Урок древние славяне пнш. Конспект урока в 4 классе по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема урока "Жизнь древних славян". УМК "Перспективная начальная школа"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока Древняя Русь" по предмету - "Окружающий мир", 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа". Урок древние славяне пнш


Конспект урока в 4 классе по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема урока "Жизнь древних славян". УМК "Перспективная начальная школа"

Тема урока:  “Жизнь древних славян” 

Класс: 4  

Цель и задачи урока: обеспечить усвоение уч-ся знаний о жизни древних 

славян; рассмотреть наиболее важные картины быта, труда, традиций 

людей в разные исторические времена. 

 

Основные 

функциональные

 блоки 

 

Разделы урока 

Прием/техника 

Ее описание для 

конкретного урока 

Ссылка на ЭОР (из 

коллекции или 

авторский) 

Организационный

 этап 

Коммуникативна

я атака. 

Эмоциональный 

настрой. 

Учитель на фоне 

красивой 

завораживающей 

музыки читает 

стихотворение 

Никитина “Русь” и 

демонстрирует 

презентацию. 

Вопросы после 

просмотра. 

http://goo.gl/OhVS91 

(авторское) 

Этап проверки 

домашнего 

задания 

“Цветные поля” 

Ученик, выполняя 

письменную работу, 

отчёркивает поля 

цветными карандашами, 

и эти цвета имеют 

смысловую нагрузку: 

красный – «Проверьте, 

пожалуйста, всё и 

исправьте все ошибки», 

– обращается он к 

учителю, зелёный – 

«Отметьте, пожалуйста, 

все ошибки, я сам 

исправлю», синий – 

«Укажите количество 

ошибок, я их сам найду 

и исправлю», чёрный – 

«Не относитесь, 

пожалуйста, серьёзно к 

этой работе, я её делал в 

спешке» и так далее 

 

Этап 

актуализации 

субъектного 

опыта 

учащихся 

Прием “Да - нет” 

Учитель загадывает 

одного из московских 

князей.Учащиеся 

пытаются найти ответ, 

задавая вопросы, на 

которые учитель может 

ответить только 

словами: "да", "нет", "и 

да и нет".  

http://www.dipity.com/Vf

hufhbnf/ 

(авторское) 

Этап изучения 

новых знаний 

и способов 

деятельности 

Открытия новых 

знаний нет, так 

как это урок 

обобщения. 

 

 

Этап 

первичной 

проверки 

понимания 

изученного 

 

 

 

Этап 

закрепления 

изученного 

 

 

 

Этап 

применения 

изученного 

Прием 

“Генераторы - 

критики” 

 

Педагог ставит 

проблему, не 

требующую длительного 

обсуждения. 

Формируются две 

группы: генераторы и 

критики.  

Задача первой группы - 

дать как можно большее 

число вариантов 

решений проблемы, 

которые могут быть 

самыми 

фантастическими. Все 

это делается без 

предварительной 

подготовки. Работа 

проводится быстро. 

Задача критиков: 

выбрать из 

предложенных решений 

проблемы наиболее 

подходящие.  

Задание: перечислите 

все заслуги Ивана 

Калиты. 

https://docs.google.com/d

rawings/d/1Tn688ZeZq4

OvvdbSc1kNg1y_nzCOl

mfzKQ8swu1MQbE/edit?

usp=sharing 

(авторское) 

Этап 

обобщения и 

систематизаци

и 

 Кроссворд

Конкурс “Где это 

было?” 

http://LearningApps.org/1

176361 

(авторское) 

 

 

 

Этап контроля 

и 

самоконтроля 

 

Конкурс “Узнай 

древнерусский 

город” 

http://LearningApps.org/d

isplay?v=p8kuswm3201 

(авторское) 

Этап 

коррекции 

 

Узнай, о чем идет 

речь? 

http://www.imagechef.co

m/ic/myitem.jsp?myremix

=28205055 

(авторское) 

Этап 

информации о 

домашнем 

задании 

1. “Создай 

паспорт” 

2.Метод 

интеллект-карт 

3.Тонкий и 

толстый вопрос 

(задания на 

выбор) 

 

1.Универсальные 

приемы составления 

обобщенной 

характеристики одного 

из московских князей.  

2. Создание 

интеллектуальной 

карты. 

3.Предлагается 

сформулировать по три 

«тонких» и три 

«толстых» вопроса», 

связанных с 

пройденным 

материалом. Затем они 

опрашивают друг друга, 

используя таблицы 

«толстых» и «тонких» 

вопросов.  

