Танцевальная культура древнего рима. Развитие танца в Средние века
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Танцы в древнем Риме. Танцевальная культура древнего рима


Танцы. Древний Рим. Быт, религия, культура

Древние римляне с большим неодобрением смотрели на танцы ради развлечения, но уже во II веке до н. э. после Второй Пунической войны и девочек и мальчиков учили танцевать. Приблизительно в 130 году до н. э. Сципион Эмилиан с негодованием сообщал, что его водили в эти «академии», где, он клянется, было более пятисот детей обоего пола, танцующих с цимбалами и с такими вызывающими позами, которые обесчестили бы и самого последнего раба[47].

Уже в римском обществе не считалось зазорным для дам танцевать при условии, то они не воспринимают это всерьез и танцуют настолько хорошо, что их можно было принять за профессионалов. Римские танцы, видимо, были скорее похожи на сольное выступление балерины или на танец двух-трех девушек под собственный аккомпанемент на тамбуринах, чем на наши переполненные танцевальные залы, где женщины танцуют с мужчинами в качестве партнеров. Но видимо, упорно поддерживалось более суровое отношение, во всяком случае в том, что касалось мужчин. Для того чтобы охарактеризовать нечто действительно смешное, римляне говорили, что это «все равно что танцевать в тоге». Цицерон, будучи консулом в 63 году до н. э., защищая избранного консула, Лицина Мурену, против уличения того во взяточничестве, столкнулся с обвинением своего клиента в том, что его к тому же видели танцующим. По словам Цицерона, это было очень серьезное обвинение, выдвинутое против консула римского народа, потому что если это правда, то это также подразумевало и множество других пороков, поскольку вряд ли кто-то в здравом уме станет танцевать, если только он не лишился рассудка, и не важно, делает он это в полном одиночестве или в каком-то уважаемом собрании.

В разнузданные времена ранней империи древние запреты, по-видимому, вышли из моды. Овидий, как мы уже видели, выступал в защиту танцев, особенно для девушек, грациозность движений которых усиливала их очарование. К его времени мужчины и женщины уже танцевали вместе: «Пальцами стана коснись, ногу ногою задень» – таков был его совет юному влюбленному; но похоже, римляне никогда не увлекались танцами так, как мы сегодня. Старомодные римляне продолжали неодобрительно относиться к танцам, особенно когда полусумасшедшие императоры, такие как Калигула или Нерон, жаждущие поклонения толпы, сами пускались в пляс, чтобы развлечь зрителей. Однажды Калигула созвал трех важных сенаторов посреди ночи. Они все подумали, что пришел их последний час. Однако император хотел лишь, чтобы они посмотрели, как он танцует. К закату империи, однако, налицо были признаки совершенно другого отношения. Приблизительно в 400 году н. э. Макробий уже всерьез вопрошал: «Вы когда-нибудь видели танцора, мужчину или женщину, на каком-нибудь пиру?» Его картина возобновленной умеренности и сдержанности в общественной жизни среди более рафинированных членов общества резко контрастирует с ярым обличением святым Иеронимом мирской жизни как самой греховной для того времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Танцы в древнем Риме :: Танцы древней культуры

    В Древнем Риме в отличие от Греции в основном использовались воинственные и дикие пляски для поднятия боевого духа, а не для массовых празднований и веселья. Такое чисто рациональное отношение римлян к разнообразию танцев объясняется более прагматичным и рассудительным складом ума.

    К сожалению, в истории Древнего Рима имеется очень мало фактов о танцах. И стоит отметить, что о плясках в элитном обществе упоминаний практически нет, а вот о танцах рабочего люда и рабов сведений намного больше.

Римские танцы

   Другая ситуация складывалась в танцевальной культуре немного позже во времена правления Нумы Помпилия. В этот период зародилось такое понятие, как салийские пляски. Этот танец исполняли специально отобранные представители почитаемых и знатных родов в количестве двенадцати жрецов. Салийский танец исполнялся в храмах и прославлял народных героев и богов. В то же время в Древнем Риме развивалась такая разновидность хореографии, как пирриха, которая представляла собой ансамблевые постановки. Эти композиции были довольно популярными и более востребованными в отличие от сольных танцев, которые уже успели «приестся».

