Роль архитектора в древнем египте. Курсовая работа: Архитектура Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древнего Египта. Роль архитектора в древнем египте


Архитектура Древнего Египта



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по желтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с ее зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мертвой Ливийской пустыни. Еще дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров — от современного города Каира до Фаюмского оазиса. Это - пирамиды.

Они словно вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

В современной исторической науке принято считать началом первого великого периода древнеегипетской культуры, так называемого Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), время зарождения каменного строительства. Началось возведение грандиозных пирамид – гигантских надгробий, символизирующих деспотическую власть обожествленного царя, представления египтян о загробной жизни и связанный с ними заупокойный культ.

Из всех монументов древнего мира наиболее величественны пирамиды в долине Гиза. В них были захоронены три великих правителя Древнего Египта XXVI в. до н.э. – отец, сын и внук.

Границы пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди отсекали скалу, природная форма которой напоминает тело лежащего льва.

Строительная техника возведения пирамид и храмов была предельно проста. В распоряжении строителей не было даже примитивной техники, а только веревки, рычаги и неограниченная рабочая сила. Камень добывали и по соседству, и в каменоломнях пустыни. Обрабатывали его на месте, раскалывали на куски весом примерно по 5 тонн. При этом применяли твердые породы камня и клинья из твердых пород дерева. Затем кубические куски обрабатывали, а грани поверхности шлифовали. К месту строительства их перевозили на катках или сплавляли по реке на плотах. Для передвижения одного камня в упряжку впрягались несколько сот человек. Мощные рычаги также приводились в движение усилиями массы людей.

По твердой поверхности земли, по засохшей глине и камню передвигать крупные каменные блоки было сравнительно просто: под камень подкладывали катки, сам камень обвязывали прочнейшими веревками из сплетенных полос папируса; веревки тянули сотни людей. В качестве тягловой силы использовались также быки. По песчаному грунту тащить камни было труднее, поэтому приходилось ставить их на плоты и ждать ежегодного разлива Нила, чтобы перевезти тяжелый груз по воде. Для проведения работ по внутренней отделке храма строились специальные леса, для оформления интерьера широко использовали гипс, мел и глину.

Участие в строительстве пирамиды или храма имело для египтянина совершенно особое значение: через свой труд он вещественно, чувственно прикасался к фараону – земному богу. Это считалось важным как для отдельного человека, так и для благополучия народа.

В эпоху среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) фараоны, происходившие из Физ, сделали свой родной город столицей. Фараоны Среднего царства уже не обладали столь неограниченной властью, как их предшественники во времена строительства пирамид. Появляется новый тип погребальных сооружений, сочетающих скальную гробницу с традиционной формой пирамиды. К сожалению, большинство сооружений эпохи Среднего царства не сохранилось.

Искусство Нового царства грандиозно и величественно, но в нем уже просматриваются проявления чувств, размышлений и переживаний человека. Вместо строительства гробниц начинает развиваться храмовое зодчество. В течение нескольких веков на восточном берегу Нила в Фивах строятся знаменитые храмы, посвященные богу солнца Амону-Ра – Карнакский и Луксорский.

Фараоны Нового царства не строили себе величественных гробниц. Участившиеся грабежи богатых гробниц заставили тщательно скрывать их местоположение. Гробницы царей отныне сооружали далеко в пустыне – Долине царей. Саркофаг с телом усопшего фараона замуровывали глубоко в скалу. Правда, и это не помогало: почти все захоронения фараонов, кроме гробницы Тутанхамона, были разграблены.

С воцарением Рамсеса II вновь укрепилось экономическое и политическое положение страны. Египет опять стал могущественнейшим государством Востока. Начался период подъема национальной культуры. К числу знаменитых творений, созданных во времена Рамсеса II, относится известный пещерный храм Абу-Симбел. В цельной скале строители воссоздали классический тип египетского храма. Его фасад обращен к Нилу. Перед храмом возвышаются четыре 20-метровые статуи Рамсеса II. Они олицетворяют беспредельную власть фараона над своими подданными и покоренными народами. Росписи стен и колонн храма изображают сцены битв. Образ фараона представлен во всех скульптурах и рельефах.

Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница - дом умершего - должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий - так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры.

Письменность

Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно, первым шагом к созданию письменности была чеканка из меди образов и символов побед войска фараона: образы, упрощаясь и схематизируясь, превращались в систему иероглифических символов, совершенно не похожих на клинопись.

Письменность быстро развивалась; иероглифических знаков накопилось уже несколько сотен. Для письма египтяне использовали папирус – растение с широкими листьями, в изобилии произраставший на болотах вблизи Нила.

В более поздние времена свитки папируса вывозили в другие страны Древнего мира, например в Грецию.

Изобразительное искусство

С древнейших времен египетское искусство развивалось под сильным религиозным влиянием. Скульптуры и картины предназначались не для украшения частных домов – они символизировали божественное начало и служили небесным и земным богам – фараонам. Место такого искусства было в храмах и гробницах.

Религиозная направленность искусства требовала твердо установленных образцов и стереотипов выражения. Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению. Установленные каноны передавались художниками из поколения в поколение. Поэтому древнеегипетская культура характеризируется как канонизированная. На протяжении трех тысяч лет искусство Египта оставалось почти неизменным, во всяком случае, стереотипным (за исключением фаюмского портрета и женского портрета в целом). Сохранялись его основные черты: пластические фигуры были симметрично расположены, одежда на скульптурах, украшения, борода, прическа – все это было также подчинено неизменным в веках правилам. Сами же правила в конечном итоге подчинялись религиозно-мифологической традиции древних египтян. Поэтому в египетских картинах и резьбе по дереву и камню нет перспективы, но есть плоскостное изображение видимых и невидимых деталей предмета.

Египетская живопись на первый взгляд поражает монотонностью, однообразием, застывшими формами. Это прежде всего относится к изображениям царственных и других знатных особ. Подобный прием призван был подчеркнуть величие персоны, ее высокое положение в мире бытия. При изображении воинов, земледельцев, ремесленников чувствуется большая свобода: люди поют, танцуют, воюют, работают, охотятся и т. д. Реалистично изображались и животные.

Древнеегипетская скульптура, как и другие виды искусства, связана с заупокойным культом. Стены гробниц и храмов облицовывали плитами с рельефами или покрывали росписями, служившими магическим целям: они изображали бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые при погребении, и т. д.

Большое место в росписях и рельефах занимало изображение загробной жизни, которая рассматривалась египтянами как непосредственное продолжение земной. В храмах при царских гробницах рельефы представляли собой летопись событий и подвигов царя, главным образом военных походов. В сценах охоты, рыбной ловли, жертвоприношений фигура фараона выделяется среди окружающих значительно большими размерами, что подчеркивает ее значимость.

Скульптурные изображения помещали в храме, в нише или у стены в гробнице. Несмотря на различие поз, почти все скульптуры имеют общие черты. Они фронтальны, для них характерна абсолютная симметрия. Это правило строго соблюдается при изображении фигуры в любых позах, принятых в египетской скульптуре всех времен. Статуи раскрашивали, благодаря чему нам известны канонические цвета: для мужских фигур – коричнево-красные, для женских – желтый. Волосы всегда были черные, одежда – белой. Это однообразие вызвано религиозным назначением статуи и строгими требованиями канона.

Египтяне довели искусство скульптурного портрета до высочайшего мастерства. Статуи супружеской четы Рахотепа и Нофрет, статуя сидящего писца, статуя Ка и многие другие представляют собой шедевры скульптуры. Каждая из них передает индивидуальность личности.

Как и в живописи, в скульптуре художник мог чувствовать себя свободнее, изображая незнатных людей и слуг за работой. Их позы свидетельствуют о роде занятий, выражения лиц лишены величавой торжественности, присущей знати.

Наука

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня.

Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день.

Грандиозное древних египтян было сделано в области физики - для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова).

Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба(списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, чтосоответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимыднем, так как на небе находится Солнце.Физика - изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часики, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами).Медицина - лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа. География - до нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни.