 

Этап 

подведения 

итогов занятия 

Тест 

 

http://goo.gl/forms/nbmM

z13Ohx 

(авторское) 

Этап 

рефлексии 

“Мысли во 

времени” 

Учитель называет ключевое 

слово. как правило, оно тесно 

связано с темой урока. В 

течение 1 минуты учащимся 

необходимо непрерывно 

записывать свои мысли, 

которые "приходят в голову" 

и связаны с заданным словом. 

По истечении времени 

ученики читают записи про 

себя. Затем мысленно 

отвечают на следующие 

вопросы. 

Почему я записал именно эти 

слова? 

О чем я думал, когда писал 

эти слова? 

Чтобы я хотел в записях 

изменить? 

Написанное мной имеет или 

не имеет для меня значение?  

 

 

infourok.ru

Урок окружающего мира по теме "Древние славяне". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • раскрыть происхождение восточных славян;
  • дать характеристику качеств личности древних славян,
  • их поведения, внешнего вида, быта.

Задачи:

  • совершенствовать навык работы в группе;
  • развивать интеллект, творческие способности, кругозор и словарный запас;
  • воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы; проектор; компьютер.

Прилагаемые медиаматериалы: слайд презентация

Ход урока

1. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок Начинается урок.

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Улыбнитесь нашим гостям.

- Улыбнитесь друг другу.

- Тихонечко садитесь.

2. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала.

- Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса окружающий мир. Называется он “История Отечества”. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, выполнив несколько заданий.

- Возьмите первую карточку. Работаем в парах.

Карточка №1:

- Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:

А) предки;

Б) современники;

В) потомки.

- Проверим выполненное вами задание (слайд 2).

- Верно, в слове предки корень - пред- , он означает предшествовать чему- либо, быть перед чем- либо. Предки – это люди, которые жили перед нами. В слове современники корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.

- Выполним следующее задание по карточке №2 (слайд 3): на линии времени обозначьте год, в котором живём мы и наши современники.

- Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.

- Давайте проверим. (Слайд 4).

Слайд 5 (работа в группах по карточке № 3):

- Теперь внимательно прочитайте три высказывания, записанные на доске и на третьей карточке. Найдите среди этих высказываний “ложные”. Объясните свою позицию.

- Итак, значит истинным, будет высказывание под буквой (В). Прочитайте его ещё раз. Кто уже может назвать тему нашего урока.

- Молодцы!

Слайд 6.

3. Сообщение целей урока.

- Определим цели урока. Для этого сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, записанные на доске.

Слайд 7 (работа в группах).

- Итак, кто уже готов поделиться с нами своим мнением?

Слайд 8:

Кто были наши предки?

Как их называли?

Откуда они пришли?

Где они жили?

Какие они были?

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. Мы ответим на некоторые вопросы после выполнения ряда заданий.

4. Этап усвоения новых знаний.

- Внимательно прочитайте текст в карточке № 4:

Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов- богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые.

Слайд 9 (работа в группах):

Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах?

- Верно, выделенные слова имеют общий корень и одинаковое лексическое значение.

- Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.

Слайд 10 (работа в парах):

… + ян + е =

Слайд 11:

Слав + ян + е = славяне.

- Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки.

- На какие ещё вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст. (Где? Откуда?)

Слайд 12 (коллективная работа):

- Рассмотрите карту- схему на доске и в учебнике на стр. 10.

- Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян?

- Верно, можем узнать, в какой части Европы были поселения древних славян.

- Какие племенные объединения были у славян?

- Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

- На какой следующий вопрос вы хотите получить ответ?

(Какие они были?)

Слайд 13 (работа в группах):

- Опираясь на иллюстрацию, попробуйте дать описание славян, их внешний вид.

Рисунок 1

Рисунок 2

- Итак, славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

- Прочитайте текст на карточке № 5.

Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпаясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холода надевали на голову шапки из войлока (из сваленной шерсти) или меха. На ногах носили лапти, сплетённые из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

Рассмотрите рисунки славян и дорисуйте недостающую деталь в их одежде.

Рисунок 3

- Давайте проверим.

Слайд 14 (дорисовываю пояс у мужчины).

- Давайте продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне, выполняя следующие задания.

- Дополните моё высказывание:

Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют … .

Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.

- Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.

- Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.

- Итак, назовите качество, которым обладали славяне в данной ситуации.

Слайд 15:

1. Сообразительность.

- О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини- сценку.

Две девочки разыгрывают сценку:

Мать (уходя на работу, выставляет на стол продукты):

Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.

Дочь: Мам, зачем ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго.

- Предположите, что ответила мать дочери. (Совещаются в группах, дают ответ).

- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответила древняя славянка своей дочери.

Мать: Авось, какой- нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

- Итак, каким же качеством славились наши предки?

Слайд 15:

2. Гостерпиимство.

- К сожалению, не всегда о наших предках- славянах пишут правду. Встречаются и вымыслы.

Слайды 16– 20 (коллективная работа):

- Возьмите карточку № 6:

Прочитайте предложения, в которых содержится вымысел о наших предках- славянах. Замените выделенные слова антонимами.

1. Древние славяне славились своей скупостью.

2. В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

3. Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

4. От других народов славян отличала физическая слабость и нетерпеливость.

5. Но больше всего славяне любили рабство.

- А теперь давайте вспомним все качества характера славян и запишем их в карточке № 6 на свободных строчках.

Слайд 21:

1. Сообразительность.

2. Гостеприимство.

3. Терпеливость.

4. Щедрость.

5. Свободолюбие.

- Доказательство того, что славяне ненавидели рабство и были очень свободолюбивыми, вы получите, выполнив следующее задание.

- Дополните предложения: слайд 22.

1. В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой…

2. Даже пленных они не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, …

Слайд 23:

- Откройте учебники на странице 14. Прочитайте текст и приготовьтесь ответить на вопрос: Чем занимались древние славяне?

Дополнительный вопрос: Чем могли заниматься дети восточных славян?

- Проверим, как вы справились с этим заданием.

Слайд 24.

5. Физминутка (слайд 25–29)

6. Закрепление новых знаний.

- Откуда пришли и где обосновались древние славяне?

- Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?

- Назовите самое главное, на ваш взгляд, качество древних славян.

7. Подведение итога урока.

- Итак, вначале урока мы ставили цель найти ответ на несколько вопросов, касающихся наших предков – древних славян. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

Слайд с вопросами 30.

8. Рефлексия

- Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Слайд 31: Своей работой на уроке я …

8. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике на стр. 7-17. Нарисовать жилище древних славян.

По желанию составить проекты о славянских богах и праздниках.

Слайд 32: Молодцы!

Использованная литература:

1. Методическое пособие по окружающему миру. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов / М.:Академкнига., 2012 г.

2. Учебник “Окружающий мир”. 4 класс, авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

3. Тетрадь на печатной основе №1, авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока "жизнь древних славян" окружающий мир

Тема: Жизнь древних славян ( 4 класс).

Цели: раскрыть происхождение восточных славян; дать характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта.

Развивающая: развивать логическое мышление; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, развивать речь учащихся.

Воспитательная: прививать интерес к истории нашего народа; развивать коммуникативную компетентность;развивать познавательную компетентность.

Оборудование: карточки с заданиями; набор деталей для моделирования схематического портрета славянина; рабочие листы.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории. Для того чтобы понять его название, необходимо выяснить значение ключевого слова.

- Давайте выполним ряд заданий (работа в группах).

Задание для 1 группы

- Объясните значение этих слов, используя толковый словарь.

а) предки

б) современники

в) потомки

Задания для 2 группы

-На линии времени обозначьте год, котором живем мы и наши современники. Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Докажи свою точку зрения.

Задания для 3 группы

- Внимательно прочитайте 3 высказывания , записанные на доске и на карточках, и найдите среди них ложные. Объясните свою позицию.

а) «Наши предки живут в далёком будущем.»

б) «Наши потомки жили в далёком прошлом.»

в) « Наши предки жили в далёком прошлом.»

- Действительно, истинным является только последнее высказывание.

- Как же будет называться раздел курса истории, к изучению которого мы сегодня приступаем: «Наши предки в далеком прошлом».

Работа с таблицей ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

?

Кто были наши предки? Как их называли? Где они жили?Откуда они пришли?Какие они были? В каких богов они верили? Чем занимались?

- Сформулируйте вопросы по данной теме, ответы на которые вы бы хотели найти на этом уроке.

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

3.Изучение нового материала1) Работа с текстом.- Внимательно прочитайте текст.Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые.

- Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.Корень + ян + е Славяне- Итак, мы нашли ответ, на какой вопрос.

(Кто были наши предки?)- На какие ещё вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст.

Для того, чтобы рассказать о славянах, выполняя задания, запишите главные слова в рабочих листах.Приготовьте защиту, можно использовать подборку картинок.

Работа в группахЗадание для 1 группы1) Рассмотрите карту-схему в учебнике, где изображены реки: Ока, Днепр, Западная Двина.

- Прочитайте текст и объясните, почему славяне селились по берегам рек.

Во времена, когда жили наши предки, твоя Родина была совсем не такой, как теперь. Её территорию почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

- На какой вопрос вы нашли ответ в этом тексте?

2) Прочитайте предложения, в которых содержится грубый вымысел о наших предках-славянах. Замените выделенные слова антонимами, используя слова для справок.

Запишите главные, на ваш взгляд, качества славян в рабочих листах.

  1. Древние славяне славились своей скупостью.

    2. В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

    3. Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

    4. От других народов славян отличала физическая слабость и нетерпеливость.

    5. Но больше всего славяне любили рабство.

    (Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.)

Задания для 2 группы

1)на какой следующий вопрос вы найдете ответ, прочитав описание.

Славяне были круглолицыми, с русыми волосами , с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют десантниками. Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками. Нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.

- Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага.

(Если дети не могут ответить на этот вопрос, они задают вопросы учителю, на которые можно ответить «да» или «нет».)(Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша).

- На какой вопрос вы нашли ответ в этом тексте? (Какие?)

- Назовите качество, которым обладали славяне? (сообразительностью)

2) Дополните предложения, используя слова для справок.

Запишите главные, на ваш взгляд, качества славян в рабочих листах.

1.В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой_______________________________

2.Даже в боях, имея вождя, они не хотели следовать общему плану боевых действий, а каждый воин _____________________________

3.Даже пленных они не превращали в рабов, а заставив их отработать несколько лет, __________________________

(Слова для справок: отпускали домой, действовали самостоятельно, никакого насилия.)Задание для 3 группы1)Прочитайте описание ситуации.Запишите главные, на ваш взгляд, качества славян в рабочих листах.

Отец(уходя на работу, выставляет на стол продукты): Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.Сын: Отец, зачем ты оставляешь всё это, мы ведь надолго уходим на сенокос.

-Предположите, что ответил отец сыну.

- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древний славянин своему сыну.

Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

- Итак, каким же качеством славились наши предки? (гостеприимство) 2) Прочитайте текст, рассмотрите рисунки славян и дорисуйте недостающую деталь в их одежде.Запишите главные, на ваш взгляд, качества славян в рабочих листах.Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холода одевали на головы шапки из войлока (сваленной шерсти) или меха. На ногах носили лапти, сплетённые из лыка, или туфли, сшитые из целого куска кожи.

4.Закрепление изученного

1) Защита (выступление детей по группам. На какие вопросы вы нашли ответы в ваших текстах).

2) Назовите самые главные, на ваш взгляд, качества славян.3) Встаньте в хоровод. - Изобразите виды деятельности славян (задания на карточках, дети вставая в хоровод, берут карточку с заданиями на столе учителя).1. Женщина, которая шьёт.2. Женщина, которая лепит посуду.3. Женщина, которая готовит пищу.4. Женщина, которая доит корову.5. Женщина, которая кормит птиц.6. Мужчину, который ловит рыбу.7. Мужчину, который рубит дрова.8. Мужчину, который охотится с помощью лука.9. Мужчину, который пашет землю.

5. Подведение итогов урока.- На какие вопросы мы не нашли ответы на этом уроке.В каких богов они верили?

6.Рефлексия .Составьте синквейн.НапримерСлавянеГостеприимные, смелые.Защищали, сеяли, ловили.Славяне свободолюбивый народ, который не терпел насилия.Предки.

7.Домашнее задание.

- Подумайте, чем могли заниматься дети древних славян? - Нарисуйте жилище древних славян(материал найдите в учебнике, дополнительной литературе или в интернете).

Литература

  1. Учебник А.А Плешакова « Мир вокруг нас».

  2. О.И. Дмитриева « Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» .

  3. Детская энциклопедия « Я познаю мир. История»

  4. Мария Семёнова «Мы –славяне», Санкт-Петербург, Группа «Азбука-классика», 2010г.

kopilkaurokov.ru

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Жизнь древних славян". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Урок из раздела "Страницы всемирной истории" составлен по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4-й класс. На уроке использовался наглядно-иллюстративный и частично-поисковый методы работы с учащимися. В конце урока проводится тест на закрепление данной темы. К конспекту урока прилагается презентация “Жизнь древних славян”.

Цели урока:

  • приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
  • развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
  • воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению

Оборудование: презентация “Жизнь древних славян” (Приложение 3), статья “Письменный источник древне-византийских путешественников”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала

. (Слайд 1)

– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история: как жили наши предки)

– Что изучает наука история? (жизнь наших предков)

– На какие 5 эпох делят историю ученые?

– Какая из них самая длинная?

– Какая самая короткая?

– Новейшая история – это какое время? (почему её называют “жестоким временем”, “мудрым временем”?)

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица” (Слайд 2)

Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Времена теперь другие, Как и мысли и дела – Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперёд, А преданья старины Забывать мы не должны.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 3).

– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

– Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово “равнина”? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности). Мы с вами знаем, что Восточно – Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.

– Именно эти территории начали заселять в 6 веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

– Прочитайте отрывок из “Повести временных лет”, в котором говорится о расселении славянских племен.

– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.

Учебник с.35

– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи (поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне)

– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен (родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи и др.)

– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: (Слайд 4)

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень

Вятичи – основатель рода Вятко

поляне – жители полей

древляне – жили среди “дерев”

дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото

– Значит, они жили у … (болот)

2. Объяснение нового материала

Кто такие славяне?

– Так кто же они такие, славяне?

– Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”.

– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст (Приложение 1)

– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.

– А какие они были по характеру?

– Если они были радушными, гостеприимными, а могли ли они постоят за себя и близких? Утро, пробуждается природа (Слайд 5)

Первые рассветные лучи На ворота древнего посёлка Отблески оставили свои. Здесь живет народ, Высокий и красивый, – Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные как ивы, Дети, словно крепкие дубы”.

3. Поселения славян. (Слайд 6)

– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.

– Что такое род? (Слайд 7)

– Что такое племя?

– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.

4. Занятия славян.

– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?

– Ловили рыбу.

– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев.

Чтение текста, выяснение занятий славян (стр.36-37)

– Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.)

– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.

5. Жилища славян

– А теперь, ребята, узнаем, где же жили наши предки. (Слайд8)

– Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

– Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. (Слайд 9)

– Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. (Слайд 10)

– Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани) (Слайд 11) Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

– Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

– Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.

6.  Боги.

– Не безоблачной была жизнь древних славян.   Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи.  Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день.   Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам.

– Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.

– Славян называют язычниками. Что такое язычество? (Слайд 12)

– Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло)

– Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли.

– По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная.  Небо и Землю славяне считали супружеской парой, чья любовь породила всё живое на земле.( Слайд 13)

Великий Сварог – богу неба и богиня Земли Макошь и их сыновья – Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия

Перун – славянский Бог грозы, Бог грома и молнии.  Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами.  Рука его управляла громом и молнией.  Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке.  Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

– Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия.  Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были:

Бог скота – Велес Бог весны – Ярило Бог лета – Купала Богиня красоты – Лада

7. Праздники древних славян. (Слайд 14)

– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

– Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. (Слайд 15). Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

– А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.

8. Закрепление изученного материала.

– Вот так жили и трудились древние славяне. Чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, ответим на вопросы этого небольшого теста. (Приложение 2) (слайд 16)

– А теперь внизу листика выпишите все буквы с правильными ответами. Какое слово получилось? (славяне)

IV. Итог урока.

(Слайд 17)

– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?

– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?

Используемая литература при подготовке к уроку:

  1. Учебник. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 4 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова “Мир вокруг нас” / Е.М. Тихомирова.– М.: Издательство “Экзамен”, 2006.
  3. Методика преподавания истории в начальной школе/ М.Т. Студенкин, В.И. Добролюбова/ М: Издательский центр “Владос”, 2001.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытый урок по окружающему миру "Древние славяне"

- познакомить детей с историей своего государства;

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- учить работать с картой.

развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, прививать интерес к географии, истории.

3. Воспитывающие:

-воспитывать умение слушать товарищей, умение работать в группе;-воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД:

Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян .

Межпредметные связи: ИЗО, технология, литературное чтение, русский язык.

1. Оргмомент

Опять пролетел поутру.

Труду, вдохновенью, добру.

Всему, что узнал человек.

Расскажут про древний наш век.

Заманчив познания путь.

В грядущее заглянуть.

Которому в будущем жить.

И я надеюсь увидеть в ваших глазах любопытство, а лучше сказать любознательность.

Давайте вместе с вами сформулируем тему, цель и расскажем об этапах нашей работы, которую вы проделали.

2. Постановка цели, задач и плана урока, обозначение темы:

На слайде (тема, цель, задачи, план) дети формулируют

Тема: Древние славяне

Цель: Узнать о жизни древних славян

Этапы работы: 1)Поиск информации 2) Оформление сообщения 3)Выполнение рисунка 4)Коллективная работа по изготовлению поделки 5)Завершающий этап

-Как мы можем назвать нашу работу? (проект)

Вы начинали свою проектную работу с поиска информации

-Какие источники использовали при поиске информации? И как информацию о древних жителях могут знать современники, в т.ч и мы.

Из каких источников?

А описывались те давние события, жизнь древних людей?

А сохранилась ли какая-нибудь литература до наших дней? Например? (повесть временных лет)

А кто писал? Как он назывался?(летопись)

И сегодня на уроке мы постараемся создать нашу историческую книгу, став на время летописцами.

Были времена, давным – давно, когда ещё на земле не было такой страны гордым именем Россия, не было даже самых древних городов: Киева, Новгорода, Москвы. На территории нашей страны жил народ, который назывался…

-Кто такие славяне и почему именно на этих территориях остановились славяне?

Много было в чаще бора и медведей, и волков,Много уток на озёрах, на болотах - куликов.Коршун вился над лугами, и лосиною тропойЗверь с могучими рогами выходил на водопой.Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной.Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,Посидели, обсудили, осмотрели всё кругомИ решили: "Места много, есть что есть и есть что пить!"Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. (слайд № 7.) Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы , ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом.

2 ДОКЛАДЧИК Жилище древних славян.

Жильем служили землянки, выкопанные в земле.В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тон-ких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

3 докладчик Занятия древних славян

Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие. Земледелие  Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали  золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню.  Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры  (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).

"Семейные занятия славян".

Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.

Каждая семья изготавливала для себя всё необходимое. В маленьких глиняных печах -домницах - из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду. Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте

4.Верования славян (боги). ( слайд № 17-18.)

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Наши далекие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляя их в виде живых существ - богов. 

- Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило.

- Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Он считался главным богом древних славян. Славяне поклонялись Перуну как богу грома и молнии. По всему небу развевается его одежда и борода, ветер и буря - его дыхание. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него зависит урожай, а значит - жизнь. Он бог земледелия: как Перун грозой вспахивает облачное небо, сеет дождь, так и человек возделывает пашню. Перун считался покровителем кузнечного дела: как он гремит своей палицей, так и кузнец стучит молотом. Перун был также богом воинского дела.

Духи, божества природы. (слайд №19.)

- Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами. Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в речках Русалки.

Домовой.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств.

Леший. (слайд№23-24)

"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водяной. (слайд№25.)

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячьими" и это сохранилось в названии многих источников.

5. Славянские праздники.

- Чтобы боги были добры к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.

Уже накануне нового года, а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. (слайд№27) Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны, начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины - символ Солнца.

Славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов. (слайд№29-30.) Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. Он считался девичьим праздником, назывался семик - неделя перед Троицей. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни.. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко - той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

- Во время праздников славяне любили поиграть.

Иванов день. (слайд№31-32)

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. На этот день приходился летний солнцеворот. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя" Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

- Сохранялись ли эти праздники до наших дней? Для чего? Что бы умилостивить богов?

- От чего зависели древние славяне? (от природы)

- А чтобы боги были благосклонны к людям, то …

А в наше современное время люди зависят от природы? От погоды?

А давайте проведем обряд как наши предки, чтобы был хороший урожай. Ведь лето у нас было засушливое, а сейчас ранние заморозки.

Задание ?

- Кем мы были сегодня на уроке? Для чего? Добились цели? Что создавали?

-Вам понравилась работа над проектом?

Урок окончен.

infourok.ru

Конспект урока по предмету - "Окружающий мир", 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь» по УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи: образовательные:

·  Систематизировать исторический материал о Древней Руси;

·  проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

развивающие:

Создать условия для развития навыков публичного выступления;   способствовать развитию умений анализировать, сравнивать;

воспитательные:  

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство; создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Ход урока.

I.  Орг. момент

1. Мотивация к учебной деятельности.

  - Послушайте и определите главную мысль стихотворения:

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

(ответы детей)

- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- А для чего нужно изучать эту тему? ( В народе говорят так, что человек должен знать свою историю, что бы не быть Иванами, не помнящие родства)

Свою историю должен знать любой здравомыслящий человек.

- Мы с вами закончили изучать очень интересную, важную, нужную тему. Вы получили только первые знания об истории нашей Руси, но не последние. Эту тему вы продолжите изучать в старшем звене, узнаете ещё много нового, и как я вам всегда говорю, как снежный ком, увеличите новыми знаниями. И все они пригодятся при сдаче ЕГЭ, саморазвития, кругозора и для своего интеллекта. Убедила я вас?

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания.

- О чём вы хотели бы поговорить, что ещё узнать? (предложения детей)

- Я предлагаю организовать работу по группам, но в тоже время каждый будет работать на себя и за себя. А для этого я дам каждой группе даю карточки,с отметкой «5», в конце урока вы отдадите эти «5» тем ребятам, которые по вашему мнению их заслужили. Если таких не будет, то вы вернёте их учителю.

- В тетради по окружающему миру запишите дату, тему «Древняя Русь». Разделите страницу на 2 части, в первой напишите слово «Знаю», во второй части «Узнал» и в течении урока пополнять записями столбики.

II Повторение прошлых тем. Повторение изученного.

1. Начнём с разминки

Блиц – игра

  1. Как звали наших предков?(древние славяне)

  2. Между какими двумя морями заселились древние славяне? (между Чёрным и Балтийским)

  3. Где строили свои поселения? (на возвышенном берегу рек) А почему?

  4. Что такое частокол? (высокий забор из крепких брёвен)

  5. Какие первые были жилища славян? (Из дерева, с земляными полами. Крыши касались земли, топились такие дома по – чёрному, т.е. дым выходил через небольшие окна, дверь или отверстие в крыше. Крышу крыли ветвями, обмазывая их глиной)

  6. Чем занимались древние славяне? (земледелием, рыболовством, животноводством)

  7. Что такое бортничество? (собирание мёда у диких пчёл)

  8. Во что верили древние славяне? (в разных богов)

  9. Кто такие варяги? (торговцы и воины. Из-за Балтийского моря приплывали гости, закупив товары они продолжали путь по реке Днепр к Чёрному морю. Там стояли богатые греческие города могущественного соседа Древней Руси – Византии)

  10. Как был назван этот путь? («Из варяг в греки»)

  11. А что это давало славянам? (крепли и богатели славянские поселения)

III Групповая работа

Мини- доклад.

Распределите роли в группе: организатора, секретаря, спикера, хранителя времени, правосудие.

- Прошу подойти организаторам за темой доклада.

(Работа в группах. Ученики готовят доклады по плану, который дан к каждой теме)

Выступления спикеров.

1 . «Вера древних славян»

(Разные Боги: Даждьбог – бог Солнца, одни племена называли его Ярило, другие Хорс. Перун – бог грома и молнии, а иакже покравитель земледелия, Велес – покровитель скота и богатства, Мокошь – божество плодородия, Стрибог – повелитель ветра и др.)

2. Крещение Руси

(988г, в реке Днепр, не все охотно приняли веру, были даже бунты. Славяне верили и в одного бога и в тоже время продолжали верить и в домового и в наше время сохранилось двоеверие, приведите примеры…(масленица)

3. Какие изменения произошли после принятия славянами христианства?

(Укрепление торговых и культурных отношений, на Русь пришла письменность, созданная Кириллом и Мифодием, русские купцы научились писать торговые договоры, а первые русские историки – вести летописи. Стали развиваться живопись, каменная архитектура, совершенствовалось ювелирное ремесло. Больших успехов каменная архитектура достигла при Ярославе Мудром – сыне князе Владимира Красное Солнышко. В Киеве начали возводить Софийский собор. Ярослав Мудрый заложил на Волге город Ярославль, расширил границы своей столицы Киева, окружив её каменными стенами, и возвёл в городе «Золотые ворота», При Софийском соборе в Киеве была создана крупнейшая библиотека, при монастырях были открыты школы, где учились будущие священники и иконописцы. Стремясь установить порядок на русских землях, Ярослав Мудрый ввёл в действие первый на Руси свод законов, который назывался «Русская правда» При Владимире Мономахе – внуке Ярослава Мудрого, Киевская Русь стала как единое государство. Он остановил кровавые междоусобицы, вопросы решались мирным путём, оттеснил степных кочевников от южных границ, чем избавил государство от их разрушительных набегов, самая знаменитая русская летопись, которая рассказывает об истории Древней Руси)

4. «История Возникновения Москвы. Первые московские князья»

(Основал Юрий Долгорукий 4 апреля 1147г. Москва стала деревянной крепостью в 1156 г.построена на Боровицком холме. При князе Даниле – Московское княжество. В московское княжество перешли города: Переяславль, Можайск, Коломна и др., все важные торговые пути проходили через Москву. Река Москва была удобным водным путём. Особенно расцвела Москва при князе Иване Даниловиче. Нашлась работа строителям. Каменщики возвели первые белокаменные храмы и с этого времени крепость стала именоваться Кремлём, а при внуке Ивана Калиты - Дмитрии Донском – дубовые стены Кремля сменились на белокаменные.)Сейчас Москва расположена на 7 холмах:

1. Боровицкий холм —  в центре Москвы 

2. Таганский холм;

3. Красный холм;

4. Старо-Ваганьковский холм;

5. Чертольский холм;

6. Псковская горка;

7. Ивановская горка.

- А теперь прошу заполнить таблицу, что знаю, что узнал, коротко (2 минуты)

- Прочитайте, поделитесь тем, что посчитали для себя новым?

IV Физкультминутка

«Лови ошибку» (если предложение учителя верное - хлопаем в ладоши, неверное – делаем наклоны):

1.Главой Руси был король.

2.Древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают разные боги.

3.Древние славяне использовали стеклянную посуду.

4.Древние славяне ставили своим богам идолы.

5.Древние славяне не жили племенами.

  1. Физкультминутка для осанки, позвоночника

Встали, заняли свои места у стены, поддержим правильную осанку и вытянем позвоночник

  1. Физкультминутка для глаз

  2. Заняли свои места у окна, проведём для глаз Смотрим на дальнюю точку и ближнюю по очереди одним глазом, потом другим.

- А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею, сегодня в галерее

V Исторический вернисаж

(слайды)

- Узнай событие или историческую личность

1. Невская битва. С кем и когда произошла битва? (15 июля 1240г. Традиционно полагают, что сражение 1240 предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.

2. Ледовое побоище .С кем и когда произошло побоище. (Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли)

3. Александр Невский. Какие исторические слова принадлежат Александру?(Родился 13 мая 1221 г Сын князя Ярослава и княгини Феодосии. Слова «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»)

4. Храм. Мечеть. Синагога.

- Назовите главные религии? Кому верят люди, которые исповедуют христианство? Ислам? Иудаизм?

- А как вы поняли – это три Бога? (Иисус Христос, Аллах, Всевышний Бог)

- а есть ещё религии?

(Да – буддизм, Будда, буддийский храм)

- Зависим ли мы от сил природы так же, как зависели древние славяне? (В чём - то да, в чём - то нет)

- Допишите таблицу «Знаю» «Узнал»

Желающие, поделитесь своими записями.

VI .Итог урока, рефлексия.

-Все ли было понятно на уроке?

-Понравился ли вам урок если да, то, что именно, если нет, то, что именно?

- О чем хотите прочитать в дополнительной литературе?

-Каждой группе в начале урока были даны карточки с «пятерками». Группа может отдать «5» самым активным участникам работы или вернуть карточки учителю.

VII . Д. з.

Выберите по желанию:

  1. приготовить вопросы по теме «Древняя Русь» для горячего стула;

  2. Найти новую информацию по понравившейся теме мини- докладов;

  3. П.т. №16-17

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку "Жизнь древних славян"

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение)

к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного материала

– Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.

На доске записан текст, учитель читает:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды

Слушают учителя, принимают участие в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (историю: как жили наши предки.)

– Что изучает наука история? (жизнь наших предков.)

– какие пять эпох в истории выделяют ученые?

– Какая из них самая длинная?

– Какая самая короткая?

– Новейшая история – это какое время? (почему ее называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации.

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Целеполагание.

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли…

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была…

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальна

Устные ответы,

записи в тетради

Рассказ учителя.

Работапо учебнику.

– Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.

– Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

– Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.

– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.

– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи.

– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.

– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. поляне – жители полей. древляне – жили среди «дерев». дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».

Читают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют записи в тетради.

Показывают на карте.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для

Работа по карте.

– Значит, они жили у… (болот).

– Так кто же они такие, славяне?

– Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».

– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст.

– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.

– А какие они были по характеру?

– Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?

– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.

– Что такое род? Что такое племя?

– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.

обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению

Работа по учебнику.

Рассказ учителя

– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?

– Ловили рыбу.

– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?

– Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37).

– Объясните значения слов «собирательство», «борт-

ничество», используя иллюстрации. (бортничество –

сбор меда и воска диких пчел.)

– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.

– узнаем, как жили наши предки – древние славяне hello_html_75d01cc6.png

Читают текст, выясняют занятия славян.

Внимательно слушают

предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве

IV. Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону(образцу)

Тестирование.

– проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ.

1. Славяне жили:

а) в пустыне;

б) по берегам рек и озер, в лесу и лесостепной зоне;

в) в горах.

2. Что такое бортничество?

а) изготовление бочек из дерева;

б) выдалбливание лодок;

в) собирание меда диких пчел.

выполняют задания теста.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Устные ответы,

выполненные

задания

Задания из электронного

приложения к учебнику

3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) Ружье; б) лук со стрелами; в) саблю.

4. Как называлось жилище древних славян?

а) землянка; б) чум; в) пещера.

5. Древние славяне были:

а) язычниками; б) христианами; в) мусульманами.

– Проверьте тест самостоятельно.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Осуществляют самопроверку.

Выполняют задания

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– Что интересного вы узнали из жизни своих предков?

– Какая информация показалась для вас наиболее значимой?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

читают вывод в учебнике (с. 39).

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.

2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде

Задают уточняющие вопросы

фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Ученым-археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь.

Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.

Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.

Небезоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.

Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Древние славяне считали Небо и Землю супружеской парой, чья любовь породила все живое на свете. Бога неба называли Сварогом, а богиню земли – Макошью, их сыновей – Даждьбога и Стрибога – богами солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия.

Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и черно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колеса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь еще были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.

Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.

infourok.ru