Религиозные системы древней индии. 1. Условия возникновения религиозных систем в Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные религиозно-философские системы Древней Индии. Религиозные системы древней индии


Основные религиозно-философские системы Древней Индии.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Ведизм

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

Индуизм

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой - персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая оватара, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

Буддизм

Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипитака") - "три корзины закона".

В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными оча-гами распространения религии.

К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-по-литических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связан-ная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасе-нию, которое счи-тается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, при-чем упор сделан на активную проповедническую деятель-ность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множе-ство толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.

Философия

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем или школ и деление их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа Санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей относительности или «всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Джайнизм

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. По-скольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение жи-вых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда пре-обла-дали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростов-щики. Эти-ческие предписания джайнизма включают обеты прав-дивости, сдер-жанности, бесстрастности, строгий запрет воров-ства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

Йога

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

students-library.com

1. Условия возникновения религиозных систем в Древней Индии

В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия между членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных производителей. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок и теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые большие государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в рамках единого монархического государства объединяется практически вся Индия.

Важным компонентом социальной и экономической системы остается община, в которой происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется имущественная дифференциация между членами общин, и все заметнее выделяется верхний слой, который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую силу; возрастает число зависимых граждан и наемных работников.

Это также и время поисков в религиозно-философской сфере.

Традиционный ведический ритуализм и старая, часто примитивная мифология не соответствуют новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное положение брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека в обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются отдельные направления и школы, естественно, с различным теоретическим подходом к насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское значение приобретают прежде всего учения джайнизма и буддизма.

2. Религиозно-философская догматика индуизма

Индуисты составляют 14% населения мира.

В современной Индии распространен целый ряд верований. Подавляющее большинство населения (около 83%) исповедует Индуизм, следующей по численности является мусульманская община (свыше 11%), затем идут приверженцы сикхизма (около 2%), вероучения, сформировавшегося в Пенджабе в XV в. на основании индуизма, христианства - исповедуют 2,5% населения, остальные являются буддистами, джайнами и приверженцами древних культов доарийских народов. Слово “хинду” появилось в работах мусульманских авторов в эпоху средневековья, чтобы обозначить явления индийской кцы, отличные прежде всего от ислама, а также от буддийской и джанскои религиозных традиций. Этот расплывчатый термин был принят в форме "индуизма" (хиндуизм) европейцами. Для них он стал обозначать все нехристианское и немусульманское в Индии.

Разные индуистские религиозно-философские школы по-разному определяли главные отличительные черты Индуизма, но в основном исследовали выделяют две главные: Садхана и Драхма.

Слово садхана в эпоху вед означало "приведение прямо к цели, хорошее руководство, следование вперед", а в период брахманизма и позже - "продуктивный путь, овладение, подчинение, выполнение". В представлении рядовых членов общины это слово как бы охватывает собой всю "теоретическую" сторону религии, все то, что и чем занимаются учителя Индуизма. Садхана - это достояние теоретиков-брахманов, знатоков священного писания.

Драхма же - это свод правил, обязательный для каждого индуса, регламентирующий его веру, поведение, отличающий его от приверженца любой другой религии, которая традиционно в И. определяется словом адхарма", недхарма.

Несмотря на отсутствие церковной организации, в Индуизме тем не менее выработалась такая структура, которая дает возможность контролировать и ориентировать в определенном направлении каждодневную жизнь членов общины. Этот контроль осуществляется по двум направлениям - через храмовых и домашних жрецов и через кастовые организации. Жрецы имеют строго определенный круг обязанностей. Храмовые жрецы заняты главным образом исполнением обрядовости в храмах и в других местах массовых молений. Домашние жрецы наблюдают за религиозной жизнью в семьях. Каждый домашний брахман имеет определенный круг семей, для которых осуществляет все требования, связанные с рождением, браками, похоронами, праздниками и т.п. Члены этих семей являются потомками тех лиц, для которых предки данного брахмана осуществляли такие же церемонии, и эти наследственные связи, как правило, не могут быть самовольно нарушены ни той, ни другой стороной без разрешения кастового совета (пангаята).

