Школа рима древнего. Древнего Рима философия: история, содержание и основные школы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воспитание и школа в древнем Риме. Школа рима древнего


история, содержание и основные школы

Новости и общество 12 мая 2016

Древнего Рима философия характеризуется эклектизмом, как и вся эта эпоха. Данная культура сформировалась в конфликте с греческой цивилизацией и в то же время ощущала единство с ней. Римская философия не очень интересовалась тем, как устроена природа, – она, в основном, рассуждала о жизни, преодолении невзгод и опасностей, а также о том, как объединить религию, физику, логику и этику.

Древнего рима философия

Учение о добродетелях

Одним из самых ярких представителем школы стоиков был Сенека. Он являлся учителем Нерона – известного своей плохой репутацией императора Древнего Рима. Философия Сенеки изложена в таких трудах, как «Письма к Луциллию», «Вопросы природы». Но римский стоицизм отличался от классического греческого направления. Так, Зенон и Хрисипп считали логику скелетом философии, а душой – физику. Этику же они полагали её мышцами. Сенека же был новым стоиком. Душой мышления и всякой добродетели называл этику. Да и жил он в соответствии со своими принципами. За то что не одобрял репрессии своего воспитанника против христиан и оппозиции, император приказал Сенеке покончить с собой, что тот с достоинством и сделал.

Философия древней греции и рима

Школа смирения и умеренности

Стоицизм философия Древней Греции и Рима восприняла очень позитивно и развивала это направление до самого конца эпохи античности. Еще одним известным мыслителем данной школы является Эпиктет - первый философ античного мира, который был рабом по происхождению. Это наложило отпечаток на его взгляды. Эпиктет открыто призывал считать рабов такими же людьми, как и все прочие, что было недоступно греческой философии. Для него стоицизм выступал стилем жизни, наукой, позволяющей сохранять самообладание, не стремиться к удовольствиям и не бояться смерти. Он заявлял, что следует желать не лучшего, а того, что уже есть. Тогда не будешь разочаровываться в жизни. Свое философское кредо Эпиктет называл апатией, наукой умирания. Это он называл покорностью Логосу (Богу). Смирение с судьбой является проявлением высшей духовной свободы. Последователем Эпиктета был император Марк Аврелий.

Филофия древнего рима кратко

Видео по теме

Скептики

Историки, изучающие развитие человеческой мысли, считают единым целым такое явление, как античная философия. Древняя Греция и Древний Рим были схожи между собой по целому ряду понятий. Особенно это характерно для периода поздней античности. Например, и греческая, и римская мысль знала такой феномен, как скептицизм. Это направление всегда возникает во времена упадка крупных цивилизаций. В философии Древнего Рима его представителями являлись Энесидем из Кносса (ученик Пиррона), Агриппа, Секст Эмпирик. Все они были схожи между собой тем, что выступали против всякого рода догматизма. Их главным лозунгом выступало утверждение, что все дисциплины противоречат друг другу и отрицают сами себя, только скептицизм всё принимает и одновременно подвергает сомнению.

«О природе вещей»

Эпикурейство было еще одной популярной школой Древнего Рима. Философия эта стала известной прежде всего благодаря Титу Лукрецию Кару, жившему в довольно бурное время. Он был толкователем Эпикура и в поэме «О природе вещей» в стихах изложил его философскую систему. Прежде всего, он разъяснил учение об атомах. Они лишены каких-либо свойств, но их совокупность создает качества вещей. Количество атомов в природе всегда одно и то же. Благодаря им происходит преобразование материи. Из ничего ничто не возникает. Миры множественны, они возникают и гибнут согласно закону природной необходимости, а атомы вечны. Вселенная бесконечна, время же существует только в предметах и процессах, а не само по себе.

Античная философия древний рим

Эпикурейство

Лукреций был одним из лучших мыслителей и поэтов Древнего Рима. Философия его вызывала одновременно восторг и возмущение у современников. Он постоянно спорил с представителями других направлений, особенно со скептиками. Лукреций считал, что они зря полагают науку несуществующей, потому что в противном случае мы бы постоянно думали, что каждый день восходит новое солнце. Между тем мы прекрасно знаем, что это одно и то же светило. Лукреций также критиковал платоновскую идею о переселении душ. Он говорил, что, поскольку при этом индивидуум все равно умирает, то какая разница, куда попадает его дух. И материальное, и психическое в человеке рождается, стареет и умирает. Лукреций задумывался и о происхождении цивилизации. Он писал, что люди вначале жили в состоянии дикости, пока не узнали огонь. А общество возникло в результате договора между индивидуумами. Лукреций проповедовал своеобразный эпикурейский атеизм и при этом критиковал римские нравы как слишком извращенные.

Риторика

Самым ярким представителем эклектики Древнего Рима, философия которого является предметом данной статьи, был Марк Туллий Цицерон. Основой всякого мышления он полагал риторику. Этот политик и оратор попытался соединить римское стремление к добродетели и греческое искусство философствовать. Именно Цицерон ввел в обиход понятие «гуманитас», которое сейчас мы широко используем в политическом и общественном дискурсе. В области науки этого мыслителя можно назвать энциклопедистом. Что же касается морали и этики, то в данной сфере он считал, что каждая дисциплина идет к добродетели собственным путем. Поэтому всякий образованный человек должен знать любые пути познания и принимать их. А всякие бытовые невзгоды преодолеваются силой воли.

Античная философия древняя греция и древний рим

Философско-религиозные школы

В этот период продолжала развиваться и традиционная античная философия. Древний Рим хорошо воспринял учение Платона и его последователей. Особенно в это время были модны философско-религиозные школы, объединившие Запад и Восток. Основные вопросы, которые поднимали эти учения, – соотношение и противоположность духа и материи.

Одним из самых популярных направлений было неопифагорейство. Оно пропагандировало идею о едином Боге и полном противоречий мире. Неопифагорейцы верили в магию чисел. Очень известным деятелем этой школы был Аполлоний Тианский, которого высмеял Апулей в своих «Метаморфозах». Среди римских интеллектуалов господствовало учение Филона Александрийского, который пытался соединить иудаизм с платонизмом. Он считал, что Иегова породил Логос, который создал мир. Недаром Энгельс в свое время назвал Филона «дядей христианства».

Основные школы философии древнего рима

Самые модные направления

Основные школы философии Древнего Рима включают и неоплатонизм. Мыслители этого течения создали учение о целой системе посредников – эманаций – между Богом и миром. Самыми известными неоплатониками были Аммоний Саккас, Плотин, Ямвлих, Прокл. Они исповедовали политеизм. В философском плане неоплатоники исследовали процесс творения как выделения нового и вечного возвращения. Они считали Бога причиной, началом, сущностью и целью всех вещей. Творец изливается в мир, потому и человек в своего рода исступлении может подняться к Нему. Это состояние они называли экстазом. Близкими к Ямвлиху были вечные оппоненты неоплатоников – гностики. Они полагали, что зло имеет самостоятельное начало, а все эманации являются следствием того, что творение началось вопреки воле Бога.

Философия Древнего Рима кратко была охарактеризована выше. Мы видим, что мысль данной эпохи находилась под сильным влиянием своих предшественников. Это были греческие натурфилософы, стоики, платоники, пифагорейцы. Конечно, римляне в чем-то изменили или развили смысл предыдущих идей. Но именно их популяризация оказалась в конечном счете полезной для античной философии в целом. Ведь именно благодаря римским философам средневековая Европа познакомилась с греками и стала их изучать в дальнейшем.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Древнеиндийская философия. Ее особенности и основные школыНовости и общество Древнеиндийская философия. Ее особенности и основные школы

На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслен...

История менеджмента, его основные школы и этапы развитияОбразование История менеджмента, его основные школы и этапы развития

 Менеджмент как искусство управления возник в глубокой древности. Его описание в качестве вида человеческой деятельности встречается в трудах Сократа. Древнегреческий философ, живший в первом тысячелетии д...

Преступления против порядка: содержание и основные вопросы ст. 321 УК РФЗакон Преступления против порядка: содержание и основные вопросы ст. 321 УК РФ

Правоохранительные органы делают все, чтобы нарушители порядка были изолированы от общества. Для этого организованы специальные учреждения. Там граждане, преступившие закон, должны отбывать положенное им наказание. Но...

Принципы правового государства: история идеи и основные принципыЗакон Принципы правового государства: история идеи и основные принципы

Понятие «правовое государство» - это совокупность идей, представлений, теорий и воззрений, в которых, с одной стороны, на сегодняшний день, нашли свое отражение самые выдающиеся основы конституционализма.

Легенда о матери И. Панькина. Содержание и основная мысль Искусство и развлечения Легенда о матери И. Панькина. Содержание и основная мысль

О готовности матери пожертвовать всем, что у нее есть, ради счастья детей написано в литературе немало. Одним из лучших произведений на эту тему по праву можно назвать небольшой по объему рассказ «Легенда о мате...

Является ли философия наукой? Предмет и основные проблемы философииНовости и общество Является ли философия наукой? Предмет и основные проблемы философии

Человек отличается от животного многими признаками, как физическими, так и умственными. Собака или шимпанзе никогда не станут задумываться о смысле жизни или стремиться познать себя. Животный мир существует на уровне ...

Григорианский календарь: история возникновения и основные характеристикиНовости и общество Григорианский календарь: история возникновения и основные характеристики

Григорианский календарь – наиболее распространенная в настоящее время хронологическая система, названная в честь папы Григория XII, который настоял на ее введении в католическом мире. Многие ошибочно считают, чт...

Комиции в Древнем Риме - это что? Функции и полномочия
Образование Комиции в Древнем Риме - это что? Функции и полномочия

Народные собрания были важным институтом власти в Древнем Риме. По ходу развития его государственности они принимали разные формы. Их называли комициями. Такие собрания принимали первостепенные государственные решения...

Кодекс Наполеона: история создания и основные положенияОбразование Кодекс Наполеона: история создания и основные положения

Гражданский кодекс, принятый во Франции в 1804 году и получивший название Кодекс Наполеона, является одним из важнейших нормативно-правовых актов в истории человечества. Это связано не только с именем легендарного имп...

Абсолютный ноль: история открытия и основное применениеОбразование Абсолютный ноль: история открытия и основное применение

Физическое понятие «абсолютный нуль температуры» имеет для современной науки очень важное значение: с ним тесно связано такое понятие, как сверхпроводимость, открытие которой произвело настоящий фурор во в...

monateka.com

Софистская школа

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и другому. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

Академия

Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном около 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.

Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

Перипатетики

Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительное количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика", "Политика" и другие. Названия этих произведений говорят сами за себя

Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленным идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.

Киники

Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

Философские школы Древнего Рима

Рим превращается в сильную державу и распространяет свое влияние на большинство греческих территорий. Тесные связи с греческой культурой сформировали впоследствии философию Древнего Рима.

В философии Древнего Рима принято выделять 3 течения, или школы:

- стоицизм;

- эпикуреизм;

- скептицизм.

Стоицизм

Стоицизм понимается как учение о терпении, о спокойном отношении ко всем жизненным невзгодам, о мужестве в испытаниях судьбы. Но школа стоицизма намного разнообразнее и глубже. Стоики рассматривали свое учение как совокупность этики, физики и логики. Для стоиков мир – это живой организм, которым управляет устойчивая структура бытия. Последователи этого учения считали, что человеку бессмысленно спорить с судьбой, надо принимать все происходящее в жизни как должное.

studfiles.net

Медицинские школы Древнего Рима — МегаЛекции

Врачевание в первобытном обществе

Медицина возникла одновременно с возникновением человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

Появилось коллективное врачевание

1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).

2. Забота о детях

3. Помощь при родах и травмах

4. Остановка кровотечений

5. Кровопускание (мелкие стрелы)

6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.

Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то «особом» сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от природы, как «особые» духовные существа.

Анимизм -одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.

В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким – либо видом животных) амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.

Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.

Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Основные направления развития медицины в древних цивилизациях

Происходит выделение из других форм жизнедеятельности профессиональной медицины. Ведущей формой была храмовая, жреческая медицина с магическими обрядами и мистическими приемами. Применялись и рациональные методы диагностики и лечения. В государствах древности возникло медицинское образование. Мед. школы создавались при храмах, но имелись государственные и частные. Появились первые лечебные учреждения, мед. санитарные организации в армии и на флоте.

Общие черты развития врачевания в древнем мире:

- изобретение письменности (4 тыс. до н.э.), создание первых текстов медицинского содержания,

формирование двух направлений врачевания: эмпирического, основанного на

практическом опыте и культового, основанного на религиозных верованиях,

- развитие представлений о происхождении болезней, связанные с природой, религиозно-мистические,

- подготовка врачей (семейная традиция)

Законодательство многих государств регулировало формы врачебной практики, устанавливало ответственность за незаконное врачевание и врачебные ошибки. Врачи древности оставили богатое литературное наследие. Многие медицинские труда древности на протяжении веков служили основными пособиями для подготовки врачей. На основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений были сформулированы первые общебиологические концепции - гуморальная и пневматическая.

Другие данные о строении и функциях человеческого тела сложились в систему анатомических представлений, которые оставались вплоть до 16 в. Врачами древности были разработаны многие вопросы клинической медицины (внут. болезней, офтальмологии, дерматологии, хирургии). Сильную сторону медицины древности составили некоторые формы гигиенической деятельности (благоустройство, гос.надзор, противоэпидемические мероприятия).

 

23. Представление о болезненных процессах в древнегреческой цивилизации.

. Врачевание находит отражение в мифологии. Так бог Асклепий почитался как целитель, врачеватель, Панакея – покровительница лекарств, Гигиея – богиня здоровья, Махаон – военный хирург, Подалирий – внутренние болезни. Атрибут Асклепия и его дочери Гигиеи – змея (символ мудрости и обновления природы). Эти данные дошли до нас в памятниках литературы – «Илиаде» и «Одиссее». В древней Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Обучение врачебному искусству первоначально проводилось в Асклепийонах- это помещения для лечения в храмах Апполона и Артемиды. В храмах Артемиды обучали главным образом акушерству. Элементы медицины преподавались в школах – палестрах, где афинские подростки получали физическое воспитание. Постоянных врачей не было. В случае эпидемий приглашались странствующие врачи-ремесленники. В храмах Асклепия лечение сопровождалось использованием приемов внушения. В ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати. Характерной чертой древнегреческой медицины было большое внимание к физической культуре, и в связи с этим к личной гигиене. Передовые врачи греческой эпохи дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни.

Классический период. В этот период характерно появление философских школ различных направлений. Гиппократ- темпераменты. Одна и та же болезнь протекает неодинаково. Каждый организм имеет свои особенности. Медицина эллинистического периода. Медицина получила значительное развитие, главным образом анатомия и хирургия. Некоторые врачи наряду с лечебной практикой занимались запрещавшимися прежде вскрытиями трупов.

Медицина Древнего Рима

Медицинские знания Древнего Рима в большинстве своем были основаны на учении греческого врача – Гиппократа. Римляне активно пользовались всеми методами диагностики и лечения, известными в Древней Греции. На высоком уровне была развита травология, которая легла в основу многих современных представлений о лекарственных растениях.

Медицинские школы Древнего Рима

Основой медицинского учения Древнего Рима служили знания, полученные из греческой медицины. В первую очередь пользовались трудами Гиппократа, содержащими описания многих заболеваний и способов их лечения.

Медицинские школы в Древнем Риме появились в эпоху республики. Считалось, что врач должен владеть знаниями из области различных дисциплин. Некоторые лекари обучались в военных госпиталях. Помогая раненым, они приобретали новые знания в области анатомии и физиологии.

megalektsii.ru

Воспитание и школа в древнем Риме

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII – VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.

Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. «Вся наука из родного дома» – так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме – месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 –5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.

Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 – 534 до н. э.), что ему было дано «прекрасное образование по греческим образцам».

Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства – музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, «побуждают более мечтать, нежели действовать». Девиз «польза» можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской – абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников – ограниченное, обучение – преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно – философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ – готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

students-library.com

Школа и педагогика Древнего Рима — Мегаобучалка

Проходили века за веками, и Афинская государство начало терять свое могущество. Под давлением бурно растущей Римской империи Афины упадок. В Риме унаследовали некоторые лучшие традиции афинян, но на смену музыкальному воспитанию пришло воспитания ораторов.

 

Римская система воспитания и образования отвечала развития рабовладельческого строя, она сложилась в VI-V вв. до н.э. Это был период быстрого развития рабовладения и классового расслоения населения (патриции - рабовладельцы, свободное привилегированное населения и плебеи - всадники, беднота). Социально-классовое расслоение населения Древнего Рима наложило свой отпечаток и на систему воспитания. Для бедного населения здесь существовали элементарные частные и платные школы, для детей привилегированных слоев населения - грамматические школы. Элементарные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободно рожденного населения (плебеев). Там учили писать, читать и считать, знакомили с законами государства. Богатые и знатные люди предпочитали обучению своих сыновей грамоте в домашних условиях.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались дети знатных родителей. Учащиеся изучали грамматику, латинский и греческий языки, риторику (искусство красноречия с некоторыми сведениями из литературы и истории). В школах обоих типов учились только мальчики. Развитие этих школ был вызван необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто пытался занять руководящие должности в государстве.

Значительно позднее в Риме появились школы риторов, в которых дети знати готовились к государственной деятельности. Они изучали риторику, философию, правоведение, греческий язык, математику, музыку. Обучение в школах было платным. В середине первого тысячелетия до нашей эры частные грамматические и риторские школы были преобразованы в государственные.

Провозглашения христианства государственной религией Римской империи вызвало резкое изменение содержания обучения и воспитания детей в школах. Христианство предоставило школе ярко окрашенного религиозного характера, что снижало уровень умственного воспитания подрастающих поколений.

Итак,

Вследствие того. что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении.

В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.

 

3. Роль семьи в профилактике социально-отклоняющего поведения у детей

Подростковый возраст - это период формирования личности, выражающийся в усвоении норм морали, ценностей, социальных качеств, необходимых и общепринятых в данном социуме, а также мировоззрения, устойчивых взглядов на жизнь, интересов. Происходит идентификация себя. В процессе социализации неотъемлемым фактором социального развития личности являются агенты социализации. Ключевую роль традиционно играет семья – ячейка общества. Основные ценности, традиции и нормы морали ребенок получает в семье. От того насколько будет происходить правильное воспитание зависит дальнейшее восприятие социальной жизни подростком. Каждый ребенок–индивид и универсального метода воспитания нет. Но часто в период, незамеченного родителями, возрастного кризисного развития ребенка, т.е. это особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями, нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития [3], когда подросток неуправляем, раздражителен, груб, взрослые начинают воспитывать его только методом «кнута», результат вышеописанные – нарушения психики. Здесь можно объяснить суицидальное поведение детей.

Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.

Также причиной совершения преступления подростками являются полученные детские психологические травмы: алкоголизм и наркомания родителей, сексуальное насилие и т.д.

В последнее время функции семьи по воспитанию ребенка трансформируются, реализуются под воздействием других агентов социализации, в частности СМИ, школа, сверстники.

Второй период формирования личности происходит под активным воздействием Средств Массовой Коммуникации. Большой поток информации активно сопровождает подростка с детства, в последнее время, перенимая на себя те функции, которые ранее выполнялись семьёй. Интернет как свободный источник информации не регулирует ее объем и качество.

Школа как главный источник социализации ребенка после семьи теряет свои воспитательные и образовательные функции. Она перестала воспитывать в ребенке нормы морали, ценности, чувство патриотизма или подпитывать то, что заложено семьей – столь необходимого стране, тем самым снижается потребность у школьников учиться, а само качество обучения оставляет желать лучшего.

Невозможность контролировать игровой бизнес, распространение и легкодоступность наркотических средств, нехватка различных клубов по интересам для детей все эти «пятна» затрудняют адаптацию детей и подростков в социуме.

В настоящее время, именно взаимодействие всех агентов социализации формирует личность подростка. Главная роль здесь, безусловно отдана семье.

Ниже предложена одна из практических рекомендаций по профилактике девиантного поведения среди подростков с неблагополучных и нормальных семей.

Государство призвано охранять и защищать интересы детей. При невозможности семьи преодоления девиантности у ребенка, необходимо вмешательство государства в воспитательный процесс. Создание множества коррекционных школ – интернатов для детей с отклоняющимся поведением порождает только количественные индикаторы, где общество клеймит детей - девиантов, придает статус отверженных даже страшным словом «интернат», затрудняя тем самым их адаптацию в обществе. Необходимо создание специализированных детских учреждений для детей и из нормальных семей с дневным посещением с выраженной толерантностью со стороны педагогов и воспитателей, благополучным авторитетом данного учреждения и социальная успешность подростков будет зависеть от восприятия их обществом.

Создание такого реабилитационного центра не новизна, а качество, где необходима индивидуальная профессиональная помощь психологов не только ребенку, но и родителям, религиозное воспитание и учение, наставление на истинный путь, занятия в клубах по интересам, где произойдет не замена семьи, а комплексная помощь в воспитании. Цель данного учреждения обретения чувство любви, ценностей, нужности обществу. Сегодняшние дети – будущее завтрашнего дня. Необходима вера в трудных детей, их реабилитацию. Дети – легко контролируемый слой населения, подобие пластилина из которого общество, прежде всего, семья формирует личность. Но данный процесс социализации, не умоляет вину и причиненный вред подростком, не уклоняет их от моральной ответственности и общественного осуждения. Смысл такого желаемого отношения к детям – девиантам не жалеть, а предотвратить последующие правонарушения, помочь адаптироваться и найти себя. Цель данной рекомендации по созданию подобных учреждений – не замена семьи и лишение функций воспитания, а содействие и профессиональная комплексная помощь родителям и детям.

megaobuchalka.ru

Воспитание и школа в Древнем Риме — Мегаобучалка

 

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.

Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.

Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".

Начиная со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме большое влияние оказывала традиция эллинистических центров Античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, поскольку они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать главным в римском воспитании и обучении. Основная цель была обеспечить определенную карьеру или в военном деле или в политике.

В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств сдвухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например, прославление мухи. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

 

megaobuchalka.ru


Смотрите также