Ступа в древней индии. Большая Ступа в Санчи — мандала, несущая память о космическом порядке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Буддийские ступы древней Индии. Ступа в древней индии


Буддийские ступы древней Индии | храмы Индии

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СТРОИТЕЛЬСТВА

Буддийские ступы являются первыми культовыми памятниками буддизма. Ограды ступ, ворота, а, впоследствии, и основания украшались рельефами на буддийские сюжеты. Изучение истории возникновения и развития ступ в Древней Индии дает картину становления буддийской архитектуры и скульптуры1. 

Понятие ступа многозначно, среди его исторических значений – куча земли или кирпича, пучок волос, колонна, верхняя часть головы, ствол дерева, вершина дерева, корона, вершина, апекс, хохолок, гребень. В целом значение корня ступ – воздвигать, нагромождать, насыпать2..Установлена связь термина ступа с кучами зерна, возводимыми вокруг шеста, и обкладываемыми сверху глиной и навозом для длительного хранения3. Слово чайтья более широкое по смыслу, оно обозначает любой священный объект. Если понятие чайтья употребляется равнозначно слову ступа, то первое подчеркивает религиозный аспект, священный характер памятника, а второе – архитектурный аспект. Этимология слова выводится от слова citi, означающего ведийский огненный алтарь, причем не обязательно связанный с обрядом погребения4. 

Вопрос об историческом прототипе буддийской ступы не решен однозначно. Происхождение ступы чаще всего связывают с добуддийскими погребальными холмами шмашана5 В строительной практике индоариев они были четырехгранными и возводились непосредственно на земле, а в архитектуре асуров – не ариев, – круглыми в плане и поднятыми на каменные основания. Термин шмашана сохранился в индуистской культуре по отношению к захоронениям, но в буддийской терминологии он отсутствует6. Тот факт, что ступа никогда так не обозначается, заставляет предположить, что буддийское сооружение выполняет иные функции, чем шмашаны. 

Первоначально в научной литературе ступа трактовалась как погребальное сооружение7. Дальнейшие исследования привели к отказу от этой точки зрения8. Было выявлено, что не все ступы являются реликвариями, в которых хранятся телесные останки. К тому же, в ступу обычно вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться священные предметы или тексты. Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной буддийской истории, или просто по обету. Кроме того, монолитные ступы пещерных храмов не могли содержать в себе вложения. 

В литературе выделяют четыре вида ступ: sariraca – содержащие телесные останки, paribhojika – содержащие предметы, которыми пользовался Будда, кто-либо из его учеников или последующих учителей, uddesika -отмечающие памятные места или события, и вотивные ступы, возводимые по обету, часто вокруг больших ступ9. Первые два типа ступ называются также dhatu, или dhatugarbha, что со временем превратилось в dagoba.  

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, а если та или другая возведены по обету, то их можно назвать и вотивными. То, что обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, вотивом, объектом почитания и, одновременно, символом буддизма. 

В буддийских текстах упоминаются ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две построенные купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, одна такая же ступа, возведенная Анатхапиндакой, и ступа построенная им же над останками Шарипутры. Также называются три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца10. Анализ текстов показывает, что сведения содержащиеся в них, не могут быть приняты как абсолютно достоверные. 

Более надежными являются сообщения о возведении ступ после паринирваны Будды. С них и следует вести историю буддийского культового строительства. Основная информация о них содержится в Махапаринирвана сутре, из которой мы узнаем как следует чтить останки Просветленного, кто заслуживает строительства ступы, и какова цель этого строительства11. В сутре упоминаются восемь sariraca– и две paribhojika ступы, возведенные после кремации тела Будды. Археологами были предприняты попытки их выявления, в результате чего предположительно были отождествлены шесть из них. В Кушинагаре была раскопана ступа более позднего времени, построенная, очевидно, на месте паринирваны Будды12. 

Кроме понятия Восемь Великих ступ, существует понятие Восемь ступ Татхагаты. Первое включает в себя реликварные ступы sariraca, построенные после махапаринирваны Будды, второе – мемориальные ступы uddesika. Понятие Восемь ступ Татхагаты сформировалось на основе традиции посещать восемь мест, связанных с событиями жизни Будды. Четыре из них были названы самим Буддой в последней беседе с Анандой – это местности, где Совершенный родился, достиг просветления, прочитал первую проповедь, ушел в паринирвану. Традиция отождествляет их с Капилавасту и Лумбини, Бодх-Гаей, Сарнатхом, Кушинагарой. Впоследствии к ним добавились еще четыре – это Раджагриха, Шравасти, Вайсали, Санкасья, связанные с различными событиями жизни Будды. 

Существуют различные списки Восьми ступ Татхагаты. П.Дорже приводит перечни этих ступ согласно тибетским и китайским источникам13. Они полностью не совпадают ни по названию, ни по местности расположения. Это можно видеть на примере любых из этих списков, сравним два из них.  

Согласно Kamsadesavyakarana:   

  Название ступы Местонахождение
1 Рождение Парк Лумбини в Капилавасту
2
Просветление На берегах реки Нараньджаны около Ваджрасаны в городе Раджагрихе государства Магадхи
3 Победа над восемнадцатью полчищами злых сил Раджагриха в государстве Магадха
4 ………………………………. На месте, где Брахма просил Будду повернуть Колесо Учения
5 Поворот Колеса Учения Мригдава в городе Каши
6 Великое чудо Шравасти в государстве Косала
7 Нисхождение с небес Самкасья
8 Нирвана Кушинагара в стране маллов

Согласно Нагарджуне:   

  Название ступы Местонахождение
1 Сугата Лумбини в Капилавасту
2 Просветление На берегах реки Наранджаны в Магадхе
3 Божественная мудрость Варанаси в царстве Каши
4 Победа над Тиртхиками Джетавана в Шравасти
5 Нисхождение с небес Трайастримса Санкасья
6 Майтрея Венувана в Раджагрихе
7 Благословение Вайсали
8 Нирвана Кушинагара