В Индуизме предписываются три пути почитания бога, а также приближения к богу и спасения: кармамарга, дшнянамарга, бхактимарга.

В кармаргу включен ряд конкретных дел человека, выполнением которых он должен снискать себе спасение, должен достичь последней, конечной цели - мокши, полного освобождения от уз и влияния плотской оболочки. На первое место выдвигается здесь правильное прохождение жизненного пути в соответствии с предписаниями литры шрути и смрити, а также "Рамаяны" и "Махабхарат, и пуран. Последние, как считается в четкой общедоступной форме определяют все основные предписания. Это путь жертвоприношений, совершения пудж и паломничество, путь правильного выполнения обрядов и всего ритуально-церемониального комплекса Индуизма.

Джнянмарга - это путь познания при посредстве философствования и размышления, а бхактримарга - путь к богу через беспредельную к нему любовь.

Практически ритуальная жизнь индусов объединяет в себе первый и третий пути, т.к. любимый, избранный бог - шитадевата - выступает как основной избранный объект почитания, к слиянию с которым и должен привести путь - кармамарга.

Для реальной практики Индуизма стало типичным сохранение заметных различий в верованиях и культовых действиях членов высоких и низких каст. Если жрецы, знать и воины из среды доарийских народов входили в процессе распространения брахманизма в состав высоких каст, а земледельцы, торговцы, скотоводы - обычно в состав средних, то беднейшие слои населения наряду с мелкими племенами обретали как правило статус низких и неприкасаемых каст.

Например, Чамары (кожевники) - одна из крупных этно-кастовых групп, давно Чамары поклоняются духам лесов, гор, камней, колодцев и т.д., практикуют магические действия, имеют кастовых колдунов, а также отмечают свои кастовые праздники и проводят особые свадебные, погребальные и др. церемонии, заметно отличающиеся от праздников и церемоний более высоких каст. Таким образом ведут себя в ритуально-правовой жизни и др. низкие касты: дхоби - стиральщики, наи - цирюльники, меда - плетельщики, беста - рыбаки.

В современном Индуизме все объекты мифотворчества и культового почитания могут быть разделены в восемь групп: боги и богини также божественные герои эпоса, мудрецы-риши, души-предков-питри, полубоги и духи, животные, источники вод, растения, камни.

Во главе многочисленного пантеона стоит тримурти (триада или троица) - Брахма (или Брама), - творец, который в настоящее время практически не является объектом почитания; Шива - созидатель и разрушитель; Вишну-охранитель. Последние два божества является главными объектами почитания в современном Индуизме. Общими чертами в современных направлениях Индуизма - шиваизме и вишнуизме - является непреложный авторитет вед; учение о дхарме - долге, совокупности обязанностей, которые человек должен выполнять в зависимости от его социального положения (кастовая система), учение о карме - воздаянии в потустороннем мире за совершенные проступки, учение о сансаре - непрекращении жизни, странствовании, т.е. перевоплощении души.

Повседневная религиозная практика связана с многочисленными жертвоприношениями. Центрами отправления индуистского культа служат храмы, священные места, пещеры, деревенские и домашние алтари и т.д.

  1. Индуистские школы и направления

Вишнуизм (вайшнавизм) - представляет собой направление в современном Индуиме, приверженцы которого признают верховным божеством Вишну. Вишнуиты почитают его главным образом в двух воплощениях (аватарах) - рамы и Кришны. Вишну и его аватары связаны с народными культами плодородия. Божество это благожелательное. Вишнуизм распространен главным образом в северных районах Индии. В свою очередь Вишнуизм распадается на ряд сект (например, шривайшнавов). У вишских жрецов и аскетов-садху имеются отличительные знаки - на лбу рисуют двузубец или трезубец белой или красной краской, волосы на голове бреют оставляя на макушке лишь прядь волос и т.д. В Юго-Восточной Индии вишнуиты встречаются среди выходцев из северной Индии. Также их можно встретить в Бирме, Малайзии, Сингапуре. Их численность в ЮВА гораздо меньше числа приверженцев другого направления Индуизма - шиваизма.

Шиваизма (или шайваизма) придерживаются главным образом население Южных районов Индии. Шиваиты признают верховным божеством Шиву и его аватары - Садашиву, Ишвару, Махитвару и др. Шиваизм распадается на ряд сект: лингаяты и шактисты.

