Танец древнейший вид искусства. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА: народный танец как древнейший вид народного искусства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Народное творчество. Танец Танец – является одним из самых древнейших видов искусства. Танец древнейший вид искусства


Народное творчество. Танец Танец – является одним из самых древнейших видов искусства

Народное творчество. Танец

  • Танец – является одним из самых древнейших видов искусства.

  • Танец…. Особый вид искусства, который не изобретен человеком,  а рожден вместе с природой, вместе с миром. Нет однозначного определения значения танца. Для одних это просто спорт, для других магия, а для третьих изображение глубоких человеческих чувств.

  • Как и у любых событий в истории, у танца есть свои этапы развития. И на всех этих этапах танец сопровождали: изобразительное искусство, поэзия, устное и письменное творчество. Именно благодаря всем этим видам искусства мы смогли узнать о танцевальной культуре разных эпох и разных народов.

Первобытный танец – и есть прародитель всех существующих ныне видов танца как хореографического искусства.

  • С тех пор, как человек стал осознавать себя человеком, но еще не научился выражать свои чувства словами, он, наблюдя за природой, пытался скопировать, а затем изобразить и передать при помощи жестов и мимики состояние растений и поведение животных. Цветы и деревья, тянущиеся к солнцу, животные мирно пасущиеся в необъятной степи или выслеживающие добычу из засады – все это и было неисчерпаемым источником для все новых и новых движений. Постепенно человек добавлял собственные движения и жесты. Таким образом, зарождая первые прообразы танца.

  • Благодаря археологическим раскопкам нам известно, что танец уже существовал во времена среднего палеолита (300 – 35 тыс. лет назад). Неандертальцы, населявшие территории современной Африки, Европы и Азии, использовали танец, о чем говорят сохранившиеся до нашего времени наскальные рисунки.

  • Достоверные сведения о существовании танца определяются периодом верхнего палеолита (35 000 — 8000 до н. э.) – времени, в которое появился современный человек – кроманьонец.

  • Самые древние изображения танца танца датируются 15-11 тыс. до н.э. (пещера «Трех братьев», Франция).  Найдены изображения эпохи мезолита («Танец женщин», Испания), неолита – около 40 в. до н.э. («Белая дама», Сахара).

Первобытный танец можно разделить на три направления:

  • Ритуальный

  • Обрядовый

  • Бытовой

  • Обрядовые подразделяются на: охотничьи, тотемные и военные. 

Именно бытовой танец и является прародителем всех современных танцев.

  • Ритуальные танцы на острове Бали.

Русский народный танец.

  • У Русского Народного Танца своя многовековая история. В V - VII веках народные танцы исполнялись в лоне "игрищ" (сходбищ). На их характер налагали отпечаток древние языческие представления.  Принятие христианства способствует развитию культуры, и народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации народного танца. Именно в это время зарождаются сценические формы народных танцев. 

Профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. 

Танцы Индии. 

  • Танец в Индии является величайшим наследием древней цивилизации этой страны, он объединил в себе мудрость многих поколений народов. населявших эту страну и продолжает формироваться и развиваться и по сей день.  Индийский танец всегда был неразрывно связан с духовным и религиозным миром и являлся одним из способов общения человека с Богом. В Индии верховные божества всегда являются и верховными танцорами. 

ФЛАМЕНКО или КАНТЕ ФЛАМЕНКО - это песенно - танцевальный спектакль, ставший символом Испании.

  • Настоящая, подлинная Испания - это фламенко: танец, песня, жизнь.

Узбекский танец.

          • Цыганский таборный танец.

  • Грузинский танец. 

Литовский танец.

  • Таджикский танец.

Польский танец.

  • Таиландский танец.

Кубинский танец.

  • Японский боевой танец с веером.

Фестиваль в Рио-де-Жанейро

Какие бывают танцы: 

  • Латиноамериканские танцы: Сальса -Сальса Касино Сальса Майами, Сальса Лос Анджелес, Сальса Нью-Йорк, Сальса Пуэрто-Рико,  Аргентинское

  • Европейские танцы: Фламенко, Болеро  Восточные танцы: Танец живота, Катхак  Бальные танцы: Танго, Вальс, Фокстрот, Свинг, Пасодобль, Ча ча, Румба, Самба, Джайв  Балет: Классический балет, Балет модерн, Свободный танец,

  • Современные танцы: Брейкденс, Хип Хоп новый стиль, R&B, Sexy R&B, Крампинг  Танцы прошлых лет: Чарльстон, Канкан, Джаз

  • Другие танцы: Свадебный танец

rpp.nashaucheba.ru

Танцевальное искусство. Виды танцев.

Танец - это искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение одухотворяет, воздействует на зрителя, с целью изменения его душевного существа, - это уже искусство.

Танец (польск. taniec, от нем. Tanz) вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика.

В танце душевные переживания передаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.

Танцевальное искусство берет начало в глубокой древности. Редкостно-танцевальные древние греки истолковывали танец как прекрасный дар богов. Существовали танцы воинственные, культовые, общественных праздненств и театральные, танцы в быту.

У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь или злость. В танце можно показать даже фантазии, разочарования и надежды.

Все человеческие эмоции проявляют себя с помощью движения. Попытайтесь передать свою радость или гнев словом, не двигая при этом ни единым мускулом лица или тела. У вас не получится! Трудно будет понять на самом деле - вы радуетесь или печалитесь?..

Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого «Тanz». Но так как оно было заимствовано из польского языка, к нему присоединили суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Однако понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец». В современном же варианте все наоборот. Слово «пляска» чаще употребляется по отношению к народным танцам, нежели к бальным и иным формам танцевального искусства.

