Улус это в древней руси. Золотая Орда: история развития и падения великого государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое Золотая Орда. Годы Золотой Орды. Улус это в древней руси


Что такое Золотая Орда. Годы Золотой Орды

На каком этапе обучения обычно школьники знакомятся с понятием «Золотая Орда»? 6 класс, конечно же. Учитель истории рассказывает детям, как страдал православный народ от иностранных захватчиков. Складывается впечатление, что в тринадцатом столетии Русь переживала такую же жестокую оккупацию, как и в сороковых годах прошлого века. Но стоит ли так уж слепо проводить параллели между Третьим Рейхом и средневековым полукочевым государством? И что для славян означало татаро-монгольское иго? Чем была для них Золотая Орда? «История» (6 класс, учебник) не является единственным источником по этой тематике. Есть и другие, более основательные труды исследователей. Давайте по-взрослому взглянем на довольно продолжительный временной отрезок в истории родного отечества.Что такое золотая орда

Начало Золотой Орды

Впервые Европа познакомилась с монгольскими кочевыми племенами в первой четверти тринадцатого века. Войска Чингисхана дошли до Адриатики и могли успешно продвигаться и дальше - на Италию и в Западную Европу. Но мечта великого завоевателя свершилась – монголы смогли зачерпнуть шлемом воду из Западного моря. А потому многотысячная армия вернулась в свои степи. Еще двадцать лет монгольская империя и феодальная Европа существовали, никак не сталкиваясь, как бы в параллельных мирах. В 1224 году Чингисхан разделил свое королевство между сыновьями. Так появился Улус (провинция) Джучи – самый западный в империи. Если мы зададимся вопросом, что такое Золотая Орда, то точкой отсчета этого государственного образования можно считать 1236 год. Именно тогда амбициозный хан Бату (сын Джучи и внук Чингизхана) начал свой Западный поход.Золотая орда 6 класс

Что такое Золотая Орда

Эта военная операция, длившаяся с 1236 по 1242 год, заметно расширила территорию улуса Джучи на запад. Однако о Золотой Орде говорить тогда было еще рано. Улус – это административная единица в великой империи Чингисхана, и она была зависима от центральной власти. Однако хан Бату (в русских летописях Батый) в 1254 году перенес свою столицу в Нижнее Поволжье. Там он устроил столицу. Хан основал крупный город Сарай-Бату (сейчас место близ села Селитренное в Астраханской области). В 1251 году состоялся курултай, где императором был избран Мункэ. Батый приехал в столицу Каракорум и поддержал престолонаследника. Другие претенденты были казнены. Их земли были разделены между Мункэ и чингизидами (в том числе и Бату). Сам термин «Золотая Орда» появился гораздо позже – в 1566 году, в книге «Казанская история», когда само это государство уже перестало существовать. Самоназвание же этого территориального образования было «Улу Улус», что означает в переводе с тюркского «Великое Княжество».Годы золотой орды

Годы Золотой Орды

Выказывание преданности хану Мункэ сослужило Бату хорошую службу. Его улус получил большую автономию. Но полную самостоятельность государство обрело лишь после смерти Батыя (1255), уже во времена правления хана Менгу-Тимура, в 1266 году. Но и тогда сохранялась номинальная зависимость от Монгольской империи. В состав этого непомерно разросшегося улуса входили Волжская Болгария, Северный Хорезм, Западная Сибирь, Дешт-и-Кипчак (степи от Иртыша до самого Дуная), Северный Кавказ и Крым. По площади государственное образование вполне можно сравнить с Римской империей. Его южной окраиной был Дербент, а северо-восточным пределом были Искер и Тюмень в Сибири. В 1257 году на трон улуса взошел брат Батыя, Берке-хан (правил до 1266 г.) Он принял ислам, но, скорее всего, из политических соображений. Широкие массы монголов мусульманство не затронуло, зато дало возможность хану привлечь на свою сторону арабских ремесленников и торговцев из Средней Азии и Волжских Булгар. Золотая орда история 6 класс Наибольшего расцвета достигла Золотая Орда в 14 веке, когда на трон взошел Узбек-хан (1313-1342). При нем ислам стал государственной религией. После смерти Узбека государство стало переживать эпоху феодальной раздробленности. Поход Тамерлана (1395 год) вбил последний гвоздь в крышку гроба этой великой, но недолговечной державы.

Конец Золотой Орды

В XV веке государство распалось. Появились маленькие независимые княжества: Ногайская Орда (первые годы XV столетия), Казанское, Крымское, Астраханское, Узбекское, Сибирское ханства. Центральная власть оставалась и продолжала считаться верховной. Но времена Золотой Орды прошли. Власть правопреемницы становилась все более номинальной. Это государство называлось Большая Орда. Оно располагалось в Северном Причерноморье и простиралось до Нижнего Поволжья. Большая Орда прекратила свое существование лишь в начале шестнадцатого столетия, будучи поглощенной Крымским ханством.

золотая орда в 14 веке

Русь и Улус Джучи

Славянские земли не входили в состав Монгольской империи. Что такое Золотая Орда, русичи могли судить разве что по крайнему западному улусу Джучи. Остальная империя и ее столичный блеск оставались вне поля зрения славянских князей. Их отношения с улусом Джучи в определенные периоды носили различный характер – от партнерских до откровенно рабских. Но в большинстве случаев это была типично феодальная взаимосвязь феодала и вассала. Русские князья приезжали в столицу улуса Джучи, город Сарай, и приносили оммаж хану, получая от него «ярлык» - право на управление своим государством. Первым сделал это в 1243 году Ярослав Всеволодович. Поэтому самым влиятельным и первым по субординации был ярлык на Владимиро-Суздальское княжение. От этого во время татаро-монгольского ига и центр всех русских земель сместился. Им стал город Владимир.Времена золотой орды

«Страшное» татаро-монгольское иго

Учебник истории за шестой класс живописует напасти, которые терпел русский народ под оккупантами. Однако не все было так печально. Князья сначала использовали отряды монгол в борьбе со своими врагами (или претендентами на престол). За такую военную поддержку нужно было платить. Потом, во времена вассальной зависимости, князья должны были часть своих доходов от податей отдавать хану улуса Джучи – своему сеньору. Это называлось «ордынский выход». Если плата задерживалась, прибывали бакаулы, которые взимали подати сами. Но при этом славянские князья правили народом, и жизнь его текла по-прежнему.

