Столица древней ассирии. Столица Ассирии: город, который называли "логовищем львов", "городом крови"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ашшур – первая столица Ассирии. Арбела. Столица древней ассирии


Ашшур – первая столица Ассирии. Арбела. История древней Ассирии

Ашшур – первая столица Ассирии. Арбела

Несмотря на то, что Ассирия в XVIII-XVI вв. до н. э. после смерти Шамшиадада I отказалась на время от внешнеполитической экспансии, ее экономика развивалась и главный центр Ашшур становился все более крупным городом. Это говорило о новом возвышении Ассирии, начавшемся в конце XV в. до н. э.

Ашшур был не только первым городом Ассирии, но и резиденцией древнейших ассирийских правителей. Город расположился на правом берегу Тигра, у Нижнего Заба. Это была идеальная естественная крепость на скалистом берегу, защищенная с востока рекой от вражеских набегов.

В 1904 г. немецкие археологи открыли на кургане Калат Шергат огромный холм, местами достигавший высоты 10-этажного дома. Этот холм скрывал первую ассирийскую столицу. Было установлено, что еще за две тысячи лет до Ашшурбанапала ассирийцы жили в благоустроенном городе. Во многих жилых домах были ванны. Город имел водопровод и канализацию.

Существовал даже клинописный «путеводитель» – перечень городских храмов, наиболее значительными из которых были двойной храм богов Адада и Ану, а также храм главного ассирийского бога – Ашшура. Он содержал также описание городских стен, ворот и главных улиц, в том числе знаменитой «дороги шествий».

Раскопки археолога Вальтера Андре в Ашшуре свидетельствуют о высокой технике крепостного строительства и дают возможность наглядно представить себе, как выглядел весь ассирийский город и его отдельные здания в VIII-VII вв. до н. э. Ашшур был обнесен стенами из сырцового кирпича высотой 15-18 м и толщиной около 6 м, возведенными на фундаменте из крупных каменных глыб. Вся наружная часть покрыта слоем глиняной обмазки, а верхняя увенчана зубцами из цветных поливных кирпичей – голубых с желтой каймой. По внешней линии стены с интервалом примерно в 20 м шли башни-контрфорсы. Наружные ворота, укрепленные фланкирующими башнями, вели в длинное, продолговатое помещение, заканчивающееся внутренними воротами с несколькими отсеками. Среди плоских крыш домов и дворцов возвышались зиккураты храмов[20].

Исторический центр Ассирии г. Ашшур был, по-видимому, и торговым форпостом Месопотамии, обеспечивающим ввоз леса и металла в эту страну. В Ашшуре рано появились странствующие купцы-торговцы, которым часто приходилось браться за оружие, защищаясь от нападений горных племен на торговых путях.

Город Ашшур часто подвергался вторжению врагов. Поэтому ассирийцы должны были постоянно находиться в боевой готовности.

У предгорий Загра расположился священный город богини Иштар – Арбела (по-ассирийски Арпа-Илу – «город четырех храмов»).

Арбела – город, обнесенный крепостной стеной, считается древнейшим из всех ныне населенных городов мира. Освещенный утренними лучами солнца, город стоял на высоком холме посреди равнины. Этот, поросший травой холм образовался в результате бесчисленных напластований от перестройки различных городов так же, как постепенно повышается уровень Тель-Асмара и других городов равнины. Подобные города, однако, давным-давно прекратили свое существование и стоят покинутые, засыпанные пеплом, галькой и черепками.

В городе царит тишина, нарушаемая лишь легким шелестом травы. Не слышно ни стука несущихся мимо тяжелых повозок, ни лязга металла, ни победоносных криков греческих воинов, ни слабых стонов отчаявшихся персов. А ведь именно здесь, под стенами древней Арбелы, Дарий предпринял последнюю попытку дать отпор молодому Александру Македонскому, когда тот, опьяненный мечтой создать безграничную империю, с презрением отверг мир, предложенный ему правителем Западной земли, что простиралась до самого Египта, и продолжал свои завоевания.

После победы Александра Македонского над Дарием у Гавгамел судьба Азии была, по существу, решена. Александр оставил свои богатые трофеи в Арбеле, которая стоит и по сей день высоко над равниной на руинах построек древних ассирийских храмов. В Арбелу приезжал могучий ассирийский царь Ашшурбанапал, чтобы помолиться в храме Иштар перед войной с Эламом. Здесь он произнес свою знаменитую молитву.

В Арбеле процветали ремесло и торговля, которые находились в руках ассирийцев. Кроме этого здесь жили несшие военную службу царские воины – горцы.

Арбела считалась центром ассирийской области Адиабены. В городе-крепости, начиная с I в. н. э. и до наших дней, продолжают жить ассирийцы.

Почти все важнейшие пути Передней Азии проходили в непосредственной близости от городов Ассирии или даже через них. Поэтому правители Ашшура всячески пытались взять их под свой контроль. Так государство обороняющееся начало превратиться в государство агрессивное.

Таким образом, во II тысячелетии до н. э. Ашшур стал ядром, вокруг которого сформировалась великая ассирийская держава.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ниневия. Древняя столица Ассирии

город Ниневия

Древний город Ниневия

Ниневия – столица Ассирии в VIII–VII столетии до н. э. – была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.

Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.

Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.

Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.

Столицу Ассирии – город Ниневия – населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

Упоминания о Ниневии в Библии

В течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.

Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.

Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Археологические исследования развалин Ниневии
Ниневия

Ниневия (реконструкция дворца)

Только в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия – 30-х годах XX века.

Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722–705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.

Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.

Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Раскопки царского дворца

1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705–681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.

Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.

Ниневия. Библиотека

Книга из библиотеки Ашшурбанипала

Раскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.

Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.

Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.

Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Ниневия столица Ассирии

Именно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.

Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год – около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.

Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.

Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.

Только в середине XIX  столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами – библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.

 

 

 

Л.Антонова

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

город, который называли "логовищем львов", "городом крови"

История древнего мира очень увлекательна. Особенной изюминкой является наличие белых пятен, которые только подогревают интерес, вызывая бурный полет фантазии. Среди первых цивилизаций человечества внимания заслуживает Ассирия, расположенная в Междуречье, в северной его части. Ранняя столица Ассирии – это город Ашшур (или Ассур), названный в честь верховного божества Ашшура. От него название получила и вся империя.столица Ассирии

Немного предыстории

Во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры на Аравийском полуострове резко ухудшился климат. Это заставило его обитателей (семитские племена) двинуться в путь в поисках более пригодного места для жизни. Путешествуя на север и восток, они добрались к Месопотамии, где осели их ближайшие родственники – аккадцы.

Один за одним они основывали селения, которые потом вошли в состав империи. Главными городами стали Ниневия, Ашшур и Арбела, которые до XV в. до н.э. существовали сами по себе, отдельно друг от друга.

Первая столица Ассирии

Принято считать таковой город Ашшур, который стал центром небольшого государства, занимающегося торговлей. Власть в нем принадлежала купцам, а важные решения принимались их общиной. Это они первыми прибыли в Малую Азию, где основали несколько колоний. Правитель города (ишшиаккум) не имел полной власти, а титул его передавался по наследству. Его областью влияния была религия, то есть он был верховным жрецом и главнокомандующим армией, а еще исполнял роль главы Совета. Намного позже в Совет вошли люди, максимально приближенные к ишшиаккуму, который превратился в истинного монарха.

В XXIII в. до н.э. регион (столица Ассирии в том числе) попал под власть Аккадского царства, а после его покорения народом кутиев обрел независимость. Сегодня можно увидеть развалины этого некогда великого города в 260 км от Багдада.столицу Ассирии город

Другие населенные пункты

  • Дур-Шаррукин. Хоть этот город – не первая столица Ассирии, он играл важную роль в жизни государства. Расположенный в трех часах езды от Ниневии, он был второй резиденцией монарха. Поселение основано в Саргоном II в 711 г. до н.э. Дур-Шаррукин (Хорсабад сегодня) был окружен массивными стенами, а внутри располагался обширный дворец на двести комнат. Обнаруженные богатые скульптурные украшения в настоящее время хранятся в Лувре (Париж).
  • Руины Нимруда (Калху) сегодня находятся на территории Ирака неподалеку от города Мосул. Поселение основано Салманасаром I в XIII веке до н.э., а через четыреста лет Ашшур-нацир-апал II сделал его своей столицей. Намного позже этот населенный пункт разрушило войско мидийцев и халдеев. Здесь возвышался роскошный дворец, обнесенный крепостными стенами и сооружениями. Во время раскопок были обнаружены статуи сказочных существ, многочисленные рельефы, резные фигурки, глиняные плиты с клинописью. К сожалению, во время Иракской войны древний город сильно пострадал.

столица Ассирии город называли логовищем львов городом крови

Грозная Ниневия

Это еще одна столица Ассирии. Город называли «логовищем львов», «городом крови». Расположен он был близ современного Мосула (Ирак) на левом берегу Тигра - на холмах Куюнджик. Название его знакомо всем из Библии. Как считают историки, Ниневия основана примерно в середине пятого тысячелетия до н.э. Главным городом ее сделали Сеннахириб и его сын Ашшурбанипал.

Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на четыре километра, а главная улица имела ширину в 26 метров. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую категорически запрещалось.столица древней Ассирии

Но могущественное поселение также было покорено. Столицу Ассирии – город Ниневию – разрушили вавилоняне вместе с мидянами. Раскопав руины, археологи обнаружили остатки знаменитой царской Куюнджикской библиотеки, где хранилось примерно тридцать тысяч глиняных табличек. Также нашли полихромную керамику, бронзовые скульптуры, многочисленные рельефы и статуи хранителей врат – крылатых быков и львов.

Внешний вид города

Столица Ассирии в древности была небольшим поселением. Но в библейские времена, когда Бог послал Иону в Ниневию, она была уже невиданно огромной. Основателем ее считается сын царя Саргона Синахериб. Он же и сделал город своей столицей и обустроил его с большим размахом.

