Религия древних египтян урок. Конспект урока по истории на тему "Религия древних египтян" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории Древнего мира. Религия древних египтян. Религия древних египтян урок


Конспект урока "Религия древних египтян"

План урока по истории в 5 классе Дата 15.10.2014 №11

Тема урока: Религия древних египтян

Цели:

знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе;

продолжение воспитания у детей интереса к религии Древнего Египта;

Основные понятия: религия, храм, статуи, Боги Амон-Ра, Тот, Осирис, Сет, миф.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: презентация, учебник, контурные карты, тесты.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Цель этапа: психологический настрой.

  1. Проверка знаний и умений.

Цель этапа: актуализация знаний о причинах, ходе и значение военных походов фараонов.

1. Исторический диктант.

Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)

 У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

2.Устно:

А) Что собой представляло войско фараона?

Б) Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

В) Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?

3. Контурная карта: военные походы фараонов.

III. Изучение новой темы.

Цель этапа: знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена.

Работа с презентацией.

Слайд 1

1. Боги и жрецы.

Рассказ учителя.

- Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Стр. 51-52.

Слайд 2

Храмы – это жилища богов

Слайд 3

Жрецы – это служители богов

2. Боги Древнего Египта.

Слайд 4

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

Работа с текстом учебника.

Стр. 52 п. Что рассказывали египтяне о своих богах.

Прочитав пункт, расскажите каким богам поклонялись древние египтяне? Перечислите их.

Работа с презентацией и запись новых понятий

Слайд 5

Б) Геб - бог Земли

В) Нут – богиня неба.

Слайд 6

Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8

Е) Осирис и Исида – смена времен года.

Рассказ учителя.

Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Миф об Осирисе и Исиде

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Рассказ учителя.

Погребальные обряды Египта

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем.

Работа с текстом учебника.

Стр. 56

Вывод: так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов».

Работа с понятиями.

Жрецы – служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом – знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей.

IV.Закрепление пройденного на уроке.

Цель этапа: выяснить на сколько учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы.

  1. Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?

  2. Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?

  3. «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»

V. Итог урока.

Цель этапа: выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Цель этапа: разъяснение домашнего задания.

П. 10, нарисовать Богов Древнего Египта или сцену из какого-либо мифа.

infourok.ru

Урок по теме "Религия древних египтян" в 5-м классе

Разделы: История и обществознание

Цель:

  1. Познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена
  2. Дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе.
  3. Продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта.

Оформление доски Тема «Религия древних египтян»

Главное

  1. жрецы 
  2. храмы
  3. мумия
  4. саркофаг

Религия – это вера в бога и поклонение ему.

 

Ход урока

І. Опрос домашнего задания.ІІ. Объяснение нового материала.ІІІ. Закрепление. Так как тема урока сложна, целесообразно провести фронтальный опрос.

  1. Как называется страна Древнего Востока, которую мы изучаем? (Египет)

Ученик рисует меловую схему

  1. Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
  2. Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
  3. Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
  4. Царей древнего Египта называли… (Фараон)
  5. Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
  6. Подсчитайте, сколько лет назад это было?

  1. Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
  2. Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
  3.  У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

Входит фараон (во всем черном, на голове корона, блестящий ворот и повязка – шарф на поясе. В руках кнут и жезл).Учитель – Кто Вы? И что Вы делаете здесь?Фараон – Как смеешь ты смертный, обращаться к фараону Египта, с столь не пристойной речью?Учитель (обращается по всем правилам) – «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости. Не казни, О лучезарный, позволь слово молвить…»Фараон (кивает)Учитель – Что привело Вас, О блистательный, в наш мир, недостойный Ваших очей?Фараон – Я ищу недостойного, который посмел написать свой труд, в котором более 10 ошибок по истории моей страны!Письмо в виде свитка, обратная сторона которого оформлена иероглифами «Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой как это всем известно, похоронен фараон Тутанхомон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхомона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.»

