Спальня в древней руси. На чем спали в Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кроватей на Руси не было? Спальня в древней руси


Кроватей на Руси не было?

Русская печь действительно русская? Была ли она в каждой избе? А кровати когда появились на Руси? С незапамятных времен? Думаете, знаете ответы на эти вопросы?

Мы уверены, что многое знаем. Нас учили в школе, мы читали книги, фильмы образовательные, в конце концов, смотрели. Да и опыт какой-никакой поди житейский имеется. Рассуждаем и спорим о древней истории, а что было 200, 100 лет назад знаем? Оказывается, буквально, куда не сунь нос, везде ждут удивительные открытия.

История кровати и немного о печи

10 тысяч лет назад, с кучи листьев и веток, в лучшем случае завернутых в шкуры убитых животных, начиналась история развития матраса и кровати. Эти первые примитивно обустроенные лежанки, служили не столько комфорту сна пещерных людей, сколько помогали, приподняв человека с земли, защититься от холода, грязи и опасных насекомых.

Даже древние египтяне в 3400 г. до н.э. все еще спали на пальмовых листьях, которые укладывались в углах дома.

Самая древняя известная кровать, сделанная из веревок, принадлежит известному герою эпической поэмы Гомера Одиссею. Подробные кровати можно также увидеть в национальном историческом музее Уэльса.

Первые же кровати, найденные в деревнях на севере Шотландии относятся к периоду 3200 - 2200 гг. до н.э. Одни представляли собой коробки немногим выше уровня земли, сделанные из камня с наполнителем.

Первая же водяная кровать появилась в Персии около 3600 лет назад. Она представляла собой наполненные водой козьи шкуры. Позднее в римских термах также использовали подобные водяные матрасы для расслабляющего отдыха посетителей, что позволяло завлекать больше клиентов. [Источник]

Всё это не может и не должно вызывать никаких возражений. Музейные коллекции ломятся от кроватей, да и что, казалось бы, сложного - на доску мешок с сеном кинуть и спать на нем? 10 000 лет зафиксированной истории.

Ну.... а теперь ушат холодной воды за шиворот. Россия, Санкт Петербург, конец девятнадцатого века!

Маркиз де Кюстин, посетивший Россию в 1836 году, пишет про Петербург следующее:

"Внутренний вид жилищ печален, потому что, несмотря на роскошь передних покоев, предназначенных для приема гостей и обставленных в английском стиле, отовсюду из темных углов выглядывает домашняя грязь и глубочайший, истинно азиатский беспорядок. Предмет обстановки, которым меньше всего пользуются в русском доме, это кровать. Служанки спят в чуланах, напоминающих прежние каморки швейцаров у нас во Франции, а мужская прислуга валяется на лестницах, в прихожих и даже, говорят, в гостиных прямо на полу, подложив под голову подушку.

Сегодня утром я был с визитом у одного князя, в прошлом большого вельможи, ныне разорившегося, дряхлого и страдающего водянкой. Он так серьезно болен, что не покидает ложи, и тем не менее у него нет постели, то есть того, что подразумевается под этим наименованием в цивилизованных странах.

Живет он у своей сестры, уехавшей из города. Одинокий, в необитаемом, пустом дворце, он проводит ночи на деревянной скамье, покрытой ковром и несколькими подушками. И в данном случае дело объясняется вовсе не причудой старика. Иногда можно увидеть парадную постель - предмет роскоши, который показывают из уважения к европейским обычаям, но которым никогда не пользуются"

Как же так!? Кюстин кровати не нашел? В девятнадцатом-то веке!? Это же глупость какая-то! Что, на полу разве спали дворяне? А гусары, там, и фрейлины всякие, приходя с балов, в стог сена валились? А Пушкин? Спал на коврике возле двери? Нет, ну, вот, чушь так уж чушь!

Правильно, это нормальная человеческая реакция - отторжение и раздражение, часто даже злость! "Чушь, все готов принять, но вот это уже полная чушь!"

Это ладно. Злоба и раздражение проходят. Мне интересно, что вы дальше сделаете?  Просто отмахнетесь? С досады оставите гневный комментарий? Я рассчитываю, что "полезете в интернеты", чтобы "утереть мне нос" и..... И....!

А пока читатель воскликнет: "у русских вековые ведические традиции! Спали на печке! И перины были, и подушки!"

Были печи, были. Другие только печки были, не как в мультиках.  Емеля-то на поверку сказка-новодел.

До 18 века печи были без труб! Топили по-черному. Да, да.

Вот, посмотрите хотя бы "Отчет Эрика Пальмквиста о дипломатической миссии в Россию 1673 года."

Встреча послов и русского пристава на границе у Муравейно.

Река - граница. Русские дома (справа) без труб, то есть топятся по-черному, когда дым выходит из окон, в отличие от домов европейцев на другом берегу. Интересная такая, прелюбопытная деталь, да? Вот мы - "арии", на нашем языке весь мир говорит. В Индию принесли ведические знания. А труб нету. Может, генератор ядерного синтеза? Утраченные технологии обогрева?

Да, не было нормальных "русских печей". Выдумка. 19-20 век. И то не в каждой избе.

И проблема тут - в вытяжке. Это ведь не просто дырка в крыше. Тут технология. Вообще, тема печей да всяких каминов достаточно известна. В Англии, например, развивалось всё весьма стремительно. Сначала в Лондоне тоже топили "по-черному" достаточно долго. Потом начали дымоход делать из плетеных веток, обмазанных глиной. Не понимали ещё процесса вытяжки, как результат, пламя вылетало высоко вверх, часто загоралась сажа в трубах, не было трубочистов - как результат - неоднократно выгорали целые кварталы! И появление труб, каминов, печей сравни промышленной революции, повлекшей за собой серьезные последствия.

К началу XIX века в Англии почти каждая комната имела камин, но тепловая, эффективность каминов была низка. При этом для каждого из них нужна была дымовая труба, что привело к загрязненности воздуха, ставшей для  больших городов Англии настоящим бедствием, кроме того, топка  каминов создавала сильную тягу воздуха, а значит и сильные сквозняки в доме.

Георгеанская эпоха, Тюдоры и Стюарты, гиганские камины на пол-замка, Фан-фаны Тюльпаны и прочие мушкетеры, всё это интересно. Но вам будет весьма сложно найти информацию об истории вытяжки и проблемах, с этим связанных, которые не были толком решены даже в 19 веке! И да, я знаю про Бенджамина Франклина, еще в конце XVII века разработавшего чугунную печь.

Это я так, бегло, не хочу останавливаться на деталях. Статья не о каминах.

Думаете, много знали про Бенджамина Франклина в русской глубинке? Какие "русские" печки, вы о чем вообще? А про русского трубочиста кто-то слышал?

Я дальше позволю себе немного пошалить. Несерьезно подойти к вопросу, сославшись на кадры из художественных фильмов. Я это делаю специально - именно эти фильмы формировали наше "сознание". Образовывали, создавали наше мировосприятие.

Кадр из фильма "Илья Муромец"

Илья на печке с трубой! Диво! Диво!"Старцы мы, пришли свет-Илюшенька на технологии будущего посмотреть!"

Ой, сколько у нас в голове каши про богатыря, который тридцать лет и три года на печи лежал, а потом за землю русскую встал и начал крушить бусурманов-монголоидов с кривыми саблями и мерзкими жидкими усиками да плешивыми бороденками! Кстати, замечали, что все подлые и нехорошие представлены с такими бороденками жиденькими, а наши ребята - у всех борода богатая, окладистая!? Это всё тоже скрепы. Формирование образа. Образовывают, как с Буратино стружку снимают. Вернемся же к кроватям.

Где же спал русский богатырь?

Покусился и растоптал святое - русскую печку-матушку. Как же спать? Кроватей нет, печки нет?