Столица Ассирии – «логовище львов» – была окружена массивной стеной протяженностью в двенадцать километров. В ней располагалось пятнадцать ворот. Вода поступала в город по каналу шириной в 20 метров и длиной свыше 50 км, который шел то по тоннелю, то по акведуку. Правитель был щедр со строителями канала, о чем свидетельствуют найденные надписи.ранняя столица Ассирии

Столицу Ассирии – город Ниневия – населяли 170000 человек! Его окружность достигала 150 км. В черте поселения находились не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царская улица, залитая асфальтом, была украшена искусными статуями и имела большую ширину, чем Невский проспект в современном Петербурге.

Падение великого города

Но была обречена столица Ассирии. Город называли «логовищем львов», «городом крови», а ее жителей – гордыми и жестокими людьми. Библия предрекала Ниневии гибель, превращение в пустыню. Но первую осаду мидийцами во время правления Ашшурбанипала она выдержала. Конец могуществу Ассирийской империи настал, когда покоренные народы яростно стремились сбросить иго.столица Ассирии в древности

В 614 году отделенный Вавилон объединил силы с мидийцами и осадил город. Его обитатели дали достойный отпор, но силы были неравными. Кроме того, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, дав Тигру возможность выйти из берегов и размыть часть крепостных стен. Завоеватели разграбили некогда великую столицу и сровняли ее с землей. Только в середине девятнадцатого века Ниневия вновь вернулась из небытия благодаря усилиям археолога Астона Генри Лэйярда.

След в истории

Хотя столица древней Ассирии пала, ознаменовав гибель всей империи, все же она не затерялась в лабиринтах истории. Упоминания о ее жителях то и дело появляются на страницах более поздних хроник, что является редким исключением для науки.

Ассирийцы не были уничтожены, не ассимилировали, а удалились в неприступные горы Курдистана, где продолжали следовать традициям своих предков. Надписи времен Дария I свидетельствуют, что во время строительства дворца использовался кедр, привезенный ассирийцами из Ливана. Арабские авторы эпохи Средневековья утверждали, что древний народ и дальше живет на своей земле. А епископство армянской церкви в Мосуле и ныне именуется ассирийским. В первый месяц года здесь отмечают День Ниневии с невиданным торжеством и размахом. Также потомки ассирийцев соблюдают особый пост, так же, как делали это их далекие предки. И носят конусообразные шапки из войлока, точь-в-точь такие, которые изображены на древних барельефах. А подобные головные уборы не были распространены больше нигде на Востоке.

Вместо заключения

Библия рассказывает о плохом городе, который, как и Вавилон, утонул в грехах и гордыне. Поэтому он и погиб так же, как и было предсказано. Но историки и археологи открывают нам совершенно другое – поселение удивительно больших размеров для того времени было обустроено по тщательно продуманному плану. Его богатство не могло не привлечь другие государства, которые только набирались сил и нуждались в деньгах. Вот почему на смену Ассирийской империи пришли другие города, которые во многом уступали не только Ниневии, но и Нимруду, и Ашшуру.

fb.ru

Ниневия – древняя столица Ассирии. 100 великих городов мира [litres]

Ниневия – древняя столица Ассирии

Охота на львов. Рельеф из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии.

VII до н. э.

Многие народы древности бесследно исчезли с исторической сцены. Ничего, кроме археологических находок, не осталось от шумеров, филистимлян, хеттов, сыгравших значительную роль в человеческой цивилизации.

Ассирийцы – редчайшее исключение. Гибель их древней столицы в 612 году до нашей эры и последующее окончательное крушение государства не сопровождались уничтожением ассирийцев как народа или ассимиляцией их с завоевателями. Они «спаслись» в неприступных горах Курдистана и там, среди своих соседей-курдов, нашли убежище на долгие годы.

Через 100 лет после гибели Ниневии ассирийцы упоминаются в дворцовых надписях древнеперсидского царя Дария I. Так, в Сузах археологи обнаружили надпись, сообщавшую о строителях царского дворца: «Земля была вырыта… гравий засыпан, и кирпичи сформованы, и эту работу сделали вавилоняне. Дерево, называемое кедр, было привезено с гор Ливана. Ассирийцы довезли его до Вавилона».

Сведения об ассирийцах встречаются и у средневековых арабских историков, которые сообщают, что «потомки ассирийцев продолжают жить на тех же местах». Это подтверждается целым рядом бесспорных фактов, например, армянская церковь с древнейших времен и до наших дней называет епископство города Мосула ассирийским епископством. Сами ассирийцы называют его «курсий д’Нинви», что значит «епископство Ниневии». До сих пор в январе они отмечают «День Ниневии» как самый торжественный праздник. Как и их древние предки, нынешние ассирийцы соблюдают пост «Баута д’Нинви» («Пожелание Ниневии»), который считается самым важным и строгим постом. Они надевают на голову войлочные конусообразные шапки, какие носили их предки и какие можно увидеть на древних барельефах: такие шапки на Востоке были распространены только среди ассирийцев.

Но о Ниневии рассказывается не только в древних документах, об этом городе упоминается и в самой Библии. В книге «Бытие» (10, 11) говорится: «Из сей земли (Сеннаар. – Н.И.) вышел Ассур и построил Ниневию». Случилось это в глубокой древности, но о расширении Ниневии долго не было никаких известий – вплоть до того времени, когда туда был послан Иона. Господь повелел Ионе идти в город великий, в Ниневию, и возвестить там о ее разрушении, так как она всегда была полна гордыни и говорила в сердце своем: «Я – и нет иного, кроме меня».