В перечнях одинаково обозначены лишь три ступы: Просветление, Нисхождение с небес и Нирвана, совпадает и место их расположения. Первая ступа имеет разные названия, но они подразумевают одно и то же событие – рождение Бодхисаттвы; место нахождения совпадает. Третья ступа в списке Нагарджуны, называемая Божественная мудрость, судя по названию и месту расположения, подразумевает Первую проповедь Будды. Это событие в списке Kamsadesavyakarana отмечено пятой ступой; ей предшествуют еще две, посвященные событиям, не упоминаемым Нагарджуной: победе над полчищами Мары и просьбе Брахмы о повороте Колеса Учения. Ступа Великого чуда в Шравасти из списка Kamsadesavyakarana не упоминается в списке Нагарджуны; зато в нем есть ступа в Шравасти, имеющая другое название – Победа над Тиртхиками. Два события связаны между собой: чудо воды и огня было продемонстрировано Буддой по просьбе царя Прасенаджита в знак победы над учителями иных религиозных школ. Однако, разные названия свидетельствуют о том, что акценты были расставлены по-разному: в одном случае было выделено чудо, в другом – победа над идейными противниками. Две ступы из списка Нагарджуны отсутствуют в Kamsadesavyakarana: это ступа Майтреи и ступа Благословения; очевидно, во втором случае имеется ввиду прощальный взгляд, который бросил Будда в последний раз на город Вайсали, зная уже о своем предстоящем Великом Уходе14.  

Не совпадают и другие списки Восьми ступ Татхагаты, из чего можно сделать вывод, что они в значительной степени основываются на устной традиции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок. Они проводились в местах паломничеств буддистов, и основывались в значительной степени на сведениях, содержащихся в описаниях китайских путешественников V и VII вв. Фа-сяня15 и Сюань-цзана16.  

Будда родился в роще Лумбини недалеко от города Капилавасту -столицы рода шакьев. Город был разрушен царем Косалы Видудабхой. Известно, что отец Видудабхи Прасенаджит претендовал на происхождение от овеянного ведической славой царя Икшваку, но его современники и сограждане не признавали за ним такого происхождения. Когда он потребовал в жены девушку из племени шакьев, его сочли недостойным такого брака и прислали ему дочь шакьи от рабыни. От этого брака родился Видудабха. Обман позже выяснился. Видудабха под предлогом мести за оскорбление, нанесенное его предкам, пошел войной на шакьев, на самом деле желая полностью подчинить себе их земли17. Произошло это за два года до паринирваны Будды. Рассказывается, что направляясь с войском в Капилавасту, Видудабха по пути встретил Будду и хотел повернуть назад, но распростившись с Совершенным, продолжил свой путь. 

Капилавасту не был восстановлен. В Лумбини – в настоящее время Румминдеи, сохранилась колонна, установленная императором Ашокой в честь рождения царевича Сиддхартхи. Сюань-цзан видел ее разбитой посередине и вверху, на нижней части сохранился эдикт; капитель с головой коня лежала на земле. Ашокой также была построена ступа на том месте, где два нага омывали новорожденного Сиддхартху теплой и холодной водой18. Фа-сян и Сюань-цзан рассказывают о множестве ступ в окрестностях города, которые отмечали каждое событие жизни Сиддхартхи: место встречи мудреца Аситы с новорожденным, места Четырех встреч – со стариком, больным, похоронной процессией и отшельником; места, где юный принц укротил слона и перекинул его через стену; где покинул родной город; где царь Шуддходана приветствовал Будду по его возвращении в Капилавасту, где погибло множество воинов шакьев в сражении с царем Косалы Видудабхой. В нескольких милях к юго-востоку от города Ашока построил две ступы: на месте, где принц Сиддхартха распрощался со своим колесничим Чандакой, и где он обрезал волосы, отрекаясь от мирской жизни. Сюань-цзан отметил также ступы предшествующих будд – Кракучханды и Канакамуни. 

В настоящее время в окрестностях Лумбини сохранились основания монастырей и святилищ. Два места претендуют на отождествление с древним Капилавасту: Тилауракот в Непале и Пипрахва в Индии. В Тилауракоте были раскопаны останки двух ступ, в которых были найдены печати, указывающие на то, что во времена Гуптов они почитались как ступы Шуддходаны и Майи19. В Пипрахве чуть более 15 миль к югу от Тилауракота, раскопки выявили дагобу, которая могла быть одной из первых реликварных ступ. В 1970-е годы было обнаружено, что ступа имеет нижний слой, в котором хранилась шкатулка из мыльного камня в форме ступы, содержавшая кости. Диаметр этой ступы около 34,2 м20. 

Бодх-Гая знаменит тем, что здесь отшельник Гаутама достиг Просветления, стал Буддой. Вокруг Древа Бодхи, под которым созерцал Гаутама, Ашока построил чайтья-врикшу – святилище, окружавшее ствол дерева, но открытое сверху. Оно изображено на рельефе ступы Бхархута. В период Шунгов Дерево было обнесено каменной оградой, состоящей из столбов с тремя горизонтальными брусьями и балкой перекрытия. На ограде всюду расположены медальоны, иногда с головками людей в центре. У древа Бодхи лежит каменная плита времени царя Ашоки. На ней вырезана надпись, возвещающая, что на этом месте Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой21. К востоку от Древа Ашока построил маленькую чайтью. На этом месте теперь стоит храм Махабодхи – Великое Просветление. Его строительство археологи датируют V-VII вв., часть ограды вокруг него относится ко II в. до н.э., на ней до сих пор видны дарственные надписи22. Вокруг храма возведено множество ступ, все они относятся к традиции ваджраяны23. 

В Сарнатхе Будда прочитал свою первую проповедь,в которой он раскрыл Четыре благородные истины и Двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения, составляющие основу Учения буддизма. По описанию Сюань-цзана в VII в. в Сарнатхе было тридцать действующих монастырей, три большие ступы, несколько сотен святилищ и меньших ступ. Город процветал до конца XII в. и лишь в XIX столетии, после веков запустения, Сарнатх вновь стал буддийским центром, когда археологи обнаружили статуи Будды в помещении, спрятанном глубоко в руинах одного монастыря24.  

Две ступы претендуют на то, что они построены на месте проповеди Будды – это Дхармараджика и Дхамвкх. Дхармараджика (санскрит: “царь дхармы”), приписываемая Ашоке, не сохранилась, от нее осталось только основание. Очевидно, она была обнесена оградой. Предпринимаются попытки датировать ее более ранним временем. В 1794 г. ступа была разобрана, и строительные материалы использовались при строительстве рынка Джагатганж. Внутри ступы была обнаружена каменная шкатулка, содержавшая реликвии, перламутр, рубины, серебряные и золотые серьги. Шкатулка, затерявшаяся вновь в руинах, была потом найдена, но мраморная коробочка и ее содержимое, видимо, были потеряны. От ступы Дхармараджика сейчас осталось только основание25. 