 ІІУчитель – Сегодня мы приступаем к изучению темы «Религия Древнего Египта». Как вы думаете, а что такое религия?Далее определение записывается в тетрадь: План объяснения нового материала а) Отражение природы и жизни древних египтян в религии. б) Вера в загробную жизнь. в) Храмы и жрецы в Древнем Египте. г) Живой бог – фараон.

а) Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.Задание:В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.) Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.

Учитель – Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание. (Миф о Осире – в книге для чтения по Истории Древнего Мира и в книге «История» из серии «Я познаю мир»)Вопросы: Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру? б) Рассматриваем рисунки на странице 52 (рисунок на папирусе изображает суд Осириса)Описание в книге «Мифы народов мира»Т І с 267 – 268.Работа с документами в учебнике с 53. Учитель – Ребята, вы познакомились с египетской «Книгой мертвых» ответьте на вопрос: где – нибудь, в какой – либо религии Вы встречались с такими заповедями? ( Коран, Библия) Учитель – Верно, ребята, все эти религии учат прежде всего «не чинить зла людям…не поднимать руку на слабого» в) Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы – «жилища богов» - из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились:  тростник сгнил, а глина распалась. Позже храмы стали строится из камня, они напоминали дворцы. Их развалины можно видеть и в наши дни.Картина «Храмовой хозяйство в Древнем Египте» Словарная работа: мумия, саркофаг. г) Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.Решаем задачу №72 (из задачника по Истории Древнего Мира стр. 7)

Обобщение и закрепление. Учитель - Итак, мы изучили тему «Религия». Как вы поняли, что такое религия? А сейчас сделаем опорный сигнал, работаем в тетрадях и помогаем мне.

Выставление оценок.Домашнее задание &10,вопросы, опорный сигнал.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по истории Древнего мира. Религия древних египтян

История Древнего мира. 5 класс

Тема: Религия древних египтян.

Цели урока:

1.Педагогические: способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречество как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов.

Тип урока: усвоение знаний, навыков и умений, урок-путешествие.

Планируемые результаты (предметные): способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различный исторических источников.

Личностные результаты: осознанное, уважительно и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, ценностям народов мира.

Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, историческое сочинение, рисунок, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение).

Основное содержание темы, понятия, термины: религиозные верования египтян, общеегипетские боги (Амон-Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор). Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса.

Образовательные ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал.

Основные факты и понятия

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.

Организационная структура урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».

1. Подготовка устного ответа по карточке.

Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

  1. Работа с классом по карте.

- Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

- В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)

4. Беседа по вопросу.

- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)

5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV. Изучение новой темы

План

1) Боги древних египтян.

2) Погребальные обряды египтян.

3) Религиозные верования древних египтян.

4) Религия и власть фараона.

  1. Рассказ учителя.

Сегодня мы отправимся в Древний Египет в гости к египетским богам.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

2. Работа с текстом учебника.

- Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.

- Дайте определения понятиям: религия, религиозные верования.

- Выясните, какие боги существовали у древних египтян?

- В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

- Заполните таблицу в тетрадях.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра

Бог солнца

2. Апоп

Бог тьмы

3. Геб

Бог земли

4. Нут

Богиня неба

5. Тот

Бог мудрости

6. Бастет

Покровительница женщин и их красоты

3. Работа с текстом учебника.

- Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.

- Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

4. Рассказ учителя.

В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».

Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.

5. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? Какой была власть фараона в Древнем Египте? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

6. Рассказ учителя.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.

Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества.

V. Закрепление изученного на уроке.

Беседа по вопросам.

- Дайте определение понятию «религия».

- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

- Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).

- Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца? В чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе?

VI. Итог урока.

Домашнее задание:

  1. Прочитать §10 учебника, выучить термины.

  2. Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по истории на тему "Религия древних египтян" (5 класс)

Тема урока: Религия древних египтян

Дата проведения: 14.10.2016.

Тип урока: изучение нового материала

Технологии урока: информационно-коммуникационные, технология проблемного обучения

Цели:

1. Образовательные:

1.1. Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.

1.2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

2. Развивающие:

    1. Способствовать развитию мыслительных операции учащихся: сравнение, анализ;

    2. Продолжить развитие общих учебных навыков и умений: работа с текстом; развитие внимания и различных видов памяти.

  1. Воспитательные:

    1. Продолжить воспитание у учащихся интереса к религии Древнего Египта.

    2. Воспитывать чувство прекрасного.

Задачи:1. Способствовать созданию благоприятного психо - эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: Познакомиться с религией Древнего Египта; основными видами религиозного культа; с мифами, именами богов.

Метапредметные: Извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в конспект и кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: Воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного.

Основные термины, понятия:

Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия.

Оборудование:1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2. Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира 5 класс. М.: Просвещение, 2015

3. Карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия».

4. Раздаточный материал по теме урока.

План урока

1. Организационный момент. (2 мин.)

ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (10 мин.)

ІІІ. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)

IY. Закрепление учебного материала (10 мин)

Y. Задание на дом. (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин.)

Психологическая установка на урок

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь. Проверим, всё ли готово у вас к уроку?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Выполняют психологическую установку на урок.

ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (10 мин.)

Повторение изученного материала (слайд №1)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.

-Как называется это государство?

Давайте вспомним географическое положение Древнего Египта

А теперь мы с вами проведем проверку ваших знаний по ранее изученной теме.

Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ.

Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Собираются на проверку индивидуальные задания.

Постановка проблемы (слайд №2)

Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? (слайд 3)

Ответы учащихся

Египет

Работа с картой.

Рассказ учащихся:

Древний Египет располагается в северо-восточной части Африки. С Юга на север страну пересекает река Нил. Египет располагается от первого порога в верх по течению и до Средиземного моря. С Восточной стороны Египет омывается Красным морем. В Египте очень жаркий климат. В дали от Нила среди песков пустыни редко встречаются островки зелени-оазисы. С июля в Египте начинаются проливные дожди. Лишь в ноябре река входит в свои берега, оставляя на них плодородный ил.

Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

Выдвижение гипотез:

у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Религия древних египтян.

ІІІ. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)

Поиск решения проблемы.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о религии древних египтян.

Открыли тетради и записали тему сегодняшнего урока (слайд №4)

Боги и жрецы.

Так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов». Прочитайте п.1 параграфа 10 и ответьте на вопрос: « Почему жрецы выполняли эти обязанности?»

(слайд 5)

Боги и мифы древнего Египта.

Открыли учебник на стр. 53, самостоятельно прочтите пункт 2, после чего вам необходимо ответить на вопрос: «Какие боги изображены на слайде и чему они покровительствовали?» (слайд №6,7).

Молодцы! Мы познакомились с основными, верховными богами древнего Египта, среди которых один олицетворяет свет - «Амон Ра», второй – тьму «Апоп». Давайте вместе с Вами прослушаем краткие информацию от двух учащихся, которые подготовили небольшие сообщения.

«Амон Ра» - подготовил Родионов Андрей. А об боге «Апоп» нам расскажет Жидких Александр.

После чего вам необходимо ответить на вопрос: «С каким природным явлением древние египтяне соотносили данных богов?»

Какие ещё боги олицетворяли явления природы?(слайд8)

О каких богах вы ещё узнали? (слайд 9,10)

Запишем имена богов в тетрадь.

Продолжим работу с учебником (стр. 53-54). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?» (слайд №11)

Из двух прочитанных вами пунктов данного параграфа можно сделать вывод, что каждому явлению природы, которое египтяне не могли объяснить, соответствовал тот, или иной бог. (слайд 12)

Запишите и немного отдохнём.

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

А сейчас узнаем, что рассказывали египтяне о «стране мёртвых» (слайд13)

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем. (слайд 14)

Из выше услышанного формируется вывод: египтяне верили, что после земной смерти жизнь не заканчивается. (слайд 15)

Фараон и религия.

Прочтём п.5 и ответим на вопрос: Почему люди молили фараона об урожае? (слайд16)

А так как в Египте было множество богов, давайте с вами потренируемся в умении угадывать их и соотносить с тем или иным явлением жизни древних египтян.

