Шишаки это в древней руси. Боевые шлемы Великого княжества Литовского в 14-16 вв.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шлемы Московской Руси (1): шелом и шишак. Шишаки это в древней руси


Шлемы Московской Руси (1): шелом и шишак

Николай Чеботарев 02.09.2014

Шлемы

15 век, 16 век, 17 век, Великое княжество Литовское, князь Федор Мстиславский, король Фердинанд II, Кремль, Москва, Никита Давыдов, Оружейная палата, Русь, царь Михаил Романов, шелом, шишак, шлем, Шлемы Московской Руси

Как только не называют старинные  шлемы – и шеломами, и шишаками и железными колпаками. Примечательно, что за каждым из этих названий стоит вполне конкретный вид шлема.

Пришло время разложить все зубы по своим полкам. А чтобы информация не перемешалась в кучу, будем публиковать ее дозированно. Итак, сегодня мы рассказываем про шеломы и про шишаки.

Шелом

Шелом – долгожитель в военной истории Руси, где совсем не мирно просуществовал около 7 веков. Однако во времена Московской Руси они имели вполне определенную форму, которая не встречается в более древние времена:

Слева — шелом царевича Ивана, сына Иоанна Грозного, справа — шелом, найденный при раскопках в Китай-городе, Москва

Интересно, что шелом, обнаруженный в 2004 году в белорусском Мстиславле, очень похож на русские образцы, но принадлежал, скорее всего, воинам Великого княжества Литовского:

Шелом имел корпус циллиндро- или сфероконической формы и шпиль, на который, предположительно, мог крепиться флажок – «яловец».

Самые яркие представители шеломов Московской Руси – шеломы Иоанна Грозного (изготовлен до 1547 года) и его сына Иоанна Иоанновича (изготовлен до 1557 года).

К началу XVII века шелом устарел и его сменили распространившиеся в войсках шишаки. Однако некоторое количество шеломов продолжало оставаться в арсеналах Московской Руси «про запас».

Интересно, что в документах Оружейной Палаты, составленных в 17 веке, к шеломам относят высокие шлемы без шпиля, иногда снабженные защитой лица в виде металлической стрелки — «наносника». Кроме того, шеломами могли называть практически любые высокие шлемы, в том числе, произведенные за рубежом.

Например, вот такие:

Западноевропейские высокие шлемы «эпохи шеломов». Слева — шлем короля Кастилии, Арагона, Сицилии и Неаполя Фердинанда II  (кон. XV-нач. XVI вв). Справа — украшенный офицерский шлем «морион», ок. 1600 г.

 

Шишак

В отличие от шелома, шишаки были гораздо ниже (примерно в два раза) и имели более крутобокую форму.

Первое известие о шишаке на Руси четко датируются XIV столетием, а вернее 1359 годом, когда было составлено завещание великого князя Иоанна Иоанновича. В нем перечисляется имущество великого князя и сказано про «чечак золот с камением».

До конца неясно, имеется ли в виду головной убор или воинский шлем. Само же слово «шишак», скорее всего, было заимствовано из турецкого или венгерского языка.

Самыми древними шишаками на Руси считаются шлемы, найденные в Угловой Арсенальной башне Московского кремля. Произошло это, как часто случается, нежданно–негаданно.

Схема Арсенальной башни и колодец, на дне которого были обнаружены шишаки

Надо сказать, что  Арсенальная башня — самая мощная из всех 20 башен Кремля. Как и у всех ее соседок, у нее имелся свой секрет — колодец, который позволял защитникам Москвы всегда иметь под рукой воду.  Колодец этот питается от древних родников, а лишняя вода отводится в речку Неглинная по специальному каналу.

В 1975 году канал засорился. Вызвали землекопов и один из них, по фамилии Лебедев, нашел на дне колодца настоящий клад. Четыре стремени, множество белокаменных ядер и обрывки кольчуги. В некогда целый доспех были завернуты два шлема.

Тот и другой датируются 1500 годами, а вот как они туда попали на добрые полтысячи лет – неясно до сих пор.

Шишаки непростые. Они украшены серебром и медной полосой по венцу, оформлены растительным и штриховым орнаментом. Узор только подтверждает мнение о том, что оба шлема были изготовлены на Руси.

По нижнему шлему у нас немного больше информации. Он кован из железа, сверху покрыт медной инкрустацией. В основании его диаметр составляет 21 см, а у навершия 0,9 см. Высота шлема — 16,5 см.

Слева — шишак князя Федора Мстиславского. Справа — шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер — Никита Давыдов.

Более поздние шишаки снабжали дополнительными средствами защиты – назатыльником, наушами и козырьком. Сквозь козырек могли пропускать стрелку, для защиты лица и носа.