На месте проповеди до сих пор сохранилась нижняя часть колонны Ашоки, которая была выполнена из чунарского песчаника и достигала высоты 15 метров. На ней высечены три надписи, датируемые соответственно временем Ашоки, Канишки и Гуптов. Капитель находится в музее Сарнатха. По словам Сюань-цзана, колонна была отполирована и сияла как нефрит, на ней были различные надписи, содержавшие предсказания26.  

В настоящее время единственным неповрежденным памятником в окрестностях Сарнатха является ступа Дхамекх (от санскрит, “дхарма”, пали: “дхамма”) Это солидная круглая башня, она поднимается на высоту 38,4 м. Ее основание 27,9 м в диаметре уходит в землю на 3 метра. В течение многих лет основание ступы было покрыто травой и окружено кучей гальки, глубиной 5,4 м. Когда эта галька была убрана археологами, открылось восьмиугольное основание ступы, облицованное резным камнем. Ниши с каждой из восьми сторон когда-то обрамляли статуи высотой в рост живого человека. Хотя многое из каменной облицовки исчезло, некоторые подлинные образцы сохранились, и Дхамекх по-прежнему возвышается над местом первой проповеди Будды. Археологи обычно датируют эту ступу VI веком н.э. Согласно Сюань-цзану, примерно в пол-мили к юго-западу от основных вихар находилась великолепная ступа, расположенная на месте, где Будда встретил своих бывших пятерых спутников по аскетической практике. Путешественник отмечал, что основание широкое и сооружение высокое, украшено резьбой и драгоценностями. Археологи отнесли это описание к холму Чаукханди в Сарнатхе, увенчанному восьмиугольной башней27. 

Согласно Махапаринирваии сутре. Будда завещал кремировать его тело маллам Кушинары. Когда реликвии были собраны и поделены, маллы воздвигли ступу на месте ухода Благословенного. По всей вероятности, та дагоба разрушилась; Ашока воздвиг множество ступ и колонн в местности, где протекали последние часы жизни Учителя. Фа-сян видел памятники в великолепном состоянии, но Сюань-цзан уже застал их разрушенными, тем не менее он определил высоту главной ступы в 60 м. Кушинагара была подвергнута забвению вплоть до XIX в., когда в 1861 г. А.Каннингхэм раскопал большой кирпичный холм и обнаружил ступу, вихару и статую Будды в нирване длиной более 5,4 м. Китайские путешественники описали также парибходжика-ступу, построенную мориями над углями погребального костра. Это место отождествлено археологами с холмом Рамабхар Тила28. 

Таковы Четыре места паломничества, названные самим Буддой, они связаны с Четырьмя основными событиями его жизни – рождением, просветлением, проповедью и паринирваной. В них было построено множество памятных ступ, которые одновременно являлись и реликварными. В Капилавасту ступы отмечали подробнейшим образом события, связанные с юностью Сиддхартхи, с его уходом из родного города. Одна из них была шарирака-ступой, построенной над долей останков Будды, полученных шакьями. В Бодх-Гае упоминается гораздо меньшее количество ступ, здесь речь идет о чайтье-врикше вокруг Древа Бодхи и маленькой ступе рядом с ним, на месте которой позднее был возведен храм Махабодхи. В Сарнатхе было множество ступ, из них две претендуют на то, что построены на месте проповеди Будды. В Кушинагаре было множество ступ. Дагоба, построенная маллами над их долей останков Будды, не сохранилась. Здесь обнаружена ступа более позднего времени, построенная на месте паринирваны. 

В число памятных мест буддийская традиция включила еще четыре города: Раджагриху и Шравасти – столицы государств Магадха и Косала, где в основном протекала деятельность Будды; Санкасью – местность, куда спустился Будда после проповеди на небесах Трайастримса; Вайсали – центр конфедерации свободных народов личчхавов, маллов и видехов, сохранявших традиции военной демократии и объединившихся с целью защиты от соседних могущественных государств. В этих местах в различное время было построено множество ступ. 

Раджагриха в буддийской истории известна тем, что здесь Будда прочитал многие проповеди, здесь Девадатта покушался на жизнь Будды, пытался расколоть сангху и увести часть монахов из общины, здесь после паринирваны проходил Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы тексты Сутр и Винаи. В Раджагрихе царь Аджаташатру построил ступу над своей долей реликвий Будды и через сорок лет – над долей реликвий Ананды. Ашокой была построена ступа в память об укрощении взбесившегося слона, посланного Девадаттой. После Аджаташатру столица Магадхи была перенесена в город Паталипутру (современную Патну), расцвет которого был предсказан Буддой в его последние дни29. 

Шравасти знаменит тем, что здесь Будде купцом Анатхапиндакой была подарена знаменитая роща Джетавана, здесь Будда одержал победу над шестью учителями, здесь он продемонстрировал двойное чудо: поднявшись в воздух, он испускал из себя одновременно струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество будд в небе. Здесь в разное время было построено множество буддийских памятников. Сюань-цзан упоминает ступу высотой 18м, содержавшую статую сидящего Будды. Она была возведена на том месте, где Будда вел дискуссию с еретиками. Еще одна ступа стояла у колодца, где Будда брал воду. Путешественник также отметил две колонны Ашоки, стоявшие у восточного входа в сад Джетавана, увенчанные колесом и быком. Они были поставлены в память о том, как Будда продемонстрировал двойное чудо30. Фа-сян отметил множество ступ в окрестностях Шравасти, среди них построенную на месте дома Анатхапиндаки и первого женского монастыря, основанного Махапраджапати – приемной матерью и кормилицей Будды, решившей стать монахиней после смерти царя Шуддходаны. Ко времени Сюань-цзана Шравасти был опустошен и оставался в забвении вплоть до начала археологических раскопок в XIX веке, обнаруживших остатки рощи Джетавана и самого города. Множество холмов в окрестностях могут оказаться древними буддийскими ступами31.  

В Санкасье, согласно традиции, Будда спустился на землю после проповеди на небесах Трайастримса по лестнице, созданной Брахмой и Индрой. Фа-сян и Сюань-цзан сообщают, что Ашока, желая обнаружить лестницу, приказал копать землю, но открыты были только подземные воды. Он построил на легендарном месте вихару и воздвиг статую стоящего Будды высотой 1,8 м. Позади вихары он поставил каменную колонну, увенчанную львом или слоном. Капитель этой колонны до сих пор на месте, но колонна исчезла и была заменена кирпичной32. Санкасья была популярным местом паломничества. Фа-сян отметил, что в вихаре Ашоки жило около тысячи монахов, а в другом монастыре около семисот. Сегодня только большой холм, окруженный земляным валом около 3 миль в окружности говорит о бывших размерах этого древнего города и о его прежнем значении33.  

В Вайсали Будда остановил чуму, опустошавшую город, и завоевал уважение и любовь жителей города. В другой раз когда Благословенный посетил Вайсали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась манговая роща, подаренная Совершенному куртизанкой Амрапали, где он объявил своим ученикам о скором уходе из жизни. В V веке Фа-сян описал ряд памятников, посвященных Будде в этом городе, в том числе руины ступы, построенной Амрапали, а также ступу, которая отмечала место великого собора в Вайсали, состоявшегося через сто лет после паринирваны Будды. К югу находилась ступа, которую построили личчхавы над своей половиной реликвий Ананды. Через два века Сюань-цзан нашел Вайсали в руинах, но ряд памятников сохранился к тому времени. Среди них ступы, отмечавшие места, где Будда останавливался на пути в Кушинагару, откуда он посмотрел в последний раз на любимый город Вейсали, и где он объявил, что скоро уйдет в паринирвану. 

В XIX веке раскопки обнаружили недалеко от современной деревни Безарх древний холм, который мог быть остатками ступы, построенной личчхавами над реликвиями Ананды, и основание ступы, которая могла быть одной из Великих реликварных ступ. Три кольца в основании указывают на два последовательных ее увеличения. В настоящее время примерно в двух милях к северо-западу, в Кохлуа, около современной деревни Бакхра, можно видеть крупную кирпичную ступу, которую Сюань-цзан приписывал Ашоке, и пруд, который, согласно традиции, выкопали для Будды обезьяны и преподнесли ему мед. Перед этой ступой стоит колонна Ашоки с львиной капителью и остались основания четырех монастырей34. 

Можно видеть, что в Раджагрихе, Шравасти, Санкасье и Вайсали, так же как и в Четырех местах паломничеств, указанных самим Буддой, не было каких-либо специальных памятников, посвященным конкретным событиям жизни основателя Учения. В Раджагрихе находилась одна из Восьми Великих реликварных ступ, построенная Аджаташатру, и ступа Ашоки, построенная в память об укрощении слона. В Шравасти – ступа, возведенная на месте спора с шестью учителями, ступы, построенные на месте дома купца Анатхапиндаки, известного донатора сангхи, и на месте первого женского монастыря. В Санкасье Ашокой была построена вихара, при этом ничего неизвестно о ступах. В Вайсали находились три из Восьми Великих ступ, построенные личчхавами, маллами и видехами над полученными ими частями реликвий Будды, ступа, возведенная Амрапали, а также ступы, построенные на месте Второго Буддийского собора и над останками Ананды. 

Таким образом, понятие Восемь мемориальных ступ, или Восемь ступ Татхагаты обозначает не какую-то конкретную группу памятников, а традицию посещения Восьми мест паломничеств. Число восемь связано с представлением о восьми сторонах света – четырех основных и четырех промежуточных. Такое осмысление пространства в связи со ступами Татхагаты в большей степени выражает идею распространения Учения Будды по всему миру, чем число четыре, фигурирующее в его завещании о посещении мест, связанных с основными событиями его жизни. Тем не менее, в более поздней традиции представление о Восьми ступах Татхагаты находит свое выражение в формировании восьми различных форм ступы, отличающихся друг от друга основаниями. Но в индийском буддизме такой традиции не было. 

Дальнейшее строительство буддийских ступ в Индии получило наиболее широкий размах в период правления императора Ашоки. Как было отмечено выше, им были возведены многие из ступ в Восьми местах паломничества. При нем были заложены наиболее известные индийские ступы Бхархута и Санчи в Центральной Индии, Амаравати в Южной Индии (Декан). Во времена Ашоки велось активное строительство ступ на северо-западе страны и в Гандхаре. В результате вся страна оказалась покрытой множеством памятников буддизма, ставших свидетельством поддержки буддизма царской властью и символом распространения Дхармы. Период правления Ашоки является особой страницей в истории культового зодчества буддизма и требует специального рассмотрения.  

Ольга Семеновна Хижняк, старший научный сотрудник   Государственного музея истории религии, кандидат философских наук  * Данная публикация выполнена в рамках исследовательского проекта N 98-03-04114, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. 

1 Данная статья является продолжением серии публикаций, посвященных истории буддийской ступы: “Происхождение буддийской ступы” – “Кунсткамера”, издательство “Петербургское Востоковедение”, в печати; “Ступы, построенные при жизни Будды” – Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия”. СПБ – Элиста 2000; “Первые буддийские ступы: мифология и история” – “Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия”. СПБ – Элиста, в печати.   2 B.N.Goswamy Introduction speech: the stupa – some uninformed questions about terminological equivalents. In: The Stupa. Its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden 1980. C. 1-11.   3 L.Chandra Introduction. In: Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C. V-XXIX.   4 Там же.   5 G.Combaz L'evolution du Stupa en Asia: Melanges chinois bouddhiques Deuxieme volume: 1932-1933. Bruxelles, Juillet 1933. 163-305.   6 Р.Б.Пандей Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982. С. 190-219.   7 Stupa. In: Ecyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. by J.Hastings.V.XI.Edinburgh 1920. C. 901-904. Stupa. In: Ch.Humhreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 187.   8 Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C.23-24.   9 Crystal Mirrow 12. The Stupa: Sacred Symbol ofEnlightment. Dharma Press. Berkeley 1977. C. 16.   10 Crystal Mirrow 12. C. 10, 90; P.Dorje Stupa and Its technology. Delhi 1996. C. 1-3.   11 Mahaparinibbana Suttanta: Y, 7-12. – Sacred Books of the Buddhists, ed. by T.W. Rhys Davids, vol.111. London 1910. CC. 153-157.   12 Crystal Mirrow. 12. C. 34.   13 P.Dorje Ibid. C. 11-17.: Tangy'nr – Kamsadesavyakarana, Taisho – Pata-ling-t'a-ming-hao-ching; Nagarjuna: Gnas chen po brgyad kyimchod rten la bstodpa; Jamyang Zhayapa Ngawang Dorjee: Mchod rten gyi thig rtsa mdor bdus; Desid Sangyas Gyatso: Vaidurya dkar po las 'phro pa'i snyen sgron dang dri len gya 'sel bzhugs so; Sahajavilasa.    14 Mahaparinibbana Suttanta: IV, 1.   15 Fa-hien A Record of Buddhist Kingdoms being an account by the Chinese Monk Fa-Hien of his travels in India and Ceylon (A.D. 399-414) in search of the Buddhist Books of Discipline. Translated, annotated and with Corean recensions of the Chinese text by James Legge. Paragon Book Reprint Corp., New York Dover Publications, Inc., New York 1965.    16 Hsuan-tsang Buddhists Records of the Western World, tr. by Samuel Beal. Delhi 1981 (1884).   17 Д.Косамби Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968. С. 135.   18 E.Lamotte History of Indian Buddhism from the Origins to the Saka Era. Translated from French. Louvain-la-Neuve. 1988. C. 315.   19 Crystal Mirrow. C. 23.   20 Ch.Humphreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 149.    21 С.И.Тюляев Искусство Индии. М.,1988. С. 131.    22 E.Lamotte Op. cit. C. 316-317.   23 Crystal Mirrow. C. 27.   24 Crystal Mirrow. C. 30-31.   25 Crystal Mirrow. C. 32.   26 E.Lamotte Op. cit.C. 318.   27 Crystal! Mirrow. C. 31.   28 Crystal Mirrow. C. 34-35.   29 Crystal Mirrow.C. 35.   30 E.Lamotte Op. cit. C. 321.   31 Crystal Mirrow. C. 37.   32 E.Lamotte Op. cit. C. 340.   33 Crystal Mirrow, C. 39.   34 Crystal Mirrow. C. 39-41.  

Автор и источник публикации: 

О. С.Хижняк. Научное издание "Россия-Индия: перспективы регионального сотрудничества (г. Санкт-Петербург)" Институт востоковедения РАН Москва 2000 http://www.indianemb...

indonet.ru

Ступа в Санчи, древнейший буддийский храм Индии

В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось не одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся сооружение, уникальная достопримечательность Индии, известная как Большая Ступа в Санчи.

Она расположена в штате Мадхъя-Прадеш в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. В II—I веках до н.э. она была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Из других исторических мест Индии, связанных с зарождением и становлением буддизма, следует отметить поселения Бодх-Гая, Сарнатх и Кушинагар. Четвертое священное место буддизма, Лумбини, расположено в Непале.

Большая Ступа в Санчи, архитектурные особенности

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру.

Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота «торана», шедевр древнеиндийской архитектуры

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Ворота в Санчи давно растиражированы в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот — свидетельство большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н.э. и наиболее зрелое произведение искусства Индии той эпохи.

Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов. А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Индия, фото Большой Ступы в Санчи

Индия, карта расположения Большой Ступы в Санчи

 

tourpedia.ru

Как получить удовольствие и улучшить свою карму. Санчи, древнейшая ступа Индии. |

В Индии множество туристических объектов разной направленности – природных, культурных, религиозных, исторических, эстетических. По ней можно путешествовать месяцами, и не переставать удивляться все новым и новым достопримечательностям.

В деревне Санчи, находится один из объектов, который индийцы считают сочетающим в себе все – древнейшая в Индии ступа с останками Будды. Мы решили проверить, так ли это, и отправились в Санчи втроем – я, муж и сестра мужа.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Почему же нужно посетить Санчи?

  1. Потому что это красиво. Гармоничное плавное сооружение на холме высотой около 100 метров, а вокруг – зеленые леса и поля. И, самое главное, – прекрасные скульптуры, украшающие ворота (первое фото поста).

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что это духовно. Внутри ступы хранятся останки Будды. Даже если вы в это не верите – зато верят тысячи паломников, которые приходят сюда с молитвами и добрыми мыслями, создавая «намоленность» места.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что пропитано историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Да хотя бы даже просто в копилку путешественника — как самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до 12 в. Кстати, занесенное в ЮНЕСКО.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Немного из истории периода возникновения ступы Санчи.

Первые ступы появились в Индии еще до Будды. Сначала они представляли собой просто надгробные холмы, и постепенно превратились в строения, внутри которых помещались останки. Согласно преданию, Будда сам попросил учеников поместить его останки в ступу. После его смерти разразился спор – где должна быть воздвигнута такая ступа. Правители, родственники, ученики Будды – все хотели получить его останки. В итоге брахман Дона предложил вариант, устроивший всех. Останки поделили на 8 частей и поместили в 8 ступ по всей Индии, в 9ю поместили пепел от погребального костра, а сам Дона попросил за свои труды сосуд, в котором был кремирован Будда, и на его основе также создал свою ступу. Через 200 лет после смерти Будды, в 3-ем столетии до нашей эры, император Ашока приказал перераспределить останки по множеству ступ. Древнейшая из известных сохранившихся ступ Ашоки – как раз наша ступа Санчи

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Для интересующихся, подробнее о ступах: http://stupaman.org/asia-india.shtm Даже не знала, что есть поклонники ступ, создавшие о них целый сайт:)

Перед поездкой в Санчи я почитала об истории Индии соответствующего периода, и император Ашока произвел на меня неизгладимое впечатления. Поэтому уделю и ему полстранички.

Принц Ашока родился в гареме Биндусары, правителя индийской империи Маурьев. Мальчик имел низкий статус – его мать была бедной, а в гареме было множество сыновей от более знатных жен. Но ум, храбрость, энергия и талант к управлению в итоге сделали Ашоку наследником отца. Первым делом он занялся расширением империи. Убив сотни тысяч людей при завоевании Калинги (современная Орисса), в какой-то момент Ашока ужаснулся от содеянного. Чувствуя, что идет по нехорошему пути, он стал глубже обращаться в буддизм, который изучал с молодости в числе других религий и наук. Буддизм переменил жизнь молодого императора и жизнь всей империи.

Ашока решил править справедливо и всеми силами делать окружающий мир счастливее. Много внимания уделял строительству дорог, бесплатных гостиниц, иригационных систем, колодцев. Ашока навел порядок в медицине, организовал поставку медикаментов и открыл ветеринарные клиники. Принудительные работы, бесцельное выжигание лесов и бессмысленное истребление животных были запрещены. Также император создал институт правозащитников и внедрил инспекцию тюрем. Им был даже составлен список защищаемых животных:  попугаи, дикие утки, летучие мыши, черепахи, рыбы, белки, лани, дикие и домашние голуби и все четвероногие твари, не годные для еды; кормящие козы, овцы и свиньи; детёныши, не достигшие шести месяцев. Сам Ашока забыл свое увлечение молодости – охоту, и предпочитал паломничество к святым местам, размышления ипутешествия по своей державе с целью инспектирования и контроля. Наибольшее внимание Ашока уделял исправлению нравов. Это было его конечной целью. Император Ашока сделал для распространения буддизма столько, сколько не сделал ни один правитель на земле.

