Симпозиум в древней греции. Древнегреческий симпозиум. Особый феномен греческой культуры или оправдание распущенности?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греческая кухня: симпозиум за круглым столом. Симпозиум в древней греции


Древнегреческий симпозиум. Особый феномен греческой культуры или оправдание распущенности? - @rebeka

Пир Платона // Художник  Фейербах Ансельм,  1869. 

Слово "симпозиум"в русском языке появилось во второй половине XIX столетия. Со временем слово стало использоваться в трех значениях. Первое – совещание по какому-либо определенному (обычно научному) вопросу. Второе – конференция, как правило, международная, по актуальной научной проблеме. Третье – форма учебного занятия. В русский язык слово перекочевало с латыни, а уже римляне позаимствовали его у греков. Дословный перевод слова "симпозиум"с древнегреческого - выпить в компании. 

Не секрет, что древние греки любили устраивать вечеринки с танцами и напитками по разным поводам и без оных. Повод для празднования мог быть любой: день рождения, встреча дорогого гостя, заключение брака. Однако, такого характера торжества не должны быть перепутаны с симпозиумом (или symposion) - очень значительным аспектом древнегреческой жизни. Это было своеобразное ритуализированное пиршество, которое обычно происходило в частных домах. На симпозиум греческие мужчины собирались для большего, чем просто выпить, поесть и весело провести время.

Значение симпозиума в древнегреческом обществе 

С самых древних времен симпозиум составлял важную часть жизни общества. О социальной и культурной важности симпозиума можно сделать вывод исходя из того, что ему посвящены отдельные литературные труды, такие как "Пир" Платона, "Пир" Ксенофонта и элегии Феогнида Мегарского. Самым известным в истории является симпозиум, о котором рассказал Платон в своей литературной работе "Пир", представленной читателю в форме диалога. Точная дата написания неизвестна, приблизительно 385 – 370 до н.э. Застолье происходит в Афинах, в доме известного в то время трагика Агафона. В нем принимают участие семь человек, которые восхваляют бога любви Эроса. Основной спор происходит между философом Сократом, комедиографом Аристофаном и прославленным политиком и полководцем Алкивиадом. За расслабляющей чашей изысканного вина, после обильной трапезы, пирующие неспешно рассуждают о благе и любви. Каждый из присутствующих произносит собственную речь, которую Платон облекает коротким вступлением и заключением. 

 Сократ вырывает Алкивиада из объятий гетеры Аспазии //Художник Ж. Б. Реньо, 1785.

Широко изученная работа Платона используется современными историками в качестве достоверного источника, позволяющего понять жизнь в древних Афинах и взгляды древних афинян на человеческую сексуальность, и показывающего, что симпозиум являлся у древних эллинов особой формой коллективной коммуникации и важным социальным институтом.

Что на самом деле происходило во время симпозиума?

Собираться на симпозиум могли только мужчины высокого социального статуса. Единственные женщины, которые могли принимать в нем участие, были гетеры -  великолепные, высокообразованные и изящные куртизанки, которые были обучены танцам и музыке. Пирующие обычно возлежали на специальных ложах — апоклинтрах. Эти кресла-лежанки были сооружены таким образом, что участникам трапезы совсем не нужно было двигаться. Они опирались на левую часть тела. В комнате находилось семь - пятнадцать таких лежанок с подушками и низкие столы. Множество таких комнат были найдены во время археологических раскопок во внутренних параметрах построек, но самое лучшее представление о комнатах для симпозиума дают прекрасно сохранившиеся фрески в так называемой "Гробнице ныряльщика", обнаруженной в Пестуме в 1968 году.

На этом аристократическом собрании мужчины ели и пили вместе, вели разговоры, шутили, декламировали стихи, слушали музыку. Все это происходило в веселой и дружественной атмосфере. На симпозиумах была популярна игра "коттаб", в которой винные остатки выплёскивались на блюдо, которое называлось коттабий, размещённое на подставке или плавающее в воде. Вино должно было лететь по наиболее крутой траектории, не проливаться мимо цели и при попадании на блюдо издавать громкий звук. Эта сцена часто изображается на античных сосудах. 

Пиршество обычно начиналось вечером, хотя приготовления, такие как выбор вина, приглашение музыкантов, танцоров происходили в течение предыдущих дней. 

Древнегреческая куртизанка Фрина //Художник Хосе Фраппа, 1904.

Для организации вечеринки из присутствующих выбирался распорядитель, который назывался симпосиарх. От удачного выбора симпосиарха зависело многое. В его задачу входило определять тематику беседы и следить за количеством выпитого вина.  Древние греки разбавляли свое вино водой. Они считали, что подобная практика делала их выше варваров. Симпосиарх определял пропорцию воды к вину, и слуги смешивали жидкости в сосуде, который назывался кратером. Для зачерпывания из кратера использовался кувшин, внутри которого было ситечко для очистки вина при розливе его в чаши. Для придания вину аромата в него добавляли мелко измельченную гвоздику. Пили вино из огромных бокалов, которые были разрисованы сценами из попоек и оргий.

Древнегреческий дизайн кувшина, изображающий социальную сцену

Никто не оставлял симпозиум совершенно трезвым

Как ответственный распорядитель, отвечающий за питье, симпосиарх старался изо всех сил избегать опьянения посетителей, так как скопление множества пьяных мужчин в одном месте могло закончиться дракой, что бросило бы тень на его репутацию. Если хотя бы один человек оставлял симпозиум совершенно трезвым, то это тоже не считалось хорошим признаком. Существенное золотое правило для проведения симпозиума забавно описано в пьесе "Дионис" греческого поэта Эбулоса:

 "Для разумных мужчин я готовлю только три кратера: один для здоровья (который они пьют сначала), второй для любви и удовольствия и третий для сна. После того, как третий истощен, мудрецы идут домой. Четвертый кратер не является моим - он принадлежит плохому поведению; пятый для крика; шестой для грубости и оскорблений; седьмой для поединков; восьмой для ломки мебели; девятый для депрессии; десятый для безумия и бессознательного состояния".

