Трития в древней греции. Полис древней Греции: его общая характеристика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эрехтеон Древней Греции. Трития в древней греции


Древняя Греция

Базилевс, рекс - царь в Древней Греции в период распада патриархально-общинных отношений.

Эвпатриды - благородное сословие.

Геоморы - земледельцы.

Демиурги - ремесленники.

Архонты - выборные из эвпатридов должностные лица.

Ареопаг - орган публичного правления, заменивший собой совет старейшин, избирал и контролировал архонтов.

Сисахфия - долговая реформа, проведенная Солоном.

Фила - племя, населявшее Аттику, занимавшее определенную территорию.

Трития - третья часть территориальной филы.

Совет четырехсот - орган управления, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.

Совет пятисот (Буле) - орган управления, заменивший собой Совет четырехсот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой.

Демагог - профессиональный оратор.

Остракизм - процедура, в процессе которой наиболее опасные для государства лица удалились за пределы Аттики (каждый участник народного собрания писал имя опасного лица для государства на остраконе - глиняном черепке).

Метеки - неполноправные жители Аттики.

Гелиэя - высший судебный орган государства

Стратеги - члены коллегии стратегов, избираемые народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.

Эпоним - первый архонт, ведавший судебными функциями по семейным делам и делам о наследстве

Базилевс - архонт, ведавший вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.

Полемарх - архонт, занимался делами в основном связанными с метеками и другими иностранцами.

Фесмофеты - остальные 6 архонтов, которые руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Гоплит - тяжеловооруженный воин.

Токсоты - рабы, выполнявшие полицейские функции.

Сиссития - совместные, общественные трапезы спартиат.

Илоты - рабы в Спарте.

Периеки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты.

Архагеты - вожди в спартанском обществе.

Герусия - совет старейшин в Спарте.

Геронты - члены герусии.

Эфоры - избирались из "достойных" на год и контролировали архагетов, занимались вопросами внешней и внутренней политики Спарты.

Невидимое имущество - имущество, находившееся в частной собственности и способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги и драгоценности).

Клерос - название земельного участка

Ипотека - залог земли. При нем заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного права распоряжения ею. При неисполнении обязательства земля переходила к кредитору.

Древний Рим

Патриции - социальная группа населения, включающая богатые аристократические семьи.

Плебс - социальная группа, свободная, но ограниченная в своих правах, включающаяся обедневших общинников, пришельцев и отпущенных на свободу рабов.

Центурии - сотня вооруженных мужчин, которые должны были выставлять каждый из разрядов населения Древнего Рима в армию.

Квириты - свободное население Древнего Рима.

Люмпен-пролетарии - городская беднота.

Пекулий - часть имущества хозяина, которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода с него.

Перегрины - иностранцы в Риме.

Нобили - высшее сословие, состоящее из знатных патрицианских и плебейских родов.

Сенат - высший государственный орган в Риме, совещательный орган.

Цензоры - специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам.

Магистратуры - коллегиальные органы, включающие в себя государственные должности в Риме. Они подразделялись на imperium и potestas.

Консулы - высшие магистраты.

Преторы - помощники консулов

Император - титул, который вначале давался в награду полководцу, позже - титул главы государства.

Понтифики - жрецы, которые по сути были первыми римскими юристами.

Эдикты - общие положения, основанные на власти "империум", поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора.

Рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам.

Декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

Мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись к перегримам.

Институции - изложение римского права в учебных целях.

Манципация - процедура отчуждения вещей, требовавшая особой сложной и торжественной обрядности.

Сервитуты - фиксированное в обычаях или в законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью.

Стипуляция - договор, формальный характер которого проявился в произнесении строго определенных словесных формул.

Деликт - правонарушение.

Виндикационный иск - спор о праве собственности, в котором настоящий собственник должен был доказывать свой титул на спорную вещь.

Негаторный иск - направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь.

Прогибиторный иск - имеющий своей целью устранить помехи, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи.

Владение вещью - фактическое обладание ею, сопровождавшееся намерением владеть ею самостоятельно.

Держание вещи - часто возникало на основе договора и передачи вещи держателю самим собственником.

Вербальные договоры - для возникновения таких договоров требовалось произнесение установленных слов.

Литеральные договоры - особые письменные договоры, принятые в торговом обороте, которое возникало в следствии записи в специальных книгах доходов и расходов одной из сторон, составления долговых расписок.

Реальные договоры - требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора.

Ссуда - предоставление в безвозмездное пользование индивидуально определенной вещи, которую должник обязывался вернуть в обусловленный срок.

Консенсуальные договоры - обязательство возникало в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта

Легаты - завещательные отказы.

studfiles.net

Полис древней Греции: его общая характеристика

дане всех четырех разрядов.

Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10(было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов(ремесленников).

Реформа Клисфена

Клисфен возглавил движение знати против тирании пизистратидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гипия и положить конец тирании, власть была передана Клисфену.

В 509 г. до н.э. Клисфен проводит реформы по ликвидации остатков родового строя. Он ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на 4 филы. Клисфен разделил население на 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 тритии. Каждая фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц: в филу входила 1 трития от территории города Афин, 1 трития от приморской территории и 1 трития от внутренней части страны, т.о. в каждой филе 2/3 городское или тяготевшее к городу, население, а 1/3-сельское. Тритии делились на демы, в каждом деме был выборный староста - демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.

Совет 400 упразднен, вместо него создан совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.

Государственное устройство древних Афин

Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть doci masia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.

Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).

Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Ученые до сих пор спорят как сидели граждане, участвующие в эклессии - хаотично или нет? Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).

Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.

Компетенция эклессии:

1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)

2.заслушивала отсчет чиновников

3.рассматривала внешнеполитические дела

4.подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.

5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.

6.эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов

Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.

После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.

Законодательный процесс в древних Афинах

Существовала следующая продцедура. Ежегодно в первом народном собрании можно было можно было делать предложения о изменении законов и издании новых.

Собрание открытым голосованием решало, нужно ли вносить изменения в существующее законодательство. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение поручалось представить проект в совет пятисот. Совет пятисот давал заключение по данному проекту, после чего законопроект поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. В случае его одобрения проект поступал в гелиэю и здесь, в коллегии номофетов, подвергался очередному рассмотрению. Народное собрание назначало 5 особых защитников старых законов-синдиков. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников. В случае одобрения ном

www.studsell.com

Эрехтеон Древней Греции

В то время как Парфенон был самым грандиозным храмом в Акрополе, Эрехтейон был специально создан для совершения религиозных ритуалов.

Строительство Эрехтейона началось в 420 до н.э. во время Пелопонесской войны и было прервано через некоторое время из-за наступления сложных времен для афинян, уставших от сражений. За это время афиняне потерпели сокрушительное поражение на Сиракузы. Империя была ввергнута в несколько восстаний. Гордость Древней Греции – режим демократии был заменен на олигархию.

Возведение Эрехтейона было завершено в 406 до н.э. Вскоре после этого в 403 году Афины пали под натиском спартанцев.

Ни одно из событий, сопутствующих падению Афин, не были отражены в архитектуре Древней Греции. Культурный опыт Афин. Который выражался посредством искусства, достиг нового апогея.

Архитектурный стиль Эрехтейона

Храм имеет сложную структуру, включающую размещение святынь, как алтарь Посейдону (Эрехтейну) и Геферту, и места, где согласно мифу, Посейдон ударил в Акрополь своим трезубцем. Другие места религиозного поклонения включали оливковое дерево, в основании которого бурлили морские воды (море Эрехтеона), гробница Кекропс и святилище Пандросиона.

Элегантность и тонкие формы памятника архитектуры Древней Греции соперничали с красотой Парфенона. Храм развернут на восток, и его вход украшен шестью ионическими колоннами. Северная и западная стены храма почти в два раза ниже, чем фронтовая и южная части. Храм был необычной постройкой того времени, посколько включал два крыльца: одно в северо-западном направлении, поддерживаемое высокими ионическими колоннами, и второй в юго-западном углу, у основания которого были созданы шесть массивных женских статуй, известных как кариатиды.

Кариатиды афинские в архитектуре Греции

Эрехтейон, Древняя ГрецияЭрехтейон, Древняя Греция

Скульптуры кариатид стали главной достопримечательностью храма. Они выстояли на прошествии нескольких веков, держа на своих головах крышу крыльца Эрехтейона. Изображение женских статуй было не новшеством в архитектуре Древней Греции. Святилище суфийского храма в Дельмах VI в. до н.э. также содержит элементы скультур с фигурами женщин.

В настоящее время в храме находятся точные копии скульптур, оригиналы были подвергнуты коррозионному разрушению и из-за этого переданы в современный музей Акрополя в Афинах. Одна из шести кариатид была передана в музей Лондона, будучи подаренной лорду Альджину наряду с несколькими мраморными статуями из Парфенона.

Из трудов Плутарха стало известно, что все здание было щедро украшено фресками, позолоченными розеткам, в нем находилось множество скульптур.

Эрехтейон – религиозное святилище

Эрехтейон послужил заменой для Старого Храма, руины которого можно сейчас увидеть рядом с Парфеноном, для совершения ритуальных обрядов.

Южный зал Эрехтейна был посвящен Афине Полиас — защитнице земли и плодородия. Там размещалась деревянная статуя ангелов, падших с небес Афин. Западная часть воспевала Посейдона-Эрехтейя. По преданию в этом месте Посейдон ударил трезубцем в скалу при поединке с Афиной. В этом месте были размещены море Эрехтейна, несколько алтарей Гефеста и легендарной афинской героини по имени Бутос.

Эрехтейон, Древняя ГрецияЭрехтейон, Древняя Греция

О внутреннем убранстве храма известно достаточно мало. Предположительно, все помещение было традиционно разделено на две или несколько комнат, и имел несколько уровней. Установить их точное месторасположение и назначение, к сожалению, невозможно, поскольку здание претерпело несколько реконструкций, которые изменили его первоначальный вид. Он был разрушен в эпоху классицизма из-за крупного пожара, а затем отремонтирована.

Позже, когда он был преобразован в христианскую базилику в VII веке н.э., внутренние перегородки были полностью разрушены и возведены новые. Во время захвата Османской империи Греции храм был преобразон в гарем, северное кольцо было замуровано.

Во время раскопок 1886 открытым способом на северо-западе Эрехтейона было найдено множество статуй Коре, которые сейчас выставлены в музее Акрополя.

Строительство Эрехтейона ознаменовало окончание амбициозного проекта Перикла, в то время как афинская империя пользовалась беспрецедентным политическим и культурным влиянием. Его завершение было осуществлено на деньги Спарты.

Великолепное афинское культурное достижение Древней Греции влияло на искусство и мировую архитектуру последующих двух с половиной тысяч лет.

Смотрите также:

10 интересных фактов о Древней Греции

drevniy-egipet.ru

Эрехтей Греческая мифология

Эрехтей, в греческом мифотворчестве аттический герой, седьмой царь Афин, сын Пандиона и наяды Зевксиппы, внук Эрихтония, брат Бута (Аполлодор, III 14, 8). По Гомеру, Эрехтей являлся сыном богини земли Геи, воспитанным Афиной в ее храме. Считается, что Эрехтей ввел Панафинеи и привил в Аттике культуру пшеницы. Имел много дочерей от Праксифеи. По позднейшему преданию, Эрехтей был царем Аттики, который в борьбе с фракийцем Евмолпом, вторгнувшимся на его землю из Элевсина, принес в жертву богине Афине, по совету оракула, свою младшую дочь Хтонию, которая, не колеблясь, взошла на жертвенный алтарь. После этого жертвоприношения Эрехтей победил и убил Евмолпа. Однако после победы, остальные дочери Эрехтея покончили жизнь самоубийством, а сам он был убит Посейдоном, отцом Евмолпа. По иной версии, другие дочери царя тоже принесли себя в жертву (Гигин, Фабулы, 46; Ликург, 98-99). Эрехтей считается отцом Кекропа, Метиона, Орнея, Пандоры, Прокриды, Креусы, Хтонии и Оритии. Также сыновьями Эрехтея некоторые древнегреческие авторы считают Эвпалама и Феспия. На сохранившихся памятниках античного искусства часто находится изображение передачи Геей младенца Эрехтея богине Афине.

Исторические сведения. Эрехтейон то есть храм Эрехтея является замечательным произведением древнегреческой архитектуры, остатки которого сохранились в Афинах. Эрехтейон был одним из главных святилищ на акропольской горе, к северу от Парфенона. Эрехтейон был построен на том самом месте, где, по верованию греков, произошел спор между Афиной и Посейдоном из-за обладания Аттикой; в нем находились оливковое дерево, произращенное Афиной, и ключ соленой воды, начавший бить по мановению Посейдона; в нем хранились другие святыни, чтимые афинянами: деревянный Палладион Афины, будто бы упавший с неба, статуя Гермеса, принесенная в Афины Кекропом, след на скале трезубца, которым Посейдон извлек из нее воду, светильник Каллимаха, горевший непрестанно, несмотря на то что масло наливалось в него только однажды в году, остатки гроба Эрехтея и других героев Аттики, трофеи, добытые на войне, и т.п.

Эрехтейон заменил собой находившийся на том же месте более древний храм, разрушенный персами при их нашествии; постройка нового храма была начата при Перикле и продолжалась с перерывами, вероятно, до 407 года до нашей эры. Так как Эрехтейон стоял на неровной почве и был, собственно говоря, не одним храмом, а совокупностью нескольких святилищ, то его план представлял значительное отступление от обычного расположения греческих храмов; он не имел снаружи окружной колоннады, но был украшен с трех сторон отдельными портиками.

Обломки фриза Эрехтейона, сюжетом которого был, очевидно, миф об Эрехтее и кекропидах, хранящиеся в акропольском музее, свидетельствуют о том, что скульптурные украшения Эрехтейона были превосходны. Храм Эрихтея отличался большой оживленностью и тонкостью отделки и его эффектность увеличивалась темным фоном элевсинского мрамора, на котором были укреплены фигуры, изваянные из белого паросского мрамора. В архитектурном отношении все части Эрехтейона должны были очаровывать зрителя чистой красотой своих форм, гармоничностью пропорций и тонкой обработкой деталей; ни одно из созданий древнегреческого зодчества не было так свободно и живописно по расположению, так грациозно и изящно, как это образцовое сооружение аттическо-ионического стиля. До XVII столетия Эрехтейон существовал еще в довольно сохранном виде, но венецианцы в 1687 году при осаде Афин, страшно изуродовали этот древнейший храм Эрихтея.

godsbay.ru