Урок древний рим. Конспект урока истории " Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Рим»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим». Урок древний рим


Разработка урока "Древнейший Рим" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Бородино Красноярского края

Конспект урока по истории древнего мира

в 5 классе

«Древнейший Рим»

подготовила

учитель истории и обществознания

Максимова Татьяна Владимировна

г. Бородино

2013 год

Тема: Древнейший Рим

Цели:

  1. Способствовать формированию представления о зарождении древнеримской цивилизации.

  2. Создать условия для развития информационных и коммуникативных умений.

  3. Развитие интереса к теме через использование различных приёмов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-исследование.

Оборудование: Карта “Древний Рим”.

Понятия:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.Патриции – потомки основателей Рима.

Даты: 753 год до н. э. – основание Рима.

I. Повторение пройденного материала.

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,Богатой и цветущею слыла.И ею фараоны управляли,Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она.Назови, что за страна.

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,Где без леса и без горЛюди в древности росли.Где покой все обрели.Всё лепили мастера.И работа их до потаВыручала их всегда.

(Междуречье)

На восточном побережьеМоря СредиземногоГосударство моряковБыло очень древнее.И чтоб им торговать,Просто стали все писать.Кто же знал? Их алфавитВсе народы покорит.

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,У гуннов землю отобратьПравители решили стену возвести,Покой, чтоб вечный обрести.И людей великое множествоСогнали со всей страны.Заставили её строить,Чтобы не было войны.

(Китай)

Был он сильным, нужен былА не стало больше сил,Ему место учредилиДля таких, как он, что было.Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учитьЕго всяческим манерам.Чтобы стал для всех примером.Со стола не брать кусок,Смех закрыть свой на замок.И прилежно всё учить,Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

II. Целеполагание.

- Какую страну мы изучили? (Грецию)

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ). Покажите этот путь на карте.

Учитель объявляет тему урока.

III. Изучение нового материала.

Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)

На наших занятиях, изучая любую страну, мы используем определённый план.

Назовите его пункты.

(1. Географическое положение государства. 2. Природные условия.3. Занятия жителей. 4. Цари, правившие в данном государстве. 5. Культура.)

- Вопросы, которые мы будем рассматривать те же.- Давайте вспомним, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту)- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии.- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта, Афины)- Ребята, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

- Давайте представим, что мы с вами учёные – историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

Внимание, задание:

Прочитать легенду и приготовить пересказ.

1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике (пункт 1, стр. 204 - 206)2 ряд: работает с легендой по распечатке (Приложение 1 )3 ряд: с 1 по 3 парту по учебнику, 4 и 5 по документу.

Работа с источниками:

- Найдите расхождения в легендах.- Как вы думаете, почему мы нашли эти неточности?- Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

Работа с картой:

Найдите на карте подтверждения, описанных природных условий.

Каким занятиям благоприятствовали они? (земледелию, рыболовству и торговле)

Любая страна это не только территория, но и население, которое там живёт. Обратимся к учебнику с.207 – 208. Знакомясь с текстом, выделите категории населения, проживающие в Риме.

Закрепление материала:

- Ребята о чём мы сегодня узнали на уроке?- Чтобы закрепить материал, мы поступим следующим образом:

1 ряд – решает тест;2 ряд – отгадывает кроссворд;3 ряд – отвечает на вопросы к источнику. (Приложение 2 )

Рефлексия:

Что я узнал для себя на уроке?Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?Комфортно ли мне было работать?

Оцени свой вклад в урок по листу самооценки

Приложение 1

Легенда об основании Рима.

Один из царей Альба-Лонги, умирая, призвал двух своих сыновей – Нумитора и Амулия и сказал им: «Пусть каждый из вас выберет себе что пожелает. Один пусть возьмёт корону и власть, другой – всё моё богатство».

Нумитор, выбрав корону, стал царём Альба-Лонги. Коварный Амулий взял себе золото, решив, что оно поможет ему добиться власти. С помощью заговора Амулий сверг брата с трона и стал повелителем города. У Нумитора была дочь Рея Сильвия, Амулий боялся, что у неё родятся дети, которые смогут отомстить ему за своего деда. Чтобы предупредить это, он назначил Рею Сильвию жрицей богини домашнего очага Весты. Жрицы этой богини – весталки – обязаны были дать обет безбрачия. За нарушения обета им грозила смерть.