Шишаки просуществовали в войсках до самого конца XVII века. Интересно, что само слово «шишак» в XVI-XVII веках прилипло и к импортным шлемам круглобоких форм. А шишак хана Мухаммеда был занесен в описи как «шапка яркендского дела».

Шишак хана Мухаммеда

 

Литература

  • Ю. Н. Бохан. Шеломы «русского» типа из Мстиславля.
  • К.А. Жуков  Русские сфероконические шлемы развитого средневековья
  • Т.Д. Панова «Клады Кремля»
  • Каталог Собрания Московского Кремля. Архитектурная графика.
  • Блог «mayak-parnasa»

Продолжение следует…

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Шлемы Московской Руси - Курилка

Шлем князя Ярослава Всеволодовича

Этот шлем стал символом князя Александра Невского. При этом считается, что владел им его отец.А еще, именно с находки этого шлема в нашей стране пробудился интерес к Древней Руси.Было это в 1808 году около села Лыково Владимирской губернии. История банальнейшая: крестьянка Ларионова собирала орехи и «разглядела в кочке нечто блестящее».В тот же день она отдала найденные шлем и церковному старосте. С его подачи они пошли гулять по инстанциям и, в конце концов, дошли до самого царя Александра I, будущего победителя Наполеона.

Тот отдал шлем на изучение президенту Академии художеств А.Н. Оленину. Вскоре было объявлено, что непростой шлем принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. А в кочке он оказался потому, что был спрятан бежавшим с поля битвы князем.Насколько это обосновано, мы обсудим в конце статьи, а сейчас встречаем – шлем князя (предположительно) Ярослава Всеволодовича! Время и место

Вполне возможно, этот шлем изготовили (или только декорировали) во Владимиро-Суздальском княжестве. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси и украшения на шлеме очень похожи.Про датировку заметим, что кольчуга, найденная с ним, относится к XIII столетию, поскольку сплетена из плоских колец, снабженных радиальными бороздками. А раз предметы лежали "в комплекте", то и датируются они одинаково. Как две капли воды

Кстати. В Государственном историческом музее в Москве хранится точная копия шлема князя Ярослава. Совпадают размеры - оба высотой 19 см и 21 см. в диаметре, а форма и расположение накладок из цветного металла также идентичны.Оригинал можно увидеть только в Оружейной палате, где за ним закреплен инвентарный номер 4672(4385).Слева – шлем из Оружейной Палаты с целым лепестком, справа – его копия с расколотым лепестком, которая хранится в Государственном историческом музее Железный нос

Защита лица на этом шлеме заслуживает особого внимания. Наносник посеребрен, а "брови" позолочены.Сперва предполагалось, что изначально «железный нос» был полумаской, которая к моменту находки оказалась обломанной. Вот как на фото (слева):

Слева - шлем из Никольского с полумаской, справа - шлем из Киева, с защитой носа. В центре - прорисовка шлема князя Ярослава, каким он мог быть с полумаской.Соответственно, находка была зарисована с полумаской - как на центральной части фото. Но затем выяснилось, что художником за нижние части полумаски были ошибочно приняты фрагменты кольчуги, лежавшей под шлемом. Сейчас уже точно доказано, что защита лица на шлеме князя Ярослава аналогична второму варианту (справа).Однако было поздно: рисунки шлема князя Ярослава именно с полумаской уже разошлись по стране и прочно вошли в массовую культуру.

Кстати, заметьте: железный "нос" имеет четко выраженное ребро жесткости, так же, как и "брови". Это сделано для укрепления защиты. Погнуть такой наносник гораздо сложнее, чем обычную железную пластину.

Как был сделан купол

Купол средневековых шлемов обычно собирали из нескольких кусков металла. Есть три основные схемы сборки - из двух сегментов, из трех и из четырех.

Схему сборки средневекового шлема из четырех частей мы разъяснили в статье Гъермундбю: самый знаменитый шлем викинга

Из какого количества пластин был собран шлем князя Ярослава - неизвестно. Виной тому плохая сохранность шлема, который рассыпался бы, не подложи музейщики под него специальную подставку, что повторяет форму купола.Поэтому схему сборки шлема князя Ярослава мы можем лишь предполагать. Вероятнее всего, он был собран из трех выпуклых пластин, наклепанных краями друг на дружку. Кокарда православного воина

Налобная икона во всей красе. Любуйтесь.А вот что с ней не так - мы расскажем дальше.Налобная икона это своего рода кокарда воина-христианина. На ней мы видим архангела Михаила. Он, кстати, имеет самое прямое отношение к воинской культуре Средних веков.

На Руси его изображали в доспехах, с оружием в руках. На Западе, по словам Эварта Окшотта, при посвящении в рыцари звучала заветная формула «во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия».Во всем христианском мире его образ сопутствует победе - как над врагом, так и над болезнью. Корнем зла в обоих случаях является дьявол, который насылает на людей беды.А Михаил известен как архистратиг, то есть главнокомандующий небесным воинством. Именно он стоит у райских врат с огненным мечом в руках, он же – согласно Апокалипсису, победит в последней битве добра со злом. Словом, абсолютный рыцарь, что было в те годы весьма актуально.

