Статьи про древний египет. Сообщество Империал: Историческая справка о Древнем Египте - Древний Мир - Исторические Статьи - Библиотека - Сообщество Империал
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Статья: Древний Египет. Статьи про древний египет


Статья о Древнем Египте / [email protected]

                  БУНТ      СТРАННОГО       ФАРАОНА

 

    Древний Египет… Это удивительная, уникальная страница в истории нашей цивилизации, которая не перестает тревожить пытливые умы человечества. Фантастическая, таинственная история и культура этой страны завораживает своей самобытностью и величием. Археологов ждет еще немало потрясающих и удивительных тайн, которыми не спешит делиться древняя земля.

   Трудолюбивый, талантливый и гордый народ жил в этой стране. Над миром проносились тысячелетия и целые династии великих фараонов сменяли друг друга на золотом троне Египта.

   Фараон – единовластный правитель, воплощение божества на земле, был главным «представителем» от людей перед всесильными богами. После смерти именно фараон должен был быть заступником живущих, обеспечить урожайные годы, мир и процветание стране.

   Из века в век фараоны выполняли свою миссию на земле, строя храмы и восхваляя многочисленных богов Египта.

   Но однажды, около 3400 лет тому назад, в семье Аменхотепа III родился странный малыш. Мальчика не считали наследником, т.к. он был вторым сыном царя. На семейных изображениях, в описаниях религиозных празднеств и фестивалей о нем нет даже упоминания.

   Сейчас трудно сказать, почему семья игнорировала юного принца. Может причина кроется в его необычном облике? У него было очень вытянутое лицо, длинный череп, узкие плечи и широкие бедра, длинные гибкие пальцы рук и ног. Гадкий утенок в породистой семье фараона.

   А может близких настораживали странные размышления принца о богах и человеческом бытие на этой земле?

   Можно себе представить, как всеми отвергнутый мальчик глотает слезы обиды где-нибудь в дальней комнате дворца, пока его царственная семья купается в почестях, возносимых народом. Лишь только его мать Тейе, Главная Жена царя, украдкой пожалеет своего странного сына.

   Но вот великий фараон Аменхотеп III умирает. И совсем скоро, вслед за ним умирает его наследник, старший сын. Словно из небытия на сцене египетской истории появляется молодой фараон Аменхотеп IV.

   Вот так, нежданно-негаданно, бывший изгой становится царем. Он женится на девушке невероятной красоты, имя которой переводится, как «красота грядет», и боготворит свою мать.

   Некоторое время он учится править страной, не очень-то вникая в политические передряги и соперничество жрецов. Но набрав силу и привыкнув к власти, молодой царь, словно громом среди ясного неба, поражает своих подданных решением провести религиозные реформы.

   Фараон отменяет всех богов, кроме одного единственного, который всегда светил и согревал его. Это солнечный диск Атон, символизирующий свет и энергию.

   Огромная древняя страна, тысячелетиями пестовавшая своих многочисленных богов с головами и телами животных, окутанных легендами и мифами, в одночасье должна была забыть их и поклоняться одному странному абстрактному богу!

   Люди не знали, как себя вести, что делать с грандиозными богатейшими храмами. Жрецы в момент лишились власти и средств к существованию. Неповиновение жестоко каралось. Весь жизненный уклад перевернулся с ног на голову.

   Но молодого фараона это мало волновало. Он здесь главный и может делать, что захочет! К примеру, поменять свое имя Аменхотеп IV на Эхнатон. Любимая жена, восхитительная Нефертити, во всем поддерживала его.

   Народ Египта еще не успел придти в себя от странной прихоти  царя, как Эхнатон объявил о новом своем решении – перенести столицу страны в новое место. Он лично ездил выбирать местность для нового города. На севере от Фив была найдена подходящая долина. С западной стороны она омывалась водами Нила, а с восточной была окружена горной цепью в виде подковы.

   Эхнатона поразил удивительной красоты восход в этом месте. Солнечный диск восходил на небеса из ложбины между горами, очертаниями напоминавшей ладью. Фараон посчитал это знаком и, приказав установить в четырех частях долины пограничные стеллы, поклялся никогда не покидать пределов своей новой столицы. Так возник Ахетатон, город полностью посвященный восхвалению и почитанию Атона.

   Дома, дворцы и храмы возводились молниеносно. В отличие от величественных строений Фив, они строились не из прочных известняковых плит, а из обычных глиняных кирпичей.

   Город был построен в рекордно короткие сроки и поражал своим великолепием и пространством. Широкие улицы и площади, чудесные дворцы знати, окруженные диковинными садами, удобная пристань, кварталы ремесленников и, конечно же, невиданной красоты храмы под открытым небом с бесчисленными алтарями, посвященными вечному Атону.

   Эхнатон был счастлив. Каждый день он самозабвенно выполнял религиозные ритуалы, посвященные солнечному диску, сопровождаемый любимой женой и детьми. Он был сыном солнца и простые смертные должны были молиться лишь своему фараону в надежде достучаться до божьей милости.

   Царь щедро одаривал своих последователей и почитателей. Но он ничего не хотел знать о том, что творится за пределами Ахетатона. Его не тревожило ни недовольство провинций новыми реформами, ни ослабление границ, ни воинственные настроения хеттов на севере страны.