Народы Монгольской империи

Если мы зададимся вопросом о том, что такое Золотая Орда с точки зрения государственного строя, то тут нет однозначного ответа. Поначалу это был полувоенный и полукочевой союз монгольских племен. Очень быстро – в течении одного-двух поколений – ударная сила войска завоевателей ассимилировалась среди покоренного населения. Уже в начале XIV века русские называют Орду «татарами». Этнографический состав этой империи был очень разнородным. Тут постоянно проживали аланы, узбеки, кипчаки и другие кочевые или оседлые народности. Ханы всячески поощряли развитие торговли, ремесел и строительство городов. Никакой дискриминации по признаку национальности или вероисповедания не было. В столице улуса - Сарае - в 1261 году даже образовалось православное епископство, настолько многочисленной была тут русская диаспора.

fb.ru

УЛУС это что такое УЛУС: определение — История.НЭС

УЛУС

родоплеменное объединение с определенной территории, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии, Сибири. В России административно-территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

УЛУС

в монгольских диалектах это слово имеет несколько значений, из которых наиболее распространенные: 1) У. -племенная группа, принадлежащая к одному родовому корню; 2) наследственное владение одного из членов господствующей династии, территория и ее население. Иногда У. разрастался в крупное кочевое государство, обычно путем насильственного присоединения соседних народов. Так первоначальный У. Джучи, чингисханова сына, при следующем хане Бату в 1240 году распространился из Средней Азии на все степи Восточной Европы, подчинив себе также казачьих предков Черных Клобуков и Бродников.

Оцените определение:

Источник: Казачий исторический словарь-справочник

УЛУС

монг. - гос-во, народ, люди) - 1) в Монголии в период формирования феод. гос-ва (нач. 13 в.) У. - более или менее крупная группа семейств, подчиненных определенному нойону и кочевавших на его землях. В гос-ве Чингисхана У. - собственно монг. гос-во, ему подвластное. В годы империи У. - уделы потомков Чингисхана (Джучи, Чагатая и др.), ставшие со 2-й пол. 13 в. фактически самостоятельными гос-вами - ханствами, лишь номинально подчинившимися главе империи - великому хану. В период феод. раздробленности (15 - кон. 17 вв.) У. - крупное феод. владение в собственно Монголии и название в мусульманской лит-ре гос-в Чингисидов за ее пределами. После завоевания Монголии маньчжурами, разделившими Монголию на аймаки и хошуны, У. перестал употребляться для обозначения владения. Этот термин стал постепенно приобретать значение - народ. В наст. время термин "У." употребляется как синоним термина "государство". 2) У бурят и калмыков после их вхождения в состав России термин "У." сохранялся в значении феод. владения, затем в значении адм. единицы вплоть до Окт. революции.

Лит.: Владимирцов Б. Я., Общественный строй монголов, Л., 1934.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

interpretive.ru

образование, распад, земли, столица, основатель

1

История всегда поражает изучающих ее вселенскими масштабами действий, производимых отдельными личностями, но иногда и целые государства способны привести в трепет почти полконтинента, а потом просто исчезнуть с лица земли, кануть в Лету, или в другое, какое-нибудь не менее интересное место. Начиная с тринадцатого века, когда наши территории еще пестрели разрозненными княжествами, все необъятные степи от Господина Великого Новгорода, и вплоть до Юго-Восточной Азии, а также от голубого Дуная и до самого синего Японского моря, занимало великолепное, мощное, как сама жизнь и казавшееся совершенно несокрушимым, государство Улус Джучи, или же просто – Золотая орда.

Она вошла в Монгольскую империю и уже в самом начале двадцатых годов четырнадцатого века приняла ислам, успев уже на то время изрядно подпортить нервишки всем окружающим народам. Стоит обязательно обсудить образование Золотой Орды кратко, а также время ее существования и причины распада, и может быть, станет понятнее, что же случилось в те смутные и невообразимо тяжелые времена.

Образование Золотой Орды: дата, основатель, развитие

3

Вся территория, занимаемая Монгольской империей была единой страной, настолько могущественной и богатой, что соседи трепетали от одного упоминания о ней, или же о ее правителе. Если же говорить, про образование Золотой Орды, год доподлинно определить не так и просто, однако приблизительно в 1224 году всемогущий Великий Монгол, хан, с аутентичным именем Чингисхан решил разделить собственную империю меж сыновьями, справедливо полагая обеспечить их таким образом всем необходимым, от славы и могущества, до несметных сокровищ. Таким образом, на вопрос о том, кто основал государство Золотая Орда, есть вполне обстоятельный ответ. Понятно, что одну из частей получил отпрыск гениального правителя, юноша по прозвищу Джучи Бату.

Именно этот мальчик, поставленный отцом во главу нового государства, и упоминается в российских летописях, под именем Батый, именно его и считают основателем пресловутой Золотой Орды. Причем он даже и предположить не мог, что все его дела и достижения будут уничтожены и разрушены именно по вине, хотя и невольной, именно Джучи, старшего из рода, который после смерти отца поддержал кандидатуру великого хана Мункэ, что был сыном Толуя, то есть, власть просто была отдана иной династии, чего точно никак не мог бы предвидеть никто, даже сам Чингисхан. Но все это будет гораздо позже, а в самом начале основатель Золотой Орды Бату (Батый) решил, что желает основать самостоятельное ханство, то есть выйти из-под крылышка Монгольской Империи.