Император призывал уважать любую религию и продвигал буддизм мягко. Не только в Индии, но и за ее пределами. Лишь в последние годы правления Ашоки случился перекос: он занялся более жестким внедрением буддизма, гонением представителей других религий и пожертвованием на буддизм колоссальных сокровищ из царской казны. В итоге он был практически отстранен от правления.

В лучшие годы Ашока возвел множество буддийских сооружений: ступ, храмов, монастырей и так называемых колонн Ашоки. Это колонны с выгравированным на них посланием людям – эдикты Ашоки. Они устанавливались по всей стране. Рядом обычно находился буддист, разъясняющий смысл текста людям. Это наиболее ранний сохранившийся в Индии памятник письменности и первое достоверное свидетельство существования буддизма.

…Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме…

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи.

Ашока возвел знаменитую ступу в 45-ти километрах от города Бхопала, столицы штата Мадхья-Прадеш, рядом с деревней Санчи. В ступе находились останки Будды, а рядом — монастырь и колонну с одним из наставлений императора.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

То, что мы видим сегодня, разительно отличается от первого варианта Ашоки. Его ступа была из кирпича и значительно меньше. Сейчас то древнее тоже есть, оно находится внутри. Увидеть нельзя, но, главное, знать, что оно там.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Позднее, во 2-1-м в. до н.э., ступа была увеличена и украшена. Было достроено ограждение, образующее между ступой и внешним миром дорожку для паломников. Появились четверо ворот, символизирующих 4 стороны света. Вокруг разместились новые ступы и монастыри.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

В 4-м веке, при правлении династии Гупта, вокруг ступы появились новые монастыри, храмы, колонны. До 12-го века святилище поддерживалось и реставрировалось, а с 14-го века оказалось абсолютно заброшенным. Брахманы, не любившие ни буддизм, запрещавший жертвоприношения, ни самого Ашоку, выпихнувшего их с главенствующих ролей, сделали все, чтобы его имя было забыто историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Во времена правления мусульман, памятники буддизма и индуизма активно уничтожались, изображения животных стирались. Но святилище смогло дожить до наших дней, хоть и пришло в упадок. Саму ступу пришлось серьезно реставрировать. Вокруг осталось больше каменных обломков, нежели строений. Давно уже исчез первый деревянный монастырь, в котором проводила время жена Ашоки, Деви. Именно сюда приезжал перед началом большого путешествия с целью распространения буддизма сын Ашоки, Махендра. Обойдя ступу, он отправился с миссией на Цейлон, откуда буддизм был после распространен на Яву, в Тайланд, Бирму, Суматру и другие страны.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Сегодня ступа выглядит очень симпатично. Она отреставрирована и покрыта песчаником. Часть скульптур, покрывающих самое красивое, что есть в этом комплексе – ворота – перенесены в музеи, но заменены на качественные копии. Ворот четверо. Они символизируют четыре стороны света. На них изображены сцены с Буддой, реальные и мифические животные, символы буддизма – колесо дхармы, дерево, слоны, омывающие мать Будды – символ его рождения, сцены с Ашокой. Такое плотное количество скульптуры размещалось ранее на деревянных воротах, и на каменных выглядит слегка массивно и рискованно. Тем не менее, ворота прожили более 2х тысяч лет. Эти скульптуры — одни из древнейших сохранившихся в Индии до наших дней — стали образцом для потомков. Например, стиль изображения пышногрудых женщин.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Подробные фото фрагментов скульптуры с описаниями можно посмотреть на сайте археологического сообщества Индии: http://asi.nic.in/asi_monu_whs_sanchi_images.asp#

Вокруг ступы разбит ухоженный парк. То тут то там виднеются остатки древних храмов, монастырей, колонн, просто каменных блоков.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Множество ступ выросло там, где раньше стояла одна.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Паломники со всего мира стремятся в Санчи, чтобы обойти ступу по кругу, по направлению движения солнца. 1 раз, 108 или даже несколько дней наматывать круги. Буддисты и индусы считают, что такой обход улучшает карму J Можно внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели. Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно, пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни. Поэтому,  в основном ступы не разрушались, а перестраивались.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Что касается нашей троицы – меня, Анджула и Анджули, мы приехали в Санчи на такси из Бхопала.  Бхопал – крупный город, столица штата, как ни как. Не думаю, что путешественникам стоит там задерживаться без необходимости. Это нам, дикарям, было в радость пройтись по цивилизованным магазинам, поесть в мак-даке и посетить пару моллов.

Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Мак-дак. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Кстати, в Бхопале есть неплохое место развлечений — открытый People’s mall – большой торговый молл+центр развлечений на открытом воздухе. Он находится рядом с университетом, студенты которого возвели в парке внушительные копии индийских памятников – Тадж-Махала, фортов, пещер и т.д. Есть кафешки, лавочки, даже аквапарк. Там любит гулять индийская молодежь и семьи с детьми.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Как туристы мы прокатились по городу, посмотрели на знаменитое озеро. Красиво, но ничего особенного. Выйти не смогли, так как парковка запрещена абсолютно везде. Проехали мимо множества мечетей, старых районов, современных моллов. В душу запал только длиннющий забор, каждый блок которого был украшен граффити. Очень качественным и смелым для Индии. Против курения, наркомании, проституции и т.д. В следующий раз найду и пофоткаю.

Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Из Бхопала посещать Санчи удобнее всего. Туда регулярно ходят поезда, автобусы, то же такси. В зависимости от транспорта – не более 2-х часов пути точно, это если на самом захудалом. Вполне можно не останавливаться в Санчи на ночь, а посетить его одним днем.

Мы приехали рано утром, и с удовольствием погуляли до толпы и до жары. На осмотр и отдых в парке ушло часа 2-3. Оставалось только попить чаю в маленькой кафешке, покопаться в бессмысленных сувенирах, и можно было ехать. Только вот в музей мы не смогли попасть. Он не открылся, а нам еще предстоял 6-ти-часовой переезд домой, в Кхаджурахо.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Санчи ставлю твердую 5 и рекомендую к посещению.