   Надо отдать должное, при Эхнатоне не велись войны, люди мирно жили и трудились. Но не всех это устраивало. Страна была лишена огромных прибылей, приносимых завоевательными войнами, богатейшие храмы старых богов были разорены. Жрецы, потерявшие власть, сгорали от ярости, настраивая народ против царя. Простые люди в тайниках хранили фигурки древних богов и тайком продолжали поклоняться им. В Египте росла ненависть к своему фараону-еретику.

   И лишь Ахетатон жил, словно светлый праздник, купаясь в роскоши, процветании и неведении.

   Эхнатон был необычен во всем. На древнеегипетских изображениях мы привыкли видеть царских особ молодыми подтянутыми людьми. Ни намека на старость или немощность. Только богоподобные существа и их деяния.

   При Эхнатоне стиль изображения резко меняется. Царь словно нарочно приказывает художникам выставлять напоказ его необычность.

   Перед нами предстает человек со странными, совершенно инопланетными чертами лица, узкими плечами, обвисшим животом и широкими, почти женскими бедрами. Кроме того, появились изображения сценок из бытовой жизни фараона, подтверждающие не столько его божественность, сколько его человечность. Вот он обнимается со своей несравненной Нефертити, а вот он в кругу семьи нежно целует одну из своих дочерей. И всюду над ними солнечный диск Атон простирает свои благодатные лучи-ручки, даруя свет, тепло и жизнь.

   Даже красавицу Нефертити не пожалели художники-реалисты. На одном из поздних своих портретов перед нами предстает немолодая женщина с располневшим животом и бедрами, ссутулившимися плечами и обвисшими щеками, но все еще гордым и властным взглядом.

   Любимая жена царя так и не родила ему сына, подарив мужу шестерых дочерей. И в какой-то момент Нефертити бесследно исчезает. У ученых есть несколько версий на этот счет. Возможно, ее просто удалили от двора и она скончалась в безвестности.

   А возможно, Эхнатон, безумно любивший свою жену всю жизнь, назвал ее своим соправителем фараоном Семнехкарой, который правил еще два года после смерти Эхнатона. Дело в том, что титула царицы в Древнем Египте не существовало. Была Главная Жена царя. И, чтобы приравнять ее к себе, Эхнатон дарует ей мужское имя и титул фараона. А дотошные археологи рассмотрели на изображениях у неизвестно откуда взявшегося Семнехкары женскую грудь.

   Впрочем, есть версия, что это просто старший сын фараона от одной из младших жен. А мумия Нефертити так до сих пор и не найдена.

   После смерти Эхнатона и Семнехкары на трон садится девятилетний мальчик, второй сын Эхнатона, самый известный в мире фараон Тутанхатон (от «Атон»).

   Какое-то время он еще живет укладом, установленным его отцом. Но могущественные жрецы жаждут возвращения своей власти и привилегий. Под их влиянием юный фараон переезжает в Фивы и принимает имя Тутанхамон (от «Амон»). По всей стране начинается восстановление прежней религии и уничтожение любых упоминаний о ненавистном фараоне.

   Великолепный Ахетатон, просуществовавший около тридцати лет, был разорен и уничтожен. Непрочные кирпичные строения легко сравняли с землей. То, что уцелело, использовалось в строительстве новых храмов.

   Сравнительно не так давно археологи обнаружили местоположение этого огромного города недалеко от селения Тель эль Амарна. Этот крошечный кусочек многовековой египетской истории так теперь и называют: «амарнский период».

   Во время раскопок в бывшей мастерской ремесленника Тутмоса археологи натолкнулись на удивительную находку. Перед ошеломленными людьми предстало, словно живое, прекрасное лицо Нефертити. Тутмос закопал великолепно выполненный бюст прямо в земляной пол мастерской, возможно спасая свой шедевр от погромов.

   Долгое время никто не помнил о фараоне-еретике Эхнатоне. И сегодня, зная историю жизни этого необычного человека, невольно задаешься вопросом, кем же он был, этот странный Эхнатон? Сумасшедшим фанатиком? Жестоким мстителем? Или все-таки быть может первым пророком, значительно опередившим свое время, попытавшимся объяснить людям, что Бог един?

                                                          Наталья Бирюкова

(Авторские права защищены)

   Вас заинтересовал этот самый таинственный в истории Египта фараон? Вас завораживает таинственная романтика Древнего Мира?

   В историко-фантастическом романе "Разведка временем"  Информационное поле Земли закручивает судьбы главных героев, заставляя их совершать удивительные путешествия и переживать самые невероятные приключения. Таинственный древний мир открывает свои мистические тайны перед нашими современниками, а непримиримая борьба спецслужб не прекращается даже в иных измерениях...

  

drevnietainy.okis.ru

Статья - Древний Египет - История

Реферат потеме:

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

1.Система управления

Древние египтяне своюстрану называли Кеми. Ее считали «житницей мира».Египет стоит у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян леглив основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян.Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины,геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле,технике, сельском хозяйстве.

Но народ этой страны,вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость неограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавленавластью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишьизредка прерывалось возмущением народных масс.