Греки умело наслаждались жизнью. На симпозиумах подавалась изысканная еда. Легкие вина будоражили кровь. Завязывались интересные философские беседы. Слух услаждала сладкая музыка флейтисток. Не забывали сотрапезники и о плотских утехах. Именно для этой цели на вечеринке присутствовали гетеры.

goldvoice.club

Симпозиум - sarmata

Слово "симпозиум" (лат. symposium от гр. symposion) первоначально означало дружескую пирушку. Древние греки и римляне любили собираться на симпозиумы - пирушки, сопровождаемые музыкой, развлечениями и приятной, мудрой беседой. Именно такой "симпозиум" описан Платоном в диалоге "Пир".

Симпозиумы чаще всего устраивались в сугубо мужской компании. Иногда для развлечения пирующих приглашались флейтистки, услаждавшие их слух приятной музыкой.

В симпозиумах могли также участвовать гетеры. Гетерами (гр. hetaira - подруга) в Древней Греции назывались незамужние женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни.  Афинские гетеры в отличие от законных жен, считавшихся вряд ли чем-то большим, чем рожающие детей домоправительницы, зачастую были высокообразованными женщинами и отношения с ними считались общественно полезными. Они преуспевали в философии, искусстве и литературе так же, как в музыке и танцах, и сравнимы разве что с японскими гейшами. Знаменитыми гетерами были, среди прочих, Аспасия, подруга и вторая жена Перикла, Фрина, возлюбленная Праксителя, Таис Афинская, гетера Александра Великого. Позднее, в римское время, гетерами стали называть проституток, но к афинским гетерам это никак не относится. 

Гетеры также собирались на пирушки в своем кругу, без мужчин, где они могли откровенно поболтать и посплетничать.

sarmata.livejournal.com

Греческая кухня: симпозиум за круглым столом

Греческий салат

Вы будете смеяться, но в Греции действительно едят греческий салат. Режут всякие свежие овощи, кидают оливки, крошат фету, заправляют маслом с уксусом и едят. Но это все-таки не главное кулинарное достижение. Чтобы было легче, представьте себе Грецию во всех климатических подробностях. Во-первых, море. В нем рыба плавает и осьминоги практически под каждым кустом.

Во-вторых – солнце. Его там столько, что оно буквально пропитывает насквозь все, на что падают его лучи. Зима вроде бы есть – но выглядит как типичное издевательство… Результат такой: справа плодоносит оливковое дерево, слева – лимонное. Где-то между ними виноградник и баклажанник. Сзади блеет пышущий здоровьем будущий фарш. Впереди, в море, – тишина: о чем там рыбе разговаривать, при такой экологии! Вот вам, не сходя с места, все, что нужно для греческого меню.

Греческая кухня не отличается какими-то исключительными изысками. Артишоки там едят – как мы капусту (тушат), рыбью икру жарят, сладости заливают сиропом, от которого все слипается на три дня вперед… При этом шарма она, кухня, не лишена. Да и как иначе – все-таки колыбель цивилизации! Между прочим, первую на свете поваренную книгу написал не кто иной, как грек Архестратос в 330 году до н.э. Греческая кулинарная традиция насчитывает 4 тысячи годков, а это что-нибудь да значит. Итак, четыре основных принципа: свежие ингредиенты, использование специй и трав, простота исполнения и знаменитое греческое оливковое масло.

Закусим мезедес?

Греческие закуски, мезедес, – это что-то. С них начинается любая трапеза, и, если постараться, ими же можно и закончить. Долма, маринованные осьминоги и каракатицы, пирожки с мясом и сыром, потроха в масле, фрикадельки из рыбьей икры… И, конечно, непременные участники греческого круглого стола – дзадзики и тарамосалата. И то и другое можно легко приготовить, даже находясь вдали от родины современной цивилизации.

ДзадзикиДля дзадзики нужны хороший натуральный йогурт (можно взять густую домашнюю простоквашу, если она не кислая), огурцы, много чеснока, оливковое масло, чуть-чуть уксуса и соль. Огурцы следует очистить от кожуры, натереть на терке, посолить и отжать. Чеснок обычно толкут с уксусом и солью, потом все это добавляется в йогурт, в самом конце вливается масло. Дзадзики невероятно хорош и сам по себе в жаркий день, но если у вас намечается сомнительный шашлык – знаете, как бывает: встали утром, созвонились с друзьями, решили встретиться, а все самое лучшее мясо раскуплено, – так вот, дзадзики спасет любой шашлык.

Теперь тарамосалата. Для нее потребуется баночка "тарама" – рыбной икры (тресковая, карповая, кефалевая – даже красная сойдет), 3–4 куска хлеба, пара зубчиков чеснока, немного растительного масла и сок двух лимонов. Замоченный хлеб нужно хорошенько взбить с икрой, добавить толченый чеснок, потом постепенно влить растительное масло и лимонный сок. Вместо хлеба часто кладут вареный картофель. В оригинале тарамосалата – чудесного нежно-розового цвета. В иноземных, особенно американских, греческих ресторанах добавляют красный краситель. Если вы хотите аутентичности, капните свекольного сока. Диоген, верно, в бочке переворачивается от таких советов…

Можно задобрить память доброго искателя истины рецептом чесночного соуса. Он его наверняка едал с жареной треской или кабачками и баклажанами. Берете свежий чеснок, очищаете и кладете на 4–5 часов в небольшое количество уксуса. Потом вынимаете и толчете, добавляя замоченный и отжатый хлебный мякиш. Затем взбиваете, постепенно вливая растительное масло.