Что еще посмотреть в центральной Индии:

Кхаджурахо. Город храмов Каматасутры. Мой второй дом.

Что посмотреть в Дели бледнолицему туристу?

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

svetasingh.ru

ступы. Н.Н. Непомнящий.100 великих загадок Индии. История древней Евразии

Н.Н. Непомнящий

Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Выше мы уже говорили, что буддизм перенял и усвоил культ ступы и что Ашока воздвиг ступы в честь Будды по всей Индии. Только одна ступа, в Непале, сохранилась в том виде, в каком ее создал знаменитый правитель, но об архитектуре ранних ступ мы можем судить также и по материалам раскопок остатков этих памятников Ступа в Бхархуте

Ступы были большими полусферическими сооружениями с помещением в центре, где в небольшом реликварии, часто искусно вырезанном из хрусталя, хранились реликвии Будды. Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный – из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки. Ступу увенчивал зонтик из дерева или камня и окружала деревянная ограда, отделяющая место для ритуального обхода по часовой стрелке, так называемой прадакшины, которая была главной формой почитания реликвий внутри ступы.В период между династиями Маурьев и Гуптов в буддийскую архитектуру вкладывалось много средств и энергии, и построенные ранее ступы были существенно расширены и украшены. Из таких ступ особенно примечательны три: в Бхархуте, Санчи и Амаравати. Бхархутская ступа, в ее современной форме восходящая, очевидно, к середине II в. до н. э., интересна главным образом своей скульптурой, поскольку сама ступа к настоящему времени разрушилась. Ступа в Санчи, наоборот, сохранилась как один из наиболее поразительных памятников архитектуры древней Индии.Во II в. до н. э. старая ступа в Санчи была увеличена в два раза, и в результате диаметр ее купола стал равен приблизительно 40 метрам.Ворота Санчи примечательны, по-видимому, скорее своими резными украшениями, чем архитектурой. Каждые ворота состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. Все сооружение в целом достигает высоты около 11 метров.В Индии лишь немногие ступы превосходили по величине ступу в Санчи, но на Шри-Ланке они достигали колоссальных размеров. Абхаягиридагоба в Анурадхапуре, столице древних царей Шри-Ланки, имела 110 метров в диаметре и была больше некоторых египетских пирамид.Архитектура ступы в Индии развивалась в направлении все большей пышности и обилия украшений.Ступа в Амаравати, получившая свое окончательное оформление около 200 г. н. э., превосходила ступу в Санчи по величине и была украшена плитами (часть их можно видеть в Британском музее) с резьбой, изображающей историю жизни Будды.Из более поздних индийских ступ самыми известными являются ступы в Сарнатхе и Наланде. От величественной ступы в Сарнатхе, около Варанаси, места первой проповеди Будды, в настоящее время сохранилась только внутренняя часть. Но некогда это было исключительно впечатляющее сооружение – великолепный образец кирпичной кладки, с высокой цилиндрической башней, подымающейся над нижней полусферой, и большими изображениями Будды, установленными по углам с четырех сторон света. Ступа в Наланде, которую перестраивали, последовательно увеличивая ее размеры, семь раз, в современном, уже разрушенном, состоянии напоминает кирпичную пирамиду со ступенями, ведущими от террасы к террасе.Сейчас, когда массивные купола больших ступ полуразрушены, они не кажутся величественными. Но в своем первоначальном виде ступа производила совсем иное впечатление. Побеленная или оштукатуренная, она сияла ослепительно белым блеском в лучах тропического солнца, и ее башенка, теперь обычно осыпавшаяся, как золотое копье поднималась из ритуального каменного зонта на вершине ступы. Восстановленная в недавние годы и снова используемая буддистами для религиозных церемоний, большая дагоба Рувансели в Анурадхапуре на Шри-Ланке, белый силуэт которой уже издали виден на равнине, являет собой образец ступы во всем ее блеске как достойный символ мировой религии.

oldevrasia.ru

Большая Ступа в Санчи, Индия — подробная информация с фото

Большая Ступа в Санчи — великая ступа с изумительными пропорциями, самое важное сооружение на холме Санчи (Ступа 1), которое стоит прямо перед вами, если вы подходите к комплексу с севера. Изначально построенная Ашокой, впоследствии она была увеличена, и теперь кирпичная ступа находится внутри каменной. Сейчас ее высота составляет 16 м, а в диаметре она достигает 37 м. Большую Ступу окружает стена с четырьмя великолепно украшенными таранами (воротами), самыми красивыми буддийскими произведениями искусства в Санчи, если не во всей Индии.

индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий; рассвет-закат

К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции), где находится касса.

Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

Тораны

Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи - просветление, колесо - его учение, а отпечатки ног и трон - его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом - чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы).

Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, - одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена - это сон Майи (Maya), матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах - самых старых, - образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси), чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза - дерево). На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом): демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

Другие ступы Санчи

Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1). Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых - герои мифов.

Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева). Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana). Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 - небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

Колонны в Санчи

Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная - колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.), другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

Буддийские храмы

Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний). Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними - храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

Монастыри

Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей - две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

Вихара

Буквально слово vihara (9.00-17.00), переводится как «гробница». Она была построена для хранения мощей из ступы 3. Их можно увидеть каждое последнее воскресенье месяца. Музей находится слева, сразу при входе в комплекс.

Археологический музей

посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ; 8.00-17.00 сб-чт

В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника - самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

Информация

В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат - в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

Дорога туда и обратно

Велосипед

На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий).

Автобус

Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00), также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00). Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

Поезд

До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55). Обратно - только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10).

wikiway.com

Большая ступа в Санчи, ступа в Санчи описание

oum.ru Большая Ступа в Санчи — мандала, несущая память о космическом порядке

Большая Ступа в Санчи (Махаступа) была построена гораздо южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не соотносится напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в третьем веке до н.э царь Ашока стал возрождать уже начавший угасать к тому времени буддизм, сделав его практически основной религией государства. Он идентифицировал по остаткам сооружений многие места, связанные с деятельностью Будды и по всей стране возвёл множество культовых буддийских сооружений, в общей сложности более восьмидесяти тысяч. 

К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной. 

Большая Ступа в Санчи – первая из построек подобного рода, послужила прообразом для всех остальных. 

Именно эта ступа считается старейшей из всех буддийских ступ, сохранившихся до наших дней. 

