Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь под Владимиром. Предисловие. Сунгирская стоянка древних людей


Стоянки древних людей: Сунгирь, Костёнки, Маркина гора, Денисова пещера. История антропологии в России.

Череп из грота Сатанай.
						Фото любезно предоставлено В.М.Харитоновым специально для портала "Антропогенез.RU"

Череп из грота Сатанай.Фото любезно предоставлено В.М.Харитоновым специально для портала "Антропогенез.RU"

На верхнепалеолитической стоянке Прикубанья в  гроте  Сатанай (Губский   навес  №   7)   сотрудниками   Кавказской   экспедиции Ленинградского отдела И-та археологии АН   (В.П.Любин и П.У.Аутлев) был обнаружен череп кроманьонца (Романова, Харитонов,  1984). Анализ особенностей черепа, наряду с данными по Костенкам  ХIV и Сунгирю,  подтверждает  версию  о полиморфности верхнепалеолитического  населения.  Несомненно  существование   на черепе  сатанайского  неоантропа архаичных признаков (значительное развитие  надглазничного  рельефа,  характерное  очертание  лобной кости),  что соотносится с его древностью.  Сатанайский гоминид по биометрическим расчетам тяготеет к центральноевропейским вариантам неоантропов.  Наиболее  близки  к  Сатанаю  в  Восточной  Европе - Костенки ХIV и Костенки XI.

Диафиз правой плечевой кости ископаемого человека, обнаруженный   в   указанном   местонахождении   П.У.Аутлевым и А.А.Формозовым  в  1962  году,  изучен  академиком  В.П.Алексеевым (1983).  Особое внимание исследователь уделил  массивности  кости,  указав   на  значительную  вариацию  данного  признака  в  верхнем палеолите.  Плечевая  кость  принадлежала  массивному  мужчине   с крепким телосложением.

Афонтова Гора.  Лобный фрагмент  обнаружен  в  1937  году  на окраине  г.  Красноярска  Ж. Фроманже.  Он  отличается выраженной монголоидностью.  Данная  находка,  как   считается,   важна   для доказательства большой древности монголоидной расы.

Единственная находка  палеолитического  человека   в   Сибири сделана  в  1929  г.  М.М.Герасимовым  на стоянке Мальта,  близ г.  Иркутска. Возраст ребенка из Мальты определен исследователем в 3-4 года. Сохранившиеся  кости черепа позволили М.М.Герасимову отметить такие особенности строения,  как долихоцефалия и  слабое  развитие надбровных  дуг.  Сделано  им предположение о возможной аномалии в онтогенетическом  развитии  мальтийца.  В   последнее   время   на мальтийскую  находку  вновь  обращено  внимание  исследователей  (Алексеев,  Гохман,1987).  Авторы последнего исследования  с  рядом пунктов приведенного заключения не согласились.  Они предполагают, что набор найденных зубов принадлежит  двум  субъектам  разного  и раннего онтогенетического возраста, захороненным вместе. Патология мальтийца отрицается.  Возраст  детей  оценена  в  3-4  и  1  год.

Интересна   задача,  поставленная специалистами, поиска  расовых особенностей  на  костях  скелета  мальтийских  детей.  В   работе приведено мнение американского   антрополога   К.Тернера об европеоидном типе строения зубов старшего мальчика.  Авторы статьи указали  на  признаки  монголоидности  на  зубах  ( пример - слабая лопатообразность),  что  ассоциируется  с  уплощенным   переносьем детского черепа из памятника Афонтова Гора (Г.Ф.Дебец).  Интересно мнение археолога З.А.Абрамовой (1989),  которая предположила,  что патология, присущая  мальтийскому  младенцу,  обусловила  особое внимание сородичей к похоронам.

В.В.Бунак  (1980)  использовал такие признаки,  как низкое переносье и сравнительно малый изгиб чешуи лобной кости без надбровного валика у Афонтовского фрагмента,  для сближения данной находки с одним  из  вариантов  среднеплейстоценовых гоминид  без более точного определения.

 

Я.Я.Рогинский (1981)   обсуждает   концептуальное значение находок ископаемых неоантропов на территории СССР.  Можно в связи с ними считать доказанным появление неоантропа в Европе  и в  Передней  Азии  в  позднемустьерское  время. В начале позднего мустье,  можно   определенно   считать, нет ясно выраженного “кроманьонского”  типа.  Бросается  в  глаза  сходство неоантропов Восточной Европы и Азии (Сунгирь, Чжоукоудянь), еще более выражено сходство в пределах Центральной и Восточной Европы.

Палеоантропологические находки   последних   лет    позволяют детализироватть  картину  неравномерности морфологической эволюции гоминид.  Новейшие   находки   ранних   гоминид   и   протогоминид подтверждают   мнение  об  определенной  последованности  сложения морфо-функциональных комплексов,  связанных с оформлением бипедииПрямохождение, передвижение на двух нижних (задних) конечностях. Одна из особенностей, отличающих человека от человекообразных обезьян., комплекса трудовой руки,  развитием головного мозга и органов речи и т.д.  (Е.Н.Хрисанфова,  Я.Я.Рогинский,  В.В.Бунак,  М.Ф.Нестурх, В.П.Алексеев, Е.И.Данилова).

Палеоантропологи и  археологи  выясняют  картину  соотношения темпов морфо-функциональной и культурной эволюции, доказав на ряде примеров принципиальную возможность ассоциации определенного  типа материальной    культуры с   несколькими   морфотипами   гоминид (Е.Н.Хрисанфова,  Я.Я.Рогинский,  В.И.Кочеткова,  Г.П.Григорьев  и др.)

Исследования эндокрановГипсовый или другой слепок внутренней полости черепной коробки. Благодаря сохранности отпечатка борозд, извилин и крупных сосудов эндокран используется для реконструкции некоторых особенностей мышления древних людей и строения их органов чувств. ископаемых гоминид позволяют судить о принципиальных чертах    морфологической  эволюции  мозга   в антропогенезе.  Интерпретация  данных   о   структуре   эндокранов ископаемых   гоминид  в  комплексе  с  информацией  по  археологии палеолита,  неврологии,  психологии - перспективное направление  в палеоантропологии и теории антропогенеза. Построена принципиальная схема развития специфически человеческих областей  коры  головного мозга,   тесно   связанных  с  осуществлением  трудовых  операций, понятийным   мышлением   и   речью   (В.И.Кочеткова,    В.В.Бунак, А.П.Ожигова).

В тесно соприкасающихся с антропологией областях исторической науки  нам  хотелось бы обратить внимание на новаторские работы по мустьерским погребениям,  выполненные  Ю.А.Смирновым.  Мустьерские погребения  (их  известно  в  Евразии около 60) являются первыми в истории человечества достоверными следами захоронения умерших.  По мнению  автора,  на  территории бывшего СССР погребениями являются Киик-Коба 1 и 2,  Тешик-Таш,  Староселье и погребения  Заскальные.

Одни  неандертальцы  чаще  погребали  взрослых,  другие - одинаково часто  взрослых  и  детей.  Выделены  исследователем   особенности погребений  связанные  с  положением  по  отношению  к убежищу,  с ориентировкой  скелетов,  парностью,  набором  поз,  с  формой   и устройством   ям,  с  сопровождением  или  отсутствием  инвентаря. Ю.А.Смирнов пришел к  выводу,  что  у  палеоантропов  существовало дуалисткое восприятие,  а также, что мустьерские люди переходили от палеокультурных  форм   поведения   к   неокультурным.   Интересно заключение,  что   данный   переход  носил  стадиальный  характер (Смирнов, 1985).

Статуэтки женщин из Авдеево.
							Источник: http://www.donsmaps.com/avdeevo.html

Статуэтки женщин из Авдеево.Источник: http://www.donsmaps.com/avdeevo.html

Интереснейшие археологические   открытия  сделаны  совместной экспедицией  ЛОИА  СССР  и  НИИ  и  Музея  антропологии  МГУ   под руководством  М.Д.Гвоздовер и Г.П.Григорьева.  В период 1972- 1980 гг.  в палеолитическом памятнике  Авдеево под  г. Курском  открыты костяные поделки и памятники первобытного искусства,  в частности,  мужские  и  женские  статуэтки.   Что   особенно   интересно   для антропологов ? В яме № 77 открыты три уникальные, отличные друг от друга статуэтки женщин,  явно сделанные не одной рукой (Гвоздовер, 1983).  Общее в статуэтках: плечи переданы художником обьемно, руки прижаты к корпусу и отделены от  него  с  обеих  сторон  глубокими желобками.  Предплечья  помещены  под  грудью,  а  кисти  лежат на животе.  М.Д. Гвоздовер  выявила  детальные  отличия  статуэток.  У первой  руки  переданы  ассиметрично.  У второй - кисти,  выходящие из-под груди,  лежат в верхней  части  слабовыпуклого  живота.  На кистях  переданы пальцы и браслеты.  Кисти рук третьей статуэтки с пальцами и браслетами выходят из-под груди и лежат в нижней  части клиновидно  выступающего  живота.  Существует различие статуэток в передаче прически и деталей одежды.  Уникальность одной скульптуры заключается  в  скульптурном  изображении  лица  и точной передаче весьма  сложной  прически  или  головного  убора.  Автор  открытия предположила   существование   особенностей  в  характере  поделок костенковской  культуры,  отличающие   ее   от   других   культур. М.Д. Гвоздовер  разработала  типологию 120 статуэток из Авдеевского памячтника,  найденных  в  указанные  годы.  Уникальны  также  две скульптуры животных (лошади и мамонта),  раскопанные в описываемом памятнике.

Большим событием  стала  находка  рубила ашельского облика на юго-западе Средне-Русской возвышенности в пределах Курской области в 1985 г. сотрудниками Авдеевской палеолитической экспедиции НИИ и Музея антропологии МГУ и ЛОИА АН СССР (Алексеев, Григорьев, 1987).  Находка  сделана  на  поверхности.  Тип орудия классифицирован как копьевидный вариант.  Находка,  по мнению авторов,  выглядит более архаичной   чем   рубила,  найденные  до  сих  пор  на  территории Европейской  части  СССР.  И, если  находки  возле  Амвросиевки  в Приазовье и в Виницкой области относят к концу ашеля или к мустье, то данное орудие может соотноситься со  средним  ашелем.  Значение открытия в возможности оценить время появления ашельского человека в Европейской части ССР.  До этого находки рубил относились либо к более  южным,  либо  к  более  западным областям,  теперь же можно говорить о расширении ареала ашеля далее к востоку и к северу.

В данном  обзоре  мы попытались не просто перечислить находки ископаемых гоминид на территории Восточной  Европы  и  прилегающих районов Азии,  но напомнить о спектре теоретических разработок,  с ними  связанных.  Нам  представляется,  что  большинство   находок послужило  источником  лишь  первоначальных  интерпретаций,  хотя, видимо,  можно возвращаться к ним в работе многократно,  исходя из новых витков развития теории антропогенеза, а также применив новые методы исследования и анализа.

antropogenez.ru

Поздний палеолит (около 25 – 30 тыс. лет до н.э.)

 Палеолитические памятники России – Костенки, Мальта, Капова пещера, Сунгирь… При всех впечатляющих достижениях палеолита Восточно Европейской Равнины невозможно умалить ярчайшие палеолитические артефакты  от которой нередко яро открещивается «западноевропейский космополитизм» и ученные самой России.

Сунгирь, около 25 тыс. лет Сунгирь – над осыпями и отложениями Валдайского оледенения – здесь тысячи лет сменяют друг друга разные археологические культуры. Но культуры – людей современного типа, «хомо сапиенс сапиенс», очень похожих на нынешних россиян. Как подчеркивает один из новгородских археологов,  «наших физических (антрпопологических) предков» (но не по культуре и языку). И действительно, культура и язык не мог быть русскими , до русских это была эрзянская земля.

А бсолютное отсутствие связей по языку и культуре между «людми палеолита, мезолита, неолита, энеолита и т.п.» доказывать апологетам «разрывности» и «несвязности» отечественных археологических культур все труднее.Между тем связь есть и она находится в связи "эрзя-русский".

Сунгирь – жемчужина отечественной истории.

Полвека назад за Добрым селом (ныне в составе Владимира), справа от шоссе, при разработке глиняных карьеров обнаружены следы древнейшего в крае поселения людей каменного века. Под руководством известного археолога Отто Николаевича Бадера (Институт археологии АН СССР) в течение 20 лет проводились полевые и камеральные работы. В лабораториях Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны были проведены исследования, в том числе и радиоуглеродный анализ, результаты которых свидетельствуют, что поселение Сунгирь могло возникнуть от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад. Ученые считают, что стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2-3 тысяч лет.

Скорее всего, Сунгирь был сезонным охотничьим стойбищем: люди в то время активно перемещались, охотясь на северного оленя, мамонта, лошадей, бизонов, росомаху, волка, бурого медведя, тетерева и прочую живность. Кострища и очажные ямы, места обработки костей и камня свидетельствовали о налаженной хозяйственной деятельности. Палеозоологический анализ указал на охотничью специализацию сунгирцев, а также на то, что они, возможно, занимались собирательством.

Дальше, на высоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней крепости, выросшей в XII веке на месте славяно-мерянского поселка IX—XI веков над устьем оврага и излучиной Клязьмы. Оврагом протекала речка Сунгирь, еще в XVII веке способная вертеть колесо стоявшей на ней мельницы Константино-Еленинского монастыря. Имя речки, как и соседнего села Суромны — допускают — следы досредневековых названий. Снегирь, пустырь, Коломна и подобные топонимы оставляют возможности происхождения этих названий и из русского языка, а не только из «нерусских» (не индоевропейских).

На памятнике выявлена погребенная почва, возможно, использованная 70 тыс. лет назад. Но до сих пор здесь нет даже таблички с обозначением стоянки древнего человека. Зато в Японии Сунгирским захоронениям посвящена целая экспозиция.

Пока на Сунгири раскопано около 5000 кв.метров культурного слоя, находящегося на глубине 2,7 — 3,5 метра (вероятно, за разное время в палеолите здесь было заселено несколько гектаров – как в Костенках). Ученые нашли за время раскопок свыше 50 000 отдельных предметов, позволяет восстановить жизнь древнего человека в центре ВЕРа с почти исчерпывающей полнотой. Еще во время раскопок, проводимых в 1956-1977 годах профессором О.Н.Бадером, найдены останки шалашевидных жилищ, изделия из мамонтовой кости, погребения древних людей, много орудий труда, предметов быта, ремесел, украшений, оружия того времени (кинжалы, копья, дротики и т.д.).

Количество найденных предметов, не считая костей доисторических животных — более пятидесяти тысяч. Известным антропологом М.М.Герасимовым созданы скульптурные портреты первых жителей Владимирского края, которые сейчас находятся в музее. Ниже фрагменты экспозиции, посвященной Сунгири.

В погребениях верхнего палеолита (людей на землях будущей России уже тогда хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов) чрезвычайно возрастает количество украшений, сопровождающих умершего. Так, в поселении Сунгирь на каждого захороненного 25 — 28 тысяч лет назад приходится в среднем 4 — 5 тысяч бусин, подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород. Применяются резьба, гравировка, сверление, полировка, окрашивание. Технология обработки мамонтовой кости особенно поражает своей «индустриальностью» и похожестью на технологию изготовления бусин из белемнита (Костенки 17), применявшуюся за 20 тысяч лет до этого

Украшения
Диски из бивня мамонта с геометрическим орнаментом (назначение не известно). Сунгирь. Найти в Интернете трактовки символики Сунгири известным археологом Виталием Епифановичем Ларичевым, x.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/Lari4.rtf (188 КБ) и др.
 

В одном из них находились останки 40-50-летнего мужчины (так называемый Сунгирь-1). В другом погребении — сунгирский мальчик 12-14 лет (Сунгирь-2) и девочка 9-10 лет (Сунгирь-3), лежащие головами друг к другу (см.:выше).

Рост взрослого сунгирца — около 180 см. Ученых поразили необычные размеры плечевого пояса: длина правой ключицы мужчины составляет 190 мм, что значительно превышает среднее значение у современных мужчин. Силен был сунгирец – «олимпийский чемпион палеолита» (далее обобщение материалов по Сунгири Дмитрием Мисюровым: http://www.sciam.ru/2005/3/archeology.shtml)

По оценке старшего научного сотрудника Института археология РАН М.Б. Медникова, большие размеры тела кроманьонцев, к которым относятся и сунгирцы, свидетельствуют о процессах, сходных с акселерацией XX-XXI вв.Высокорослый широкоплечий мужчина с трапециевидным туловищем был одет в кожаные накидку (плащ без рукавов), рубаху типа малицы, штаны и сапоги до колен. Рубаха, по-видимому, надевалась через голову, а высокая обувь до колен, возможно, была пришита к штанам. Высокий социальный статус мужчины подтверждался тем, что его одежда была богато расшита украшениями из бивня мамонта и другими костяными изделиями. Сохранившиеся ряды бус были расположены как на верхней, так и на нижней одежде сунгирцев.

Дно могилы обычно засыпали углем, золой, затем охрой — естественным красителем, применявшимся в ритуальных целях. Поверхность захоронения также покрыта слоем охры.

Парное погребение подростков уникально по своей зеркальной структуре. Но в культурном слое другого верхнепалеолитического поселения — Гагарино — была обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры, также соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с мифами о близнецах, культами плодородия. Некоторые ученые даже сам ритуал погребения, как это ни парадоксально, связывают с культом плодородия.

В эпоху верхнего палеолита продолжительность жизни населения увеличивается по сравнению с предшествующим периодом. В то же время особое значение приобретают погребения подростков, имевшие, по-видимому, особую ценность для верхнепалеолитического социума. Социальный статус мальчика и девочки из подросткового захоронения не менее высок, чем мужчины. В подростковом погребении на голове мальчика, так же как и мужчины, найдены бусы и подвески с клыками песца, которыми, видимо, была украшена шапочка. Голову девочки, возможно, покрывал свободный головной убор типа капюшона, украшенный бусами. На темени мальчика найдено кольцо из бивня мамонта, которое либо скрепляло головной убор, либо волосы, на груди обнаружена подвеска в виде лошади, а под левым плечом — фигурка мамонта. Ученых удивил «хвост» — длинный ряд бус, по форме отличающихся от бус на теле, который был зафиксирован под тазовой костью — возможно, это имитация хвоста животного.

В погребении девочки и мальчика сохранились необычные предметы: три диска (пластинки) из бивня мамонта диаметром несколько сантиметров, которые имеют четыре или восемь прорезей. Прорези идут от периферии к центральному отверстию и расположены напротив друг друга. Один диск из погребения содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски расположены наверху (шапочка девочки) и на теле, при том что найденные орудия лежат с левой стороны. Также найдены жезлы, дротики и копья из бивней мамонта, кремниевые наконечники. Самое большое копье из цельного куска бивня достигает 2,4 м. В захоронении же Сунгирь-1 ни оружия, ни инвентаря не обнаружено.

Для изготовления такого оружия необходимо было обладать техникой выпрямления бивней – замачивание, выпаривание, выпрямление. Бусы требовали особых способов производства. Украшения на верхней и нижней одежде, браслеты (под коленями и выше стопы), а также цельные кольца на пальцах поражают не меньше, чем само количество бус из бивня мамонта, — около 10 тысяч.

При раскопках подросткового погребения ученые столкнулись с уникальной ситуацией: среди погребального инвентаря присутствовала специально обработанная человеческая кость, положенная под левую руку мальчика (находка Сунгирь-4). Кость была наполнена охрой. Исследование доктора биологических наук Е.Н. Хрисанфовой еще 30 лет назад показало, что левая бедренная кость принадлежала мужчине вполне современного облика (а не неандертальцу, как считалось ранее). Недавняя работа М.Б. Медниковой позволила говорить о сходстве и возможном близком родстве сунгирских мужчин Сунгирь-1 и 4, а также детей (Сунгирь-2 и 3).

Ученые полагают, что длительное проживание в условиях ледникового периода (Сунгирь — одна из самых северных стоянок кроманьонцев в Европе) привело к возникновению биологических особенностей, имевших адаптивное значение. По особенностям строения скелета удалось воссоздать некоторые черты образа жизни взрослого мужчины, мальчика и девочки.

Скелет мужчины Сунгирь-1 развит гармонично: у него были тренированы мышцы, отвечавшие за движения рук, он часто поднимал тяжести. Кроме того, сунгирцы, по-видимому, активно ходили и бегали, возможно, на довольно большие расстояния в поисках охотничьей добычи. У мужчины ученые отметили на костях нижних конечностей признаки, которые свидетельствуют, что он часто сидел на корточках. При исследованиях двигательной активности у сунгирцев особый интерес вызвали результаты реконструкции функциональных нагрузок в области лучезапястных суставов. Вероятно, сунгирский взрослый мужчина имел большой опыт работы, требующей точных сильных движений предплечий. Скорее всего, он изготавливал орудия труда из камня. Значительное расширение ногтевых фаланг на кистях, особенно резко на левой руке, свидетельствовало о рабочей гипертрофии костной ткани. Причем «силовое» использование (зажим) левой кисти сочетается с более тонкими, но требующими значительных физических усилий движениями правой.

При реконструкции физических нагрузок детей выяснилось, что, хотя оба подростка были хорошо развиты физически, мальчик в основном занимался охотничьим промыслом (по характерным признакам, часто метал копье). Ученые отметили у него сильное развитие костного рельефа в области присоединения широчайшей мышцы спины, подлопаточной, большой круглой и клювовидно-плечевой мышц справа. На костях нижних конечностей мускульный рельеф выражен сильнее с левой стороны.

Девочка по преимуществу занималась изготовлением орудий и украшений (наиболее характерное для нее движение — сверление). При анализе патологий исследователи отметили асимметричную уплощенность суставной поверхности одного из шейных позвонков у девочки. Возможно, она носила тяжести на голове. Кроме того, у нее редкая особенность: ее бедренные кости были резко изогнуты вперед.

Особенности образа жизни отражают и признаки физиологического стресса сунгирских детей. Каждый из них за свою недолгую жизнь испытал периоды неблагоприятного воздействия, скорее всего голода, что проявилось в кратковременных остановках роста.

В образце костной ткани мальчика обнаружена высокая концентрация меди, что, по мнению Марии Козловской, можно связать с употреблением в пищу большого количества различных беспозвоночных (ракообразных, насекомых, моллюсков). Принято считать, что рацион человека верхнего палеолита в этом регионе состоял из мяса, добытого на охоте. Проведенные исследования показали, что пища сунгирцев была гораздо более разнообразной: растения, беспозвоночные, возможно, рыба составляли неотъемлемую часть древней диеты. Особый интерес представляет возможность реконструировать индивидуальные особенности питания людей столь отдаленного прошлого. Оказалось, что каждый из сунгирцев придерживался своей диеты. Так, мужчина питался в основном мясом наземных млекопитающих, что, возможно, связано с тем, что он был охотником и занимал высокое социальное положение. Мальчик, вероятно, не употреблял в пищу мясо или ел его очень мало, зато разнообразил свой стол не только беспозвоночными, но и растениями. Рацион питания девочки несколько похож на диету мужчины, но содержит больше растительных продуктов. Выявленные особенности косвенно подтверждает реконструкция характера деятельности, и обнаруженные различия в рационе питания подростков указывают на их различные социальные роли.

Таким образом, первобытная стоянка Сунгирь, обнаруженная в 1955 г. под Владимиром, стала неисчерпаемым источником уникальной информации об эпохе верхнего палеолита, по-прежнему хранящим свои тайны, раскрыть которые возможно только с помощью использования междисциплинарных подходов и проверки многочисленных гипотез».по работе Петра Золина  АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА

erzan.ru

Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь под Владимиром. Предисловие |

Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь под Владимиром впервые была обследована О.Н. Бадером в 1956 г. Это одна из наиболее северных стоянок на Русской равнине, где сохранились останки древнейшего человека. Поселение исследуется уже более 40 лет. Мировую известность получили уникальные по богатству палеолитические погребения взрослого мужчины и парного захоронения детей. Сунгирю посвящена большая литература, в том числе несколько монографий, статьи в справочниках по археологии и в энциклопедиях. И все же до настоящего времени не все материалы этого памятника опубликованы полностью, а некоторые требуют пересмотра в связи с дополнительными методиками исследования.

Настоящая работа обобщает все материалы по антропологии погребений из Сунгиря. В книге приведены каталог и опись сохранившихся антропологических находок. Впервые оценивается реконструированная диета по данным химического анализа кости, публикуются результаты предварительного молекулярногенетического исследования, обсуждаются выявленные патологические изменения на скелетах сунгирцев, проводятся дополнительные морфологические исследования в эколого-эволюционном аспекте. По возможности представлены результаты всех работ, проведенных ранее. Таким образом, читатель сегодня может воспринимать эту книгу как полный источник по палеоантропологии Сунгиря. Это особенно важно для зарубежных коллег, которым стаи,и на русском языке, как и специальный сборник статей, практически недоступны. Каждая глава книги снабжена развернутым резюме на английском языке, а таблицы и рисунки сопровождены подписями на двух языках.

Антропологические материалы сунгирской стоянки неоднократно привлекали внимание исследователей, что и не удивительно, так как это первая и пока единственная находка палеолитических погребений на территории России, представленная полным скелетом взрослого человека и двум я скелетами детей, с прекрасно сохранившимися элементами одежды и погребальным инвентарем.

Первым антропологом-исследователем этой уникальной находки был Г.Ф. Дебец, который представил краткую характеристику черепа взрослого мужчины и его скелета в статье «Скелет позднепалеолитического человека из погребения на Сунгирской стоянке», опубликованной на страницах журнала «Советская археология» в 1967 г. По его мнению, череп принадлежал пожилому мужчине плотного телосложения с пропорциями, характерными для тропических аборигенов, по ангропологическому облику включающемуся в круг европейских неоангропов.

Позднее более подробную характеристику сунгир-цу дал В.В. Бунак в докладе на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Чикаго, 1973). Определяя место сунгирского человека среди других ископаемых находок верхнего палеолита, В.В. Бунак высказал мысль о морфологическом полиморфизме позднепалеолитического населения, а также об отсутствии четкой географии в выраженности расовых черт в это время. Сунгирсц, по мнению В.В. Бунака, отчетливо демонстрирует в своем облике сочетание европеоидных и некоторых монголоидных черт (слабое выступание носовых костей), хотя по большинству антропологических признаков может быть включен в круг европейских позднепалсологических находок. Исходя из этого, В. В. Бунак (1984) предлагает назвать сунгирского человека Homo wurmesis neoanthropus-ost-europeus sunguiriensis.

Точка зрения В.В. Бунака была поддержана В.П. Алексеевым после скрупулезного сравнительного анализа всех ископаемых находок верхнего палеолита и отражена в монографии «Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас: палеолит» (1978).

Наиболее полное издание атропологических находок из Сунгиря вышло в свет в 1984 г. в виде сборника статей «Сунгирь. Антропологическое исследование».

В нем были представлены результаты изучения черепов и посткраниальных скелетов взрослого мужчины и детей, а также характеристики черепа, обнаруженного над погребением мужчины, и фрагмент бедренной кости, заполненной охрой, из детского погребения.

Антропологические материалы были проанализированы с помощью классической краниоостеологи-ческой методики и новой для того времени одонтологической.

В настоящее время значительно расширились границы антропологии, особенно за счет экологического направления. Впервые стало возможным обратиться на основе костного материала к таким проблемам палео-антропологии, как оценка питания древнейшего населения, заболеваний, реконструкция его взаимодействия со средой обитания. Применение новых методов дает возможность более глубокого понимания истоков тех морфологических особенностей, которые характерны не только для сунгирцев, но и для всего верхнепалео-лилического населения. Более того, сейчас появилась возможность исследовать костные материалы молекулярно-генетическими методами и оценить своеобразие древнего населения на генетическом уровне. Наконец, вновь проведенное исследование костных останков человека позволяет вернуться к чрезвычайно важной проблеме соотношения времени погребений и функционирования поселения, на котором они были найдены. Для этого впервые был проведен радиоуглеродный анализ по костным останкам погребенных.

Готовя к изданию новые разработки сунгирских антропологических материалов, мы считали необходимым повторить некоторые из ранее опуб;шкованных данных, чтобы предоставить читателю полную информацию о физическом типе сунгирцев — работы большого коллектива физических антропологов. Кроме того, в археологическом разделе нынешнего издания публикуются сведения о новых датировках поселения и погребений, о хозяйстве, культуре, образе жизни и среде обигания сунгирцев. Большое значение мы придаем публикации палеогеографических и палшгологи-ческих данных о климате, рас тительности цегпра Ру сской равнины, процессах почвообразования, которые позволяют восстановить среду’ обитания сунгирского человека и уточнить время, в которое он жил и осваивал приледниковую зону.

Последний раздел книги посвящен анализу сунгирской находки в эколого-эволюционном аспекте. В нем обсуждается становление морфологических осо-бенностей всрхнспалеолитических .людей и их генезис, вводят ся в научный оборот данные генетического анализа костных материалов из Сунгиря, оцениваются морфофнзиолог ические чертьг сунгирцев в связи с проблемой расселения древнейшего человека гг биологической гг социальной адаптацией его к окружающей среде.

Большое вшгмагше уделяется стратегии выживания всрхнепалеолигических людей в изменяющихся условиях существования гг «плате» за выживание, запечатленной в различных показателях физиологического стресса, сравнительно легко фиксируемых на скелетном материале. Особый интерес в этом разделе вызывает попытка реконструировать социальную деятельность верхне-палеолитического человека по данным антропологии.

Дополнительные палеоантропологические иссле-доваггия были осуществлены в рамках гранта РФФИ №96-06-80203 «Позднепалеолитическое погребение Сунгирь (человек, культура, экология» (Руководитель Н.О. Бадер, 1996-1999). Молекулярно-генетическое исследование проведено грутшой сотрудников Института молекулярной биолог ни им. В. А. Эга ельгардта под руководством А.Б. Полторауса. Авторы исследования благодарят руководителя лаборатории плас тической реконструкцшг Т.С. Балуеву и сотрудгшка лаборатории Г.В. Лебединскую за неизменную организационную помощь при работе с антропологической коллекцией Суширя, хранящейся в этом подразделении Института этнологии и антропологгги РАН.

Авторы настоящего нздашгя приносят глубокую благодарность Бноантропологическому Фонду (Великобритания), с помощью которого удалось не то;гько опубликовать эти уникальные материалы, гго и донести результаты работы до зарубежного читателя.

Перевод аннотаций к главам 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, подписей под рисунками к главе 20 осуществлен кандидатом биологических наук Е.З. Годиной; к г лавам 1, 2,3,4, 7, 8, 25, 30, 31, 32, 33, 34, а также введения — кандидатом биологических наук Е.И. Балахоновой. Авторы приносят ггм глубокую благодарность за помощь. Аннотация к главе 32 гг подписи под рисунками к главе 8 переведены кандидатом биологических наук М.В. Козловской; аннотации к главам 5 и 6 — кандидатом исторических пауте А.П. Бужиловой; заключение и подписи под рисунками в остальных главах переведены кандидатом биологических наук М.Б. Медниковой.

Источник: Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования.

book33.ru

Сунгирская стоянка — доклад

Общие данные

Cунгирь (по названию реки Сунгирь, притока Клязьмы; топоним из русского языка), сунгирьская стоянка, стоянка современного (европеоидного) человека эпохи позднего палеолита центра России расположена близ города Владимир на левом берегу реки Клязьма. Открыта в 1955 г. Наряду с Русанихой, Бызовой, Медвежьей одно из самых высокоширотных поселений первобытного человека на Русской равнине. Древнейшее поселение людей на территории Владимирской области. Археологический памятник федерального значения. Входит в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО.

В течение 1956 – 1977 гг. полевые и камеральные работы проводились под руководством известного археолога Отто Николаевича Бадера (Институт археологии АН СССР).

Раскопано около 5-и тысяч кв. метров культурного  слоя, находящегося на глубине 2,7 – 3,5 метра, что соответствует области заселения, равной нескольким гектарам (как в  Костёнках).

Исследования  находок, в том числе и радиоуглеродный  анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь могло возникнуть от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад (брянское межледниковье). [2]. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет.

Численность людей, единовременно обитавших на стоянке, определена в 50 человек.

Раскопками 2005 года, проводимыми Бадером Н.О. (сыном  О.Н. Бадера),

«удалось заложить три шурфа в новом районе глубиной более 5 метров. Участники раскопок добрались до слоя древней почвы возрастом в 70 тыс. лет. Здесь и ждала ученых потрясающая находка. В древней почве обнаружен обломок кости пока не известного животного, но со следами человеческого воздействия. Эта находка дает возможность предположить, что на территории Сунгиря находилась стоянка людей» [1].

Рядом, на высоком  краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов  древней русской крепости 12-го века, основанной на месте славяно-русского поселения 9-го 11-го веков над устьем оврага и излучиной Клязьмы.

Особенности материальной культуры обитателей Сунгирской стоянки  указывают на её близость культуре одновременных поселений на Среднем  Дону [3].

История открытия

В процессе строительства  нового кирпичного завода близ Владимира, в нескольких сотнях шагов от автотрассы на Горький, в 1955 году разрабатывался глиняный карьер. Экскаваторщик А.Ф. Начаров поднял ковшом с глубины около четырех метров вместе с глиной кости. Он собрал их и отнес их в краеведческий музей.

Сотрудник музея  Владислав Маслов сообщил о находке  в Москву начальнику Среднерусской  археологической экспедиции Николаю  Николаевичу Воронину, который передал  полученные сведения археологу, специалисту  по изучению каменного века Отто Николаевичу  Бадеру.

Археологическая экспедиция О.Н. Бадера начала свою работу на Сунгире в 1956 году. Интересно отметить, что Отто Николаевич жил не в городе, не в гостинице, а на месте раскопа, в одной из палаток. Десятки палаток  заняты сотрудниками экспедиции, преимущественно молодежью.

В 1964 году открыто  погребение. Работы продолжались и  в последующие годы, ныне они финансируются  Государственным объединенным Владимиро-Суздальским  музеем-заповедником.

Лаборатория пластической антропологии Института этнографии Академии наук СССР воссоздала по сохранившимся черепам скульптурный облик детей из Сунгиря, на газетной странице «Правды» от 6 февраля 1975 г. читатели увидели портреты мальчика и девочки, живших на Сунгире 25 тысячелетий назад.

Находки

За время раскопок учёные нашли свыше 50-и тысяч отдельных предметов. Ещё во время раскопок, проводимых профессором О.Н. Бадером, найдены изделия из мамонтовой кости, погребения древних людей, много орудий труда, предметов быта, ремесел, украшений, оружия того времени. Найдены жезлы, дротики и копья из бивней мамонта, кремниевые наконечники. Диски из мамонтовой кости с прорезями.

Общее количество найденных бус – 10 тысяч. При изготовлении бус использовалось сверление.

Самое большое  копье из цельного куска бивня  достигает 2,4 м. Для его изготовления использовалась техника выпрямления бивней.

Найдены украшения  на верхней и нижней одежде, браслеты (под коленями и выше стопы), а  также цельные кольца на пальцах.

Найдено ожерелье, при изготовлении которого поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.

Искусство, орнамент, символизм, астрономия

Редкими произведениями первобытного искусства являются найденные  фигурки животных – мамонта и  лошади-сайги.

В погребении девочки  и мальчика найдены три диска ритуального назначения [3] диаметром несколько сантиметров, сделанных из бивня мамонта. Диски имеют четыре или восемь прорезей, идущих от периферии к центральному отверстию и расположенных друг напротив друга. Один диск содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски найдены на голове и на теле девочки.

Диски из бивня  мамонта содержат геометрический орнамент, по поводу которого В.И. Ларичев, в частности, сообщает:

«Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 – 24 тысячи лет назад – сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севере европейской России), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья и сохраняются вплоть до этнографической современности» [4].

Предметы, аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новой истории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги, геометрически разделённые на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4-секторный диск символизирует бога Хорса – указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6-секторный диск – Перуново колесо. 12-секторный диск – символ бога Коляды (календарь) [5].

«Столь настойчивое (на протяжении сотен веков!) следование одним и тем же информационным традициям объясняется просто –  в такого рода предметах искусства  запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях созидателей культур дописьменной истории человечества. То, что зачастую воспринимается археологами в качестве образцов художественного творчества или культово-обрядовых, символического (вотивного) стиля предметов, представляет собой, в реальности, подобие канонизированных, священного характера «сочинений», в которых посредством образов и знаков фиксировалось наиболее сущностное и потаенное (сакральное) из всего познанного в Природе и человеке, во взаимоотношениях людей и окружающего мира (временные ритмы хозяйственных и культово-обрядовых действ; системы естественнонаучных и религиозных представлений)» [4].

Погребения

В 1964 г. найдено  захоронение взрослого мужчины.

«Наросты на черепе оказались украшениями головного убора – ряды просверленных клыков опоясывают череп сверху. Осторожно исследуем окрашенный кусочек глины около затылка. Конечно, это не кровь. Охра. Череп окрашен! Сохранность отличная. Все зубы. Украшения. Подбородок современного человека.

– Европеоид, –  задумчиво говорит Герасимов.

– Взрослый, лет 55 – 57.

– А зубы-то стерты почти до десен. Пища, видно, была жестковатой, – обмениваемся мы впечатлениями.

Контуры костяка  уже видны почти полностью. Погребенный  лежит на спине. Руки вытянуты вдоль тела. Под ногами угли» [6].

В 1969 г. – парное погребение двух детей: мальчика 12 – 13 (южное погребение) и девочки 9 – 10 лет (северное) открыл археолог Виктор Глазов и в одном из интервью сообщил, что дети «лежали голова к голове. Был интересный момент, когда обнаружили голову, отмерили по росту, обнаружили еще одни ноги. Таким образом, у нас создалось представление, что здесь парное захоронение» [7]. Детей похоронили в центре жилища, на месте очага. Дети были уложены в могилу в вытянутом положении, тесно прижатыми головами друг к другу. Погребения подростков, по-видимому, имели особую ценность для верхнепалеолитического социума: социальный статус мальчика и девочки не менее высок, чем мужчины. «Кроме украшений, в могилу им были положены копья (1,7 и 1,1 м), вырезанные из цельного бивня мамонта» [6], дротики, кинжалы, огромное количество бус из бивня, нашитых когда-то на одежду, браслеты и перстни из бивня, сверленые клыки песца, прорезные диски, имевшие ритуальное значение, «жезлы» из бивня и рога [3].

Захоронения Сунгиря, уникальные по своей сохранности  и богатству погребального инвентаря, вызывают особый интерес исследователей. Дно могилы засыпано углем, золой, затем  охрой – естественным красителем, применявшимся в ритуальных целях. Поверхность захоронения также покрыта слоем охры. Погребённые снабжены богатым инвентарём: около 10 тысяч бус и др. украшения из бивня мамонта (по ним впервые восстанавливается одежда эпохи палеолита), произведения искусства, оружие. Прослеживаются признаки сложного погребального ритуала [3, 8, 9, 10].

При раскопках  подросткового погребения среди  погребального инвентаря обнаружена специально обработанная человеческая кость, положенная под левую руку мальчика. Кость определена как фрагмент левой бедренной кости взрослого человека. Эпифизы кости были обколоты, костномозговая полость наполнена охрой. Вероятно, эта кость выполняла важную ритуальную функцию и положена в соответствии со сложным погребальным ритуалом. Морфологическое исследование кости показало, что она принадлежала также верхнепалеолитическому человеку (Сунгирь-4) [11].

В погребении девочки  и мальчика найденные орудия лежат  с левой стороны.

Религия

Людей хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый и  разнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни, религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета» [3].

Чрезвычайно возрастает количество украшений, сопровождающих умершего. На каждого захороненного 25 – 28 тысяч лет назад приходится в среднем 4 – 5 тысяч бусин, подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.

Парное погребение подростков имеет зеркальную структуру. В культурном слое другого верхнепалеолитического поселения – Гагарино (Верхний Дон, Воронежская обл.) – обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры в аналогичной позе – соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, с мифами о близнецах – славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат и сестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуал погребения связывают с культом плодородия.

Природа

Палеозоологический  анализ указал на охотничью специализацию сунгирьцев, а также на то, что они занимались собирательством.

Растительность: ель, сосна, ольха. Леса. Женщины занималась собиранием диких плодов, орехов, ягод, кореньев, моллюсков и насекомых.

Судя по найденным  костям, объектами охоты были: мамонт, пещерный лев, северный олень, дикая лошадь, песец, росомаха, бизон, бурый медведь, волк, заяц, тетерев, серебристая чайка.

Жилища

Останки 6-ти шалашевидных жилищ были обнаружены О.Н. Бадером  во время раскопок 1956 – 1977 гг. Жилища довольно большие, их размеры достигали 10 – 15 метров в длину. Организованы наземным образом с деревянными стенами и кровлей из шкур животных. В каждом жилище был обязательно очаг для поддержания тепла и приготовления пищи [8, 9, 10]. Кострища и очажные ямы, места обработки костей и камня свидетельствовали о налаженной хозяйственной деятельности.

Ремёсла, одежда, украшения

В изготовлении бус, амулетов, подвесок и других украшения  применяются резьба, гравировка, сверление, полировка, окрашивание.

turboreferat.ru

Палеолитическая стоянка древнего человека Сунгирь

Палеолитическая стоянка древнего человека Сунгирь

В 1964 году весь мир облетела сенсационная весть о редчайшем открытии, так называемой Сунгирской находке. В тот день экскаваторщик Александр Нечаров получил наряд на работу в глиняном карьере на окраине Владимира. Опустив с размаху тяжелый ковш на грунт, чтобы зачерпнуть очередную порцию глины, Нечаров услышал, а может быть почувствовал, что он ударился обо что-то твердое. Не поленившись, Александр спустился в карьер. То, что он увидел, поразило его: в земле лежали кости огромных размеров. Смекнув, что для всех известных современных животных они явно великоваты, экскаваторщик сложил их в мешок и после смены отнес в музей.

Так началась сунгирская эпопея. Через несколько дней из Москвы примчался профессор Отто Николаевич Бадер. Осмотрев диковинные кости, он попросил немедленно проводить его в карьер. Походив по нему, приглядевшись к каждому холмику и окрестностям, он уехал в столицу. А спустя некоторое время во Владимир прибыла комплексная экспедиция Института археологии АН СССР и приступила к раскопкам. Всеми работами, в которых участвовали также специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, руководил ей сам Бадер. Во многом благодаря его опыту, энциклопедическим знаниям, настойчивости и целеустремленности было сделано открытие, ошеломившее весь ученый мир: палеолитическая стоянка древнего человека, получившая название Сунгирь, появилась в здешних краях как минимум... 25 тысяч лет тому назад!

Всего археологи раскопали более пяти тысяч квадратных метров культурного слоя, находившегося на глубине 2,7 - 3,5 метра. В ходе раскопок, продолжавшихся много лет, ученые обнаружили свыше 60 тысяч предметов, по которым можно было довольно полно представить жизнь наших очень далеких предков, их быт, зачатки культуры и даже нравы. Больше всего было найдено резцов для обработки костей и дерева, скребков для выделки шкур животных, древков копий, костяных дротиков и пластинок. Большой интерес у исследователей вызвали и бусы, изготовленные из бивней мамонтов. Нашлось множество подтверждений тому, что 25 тысяч лет назад древние земляки современных владимирцев умели не только пользоваться огнем, но и добывать его. На стоянке найдены хорошо сохранившиеся примитивные очаги – котлообразные углубления в земле.

Но самыми крупными открытиями, признанными учеными всего мира уникальными, стали погребения. Ведь обнаруженные захоронения людей периода верхнего палеолита во всем мире можно перечесть по пальцам. В России, к примеру, до 1964 года были известны пять таких могильников. А тут, на стоянке Сунгирь, археологи наткнулись сразу на три захоронения! В одном из них покоились останки 60-летнего охотника. На груди у него были подвески из гальки, а на руках - 25 пластинчатых браслетов из бивня мамонта, на черепе, вдоль рук и ног, на туловище рядами лежали почти три с половиной тысячи бусин. Их расположение на скелете позволило реконструировать расшитый бусами костюм древнего сунгирьца. Он напоминал меховую одежду современных арктических народов. На дне неглубокой могилы обнаружены нож и скребло из кремня.

В трех метрах от него исследователи нашли могилу двух подростков - мальчика и девочки. Мальчик 12 - 13 лет и девочка 7 - 9 лет уложены в могилу в вытянутом положении, тесно прижатые головами друг к другу. В «загробный мир» детей сопровождало охотничье оружие из бивней мамонта: 11 дротиков, 3 кинжала и 2 копья. Особенно интересны цельные копья, из расщепленных и выпрямленных бивней длиной два с половиной и полтора метра. В захоронение также найдены изготовленные из бивня мамонта «жефзлы», очень выразительные фигурки лошади и мамонта, прорезные диски, имевшие, видимо церемониальное значение и связанные с культом солнца и луны. Одежда детей тоже была расшита тысячами бусинок и на груди застегивалась костяными булавками. Сзади на ней были нашиты нити бус, имитирующие хвосты животных. Эта находка свидетельствует о сложном обряде захоронения и развитых религиозных верованиях людей древнего каменного века. Можно с уверенностью предположить, что они верили в загробную жизнь, обожествляли силы природы поклонялись животным и совершали магические ритуалы.

Раскопки на Сунгире дали науке и другой блистательной материал. Количество найденных предметов, не считая костей доисторических животных, перевалило за пятьдесят тысяч экземпляров, позволяющих полно восстановить жизнь древнего человека. Очень интересен инвентарь из кости и рога: выпрямители древков, наконечники и бусы из бивня мамонта, украшения из клыков песца. Редким произведение первобытного искусства стали маленькая плоская фигурка большеголовой лошадки. Знаменитая Сунгирская лошадка украшена точечным орнаментом и красной охрой. Количество точек на фигурке, кратное пяти. В ходе раскопок специалисты сделали немало интересных заключений и о самих сунгирцах. Человек Сунгиря умел не только пользоваться огнем, но и добывать его. На стоянке найдено несколько хорошо сохранившихся очагов самого примитивного устройства - в виде котлообразных углублений. Выяснилось, что они носили меховые рубашки, охотились на северного оленя, дикую лошадь, песца, росомаху, бизона, бурого медведя, волка, зайца - беляка; били тетерева, дикую куницу, серебристую чайку, и конечно, добывали мамонта. Мамонты (огромное, вымершее животное почти четырехметрового роста и шести тонн веса) в окрестностях нынешнего Владимира в то время ходили стадами. Это был желанный трофей - мясо, шкура, незаменимая при строительстве жилищ и бивни - прочный и благородный материал для изготовления оружия и украшений. Сунгирская стоянка изменила многие представления о древнем человеке. Виднейшие геологи страны уточнили по этой стоянке многие вопросы микулинского времени. Благодаря Сунгирю Владимирская фаза похолодания вошла в международную геологическую хронологию как статиграфический уровень верхнего плейстоцена (ледникового времени).

Исследователь Сунгиря Отто Бадер пытался восстановить историю этого поселения. Он считал, что стоянка использовалась не более 18 лет, после чего пришла в запустение. Вероятно, Сунгирь был сезонным охотничьим стойбищем одной и той же группы охотников. Возможно, оно находилось близ традиционной оленьей переправы через Клязьму, чем можно объяснить многократность сезонного заселения этих мест. Бадер предполагал, что рядом могут находиться и другие поселения каменного века. И действительно в 1981 году всего в восьми километрах от Сунгиря была открыта стоянка Русаниха - стойбище, где древние охотники разделывали добычу. Вероятно, дети погибли во время очередной стоянки племени на Сунгире. Их похоронили в центре жилища, на месте очага. Затем люди, на время, покинув берега Клязьмы, вернулись вновь. Жилища поставили метрах в тридцати от прежних, ближе к ручью Сунгирь. Года через два после погребения детей у поверхности их могилы было захоронено тело взрослого человека без головы. А еще через несколько лет в трех метрах от этой могилы была вырыта вторая для пожилого мужчины. В нее положили голову или череп женщины.

Работы на стоянке было - непочатый край, но археологические изыскания щедро оплачивались из государственной казны. Отто Бадер выпустил несколько книг о сунгирской стоянке древнего человека. Их перевели на многие языки, и весь мир узнал о феноменальном открытии российских ученых. А потом на Сунгире начали строить музейный комплекс, в котором предполагалось разместить уникальные находки. К нему хотели проложить туристический маршрут, но достроить комплекс не удалось: настали новые времена, и Сунгирь, объявленный памятником археологии мирового значения, был забыт на долгие годы и зарос бурьяном.

...Мы идем по тропинке к Сунгирю с сыном профессора Бадера - Николаем Оттовичем. Бурьян действительно выше головы. Отсюда, с холма, открывается удивительный вид на Боголюбове и храм Покрова на Нерли, как бы парящий в пространстве белой птицей. Недавно раскопки древней стоянки возобновились и Николай Оттович - доктор исторических наук и продолжатель дела отца - ведет речь о Сунгире, о проблемах и будущем этого памятника.

Здесь, направо, славянское городище XII века, - говорит он. - Представьте себе: зима, Клязьма, скованная льдом, и татары переправляются через реку, чтобы полонить Владимир. А совсем рядом - еще более древние места. Здесь жили сунгирцы. Вот могильник, где они хоронили своих соплеменников. Там же археологи нашли Степана – того самого, который был похоронен тут 25 тысяч лет назад. Это был сильный человек. Рост - метр восемьдесят семь! Судя по всему, он считался главным охотником у сунгирцев.

Подходим к раскопу. Нас встречает Данила-мастер. Он окончил исторический факультет Владимирского педагогического университета и, получив диплом, распределил себя на Сунгирь, стал его патриотом. Работает здесь с рассвета дотемна. Спускается в "щели" четырехметровой глубины и расчищает культурный слой. Сверху хорошо видно, что он начинается там, где глина меняет свой цвет. Данила и Бадер нашли здесь кремнешок - незаменимая вещь для людей, живших в каменном веке. Трудно без волнения смотреть на это орудие первобытных сунгирцев! Рядом другой раскоп - застарелый. На этом месте нашли захоронения мужчины и двух подростков. По сохранившимся черепам известный академик Герасимов воссоздал лица этих людей.

А сколько еще тайн хранит Сунгирь! Не удивительно поэтому, что энтузиасты решили продолжить дело Отто Бадера. Уже разработана программа восстановления заповедной зоны. Архитектор Сергей Голубев представил проект сунгирского музейного комплекса, где предполагается создать парковую зону, построить кемпинг, автостоянку, автозаправку, разбить клумбы, оборудовать современный выставочный зал, в котором посетители смогут познакомиться с древними экспонатами. Появился и первый предприниматель, сделавший взнос на это благородное дело. Энтузиастам помогают на общественных началах и специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Но все прекрасно понимают, что этого мало. Без поддержки Академии наук РФ, Министерства культуры России, местных органов государственной власти и самоуправления довести задуманное до логического конца очень трудно.

А срочное вмешательство властей просто необходимо. Значительное пространство от кирпичного завода до поселка Боголюбово, где стоит знаменитый храм Покрова-на-Нерли, считается заповедной зоной, увы, только на бумаге. По существу же это никем не контролируемая и донельзя запущенная территория. На каждом шагу встречаются несанкционированные свалки. Вот использованные автомобильные покрышки, вот груда битых бутылок... Два пацана лет по десять, порывшись в хламе и не найдя в нем ничего подходящего для себя, на наших глазах начали с остервенением бить валявшиеся здесь бутылки. То там, то здесь виднеются гаражи, построенные ушлыми автолюбителями. А жители близлежащих городских кварталов каждый год сажают здесь картошку, перелопачивая землю, в которой могут находиться предметы сунгирского периода, представляющие огромную научную ценность. Какой-то полупьяный бомж заверяет Бадера, что он будет записывать номера машин, сбрасывающих здесь мусор, и сообщать о них ученому. Есть, оказывается, и такие ценители величайшего памятника археологии. Есть все, кроме порядка. Остатки прежних строений, из которых предполагалось составить музейный комплекс, кажутся такими же древними, как и сам Сунгирь, хотя им не больше тридцати лет.

Недавно во Владимир приезжали из Москвы большие ученые-археологи. Они похвалили энтузиастов, возобновивших раскопки древней стоянки и задумавших построить музейный комплекс, о деньгах ничего не говорили, поскольку таковые у них давно не водятся. Между тем закончился очередной полевой сезон. Наступает сезон надежды на поддержку добрых людей и властей. Хочется верить, что эти надежды оправдаются. Ведь Сунгирь - это не только наше далекое прошлое, но и будущее.

uchebana5.ru