Получается, что самостоятельность и независимость была получена, а, следовательно, и Золотая Орда была основана в 1266 году, когда формальная принадлежность к Монгольской Империи уже утратила свою актуальность, влияние ее ослабевало день ото дня, а у новоявленного хана появилась возможность отхватить добрый кусок от общего пирога и насладиться им по полной. Причем несколько победоносных походов, которые и совершил хан Батый за время своего правления принесли ему не только славу и деньги, но и новые земли, после чего он и обосновался в нижнем Поволжье, где была отгрохана его столица. Оттуда было намного удобнее управлять, потому что дань, которую платили в то время русичи и другие народы стекалась именно туда.

Региональное деление: какую территорию включала в себя Золотая Орда и где была ее столица

2

Хан Батый взялся за правление новым государством очень рьяно, он желал полной независимости, а заодно, решил заняться и расширением собственных подконтрольных территорий. Как уже и говорилось, он победоносно пошел на Запад, присоединяя к своему улусу все новые и новые земли, принуждая их платить дань в определенном размере. Причем ярлыки и грамоты выдавались только лояльным к Орде княжествам, непокорные безжалостно уничтожались, и от одного упоминания об ордынцах, в дрожь бросало любого человека, от Дуная до самого Японского моря. Именно Джучи Бату присоединил к своим землям новые, и на момент расцвета ему принадлежали просто колоссальные площади.

  • Огромная часть современной России, за исключением Сибири, а также Дальнего Востока и Крайнего Севера.
  • Практически вся Украина, которая вообще не вступала в бои с ханством.
  • Порабощенный и стонущий под гнетом ордынцев близлежащий Казахстан.
  • Часть Туркменистана, а также Узбекистан.

Причем хан Батый, а впоследствии его потомки, не очень-то волновались по поводу управления Древней Русью. Они предпочитали оставить все как есть, потому страна жила своей жизнью, поля продолжали обрабатывать, а ремесленники все так же делали все дело, а сами правители попросту снимали дань, и жили для собственного удовольствия, иногда организовывая походы и вылазки, для пущей острастки, чтобы боялись и не вздумали поднимать головы. Причем малолетний сынок Батыя, имя которого было Улагчи, который по иным источникам был на самом деле его внуком (сын сына Батыя, Сартака), также вскоре отдал богу душу, и на престол сел брат Бату – Берке.

5

Причем почти трехсотлетнее правление татаро-монгольского ханства вылилось для Древней Руси весьма существенными последствиями, чего, впрочем, и следовало ожидать. Культура была в полном упадке, экономика разваливалась на части, а некоторые ремесла просто были утрачены напрочь. Деградация процветала, и если сказать честно, то скорее всего именно пресловутое татаро-монгольское нашествие и следующее за ним длительное иго отбросило развитие России на те самые триста лет назад, из-за чего она порядком отставала и в будущем, относительно более развитых стран Западной Европы, куда ни сам Чингисхан, ни его сынок Батый, вместе со всеми своими потомками, как-то не решился сунуться, причем, по каким-то совершенно непонятным причинам.

Интерсно

Нужно уточнить, что в состав Золотой Орды не вошли земли, завоеванные Батыем Владимиро-Суздальские земли, Киев, со всеми его территориями, и иные княжества российские. Причем закреплены они были за великим князем Ярославом, что и был братом Юрия Всеволодовича, убитого монголами, и имели от ордынского хана вассальную зависимость, то есть фактически, к государству-то и не относились.

Великолепный Сарай-Бату: столица Золотой Орды

По большому счету, ничего более и предпринимать не требовалось, захваченные сонмами татаро-монгольского войска нарды исправно платили дань, обеспечивая благосостояние и процветание как самому хану, так и его державе. Решено было строит и столицу, поближе к покоренным народам, чтобы было удобнее заниматься грабежами и снимать сливки. На вопрос, какой город являлся столицей Золотой Орды существует два ответа, и оба они верные, так как варианта на самом деле было два, но об этом чуть позже.

6

Стоит рассказать также о том устройстве, каким и отличалась Золотая Орда. Поделенная изначально мелкие ханства, то есть улусы, границы которых были совершенно не стабильны и постоянно менялись, это также была своего рода крупная империя, подчиненная единственному правителю, который и обосновался неподалеку от Астрахани.

  1. Первая столица Золотой Орды называлась Сарай-Бату и существовала она в то время, пока был жив Батый. В дословном переводе это можно перевести, как Старый Дворец, но у города было и иное название. К примеру, его называли Сарай ал-Махруса, то есть Дворец, Харнимый Богом, или же просто Сарай I. Причем столица золотой орды г. Сарай находилась всего в каких-то восьми десятках километров к северу от Астрахани, в районе современного села, под названием Селитренного, что в Харабалинском районе. Первое упоминание об этом великолепном городе относиться к рукописям знаменитого францисканского монаха, по имени Рубрук, датируемых 1254 годом, хотя по всей видимости, основан он был где-то лет за пять до этого момента. Нужно сказать, что разрушили город войска Ивана Грозного, уже в далеком 1556 году, когда упадок и деградация уже сожрали некогда великую Орду.

Занимательно

Стоит обязательно учесть, что население Сарай Бату было чрезвычайно разношерстным. Тут жили успешно трудились византийцы и русские, монголы и булгары, аланы, кыпчаки, черкесы и множество других национальностей. Причем жили они обособленными общинами, и в частную жизнь друг друга не мешались. В выстроенном из кирпича городе полностью функционировал водопровод и канализация, тут дули стекло, резали по кости, ограняли бриллианты, плавили и обрабатывали металлы, ковали знатные мечи, в общем, жизнь била ключом.

  1. Второй столицей пресловутой Золотой Орды стал город, под названием Новый Дворец, или же Сарай-Берке. Имелось и у него несколько иных имен, к примеру, Сарай аль-Джедид, что собственно и обозначало Новый Сарай. Сведения об этом городе уже достаточно разрозненные и есть несколько самостоятельных версий о том, где точно он мог находиться, а также в какое время существовал, так как он был разрушен до основания. По одной из версий, вернее, гипотез, располагался древний город над левым рукавом великой русской реки Волги, под название Ахтуба, что в Волгоградской области. Считается, что город стоял всего шестьдесят три года, после чего след его затерялся. Однако другие историки, к примеру, В. Л. Егоров, считают, что подобного города не существовало вовсе, а свидетельства указывают, что это просто иное название для Сарай-Бату.

7

Удивительные совпадения: герб Золотой Орды и скрытое наследие татаро-монгольского ига

8

Стоит начать издалека, и сказать, что многое из того, о чем мы даже и не догадываемся, можно отнести именно к наследию, оставленному нам всемогущими ордынцами, которые успешно канули в Лету. Причем многие факты так и остаются в тени, либо нарочно, либо же просто случайно замалчиваются. Российский историк Вадим Деружинский считает, что наиболее ярким примером подобного явления и оказался герб Золотой орды – двухголовая птица, а точнее орел. Официальная история считает, что ввел этот герб в качестве символа Российской империи царь Иван III, когда и заключил брак-сделку с византийской принцессой Софьей Палеолог, но нужно обязательно уточнить, что еще многие века до этого, эта странная птица-мутант чеканилась на монетах ордынцев, которые и находили археологи. Они существуют реально и их можно лично увидеть в музеях.

9

Однако это еще далеко не все, и если разбираться досконально, то информации можно накопать на добрый научный труд, ведь у Орды был и иной герб, который впоследствии вполне успешно перекочевал на пресловутую шапку печально известного царя Михаила Федоровича, а также на бухарские ордена, флаги и герб Таджикистана и прочее. Назывался иной герб Тамга, и представлял собой три золотых лепестка, соединенных воедино, на подобие трезубца.

Вкратце о падении и разрухе: причины распада Золотой Орды

10

Стоит также разобраться, кто разгромил Золотую Орду, как же получилось так, что ханство, держащее в узде полмира, вдруг поникло, как сейчас говорят, приуныло, а потом и вовсе рассыпалось в прах, не оставив после себя никаких практически следов былого величия. Последний законный хан, по имени Джанибек, скончался в 1357 году, а в стране разразилась самая настоящая грызня за власть и за период всего в четыре года на престоле успело погреться аж целых двадцать пять новоявленных правителей, пока к власти не пришел Мамай.

11

Причем именно эта война за трон и стала основной причиной распада великой и могучей Золотой Орды. Сперва отделился напрочь прекратив подчиняться, Хорезм, вслед за ним последовала и Астрахань, а для полного счастья еще и земли над Днепром захватили литовцы. В 1380 году случилось непоправимое, что и стало последней точкой в истории Орды, ханские войска потерпели сокрушительное поражение, нанесенное князем Дмитрием Ивановичем Донским на Куликовом поле. После этого, татаро-монгольские войска еще пытались кое-как восстановить влияние, совершали отдельные набеги, но вступить в откровенный бой уже больше не решались. К началу пятнадцатого века Орда напрочь распалась, и уже в 1480 году, Русь прекратила быть в вассальной зависимости. Спустя еще двадцать-тридцать лет государство, под названием Золотая Орда полностью прекратило свое существование.

История кратко: ответы на вопросы

Год образования Золотой Орды?

1266 год

Кто основал государство Золотая Орда?

Хан Батый

Столица Золотой Орды?

Сарай Бату

Какие земли не вошли в состав Золотой орды?

Завоеванные Батыем Владимиро-Суздальские земли, Киев, со всеми его территориями, и иные княжества российские.

Кто разгромил Золотую Орду?

Дмитрий Донской на Куликовом поле в 1380 году

Когда Орда окончательно распалась?

В 1480 году

perstni.com

Улус - это... Улусы Якутии

В литературе нередко встречается слово "улус", но многие из нас зачастую имеют лишь общее представление об этом понятии. Давайте попробуем разобраться, что же оно обозначает.

значение слова улус

Значение слова улус множественное. Это и родоплеменное объединение у населения Центральной и Средней Азии, и административно-территориальная единица в восточной и северной части царской России, и селение у некоторых народов Средней Азии и Сибири. Улус - это удел, часть империи Чингис-хана, наиболее известными из которых являются среднеазиатский Чагатая, сына Чингизхана (Чагатайский улус), а также Золотая Орда. Что касается современной России, то это села и деревни Калмыкии и Бурятии, районы Якутии. Самое общее значение слова улус - это народ, поколение. Иногда можно встретить употребление этого понятия в смысле сословия, например, "хора-улус" - "подлый, черный люд".

История улусов

намский улус

Люди, образовывающие улус, не устанавливали каких-либо границ между ними, признавая степь общей для всех. Буряты, перебравшиеся в 16 и 17 веках из Монголии к Байкалу, тоже располагались на земле большими группами родов и до сегодняшнего времени владеют ею сообща. Монгольские и калмыцкие улусы до конца 19 века сохраняли те же основные черты, что и во времена Чингисхана: каждый из них образовывал кочевую орду, управляли которой родовые вожди - нойоны. Они зависели от тайши. Лучшим и самым большим улусом владел тайша, менее зажиточные он отдавал в распоряжение наследственным нойонам в соответствии с их родовым старейшинством. Их правление было не ограничено, однако во многом регулировалось издревле принятым обычным правом. Его выразителями и носителями являлись почетные старики - лучшие люди улуса. Внутреннее устройство соответствовало чертам родового быта. Улус - это союз, который делился на мелкие родовые группы - хотоны, аймаки и отеки. Каждая из них находилась в управлении наследственного старейшего родоначальника. Он отвечал перед нойонами или тайшой за порядок и благополучие, сохранял целостность такой текучей общественной группы, как улус. Таким образом, эти поселения отлично организовывали свою защиту и могли сами осуществлять нападение.

3 основных устоя

улус это

Родовой характер устройства отражается в 3 основных устоях: 1) родовой солидарности; 2) ответственности; 3) круговой поруки. Родовая солидарность означает обязательное призрение бедных и взаимопомощь. Богатые люди приходили на помощь бедным, делясь с ними едой, скотом и всем необходимым. Обязательным был безвозмездный обмен услугами между их членами. Круговая порука выражалась в том, что, например, за вину отвечал не только сам виновный, но также все родовичи союза, к которому он принадлежал. В случае когда его невозможно было обнаружить, штраф приходилось выплачивать всему роду или улусу. Существовала и очистительная присяга, которая иногда полностью освобождала заподозренного члена общества.

Несколько подобных соседних улусов образовывали род, или родовую общину. К обязанностям их членов можно отнести также подношение подарков невесте после отъезда от родных, за бедного жениха уплачивали калым в складчину. Круговая порука еще долго сохранялась у селенгинских бурят в виде уплаты за украденные вещи или скот. Если один или несколько близких родственников присягали, удостоверяя честность и порядочность заподозренного лица, его освобождали от наказания.

Недавние изменения

улусы якутии

Однако за последнее столетие устройство бурят довольно серьезно изменилось. Основными причинами этого являются распространение ламаизма и хлебопашества, а также смешение родов. Правительственные мероприятия тоже поспособствовали разложению древней родовой организации бурят. Древнее право перестало действовать, уступая место новым правовым отношениям, параллельно с этим падали и многие устои, придававшие улусу крепость и единство.

Якутия

Улусы Якутии располагаются в северо-восточной Сибири и имеют общую границу с Магаданской областью и Чукотским автономным округом.

На сегодняшний момент данная территория насчитывает 32 улуса ( в т.ч. 3 национальных). Остановимся подробнее на некоторых из них.

Намский улус

Этот улус, расположенный в Центральной Якутии, занимает площадь в 11,9 тыс.км. Самая крупная река - Лена, с множеством притоков. Известно, что в нынешних границах этот улус образовался 10 февраля 1930 года. Петр Бекетов возвел острог и основал город Якутск. В Намском районе с давних времен занимались выращиванием крупного рогатого скота. Большая часть людей поселилась в низменной части долины, остальная по аласам и вблизи таёжных речек. Основным их занятием уже в 17 веке являлось скотоводство. Земледелия как такового не было до 1804 года. Намский улус в давние времена был схож со многими другими уголками Якутии. Если человек заболевал, обращались к знахарям и шаманам. В старину этот улус существовал в условиях отсутствия лечебных учреждений на научной основе.

Хангаласский улус

хангаласский улус

Этот улус имеет огромный туристско-рекреационный потенциал, в частности, уникальные природные комплексы, животный и растительный мир, нетронутую природу. Все это представляет огромный интерес для туристов. Хангаласский улус, расположенный в центральной Якутии, занимает территорию в 24,7 тысячи кв.км и представлен более 50 нациями и народностями. Административным центром является город Покровск.

В заключение хотелось бы дополнить статью этимологией. Из словаря Фасмера мы узнаем, что улус - это "стоянка кочевников" и "ряд прямых полей". В некоторых источниках это "казенные леса, предоставленные в пользование крестьянам".

fb.ru

Улус - это... Что такое Улус?

  • УЛУС — (татарок.). 1) ордынский лагерь кочевых народов, собрание жилых хижин, юрт, кибиток. 2) монгольское племя в Кабуле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УЛУС по татарски юрта (см.) или орда, или наконец… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • улус — УЛУС, заимств., истор. – Знач. см. ниже. …Ты должен с ними прощупать обстановку на Тыма реке, называемой русскими Кетью рекой, склонить на свою сторону кетских князей и вместе с людьми привести их в мой улус (3. 432). СЮГ 397: улус «тувинская… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • УЛУС — муж. у калмыков и сиб. инородцев, собранье жилых хижин, оседлых или кочевых, юрт, кибиток, веж; селенье, табор, башкир., киргиз. и кавк. аул; стойбище, становище; у батыевских татар, аул также назывался улусом, именем монгольским. | У якутов,… …   Толковый словарь Даля

  • улус — объединение, селение Словарь русских синонимов. улус сущ., кол во синонимов: 4 • объединение (94) • …   Словарь синонимов

  • УЛУС — УЛУС, 1) родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии, Сибири. 2) В России административно территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов …   Современная энциклопедия

  • УЛУС — 1) родо племенное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Ср. Азии, Сибири2)] В России административно территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов …   Большой Энциклопедический словарь

  • УЛУС — УЛУС, улуса, муж. (монг. ulus). 1. Становище кочевников, табор кибиток. || У некоторых народов Сибири и юго востока СССР селение, аул. 2. Прежде у некоторых народов Сибири и юго востока европейской части России род, родовая община и территория,… …   Толковый словарь Ушакова

  • УЛУС — УЛУС, а, муж. 1. У народов Центральной и Средней Азии, Сибири при феодализме: родо племенное объединение. 2. В царской России на восточных и северных окраинах: административно территориальная единица в составе округа. 3. У нек рых народов Сибири… …   Толковый словарь Ожегова

  • Улус — 1) в царской России административно территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов; 2) родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Ср. Азии, Сибири.… …   Политология. Словарь.

  • УЛУС — (тюрк. народ), племенное объединение, поселение, административная единица у тюркских народов …   Этнографический словарь

  • dic.academic.ru

    О некоторых исторических мифах отношений Руси и Улуса Джучи

    О некоторых исторических мифах отношений Руси и Улуса Джучи в середине XIII века.

    Русско-ордынские контакты, ставшие доминантой в истории России XIII-XIV вв., как следствие Западного похода 1236-1242 гг., возглавлявшегося потомками Чингисхана, получили обширное внимание в письменных источниках – летописях, агиографической литературе и пр. Новая политическая реальность, и определение в ней места русских княжеств стали объектом не только пристального изучения исторической науки, но и различного рода спекуляций, создания мифологем, некоторые из которых и будут рассмотрены в настоящей статье.

    Один из наиболее живучих мифов – побратимство русского князя Александра Невского и сына первого правителя Улуса Джучи Бату Сартака. В последние два десятилетия в профессиональной среде вышло несколько заметок по этой проблеме. В.Л. Егоров, рассматривая проблемы отношений Александра Невского с династами Улуса Джучи, отметил, что в 1252 году Невский в Сарае общался с Сартаком, а не с Бату, который в это время присутствовал в Монголии, где новым кааном выбрали Мунке [8, c.52; 15, c.87]. Исследователь, справедливо подметив отсутствие письменных упоминаний о факте побратимства Невского и Сартака, выдвинул тезис о невозможности православного князя участвовать «в языческом обряде братания» (Егоров, 1997, с. 52). В связи с этим показателен факт упоминания монголов в русских летописях, как «погании», «безбожнии», «безаконьнии», «оканьнии» и т.д. [17, c.56]. Факт отсутствия упоминаний о побратимстве в источниках отметил и Р.Ю. Почекаев [16, c.192].

    Тем не менее, несмотря на категорические заявления профессиональных исследователей, миф продолжает «плавать» из одного околоисторического сочинения в другое, в связи с чем предлагается рассмотреть корни этой легенды. Несмотря на устоявшееся мнение видеть в Л.Н. Гумилеве автора мифа, история его создания коренится намного раньше. Советский писатель А.К. Югов в своей дилогии «Ратоборцы», написанной в 1944-1948 гг.; впоследствии вторая часть была переиздана в 1983 году под названием «Александр Невский», пишет буквально следующее:

    «Сартак был христианин, Сартак был ему побратим. Наконец – и это было важнее всего – сын Батыя главным образом на Александра и рассчитывал со времени опереться, если только возникнет кровавая распря между ним и Берке из-за престола, который вот-вот должен был опустеть» [20, с. 198]. Коснулся писатель также и сюжета о возможном усыновлении Александра Бату: «И перед всеми ими то будет знак, что это ты, возлюбленный зять мой и нареченный сын, а не кто иной, приемлешь после меня и улус мой» [20, с. 202]. Тем самым, А.К. Югов осветил обе стороны мифологемы, первым придав ей черты политического акта.

    Спустя несколько десятилетий миф о побратимстве был поддержан известным советским историком Л.Н. Гумилевым, распространившим его в ряде своих книг. В одной из них, «Древняя Русь и великая степь», братание с Сартаком, и усыновление Александра Бату выступает как попытка обосновать участие русского князя в приведении на Русь отряда татар во главе с Неврюем [5, с. 482]. В популярном очерке «От Руси к России» вышеупомянутый акт обозначается автором как патриотический, сформировавший в итоге «Союз Орды и Руси» [6, с. 459-460]. В «Поисках вымышленного царства» идея побратимства была обоснована историком как острая необходимость получить от Бату татарские войска для борьбы с немцами [7, с. 215]. Таким образом, основа мифологического сюжета в работах Гумилева остается незыблемой, однако при объяснении причин историк ведет себя крайне непоследовательно.

    Миф получил свое дальнейшее развитие и среди эпигонов Л.Н. Гумилева. К примеру, публицист С.Т. Баймухаметов заявил в одной из своих книг буквально следующее: «То, что Александр Невский – приемный сын хана Батыя, давно уже аксиома. То есть положение, не требующее доказательств. Из него исходят в дальнейших построениях и рассуждениях» [1, с. 54]. Неподтвержденная гипотеза становится чуть ли не объективным историческим фактом. Автор делает попытку обоснования сказанного им, для чего приводит цитату из жития князя Александра: «Решил князь Александр пойти к царю в Орду… И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему» [1, с. 56]. Справедливости ради отметить, что подобная цитата действительно присутствует в произведении [13, с. 292-293]. Однако С.Т. Баймухаметов, очевидно, не веря своим глазам, предложил совершенно иную трактовку абзаца: «Не мог Батый говорить такое. Он и не говорил. Говорил, скорее всего, Сартак» [1, с. 57]. Оставим на совести автора подобный подлог исторических фактов.

    Попытка реанимировать легенду о побратимстве была предпринята и в научной среде: исследователь Р.А. Соколов в своей работе о побратимстве русских князей с монголами, в целом соглашаясь с выводами В.Л. Егорова, все же констатировал «ощущение некоторой недосказанности», одновременно приведя в качестве подтверждения своих слов цитату из книги митрополита Иоанна (Сычева) «Самодержавие духа», что в таком действии «ничего предосудительного нет» [18, с. 15-16].

    В качестве подтверждения существования подобной практики, исследователь приводит следующую цитату из «Повести о Петре, царевиче Ордынском»: «И тако любляше князь Петра, яко и хлеба без него не яст, яуо владыце братати их в церкви с князем. И прозвася Петр братом князю» [18, с. 16]. В адаптации на современный язык эта цитата присутствует в сборнике «Повести и сказания Древней Руси [14, с. 426].

    Наличие подобной практики приводит к нас о мысли детальнее остановится на этом литературном произведении. Первое, что обращает на себя внимание – заглавие повести: «Житие блаженного Петра, племянника хана Берке …. Крестился, и как видел в видении святых апостолов Петра и Павла…» [14, с. 421]. Перед нами типичное агиографическое сочинение русского средневековья, где прежде всего доминируют православные мотивы, триумф православия в инорелигиозной среде. Так, в Житии был исцелен священной водой сын Берке, «и вся Орда радовалась». Сам же Петр с малых лет задавался вопросом: «А кто же истинный Бог?» [14, с. 422]. Духовная эволюция Петра привела его к православию: «Однажды помолившись, как всегда после охоты, он уснул на берегу озера. И когда наступил поздний вечер, то подошли к нему два мужа, сияющие словно солнце, и разбудили его, говоря: «Друг Петр, услышана молитва твоя и милостыня твоя угодна Богу» [14, с. 423].

    Мы не будем обильно цитировать Житие; выделим лишь узловой момент: «Петр же, прослезившись, ответил князю и владыке: «Я, Господа мои, возлюбил вашу веру и, оставив веру отцов своих, пришел к вам. Воля Господня и ваша да будет». Манифестация новых религиозных воззрений привела ордынского царевича к смене социального статуса: русский князь составатал за него невесту из своих «вельмож»; в честь же этого события была построена и освящена церковь [14, с. 426]. Таким образом, братание, описанное в Житии, было легитимизированным действием: ордынский царевич уже не считался «татарином»: благодаря смене веры меняется и его этническая принадлежность.

    Среди мифологических сюжетов выделяется образ католического рыцаря Святой Марии Альфреда фон Штумпенхаузена, бывшего якобы советником Бату. Вполне вероятно, первоисточником послужила уже упоминавшаяся дилогия писателя А.К. Югова «Ратоборцы», в первой книге которой, под названием «Даниил Галицкий», фигурирует этот персонаж. В качестве примера приведем один из отрывков:

    «— Герцог светлейший Даниил! — сказал он. — Тот, кто излучает свет, Покровитель вселенной, Бату-хан, повелевает, чтобы ты сел! Мне же, Альфреду фон Штумпенхаузену, рыцарю ордена Святой Марии, хан приказывает переводить и его и твои речи ради взаимного понимания.

    Альфред из Штумпенхаузена смолк, ожидая ответа» [21, с. 81]. Не менее символичной является следующая фраза, ставшая «канонической»:

    «Случайно ли советником у Батыя по делам Европы -  немец,  рыцарь-тевтон Альфред фон Штумпенхаузен?!» [21, с.106].

    А.К. Югов, тем самым, формирует негативный образ Золотой Орды посредством использования литературных героев, приехавших из католической Европы помогать золотоордынским ханам контролировать Русь и одновременно усиливать влияние Ватикана на Востоке. В дальнейшем, схожий сюжет мифологемы проникнет и в современную публицистическую литературу.

    Реанимация легенды произошла при публикации в России после краха СССР первых работ Бориса Башилова, писателя и публициста. Характерным является то, что в своих обзорах автор практически дословно воспроизводит фразу из романа А.К. Югова: «случайно советником Батыя был рыцарь святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен» [2, с. 19; 3, с.85]. Схожесть фраз наводит на мысль о заимствовании сюжета: вполне вероятно, Б. Башилов, находившийся сразу после окончания Второй мировой войны в эмиграции, мог каким-то образом познакомиться с произведениями А.К. Югова. Обратное заимствование вряд ли возможно, поскольку в СССР отсутствовала практика печатания книг писателей-эмигрантов по идеологическим причинам.

    Мифологема получила «второе дыхание» в 90- годы XX века. Вот что к примеру сообщает нам Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в своей книге «Самодержавие духа» [9, с.67]: «Не брезгует Рим и антирусскими интригами при дворе Батыя – не случайно одним из советников хана является рыцарь Святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен». Как видим, к простому упоминанию о рыцаре добавляются «антирусские интриги», т.е. выстраивается определенный контекст повествования, создающий дополнительный негативный образ Золотой Орды, готовящей союз с Ватиканом.

    Полностью копирует цитату из произведений Башилова и известный публицист О.А. Платонов в своей книге «Терновый венец России. при этом добавляя, что «папы тем не менее продолжали натравливать на Россию орды католических завоевателей» [12, с. 77].

    Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир (Иким) в своей работе «Земля потомков патриарха Тюрка» сумел извратить даже слова Башилова, буквально написав следующее: «Приближенным внука Чингиса хана Бату сумел стать папский агент, рыцарь-крестоносец Альфред фон Штумпенхаузен – фигура зловещая для православной Руси, как отмечает историк Б. Башилов» [4, с. 170].

    Миф о католическом рыцаре проник и на страницы сочинений профессиональных исследователей. Доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая в одной из своих работ констатирует: «После этого Святой престол не постеснялся испробовать и антирусские интриги при дворе Батыя, где одним из советников хана стал рыцарь Св. Марии Альфред фон Штумпенхаузен» [11, с. 115].

    Р.Ю. Почекаев, справедливо усомнившись в существовании Штумпенхаузена, указал на отсутствие конкретных данных в источниках о нем, а также отметил возможный прообраз легенды о таинственном немце в англоязычных источниках [16, с. 207]. Им оказался некий англичанин, который был изгнан из родной страны и попал впоследствии на Ближний Восток. Кратко о нем упомянуто в послании, направленном архиепископу Бордоскому, датированное 1243 годом: «Из числа бежавших правитель Далмации захватил восьмерых, один из которых, как узнал герцог австрийский, был англичанин, из-за какого-то преступления осужденный на вечное изгнание из Англии….. Его же, захваченного лазутчиками, таттары увели с собой; и после того, как они получили ответ, что обретут господство надо всем миром, склонили [его] на верность и служение себе многими дарами по той причине, что нуждались в толмачах…..» [10, с. 149; 19, с. 57-58]. Вряд ли здесь можно говорить о каком-нибудь серьезном сходстве с рассматриваемым литературным персонажем. Единственное совпадение – добровольное служение монголам.

    Краткое рассмотрение двух мифологических сюжетов приводит нас к нескольким выводам.

    Во-первых, чрезвычайно важен вопрос о первоисточнике мифа. На данный момент таким первоисточником служит дилогия «Ратоборцы» А.Г. Югова, написанная в 1944-1948 гг. Литературные персонажи и искусственные ситуации, вероятно, были созданы с конкретной целью подчеркнуть важность русских князей среди ханов Улуса Джучи, и одновременно придать негативные оттенки последней, замешанной в антирусских интригах с католическим Ватиканом. Эти образы исторически могут совпадать со временем окончания Великой Отечественной войны и постепенным возвращением идеологического статуса Русской Православной церкви.

    Во-вторых, живучесть подобных мифов может свидетельствовать об актуальности идеологических схем прошлого, где Бату и последующие ханы-чингизиды воспринимаются как поработители русских княжеств, борцы с православной верой. Особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в сочинениях О.А. Платонова, митрополита Иоанна и Б.Башилова, призванных упорядочить место православной России в современном мире, стремящихся отметить врага в лице католической церкви.