Маливки и ослины

Еще одна закуска, без которой Греции вообще как бы нет, – это, разумеется, оливки. И вот что интересно: на родине оливок, в Греции, все оливки называются оливками. В Испании с Италией тоже. А на родине слонов, в России, зеленые оливки – оливки, а черные – уже маслины. Так вот, оливки для среднестатистического греческого гражданина – что для русского водка. Они буквально жить без них не могут.

Стол без этих блестящих разнокалиберных ягод по греческому "кодексу чести" совершенно неуместен. Надо заметить (для непосвященных), что оливки делятся не только на те, что с анчоусами, и те, из которых забыли вынуть косточку.

Сортов оливок в Греции буквально не счесть. Самый известный, каламата – большие, темно-фиолетовые, с кисло-сладким вкусом, за крайне редким исключением отсутствуют как класс даже в самых пижонских московских магазинах. Почему? Здесь налицо какой-то тайный заговор.

Сорт амфисса – черные круглые со сладковатым ореховым привкусом – встречается. И гигантский "мамус" тоже. Иногда мелькнут раздавленные зеленые оливки, приправленные травами и чесноком. С острова Тассос шлют нам маленькие, скукоженные, подсушенные маслины с замечательно-горьким вкусом…

В любом случае, знакомясь с разнообразием греческих оливок, следует помнить, что для коренного населения эти самые оливки, плюс хлеб, плюс вино много сотен лет были основной пищей (отличная, кстати, диета для похудения – особенно если параллельно пасти коз). А мясо с пирожками давали только по большим праздникам.

Креата

Если креата (мясо) размолоть в мясорубке, получится кимадес, фарш. Фаршем в Греции начиняют все, что угодно: от луковых "чешуек" до листьев винограда. Источники кимадес – греческие козлы и бараны – свободны от комбикорма как вольный ветер и едят исключительно натуральную травку разнообразных сортов. Соответственно ею же и благоухают, лежа на блюде. Разве можно променять такое натурально ароматизированное практически безмозглое мясо на скучную, хотя и умную поросятину? Главная любовь греков – барашек. По праздникам его жарят целиком на вертеле, нафаршировав разными разностями. А по будням едят тушенным с овощами или жаренным на гриле.

Еще любят новые греки крольчатину и козлятину. На одном столе с ними почти наверняка окажется соус красивого светло-желтого цвета и изумительного легкого вкуса. Это авголемоно – практически главный греческий соус. Подают его к чему угодно: рыбе, мясу, долме… Разве что на десерт не едят. Делается он до смешного просто: берется сок 2 лимонов и взбивается с 2 яйцами. Иногда добавляют чуть-чуть крахмала, иногда – мясной бульон. Если добавить существенное количество бульона, получается отличный супчик.

Псариа-талассина

Рыба из Средиземного и Эгейского морей, как уже говорилось выше, каждым кусочком напоминает о чистоте вод и, покрываясь румяной корочкой на гриле, вызывает у окружающих такое обильное слюноотделение, что рыбу в Греции очень редко готовят по-другому. На гриль ее частенько кидают прямо сразу, вытащив из моря. Целиком, не очищая, с головой и внутренностями.

Кстати, вы знаете, как правильно подготовить к приготовлению осьминога? Я раньше не знала и ела его с большим удовольствием и без всяких сомнений. Теперь сомневаюсь, потому как это будет покруче судьбы гуся-фуагровика. Короче, вылезает из моря грек: в одной руке лук со стрелами для подводной охоты, в другой – еще трепещущий осьминог. Грек снимает с себя ласты и давай бить животное о камни! Оказывается, если этого не сделать раз сто подряд, осьминог будет резиновым и совершенно несъедобным. Потом его, напрочь убитого, нужно о те же камни потереть, чтобы сошла верхняя шкурка.

Диета по-гречески

ГиросГреки едят практически один раз в день – но зато целый вечер. С утра они не завтракают – выпивают пару чашек кофе и отправляются на работу. Днем есть бессмысленно – жарко. После сиесты нет времени – надо же поработать! Поэтому время суток, когда греки собираются вокруг стола, накрытого скатертью-самобранкой, за бутылочкой узо, священно для всей страны – от карапузов до столетних стариков. Последних в Греции, кстати, предостаточно – говорят, что в связи с правильными жизненными принципами ("поменьше работать, побольше отдыхать") и качественной едой.

Для греков поесть – это, скорее, «поболтать». Не важно, приглашены ли для этого домой многочисленные родственники или друзья-приятели собрались в таверне. Греческое слово «симпозиум», между прочим, в буквальном переводе означает «выпить в компании». Так вот: греческие симпозиумы с 18 переменами блюд всегда максимально расслаблены, неформальны, веселы и шумны. А к потчующему симпозиумистов повару относятся просто как к Зевсу какому-то – и с удовольствием поедают в его честь им же зажаренного жертвенного барашка.

А знаете, почему в Греции не едят биг-маков? Потому что там едят гирос! Гирос – местный фаст-фуд. От общемирового отличается в лучшую сторону по двум направлениям. Во-первых, это натуральная, весьма здоровая и очень вкусная еда. Во-вторых, его можно легко сделать дома. Берете мясо (курицу, свинину, говядину, баранину, да хоть буйволятину), режете длинными тонкими полосками, маринуете в смеси любимых трав и оливкового масла, потом быстро обжариваете на сильном огне. Теперь берете питу и кладете внутрь мясо вместе с какими-нибудь симпатичными овощами (огурцами, например, или капустным салатом, или репчатым луком) и соусом дзадзики. Поверьте: даже самый заядлый любитель биг-маков не устоит перед этим сооружением.