Да, в деревнях дети спали на тёплых полатях, где был самый чистый воздух. Пожилые люди спали на печи, если она была, а молодые часто уходили спать на сеновал.

Да и спать на печке, которая топится "по-черному", видимо, можно было, когда огонь потушен, но печь еще хранит тепло. Тут пусть меня поправят знатоки деревенской жизни. Смутно представляю, как можно предаваться дремотной неге в помещении, где у печки трубы нет, лежать не вставая 30 лет и три года.

Известно, что иногда крестьяне спали и на полу. Пол в русской избе был тёплым (если не земляным), так как покрывали его тогда не доски, а половицы — половинки расколотого бревна. Спали крестьяне поперёк половиц — вдоль клали только покойников, так как длинные половицы на Руси ассоциировались с дальней дорогой.

Но, как же утверждение, что у сословий повыше — мещан, дворян, купцов — кровати появились гораздо раньше времен правления Петра Первого?

Пётр Первый и кровать

Ох уж этот Пётр! Более противоречивой фигуры в русской истории и представить нельзя. Уж богатырь-батюшка-витязь такой, что дедушка Ленин позавидует.

Все привез из Европы, всему русский народ научил. Без него даже, представляете, косы не было! Картошку - привез, курить - привез, кровать - привез! Все привез Петр и град на Неве прорубил. Каких только небылиц не насочиняли про Петра. Ленин и печник в кубе. Уже и никаких шансов разгрести эту кашу из откровенного вранья, кое-каких мало мальских фактов и груды сплетен.

И да, естественно в России мода на камины пришла благодаря Петру I. Им был издан указ, по которому у каждого дворянина в доме должен был быть камин, который считался предметом роскоши и подчеркивал социальный статус!

Как бы то ни было, но бытует такая убежденность, что в купеческих домах кровати, мол, были, и их застилали тюфяками, перинами и одеялами, поэтому забирались на такую кровать с лестницы или со стула. Как справлялись с полчищами клопов, о которых постоянно пишет Кюстин, непонятно.

А что музеи? Где бы я не побывал, в каких музеях, везде видел небольшие кровати. И все короткие! Ну, полметра от силы! На вопросы мои экскурсоводы обычно отвечали так: раньше спали полусидя, считалось, что лежать вредно, кровь застаивается. А еще после многочасовых вечерних застолий бывало и умирали лежа, захлебнувшись в собственной рвоте (простите), и от удушья. Доктора советовали спать, согнув колени, разместившись эдак полулежа, на подушках. Как придавались любовным утехам на таких кроватках - еще один вопрос...

А что же привез Петр Первый? Какую кровать?

В XVIII веке Пётр I пытался ввести в моду голландские шкафы с кроватью внутри. Именно в таком шкафу спал царь во время своего пребывания в Голландии под именем плотника Алексеева. Но спать в таких сооружениях было неудобно, поэтому на Руси такая мода не прижилась.

То есть как-то спали, какие-то кровати были, но в шкафу Петровском спать оказалось через чур. Интересно, а там как придаваться любовным утехам? Шкаф в длину метр с кепкой, а чаще и того меньше..... Ладно тщедушные голландцы, а Петр-то как туда влезал?

Вот какой комментарий я получил от уважаемого skunk69

"Специального места для спанья не было, кровать занимала много места, и это было большой роскошью как в деревне, так и в городе. Спали сидя, полусидя, максимум полулёжа, русские по персидской привычке, ну, или татарской, любили обкладываться подушками.

В самой нищей хате ещё в 80-е ХХ века было с десяток подушек, могло не быть матрасов и одеял, но "падушку паложь!". Так что Московия - это пол, полати, сеновал.

Ещё в 50-е мордовские детишки соседей спали вповалку на поросятах, которые прямо в дом спать приходили. Летом на Украине прямо перед домом стелили рядно, на него подушек и покрывало, спали прямо в одежде.

Большая русская печь в каждой избе - фейк. Это - предмет роскоши, и в привычном для нас виде они появились годах в 60-х ХIХ века, хотя до 70-х годов ХХ века голландки имели хождение едва ли не более широкое, а в конце ХIХ века абсолютным шиком была буржуйка. Дед у меня был печником, так что даже начало ХХ века русская печь - не наше всё. 

В Европе спали тоже не в кроватях. В гамаках спали, в креслах, на диванчиках, которые, опять же, с крестовых походов 30-х годов ХIХ века привезли. Спали, как и мы, на сеновалах, на полу и где попало"

Что же получается, кровать и даже печь - не признак цивилизованного общества? Да, получается, что не всё так однозначно. И если маркиз де Кюстин не застает кроватей в домах - это еще не значит, что кругом варвары и дураки. Не так всё просто.

Я лично утверждения, что места не было, - не принимаю. Может, для деревенского дома и актуально, но не для новых дворцов Петербурга.

Вот еще о кровати у Кюстина:

"Гостиницы в Петербурге похожи на караван-сараи. Как только вы в них устроились, вы предоставлены исключительно самому себе, и если у вас нет своего лакея, вы останетесь без всяких услуг. Мой слуга, не зная русского языка, не мог быть мне полезен. Более того, он становился мне в тягость, так как я должен был заботиться и о нем. Но все же, благодаря своей итальянской сметливости, он вскоре нашел выход из создавшегося положения: в одном из темных коридоров этой каменной пустыни, которая называлась «отель Кулона», он разыскал какого-то искавшего службы лакея, говорившего по-немецки и хорошо отрекомендованного хозяином гостиницы. Я его тотчас же нанял, рассказал ему о своей беде, и ловкий немец сейчас же притащил мне русскую железную кровать. Я ее немедленно купил, положил на нее новый, набитый свежим сеном матрац и, подставив под каждую ножку кровати чашку с водой, поместил ее посреди комнаты, которую очистил от всей находившейся в ней мебели. Обезопасив себя таким образом на ночь, я вновь оделся и, в сопровождении своего нового слуги, оставил этот «великолепный» отель, походивший по внешности на дворец, а внутри оказавшийся позолоченной, обитой бархатом и шелком конюшней."

Это какую же русскую железную кровать ему притащили?

Кровати в художественных произведениях

Продолжим изучать продукцию отечественного кинематографа. Каким мы привыкли представлять убранство домов 19 века? А точнее, кто как спал:

Кадр из фильма "Несколько дней из жизни Обломова".

На чем спал Илья Ильич? На диванчике. Пожалуй, единственное произведение, к которому у меня нет никаких вопросов.

Все же о наличии в гостиничном номере диванов Кюстин упоминает. Не устраивают его диваны по причине большого наличия в них тех же злосчастных клопов.

И клопов не надо игнорировать! Это сейчас, когда их нет у вас под матрасом, как бы и бес с ними. Не существовало не химии такой, ничего! Я, простите, помню этих тварей из детства. Даже в 80-ые годы в СССР это было проблемой. Что говорить о 19 веке?!

Какие матрасы? Какие одеяла?? Какие перины??? Не могу представить. Вот, называйте меня, как хотите, но не представляю! Даже если все это есть, как спать на этом? Весьма и весьма изощренная пытка.

А в кино?

Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья"

Ну, просто шикарное ложе у жен декабристов!

Кадр из фильма "Мертвые души"

В гостинице Чичикова кровать за ширмой. Вполне себе такая полуторка с матрасом.

И если предположить, что в личном имении, в петербургском богатом доме вся прислуга день и ночь изводила клопов физически, то в подобной гостинице.... ох.....

Можно примеры приводить долго, но и так понятно - кинематограф не замечает никаких проблем в России девятнадцатого века с кроватями (как впрочем, и с печами на Руси) и клопами.

Царские кровати

Что это я так разнервничался? Начал, мол, какую-то чушь пороть и из за чего? Какой то "засланный казачек" маркиз какой-то педиковатый поклеп за поклепом на великую Россию строчил. Кроватей, виш, у нас даже не было! Вражина подлая! Как можно на одном его абзаце ставить под сомнения великую нашу традицию печно-кроватную? Кино еще приплел, мультики еще покажи, да?