Внутрь ступы в Санчи, в самый её центр, заложена кубическая урна с останками Будды. По легенде, Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний и увенчал всё это своим посохом. В такой форме и построено большинство ступ в Индии. Первоначально ступы служили именно для хранения реликвий или останков, позднее же стали интерпретироваться как символическое воплощение космоса.

В довольно сложной конструкции ступ ― а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, ― нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определённого значения.

Цоколь ступы в Санчи, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа построена в форме идеальной полусферы, символизирующей небесный свод и, соответствующий ему, мир богов. Через весь купол проходит начинающийся от основания стержень, символически обозначающий Мировую Ось, Мировое Древо, гору Меру. На вершине купола столб окружает хармика ― миниатюрная копия основной ограды, скрывающая «ось мира» от нескромных взоров. 

Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Центральный столб наверху украшен тремя зонтами: атрибутами, в буддизме означающими высший уровень вселенной, доступный лишь существам, достигшим просветления, трёх верхних небес. Кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Дхарму и монашескую общину, или Сангху. 

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой ― ведикой (символ охраны святыни), лишённой всяких украшений. 

При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) вокруг большой ступы были выстроены мощные квадратные ворота (торана), ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Каждые из ворот ― это филигранное произведение искусства, они создавались с разрывом в десятилетия. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними — западные. 

Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Многочисленные изображения на воротах, покрытых обильной резьбой, рассказывают о жизни Будды Шакьямуни, воспроизводят сюжеты джатак, то есть рассказов о его предыдущих рождениях. Сам Будда в многочисленных сюжетах не всегда предстаёт в человеческом облике, часто его присутствие передаётся через символы ― лотос, колесо, дерево. Лотос означал его рождение, Дерево Бодхи ― просветление, колесо ― его учение, а отпечатки ног и трон ― его присутствие. Например, сцена просветления изображает лишь пустой трон. Другое изображение показывает обезьяну, предлагающую Будде (представленному как Дерево Бодхи) чашу с мёдом. Такой подход был характерен для раннего буддизма. Можно часами ходить вокруг ступы, изучая причудливые барельефы, сюжеты которых рассказывают о способах избавления от страдания, связанных с круговоротом в сансаре.

Проход через такие ворота к ступе уже сам по себя можно считать священнодействием. Но у посетителей есть возможность совершить и полную парикарму, обойти ступу и даже подняться на второй круг. 

Вокруг большой ступы в Санчи имеется два круговых обхода: первый ― на уровне земли между ступой и оградой, а второй ― на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности. Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы. Отсюда, со «второго этажа», уже легче мысленно перенестись, на площадку, находящуюся на куполе под тремя зонтами, то есть на символическом уровне совершить восхождение от нашего земного мира, полного страстей, в мир, в котором обитают просветлённые существа.

Архитектурный план ступы полностью отражает свастику в движении. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру ― мандалу в форме свастики ― солярный символ, столь важный для древних народов. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые входы, повторяющие направление движения звезд, ― время. Совершающий парикарму монах или паломник, входя в мандалу, становится частью мирового порядка. Его энергия вписывается в космический вихрь, вращающейся вокруг мирового центра, центра мандалы.

Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых до нашего времени сохранились ещё две, остальные же были практически разрушены.

Вторая ступа, построенная в сотом году до нашей эры, находится на середине западного склона. Она имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане также складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим выражением гармонии, созидания, порядка. 

Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшений, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда — геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты, именно поэтому ступа поставлена в полукилометре от основного комплекса. 

Третья ступа находится северо-восточнее и по оформлению во многом копирует Большую Ступу, но по размеру она значительно меньше. Путь к ней обозначается единственными резными воротами. Эта ступа содержала останки двух главных учеников Будды: Шарипутры и Маудгальяяны. В 1853 году их перевезли в Лондон, но позднее вновь вернули в Индию. Сейчас они покоятся в специально построенной для этого на территории парка вихаре (буквально слово «вихара» переводится как «гробница»).

Ступы были окружены деревянными монастырскими строениями, но до нашего времени они не сохранились. Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окружённого монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. 

Комплекс Санчи включает в себя и другие старинные архитектурные достопримечательности ― есть тут и так называемая Колонна Ашоки, и многовековые храмы, а также археологический музей с коллекцией древностей. Интересны крохотные пещерные храмы, высеченные в очень твёрдых каменных породах. 

Во времена Ашоки комплекс Санчи был крупным религиозным центром. Ступы были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но и из мирян. 

Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. В древнем Санчи кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.

Во втором и первом веках до нашей эры Санчи оставался важным религиозным центром, однако, после был заброшен. Всё здесь заросло джунглями. Главным буддийским центром северной Индии Санчи стал уже при династии Гуптов, в 5 веке нашей эры. В этом время ремонтируются ступы, воздвигаются новые храмы. На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке это место окончательно запустевает.

В 1818 году эти постройки были открыты и описаны англичанами. Позднее, в 1851 г., полковником английской армии Александром Каннингемом на холме Санчи были обнаружены останки двух наиболее известных проповедников буддизма — Шарипутры и Маудгальяяны. Весь комплекс существенно пострадал в результате непрофессиональных попыток вскрыть ступы. В 1822 г. капитан Джонсон взломал «Махаступу», пробив брешь в одной из её сторон, что привело к значительному разрушению памятника. Монолитная колонна Ашоки, расколотая на части местными вандалами, использовалась в качестве пресса для сахарного тростника.

С 1881 по 1884 г. под руководством майора Коула был проведён ряд восстановительных работ. Была заделана брешь в стене «Великой ступы», заново установлены и отреставрированы разрушенные ворота. В двадцатых годах двадцатого века ступам был придан их нынешний вид. Сейчас на этом месте открыт музей, а комплекс Большой Ступы в Санчи считается одним из выдающихся историко-культурных памятников страны.

Согласно плану Ашоки, комплекс задумывался как место медитации и самосозерцания. Он должен был расположиться вне суеты крупных городов и поселений монахов, но одновременно в пределах досягаемости для всех желающих. Деревня Санчи идеально подходила для реализации этого проекта. Расположенная изолированно и в то же время недалеко от города Видишья, она стала идеальным местом для практики на многие века. 

Здесь даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями, несущими память о мировой гармонии, о великом космическом порядке. Уже ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе энергию практики многих поколений, стоит ехать в Индию – загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

Приглашаем вас в Йога-тур в Индию. Бодхгая и Санчи «Спокойствие у дерева бодхи»

www.oum.ru