Флидзанаки и кое-что покрепче

Кстати, о чашечке кофе, которую греки любят выпивать на завтрак, а потом еще парочку ближе к полудню… и после дневного отдыха… В общем, любят греки кофе. И варят его замечательно – в брики, с большим количеством каймаки и катакафи. В смысле, в маленьком кофейнике, с густой пеной и осадком. Зерна мелят в ручной кофемолке, предварительно пожарив их на сковородке. В джезву наливают чашку холодной воды, а когда она согреется, добавляют 1 чайную ложку кофе и полторы ложки сахара. Постоянно помешивая, дают кофе подняться, не давая закипеть. За чашкой этого чудесного напитка в «кафенио» можно и газету почитать, и с друзьями пообщаться.

Конечно, было бы наивно полагать, что греки пьют только кофе. У них есть отличные бренди и ликеры, не говоря уже о раки и узо. А к трапезе положены разные местные вина, многие из которых очень даже хороши.

Самое известное из вин – рецина, белое или розовое вино с чуть горьковатым вкусом. Когда-то его называли «смолистым вином», потому что древние запечатывали амфоры с этим вином сосновой смолой, более того – смола до сих пор добавляется в вино в процессе приготовления. Рецину пьют охлажденной. Наливают в бокал, который тут же запотевает, и попивают небольшими глоточками, заедая всем тем, что вы видите на этих славных картинках. Если надумаете готовить – запаситесь хорошим настроением. Греки говорят, что без него даже осьминога сварить не удастся.

www.gastronom.ru

Cимпосион эллинов. Что это такое? | Культура

Очень часто по разным поводам и без оных люди придумывают ритуалы, которые должны проводиться в соответствии с набором определенных правил. Один из таких ритуалов — древнегреческая совместная трапеза, или симпосион.

Эллины устраивали дружеские пирушки непременно в компаниях близких по духу людей или товарищей. Товарищ — греческое слово синтрофос (σύντροφος) — переводится как «человек, с которым ты вместе кушаешь».

В греческой трапезе могли участвовать от 3 до 9 синтрофосов, то есть их должно было быть не меньше числа харит, но не больше числа муз. (Напомню, в древнегреческой мифологии три хариты — это богини веселья и радости, а девять муз (дочерей Зевса) — богини, покровительствующие искусствам и наукам.)

Пирующие обычно возлежали на специальных ложах — апоклинтрах. Эти кресла-лежанки были сделаны таким образом, что участникам трапезы совсем не нужно было двигаться. Они опирались на левую часть тела. В Элладе традиция на обеденные ложа появилась на триста лет раньше того, как она стала популярной в древнем Риме. Лежаки были богато украшены слоновой костью, бронзой и панцирями черепах. Для особо богатых домов их инкрустировали драгоценными каменьями и жемчугом разного цвета.

Гости, которых пригласили на трапезу, перед этим событием мылись, натирались благовониями и тщательно одевались. Они никогда не опаздывали к назначенному часу. Число лежанок могло варьироваться. Ложа обычно покрывались красивыми покрывалами и были достаточно высокими. Чтобы взобраться на апоклинтр, гостям предлагали небольшие скамеечки. Ложа располагали так, чтобы приблизить всех гостей друг к другу: либо полукругом, либо в виде подковы. Столы были вначале квадратные, потом круглые, они были значительно ниже лежаков. Кроме того, каждое ложе имело свой небольшой столик.

Гостей размещали согласно субординации. Самые почетные гости располагались справа от хозяина, наименее почитаемые размещались в дальнем конце помещения. Приглашенные часто ссорились, кому какое место занять. Мудрый Плутарх в своих сочинениях советовал хозяину во избежание недоразумений самому определить место для каждого гостя.

При входе каждый приглашенный снимал обувь, рабы омывали гостям ноги. Затем появлялись столы со снедью, пир начинался. Никакими столовыми приборами гости не пользовались: ложек и вилок тогда еще не существовало, еду брали с подносов руками. На головах у пирующих красовались венки, перед началом трапезы полагалось омыть руки в специальном сосуде. Перед вкушением первого кубка вина часть его выливались на пол, это символизировало жертву богам. После этого можно было приступить к угощениям. Гости брали пищу руками, а объедки бросали на пол.

Каждый гость мог привести с собой своего слугу-раба. Если он этого не делал, то ему прислуживали хозяйские рабы. Для того чтобы присматривать за всеми рабами — своими и чужими — назначался специальный надсмотрщик.

На каждом пиру виночерпиями были привлекательные молодые люди и самые красивые девушки. Они имели приказание от хозяина ни в чем не отказывать синтрофосам. Они наносили косметику на лицо, румянились, подстригали волосы особым образом. Их «безотказная» одежда состояла из прозрачных туник, более коротких в передней части. Историки полагают, что увлечение привлекательными рабами и красавицами-рабынями привело к тому, что скамьи и стулья были заменены на ложа…

После принятия пищи и многократных возлияний начиналась сама беседа. Перед началом ее участникам подавали вино в трех чашах, где вино надлежало разбавить водой. Из одного кратера вино жертвовалось богам, из второго — Зевсу, из третьего — героям.

Эти жертвоприношения проходили очень торжественно, под звуки флейты. Для этой цели приглашали флейтисток, которые до конца трапезы развлекали гостей своей игрой.

Для организации беседы выбирали верховного распорядителя — симпосиарха, в задачу которого входило определять тематику беседы, следить за состязанием кто больше выпьет кубков вина, как наградить победителя. Беседы шли на литературные или философские темы. Наиболее выделялись те гости, которые смогли удачно скаламбурить, добавить меткое замечание или сочинить короткий стих.

Описания таких бесед во время трапезы можно найти у многих древнегреческих писателей и философов. Например, Платон в своем произведении «Пир» описал философскую беседу, где обсуждался вопрос об истинной любви. Как всегда, главным действующим лицом этого произведения был Сократ. Древнегреческий философ Плутарх создал отдельное произведение «Застольные беседы», которое являет собой примеры обсуждения различных тем во время пирушек.

Однако не следует думать, что во время трапез эллины были заняты только высокоинтеллектуальными беседами. Это не так. Они были обычными людьми, и ничто человеческое им было не чуждо. Например, в порыве безудержного веселья они начинали с удовольствием колотить об пол посуду. Еще одним из развлечений было то, что после возлияний они могли написать на стенах, глиняных чашах и блюдах всякие фривольности. Я нашла такую забавную информацию: при раскопках одного древнегреческого дома археологи обнаружили на осколках чаш для питья вина (киликах) надписи, сделанные пьяненькими греками. Надписи прочли, оказалось, что 95% процентов содержания было откровенно неблагопристойным!

Греки умели наслаждаться жизнью. На симпосионах подавалась изысканная еда. Легкие вина будоражили кровь. Завязывались интересные философские беседы с товарищами по трапезе. Это для души. Сладкая музыка флейтисток услаждала слух.

Не забывали сотрапезники и о плотских утехах, имея перед глазами красивых рабынь в «безотказной униформе».

Теги: древний мир, мифические существа, пир, традиции, Греция, меню, развлечения, гостеприимство, гости, общение, еда, история

shkolazhizni.ru

Вино и культы Великой Греции — RussianItaly Wiki

Материал из RussianItaly Wiki

VINO E CULTI DI MAGNA GRECIA

Кратер. Дионис с канфаром в руке и сатир с флейтой провожают нетрезвого Гефеста, оседлавшего коня, на Олимп. V в. до н.э. Таранто, Национальный археологический музей

Говорить об истории вина в Италии невозможно в отрыве от культа Диониса - самого сложного божества греческого Олимпа, могущественного покровителя вина и виноделия, Спасителя, ритуалы поклонения которому сопровождали человека от момента рождения и до самой смерти для обеспечения загробной жизни в райских кущах Диониса.

Рождение бога

Фрагмент кратера. Рождение Диониса. IV в. до н.э. Таранто, Национальный археологический музей

Наиболее авторитетная версия описана у Еврипида в «Вакханках», согласно которой Дионис – плод любви обычной смертной Семелы, дочери Фивского царя, и Зевса, который соблазнил царевну, притворившись человеком. Гера же из ревности подговорила Зевса предстать перед беременной Семелой в образе бога, что тот и сделал, но его сияющий лик испепелил несчастную, оставив в живых лишь содержимое утробы. Зевс подобрал его и вшил в бедро, чтобы доносить до родов. Так Дионис и родился – из бедра Зевса (его имя значит: «рождённый два раза»). Второе рождение (воскрешение) обеспечило ему и всем последователям его культа вечную жизнь и спасение в загробной жизни, всех же неверующих и несоблюдающих ритуалы ждала страшная кара и адские муки. Внешний вид Диониса со временем претерпевает существенные изменения: из страшного бородатого старика он превращается в молодого мускулистого юношу, - это был своеобразный маркетинговый ход для рекламы и продвижения религии за пределами страны.

Виноградарство

Виноград: виды и ареал распространения

Виноград (Vitis vinifera) относится к семейству виноградовых, включает более 60 видов дикого винограда, распространённого в Азии, Северной Америке и Европе, и только один вид до сих пор имеет большое экономическое значение: виноград культурный (Vitis vinifera subsp. sativa), произошедший от дикой формы – виноград лесной (Vitis vinifera subsp. sylvestris). Ареал распространения дикого винограда большой – от западной Европы и средиземноморского бассейна до Кавказа. В процессе «одомашнивания» виноград претерпевает сильные изменения, содержание сахара в винограде и объемы продукции становятся больше, а период сбора – регулярным. Неизвестно, были ли эти мутации спонтанными и происходили в течение долгого времени, или, наоборот, были результатом селекции и искусственного скрещивания.

Первые следы культивации винограда в Средиземноморье

Дионис с виноградной лозой, из пекарни. IV в. до н.э. Таранто, Национальный археологический музей

Первые археологические находки относятся к VII - IV тысячелетиям до н.э. и охватывают зону от Черного моря до Ирана, откуда культивированный виноград распространился на Ближний и Средний Восток и в Европу. Самое древнее производство вина обнаружено в Иране (VII тыс. до н.э.). В средиземноморье культивирование винограда постепенно распространилось из восточного бассейна в западный, особую роль при этом играл о. Крит. В Италии самые древние находки относятся к поселениям бронзового века на Эолийских островах, имевших тесные связи с эгейской зоной. Последующее продвижение производства вина произошло благодаря колонизации греками Италии (Великая Греция и Сицилия).

Монеты. VI в. до н.э. Таранто, Национальный археологический музей

Дионис и элементы культа на древних монетах

На многих найденных в Средиземноморье (от Греции и Черного моря до северной Африки, Испании и Италии) монет изображён Дионис – могущественный бог и покровитель вина и виноделия, или же сакральные чашы, амфоры, виноград, кортеж из сатиров и менад – все атрибуты культа Диониса. Монеты принадлежат Великой Греции и Сицилии. Это означает, что процветало не только производство, но и торговля вином.

Производство вина в Великой Греции

Цикл производства вина. Древнеегипетская гробница, XIV в. до н.э. Вилла Реджина, Боскореале. Долии для ферментации сусла. II в. до н.э.

