Сообщение о путешественнике древнего мира. Сведенья об учёном или путешественнике древнего мира КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ о его вкладе в развитие географических знаний
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация Путешественники древности. Сообщение о путешественнике древнего мира


Lecture on Путешественники древности

Два корабля вышли из гавани Массилии к Гибралтарскому проливу вдоль берегов Пиренейского полуострова. Далее по береговой линии Бискайского залива через пролив Ла-Манш, который отделяет Францию от острова Великобритания. В устье одной из рек во время ночлега Питей наблюдал приливы и отливы. Он первый высказал мысль о том, что это явление связано с притяжением водной оболочки Земли Луной. Плывя на север, он узнал, что олово привозят с лежащих на севере островов. Один из них – Британия. Питей переправился на этот остров, где был гостеприимно встречен местными жителями, и совершил путешествие по стране. Чем дальше продвигался Питей на север, тем летний день становился всё длиннее и длиннее. У северных берегов Британии он отметил продолжительность дня в 18 часов, а ночи – 6 часов. Далее он совершил знаменитое плавание в далёкую страну Туле, с которой жители Британии вели торговлю. Питей узнал, что севернее лежат местности, где летом солнце вообще не заходит за горизонт, а зимой совсем не появляется. Там лежит скованный льдом океан и земли необитаемые. В древности ни один путешественник до Питея и после него не поднимался до таких высоких широт. Проплыв вдоль берегов Северного моря, Питей достиг местности, где жили германские племена, добывающие янтарь. Проникнуть дальше Питею не удалось. Он попал в густой туман и сделал вывод, что здесь кончается область обитания людей. Так он достиг берегов Норвегии, Скандинавии, открыл Арктику. Два корабля вышли из гавани Массилии к Гибралтарскому проливу вдоль берегов Пиренейского полуострова. Далее по береговой линии Бискайского залива через пролив Ла-Манш, который отделяет Францию от острова Великобритания. В устье одной из рек во время ночлега Питей наблюдал приливы и отливы. Он первый высказал мысль о том, что это явление связано с притяжением водной оболочки Земли Луной. Плывя на север, он узнал, что олово привозят с лежащих на севере островов. Один из них – Британия. Питей переправился на этот остров, где был гостеприимно встречен местными жителями, и совершил путешествие по стране. Чем дальше продвигался Питей на север, тем летний день становился всё длиннее и длиннее. У северных берегов Британии он отметил продолжительность дня в 18 часов, а ночи – 6 часов. Далее он совершил знаменитое плавание в далёкую страну Туле, с которой жители Британии вели торговлю. Питей узнал, что севернее лежат местности, где летом солнце вообще не заходит за горизонт, а зимой совсем не появляется. Там лежит скованный льдом океан и земли необитаемые. В древности ни один путешественник до Питея и после него не поднимался до таких высоких широт. Проплыв вдоль берегов Северного моря, Питей достиг местности, где жили германские племена, добывающие янтарь. Проникнуть дальше Питею не удалось. Он попал в густой туман и сделал вывод, что здесь кончается область обитания людей. Так он достиг берегов Норвегии, Скандинавии, открыл Арктику.

allyslide.com

§ 2. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия, Китай и Индия)

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

§ 2. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия, Китай и Индия)

  Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов.  В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с клинописными письменами, подтверждающими существование там великих центров мировых культур - Междуречья и Месопотамии. В этих письменах содержатся сведения и о первых путешественниках. Сведения о первых путешествиях содержатся и в древнем литературном памятнике ШумероАкадской культуры «Сказание о Гильгамеше». Там подробно описывается путешествие героя из города Урук во враждовавший с ним город Киш с целью установления мира и торговых связей. Путешествие длилось две недели, и было полно опасностей и приключений.  Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X - IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов.  К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. На глиняных табличках, хранящихся в настоящее время в национальном музее Ирака, можно найти сведения с указанием расстояний и времени пути от одного города к другому, сведения о военных походах, биографии правителей. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.  Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских пустынь, но и природа Индии. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха (так они называли государство на северо-западе полуострова Индостан). Там же найдены шумерские цилиндрические печати с изображением слонов и крокодилов. Как известно, эти животные никогда не встречались в Месопотамии.  Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Он прославился военными походами по южному Двуречью от Средиземного моря на западе до Каспийского моря на северо-востоке. Составленные в его правление многочисленные карты и планы, легли в основу первого известного нам описания Передней Азии и стран Персидского залива. Шумеры полагали, что Земля заключена между двумя морями - морем Восхода (Персидский залив) и морем Захода (Средиземное море).  Самым знаменитым из городов Месопотамии был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название этого города переводится как «Врата Бога». По тем временам (VII век до н.э.) этот город был гигантских размеров с фантастической для этого периода численностью населения - 1 млн человек. Вокруг города были возведены мощные крепостные стены с восемью воротами, названными по имени главных богов. Самыми величественными считались двойные ворота богини Иштар. От этих ворот начиналась «священная дорога процессий», которая проходила мимо дворца знаменитого вавилонского царя Навуходоносора. Главными достопримечательностями Вавилона были храм Мардука и грандиозный 90-метровый зиккурат (т.е. ступенчатый храм) Этеменанка, более известный как Вавилонская башня. Она состояла из семи разноцветных ступеней, последняя из которых была покрыта золотом. Завершить строительство этой башни не удалось, что стало сюжетом для библейских легенд. В Вавилоне было еще одно «чудо света» - висячие сады Семирамиды. В Вавилон стекалось огромное количество путешественников и торговцев. Безусловно, это был самый развитый центр культуры на Ближнем Востоке.  Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путешественник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешествием совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные примеры можно встретить в эпосе о Гильгамеше. К библейским путешественникам можно отнести пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя, который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое.  Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).  Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена. Г лавными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.  Египетские папирусы свидетельствуют, что плавания в страну Пунт совершались с IV тысячелетия до н. э. в период царствования фараона Асса, когда египетский военачальник Уруду совершил завоевательный поход в эти земли и привез в Египет рабов карликов (имеются в виду пигмеи, проживающие там). Другой египетский путешественник Киркуф достиг не только территории Пунта, но и прошел дальше, о чем свидетельствуют надписи, обнаруженные в окрестностях Ассуана. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне Сахуре.  Но самое известное и почти полностью сохранившееся до наших дней описание путешествия - это путешествие Синухета (в другой транскрипции - Синухит), состоявшееся примерно в 2000 - 1960 гг. до н.э. Это были годы правления фараона Аменемхета I. Синухет предпринял путешествие в страну Кедем, т. е. на Восток. Записана эта повесть неизвестным автором. Египтяне любили ее читать и переписывали ее с папируса на папирус. Четыре страницы этого папируса хранятся в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1915 г. академик Б.А.Тураев сделал первый научный перевод сказания о скитаниях Синухета с древнеегипетского языка. С полной версией перевода этого текста можно ознакомиться в книге «Древний Восток», СПб, ТОО «Респекс», 1998 . с. 288 - 317.  Речное судостроение развивалось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древних египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. На памятниках и стенах древних храмов запечатлены большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля.  