Амулий успокоился, зная, теперь, что у Нумитора не будет внуков. Однако вскоре царю донесли, что Рея Сильвия родила двух мальчиков. Рассказывали, что их отцом был сам бог войны Марс.

Амулий был разгневан и испуган. Он приказал казнить Рею Сильвию, но за неё заступилась дочь Амулия. Амулий внял мольбам дочери и отменил казнь, повелев заточить Рею Сильвию в темницу навечно. Но детей царь не пощадил: он вызвал доверенного слугу и приказал ему бросить новорождённых в реку Тибр. Слуга взял младенцев, положилих в деревянное корыто и понёс к реке. Он спустился к воде, но побоялся волн и бурного, стремительного течения и оставил корыто на берегу. Раб полагал, что волна подхватит корыто, унесёт его и близнецы утонут.

Вода в реке быстро прибывала, и волна подхватила корыто, но течение вынесло деревянную колыбель на тихое место, где она и застряла в корнях большого дерева.

В это время пастух, пасший у реки царское стадо, увидел внизу, у воды корыто с двумя младенцами. Он заметил также и волчицу, которая подошла к этому месту, чтобы напиться. Пастух хотел броситься на помощь, так как подумал, что зверь сожрёт детей, но остановился, поражённый необыкновенным зрелищем. Он увидел, что волчица, подойдя к детям, ласково их облизала и стала кормить своим молоком. Затем прилетел дятел и принёс в клюве пищу. Когда волчица ушла, а дятел улетел, пастух спустился к реке, взял деревянное корыто с детьми и унёс к себе домой. Он назвал одного мальчика Ромулом, другого – Ремом.

Ромул и Рем выросли сильными, высокими юношами. Их уважали и любили за то, что они помогали бедным людям.

Смелость юношей обеспокоила Амулия, и он приказал схватить братьев.

Когда Рем шёл с товарищами, на него напали царские воины и схватили его. Пастух умолял Ромула помочь выручить Рема. Царю донесли, что какие-то вооружённые люди ворвались в город и движутся к дворцу. Это подоспел Ромул. Дворец был окружён, а Амулий убит.

Братья провозгласили своего деда царём Альба-Лонги, освободили из тюрьмы свою мать.

Ромул и Рем решили основать свой город. Выбрали место, куда когда – то были выброшены Тибром и где их вскормила волчица.

Братья спорили. Когда Ромул стал копать ров, Рем портил его работу. Насмехаясь, Рем перепрыгнул через ров и был убит. После похорон брата Ромул принялся за постройку города.

Приложение 2.

Задание. Прочитайте текст «Закон Ромула» - фрагмент из сочинения древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского.

  • Определите, кого считали римляне основателем закона и порядка в Риме;

  • Назовите, кто по закону считался в Риме низшим, а кто высшим;

  • Объясните, какие обязанности имели патриции, а какие плебеи;

  • Назовите, какие обязанности по отношению друг к другу имели патриции-покровители и плебеи, выбравшие покровителя.

ТЕКСТ «ЗАКОН РОМУЛА»

Ромул, отделив высших от низших, дал законы и установил, что кому из них делать; патрициям – управлять и исполнять жреческие должности, плебеям – возделывать землю, кормить скот и заниматься доходными ремёслами. Он поручил патрициям народ, разрешив каждому избирать кого он захочет себе покровителем. Патриции-покровители должны были объяснять законы тем, кто вступил под их покровительство, присутствовать и помогать им в суде. А те, в свою очередь, обязаны были помогать покровителю при выдаче замуж дочерей, если родителям недостаёт средств, выкупать их у врагов, если они сами или их дети взяты в плен, а также платить за них штрафы государству, если они будут осуждены.

Решите тест.

  1. Рим расположен:

А. на Балканском полуострове;

Б. на севере Европы;

В. в Италии;

Г. в Западной Азии.

  1. Природно-климатические особенности Италии:

А. каменистые почвы;

Б. полноводные реки;

В. суровые снежные зимы;

Г. высокогорные пастбища.

  1. Предание гласит, что матерью Ромула и Рема была:

А. волчица;

Б. богиня Веста;

В. богиня Гера;

Г. весталка Рея Сильвия.

  1. Плебеи – это:

А. переселенцы из других областей;

Б. люди, обращённые за долги в рабство;

В. народность, обитавшая к северу от Тибра;

Г. потомки древнейших жителей Рима.

  1. В управлении Древнего Рима не принимали участие:

А. цари;

Б. стратеги;

В. сенаторы;

Г. мужчины-патриции.

Список использованных источников

  1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003

  2. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. М. Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003

doc4web.ru

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

Вот мы и познакомились с историей Древнего Рима. Правда, было интересно? Еще бы. Ведь мы совершили настоящее путешествие во времени! Отправились в прошлое почти на 3 тысячи лет.

Но это еще не все. Осталось подвести итоги. Поэтому наше занятие будет не совсем обычным (открою вам секрет, мы даже проведем несколько увлекательных конкурсов!). Но не забывайте, главная задача на сегодня – повторить все, что мы знаем об истории Древнего Рима. Итак, преступим.

Давайте посмотрим на ленту времени и вспомним, какие периоды истории Древнего Рима нам известны.

·         Время, когда Римом правили цари.

·         Период республики.

·         Эпоха империи.

Почти 13 веков. От первого упоминания Рима в 753 году до нашей эры до падения «Вечного города» под натиском варваров в 476 году. К вашему сведению, на данный момент история России насчитывает более 12 веков. Ее принято вести от 862 года. Легендарной даты призвания первого князя Древней Руси Рю́рика.

Но вернемся в Древний Рим. Согласно легенде, город был основан двумя братьями Ромулом и Ремом. Помните это предание? Злой правитель Амулий приказал бросить Рею Сильвию и ее близнецов в Тибр. Но дети выжили. Сначала волчица накормила их своим молоком, а потом Фаустул взял на воспитание. Повзрослев, Ромул и Рем восстановили справедливость. После решили основать новый город. Но между братьями случилась ссора. Рем был убит. Раскаявшийся Ромул основал город, которому дал своё имя. Так появился Рим.

Ромул стал первым римским царем. Он справедливо и мудро правил своим народом. Но не все цари Рима последовали такому примеру. Тарквиний Гордый был подлым и жестоким. Римляне были настолько им недовольны, что прогнали из города. После этих событий они решили больше не доверять управление только одному человеку. Римляне сделали управление общественным делом. Так Рим стал республикой.

Вспомним. Республика в переводе с латинского языка означает «общее дело». А понимать это слово следует как власть всего народа. Давайте подумаем, а было ли сходство в управлении Римской республикой и Афинами при Перикле?

Главную роль, как в Афинах, так и в Риме, играло Народное собрание, состоявшее из всех полноправных граждан. Оно решало вопросы войны и мира, принимало новые законы, избирало должностных лиц.

Полномочия римского сената и афинского Совета пятисот также были похожи. Они следили за исполнением законов и работой чиновников. Участвовали в управлении страной.

Даже голосование в Риме и Афинах было похожим. В Риме каждый гражданин получал дощечку, на которой писал имена тех, за кого он голосовал. Потом голосующие опускали дощечки в особую корзину. В Афинах граждане складывали в специальную урну белые и черные камушки. Исходя из их количества, и принималось решение.

Римляне говорили, что главная задача хорошего гражданина – служба в армии. Ведь большую часть истории Рима его основной целью были завоевания. Многочисленная римская армия делилась на легионы. В основном легионерами были землевладельцы. Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.

Перед боем римляне строились в три линии. Впереди же находилась легкая пехота. Первая линия состояла из юношей. Вторая – из воинов постарше и покрепче. В третьей – находились самые надежные и опытные легионеры – триа́рии. Они вступали в бой, только если первые две линии не могли одолеть врага. У римлян даже существовала пословица: «Дело дошло до триариев». Она означала, что дело доведено до крайности.

Чуть выше мы упомянули о том, что на протяжении столетий война была основным занятием римлян. Давайте вспомним почему.

Завоевания были главным источником римских богатств. Но больше золота и серебра римлян привлекали рабы. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч ее жителей. Ведь рабов можно было продать или заставить бесплатно работать. Рабство долгое время было неотъемлемой частью жизни Древнего Рима.

Но огромное скопление рабов было опасно для их хозяев. В одной Италии уже к  I веку до нашей эры их находилось около 2 миллионов. Далеко не все невольники мирились со своей участью. Рабы часто поднимали восстания. Самым крупным из них (притом не только в римской истории, но и в древности) стало восстание Спартака.

Оно началось в гладиаторской школе города Ка́пуи и вскоре охватило всю Италию. Армия рабов более двух лет угрожала самому существованию Рима. Но победить в этой войне у них не вышло – у рабов не было четкого плана действий.

Вслед за разгромом восстания последовала жестокая расправа над его участниками. В положении невольников ничего не изменилось. Но со временем труд рабов перестал приносить выгоду. Из-за того, что Рим прекратил завоевания цены на невольников сильно выросли. К тому же рабы не хотели работать. Их не интересовал результат своего труда.

Тогда в Риме появились колоны – свободные бедняки, бравшие землю для обработки у богачей. За пользование участком они платили хозяину земли треть урожая. Главное отличие колонов от рабов в том, что первые были свободными, их защищали римские законы. Рабы являлись собственностью своего господина.

Римляне любили зрелища. Но больше всего им нравилось наблюдать за боями гладиаторов. Вторым по популярности развлечением были скачки на арене цирка.

Римляне были искусными инженерами и строителями. Они строили на века. Множество их построек сохранилось сих пор. Среди них

·         амфитеатр Колизей;

·         храм Пантео́н;

·         триумфальные арки;

·         акведуки;

·         дороги.

В Римской империи появилось христианство – одна из мировых религий. Ее основателем считают проповедника из Палестины по имени Иисус. Он принял мученическую смерть на кресте на горе Голгофа. Этим искупив грехи людей.

Ученики Иисуса Христа – апостолы – записали рассказы о его жизни и смерти. Эти книги получили название евангелия. Вместе они составили вторую часть Библии. Она называется Новый Завет.

Огромная Римская держава была создана путем завоеваний. Давайте вспомним как это происходило. Начиналось все с небольшой области в Италии (Ла́цио). Потом римлянам удалось победить Пирра и покорить всю Италию. После долгих войн с Карфагеном, Македонией, Сирией все Средиземноморье стало римским. Цезарь покорил Галлию. Его преемники продолжили завоевания. К 117 году (во времена императора Траяна) Римская империя включала в себя большую часть известных на то время стран. Ее площадь составляла более 6 миллионов квадратных километров. Население – около 88 миллионов человек.

Но управлять огромной страной было трудно. Поэтому, в 395 году император Феодосий разделил всю империю на две части. Ими стали Западная Римская империя, с центром в Риме, и Восточная Римская империя со столицей в Константинополе. Но не прошло и ста лет, как Западная Римская империя, из-за внутренних неурядиц и постоянных набегов варваров, пала. Могущество Рима оказалось невечным.

Уже в те далекие времена римляне знали, что, вспоминая прошлое, человек учится жить настоящим.

videouroki.net

Конспект урока истории " Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Рим»

Тема:  Повторительно- обобщающий урок по теме « Древний  Рим»

Цель: повторить и  обобщить  знания по истории Древнего Рима от создания города Рима до появления ранней империи;  развивать коммуникативные компетенции, познавательную активность, умение работать в группе; воспитание интереса к изучению истории.

Тип: обобщение знаний

Форма: групповая работа

Оборудование:  мультмедийный проектор,  историческая карта" Древний Рим", оценочный лист, карточки с заданием.(Приложение)

                                                                   ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя  Сообщение целей и задач урока.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Рим ”. На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны, знакомились с образом жизни и культурой древних римлян. Сегодня мы вспомним основные события древней истории Рима, а именно, от создания города Рима до появления ранней империи

А проходить наш урок будет в форме игры  в которой будут соревноваться 4 команды ( учитель называет названия команд, которые сформированны заранее,  названия зкоманд записаны на доске)

II Конкурсы

1 конкурс: Представление команд.   Критерия оценивания: Название, девиз, эмблема. ( 5 балов)

2.конкурс : Работа с картой.  По 1 баллу за ответ.

- С чего мы начинаем изучать каждую страну? Конечно же из карты. Я приглашаю по одному представителю от команд. Задание: распределить по карте Древнего Рима таблички с надписями: ( Приложение 2)

- как называется полуостров на котором располагался Древний Рим? ( Апеннинский )

- какие горы окружают Апеннинский полуостров с севера? (Альпы)

- какой остров примыкает к Аппенинскому полуострову  и  как будто является его продолжением?  ( о. Сицилия)

- какое море омывает Аппенинский полуостров ( Средиземное море)

 3 конкурс:  игра « Проще не бывает»  (блиц-опрос) По 1 баллу за ответ

1. как звали братьев –близнецов основателей города Рима  ( Ромул и Рем)

2. По легенде город Рим стоял на    ……. холмах ( 7 холмах).

3. Потомков основателей Рима называли …. ( патриции)

4. Людей переселившихся в Рим из других мест называли …. ( плебеи)

5. Полководец, одержавший победу, был достоин …… ( триумфа)

6. Как называли город, основанный финикийцами в Северной Африке?  ( Карфаген)

7. Римляне называли карфагенян …… ( пунами)

8. Какое право имели народные трибуны в сенате?   Что оно означало? ( право «вето»  - запрет)

9. Как называли рабов, которые сражались на арене цирка для развлечения римлян? ( гладиаторы)

10.  Почётное звание Октавиана? ( Август)

4 конкурс: « Вставить пропущенное слово»  ( 5 баллов) ( командам  раздаются карточки с заданием в котором размещён текс с пропущенными словам, которые необходимо вставить Побеждает та команда которая быстрее и правильно справилась с заданием. Приложение 1.)

После  изгнания  последнего царя   Тарквиния Гордого,  власть перешла к  народу.  В Риме была установлена  республика  , что в переводе означает « дело всего народа». Но фактически вся власть была сосредоточена в руках  патрициев, в тоже время большинство населения Рима  плебеи были отстранены от управления государством.

 5 конкурс: « Кому принадлежать следующие выражения»  (по 1 баллу за ответ)

1. « Пришёл, увидел, победил»    ( Цезарь)

 2. « И всё-таки Карфаген должен быть разрушен»  ( Катон Старший)

 3.« Жребий брошен!»   (Цезарь)

4. «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем напрасно рисковать своей жизнью»   (Спартак)

5. Даже дикие звери имеют  норы и логова, а у тех, кто воевал за Рим нет ничего, кроме воздуха и света»   ( Гай Гракх).

6 конкурс: «Римский зоопарк»

Объясните, как связаны эти животные с историей Рима.   ( по 2 балла за ответ)

1.Волчица (  согласно легенде волчица выкормила братьев Рема и Ромула – основателей Рима)

2. Гуси  ( Во время нападения галлов на Рим гуси услышав чужаков громким гоготанием разбудили спящих римлян. От сюда пошло высказывание « Гуси спасли Рим»)

3. Слоны  ( главной боевой силой  карфагенян в пунических войнах   были белые слоны)

7 конкурс «Кто есть кто» ( по 1 баллу за ответ)

1.  « Он не был талантливым полководцем, но имел талант распознавать одарённых людей, которыми себя и окружал. Он очень боялся заговора,  и требовал обыскивать всех сенаторов, которые к нему подходили. Это император, по словам современников                                « получил Рим глиняным, а оставил его мраморным»   ( Октавиан Август)

2. Распущенный и капризный юноша больше интересовался  поэзией и считал себя великим актёром. В 68 году против него вспыхнуло восстание. И он вынужден был бежать. Оставленный всеми, он решил покончить жизнь самоубийством, приказав рабу убить себя.  ( Нерон)

3. Он должен был вернуться в  Италию, распустить на границе свои войска и уже как частное лицо войти в Рим для отчёта перед сенатом. Политические враги во главе с Помпеем ждали этого, чтобы отдать его под суд. Догадываясь об этом, он принял неожиданное решение. Перешёл реку Рубикон  и начал войну против  сената»    ( Цезарь)

4. Ещё в детстве он поклялся отцу, что до конца жизни не прекратит борьбу с Римом, и остался до самой смерти верен этой клятве»  ( Ганнибал)

8 конкурс  « Конкурс эрудитов»   (по 3 балла за ответ)

1. Что помогло Юлию Цезарю  победить всех своих соперников в борьбе за власть?

2. Почему  палку, которой били рабов, сравнивали с бумерангом?

3. Почему римская пословица « Горе побеждённым» со временем получила обратный смысл « Горе победителям»?.

4.  Почему в Древней Греции не было гладиаторских боёв? ( потому что эллины были высококультурными людьми и не чувствовали наслаждение от кровавых зрелищ. Они получали наслаждение в театре, любили диспуты,  ценили живопись, скульптуру, архитектуру.)

Подведение итогов.   Учитель озвучивает результаты оценочного листа (Приложение 3). Капитаны оценивают своих игроков.исходя из максимального количества баллов, которых набрала команда.

Приложение 1.

После  изгнания  последнего царя   ………………,  власть перешла к  ………….  В Риме была установлена  ………………., что в переводе означает « дело всего народа». Но фактически вся власть была сосредоточена в руках  ………………., в тоже время большинство населения Рима  …………….были отстранены от управления государством.

Приложение 2

АПЕННИНСКИЙ   ПОЛУОСТРОВ

АЛЬПЫ

СИЦИЛИЯ

СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ

АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ

ТИРРЕНСКОЕ  МОРЕ   

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ

Приложение 3

Оценочная таблица                                                 

              Конкурс                                                  Количество баллов          

  1. представление команд ( 5 б)
  2. работа с картой (по 1 б)
  3. «Проще не бывает» (по 1 б)
  4. «Вставить пропущенные слова» (5 б)
  5. «Кому принадлежать высказывания» (по 1 б)
  6. «Римский зоопарк» (по 2 б)
  7. «Кто есть кто» (по 1 б)
  8. Конкурс эрудитов  ( по 3 б)

                                                                                              Всего

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа «Конспект урока истории " Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Рим»»

Тема: Обобщение знаний по теме « Падение республики и ранняя империя в Риме»

Цель: вспомнить, повторить и систематизировать знания по истории Древнего Рима от создания города Рима до появления ранней империи; предложить учащимся интересные вопросы и задания, которые требуют нестандартного мышления; формирование умения высказывать собственную точку зрения и работать в группах.

Тип: обобщение знаний

Форма: брейн-ринг

Оборудование: карта Древнего Рима, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Мы изучили большой раздел истории древнего мира - История Древнего Рима с VIII в до н.э. до – I в. н.э. И сегодня мы вспомним и повторим все, что мы знаем о древнеримском государстве. Сегодняшний урок мы проведём в виде игры в которой будут соревноваться 4 команды ( учитель называет названия команд, эти названия заранее записаны на доске)

А судить нашу игру будут: ( представление жюри).

1 конкурс: представление команд. ( 5 балов)

2.конкурс : работа с картой. По 1 баллу за ответ.

- С чего мы начинаем изучать каждую страну? Конечно же из карты. Я приглашаю по одному представителю от команд . Задание: распределить по карте Древнего Рима таблички с надписями:

- как называется полуостров на котором располагался Древний Рим? ( Апеннинский )

- какие горы окружают Апеннинский полуостров с севера? (Альпы)

- какой остров примыкает к Аппенинскому полуострову и как будто является его продолжением? ( о. Сицилия)

- какое море омывает Аппенинский полуостров ( Средиземное море)

3 конкурс: игра « Проще не бывает» По 1 баллу за ответ

1. как звали братьев –близнецов основателей города Рима ( Ромул и Рем)

2. По легенде город Рим стоял на ……. холмах ( 7 холмах).

3. Потомков основателей Рима называли ….. ( патриции)

4. Людей переселившихся в Рим из других мест называли ….. ( плебеи)

5. Полководец, одержавший победу, был достоин …… ( триумфа)

6. Как называли город, основанный финикийцами в Северной Африке? ( Карфаген)

7. Римляне называли карфагенян …… ( пунами)

8. Какое право имели народные трибуны в сенате? Что оно означало? ( право «вето» - запрет)

9. Как называли рабов, которые сражались на арене цирка для развлечения римлян? ( гладиаторы)

10. Почётное звание Октавиана? ( Август)

4 конкурс: « Вставить пропущенное слово» ( 5 баллов) ( командам раздаются карточки с заданием)

После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого, власть перешла к народу. В Риме была установлена республика , что в переводе означает « дело всего народа». Но фактически вся власть была сосредоточена в руках патрициев , в тоже время большинство населения Рима плебеи были отстранены от управления государством.

5 конкурс: « Кому принадлежать следующие выражения» (по 1 баллу за ответ)

1. « Пришёл, увидел , победил» ( Цезарь)

2. « И всё-таки Карфаген должен быть разрушен» ( Катон Старший)

3.« Жребий брошен!» (Цезарь)

4. «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем напрасно рисковать своей жизнью» (Спартак)

5. Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто воевал за Рим нет ничего, кроме воздуха и света» ( Гай Гракх).

6 конкурс: «Римский зоопарк»

Объясните, как связаны эти животные с историей Рима. ( по 2 балла за ответ)

1.Волчица ( согласно легенде волчица выкормила братьев Рема и Ромула – основателей Рима)

2. Гуси ( Во время нападения галлов на Рим гуси услышав чужаков громким гоготанием разбудили спящих римлян . От сюда пошло высказывание « Гуси спасли Рим»)

3. Слоны ( главной боевой силой карфагенян в пунических войнах были белые слоны)

7 конкурс «Кто есть кто» ( по 1 баллу за ответ)

1. « Он не был талантливым полководцем, но имел талант распознавать одарённых людей, которыми себя и окружал. Он очень боялся заговора, и требовал обыскивать всех сенаторов, которые к нему подходили. Это император, по словам современников « получил Рим глиняным, а оставил его мраморным» ( Октавиан Август)

2. Распущенный и капризный юноша больше интересовался поэзией и считал себя великим актёром. В 68 году против него вспыхнуло восстание. И он вынужден был бежать. Оставленный всеми, он решил покончить жизнь самоубийством, приказав рабу убить себя . ( Нерон)

3. Он должен был вернуться в Италию, распустить на границе свои войска и уже как частное лицо войти в Рим для отчёта перед сенатом. Политические враги во главе с Помпеем ждали этого, чтобы отдать его под суд. Догадываясь об этом, он принял неожиданное решение. Перешёл реку Рубикон и начал войну против сената» ( Цезарь)

4. Ещё в детстве он поклялся отцу, что до конца жизни не прекратит борьбу с Римом, и остался до самой смерти верен этой клятве» ( Ганнибал)

8 конкурс « Конкурс эрудитов» (по 3 балла за ответ)

1. Что помогло Юлию Цезарю победить всех своих соперников в борьбе за власть?

2. Почему палку, которой били рабов, сравнивали с бумерангом?

3. Почему римская пословица « Горе побеждённым» со временем получила обратный смысл « Горе победителям»?.

4. Почему в Древней Греции не было гладиаторских боёв? ( потому что эллины были высококультурными людьми и не чувствовали наслаждение от кровавых зрелищ. Они получали наслаждение в театре, любили диспуты, ценили живопись, скульптуру, архитектуру.)

Подведение итогов. Выступление жюри. Капитаны оценивают своих игроков .исходя из максимального количества баллов, которых набрала команда.

После изгнания последнего царя ………………, власть перешла к …………. В Риме была установлена ………………. , что в переводе означает « дело всего народа». Но фактически вся власть была сосредоточена в руках ………………., в тоже время большинство населения Рима …………….были отстранены от управления государством.

После изгнания последнего царя ………………, власть перешла к …………. В Риме была установлена ………………. , что в переводе означает « дело всего народа». Но фактически вся власть была сосредоточена в руках ………………., в тоже время большинство населения Рима …………….были отстранены от управления государством.

После изгнания последнего царя ………………, власть перешла к …………. В Риме была установлена ………………. , что в переводе означает « дело всего народа». Но фактически вся власть была сосредоточена в руках ………………., в тоже время большинство населения Рима …………….были отстранены от управления государством.

После изгнания последнего царя ………………, власть перешла к …………. В Риме была установлена ………………. , что в переводе означает « дело всего народа». Но фактически вся власть была сосредоточена в руках ………………., в тоже время большинство населения Рима …………….были отстранены от управления государством.

После изгнания последнего царя ………………, власть перешла к …………. В Риме была установлена ………………. , что в переводе означает « дело всего народа». Но фактически вся власть была сосредоточена в руках ………………., в тоже время большинство населения Рима …………….были отстранены от управления государством.

Тема: Обобщение знаний по теме « Падение республики и ранняя империя в Риме»

Количество баллов

Конкурс

  1. представление команд ( 5 б)

  1. работа с картой (по 1 б)

  1. «Проще не бывает» (по 1 б)

  1. «Вставить пропущенные слова»

(5 б)

  1. «Кому принадлежать высказывания» (по 1 б)

  1. «Римский зоопарк» (по 2 б)

  1. «Кто есть кто» (по 1 б)

  1. Конкурс эрудитов ( по 3 б)

Всего

АПЕННИНСКИЙ

ПОЛУОСТРОВ

АЛЬПЫ

СИЦИЛИЯ

СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ

АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ

ТИРРЕНСКОЕ МОРЕ

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ

kopilkaurokov.ru

Древний Рим (вводный урок) | Открытый класс

Данные об авторе

Автор(ы): 

Валова С.В.

Место работы, должность: 

ГБОУ Школа 2070 г. Москва

Регион: 

Город Москва Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

5 класс

Предмет(ы): 

История

Цель урока: 

познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;        

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме

- развивать  умение работать  картой, находить нужную информацию

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: 

Вводный урок по теме "Древний Рим"

Урок истории Древнего мира  в 5-м классе

                                               по теме "Древнейший Рим"

 

Учитель истории ГБОУ Школа № 2070 г. Москва Валова С.В.

 

Цели:   - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;        

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме

- развивать  умение работать  картой, находить нужную информацию;

Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.

                                                             

                                                    Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Сообщение темы и целей урока.

            Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Рим. В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Рим.

            Вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Возможно, многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но   значение этих слов вы узнаете сегодня.

 Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы - в Рим . Покажите этот путь на карте.

                                      ( работа  с картой на доске и в учебниках)

 

 Изучение нового материала.

    Рассказ учителя сопровождается составлением таблицы

Ребята, а что вы знаете об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон) –кораблик передвигается.

 

Апеннинский полуостров  с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

 С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

( Балканский)- кораблик передвигается

            Какое государство на нём находится?( Греция)- кораблик передвигается

Через Апеннинский полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занималисьвиноградарством,  садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец). - кораблик

 

 

 

сделаем вывод:

                         Греция                                                          Рим

    На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф  - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

виноградарством,  садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)- кораблик

Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)- кораблик

Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

                         работа по учебнику:

  Прочитаем легенду об основании Рима ( стр. 204-206, почитание Весты и Марса)

 Запишем термины 

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

                 Город на семи холмах и его обитатели.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. – записать в тетрадях.

           

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

- Задолго до даты основания Рима на  холмах левобережья Тибра стали селиться  племена. Они постепенно  обустраивались. (Сл.7.)

- Ребята, а сейчас послушаем старинную итальянскую музыку. Слушайте внимательно и думайте, какие чувства у вас она вызывает и представления об этой стране.

                   

             работа в тетрадях с линией времени.

            Давайте определим: мог ли Ромул  что-нибудь слышать об олимпийских играх?

        ( отмечают даты 776г. и 753 г. до н.э. на линии времени. На доске – 1 ученик, остальные -  в тетрадях)

         

                       Подведем итоги:

- Чем же занималось население?

        1) осушали болотистые низины между холмами,

        2) возводили укрепления

        3) строили храмы богов

        4) выбирали общих правителей

Что же представляли собой дома римлян? ( стр. 205)  Они жили в круглых хижинах , стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля. Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.

- А каких животных они разводили? ( рогатый скот, свиней, коней, ослов)

- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий)

- А ещё римляне воевали, и возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросло во много раз. 

                             Работа с документом. Стр. 207- легенда ( записать термины)

Римский народ делился также на ( сл. 11)  патрициев ( древнейшие жители Рима)  и плебеев   ( переселенцы из других областей Италии)  Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Сформировался Сенат. О нем мы узнаем на следующих уроках. Он  стал важным органом управления, а его членами стали коренные жители.

- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда.

       Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин

- Но однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу «Гордый». Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя.

Произошло это в 509 году до н.э. 

Домашнее задание.  

 Параграф 44, записи в тетрадях, р.т. № 55-57

 

www.openclass.ru


Смотрите также