    Список литературы.

    1. Баймухаметов С.Т. Александр Невский. Спаситель Русской земли. – М.: Астрель, Олимп, 2009. – 224 с.
    2. Башилов Б.П. История русского масонства. Вып. I-II. – М.: МПКП «Русло» - ТОО «Община», 1992. – 127 с.
    3. Башилов Б.П. Русская мощь. Пламя в снегах. – М.: Москва, 2008. – 408 с.
    4. Владимир (Иким). Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2002. – 352 с.
    5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – СПб. «Кристалл», 2001. – 768 с.
    6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М.: АСТ, 2002. – 400 с.
    7. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М.: АСТ, 2002. – 464 с.
    8. Егоров В.Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. – 1997. - №2. - С. 47-56.
    9. Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. — СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994 — 352 с.
    10. Матузова В.И. Английские средневековые источники IX-XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. – М.: Наука, 1979. – 269 с.
    11. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М.: Междунар. отношения, 2003. – 536 с.
    12. Платонов О.А. Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. М.: «Родник», 1998. — 880 с.
    13. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра // Слово Древней Руси / О. Гладкова [сост.]. – М.: Панорама, 2000. – С. 287-296.
    14. Повесть о Петре, царевиче Ордынском // Повести и сказания Древней Руси / Лихачев Д.С. [ред.]. – СПб.: «Диля», 2001. – С.421-429.
    15. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Том 39. Софийская первая летопись по списку И.Н. Царского. – М.: Наука, 1994. – 209 с.
    16. Почекаев О.Ю. Батый. Хан, который не был ханом. – М.: АСТ, 2006. – 352 с.
    17. Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. – М.: Квадрига, 2009. – 248 с.
    18. Соколов Р.А. Побратимство русских князей и монголов: данные источников и этнологические параллели // Петербургские исследования: Альманах. - 2011. - № 3. - С. 14-19.
    19. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года / А.Г. Юрченко [ред.]. – СПб.: Евразия, 2002. – 478 с.
    20. Югов А.К. Александр Невский // За землю Русскую. XIII век / Н.С. Борисов [сост.]. – М.: Молодая гвардия, 1983. – С. 19-368.
    21. Югов А.К. Побратимы. Эпопея в двух книгах. – Лениздат, 1983. – 480 с.

    oldrus.livejournal.com

    Улус - это... Что такое Улус?

    (тюрк.- народ), племенное объединение, поселение, административная единица у тюркских народов.Синонимы:
    • Уличная Планировка Поселения
    • Умиак

    Смотреть что такое "Улус" в других словарях:

    • УЛУС — (татарок.). 1) ордынский лагерь кочевых народов, собрание жилых хижин, юрт, кибиток. 2) монгольское племя в Кабуле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УЛУС по татарски юрта (см.) или орда, или наконец… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • улус — УЛУС, заимств., истор. – Знач. см. ниже. …Ты должен с ними прощупать обстановку на Тыма реке, называемой русскими Кетью рекой, склонить на свою сторону кетских князей и вместе с людьми привести их в мой улус (3. 432). СЮГ 397: улус «тувинская… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

    • УЛУС — муж. у калмыков и сиб. инородцев, собранье жилых хижин, оседлых или кочевых, юрт, кибиток, веж; селенье, табор, башкир., киргиз. и кавк. аул; стойбище, становище; у батыевских татар, аул также назывался улусом, именем монгольским. | У якутов,… …   Толковый словарь Даля

    • улус — объединение, селение Словарь русских синонимов. улус сущ., кол во синонимов: 4 • объединение (94) • …   Словарь синонимов

    • Улус — Улус. Это слово имеет несколько значений: самое общее из них народ,поколение. Означает оно также орду, военную дружину. Иногда это словоупотребляется в смысле сословия; так напр. Хора улус черный илиподлый люд , в отличие от цагон иocy , сословия …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    • УЛУС — УЛУС, 1) родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии, Сибири. 2) В России административно территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов …   Современная энциклопедия

    • УЛУС — 1) родо племенное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Ср. Азии, Сибири2)] В России административно территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов …   Большой Энциклопедический словарь

    • УЛУС — УЛУС, улуса, муж. (монг. ulus). 1. Становище кочевников, табор кибиток. || У некоторых народов Сибири и юго востока СССР селение, аул. 2. Прежде у некоторых народов Сибири и юго востока европейской части России род, родовая община и территория,… …   Толковый словарь Ушакова

    • УЛУС — УЛУС, а, муж. 1. У народов Центральной и Средней Азии, Сибири при феодализме: родо племенное объединение. 2. В царской России на восточных и северных окраинах: административно территориальная единица в составе округа. 3. У нек рых народов Сибири… …   Толковый словарь Ожегова

    • Улус — 1) в царской России административно территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов; 2) родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Ср. Азии, Сибири.… …   Политология. Словарь.

    • УЛУС — (тюрк. народ), племенное объединение, поселение, административная единица у тюркских народов …   Этнографический словарь

    Книги

    • Золотая Орда и её падение, Греков Б.Д.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В начале 13 века Чингисхан разделил между своими сыновьями земли, завоеванные в результате походов… Подробнее  Купить за 1441 руб
    • Западный улус, Андрей Посняков. Охота! Лают собаки, трубят рога, скрипит под копытами снег и летят в дичь меткие стрелы, пущенные Павлом Ремезовым - нашим современником, в результате удачного эксперимента оказавшегося в… Подробнее  Купить за 109 грн (только Украина)
    • Год огненной змеи, Цыден-Жап Жимбиев. Роман Ц.-Ж. Жимбиева "Год огненной змеи" переносит нас в небольшой бурятский улус, в суровый 1941 год, когда все, кто остался в улусе - старики, женщины, дети,- жили толькоодним: ожиданием… Подробнее  Купить за 80 руб
    Другие книги по запросу «Улус» >>

    dic.academic.ru