При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры неоднократно совершались экспедиции в южные страны. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу. Например, фараон Узертезен III повелел в верховьях Нила поставить пограничный каменный столб с надписью: «Никто не должен пересекать эту линию ни пешком, ни водою, направляясь к северу...».  Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и ароматическими смолами. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.  Корабли иногда даже помещали в погребальные камеры фараонов. Например, в пирамиде Хеопса обнаружена копия корабля, подробно воспроизводящая все детали в масштабе 1 : 100.  Слава о сказочно богатой стране Пунт жила в веках. Почти через тысячу лет после путешествия Синухета в 1493 г. до нашей эры по воле царицы Хатшепсут, проживавшей в Фивах (ныне г. Луксор), в Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей. Путешественники преодолели по Красному морю 2 000 км. Это путешествие по праву считается одним из первых путешествий с разведывательными целями.   Интересна предыстория этого путешествия. Царица Хатшепсут решила посадить на террасе храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, тропическое дерево, выделяющее ароматическую смолу - мирру. Подобные деревья никогда не произрастали в Египте. Тогда оракул бога Амона повелел собрать экспедицию в страну Пунт и привести оттуда ароматические деревья.   Путешественники купили 31 ароматическое дерево и благополучно вернулись на родину. В честь этого на стенах храма Дейр-Эль-Бахри были сделаны барельефы с изображением фрагментов экспедиции. К сожалению, деревья так и не смогли прижиться в малоподходящем для них сухом климате Египта, но рисунки на стенах храма сохранились до наших дней. И хотя им почти 3 500 лет, они поражают туристов своей живость и реалистичностью.  Во времена Хатшепсут также строились и огромные транспортные суда для перевозки 750-тонных блоков в священный город Луксор.  Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.  И все же первыми мореходами древности были финикийцы. Их государство было расположено в восточном средиземноморье. Финикийцы строили большие и прочные корабли, выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, а также плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.  В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона Нехо II (в другой транскрипции - Нехао II) финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). При наступлении осени они приставали к берегу на зимовку. На берегу они устраивали стоянку, засевали землю и дожидались урожая, затем плыли дальше. Так прошло в плавании два года, а на третий они обогнули Африку и проплыв через «Геркулесовы столбы», возвратились в Египет. Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе в Атлантический океан города Кадир (Кадис) и Тингис (Танжер).  Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру. Не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Результаты их путешествий пропали почти без следа для последующих поколений. Лишь свидетельство древнегреческого историка Геродота дают нам возможность узнать о великих плаваниях финикийцев.  Тем не менее, заслуги финикийцев в области географических открытий значительны. Прежде всего, финикийцы дали название двум материкам Старого Света. Плавая по Средиземному морю, они первыми стали называть страны, лежавшие к востоку от моря, общим словом «асу», что означает восход, а страны, расположенные в северо-западной части Средиземного моря - словом «эреб», что значит закат. Из этих названий у древних греков позднее произошли названия «Азия» и «Европа».  Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во времена путешествий к народам, говорившим на разных языках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определенной комбинации звуков.  Потомки древних финикийцев - карфагеняне - продолжили освоение новых земель и пространств. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. под руководством Гальмикона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиринейского полуострова до Британских островов Ирландии. Это путешествие длилось около четырех месяцев.  Примерно между 505 и 450 гг. до нашей эры карфагенский сенат послал для открытия и завоевания новых земель военачальника и флотоводца Геннона. Сообщение об этом походе сохранилось до наших дней. Оно написано на пуническом (карфагенском) языке и переведено позже на древнегреческий.  Флот во главе с Генноном насчитывал 60 галер с пятьюдесятью гребцами на каждой. Всего на судах находилось 30 тыс. человек. Цель экспедиции заключалась в поисках новых земель и захвате их с последующей колонизацией. Флот благополучно миновал Гибралтарский пролив и поплыл к югу в Атлантический океан. Продолжив плавание, Геннон обогнул мыс Солосит и направился дальше к югу, вдоль Сахары. Затем он достиг острова Керны (один из Канарских островов). Плывя дальше, Геннон прибыл к устью реки Херты (ныне р. Синегал), где встретил яростное сопротивление местного населения. Воины Геннона легко расправились с местными жителями, которые были вооружены только палками и камнями.  Путешествуя вдоль западного берега Африки, Геннон наносил на карту рельеф местности, очертания берегов, давал названия мысам и заливам. Один из заливов он назвал «Вечерний Рог», другой - «Южный Рог» (ныне залив Шерборо, расположенный рядом с Гвинейским заливом). Этот залив стал конечной точкой экспедиции Геннона. Недостаток в запасах продовольствия и усталость заставили повернуть назад в Карфаген. Но экспедиция прошла более 2 000 км. Ее результатом было создание несколько десятков колоний, тысячи километров освоенных территорий, а главное - подробная карта западного побережья Африки вплоть до современного Сьера-Леоне.  О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые пути оканчивались около современного Хартума - столицы Судана.  Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия.  Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан.  Уже в период династии Шань-Инь (XVII - XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль.  О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель.  Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов.  Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н. э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п.  В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия.  Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.  Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н. э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни.   Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 - 120 г. до нашей эры   Первое - на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дунтинху, нижнему течению Янцзы и далее на север.   Второе - вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычуань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой.  Третье - на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу.  Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сыма Цянем описаны северные соседи Китая - гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.  Труды Сыма Цяня частично переведены и изданы на европейских языках. Перевод на русский язык осуществлен Н.Я.Бичуриным. Он содержится в «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (М., 1950).  Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь, живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе дипломатическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Его путешествия подробно описаны Сыма Цянем.   Чжан Цяню было поручено заключение военного союза Китая с кочевым племенем юэчженей против гуннов. Отправившись с этой миссией, Чжан Цянь попал в плен к гуннам, где провел 10 лет. После того, как ему удалось бежать из плена, он отправился на запад, преодолел Центральный Тянь- Шань и вышел к озеру Иссык-Куль. Там он узнал, что юэчжени откочевали в Ферганскую долину. Но и в долине он не застал это племя, так как оно откочевало за пределы Бактрии, расположенной по среднему течению Амударьи. Отправившись туда, Чжан Цянь обнаружил это племя, но свою миссию не смог выполнить, так как к тому времени племя завоевало огромные территории, и было уже не в состоянии вести новые войны. Обратный путь Чжан Цяня пролегал через Памир, южную оконечность Такла-Макан, озеро Лобнор. На границе с Китаем он вновь попадает в плен к гуннам. Только через два года ему удалось бежать из плена и вернуться на родину.   Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину.  Так же как и другие народы, древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.). В 70-х гг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Она из них чисто географическая, а другая - военная. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна во II в. н.э. Он впервые создал географическую сетку. А в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише.  Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Это приспособление называли «Синан». В Китае также применяли отвес - «указатель тени» для определения времени суток. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература. К наиболее известным книгам относятся «Книга рек», «Книга о морях и горах», «Книга по географии Китая».  Значение Китая в социокультурном пространстве того времени было огромно. В летописи 166 г. до н.э. содержатся сведения о посещении китайскими купцами Римской империи и их встрече с императором Марком Аврелием Антонием. Китайские купцы проложили путь через Среднюю Азию, Ближний восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути». Но ближайшими торговыми партнерами Китая были народы, населявшие полуостров Индостан.   На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населявших эту территорию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218x36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.   В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.  Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно совершались путешествия и походы с различными целями. Человечество развивалось и осваивало новые территории. Наряду с этим, менялся образ жизни, традиции, происходило взаимопроникновение культур. Каждая из культур самодостаточна и уникальна и в то же время не может существовать отдельно от других культурных центров. Каждая из древних культур положила начало современным культурным образованиям. Несомненно, что колыбелью всей европейской культуры является античная культура. Ей будет уделено особое внимание.

textb.net

Путешествия и Путешественники — реферат

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКО-АМЕРИКАНСКИЙ СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Бизнеса»
             

РЕФЕРАТ 

на тему:

«Путешествия  и путешественники»           

ВЫПОЛНИЛА: Тарановская Д.Н. 

                                         группа «Туризм»  

ПРОВЕРИЛ: Загайнов Е.О.     

Усть-Каменогорск, 2011  

Содержание: 

Введение                                                                      стр.2

  1. Зарождение элементов путешествий              стр.3
  2. Путешествия в древнем мире                           стр.4
  3. Походы и путешествия средневековья            стр.5
  4. Путешествия и открытия  XV- XVI вв.           стр.6
  5. Первые кругосветные путешествия                 стр.7

Список  используемой литературы                           стр.8                                        

Введение. 

Человеку  на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков  ресурсов и новых транспортных путей. Науке познания развития  нашей цивилизации поддаётся обозрению достаточно небольшой период, исчисляющий пятью тысячелетиями. Однако более или менее точно доступно описание путешествий относительно недавнего времени. Из истории к нам дошли имена великих путешественников, которые открыли новые континенты и земли, и природные явления, дали основу уникальной системе географических и иных знаний.                                 

Зарождение элементов путешествий. 

Как свидетельствуют  исследования археологов и историков, уже в глубокой

Древности, первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка.

Постоянные  поиски пищи заставляли человека совершать  длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал

определёнными путями, нередко используя тропки, протопленные дикими

стадными  животными.  Это обусловлено охотой на них.

Почти у всех первобытных племён и народностей  был широко распространён

обычай  взаимного посещения различных  групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты – обычное явление у тех же австралийцев.

Эскимосы  при всех трудностях сообщения в  арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени, когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.                         

Путешествия в древнем мире.

Если  человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии, в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения, происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские  папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами

совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона».

Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая- «Юкинг».Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашёл отражение в развитии и внешних политических, экономических и культурных связей. К этому времени можно отнести начало туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы, в сосновые леса или на воды.

Путешествия в Римской  империи были безопасны и в какой-то степени удобны. Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени.

Ещё в I в. до н. э. В Римской империи возникли государственные постоялые

дворы, находившиеся на расстоянии одного дня  езды на лошади. Постоялые

дворы располагались в городах и  на главных дорогах, по которым проезжали

курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галиции. Уже у древних римлян имелась определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионас), другой - для плебеев (стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами - путеводителями. Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.

Походы  и путешествия  средневековья. 

Знаменитым  путешественником средневековья был  венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет. Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай- ханом она была доведена практически до совершенства. От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населённых и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии, так называемые ямы. Марко Поло, на службе хана объездивший весь Китай вдоль и поперёк, сообщает, что эти «ямы» были так хорошо обставлены, что «даже король, если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате имелись шёлковые постели, чистое шёлковое бельё и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику.

При каждой яме были конюшни на 200-400 лошадей. Иногда  в пустынях вместо них  содержались верблюды. В каждом таком  станционном  доме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове. Между большими почтовыми станциями на расстоянии трёх миль одна от другой были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы. Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенной к поясу, давая знать о своём прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на приготовленную для него лошадь и мчался дальше. Поло вернулся в 1295г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был пленён и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по заключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: «Книга Марко Поло о разнообразии мира».            

Путешествия и открытия XV- XVI вв. 

Х. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Неизвестно, учился ли Х. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, что читал он, по крайней мере, на четырёх языках - итальянском, испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этом свидетельствует пометки Колумба на полях книги Пьера де Альи «Имаго Мунди», под влиянием  которой в значительной степени сложились географические представления Колумба. Известно также, что он участвовал в нескольких плаваниях к берегам Гвинеи, но не эти плавания влекли его. Он вынашивал проект кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан. Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением около 100 тонн, «Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 тонн снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пустились в неведомую даль по волнам Атлантического океана.12 октября 1492г. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был остров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот день считается днём открытия Америки. Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало

открытию  материка - Южная Америка и перешейков Центральной Америки. Им открыты все Большие Антильские острова - Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море. Иными словами, Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного континента, который позднее получил название Америки.                 

  Первые кругосветные путешествия. 