Древний Египет по своемуполитическому устройству представлял собой самое централизованное,бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкиефункциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство,причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляютсязагадочными.

Политическая историяДревнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитываетнесколько тысячелетий. Первый период этой страны — Раннее царство — составилнесколько столетий в IIIтыс. до н. э. Это эпохакаменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизмаместных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. Вконце данного периода сложилось единое государство. Столица Верхнего Египта — Гераклеополь, Нижнего — Мемфис. Раннему царствусоответствуют 1 и II династии. Предания называют

Мину первым фараоном, отэтой эпохи ведут начало египетские летописи. Официально провозглашалось, чтофараону покровительствует царский бог Хор, в виде сокола. Титулатура первой династии содержала иероглифправления божественного Хора — сына убитого Озириса.Цари этой династии, кроме Хора, имели нечто вроде прозвища: Скорпион, Двойник,Боец, Сом, Хват, Змей, Простиратель, Целостноесердце. Дружественная утроба. Высокая рука. Соединенный титул царя и государя внаименовании фараона появился при Простирателе. Вдвойной короне фараона отражалась двуединая власть: белый венец означалгосподство над Верхним Египтом, красный — над Нижним. Символом первого былкоршун, второго — змея-аспид. Вторая династия обозначалась не Хором, а Сетом.

Опору власти фараонасоставляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная отсвободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальнымтермином «хам».

Вельможи, правителиобластей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы неуступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: такбыло во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ игосударственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он жесчитался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчиннойсистемы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелсямногочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имелсвое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.

Царский престол моглазанимать женщина, эта традиция утвердилась еще при третьем царе первойдинастии. Становление государственности шло параллельно с усилением царскойвласти, правителю стали приписывать все победы, на изваяниях той эпохи фараон возвышался над всемиостальными, в окружении опахалоносцев и царскихслуг. Большие средства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальницфараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя,после того как он переходил под власть Озириса — царя мертвых.

Итогом правления фараоновРаннего царства следует считать создание единого государства. Вместе с темпредания сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокругномарха Нижнего Египта.

Второй период ДревнегоЕгипта — Старое царство (большая часть IIIтыс. до ч.э… III-VIII династии). Эта эпохазнаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, этопериод сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массовогопринудительного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, гдехранились мумии царей. В период Старогоцарства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенноподнять урожайность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольникипродавались так же, как скот, инвентарь.

В хозяйственной жизнипреобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники ислужители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться такимимуществом. В имениях фараона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в такиххозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнемхозяйстве в качестве слуг, ремесленников.

Власть фараона становитсяабсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначениядолжностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, службасудоходства, высший суд — все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказывают, казнил, миловал, вводил новыеуказы, отменял старые и т.д. Ему воздавались божественные почести. Толькосамым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным — томесто, где он находился, касаясь носами пола, ползли они к повелителю.

Помощниками фараона поуправлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, главасудебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими.Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самыевысокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией.Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его ближайшегородственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания.Свои должности вельможи обычно передавали по наследству, их сыновья первоевремя проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов,учетчиков. По мнению Ю.Я. Перепелкина,знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла:сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами(начальниками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовилив учебном заведении «Дом жизни».

Правовое положениезамужних женщин мало, чем отличалось от мужчин. Они могли состоять нагосударственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые,выполняли функции жрецов при гробницах, распоряжались своим земельным наделом идругим имуществом. Однако в ту эпоху юридическая практика еще не имела четкихпонятий собственности, владения и распоряжения.

Ближайшее окружение царя,сановники были, как правило, его родственниками.

Старое царство определялоськак централизованная бюрократическая монархия. Власть правителя обожествлялась,фараоны стали именовать себя «вторым солнцем», позднее — Сыном Ра (солнца). Царя-победителя изображали в виде льва счеловеческой головой, разрывающего когтями своих врагов. Всякое выступлениепротив царя, оскорбление его чести, достоинства объявлялось преступлением,самым тяжким грехом. Фараон имел свой отряд телохранителей. В ту эпохусооружались колоссальные пирамиды, усыпальницы. Они потрясали современников.Остается загадкой, почему и зачем такие монументальные сооружения строились недля живых, а для мертвых. Видимо, согласно религии, главный смысл жизни, еерадости находились в потустороннем мире… Не исключено, что пирамиды должныбыли внушить страх подданным, продемонстрировать безграничное величие властифараона. Религия утверждала, что нет разницы между людьми и богами. Разница водном: боги — те же люди, но они отошли в небо и живут там по законам обычныхлюдей: едят, пьют, одеваются, распевают песни, любят близких. Фараон послесмерти становился звездой, вместе с Солнцем навещал свои владения, свою семью.Мог помочь, сделать добро или причинить вред. Ему полагалось иметь такую жепищу, как и живым. Для этого в усыпальницы полагалось приносить все, что нужнобыло живому человеку. Царь и после смерти оставался владыкой земли и неба, жилна том свете в роскоши, изобилии. Простые смертные были обречены на жажду,голод и забвение.

Огромные траты напирамиды, рост сепаратизма, усиление новой знати ослабили царскую власть.Начались междоусобные войны, борьба за престол, за корону фараона (2160-2134гг. до н.э.). Победу одержала ливанская знать, ей удалось снова объединить всюстрану под единой властью. Среднее царство существовало примерно с 2050 по 1700г. до н. э. Вначале онобыло неустойчивым, местные номархи почти не считались с центральной властью,цари часто менялись, на престоле были женщины. Отдельные фараоны правили несколькомесяцев, а то и дней, их часто свергали. Вскоре страну захватили чужеземцы — гиксосы, подвергшие ее страшным погромам. Гиксосы владели Египтом 150 лет. Фараон Яхмос 1 изгнал гиксосов, сего именем связывается начало Нового царства и образование мировой египетскойдержавы.

Древний Египет в периодединства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самойцентрализованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованнойбюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх,обладавший абсолютной, ничем не ограниченной властью, его персонаобожествлялась при жизни. Он был носителем высшей законодательной,исполнительной и судебной власти.

За три тысячи лет доновой эры на египетском троне восседали фараоны тридцати династий. Этихполубогов в бело-красной короне было свыше двухсот. Среди них были талантливыеадминистраторы, полководцы, тираны, миротворцы и кровожадные агрессоры,авантюристы и душевнобольные. Но все они были деспотами… Власть фараона былаабсолютной. Им приписывают составление свода законов. Египетский фараонсчитался сыном бога Ра, посредником между небом иземлей. В его титулатуре указано, что он — царьВерхнего и Нижнего Египта. Символом его власти была диадема с коброй. Привступлении на трон ему присваивалось пять имен. На официальных приемах фараондержал многохвостовую плеть и посох в виде крюка — дабы покорять и наказывать.В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. По традиции фараоныженились на сестрах (хотя были исключения), брили голову. Если на престолеоказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой. В такомобличий выступала Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса Первого. История почти неоставила данных о государственной деятельности этой царицы. Возможно,женщины-фараоны не хуже мужчин исполняли долг правителя. Спустя много столетий Клеопатра — жена и сестра юного Птолемея XXII Дионисия — оставила заметный след вполитической истории своей страны, с ее именем связана борьба за независимость Египта.

Экономическую основувласти фараона составляли царские поместья, угодья, огромное число рабов. Емудоставалась большая часть военной добычи. «Сердце царя радостно, когда емуприносят подарки»,- сказано в одной надписи. Так, при фараонах XVIII династии вштате управления были управители гробницы и поминального храма, царские писцы, опахалоносцы, камергеры, главная кормилица царя,скорняки, птичники, кравчие, брадобрей, повара, садовники и др. При докладемелкие чиновники лежали на животе, передвигались ползком и не вставали безразрешения фараона.

Основную массу чиновниковсоставляли писцы. В Древнем царстве перечень должностей мог составить целыйтом: советники, судьи, начальники «белого дома», управляющие, глашатаи,чиновники по иностранным делам, управлению захваченными землями, контролю засбором налогов, управлением на местах, за окладами, по надзору за рабами,устройству дорог, каналов и др. Каждый чиновник имел свой штат помощников. Всезаписывалось, учитывалось, проверялось писцами, счетоводами, контролероми. Правители имели свою свиту чиновников.Источники упоминают писцов разных рангов: царские, при судах, казначействе,налоговом ведомстве, царской библиотеке, храмовой казне. Школы находились прихрамах, там учили читать, писать, рисовать. Ученики учили наизусть священные иклассические тексты. Много внимания уделялось изучению законов, истории,географии, будущих чиновников знакомили с основами строительства. Лень,нерадивость в учебе наказывались. Народ чиновников боялся и ненавидел, так какони не только жили за счет его труда, но и обкрадывали фараона, брали взятки,злоупотребляли властью, совершали должностные преступления.

Родственники царязанимали наиболее важные должности в государстве. Высшую должность управителядворца и начальника всех ведомств (чати, визирь) потрадиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику, иногдаиз касты жрецов.

Судя по документампериода фараона Тутмоса III(XV в. до н.э.), визирь, чати, возглавлял всю систему управления.Он восседал на седалище со спинкой, рядом находился жезл — символ его власти,перед ним было разложено 40 кожаных свитков с законами. Рядом стояли вельможиболее низкого ранга, в том числе начальник приемной, писцы.

При разборе жалоб ритуалтребовал выслушать обе стороны. Функции верховного сановника: надзор за состояниемвоенных крепостей, ирригационных сооружений, руководство взиманием налогов,разбор территориальных споров. Он контролировалсудебные органы, требовал, чтобы решения судей принимались коллегиально, а неединолично. Чати назначал чиновников в Верхний иНижний Египет, о своей деятельности те докладывали ему о сроках восхода звезды Сириус, об уровне подъема воды в Ниле, о возможномнаводнении, о состоянии военных крепостей. Кроме судебной палаты, в его ведениибыла сокровищница. Дом оружия, архив, в которомхранились данные переписи населения. Вместе с правителем Дома войны (военнымминистром), он формировал ополчение, отвечал за строительство крепостей. Вотдельные периоды чати был главой столичного управления. Косвенные данныеговорят о наличии у чати инструкции, в которой были расписаны функциональныеобязанности всех его подчиненных.

Иероглифы, обозначавшиесановников, вельмож, всех служилых в управлении, имели три значения: «большие, послушныеприказу» (состояли при фараоне), «господин, послушный призыву» и ниже рангом -«послушныйпризыву». Последняя категория включала тех, кто работал в храмовых хозяйствах,в имениях крупных чиновников. В нее входили не только свободные, но и рабы.Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально ихназначение утверждалось указом фараона.

Носители обуви, опахалафараона, хранители его одежды одновременно выполняли обязанности государственныхчиновников. Из жизнеописания чиновника Уны (сер.XXV в. до н. э. — нач.XXIV в. до н. э.) узнаем,что его карьера началась с носителя царских сандалий, затем он стал начальникомсклада, а в конце жизни он — предводитель войска и начальник управления поВерхнему Египту.

Гробницы вельмож исановников размещались у пирамиды фараона. Чем он был выше по должности, темближе его могила располагалась к царской усыпальнице. Рассказ о преданностицарю, усердности по службе, о наградах и повышениях занимал обычно главноеместо в надгробных надписях. Из них можно представить структурубюрократического аппарата.

Сановник Мечен из Раннегоцарства Египта (XXVIII в. до н. э.) на стенах своей гробницы поведал потомкам освоей карьере, о том, как ему удалось сколотить приличное состояние. Надгробнаянадпись содержит важные сведения о номенклатуре должностей: начальникипограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии,судьи разных рангов. Названы и другие вельможи, обязанности которыхопределялись весьма сложно: правители Домов двух ночей, ножей, двух собак,начальник Западных ворот, чиновник с громким голосом и др. Вероятно,практиковалось совмещение должностей.

Военное ведомство вЕгипте возглавлял специальный сановник, начальник Дома войска или Дома оружия,он подчинялся только фараону, руководил строительством укреплений, крепостей,военных кораблей, ему подчинялись мастерские по изготовлению оружия. Во времявоенных походов и экспедиций армию возглавлял сам фараон. Во время войныобъявлялся набор в ополчение.

Вначале армия состояла изополченцев, со временем ее заменило постоянное войско профессионалов. Воиныжили в отдельных поселениях, имели наделы земли, которые во время военныхпоходов обрабатывали рабы. Гвардия фараонанаходилась в особо привилегированном положении, особенно в эпоху Новогоцарства. Вспомогательную роль играла полиция, которая обычно комплектовалась изпленных нубийцев и ливийцев. Местные правители в лице номарха и главныесборщики налогов имели свои полицейские подразделения. Полицейские служащиебыли надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовныхпреступников, выполняли обязанности палачей. Кроме охраны общественногопорядка, военно-полицейские части помогали властям взимать подати, проводитьмобилизацию населения для строительства ирригационных сооружений, пирамид, храмов.

Специальное подразделениеполиции — охрана пирамиды, усыпальницы фараонов. Ограбление царских мемориаловкаралось мучительной смертью: отрезали нос, уши, руки, сажали на кол.Жестокость наказания не устрашала преступников.Почти все гробницы фараонов были разграблены еще в древности.

В структуре управлениядревневосточной деспотии финансовое или налоговое ведомство также играло важнуюроль. Так, в Древнем Египте казначей, или главный хранитель сокровищ, имелгромкий титул «Начальник над всем, что есть и чего нет». Вероятно, онпрогнозировал будущий урожай и ожидаемые доходы. В его ведомство поступалидонесения о сборе податей. Ему подчинялся начальник Серебряного дома(казначейства), который, надо полагать, составлял смету доходов и расходов.

Система бюрократии Египтауделяла большое внимание общественным работам. Трудовые ресурсы учитывались,проверялись, устраивались смотры. Это составляло основную обязанность царскихписцов, которые знали количество занятых в каждой из каст. Выход из кастыремесленников происходил только с санкции фараона. Его администрация следила заэффективным использованием трудового населения, особенно на ирригационныхсооружениях. К строительству каналов, дамб привлекалосьпочти все трудоспособное население, кроме жрецов и чиновников. Функцияобщественных, публичных работ являлась главной в деятельности государства.

Следовательно, управлениестроилось на принципах бюрократического централизма. Такая система представляетсобой древневосточный вариант административно-командной системы, с четким определением функциональных обязанностей чиновников истрожайшим подчинением по вертикали.

На местах властьпринадлежала наместникам фараона — номархам. При РамзесеII насчитывалось 44 нома (области). Каждый ном сохранял известную хозяйственнуюсамостоятельность, имел свой религиозный культ, свой герб, знамя. Приторжественных церемониях к знамени прикреплялся значок.

Номарх обладал большимиполномочиями: наблюдал за состоянием местной системы орошения, возглавляладминистративный аппарат, ведал судом и ополчением.

Бюрократическая системапредписывала даже нечто вроде аттестации усопших покойников. Существовали нормымогильной площади, количество продуктов и предметов бытового обихода, которыедолжны были находиться в захоронениях, и, конечно, учитывался ранг усопшего.Кроме того, полагалось нечто вроде сопроводительной записи, письма. В нихобычно отмечалось, что этот человек был добродетелен, не крал, не убивал, несоблазнял чужих жен, не обижал малых детей, не обманывал близких, несквернословил. Имелись и такие подписи: «покойный не давил гирю, не плутовал с отвесом и т.п.», т.е. соблюдал древнеегипетскую метрологию.

Судя по источникам,государство регламентировало поведение подданных фараона и в личной жизни. Так,по школьным поучениям эпохи Нового царства, существовали фиксированныеобязанности, нормы поведения земледельца, воина, пекаря, конюха, писца: «будьприлежен, дисциплинирован, не ленись», осуждалось пьянство, увлечение танцами.Высоко оценивалась должность писца: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, удалит от мотыги, ты небудешь носить корзину, она отдалит от гребли и весла, удалит от хлопот. Небудешь ты под владыками многими, под начальниками многочисленными». Писецосвобождался от трудовой повинности, связанной с содержанием ирригационныхсооружений.

Система образования быларазветвленной и высокоразвитой. Подготовка чиновников велась в учебныхзаведениях. Принимались туда дети аристократов, высшей знати, чиновничества.Ученики проходили испытательный срок, принятые на учебу зачислялись на полныйпансион. Такие учебные центры были в Гелиополе,Мемфисе.

При Рамзесе II самыйпрестижный учебный центр — Дом Сети — находился в Фивах.Здесь обучали будущих жрецов, судей, писцов. Счетоводов и бухгалтеров готовилив школе при царской сокровищнице.

В других учебныхзаведениях преподавали астрологию, математику, филологию, выыускали хирургов, врачевателей. Медицинский центр был в Галиополе. В Доме Сети размещался главный научныйцентр, нечто вроде академии, и при нем имелась огромная библиотека.Древнеегипетские студенты привлекались к наблюдениям и научным исследованиям.Научные знания носили кастовый характер и были достоянием жрецов. Весь учебныйи воспитательный процесс находился под абсолютным контролем жрецов, которыемонополизировали знание. Аттестация жрецов во многом определяла карьеру, апорой и судьбу выпускника учебного заведения. Чиновники и жрецы входили в кастузнати. Они освобождались от государственных повинностей. Высшие судебныесановники в Древнем царстве обозначались иероглифом «уста Нехена» (божества), главный интендант — «казначейбога».

Религия в Древнем Египте,как и в других странах Древнего Востока, являлась доминирующей формойобщественной идеологии. Но в этой стране официально не было государственнойрелигии, религиозной ортодоксии, единой церковной организации. Каждый храм имелотносительную самостоятельность. Сейчас трудно объяснить, почему жречество несоздало единой, бюрократической системы, возможно, этому противились фараоны.

Религия требоваласоблюдения обрядов заупокойного культа. По ее понятиям, человек продолжал виной форме бытия существовать и на том свете. В одном из поучений XXII в. до н.э. говорилось: «Хорошотворить для будущего. Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели…Проходит жизнь на земле, недолга она. Процветает тот, кто оставляет о себе(добрую) память. Праведный живет вечно...» Египтянин заранее готовился кзагробной жизни, так требовала религия.

Наличие мумии былогарантом загробной жизни, но ее бальзамирование, копчение, весь процессконсервации стоили дорого. Изготовление мумии по 1-му разряду стоило талантсеребром. В могилу и гробницу обязательно клали мотыгу, заступ и коромысло,дабы и на том свете было чем возделывать и орошать землю.

Основные почестиполагались властвующим. В эпоху Древнего царства фараоны сразу после воцаренияприказывали строить для них баснословно дорогие пирамиды, на что тратилиськолоссальные средства. Доведенные до отчаяния египтяне бунтовали. По легенде,фараон Хуфу (Хеопс), разорив народ и государствостроительством своей пирамиды, в поисках средств послал даже родную дочь назаработки в публичный дом. Фараоны Хуфу и Хафра (Хефрен) не были погребены в своих пирамидах, так какзнали о намерении простого люда вытащить их мумии из гробниц и уничтожить.

Приведем еще примеробожествления личности фараона. На тридцатом году правления фараон Рамсес IIвознамерился стать богом. Нужно было придумать способ поразить воображениесоотечественников. В отвесной скале, возвышающейся над левым берегом Нила, быливырублены четыре совершенно одинаковые исполинские фигуры высотой 20 метров.Самые крупные из них изображают Рамсеса II, сидящего на троне. Он правилстраной с 1317 по 1251 г. до н.э., прожил 89 лет. Рядом храм царицы Нефертити. Храм посвящен победе Рамсеса над хеттами в1296 г. до н. э. Тогда был подписан первый из известных человечеству мирныхдоговоров.

Вес каждой скульптуры — около 1200 тонн. У ног колоссов расположилась семья фараона — скульптурныеизображения 111 его сыновей и 67 дочерей. Разве мог простой человек при видетакой необычной мощи хоть на минутку усомниться в божественности своего царя?

Внутри храма, кудадопускались только жрецы и аристократия, находились статуи фараона — восемьстоящих Рамзесов десятиметрового «роста». Ониобразуют своеобразный коридор в огромном пространстве высеченного в скалехрама, все стены которого покрыты рельефами и иероглифами. Стены Абу-Симбела — это грандиозная книга, повествующая ожизни и подвигах Рамзеса II.

Эти колоссальныемонументы построили безвестные мастера, и они сохранились до наших дней. Лишьодного из четырех колоссов Большого храма «обезглавило» когда-то землетрясение.Место поклонения фараону постепенно поглотила пустыня. За 32 века на статуях встенах осели тонны песчаной пыли. Песок забвения надежно «законсервировал»памятники, укрыв их на десятки столетий от доброжелателей и проходимцев, отвойн и пожаров. Лишь в начале прошлого века пустыня стала неспешно открывать Абу-Симбел. Потом усилиями египтологов многихпоколений храмы были очищены от песчаных завалов и подробно изучены.

При сооружении Асуанскойплотины, когда возникла угроза затопления Абу-Симбела, советские строителиспасли древние шедевры — их вырезали из скалы, распилили на отдельные блоки,подняли на высоту, недоступную Нилу, и снова аккуратно собрали. Храмы«прижились» в новых условиях.

Из некоторых источников видно, что между высшими жрецамии военачальниками шла конкуренция за влияние на царя, за получение привилегий,льгот, пожалований. Жрецы добивались средств на храмы, военные — на войско икрепости. Фараон нередко использовал интриги между этими двумя группами в своихинтересах.

В начале XIV в. до и.э. фараон Эхнатон провелрадикальную реформу в области религии. Он сбросил сбожественного престола прежних богов и провозгласил нового, единого бога Атона, культ солнечного диска. Новая религия совпала срасцветом культуры, искусства, зодчества, живописи.

Оценка деятельностивеликого реформатора самая противоречивая. Вот некоторые высказывания об Эхнатоне: «Самая замечательная фигура на ДревнемВостоке...» «неограниченный рационалист...» «Бесноватый эпилептик, вышедший изада, чтобы разрушить осирическое предание...» «Бытьтаким умным, как он, в то время значило навлечь несчастье». Вероятно, ближе кистине мысль о том, что Эхнатон пошел на открытый разрыв со знатью и нанестяжелый удар по консервативному фиванскому жречеству.

Один из приближенныхсановников Эхнатона, вельможа Ман, в надписи на гробнице оставил сведения оструктуре власти фараона. Носитель опахала стоял по правую руку от царя, затем — царский писец, возможно, начальник канцелярии. В штате фараона состояличиновники, ведавшие новобранцами, начальник храмового хозяйства, вероятно,главный жрец культа Атона, затем руководитель всяких работ (не исключено, чтоон возглавлял службу ирригации), потом командующий войском. Сановники фараонаполучали от него ежедневно «пищу и довольствие».

Эхнатон умер загадочнойсмертью, неожиданно для друзей и врагов, организовавших его свержение. Его преемникТутанхамон тоже царствовал недолго. Имя Эхнатонабыло предано анафеме. Случилось наихудшее: фараон и его первая жена, мудрая ипотрясающе красивая женщина, оказались без гробницы. Их могилы не найдены досих пор. Жречество сделало все, чтобы восстановить прежних богов и убедитьнарод забыть фараона-реформатора.

Система управленияДревним Египтом пережила народные восстания. нападения гиксосов,периоды раздробленности, сепаратизма. Она существовала тысячелетия,в этом ее загадка и феномен.

2.Право

Самые первые законы былиякобы написаны Мином, основателем первой династиифараонов. Имеются данные о фараонах, которыесоставляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права несохранились, вероятно, мало шансов найти их.

Наличие свода законовкосвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в.до н э.). Верховныйсановник фараона Тутмоса III (XVI- XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сороккожаных свитков (с законами)». Как видим, они былиначертаны не на папирусе, а на коже, т.е.рассчитаны на длительное хранение.

Еще в древностиегипетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ееформах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении ираспоряжении недвижимым имуществом. Сделки с землей, скотом, рабами заключалисьпо ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычносоставлялись в суде.

Формализм в распоряжениинедвижимой собственностью — характерная черта юриспруденции многих странДревнего Востока.

Брак также оформлялсяписьменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своимимуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась частьприданого и часть имущества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданогои в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоватьсявсем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно,закон охранял имущественные интересы женщины.

Право содержало нормы обраке и семье. Женитьба и строительство дома считалось понятием равнозначным.Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты.Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственникамизапрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-тосказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяетфараону делать все, что он хочет». Рамзес II за 67лет царствования имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много женрангом ниже. У него было 162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество.

В Древнем Египтесуществовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом».Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков,египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместеходили в храмы.

Древние надписи содержаткрасочные описания жизни верных супругов. Вместе с тем законы и обычаификсируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, абрат — сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновныйдолжен был доказывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить стопалочных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Неверность мужа ненаказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью.Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится водной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросилсобакам. В литературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков:легкомыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособностьхранить тайны. Зато мужья — рассудительны, преданны, заботливы.

Женитьба, размерыприданого, рождение ребенка, смерть фиксировались в «Доме жизни», деловомцентре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели.

Египтяне были чадолюбивы,особенно ждали мальчика, наследника. Ребенок до трех лет находился при матери,которая носила его в особой сумке, висящей на шее, спереди. Руки матери былисвободны, а ребенок мог дотянуться до груди. Надпись гласила: «Воздай своейматери за все, что она сделала для тебя! Снабди ее хлебом в изобилии… Ты был для нее нелегкой ношей… Она долго носила тебя насвоей шее, и три года ее грудь была у твоего рта. И она не отворачивалась сотвращением от твоих нечистот».

В числе преступленийупоминаются восстания против фараона, неповиновение властям, отказ участвоватьв общественных работах, ограбление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва,крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в даннойместности, и др.

Вид наказания зависел отположения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежалипоголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники.Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. Захищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычнаякража требовала компенсации в 2-3-кратном размере. Пострадавший мог обратитьсяв городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителючетвертую часть ее стоимости.

Подделка документовкаралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорныхнаказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику.

Уголовное наказаниегрозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

В начальный этап Древнегоцарства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее этафункция перешла к судье. Предания содержат нелестные отзывы о представителяхсудейского сословия за их крючкотворство, пристрастность.

Есть основания полагать,что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображениивидно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник.

Виновный в кражеимущества фараона кроме штрафа подвергался телесному наказанию (200 ударовпалками и 5 ран). Рамсес 1 издал указ о наказании взяточников. Их ссылали накаторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий,низводились до положения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».

Законы, обычаи особоохраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись,надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Ктосодеет подобное, да сожрет его крокодил, да укусит его змея. Никто не нальет имводы, не совершит погребальных церемоний, сыновья не займут их место, будутголодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах».Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялисьбожьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступниковставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники,каменоломни, хоронили живьем — не помогало. Вначале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине царицбыли вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшимижрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшенийи золотых масок поместили в тайных местах.

В речении Ипусера, жившего в начале XVII в. до н. э. во времена народноговосстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выброшены и по ним ходятна перекрестках...» Ипусер огорчен гибельюзаконности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ведомства,об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого былИпусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм.«Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятниковегипетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированностьо египетской правовой системе.

www.ronl.ru

Историческая справка о Древнем Египте - Древний Мир - Исторические Статьи - Библиотека

Историю Древнего Египта условно можно поделить на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле. Первым фараоном, объединившим Верхний и Нижний Египет, был Менес. В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул "Сын Солнца", достигло апогея. Символом их величия стало строительство гигантских пирамид - гробниц фараонов. Пирамидальные гробницы с вложенными внутрь оружием, утварью, драгоценностями и, конечно, самой мумией умершего были характерны для погребения высших классов египетского общества. Но никогда они не достигали таких размеров, как знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Минкерина. Затраты на их строительство оказались непосильными для государства и пирамиды следующих фараонов стали значительно меньше, но украшались внутри и содержали несметные богатства, которые подвергались разграблению еще в древнее время.

Размер: 56,45КЗагрузок: 23

За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества (номы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. История Египта хорошо известна из многочисленных папирусов и надписей на камне, дошедших до нашего времени. Египтяне пользовались иероглифическим письмом, изменявшимся от изображения предмета к условному значку. Иероглифы были расшифрованы в начале XIX века французским ученым Франсуа Шампольоном.

Размер: 235,72КЗагрузок: 70

Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена - гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии, Нубию. Удачные военные походы привели к невиданному обогащению аристократии и жречества. Жрецы стали так могущественны, что начали угрожать власти фараонов. Поэтому фараон Аменхотеп IV выступил против них и провел религиозно-политическую реформу.

Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с головами священных животных (крокодила и кошки) он заменил культом одного бога - Атона, олицетворявшего Солнце и изображавшегося в виде круга, а себя назвал Эхнатоном. Роль жречества свелась на нет, фараона поддержали средние слои общества, недовольные поборами в пользу храмов. Реформа привела к изумительному взлету искусства. Вместо плоских безжизненных рельефов появились прекрасные изображения с изысканными формами. К этому времени относится знаменитый бюст Нефертити, жены Эхнатона. Художники начинают изображать бытовые сцены, передавать внутренний мир человека.

Но реформа была обречена на неудачу: сельское население не хотело перемен и поддержало жрецов. После смерти Эхнатона (возможно, насильственной) произошел возврат к традиционной религии. Преемник Эхнатона Тутанхамон вошел в историю как жесткий человек, "самым важным действием которого в жизни была смерть". Его гробница, открытая в начале XX века, оказалась первой нетронутой грабителями, дошедшей до нас. Найденные там предметы быта и искусства вошли в сокровищницу мирового искусства, подробно рассказали о жизни Египта в период Нового царства.

В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Огромная статуя Рамзеса (так называемый "колосс родосский") считалась в древности одним из чудес света, но до нас не дошла. Преемники Рамзеса II воевали много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей иноземных завоевателей.

Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы. Последний период независимости Египта кончился в 6 веке до н.э. захватом его могущественным Персидским царством. В 4 веке до н.э. сама Персия пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Полководец Александра Птолемей получил Египет после распада Македонской державы. Для Египта начался новый период - эллинизм, тесно связанный с историей Древней Греции и Древнего Рима. После смерти Клеопатры можно считать, что история Древнего Египта завершилась. Несмотря на то, что страна по-прежнему именовалась "Египет", народы, которые ее заселяли после этого больше ничего не имели общего с великой цивилизацией. Язык и культура были полностью забыты.

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой публикацией:

Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.

imtw.ru