В танце есть все. В классике - благородство, изящество, сдержанность. Это так пригодится вам на приемах и презентациях. В быстрых танцах - динамика, ритм, множество вариаций. Это станет вашим внутренним ритмом, который поможет справиться с проблемами современной жизни. В восточных танцах заключена философия, мудрость, достоинство и мягкост

Основные характеристики танца - это ритм (быстрое или медленное повторение и варьирование движений), рисунок (сочетание движений в композиции), динамика (размах движений), техника (степень владения телом и мастерство исполнения).

Танец дает вам то, что вы в него вкладываете. Это ваша забава, хобби, отвлечение от жизни, и вы не найдете в танце более глубоких смыслов, если не перестанете относиться к нему как к бездумному движению; перестанете - и танец превратится в зеркало и подарит вам отражение черт вашей личности, ваших личных проблем (о которых в повседневности вы стараетесь не думать), даст вам возможность разрешить их.

Танец, как любой вид физической активности обязательно приносит результаты, если заниматься регулярно и интенсивно. Причем берется он за организм комплексно, в отличие от тренировок в тренажерном зале. Уровень подготовки начинающего (за исключением нижнего брейка) может быть любым, как и возраст. Благодаря гармоничному развитию всех мышц танец обеспечит вам изящество тела, силу и выносливость, выровняет спину, научит вас двигаться легко, четко и красиво.

Сегодня модно не только посещать вечеринки, но и оттачивать мастерство движений в танцевальных студиях. Причем с самыми разнообразными стилями и уровнями сложности. Популярности танцам добавляют фильмы, сценические шоу и музыкальные клипы с впечатляющими танцевальными номерами.

Танец - это искусство, и его стили несут в себе культуру многих столетий. Помимо великолепного движения, у танца есть история, легенды, наряды - все, что формирует его эстетику, которая одна, отдельно от всего остального, притягивает людей к себе. Танцуя, вы ощущаете причастность к великому культурному наследию.

Виды танцев можно подразделить на следующие категории:

  • Классический танец: балет

  • Западно-европейские бальные танцы

  • Исторический танец

  • Клубные танцы

  • Латиноамериканская программа бальных танцев

  • Народный танец

  • Свадебный танец

  • Социальные танцы

  • Спортивные танцы

  • Танцы ХХ века: Современный танец

  • Танцевально-двигательная терапия

studfiles.net

Древнейшее искусство танца | Новости танцев

Древнейшее искусство танца

altКаждый человек смотрит на танец со своей точки зрения. Для кого-то это просто веселое времяпровождение, для кого-то – способ расслабиться и стать увереннее в себе, а для кого-то – спорт. Тем не менее, что бы ни говорили, на самом деле танец – это древнейший вид искусства, который объединяет в себе отображение чувств, эмоций, энергии и характера. Точно также как и картина, танец невозможен без музы и вдохновения, и, точно также как музыкальное произведение, он трогает другие сердца.

Согласно последним исследованиям, еще в восьмом тысячелетии до нашей эры были найдены рисунки, которые показывали достаточно сложные элементы хореографии ритуального танца. В те времена люди заимствовали движение у животных. К примеру якуты перенимали у медведей, североамериканцы – у бизонов, а китайцы – у павлинов. На протяжении веком искусство танца стало обязательным в процессе различных ритуалов, а как известно – они сопровождали людей всю жизнь. Танцы во время обрядов объединяли, мотивировали людей и, согласно мнению многих историков и ученых, заставляли человека погружаться в особое состояние транса. Даже в наши дни некоторые племена с помощью данного вида искусства погружаются в медитацию, а иногда утверждают, что это позволяет им видеть будущее или слышать голоса духов. Проверить эту информацию невозможно, однако все же она заставляет задуматься.

Конечно, в наше время мы привыкли воспринимать танец немного иначе. Однако, это совсем не значит, что мы воспринимает его неверно, просто для каждого он означает что-то свое. Главное, что мы можем быть уверенными в том, что занятия танцами улучшают здоровье – как психологическое, так и физическое; повышают уверенностью в себе и поднимает настроение; а также развивают творческие способности и позволяют присоединиться к этому прекрасному миру – миру искусства.

virsky.com.ua

Танцы лучше детектора лжи

Танец — древнейший вид искусства. Когда наши предки еще не умели говорить, они выражали свои чувства с помощью движений тела. Новейшие научные исследования доказали один любопытный факт — танец может многое рассказать о личности танцующего человека. Отныне можно быть уверенным, что танцплощадка — лучшее место для знакомства. Танцы не врут!

Фото: AP

При знакомстве узнать особенности характера партнера удается далеко не сразу. Кто-то умело маскирует недостатки, кто-то притворяется, чтобы добиться своего и пустить пыль в глаза, — словом, раскусить своего нового друга не так-то просто. Показательно, что многие люди знакомятся именно в клубах или на танцплощадках.

Доктора Джефф Лак из университета Ювяскюля, что в Финляндии, заинтересовали особенности поведения танцующих, и он с коллегами провел интересный эксперимент. Как пишет британская The Daily Telegraph, из 900 кандидатов отобрали 60 самых ярко выраженных носителей определенных личностных черт.

В ходе эксперимента ученые выяснили, что манера танцевать у каждого человека сугубо индивидуальна и может многое рассказать о его личностных особенностях. В этом и сокрыта тайная и настоящая причина того, почему столько пар образуется на танцах. По движениям партнера человек интуитивно угадывает его характер, и, таким образом, тот, кто подходит ему в танце, оказывается подходящим и для личных отношений.