Но Иона и сам, вместо того чтобы подчиниться Господу, бежал от лица Его. Только после второго повеления Иона послушал Господа и отправился в Ниневию – «великий город перед лицом Бога». Это был чрезвычайно большой город, окружность которого составляла примерно 150 километров. На этой территории располагались не только царские дворцы и храмы, но также сады и пастбища, необходимые для прокорма весьма значительной численности скота.

В исторической литературе основателем Ниневии считается Синахериб, сын царя Саргона. Он перенес сюда столицу из Дур-Шаррукина, обустроил город с невиданной роскошью и окружил его стеной (протяженностью около 12 километров) с 15 воротами. Чтобы снабжать Ниневию водой, по приказу Синахериба с гор провели канал шириной 20 метров. Сложенный из каменных плит, канал этот (длиной более 50 километров) то шел через тоннель, то пересекал долины по акведуку, стоящему на сплошном основании. В одной из найденных надписей ученые прочитали, что Синахериб щедро одевал и кормил строителей канала.

Ниневия была огромным городом, численность населения которого достигала 170 000 человек. Дома в городе были большие и светлые, улицы – прямые, широкие и зеленые. Центральная улица ассирийской столицы, прозванная Царской, в ширину равнялась 26 метрам, что шире Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Царская улица была залита асфальтом, по обеим сторонам ее стояли статуи.

Стены дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были покрыты рельефными плитами. Действующие лица и сцены, изображенные на этих плитах, – это ассирийские воины, штурмующие вражеские крепости, форсирующие реки или готовящие коней к бою; колонны рабов и рабочих, перетаскивающих в корзинах землю и камень и возводящих дворцы. Однако главным героем на всех рельефах является сам царь Ашшурбанипал, который всегда изображается великим и могучим.

В Библии несколько раз упоминается о Ниневии, и многие пророчества предсказывают ее гибель: она станет безлюдной и сухой, как пустыня, потому что всегда была городом крови, грабительства, обмана и убийств. Еще при жизни царя Ашшурбанипала войска мидийского царя Фраорта пытались штурмом взять Ниневию, но тогда город выдержал все нападения противника.

По преданию, Ниневию спас стодневный пост. В дни осады царь повелел «провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего, от насилия рук своих». Бог увидел их добрые дела и отвел от них бедствие, которым угрожал вначале.

Однако при жизни царя Ашшурбанипала участились и выступления покоренных народов, а после его смерти восстание против ассирийских правителей подняли Сирия, Финикия, Иудея, Египет. Отделился и Вавилон, на его престол вступил бывший наместник вавилонского приморья Набопаласар, который заключил союз с мидийским царем Киаксаром.

В 614 году до нашей эры мидийский царь при поддержке вавилонской армии под предводительством Набопаласара осадил Ниневию, но все их усилия были напрасны. Горожане дали завоевателям достойный отпор, и только получив подкрепление со стороны всех подвластных ему народов, мидийский царь преодолел сопротивление ниневийцев.

Этому помогло и одно природное обстоятельство: мидийцам удалось разрушить плотину на реке Хусур, Тигр вышел из берегов и смыл часть городских стен, что позволило мидийцам войти в ассирийскую столицу. Ворвавшиеся в город завоеватели начали беспощадно уничтожать жителей и грабить царские дворцы. Потом они предали город огню и сровняли его с землей, а все богатства Ниневии отправили в Экбатаны.

Поиски столицы ассирийского царства в 1842 году начал французский консул П.Э. Ботта, но они оказались безрезультатными. Через четыре года на земле древней Месопотамии появился другой археолог – Астон Генри Лэйярд, которому и посчастливилось открыть Ниневию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ниневия – древняя столица Ассирии

Многие народы древности бесследно исчезли с исторической сцены. Ничего, кроме археологических находок, не осталось от шумеров, филистимлян, хеттов, сыгравших значительную роль в человеческой цивилизации.

Ассирийцы – редчайшее исключение. Гибель их древней столицы в 612 году до нашей эры и последующее окончательное крушение государства не сопровождались уничтожением ассирийцев как народа или ассимиляцией их с завоевателями. Они «спаслись» в неприступных горах Курдистана и там, среди своих соседей-курдов, нашли убежище на долгие годы.

Через 100 лет после гибели Ниневии ассирийцы упоминаются в дворцовых надписях древнеперсидского царя Дария I. Так, в Сузах археологи обнаружили надпись, сообщавшую о строителях царского дворца: «Земля была вырыта… гравий засыпан, и кирпичи сформованы, и эту работу сделали вавилоняне. Дерево, называемое кедр, было привезено с гор Ливана. Ассирийцы довезли его до Вавилона».

Сведения об ассирийцах встречаются и у средневековых арабских историков, которые сообщают, что «потомки ассирийцев продолжают жить на тех же местах». Это подтверждается целым рядом бесспорных фактов, например, армянская церковь с древнейших времен и до наших дней называет епископство города Мосула ассирийским епископством. Сами ассирийцы называют его «курсий д’Нинви», что значит «епископство Ниневии». До сих пор в январе они отмечают «День Ниневии» как самый торжественный праздник. Как и их древние предки, нынешние ассирийцы соблюдают пост «Баута д’Нинви» («Пожелание Ниневии»), который считается самым важным и строгим постом. Они надевают на голову войлочные конусообразные шапки, какие носили их предки и какие можно увидеть на древних барельефах: такие шапки на Востоке были распространены только среди ассирийцев.

Но о Ниневии рассказывается не только в древних документах, об этом городе упоминается и в самой Библии. В книге «Бытие» (10, 11) говорится: «Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию». Случилось это в глубокой древности, но о расширении Ниневии долго не было никаких известий – вплоть до того времени, когда туда был послан Иона. Господь повелел Ионе идти в город великий, в Ниневию, и возвестить там о ее разрушении, так как она всегда была полна гордыни и говорила в сердце своем: «Я – и нет иного, кроме меня».

Но Иона и сам, вместо того чтобы подчиниться Господу, бежал от лица Его. Только после второго повеления Иона послушал Господа и отправился в Ниневию – «великий город перед лицом Бога». Это был чрезвычайно большой город, окружность которого составляла примерно 150 километров. На этой территории располагались не только царские дворцы и храмы, но также сады и пастбища, необходимые для прокорма весьма значительной численности скота.

В исторической литературе основателем Ниневии считается Синахериб, сын царя Саргона. Он перенес сюда столицу из Дур-Шаррукина, обустроил город с невиданной роскошью и окружил его стеной (протяженностью около 12 километров) с 15 воротами. Чтобы снабжать Ниневию водой, по приказу Синахериба с гор провели канал шириной 20 метров. Сложенный из каменных плит, канал этот (длиной более 50 километров) то шел через тоннель, то пересекал долины по акведуку, стоящему на сплошном основании. В одной из найденных надписей ученые прочитали, что Синахериб щедро одевал и кормил строителей канала.

data-ad-client="ca-pub-7206746909524663"data-ad-slot="9127896632"data-ad-format="auto">

Ниневия была огромным городом, численность населения которого достигала 170 000 человек. Дома в городе были большие и светлые, улицы – прямые, широкие и зеленые. Центральная улица ассирийской столицы, прозванная Царской, в ширину равнялась 26 метрам, что шире Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Царская улица была залита асфальтом, по обеим сторонам ее стояли статуи.

Стены дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были покрыты рельефными плитами. Действующие лица и сцены, изображенные на этих плитах, – это ассирийские воины, штурмующие вражеские крепости, форсирующие реки или готовящие коней к бою; колонны рабов и рабочих, перетаскивающих в корзинах землю и камень и возводящих дворцы. Однако главным героем на всех рельефах является сам царь Ашшурбанипал, который всегда изображается великим и могучим.

В Библии несколько раз упоминается о Ниневии, и многие пророчества предсказывают ее гибель: она станет безлюдной и сухой, как пустыня, потому что всегда была городом крови, грабительства, обмана и убийств. Еще при жизни царя Ашшурбанипала войска мидийского царя Фраорта пытались штурмом взять Ниневию, но тогда город выдержал все нападения противника.

По преданию, Ниневию спас стодневный пост. В дни осады царь повелел «провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего, от насилия рук своих». Бог увидел их добрые дела и отвел от них бедствие, которым угрожал вначале.

Однако при жизни царя Ашшурбанипала участились и выступления покоренных народов, а после его смерти восстание против ассирийских правителей подняли Сирия, Финикия, Иудея, Египет. Отделился и Вавилон, на его престол вступил бывший наместник вавилонского приморья Набопаласар, который заключил союз с мидийским царем Киаксаром.

В 614 году до нашей эры мидийский царь при поддержке вавилонской армии под предводительством Набопаласара осадил Ниневию, но все их усилия были напрасны. Горожане дали завоевателям достойный отпор, и только получив подкрепление со стороны всех подвластных ему народов, мидийский царь преодолел сопротивление ниневийцев.

Этому помогло и одно природное обстоятельство: мидийцам удалось разрушить плотину на реке Хусур, Тигр вышел из берегов и смыл часть городских стен, что позволило мидийцам войти в ассирийскую столицу. Ворвавшиеся в город завоеватели начали беспощадно уничтожать жителей и грабить царские дворцы. Потом они предали город огню и сровняли его с землей, а все богатства Ниневии отправили в Экбатаны.

Поиски столицы ассирийского царства в 1842 году начал французский консул П.Э. Ботта, но они оказались безрезультатными. Через четыре года на земле древней Месопотамии появился другой археолог – Астон Генри Лэйярд, которому и посчастливилось открыть Ниневию.

agesmystery.ru

история и культура :: SYL.ru

На территории современного Ирака там, где в наши дни расположен город Аль-Мосул, в VIII–VII столетиях до н. э. находилась древняя Ниневия – столица одного из самых мощных государств той эпохи – Ассирии. Существование этого города, построенного на левом берегу реки с экзотическим названием Тигр, до начала XIX века не имело научных подтверждений, которые появились лишь благодаря результатам ряда проведённых в тот период археологических раскопок.

Столица Ассирии

Город царя Нина

Согласно легенде, своим названием ассирийская столица была обязана первому правителю страны – царю Нину, который являлся, как утверждали греки, сыном титана Кроноса и родным братом самого верховного бога Зевса. Неудивительно, что такое родство обеспечило ему власть над всей Азией, тем более что в жёны себе он взял знаменитую Семирамиду – даму хоть и приятную во всех отношениях, но крайне амбициозную. Считается, что именно Нин привил ассирийцам их воинственность, заложив основы ратного искусства.

Выгоды географического расположения города

Первые документальные сведения о столице Ассирии – Ниневии, неоднократно упоминаемой в Библии, европейцы почерпнули ещё в 40-х годах XIX века из надписей, сохранившихся среди артефактов, полученных в результате раскопок, проводившихся на территории, принадлежащей нынешнему Ираку. Благодаря этим хроникам, составленным на одном из семитских наречий, исследователи смогли получить представление о Ниневии как о важном торговом центре, расположенном на пересечении основных караванных путей.

Известно, что столица Ассирии отличалась весьма выгодным в стратегическом отношении расположением. С востока и запада пути к ней преграждали реки – Тигр и Заб, а с юга она была защищена горами от своего не менее воинственного соседа – Вавилона. Благодаря этому, Ниневия в течение двух столетий являлась резиденцией нескольких царствовавших династий.

Столица Ассирии город

Особенности городской застройки

Установлено, что в период ее расцвета, приходившийся на середину VII столетия до н. э., в Ниневии проживало порядка 170 тыс. человек, а сама она простиралась вдоль берега Тигра не менее, чем на 4 км, что для той эпохи являлось весьма значительным показателем. Если учесть также, что окружность города, по которой были возведены защитные сооружения, составляла, по подсчётам учёных, 160 км, то нетрудно представить масштабы этого древнего мегаполиса.

Любопытна также информация о том, что уже в те давние времена столица Ассирии застраивалась по строго установленному плану, и нарушать его категорически запрещалось. Центральной осью, вокруг которой велось возведение всех сооружений, была главная улица города, называвшаяся Царской. Она имела рекордную по тем временам ширину – 26 метров, что соответствует Невскому проспекту Санкт-Петербурга в районе реки Мойки.

Кроме того, эту главную городскую магистраль покрывал асфальт, а по краям она была украшена многочисленными скульптурами богов. В центре Ниневии был расположен царский дворец, окружённый садами, за ним дома чиновников, а далее тянулись районы, застроенные жилищами простолюдинов. Как уже говорилось выше, обрамляла столицу Ассирии полоса защитных сооружений, весьма актуальных в то неспокойное время.

Ниневия столица Ассирии

Город, сошедший со страниц Библии

На протяжении длительного времени учёные не располагали о Ниневии никакими сведениями, за исключением тех, что можно было почерпнуть в Библии. Поэтому сам факт существования этого города ставился многими исследователями под сомнение до тех пор, пока археологические находки, сделанные на территории древней Иудеи, не заставили их изменить своё мнение. Тем не менее даже сегодня для миллионов людей древняя столица Ассирии – это прежде всего библейский город, связанный с именем пророка Ионы.

Грехи и покаяние ниневитян

Как явствует со страниц Ветхого Завета, его жители своими неисчислимыми грехами прогневали Бога до такой степени, что Он вознамерился покарать их. Однако, давая грешникам последний шанс, Господь послал к ним своего пророка Иону, дабы тот убедил их в необходимости покаяния.

Однако, прежде чем исполнить Божье повеление, посланник проявил малодушие и, не веря в удачный исход своей миссии, сев на корабль, попытался скрыться. За своё непослушание он понёс наказание и вскоре был проглочен китом, во чреве которого три дня и три ночи уже сам каялся в содеянном, после чего Господь внял его мольбам, и кит послушно изверг Иону из своей утробы.

Древняя столица Ассирии

Оказавшись на берегу, пророк выполнил Божье повеление, и все жители Ниневии от мала до велика оделись во вретища и, объявив пост, возносили Господу молитвы о прощении их грехов. Убедившись в их искренности, Бог даровал им прощение, благодаря чему столица Ассирии город Ниневия избежал разрушения.

Реальный прообраз библейского пророка Ионы

Весьма любопытно, что археологические находки XIX века не только подтвердили реальность существования этого древнего города, но позволили по-новому взглянуть на личность главного героя, связанного с ним библейской историей, – пророка Ионы, которого прежде многие считали вымышленным персонажем, поскольку всех смущала история с китом и тремя днями, проведёнными в его желудке.

Оставляя в стороне дискуссию по поводу достоверности столь удивительного факта, учёные, тем не менее, получили основания утверждать, что некий посланник из Иудейского царства по имени Иона действительно в 785 году до н. э. проповедовал среди язычников Ниневии, пытаясь обратить их к вере в единого Бога. Результатом его трудов стала попытка проведения религиозной реформы, хоть и не увенчавшаяся успехом, но, тем не менее, положившая начало переходу от многобожия к монотеизму.

Записки путешественника о столице Ассирии

Начало раскопок ассирийской столицы

Как говорилось выше, археологические раскопки Ниневии начались в 1840 году. Проводились они группой французских учёных под руководством профессора П. Э. Бота, и их результаты позволили составить представление о том, как выглядела в древности столица Ассирии. Работы велись на территории древнего города Хорсабада, возникшего на месте Ниневии через несколько веков после её разрушения.

Достигнув нижнего культурного слоя, археологи обнаружили фрагменты стен дворца, предположительно, принадлежавшего царю Саргону, правившему в период с 722 по 705 год до н. э. Это было огромное сооружение, включавшее в себя обширный комплекс построек. Благодаря надписям, сохранившимся на его стенах, удалось установить, что дворец был возведён в 708 году до н. э и являлся памятником победы ассирийцев в войне с Вавилонским царством.

Огромный интерес у исследователей вызвали найденные в земле многочисленные скульптуры, изображавшие не только мифических богов, но и реально существовавших правителей государства, в том числе и царя Саргона. Эти находки доказали историчность как самого великого Ассирийского государства, так и целого ряда библейских событий, считавшихся до той поры вымышленными. В частности, нашёл подтверждение тот факт, что царь Саргон действительно опустошил Северный Израиль и пленил 10 еврейских колен, что также подвергалось сомнению.

Столица Ассирии логовище львов

Последующие археологические раскопки

После экспедиции профессора П. Э. Бота изучением столицы Ассирии занялся другой французский исследователь О. Г. Лэйярд. В 1845 году он и его коллеги приступили к раскопкам на холме Нимруд, находящемся вблизи того места, где работали их предшественники. И этой группе учёных сопутствовал успех. Ими также были обнаружены развалины огромного некогда дворца, среди руин которого во множестве попадались статуи богов, царей и различных фантастических существ. Главной же их находкой оказались каменные барельефы с изображением сцен повседневной жизни ассирийцев, позволившие составить более полное представление о быте этого древнего народа.

Четыре года спустя О. Г. Лэйярд продолжил работы, на этот раз перенеся их двумя километрами севернее на Куинджикский холм. И здесь его ждали удивительные открытия, позволившие воссоздать многие эпизоды ассирийской истории. Было, в частности, установлено, что Ниневия стала столицей государства лишь около 705 года до н. э. при царе Синаххерибе, а прежде этот статус принадлежал городу Ашшуру, названному так в честь одноименного божества местного пантеона.

Конец "львиного логовища"

Любопытно, что за воинственность её жителей соседи прозвали столицу Ассирии «Логовищем львов». Это мрачное название закрепилось за Ниневией ещё и потому, что кровопролитие здесь сопутствовало многим религиозным праздникам, на которых языческим богам приносились человеческие жертвы. Известно также, что нередко составной частью празднеств, устраиваемых ассирийскими царями, были казни, поражавшие иностранцев своей немыслимой жестокостью.

Однако в 612 году до н. э. это неприступное до той поры «логовище» было захвачено объединёнными силами двух государств – Мидии и Вавилона. Несмотря на то что ассирийцы оказали врагам достойное сопротивление, остановить их они не смогли. После нескольких дней грабежа и кровавого разгула великую столицу сравняли с землёй, и она перестала существовать.

Записки путешественника о столице Ассирии 5 класс

Записки путешественников о столице Ассирии

Надо заметить, что ещё в Средние века, то есть задолго до появления на берегах Тигра французских учёных, сюда многократно наведывались путешественники, привлечённые магией библейских строк. Посетив таинственные курганы Ирака, они нередко привозили в Европу найденные там сувениры – главным образом, кирпичи с едва заметными письменами на непонятном им языке. Но основную ценность представляли записки путешественников о столице Ассирии.

В 5 классе современные школьники изучают историю Древнего мира, но мало кто из них знает, что сведения, содержащиеся на страницах их учебников, были получены во многом благодаря тому интересу, который в научном мире пробудили энтузиасты, ещё в XII веке пытавшиеся отыскать известную им по библейским текстам Ниневию. Эти люди свято верили во всё прочитанное ими на страницах Священного Писания, а потому, отправляясь в дальний и опасный путь, не сомневались в существовании Ассирийского царства, Вавилона и его знаменитой башни, которой дерзостный народ пытался соединить небо и землю.

www.syl.ru

ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА АССИРИИ - необычные истории из истории

Многие народы древности бесследно исчезли с исторической сцены. Ничего, кроме археологических находок, не осталось от шумеров, филистимлян, хеттов, сыгравших значительную роль в человеческой цивилизации.

Ассирийцы — редчайшее исключение. Гибель их древней столицы в 612 году до нашей эры и последующее окончательное крушение государства не сопровождались уничтожением ассирийцев как народа или ассимиляцией их с завоевателями. Они «спаслись» в неприступных горах Курдистана и там, среди своих соседей‑курдов, нашли убежище на долгие годы.

Через 100 лет после гибели Ниневии ассирийцы упоминаются в дворцовых надписях древнеперсидского царя Дария I. Так, в Сузах археологи обнаружили надпись, сообщавшую о строителях царского дворца: «Земля была вырыта… гравий засыпан, и кирпичи сформованы, и эту работу сделали вавилоняне. Дерево, называемое кедр, было привезено с гор Ливана. Ассирийцы довезли его до Вавилона».

Сведения об ассирийцах встречаются и у средневековых арабских историков, которые сообщают, что «потомки ассирийцев продолжают жить на тех же местах». Это подтверждается целым рядом бесспорных фактов, например, армянская церковь с древнейших времен и до наших дней называет епископство города Мосула ассирийским епископством. Сами ассирийцы называют его «курсий д'Нинви», что значит «епископство Ниневии». До сих пор в январе они отмечают «День Ниневии» как самый торжественный праздник. Как и их древние предки, нынешние ассирийцы соблюдают пост «Баута д'Нинви» («Пожелание Ниневии»), который считается самым важным и строгим постом. Они надевают на голову войлочные конусообразные шапки, какие носили их предки и какие можно увидеть на древних барельефах: такие шапки на Востоке были распространены только среди ассирийцев.

Но о Ниневии рассказывается не только в древних документах, об этом городе упоминается и в самой Библии. В книге «Бытие» (10:11) говорится: «Из сей земли (Сеннаар. — Н.И.) вышел Ассур и построил Ниневию». Случилось это в глубокой древности, но о расширении Ниневии долго не было никаких известий — вплоть до того времени, когда туда был послан Иона. Господь повелел Ионе идти в город великий, в Ниневию, и возвестить там о ее разрушении, так как она всегда была полна гордыни и говорила в сердце своем: «Я — и нет иного, кроме меня». Но Иона и сам, вместо того чтобы подчиниться Господу, бежал от лица Его. Только после второго повеления Иона послушал Господа и отправился в Ниневию — «великий город перед лицом Бога».

Это был чрезвычайно большой город, окружность которого составляла примерно 150 километров. На этой территории располагались не только царские дворцы и храмы, но также сады и пастбища, необходимые для прокорма весьма значительной численности скота.

В исторической литературе основателем Ниневии считается Синахериб, сын царя Саргона. Он перенес сюда столицу из Дур‑Шаррукина, обустроил город с невиданной роскошью и окружил его стеной (протяженностью около 12 километров) с 15 воротами. Чтобы снабжать Ниневию водой, по приказу Синахериба с гор провели канал шириной 20 метров. Сложенный из каменных плит, канал этот (длиной более 50 километров) то шел через тоннель, то пересекал долины по акведуку, стоящему на сплошном основании. В одной из найденных надписей ученые прочитали, что Синахериб щедро одевал и кормил строителей канала.

Ниневия была огромным городом, численность населения которого достигала 170000 человек. Дома в городе были большие и светлые, улицы — прямые, широкие и зеленые. Центральная улица ассирийской столицы, прозванная Царской, в ширину равнялась 26 метрам, что шире Невского проспекта в Санкт‑Петербурге. Царская улица была залита асфальтом, по обеим сторонам ее стояли статуи.

Стены дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были покрыты рельефными плитами. Действующие лица и сцены, изображенные на этих плитах, — это ассирийские воины, штурмующие вражеские крепости, форсирующие реки или готовящие коней к бою; колонны рабов и рабочих, перетаскивающих в корзинах землю и камень и возводящих дворцы. Однако главным героем на всех рельефах является сам царь Ашшурбанипал, который всегда изображается великим и могучим.

В Библии несколько раз упоминается о Ниневии, и многие пророчества предсказывают ее гибель: она станет безлюдной и сухой, как пустыня, потому что всегда была городом крови, грабительства, обмана и убийств. Еще при жизни царя Ашшурбанипала войска мидийского царя Фраорта пытались штурмом взять Ниневию, но тогда город выдержал все нападения противника.

По преданию, Ниневию спас стодневный пост. В дни осады царь повелел «провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего, от насилия рук своих». Бог увидел их добрые дела и отвел от них бедствие, которым угрожал вначале.

Однако при жизни царя Ашшурбанипала участились и выступления покоренных народов, а после его смерти восстание против ассирийских правителей подняли Сирия, Финикия, Иудея, Египет. Отделился и Вавилон, на его престол вступил бывший наместник вавилонского приморья Набопаласар, который заключил союз с мидийским царем Киаксаром.

В 614 году до нашей эры мидийский царь при поддержке вавилонской армии под предводительством Набопаласара осадил Ниневию, но все их усилия были напрасны. Горожане дали завоевателям достойный отпор, и только получив подкрепление со стороны всех подвластных ему народов, мидийский царь преодолел сопротивление ниневийцев.

Этому помогло и одно природное обстоятельство: мидийцам удалось разрушить плотину на реке Хусур. Тигр вышел из берегов и смыл часть городских стен, что позволило мидийцам войти в ассирийскую столицу. Ворвавшиеся в город завоеватели начали беспощадно уничтожать жителей и грабить царские дворцы. Потом они предали город огню и сровняли его с землей, а все богатства Ниневии отправили в Экбатаны.

Поиски столицы ассирийского царства в 1842 году начал французский консул П.Э. Ботта, но они оказались безрезультатными. Через четыре года на земле древней Месопотамии появился другой археолог — Астон Генри Лэйярд, которому и посчастливилось открыть Ниневию.

 

historyonline.livejournal.com


Смотрите также