Возможно, современному человеку эти знания покажутся слишкомпримитивными, однако, не следует забывать, что это – ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.

Математика

Особенно развита в Древнем Египте была математика – и этонесмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Изучая движение звезд и небесных тел, египтяне пришли к тому, что звездам необходимо дать имена и нанести их на карту неба. Эти наблюдения позволили создать календарь. Год египтяне разделили на 365 дней, что соответствовало времени между двумя разливами Нила. Таким образом, математические познания, порожденные практическими потребностями строительства, земледелия и хозяйства, были развиты у египтян довольно хорошо. Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Знак, напоминающий скобу или подкову, применяли для обозначения десятки. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия сотни. Стебель лотоса обозначал тысячу. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал десяти тысячам. Изображение головастика было символом ста тысяч. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала один миллион. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени. Мерой длины у египтян был «локоть», равный 52,3 см. Локоть, в свою очередь, состоял из семи «ладоней», а каждая ладонь делилась на четыре «пальца». Основной мерой площади считался «сечат», равный 100 кв. локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 г.

Медицина

Обширные медицинские познания египтяне получили из практики бальзамирования трупов, которая привела к знакомству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древнего царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наименованию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два – большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита.

Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гробниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхотепа I (XVI в. до н. э.). на этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицинские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве.

Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабета, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д.

В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отважились на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свойства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполнялся магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайне мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.

Государство и право

megapredmet.ru

Архитектура в Египте

Архитектура древнего египта

История Египта охватывает около 5 тысячелетий, за время которых на его территории произошло зарождение цивилизации, возвышение греков и римлян, развитие иудейской, христианской и исламской религий, колониальный период, когда сначала Франция, а затем Англия правили страной, и наконец возвращение к независимости. Египет играл важную культурную роль во все времена, и сейчас на его территории можно обнаружить памятники архитектуры, которые охватывают историю человечества от ее зарождения до настоящего момента.

Архитектура древнего Египта

Огромная территория Египта раскинулась между самой восточной частью Средиземного моря, так же как Красного моря и областью пустынь северо-восточной Африки. Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест назначения на Ближнем Востоке, Египет — также великолепная страна чудес истории, природы и культуры. Все крупнейшие города украшают живописные берега Реки Нила, включая столицу Каир, где Вас ждет уникальная смесь естественной красоты, очарования, культуры и многочисленных современных удобств. Однако, что действительно уникально в Египте, так это его внушительное историческое наследство. Мы оказались достаточно удачливы, так как имеем уникальную возможность обладать большим разнообразием хорошо сохранившихся доисторических архитектурных достопримечательностей, памятников, руин и других исторических ориентиров, которые являются невероятными символами прошлых эпох. Предлагаем вашему вниманию список с 10 историческими памятниками, которые расскажут об архитектуре древнего Египта больше, чем любая энциклопедия.

Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с деревним Луксором, где Вы можете столкнуться с захватывающей картиной многочисленных могил египетских фараонов периода между 16-ым — 11-м столетием до н.э. Вы можете наслаждаться известной гробницей Тутанхамона, так же как великими сидящими колоссами Мемнона и рядом других внушительных достопримечательностей. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.

Архитектура и скульптура Египта

Архитектура древнего Египта. Топ-10 памятниковВ религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были «Ка» и «Ба». «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание.

По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой.

Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу - дом смерти. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись, и скульптура, и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Для этого египтяне стали делать мумии. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Простым людям не строили пирамид. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. По-арабски такая форма называлась мастаба . Это слово так и осталось в истории искусства, означая древнюю форму египетского захоронения.

Постройка даже средней пирамиды была непростым делом. Приходилось посылать целые экспедиции, чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара гранитные и алебастровые блоки. С начала Нового царства фараонов стали хоронить в Долине царей к западу от Фив, где образовался новый некрополь. Всего пирамид насчитывается около семидесяти, а может, и около восьмидесяти. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед Закария Гонейм открыл еще одну не известную доселе пирамиду в Саккара, в двадцати километрах от Каира!