Результаты исследования показали, что можно выделить несколько обобщенных типажей, которые раскрываются в манере танца. Так, экстраверты активно передвигаются по танцплощадке, движения их головы и рук энергичны, они делают много лишних движений. Неврастеники совершают резкие, отрывистые движения головой и ногами — такой стиль посетители клубов называют "ерзанием". Конформисты обычно выбирают более плавные движения, перемещаясь по танцплощадке, и размахивают руками. Восприимчивые люди обычно совершают ритмичные движения в вертикальном направлении и не перемещаются по танцплощадке так часто, как другие. Добросовестные, верные долгу люди активно перемещаются по танцполу и вытягивают свои руки дальше, чем другие танцоры.

Читайте также: Слепая балерина получила Премию Улановой

Фото: AP

Кроме того, участники эксперимента танцевали под 30 музыкальных композиций в стиле рок, техно, латино, джаз, фанк и поп. Оказалось, что один и тот же человек по-разному танцует под разную музыку. Рок-музыка вызывала самый сильный отклик в душе у экстравертов. Восприимчивые активнее других реагировали на техно. Конформисты лучше других освоили музыку в стиле латино, а совестливые, подобно восприимчивым, настроились на техно. Неврастеники раскрывались только под рок-музыку, под все остальные мелодии они танцевали, ограничиваясь слабыми, нервными движениями.

Итак, теперь представительницы прекрасного пола, вооруженные новыми знаниями, могут не просто танцевать, а примечать за симпатичными танцорами их манеру плясать. Дергается на месте — ну его, неврастеник. А вот если кружит по танцполу, вытянув вперед руки, — верный долгу, надежный, — словом, подходящий кандидат, которого можно пригласить на медленный танец. Ну и, конечно, следует учитывать, какая мелодия заставляет человека пуститься в пляс.

Правда, тут есть нюанс: по мнению психологов, ярко выраженные типажи встречаются редко (не зря из 900 кандидатов отобрали только 60 человек), так что, скорее всего, и в танце будет больше смешанных движений, по которым истинную суть танцора определить сложнее.

Кроме того, все вышесказанное относится только к непрофессиональным танцорам. Ведь профессионалы скрывают свой характер за хорошо отработанными техничными движениями. Надо заметить, что результаты эксперимента не то чтобы новость, просто никто прежде не пытался доказать, что танец характеризует человека, так сказать, с научной точки зрения.

Вот, к примеру, знаменитая танцовщица Айседора Дункан, не отличавшаяся совершенным музыкальным слухом и техникой, творила на сцене завораживающий танец, исключительно ориентируясь на свое чувство и интуицию. В чем неоднократно признавались сама и что подмечали многочисленные критики и поклонники ее таланта.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

www.pravda.ru

Танец как вид искусства

Просмотр содержимого документа «Танец как вид искусства»

Танец ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением; древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои эмоции посредством своего тела. Танцевальные  па  (фр.  pas  — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека  — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.

Танец

  • ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением;
  • древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои эмоции посредством своего тела.
  • Танцевальные  па  (фр.  pas  — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека  — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Танец Главными характеристиками танца являются: ритм  — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок  — сочетание движений в композиции; динамика  — варьирование размаха и напряжённости движений; техника  — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. жестикуляция (во многих танцах большое значение имеют движения рук).

Танец

Главными характеристиками танца являются:

  • ритм  — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;
  • рисунок  — сочетание движений в композиции;
  • динамика  — варьирование размаха и напряжённости движений;
  • техника  — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций.
  • жестикуляция (во многих танцах большое значение имеют движения рук).
Танец Танец имеет разные средства выразительности : гармонические движения и позы пластика и мимика динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений» темп и ритм движения пространственный рисунок, композиция костюм и реквизит

Танец

Танец имеет разные средства выразительности :

  • гармонические движения и позы
  • пластика и мимика
  • динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений»
  • темп и ритм движения
  • пространственный рисунок, композиция
  • костюм и реквизит
Что есть танец ? Зачем он нужен? Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ . За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие . Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Танец используется как способ самовыражения, социального общения , в религиозных целях , как состязательный вид спорта , как показательный вид искусства . У некоторых птиц танец сопровождает брачные песни. С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.

Что есть танец ? Зачем он нужен?

  • Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ . За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие . Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
  • Танец используется как способ самовыражения, социального общения , в религиозных целях , как состязательный вид спорта , как показательный вид искусства . У некоторых птиц танец сопровождает брачные песни.
  • С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
Развитие танца. Древность. Возникли танцы в глубокой древности , тогда они были выражением сильных эмоций . Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения . Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении (т.е. обрядовость танца) . У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. 

Развитие танца. Древность.

Возникли танцы в глубокой древности , тогда они были выражением сильных эмоций . Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения . Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении (т.е. обрядовость танца) . У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. 

Развитие танца. Античность. Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности : ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра . Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры.  Пантомима  — вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность тела челвоека, жест, мимика». 

Развитие танца. Античность.

Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности : ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра . Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры.  Пантомима  — вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность тела челвоека, жест, мимика». 

Развитие танца. Средние века. В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, в которой танец считался греховным делом , происходила дальнейшая театрализация танца , появились  жонглёры, шпильманы, скоморохи. Задача танца для них – передача характера своего героя (мистерии или балагана). Танец был «шаблонным», т.е. использовались одни и те те традиционные движения, присущие герою, его амплуа. Массовый танец сохраняется как неотъемлемая часть сельских и городских праздников .

Развитие танца. Средние века.

В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, в которой танец считался греховным делом , происходила дальнейшая театрализация танца , появились  жонглёры, шпильманы, скоморохи. Задача танца для них – передача характера своего героя (мистерии или балагана). Танец был «шаблонным», т.е. использовались одни и те те традиционные движения, присущие герою, его амплуа. Массовый танец сохраняется как неотъемлемая часть сельских и городских праздников .

Развитие танца. Ренесанс. В 15—16 веках к танцу стали относиться не просто как к части обряда, но и как виду искусства, считая его равным другим. создавались посвящённые танцам трактаты и учебники . исполнялись морески  — сюжетные танцевальные сцен. Танец становится важной составляющей светской жизни . В начале 17 века появился  балет . В этот период Французская королевская Академия танца , основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем. Для танце не только сочиняют специальные музыкальные композиции , но и создаются виды одежды для танца.

Развитие танца. Ренесанс.

В 15—16 веках к танцу стали относиться не просто как к части обряда, но и как виду искусства, считая его равным другим. создавались посвящённые танцам трактаты и учебники . исполнялись морески  — сюжетные танцевальные сцен. Танец становится важной составляющей светской жизни . В начале 17 века появился  балет . В этот период Французская королевская Академия танца , основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем. Для танце не только сочиняют специальные музыкальные композиции , но и создаются виды одежды для танца.

Развитие танца. XVIII – XIX век. Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трёхдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс . На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам. Танец окончательно укоренился в театральной практике. Во второй половине 19 века в сценическом танце возникает танцевальный  лейтмотив . Большое внимание уделяется согласованности  солистов  танца и  кордебалета . В это время появились пуанты , что дало возможность разрабатывать новый, виртуозный стиль.

Развитие танца. XVIII – XIX век.

Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трёхдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс . На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам. Танец окончательно укоренился в театральной практике. Во второй половине 19 века в сценическом танце возникает танцевальный  лейтмотив . Большое внимание уделяется согласованности  солистов  танца и  кордебалета . В это время появились пуанты , что дало возможность разрабатывать новый, виртуозный стиль.

Развитие танца. Модерн. В конце 19 века появился танец «модерн»  — свободный, пластический или ритмопластический танец В 19 — начале 20 веках появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки). Танец становится доступным всем. «Из-за океана» приходят новые музыкальные веяния и, соответственно, новые виды танцев,

Развитие танца. Модерн.

В конце 19 века появился танец «модерн»  — свободный, пластический или ритмопластический танец

В 19 — начале 20 веках появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки). Танец становится доступным всем.

«Из-за океана» приходят новые музыкальные веяния и, соответственно, новые виды танцев,

Направления и стили танцев. Народный танец Ритуальный танец Балет Исторический танец Бальный танец Акробатический танец Свинг Эстрадный танец Современный танец Клубный танец Уличный танец

Направления и стили танцев.

  • Народный танец
  • Ритуальный танец
  • Балет
  • Исторический танец
  • Бальный танец
  • Акробатический танец
  • Свинг
  • Эстрадный танец
  • Современный танец
  • Клубный танец
  • Уличный танец
Домашнее задание Сообщение «Пляска» ( чем отличается от танца? Виды? Особенности и т.д.) Подготовить доклады о стилях и направлениях.

Домашнее задание

  • Сообщение «Пляска» ( чем отличается от танца? Виды? Особенности и т.д.)
  • Подготовить доклады о стилях и направлениях.

multiurok.ru

Танец как вид искусства

Просмотр содержимого документа «Танец как вид искусства»

Танец ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением; древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои эмоции посредством своего тела. Танцевальные  па  (фр.  pas  — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека  — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.

Танец

  • ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением;
  • древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои эмоции посредством своего тела.
  • Танцевальные  па  (фр.  pas  — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека  — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Танец Главными характеристиками танца являются: ритм  — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок  — сочетание движений в композиции; динамика  — варьирование размаха и напряжённости движений; техника  — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. жестикуляция (во многих танцах большое значение имеют движения рук).

Танец

Главными характеристиками танца являются:

  • ритм  — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;
  • рисунок  — сочетание движений в композиции;
  • динамика  — варьирование размаха и напряжённости движений;
  • техника  — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций.
  • жестикуляция (во многих танцах большое значение имеют движения рук).
Танец Танец имеет разные средства выразительности : гармонические движения и позы пластика и мимика динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений» темп и ритм движения пространственный рисунок, композиция костюм и реквизит

Танец

Танец имеет разные средства выразительности :

  • гармонические движения и позы
  • пластика и мимика
  • динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений»
  • темп и ритм движения
  • пространственный рисунок, композиция
  • костюм и реквизит
Что есть танец ? Зачем он нужен? Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ . За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие . Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Танец используется как способ самовыражения, социального общения , в религиозных целях , как состязательный вид спорта , как показательный вид искусства . У некоторых птиц танец сопровождает брачные песни. С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.

Что есть танец ? Зачем он нужен?

  • Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ . За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие . Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
  • Танец используется как способ самовыражения, социального общения , в религиозных целях , как состязательный вид спорта , как показательный вид искусства . У некоторых птиц танец сопровождает брачные песни.
  • С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
Развитие танца. Древность. Возникли танцы в глубокой древности , тогда они были выражением сильных эмоций . Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения . Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении (т.е. обрядовость танца) . У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. 

Развитие танца. Древность.

Возникли танцы в глубокой древности , тогда они были выражением сильных эмоций . Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения . Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении (т.е. обрядовость танца) . У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. 

Развитие танца. Античность. Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности : ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра . Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры.  Пантомима  — вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность тела челвоека, жест, мимика». 

Развитие танца. Античность.

Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности : ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра . Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры.  Пантомима  — вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность тела челвоека, жест, мимика». 

Развитие танца. Средние века. В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, в которой танец считался греховным делом , происходила дальнейшая театрализация танца , появились  жонглёры, шпильманы, скоморохи. Задача танца для них – передача характера своего героя (мистерии или балагана). Танец был «шаблонным», т.е. использовались одни и те те традиционные движения, присущие герою, его амплуа. Массовый танец сохраняется как неотъемлемая часть сельских и городских праздников .

Развитие танца. Средние века.

В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, в которой танец считался греховным делом , происходила дальнейшая театрализация танца , появились  жонглёры, шпильманы, скоморохи. Задача танца для них – передача характера своего героя (мистерии или балагана). Танец был «шаблонным», т.е. использовались одни и те те традиционные движения, присущие герою, его амплуа. Массовый танец сохраняется как неотъемлемая часть сельских и городских праздников .

Развитие танца. Ренесанс. В 15—16 веках к танцу стали относиться не просто как к части обряда, но и как виду искусства, считая его равным другим. создавались посвящённые танцам трактаты и учебники . исполнялись морески  — сюжетные танцевальные сцен. Танец становится важной составляющей светской жизни . В начале 17 века появился  балет . В этот период Французская королевская Академия танца , основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем. Для танце не только сочиняют специальные музыкальные композиции , но и создаются виды одежды для танца.

Развитие танца. Ренесанс.

В 15—16 веках к танцу стали относиться не просто как к части обряда, но и как виду искусства, считая его равным другим. создавались посвящённые танцам трактаты и учебники . исполнялись морески  — сюжетные танцевальные сцен. Танец становится важной составляющей светской жизни . В начале 17 века появился  балет . В этот период Французская королевская Академия танца , основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем. Для танце не только сочиняют специальные музыкальные композиции , но и создаются виды одежды для танца.

Развитие танца. XVIII – XIX век. Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трёхдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс . На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам. Танец окончательно укоренился в театральной практике. Во второй половине 19 века в сценическом танце возникает танцевальный  лейтмотив . Большое внимание уделяется согласованности  солистов  танца и  кордебалета . В это время появились пуанты , что дало возможность разрабатывать новый, виртуозный стиль.

Развитие танца. XVIII – XIX век.

Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трёхдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс . На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам. Танец окончательно укоренился в театральной практике. Во второй половине 19 века в сценическом танце возникает танцевальный  лейтмотив . Большое внимание уделяется согласованности  солистов  танца и  кордебалета . В это время появились пуанты , что дало возможность разрабатывать новый, виртуозный стиль.

Развитие танца. Модерн. В конце 19 века появился танец «модерн»  — свободный, пластический или ритмопластический танец В 19 — начале 20 веках появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки). Танец становится доступным всем. «Из-за океана» приходят новые музыкальные веяния и, соответственно, новые виды танцев,

Развитие танца. Модерн.

В конце 19 века появился танец «модерн»  — свободный, пластический или ритмопластический танец

В 19 — начале 20 веках появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки). Танец становится доступным всем.

«Из-за океана» приходят новые музыкальные веяния и, соответственно, новые виды танцев,

Направления и стили танцев. Народный танец Ритуальный танец Балет Исторический танец Бальный танец Акробатический танец Свинг Эстрадный танец Современный танец Клубный танец Уличный танец

Направления и стили танцев.

  • Народный танец
  • Ритуальный танец
  • Балет
  • Исторический танец
  • Бальный танец
  • Акробатический танец
  • Свинг
  • Эстрадный танец
  • Современный танец
  • Клубный танец
  • Уличный танец
Домашнее задание Сообщение «Пляска» ( чем отличается от танца? Виды? Особенности и т.д.) Подготовить доклады о стилях и направлениях.

Домашнее задание

  • Сообщение «Пляска» ( чем отличается от танца? Виды? Особенности и т.д.)
  • Подготовить доклады о стилях и направлениях.

multiurok.ru

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА: народный танец как древнейший вид народного искусства

Транскрипт

1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Хореографический факультет Кафедра хореографии ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА: народный танец как древнейший вид народного искусства Лекция для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Народное художественное творчество», квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель», специализации «Хореография (народный танец)» Барнаул 2007

2 ББК 85.32я7 И895 Утверждена на заседании кафедры хореографии г., протокол 1 Рекомендована к изданию советом хореографического факультета г. протокол 1 Составитель: доцент кафедры хореографии Е.Б. Овчаренко Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры бальной хореографии АлтГАКИ С.Н. Темлянцева И895 История и теория народно-сценического танца: народный танец как древнейший вид народного искусства : лекция для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Народное художественное творчество», квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель», специализации: «Хореография (народный танец)» / сост. Е.Б. Овчаренко; АлтГАКИ, кафедра хореографии. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, с. История и теория народно-сценического танца является одним из основных предметов специальных дисциплин хореографического образования. Данная работа включает лекцию о происхождении танца, предназначенную для студентов вузов культуры и искусств. ББК я7 Издательство АлтГАКИ,

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Народный танец как древнейший вид народного искусства...5 Заключение.. 12 Список литературы.13 3

