есть недочеты, исправьте, Кто не успел записать, допишите.

- Как справились с заданием? Почему?

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

Оценивание учащихся за сообщения, за работу на уроке.

Дом задание:  стр. учебника 86-94, прочитать, ответить на вопросы, подготовить сообщения о римском театре.

nsportal.ru

Презентация к уроку по МХК (9 класс) на тему: Культура Древнего Рима | скачать бесплатно

Слайд 2

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного сознания. Греки и римляне полагал», что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города. Считалось, что иначе люда жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, — значит жить в городе, участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим. Кого римляне и греки называли варварами?

Слайд 3

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомим римлян с искусством градостроения. Что позаимствовали у греков? Пантеон богов Художественные вкусы

Слайд 4

Греция и Рим Греция Народ поэтов, философов, художников Художник в Греции: СВОБОДНЫЙ ГРАЖДАНИН Рим Народ завоеватель, инженеры, юристы Художник в Риме: Человек не обладающий ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВАМИ

Слайд 5

Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого государства и единого географического пространства, а лишь конгломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, простиравшейся на тысячи километров. Отсюда — совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Личные таланты не выдвигались и не культивировались — социальная установка была совсем другая.

Слайд 6

ГОРОД НА СЕМИ ХОЛМАХ 7 холмов: Палатин Авентин Капитолий Целий Эсквилин Квиринал Виминал

Слайд 7

АРХИТЕКТУРА Архитектор Витрувий ( I в. до н.э) создает трактат «Десять книг об архитектуре» Основные требования к архитектуре: Польза Прочность Красота

Слайд 8

Форум – в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром деловой и общественной жизни. Главный форум Рима – форум Романум (парадный архитектурный ансамбль). На форуме было множество зданий, памятников, статуй. От форума начинались важнейшие дороги Рима. К нему сходились главные дороги города.

Слайд 9

Храм Богини Весты

Слайд 10

АППИЕВА ДОРОГА А́ппиева дорога — самая значимая из античных общественных дорог Рима . Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке , проходила из Рима в Капую , позднее была проведена до Брундизия . Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией , Египтом и Малой Азией . Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода , христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.

Слайд 11

Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии флавиев. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75-80 гг.

Слайд 13

Пантеон – памятник древнеримской архитектуры – «храм всех богов». Величественная ротонда. Перекрытая полусферическим кессонированным куполом, достигающим в диаметре 43,2 м, с центрическим световым отверстием. В пантеоне находится могила Рафаэля.

Слайд 15

Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни. Термы Каракаллы термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми . Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.

Слайд 18

Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Слайд 19

Религия и мифология: Маны – семейно-родовые духи Пенаты - духи-покровители дома Лары – покровители дорог, морских путей, перекрестков Веста – богиня огня, домашнего очага Зевс – Юпитер Гестия – Веста Гера – Юнона Афина – Миневра Афродита – Венера Марс – Арес Посейдон – Нептун Гермес – Меркурий Культ гениев – императоров

nsportal.ru

Конспект урока по МХК "Древний Рим" 10 класс скачать ppt

Урок по теме " Архитектура Древнего Рима "

10-й класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.

2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.

3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.

Тип урока: урок-лекция.

Оформление: Презентация.

Ход урока I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке я вы узнаете много интересного и нового. С урока уйдете с пополненным багажом знаний.

П. Введение темы урока.

И так ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» (слайд 1). Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

(ответы учащихся).

Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3 Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры. По ходу всего изучения нового материала каждый из вас будет работать с таблицей, (слайд 2) заполняя ее.

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер- величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, о нем нам подготовил сообщение (Ф.И. учащегося).

(Заслушивание сообщения) (Слайд 3)

К сожалению постройки первого периода не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землятрясениями, стихиями природы или просто временем.

От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обозженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме (слайд 4).

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры (слайд 5).

- Ребята, вспомните какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.

(Слайд 6) Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.

Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков (Слайд 7)

Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка? Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора) (Слайд 8).

В середине 1 века до н. э. в Риме появляютсяпервые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.

Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон (слайд 9).

(Заслушивание сообщения учащегося).

В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (слайд 10).

(Заслушивание сообщения учащегося).

Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни (Слайд 11)

(Сообщение учащегося).

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (слайд 12) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.

В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей (Слайд 13). Я предлагаю вам просмотреть презентацию дальше, и ответить на вопросы, которые лежат у вас на партах.

(Просмотр презентации слайды 14 – 24). Беседа по вопросам.

1. Как решил Веспостимиан увековечить свое имя?

2. Как он назвал свою постройку?

3. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?

4. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?

5. Какое было главное зрелище в Колизее?

6. Каковы размеры Колизея?

IV. За

edudocs.info

Конспект урока по МХК "Древний Рим" 10 класс скачать doc

Урок по теме " Архитектура Древнего Рима "

10-й класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.

2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.

3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.

Тип урока: урок-лекция.

Оформление: Презентация.

Ход урока I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке я вы узнаете много интересного и нового. С урока уйдете с пополненным багажом знаний.

П. Введение темы урока.

И так ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» (слайд 1). Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

(ответы учащихся).

Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3 Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры. По ходу всего изучения нового материала каждый из вас будет работать с таблицей, (слайд 2) заполняя ее.

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер- величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, о нем нам подготовил сообщение (Ф.И. учащегося).

(Заслушивание сообщения) (Слайд 3)

К сожалению постройки первого периода не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землятрясениями, стихиями природы или просто временем.

От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обозженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме (слайд 4).

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры (слайд 5).

- Ребята, вспомните какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.

(Слайд 6) Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.

Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков (Слайд 7)

Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка? Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора) (Слайд 8).

В середине 1 века до н. э. в Риме появляютсяпервые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.

Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон (слайд 9).

(Заслушивание сообщения учащегося).

В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (слайд 10).

(Заслушивание сообщения учащегося).

Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни (Слайд 11)

(Сообщение учащегося).

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (слайд 12) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.

В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей (Слайд 13). Я предлагаю вам просмотреть презентацию дальше, и ответить на вопросы, которые лежат у вас на партах.

(Просмотр презентации слайды 14 – 24). Беседа по вопросам.

1. Как решил Веспостимиан увековечить свое имя?

2. Как он назвал свою постройку?

3. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?

4. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?

5. Какое было главное зрелище в Колизее?

6. Каковы размеры Колизея?

IV. Закрепление изученного на уроке.

И так ребята, вы сейчас проверите таблицу

vseuroki.pro

Разработка урока МХК Древний Рим

МХК 9 уроки 16-17 Древний Рим (слайд 1 )

Рим! (щелчок)Всемогущее, таинственное слово!..

Все, что есть жизнь ума, все, что души есть страсть —

Искусство, мужество, победа, слава, власть, —

Все выражало ты живым своим глаголом,

И было ты всего великого символом...

П. А. Вяземский. «Рим»

Более двенадцати столетий (щелчок)(с VIII в. до н. э. по V в. н. э.) насчи­тывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатей­шее культурное и художественное наследие: (слайд 2 ) грандиозные архитек­турные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалисти­ческие скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, систему римского пра­ва, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

Покорение римлянами Греции в I в. до н. э. произвело колос­сальный переворот в жизни Рима. Непреклонный и гордый Рим вы­нужден был признать величие культурных традиций Эллады.

Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль и неповторимую индивиду­альность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различа­ют три основных периода: (слайд 3 ) искусство этрусков (VII—IV вв. до н. э.), искусство Римской республики (IV—I вв. до н. э.) и искусство Рим­ской империи (I—IV вв. н. э.).

Римский Форум

«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нем за­ложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Здесь, в Риме, велось строительство ог­ромных масштабов.

С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. (слайд 4 ) Здесь проходили народные собра­ния, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления госу­дарством, заключались торговые сделки, слушались судебные раз­бирательства, кипели страсти.. (слайд 5 ). На территории Форума было мно­жество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.

Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий так же, как и в афинском Акрополе, асимметричны, но при­чины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. (слайд 6 ) Каждый новый император стремил­ся превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную пла­нировку. (слайд 7 )

Так, в начале II в. до н. э. Марком Ульпием Траяном(слайд 8 ) был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не сможет больше создать». (слайд 9 ) В центре об­ширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы. (слайд 10 )

Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна(слайд 11 ) (ок. 114 г. до н. э.), воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты. Она представляет собой мрамор­ный цилиндр, водруженный на кубический поста­мент. (слайд 12 ) Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна против придунайского народа даков (совре­менная Румыния). Длина рельефов достигает 200 м. (слайд 13 )

Разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоци­ональной напряженности сцены сражений — вот их основные сюжеты. Искаженные лица раненых и уби­тых, ожесточенные лица сражающихся воинов, фи­гуры пленных, просящих на коленях пощады.

Это величественное сооружение призвано бы­ло прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.

Позднее колонна выполняла роль надгробного па­мятника Траяна, и действительно, в ее основании расположена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винто­вая лестница в 185 ступеней, ведущая на ее вершину. Раньше вершину украшала статуя Траяна, но она бы­ла утрачена, и в XVI в. Папа Римский Сикст V дал указание заменить ее на статую Святого Петра. (слайд 14 )

В конце XIX — начале XX в. во время археоло­гических раскопок на территории Форума были обна­ружены руины зданий, среди которых некогда воз­вышались восемь колонн храма Сатурна. (слайд 15 )Колоннада ионического ордера сохранилась лучше всего. Один из крупнейших храмов мира был постро­ен на высоком подиуме. В его целле хранилась ста­туя бога Сатурна, (слайд 16 ) которую выносили во время тор­жественных триумфальных процессий. Этого бога римляне отождествляли с греческим Кроносом и по­читали его за способность избавлять город от бедствий. В храме Сатурна хранили самое дорогое — государственную казну. (слайд 17 )

Со временем Форум был полностью заброшен, часть обрушив­шихся зданий использовалась жителями для строительства домов, а большинство строений было уничтожено. В Средние века на этом месте пасли скот, а впоследствии Форум был полностью предан заб­вению. Лишь в начале XX в. археологам и архитекторам удалось восстановить этот грандиозный ансамбль, остающийся молчаливым свидетелем великолепия «вечного города» Рима. (слайд 18 )

Пантеон — «храм всех богов»

Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон (слайд 19 )— «храм всех богов», построенный в Риме (около 125 г.). Он не имеет аналогов в древнеримской архитектуре. (слайд 20 )Главная его достопримеча­тельность — грандиозное купольное перекрытие, (слайд 21 ) достигающее в диаметре 43,2 м. Своими размерами купол Пантеона превосходит все крупные своды, построенные в последующее время. (слайд 22 )

К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. (слайд 23 )Каждый человек, проходя сквозь небольшую арку с лесом колонн, ощущал границу между внешним суетным ми­ром и внутренним, священным пространством храма. В Пантеоне никогда не приносились жертвы и не совершался обычный ритуал.

Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечнос­ти и единства мира. Не случайно в настоящее время именно в Панте­оне создана усыпальница великих людей Италии. (слайд 24 )

До сих пор поражает и гениально найденная соразмерность про­порций храма. (слайд 25 )Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, не­сущей купол, составляет половину высоты Пантеона.(щелчок) Наружный об­лик храма отличается простотой и благородством.

Иначе выглядит внутреннее убранство с его сложной и богатой отделкой. (слайд 26 )Пол выложен мраморными пли­тами. Стены разделены на два яруса: нижний украшают глубокие ниши с коринфскими колоннами, где некогда размещались статуи богов, а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами (пло­скими вертикальными выступами на поверхности стены) из цветно­го мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами (квадратными углублениями), благодаря которым созда­ется ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства.