Текст, который идет по периметру образа, гласит «Великий архистратиг Господень Михаил, помоги рабу своему Феодору». Здесь необходимо вспомнить, что на Руси князья часто имели двойное имя – одно – родовое, другое – в крещении. Ярослав как раз и был крещен именем Федор. Четыре лика на своде купола

Иисус на шлеме князя Ярослава ВсеволодовичаЕще одно украшение находится «на макушке» шлема. Она имеет звездчатую форму и несет на себе изображения, во-первых, Господа Вседержителя, а во-вторых – святых Георгия, Василия и, заметьте, Федора.

Современным языком можно сказать, что этот шлем «брендирован» под некоего Федора.

В центре «звезды» находится шпиль, сохранившийся частично. В былые времена на него мог ставиться конский хвост или флажок-яловец, то есть знак, выделяющий командира в бою. Барсы и грифоны

И последнее украшение шлема – декоративная кайма по его нижнему срезу.Она несет на себе изображения птиц, а также зверей - вполне реальных барсов и совершенно мифических грифонов. Все изображения разделяются лилиями и листьями, отчеканенными на латунном ободе. Толщина его примерно 0,8 мм.Функция венца полностью не разгадана: то ли на него вешалась кольчужная бармица, то ли венец выступал в роли прокладки, а бармица вешалась на корпус шлема через несколько сквозных отверстий.И вот тут всплывает самое интересное – шлем часто и не всегда аккуратно переделывали. Что не так со шлемом князя Ярослава?

Мы сейчас покажем те же самые фото, но только с акцентами. Уверяем, вы посмотрите на этот шлем другими глазами!1. Полумаска грубо приколочена поверх налобной иконы.

Как видим, заклепки далеко не идеально вписались в надбровные дуги.Теперь смотрим на следующее фото. Видите в красных рамках заклепки? Тоже весьма неаккуратная работа. Расстояние от края заклепки до края приклепанной декоративной полосы разное.

2. Икона не для шлемаСмотрим внимательно на икону, которая украшает шлем.Скорее всего, изначально она не предназначалась для крепления на шлем князя.Ведь тогда в ней были бы продуманы отверстия для крепления. Но их нет. Поэтому икона приколочена прямо сквозь буквы, идущие по периметру иконы. Это сильно затрудняет чтение.

Откуда взялась икона неясно. Ее могли подарить владельцу шлема, или он мог захватить ее во время военного похода на соседнее княжество. А потом уже установить на свой шлем. Словом, вариантов масса и простор для гипотез безграничный. Ясно одно - изначально ее на шлеме не было.

Кроме того, поверх иконы еще и полумаску приколотили - так же без особого благоговения. Посмотрите: ноги Архангела Михаила от щиколотки вниз перекрыты полумаской.3. Навершие поверх ликовЕще один случай перекрытия святыни - навершие. Смотрите: оно было приклепано прямо на чеканные изображения:

Так каким же был шлем изначально?

Изначально "шлем князя Ярослава" мог быть просто каской с изображением святых образов на макушке. Очень похожий шлем был найден летом 1959 года в Саратовской области, немного южнее города Энгельс:

Многие археологи считают их близкими родственниками. Вполне возможно, что так оно и было, и лишь впоследствии к нему приколотили шпиль и икону, а потом венец и наносник.Скорее всего, шлем носили несколько человек - каждый в свое время. Поэтому его переделывали под вкусы разных владельцев. А вот был ли среди них князь Ярослав Всеволодович - это отдельный, весьма интересный вопрос.

Аргументы "ЗА"

  • Ярослав жил в XIII веке
  • В крещении он носил имя Федор, что сочетается с надписью на иконе
  • Ярослав Всеволодович в 1238-1246 годах княжил во Владимире, а на шлеме обнаружены мотивы Владимиро-Суздальской белокаменной резьбы

Аргументы "ПРОТИВ"

Главный аргумент. Надпись на иконе "раба своего Феодора" вовсе не обязательно соотносится с Ярославом - Феодором.
  • Во-первых, первенец Ярослава Всеволодовича тоже носил это имя. Слабость этой версии - возраст: Федор прожил всего 13 лет и умер накануне собственной свадьбы.
  • Во-вторых, в смерти князя Ярослава подозревают одного из бояр по имени Федор Ярунович.
  • А еще имя Федор носил великий князь Ростовский, который правил в 1270—1294 годах, то есть так же в XIII веке.
Шлем мог принадлежать любому из них. И даже какому-то Федору, из числа высокопоставленных дружинников, которого мы не знаем.А значит, делать какие-то выводы, основываясь лишь на имени, датировке, географии и статусности - не стоит. Нужны более точные доказательства, которых у нас пока нет.А у вас какие аргументы - "за" или "против"?

http://ludota.ru

arkaim.co

Шишаки - это... Что такое Шишаки?

Cело Шишаки, Миргородщина. Открытка 1910 г.

Шишаки (укр. Шишаки) — посёлок городского типа, Шишацкий поселковый совет, Шишацкий район, Полтавская область, Украина.

Код КОАТУУ — 5325755100. Население по переписи 2001 года составляло 5252 человека [1].

Является административным центром Шишацкого района и административным центром Шишацкого поселкового совета, в который, кроме того, входят сёла Бабичи, Вишневое, Григоровщина, Легейды, Толстое, Хвощево, Ходосиха и Чернышевка.

Географическое положение

Посёлок городского типа Шишаки находится на левом берегу реки Псёл, выше по течению на расстоянии в 3 км расположено село Великий Перевоз, ниже по течению на расстоянии в 4 км расположено село Яреськи. По селу протекает пересыхающий ручей с запрудой. Рядом проходит автомобильная дорога править] Происхождение названия

На территории Украины 3 населённых пункта с названием Шишаки.

История

  • 1399 — первое упоминание в документах.
  • 1970 — присвоено статус посёлок городского типа.
  • День города в Шишаках празднуется каждое 2-е воскресенье августа.

Население

Численность населения по годам

Промышленность

.

  • Шишацкий завод минеральных вод
  • Шишацкий межхозяйственный комбикормовый завод.
  • Шишацкий хлебокомбинат.
  • АФ «Шишацкая», ООО.
  • ОАО «Ремонтно-транспортное предприятие».

Объекты социальной сферы

  • Специальная школа экологического и украиноведческого профиля им. В.И.Вернадского.
  • Дом культуры.
  • Шишацкий краеведческий музей.

Достопримечательности

Археологические памятники

Среди археологических памятников, обнаруженных в Шишаках, имеются 5 курганов, найдены кремневые изделия эпохи неолита, 2 погребения эпохи бронзы. В урочище Дерновая Долина найдены поселения ранних славян Черняховской культуры (II—VI век).

Памятники

Примечания

День посёлка - 08 августа

dic.academic.ru

Шишак - это... Что такое Шишак?

Древнемонгольский шишак с личиной Шишак царя Михаила Романова. Москва. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка. ГММК

Шишак (вероятно, от венг. sisak[1]) — тип шлема.

История

У восточных народов употреблялись довольно разнообразные шлемы в виде шишаков, полусферической формы с возвышением на макушке и навершием — шишечкой. Часто они были с совершенно открытым лицом, на которое иногда опускался лишь тонкий наносник. Иногда лицо закрывала личина. Монгольские шлемы имели куполообразную форму; такую же форму, но несколько ниже, имеют индо-мусульманские шишаки, к которым для защиты затылка и щёк прикреплялась кольчужная бармица. Почти все формы восточных шлемов повторились в России, были заимствованы Польшей и проникли даже на Запад, где шишак в XVI и ХVII вв. занимал весьма видное место.

На Руси название шишак (чечак) впервые встречается в 1359 году в завещании князя Ивана Ивановича; в конце XV века они распространяются среди простых воинов. Иногда их надевали под шеломы. С середины XVI века цельнокованные шишаки в Московском Царстве становятся наиболее массовым типом шлемов, а с начала XVII — вместе с шапками железными получают полное преобладание.

Шапки иерихонские иногда отличаются особой формой и, если использовались знатью, то были роскошной работы с серебром и золотом; такой же формы, но медные, шапки носились простыми всадниками и назывались шапками медяными. Они, как кавалерийские шлемы, снабжались козырьком с наносником, наушами и назатыльником.

В «Уставе хитростей ратного строения…» железные шишаки имеет смысл носить солдатам, вооружённым мушкетами которые назывались мушкетёрами — :

«Да мушкетёру же надобен шишак (шлем) потому, что не одно, что от посеку, но и на приступех от каменья и от горячей воды и от иных мер, и для того мушкетёру шишак добре пригож, что на затравках и в напусках от рейтар большая поруха над головою живёт».

Примечания

  1. ↑ Vasmer’s Etymological Dictionary

Ссылки

dal.academic.ru

Шишаки - это... Что такое Шишаки?

Cело Шишаки, Миргородщина. Открытка 1910 г.

Шишаки (укр. Шишаки) — посёлок городского типа, Шишацкий поселковый совет, Шишацкий район, Полтавская область, Украина.

Код КОАТУУ — 5325755100. Население по переписи 2001 года составляло 5252 человека [1].

Является административным центром Шишацкого района и административным центром Шишацкого поселкового совета, в который, кроме того, входят сёла Бабичи, Вишневое, Григоровщина, Легейды, Толстое, Хвощево, Ходосиха и Чернышевка.

Географическое положение

Посёлок городского типа Шишаки находится на левом берегу реки Псёл, выше по течению на расстоянии в 3 км расположено село Великий Перевоз, ниже по течению на расстоянии в 4 км расположено село Яреськи. По селу протекает пересыхающий ручей с запрудой. Рядом проходит автомобильная дорога править] Происхождение названия

На территории Украины 3 населённых пункта с названием Шишаки.

История

  • 1399 — первое упоминание в документах.
  • 1970 — присвоено статус посёлок городского типа.
  • День города в Шишаках празднуется каждое 2-е воскресенье августа.

Население

Численность населения по годам

Промышленность

.

  • Шишацкий завод минеральных вод
  • Шишацкий межхозяйственный комбикормовый завод.
  • Шишацкий хлебокомбинат.
  • АФ «Шишацкая», ООО.
  • ОАО «Ремонтно-транспортное предприятие».

Объекты социальной сферы

  • Специальная школа экологического и украиноведческого профиля им. В.И.Вернадского.
  • Дом культуры.
  • Шишацкий краеведческий музей.

Достопримечательности

Археологические памятники

Среди археологических памятников, обнаруженных в Шишаках, имеются 5 курганов, найдены кремневые изделия эпохи неолита, 2 погребения эпохи бронзы. В урочище Дерновая Долина найдены поселения ранних славян Черняховской культуры (II—VI век).

Памятники

Примечания

День посёлка - 08 августа

ushakov.academic.ru

Боевые шлемы Великого княжества Литовского в 14-16 вв.

 Наиболее ранним видом головных защитных уборов, употреблявшихся на землях Великого  княжества Литовского, были да называемые  шеломы, известные еще в Древней Руси. Характерной чертой древнерусских боевых  шлемов являлась вытянутая вверх форма корпуса (кованного либо склепанного из нескольких частей), прикрывавшего только череп. Существенным, но необязательным дополнением к корпусу этого наголовья была бармица - эластичное,  кольчужное покрытие ушей, шеи, щек и бороды воина.

Бармица древнерусских шеломов крепилась к корпусу  наглухо, для чего на нижней стороне последнего помещались специальные отверстия. Подчас вместо бармицы употреблялся капюшон в виде кольчужной шапки, которая носилась под шлемом и имела продленные с боков  и сзади стороны, что спадали на плечи и могли застегиваться на подбородке. Шелом связывается с татарской традицией, но конструкция шлема свидетельствовует, что он мог быть переделан со шлема по образцу баскинетов.

В XIV - XVI вв. в Великом княжестве Литовском под шлемами понимали открытые шлемы нескольких видов. Как наследство древнерусских времен тут существовали наголовьи сфероконичной  и цилиндрической  форм, которые наверху венчались шпилем, часто с шариком - "яблоком" или флажком - "яловцом". Характерные примеры таких шлемов были найдены на территории Пруссии. Как считают исследователи, они могли быть утеряны воинами  ВКЛ во время похода на Грюнвальд в 1410 г.

 

Шлем, найденный на территории Пруссии. Возможно, принадлежал ратнику армии

княжества Литовского во время похода к Грюнвальду в 1410 г.

Шлем из собрания  Радзивиллов в Несвиже. Около XIV-XV вв.

Появление в XIV в. в Великом княжестве татарских колонистов обусловило использование тут некоторых восточных элементов вооружения, в том числе татарских шлемов, которые даже специально заказывались за границей, в том числе в таких западных городах, как Краков. В то же время тут получили распространение и шлемы западного типа, для которых  были характерны корпуса в виде   раздутого конуса. Усовершенствованные  варианты таких наголовьев имели продления  с боков  и сзади шлема, которые защищали уши и шею. Такие шлемы называют также "бацинетами", баскинетами". Бацинеты часто фигурируют на печатях литовских князей конца XIV - первой половины XV вв., а также в списках вооружения, высылаемого в ВКЛ из Польши в рамках подготовки к решающему столкновению из Тевтонским орденом.Шлемы оставались в княжестве одним из наиболее популярных типов боевых наголовьев к середине XVI в., после чего они выходят из боевого обихода, уступая место более  совершенным шлемам.

Открытый бацинет. Реконструкция.

В XIV в. в Большом княжестве Литовском, как и в других странах Европы, распространяется один из наиболее совершенных типов шлемов - прилбица. Термин "прилбица" был заимствован из польского языка и обозначал любимый шлем из подвижной частью, которая защищает лицо. Конструкция, форма и размеры этой части могли быть разными, но она должна была быть мобильной (отклоняться или отцепляться) и не составлять  одного целого с корпусом конической формы.

 

Прилбица "песья морда". Германия, около 1400-1410 гг.

Прилбица "песья морда"  с забралом  на лобной завесе. Германия, конец XIV - начало XV вв.

Наиболее ранними формами прилбиц являлись бацинеты, обеспеченные подвижным наносникам, чаще в виде продленного треугольника. Нижний, широкий конец наносника крепился к подбородочной части бармицы, верхний же, обеспеченный петлей, цеплялся за специальный крючок на лобной части шлема.  Во второй половине XIV в.  появились прилбицы с занавесью-забралом, что целиком закрывало лицо и снабжалась смотровой щелью  и отверстиями для дыхания. Первоначальная занавесь  отбрасывалась на шлем, крепилась  на одной лобной завесе, в дальнейшем начали использоваться два височные шарнира.

   Песья морда. Реконструкция.

 

Шарнирное  забрало могло  иметь дополнительные шплинтовые  завесы, что позволяло целиком снимать ее. В целях  повышения прочности  забрало приобретало вытянутые очертания, благодаря им  такой шлем получил название "песья морда" (от ням. Hundsgugel)."Песьи морды" неоднократно фиксируются на печатях литовских князей, а также в письменных источниках, где описывается обеспечение оружием воинов ВКЛ в конце XIV - первой половине XV вв. Большая функциональность прилбиц на основе бацинетов  обусловила  довольно позднее их существование; западные изобразительные источники фиксируют такие шлемы еще в конце XV и даже в начале XVI в, а в арсеналах феодалов  Великого  княжества они могли сохраняться даже в конце  XVI века.Около 1420 г. в Италии была сконструирована прилбица младшего типа - "армэ", армет ли" (от англ. armet). Шлем отлично охранял голову и был очень удобным. 

 

 

Детский доспех великого князя Литовского Сигизмунда АвгустаПрилбица армэ в максимилиановском стиле. Реконструкция.

В течение XVI в. прилбица  младшего типа изведала ряд модификаций. Рядом из традиционным "армэ" все чаще используются прилбицы, в которых вместо  пары "щек" преграждает цельный забралоподобный  подбородник, прикрепленный за шлем на общих с  занавесом боковых шарнирах. Замыкание похожих шлемов на голове осуществлялась не на подбородке, а по обеим сторонам шеи. Подбородники некоторых прилбиц стали дополняться металлическими воротниками, прикрепленными наглухо, что ликвидировало щели в районе горла и практично превращала шлем в одно целое с доспехом, сконструированным таким образом, что напускались на   доспех и охватывали  специальный отогнутый бортик, размещенный по его горловому срезу. Забрало, первоначально оформленное  в виде воробьиного клюва, приобретает форму кузнечных мешков либо скругленной мартышкиной морды, а после 1540 г. - опять клюва, однако разделенного на две части, верхнюю и нижнюю, что сделало завесь еще более мобильной.

В княжестве Литовском салады использовались менее всего с  конца XV в. Наибольшую ценность представляют оригинальные шлемы, один из которых был найден в Мстиславе и датируется, очевидно, 70-80-ми гг. в. В Парижском артиллерийском музее находится салада, которая принадлежала к доспехам  Николая Радзивилла Черного, произведенного около 1555 г. известным нюрнбергским мастером  Кунцем Лохнером. Салада принадлежала к турнирным и была сделана  для специального саксонского поединка через барьер. В конце  XV - первой половине XVI вв. салады были достаточно популярны в ВКЛ, причем они могли обеспечиваться забралами, аналогичными тем, какие были характерны для тогдашних прилбиц и  "армэ".

Доспех пехотинца с капелиной. Германия 15 век.Салады Великого княжества.

В XVI в. в   княжестве Литовском употреблялись все модификации "армэ", распространенные  в тогдашней Европе. К середине этого столетия прилбицы превращаются тут в самый популярный вид шлемов, используемых и в комплекте из всеми видами доспехов, и в общем как единственный вид предохранительного вооружения.В целях облегчения "армэ" с  них со временем снимали забрала  и даже "щеки", и в итоге получалось наголовье, приближенное по своим боевым качествам  к шлему. Кроме того, под прилбицами подчас понимались шлемы, в которых  функцию защиты лица  исполняло кольчужное плетение. Похожие прилбицы  известны  также как "мисюрки". Они  наиболее активно использовались легковооруженными кавалеристами, склонными к заимствованию восточного вооружения.Начиная со  второй половины XIV в. в Великом  княжестве Литовском можно заметить использование капелин, которые использовали ратники  в Европе с XII в. Они получили свое название из-за сходство с металлической шляпой. Края их опускались вниз. В ряде случаев края опускались так низко, что закрывали верхнюю часть лица; в таких случаях они прорезались щелью для обзора, что  превращало капелин в полузакрытый шлем, а при добавлении накладного подбородника - "барта" - в целиком закрытый.

 

Шишак из собрания  Тышкевичей в Логойске. Южная Германия, середина XVI в.

Доспех Никопая Радзивилла Черного в комплекте с открытым  штурмгабом.

Нюрнбергский мастер Кунц Лохнер. Около 1550 г.

Капелины впервые фиксируются на литовских печатях 1379 г. Они  представляют собой конусообразные шлемы с "яблоком" на острие и неширокими полями. Более типичную форму имеют капелины, предоставленные на миниатюрах Радзивиловской летописи. Тут фиксируются капелины двух видов - со сфероконичным корпусом  с "яблоком" на невысоком шпиле и с корпусом сферической формы. Оба варианты шлемов имеют широкие приопущенные поля, что делает шлемы более глубокими. Такие наголовья широко употреблялись в XIV-XVI вв. по всей Европе.

Шишак венгерского типа. Южная Германия. Николая Радзивилла Черного. 1561 год.

На землях Великого княжества Литовского штурмгабы употреблялись с середины XVI в., хотя спорадически они могли использоваться и раньше.Одновременно со штурмгабами в   княжестве Литовском шло быстрое  распространение конструкционно близких к ним шишаков.   Во второй половине 16-го столетия шишаки приобрели такую популярность в ВКЛ, что вышли на второе место после прилбиц, а вскоре стали неотъемлемым атрибутом наиболее сильного  вида кавалерии Речи Посполитой -- гусар.

В современной европейской исторической  науке о доспехах и оружии  считается, что в основе происхождения  штурмгаба (от нем. Sturmhaube) лежал салад. Однако не исключено, что на создание таких шлемов оказал также влияние "армэ". Основу штурмгаба составлял корпус с  подвижным либо неподвижным брыльком, чаще с гребнем и с  подвижными "щеками" или подбородникам на шарнирах. Прикрытие  затылка и шеи осуществлялась как при помощи вытянутой тыльной части корпуса шлема, для чего добавлялся назатыльник. Как правило, штурмгабы выступали в качестве  открытого  шлема, однако употреблялись также экземпляры с защитой лица в виде маскоподобной занавеси  либо расширенного подбородника - "барта" со смотровой щелью. Во второй половине XVI в. бытовали также штурмгабы с подвижными наносниками - "стрелкой", пропущенной через отверстие. 

Источник: Ю.Бохан. Оружие Великого Княжества Литовского. Мн. 2003 год. (бел. яз) {jcomments on}

armflot.ru

оружие и доспехи Древней и Средневековой Руси. Шлемы Древней Руси.

***Шлемы Древней и Средневековой Руси***

Краткая история     Шелом     Шишак     Бумажная шапка     Подшлемник

 

"Сядем, братья, на своих борзых коней, выпьем, братья, шеломом своим воды быстрого Дона" ("Задонщина")

Краткая история

     Когда точно появились шлемы (="шеломы;"шоломы") на Руси, сказать трудно. Археологические находки и письменные источники (Луитпранд пишет об этом в 941 г., чуть позже сообщает Лев Диакон*) указывают на то, что первые шлемы пришли к нам в последнюю четверть IX века, причём все они имели коническую форму. Такие шлемы встречаются на восточных блюдах VII-VIII веков. Именно с востока, по предположениям историков, они проникают и на территорию Древней Руси, а потом, в XI веке в Европу [1], где продержатся вплоть до XIV века.      В отличие от Европы, у нас конические шлемы не прижились, их вскоре сменили шлемы сфероконической формы, которые до середины XVI века оставались самой распространённой формой налоговья. Отвесный удар, нанесённый по такому шлему, благодаря его особенностям, легко соскальзывал по плоскости тульи. Важно отметить, что шлемы, сделанные на Руси, впоследствии стали пользоваться немалой популярностью на западе. Да и по количеству найденных археологами шлемов X-XIII века мы намного обогнали другие страны. Другим центром производства шлемов по русским образцам считается Польша.     В конце XII - XIII веках наблюдается процесс усиления защиты наголовья: к шлемам стали присоединять полумаску, шпилевидное навершие и, кроме того, немного менять форму. В XIV веке такие шлемы назовут шишаками. Впоследствии на основе сфероконической и конической шапки, а также дополнительных защитных приспособлений (бармица, наносник, большие железные крылья по бокам - науши, назатыльник - для защиты шеи) появилось много разновидностей наголовья: колпаки, шапки медные и железные с козырьком, шапки бумажные, наконец, ерихонки. Судя по старинным изображениям наши воины могли также носить кольчужные капюшоны - изобретение рыцарей Западной Европы.    Известно, что на Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издалека. Истинному воину не приличествует прятаться от врагов, да и легче по блестящему шлему найти на ратном поле своего предводителя. Обычно на шлеме укрепляли золотые, серебряные и железные накладки и бляшки, часто в местах склёпки пластин. На каждой из них могли быть изображены растительные узоры, сцены из языческой, позже - христианской истории Руси, или выбиты слова магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, потому простые воины часто шли в бой без защитного наголовья.      Шлем как часть вооружения имел большое символическое значение. С ранних пор он становится непременным абрибутом воина. Возможно, поэтому русские цари, чья власть опиралась прежде всего на военную силу, выбрали символом своей власти именно шапку, прообразом которой можно считать шелом предводителя войска.      Кстати богатые воины могли носить сразу два шлема, один из которых служил в качестве своеобразного "подшлемника", не того, который смягчал удары, а просто лёгкого шлема для повседневного ношения. 

