Реферат на тему: Культура Древнего Рима. Традиции древнего рима доклад


Реферат на тему Культура Древнего Рима 5

Культура Древнего Рима – завершающий этап в развитии античной культуры. История этого государства охватывает более двенадцати столетий. [3.C.147]. Древнейшим населением Апеннинского полуострова считают лигуров, происхождение которых окружено тайной. Примерно с рубежа III–II тыс. до н.э. на полуострове расселяются пришедшие с севера италийские племена: первая их волна принесла культуру бронзы, вторая волна на рубеже II–I тыс. до н.э. – культуру железа. Приблизительно в начале I тыс. до н.э. на Апеннинском полуострове появились этруски, пришедшие возможно из Малой Азии. Именно они создали первую на территории Италии цивилизацию и на протяжении первой половины I тыс. до н.э. играли здесь ведущую роль. [2.C.137]. Рим, основанный по преданию Ромулом и Ремом в 753 г. до н.э., явился второй морской цивилизацией, значение и размеры которой простерлись намного дальше, чем могли мечтать римляне. К IV в до н.э. Рим установил господство над Италией. С середины I в. до н.э. единоличным правителем римского государства становится Гай Юлий Цезарь, а после его убийства и гражданской войны императором провозглашается его приемный сын Октавиан Август. В III в. император Константин переносит столицу Римской империи в греческий город Визант, расположенный на берегу Боспора, которому дает название Константинополя. В конце IV в. Римская империя разделилась на два государства – Западную империю и Восточную империю, получившую название Византии. В 410 г. готы впервые захватывают Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование. Важным этапом римской экспансии было поглощение греков вместе с их культурой, проводниками которой стали римляне. Потерявшие независимость греки «покрыли» Рим своей мифологией и философией и одержали культурную победу. Греческая философия уже целые века воспитывала высшее римское общество. Почти все наставники были греки. Преподавание шло на греческом языке. Гордый Рим, непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство, послушно склонил голову перед великой греческой культурой. Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны; их первоначальная мифология, в отличие от греческой, прозрачна. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой и т.д. Рим создал свою литературу сильную и самобытную. Рим можно назвать первой цивилизацией, пытавшейся создать единое культурное поле на огромной захваченной территории, на которой существовало несколько достаточно развитых культур. Помогало это то, что римская культура не обладала собственной целостностью, которая противостояла бы другими культурами. Она впитывала в себя и духовно подчинялась культурам покоренных народов, придавая им свою специфику. Римская империя объединила большинство известных в то время цивилизаций – египетскую, ближневосточные, европейскую. Начиная со II в. после завоевания Греции данную роль выполняла греческая мифология и философия, а позднее – христианство, ставшее мировой религией. Сама же римская культура участвовала в этом синтезе искусством Овидея, создавшего в своих «Метаморфозах» единую художественную картину мира, и философией римских стоиков, формировавших единые правила поведения. Римская культура – прообраз мировой культуры. Именно в римской культуре осуществился первый в истории синтез, который повлиял на все последующее развитие культуры. [1.C.188]. Цель работы – изучить культуру Древнего Рима. Основной задачей является – формирование общего представления о культуре Древнего Рима. Заимствованная у греков античная мифология у римлян утратила свою поэтичность. Римские философы занимались не размышлениями и общениями, а прикладными вопросами. Они не спрашивали: «Что есть человек?», их интересовало: «Как он должен жить?» Римская литература славится не только своей поэзией, сколько прозой. Трезвый утилитаризм лежит в основе всей деятельности Древнего Рима. Культура для римлян в первую очередь – средство разумной организации жизни. Не случайно именно в Древнем Риме была создана рациональная система управления государством, которая была закреплена в знаменитом римском праве, ставшем образцом для потомков. [3.C.148]. Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного «Илиаде» и «Одиссее», не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. В древнейшей римской религии отразилась простота трудовых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже самых мельчайших проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так как человек на каждом шагу зависел от какой-нибудь высшей силы. Древние этрусские божества: триада небесная и триада подземная Этрусских пантеон во многом был схож с греческим, влияние греков особенно заметно с VIII в. до н.э., когда в Южной Италии и на Сицилии появились колонии. Особым почитанием у этрусков пользовались две триады. В первую, небесную, входили Уни – покровительница царской власти. Минерва – богиня материнства, защитница городов, воительница, покровительница ремесла, Тин – бог неба, громовержец. Он считался верховным богом и его свиту составляли двенадцать богов. Вторая, подземная, триада известна нам меньше, в нее входили бог и две богини, связанные с культурой плодородия. В верованиях этрусков важную роль играло представление о загробной жизни: по их мнению, души умерших получали воздаяние за грехи. И земной, и загробный мир были населены множеством демонов. Одной из характерных черт религии было широкое распространение гаданий по внутренностям животных, молниям, полету птиц. Правила гадания были заимствованы римлянами и назывались у них «этрусской наукой». Италийская религия первоначально была анимистической – признавала существование всевозможных духов. Постепенно произошел переход к антропоморфизму – богов стали представлять в человеческом облике как у этрусков и греков, которые оказали влияние на формирование римского пантеона. Пантеон римских богов у римлян существовала верховная триада богов: Юпитер – италийский бог неба и света, Марс – бог плодородия, дикой природы, войны, Квирин – бог сабинов, италийского племени, жившего в центральной части Апеннинского полуострова, он считался ипостасью Марса, его мирным проявлением. Со временем появились две другие триады богов. Одну из них почитали патриции (представители исконных римских семей, изначально входивших в гражданскую общину), в нее входили Юпитер, Юнона – богиня брака, женщин, материнства, Минерва – покровительница ремесел и искусств. Вторую почитали плебеи (не относились к исконным римским семьям, первоначально не имели прав гражданства), в нее вошли Церера – древняя италийская богиня производительных сил земли, подземного мира, материнства и брака, а также Либер – бог плодородия и Либера – его женская параллель. Характерной чертой римской религии была персонификация сил природы и всех общественных, политических, хозяйственных процессов. Свои божества были у дорог, перекрестков, у навоза, у жатвы, сева, и т.д. особую роль играл двуликий Янус – бог дверей, входов и выходов. Считалось, что одно его лицо обращено в будущее, второе – в прошлое, и он почитался как бог времени. Римский пантеон никогда не был замкнутым: считая что, новые боги усиливают их мощь, римляне охотно принимали новые культуры. Начиная с V. И особенно с III в. до. н.э., происходит отождествление римских богов с греческими, а также некоторое изменение их функций. Культ Аполлона, не имевший аналога у римлян, был заимствован одним из первых через греческую колонию Кумы, где существовал его знаменитый оракул. С принятием культа Аполлона был перевезен в Рим и стал использоваться для гаданий сборник предсказаний кумской свиллы (пророчицы) – «Сивиллины книги». Наряду с богами римляне продолжали почитать духов – безличные силы. Добрыми духами считались пенаты – покровители дома, родного города, государства; лары – хранители домашнего очага, семьи; манны – добрые духи умерших; гении – духи-покровители мужчин. К злым – ларвы – души непогребенных покойных; лемуры – призраки мертвецов. Как и остальные древние народы, римляне приносили своим богам жертвы, стоили в их честь храмы. Культовые функции были распределены между различными коллегами жрецов. Верховные жрецы ведали обрядами и погребальным культом, они осуществляли надзор за другими жрецами, составляли календари. Фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права, фламилы обслуживали культы определенных богов, коллегия арвальских братьев молилась о ниспослании урожая, Луперки исполняли ритуалы. Существовала особая коллегия жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету и крику птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных. Весталки – жрицы богини Весты, поддерживали в ее храме вечный огонь как символ нерушимости государства. Как сама богиня, весталки должны были хранить целомудрие, при нарушении этого обычая их заживо закапывали в землю или замуровывали. Салии (плясуны) – два раза в год в боевых доспехах и со священными щитами в руках исполняли ритуальные танцы в честь Марса. Жрецы подчинялись государству, их выбирали, иногда должности передавались по наследству. Мифология в Риме не получила особого развития. В основном были восприняты греческие мифы, которые позже, в эпоху Возрождения и Нового времени, стали популярны именно в римской трактовке, с римскими именами богов и героев. Так, греческий Геракл большинству современных людей известен как Геркулес, статуя Афродиты с острова Мелос – как Венера Милосская. Особенно популярным в Риме был цикл сказаний об Энее – одном из троянцев, бежавших после разрушения Трои греками. Эней считался предком Ромула и Рема, основавших Рим. В первые века новой эры, в эпоху империи, римская языческая культура столкнулась с новой, монотеистической, ставшей затем одной из мировых религий, – с христианством. В Римской империи возникают многочисленные христианские общины, в которые принимали всех, уверовавших в искупительную жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в соответствии с его проповедями. Многие правила христианских общин вызывали подозрительное и неприязненное отношение со стороны римских властей, нередки были гонения против христиан. В середине III в. христианство было запрещено. В 312 г. верховную власть получил император Константин (272 – 337). При Константине отношение к христианству резко меняется: в 313 г. в Медиолане (Милан) император издал эдит, которым христианство было признано религией, равноправной с другими. В 325 г. Константин созвал первый Вселенский собор, обсудивший христианский символ веры. Во второй половине IV в был окончательно сформирован «Новый Завет», в состав которого вошли: Евангелия, Деяния, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова. В конце IV в христианство стало официальной религией Римской империи, старые языческие культы были запрещены. Римская философия возникает под влиянием древнегреческой. Как в целом философии эпохи эллинизма, здесь имеют место школы стоицизма (крупнейшие представители – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизма (Секст Эмпирик), эпикуреизма (Лукреций Кар), неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл). Особо широкое распространение получило в Риме учение стоиков, органично сочетающееся с древнеримскими представлениями о добродетелях и долге гражданина. [1.C.240]. Теоретическое познание, согласно стоицизму, дает мудрость; последняя – необходимость условие достоинства личности; достоинство же – условие для счастья личности. Так, человек был поставлен в центр процесса познания; неважно, что предметом познания является весь мир, целью его становится человек с его стремлением к счастливой жизни. Под нею понималась блаженная жизнь мудреца – в невозмутимости и гордом спокойствии духа при любых обстоятельствах бренной земной жизни. Поэтому в стоической философии римляне выдвинули на первый план этику. Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной средиземноморской империи во главе с блистательным Римом. Римские философы – стоики отождествляли природу с универсумом и в философских вопросах стояли на позициях пантеизма. Согласно им, мир управляется естественной необходимостью, а божество, представляющее собой разум и чувство вселенной, так же находиться во власти естественных законов и действует не свободно, а повинуясь естественной необходимости. Поэтому бог весьма ограничен в своих возможностях. Познание общих законов вселенной тождественно познанию божественного провидения, поскольку бог может действовать в пределах естественных законов. Творящая природа есть начало и конец всего. «Вели благодеяния природы, если только безумие свое человек не обратит на саморазрушение», писал Сенека. Его предупреждение человечеству актуально и сейчас. [3.C.152]. Первые известные надписи на латинском языке относятся к VII–VI вв до н.э., в них использовался один из вариантов греческого алфавита. Начертания букв постепенно менялось, и к II–III в до н.э. они в основном приобрели характерный для латинского языка вид. На становление римской литературы большое влияние оказали устное народное творчество и греческая литература. Поэзия возникла в Риме, как и в Греции, раньше прозы. Первым римским поэтом, произведения которого известны, был Ливий Андроник (III в до н.э.), грек по происхождению. Он перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, переделывал классические греческие трагедии и комедии, включая в них новые сюжеты, изменяя имена. Важную роль сыграл Энний (239 – 169 до н.э.), создав эпическую поэму «Анналы», в которой он рассказ об истории Рима, начиная от бегства Энея из Трои до современной ему эпохи. Эпоха последних десятилетий существования республики и начала принципата стала периодом расцвета римской поэзии. В это время, творили Лукреций, написавший философскую поэму «О природе вещей», в которой излагалось учение Эпикура; Катулл – мастер лирической поэзии. Огромное влияние на европейскую лирику Нового времени оказал замечательный поэт Гораций (65 – 8 до н.э.). К знаменитым римским поэтам относится Овидий (43 до н.э. – 18 н.э.), чьими главными произведениями считают «Метаморфозы» превращениях греческих богов и героев; «Фасты» (календарь), описывающие римские праздники. Широко известны также его «Наука любви» и «Лекарства от любви». Последний крупный античный поэт – Клавдиан (ок. 375 – после 404), прославлявший былое величие Рима. Театральное поэтическое творчество в Риме достигло расцвета в произведениях Плавта (ок. 250 – 184 до н.э.) и Теренция (190 – 159 до н.э.). их произведения служили образцом для таких великих драматургов, как Шекспир и Мольте. Сюжеты Плавта близки эллинистическим, герои носят греческие сюжеты, написаны изысканным языком, проникнуты духом гуманизма. Среди трагиков наиболее известны Пакувий (220 – 130 до н.э.) и Акций (170 – 85 до н.э.) их творчество было подражательным, основывалось на классических греческих трагедиях, хотя создавались произведения и с римской тематикой. Театральные представления по греческому образцу стали устраиваться в Риме с III в до н.э., но еще раньше здесь существовал народный вид драматического творчества ателлана – комедия масок. Устройство театров было близко греческому, использовались различные механические приспособления для смены декораций, применялись костюмы, парики, маски, исполняли пьесы профессиональные актеры. [2.C.143]. В Древнем Риме появился цирк с фокусниками, эквилибристами и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиаторскими боями и травлей животных – любимыми римскими зрелищами. [5.C.204]. Римская музыка не была так тесно связана с литературой, как греческая, хотя театральные представления тоже сопровождались музыкой танцами. Римляне усовершенствовали многие греческие инструменты – лиру, кифару, аулос, лютни. С I в до н.э. получил распространение водяной орган, изобретенный в это время в Александрии. Очень разнообразна была в Риме военная музыка – от всевозможных сигналов до маршей. Духовая музыка исполнялась и во время триумфальных шествий, официальных праздников, похорон; ударные инструменты были популярны в театре, во время развлечений.

ИскусствоОсновной вид искусства – архитектура, возникшая под влиянием этрусской и особенно греческой. Римские архитекторы восприняли греческую ордерную систему, у этрусков заимствовали купольный свод, возводившийся из клиновидных балок. Особое развитие в Риме получило применение разнообразных арок, куполов, больших и малых колонн, пилястр. Строительство велось под строгим планом, очень тщательно прорабатывались фасады зданий. Основной материал был камень, кирпич, со II в до н.э. – бетон. Архитектура отличалась декоративностью, пышностью отделки, монументальностью, призванными показать мощь и величие римского народа. [2.C.145]. Среди множества разных типов сооружений римского зодчества самым величественным был форум. В Риме, недалеко от древнейшей республиканского форума, высятся форумы римских императоров, каждый из которых стремился увековечить память о себе. Самым большим был форум императора Траяна, в центре которого до сих пор высится знаменитая колонна его имени. В отличие от сооружений греческой классики римские форумы были строго симметричны. Первые храмы были построены еще при этрусских царях. На Капитолийском холме сооружен храм патрицианской триады – Юпитера, Юноны, Минервы. В дальнейшем храмовое строительство идет очень активно, особенно с присоединением новых территорий и включением новых богов. Множество храмов было создано на значительной части территории Европы, по всему Средиземноморью. Известны Баальбек – культовый комплекс I–III вв н.э. неподалеку от Пальмиры (древнего города Сирии), посвященный местным и римским богам. Самый знаменитый римский храм – Пантеон (храм в честь всех богов) был построен в первые десятилетия II в н.э. Это монументальное купольное сооружение высотой около 43 м построено из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, внутри отделано цветным мрамором. Вход украшен прямоугольными портиком, центральная часть имеет цилиндрическую форму. Храмы являются составной частью архитектурного форума – центральной площади римских городов, средоточия общественной, политической     культурной жизни. Самый известный Форум Романум в Риме. [2.C.145]. Также к Римским сооружениям относятся: триумфальные арки, предназначенная для торжественного въезда победителя. Одним из лучших образцов является арка Тита, поражающая не только своим величием, но и четкостью членений и соразмерностью пропорций. Амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, где проходили соревнования колесниц. Потребности римской городской жизни создали новый тип зданий – так называемый термы. Называть термы банями значит сужать их истинное назначение. Это было место встреч, отдыха, бесед в дружеском кругу, здесь заключали сделки, совещались с адвокатами. Помимо бассейнов и ванн в термах были помещения для отдыха, библиотеки, гимнастические залы. Римляне очень гордились своими арочными мостами – акведуками. Из них лучше других сохранился Гардский мост, выстроенный в I в н.э. в римской провинции Галлии. Своеобразие римской архитектуры появилось также в строительстве жилых домов. Их образцы найдены в Помпеях. Особенно знаменит дом Веттиев. Планировка домов отличалась строгой симметрией. Он делился на официальную часть, где принимали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром официальной части был атриум с бассейном. Сзади к дому примыкал внутренний дворик – перистиль, место отдыха. [3.C.159]. Кроме частных домов в городах существовали многоквартирные дома – инсулы., в которых жилье сдавалось в наем беднейшему населению инсулы строились из кирпича, имели от трех до шести этажей и не отличались особыми удобствами, на первом этаже обычно располагались лавки. С IV в н.э., времени признания христианства и превращения его в официальную религию, в Римской империи начинают строиться христианские храмы – базилики. Название христианских базилик были заимствованы от римских административных зданий. [2.C.147]. Наиболее известный памятник римской архитектуры построен в I в н.э. Колизей – самый большой амфитеатр античного мира, вмещавший более 50 тыс. человек, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями. Свое название он получил от стоявшей неподалеку огромной статуи (колосса), первоначально изображавшей печально известного императора Нерона (37–68), а затем бога Галиоса. Римский поэт Марциал называл Колизей чудом света. [2.C.146]. Больших успехов достиг Древний Рим в скульптуре. Римляне создали так называемый исторический рельеф. Подобные рельефы, украшают арки и колонны, были реалистическим, беспристрастным изображением подлинных событий и поэтому имеют большую ценность как исторический источник. В рельефы арки Тита изображены триумфы императора, в честь которых была сооружена арка. Эти тонкие по манере исполнения рельефы очень близки к живописи. Колонна Траяна опоясана от пьедестала до капители двухсотметровой спиральной лентой рельефов, повествующих о походах императора против даков. Эта колонна уникальный памятник римской скульптуры. Скульптурный портрет. Интерес к нему появился у римлян еще во время завоевания Греции. Они преклонялись перед художественным гением греков. Завоеватели вывезли из Греции большое количество статуй. С I в до н.э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготавливать мраморные копии с наиболее прославленных памятников эллинской скульптуры. Скульптура Греции оказала сильное влияние на искусство римского портрета, но римляне создали совершенно особый его тип. Скульпторы стремятся передать не только портретное сходство, но и суть характера человека.

