КомпьюАрт. Шрифт древней греции


Греческие юникодные шрифты

Греческие юникодные шрифты

Ниже представлены греческие юникодные шрифты, содержащие блок «Расширенный греческий алфавит» (Greek Extended). Полифонические древнегреческие символы, входящие в этот блок, перечислены здесь.

Значком [*] помечены шрифты, которые обычно поставляются вместе с Windows.

До появления и распространения юникода использовались греческие неюникодные (символьные) шрифты, которые можно найти здесь.

otf
Aegean

Aegean

Aegean

Aegean

Название шрифта: Aegean.

Версия: 8.01.

Авторские права: Unicode Fonts for Ancient Scripts; George Douros; 2015.

Скачать шрифт Aegean.

otfAlexander

Alexander

Alexander

Alexander

Название шрифта: Alexander.

Версия: 6.00.

О шрифте: A text font based on the Greek type designed by Alexander Wilson (1714-1786), a Scottish doctor, astronomer, and type founder. The type was especially designed for an edition of Homer’s epics, published in 1756-8 by Andrew and Robert Foulis, printers to the University of Glasgow (plate 90). A modern revival, Wilson Greek, has been designed by Matthew Carter in 1995. Peter S. Baker is also using it in his Junicode font for medieval scholars in 2006.

Авторские права: Unicode Fonts for Ancient Scripts; George Douros; 2015.

Скачать шрифт Alexander.

otf Alfios

Alfios

Alfios

Alfios

Название шрифта: Alfios.

Версия: 1.01.

Авторские права: Unicode Fonts for Ancient Scripts; George Douros; 2009.

Скачать шрифт Alfios.

otfAlkaios

Alkaios

Alkaios

Alkaios

Название шрифта: Alkaios.

Авторские права: © by L. Hartmann, Hinwil 2005.

Скачать шрифт Alkaios.

otfAlpha Unicode

Alpha Unicode

Alpha Unicode

Alpha Unicode

Название шрифта: Alpha Unicode.

Версия: 3.00.

Авторские права: © K. Tananushka, 2012.

Скачать шрифт Alpha Unicode.

otfAnaktoria

Anaktoria

Anaktoria

Anaktoria

Название шрифта: Anaktoria.

Версия: 6.00.

О шрифте: Greek letters are based on ‘Grecs du roi’ designed by Claude Garamond (1480-1561) between 1541 and 1544, commissioned by king Francis I of France, for the exclusive use by the Imprimerie Nationale in Paris (plates 31). Mindaugas Strockis prepared a modern version of ‘Grecs du roi’ in 2001. Latin letters have been digitized directly out of the titles and front pages of the 1623 “First Folio Edition of Shakespeare”. Scott Mann and Peter Guither prepared a modern version for ‘The Illinois Shakespeare Festival’ in 1995.

Авторские права: Unicode Fonts for Ancient Scripts; George Douros; 2015.

Скачать шрифт Anaktoria.

otfArev Sans

Arev Sans

Arev Sans

Arev Sans

Название шрифта: Arev Sans.

Версия: 0.21а.

Авторские права: Copyright (c) 2003 by Bitstream, Inc. All Rights Reserved. Modifications: Copyright (c) 2006 by Tavmjong Bah. All Right Reserved.

Скачать шрифт Arev Sans.

otfArial*

Arial

Arial

Arial

Название шрифта: Arial.

Версия: 5.10.

О шрифте: Компьютерный шрифт класса нео-гротеск, относящийся к типу шрифтов без засечек. Создан в 1982 г. Первоначально был известен как Sonoran Sans Serif. Расширенный греческий вошел в версию 5.00.

Авторские права: © 2011 The Monotype Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Arial.

otfAroania

Aroania

Aroania

Aroania

Название шрифта: Aroania.

Версия: 6.00.

О шрифте: In 1927, Victor Julius Scholderer (1880-1971), on behalf of the ‘Society for the Promotion of Greek Studies’, got involved in choosing and consulting the design and production of a Greek type called ‘New Hellenic’, cut by the Lanston Monotype Corporation (plate 209). He chose the revival of a round, and almost monoline type which had first appeared in 1492 in the edition of Macrobius, ascribable to the printing shop of Giovanni Rosso (Joannes Rubeus) in Venice. Aroania is a recast of ‘New Hellenic’ on the basis of Verdana.

Авторские права: Unicode Fonts for Ancient Scripts; George Douros; 2015.

Скачать шрифт Aroania.

otfAsea

Asea

Asea

Asea

Название шрифта: Asea.

Версия: 6.00.

О шрифте: An étude on the dominant typeface of greek typography. Upright greek letters were designed in 1805 by Firmin Didot (1764-1836) and cut by Walfard and Vibert (plate 137). The typeface, together with a complete printing house, was donated in 1821 to the new Greek state by Didot’s son, Ambroise Firmin Didot (1790-1876).

Авторские права: Unicode Fonts for Ancient Scripts; George Douros; 2015.

Скачать шрифт Asea.

otfAtavyros

Atavyros

Atavyros

Atavyros

Название шрифта: Atavyros.

Версия: 1.01.

Авторские права: Unicode Fonts for Ancient Scripts; George Douros; 2009.

Скачать шрифт Atavyros.

otfAttikaU

AttikaU

AttikaU

AttikaU

Название шрифта: AttikaU.

Версия: 0.060.

Авторские права: Copyright (c) American Philological Association 2005. All rights reserved.

Скачать шрифт AttikaU.

otfAvdira

Avdira

Avdira

Avdira

Название шрифта: Avdira.

Версия: 1.01.

Авторские права: Unicode Fonts for Ancient Scripts; George Douros; 2009.

Скачать шрифт Avdira.

otfBBT

BBT

BBT

BBT

Название шрифта: BBT.

Версия: 1.001.

Авторские права: Copyright (c) 2008, Copyright (c) Holder for the commissioned...

Скачать шрифт BBT.

otfBosporosU

BosporosU

BosporosU

BosporosU

Название шрифта: BosporosU.

Версия: 1.000.

Авторские права: Copyright (c) American Philological Association, 2005. All rights reserved.

Скачать шрифт BosporosU.

otfCalibri*

Calibri

Calibri

Calibri

Название шрифта: Calibri.

Версия: 5.62.

О шрифте: Представляет собой шрифт в стиле «гуманистический гротеск», входящий в Microsoft ClearType Font Collection. В Microsoft Office 2007 заменил Times New Roman в качестве шрифта по умолчанию для Word, Arial — для PowerPoint, Excel, Outlook и WordPad. Создан дизайнером Лукасом де Гроотом для Microsoft для демонстрации преимуществ технологии ClearType.

Авторские права: © 2008 Microsoft Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Calibri.

otfCambria*

Cambria

Cambria

Cambria

Название шрифта: Cambria.

Версия: 5.96.

Авторские права: © 2009 Microsoft Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Cambria.

ttfChrysanthi Unicode

Chrysanthi Unicode

Chrysanthi Unicode

Chrysanthi Unicode

Название шрифта: Chrysanthi Unicode.

Версия: 3.1.

Скачать шрифт Chrysanthi Unicode.

otfCode2000

Code2000

Code2000

Code2000

Название шрифта: Code2000.

Версия: 1.13.