Шелом

     Шлемы сначала делали из двух или четырёх изогнутых пластин, которые последовательно закрепляли друг с другом заклёпками (хотя известны образцы из одного куска). Для защиты шеи воинов, особенно от удара сзади, к шлему прикреплялся обруч и на нём - сетка из крупных кольчужных колец - бармица. Она могла украшаться оторочкой из бронзовых или золотых колечек. В литературе встречаются сведения, что кольчужная бармица могла быть заменена кожаной или войлочной. Однако вопрос о том, насколько она был распространена, остается весьма спорным.      Позже в дополнение к бармице к шлему прикрепляли наносник, который мог повторять форму носа, и полумаску с выкружками для глаз. Эти части защиты называли соответственно нос и личина.

Шишак

     Шишак (слово венг. или турец. происх.) в отличие от шелома имел более крутую купольную форму, а также длинный шпиль - навершие. Навершие могло отделяться от основания шариком - яблоком, а на конце заканчиваться втулкой и флажком - яловцем. Красный яловец появился на шеломах в XII, но особое распространение получил в XV-XVI веке. "Аки пламя огнено пашется",- говорится про яловцы в описании Мамаева побоища.

     В XII-XIII появляются маски (= "личины") с прорезями для глаз, носовыми отверстиями,  ушами. Иногда на ухе и подбородке личины для скрепления с кольчугой и бармицей имелись специальные колечки. Маска чаще была неподвижной, но, если крепилась с помощью шарниров, могла подниматься.      По некоторым поверьям воин скрывал под маской своё лицо от Бога. Таким образом, творя на поле боя ужасные деяния, скрытый под маской воин, оставался незамеченным и чист от ратных грехов.

     Чуть позже появились шишаки, на которых кольчужная сетка закрывала не только заднюю часть шеи, но, при желании, всё лицо, оставляя видимыми только глаза (см. рис.). С другой стороны, имеются сведения о том, что маски, наоборот, имели некоторое портретное сходство с хозяином. Это давало возможность узнать предводителя в битве.      Первые сведения о шишаках встречаются в завещании великого князя Ивана Ивановича в 1359 году [2]. Это же первое свидетельство появления шишака в Европе. Известно также, что именно шишак с полумаской, покидая поле битвы, бросил  князь Ярослав Всеволодович в 1216 году**. Распространение в первой половине XIII веке крутобоких куполовидных шеломов с полумасками, хорошо защищавших даже от прямого удара в конном бою, объясняется процветанием в то время междоусобных войн и усилением роли кавалерии.

Бумажная шапка

     Бумажная шапка, скорее всего, была заимствована у восточных народов. Такая шапка делалась не из металла, а из какого-то плотного материала (на вате из сукна, бумажных или шёлковых материалов). По форме шапка переняла у железных наголовий все особенности защиты (закрытая шея, науши, назатыльник, наносник). Кроме того, для дополнительной защиты шапка могла простёгиваться и укрепляться кольчужной сетью.      Наибольшее распространение бумажная шапка получила в XVI веке.

Подшлемник

     Подшлемник (или прилибица, от польского - "шлем") представлял собой мягкую, амортизирующую удар шапочку, которая одевалась под шлем. Согласно летописным сведениям подшлемник могли делать из барсучьего и даже волчьего меха.

      В арабских наставлениях также говорится, что для шлема необходима войлочная выстилка, чтобы "лучше рассеять силу удара". Впервые прилибица упоминается в летописях в 1189 г., как меховой подшлемник.  За неимением подшлемника под железное наголовье иногда одевали меховую шапку.

© Ольга Фёдорова, 2006  

* Лев Диакон - византийский историк, автор "Истории в X книгах" о событиях 959-976 гг.

** Липецкая битва 1216 года положила конец противостоянию Владимира и Новгорода в пользу последнего.

[1] Кирпичников А.Н. Медведев А.Ф. Вооружение//Древняя Русь. Город. Замок. Село. М.,1985 г.[2] В. Шпаковский. Д. Николле. Русская армия в 1250-1500 гг. Изд-во: "Астрель", 2004 год.

Наверх

Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите. Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.  

larussie.narod.ru