   Особую страсть римляне питали к такому хореографическому действию, как пантомима, которая основана на разнообразии красивых жестов и движении, свойственном римлянам и по сей день. И не удивительно то, что учредителями первых танцевальных школ были именно мимы. Стоит отметить, что римляне внесли колоссальный вклад в историю и развитие мировой культуры танца как создатели пантомимы.  аккомпанемент небольшого оркестра.

 

Древнеримский театр

Самыми популярными исполнителями этого жанра были Бафилл и Пилад, которые собирали огромнейшую публику. И стоит заметить, их творчество разделило римский социум на два лагеря, отдающих предпочтение тому или иному исполнителю. Вскоре пантомима стала довольно вульгарным и даже эротичным зрелищем, которое было не по нраву религиозным представителями. Поэтому этот вид танца через определенное время стал преследоваться христианской церковью.

Невзирая на то, что пантомима была очень популярной в Древнем Риме, в культуре существовали и другие виды плясок. К примеру – ритуальный танец, который имел огромное значение в жизни римлян.

Ритуальные танцы

Для разных случаев сущразные обрядовые пляски, которые устраивались в честь того или иного бога или события. Очень часто проводились ритуальные обряды с использованием танцев, связанные с древними культами плодородия. Со временем эти действия переросли в народные массовые праздники, карнавалы и шествия.

 

tantsy-drevnej-kultury0.webnode.ru

Развитие танца в Средние века

До того момента, когда жизнь средневекового человека перешла под управление церкви, танцы представляли собой простую импровизацию, не насыщенную смысловой нагрузкой. Такой танец не обладал конкретной структурой и исполнялся в основном во время разнообразных языческих празднований и различных торжеств. Стоит отметить, что у человека Средневековья был огромный страх перед смертью, что обусловлено многочисленными событиями, в том числе войнами и распространяющейся чумой. Поэтому танцы были необходимы людям для своеобразной разрядки, это было мощное оружие в борьбе с всеобщей депрессией и отличный способ отвлечься от насущных проблем. Кроме всего прочего пляски были не только инструментом снятия напряжения в обществе, но и главным развлечением человека Средневековья.

Средневековые танцы

Очень забавным было отношение церкви к танцам в Средние века. Изначально она была довольно благосклонна к подобным действиям и очень часто сама использовала танцы в своих обрядах и богослужениях. А во многих католических храмах Испании применялись не только классические священные пляски, но и своеобразные «набожные фарсы». Это действие представляло собой рассказ религиозного характера под аккомпанемент не очень благопристойных танцев. Немного позже христианство перевело понятие танца в нечто недопустимое для верующего и праведного человека.

Средневековая церковь и танцы

Динамичное развитие культуры танца в эпоху Средневековья

Очень большой вклад в развитие танцевальной культуры Средневековья внесла Алиенор Аквитанская. Она сделала огромное вложение не только в хореографию, но и в развитие общей культуры в Европе. Это касалось музыки, поэзии и литературы. Начиная с 12 столетия, танец являлся нормальным и обыденным делом для рыцарей, которые очень часто использовали это действие как альтернативу турнирам и показательным сражениям.

От греческого дифирамба произошел такой танец, как кароль. Он представляет собой танец-песню, который в свое время пользовался очень большой популярностью и изначально исполнялся только в майский период, но вскоре стал неотъемлемой частью абсолютно любого праздника и торжества. Самым излюбленным он был в Англии и Франции.

Следующий толчок в развитии танцевальной культуры во времена Средневековья поступил из Южной Франции в конце 13 столетия в виде формирования совершенно новых видов и стилей хореографии. Вскоре любовь к этим танцам «поглотила» всю Европу. Новые пляски отличались от предыдущих своей структурой и концепцией. Они уже ничего не имитировали и служили неким оружием в сражении за сердце дамы. Именно в эту эпоху возникла традиция поклона, преклонять колено и реверанса, а также это стало хорошим толчком к зарождению парного придворного танца. Со временем танцу начали уделять все больше внимания, и вскоре пляски стали предметом негласного соревнования среди королей и знатных особ, которые устраивали бассадансы, маскарады, всевозможные балы и торжественные шествия. Самым красочным и эффектным можно назвать танец с факелами, который устраивался по особым случаем и торжествам.

Стоит отметить, что развитие танца в Средневековье задало темп последующему зарождению новых современных стилей. Средневековая танцевальная культура была довольно насыщенной и красочной, особенно в более поздний период.

www.letopis.info