О шрифте: характерной особенностью шрифта является поддержка большого количества символов. Создан дизайнером Джеймсом Кассом. Поддерживает шрифтовой формат OpenType. Также существуют шрифты Code2001 и Code2002.

Авторские права: Typeface © James Kass 1998-2003. Data © James Kass 1998-2003. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Code2000.

otfConsolas*

Consolas

Consolas

Consolas

Название шрифта: Consolas.

Версия: 5.22.

Авторские права: © 2008 Microsoft Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Consolas.

otfCourier New*

Courier New

Courier New

Courier New

Название шрифта: Courier New.

Версия: 5.11.

О шрифте: представляет собой шрифт, относящийся к классу моноширинных. Разработан Ховардом Кеттлером в 1955 г. на основе стандартного латинского шрифта пишущей машинки. Через некоторое время шрифт стал использоваться во всех отраслях полиграфии.

Авторские права: © 2008 The Monotype Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Courier New.

otfDejaVu Sans

DejaVu Sans

DejaVu Sans

DejaVu Sans

Название шрифта: DejaVu Sans.

Версия: 2.33.

О шрифте: семейство DejaVu представляет собой модификацию шрифтов Bitstream Vera, разработанную с целью охвата большего количества символов. Проект был начат Штепаном Рогом. Шрифты семейства DejaVu являются свободным программным обеспечением и могут использоваться во множестве разных документов и программ.

Авторские права: Copyright (c) 2003 by Bitstream, Inc. All Rights Reserved. Copyright (c) 2006 by Tavmjong Bah. All Rights Reserved. DejaVu changes are in public domain.

Скачать шрифт DejaVu Sans.

otfDejaVu Sans Condensed

DejaVu Sans Condensed

DejaVu Sans Condensed

DejaVu Sans Condensed

Название шрифта: DejaVu Sans Condensed.

Версия: 2.33.

Авторские права: Copyright (c) 2003 by Bitstream, Inc. All Rights Reserved. Copyright (c) 2006 by Tavmjong Bah. All Rights Reserved. DejaVu changes are in public domain.

Скачать шрифт DejaVu Sans Condensed.

otfDejaVu Sans Extra Light

DejaVu Sans Extra Light

DejaVu Sans Extra Light

DejaVu Sans Extra Light

Название шрифта: DejaVu Sans Extra Light.

Версия: 2.23.

Авторские права: Copyright (c) 2003 by Bitstream, Inc. All Rights Reserved. Copyright (c) 2006 by Tavmjong Bah. All Rights Reserved. DejaVu changes are in public domain.

Скачать шрифт DejaVu Sans Extra Light.

otfDejaVu Sans Mono

DejaVu Sans Mono

DejaVu Sans Mono

DejaVu Sans Mono

Название шрифта: DejaVu Sans Mono.

Версия: 2.33.

Авторские права: Copyright (c) 2003 by Bitstream, Inc. All Rights Reserved. Copyright (c) 2006 by Tavmjong Bah. All Rights Reserved. DejaVu changes are in public domain.

Скачать шрифт DejaVu Sans Mono.

otfDejaVu Serif

DejaVu Serif

DejaVu Serif

DejaVu Serif

Название шрифта: DejaVu Serif.

Версия: 2.33.

Авторские права: Copyright (c) 2003 by Bitstream, Inc. All Rights Reserved. Copyright (c) 2006 by Tavmjong Bah. All Rights Reserved. DejaVu changes are in public domain.

Скачать шрифт DejaVu Serif.

otfDejaVu Serif Condensed

DejaVu Serif Condensed

DejaVu Serif Condensed

DejaVu Serif Condensed

Название шрифта: DejaVu Serif Condensed.

Версия: 2.33.

Авторские права: Copyright (c) 2003 by Bitstream, Inc. All Rights Reserved. Copyright (c) 2006 by Tavmjong Bah. All Rights Reserved. DejaVu changes are in public domain.

Скачать шрифт DejaVu Serif Condensed.

otfFree Monospaced

Free Monospaced

Free Monospaced

Free Monospaced

Название шрифта: Free Monospaced.

Версия: 1.21.

Авторские права: Copyleft 2002, 2003, 2005, 2008, 2009, 2010 Free Software Foundation.

Скачать шрифт Free Monospaced.

otfFree Sans

Free Sans

Free Sans

Free Sans

Название шрифта: Free Sans.

Версия: 1.24.

Авторские права: Copyleft 2002, 2003, 2005, 2008, 2009, 2010 Free Software Foundation.

Скачать шрифт Free Sans.

otfFree Serif

Free Serif

Free Serif

Free Serif

Название шрифта: Free Serif.

Версия: 1.54.

Авторские права: Copyleft 2002, 2003, 2005, 2008, 2009, 2010 Free Software Foundation.

Скачать шрифт Free Serif.

otfGabriola*

Gabriola

Gabriola

Gabriola

Название шрифта: Gabriola.

Версия: 5.92.

Авторские права: © 2008 Microsoft Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Gabriola.

ttfGalatia SIL

Galatia SIL

Galatia SIL

Galatia SIL

Название шрифта: Galatia SIL.

Версия: 1.02.

О шрифте: The Galatia SIL fonts contain most of the symbols defined in Unicode 3.1 for Latin-1, Greek (excluding Coptic), Macintosh Character Set (US Roman), and 850WE/Latin-1 and are supplied in Regular and Bold weights.

Авторские права: Copyright (c) SIL International (http://www.sil.org/), 1995-2009. All rights reserved.

Скачать шрифт Galatia SIL.

ttfGentium Alt

Gentium Alt

Gentium Alt

Gentium Alt

Название шрифта: Gentium Alt.

Версия: 2.1.

Авторские права: Copyright (c) SIL International 2003-2005. All rights reserved.

Скачать шрифт Gentium Alt.

otfGentium Plus

Gentium Plus

Gentium Plus

Gentium Plus

Название шрифта: Gentium Plus.

Версия: 5.000.

О шрифте: Gentium ("belonging to the nations" in Latin) is a Unicode typeface family designed to enable the many diverse ethnic groups around the world who use the Latin script to produce readable, high-quality publications. The design is intended to be highly readable, reasonably compact, and visually attractive. Gentium has won a "Certificate of Excellence in Typeface Design" in two major international typeface design competitions: bukva:raz! (2001), TDC2003 (2003). The Gentium Plus font family is based on the original design. It currently comes with regular and italic face only, although additional weights are in development. The goal for this product is to provide a single Unicode-based font family that contains a comprehensive inventory of glyphs needed for almost any Roman- or Cyrillic-based writing system, whether used for phonetic or orthographic needs, and provide a matching Greek face. In addition, there is provision for other characters and symbols useful to linguists. This font makes use of state-of-the-art font technologies to support complex typographic issues, such as the need to position arbitrary combinations of base glyphs and diacritics optimally.

Авторские права: Copyright (c) SIL International, 2003-2014.

Скачать шрифт Gentium Plus.

ttfGr_Symbol

Gr_Symbol

Gr_Symbol

Gr_Symbol

Название шрифта: Gr_Symbol.

Версия: 1.0; 2002; initial release.

Скачать шрифт Gr_Symbol.

ttfHindsight Unicode

Hindsight Unicode

Hindsight Unicode

Hindsight Unicode

Название шрифта: Hindsight Unicode.

Версия: 1.00.

Авторские права: Hindsight Unicode © Starving-4 Entertainment. 2000, 2001.

Скачать шрифт Hindsight Unicode.

otfKadmosU

KadmosU

KadmosU

KadmosU

Название шрифта: KadmosU.

Версия: 1.001.

Авторские права: Copyright (c) American Philological Association, 2005. All rights reserved.

Скачать шрифт KadmosU.

ttfMgOpen Canonica

MgOpen Canonica

MgOpen Canonica

MgOpen Canonica

Название шрифта: MgOpen Canonica.

Версия: 1.00.

Авторские права: Copyright (c) Magenta Ltd., 2004.

Скачать шрифт MgOpen Canonica.

otfOld Standard TT

Old Standard TT

Old Standard TT

Old Standard TT

Название шрифта: Old Standard TT.

Версия: 2.2.

Авторские права: Copyright (C) 2006-2011 Alexey Kryukov, without Reserved Font Names. This Font Software is licensed under the SIL Open Font License, Version 1.1.

Скачать шрифт Old Standard TT.

otfPalatino Linotype*

Palatino Linotype

Palatino Linotype

Palatino Linotype

Название шрифта: Palatino Linotype.

Версия: 5.00.

Авторские права: Copyright 1981-1983, 1989,1993, 1998 Heidelberger Druckmaschinen AG. All rights reserved. The digitally encoded machine readable outline data for producing the Typefaces licensed are the property of Heidelberger Druckmaschinen AG and/or its subsidiaries, represented by Linotype Library GmbH, Dupont Strasse 1, 61352 Bad Homburg Germany. Portions © 1996-1998 Microsoft Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Palatino Linotype.

otfSegoe UI*

Segoe UI

Segoe UI

Segoe UI

Название шрифта: Segoe UI.

Версия: 5.01.

О шрифте: представляет собой шрифт стиля гуманистический гротеск. Используется в некоторых приложениях Microsoft. Разработан Стивом Мэттсоном во время его работы в компании Agfa Monotype.

Авторские права: © 2008 Microsoft Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Segoe UI.

otfTahoma*

Tahoma

Tahoma

Tahoma

Название шрифта: Tahoma.

Версия: 5.10.

О шрифте: Представляет собой гуманистический шрифт без засечек, разработанный Мэтью Картером для Компании Microsoft в 1994 г. Имеет зауженные символы, небольшие внутрибуквенные просветы, узкий апрош и большое количество символов стандарта Юникод. Был официальным шрифтом, поставляемым с Office 97, 2000, XP. Широко использовался как альтернатива гарнитуре Arial.

Авторские права: © 2011 Microsoft Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Tahoma.

otfTempora LGC Unicode

Tempora LGC Unicode

Tempora LGC Unicode

Tempora LGC Unicode

Название шрифта: Tempora LGC Unicode.

Версия: 0.2.

Авторские права: Typeface Copyright: Alexey Kryukov (C) 2005; (URW)++ Design & Development (C) 1999; Valek Filippov (C) 2001; Dmitry 40in (C) 2001; The Omega Project (C) 1996 v. 1997-02-08; Free Software Foundation (C) 2002, 2003.

Скачать шрифт Tempora LGC Unicode.

otfTemporarium

Temporarium

Temporarium

Temporarium

Название шрифта: Temporarium.

Версия: 1.1.

Авторские права: Copyright (c) SIL International 2003-2005. All rights reserved.

Скачать шрифт Temporarium.

otfTimes New Roman*

Times New Roman

Times New Roman

Times New Roman

Название шрифта: Times New Roman.

Версия: 5.07.

О шрифте: этот засечковый шрифт создан типографом Стэнли Морисоном и художником Виктором Лэрдентом в 1932 г. Компания Microsoft стала использовать Times New Roman в качестве основного шрифта с засечками, начиная с Windows 3.1. Использовался в качестве шрифта по умолчанию в Microsoft Office вплоть до Microsoft Office 2007, где его заменил шрифт Calibri.

Авторские права: © 2010 The Monotype Corporation. All Rights Reserved.

Скачать шрифт Times New Roman.

graecolatini.bsu.by

Национальные - Латинские и Греческие шрифты

Страницы: >> 1 2 3 Шрифт 300 Trojans Шрифт 300 TrojansАвтор:       Добавлен: 2013-08-29       Просмотров: 1986       Загрузок: 54 Шрифт Achilles Шрифт AchillesАвтор:       Добавлен: 2013-04-05       Просмотров: 2019       Загрузок: 79 Шрифт Adonais Шрифт AdonaisАвтор:       Добавлен: 2012-02-20       Просмотров: 6362       Загрузок: 477 Шрифт Aegis Шрифт AegisАвтор:       Добавлен: 2012-04-13       Просмотров: 4313       Загрузок: 240 Шрифт Alfabetix Шрифт AlfabetixАвтор:       Добавлен: 2013-02-25       Просмотров: 1843       Загрузок: 97 Шрифт Ancient Geek Шрифт Ancient GeekАвтор:       Добавлен: 2012-04-09       Просмотров: 4533       Загрузок: 368 Шрифт Archeologicaps Шрифт ArcheologicapsАвтор:       Добавлен: 2012-03-08       Просмотров: 2723       Загрузок: 199 Шрифт Art Greco Шрифт Art GrecoАвтор:       Добавлен: 2012-07-25       Просмотров: 2192       Загрузок: 127 Шрифт Atene Шрифт AteneАвтор:       Добавлен: 2013-06-12       Просмотров: 1986       Загрузок: 85 Шрифт Augustus Шрифт Augustus Добавлен: 2013-02-19       Просмотров: 2002       Загрузок: 118 Шрифт Basileus Шрифт BasileusАвтор:       Добавлен: 2013-01-08       Просмотров: 1873       Загрузок: 73 Шрифт Big Caesar Шрифт Big CaesarАвтор:       Добавлен: 2012-10-12       Просмотров: 1738       Загрузок: 61 Шрифт Caesar Шрифт Caesar Добавлен: 2013-06-11       Просмотров: 2184       Загрузок: 94 Шрифт Capitalis Goreanis Шрифт Capitalis GoreanisАвтор:       Добавлен: 2013-07-03       Просмотров: 1855       Загрузок: 50 Шрифт Capitalis TypOasis Шрифт Capitalis TypOasisАвтор:       Добавлен: 2013-12-30       Просмотров: 1885       Загрузок: 107 Шрифт Cleopatra Шрифт CleopatraАвтор:       Добавлен: 2013-10-18       Просмотров: 1889       Загрузок: 64 Шрифт Dalek Шрифт DalekАвтор:       Добавлен: 2013-04-30       Просмотров: 1961       Загрузок: 74 Шрифт Dark Ages Шрифт Dark Ages Добавлен: 2013-03-04       Просмотров: 1728       Загрузок: 66 Шрифт Diogenes Шрифт DiogenesАвтор:       Добавлен: 2012-07-17       Просмотров: 1977       Загрузок: 78 Шрифт Disney Heroic Шрифт Disney Heroic Добавлен: 2012-08-04       Просмотров: 1945       Загрузок: 70 Страницы: >> 1 2 3

ru.fontzzz.com

Прикладная акциденция по античным темам — излишество, анахронизм или потребность?

11 - 2005

Владимир Чуфаровский

Вводная информация

Памятники истории как база для шрифтовых стилизаций

Некоторые возможности кириллической стилизации античных графических тем

«Пребывает вовек»

Вводная информация

Новые технологические и инструментальные возможности, которые обрел в эпоху DTP шрифтовой дизайн, не могли не привлечь внимания к античному наследию. Результатом этого стало то, что рамки рассмотрения палеографических и эпиграфических памятников далекого прошлого существенно раздвинулись. Это позволило современным дизайнерам выявить тот прикладной потенциал данного наследия, который ранее не был востребован, несмотря на то что преемственность античности в типографике давно и прочно закреплена на уровне тех основополагающих понятий, которые стали едва ли не обиходными.

В самом деле, антиква — это общее, семейственное название большинства классических наборных шрифтов. Конечно, как это неоднократно случалось со шрифтовыми терминами, само это понятие не вполне корректно, поскольку прямых и полных античных прообразов антиква не имеет (впрочем, точно так же, как и готика не пришла в каллиграфию из письма остготов или вестготов).

Термин «антиква» был введен в обращение одним из самых авторитетных деятелей итальянского Возрождения К.Салутати (1332—1406), апостольским секретарем папской курии, а затем в миру, канцлером Флорентийской республики. При всем том Салутати был не только знатоком и собирателем древних рукописей, но и выпестовал знаменитого каллиграфа П.Браччолини и некоторых других менее известных мастеров. Звучный и благородный термин «антиква» был воспринят и утвердился так, что при этом не возникло дискуссии о том, что графика строчных букв антиквы, основанная на каролингском минускуле (см. также КомпьюАрт №7­8), в античные времена не существовала. Однако прописные буквы антиквы имеют очевидное сходство с античными образцами. Для иллюстрации этого тезиса очень часто приводят графический ряд (то есть всего лишь несколько строк) текста, находящийся на цоколе знаменитой колонны императора Траяна в римском форуме, которая была создана в античные времена, то есть в 113 году н.э. Фрагменты этого исторического образца неоднократно цитировались, в том числе и в отечественных источниках, поэтому, в силу естественных ограничений, связанных с журнальным форматом данной публикации, здесь приводиться не будут.

Совершенный графический строй эпиграфических памятников античности не мог не привлечь к себе внимания шрифтовых дизайнеров. Для многих практиков стилизации, выполненные на основе таких образцов, справедливо ассоциируются с широко известным титульным шрифтом Trajan. Этот шрифт был разработан К.Твомбли в 1989 году и вскоре вошел в знаменитую шрифтовую PostScript­коллекцию Adobe, причем после этого минуло уже десять лет, но решение о его кириллизации, к сожалению, так и не было принято фирмой. Приведем пример (рис. 1) существенно более ранней (1928 год) разработки, созданной на этой же эпиграфической базе, но, в силу своего псевдообъемного рисунка, более близкой к античному прообразу, чем никак не декорированный шрифт К.Твомбли.

Шрифтовая стилизация, образец которой приведен на рис. 1, также носит имя знаменитого римского императора. Данный шрифт, достаточно хорошо известный специалистам, был создан одним из известнейших немецких мастеров шрифтовой акциденции А.Аугспургом. Забегая вперед, отметим, что кириллический пример с использованием аналогичного гравированного шрифта будет приведен ниже, в следующем разделе данной статьи.

Рис. 1

Пример на рис. 1 может служить образцом традиционного подхода к разработке акцидентного шрифта на античные темы. Однако, как уже указывалось, современные технологические возможности позволили создать значительное количество шрифтовых стилизаций (в том числе и нетрадиционного характера) на античные темы, широко используя ранее не охваченный исторический материал начиная с эллинского периода античности. Именно поэтому совершим краткий экскурс в историю античных эпиграфических и палеографических памятников.

В начало В начало

Памятники истории как база для шрифтовых стилизаций

Хорошо известны подробности генезиса шрифтовой графики, приведшие к созданию латиницы, при этом исходным пунктом такого развития был финикийский, или, как его иногда называют палеографы, ханаанский алфавит. Буквы финикийского письма, как и всех семитских систем, писались справа налево. Самые древние из дошедших до нас памятников финикийского письма датируются IX­X веками до н. э. Приведем пример (рис. 2), иллюстрирующий особенности финикийского письма.

Греки в IX веке до н. э. переняли финикийский алфавит, который впоследствии дополнили несколькими буквами (рис. 3): U (ипсилон), F (фи), C (хи), Y (пси) и W (омега). В первом столбце таблицы (рис. 3) помещены начертания этих букв, близкие к исходным палеографическим начертаниям, второй столбец таблицы дает представление об уставных (унциальных), а третий — о минускульных формах графики данных букв. Важно отметить, что вначале направление греческого письма совпадало с финикийским, затем некоторое время использовалась смешанная запись, когда направление письма могло последовательно от строки к строке зигзагообразно меняться (такой способ письма имеет название «бустрофедон»), и только в V веке до н. э. запись слева направо установилась повсеместно. Приведем исторический пример греческого письма (рис. 4).

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Это фрагмент рисунка на амфоре, созданного в VI веке до н. э. На нем изображены два героя Троянской войны Ахиллес (Axileoz) и Аякс (Aiantos). Интересно, что имя одного из героев написано справа налево, а другого — слева направо.

Важно отметить, что до IV века греческий алфавит имел несколько региональных вариантов, поэтому неудивительно, что этруски в конце VIII века взяли за основу своего алфавита (рис. 5) образцы западного греческого письма. Направление письма у этрусков претерпело тот же эволюционный путь, что и греческое письмо.

Латинское письмо возникло в VII веке до н. э. на базе греческой графики, но было преемственно также и письму этрусков. Приведем пример латинского алфавита в его архаичной форме — на рис. 6 изображена 21 буква раннего латинского алфавита: ABCDEFYIKLMNOPQRSTVYX.

Одной из самых известных ранних латинских надписей является текст на золотой броши­застежке, датируемой VI веком до н. э.: «Маниус сделал меня для Нумасио» (рис. 7). Впрочем, если учесть, что текст написан справа налево, то первые два и последнее слово могут быть прочитаны даже с рисунка.

Латинское письмо повторило практически тот же путь развития, что и оба его европейских предшественника, и уже в III веке окончательно стало писаться справа налево.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

К сожалению, в ряде публикаций дается упрощенная картина, создающая впечатление, что имел место эволюционный процесс — последовательный поэтапный переход от греческого письма к латинскому. На самом деле у графики греческого и латинского письма был период совместного развития, начавшийся после того, как Греция стала частью Римской империи, длившийся несколько веков, и в основном завершившийся в середине VII века при Юстиниане Великом. Хорошо известным памятником этого периода являются мозаики, до сих пор сохранившиеся в культовых постройках Равенны.

На рис. 8 показан фрагмент мозаики, датируемой 627—642 годами, из церкви Сан­Витале в Равенне. Обращает на себя внимание рисунок буквы «А», нехарактерный для образцов капитального письма периода рассвета Римской империи. В связи с этим нельзя не упомянуть о том, что греческий язык, греческая культура и эллинский языческий пантеон богов были той питательной средой, на которой взросло все искусство Древнего Рима и его религиозные культы. И естественно, что для римской интеллигенции и аристократии владение греческим языком и письмом было обязательным. Более того, многие великие римские императоры и полководцы знали греческий язык, а император Марк Аврелий писал свои философские произведения по­гречески. Многие всемирно известные памятники поздней античности и раннего Средневековья написаны именно по­гречески, например Синайский кодекс IV века.

Уже рассмотренные алфавитные образцы и эпиграфические примеры дохристианских времен свидетельствуют о взаимосвязи и выраженной преемственности строя латинских текстов по отношению к их греческой первооснове. Все это уже в XIX веке, когда начали развиваться акцидентные формы шрифтовой графики, положило начало созданию различных стилизаций древних видов письма.

Эстетические новации 20—30­х го дов не могли не способствовать повышению интереса к простым геометрическим формам античного письма, однако существенно более широкие технологические возможности для разработки таких стилизаций появились только в 80­х годах. Следует отметить, что вначале в стилизациях античного письма доминировали прямые, иллюстративные подходы, а в качестве графической первоосновы использовались эпиграфические памятники. Однако такой подход к разработке был по­своему ограниченным, локальным, поскольку не затрагивал обиходные формы античного письма. Нельзя не признать, что более общий поход был более сложным. Основные причины этого заключаются в том, что бытовые формы письма ранней античности были достаточно примитивными, поскольку создавались на восковых табличках, а также в виде древних форм граффити.

Восковые таблички — это покрытые тонким слоем (0,5­1мм) воска п лашки, которые изготавливались обычно из дерева. На таких табличках писали специальным (чаще всего металлическим) стержнем — стилусом. Очевидно, что этот способ письма был не слишком удобным. Разумеется, «бытовая стенопись» тех времен также, как правило, не отличалась красотой форм, равно как и изяществом содержания. Проиллюстрируем сказанное двумя примерами (рис. 9­10).

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

На рис. 9 изображены буквы, характерные для античного латинского письма на восковых табличках: a b d e f g l m o p q r s. По всей видимости, написавший эти буквы много лет назад человек был способен отличить друг от друга буквы «b» и «d», а также буквы «e», «f» и «r», однако трудно поручиться за то, что их могли столь же уверенно различать его современники. Тем не менее можно со всей определенностью сказать, что в наше время такого рода письмена вряд ли могут стать образцом для создания шрифтовых стилизаций.

Подобные выводы позволяет сделать и образец с рис. 10, в котором использован вполне осмысленный латинский фрагмент критического содержания. В этом тексте, который, так же как и предыдущий пример, не обременен избытком эстетических достоинств, автор протестует против того, что в Помпеях на стенах много неприличных надписей. Мог ли он подумать, что через какие­то две тысячи лет стилистика небрежного дизайна станет популярной…

Возможность выразить свои эстетические потребности в обиходном письме на более высоком уровне появилась в то время, когда после завоеваний Александра Македонского были налажены поставки недорогого папируса из завоеванного Египта, что дало толчок развитию искусства письма в античном мире. На обиходном уровне это реализовалось в греческом и римском курсивном письме, поздние образцы которого (Равеннские хартии) уже цитировались в статьях в предыдущих номерах журнала (см. КомпьюАрт № 8'2005). Для самых ответственных случаев, например в государственных актах, афишах, а впоследствии и в книгах духовного содержания, применялось, как известно, капитальное квадратное письмо. Следует отметить, что графика такого письма была преемственна эпиграфическим образцам предшествующих времен. Проиллюстрируем это двумя примерами. Текст, фрагмент которого использован в первом примере (рис. 11), датируется концом I века до н. э. и повествует о том, что некие знатные граждане Помпеи на свои деньги возвели определенные постройки.

Следующий пример (рис. 12) содержит рукописные образцы капитального квадратного письма, называемого scriptura capitalis quadratis и взятого из церковных книг (Кодекс Аугустус и Кодекс Сен­Галла) времен поздней античности.

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

В то же время широко применялся еще один вид капитального письма, которое терминологически идентифицируется как scriptura rustica. Данный вид письма использовался в книгах, деловых актах, а также в церковных целях. Несмотря на то что образцы этого вида капитального письма неоднократно цитировались в отечественных источниках, приведем комбинированный пример (рис. 13), где собраны фрагменты двух кодексов, относящихся к тому же времени, что и тексты на рис. 12. Рис. 13 демонстрирует на историческом материале (Ватиканский кодекс IV века и Кодекс Палатиус V века) обычную и компактную формы рустического письма.

В последнем примере раздела (рис. 14) приведены образцы раннего унциального письма. Сверху помещен фрагмент греческого текста 350 года из ранее принадлежавшего России уникального по своей полноте Синайского кодекса. Дополнительную методическую ценность этому фрагменту придает то, что он является наглядным примером эволюции капитального квадратного письма в ранние формы унциала. Следующий, несколько более поздний фрагмент содержит латинский текст и добавлен к первому образцу для того, чтобы проиллюстрировать ранее высказанное утверждение об общем пути и взаимодействии греческой и латинской графики.

В дополнение к сказанному следует отметить, что исходный греческий вариант Библии — Септуагинты — до середины XVI века был основным для католической церкви (в течение почти пятисот лет после ее отделения от православной церкви). По указанной причине даже после падения Византии, в Средние века, практически во всех европейских скрипториях владение греческим письмом было обязательным. Естественно, что элементы общности латинского письма не могли не проявляться в унциальных и, в несколько меньшей степени, в исходных вариантах минускульного письма.

Переходя к следующему разделу, отметим, что для придания связности рассмотрению вопроса тексты всех примеров будут представлять собой фрагменты рекламы благородных напитков.

В начало В начало

Некоторые возможности кириллической стилизации античных графических тем

Стилизации различных видов письма античности востребованы в рекламно­издательской практике всех стран Запада. Акцидентные возможности шрифтовых стилизаций такого типа во многом основываются на аллюзиях, увязываемых с благородной эллинской древностью. Отмеченные особенности обусловили применение этого вида шрифтов и для упаковки, и в дизайне этикеток. Кроме того, данный вид шрифтовых стилизаций применяется в соответствующем контексте в компьютерных играх. Ориентируясь на потребности рынка, фактически все основные фирмы — поставщики шрифтов имеют шрифты такого рода в своих каталогах. По стечению обстоятельств кириллические шрифты этой категории практически отсутствуют. Генезис латинской шрифтовой графики предопределяет необходимость рассмотреть вначале некоторые стилизации, так или иначе связанные с древнегреческим письмом.

Приведем несколько таких стилизаций, в большей или меньшей степени связанных с графикой эпиграфических материалов, рассматривавшихся во втором разделе статьи (см., например, рис. 6). Совершенно очевидно, что «цитатная» стилизация гарнитуры обусловливает определенные контекстные ограничения на ее применение, что, впрочем, характерно для очень многих акцидентных шрифтов, в том числе и для бестселлера не столь уж давних времен — Trixi (рис. 15).

Стилизационная трактовка текстов ранней эллинской античности, разумеется, может реализовываться не столь прямолинейно, что демонстрирует рис. 16. Гарнитура в этом примере, явно корреспондируясь с античными первоисточниками, стилистически более нейтральна. В связи с приведенным примером полезно отметить, что во всех начертаниях данной гарнитуры могут применяться альтернативные варианты начертания букв, в чем легко убедиться, например, при сравнении рисунка буквы «Д» в первой и третьей строках. Нетрудно видеть, что, несмотря на, казалось бы, архаичный графический базис, имитирующий рекламу текстовый фрагмент смотрится вполне современно, а примененное во второй строке утяжеленное начертание создает требуемый функциональный акцент.

Поскольку потребности современной рекламной практики часто требуют использования шрифтов повышенной насыщенности, например для реализации на этом материале различных PlugIn­отделок, приведем несколько примеров стилизаций подобных шрифтов, также в большей или меньшей степени связанных с греческой первоосновой (рис. 17).

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Подвергшиеся разрушительному влиянию веков античные памятники письма способны вполне органично сочетаться со многими современными приемами акцидентной отделки контуров, и в первую очередь с различными дисторсионными техниками, широко применяемыми в популярной еще с конца прошлого века стилистике небрежного (или, как еще говорят, грязного) дизайна.

Шрифтовой материал на рис. 18 является примером использования альтернативных подходов к формированию знакового состава шрифта. Так, во второй строке даны два варианта начертания буквы «Л»: в более прихотливом архаичном контексте весьма плодотворно применение лямбда­образного начертания буквы «Л», а в нейтральном контексте — начертание более сдержанного рисунка.

Поскольку в данной статье основной упор сделан на акцидентные функции шрифтовой графики, то поиски стилизаций, иллюстрирующих все варианты и этапы развития эллинской письменности — от языческой Греции до поздней Византии, — нецелесообразны. Более того, всеохватная реализация данной задачи, по­видимому, не только принципиально невозможна, но даже нецелесообразна, поскольку многие виды античного бытового письма, например античные техники ручного письма по восковым табличкам, как уже указывалось, не обладают (см. рис. 9) выраженным прикладным потенциалом. В связи с этим с сожалением следует отметить, что до сих пор невостребованы некоторые эффектные виды позднего греческого письма, такие как византийское титульное «вязевое» письмо и фанарская каллиграфия, поскольку они оказались вне контекста развития современных латинских знаковых систем.

В современном постмодернистском эстетическом контексте оказались широко востребованы не столько прямые, «цитатные» стилизации, сколько разработки, в которых эксплуатируются специфические особенности античной греческой и выросшей из нее латинской графики эллинского периода.

Пример такого рода разработок приведен на рис. 19. Показанный на нем шрифтовой материал не может быть признан стилистически однородным. Так, в первой строке стилизации подвергнут несколько утяжеленный, угловатый графический примитивный шрифт, характерный для ранней античности. Шрифты в следующих трех строках совершенно иные, поскольку целью их разработки была попытка соединить геометризованный минимализм начала прошлого века с особенностями графики античного письма. Однако при всех отмеченных стилистических различиях этой графики ее широкие акцидентные возможности очевидны.

Несмотря на то что в следующем примере (рис. 20) также использована геометризованная стилизация, из методических соображений автор был вынужден обособить ее от предыдущего примера. Основная причина этого решения заключается в том, что данные гарнитуры являются едва ли не единственной стилизацией, сделанной по мотивам письменности этрусков (см. также рис. 5).

Несмотря на явную архаичность идейного первоисточника, данная тематическая неконтрастная стилизация смотрится достаточно современно, демонстрируя даже определенные созвучия с экспериментами в шрифтовом дизайне 20­х годов прошлого века.

Приведенные примеры, конечно, не могут исчерпать всех возможностей стилизации различных разновидностей ручного письма, характерных для современного дизайна. В следующем примере (рис. 21) даны образцы стилизаций, сделанных с использованием отдельных элементов греко­латинской графики времен зрелой античности. Своеобразие рисунка данной гарнитуры обусловливает выраженный акцидентный эффект от применения этих шрифтов и во вполне нейтральных контекстах.

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

При рассмотрении приведенного примера легко убедиться в том, что в начертаниях многих символов капетелизованной гарнитуры просматривается их связь с древними греческими прообразами. Очевидными примерами такой связи являются в первую очередь лямбда­подобный рисунок буквы «Л», тауподобный рисунок буквы «Т», а также буквы «А», «К», «Х», в то время как начертание таких букв, как, например, «Е» и «В», приближено к строю латинского письма. Это вполне естественно, так как ручное персонализированное письмо и на русском, и на французском языке, принятое, например, в среде русского дворянства XVIII­XIX веков, характеризовалось общностью начертания букв, совпадающих в латинице и кириллице.

Необходимо отметить, что античные корни всех представленных шрифтовых стилизаций и их связь с рукотворным письмом не являются непреодолимым препятствием для применения приемов декорирования, характерных для значительно более поздних времен. В качестве доказательства этого тезиса приведем три набора, в которых использованы с формальной точки зрения вполне традиционные приемы декорирования. Вначале рассмотрим гарнитуры, декор которых базируется на хорошо известных инлайн- и аутлайн­техниках. Легко убедиться, что в наборе на рис. 22 в качестве исходного графического материала использована гарнитура, приведенная на рис. 16. Данный пример иллюстрирует хорошо известные дизайнерам акцидентные возможности даже самых простых подходов, связанных с «просветлением» шрифтов.

Нетрудно видеть, что сходные методики эффективно работают и на существенно более насыщенном шрифтовом материале, позволяя получать значимые акцидентные эффекты (рис. 23).

Следует отметить, что весьма неординарные акцидентные эффекты могут быть получены на базе применения несколько более сложных техник, основанных на орнаментальном декоре. При этом возможны различные подходы. Самая очевидная методика основана на том, что орнаментальные элементы размещаются внутри контура букв. Менее тривиальные техники могут быть основаны либо на дроблении контуров, либо, в самом общем случае, на орнаментализации всего набора знаков, включая пробельные элементы. Рассмотрим пример использования подобных методик (рис. 24).

С периодом становления латинского письма связаны самые разнообразные стилизации. В качестве примера приведем набор шрифтовых стилизаций, непосредственно связанных с письменными памятниками этого периода (рис. 25).

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Первые три строки содержат оригинальные шрифтовые стилизации капитального квадратного письма ручных техник разной насыщенности, в которых, в частности, использованы альтернативные варианты начертаний отдельных букв, например таких, как «А» и «Л». Шрифт последней строки рассматриваемого примера может применяться для имитации капитального рустического письма.

Конечно, оба эти вида античного капитального письма имеют очевидные различия. Важно отметить, однако, что существенное влияние на их графический строй, безусловно, оказывает и то, что для их античных первоисточников характерны разные углы письма. Однако при всех этих различиях полезно выделить их техническую общность, которая заключается в наличии характерных стыковых переломов и особенно наглядно проявляется в округлых элементах букв.

К сожалению, приходится признать, что графический материал, непосредственно связанный с рассматриваемым специфическим вариантом капитального квадратного письма, оказался в значительной степени обделен вниманием современных дизайнеров. В количественном отношении доминируют стилизации более позднего варианта капитального письма (без скошенных серифов). В связи с этим следует подчеркнуть, что использовавшиеся в древние времена скошенные варианты засечек сами по себе не могут считаться неотъемлемыми элементами шрифтовой архаики.

Поскольку высказанный тезис имеет принципиальный характер, приведем для его пояснения несколько примеров.

Нетрудно заметить, что в примере на рис. 26 применен капителизованный вариант уже приводившегося шрифта. Потенциал использования данной гарнитуры — как в чисто акцидентных вариантах ее применения (например, в элитной упаковке), так и в титульных элементах книжного оформления — очевиден.

Несколько иной подход к стилизации капитального квадратного письма реализован в следующем примере (рис. 27), где использован капетелизованный вариант гарнитуры, созданной на основе рисунка шрифта Trajanus — знаменитой стилизации, выполненной для латинского набора знаков еще в 1940 году.

Легко увидеть, что характерные для рассматриваемой разновидности шрифтов засечки в последнем примере стали более тонкими, а их скошенность может быть замечена только в крупнокегельном наборе.

Важно также отметить, что скошенные засечки могут быть применены и в оригинальных геометризованных малоконтрастных шрифтах, которые созданы в традициях авангарда начала прошлого века (рис. 28).

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 29

Несмотря на то что скошенные засечки не могут быть отнесены к обыденным элементам шрифтового дизайна, их применение отнюдь не препятствует использованию таких стандартных приемов декорирования, как аутлайн­гравировка. Это иллюстрирует рис. 29, на котором традиционные приемы типографического гравировального декора применены к уже использовавшимся шрифтам.

Развитие всех видов искусства при правлении в Риме императорской династии Антонинов, например таких «образцовых» императоров, как Траян и Марк Аврелий, способствовало также развитию архитектуры и монументальных форм письма. Именно в это время утвердилась конструкция тех уплощенных засечек треугольного типа на вертикальных штрихах, которая через полтора тысячелетия стала доминирующей для большинства видов антиквы.

Однако, наряду с уже упоминавшимися гарнитурами, близкими к оригиналу букв колонны Траяна, существуют иные варианты стилизаций шрифтовой графики тех времен. Приведем два примера таких шрифтовых стилизаций, в той или иной степени связанных с рукотворными эпиграфическими источниками.

Нетрудно видеть, что графика гарнитуры второй и третьей строк на рис. 30 цитатно не корреспондируется с античными эпиграфическими образцами, но, тем не менее, по своему графическому строю достаточно близка к ним. Третья строка, разумеется, не имеет ни эпиграфических, ни палеографических прямых прообразов. Этот компактный шрифт — пример современной гарнитуры, при разработке которой использовались традиции античного письма.

Очевидные стилистические отличия от остальных шрифтов имеет гарнитура первой строки. Данный образец демонстрирует сочетание традиций античной шрифтовой графики и растительного декора намного более поздних времен.

В приведенных на рис. 31 образцах тематических шрифтовых стилизаций пусть и не цитатно, но достаточно последовательно реализована связь с древней графической первоосновой. Например, рисунок шрифта первой строки может быть соотнесен с текстом древнего мозаичного эпиграфического памятника (см. рис. 8).

В остальных строках данного примера использована гарнитура, рисунок которой, так же как и показанный на рис. 1 образец, связан с графикой текста на колонне Траяна. Таким образом, данная гарнитура больше похожа на имитацию ручных резцовых техник, чем шрифты из предыдущего примера, а примененное в последних двух строках примера эффектное рельефное декорирование способно еще раз подчеркнуть высокую акцидентную значимость классического античного наследия.

Завершая раздел, целесообразно кратко остановиться на нетекстовых формах античного графического наследия корреспондируя их с современными прикладными задачами. В связи с этим нельзя не отметить, что примененные для построения бордюрных структур поэлементные стилизации, как это нетрудно видеть, на тематическом уровне имеют выраженную преемственность с традициями античной орнаменталистики. Следует признать, что автор совершенно сознательно использовал меандровые орнаментальные компоненты только на рис. 19. Естественно, это было сделано для того, чтобы, по возможности бесконфликтно взаимодействуя с выбранными шрифтовыми образцами, дать примеры самых разных трактовок античных орнаментальных тем.

Предпринятая попытка, разумеется, не отражает и малой доли тех возможностей, которые заключены в данном орнаментальном наследии. Реальное его богатство таково, что позволяет достаточно просто и быстро, в том числе на основе оригинального ручного рисунка, создавать не только орнаментальные, но и политипажные элементы, которые могут применяться и в самом широком прикладном контексте, и в высокоуровневой рекламе, и для оформления упаковки.

Важность высказанного тезиса можно дополнительно проиллюстрировать несколькими примерами.

Приведенный на рис. 32 материал содержит как отдельные орнаментальные элементы, так и композиции из них, подобные тем, что уже использовались в примерах на рис. 15­31 для построения бордюрных рамок. Применительно к графике рис. 32 необходимо отметить, что широко используемые в рекламно­издательской практике меандровые орнаментальные элементы могут трактоваться как геометризованные варианты доантичных спиральных идеограмм, примеры чего также приведены на рис. 32. В античной Греции такие идеографические темы органично вошли не только в архитектурный декор, например в ионических капителях (см. также рис. 34), но и стали широко использоваться даже на бытовом уровне в керамических изделиях. А в несколько более поздние времена завитковые компоненты вошли в более сложные орнаментальные акантовые структуры (рис. 33).

Рис. 30

Рис. 31

Рис. 32

Рис. 33

Рис. 34

Рис. 35

Раскрашенная декоративная рамка на рис. 33 с заполнением, созданная в технике векторной графики, стилизована под античный портик. Приведенный пример выбран для демонстрации более общего дизайнерского подхода к созданию политипажных и орнаментальных элементов. Аналогичные компоновочные методики применены и в последующих примерах (рис. 34, 35).

В отличие от предыдущего примера, на рис. 34 два вида стилизованных по античным темам рамок были помещены одна в другую, а в качестве заполнения использовались политипажи той же стилистики, причем два средних образца применяются в качестве прототипов вышеупомянутых ионических капителей.

Последний пример раздела (рис. 35) — образцы некогда весьма популярных «венковых» рамок. Эта графика основана на стилизациях такого античного элитарного символа, как лавровый венок. Внутренний декоративный элемент данного рисунка может рассматриваться как пример продуцирования политипажных структур путем перевода в векторный формат рисунка на античные темы.

Отметим, что рис. 33­35 ни в коем случае не следует рассматривать как некие креативные композиции на античные темы, так как графические элементы были помещены внутрь рамок всего лишь для более экономного использования журнального пространства.

Завершая раздел, вспомним светлые имена российских художников, работы которых, в частности в оформлении книг, были способом передать людям свое знание античного искусства и любовь к нему, — А.Белюкина, П.Гасникова, Е.Когана, И.Рудакова, И.Саукова. Отдельного упоминания заслуживает кн. Г.Гагарин, перу которого принадлежит капитальный труд по византийской орнаменталистике.

В начало В начало

«Пребывает вовек»

Общим местом и едва ли не банальностью стало бы обсуждение тезиса о фундаментальной важности освоения творческого наследия древних времен. Поэтому по меньшей мере непродуктивным было бы, завершая данную статью, пускаться в пространные рассуждения о той важной роли, которую играет античное наследие в современном искусстве вообще и в дизайне в частности. Достаточно упомянуть о той важной роли, которую сыграло для развития европейской культуры знакомство с искусством исламского Востока во времена Крестовых походов. Современный дизайн во многом питается и катализируется теми идеями и темами, которые берут свое начало в искусстве стран Африки и Юго­Восточной Азии, в памятниках доколумбовой Америки. Характерно, что подчас даже беглое знакомство с этим достоянием позволяет по­иному взглянуть на те художественные явления, которые доселе казались привычными и едва ли не обыденными. При этом те или иные частные факты начинают восприниматься в несколько ином, более общем контексте (рис. 36). Данный пример скомпонован так, чтобы завитковые идеографические структуры примененных шрифтов соседствовали с бордюрным обрамлением, построенным на той же тематической основе.

Рис. 36

Рис. 37

Не следует забывать, что античные темы способны восприниматься и развиваться по­разному, о чем свидетельствует рис. 37. Тематическая важность данного примера состоит в том, что в нем использован современный греческий шрифтовой материал. В связи с этим можно лишний раз убедиться и осознать глубокую диалектическую сущность развития и трансформации античного достояния, которое, безусловно, «пребывает вовек» (Еккл. 3, 14).

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2005

compuart.ru

Древнегреческий шрифт - Короб ков

Как создать и вставить в сообщение фрагмент древнегреческого текста так, чтобы он был виден всем.

Откуда взять

Проще всего взять текст с веб-страницы или из другого электронного источника.

Если нужно создать текст самому, то тут есть два пути: набрать текст древнегреческим шрифтом или набрать текст в стандартной для html кодировке юникода вида XXX.Unicode Classical Greek Imputer 2 — Страница для вставки древнегреческого шрифта.Разное [Pages.ru]. Греческие буквы в HTML — Страница для вставки кодов юникода.

В новейших версиях Windows есть таблицы символов шрифтов, содержащих древнегреческие буквы, и с помощью этих таблиц также можно вставить греческие буквы (кнопка «Пуск», раздел «Программы», подразделы «Стандартные» — «Служебные» и «Таблица символов»). Древнегреческие буквы могут быть шрифтов: Arial Unicode MS, Greek Platon ISW, Palatino Linotype, Tahoma.

Об использовании древнегреческих шрифтов в разных браузерах см. также: khazarzar. Что такое UPGW3?О шрифтах в целом см. его же сайт: Палеографические шрифты (TTF)и сайт Мир греческих шрифтов и кодировокО средствах, способствующих использованию шрифтов в Ворде см. сайт Thessalonica for OpenOffice.org and Microsoft Word 97/2000/XP/2003 (есть русский раздел).

Как отображать

Однако древнегреческий шрифт, если его вставить просто так, не отображается в ЖЖ и вообще на страницах html.

Вставляем: ῥήτωρ - видим: ῥήτωρВставляем ῥήτωρ - видим: ῥήτωρ

Для отображения древнегреческого шрифта в ЖЖ нужно либо установить соответствующий шрифт в настройках своего журнала, либо использовать соответствующий случаю тег с одним или несколькими древнегреческими шрифтами.

Вообще в html для отображения древнегреческих букв можно использовать следующие шрифты: Arial Unicode MS, Athena, Code2000, Gentium, Greek Platon ISW, New Athena Unicode, Palatino Linotype, Tahoma.

Для отображения древнегреческих букв без смены стиля используются теги <span></span>, <font></font>, <basefont>.

Тег <span></span> применяется с расширениями и т. д., теги <font></font> и <basefont> — c расширениями face="palatino linotype" и т. д. При этом теги <span></span> и <font></font> должны заключать текст внутри себя, а тег <basefont> используется в начале сообщения (записи) и определяет базовый шрифт данного документа, не требуя конечного тега. В Живом журнале он действует, только если его поставить в начале записи. В этом случае, однако, его действие не распространяется на комментарии. Если его поставить в начале комментария, он не действует вообще. Тег <basefont> был введён не с самаого начала, поэтому может не отображаться в совсем старинных браузерах; с другой стороны, теги <basefont> и <font></font> официально считаются устаревающими, подлежащими замене, хотя еще не отмененными, и тег <span></span> рекомендуется им предпочитать.

Рекомендуется использовать сразу несколько шрифтов, например: <span></span>. При этом шрифты отображаются в порядке перечисления, то есть если не отображён первый по порядку, то отображается второй и т. д.

<span></span> <font face="Arial Unicode MS"></font> <basefont face="Arial Unicode MS">
<span></span> <font face="Athena"></font> <basefont face="Athena">
<span></span> <font face="Code2000"></font> <basefont face="Code2000">
<span></span> <font face="Gentium"></font> <basefont face="Gentium">
<span></span> <font face="Greek Platon ISW"></font> <basefont face="Greek Platon ISW">
<span></span> <font face="New Athena Unicode"></font> <basefont face="New Athena Unicode">
<span></span> <font face="Palatino Linotype"></font> <basefont face="Palatino Linotype">
<span></span> <font face="Tahoma"></font> <basefont face="Tahoma">

См. также rousseau Отображение греческих букв

Примеры использования

Поглядите, как древнегреческий в тегах отображается в Вашем браузере (или браузерах).
Запись отображается
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<span>&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</span> ῥήτωρ
<font face="Arial Unicode MS">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<font face="Arial Unicode MS">&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</font> ῥήτωρ
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<span>&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</span> ῥήτωρ
<font face="Athena">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<font face="Athena">&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</font> ῥήτωρ
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<span>&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</span> ῥήτωρ
<font face="Code2000">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<font face="Code2000">&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</font> ῥήτωρ
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<span>&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</span> ῥήτωρ
<font face="Gentium">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<font face="Gentium">&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</font> ῥήτωρ
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<span>&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</span> ῥήτωρ
<font face="Greek Platon ISW">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<font face="Greek Platon ISW">&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</font> ῥήτωρ
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<span>&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</span> ῥήτωρ
<font face="New Athena Unicode">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<font face="New Athena Unicode">&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</font> ῥήτωρ
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<span>&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</span> ῥήτωρ
<font face="Palatino Linotype">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<font face="Palatino Linotype">&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</font> ῥήτωρ
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<span>&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</span> ῥήτωρ
<font face="Tahoma">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<font face="Tahoma">&#8165;&#942;&#964;&#969;&#961;</font> ῥήτωρ

Оговорка о размерах шрифта

Может получится шрифт недостаточно большого размера; в частности, без указания размера теги <basefont> и <font></font> по умолчанию используют один из наименьших возможных размеров. Соответственно, можно и полезно использовать теги с расширениями увеличения размера шрифта. Примеры:
<span>ῥήτωρ</span> ῥήτωρ
<font face="palatino linotype" size="+1">ῥήτωρ</font> ῥήτωρ
<basefont face="palatino linotype" size="3">
Обновлено (очень сильно) 18-25.03.2007 благодаря ru_ellinist, petru44o, rousseau, kindergod, pantoja.Обновлено дополнительно 13.05.2007.Обновлено дополнительно 24.12.2007.Обновлено дополнительно 24.01.2008. Исправления выделены курсивом.

korob-kov.livejournal.com


Смотрите также