Источники: prezentacii.com, architecture-blog.info, lifeglobe.net, smallbay.ru, otherreferats.allbest.ru

Это интересно

Великая океанская дорога

Одним из узнаваемых символов Австралии считается Great Ocean Road – знаменитая океанская дорога, протянувшаяся от Варнамбула до небольшого ...

Почему важна мотивация

Чтобы продолжать борьбу с самим собой, необходимо постоянно подпитывать свою душу вдохновением, и поддерживать себя морально, иногда ...

Мифы о созвездии Скорпион

Созвездие Скорпиона интриговало людей в течение многих столетий, не только своей оригинальной формой, но и потому, что это ...

Адмирал Нахимов

Павел Степанович Нахимов - замечательный русский флотоводец. Родился в семье офицера 23 июня 1802 года в Вяземском уезде ...

Аналитик компьютерных систем

Работодатели обычно ищут людей, которые обладают широкими знаниями и опытом, связанными с компьютерными системами и технологиями, сильными ...

Какие бывают фундаменты

Основных конструкций фундамента несколько, но внутри каждого большого раздела кроются некоторые тонкости и возможности, которые непременно ...

Город Шамбала

Легенды о Шамбале есть у многих народов. Но, независимо от того, как она называлась в разных легендах ...

  • Мифы звездного неба

    Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы. в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и...

  • Вавилонская башня. Предания, легенды о Вавилонской башне

    Боги любили путешествовать по свету. Однажды Один, Локи и Ньёрд отправились странствовать. Путники забрели в дикие горы. Владыка мира...

objective-news.ru

Курсовая работа - Архитектура Древнего Египта

       АРХИТЕКТУРА  ДРЕВНЕГО ЕГИПТА           

                           

                СЛОЖЕНИЕДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА                      

                                          (4  тысячелетие  до н.  э. )

    Следычеловеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам.Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники даютначиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нилабыли ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы ишатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. Собразованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетийпродолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялисьвначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах,причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа.Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич- сырец. Перед жилищемустраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища-яма- послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы ибыли выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищи гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именнообиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома,дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектурерабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делатьсяпрямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболееобеспеченной верхушки общества- рядовые общинники по-прежнему погребались вовальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившееразличие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений. 

                      ИСКУССТВО  ДРЕВНЕГО  ЦАРСТВА                           

                                         (  3200 — 2400  гг. до  н.  э. )

    Период Древнего царства был временемсложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетскомискусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основнымисооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется темособым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные сшироко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы.Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этихкультах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, аследовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружениястал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал-камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжалиупотреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первымикаменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем видедворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах исаркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные“домики для души”.

    По представлениям обитавшего в долине Нилапервобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умершийчеловек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домомумершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилосьстремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способыбальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего какзамену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служитьтаким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась быстатуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для егопитания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

    Гробницы знати, так называемые “мастаба”,состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземнойпостройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложнымидверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованныйкирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем сталипристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати ужепри I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни,и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошьсложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количествопомещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы икладовые.

    Для истории архитектуры большое значение имелостроительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромныесредства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царскихгробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культаумершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменивкульт предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона былиперенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени являетсямагическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя присоблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно,например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», ана верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

    В нарастающей грандиозности царскихусыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в тоже время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархиейтруда народных масс.

    Для постройки таких сооружений требовалисьгромадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать спомощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов исвободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.

    Мысль зодчих и совершенствование техническихприемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальноеувеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемоевпечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царскихгробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, этаидея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династииДжосера (ок. 3000 лет до н. э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». Имя еестроителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имяодного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий,ученого астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сынбога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.

    Пирамида Джосера была центром сложногоансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общейпланировки, был расположен на искусственной террасе и занимал площадь в 544,9 *277,6 м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8 м толщиной и в 9,6 мвысотой. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семимастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не толькоформой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качествеосновного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имелздесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, онисоединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камнеповторяются формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий,колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий.Усыпальница Джосера очень важна и по своей декорировке, богатой иразнообразной. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные всвоей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капителиили впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса илотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземныхпокоев — блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящимитростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера в целом былачрезвычайно важным для своего времени памятником, сочетавшим в себе замысел огромнойновизны и важности с еще недостаточно зрелыми для равноценного оформления этогозамысла техническими и художественными возможностями.

    Еще не были найдены присущие каменномустроительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировкавсего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание началорасти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

    Пирамида Джосера открыла путь к созданиюсовершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой былаусыпальница царя IV династии Снорфу (около 2900 г. до н. э. ) в Дашуре, имевшаясвыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид в Гизе,причисленных в древности к семи чудесам света. Их построили себе фараоны IV династииХуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин).

    Наиболее грандиозная из трех — пирамидаХуфу, построенная вероятно, зодчим Хемиуном,- является самым большим каменнымсооружением мира. Ее высота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания- 233 м.Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковыхблоков весом в основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружениепирамиды пошло свыше 2 300 000 таких блоков. Отдельные блоки весили по 30 тонн.С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами срасположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя.Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры — известняком лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицована плитамихорошего известняка. Ее массив четко выделялся на голубом небе, являясьподлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя.

    Каждая из пирамид в Гизе, как и пирамидаДжосера, была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий вГизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всегокомплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора,стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающихзданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того жедвора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидойцаря лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточнойстороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменнымпроходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, кудадоходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемыеНилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояликак бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированномпорядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и егородичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидахв Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собойпрямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковыхблоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитнымистолбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царскихстатуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя ввиде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексупирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший дведвери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти воротатакже имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которогобыли расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

    Отличительной чертой архитектуры пирамидГизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей.В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящиестолбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостейразличных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасногармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и салебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долинесоставляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита,сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

    Иной характер носит оформление усыпальницфараонов V и VI династий (около 2700- 2400 гг. до н. э. ). Хотя эти усыпальницыи сохраняют все основные элементы гробниц царей IV династии, однако их пирамидырезко отличаются от грандиозных памятников их предшественников. Они намногоуступают им размерами, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольшихблоков, а частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид IV династиилегло слишком тяжелым бременем на экономику страны, отрывая массу населения отземледельческих работ, и вызвало недовольство номовой знати. Возможно, чторезультатом этого недовольства явилась происшедшая около 2700 г. до н. э. сменадинастии. Новые фараоны были вынуждены считаться с номовой знатью и не моглинапрягать все силы страны для сооружения своих гробниц. Тем большее вниманиеуделялось ими оформлению храмов, которое теперь и должно было выражать основнуюидею гробница фараона- прославление царской власти. Стены этих заупокойныххрамов и залов в воротах стали покрываться цветными рельефами, прославляющимифараона, как сына бога и могучего победителя всех врагов Египта. Богини кормятего грудью, в образе сфинкса он топчет врагов, из победоносного походаприбывает его флот. Размеры храмов при пирамидах увеличивались, ихархитектурное убранство усложнялось. Именно здесь впервые появляются ставшиепотом столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонныв форме связок нераспустившихся папирусов.

    Особое внимание, которое зодчие концаДревнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общемразвитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной типегипетской колонны — в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий- так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма былколоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и яркоблестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромныйжертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом своротами в долине.

 

                        ИСКУССТВО СРЕДНЕГОЦАРСТВА

                            (  21 в.  -  начало 19  в.  до н.  э. )

    Частые грабительские войны, которые велифараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантскиестроительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблениюцарской власти. Правители областей, номархи, начали борьбу против фараона, иоколо 2400 г. до н. э. Египет распался на отдельные области. В 21 в. до н. э.началось новое объединение страны. Это объединение было нужно основной массерабовладельцев, так как только при едином государственном управленииоросительной системой, которая питалась одной для всей страны большой рекой, вЕгипте могло успешно развиваться земледелие.