4 ВВЕДЕНИЕ Танец, как и любое другое искусство, прежде чем принять ту форму, с которой мы встречаемся сегодня, прошел огромный путь развития. И чтобы понять и прочувствовать его, несомненно, нужно знать о его рождении, о том, как танцевали люди в древности, о том, что значил для них танец и еще многое, многое другое. Танец это средство выражения эмоций в движениях. Изучение танца не имело бы большого значения, если бы танец представлял собой только унаследованное от диких предков моторноритмическое выражение избыточной энергии, радости жизни. Но, если установлено, что предрасположенность к танцу развивается разными путями у различных групп людей, а его смысл и значение связаны с иным феноменом цивилизации, история танца приобретает огромное значение для изучения человечества. Цель данной лекции помочь студентам представить исторический путь развития танца, его самобытность и реализм, его связь с хореографическими культурами других стран. 4

5 НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК ДРЕВНЕЙШИЙ ВИД НАРОДНОГО ИСКУССТВА План: 1. Истоки хореографической культуры народов 2.Танец эпохи первобытнообщинного строя 3.Танец эпохи древнейших цивилизаций Истоки хореографической культуры народов Хореографическое искусство в процессе истории получило широкое развитие. Сегодня существуют различные направления хореографии от обрядовых танцев до современных. Все направления хореографии имеют свою национальную подоплеку. Но для того, чтобы хореография развивалась как вид искусства, неизбежно приходится возвращаться к истокам зарождения танца. Ведь в истоках лежит причина возникновения хореографии как вида искусства, будучи еще обрядовым культом. Современные направления получают развитие, основываясь на уже известном материале, а многие древние обряды являются фундаментом для различных видов хореографии. Возвращаясь к истокам, мы узнаем предназначение танца в жизни различных народов. Основываясь на этом, можно эффективно углублять тот или иной вид хореографического искусства. Одна из существующих черт искусства древности это синкретизм i. Поэтому для изучения древних форм танца его придется скорее искусственно отделить от всех других видов художественного творчества. «Анализ танца в его взаимоотношении со всеми другими компонентами первобытного художественного творчества позволяет увидеть последнее, как единое целое явление и в то же время определить конкретную роль танца в этом действе». ii Хочется еще отметить зависимость искусства в целом от той среды, в которой оно рождается. Г. Кюн в своей работе «Искусство первобытных народов» говорил: «Никогда искусство не бывает случайным, оно всегда непосредственно связано с современною ему жизнью, с религией, мистикой, наукой, философией, правом и государственным строем. Все эти моменты взаимно обусловливают друг друга и образуют некое единство» он же отмечал, что основой искусства всегда является духовная жизнь данной эпохи. 5

6 Из выше сказанного следует, чтобы хоть немного приблизиться к истине интересующего нас вопроса, требуется не только подробно изучить памятники древней культуры, опираясь на знания о современном искусстве, но и постараться по возможности понять внутреннее ощущение человека, жившего много веков до нас. Другие условия жизни, другие потребности, иное самовыражение, совершенно другие цели преследовали древние художники, в отличие от наших современных. Самое главное нужно избавиться от несправедливого мнения о «низком» уровне культуры древнего человека. Просто это совершенно другая ступень. Прежде, чем приводить примеры памятников искусства древности, свидетельствующих о том, что наши предки именно танцевали, нужно определить, что такое танец и где найти истоки его возникновения. Существует множество теорий, и многие из них противоречат, некоторые перекликаются и дополняют друг друга. Известный физиолог Х. Эллис определяет танец как явление, в котором все подчинено строгим правилам исчисления, ритма, метра и порядка, строгому следованию общим законам формы и четкого соподчинения части целому. Концепция Х. Эллиса развивается в трудах американского историка, теоретика танца У. Сорелла, который утверждает, что в своей сущности танец есть ритмическое движение. По его мнению, танец старше человека. Первобытные люди подражали различным животным и подлинно их копировали, показывая, как они охотятся, ищут пищу или ухаживают друг за другом. В зарубежной научной литературе, в частности, во французских, английских и американских энциклопедиях наиболее распространено определение танца не просто как некое движение, а только как движение человеческого тела. А. Меррей президент национального института бытового танца считает, что в древнейших формах танец был мистическим. Потребность выражать эмоции, по мнению ученого, появилась задолго до того, как развился разговорный язык. Определение танца подобное тому, что дано Мерреем, приводит английский исследователь А. Хоскель. Танец, по его мнению, это средство выражения эмоций путем постоянной смены движений, подчиненных определенному ритму. По мнению директора института контаметрии и хореографии при Колумбийском университете, автора фундаментального труда: «Стили фольклорных песен и культуры» А. Ломакса, танец 6

7 представляет собой модель жизненно необходимой коммуникативной связи, вобравшей в себя наиболее распространенные моторно-двигательные образцы, которые наиболее часто и успешно использовались в жизни большинством людей данной общности. По мнению А. Ломакса, танец это, прежде всего, вид искусства. Он предлагает разработать метод изучения элементов движения, воплотивших в себе всеобщие избыточные переживания и напоминающих стилизованные формы танца, которые можно обнаружить в повседневной жизни этой или иной культурной общности. Э.А. Королева в своей работе «Ранние формы танца» из приведенных исследований делает вывод, определяя, что по своему родовому признаку танец это вид искусства, вернее, танец это вид пространственно-временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз. iii И обобщая все вышесказанные определения, можно сказать, что рождение танца нельзя отделить от рождения всего искусства в целом и от рождения всего «человека» вообще. И соответственно изучение танца необходимо начинать с того периода, который можно назвать зарей человечества. А чтобы не запутаться в огромном количестве источников из-за довольно большого временного периода, остановимся сначала на дошедших до нас живописных и скульптурных памятниках культуры. Танец эпохи первобытнообщинного строя Обратимся к самому раннему детству человечества, когда не были изобретены ни лук, ни стрелы с орудиями из камня и дерева, люди коллективно охотились на крупного зверя. От удачи зависела вся их жизнь. Охота была одним из самых ранних процессов производства и занимала ведущее место в человеческой жизни на протяжении тысячелетий. Естественно, что основными в художественном отображении действительности оказались сюжеты, посвященные охоте. А. Столяр выдвинул гипотезу о формировании предпосылок творчества у неандертальца, что было, по крайней мере, за тыс. лет до появления Xomosapiens, то есть за десятки тыс. лет до 7

8 того, как человек стал наносить на стены пещер первые изображения. А. Столяр совершенно верно обратил внимание на коллективноэмоциональный характер каждого охотничьего предприятия. Речь у неандертальца находилась еще в зачаточном состоянии, поэтому эмоции выражались главным образом в форме непроизвольно возникающих элементарных символических движений, в которых каждый как бы повторно исполнял свою роль в завершающейся охоте. У туши зверя зарождалась охотничья пантомима, давая начало основным видам изобразительного и выразительного творчества. Такие пантомимы сопутствовали каждой охоте и, по-видимому, дублировались. Второй раз они исполнялись в информационных целях, когда охотники возвращались на стойбище и при помощи атрибутов зверя рассказывали о случившемся. Пантомимные действа первобытных охотников продолжали исполняться и в эпоху верхнего палеолита охотниками, уже владевшими членораздельной речью и наделенными сознанием, близким к сознанию современного человека. Очень часто встречаются изображения неких мифических существ со звериной или птичьей головой, с человеческими корпусом или ногами. Особенно характерен в этом плане знаменитый «Колдун» из пещеры Трех братьев во Франции (Пеш-Мерло). После детального анализа «Колдуна» делается вывод о том, что древний художник довольно искусно показал ритмичные движения танцора, одетого в бутафорский костюм. Н.Костере, сравнив изображения «Колдуна» с рисунком обнаженного человека в маске из пещеры Лабастид (Франция), тело которого наклонено вперед, колени согнуты, руки протянуты горизонтально, увидел в нем, как и в других рисунках пещер, позу ритуального танца. Не меньшее значение, чем охотничьим, первобытные племена придавали военным танцам. В военных танцах, как становится ясно из приведенных этнографических примеров и наскальных рисунков, они учились владеть оружием и вести бой, в них воспитывалась выносливость. Военные танцы, как и охотничьи, способствовали не только физической, но и психологической подготовке. Поэтому в глазах первобытных воинов они имели магическое значение. О том, какое 8

9 эмоциональное воздействие оказывали военные танцы на их исполнителей можно судить по многочисленным примерам. Огромное психологическое воздействие этих танцев использовалось иногда и довольно оригинальным образом. Например, в племени ирокезов каждый мог сформировать военный отряд и предпринять поход куда угодно. Они объявляли о своем намерении тем, что устраивали военный танец и приглашали добровольцев. Это было вместе с тем практическим способом узнать, насколько популярно его предприятие. Особое значение придавалось военным танцам в торжественных церемониях, славящих победителей. Военные танцы исполнялись не только после очередного похода в знак победы, но и во время специальных ежегодных ритуальных празднеств. Кроме общих черт, между танцами охотничьими и военными, были и определенные различия. Исполнители военных плясок демонстрировали не только свое умение метко стрелять и владеть оружием, но и защищаться от врага, умение владеть щитом, в охотничьих танцах щит не использовался. Вполне возможно также, что именно в военных танцах, воспитывающих чувство солидарности, умение действовать синхронно и точно, подчиняясь единой тактике ведения боя, впервые появились линии как особенные построения, в которых танцующие двигались рядами или держались за плечи, за пояса друг друга или за руки. Первобытный танец выступал как один из компонентов художественной культуры, отражал и складывавшиеся идеологические представления, и характер общественного труда, в частности его первичное разделение на мужской и женский. Быт обособленных охотничьих общин с их исключительно кровородственным принципом социальных связей рождал веру в сверхъестественное родство отдельных групп людей с определенными видами животных, растений. Этим объясняется появление тотемических танцев, в которых находила отражение реальная действительность. В лексике, движениях танца удивительно точно воспроизводились характер и поведение животных. Но одновременно совершенно фантастической и превратной была их функциональная направленность вера в магическое воздействие этих танцев на увеличение роста животных, растений и тем самым вера в их влияние на благосостояние людей. Тем же характером первобытного общественного труда обусловлено развитие двух основных видов 9

10 древнейших танцев женских и мужских, часть которых носила обрядовый характер. По тематическим и кинетическим особенностям структуры в женских обрядовых танцах выделяются танцы плодородия, танцы змей, птиц и животных; в мужских охотничьи и военные. Однородность первобытной культуры, вызванная схожестью условий жизни и психического склада, сравнительной простотой культурно-бытового уклада и мировоззрения, предопределила ряд общих черт в танцах различных племен мира в первую очередь их тематику, непосредственно связанную с повседневными занятиями людей, их идеологией. В мужских танцах это охота, рыбная ловля, война, мифы о сотворении мира. В женских обновление и продолжение жизни, всеобщее плодородие. Тематика танцев в значительной мере определила их лексическую структуру. В мужских танцах воспроизводились повадки различных животных, целые сцены охоты и военных действий, исполнялись разнообразные высокие прыжки, сильные удары ног о землю, присядки. Демонстрация плодоносящих сил женского тела предопределила в качестве лексической основы женских танцев колебательные и вращательные движения бедер, живота, грудей, всего корпуса. Танцы первобытных времен представляли собой характерные произведения фольклора. Они сочинялись в расчете на общее исполнение. Знание основных черт древнейшего пласта хореографического искусства помогает уже сейчас выявить некоторые наиболее древние черты старинных фольклорных танцев. Через функциональные и структурные особенности первобытных танцев в определенной мере просматриваются и тенденции дальнейшего развития хореографического искусства. Но тут же следует заметить, что изучение первобытных плясок, хотя и важный, но только самый первый шаг к пониманию особенностей и характерных черт фольклорных танцев современных народов. Танец эпохи древнейших цивилизаций Искусство Древнего Египта в свою очередь дарит нам еще более яркие примеры изображения танцевальных действ. Причем 10

11 здесь уже движение рассматривается не как сумма отдельных моментов, а как бесконечно длящийся процесс. Встречаются изображения, в которых не просто возможно угадать танец, а более того реальность изображения позволяет повторить движения. А сложность элементов говорит уже о высокой технике исполнения и соответственно выделение исполнителей как «специалистов», в отличие от более ранних периодов, когда танец как средство общения использовали все. В произведениях греческих мастеров нашли свое отражение человеческие чувства: глубокая печаль в сценах оплакивания и хмельное веселье вакхических танцев, торжественность участников праздничных процессий. «В отличие от памятников глубокой древности, античное искусство дарит нам представление не только о высочайшей виртуозной технике танца, но и эмоциональную сторону движения раскрывает в достаточной степени. Лишь на мгновение застывшими кажутся бронзовые статуэтки греков. Через множество веков складки ткани продолжают струиться и лететь от стремительных движений героического танца древних эллинов» iv. Также хочется рассказать о столь же прекрасном и не менее значимом древнем искусстве Индии. Можно только позавидовать глубокому знанию анатомии древних скульпторов. Сложные повороты корпуса, особое положение тела передано с такой точностью, что создается ощущение живого тела, ощущение танца. В Мохенджо-даро обнаружена бронзовая статуэтка обнаженной молодой танцовщицы. Ваятелю удалось передать динамичность позы танцовщицы, переносящей вес своего тела с правой ноги на левую, согнутую в колене и готовую отбить такт, правая рука танцовщицы согнута в локте и занесена назад. Молодая женщина слегка оперлась о поясницу непринужденным и жизненно правдивым жестом, делающим честь наблюдательности скульптора. Содержание искусства, его изобразительные мотивы и заложенные в них идейные стимулы представляют собой отдельные узоры, в той сложной, пестрой и часто запутанной ткани, которая называется мифологией, религией, фольклором, философией и является определенной гранью духовной культуры общества на том или ином уровне развития. Танец тоже один из компонентов в сложном узоре этой ткани. И задача состоит в том, чтобы по известным отдельным частичкам узора восстановить недостающие компоненты. И одним из таких известных компонентов является 11

12 музыка. Вернее сохранившиеся музыкальные инструменты. Если сейчас не приходится говорить о том, что музыка и танец практически не отделимы друг от друга, то в древности нерасчлененность искусства вообще допускает, что по сохранившимся и дошедшим до нас музыкальным инструментам хотя бы примерно возможно определить характер музыки, сопровождающий древний танец. А если соединить уже ранее рассмотренные описания и исследования памятников изобразительного искусства, то можно хотя бы отдаленно представить картину древности, в которой под звуки доисторического оркестра наши далекие предки исполняли свой танец. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог, нужно сказать, что уровень и характер материальной культуры в значительной мере определяют собой уровень культуры духовной. Содержание трудов древних авторов различно. Одни уделяют танцу большое значение, другие меньшее. Но однозначно, практически во всех работах по искусству, будь то вопросы значения или конкретно описания, танец занимал значительное место. Итак, народный танец один из древнейших видов народного искусства. Он складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства. Народный танец неотъемлемая часть народных обрядов и празднеств. Из народных обрядов сложились хороводы, пляски и другие обрядовые танцы. 12

13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анисимов, А.Ф. Этапы развития первобытной религии / А.Ф. Анисимов. М.-Л., Анисимов, Е. Исторические особенности первобытного мышления / Е. Анисимов. М., Блаватский, В.Д. Греческая скульптура / В.Д. Блаватский. М., Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. М., Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский. М., Громыко, А.А. Маски и скульптуры Африки / А.А. Громыко. М., Королева, Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королева. - Кишинев, Кюн, Г. Искусство первобытных народов / Г. Кюн. Л., Лапис, И.А. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа / И.А. Лапис, М.Э. Моте. М., Минц, Л.Н. Последние из каменного века / Л.Н. Минц. М., Овчаренко, Е. История и теория народно-сценического танца / Е. Овчаренко, Н. Смолянинова. Барнаул, Померанцева, Л.М. Эстетические основы искусства Древнего Египта / Л.М. Померанцева. М., Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. М., Токарев, С.А. Ранние формы религий / С.А. Токарев. М., Уральская, В.И. Природа танца / В.И. Уральская. М.,

14 Учебное издание История и теория народно-сценического танца: народный танец как древнейший вид народного искусства Лекция Составитель: Е.Б. Овчаренко Издается в авторской редакции Издательство АлтГАКИ. Подписано в печать г. Формат 60х84/16. Усл.п.л. 0,8. Уч.-изд.л. 0,5 Тираж 15 экз. Заказ 220 Алтайская государственная академия культуры и искусств , г.барнаул, ул.юрина,

15 15

16 16

17 17

18 18

docplayer.ru