Работаем в группах.

1 группа называет богов, которые олицетворяли явления природы

2 группа называет богов связанных с другими сторонами жизни египтян

Выполняют запись в тетради.

Считалось что жрецы лучше всех умеют разговаривать с богом. Они были богаты и могущественны.

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.

Прослушивание новой информации. Расширение собственного кругозора.

Фронтальный ответ учащихся на поставленный вопрос (Амон Ра - движение солнца, Апоп – наступление ночи. Оба – время суток).

Геб, Нут.

Тот и Бастет

Записывают имена богов в тетради.

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.

Записывают вывод в тетрадь.

Повторение под диктовку учителя различных движений.

Слушают объяснения учителя.

Запись вывода в тетрадь.

Потому-что египтяне обожествляли фараона и называли его сыном бога. Они верили, что Амон Ра – царь среди богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющих Египет. Всё должно подчиняться воле фараона – не только люди но и сама природа.

Обсуждают в группах задание, озвучивают результат.

IY. Закрепление учебного материала (10 мин)

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего урока. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?» (Слайды № 17)

Хорошо. Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов:

-Фараон считался сыном бога?

-Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

-Наличие одного или множество богов?

-Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

(слайд 18)

Молодцы! Мы с вами решили поставленную проблему.

Рефлексия.

А теперь составьте синквейн со словом «религия»

Вы хорошо потрудились (выставляет оценки ).

Осознают новый опыт, размышляют, делают самоанализ.

Отвечают на вопрос учителя (Религия в Древнем Египте играла важную роль. С момента появления человека на свет и до его последних дней, он готовился к загробной жизни. Здесь земная жизнь рассматривалась, как некий переход в другой мир.

У древних египтян, так же, как и у первобытных людей, была особенность обожествлять все то, чему они не могли найти объяснений.)

Отвечают на вопросы учителя (- да египтяне считали его богом на земле

-фараон совершал обряды в качестве верховного жреца.

-связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона

-у египтян было множество богов.

-. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.)

Составляют синквейн, несколько учеников зачитывают

Y. Задание на дом. (3 мин) (дифференцированное)

Подводит итоги урока. Организует запись домашнего задания: (слайд19)

1УРОВЕНЬ – Прочитать параграф 10 и подготовить пересказ прочитанного.

2УРОВЕНЬ- Прочитать параграф и выполнить задание на стр.56

3УРОВЕНЬ - Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

infourok.ru

Конспект урока по истории на тему " Религия Древнего Египта"

Предмет: История Древнего мира

Класс,: 5 класс.

Тема урока: Религия древних египтян

Цель:

познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытном обществе;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения египтян, продолжить воспитывать у детей интерес к религии Древнего Египта;

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.

Ход урока:

I. Повторение изученного материала

1. Исторический диктант.

Египет – так называется страна, которая располагалась… (В Северо –Восточной Африке)

Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)

Первой столицей Египта был город… (Мемфис)

Царей древнего Египта называли… (Фараон)

Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)

Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)

 У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

2. Составьте и запишите предложения со следующим набором слов:

Нил, Северо – Восточная Африка, плодородный ил, разлив, Средиземное море, дельта, Египет.

3. Письменно: выполнение теста по теме « Походы египетских фараонов»

4.Устно: А) Что собой представляло войско фараона?

Б) Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

В) Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?

II. Новая тема.

Слайд 1

1. Боги и жрецы.

- Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

- Прочитайте п.1

Кто такие жрецы? Что такое храмы?

Слайд 2

Храмы – это жилища богов

Слайд 3

Жрецы – это служители богов

2. Боги Древнего Египта.

Слайд 4

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

- Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

Слайд 5

Б) Геб - бог Земли

В) Нут – богиня неба.

Слайд 6

Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8

Е) Осирис и Исида – смена времен года.

infourok.ru

Урок по истории древнего мира "Религия древних египтян"

История Древнего мира. 5 класс

Тема: Религия древних египтян.

Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ)

Цель урока: ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Задачи:

  1. Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.

  2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

  3. Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

Планируемые результаты:

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение систематизировать информацию из различных исторических источников

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов мира, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, рисунок и др.) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян», рисунок для работы в парах и индивидуально, индивидуальные карточки для работы с понятийным аппаратом.

Основные факты и понятия

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.

Саркофаг- гроб

Гробница –  Сооружение из камня, в к-ром хранится гроб

Мумия - сохранённое бальзамированием тело.

Храм - жилище богов

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Работа с понятийным аппаратом.

1.сл.№2-работа с классом

2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

III.Мотивационный. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

Под аудиосопровождение идет видеоряд, подводящий учащихся к постановке проблемы и формулировке темы урока (Сл. № 4,5)

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV. Открытие новых знаний. Решение проблемы.

План

1) Боги древних египтян.

2) Погребальные обряды египтян.

3) Религиозные верования древних египтян.

4) Религия и власть фараона.

На доске написана тема урока.

  1. Рассказ учителя, показ слайдов.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

Рассказ о жрецах и храмах.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.

Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества.

  1. Боги Древнего Египта.

- Проверка опережающего задания: 3 ученика готовят сообщение о богах: Амон-Ра, Осирисе и Исиде, Горе, Гебе.

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

Б) Осирис и Исида– смена времен года

В) Гор

Г )Геб - бог Земли

Учитель рассказывает об остальных богах египтян.

Слайд В) Нут – богиня неба.

Слайд 6 Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8 Миф об Осирисе и Исиде

Задание классу: прослушать и сказать какие явления природы отразились в данном мифе

Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

  1. Работа с историческими документами.

«Книга мертвых» (вера в загробную жизнь)

«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист, я чист…»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 47.

— Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

— Где человек произносил подобную клятву? (На суде Осириса.)

— Для чего нужна была эта клятва? (Для того чтобы попасть на чудесные поля царства мертвых.)

3. Рассказ учителя.

В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».

Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.

4. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

V. Включение новых знаний в систему и повторение.

Беседа по вопросам.

- Дайте определение понятию «религия».

- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

- Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).

- Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?

VI. Рефлексия деятельности на уроке.

hello_html_6f79e09d.gif

hello_html_m2fc082f2.gif

hello_html_me679652.gifhello_html_m327b9d0d.gif

hello_html_m50e1e24b.gifhello_html_3d0d3de8.gifhello_html_m41a0e3ac.gifhello_html_3cbbe7e2.gif

hello_html_6007c8e.gif

hello_html_60b8f888.gif

hello_html_m1871fbe3.gif

hello_html_2bf84ff3.gif

hello_html_m23b1d763.gif

Жрец – служитель культа.

Гробница –  Сооружение из камня, в к-ром хранится гроб

Мумия - сохранённое бальзамированием тело.

Храм-жилище богов

Домашнее задание:

  1. Прочитать §10 учебника.

  2. Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?». Выполнить задание по карточке

Приложение 1.

Карточка №2

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Приложение № 2

hello_html_m11fc1766.gif

infourok.ru

Тема урока: "Религия древних египтян"

Время Этапы урока Деятельность учителя на уроке Деятельность учащихся на уроке
1–2 мин. Орга. момент Вступление.  
25 мин. Изучение нового мат-ла Сегодня мы с вами познакомимся с такими терминами, как религия, храм, боги, жрецы. А также узнаем в каких богов верили древние египтяне?

(Обратить внимание учащихся на доску т. е. название богов, записать домашнее задание п. №10 прочитать, ответить устно на вопросы после параграфа).

Записали домашнее задание.
Что же означает слово религия? Вера в бога (ов).
Кто такие боги? Сверх- естественная сила.
Записываем в тетради число, тему урока и определение термина религия. Религия – вера в богов.
В конце урока вы должны дать ответ на такой вопрос: “Почему возникла вера в богов у египтян”?  
Класс разделён на три группы. У каждого из групп есть свои боги покровители:

1. Амон – Ра – название группы

Геб; Апис.

2. Апоп – название группы

Исида; Бастет

3. Сет –

Тот; Нут

 
Каждая группа должна найти о своих богах (покровителях) в тексте учебника раздел 2. параграф №10 стр. 49.

А также сочините хвалебные песни об одном из трёх богах. Записываем по ходу рассказа каждой группы.

 

Здание на доске.

I II III
1. Дать определение: храм.

Жрецы.

2. Почему жрецы были богаты и могущественны.

Миф об Осирисе и Исиде

1. (Рассказать по “цепочке” Осирис; Исида; Сет.)

2. Ответьте на такой вопрос: с кем бы вы хотели быть из этих богов и почему?

Царство мёртвых

1. Описать царство мёртвых.

2. Кто участвовал в суде Осириса.

3. Мумия.

Какую роль играла вера в загробную жизнь.

Запись учениками в тетрадях:

I гр. Амон – Ра – бог света.

Геб - бог земли.

Апис – священный чёрный бык.

II гр. Апоп – бог тьмы.

Исида – жена Осириса – богиня.

Бастет – покровительница женщин и их красоты.

III гр. Чет – бог пустыни и песчаных бурь.

Тот – бог мудрости.

Нут – богиня неба.

Хаппи – бог воды Нила.

(Стр. 53 иллюстрации на стр. 52).

Запишем определение слов: храм; жрецы; Осирис,; Свет; Исида.

Храм – жилище для богов, жрецы – служители бога. Жрецы были богаты и могущественны, потомучто египтяне верили, что они говорят от имени самих богов. А также были священные животные Апис, Себек!

Осирис – некогда царь Египта, добрый научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Исида – жена Осириса. Сет младший брат Осириса.

С кем бы вы хотели быть? (Слушаем III группу).

I гр. Храм – жилище для богов.

Жрецы – Служители бога.

II гр. Осирис – некогда царь Египта.

Исида – жена Осириса.

Сет – младший брат Осириса.

Хотел (а) бы быть с Осирисом, он добрый, хороший.

5 мин. Обобщение нового материала В царстве мёртвых, есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Кто распоряжался в царстве мёртвых?!

Действительно в царстве мёртвых распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала.

Но для вечного существования в царстве мёртвых человеку нужно тело, жильё и пища. Потому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело высушивали и обматывали тонкими бинтами – изготовляли мумию. Мумию клали в гроб – Саркофаг, на котором писали волшебные заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. Для знатных людей гробницы строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем.

Суд Осириса. В нём распоряжался бог Анубис, Богиня Правды – Маат.
    Вера в загробную жизнь играла огромную роль для египтян. Так как они боялись попасть к свирепому чудовищу, который был с телом льва и зубастой пастью крокодила. Ведь оно было готово проглотить того кто натворил зло на земле. А ведь египтяне хотели попасть на чудесные поля царства мёртвых.  
3 мин. Сам-я работа учащихся. Из документа на стр. 53 учебника. После прочтения данного документа вы должны ответить на вопрос: какой же был суд перед Осирисом? Покойный клянётся, что он ничего плохого в жизни не делал.
10 мин. Закреп. пройденного материала Что же такое религия? Религия – вера в богов.
Какие боги были у древних египтян? Амон – Ра, Апис, Анубис, Осирис, Исида, Сет, Тот, Нут, Бастет и др.
А также египтяне обожествляли фараона. Бог солнца – царь среди богов, а его сын фараон – царь среди людей.  
Как вы думаете, почему же возникла вера в богов? Потому что древние египтяне не могли объяснить явление природы. Наука была не развита.
Действительно ли вера в богов и загробное царство являлось смыслом жизни египтян? Да! Они считали, что вновь приходит и вселяется душа в умершего египтянина.
Что мы с вами узнали? Богов египтян, их религию, кому они поклонялись.
Кроме богов кому ещё поклонялись египтяне? Животным.
Каким? Себек – крокодил, Апис – священный чёрный бык.
А также мы с вами сказали, что египтяне верили в загробную жизнь, что и являлось их смыслом жизни.

Спасибо за внимание. Выставление оценок за урок.

Урок окончен.

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai