Самый древний памятник тюркской письменности. 9. Памятники древнетюркской письменности. Письменные источники по истории и культуре тюрков.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Памятники древнетюркской письменности. Самый древний памятник тюркской письменности


Памятники древнетюркской письменности | История Казахстана

На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности.

Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа.

Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке.

 В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности.

Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран.

 Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков.

Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы.

Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.

Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.

 В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость».

 Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа.

ibrain.kz

Памятники письменности древних тюрков — Мегаобучалка

На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности.

Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа.

Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке.

В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности.

 

Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран.

Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков.

Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы.

Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.

Значение эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.

В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость».

Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа.

megaobuchalka.ru

9. Памятники древнетюркской письменности. Письменные источники по истории и культуре тюрков.

В начальный период истории Тюркского каганата, не позднее второй половины 7 в., на основе согдийской письменности, дополненной несколькими знаками возникло новое письмо.

Древнетюркское письмо было впервые открыто в долине реки Енисея в 20-х гг. 17 в. немецким ученным Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра 1, и сопровождавшим его пленным шведским офицером Страленбергом. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами. В 1889 г. русский ученный Ядринцев открыл в Северной Монголии, в долине реки Орхон, огромные каменные стелы с руническими надписями. По месту находки основных памятников это письмо стали называть «орхоно-енисейским».

Самые крупными образцами рунического письма являются памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги. Они были воздвигнуты в эпоху второго Тюркского каганата (689-744 гг.) и Уйгурского каганата (745-840 гг.). Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские надписи – стелы в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735 гг., а так же стела советника каганов второго Тюркского каганата Тоньюкука, созданная вскоре после 716 г., еще при его жизни.

На территории Ср. Азии и К. следует выделить 2 группы рунических памятников – ферганскую (мелкие надписи на керамике, 8 в.) и семиреченскую (на территории Кыргызстана и К.). Сюда относятся одиннадцать надписей на камнях-валунах (8 в.) и наскальные тексты в ущелье Терек-сай (долина реки Талас), надписи на керамике, обнаруженные близ г. Джамбул, мелкие надписи или отдельные значки на монетах и бытовых предметах, надпись на деревянной палочке (выявлена при горных работах в долине р. Талас), а так же надписи на двух бронзовых зеркалах из Восточного К. и краткая надпись на глиняной пряслице с Талгарского городища (близ г. Алматы).

10. Верование и религии древних тюрков.

Основой религии древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу. Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам Иер Су и Умай.

Тенгрианская космология подразделяла Вселенную на 3 сферы: подземный мир, наземный мир и небесная сфера.

Буддизм-проник в Ю.К. в 1 веке до нашей эры. Распространение- канглы, согдийцы. С 6 века тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятники буддизма- два буддийских храма в Чуйской долине, подземный монастырь в Испиджабе, бронзовые сереьряные статуэтки.

Христианство-7-8 вв. Ю.К. и Семиречье. Христианство несторианского толка.Центр- город Мерв. В Таразе и Мерке действовали христианские церкви.

Манихейство-3в н.э Распространение согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья: Тараз- бронзовый медальон с женским изображением и с Луной.

Зороастризм- 7-6 вв. д.н.э. Почитание 4 стихий Природы. Распространение согдийцы.

Памятники- Отрар, Костобе.

Ислам- 8-9 вв. Аль-Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедер. 9-11 вв. постройка мечети в Баласагуне. Распространение мусульманских погребальных обрядов. Ранние мусульманские некрополи открыты в отрарском оазисе. 11-12вв. мавзолеи в Буранинском городище.

Язык и письменность- сер.1 тыс. складывается: булгарско-хазарская, западнотюркская и карлукская языковые группы. В 8 веке из западнотюркского направления- кимако-кыпчакская группа. 9-11 вв.-распространение арабского языка.

Первое сообщение о письменности тюрков- Менандр Протектор. Древние памятники древнетюркской письменности- Северная Монголия (р.Орхон, Толы)-каменные стелы Бильге кагану , Кюльтегину и Тоньюкоку. Впервые древнетюрксике памятники открыты на р.Енисей в 18 в. учеными Миссершмидт и Страленберг. Из – за сходства со скандинавским древнетюркское письмо называют руническим.

1889г. Ядринцев обнаружил рунический памятник в Северной Монголии. В 1893г. Вильгельм Томпсон впервые расшифровал руническую письменность тюрков, а также расшифровкой занимались- Мелиоранский. Кляшторный, Айдаров.

В Казахстане древнетюркские памятники найдены в таласской долине (5-6 вв).

Таким образом, тюркско-руническая письменность (6-4 в.д.н.э.) восходит к сакскому периоду.

studfiles.net

Памятники тюркских народов

Автор: Admin

Комментариев пока нет

1. Вопросы типологии памятников духовной культуры и взаимная связь их содержания.2. Этапы развития памятников рунической письменности. Связь рунических текстов с эпическими произведениями и памятниками монументального изобразительного искусства.3. Роль и место памятников духовной культуры в истории формирования и развития тюркского государства.

Памятники тюркских народов, представленные в различных типах и формах источников, прежде всего, необходимо классифицировать по их содержанию. Содержательная часть источника должна отражать ее ценность как памятника духовной культуры народа. В процессе типологического анализа источников необходимо выделить их особенности, представленные в формальных критериях и признаках, позволяющих выявить их ценностные характеристики, служащие в качестве идеологических маркеров духовной культуры тюркских народов. Комплексный анализ памятников духовной культуры тюркских народов должен быть нацелен на обучение и приобретение умения осмысленно познать ценность того или иного источника. Типологический анализ памятников рунической письменности необходимо проводить совместно со сравнительно-сопоставительным анализом с данными различных древних письменных источников, сфрагистики, нумизматики, петроглифистики, памятников монументального искусства. В источниковедческом познании представляется важным обучение логически выверенному анализу источника на фоне широкого временного и пространственного распространения различных типов памятников в ареале обитания тюркского мира.

Культурологическая ценность знаний, приобретенных в процессе познания методов и методологии исследования комплекса источников, нацеленных на познание истории зарождения, формирования и развития артефакта, представляют собой основные способы определения исторической значимости, памятников культуры тюркских народов и способности выделения его особенностей в системе мировых ценностей.В процессе обучения предмета необходимо включение базовых исторических и археологических источников, содержащих аутентичные информационные сведения о культуре народа в ту или иную эпоху. Наряду с источниками рунической письменности важно использование сведений древних, средневековых письменных источников, эпического материала, данные памятников традиционного прикладного и монументального искусств, устного народного творчества, музыкальные произведения, способные адекватно отразить содержание мировоззренческих ценностей тюркских народов. При изучении предмета представляется необходимым целенаправленное обучение посредством применения комплекса методов исследования, для формирования умений аналитического осмысления источников. Процесс анализа источника должен включать системный подход к изучению материалов, сведений, содержащихся в исходном, изучаемом памятнике. Аналитическое осмысление материалов необходимо проводить на фоне сравнительно-сопоставительного анализа с другими источниками, памятниками, которые имели распространение в ту или иную эпоху в сходной культурной среде тюркских народов.

В процессе сравнительно-сопоставительного анализа различных форм памятников культуры тюркских народов важно обучение умению самостоятельно производить анализ источников с точки зрения общности и особенностей изучаемого материала и главных черт, характеризующих источник в качестве основного маркера того или иного народа. Для примера важно обратиться к истории культуры тюркских народов в контексте содержания памятников рунической письменности. Памятники рунической письменности, характерные для тюркских народов, преимущественно мемориального характера выбивались на скалах, валунах, монетах и других предметах. Руническая письменность высекалась совместно с тамгами родов, рядом с наскальными рисунками. Одним из наиболее ярких и содержательных памятников рунической письменности являются эпитафии, высеченные в честь великих предводителей народов. Содержание текстов отражает историческую ситуацию и переживания народа, его чаяния, призывы к единению.