    В течение 21 в. шла напряженная борьбамежду номами. Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правителиФив. Эти номархи, получив власть над всей долиной Нила, образовали XI династиюфараонов. После нового объединения страны  правители  этих областей не сразу подчинились фараонам-фиванцами неоднократно устраивали заговоры с целью захвата престола.

    Несмотря на сложную политическую обстановку,Аменемхет I и его преемники, опираясь на основную массу рабовладельцев, сумелисохранить единство страны и укрепить ее внутреннее и внешнее положение.Одновременно с укреплением внутреннего положения страны шло завоевание соседнихобластей, в первую очередь Нубии, откуда поступали рабы и золото.

    Общий хозяйственный подъем, рост рядагородов, усилившийся обмен- все это способствовало расцвету культуры. ВремяСреднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодовразвития литературы и искусства Древнего Египта.

    Очень важным моментом явилось возобновлениестроительства пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамидыАменемхет I, который решился при этом построить ее на севере, порвав такимобразом связь с гробницами предков, — шаг достаточно трудный в условияхмировоззрения древних египтян. Предшественники Аменемхета I, фактическиеобъединители Египта — фараоны XI династии, сделать это не решились. Ониоставили свои гробницы в Фивах, прибегнув в их оформлении к своеобразномукомпромиссу- сочетанию пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей.Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница Ментухотепов II иIII в Деир-эль-Бахри. По традиции к ней из долины вела огражденная каменнымистенами дорога в 1200 м длиной и 33 м шириной. Главную часть усыпальницысоставлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был устроенпортик, разделенный посередине пандусом. Последний вел на вторую террасу, гденаходился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал, в центрекоторого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которойслужила естественная скала. С западной стороны зала с пирамидой был выход воткрытый двор с портиками, за которым находились крытый гипостиль, то естьколонный зал, и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в скале,а гробницы фараонов — под гипостилем.

    Усыпальница Ментухотепов была наиболеевыдающимся памятником XI династии. Удачный выбор места и смелое применениеувенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему добиться гармоничного сочетаниядвухъярусного леса колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделяющихярко сверкающее на солнце желтовато-белое здание храма.

    Естественно, что столь замечательныйпамятник имел существенное значение в развитии египетской архитектуры, вчастности для фиванского зодчества Нового царства.

    Однако в архитектуре Среднего царства оностался единичным явлением, так как возобновившееся при Аменемхете Iстроительство царских гробниц в виде пирамид и стремление фараонов начала XIIдинастии всемерно подражать памятникам Древнего царства заставили египетскихзодчих вернуться к образцам этого периода.

    Действительно, планировка пирамид изаупокойных храмов начала XII династии полностью совпадает с расположениемусыпальниц фараонов V-VI династий. Однако вследствие изменившихся экономическихусловий сооружение гигантских пирамид было уже невозможно, что и отразилось намасштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительноуменьшились ( пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту при длине стороныоснования в 107 м ), строительным материалом служил теперь в основномкирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу еесоставляли восемь каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды кее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусовотходили другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломкамикамня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами,соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка только исдерживала здание пирамиды Среднего царства. Не удивительно поэтому, что этипирамиды в настоящее время представляют собой груды развалин. Так же как ираньше, к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самойпирамидой заупокойный храм, от которого шел коридор к монументальным воротам вдолине; по –прежнему вокруг пирамид располагались мастаба придворной знати.

 

                 ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫНОВОГО ЦАРСТВА             

                     Искусство  времени XVIII  династии  ( 16 — 15 вв. до н. э. )

    Ведущую роль в искусстве XVIII династиииграли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемогопериода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.

    Храм времени XVIII династии представлялсобой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад был обычно обращен к Нилу, скоторым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел видпилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Передпилоном ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находилсяоткрытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себенесколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные помещения(библиотека, кладовые и др.). Колонные залы обычно имели более высокий среднийпроход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построениезалов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царстваширокое применение и явилось наряду с усилением роли колоннад и скульптуротличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.

    К подобному типу относятся самые крупныехрамы Нового царства, в том числе и оба прославленных храма бога Амона в Фивах- Карнакский и Луксорский. Первый из них был главным храмом бога Амона иофициальным верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить иукрасить Карнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, таккак на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях — летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак является иважным источником для изучения египетского искусства, потому что над егосозданием работали лучшие мастера, а в его залах стояло множество статуй.

    Поскольку Карнак строился в течение вековразличными зодчими, естественно, что он уже к концу XVIII династии представлялсобой сложный комплекс. Первым крупным этапом в строительстве Карнака следуетсчитать сооружение в конце 16 в. при фараоне Тутмосе I большого храма,построенного знаменитым зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел видпилона. Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находилсянеглубокий, но широкий колонный зал, далее– пилон меньших размеров, затем — прямоугольный двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояликолоссальные статуи Тутмоса I. В глубине двора находилось древнее святилищевремени Среднего царства. Таким образом, храм Инени имел уже все основные чертыхрамов Нового царства. В стилистическом отношении это был гармоничный памятник.Декорировка, не перегруженная излишними деталями, соответствовала четкостиплана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгомстиле.

    Однако вскоре это стилистическое единствобыло нарушено позднейшими добавлениями и перестройками. Многочисленные залы,молельни, обелиски заполнили двор; в итоге нараставшего стремления к большейпышности стройный зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; свосточной стороны был пристроен особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

    Вторым крупным этапом в историистроительства Карнака явились работы, произведенные здесь при Аменхотепе III,когда перед храмом зодчим Аменхотепом, сыном Хапу, был построен огромный пилони все святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился как быновый храм небывалых еще в Фивах масштабов. Одновременно изменился и обликдругих святилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое зданиехрама богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторонподковообразным озером. Одинаковые заливы озера, которые охватывали храм сбоков, удачно сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгостьплана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала былапродолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Такая колоннадамежду пилоном и колонным залом была важным нововведением. Как бы определяя путьторжественных процессий, она сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеейсфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для египетскогозодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги, благодаря которой таквыигрывало завершавшее ее здание храма. Сооружение подобной колоннады было темболее удачным, что она словно продолжала линию дороги и внутрь храма, гдепространство было теперь построено на постепенной смене этапов пути через залывглубь, к молельне со статуей божества. Это новое понимание внутреннегопространства было важным достижением египетской архитектуры Нового царства. Оновносило в архитектуру принцип последовательного восприятия ее во времени. В тоже время такая колоннада украшала храм, усиливая в нем ту декоративность,которая все больше развивалась в искусстве XVIII династии и ко времениАменхотепа III стала одной из главных особенностей стиля этого периода.Примером такого развития было оформления храма Мут с его пышной центральнойколоннадой и обилием портиков и скульптур, отражавшихся в воде озера.

    Теми же чертами отмечено и второе поразмерам и значению фиванское святилище бога Амона — Луксорский храм.Построенный здесь при Аменхотепе III на месте древнего святилища, он считаетсяпо праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Планировкахрама отличается исключительной четкостью, помещения расположены почтисовершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовымипомещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большойдвор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор сгигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор построен небыл, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду изчетырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытыхпапирусов.

    Значение Луксора для дальнейшего развитияхрамовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в немнашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Новогоцарства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветовпапируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефовгипостилей<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[1]

, также как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151). ПослеЛуксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.

    Строителем Луксора и храма Мут был зодчийАменхотеп, младший современник своего тезки Аменхотепа, сына Хапу. Именно онввел в построенных им храмах центральную колоннаду, роль которой была стольплодотворной для последующего развития египетской архитектуры.

    Постройка Луксора явилась важным звеном вобщем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной частигорода новых святилищ -  Луксора навосточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западномберегу – как бы уравновесило храмы северной части Фив, а соединявшие все храмыс Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурногокомплекса.