Пошутили и хватит. Да только знаете, что поразительно? Не кино, не книги.... - дворцы!

Спальня Елизаветы Петровны. Этот интерьер стал опочивальней не только для Екатерины II, но и для ее внука Александра I. Обратите внимание на "шикарную" кровать.

Скажите, вы так себе представляете "Гуляй шальная императрица"? Не разгуляешься... Собирателю мертвых душ в провинциальной гостинице замшелого города N посчастливилось вкусить изысков побогаче!

Мебель для этого помещения была выполнена мастером А. Туром, мастерская которого, плодотворно сотрудничавшая с В.Стасовым, в 1820-1830-х годах изготовила и поставила в царскосельские дворцы большое количество разной мебели.

Как считаете? Не факт, да? Мало ли, прикорнуть за вязанием? А мол, где-то там - царские покои, будуар, кровать на 10 метров в ширину? Нет. Нету - вот он - будуар и вот она спальня.

Спальня! Смотрим на кровать у окна справа.

Кровать Павла IКровать Павла I из Михайловского дворца Санкт-Петербурга

Эта кровать выглядит, как ложе из гробницы фараона, а не как царское ложе.

кровать Николая I Кровать Николая I из дворца Коттедж в Петергофе

Времянка, раскладушка - да. Но кровать? Я выбираю лавку и сундук.

 кровать Александра IПоходная кровать Александра I. Екатерининский дворец Царского села.

Вот, верно: эти носилки на ножках - походная кровать.

царское ложеН.Г. Чернецов. Кабинет цесаревича Александра Николаевича (Александра II). 1837 г. Зимний дворец [Источник].

Справа у стены видна та самая складная дорожная кровать.

А тут она зачем? Прикорнуть в кабинете? А что, где-то есть другая, нормальная кровать? Нету!

Глядя на эти украшенные золотой лепниной с огромными потолками залы, недоумеваешь. Кровати выглядят нелепо! Казалось бы, чего проще? Ведь что такое кровать - та же лавка да матрас на ней. Какое-то убожество. Не ложе хозяина, а времянка сторожа. Дичайшее несоответствие одного другому!

Как же так? Древняя греция, Египет времен фараонов!? Кровати, подголовники, матрасы, подушки!?

Решайте сами, дорогой читатель.

Итак, к чему я все это

Я - не историк, а обыватель. И с позиции обывателя пишу, небольшую статью, не научный труд, намеренно обходя заумные цитирования и скучные детали. Про простые вещи - печь, кровать, а не вайтманы, не пирамиды - и что? Каша оказывается у нас в голове. Какие-то придумки из сказок про принцесс и горошину и про Петра который из загранки все дикарям привез. Мы лезем рассуждать о тысячелетних древностях, о скифиях и тартариях, а я в подмосковье в 80-м году и вшей, и клещей застал, и в городе, а не в деревне. Это было обычным делом везде, дело не в плохой гигиене, поверьте! Кто из детей семидесятых,восьмидесятых девяностых не знаком с ДДТ? Я не про рок-группу, а про мыло.

Мы рассуждаем со своей колокольни, с реалиями сегодняшними лезем в древность, не принимая элементарных вещей! Я не об отправлении естественных потребностей в отсутствии бумажной промышленности пишу. Это печь, кровать - Николаевская Россия! Время Пушкина и декабристов!

В подготовке статьи использованы следующие материалы:"Николаевская Россия" Астольф де КюстинЕкатерининский дворец. Спальня Елизаветы Петровны (Александра I)Императорские раскладушки

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.tart-aria.info

История кровати

Кровать – очень привычный предмет мебели. И мы мало задумываемся какой исторический путь развития она претерпела, прежде чем приобрела современный вид.

Долгое время люди спали группами. И чем больше те были, тем безопаснее считался сон. Даже сейчас в некоторых африканских, гвинейских и австралийских племенах жива традиция общинного сна. Для него выделяется большая постройка, в которой с наступлением ночи располагается все племя. Почему?

Ночь – это время демонов, которые могут причинить массу неприятностей. Но их можно отпугнуть… шумом. Храп, дыхание, детский плач – все это способно испугать нечистую силу.

В этом помогают и домашние животные. Их тоже зачастую оставляют на ночь в доме, так как звери очень чувствительны к потусторонним силам и могут предупредить об их появлении.

Ложе для патрициев

Итак, на заре цивилизации люди спали сообща. И, конечно же, они спали на земле, устилая ее травой, ветками деревьев или звериными шкурами. Все изменилось при появлении домов. В них стали выделяться отдельные комнаты для сна. Причем впервые это произошло в Шумере около пяти тысяч лет назад. Естественно, в спальне было и место для сна, но это была уже не лежанка, а достаточно заметное возвышение.

Правда, оно было жестким и узким. И тем не менее на таком неудобном ложе спала знать – шумерская, ассирийская, египетская.

А вот древним римлянам подобная аскеза была не по душе. Изнеженные патриции больше всего ценили собственный комфорт и желали спать со всевозможными удобствами. Это стремление привело к появлению кровати, вернее ее прообраза. Он представлял собой возвышение, застеленное богатыми тканями и мехом. На таком ложе нежились и приближенные императора.

Именно из их числа выбирались наместники. Они ехали на завоеванные Римом земли и привозили туда свои привычки, традиции, предметы обихода и обстановки. К последним относилась, прежде всего, кровать.

Однако у поверженных народов она не прижилась. Галлы, германцы, бритты, саксонцы, ненавидя все римское, оставались верны своему укладу жизни. Спать они продолжали на земле.

Странности Средневековья

Ситуация изменилась лишь в Средние века. В это время в Европе стали строиться каменные дома и замки. Именно это и дало толчок для обустройства спального места.

Началось его возвышение. Причиной этому служил банальный холод. Вернее, не холод, а сквозняки по полам жилищ.

Поэтому кровать стала расти над полом, и достаточно стремительно. Сначала ложе устраивалось на небольшом постаменте. Потом к нему начало вести несколько ступенек. А спустя некоторое время появились и такие кровати, на которые нужно было забираться по лестнице.

Постепенно кровати стали настоящим произведением искусства. Их делали из самых ценных пород дерева, покрывали удивительно тонкой резьбой и украшали различными фигурками. Такие изделия имели огромную ценность, они даже становились военной добычей.

Супружеская хитрость

В Средние века произошло еще одно превращение – полога в балдахин. Римляне часто завешивали свою кровать полупрозрачной материей, которая защищала спящего от насекомых. В средневековой Европе этот легкий полог трансформировался в балдахин, окутывающий ложе со всех сторон. Плотная ткань не столько защищала от мух и комаров, сколько от холода.

Как уже было сказано, каменные дома и замки европейцев не отличались уютом. Комнаты были большие, очаги и камины протапливали воздух очень неравномерно, поэтому люди все время страдали от сырости. Лучше всего от нее защищал балдахин. Он выполнял и другую функцию – давал супругам иллюзию уединения. В комнате могло присутствовать много народа, но уставшие хозяева вполне могли спрятаться за длинными фалдами балдахина.

В богатых домах на балдахины тратились огромные деньги. Заказывались самые роскошные ткани. Они расшивались золотошвейками и украшались огромными витыми кистями. В домах попроще балдахины были из обычной светлой ткани. К тому же кровати незнатных людей часто делались очень большими, так как на них спала практически вся семья, включая малолетних детей.

Купеческая перина

На Руси кровати появились в начале XVII века. А широкое распространение они получили при Петре Первом. Царь-новатор ратовал не только за европейское платье, но и за европейское обустройство жилья. Поэтому у многих придворных в домах появились кровати.

Царская “перестройка” никак не затронула крестьянские семьи. Там, как и раньше, продолжали спать на полатях – высоко расположенных деревянных настилах. Было еще одно место для сна – русская печь, которая в течение всей ночи сохраняла свое тепло и грела лежащих.

Это был самый уютный уголок в доме, поэтому он отдавался старикам, больным и малолетним детям. Взрослым и здоровым людям предписано было спать на полатях. Во многих крестьянских семьях такой уклад сохранился вплоть до ХХ века.

Что до семей купеческих, то тут тоже царил строго определенный уклад. В спальне находился стандартный набор предметов, начиная с кровати и заканчивая горкой, где хранилась посуда, а также неизменный серебряный самовар.

Обстановка спальни являлась приданым жены. Ее родителям дороже всего обходилась именно кровать. Она была огромной, с пышной периной и множеством подушек, которые тщательно взбивались и укладывались одна на другую. Перьевая перина вызывала лишь презрение. Можно даже сказать – позорила семью невесты. В цене был пух. Поэтому мать готовила приданое для дочки чуть ли не сразу после ее рождения. Языческие страхи

Несмотря на христианское вероисповедание, русские люди никогда не забывали о язычестве. Одним из его проявлений была вера в нечистую силу – леших, домовых, водяных. Именно с ними и связано большинство “сонных поверий”. Например, русский человек никогда не ложился ногами к двери – в противном случае нечистая сила могла унести спящего человека из избы. Интересно, что эта традиция пересекается с восточными обычаями. Но в них все объяснялось с точки зрения энергетических потоков и их благоприятного распределения.

Перекрест с китайской приметой имеет и другое русское поверье. Считалось, что кровать нужно ставить на то место, где ляжет впущенная в комнату кошка. У русских она считалась символом плодовитости, поэтому указанное животным место сулило супругам здоровых и крепких детей.

Китайцы же верили, что кошка может выбрать эпицентр позитивной энергии, которая так необходима супругам.

Есть еще одна русская традиция, перекликающаяся с восточным взглядом на жизнь. Пары, которые хотели детей, клали на кровать что-то, что символизировало плодородие. В одних районах это были колосья пшеницы, в других – курица-несушка, в третьих – все та же кошка.

В Китае же атрибуты плодовитости всегда украшали постельное белье. В основном на нем фигурировали рыбки и маленькие китайские уточки. Они всегда изображались на очень ярком фоне – преимущественно розовом и красном. Восточные люди никогда не пренебрегали психологией цвета и считали, что яркое белье способствует супружеской гармонии, а также делает комнату более уютной.

Женские радости

Русские люди всегда очень тщательно готовились к отходу ко сну. Сначала укладывались дети и укачивались младенцы. Только когда в доме воцарялась полная тишина, хозяйка могла заняться собственной персоной.

Сначала снималась одежда – из нее на теле оставалась лишь просторная нательная рубаха. Потом расплетались длинные косы, и женщина брала в руки гребень. Волосы им расчесывались очень долго – не менее 10 минут. С научной точки зрения это абсолютно правильный подход – ведь интенсивнее всего волосы растут ночью. Именно в это время корням необходимо усиленное кровоснабжение для того, чтобы клетки получили возможность нормально делиться.

Потом переходили к лицу. Ничего мудреного с ним не делали, никаких ночных кремов и масок не существовало. Основной уход кожа получала по субботам, в банный день. Но каждый вечер женщина обязательно умывала лицо водой, которую иногда настаивала на серебре, на цветах или травах. Но в любом случае вода была холодной, а полотенце – жестким и колючим.

Лицо терлось им до румянца – это был своеобразный механический пилинг, устранявший мертвые клетки кожи.

Потом наступала очередь молитвы. Только после нее женщина могла лечь и заснуть.

Древний Египет

Тогда на кроватях спалось не особо мягко: они были сделаны из необработанного дерева, покрытого травой или растительными волокнами.

Позднее у египетских кроватей появилась дизайнерская «фишка» – деревянная рама-каркас, обтянутая шкурой или кожей, установленная на ножки, по форме напоминавшие бычьи ноги или львиные лапы. Был у тех кроватей и весьма любопытный функциональный нюанс: передние ножки делали выше, чем нижние. Таким образом, изголовье оказывалось выше ног. Сегодня такое положение спинки или изголовья называют «релакс» (полусидя). Оно регулируется кнопкой или пультом или перемещением самой спинки. В Древнем Египте угол наклона спинки или изголовья регулировался при помощи богато расписанной подставки под верхние ножки. Похожие подставки спользовались и в качестве подушек. Иногда их покрывали расшитой тканью.

Древняя Греция

Культура быта эллинов была во многом заимствована у практичных эстетов персов. Обычай есть и пить лежа и полулежа пришел в Грецию именно из Персии. Кровать теперь служила не только спальным местом, но и столом. Она представляла собой продолговатую бронзовую раму, украшенную орнаментами и поставленную на четыре или шесть ножек. Сверху располагались мягкий матрас, вышитые покрывала и подушки.

Древний Рим

Ложе древних римлян было схоже с греческим: бронзовая основа со спинкой, богато украшенная орнаментами, в том числе головой животного или птицы. Ложе было застлано дорогими тканями и мехом. Часто завешивалось полупрозрачной тканью

(прообразом балдахина) для защиты спящего от насекомых. Кровать использовалась и для сна, и для принятия пищи, и для деловых переговоров; на ней же совершали ритуальный вынос покойника из дома. Кровать в Древнем Риме была предметом роскоши. А потому рабы, люди невысоко происхождения и все дети довольствовались стульями, скамейками или ковриками.

Итальянское Возрождение

Кровать по-прежнему выполняла массу функций. Днем в спальне обитала вся семья. Кровать представляла собой большой высокий ящик, окруженный приступкой, служившей как сиденьем, так и комодом (крышка приступки открывалась). в последствии постамент кровати рос – появилось даже такое ложе, на которое приходилось забираться по специальной лестнице.

Европа XVII – XVII вв.

На кровать, которая раньше представляла собой лишь каменное возвышение, оберегавшее от сквозняков, начинают смотреть как на элемент декора. Мастера-мебельщики, чей труд теперь оплачивался выше, чем полотна живописцев, начинают использовать дорогие породы дерева и другие материалы, украшать изделия инкрустацией, лепниной или росписью. Чарльз II как-то выбрал для подарка кровать, вы полненную из 90 килограммов чистого серебра! Кровати являлись ценными военными трофеями. Легкая ткань над кроватью превращается в полноценный балдахин из дорогой ткани, расшитой золотом и украшенной витыми кистями. Он окружал ложе со всех сторон, защищая спящего от холода и сквозняков. Кровати незнатных людей делались, как правило, очень большими, так как на них спала вся семья, включая маленьких детей. Балдахины на таких кроватях делались из обычной плотной светлой ткани.

Россия

Кровать в более или менее современном ее понимании популяризовал Петр Первый. Но это касалось знати и дворянства. А крестьяне по-прежнему спали на полатях – высоко поднятых над полом деревянных полках – или на печах. Второе было приятнее,

так как печь всю ночь сохраняла тепло и грела спящих. Поэтому там укладывались, как правило, маленькие дети и старики. В купеческой спальне стояла кровать и обязательно горка, в которой хранилась посуда и непременно серебряный самовар.

Обстановка этой комнаты давалась в приданое невесте. Кровать была просторной, с пышной периной, а то и не с одной, с огромным количеством подушек. Ценились исключительно пуховые перины.

И на Руси, и в Китае кровати устанавливали на то место, куда ляжет запущенная в комнату кошка. На Руси ее считали символом плодовитости, а в Китае верили, что

кошка безошибочно определяет центр концентрации позитивной энергии. В Китае символами плодовитости украшали постельное белье. Это были рыбки и особые китайские утки. Белье делали преимущественно красным или розовым – считалось, что эти цвета энергетически благоприятны.

Наши дни

Нам повезло больше, чем тем, кто жил до нас. Прогресс – отличная штука! Мы можем выбрать кровать разного дизайна, с разными функциями. От классики до хайтека, от водяного ложе до кровати на воздушной подушке.

Из последних кроватных тенденций можно выделить следующие:

  • Усовершенствованный ящик для белья. Его делают, например, сферической формы.
  • Изголовье стали оснащать полочками и светильниками. Оба новшества особенно порадуют тех, кто любит почитать перед сном. Полка в изголовье может стать альтернативой прикроватной тумбочки для тех, кто сражается за свободное пространство в спальне.
  • Мягкие спинки: и облокотиться удобно, и выглядит такая кровать уютнее.
  • Модные для гостиных сочетания дерева (орех, вишня) и стекла добрались и до спальни. Также из гостиных и столовых в спальню перекочевала мода на шелковисто-глянцевые поверхности.
  • Для декора используют вставки из натурального дерева или из пленки, имитирующей его текстуру.
  • Естественно, в основу «кроватного» производства положен наиактуальнейший принцип здорового образа жизни. Отсюда и приставка «ортопедический» комногим матрасам и решеткам.
Источник: mirmebeli.net

www.my-article.net

История кровати | История вещей

← Гигантский Кодекс Часы «Павлин» →

История кровати

Сегодня кровать является обязательным предметом интерьера любого дома. Мы воспринимаем ее как вещь, без которой невозможно обойтись. Однако не всегда так было. Обратимся к истории возникновения кровати.

История кровати

Первобытные люди спали группами по несколько человек на полу. Его устилали шкурами убитых зверей, травой, ветками. Все это помогало сохранить тепло. Так было до тех пор, пока не появились дома. Древние шумеры первыми начали выделять в своих жилищах специальные комнаты для сна, в которых обустраивали специальное возвышение. Было это около V тысячелетий назад. Конечно, данное возвышение нельзя назвать полноценной кроватью, поскольку оно было довольно твердым и узким. Тем не менее, именно так появился прообраз современных кроватей.

История кровати

Древние египтяне пошли чуть дальше и начали использовать в качестве кроватей в бронзовом веке деревянные прямоугольные рамы, на которые натягивали сетку, сплетенную из ремней и веревок. Раму устанавливали на четыре опоры. Их делали, как правило, в виде лап животных. Таким образом, древним египтянам удалось приподнять лежанку над землей. Однако на таких кроватях отдыхали знатные люди. Простые египтяне использовали в качестве кроватей тюфяки с сеном, а также лежаки, сделанные из досок и камней.

История кровати

Древние римляне первыми начали делать деревянные кровати со спинкой в изголовье. Ее украшали бронзовыми накладками. Такие кровати назывались «лектус». Для них специально изготовлялись подушки и матрасы, набитые шерстью. Древние римляне часто завешивали лектусы полупрозрачной материей, которая со временем трансформировалась в балдахин. Однако случилось это значительно позже. Лишь в XII веке балдахины начали крепить к потолочным балкам. Пик популярности на кровати с балдахинами приходится на XIV-XV века, когда мода на такие кровати распространилась практически во всех европейских странах.

История кровати

В Древней Греции кровать называлась «краббатионе». Полагают, что именно от этого слова и произошло название «кровать». Кроме краббатионе в Греции распространены были клине – специальное ложе для приема пищи. Такие кровати имели небольшое изголовье и фигурные ножки-опоры. Клине использовались чаще мужчинами, женщины же принимали пищу, сидя на стульях.

История кровати

Со временем кровати приобретали все более сложную конструкцию, их начали украшать драгоценными камнями и слоновой костью. В Средние века в моде были роскошные и изысканные кровати. Считалось, что чем выше кровать находится от пола, тем она лучше. Объяснялось это довольно просто: чем ниже кровать, тем холоднее на ней было спать. В результате на них взбирались по лестнице. Кровати превратились в настоящие произведения искусства — их делали из ценных пород дерева, украшали резьбой и драгоценными камнями. Все это делало стоимость ложа невероятно высокой, поэтому их могли себе позволить только богатые люди. На кровать сначала накладывали тюфяки, затем сверху клали перину. Все это было принято застилать двумя простынями, а под подушки класть валики. В войнах того времени кровати очень ценились в качестве трофеев.

История кровати

В домах же простых людей кровать появилась значительно позже – в XIV-XVI веках. Как правило, делалась одна большая кровать, на которой спали все члены семьи. В начале XVII века история кровати начинается на Руси. Во многом популяризации этой мебели в России способствовал Петр I. В это время кровати появились только у знати. Простые же крестьяне продолжали спать на деревянных настилах и на печах. Такая ситуация сохранялась вплоть до XIX века.

История кровати

В XVIII веке различали два вида кроватей – французские и польские. Первые были с одной спинкой и ставились посредине спальни. Вторые имели две спинки и располагались в специальной нише – алькове. К концу XVIII века начали появляться кровати с более простым дизайном, соответственно, более доступные.

История кровати

В середине XIX века француз Делагль изобрел пружинную сетку. С этого времени в течение еще ста лет для изготовления кроватей использовали металлические трубы для каркаса, на который натягивали пружинную сетку.

История кровати

В середине XX века на смену металлическим кроватям приходят раскладные диваны. В конце 60-х годов Ч. Холл придумал водяную кровать, которая пользовалась популярностью следующие десять лет. Значимым изобретением была подъемная кровать Уильяма Мерфи, которая позволяла существенно экономить пространство и совмещала в себе функции шкафа. Сегодня можно приобрести кровать практически любого размера и формы. Ценовой диапазон также огромен.

xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

На чем спали обычные люди в Древней Руси

Задумываясь о современном комфорте, трудно представить, как люди обходились без него раньше. Если упомянуть мягкие и удобные кровати, выбирать которые нашим предкам попросту не представлялось возможным, то предметы древней мебели может представить человек с фантазией. Начиная с чем-то отдаленно напоминающим корыта и деревянных настилов, список можно продолжать. Однако, многих может заинтересовать конкретный ответ на вопрос «на чем спали в Древней Руси?».

В любом случае, традиционно кровать ассоциируется с конструкцией на ножках, хотя ее прототипом в Древней Руси была печь. В любое время года она оставалась необходимым атрибутом каждого дома и выполняла сразу несколько функций. Зимой нею отапливали помещение, а летом – выпекали недельные запасы хлеба. Но единственное, для чего стабильно использовалась печь, и что оставалось постоянным, – приготовление кушаний и место для ночевки. По сути, это было логовище для всего семейства. Самый теплый участок отводился для стариков, для которых сооружался помост в виде ступеней (приступки).

На чем спали в Древней руси

Так как у наших предков не было возможности выбрать кровати, они изготавливали их сами. Поэтому полати (деревянные настилы средней высоты с перильцами) также считались неотъемлемым элементов стародавних кроватей на Руси. Их устанавливали недалеко от печи, как дополнительно спальное место. Как правило, они были предназначены для детей, поэтому большинство конструкций изготавливались высокими, на уровне «рабочей» поверхности печи.

На чем спали в Древней руси-1

Удивительно, но то, на чем спали в Древней Руси, является отдаленным прообразом современной мебели. Конечно, комфорта предметы древней спальной мебели были лишены, однако многофункциональности им было не отнимать.

На чем спали в Древней руси-2

Как и печь, полати выполняли несколько функций. В светлое время эта конструкция служила местом для сушки трав, а балясины-перила выступали в роли вешалок для ненужных вещей и разных принадлежностей. А во время праздников на полатях было отведено место детям, чтобы они могли наблюдать за церемониями и в то же время не отвлекать взрослых.

На чем спали в Древней руси-

Конечно, на сегодняшний день ассортимент и выбор спальных мест и конструкций поражает разнообразием, которое нашим предкам даже «и не снилось».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

sdama.ru

Секс в древней Руси. - Еще один дом Редкой Прелести

Секс в древней Руси

Долгое время, вплоть до принятия христианства на Руси (X век), сексуальность у древних славян ассоциировалась с гуляниями, песнопениями и плясками. Она выражалась в виде особых обрядов и ритуалов, которые непременно присутствовали в языческих празднествах того времени.