15 августа  1894 г. рижанин Константин Константинович  Ренгартен с детства увлекался путешествиями: побывал в Западной Европе, Азии, Африке. Но заветной мечтой было кругосветное путешествие, на подготовку к которому ушло 10 лет. И вот в четыре часа утра начал путешествие, рассчитанное на четыре года. Первая часть маршрута по европейской части России прошла через Двинск, Витебск, Смоленск, Оршу, Орёл, Ростов - на - Дону,  Тифлис и в районе горы Арарат пересекла границу России. 71 день Ренгартен шёл по Персии на восток. Обойдя с юга Каспийское море и Копетдаг,  он снова пересёк границу Российской империи и через пустыни и оазисы Средней Азии и Казахстана с караванами туркмен и киргизов направился в Томск, оттуда дальше до Байкала. От озера Байкал начался один из труднейших этапов путешествия, большая часть которого проходила через пустыню Гоби. Как одну тёмную  безотрадную ночь вспоминал позже путешественник 36 дней, проведённых в пустыне. Пройдя Северный Китай, Ренгартен на пароходе отправился в Японию, по которой путешествовал четыре месяца. Переплыв  на пароходе Тихий океан, он прибыл в США, затем отправился во Францию и достиг  самой западной точки на полуострове Бретань, оттуда начал свой последний этап до Риги через Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин. Триумфальной аркой из цветов, возведённой в честь Ренгартен, встретили

путешественников  на русской границе. Особый след в истории российского туризма оставил Анисим Петрович Панкратов – человек  мирной профессии, часовых дел мастер в Харбине. Желание посмотреть свет вынудило его оставить свои дела, сесть на велосипед и отправился 10 августа 1911г. в путешествие  вокруг света, которое закончил 28 июля 1913 г. А. Панкратов проехал по дорогам Европы, США, Японии и Китая, преодолев около 50 тыс. км. За время пребывания в пути были сменены 52 покрышки, 36 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 руля и большое количество спиц.               

Список  используемой литературы: 

М.Б.Биржанов «Введение в туризм», Москва - Санкт – Петербург, Невский фонд, изд. Дом «Герда» 2007г. 

Интернет-источники. 

student.zoomru.ru

Сведенья об учёном или путешественнике древнего мира...

Значительный вклад в развитие географических знаний сделал древнегреческий математик Эратосфен. Ему первому удалось разработать систему меридиан и параллелей и определить размеры планеты.Позже на основе его трудов, греческому ученому Птолемею удалось сделать первые совершенные карты. Гипотеза о том, что земля имеет круглую форму, была выдвинута еще древнегреческим философом Аристотелем: он наблюдал за движениями Луны и Солнца в течение суток, что позволило сделать ему подобный верный вывод.Следует отметить, что, несмотря на отсутствие технического оснащения, ученым античности удалось развивать знания о планете, и создавать научные географические труды, которые позже будут использованы европейцами в первых морских экспедициях средневековых мореплавателей.Открытия средневековых ученыхВ 10 веке китайские мореплаватели впервые изобрели компас. Этот прибор не только значительно облегчил морские путешествия, но и начал активно применяться на суше, предоставляя возможность людям без проблем ориентироваться в окружающем пространстве.В период Великих географических открытий, в Германии был создан первый глобус. Примечательным является тот факт, что на нем не были изображены территории Северной и Южной Америки, так как легендарное путешествие Христофора Колумба еще было в будущем.Версия Аристотеля о том, что Земля имеет форму шара, окончательно подтвердилась только в 1522 году, когда экспедиция Магеллана пересекла Тихий Океан.В период Средневековья ведущую роль в научной жизни играла церковь. Духовные лица всячески препятствовали проведению географических исследований. Они считали, что это ни что иное как прямое вмешательство в божью волю.Ученые-географы и астрономы зачастую поддавались инквизиционному суду. Ярким примером является преследования Галилео Галилея, который впервые доказал, что Земля крутиться вокруг Солнца, а не наоборот.Открытие полюсовГипотезы о существовании «точек» вращения Земли, высказывали еще ученые античности. В 15 веке европейские географы смогли теоретически подтвердить существование Северного полюса, однако экспедиции к нему все же были нереальными на то время. В начале 20 века, русскими учеными впервые начали проводиться попытки покорения Северного полюса. Однако из–за плохой подготовки экспедиция не удалась - первопроходцы не достигли всего лишь ста километров, отдаляющих их от цели.Северный полюс был открыт только в 1937 году, известным русским экспедитором Иваном Папаниным. Южный полюс, в отличие от Северного полюса, еще дольше оставался под занавесом тайны.В период Позднего Средневековья ученые, не подозревая о существовании Антарктиды, считали, что Южный полюс должен находиться в воде. В 1820 году русский экспедитор Михаил Лазаревоткрыл новый материк. Покорение Южного полюса произошло только в 1980 году.

Оцени ответ

napyaterku.com

Путешественники древности - презентация, доклад, проект скачать

Описание слайда:

Два корабля вышли из гавани Массилии к Гибралтарскому проливу вдоль берегов Пиренейского полуострова. Далее по береговой линии Бискайского залива через пролив Ла-Манш, который отделяет Францию от острова Великобритания. В устье одной из рек во время ночлега Питей наблюдал приливы и отливы. Он первый высказал мысль о том, что это явление связано с притяжением водной оболочки Земли Луной. Плывя на север, он узнал, что олово привозят с лежащих на севере островов. Один из них – Британия. Питей переправился на этот остров, где был гостеприимно встречен местными жителями, и совершил путешествие по стране. Чем дальше продвигался Питей на север, тем летний день становился всё длиннее и длиннее. У северных берегов Британии он отметил продолжительность дня в 18 часов, а ночи – 6 часов. Далее он совершил знаменитое плавание в далёкую страну Туле, с которой жители Британии вели торговлю. Питей узнал, что севернее лежат местности, где летом солнце вообще не заходит за горизонт, а зимой совсем не появляется. Там лежит скованный льдом океан и земли необитаемые. В древности ни один путешественник до Питея и после него не поднимался до таких высоких широт. Проплыв вдоль берегов Северного моря, Питей достиг местности, где жили германские племена, добывающие янтарь. Проникнуть дальше Питею не удалось. Он попал в густой туман и сделал вывод, что здесь кончается область обитания людей. Так он достиг берегов Норвегии, Скандинавии, открыл Арктику. Два корабля вышли из гавани Массилии к Гибралтарскому проливу вдоль берегов Пиренейского полуострова. Далее по береговой линии Бискайского залива через пролив Ла-Манш, который отделяет Францию от острова Великобритания. В устье одной из рек во время ночлега Питей наблюдал приливы и отливы. Он первый высказал мысль о том, что это явление связано с притяжением водной оболочки Земли Луной. Плывя на север, он узнал, что олово привозят с лежащих на севере островов. Один из них – Британия. Питей переправился на этот остров, где был гостеприимно встречен местными жителями, и совершил путешествие по стране. Чем дальше продвигался Питей на север, тем летний день становился всё длиннее и длиннее. У северных берегов Британии он отметил продолжительность дня в 18 часов, а ночи – 6 часов. Далее он совершил знаменитое плавание в далёкую страну Туле, с которой жители Британии вели торговлю. Питей узнал, что севернее лежат местности, где летом солнце вообще не заходит за горизонт, а зимой совсем не появляется. Там лежит скованный льдом океан и земли необитаемые. В древности ни один путешественник до Питея и после него не поднимался до таких высоких широт. Проплыв вдоль берегов Северного моря, Питей достиг местности, где жили германские племена, добывающие янтарь. Проникнуть дальше Питею не удалось. Он попал в густой туман и сделал вывод, что здесь кончается область обитания людей. Так он достиг берегов Норвегии, Скандинавии, открыл Арктику.

mypresentation.ru