Ранние формы рунического письма, представленные знаковым письмом, характерные для номадов Жетысу изучены в междуречье Или и ШуЛаласского региона. В районах локализации памятников рунической письменности на одном пространстве, включая территорию Прииссыкулья, расположены памятники тюркского монументального искусства, петроглифы и родовые тамги. Описанные типы памятников расположены на землях народа он ок будун, которые создали государство Западный Тюркский каганат. Западный Тюркский каганат, функционировавший в период VI-VIII вв изначально на территории Казахстана и Кыргызстана в пределах от реки Или до реки Талас, с самого начала своего существования расширяет свои пределы на востоке от Иртыша, включая земли Приаралья до Каспийского моря, именуемого в эпоху средневековья морем Айдархана (Айдархан Денизи).

Наличие письменности у народов является одним из признаков развитой государственной системы. Вечные письмена являют собой примеры исторической памяти народа и обращенные к тюркскому элю в форме назиданий они являют собой яркие образцы памятников духовной и материальной культуры тюркских народов. Этапы развития тюркологии как науки начинаются с начала изучения тюркских рунических текстов в XVII — XVIII вв, в котором I — этап представляет собой начало изучения памятников, и связан с их открытием и накоплением источников. В 1692 г. Амстердамский бургомистр Николай Вид-зен сообщил о первых находках изображений и надписей недалеко от Верхотурья. В 1697 г. Семен Ремезов писал о надписях по верхнему течению реки Талас, где в 1896-1897 гг В. Каллаур и Г, Гейкель открыли камни с руническим надписями. В 1719 — 1722 экспедиция Д. Мессершмидта сообщает о рунических письменах вдоль р. Енисей. II — этап по дешифровке тюркских рун связан с именем Абеля Ремюзы, написавшего рецензию на работу Г. Спасского «Записки о сибирских древностях» (1818 г.). Стал вопрос о теории происхождения рунического алфавита, появилась работа А. Шифнера о его происхождении из тамг (1859). III — этап. В 1889 начинается работа по дешифровке рунических текстов. Н. Ядринцевым открыты памятники Культе-гина и Бильге кагана в 400 км западнее Улан-Баатора, в долине реки Орхон. 15 декабря 1893 г на заседании Датской королевской академии наук В. Томсен представил свой перевод рунических текстов. 19 января 1894 г. на заседании российской Академии наук В. Радловым был доложен перевод надписи Культегина, а в 1899 г. появился перевод текста осуществленный П. Мелиоранским. Наряду с названными авторами в расшифровку рунических надписей внесли свой вклад также В. Банг, Г. Рамстед, А. Лекок, Наджиб Асим, Ф. Хирт, В. Бартольд, И. Маркварт, Е, Броше.

IV этап исследования начинается с 1909 г. с опубликования текстов религиозного и юридического содержания на бумаге, обнаруженные в результате экспедиций Лекока, Грюн-веделя, Штейна, Ольденбурга. В. Радловым была расшифрована надпись на камне с территории урочища Айртам — ой, на берегу р. Талас. В 1912 г. В. Котвич открыл памятник Кули Чору (создан в 731 г.) в местности Ихе-Хушоту Улан-Баторского аймака. Надпись состоит из 29 строк. В 1913 г изданы тексты из Суд-жи и Селенгинский камень, высеченные и посвященные первому хану уйгурской династии Моюн-чуру. V этап ознаменован деятельностью таких исследователей рунической письменности как С. Малов, автора работ «Древ-нетурецкие надгробия с надписями бассейна реки Талас» и «Новые памятники с турецкими рунами. Язык и мышление 6-7 вв», В. Томсен заново транскрибировал 29 строк текста Тоньюкука. Анализу текстов посвящены работы С. Киселева, Б. Владимирцова, В. Бартольда, Н. Козьмина, А. Бернштама, С. Толстова. VI этап изучения рунических письменностей был продо-жен после второй мировой войны и связан с именами исследователей В.Лившица, Э. Чадамбы, Д.Васильева, С. Кляш-торного, И. Кызласова. Среди казахстанских ученых исследования памятников письменности проведены Г. Мусабае-вым, А. Аманжоловым М. Жолдасбековым. С. Каржаубаем.

Сравнительно-сопоставительный комплексный анализ источников позволяет произвести их оценку в качестве формирующих основ духовной культуры тюркских народов. Одновременное распространение различных типов памятников на определенной территории является свидетельством их использования в качестве критериев мировоззренческих ценностей используемых в определенных целях. К примеру, анализ всех данных мемориального памятника, созданного в честь тюркского кагана Нири (579 г, Монгол-кюре, Восточный Туркестан), потомка Мукан кагана должен способствовать пониманию, что в стиле изображения образа яркого представителя тюркского общества и в содержании текста заложен основной смысл — назидание тюркскому народу. Истории известны аналогичные памятники на территории Монголии (Бильге, Культегину, Тоньюкуку, созданные в VIII в.). Результаты анализа содержания текстов свидетельствуют, что эпитафии представляют собой обращение к народу, к потомкам с призывами к единению и соблюдению норм традиционного права. Следовательно, такая форма наследия может быть отнесена к категории памятников духовной культуры, характеризующих общие мировоззренческие ценности тюркских народов средневековой эпохи.

Для понимания исторической значимости того или иного рунического текста как памятника духовной культуры в процессе преподавания важно акцентировать внимание на содержательной оценке письменности и цели с которой тот или иной текст был создан. Приступая к анализу текстов, высеченных в честь выдающихся предводителей тюркских народов Бильге кагана, Куль тегина и Тоньюкука прежде всего, необходимо обрисовать историческую картину эпохи, в которой жили и творили названные личности. Последовательно разъяснить, кем они были для своего народа и почему в их честь созданы памятники. В процессе сравнительного анализа текстов письменности как источников духовной культуры тюркских народов важно обратить внимание на личностный фактор, выраженный в текстах как обращение к народу. Назидательный характер содержания текста, высеченного в честь Тоньюкука, обращение к народу, совместно с призывами к единению позволяет оценить этот памятник как один из наиболее ценных источников духовной культуры тюркских народов. Исторические события, описанные на всех трех памятниках валено увидеть в ретроспективе боли, которую переживал тюркский народ. Эпитафийные тексты представляют собой мемориалы в честь великих личностей, для которых важным являлся фактор государства, который они создавали для своего народа. Рунические надписи в честь Культегина и Бильге кагана наполнены описанием неспокойного периода жизни, борьбы во имя создания тюркского государства и переживаниями о своем народе. В процессе обучения важен акцент на чувстве патриотических переживаний, характеризующих героев эпохи, на созидательном содержании их действий во имя тюркской государственности, на благо своего народа.

Социальная структура тюркского общества, основанная на двухстороннем принципе, выраженная в присутствии восточного и западного правителей, в действительности отражает идею следования основам мировоззренческой модели, стержнем которой являлось представление о единстве и взаимосвязанности верховных божеств тюркского пантеона Тенгри и Жер-Су. Идея единства и незыблемости Неба и Земли тюрков, пронизывающая все сферы социальной и политической жизни отчетливо выражена в содержании мемориальных эпитафий социальной элиты тюркского общества, взывающих к соблюдению установленных норм социального права. В строках 10-11 большой надписи памятника Культе-гину написано: «Тогда вверху небо тюрков и священная Земля и Вода тюрков сказали так: «Пусть не погибнет тюркский народ, пусть будет народом!». Олицетворением ментальной идеи, в реальной жизни тюрков было представление о священном, неразрывном союзе пары правителей в лице кагана и катун, совместно управлявших тюркским государством. О действенности акта совместного управления тюркским государством свидетельствуют средневековые письменные источники, памятники тюркской рунической письменности. По представлениям тюрков каган являлся олицетворением космоса, высокого синего неба, именуемого Тенгри, которое даровало свое благословение в форме кут. Символом второго верховного божества Жер-Су, земная ипостась которой именовалась Умай ана была катун/к,атын, соправительница кагана. В социальном контексте совместное правление двух знатных родов ангина и ашидэ нашло свое выражение в том, что каган мог заключить брак только с представительницами из рода ашидэ. Исследования показывают, что «род ашидэ играл важную роль в Тюркском каганате. Законными женами тюркских каганов считались жены из рода ашидэ и только сыновья от женщин из этого рода становились наследниками престола». О значении роли рода в жизни тюркского общества можно судить по результатам восстания в Шанью-евом наместничестве, возглавленном представителями клана ашидэ. Итогом антикитайского движения, длившегося около 10 лет стало создание Второго Восточного Тюркского каганата. В связи с глобальными событиями, произошедшими в Центральной Азии, истории стали известны имена предводителей тюркского государства, отвоевавших себе право на независимость и выбравших для своего народа землю Отюкен. Представитель рода ашидэ, мудрый Тоньюкук, служивший советником при трех тюркских каганах Елтери-се (679-691), Капагане (691-716) и Бильге (716-741), согласно тексту эпитафии, высеченной на его мемориале «сам избрал местом жительства для народа землю Отюкен, чтобы он не голодал и был всегда сыт».

Изложенному выше, факту узаконенного дуального со-правления двух ведущих кланов ашина и ашидэ в структуре тюркского государства соответствуют наблюдения о диалектных особенностях языка, упомянутых выше памятников письменности. Согласно анализу надписей в честь Куль теги-на установлено, что она «составлена на диалекте господствующего племени ашина, а надпись Тоньюкука — на диалекте племени ашидэ».Другим примером, представляющем назидагоге потомкам являются многочисленные краткие надписи высеченные в Койтубеке ( Иртыш), Мерке и других местах, основное значение которых значит «Моя великая земля», «Мои величественные горы», «Мое Отечество». Исторический контекст памятников рунической письменности — слова назидания потомкам и гордость за свое отечество. В вопросе реконструкции целостной концепции основ идеологии тюркского социума, генезис которой длился на протяжении тысячелетий и сохранил свои корни в идеологии современных тюркских народов и в традиционной культуре казахов, важно также обозначить место культа и ритуала в контексте развития духовной культуры тюркских народов и казахов.

Эпическое наследие тюркских народов, нашедшее отражение в памятниках письменности, в прикладном искусстве в ранние периоды истории становления и развития государственности характеризуется общностью черт, выраженных в их структуре и содержании. Важным элементом процесса познания и обучения является анализ смыслового содержания текста, направленного на вычленение главных черт эпического материала, отражающих настроение целого поколения той или иной эпохи. Характерной особенностью эпического наследия всех тюркских народов является общность, нашедшая выражение в том, что содержание героических эпических произведений вобрали в себя основную мысль, отражающую чаяния народов, направленные на созидание, на борьбу с иноземными врагами во имя сохранения государственности. Мысли, выраженные в идее о целостности своей страны, воспетые в песенной и стихотворной форме, посвященные деятельности героев, в концентрированном виде отражают жизненные ценности всего народа.

В процессе познания важно показать, что эпическое наследие тюркских народов нашло свое отражение в культурном наследии в целом. Ярким воплощением культурного наследия являются все формы памятников прикладного искусства, среди которых наиболее отчетливо выделяется монументальное наскальное искусство и статуарные образцы. Темы и сюжеты наскального искусства, живописи содержащие сцены борьбы тюркских воинов с врагами получили распространение на всей территории тюркской ойкумены. Изображения тюркских всадников, изображаемых в воинской амуниции, со знаменами в руках, сопровождают все сакральные земли тюркских народов. Такая тема является одной из излюбленных сюжетов на парадных сценах залов, изученных в древних городах Афрасиабе, Тохаристане, Пенджикенте. Тема борьбы присутствует на парадной посуде из Венгрии, Ирана, Болгарии и Украины. Источником содержания алтайского героического эпоса «Маадай кара» и «Огузнаме» является одна и та же идея о целостности государства тюрков, достигаемая в процессе борьбы с иноземцами. Народная мысль, воплощенная в беззаветной вере своим батырам, сопровождаемых боевыми конями, проходит основным рефреном через все содержание эпических произведений.

Мудрость, заложенная в эпике произведений, в концентрированном виде выраженная в образе Деде Коркыта, главного персонажа огузского героического эпоса, характерна для всех тюркских народов. «Книга моего деде Коркыта» создана в 1Х-Х вв и впервые изложена в письменной версии в XV в. (хранится в Дрезденской библиотеке и Ватикане). Образ проницательного мудрого наставника тюркских правителей и народа Коркыта являет собой героическую личность, все мысли которого направлены на благополучие государства. Изложенные в стихотворной форме наставления деде Коркыта содержат поучительные наставления, целью которых является нравственное состояние общества. Описания из жизни самого Коркыта свидетельствуют о существовании самой личности и его личных переживаниях, актуальных еще при его реальной жизни. Историческая ценность духовного наследия Коркыта заключается в том, что оно представляет собой эпическое наследие всех тюркских народов.Сравнительный анализ текстов позволяет проследить последовательное историческое развитие наследия и общность ранних средневековых поэтических произведений с эпическим наследием казахов, нашедших свое продолжение в таких произведениях как «Алпамыс», «Кобыланды».

Использованная литература:1. Аманжолов А. С. История и теория древнетюркского письма. -Алматы. «Мектеп», 2003. — 368 с.2. Жолдасбеков М., Сарткожа К. Атлас орхонских памятников. — Астана. — Культегин, 2006. — 356 с.3. Кляшторный С. Г. Эпоха рунических памятников //История Центральной Азии и памятники рунического письма. ~ СПб., 2003. — Изд-во. Филол. фак-т. СПбГУ. — 560 с.4. Кононов А.Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников VII-IX вв. — Л., 1980.5. Досымбаева А. М. Западный Тюркский каганат. Культурное наследие казахской степи. — Алматы; Типография Комплекс, 2006. — 166 с.6. Жодасбеков М. Асыл арналар. I том. Астана, 2012. -«Култегін» — С. 9-142.7. Короглы X. Огузский героический эпос. — М., 1976. — «Наука». — 239 с.8. Мокрынин В. Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана. Избранное. — Бишкек. «Илим», 2010.-298 с.9. Коркыт Ата. — Алматы, 1993 — «Казахстан» — 64 б.

www.kazportal.kz

самый древний памятник тюркской письменности — advODKA.com

1  древняя.рф 0 0 1 007 90 Самые древние памятники тюркской письменности Памятники древней тюркской письменности ... 12 ноя 2013 ... Конспект Урока-исследования. Направленного на знакомство с памятниками орхоно-енисейской письменности; Понимания значимости ... http...
2  ibrain.kz 60 2 12 522 4 300 Памятники древнетюркской письменности | История... На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками ... Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной.
3  znanija.com 325 да 4 677 855 179 000 самый древний памятник тюркской... - Школьные... Памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане) были ... В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов. (1) 1 1. Спасибо (0).
4  kronk.spb.ru 70 2 1 150 110 [ 2 ] Памятники письменности тюркских племён... [ 2 ] Памятники письменности тюркских племён Центральной Азии и Сибири в раннем Средневековье. ... Известно, что манихейская разновидность древнеуйгурского письма — самая древняя и наиболее близкая к согдийскому прототипу.
5  wikipedia.org 97 000 да 9 да 3 695 401 18 800 000 Древнетюркское руническое письмо — Википедия Древнетю́ркское руни́ческое письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э. Орхоно-енисейская письменность обслуживала единый...
6  bestreferat.ru 1 100 да 5 да 513 547 119 000 Реферат: Древнетюркские письменные памятники... Проблема идентификации древнетюркской письменности - одна из самых ... "КЮЛЬ-ТЕГИН" - памятник тюркского рунического письма 8 в. Каменная стела, найденная в 1889 в Монголии. ... - Жанайдаров О. Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков.
7  davaiknam.ru 40 0 19 110 2 200 Тюркские письменности ...раньше».4 «Самую большую группу памятников древней сибирской письменности составляют надписи на знаменитых ... А ведь енисейско –орхонская письменность - самая удобная для тюркских языков, она как песня акына, сама ложится на руны.
8  e-history.kz 200 0 да 1 817 540 Культурная прогулка: ...истории тюркской письменности... Оказавшись в музее истории тюркской письменности, обязательно зайдите в зал ... Она была составлена в 1074 году и считается самой древней тюркской картой. ... Если памятник Кюль-тегину, предваряющий вход в музей, является точной копией, то...
9  writers.kz 50 3 96 10 Древняя алфавитная письменность тюркского мира В.В. Радлов полагал, что древнейший тюркский перевод «Покаянной молитвы ... Иначе совсем непонятно, отчего эти строки, представляющие посвящение самого хана ... [2] Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии.
10  apocalyptism.ru 90 3 да 395 710 ...Открытие и расшифровка древнейшей письменности... Ни один из народов Кавказа не обладал в прошлом письменностью такой давности и в таком количестве столь древних памятников. Самые старые памятники государства Урарту датируются IX в. до н.э., самые ранние памятники армянской письменности...
11  academic.ru 5 000 да 7 да 1 347 750 2 850 000 Древнетюркское руническое письмо Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской ... Кормушин И. В. Древние тюркские языки. Абакан, 2004. Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей.
12  bibliotekar.kz 20 0 2 077 260 ...рунические письменные памятники древних... Рунические письменные памятники древних тюрков. Обратив взор в глубь истории, в давние времена, мы увидим, что, как и у других тюркских народов, история письменности казахов началась давно, пережила многие виды письма.
13  mail.ru 190 000 да 8 да 7 228 974 15 700 000 Ответы@Mail.Ru: ...памятники древней письменности Палеография - (от греч. palaios — древний и grapho — пишу) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая древние рукописи, преимущественно внешнюю сторону их (способ написания, формы букв, особенности материала...
14  ffre.ru 80 0 5 942 1 000 ...1самые древние памятники тюркской письменности... «Диван лугат ат-тюрк». «Словарь тюркских наречий». 1) ученый XI в, внесший вклад в историю языкознания. 2) памятник истории, быта, нравов и языка тюркоязычных народов.
15  gbu.su 0 0 15 0 ...района прошли Дни тюркской письменности и культуры... Все проведенные библиотекарями мероприятия позволили познакомиться с памятниками тюркской письменности и культуры, показать значимость древних литературных памятников для тюркского и славянского народов...
16  testent.ru 140 4 15 940 2 800 Памятники письменности и религия | История Казахстана... 1. Древняя руническая письменность является письменностью тюрков. ... 9. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - «Культегин» и «Тоньюкук» были созданы в период Тюркского каганата.
17  analitika.org 100 3 208 10 Письменные памятники древних тюрков ...зафиксировано более 4 десятков памятников древней рунической письменности, в том числе эпитафии на валунах ... Намогильные кайраки с сиро-тюркскими эпитафиями являются наиболее изученной и самой многочисленной категорией...
18  ymnik.kz 50 2 393 130 Вариант 280 по истории Казахстана | Онлайн тестирование... Самый древний памятник тюркской письменности ... E) подкупить руководителей отрядов. 9. Сопротивление кочевых тюркских общин высшей власти в основном выражалась в том, что
19  pedsovet.org 4 300 да 6 18 823 2 000 Сборник докладов «Пять степеней учителя Конспект урока. Тема. Памятники древней тюркской письменности. Цели. ... -Какую способность вы видите в данной эпитафии? (Она обращена к читателю от лица самого погибшего героя).
20  forum2x2.ru 2 400 да 5 да 101 670 19 800 Руны Орхона Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце ... Лившиц и Кляшторный указали на самую древнюю тюркскую надпись, т.наз.

advodka.com