Язычество и сексуальность

Языческие праздники древних славян были тесно связаны с полевыми работами, погодными явлениями и повседневным бытом. Например, к их числу относят Масленицу, день Ивана Купала, Коляду и другие. Символика подобных праздников означает солнце, плодородие и продолжение рода, а, следовательно, без сексуальных обрядов здесь явно не обошлось.

Масленица

Первоначально, праздник провода зимы и встречи весны у древних славян имел целый комплекс обрядов и гуляний, но со временем некоторые из них позабылись. В частности, у северных славян мужчина и женщина, голые по пояс или в специальных штанах с прорезанной на заднице дырой, приплясывая и притоптывая вокруг горящего чучела Зимы, должны были по команде зрителей хлестнуть друг друга по оголенной попе хворостиной. У западных славян также практиковалось частичное обнажение в масленичных танцах, направленных на стимулирование роста злаковых культур. Например, в мужском обрядовом танце мужчина, возглавлявший цепочку танцующих, порой оттопыривал зад, спускал штаны и «вываливал» наружу свой член.

Существовали ли такие языческие обычаи в древней Руси, – доподлинно неизвестно. Однако по сказаниям церковных летописцев, во все дни Масленицы люди «безумствовали, надевали на себя личины (маски, костюмы). Причем, переодевались мужчины в женские костюмы, а женщины - в мужские. Кругом царил разгул и разврат».

ПосевнаяПри посеве злаков или посадке овощей нагота у древних славян должна была стимулировать рост растений. Именно поэтому посевная непременно сопровождалась целой серией необычных ритуалов. Мужчины символически оплодотворяли землю: сеяли без штанов или же вовсе без одежды. В период засева хлеба хозяину и хозяйке следовало совершить ритуал, во время которого они занимались любовью прямо на поле. При посеве льна женщины катались нагишом по земле для того, чтобы он вырос длинным и волокнистым. В Юрьев день сажали огурцы, сняв сорочку. Если огурцы не уродились, женщина волочила снятой сорочкой по грядкам, а ее муж, сняв штаны, делал вид, что хочет скосить растения. Женщины северных славян нагишом сеяли репу, а после посадки капусты обегали участок без юбок и с распущенными волосами.
День Ивана Купала

До нашего времени дошел древний языческий праздник - день Ивана Купала. Славяне отмечали его весело и с размахом, обряды непременно были связаны с купанием, кострами и травами. С утра народ парился в бане, изгоняя нечистую силу, позже непременно купался в реке - обязательно вместе голышом. К вечеру устраивались массовые гулянья с музыкой, плясками и прыжками через костер. У некоторых славян даже был обычай перепрыгивать его нагими, чтобы очиститься и быть здоровым. Играли в игры, часто непристойного содержания, целовали мужчин в скоромные места, - в общем, веселились безудержно и развратно. Праздник особенно любили незамужние девушки: полностью обнажаясь, они бегали вокруг пшеничного поля. Считалось, что будущий муж увидит ее во сне и позовет замуж. Как позже писали православные монахи, в этот день царило полное сексуальное раздолье: «Тут же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же».

Коляда

Коляда – древнеславянский языческий праздник смены годового цикла и перехода солнца от зимы к лету. Его веселое празднование выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его в этот день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Всюду колядовали и гадали на супружество, урожай и приплод.

Одним из «сексуальных» гаданий был, так называемый, обряд «шуточных похорон». Он был построен на принципе оборотничества. Согласившемуся играть роль покойника делали длинные страшные зубы из брюквы, обсыпали лицо овсяной мукой и клали обнаженного на стол. После чего девушки делали вид, что плачут по умершему и понарошку «обмывали» его, водя руками по телу. Как только у «покойника» случалась эрекция, плакальщицы начинали по очереди «обмывать» ему член до эякуляции. Та, у которой «покойник» кончал, считалась счастливицей и про нее говорили, что в этом году она выйдет замуж.

Брак и сексуальные отношения

Физическое развитие юноши и девушки, достигших зрелости, было тесно связано с их сексуальной жизнью. Однако доподлинно неизвестно с какого именно возраста юноша и девушка считались достигшими этой самой зрелости. Лишь специальная прическа и особый головной убор - венок или украшенная повязка в волосах (обычай, отличающий девицу от замужней женщины) – является признаком девушки, созревшей для замужества. Древний характер имеет и обрядовое принятие юношей в сообщество взрослых.

Судя по всему, в древнейшие времена у славян до известной степени существовали беспорядочные половые отношения, унаследованные от языческих празднеств. Однако уже в конце языческого периода (X-XI века), сексуальная жизнь стала повсеместно регулироваться браком мужчины с одной или несколькими женщинами.

Свадьба

У всех народов брак считается настолько важным актом, что сопровождается какой-либо значительной церемонией. Это было и на свадьбе у древних славян.

Основу брака составляло похищение девушки из другого рода/племени или ее выкуп. Дети являлись собственностью отца, и девушка могла перейти в собственность другого мужчины только после насильственного похищения или после мирной купли. Посредством этих обычаев отец уступал свои права другому мужчине. В конце языческого периода у славян встречаются обе формы, но после принятия христианства на Руси похищение считается чем-то более грубым и худшим, свойственным язычеству.

В тех случаях, когда речь шла не о насильственном похищении, посланцы жениха договаривались с отцом девушки о браке за выкуп, а затем через некоторое время назначалась и свадьба. Приводили невесту и приступали к венчанию. Начиналось все с церемонии, во время которой невеста вкладывала свою руку в руку жениха. Затем жених и невеста обменивались подарками, среди которых особенно важным было яблоко, так как оно символизировало плодородие и любовь. Обычай дарить перстень пришел из Византии гораздо позже.

Потом невесту в свадебном одеянии провожали в дом жениха, где ее встречали медом и хлебом и забрасывали различными плодами, чтобы она была плодовита и зажиточна.

Затем невесте торжественно расплетали косы и остригали, а оставшиеся волосы укладывали под чепец, обернутый фатой. Наконец, невеста развязывала мужу обувь в знак того, что она ему полностью подчиняется, и жених даже наносил ей символические удары. Этот обычай, по всей вероятности, перешел от соседних тюрко-татар.

Руса коса до пояса...

Волосы - своеобразный символ женственности. С ними связано много предубеждений. Если волосы у женщины были распущены, значит она незамужняя, а по-народному - "девка". Женщин с распущенными волосами называли ведьмами.

На свадьбе невесте специально запутывали косу, чтобы жених долго не мог ее распустить. А распустил косу - значит взял замуж. Замужние женщины носили повойник в будни и кокошник в праздники.

После этого женщины и дружки одевали новобрачных в новые рубахи и торжественно укладывали их на ложе. Остальные собравшиеся на свадьбу гости между тем отдавались буйному веселью с оттенком фаллического культа. В частности, о большой распространенности обрядов языческой свадьбы с песнями и с музыкальным сопровождением, свидетельствует «Слово некоего Христолюбца» (XI век), который сетует на то, что «это не брак, а идолослужение». Тот же автор жалуется, что на свадьбах изготавливают фигуры, символизирующие человеческий фаллос, и творят с ними различные непристойности.

Моногамия, полигамия, полиандрия

Обычными формами брака у славян была моногамия и полигамия. Местами, как, например, у русских вятичей, радимичей и северян, полигамия была обычным явлением. В других же местах нескольких жен брали себе лишь зажиточные хозяева, имевшие большое хозяйство, и, разумеется, князья, содержавшие целые гаремы жен, а, кроме них, еще и наложниц.

О гаремах славянских князей рассказывает арабский путешественник Ибрагим Ибн-Якуб, отмечающий, что они держат взаперти по 20 и более жен. Летопись упоминает гарем князя Владимира с пятью женами и 800 наложницами. Другой арабский путешественник Ибн-Фадлан рассказывает о русском князе, имевшем 40 жен. Эта полигамия, разумеется, не являлась чем-то специфически славянским и была известна у всех соседей славян.

Более редким явлением, чем полигамия, была, видимо, полиандрия. Согласно церковному уставу Ярослава, в статье XX устанавливаются наказания за сожительство двух братьев с одной женой. Однако супружество между близкими родственниками было довольно распространенно. Русское снохачество, когда отец преждевременно женив малолетнего сына, вступает затем в супружеские отношения со снохой, как это показывает статья XVII того же устава, ведет свое начало как раз с древнейших времен.

Во всех остальных отношениях супружеская жизнь древних славян, особенно рядовых членов общин, отличалась упорядоченностью, а также верностью жен. Интересно, что свидетельства, подтверждающие это, исходят в основном от иностранцев, которые отнюдь не всегда были доброжелательны к славянам. Все они единодушно превозносят целомудрие замужних славянских женщин и их любовь к мужу, с которым в случае его смерти они добровольно уходили из этого мира.

Похоронный обряд у древних русов

Арабский путешественник Ибн Фадлан в своей "Записке" о путешествии на Волгу рассказывает об обряде похорон знатного и богатого руса.

Из приближенных умершего выбирается девушка, которая по собственному желанию соглашается последовать за господином в царство мертвых. На протяжении десяти дней, когда сооружается погребальная ладья и шьются одежды для умершего, его родственники и гости участвуют в похоронных торжествах. «Они в те десять дней пьют и сочетаются [с женщинами]. А та девушка, которая будет убита, в эти десять дней пьет и веселится, украшает свою голову и саму себя разного рода украшениями и платьями и, так нарядившись, отдается родственникам умершего». Она входит в каждый из шалашей родных и сочетается с его хозяином, который говорит ей громким голосом: «Скажи своему господину: я совершил это из любви и дружбы к тебе».

В последний день похорон эти же родственники провожают девушку на погребальную ладью, в шалаше которой шестеро из них снова «сочетаются с ней в присутствии умершего. Затем, как только они покончат с осуществлением [своих] прав любви, ее укладывают рядом с господином», и только тогда пожилая женщина ("ангел смерти") перерезает ей горло. После этого специальные люди поджигают ладью, заранее обложенную дровами.

Подробно об этом ритуале можно почитать здесь.

Арабский историк Масуди, говоря о восточных славянах, подтверждает, что среди них супружеских измен не бывает. Верность была у славян признаком высокой нравственности и высокого уровня культуры. Разумеется, это качество никогда не являлось абсолютным и отклонения от этого были. Случаи супружеской неверности, несмотря на строжайшие наказания (смерть или отсечение полового члена), имели место и в языческий период. После введения христианства они не только сохранились, но, пожалуй, стали еще более частыми, так как различные церковные поучения и запреты постоянно упоминают в числе грехов распутство, разврат и прелюбодеяние (древнерусское блудъ).

Сексуальные отношения до брака

Другой вопрос, более интересный, чем эти естественные отклонения от нравственных норм супружеской жизни, - это вопрос о свободном в половом отношении образе жизни мужчин и женщин до их вступления в брак. Различные празднества и народные обычаи древних славян указывают на промискуитет молодежи, в котором немалое участие принимали и молодые женщины на Руси.

О сборищах молодежи в поле между селениями упоминает древний летописец Переяславля-Суздальский и описывает общение обоих полов на этих игрищах в следующих словах. «(Обычные) брации не возлюбиша, но игрища межи селъ, и ту слегахуся рищюще на плясаниа и от плясаниа познаваху, котораа жена или девица до младыхъ похотение имать, и от очного взозрения, и от обнажениа мышца и от пръстъ ручных показаниа, и от пръстней даралаганиа на пръесты чюжая, таж потом целованиа с лобзаниемъ и плоти с сердцемъ, раждегшися слагахуся, иных поимающе, а другых, поругавше, метааху на насмеание до смърти. Имяхуть же и две и по три жены; зане слаб сущи женскыи обычаи, и начаша друга пред другою червити лице и белимъ тръти, а бы уноша въжелелъ ея на похоть».

Блудница

Понятие блудницы возникло примерно в VII веке и означало лишь то, что девушка ищет мужа (блуждает). В конце VIII века, когда волхвов подрядили на роль «дефлораторов» — в бане за день до замужества они лишали невинности тех невест, которые по каким-то причинам(!) не лишились ее ранее, — понятие «блудница» изменилось. Им стали называть всех дам, лишившихся девственности. С XII по XVII век блудницами считали незамужних девиц, вступавших в интимную связь, и вдов, принимавших у себя мужчин. Лишь в XVIII веке, благодаря титаническим усилиям церкви, слово блудница стало ругательным.

Это же, начиная с XI века, весьма наглядно подтверждается рядом церковных и светских поучений и запретов. В них христианское духовенство пытается заставить молодежь отвыкнуть от «сатанинских» или «бесовских» игрищ на лоне природы. Церковные источники чаще всего используют термины «плясание, играние, глумление, глумы», которые проводятся при народных празднествах, перешедших из язычества. «Слово св. Иоанна Златоуста», проклиная эти ночные игрища, подчеркивает, что «жена на игрищах есть любовница сатаны и жена дьявола. Ибо пляшущая жена многим мужам жена есть. А что мужи? После пития начинают плясание, а по плясании начаша блуд творити с чюжими женами и сестрами, а девицы теряют свою невинность. Потом все они приносят жертвы идолам…».

В чем, собственно, заключался смысл этих увеселений, доподлинно неизвестно. Однако очевидно, что по ночам, вокруг огня костров, под крики и песни, молодежь в возбуждении устраивала драматические игры и танцы, в которых эротический момент был настолько силен, что выражался непосредственно в явлениях гетеризма. Девушки, а очевидно, и молодые женщины, отдавались мужчинам без колебаний.

Таким образом, половая жизнь молодежи была совершенно иной, чем жизнь замужних женщин. Она была более свободной, и девушка, выходя замуж, уже не была девственницей. Более того, по сообщению Масуди, славянская девушка в кого влюблялась, с тем и делила свою любовь. Если мужчина, женившись, устанавливал, что его жена девственница, то он просто выгонял ее со словами: «Если бы ты что-либо стоила, тебя бы мужчины любили».

Ритуал «вскрывания» невестыСохранение девушкой «чистоты» до брака стало цениться после X века, когда князь Святослав издал указ о том, что «отныне лишение девственности - прямая обязанность мужа и его достоинство».

После первой брачной ночи исполнялся ритуал «вскрывания» невесты. Молодой муж объявлял родственникам супруги, какая жена ему досталась - девственница или нет. Он выходил из спальни с полным кубком вина, на донышке которого было просверлено отверстие. Если невеста невинна, жених залеплял отверстие воском; если же нет – он резко отнимал палец и проливал вино. Все это, как и славянские залеты, то есть период предсвадебного ухаживания за девушкой (отнюдь не платонический!), очевидно, свидетельствует о вольности половых отношений древних славян. Поэтому даже в древнем славянском праве наказание за изнасилование девушки, совершенное в доме, было значительно более строгим, чем наказание за изнасилование, совершенное в поле или на лоне природы.

Еще свободнее была половая жизнь мужчины. Его хотя и карали смертью за прелюбодеяние, но зато он мог не ограничивать себя половыми связями с незамужними женщинами.

Это подтверждают уже описанные народные игрища, известия о наложницах богатых вельмож и рассказы о дружине русского князя, который не стеснялся вступать в половую связь со своими наложницами на глазах у своей дружины*. То же самое сообщает Ибн-Фадлан и о русских купцах, публично совершавших половые акты на волжских торжищах**.

ИБН-ФАДЛАН О РУСАХ (921-922 года):

* Рядом с царем русов «постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников... С каждым из них [имеется] девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он пользуется наложницей одной из них в присутствии своих подвижников. И этот поступок они не считают постыдным… он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться [с девушками], пить и предаваться развлечениям».

** «И собирается [их] в одном доме десять и двадцать, - меньше или больше. У каждого [из них] скамья, на которой он сидит, и с ними [сидят] девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищи его смотрят на него. А иногда собирается [целая] группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет ее, пока не удовлетворит своей потребности».

Более подробно читайте здесь.

Были ли эти эксцентричности в половых отношениях явлением чисто славянским, или же в них сказывалось влияние восточного и греко-римского фаллического культа, - сказать сложно. Несомненно лишь то, что у древних славян имело место также и влияние фаллического культа.

Не исключено также, что под влиянием этого культа лишь модифицировалось то, что у славян уже существовало и что вряд ли приобрело бы такие формы при их образе жизни.

Это относится также и к различным прегрешениям против природы, например к гомосексуализму. Согласно Диону Хрисостому, однополые связи среди мужчин проникли на Русь благодаря южно-русским варварам, которые уже в I-II веках н.э. «учились в Ольвии различным половым извращениями». Позже русские поучения и проповеди часто и резко выступали против содомских грехов, которые народ совершал уже во времена язычества.

В этом отношении представляет интерес то, что общеславянский термин «куръва», обозначающий проститутку, продающую свое тело, вероятно, перешел к славянам от германцев (horwa, древний верхненемецкий huora) еще до прихода славян на Балканы, где он был перенят от них греками, албанцами, римлянами, а позднее и венграми.

Наконец, в древних источниках также упоминаются скопцы среди славян. Однако оскопление практиковали не сами славяне, а еврейские купцы, оскапливавшие рабов-славян. Русские князья также имели в своих гаремах евнухов. Наряду с этим, уже в XI веке среди ревнителей христианской веры появляются аскеты, подвергавшие себя добровольному оскоплению.

www.master-x.com/articles/article/426/



rare-charm.livejournal.com

Как жили в Древней Руси

Как жили в Древней Руси

ЖИЛИЩЕ В РОССИИ В X–XVII ВВ.

РУССКАЯ ИЗБА

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры — полуземляные или наземные, срубные.

 

Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля.

 

Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж.

 

Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались - "заволакивались" досками, отчего и назывались волоковыми. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света.

 

Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня.

 

ХОРОМЫ

Хоромы — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.

 

Помимо избы и клети летописи упоминают и другие помещения: гридницы - парадные палаты, сени, также игравшие роль парадного помещения, терем, ложницу или одрину - спальню, медушу - кладовую для хранения напитков, мыльню - баню, различные хозяйственные постройки.

 

Хоромы строили двух-трехэтажными, соединяя отдельные помещения крытыми или открытыми галереями. Так, сени представляли собой парадную террасу на втором этаже. Терем завершал собой постройку, располагаясь на втором или третьем этажах.

 

Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.

 

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДОМОВ

Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже - в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы - здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.

 

Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

 

Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.

 

Обстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.

 

Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные "шандалы", те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.

 

ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В XVII В. В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

Внешний вид царского дворца представлял чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины. Здания теснились друг подле друга, возвышались одно над другим, были покрыты разными крышами — двускатными, в виде шатров, бочек, скирд, с прорезанными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху. В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров. Кровли и купола на царском дворце были покрыты золотом. Стены зданий украшали многочисленные резные орнаменты — листья, трава, птицы и звери. Здания соединялись многочисленными переходами, сенями, лестницами.

 

ХОРОМЫ И ПАЛАТЫ

Жилые помещения государя и его семейства располагались в Постельных хоромах, которые называли также Теремным дворцом. Рядом с Грановитой палатой была устроена Золотая Царицына палата. Недалеко располагались хоромы царевен, под окнами которых был разбит сад и цветники. Чуть далее, возле Успенского собора стоял Патриарший двор. Возле Троицких ворот как терем стояли каменные Государевы хоромы.

 

В специально построенной Оружейной палате размещались помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате — золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате — серебряники. В Ствольном приказе — оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранились государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.

 

В Хлебенном дворце изготовляли хлеб: гладкий, то есть обыкновенный, и изразчатый — украшенный разными фигурками. Здесь же пекли калачи, сайки, баранки, куличи, караваи, пряники и сахары (конфеты). В подвалах и погребах дворца хранились многочисленные припасы. Кормовой дворец — это собственно царская кухня. Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода. В нем было более тридцати погребов и ледников.

 

КРЕМЛЕВСКИЕ САДЫ

В Кремле были устроены Верхний и Нижний Набережные сады. Там произрастали яблони, груши, смородина, цветы, располагались небольшие искусственные пруды, беседки. В 1682 г. здесь рос виноград и были посеяны арбузы.

 

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой, покрывались многоцветной росписью. Пол мостили дубовым кирпичом — квадратными дубовыми брусками. Сами стены обивали красивыми, расписными обоями из материи. Заграничные обои из дорогих тканей называли шпалерами. Двери также всегда обивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы — персидскими и индийскими коврами.

 

Обычной мебелью были лавки, которые ставились вдоль стен, сплошь вокруг всей комнаты или палаты. На лавки клали бумажники — матрацы из хлопчатобумажной ткани или сафьяновые (кожаные) тюфяки. Иногда лавки просто обивали красным сафьяном и войлоком. Столы были дубовые, на точеных ногах, или липовые — крашенные. Их укрывали алым или зеленым сукном, а торжественные дни — золотыми коврами или бархатными подскатерниками. Со второй половины XVII в. в моду входят столы "немецкие и польские", украшенные резьбою и расписанные разными красками. Стулья употреблялись редко, а кресла подавали только одному государю.

 

В окна вставляли рамы, на которые крепили оконницы — подъемные или отворные. Стекла употребляли крайне редко, их вполне заменяла слюда. Слюдяные окна украшали живописными картинами, завешивали ткаными завесами.

 

Во всех жилых хоромах были изразцовые печи: из синих или зеленых изразцов. Печи были четырехугольные и круглые. Изразцы расписывали травами, цветами, разными узорами.

 

Для хранения вещей в комнатах ставили шафы, скрыни, сундуки, ларцы, ящики, коробьи. К стенам приделывались полки. Вся мебель делалась из дерева, преимущественно из липы и украшалась богатой резьбой. Некоторые предметы мебели обивались сукном.

 

ЦАРСКОЕ МЕСТО

В больших приемных палатах, кроме обычных лавок, в передних или красных углах стояли царские места, или троны. Они богато украшались золотом, серебром, драгоценными камнями и золотыми тканями. Сверху трон накрывался шатровым балдахином, на сиденье укладывалась бархатная подушка, а подлокотники делались в виде львиных или орлиных голов. К сидению вели три ступени.

 

В Передней комнате, где стоял трон во второй половине XVII в., более не было никакой другой мебели, кроме обычных лавок у стен. Гостей приглашали садиться на эти лавки, по старшинству, более почетных — ближе к царю. Лишь изредка особенно важным гостям, например, знатному духовенству, подавали особое кресло.

 

КОМНАТНЫЕ ЧАСЫ

В помещениях царского дворца стояли многочисленные комнатные часы иноземного производства. Эти часы были настоящими произведениями искусства. Циферблаты оформлялись рисунками, драгоценными камнями. Сам часовой механизм обрамлялся затейливыми фигурами. Одни были с трубачами и со слоном, другие с турецким всадником на коне, третьи — в виде фляги, на высоком поставце с изображением планет. Были часы с двуглавым орлом, отделанные хрусталем и бирюзой. В правой ноге орел держал палаш, а в левой — державу.

Страница 1 - 1 из 2 Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru