Культура Древнего Египта. Тексты древнего египта


Тексты пирамид – самые старые религиозные тексты Древнего Египта

Пирамида фараона V династии Униса сейчас похожа на огромную земляную кучу. Вид с северной стороны. Вход в пирамиду находится посередине этой стороны на уровне земли. Именно в пирамиде Униса были найдены древнейшие документы "Текстов пирамид"

Пирамида фараона V династии Униса сейчас похожа на огромную земляную кучу. Вид с северной стороны. Вход в пирамиду находится посередине этой стороны на уровне земли. Именно в пирамиде Униса были найдены древнейшие документы "Текстов пирамид"Тексты пирамид – это самые старые религиозные тексты Древнего Египта, найденные на стенах погребальных палат и коридоров восьми пирамид - пяти фараонов (Униса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II) и трех жен фараона Пепи II (Уджебтен, Нейт и Апуит), построенных во времена фараонов V и VI династий (2494–2345 гг. до н.э. и 2345–2181 гг. до н.э). Написаны тексты с помощью иероглифической письменности.

Также нужно отметить, что они относятся к числу самых древних литературных и письменных текстов в истории человечества.

Самые ранние из «Текстов пирамид» высечены в пирамиде последнего фараона V династии Униса (ок. 2381-2345 гг. до н.э.). Эта пирамида содержит около 300  глав или изречений. Эти главы могут быть иногда очень короткими, включая лишь одно предложение, а иногда могут состоять из многих абзацев. Полагают, что авторами этих текстов были жрецы Гелиополя. Тексты, изображенные в пирамиде Униса, стали своеобразным стандартом для других подобных текстов в пирамидах других фараонов и королев.

Иероглифы, высеченные в пирамиде УнисаИероглифы, высеченные в пирамиде УнисаОни вырезаны на белых известняковых плитах и раскрашены синей краской. Длинные вертикальные линии, идущие от потолка до пола, отделяют каждую колонку иероглифов. Впечатляет мастерство резчиков - иероглифы вырезаны на камне очень четко, глубоко и без помарок. Общее количество найденных во всех пирамидах глав или изречений – около 800. При повторяемости некоторых глав, нет хотя бы двух пирамид, в которых тексты полностью совпадают.

Открытие «Текстов пирамид» относится к 1880 году, когда французский египтолог Гастон Масперо обнаружил тексты, высеченные на стенах погребального склепа и на саркофаге в пирамиде Пепи I фараона VI династии. Долго бытовавшее среди египтологов мнение о том, что «Пирамиды немы», было опровергнуто. Эта находка подтолкнула Г.Масперо к активным исследованиям других пирамид. Эти работы увенчалась огромным научным успехом – были обнаружены тексты в пирамиде Униса – последнего фараона V династии, а также в пирамидах фараонов VI династии Тети, Меринра и Пепи II.

После долгого перерыва, закончившегося в 1920 году, швейцарский египтолог Густав Жекье возобновил работу по поискам новых текстов. Именно он нашел новые тексты в пирамидах жен фараона Пепи II – Уджебтен, Нейт и Апуит, а также тексты в усыпальнице фараона VII династии Иби (гробница этого фараона не являлась пирамидой, однако тексты, найденные в ней, исследователи включают в корпус «Текстов пирамид»).

Главная цель «Текстов пирамид» состояла в том, чтобы помочь умершему фараону избежать ужаса гниения тела и гибели его души, чтобы он мог подняться к звездам, чтобы занять свое достойное место среди богов. Некоторые из текстов, вероятно, были предназначены для произнесения во время ритуалов, связанных с похоронами фараона. Другие, судя по их смыслу, были предназначены для того, чтобы быть произнесенными самим фараоном, когда он воскреснет в загробной жизни.

"Тексты пирамид" не содержат других рисунков кроме самих иероглифов. Пирамида Униса. Передняя комната. Западная стена. Верхняя часть прохода, ведущего в саркофажную палату, был поврежден грабителями; ныне его геометрия восстановлена (без нанесения иероглифов). "Тексты пирамид" не содержат других рисунков кроме самих иероглифов. Пирамида Униса. Передняя комната. Западная стена. Верхняя часть прохода, ведущего в саркофажную палату, был поврежден грабителями; ныне его геометрия восстановлена (без нанесения иероглифов).

По жанровой стилистике «Тексты пирамид» достаточно разнообразны – это гимны, песни, мифы, рассказы, магические формулы и заклинания.

«Тексты пирамид» в основном носят религиозно-магический и ритуально-погребальный характер. Поэтому в них упоминается много божеств - около 200. Чаще всего упоминаются следующие боги и богини: Анубис, Атум, Геб, Гор, Исида, Нефтида, Нут, Осирис, Ра, Сет, Шу и Тот. «Тексты пирамид» последовательно изображают богов жестокими, враждебными и ужасными существами, которых необходимо задобрить, смягчить, умилостивить. Эту традицию восприняли позже и «Тексты саркофагов», и «Книга мертвых».

«Тексты пирамид» уже содержат многие важные сюжеты древнеегипетской мифологии, известные по более поздним источникам. Среди них поездка бога солнца в его солнечном барке, убийство хорошего бога Осириса, конфликт между Гором и Сетом и ряд других.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Тексты пирамид История Древнего Египта

В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения V династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализированным культом царя. О значимости почитания солнца (Ра) в связи с обожествленностью царской особы можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титлатуре и именах царей, например, имя Джосер заключало в себе понятия золото и солнце, Хуфу величает себя сыном Ра, таким образом, солнечное имя вторгается в царскую титлатуру, придав последней вид пятичленного имени.

Великий Бог Тот Великий Тот, бог луны, мудрости, счета и письма, создатель календаря и священных книг,покровитель наук.

С периода VI династии все более заметную роль играет город Абидос, в котором более других почитается культ Осириса, каждый стремился построить себе в этом городе гробницу или поминальную плиту, приобщившись таким образом к божественной благодати. Из более поздних текстов Осирис известен как царь подземного мира, вершитель посмертной судьбы и справедливости. В то же время заметным становится рост этического компонента в общем контексте религиозной культуры, богоугодная земная жизнь будет угодной Осирису в загробном мире. В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта, идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции.

Тексты, авторство которых приписывается легендарному Гермесу Трисмегисту (Триждывеличайщему), были созданы в Египте в III веке нашей эры. Но ренессансная Европа считала их гораздо более древними, возникшими никак не позднее десяти заповедей, принесенных Моисеем. Герметическая доктрина рассматривала вселенную как воплощение божественного духа или божественного разума. Все материальные объекты в мире либо соотнесены друг с другом, либо находятся в оппозиции друг к другу. Объектами можно управлять, если знать их пары. Человек, соединивший в себе материальное и духовное начала, способен изучить книгу природы. Герметическое учение, таким образом, пробуждало интерес к химии, ботанике, металлургии, астрономии, хотя последователи герметической традиции были скорее магами и мистиками, чем натуралистами. Оперируя магическими формулами, они первыми пришли к выводу о том, что солнце находится в центре вселенной. Гармонию мира они пытались познать математически.

Братоубийственная вражда, распад государства, голод и лишения, рост значения местных центров и их правителей, все более узурпирующих царские привилегии, усиление позиций средних слоев населения – все это сильно отразилось на общем состоянии египетской культуры. В этот неблагоприятный период изменилось и мировосприятие египтян, которые были вынуждены решать ряд новых социально-политических, религиозных и нравственных проблем, но даже во времена упадка не были утрачены культурные ценности, созданные в эпоху Древнего царства.

От времен смут не сохранилось выдающихся памятников искусства, переживавшего тогда застой, но в период Среднего царства появились такие глубокие сочинения, как «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и «Спор Человека и Ба». Первое из перечисленных является впервые написанным трудом по дидактике, главный акцент делается на нравственную основу власти, впервые идея загробного мира приобретает отчетливые очертания, магия, созданная богом-творцом изначально ради отвращения людей от зла; тех, кто будут глубоко нравственными на земле, ждет бессмертие; во всем этом – официальная идеология, которая стремится возродить духовное единство страны, гармонию и порядок, призывает к восстановлению культов богов, прежде всего к почитанию Ра, символизирующего единодержавие, вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле – это всего лишь сон и что взамен воды, воздуха и любви дано будет просветление, а вместо пива и хлеба – умиротворение сердца.

«Спор Человека и Ба» противоречит всем заупокойным текстам, говоря о том, что загробный мир – это страна тягостного сна и мрака, где нет воды, воздуха и радостей любви, каждый входящий в чертог загробного мира никогда больше не увидит солнца. Возможно, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше и были искусственно прикрыты другими официальными идеологиями и только времена смут обнаружили эти противоречивые тенденции египетской культуры, на фоне которых подъем культуры в эпоху Среднего царства кажется особенно впечатляющим; фиванские владыки во многом стремились возродить и продолжить традиции царей Древнего царства, но изменения, затронувшие уклад жизни, язык, искусство, религию и многое другое в период распада страны, наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, и без них невозможно понять ни стремительного расцвета светской художественной среднеегипетской литературы и научных знаний, ни усиления поисков индивидуальных черт в царской и частной скульптуре, ни переосмысления роли царя в египетском обществе, который теперь не только божество, но конкретный человек. Отделенный неизмеримой дистанцией от своих подданных, царь мог испытывать те же чувства, что и простой смертный; приближенность царя к народу теперь выражалась в вынесении за пределы заупокойных сооружений царских статуй, которые ранее были надежно скрыты от людей.

История древних цивилизаций →

Культура эпохи Древнего царства →

godsbay.ru

«ВЕТХИЙ ЗАВЕТ» ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Мы знаем, что «Тексты пирамид» представляют собой иероглифы, вырезанные на плитах внутренних стен одной пирамиды Пятой династии и четырех пирамид Шестой династии. Таким образом, они написаны в период от 2300 года до н. э. (пирамида Унаса) до 2100 года (пирамида Пепи II). Однако даже эти самые древние религиозные надписи в мире не являются оригиналами, а имеют какой-то более ранний, утерянный источник. Можно сказать, что нам повезло, что «Тексты» дошли до нас неискаженными, неподправленными последующими редакциями или вообще переписанными набело, что произошло со многими священными текстами, включая Библию. Жаль, что серьезным изучением «Текстов» пренебрегали столько времени как ученые, занимающиеся историей, так и те, кто занимался сравнительным религиоведением и философией.

Учитывая высокий уровень теологических и мифологических знаний, присущих «Текстам», и тот факт, что они предназначались для церемоний с участием царских особ, мы с большой долей уверенности можем сказать, что «Тексты» представляют собой копии из другого источника, который до наших дней не сохранился. За сколько лет до эпохи Унаса существовал этот источник?

Возможно, для ответа на этот вопрос прежде надо узнать, как воспринимали «Тексты» их первооткрыватель Гастон Масперо, египтологи, другие ученые. В лекции, которую Масперо прочитал сразу после своего открытия, он описал их как «4000 строк гимнов и заклинаний, из которых большая часть написана в доисторические времена». В наши дни «доисторическими» считаются времена до 3200 года до н. э.

В 1912 году Брестед написал о «Текстах» следующее:

 

«Вопреки общепринятому и широко распространенному убеждению, самой важной частью священных религиозных текстов в Египте была не „Книга мертвых“, а намного более древние писания, которые мы называем „Текстами пирамид“. Эти тексты, сохранившиеся в пирамидах Пятой и Шестой династий в Саккара, являются древнейшим образцом литературы, и открывают нам самые ранние главы в интеллектуальной истории человечества».

 

К сожалению, среди египтологов, особенно в начале века, было распространено мнение, что «Тексты пирамид» представляют собой более раннюю версию «Книги мертвых». Среди прочих этой версии придерживался и профессор Валлис Бадж:

 

«История религиозных текстов, составляющих собой „Книгу мертвых“, может быть разделена на четыре периода, причем каждому периоду соответствует своя версия:

I. Версия, которая была отредактирована жрецами Анну (город Он Библии и Гелиополь греков), основана на текстах, в настоящее время утерянных… известна по пяти копиям, нанесенным на стенах и проходах пирамид фараонов Пятой и Шестой династий в Саккара, а также по отрывкам, которые сохранились на гробницах, саркофагах, гробах, стелах и папирусах, датируемым периодом от Одиннадцатой династии до примерно 200 года н. э.

II. Тебанская версия, которая писалась иероглифами на папирусах и была разбита на разделы или главы, причем у каждой главы был свой подзаголовок, но разделы не имели определенного места в общем повествовании. Эта версия использовалась главным образом с Восемнадцатой по Двадцатую династию.

III. Версия, во многом похожая на предыдущую, написанная как иератическими знаками, так и иероглифами. Эта версия стала использоваться примерно во времена Двадцатой Династии; главы не имели фиксированного порядка.

IV. Так называемая Сайтовская версия, по которой в период, как предполагают. Двадцать шестой династии главы были организованы в определенный порядок. Эти тексты встречаются написанными как иератическим, так и иероглифическим письмом; использовали их главным образом с Двадцать шестой династии до конца эпохи Птолемеев».

 

Деление Баджа очень далеко от действительности. То, что он называет II, III и IV версиями – тексты, во многом походящие друг на друга, и резко отличаются от «Текстов пирамид». Но вместе с тем «Тексты пирамид» во многом совпадают с написанными позднее текстами гробниц.

По видимому, увязка с «Книгой мертвых» стала результатом того, что «Текстам пирамид» не придавали самостоятельного значения. Бадж утверждает, что они «были пересмотрены или отредактированы во времена гораздо более ранние, чем правление Менеса (ок. 3300 года до н. э.)…»  Доктор Эдвардс, прежний хранитель египетских древностей Британского музея и автор одной примечательной работы по пирамидам Египта, писал в 1947 году: «Большая часть „Текстов пирамид“ появилась не во времена Пятой и Шестой династий, они восходят к более раннему источнику…» У авторов книги нет причин сомневаться в этом утверждении; мы также считаем, что «Тексты пирамид» и связанные со звездами религиозные представления содержат сведения, которые появились на много столетий раньше Пятой династии.

Окончательный и определенный перевод «Текстов пирамид» оказался весьма трудным делом. После кавалерийской атаки Масперо текстами основательно занялись немецкие ученью. Самой тщательно разработанной стала версия перевода доктора Курта Сета (он сделал перевод в 1910—1912 годах). В 60-е годы переводом занялись англичане; первым был Сэмюэл Б. Мерсер, профессор семитских языков и египтологии в Торонтском университете; следом за ним за перевод «Текстов пирамид» Унаса взялся Александр Пьянков. Наконец в 1969 году известный английский филолог Раймод Фолкнер опубликовал то, что он считал полным переводом. Этот перевод под заголовком «Текст пирамид древнего Египта» был опубликован и до сих пор считается лучшим. Так получилось, что книга была переиздана в 1986 году, ровно через сто лет после открытия «Текстов пирамид»; в 1993 году вышло еще одно ее издание. Фолкнер, на которого произвели впечатление как содержание текстов, так и памятник древности, описал следующим образом:

 

«Тексты пирамид»… составляют самый древний свод египетской религиозной и погребальной литературы из дошедших до наших дней… Они включают в себя очень древние тексты, такие же древние, как и пирамиды, на которых они были высечены…»

 

Я считал, что «Тексты» восходят к эпохе, гораздо более ранней, чем времена Пятой династии. И пребывал в этом убеждении, хотя в надписях из пирамиды Унаса, последнего фараона Пятой династии, содержались ссылки на ритуалы и религиозные представления, существовавшие во времена Четвертой династии – династии Великих пирамид. Время возникновения этих религиозных представлений можно передвинуть, думал я, по крайней мере, на одну династию. Да и ученые – от первых исследователей до переводчиков – утверждали, что «Тексты» намного древнее пирамид.

Однако скоро я обнаружил, что реальных свидетельств того, что «Тексты» древнее Пятой династии, не существует. Это показалось мне весьма странным. Хотя, без сомнения, религиозные воззрения не могут возникнуть внезапно, и проходит, по крайней мере, несколько столетий, прежде чем они становятся государственной религией.

Само отсутствие таких свидетельств бросало вызов общепринятому мнению. Многие предпочитали вообще не затрагивать вопрос о «Текстах пирамид», чтобы это не повредило их научному авторитету. Вообще немногие отваживались погрузиться в архаичные тексты «магических заклинаний и гимнов», которые к тому же требовали хорошего понимания представлений древних. Кроме того, считалось, что о «Текстах пирамид» уже практически все сказано Брестедом и другими.

Пожалуй, пытаться отнести «Тексты» к более ранним династиям – примерно то же, что искать источник Евангелия (самое раннее из которьк записано в четвертом веке) во времени земной жизни Христа или, по крайней мере, в третьем столетии, когда христианство стремительно распространялось по всей Римской империи. Конечно, в нашем случае мы находимся в более выгодном положении, поскольку нам приходится иметь дело не с древними текстами, разбросанными по всему миру, а с «Текстами пирамид», которые сконцентрированы в одном месте. Надо сказать, большую помощь в исследованиях «Текстов» мне оказала профессор Катлин Келлер, ведущий египтолог университета в Беркли, Калифорния. Она советовала нам быть очень осторожными, пытаясь отнести источник «Текстов» к более раннему времени.

Тем не менее доктор Келлер признавала, что «многие не разделяют эту точку зрения и часто обсуждают комплекс Гизе, пользуясь терминами, которые встречаются в „Текстах пирамид“.

Вместе с тем известный профессор египтологии Р. Т. Рандл Кларк предостерег в 1959 году: «Излишняя осторожность ведет к полному непониманию: При переводе необходима некоторая смелость». Другой египтолог заметил: «Религиозная литература не может быть понята без некоторой симпатии к убеждениям автора». Рандл Кларк считал «Тексты пирамид» превосходным достижением своего времени и призывал коллег «объяснить их как единое целое, а не как коллекцию разнородных сведений, собранных вместе, по повелению жрецов». Он подчеркивал, что чем больше «Тексты» изучаются, тем ярче проявляется их «литературное качество и интеллектуальное содержание».

Мне очень понравилась мысль Рандла Кларка проявлять смелость при толковании «Текстов пирамид»; эти слова очень контрастировали с письмом из Каира от одного швейцарского профессора, который рекомендовал мне предоставить расшифровку «Текстов» экспертам. Он посоветовал «бросить это занятие и стать хорошим инженером».

Чем больше я изучал предмет, тем все более неоднозначную реакцию это вызывало у знакомых мне академиков. Некоторые из них чувствовали, что им нечем возразить на «математические» и «астрономические» доказательства моих тезисов, других мои гипотезы ставили в совершенный тупик, большинство же вообще не удосуживалось мне ответить. У меня сложилось впечатление, что я попал на запретную территорию и что астрономические вопросы рассматривать здесь вообще не принято – либо то, либо другое, но только не в комплексе. Доктор Келлер написала, что многие известные египтологи чувствуют себя неуверенно, когда речь заходит о взаимосвязи астрономических явлений и древнеегипетской архитектуры. Они явно не хотели признавать за египтянами права на подход к изучению неба не с точки зрения чисто исследовательского и научного любопытства, а с позиции системы религиозных воззрений.

Результатом такой излишней осторожности стало то, что столетие спустя после открытия «Текстов пирамид» об этом памятнике древней литературы знает всего несколько человек из неспециалистов в египтологии.

Теперь нам нужно обратиться к тексту, стараясь найти информацию, относящуюся как к расположению пирамид в долине Нила, так и к небу над ними.

qaxa.ru

Культура Древнего Египта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Египетская иероглифическая надпись на саркофаге

Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.

Древнеегипетский язык известен учёным по огромному количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. Одним из самых выдающихся достижений египтян была система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души. Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны. В Древнем Египте не было одной общей религии, а было разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. В области науки, медицины и математики Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н. э.), впервые появился в Древнем Египте.

Древний Египет оставил мировой цивилизации огромное культурное наследие, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран.

ru.bywiki.com

Культура Древнего Египта - Gpedia, Your Encyclopedia

Египетская иероглифическая надпись на саркофаге

Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.

Древнеегипетский язык известен учёным по огромному количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. Одним из самых выдающихся достижений египтян была система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души. Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны. В Древнем Египте не было одной общей религии, а было разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. В области науки, медицины и математики Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н. э.), впервые появился в Древнем Египте.

Древний Египет оставил мировой цивилизации огромное культурное наследие, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран.

Язык и письменность

Виды письма в Древнем Египте
Egypte louvre 225 hieroglyphes.jpgИероглифика Prisse papyrus.svgИератика
DemoticScriptsRosettaStoneReplica.jpgДемотика Coptic.jpgКоптское письмо

Древнеегипетский язык известен учёным по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Поскольку он является мёртвым языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно справился французский учёный Ж. Ф. Шампольон в 1822 году, с помощью двуязычных греко-египетских надписей. Современная наука относит египетский язык к афразийской языковой семье, внутри которой предполагается его близость либо к семитским, либо к чадским языкам. Формирование языка происходило в додинастический период (ок. 5200—3000 годы до н. э.), когда из различных энеолитических культур Египта начинали выделяться протоегипетские племена. Позднее, на протяжении всего династического периода (длительность около 2700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, например периодов Раннего и Нового царств, имел значительные различия. С эллинистического периода египтяне начинали испытывать сильное влияние древнегреческого языка[1], позднее, с приходом римлян — некоторое влияние латинского. После арабского завоевания последние носители египетского языка растворились в среде пришлого арабского населения долины и дельты Нила, у которого они перенимали новый язык и обычаи[2]. Исключение составила небольшая часть египтян — копты, говорящие на коптском языке, являвшимся последней ступенью развития древнеегипетского языка, и ставшим со временем языком религиозных церемоний (развивался со II века, считается мёртвым с XIX века).

Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевшим письменность — самые ранние из сохранившихся древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетий до н. э.[3]. С этого периода египетское письмо располагало как знаками, «изображавшими» слова, так и знаками, обозначавшими сочетания согласных, более того, буквенными знаками для отдельных согласных и обобщёнными определителями, изобразительно намекавшими, к какому кругу понятий слово по смыслу относится. Счетоводы использовали огромные величины: 10 000, 100 000 и даже 1 000 000, для которых имелись свои слова и знаки. Письменность египтян подразделялась на несколько видов: иероглифика — из множества изображений (иероглифов), иератика — из сокращённых их начертаний и демотика — из ещё более упрощённых, иногда и слитных знаков. Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений чаще принято написание слева направо. От египетской письменности происходит мероитское и коптское письмо (незначительно). К середине 1-го тысячелетия все виды египетского письма исчезли, самая поздняя обнаруженная надпись иероглификой относится к IV веку, а демотикой к V веку[4].

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая делилась на три вида написания: иероглифику, от которой произошла более беглая иератика, развившаяся ок. 700 года до н. э. в ещё более быстрый курсив с большим количеством лигатур — демотику[5].

Египетское иероглифическое письмо использовалась в Древнем Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Иератическое письмо применялось для записи текстов на египетском языке. Это ранняя форма древнеегипетской скорописи, возникшая во время I династии при нанесении иероглифических знаков кисточкой на папирус, остраконы, камень или кожу, в результате чего знаки получили более округлую, курсивную форму. Демотическое письмо применялось для записи текстов на поздних стадиях египетского языка[6].

Древнеегипетская литература

Крашеная, реалистичная, каменная статуя черноволосого мужчины, сидящего со скрещёнными ногами и держащего каменное изображение папирусного свитка на коленях Статуя сидящего египетского писца, держащего папирус на коленях. Найдена в западном кладбище в Гизе (V династия Египта, XXV—XXIV века до н. э.)

Египетская литература, написанная с фараоновского периода Древнего Египта до конца римского господства вместе с шумерской литературой, считается первой литературой мира[7]. За три тысячи лет египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные жанры.

К периоду Древнего царства (XXVI—XXII века до н. э.) в литературное творчество входили погребальные тексты, письма, религиозные гимны и стихи и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. Только в начале Среднего царства (XXI—XVII века до н. э.) была создана повествовательная литература. Это была «революция средств», которая, по словам Р. Б. Паркинсона, была результатом возвышения интеллектуального класса писцов, новых культурных чувств индивидуальности, беспрецедентных уровней грамотности и большего доступа к письменному материалу[8].

На протяжении древнеегипетской истории, чтение и письмо являлись основными требованиями для службы в государственных учреждениях, хотя правительственные чиновники получили помощь в повседневной работе от элитной, грамотной социальной группы — писцов[9][10][11]. Как видно из папируса Анастаси II периода Рамессидов, писцам надо было даже «организовать раскопки озера и строительство кирпичного пандуса, определять число мужчин на транспортировку обелиска и организовать снабжение военной миссии»[10]. Кроме того, чтобы служить в правительстве, писцы также оказывали услуги неграмотным людям в составлении писем, рекламных материалов и юридических документов[11].

Грамотные люди, как полагают, составляли лишь 1 % населения[8][11], остальная часть включала неграмотных крестьян, пастухов, ремесленников и других рабочих, а также торговцев, которым нужна была помощь писцовых секретарей. Привилегированный статус писца является предметом популярного в период Рамессидов учебного текста «Сатира профессий» (pSallier II), в которой автор высмеивал тяжесть профессий скульптора, столяра, гончара, рыбака, земледельца, гонца и других в противовес профессии писца[10].

Тексты выполнялись самыми разнообразными приспособлениями. Наряду с долотом, необходимым для вырезания надписей на камне, главным инструментом для письма в Древнем Египте была тростниковая ручка[1][12]. Ручки обмакивали в пигменты: чёрный (уголь) и красный (охру) — для записи на свитках папируса — тонкого материала, изготовленного при сбивании полос сердцевины стеблей растения Cyperus papyrus, а также на небольших керамических или известняковых черепках[1][12][9][7]. Считается, что папирусные свитки были довольно дорогими коммерческими предметами, поскольку многие из них являются палимпсестами — рукописями, в которых более старый текст смыт или соскоблен, чтобы освободить место для нового[11]. Это явление, вместе с практикой отрывания частей папирусных документов для более маленьких писем, говорит о том, что были сезонные дефициты, вызванные ограниченным вегетационным периодом растения Cyperus papyrus[11]. Это также объясняет частое использование остраконов и известняковых хлопьев как средства написания для более коротких письменных работ[11]. Кроме камня, керамических остраконов и папируса писали на дереве, слоновой кости и гипсе[1][7][11].

Повествовательная литература
Фрагментированный папирус с немного порванными краями и иератическим почерком в красных чернилах

Сказки и рассказы являются, вероятно, наименее представленным жанром из сохранившейся литературы Среднего царства и среднеегипетского языка[8]:109. С рамессидского периода Нового царства до позднего периода Древнего Египта, однако, повествовательная литература составляет большинство сохранившихся литературных произведений[13]. Среди важных рассказов можно назвать произведения «Сказка о дворе царя Хеопса», «Царь Неферкаре и генерал Сасенет», «Повесть о красноречивом крестьянине», «Сказание Синухе» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»[8][9]. Повествовательный корпус Нового царства включает «Ссора Апепи и Секененре», «Взятие Юпы», «Обречённый принц», «Повесть о двух братьях», и «Путешествия Уну-Амона»[9]:150-175.

Среди рассказов 1-го тысячелетия до н. э., написанных демотикой, можно назвать рассказ «Стелы голода» (написанный при Птолемеях, но с сюжетом о Древнем царстве), и циклы рассказов птолемеевского и римского периодов, которые преобразуют известных исторических деятелей, таких как Хаэмуас (XIX династии) и Инароса (первого персидского периода) в вымышленных, легендарных героев[14]. До этого, в рассказах на новоегипетском языке, авторы чаще всего описывали божественных и мифологических героев.

Поучения

Жанры «поучения» (или «указания», «инструкции»), а также жанр «размышляющего дискурса», могут быть сгруппированы в рамки широкого понятия литературы мудрости, распространённой в древности на Ближнем Востоке[8]:110. Жанр имеет дидактическую направленность и, как полагают, входил в Среднем царстве в программу образования писца[8]:110, 235. Тем не менее, поучения часто включают в себя повествовательные элементы развлекательного характера[8]:110, 235. Есть доказательства того, что тексты поучения были созданы в первую очередь не для использования в образовании, а в идеологических целях[8]:236-237. Например, Адольф Эрман пишет, что вымышленное поучение Аменемхета I (ок. 1991—1962 до н. э.) своим сыновьям «далеко выходит за рамки школьной философии, и нет никакого отношения к школе в предупреждении своих детей быть верными царю»[9]:54. В то время как повествовательная литература (как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине») подчёркивает тему индивидуального героя, бросающего вызов обществу и принятым идеологиям; тексты поучений, напротив, подчёркивают необходимость соблюдения принятых догм[5]:217.

Ключевыми словами в преподавании текста являются «знать» (rh) и «обучить» (sba.yt)[8]:110. Эти тексты обычно имеют шаблонное название «поучение сделанное X-ом для Y-а», где X может быть авторитетной фигурой (например, визирем или фараоном), оказывающим моральное указание своему сыну или своим сыновьям. Иногда трудно определить, сколько имеется вымышленных адресатов, так как в одном тексте иногда используется и единственное и множественное число[8]:236-238.

Слева: остракон с иератическим письмом, в котором упоминаются чиновники, участвующие в проверке и очистке гробниц при XXI династии Египта, ок. 1070—945 годы до н. э.; Справа: «Поучение верноподданного» - иератическая копия Нового царства

Примерами жанра поучения можно назвать «Поучения Птаххотепа», «Поучения Кагемни», «Поучение Мерикара», «Поучение Аменемхата», «Поучение Харджедефа», «Поучение верноподданного», и «Поучение Аменемопе»[8]:313-319. Сохранившиеся от Среднего царства поучительные тексты преимущественно написаны на папирусах[8]:235-236, хотя обрывочные их варианты имеются на остраконах и дощечках[15]:458. Самый ранний пример деревянной школьной доски с копией учебного текста (Поучения Птаххотепа) восходит к XVIII династии[8]:235-236. Поучения Птаххотепа и Кагемни были обнаружены на папирусе Присса, написанном во время правления XII династии Среднего царства[16][8]:313-315. Первая часть «Поучения верноподданного» сохранилась на каменной стеле казначея Сехетепибре XII династии[8]:318-319, а вторая часть установлена по 69 копиям Нового царства[15]. Поучения Мерикара, Аменемхета и Харджедефа являются подлинными текстами Среднего царства, но сохранились только в копиях Нового царства[8]:313-319. Поучение Аменемопе является компиляцией времён Нового царства[17].

Плачи, беседы, диалоги и пророчества

К жанру Среднего царства — «пророческих текстов», «плачей», «бесед», «диалогов» или «апокалиптической литературе»[8]:110, 193[14]:283[17]:6-7 — принадлежат такие произведения, как «Речение Ипувера», «Пророчество Неферти» и «Беседа разочарованного со своим духом» (по-видимому, относящиеся к Первому переходному периоду). Насколько известно, этот жанр не имел прецедентов в Древнем царстве, и никаких оригинальных сочинений не было написано в Новом царстве[18]:103. Тем не менее, произведения типа «Пророчество Неферти» часто копировались в рамессидский период Нового царства[17]:6-7, когда этот жанр Среднего царства был канонизирован, но прекращён[8]:232-233. Египетская пророческая литература возродилась в греческой династии Птолемеев и в римский период, когда написаны были такие произведения, как «Демотическая хроника», «Оракул агнца», «Оракул гончара» и два пророческих текста, в которых главным героем является Нектанеб II (ок. 360—343 до н. э.)[14]:283-304[8]:233. Наряду с поучительными текстами, эти тексты входят в категорию литературы мудрости, распространённой на Ближнем Востоке.

Изобразительное искусство

Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.

На протяжении более 3500 лет художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений[19]. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости[19]:74.

Хотя каноны древнеегипетского искусства сохранялись на протяжении тысячелетий, художественный стиль некоторых периодов отражал изменение культурных и политических взглядов. Так, в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле, появившиеся после вторжения гиксосов, а в период правления Эхнатона получило развитие «амарнское искусство», для которого характерно реалистичное изображение окружающего мира[20]. Искусство времён Эхнатона обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Архитектура

Пирамиды в Гизе

Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны.

Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространённые мотивы включают пальмовые листья, папирус, а также почки и цветки лотоса. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия[21]. Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из семи чудес света — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид. По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона III династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккаре, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов, эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина)[22].

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишённой строительного леса[23]. Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Всё это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожжённый кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит[23]. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов. Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун[24], город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене[25] и Миргиссе. Многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, так как они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников как наиболее сохранившихся сооружений[26]. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке, египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней отёсывалась по окончании постройки здания. Этим приёмом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск)[27].

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами[23]. Мотивы украшений египетских зданий символичны: так, например — скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса[26]. Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

Скульптура

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определённые правила изображения египетских богов. Так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мёртвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону, и следование было столь строгим, что почти за трёхтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений[28].

Живопись

Стекловарение было высокоразвитым искусством

В Древнем Египте все рельефы ярко раскрашивались, меньше всего изображений было во дворцах, храмах и гробницах, там рисунки были только на поверхности. Многие древние египетские рельефы сохранились из-за крайне сухого климата Египта. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, чтобы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, так называемая фреска a secco. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные[28].

Фаянс и стекло

Ещё до Древнего царства, древние египтяне изобрели стекловидный материал, известный как египетский фаянс, который они рассматривали как один из видов искусственного полудрагоценного камня[20]. Материал использовали для создания бусин, плитки, статуэток и галантерейных изделий. Египтяне могли использовать несколько методов для создания фаянса, но, как правило, в производстве применяли порошкообразные материалы, которые наносили в виде пасты на дно глины, которую затем обжигали. По схожей технике древние египтяне делали пигмент, также называемый голубой фриттой, который получают путём сплавления (или спекания) оксида кремния, меди, извести и щёлочи, например соды. Продукт могли измельчать и использовать в качестве пигмента[20].

Древние египтяне изготавливали широкий спектр предметов из стекла с большим мастерством, но не ясно, разработали ли они процесс самостоятельно[20]. Неясно также, делали ли они собственное сырое стекло или просто импортировали предварительно сделанные слитки, которые затем переплавляли. Тем не менее, они обладали техническими знаниями в области изготовления стекла, а также добавлении микроэлементов для контроля цвета готового продукта. Диапазон цветов, которые они производили, включал жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый и белый, стекло могло быть также прозрачным или непрозрачным[20].

Религия и мифология

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая[29].

Религия Египта прошла за 3000 лет длительный путь развития от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия — фараон Эхнатон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца Атона[30].

В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис[31].

  • Жрец подносит благовония богу Ра-Атуму-Хорахти. XX династия. Около 900 года до н. э. Лувр

  • Боги Осирис, Анубис и Хор. Деталь росписи в гробнице фараона Хоремхеба. XIII век до н. э.

Божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух — мужскими божествами. Бог Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олицетворяла истину. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств. Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц. Сокола Хора египтяне связывали с представлениями о могучем небесном божестве. Сокол изображался на племенных штандартах, он же показан приносящим победу Нармеру над Северным Египтом. После образования государства Древний Египет Гор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Горами. Слиянию культа Гора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Гор входит в круг осирических мифов[32].

Погребальные обряды

Древние египтяне придерживались сложного набора погребальных ритуалов, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия души после смерти тела. Тело умершего сохраняли с помощью мумификации, выполнялись погребальные ритуалы, а в могилу клали вещи умершего, которые понадобились бы ему в загробной жизни. До Древнего царства тела хоронили в пустыне в ямах, где те сохранялись путём естественного усыхания. Засушливые условия пустыни на протяжении всей истории Древнего Египта были благом для захоронений бедных, которые не могли позволить себе сложные специальные захоронения, доступные для элиты. Более состоятельные египтяне стали хоронить своих мёртвых в каменных гробницах и использовать искусственную мумификацию, включавшую удаление внутренностей, обёртывание тела в бельё и захоронение в прямоугольном каменном саркофаге или в деревянном гробу. Начиная с IV династии, некоторые органы хранили отдельно в канопах[33].

К эпохе Нового царства египтяне усовершенствовали искусство мумификации, которая занимала 70 дней и включала удаление внутренних органов, удаление мозга через нос и высушивание тела в смеси солей под называнием натр. Тело заворачивалось в бельё, между слоями которого клались защитные амулеты, и помещалось в украшенный человекообразный гроб. Мумии позднего периода также помещали в окрашенные картонажем саркофаги. Фактическая практика мумификации сильно сократилась в течение эллинистического периода, больше внимания стали уделять внешнему виду мумии[33].

Богатых египтян хоронили вместе с большим количеством предметов роскоши. Начиная с эпохи Нового царства, в могилах появились книги мёртвых, вместе с ушебти, статуэтками, которые, как считалось, выполняли различную работу в загробном мире вместо хозяина[34]. Погребения часто сопровождали ритуалы, в которых покойный волш

www.gpedia.com

Древнеегипетские заупокойные тексты, древнее царство, среднее царство, новое, позднее новое, поздний период, эллинистический египет

Древнеегипетские заупокойные тексты — сборник религиозных документов, которые древние египтяне использовали с целью обеспечения помощи душе в загробном мире.

Они развивались на протяжении всей истории Египта, начиная с Текстов пирамид, появившихся в эпоху Древнего царства и встречавшиеся исключительно в царских гробницах, которые в Среднем царстве трансформировались в Тексты Саркофагов, и заканчивая Книгой мёртвых, появившейся в эпоху Нового царства. С течением времени заупокойные тексты стали доступны сначала среднему классу, а затем и всем остальным, кто мог только себе это позволить.

Древнее царство

В период Древнего царства заупокойные тексты были роскошью, доступной только фараонам. К концу этого периода, тексты стали появляться и в гробницах царских жён.

Среднее царство

В эпоху Первого переходного периода в Египте стали появляться заупокойные тексты, которые записывались на внутренних стенках саркофагов. В этих текстах частично позаимствован материал, взятый из более ранних Текстов пирамид. В то же время в них появилось и много нового, того, что в первую очередь связано с повседневными нуждами египтян. Подобные перемены говорят только о том, что данные тексты постепенно становятся доступными и для простых людей. Фараон не имел больше единоличных прав на загробную жизнь, с этих пор пропуск в загробный мир получал каждый, кто мог себе позволить покупку саркофага.

Новое царство

Ниже приведён список текстов, появившихся в период Нового царства:

  • Книга мёртвых
  • Амдуат
  • Заклинание двенадцати пещер
  • Книга врат
  • Книга загробного мира
  • Книга пещер
  • Книга земли
  • Литания Ра
  • Книга небес

Позднее новое царство

После периода Амарны, в Египте стали использовать новый набор заупокойных текстов. Центральное место в этих текстах заняла богиня неба Нут. В текстах этого периода рассказывается о путешествии солнца через всё тело богини, в завершении она дарует рождение обновлённому утреннему солнцу. На потолке гробницы Рамзеса IV были рядом размещены сразу два текста Книги неба.

Ниже приведён список книг связанных с богиней Нут:

  • Книга Нут
  • Книга дня
  • Книга ночи
  • Книга Небесной Коровы

Поздний период

  • Книги дыхания

Эллинистический Египет

  • Книга перемещения вечности

www.cultin.ru

Тайны и загадки Древнего Египта

1.17 Тогда встал царский сын Хафра и заговорил: "Я поведаю
1.18 твоему величеству о чуде, совершенном во времена отца твоего Небки 1 правогласного.
1.19 Отправился он в храм бога Пта, Владыки
1.20 Мемфиса. И вот направлялся его величество
1.21 [...] И вот сделал его величество [...]
1.22 главного жреца-чтеца Убаинера вместе с [...
1.23 ...] женой Убаинера
1.24-1.25  [......................................]
2.1 Приказала она ему доставить ящик с одеждами.
2.2 [...] и явился он [...] вместе со служанкой.
2.3 И вот прошли дни после этого. Была
2.4 в саду Убаинера беседка. И сказал простолюдин
2.5 жене Убаинера: "Есть беседка
2.6 в саду Убаинера, проведем там мгновение".
2.7 Тогда сказала жена Убаинера слуге, ходившему за
2.8 садом: "Пусть приготовят беседку
2.9 в саду" [...] И она провела там день и пила
2.10 вместе с простолюдином... А когда наступил вечер, простолюдин
2.11 спустился к пруду, а служанка
2.12-2.14  [......................................]
2.15 И вот, когда озарилась земля и наступил новый день, слуга, ходивший
2.16 за садом, пошел [......] и рассказал о происшедшем Убаинеру
2.17-2.20  [......................................]
2.21 Тогда сказал Убаинер: "Принеси мне [...] из черного дерева
2.22 с тонким золотом [...............]
2.23 крокодила из воска [...............
2.24 ...............] приходит он
2.25 купаться в пруду моем [...............] простолюдин".
3.1 Тогда принес слуга крокодила [.........] и Убаинер сказал ему:
3.2 "Как спустится простолюдин к пруду по
3.3 каждодневному обыкновению своему, бросишь ты воскового крокодила в воду
3.4 ему вслед". И ушел тогда слуга, ходивший за садом, взяв
3.5 воскового крокодила с собой. И вот
3.6 жена Убаинера послала сказать слуге, ходившему за садом:
3.7 "Пусть приготовят беседку в саду -
3.8 я буду в ней отдыхать". А было в той беседке
3.9 много всякого добра. И пошла жена Убаинера и провела
3.10 с простолюдином день удовольствии. Когда наступил
3.11 вечер, спустился простолюдин по
3.12 каждодневному обыкновению своему к пруду, тогда слуга, ходивший за садом, бросил воскового крокодила
3.13 в воду ему вслед. Тут превратился восковой крокодил в крокодила о семи локтях
3.14 и схватил он простолюдина. Тем временем пребывал
3.15 Убаинер с его величеством царем Верхнего и Нижнего Египта, Небкон правогласным, семь дней,
3.16 а простолюдин [......] бездыханный.
3.17 Когда семь дней истекло, отправился
3.18 царь Верхнего и Нижнего Египта, Небка правогласный [......] главный жрец-чтец
3.19 Убаинер встал перед ним и сказал:
3.20 "Да соблаговолит твое величество пойти взглянуть на чудо великое, свершившееся во времена твоего величества
3.21 с простолюдином". [......]
3.22 Обратился тогда Убаинер к крокодилу и сказал: "Принеси простолюдина". [...
3.24 ......................................
3.25 ............] Изрек его величество царь Верхнего и Нижнего Египта,
4.1 Небка правогласный: "Поистине страшен крокодил этот". И наклонился тогда
4.2 Убаинер и взял крокодила, и
4.3 стал он в его руках восковым. И тогда главный жрец-чтец Убаинер
4.4 поведал о происшедшем в его доме с его
4.5 женою его количеству царю Верхнего и Нижнего Египта, Небке правогласному. Тогда его величество сказал
4.6 крокодилу: "Возьми свое себе". Опустился крокодил
4.7 с добычею своею на дно пруда, и никто не знал, в какое именно место.
4.8 И тогда его величество царь Верхнего и Нижнего Египта, Небка правогласный, повелел схватить жену
4.9 главного жреца-чтеца Убаинера и отвести ее на северную половину царского дворца и
4.10 сжечь ее, а пепел бросить в реку. Вот чудо,
4.11 совершенное во времена отца твоего, царя Верхнего и Нижнего Египта, Небки
4.12 правогласного, главным жрецом-чтецом Убаинером". И сказал его величество, царь Верхнего и Нижнего Египта, Хуфу
4.13 правогласный: "Пусть дадут заупокойный дар - тысячу хлебов, сто сосудов пива, быка,
4.14 ладана две меры его величеству царю Верхнего и Нижнего Египта, Небке право-гласному, и пусть дадут
4.15 пирог, сосуд пива, мяса [...], меру ладана
4.16 главному жрецу-чтецу Убаинеру, ибо видел я образец
4.17 искусства его". Сделали все, как повелел его величество.

Примечания:

  1. Небка - в действительности не отец, а предок Хуфу.

tasherittakemet.ucoz.ru


Смотрите также