Зачатки виноделия в южной Италии датируются немногим ранее основания греческих колоний. Так, недалеко от Помпей в Кампании найдены остатки примитивного винного производства (IX в. до н.э.). Местные традиции культивирования винограда слились с этрусскими и были усовершенствованы греками в VI в. до н.э. Также следы раннего производства были найдены в Сиракузах, Сирисе, Реджо, Наксосе и Лагарии. Однако в более развитой и широкой форме виноделие в Италии появилось именно после основания греческих колоний (VIII в. до н.э.). Огромное количество амфор, чаш и остатков оборудования для производства вина классической и элленистической эпохи найдено в провинции Таранто. На месте древних виноградников стоят современные, практически повторяя расположение на античной карте. Затонувшие корабли с тысячами запечатанных амфор находят до сих пор. Надо отметить, что древнее вино было намного крепче современного и, по закону, его нужно было разбавлять водой.

Отжим винограда

С самых первых упоминаний, ещё в Древнем Египте, виноград давили ногами. На о. Крит в бронзовом веке использовалcя пресс в форме керамической бадьи, а в архаическую и классическую эпохи греки применяли переносной деревянный пресс прямо в виноградниках. В Великой Греции и Сицилии использовались в основном деревянные инструменты. Некоторые давилки выдалбливались в камне. Диодор повествует, что некий Теллиас, богач из Агридженто, владел 300 джарами, вырезанными в камне, и одним прессом, покрытым известью. Использовали также и рычажный пресс (Искья, VI в. до н.э.), и другое оборудование (Сицилия). Всё изменилось в конце III – начале II века, когда начали строить новые виллы с большими винными погребами и множеством прессов. Каждая такая вилла имела алтарь, посвященный Дионису, или Бахусу, или Вакху (Bacco), как его называли перенявшие культ римляне.

Религиозные праздники

Спящая менада. II в. до н.э. Таранто, Национальный археологический музей

Культ Диониса пришел в Италию из Греции, где отмечался еще с микенской эпохи, однако принял здесь более мягкую форму. С VI в. до н.э. было три праздника: Антестерии (древний весенний ионический праздник), Ленеи (праздник нового вина в период зимнего солнцестояния) и Большие дионисии, во время которых фаллическая процессия с распеванием дифирамбов и ритуальными плясками несла шест из священных растений - винограда, оливок или инжира, - украшенный маской Диониса. В жертву приносили быков и козлов, мясо которых часто съедалось сырым, в шкурах же этих животных Дионис и его кортеж представлены на амфорах. Заканчивали все праздники состязаниями (агонами) трагических представлений (будущие комедии). Мало кто знает, что современные комедии, сатирические драмы и трагедии изначально являлись ритуалами культа Диониса, а «актеры» играли исключительно в масках (атрибут культа). На представлении обязательно присутствовал идол Диониса, его жрец и все население. Соревнования длились несколько дней, и в конце народ определял победителя. Культовые театральные состязания сначала проходили в храмах, а в IV в. до н.э. для них построили первый каменный театр.

Симпозиум

Двое слуг и 4 симпозианта готовятся к банкету. II в. до н.э. Музей Эгнации

С самых древних времен симпозиум (дословно: общая выпивка) составлял важную часть жизни общества. Ему посвящены отдельные литературные труды Платона, Ксенофонта, Плутарха и Афинея. В то время как гомеровские герои пили вино, просто сидя на скамейках, начиная с VIII в. до н.э. распитие вина превращается в священную церемонию на специальных ложах, расставленных вдоль стен, где возлегали по парам – часто мужчина с мужчиной, реже – с женщиной; всё начиналось с философских бесед и игр, а затем переходило в сексуальные оргии. Возраст участников – от 14 до 30 лет. В центре зала устанавливался большой кратер с вином, разбавленным водой, и столы с едой.

Ритуал проведения симпозиума

Гетера, играющая в коттаб. VI в. до н.э. Эрмитаж

После жертвенных возлияний в честь Диониса, бога вина и опьянения, и ритуального омовения, приглашенные выбирали «короля симпозиума», который должен устанавливать правила, начиная от пропорций вина и воды в кратере и заканчивая способом питья (напр., одним глотком и на одном дыхании, или каждый из своей чаши, или все пьют из одной чаши, передаваемой по кругу) и развлечениями (юмористические, философские, политические беседы, соревнования с сосудами и особенно популярная игра в коттаб – «стрельба» последними каплями вина из чаши, вращаемой указательным пальцем, в цель – металлический диск, который издавал оглушительный грохот при попадании, победителям же полагались премии – лакомства и поцелуи). Было и музыкальное сопровождение - песни с игрой на лире или флейте, были и гетеры с танцовщицами для плотских утех.

Банкеты и симпозиумы Великой Греции

Ритон, V в. до н.э. Таранто, Нац. арх. музей Ритон. Старик тащит на плече журавля. V в. до н.э. Таранто, Нац. арх. музей Килик с маской Диониса на дне. VI в. до н.э. Таранто, Нац. арх. музей Канфар. Сатир с амфорой и сидящий Дионис. IV в. до н.э. Таранто, Нац. арх. музей

В древности пышностью банкетов славились сицилийские греки и сибариты. По признанию Афинея, за сервировку стола и щедрую фантазию в придумывании новых рецептов сибаритским поварам нужно было выдавать премии. Перед обильными возлияниями, длившимися всю ночь, ели капусту, чтобы уменьшить действие вина. Из всех древнегреческих городов Италии больше всего знаменит симпозиумами Таранто, вино которого описано у Афинея в «Пире мудрецов» как «легкое, сладкое и легко перевариваемое».

Погребальный ритуал

Погребальные ритуалы в Великой Греции были очень важны, они обеспечивали переход из мира живых в царство мертвых и показывали социальный статус: сначала тело покойного выставляли для оплакивания, а на заре 3-го дня кортеж сопровождал его к некрополю, у могилы предлагались еда и вино, затем близкие перемещались на симпозиум в специальной комнате некрополя. Такой же поминальный банкет проходил и на 9-й день, и на 30-й. Обставлялась могильная комната так же, как и для обычного симпозиума, предполагалось, что и покойный принимает в нем участие. Древние могилы не имели ничего общего с современными, они напоминали скорее шикарные виллы с мраморными колоннами и были богато украшены фресками, скульптурами, барельефами и наполнены сокровищами – от дорогих расписных ваз до золота и драгоценностей. Их находят до сих пор в практически нетронутом состоянии при строительстве новых или реконструкции старых объектов. Главная часть погребального ритуала – вино и симпозиумы. Делались различия между приобщенными к культу Диониса и теми, кто ему не следовал. Так, в Кумах найдена плита с запретом на похороны: «Незаконно здесь захоронение всех, кто не причастился к бахусу».

Сосуды для вина

Для смешивания и транспортировки

Вино с водой смешивалось в кратере. Чтобы сохранить вино свежим, вазу в форме гриба – псиктер – заполняли ледяной водой или снегом и надевали на кратер. Также для смешивания и хранения использовали динос и стамнос. Амфоры и пелики предназначались для транспортировки вина на ослах и кораблях.

Для розлива

Во время симпозиумов и ритуальных возлияний для зачерпывания из кратера и розлива в чаши использовалась ойнохойя (греч.: налить вино) – аналог кувшина, внутри которого есть ситечко для очистки вина при розливе в чаши. Для придания аромата часто добавляли измельченную на терке гвоздику. Также в ходу были длинные металлические половники.

Для питья

Пили в древности из огромных сосудов с вместительным глубоким дном – котила, скифос и канфар. Очень популярным, особенно в VI-IV вв.. до н.э., был килик – прототип современного бокала (ит. calice), больше напоминающий тазик на ножке. Особое мастерство требовалось для элегантного держания таких сосудов в руках из-за их немалого веса. Ценился и ритон – огромный рог в форме головы животного, который нужно было выпить залпом из-за невозможности поставить сосуд на стол, не допив до дна, т.к. устойчивым основанием являлся только его верх. Ритоны на юге Италии делали из золота, серебра и керамики.

Автор: Olimpia

wikitalia.russianitaly.com

ВИНОГРАДНИКИ ДИОНИСА: ЛОЗА, ВИНО И КУЛЬТЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (выставка в Дворце Сими, Бари) - МОЯ ЖИЗНЬ НА КАБЛУКЕ

Интересная выставка - Виноградники Диониса: лоза, вино и культы Древней Греции (Viti, vino e culti in Magna Grecia) проходит в Дворце Сими города Бари до 31.03.2012

Дионис - покровитель вина и виноделия - плод любви великого Зевса и простной смертной Семелы.Cогласно легенде,  Зевс-громовержец поклялся своей возлюбленной исполнить любую ее просьбу. Врочем, подобные обещания дают многие  влюбленные мужчины, но не все потом данные обещания выполняют :) Для богов же клятва водами подземной реки Стикса являлась обязательной! Гера, жена Зевса, узнав, что Семела ждет от него ребенка, возненавидила молодую женщину.  Мучаясь ревностью, она подговаривает Семелу попросить Зевса предстать перед той во всем величии царя Олимпа. Зевс не мог отказаться от своей клятвы и выполнил просьбу Семелы, явившись ей в образе яркой молнии, которая испепелила его возлюбленную. У умирающей Семелы родился слабый ребенок Дионис. Зевс подобрал его и вшил в бедро, чтобы доносить до родов. В теле отца своего Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса

(Фрагмент кратера. Рождение Диониса  V в. до н.э.) Гид несколько раз повторила нам, что до Vв до нэ в Древней Греции существовала чернофигурная керамики, а с Vв до нэ появилась краснофигурная керамика - т.е. cначало были черные фигуры на красном фоне, а потом красные фигуры на черном :)

Помимо керамики на выставке представлена информация о винограде, его видах и истории распространения.

Виноград (Vitis Vinifera) относится к семейству виноградовых и включает более 60 видов дикого винограда (Vitis Selvatica), распространенного в Азии, Северной Америке и Европе. Практически только один вид винограда - виноград культурный (Sativa), произошедший от дикой формы винограда лесного (Sylvestris) имеет большое экономическое значение.

Зачатки виноделия в южной Италии датируются немногим ранее основания греческих колоний (недалеко от Помпей были найдены остатки примитивного винного производства (IXв до нэ), на Искье был найден рычажной пресс для отжима винограда).К тому времени этруски, древние племена на севере Италии, уже производили вино, методы приготовления которого, скорее всего, были известны им задолго до прихода греков. Если эпоха Древней Греции возвела потребление вина в культ, то во время господства Римской империи возросли масштабы виноградарства. Римляне повсеместно занимались виноделием и торговали со средиземноморскими странами. Захватнические войны, которые вела империя, способствовали распространению культуры винопития среди галлов (будущие французы), англов, германцев, иберов (будущие испанцы).

В районе Таранто было найдено большое количество чаш, амфор и остатков древнего оборудования для производства вина, а также монет, на которых изображен Дионис.

(Ритон, Vв до нэ)

Ритон —  сосуд для питья в виде рога животного. Сосуд часто использовался в священных обрядах возлияния вина в честь того или иного бога http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BD).Представьте, что вам поднесли вот такой ритон! Как можно было выпить налитое в него вино? Правильно, залпом! Ведь сосуд было невозможно поставить на стол, не допив до дна, так как устойчивым основанием являлся только его верх.

Хорошо еще, что вино в те времена разводили водой, обычно в соотношении 1:3, при этом добавляли мед и специи (например, гвоздику)!

В честь бога Диониса праздновались Дионисии . Сельские дионисии отмечались в ноябре — декабре. Для празднования сельских Дионисий обыкновенно сходились вместе мужчины и женщины, господа и рабы. Устраивались веселые процессии, в которых вели жертвенных козлов, носили сосуды с вином для возлияний, виноградные ветви, пели песни в честь Диониса  и таким образом приближались к храму или алтарю Диониса для жертвоприношений. Заканчивались все праздники состязаниями трагических представлений (будущие комедии). 

Городские дионисии (Великие дионисии) праздновались пять дней в марте-апреле. Во время Великих дионисий ставились представления в театре, во время этого периода драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсе. Дни дионисии были не рабочими. В празднестве участвовало все городское население. Мало кто знает, что современные комедии и трагедии изначално являлись ритуалами культа Диониса, а "актеры" играли в масках (атрибут культа).

Дионисии явились, таким образом, прототипом современного карнавала, ведь в современном понимании карнавал ассоциируется с праздником, весельем и, обязательно, масками.

Спящая менада, II в до нэ. Менады - cпутницы и почитательницы Диониса.

Важную часть в жизни общества составлял симпозиум. Сегодня то, что в Древней Греции именовали симпозиумом мы бы назвали просто вечеринкой или дружеской пьянкой на кухне: собравшиеся пили вино и беседовали на самые разные темы в веселой, непринужденной обстановке. Однако со временем, видимо из уважение к Платону (он посветил теме симпозиума отдельный труд, который у нас переводят как "Пир"), так стали обозначать как раз собрание ученых мужей.

На симпозиуме выбирали главного "ведущего"- cимпозиарха, который должен был устанавливать правила: он решал как пить вино - залпом или глотками, из одной чаши или раздавать каждому свою чашу, какой доллжна быть пропорция вина и воды и др. На симопзиумах  играли в коттаб -  название популярной в Древней Греции  в V—IV вв. до н. э. игры — соревнования на меткость, которой развлекались древнегреческие мужчины на симпозиумах. Игра эта возникла в греческих колониях на Сицилии и вышла из моды в IV в. до н. э.

Играющие в коттаб пытались лёжа попасть остатками вина из своих бокалов в цель — металлическую чашу (коттабейон). Вино должно было лететь по наиболее крутой траектории, не проливаться мимо цели и при попадании в неё издавать отчётливый звук.

Упражнение в меткости усложнялось, когда на коттабейоне устанавливалась маленькая человеческая фигурка («манес»). Капли вина должны были попасть в голову фигурки и с шумом отрикошетить в чашу. Удача в коттабе обеспечивала удачу в любви (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B0%D0%B1)

Много другой интересной информации можно услышать во время экускурсии, поэтому кто интересутеся Древней Греции, историей вина и виноделия, спешите попасть на выставку до ее закрытия!

my-italy-puglia.livejournal.com

Симпосий - это... Что такое Симпосий?

Симпосий (др.-греч. συμπόσιον) — ритуализированное пиршество в Древней Греции, сопровождавшееся буйным весельем, важная составляющая мужского времяпрепровождения. Симпосий проводился после трапезы у домашнего алтаря и начинался с ритуального омовения рук и обрызгивания благовониями. Участники симпосия — симпосиасты — украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов. В качестве украшений также использовались белые и красные повязки, символизировавшие преданность богу Дионису. Первый глоток вина из чаши, пускаемой по кругу, выпивался в честь доброго духа — демона. Богам также полагалось вино, которое выплёскивалось из кубков под старинную культовую песню, посвящённую богу Аполлону, и музыкальное сопровождение флейтой.

Роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши, в обязанности которых входило разносить вино среди собравшихся и разводить его водой. Во время симпосиев кифаристки и флейтистки исполняли музыкальные произведения, а приглашённые танцоры, акробаты и певцы обоих полов услаждали взоры гостей. Сами гости тоже исполняли песни, называвшиеся сколиями. Ксенофан сообщает, что на симпосиях устраивались артистические представления, проводились конкурсы импровизированных речей и игры в сравнения, и разгадывались загадки. Принимать участие в симпосиях приглашались и гетеры.

Симпосии славились своими играми. Наиболее популярной был так называемый «коттаб» (др.-греч. κότταβος), изображения которого сохранились на многих вазах, в том числе на знаменитом псиктере Ефрония из Государственного Эрмитажа. Во время этой игры участники выплескивали остатки вина из своих открытых сосудов (киликов или скифосов), пытаясь попасть в цель.

В античное время существовало немало сосудов различных форм, получивших в современной литературе название сосудов «грязной шутки» (dirty tricks). Среди них были килики с отверстием в ножке, вино из которых неожиданно проливалось на пьющего, сосуды с двойным дном, сосуды, в конструкции которых использовался эффект сообщающихся сосудов, а вино то появлялось, то исчезало. Все эти сосуды использовались во время симпосиев, чтобы повеселить собравшихся на пирушке.

Из числа присутствующих на симпосии выбирался симпосиарх. Он руководил пирушкой, следил за порядком и выбирал темы для бесед. От порядочного человека ожидалось, что выпивая он сохранит добродетели и самостоятельно найдёт дорогу домой.

Единственные сохранившиеся письменные предписания по проведению симпосиев содержатся в «Законах» Платона. Одноимённое стихотворение Ксенофана Колофонского свидетельствует о том, что симпосии проводились ещё в VI в. до н. э. В описанной форме традиция симпосиев сохранялась до самого конца античного времени.

Ссылки

Литература

  • Лиссараг Ф. 2008: Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира / Пер. с франц. Екатерины Решетниковой. М.

См. также

  • «Симпосий» — один из вариантов перевода названия знаменитого диалога «Пир» Платона.
  • От симпосия произошло слово «симпозиум», имеющее в современном языке абсолютно иное значение.
  • Комос

dic.academic.ru