(слайд 27 )Переступая порог храма, посетитель ждет торжественного полу­мрака, но его внутренний облик поражает светом, наполняющим все пространство. Свет льется через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.

Колизей — «чудо света»

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый инте­рес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них — Колизей, (слайд 28 )где разыгрывались пантомимы, происходили бои глади­аторов и укрощение диких зверей. (слайд 29) Колизей (лат. «коллосеус» — ко­лоссальный) представляет собой огромную овальную чашу (188 х 156 м). В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчаты­ми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч. (слайд 30 )

Стена Колизея (слайд 31 )высотой в 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Наружные стены украшены пиляст­рами трех архитектурных стилей. (слайд 32 )В первом этаже использованы по­луколонны тосканского ордера, во втором — ионического, в третьем и четвертом — коринфского. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов.

(слайд 33 )Очень рационально организовано внутреннее пространство ам­фитеатра. (слайд 34 )Лестницы идут радиально, а галереи — концентрически.Подобное расположение позволяло быстро и кратчайшим путем рас­пределить людские потоки, входящие через 80 наружных арок к месту, указанному в билете. (слайд 35 )И хотя внутри Колизей был лишен ка­ких-либо украшений, «многолюдная толпа, — по словам Гёте, — служила достаточным его украшением».(щелчок) Грандиозность масштабов этого сооружения дала основание римскому поэту Марциалу на­звать Колизей чудом света. И сегодня руины Колизея поражают сво­ими размерами и величием. (слайд 36 )

Триумфальные арки и общественные сооружения

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, (слайд 37 )воздвигнутых в честь побед в военных по­ходах. Над аркой обычно взвивалась колесница, (слайд 38 )а мраморные стены украшали рельефы летящей фигуры богини победы Виктории, (щелчок) сце­ны походов и изображения взятых у врагов трофеев. (слайд 39 )

Триумфальная арка императора Тита(слайд 40 ) ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Высокий пьедестал, на котором стоит двад­цатиметровая арка, и четыре стройные полуколонны с изящными капителями на фасадах подчеркивают благородство памятника. Ар­ка никогда не использовалась в качестве ворот, через нее имели пра­во проезжать в своих колесницах только одержавшие победу воена­чальники.

Пролет арки с обеих сторон украшен рельефными композиция­ми, изображающими триумфальное шествие императора Тита. На одной из них император, едущий в колеснице, на другой — римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. На мраморных рельефах внутренних стен арки не только люди, но и са­ми боги воздают почести победителям. Покровительница «вечного города» богиня Рома в боевом шлеме ведет под уздцы лошадей, впряженных в колесницу полководца. А крылатая богиня Виктория держит над его головой золотой венок.

В верхней части ворот, над пролетом, помещена надпись, сделанная крупным латинским шрифтом. (слайд 41 ) Она сообщает, что римский Сенат воздвиг эту арку «божественному Титу».

Много веков спустя триумфальные арки перешаг­нут с римских площадей в другие города мира. (слайд 42 )Вновь возродятся колесницы славы, (слайд 43 )управляемые крыла­той богиней Викторией. И повсюду они станут заме­чательными памятниками доблестных побед. (слайды 44,45,46 )

В особую группу архитектурных памятников мож­но выделить новые по тем временам инженерные со­оружения: водопроводы {акведуки), (слайд 47 ) огромные камен­ные мосты {виадуки) й дороги — замечательные об­разцы единства архитектурных форм и конструкций. Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопровод­ных труб через глубокие овраги, (слайд 48 ) ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного за­мысла и высочайшей строительной техники. (слайд 49 )Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем. (слайд 50 )

Инженер Фронтин, заведовавший водоснабжением Рима в начале II в., утверждал, что «акведуки — главное свидетельство величия Римской империи». (слайд 51 )Замечательные образцы колоссальных акведуков, построенных римскими инженерами, (слайд 52 ) в настоящее время сохранились и за пределами Италии — в Сеговии (Испания) и Ион дю Гар в Южной Франции. (слайд 53 )

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. (слайд 54 )Они имели бытовое назначение, то есть служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромных пространствах Римской империи. Кроме того, дороги выполняли важную стратегическую роль во время многочисленных военных кампаний.

Знаменитая Аппиева дорога, (слайд 55 )вымощенная щеб­нем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканиче­ского пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Она была про­ложена из Рима в Капую. (слайд 56 )Начало строительства — 312 г. до н. э. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необ­ходимо назвать здания терм (слайд 57 ) (общественных бань), являющихся не­отъемлемой частью любого города. Так, например, в Риме их насчи­тывалось великое множество: двенадцать больших императорских терм и сотни частных бань. (слайд 58 )Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повсед­невную жизнь римлян. (слайд 59 )

Главное здание терм обычно стояло на обширной искусственной террасе, окруженной со всех сторон тенистым парком, аллеями и цветниками. (слайд 60 ) В парках сооружались стадионы с трибунами для зрителей, здания библиотек и многое другое. В главном здании терм располагался открытый бассейн с холодной во­дой, огромный, пышно украшенный мозаикой парадный зал со множеством мраморных статуй, теплая баня и круглая парильня. Полы и стены были выложены плитами из разноцветного мрамора.

Поражает четко продуманная система водоснабжения и отопле­ния в термах. Вода поступала из специального водопровода и отста­ивалась в больших цистернах, ее можно было менять в течение не­скольких минут. Горячий воздух от подземных печей быстро рас­пространялся по трубам, вмонтированным в пол и стены банных помещений.

Самые знаменитые термы (слайд 61 )были возведены римским императо­ром Каракаллой (слайд 62 )в III в. В облицованных цветным мрамором поме­щениях (слайд 63 )собиралась изысканная публика, велись философские и ли­тературные беседы, звучала музыка. Здесь легко можно было уеди­ниться под сводами деревьев и в одиночестве поразмышлять о смысле бытия. (слайды 64,65,66,67 )

К сожалению, время не сохранило многое из архитектурных со­оружений Древнего Рима, но и то, что предстает сегодня перед взо­рами многочисленных туристов, способно вызвать восхищение и до­нести до нас его былое величие и славу.

Пришельца потрясает запустенье;

Те арки, что страшили небеса,

И дерзкий мост, и мрамора леса —

Пожарище, камней нагроможденье.

Но этот прах — источник вдохновенья;

Еще звучат былого голоса,

И зодчий, открывая чудеса,

Возносит к небу дивные строенья.

Не мните вы, что все окрест мертво,

Колонны рухнули, не мастерство.

Обманчивому облику не верьте;

Вот он — веками истребленный Рим,

Он воскресает, он неистребим,

Рожденный страстью, он сильнее смерти.

Дю Белле. «Римские древности»

Перевод И. Эренбурга

. Изобразительное искусство этрусков

На территории современной Италии в I тысячеле­тии до н. э. существовала довольно развитая цивили­зация этрусков, искусство которых приобрело непо­вторимый характер. У этого загадочного народа была своя философия, свои представления о жизни и смер­ти, особое восприятие окружающего мира. Жизнь человека представлялась им неразгаданной тайной, а очарование искусства они видели в поисках смысла бытия.

Этруски в совершенстве овладели техникой юве­лирного искусства, керамики, обработки камня и металла.

В искусстве этрусков достигла высокого уровня техника бронзового литья. (слайд 68 )Лучший памятник этрус­ской скульптуры — «Капитолийская волчица», ставшая символом «вечного города». Легенда о волчице, вскормившей близнецов Ромула и Рема — основате­лей города Рима, — послужила основой для создания этой скульп­турной группы. (слайд 69 )У волчицы втянутые бока и выступающие сквозь шкуру ребра, выразительная морда с оскаленной пастью и насторо­женными ушами, передние лапы упруго напряжены. Тонкой чекан­кой нанесен рисунок гривы, передающий завитки шерсти. (слайд 70)

С конца V в. до н. э. Рим начинает теснить этрусков, и вскоре они попадают под его власть. Постепенно исчезают самобытность и оригинальность их художественного творчества. Практичные рим­ляне многое унаследовали у этрусков, но все же не сумели понять и постичь главное — их душу.

Римский скульптурный портрет

Скульптурный портрет — одно из главных завоеваний рим­ской художественной культуры. Он точно передает портретное сход­ство и сложность соотношения между физическим и духовным ми­ром человека.

За несколько столетий мастерами было создано великое множе­ство скульптурных портретов. Они чрезвычайно разнообразны..

Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской республики и империи повышенный интерес представляла личность государст­венная и общественная.

В III в. до н. э. был создан один из лучших скульптурных памятников — так называемый «Брут Капитолийский». (слайд 71 ) Именно он стал для римских граж­дан образцом истинного римлянина, для которого чувство долга перед родиной превыше родственных чувств. Перед нами некрасивый и уже немолодой че­ловек. Небритые щеки, тонкий и горбатый нос, на­висшие густые брови, пряди заметно редеющих во­лос, глубокие складки, оттеняющие рот, плотно сжа­тые губы — все эти детали призваны с максимальной точностью передать портретное сходство.

Множество статуй в честь прославленного рим­ского императора и полководца Октавиана Августа(слайд 72 ) (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) было воздвигнуто еще при его жизни. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Его изображали в самых различных позах, одеждах и государственных должностях. Одержавший множество военных побед,Август выступает с речью перед войсками. В облике жреца осуществляет священный обряд жертвоприно­шения. В одних статуях он представлен стоящим во весь рост, в других — торжественно восседающим на царском троне.

В статуе Октавиана Августа из Прима Порта удачно сочетаются не только индивидуальные, но и обобщенно-идеализированные черты римского импе­ратора. Гордая, величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенный к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, эффектно перекинутый через руку, держащую копье или жезл, — все призвано подчеркнуть мону­ментальность и значительность образа. Подобно гре­ческим скульптурам, Август опирается на правую ногу, левая свободно отставлена назад. Уверенный и проницательный взгляд свидетельствует о силе и твердости характера.

В самом центре Рима, на одной из его главных площадей и сегодня возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (слайд 73 ) (121—180 гг.), провозгласившего отрешение от всех земных благ ра­ди величия и славы отечества. Современники не слу­чайно называли его мыслителем и «философом на троне». В эпоху переоценки ценностей, в преддверии кризиса Римской империи он так выразил свое миро­ощущение:

«Время человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение все­го тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»).

Римские мастера скульптурного портрета прояв­ляли интерес не только к императорам, но и к достой­ным гражданам отечества. Среди них оратор Авл Ме­тел, (слайд 74 )скульптурный портрет которого был выполнен из бронзы. Надпись гласит, что скульптура изваяна в честь известного политического деятеля. Мастер ре­алистически изобразил оратора в простой, но эф­фектной позе. Его ноги слегка расставлены, власт­ный жест руки призывает к вниманию и тишине, на плечи небрежно наброшена тога. У него немолодое и некрасивое лицо, изборожденное морщинами, не­когда инкрустированные цветным стеклом глаза вы­глядели живыми и выразительными. Перед нами свободный римлянин, сдержанный и деловой чело­век, исполненный чувства собственного достоинст­ва, образ которого не нуждается в какой-либо идеали­зации.

Фресковые и мозаичные композиции

Живописное искусство(слайд 75 ) представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпеи и Геркуланума. «Искусством знамени­тым» называл живопись ученый и писатель I в. н. э. Плиний Стар­ший. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. (слайд 76 ) И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великоле­пием декоративных композиций, (слайд 77 ) богатством сюжетов, разнообрази­ем художественных приемов, (слайд 78 ) освоением воздушной перспективы, развернутым изображением (слайд 79 ) окружающей человека среды. Излюб­ленные сюжеты живописи связаны с мифологией, (слайд 80 ) гомеровскими по­эмами и изображениями битв и триумфов. (слайд 81 ) Живописные произведе­ния того времени поражают непосредственностью восприятия окру­жающего мира, (слайд 82 ) стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту. (слайд 83 )

Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, (слайд 84 ) сады, портовые гава­ни, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удается передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены.

Изысканно красивы натюрморты с фруктами: (слайд 85 ) мягкий свет нежно касается бархатистой поверхнос­ти персиков в стеклянной вазе. (слайд 86 ) Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а темно-зеленые листочки причудливо изо­гнутой ветки контрастируют с общей композицией. (слайд 87 )

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую пре­граду между внутренним пространством архитектур­ного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность римской живописи, является фреска «Весна» (слайд 88 ) из города Стабий, близ Помпеи. Девушка, символи­зирующая весну, удаляется от зрителя в глубину про­странства, дышащего прохладой и свежестью. В ле­вой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Ее золо­тисто-желтая накидка, каштановые волосы и розо­вый тон обнаженных плеч удивительным образом гармонируют с ярким зеленым фоном цветущего лу­га. Радость, связанная с приходом весны, с теплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей при­роды, ощущение легкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живо­писную композицию.

Не менее знамениты римские мозаики. (слайд 89 ) Искусство мозаики было известно еще в Древней Греции: моза­икой греки называли картины, посвященные музам. (слайд 90 ) Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, (слайд 91 ) а за­тем из кусочков специально сваренного стекла — смальты. (слайд 92 ) Искус­ство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древ­нем Риме совершенства. (слайд 93 ) Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабий и Геркулануме. (слайд 94 ) На них изображены стран­ствующие актеры, морское дно, (слайд 95 ) дерущиеся петухи, кошки с куро­паткой в зубах. (слайды 96,97,98 )

infourok.ru

Презентация к уроку по МХК (10 класс) на тему: Художественная культура Древнего Рима | скачать бесплатно

Слайд 1

Художественная культура Древнего Рима

Слайд 2

Общая характеристика культуры История Древнего Рима насчитывает более 12 столетий (с 8 века до н.э по 5 век н.э). Она оставила человечеству богатейшее культурное наследие: архитектура, скульптурный портрет, фрески, мозаики, поэзия Вергилия и Горация, ораторское искусство, система права, философия, театральное искусство. Во многом искусство римляне переняли от греков, когда в 1 веке до н.э. завоевали ее.

Слайд 3

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода: Культура этрусков (7 -4 вв. до н.э.). Эпоха Римской республики (6 – 1 в. до н.э.). Эпоха Римской империи (1 в. до н.э. – 4 в. н.э.). В период возникновения непосредственно Римского государства его культура полностью опиралась на принципы этрусской культуры.

Слайд 4

Архитектура Древнего Рима Представлена Городами Дворцами Храмами Мощеными дорогами Мостами

Слайд 5

Архитектура периода Римской республики

Слайд 6

Римский форум Города располагались на огромных 4 – угольных площадях – форумах. Центр деловой и общественной жизни – Римский Форум, к которому сходились все улицы города. Здесь заключались торговые сделки, проходили суды, народные собрания.

Слайд 7

Колонна Траяна Самым замечательным памятником на Форуме была 38 – метровая колонна Траяна. Сверху донизу колонна покрыта рельефами, рассказывающих о военных походах Траяна. В основании колонны была найдена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на вершину. Ранее колонну украшала статуя Траяна, но она была утрачена и заменена статуей Святого Петра.

Слайд 8

Со временем Форум был заброшен, часть строительного материала использовалась жителями для собственных целей. Большинство строений было уничтожено навсегда. В средние века на этом месте пасли скот, впоследствии Форум и вовсе был утрачен. Лишь в начале 20 века археологам удалось частично восстановить этот комплекс.

Слайд 9

Храм Весты на Бычьем рынке Из памятников архитектуры республиканского периода практически ничего не сохранилось. Лучшим сооружением этого времени считается Храм Фортуны Вирилис и Храм Весты на Бычьем рынке, которые явно отражают черты греческой культуры.

Слайд 10

Римская архитектура стремится к удовлетворению человеческих нужд. В особую группу можно выделить инженерные сооружения: акведуки (водопроводы), огромные виадуки (мосты) и дороги.

Слайд 11

Пон дю Гар , римский виадук с акведуком в верхнем ярусе

Слайд 12

Аппиева дорога Аппиева дорога вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением вулканического пепла. Хорошо сохранилась до нашего времени.

Слайд 13

Архитектура Римской империи

Слайд 14

Среди архитектурных сооружений эпохи Римской Империи особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них – Колизей, где разыгрывались спектакли, проводились бои гладиаторов, укрощались дикие звери. Колизей представляет собой огромную овальную чашу. В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых иногда доходило до 50 тысяч.

Слайд 15

Колизей

Слайд 16

Одним из шедевров Римского зодчества является Пантеон (храм всех богов), строительство которого завершилось в 125 году. Аналогов Пантеона нет даже в современном мире. Главная достопримечательность – купол 43 метра в диаметре. В настоящее время в Пантеоне создана усыпальница великих людей Италии.

Слайд 17

Пантеон

Слайд 18

Триумфальная арка императора Тита Ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Пролет арки с обеих сторон украшен рельефами. Триумфальные арки зародились в Риме и были заимствованы позже другими культурами. Но так или иначе они означают доблестные победы влиятельных людей.

Слайд 19

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. В Риме было около 12 императорских бань. Термы служили местом отдыха и их посещение входило в повседневную жизнь римлян. Самые знаменитые термы были созданы императором Каракаллой в 3 веке.

Слайд 20

Термы Каракаллы

Слайд 21

Вопросы и задания Какое влияние на формирование Римской культуры оказало искусство древней Греции? В чем их различие? Опишите один из шедевров Древнего Рима: Форум, Пантеон, Колизей. Как вы думаете, почему оказались разрушены Форум и другие постройки, но остался цел Пантеон? Для чего служили общественные постройки Древнего Рима?

nsportal.ru

Разработка урока МХК Древний Рим

МХК 9 уроки 16-17 Древний Рим (слайд 1 )

Рим! (щелчок)Всемогущее, таинственное слово!..Все, что есть жизнь ума, все, что души есть страсть Искусство, мужество, победа, слава, власть, Все выражало ты живым своим глаголом, И было ты всего великого символом...П. А. Вяземский. «Рим»

Более двенадцати столетий (щелчок)(с VIII в. до н. э. по V в. н. э.) насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: (слайд 2 ) грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, систему римского права, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

Покорение римлянами Греции в I в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Непреклонный и гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады.

Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода: (слайд 3 ) искусство этрусков (VIIIV вв. до н. э.), искусство Римской республики (IVI вв. до н. э.) и искусство Римской империи (IIV вв. н. э.).

Римский Форум«Все дороги ведут в Рим» гласит древнее изречение. В нем заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Здесь, в Риме, велось строительство огромных масштабов.

С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. (слайд 4 ) Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти.. (слайд 5 ). На территории Форума было множество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий так же, как и в афинском Акрополе, асимметричны, но причины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. (слайд 6 ) Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную планировку. (слайд 7 )

Так, в начале II в. до н. э. Марком Ульпием Траяном(слайд 8 ) был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не сможет больше создать». (слайд 9 ) В центре обширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы. (слайд 10 )

Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна(слайд 11 ) (ок. 114 г. до н. э.), воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты. Она представляет собой мраморный цилиндр, водруженный на кубический постамент. (слайд 12 ) Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна против придунайского народа даков (современная Румыния). Длина рельефов достигает 200 м. (слайд 13 ) Разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоциональной напряженности сцены сражений вот их основные сюжеты. Искаженные лица раненых и убитых, ожесточенные лица сражающихся воинов, фигуры пленных, просящих на коленях пощады.Это величест

schoolfiles.net