    В архитектуре XVIII династии большое местозанимали заупокойные царские храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; ихусыпальницы расположились на западном берегу Нила, где издревле были кладбища.Гробницы отделились теперь от заупокойных храмов; для большей сохранности онивысекались теперь в отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, наравнине. Идея такого нового оформления царской усыпальницы принадлежалавыдающему зодчему Инени, о роли которого в создании нового типа храма ужеговорилось выше.

    Заупокойные царские храмы строились теперьтак же, как и другие храмы XVIII династии; постепенно развиваясь, онипревратились в монументальные здания с массивными пилонами и аллеями сфинксов.Особенно был велик храм Аменхотепа III<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[2]

, откоторого сохранились лишь две гигантские статуи фараона, стоящие перед пилоном.Эти статуи, названные впоследствии греками колоссами Мнемона, достигают 21 м ввысоту.

    Особое место среди царских заупокойныххрамов занимает храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона (конец 16 в.до н. э.). Она построила свой храм у скал Деир-эль-Бахри около Фив, рядом схрамом царей XI династии Ментухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев, желаяэтим подчеркнуть свою принадлежность к их роду и тем самым оправдатьправомерность своего столь необычного для женщины обладания престолом. Этими жепобуждениями объяснялось и стремление уподобить ее храм храму Ментухотепов.Однако храм Хатшепсут явно превосходил последний как размерами, так ибогатством декорировки. Грандиозный по масштабам, украшенный множествомскульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихсяодна над другой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых былиоформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасно связываличередующиеся линии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое иявлялись в то же время продолжением линий дороги, которая шла из долины;строгие протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал. Всвятилище было свыше двухсот статуй. Богатству оформления храма соответсвовалаи внутренняя отделка – с золотыми и серебряными плитами полов, инкрустированнойбронзой дверей и т. д. Строителем этого замечательного храма был Сенмут, одиниз талантливейших зодчих Египта и человек, близкий к царице.

   

             ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА ИЕГО ПРЕЕМНИКОВ

                                     (конец  15 –  начало  14 в.  до  н. э. )     

    Конец XVIII династии – это период, имевшийсовершенно исключительное значение в истории египетского искусства.

    Следствием завоевательных войн царей XVIIIдинастии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества; этообогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставлялоих царской власти. В результате началось новое обострение отношений междуфараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрезами, особенно жрецамигланого египетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытыйконфликт в начале 14 в. при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провел большуюсоциальную и религиозную реформу.

    Стремясь подорвать авторитет жречества,опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение,объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмыстарых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имуществоконфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на томместе, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее«Ахетатон», что значит «Небосклон Атона».По названию места раскопок столицыАменхотепа IV весь период его царствования часто называется “амарнским”. Сам онтакже принял новое имя – Эхнатон – “Дух Атона”.

    Естественно, что не менее резкий переломдолжен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией.И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, оченьсильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от каноническихформ. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основныхего зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, ихтерритории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако ониимели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегосяпод открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города вкратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и,построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они неотличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады былисведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромныхоткрытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленныхжертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

    Насколько своеобразны дворцы Ахетатона,судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились.Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление охарактере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и толькоколонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двухчастей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначеннойдля приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутымчерез разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера.Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только,что за ним находился большой двор, вдоль стен которого стояли статуи. Южнаястена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасаданаходился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаныпандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандусавели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворцаотличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в видесвязок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями вформе цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и,наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты  инкрустациями из блестящих цветных фаянсов спозолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца былиотведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так жекак комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировалисьвокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями,содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторыхпомещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениямирастений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами идаже особые помещения для зверинца.

    Раскопки Ахетатона познакомили нас и сжилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишьбазы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенногостеной участка размером около 70<span Math B";mso-ascii-font-family: «Times New Roman»;mso-hansi-font-family:«Times New Roman»;mso-char-type:symbol; mso-symbol-font-family:«Math B»"><span Math B"">%

55 м. В стене были два входа – главный и особый дляслуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22%25м. Правую его часть составл

www.ronl.ru