Наука в Древнем Риме продолжила, классифицировала знания, полученные греками в древности, в классический период и особенно в период эллинизма. Собственные открытия римлян относятся к строительству, математике, медицине, земледелию, праву и области государственного управления. Основополагающим в римской культурной традиции был приоритет практического знания, эмпирического опыта над умозрительным. [3.C.150]. Самой развитой в Риме была юриспруденция – наука о праве. Основной римского права стали составленные в V в до н.э. «Законы 12 таблиц». В дальнейшем в Риме появились профессиональные юристы – известно, что уже с III в до н.э. у них можно было получить консультацию. Римская юриспруденция ввела деление права на частное и публичное, принцип равенства граждан перед законом, были заложены основы общей теории права. Юристы в своей деятельности сочетали теорию и практику, давали профессиональные советы, составляли исковые формулы и т.д. В развитии математики, физики, астрономии римляне не внесли ничего нового – они использовали греческие достижения. Античная медицина достигла своего расцвета в эпоху империи благодаря деятельности греческого врача Галена (139 – 199), практиковавшего в Риме. Он проводил анатомические исследования, опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. История. В Риме ее истоки восходят к книгам жрецов-пантификов, имевших форму летописи, куда заносились основные события. Великий полководец и диктатор Гай Юлий Цезарь (100 – 44 до н.э.) – автор «Записок о Галльской войне», отличающийся ясностью изложения. Расцвет римской историографии пришелся на эпоху принципата: Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) написал «Историю Рима от основания города»; крупнейший римский историк Тацит (ок. 55 – ок. 120) в своих произведениях «История» и «Анналы» рассказал о драматических событиях в I в н.э., особое внимание уделял личности императоров. Система образования и риторика в римской империи во II–I вв до н.э. была заимствована у греков, но с некоторыми изменениями. Ведущее место занимала юриспруденция, а не математика, занятия музыкой и гимнастикой отсутствовали, языки и литература изучались в тесной связи с римской историей. На высшей стадии обучения особое внимания уделяли риторике, а не философии. Занятия в римских школах были двуязычными: до 12 лет дети посещали уроки греческого языка и литературы, а затем параллельно начинали заниматься латинским языком и литературой. В отличие от Греции начальные и средние школы были частными, занятия платными. Римляне, покорившие множество народов и создавшие огромное государство, считали себя избранным народом, которому свыше предначертано править другими, именно они обладают особыми добродетелями, необходимыми для этой миссии – справедливостью, стойкостью, мужеством, верностью своему народу. Эти качества очень ценили в римском обществе, их прививали детям, воспитывая в них на примерах достойного поведения предков гордость за свой народ, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело. Римская армия отличалась особой дисциплиной, которая поддерживалась с помощью различных суровых наказаний, а так же наград, к которым относились особые браслеты, ожерелья, медные бляхи на грудь. Высшими наградами были венок из дубовых листьев, вручавшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец – тому, кто первым поднимался на стену неприятельского города. Высшей наградой полководцу был триумф – торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолийского холма. Основной одеждой у римских мужчин была тога. Римлянин, совершивший преступление, прежде всего лишался права носить тогу. Классическая римская тога (из шерстяной ткани) имела форму овала или эллипса, тога не имела швов, ее ткали целиком. Способ драпировки тоги был очень сложным. Цвет тоги был главным образом белый, траурные одежды были коричневого цвета. Домашней одеждой была туника, близка по покрою к греческому хитону, из шерстяных и льняных тканей различных цветов, с рукавами короткими или длинными. Рядовые граждане носили тунику до колен и не всегда надевали тогу, чаще всего они довольствовались небольшим плащом типа гиматия, а для путешествий или в непогоду носили «пенулу» – плащ в виде вытянутого овала с круглым вырезом для головы, к которому пристегивали капюшон. Пенулу делали из плотных шерстяных тканей. Женская одежда состояла из нижней туники, которая делалась из тонкой ткани, верхняя – «стола» – из более плотной и третья – «пала» – покрывало, подобное греческому гиматию. Если туника имела рукава то надевали столу без рукавов. Понизу столы пришивали широкую густую оборку – «институ». Палу носили при выходе на улицу и покрывали ею голову. Уже в конце республиканской эпохи плотные шерстяные ткани не удовлетворяют вкус римских женщин. Чем тоньше была ткань, тем выгоднее она оттеняла красоту римлянок. Знатные римлянки увлекались египетскими украшениями. Башмаки из тонкой кожи так плотно облегают ноги, что они кажутся обнаженными. Особенно большое внимание уделяется прическе, в эпоху Римской империи во II и III веках, они становятся настолько сложными, что превращаются в парик. [1.C.266]. Значение Римской культуры. Более 500 лет господствовал Рим в античном мире. За это время римляне под влиянием Греции и Востока создали свою самобытную культуру, которая глубоко проникла в культуру большинства европейских народов. С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья – латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в обычаях и традициях многих европейских народов. В 393 г. Римская империя была разделена на две части: Западную и Восточную. Окончательное падение Западной империи произошло 23 августа 476 г., когда в Рим вторглись варвары и император был свергнут. Это событие стало концом античного мира. Наступило средневековье.

Список литературы 1.  Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 2004. – 669 с. 2.  Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2003. – 759 с. 3.  Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: «Nota Bene», 2003. – 536 с. 4.  Чернокозов А.В. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. – 480 с. 5.  Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. – СПб.: Университетская книга; 2003. – 447 с.

bukvasha.ru

Реферат Культура Древнего Рима

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Искусство
    • 1.1 Архитектура
    • 1.2 Скульптура
    • 1.3 Живопись
      • 1.3.1 Стенная живопись
  • 2 Литература
    • 2.1 Книгоиздательство
  • 3 Просвещение
    • 3.1 Молодёжные организации
  • 4 Религия
  • 5 Борьба и запрет Древнеримской культуры христианством

Введение

История Древнего Рима

Основание РимаЦарский периодСемь царей Рима

РеспубликаРанняя РеспубликаПунические войныи экспансия на ВостокеСоюзническая войнаГражданская война 83—82 до н. э.Заговор КатилиныПервый триумвиратГражданская война 49—45 до н. э.Второй триумвират

ИмперияСписок императоровПринципатДинастия Юлиев-КлавдиевДинастия ФлавиевДинастия АнтониновДинастия СеверовКризис III векаДоминатЗападная Римская империя

Понятия:SPQRКультураБракПроституцияРелигияХристианствоТеатрЯзыкЛитератураАрхитектураМодаДорогиПровинцииАрмияЛегионыМагистратуры

Люди:Ромул и РемСципионГракхиМарийСуллаЦицеронПомпейЦезарьМарк АнтонийОктавианНеронВеспасианТраянМарк АврелийДиоклетианКонстантин I

Древнери́мская культу́ра — один из важнейших аспектов древнеримской истории и один из основных её первоисточников

1. Искусство

Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.

Потом, когда победы над другими народами доставили римлянам богатство и развили в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в Риме почётом, но всё-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.

Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.

1.1. Архитектура

Наибольшей оригинальности достигла у римлян архитектура; скульптура и живопись были у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками. При всей ограниченности новизны, вообще внесённой римлянами в искусство, им принадлежит та великая заслуга, что они разнесли во все концы известного тогда мира унаследованное ими классическое искусство Эллады и послужили передатчиками его элементов новым временам и новым народам, начавшим своё политическое существование на развалинах Римской империи.

1.2. Скульптура

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э.— греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.

С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров («Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, то есть подлинного произведения искусства.

Октавиан Август, скульптура ок. 30 года н. э.

Господствующей эстетической и концептуальной идеей, пронизывающей римскую скульптуру I—II вв., была центральная идея официальной культуры — идея величия Рима, мощи императорской власти. Эта идея воплощалась в разных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций на стенах различных зданий — храмов, триумфальных арок, алтарей, колонн, амфитеатров,— изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где действовали боги и герои, покровители Рима или царствующей династии. Наиболее выдающимися памятниками такого официального рельефа стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия, воздвигнутых ими в честь побед соответственно над даками и маркоманами.

В круглой скульптуре формируется официальное направление — портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев. Большая их часть выполнена в традициях классицизма, предполагающего идеализированный образ могучего и мудрого правителя.

1.3. Живопись

Эта отрасль искусства, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Но тогда как в Риме не было почти ни одного своего скульптора, который настолько пользовался известностью, чтобы его имя сохранилось для потомства, в туземных художниках, с успехом трудившихся по части живописи, не было недостатка. Этим доказывается, что римляне были наделены способностью к ней, получив первое знакомство с нею от этрусков, которые, как доказано, широко пользовались ею для украшения своих погребальных склепов и, вероятно, также храмов и жилищ. Ещё во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. Сто лет спустя, поэт Пакувий, бравшийся за кисти в минуты досуга, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Но всё это были преимущественно декораторы; живопись же в строгом смысле слова, не играющая роли пособницы при архитектуре, постоянно оставалась в руках греков. Едва ли не самую главную её задачу составляли портреты, по части которых в конце республики особенно славилась Лала или Лайя, родом из Кизика.

1.3.1. Стенная живопись

Раскопки Помпеи и Геркуланума, расчистка остатков терм Тита, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме доставили нам множество образцов Римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.

Помпейская стенная живопись, подобно самим домам, которые были украшены ею, представляется приноровкой взятого от греков к римским вкусу и требованиям. Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый, реже в чёрный, голубой, зелёный и лиловый; внизу её шла панель более тёмного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза. Площадь стены обрамлялась тонкими, более тёмными или более светлыми, чем она, полосками, которые, кроме того, разделяли её на панно. В середине этих панно либо изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, например вакханки, танцовщицы, крылатые гении, скачущие сатиры, кривляющиеся мимы и т. п., либо рисовались настоящие картины, содержание которых заимствовалось большей частью из мифологии и героических легенд. При этом художники почти всегда воспроизводили знаменитые произведения греческих живописцев или свободно подражали их композициям. Таким образом, в числе сюжетов встречаются «Жертвоприношение Ифигении», «Гнев Ахилла», «Воспитание Ахилла», «Расставание Ахилла с Брисеидой», «Персей, убивающий Минотавра», «Освобождение Андромеды», «Нарцисс, любующийся отражением своей фигуры в источнике», и т. д. Попадаются также и сцены жанрового характера с оттенком то сентиментальности, то комизма; в особенности немало таких, в которых главную роль играет любовь: здесь, молодая девушка показывает своим восхищённым подругам найденное ею гнездо с амурами; там, юная торговка, сидя у клетки, наполненной малютками-амурами, продаёт их девушкам, из которых одни с восторгом запасаются этим товаром, другие боятся покупать опасных божков; в третьем месте амур, сидя на раке, удит рыбу.

Помпейская живопись была, конечно, делом провинциальных, далеко неважных художников, но, несмотря на то, среди её образцов встречается немало очень милых, прекрасно задуманных и достаточно хорошо нарисованных картин, колорит которых вообще мягок, светел и в большинстве случаев отличается теплотой и гармоничностью. Вообще эти картины производят весёлое, ласкающее впечатление, усиливаемое тем, что они помещаются среди нарядной живописной же орнаментации, состоящей из гирлянд, связок плодов и затейливых архитектурных комбинаций, между которыми там и сям помещены либо маски, либо фигурки людей и животных.

Что касается приёмов исполнения этой живописи, то они были те же самые, как и у греков: художник работал водяными красками по мокрой штукатурке (лат. al fresco), или же по сухой (лат. a secco). Такого же рода, как и помпейские образцы живописи, но гораздо лучше их по художественному достоинству, были произведения её в самом Риме. К сожалению, их дошло до нас очень немного, но чтобы убедиться в только что сказанном, достаточно взглянуть на так называемую «Альдобрандинскую Свадьбу» — стенную картину, найденную в 1606 г. при раскопках по соседству с термами Тита, где, как предполагают, стоял дворец Мецената (хранилась прежде в вилле Альдобрандини, теперь — в Ватиканском музее). Изображена новобрачная, которой Афродита, сидя подле неё на ложе, даёт советы, полезные в её положении; у изголовья ложа сидит молодой супруг, ожидая ухода богини; несколько прислужниц и подруг новобрачной заняты свадебными обрядами. Картина замечательна благородством композиции, похожей на расположение фигур в античных барельефах, прекрасным рисунком и приятным сочетанием простых, неярких красок; очевидно, это — если не прямая копия с какого-либо мастерского произведения греческой живописи, то подражание греческому оригиналу, быть может знаменитой в древности картине на ту же тему живописца IV в. до н. э. Эриона.

2. Литература

Первоначально литературные произведения писались на камне или на коре дерева, поэтому слово «liber» обозначало и книгу и лыко, а также на вощёных и свинцовых табличках. Лучший сорт египетского папируса получил название августовского, в честь Октавиана Августа, но позже он был вытеснен клавдиевым.

Первыми памятниками римской прозы были законы, договоры и богослужебные книги, но уже в пожаре 387 до н. э. сгорели многие важные документы. В 240 до н. э. римляне познакомились с трагедией и комедией авторства Ливия Андроника, который перевёл на латынь «Одиссею» и по поручению жрецов написал первую латинскую хоровую песнь. Появились элогии в честь представителей знатных фамилий. Самая ранняя элогия сохранилась на памятнике Луция Корнелия Сципиона Барбата и датируется 298 до н. э. Зачатки римской народной драмы появились во время разных сельских празднеств. Основным видом драматических произведений стали ателланы. При Андронике началась поэтическая деятельность Гнея Невия с его эпическим произведением о Первой Пунической войне. После Второй Пунической войны появились произведения поэта Квинта Энния, который впервые ввёл в латинскую литературу гекзаметр. В то же время в этот период прославились комедиографы Тит Макций Плавт и Публий Теренций Африканец, а также сатирик Луцилий, со времён которого сатира стала чисто римским жанром. К этому времени относятся прозаические произведения старших анналистов, первым из которых был Квинт Фабий Пиктор. Первую историю Рима на латыни написал Марк Порций Катон Старший, известный своим трактатом «О сельском хозяйстве».

Последний век Республики был отмечен расцветом прозы и поэзии. Умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. В то же время тогдашняя поэзия была разделена на две школы. Одна отстаивала традиционную форму стихосложения, шедшей от Энния. Наиболее известными её приверженцами были Цицерон и Тит Лукреций Кар. Другая школа культивировала традиции эллинистических, особенно александрийских, поэтов и отличалась подчёркнутой эрудицией автора в произведениях, изящностью формы и тягой к сентиментализму. Сторонники этого направления были особенно среди аристократической молодёжи. Позже к этому направлению примкнул Гай Валерий Катулл. Видное место в прозаической литературе конца Республики занял Цезарь со своими мемуарами «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Близко к мемуарной литературе стояли некоторые произведения, например авторства Гая Саллюстия Криспа.

Эпоха Августа, названная «золотым веком римской литературы», стала дальнейшим развитием поэзии. Появились кружки́ Мецената и Мессалы Корвина. Первые поэты этого периода — Публий Вергилий Марон и Квинт Гораций Флакк — начали своё творчество ещё во время гражданских войн и были членами кружка Мецената. Вергилий, будучи знаком с александрийской школой, создал чисто римские поэтические произведения, вершиной которых является «Энеида». Лучшими произведениями Горация стали его оды и большое стихотворное произведение «Ars poetica» («Поэтическое искусство»). Одновременно с Вергилием и Горацием писали произведения поэты-элегисты Альбий Тибулл и Секст Проперций. Младшим, но последним крупным поэтом августовской эпохи стал Публий Овидий Назон, автор фактически фундаментальных произведений «Метаморфозы», «Фасты» и «Искусство любви». Обычай рецитации — публичного чтения своих произведений — при Августе ввёл Азиний Поллион.

При Нероне получила известность поэма Лукана «Фарсалия» и «Сатирикон» Петрония Арбитра — одно из произведений художественной латинской прозы. Марк Валерий Марциал и Децим Юний Ювенал также внесли большой вклад в римскую сатиру. Последним крупным писателем периода расцвета империи стал Апулей — сохранилось его полусатирическое произведение «Метаморфозы, или Золотой осёл».

В то же время расцвета достигла специализированная проза. Плиний Старший издал фундаментальный энциклопедический многотомный труд «Естественная история», описавший все известные тогда области науки и знаний, было уделено особое внимание греческой мифологии («Фиваида» Папиния Стация о походе Семерых против Фив, «Аргонавтика» Валерия Флакка). Развился и биографический жанр («Жизнь 12 цезарей» Гая Светония Транквилла или «Панегирик» Траяну Плиния Младшего). К трактату Катона добавился трактат Луция Юния Модерата Колумеллы «О сельском хозяйстве». Итоги многолетних работ римских риторов были обобщены в руководстве Квинтилиана «Institutio oratoria». Конец принципата Траяна ознаменовал формальное завершение «серебряного века римской литературы», в котором развилась например сатирическая поэзия Персия Флакка. Федр ввёл в римскую литературу жанр басни, а крупнейшим драматургом «серебряного века» стал Луций Анней Сенека. После усиления греческого влияния латинскую словесность постарались восстановить в частности Марк Корнелий Фронтон и Авл Геллий.

В III в. появилась раннехристианская литература (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, Киприан, Минуций Феликс), усилившая свои позиции в следующем веке (Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Арнобий, Цецилий Фирмиан Лактанций). Стремление поддержать римскую традицию выразилось в основном в появлении комментариев к старым авторам типа Вергилия. Появились классические поэтические произведения Клавдия Клавдиана.

2.1. Книгоиздательство

Книгоиздательство и книготорговля получила в Риме большое развитие. Ценнейшим источником по истории издательского дела является переписка автора с бравшим на себя труд выпускать его произведения. Особенно известен Тит Помпоний Аттик. При Августе работали издатели братья Созии, имевшие свою книжную лавку на Форуме, близ статуи Вертумна, и прославившиеся изданием произведений Горация. Произведения Вергилия выпускались Варием Руфом и Плоцием Туккой. Позже число книгоиздателей возросло, можно было купить труды Ливия и Сенеки, эпиграммы Марциала или трактат Квинтилиана «Воспитание оратора». Имена своих издателей Марциал увековечил в своих эпиграммах. Одним из них был вольноотпущенник некоего учёного Гай Поллий Валериан Секунд, державший в Риме свою лавку близ храма Мира. Другой знакомый Марциала — Атрект — продавал книги в римском квартале Аргилет. Однако авторских экземпляров поэты не получали, поэтому свои книги они дарили весьма неохотно. На одного издателя работало множество копировальщиков, оплата труда которых зависела, как и в Греции, от количества переписанного текста. Подсчёт строк вёлся по особой стихометрической системе, введённой вероятно при Нероне. После декрета Диоклетиана 301 г. критерием измерения труда переписчиков стали 100 строк. При этом авторского права в Риме формально не существовало, хотя было неписаное право уважать чужую собственность, в том числе автора на свои книги. Издатели старались предотвратить частное переписывание книг, выбрасывая на рынок максимально возможные тиражи для полного удовлетворения спроса на то или иное произведение. Речь при этом шла не только о конкурентной борьбе, но и о качестве текстов. Роль рецензентов выполняли обычно знакомые и друзья автора, который читал им свои произведения, как например поэт-трагик Луций Акций, читавший своему брату Марку Пакувию. Теренций свою первую комедию предложил вниманию городских эдилов, которые велели прочитать её известному комедиографу Цецилию Стацию.

3. Просвещение

По мнению Плутарха, совместное коллективное обучение в Риме началось в середине III в. до н. э., когда там открыл свою школу Спурий Карвилий, но по сообщениям Ливия это было гораздо раньше. Мальчики и девочки начинали учиться в 7 лет. Первые состояли под постоянной опекой воспитателя-педагога, сопровождавшим их на занятия в школу, а дома выполнявшим свои прямые функции. Вторые, из богатых семей, получали домашнее образование под руководством матери, а те, что победнее, ходили в школу вместе с мальчиками. Слова «puella docta» («образованная девушка») были желанным комплиментом. Квинтилиан предъявил к педагогам характерные требования («нет ничего хуже людей, мало продвинувшихся в науке дальше начальных сведений, а уже преисполненных ложной уверенности, будто они учёные!»).

Учебный год начинался в марте после праздника в честь Минервы 19-23 марта. Свободными от занятий были другие праздничные дни и нундины. Изначально учебная программа ограничивалась чтением, письмом и изучением основ арифметики, позже она была изменена. Обновлённые этапы описал Апулей как «чаши муз»: литературное чтение, грамматика и риторика. Цицерон например писал, что он изучал Законы двенадцати таблиц, которых в его время не изучал уже никто. Первый этап критиковался в частности также Квинтилианом: «Мне, по крайней мере, не нравится хотя бы то, что, как я вижу, маленькие дети часто учат названия и порядок расположения букв раньше, чем вид той или иной из них. Это мешает усвоению букв, ведь дети уже обращают внимание не на то, как выглядят буквы, а на то, что они запомнили прежде». Под руководством учителя арифметики — калькулятора — дети потом учились считать. Пальцы левой руки служили для обозначения единиц и десятков, правой — сотен и тысяч. На более высокой стадии обучения пользовались камешками. Таблицу умножения запоминали, повторяя хором за учителем. На литературных чтениях читали обычно ранних поэтов вроде Ливия Андроника или Квинта Энния, но при Августе их заменили более поздние. Чтение сопровождалось анализом содержания произведения и его языка и стиля. Обучение риторике было традиционно комплексным и включало теорию ораторского искусства и практические упражнения, заключавшиеся в составлении речей на заданную тему из истории, литературы, мифологии или политики. При этом упражнения имели 2 формы: свазории были речи, произносившиеся одним человеком на определённую тему, а контраверсии соединяли речи обвинителя и защитника, то есть подготавливали к будущим выступлениям в суде. Риторы и актёры перенимали друг у друга соответствующие приёмы.

Для рабов Сенека не считал целесообразным введение систематического образования, предоставляя этот момент их хозяину. Но среди рабов всегда было много греков, хорошо образованных в основной своей массе. Они были секретарями, библиотекарями, декламаторами стихов и др. Некоторые, став вольноотпущенниками, по-видимому совершенствовали свои таланты. Среди них были известные в Риме грамматик Реммий Палемон, заведующий библиотекой на Палатине Гай Юлий Гигин и т. д. Для детей рабов от 12 лет начиная от Тиберия вплоть до Каракаллы организовывалась своя школа — «pedagogium», где преподавали учителя из обычных школ. Большой педагогий обосновался во II в. на Целии, где в 198 г. работало 24 педагога и обучалась сотня учеников. Другой крупный педагогий появился в Карфагене.

3.1. Молодёжные организации

Начало римских молодёжных организаций следует искать во II в. до н. э. В Италии они были известны как «iuvenes» или «iuventus» («молодые», «молодость»), а в провинциях — «iuventus» и «collegium iuventutis». Расширение их сети было связано с возникновением новых школ в городах империи (в Медиолане, Августодунуме, Бурдигале, Карфагене, Антиохии и др.). В отличие от афинских эфебий, членство в организациях было добровольным, а не обязательным, упражнения не носили военный характер и кроме того такие организации основывались на коллегиальных началах и не имели назначенной администрации — во главе их стоял магистр. Расцвета молодёжные организации достигли при ранней Империи, когда муниципальная городская аристократия стала эффективно помогать государственной власти. После появления латифундиального хозяйства значение римских молодёжных организаций упало.

4. Религия

5. Борьба и запрет Древнеримской культуры христианством

Феодосий I Великий преследовал представителей Древнеримской культуры,античной философии, религии, которых христиане считали язычниками — В 384—385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д.

Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В 391 году толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Феофила разрушила и сожгла Александрийскую библиотеку, которая была хранилищем Древнеримской культуры.

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика «язычества» продолжалась в глухих углах империи.

wreferat.baza-referat.ru

Реферат на тему: Культура Древнего Рима

Реферат

на тему:

Культура Древнего Рима

План:

стр.

  1. Введение...................................................................................................3

  2. Свободное время у римлян......................................................................5

  3. Музыка, пение и танцы............................................................................9

  4. Гладиаторские игры...............................................................................12

  5. Заключения.............................................................................................17

  6. Список использованной литературы.....................................................19

Введение.

Древнее латинское слово cultura (уход, возделывание, воспитание) было настолько широким понятием, что включало в себя и смыслы, связанные с современными представлениями о культуре. Термин же «культура» даже в литературе античности на латинском языке, создававшейся несколькими столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется практически как синоним греческому «воспитание в соответствии с традициями этоса, нрава-традиции». Представления об истинном этосе (еще в VI-V вв. до н.э., апеллируя к опыту древности, рассуждали о нем пифагорейцы, Сократ, Аристофан) менялись неоднократно, но всегда сохранялась привязанность к типу отвечающего прекрасному строю Космоса “человека воспитанного”, который, являясь добродетельным и верным гражданином, занимает свое “естественное место”. Признавая множественность природных различий между людьми, античная эпоха наделяла их всех (уж римлян точно) восприимчивостью к воспитанию. Постановке последнего, собственно, и посвящены грандиозные политико-воспитательные сочинения Ксенофонта и Платона, политико-воспитательная деятельность пифагорейцев и стоиков.

Центральное положение воспитания в античной культуре было безусловным. Именно воспитание отличает человека от животного, эллина от варвара, свободного от раба, философа от черни, был убежден на рубеже III-IV вв. н.э. Ямвлих.

Культуросозидающая деятельность в античности центрировалась вокруг идеи воспитания. Воспитывалось же соответствие космическому строю, соответствие, всегда привязанное к местным условиям, к местной традиции и не отрицающее благородного противостояния слепой стихии судьбы. Именно в этом плане человеческое установление (номос) является естественным продолжением установления природного (фюсис). Природа охватывает все человеческое, в том числе и специфически человеческую деятельность, которую ныне мы отождествляем с культурой. Воспитание — также природный процесс; констатация этого факта не принижает его, а показывает, сколь широким семантическим спектром обладало в античности слово “природа”. Как только культура открыто выявляла себя как “вторая реальность” — будь то “первая софистика” или литературные излишества типа Меценатовых, — античность обращалась к критике “искусственного”.

Свободное время у римлян.

Отдых — после дел, — говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это “делами”, а, рассматривая как досуг, как “отдохновение духа”. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.

Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзотического зверя. Одни искали тишины и покоя, другие — шумных, неистовых развлечений. Одни удалялись на отдых из города к себе в поместье, а иных манили соблазны больших городов.

Впрочем, поездки за город требовали целого дня, а то и нескольких дней. Случалось же, что выпадали только свободные часы, и надо было уметь правильно их использовать. Такие часы можно было посвятить игре в мяч, которой римляне предавались еще охотней, чем греки. Играли и взрослые, и молодежь. Правила игры были, по всей вероятности, такие же, как и в Греции, а в самой игре видели хорошее средство поддерживать себя в подобающей физической форме.

Главной спортивной площадкой жителей Вечного города, которой все могли пользоваться, было Марсово поле, а также комиций, т.е. место на форуме, где проходили народные собрания.

Излюбленным видом отдыха римлян была охота на диких зверей и птиц. Были также различные забавы, игры, которым они могли предаваться как дома, так и в гостях, на пирах.

К играм невинным, не вызывающим опасного азарта, относились всякого рода загадки и головоломки. Ими тешились и взрослые, и молодежь. Например, двое играющих быстро показывали остальным по несколько пальцев, и те должны были сразу же сказать, сколько всего пальцев было показано. Эта простейшая игра так и называлась — “мелькание пальцев”. Очень популярна была и игра “голова — корабль”: надо было угадать, какой стороной упадет подброшенная монета. Играли также в чет и нечет, подбрасывая некоторое количество орехов, камешков или игральных костей.

Знали римляне и игру, похожую на шашки: на большой доске двое партнеров передвигали по определенным правилам игральные камешки, кости или фигурки, называвшиеся “латрункули” — наемные воины. Существовало, по всей видимости, множество вариантов этой игры.

В кости римляне играли так же, как и греки, определяя победителя по числу очков, выпавших при бросании костей. Сама игральная кость могла быть маленьким кубиком или шестигранником с углублениями на гранях. Самый неудачный бросок римляне называли “собакой”, как и жители Эллады, самый лучший — Венерой. Азартная игра в кости была в принципе запрещена в течение всего года за исключением праздника Сатурналий. Однако запреты эти нарушались, и нарушали их как раз те, кто их вводил. Как бы то ни было, римляне продолжали увлекаться азартными играми, теряя подчас целые состояния.

Поддерживая торговые и иные связи со многими далекими странами и народами, римляне охотно знакомились со всевозможными редкостями и новинками, привозимыми оттуда. Специальных музеев, выставок в современном значении этих понятий в Риме не было: произведения искусства, памятники, статуи окружали древних повсюду. Римляне жили с ними рядом, привязывались к ним и энергично противились любым попыткам перенести, например, какое-нибудь изваяние на новое место.

Время от времени в городе появлялась какая-нибудь новинка, и множество людей сходилось, чтобы взглянуть на нее. Это могли быть редкие, прежде не известные здесь образцы растений, могли быть и экзотические звери, это, наконец, могли быть и люди с непривычным цветом кожи, строением тела, странными, причудливыми чертами лица.

Еще большей приманкой для зрителей были дикие звери. С ними римляне чаще всего знакомились постепенно, по мере расширения сферы своих завоевательных походов и торговых экспедиций. Зверей в Рим привозили все больше, потребность в них росла, ведь бои гладиаторов с дикими животными уже стали любимым развлечением для жителей Вечного города.

На всеобщее обозрение выставлялись не только живые звери, но и скелеты, и отдельные кости, необычные по своим размерам и вызывавшие в памяти древние мифы. В 58 г. до н.э. Эмилий Скавр доставил из Иудеи в Рим скелет некоего морского чудовища: традиция утверждала, что это останки того самого дракона, которому должны были выдать на съедение Андромеду! В правление Александра Севера в театре был выставлен скелет кита. С удивлением рассматривали римляне также невиданных прежде крокодилов и бегемотов.

То, что каждая новинка вызывала всеобщее любопытство, естественно и понятно. Неприятным явлением было, однако, страстное желание сотен римлян поглазеть на физические уродства, на людей увечных, обделенных судьбой. А ведь и такие “подарки” присылались правителям Рима. Так, Августу привезли из Индии человека без рук, а Нерону преподнесли в дар ребенка нормальных размеров, но с четырьмя головами. Римский плебс охотно ходил смотреть на необычайно высоких людей и ,наоборот, на карликов. Маленьких человечков держали в домах ради развлечения и даже показывали их публично. Существовали и другие сомнительные с сегодняшней точки зрения обычаи. В Риме был рынок, где всякий мог купить себе для забавы все, что было уродливого и притом необычного: людей, родившихся без рук или без ног, одноглазых или трехглазых, с бесформенными головами, сиамских близнецов. Сохраняли и выставляли напоказ даже умерших людей, отличавшихся очень высоким ростом или необычным телосложением. В эпоху принципата Августа в садах Саллюстия можно было видеть тела супружеской пары великанов. Плиний старший пишет, что сам наблюдал однажды сохраненные и выставленные таким образом тела карликов.

Мы знаем, что у древних были разные способы консервации мертвых тел. Когда в Рим при Клавдии отправили некое неведомое существо, названное “гиппокентавром”, но по дороге, в Египте, оно погибло, тело его законсервировали в меде и в таком виде привезли, в конце концов, в столицу империи, где и выставили в императорском дворце. Точно также два века спустя некоего гиппокентавра прислали из Антиохии в Рим законсервированным, дабы император мог на него подивиться.

Людей ученых, интеллектуалов, литераторов, не так уж привлекали к себе скелеты крокодилов и живые карлики. Время, свободное от повседневных обязанностей, они проводили за чтением, литературным трудом или просто отдыхая в тиши своих поместий. Интерес к бурной интеллектуальной жизни, к публичным чтениям, дискуссиям пробудили у римлян греческие философы и грамматики, десятками переселявшиеся в Италию и прежде всего в Рим, начиная с середины II в. до н.э.

Музыка, пение и танцы.

Как и в Греции, в Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев. И песнями, и танцами италийцы воздавали почести божествам, как это делали, например, “арвальские братья” или салии — жрецы бога Марса, составлявшие коллегию из 12 человек, возникшую еще на заре римской истории. В первый день месяца, посвященного их богу-покровителю, салии устраивали торжественные шествия в полном вооружении, распевая свои песни, которые вместе с песнями “арвальских братьев” положили начало римской литературе. Движение процессии сопровождалось трехтактной культовой пляской салиев — триподием, требовавшим от танцоров силы и выносливости, ведь исполняли пляску в шлеме, с мечом и щитом. И все же музыка, пение и танец не были в Италии так тесно связаны между собой, как это имело место в Греции, хотя каждый из этих элементов играл огромную роль и в религиозных обрядах, и при массовых зрелищах, и в повседневной жизни общества. Можно говорить, таким образом, о музыке культовой, сценической, аккомпанирующей и даже “концертной”. Однако римляне не были так музыкальны, как греки, поэтому в их музыке рано стали заметны чужеземные влияния, проявляющиеся как в тех или иных жанрах музыкальных произведений, так и в составе музыкальных инструментов.

В Риме всегда было немало музыкантов, композиторов, учителей музыки и пения, но почти все они происходили или из собственно Греции, или из греческих городов юга Италии, или из Египта. Профессиональные танцоры и танцовщицы, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор, как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды (например, культ Исиды), в них участвовали музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. Зато музыкантами, сопровождавшими своей игрой чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или, во всяком случае, италийского происхождения.

Музыканты, какого бы происхождения они ни были, пользовались в Риме некоторыми привилегиями в награду за те услуги, которые они оказывали городу своей игрой или пением во время больших общегосударственных торжеств. Так, в привилегированном положении находились военные музыканты, симфониаки — музыканты, участвовавшие в религиозных церемониях, а также те, кто играл на духовых инструментах. Скабиллярии (“трещоточники”), которые на сцене задавали такт хору и танцорам, пользовались у публики такими же симпатиями, как и самые выдающиеся актеры. Известных музыкантов и певцов настолько высоко ценили, что им удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов.

Помимо таланта, артист нуждался в соответствующем образовании. Его он мог получить или индивидуально, или в школе, руководимой каким-нибудь искусным мастером.

Не только исполнителей, но и многие музыкальные инструменты римляне заимствовали у других народов, в особенности у греков. Из ударных инструментов они знали кимвал, на котором играли и мужчины, и женщины. В I в.н.э. вместе с культом Исиды пришел из Египта систр — разновидность трещотки, выгнутая полоса металла с отверстиями с обеих сторон, в которые вставлялись металлические палочки, также изогнутые на концах; держа инструмент за длинную рукоятку, им ритмически потряхивали, как погремушкой. Скабиллярии в театрах пользовались ножными кастаньетами, вделанными в деревянную подошву наподобие греческого “крупесиона”.

Широко распространены были струнные: лира, кифара и небольшая арфа треугольной формы — самбука. Среди духовых инструментов первое место занимали различные виды греческой флейты. Флейтисты выступали даже на народных собраниях. Известно, например, что трибун Гай Гракх, собираясь обратиться с речью к согражданам, всегда брал с собой флейтиста, дабы звуки флейты воодушевляли оратора или успокаивали его, когда Гай во время выступления приходил в чрезмерное возбуждение и терял самообладание. Хорошо знали в Риме и сирийскую флейту — ее можно было услышать на пирах, где играли и плясали сирийские флейтистки-танцовщицы.

Пользовались в Риме также всевозможными дудками, свирелями, в том числе заимствованной у греков многоствольной сирингой. На спортивных состязаниях звучали трубы: ими успокаивали зрителей, призывая сохранять тишину при объявлении победителей. Разновидностью витой трубы, служившей для подачи сигналов в войске, была бурцина; там же применяли и сигнальный рог. В конном войске сигналы подавали загнутым кверху рожком или горном.

Играли в древней Италии и на волынке: музыкантов-волынников упоминают и Марциал, и Светоний.

Музыканты, игравшие на том или ином инструменте, объединялись в коллегии. Уже в первые десятилетия существования Рима там среди других профессиональных объединений была создана и коллегия флейтистов. Царь Нума Помпилий, согласно традиции, ввел также обычай играть на трубе во время официальных торжеств — в них участвовали члены коллегии симфониаков.

С течением лет и веков происходило немало изменений и в сфере музыкального искусства: совершенствовались инструменты, менялся характер игры. Шли споры между приверженцами флейты и сторонниками струнных инструментов, особенно любимых начинающими музыкантами.

Хорошие музыканты и певцы пользовались в Риме большой симпатией слушателей и зрителей. В одном из своих писем Сенека сетовал на то, что у философов занимаются и учатся лишь немногие, театр же набит битком и там с жаром рассуждают о достоинствах музыкантов.Любили в Риме и танцы, многие из которых были греческого происхождения. Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения.

Гладиаторские игры.

Гладиаторский поединок был у этрусков частью тризны, которую устраивали родственники умершего, чтобы умилостивить и повеселить его душу. От этрусков этот обычай перешел в Рим, но довольно поздно: в 264 г. до н.э. сыновья некоего Брута Перы устроили в память отца бои гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и замечательным, что в летопись Рима внесено было число сражавшихся — три пары — и место, где сражение происходило — Бычий рынок. Трудно сказать, сочтены ли были кровавые поединки лучшим средством умиротворить душу, расставшуюся с землей, просто ли им увлеклись как захватывающим зрелищем, но только чем дальше, тем в больших размерах их устраивают: они растягиваются на несколько дней, в них выступают десятки гладиаторов.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась; их называли “погребальными играми”. Все больше, однако, они превращаются только в зрелище, с которым по увлекательности мало что может сравниться. Теренций в прологе к одной из своих комедий рассказывает, как на первом ее представлении, когда разнеслась весть, что будут гладиаторы, театр сразу опустел: все понеслись сломя голову смотреть их поединки.

В 105 г. до н.э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их организации. Гладиаторские игры становятся любимейшим зрелищем, и это быстро учли те, кто хотел выдвинуться. Цезарь в 65 г. до н.э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить голоса на выборах. В 63 г. был принят, по предложению Цицерона, закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов “давать гладиаторов”. Никто, однако, не мог запретить частному лицу “дать” их под предлогом поминок по родственнику.

Все изменилось при империи. Иператоры не доверяют сенатской аристократии и неуклонно отстраняют ее от влиятельных должностей. Можно ли было оставить за ней право по своему усмотрению давать гладиаторские игры?

Август разрешает устраивать эти игры только преторам, и не чаще двух раз в год, максимальное число гладиаторов не должно превышать 120 человек. Нельзя лишить людей права устраивать игры на поминках, но Тиберий сокращает на них число гладиаторов. В дальнейшем уже не преторы, а квесторы, самые младшие магистраты, облечены правом устраивать в Риме официальные игры.

Блестящие игры могли давать только императоры: у них для этого все возможности и никаких ограничений. Август давал игры 8 раз и вывел на арену 10 тыс. человек. Флавии построили огромный амфитеатр и запретили частным лицам держать гладиаторов в Риме — это исключительное право императоров. Траян, празднуя в 107 г. завоевание Дакии, дал игры, длившиеся 4 месяца; участвовало в них 10 тыс. гладиаторов.

Императорские запреты относились к Риму и на остальную Италию не распространялись. Муниципальная знать не обладала ни богатством, ни влиятельностью сенатской аристократии, представители ее мало что значили за пределами родного города, и в большинстве своем это были люди, выдвинувшиеся при новом режиме и ему преданные. Не было смысла их ограничивать, и муниципальные магистраты и просто богатые влиятельные граждане не упускали случая развлечь родной город боями гладиаторов, чтобы приобрести расположение народа.

Во время республики многие богатые и знатные люди формировали гладиаторские отряды из своих рабов. Будущих гладиаторов обучали в специальных “гладиаторских школах”. Капуя была излюбленным местом для этих школ. Здесь как раз находилась и та школа, из которой в 74 г. до н.э. бежало 200 рабов со Спартаком во главе. Своих гладиаторов можно было продать или отдать внаем тому, кто устраивал игры. Гладиаторы были хорошей личной охраной в страшное время конца республики.

Помимо этих высоко стоявших на общественной лестнице людей, существовала целая категория лиц, для которых покупка, перепродажа, а иногда и обучение гладиаторов являлись профессией. Они назывались ланистами (название от того же корня, что lanius — мясник). Аттика и людей его круга коммерческие операции с гладиаторами нисколько не позорили, но ланиста считался человеком запятнанным, а его занятие — подлым.

Состав гладиаторской семьи был пестрым, были здесь и свободные, но большинство все-таки рабы. Хозяин мог продать своего раба ланисте. Чаще всего это было наказанием. Гладиаторская школа, рудники и каменоломни были в древности видами каторги, причем гладиаторская школа считалась более тяжелой. Только смертная казнь была страшнее.

Прежде чем выйти на арену, новичок проходил целый курс фехтования и обращения с разного рода оружием. Не все гладиаторы были одинаково вооружены и одинаково одеты. Делились они на тяжеловооруженных, подразделяющихся, в свою очередь, на несколько категорий, и легковооруженных. Последние были представлены только ретиариями: их вооружение — сеть, которой они должны опутать противника (от нее они и получили название: сеть по-латыни rete), трезубец (иногда копье) и кинжал. Сражался ретиарий, строго говоря, голым: на нем ничего нет, кроме широкого кожаного пояса с металлическими пластинами, защищавшими живот, и наплечником, который закрывал левое плечо, руку почти до локтя и поднимался над плечом так, чтобы им можно было слегка прикрыть голову. Тяжеловооруженные (“фракийцы”, гопломахи, секуторы, мурмилоны) защищены лучше. На них надеты шлемы, круглые или высокие, с гребнем, часто с забралом, закрывающим все лицо (чтобы видеть и дышать, в нем пробито множество отверстий), и широким “воротничком”, защищающим шею и плечи. Правая рука в толстых ременных обмотках или в железном нарукавнике, на ногах — поножи, над ними — еще кожаные обмотки, короткие трусы прихвачены толстым кожаным ремнем с металлическими полосами, который целиком закрывает живот и верхнюю часть бедер. Вооружение “тяжелого” гладиатора — меч или длинный кинжал и щит.

Тяжеловооруженные сражались между собой. Ретиарий никогда не бился с ретиарием; обычным противником его был мурмилон.

О дне гладиаторских игр сообщалось заранее. На стенах домов крупными буквами писали объявления. В Помпеях хорошо сохранилось несколько таких надписей. Были и настоящие афиши-листки, в которых сообщались подробности, касающиеся игр, имя устроителя, повод, по которому “даны гладиаторы”, число пар и специальность (“фракиец”, ретиарий и т.п.), число выступлений и побед, одержанных каждым. Такие афишки продавались в большом числе, и во время игр зрители в них заглядывали.

На арене почти все решал случай. Жребий мог назначить новичку страшного противника; опытный боец мог промахнуться и получить тяжелую рану, и тут жизнь его зависела от настроения зрителей, если он покорил их сердца, они требовали раненому пощады — в амфитеатрах поднимался единодушный вопль “отпустить!”, люди махали платками и поднимали большие пальцы кверху. Если же он не угодил этой прихотливой и капризной толпе, пальцы опускались вниз, к земле, под крики “добей!”. Победитель поворачивал противника лицом вниз и всаживал ему нож в спину или затылок.

Начинались гладиаторские игры торжественным шествием гладиаторов. В пурпурных, расшитых золотом туниках обходили они кругом арену. Затем начинался поединок, в котором бились деревянными мечами, показывая только свое искусство. Иногда на арену спускались фехтовальщики из числа зрителей. После таких поединков начиналось настоящее сражение. На сцену выносили настоящее оружие: гладиаторы получали его только на сцене амфитеатра.

Официальной наградой победителю была пальмовая ветвь, он пробегал с ней вокруг арены. Но получал он и более существенные дары. Устроитель вручал ему денежную награду. Иногда еще щедрее одаряли гладиатора зрители: требовали для него свободы. Юридически освобождение зависело только от хозяина раба — ланисты или устроителя игр, но требования толпы бывали так настойчивы, настроение ее становилось столь угрожающим, что приходилось уступать. Иногда награда была меньшей, но тоже немалой: победителя “опоясывали мечом” — вручали деревянный меч вроде тех, какими фехтовали в школе. Гладиатор, получивший этот знак отличия, освобождался от выступлений на арене. Он оставался в школе, помогал обучать гладиаторов, а чаще выступал в роли судьи.

Ремесло гладиатора было презренным. Свободный человек, добровольно поступивший в гладиаторы, оказывался в положении почти раба. Ювенал считает гладиаторскую школу последней ступенью человеческого падения. Свободный, определившийся в гладиаторы, навсегда утрачивал свое гражданское достоинство, попадая в разряд “обесчещенных”. Какое бы богатство ни выпало потом ему на долю, он никогда не войдет в сословие всадников, никогда не станет муниципальным магистратом. Он не может выступать в суде защитником или свидетелем. Его не всегда удостаивают пристойного погребения. Но об этих отверженных говорят с восхищением в скромных мастерских ремесленников и в особняках сенаторов.

Заключения.

Античность завещала последующим эпохам максиму “человек — мера всех вещей” и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном — самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия — образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев — примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.

В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока в единой цивилизации, преодоления разъединения народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.

Античность стала кормилицей литературы и искусства последующих эпох. Любой подъем в культурной жизни Средневековья или Нового времени был сопряжен с обращением к античному наследию. С наибольшей полнотой и мощью это выразилось в эпохе Возрождения, давшей величайших гениев и великолепные произведения искусства.

Античные художественные формы, культурные традиции отличаются тем, что усваиваясь другой культурой, они органично входят в ее плоть и кровь, становятся “своими”. Нас, например, не удивляют подражающие античным образцам дворянские особняки в российской глубинке. С XVIII в. дома с классическими колоннами стали неотъемлемой частью русских пейзажей так же, как имена и образы античных поэтов и писателей — естественной частью российской литературы и поэзии. Поистине, древние воздвигли себе “нерукотворный памятник” в самом нетленном и прекрасном материале — душах людей с вечно живущей в них жаждой прекрасного и высокого.

И в нашем бурном, кровавом, полном страданий, но и великих побед двадцатом веке мы осознаем, быть может, как никогда остро единство человечества не только в пространстве, но и во времени. Мы — звено в цепи поколений. И вслед за многими, жившими до нас, мы с полным основанием гордясь движениями нашего времени и уповая на лучшее будущее, можем повторить: “Мы видим дальше, потому что мы стоим на плечах гигантов”. У основания этой пирамиды жизни — гиганты — дети античного мира и в мифологическом, и в духовном смыслах. Античность подарила человечеству не только сказания о гигантах, детях Земли и Неба, но и реальных титанов духа, мысли, слова, искусства и деяний, заложивших фундамент европейской и во многом мировой — цивилизации.

Античность продолжает жить в нас, питая современную науку и культуру, проникнув в ментальность современного человека, даже если он не вполне отдает себе в этом отчет. Античность — основание того мира, в котором мы живем сегодня.

Список использованной литературы:

  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.—М.—1988.—206 с.

  2. Древний Рим. Под ред. А.Мясникова.—СПб: “Автограф”.—1996.— 378с.

  3. Ильинская Л.С. Древний Рим.—М.—1997.—432 с.

  4. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии.—М.-Л.—1964.—183 с.

refdb.ru