Секта лингаятов (ХП в.) не признает кастовую систему брахманов: объектом почитания является Шива в образе мужского начала.

Шактисты почитают женское начало в лице богини Деви (или Махашакти) и делятся на две подсекты: дкшиначара (культ правой руки), сторонники которой почитают Деви и Шиву и вамагара (культ левой руки - приверженцы которой признают только Деви).

Индуизм оказал значительное влияние на формирование многих народов ЮВА. Например, в Бирме, Таиланде, Кампучии, Индонезии очень популярны театрализованные представления на темы древнейших эпосов "Махабхарата" и "Рамаяна", правда уже в местной интерпретации; буддистские церемониалы в Таиланде и Кампучии имеют сильную печать влияния Индуизма; при тайском королевском дворе сохранились специальные служители-брахманы, которые занимаются всеми королевскими церемониями и т.д.

studfiles.net

ТЕМА 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ — КиберПедия

 

1. Ведическая религия Древней Индии.

2. Брахманизм. Араньяки и Упанишады.

3. Философские школы Индии (санкхья, веданта, йога).

4. Джайнизм: история возникновения и особенности вероучения.

5. Индуизм: особенности вероучения и основные направления (Вишнуизм, Шиваизм).

 

Источники:

1. Атхарваведа (Шаунака) [Текст]: в 3 т.: [пер. с ведийского]. –Т. 3. Кн. 13-19 / ред. В. В. Вертоградова. – М.: Восточная литература РАН, 2010. – 231 с.

2. Бхагавад-гита как она есть: полное издание с подл. санскритскими текстами, русской транслитерацией, дословным и литературным переводами и подробными комментариями [Текст]. – М.; Л.: Калькутта: Бхактиведанта Бук Траст, 1990. – 832 с.

3. Махабхарата [Текст]. – Кн. 15-18 / РАН; / отв. ред. Стеблин-Каменский: пер. С. Л. Невелова [и др.]. – СПб: Наука, 2005. – 235 с.

4. Ригведа: избранные гимны [Текст] / ред. Г. М. Бонгард-Левин. перевод, коммент., вступ. ст. Т. Я. Елизаренкова. – М.: Наука. Восточ. лит., 1972. – 418 с.

5. Йога [Текст]: пер. с санскрита. – СПб.: Азбука-Классика, 2002. – 574 с.

 

Литература:

1. Альбедиль, М. Ф. Индия. Беспредельная мудрость [Текст] / М. Ф. Альбедиль. – СПб: Алетейя, 2003. – 416 с.

2. Бонгард-Левин, Г. М. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история [Текст] / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. – СПб: Алетейя, 2001. – 223 с.

3. Бонгард-Левин, Г. М. Индия в древности [Текст] / Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин. – СПб: Алетейя, 2001. – 813 с.

4. Васильев, Л. С. История религий Востока [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. С Васильев. – 4-е изд. – М.; Ростов н/Д: Университет 1999. – 426 с.

5. Дасгупта, С. Философия йоги и ее отношение к другим системам индийской мысли [Текст]: [пер. О. В. Стрельченко] / С. Дасгупта. – СПб.: Наука, 2008. – 350 с.

6. Желябовская, Л. В. Религии мира. Религии Индии [Текст] / Л. В. Желябовская. – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.

7. Жоль, К. К. Индуизм в истории Индии [Текст]: учеб. пособие для вузов / К. К. Жоль. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 351 с.

8. Иванова, Л. В. Индуизм [Текст] / Л. В. Иванова. – М., 2003. – 562 с.

9. Индуизм [Электронный ресурс]. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

10. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм [Текст]: Словарь. – М.: Республика, 1996. – 576 с.

11. Каниткар, В. П. Индуизм [Текст]: [пер. с англ.] / В. П. Каниткар, У. О. Коул. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 320 с.

12. Лебедев, В. Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов. – М.: Юрайт, 2013. – 492 с.

13. Лобазова, О. Ф Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

14. Пахомов, С. В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм [Текст]: Карман. Словарь / С. В. Пахомов. – СПб.: Амфора, 2002. – 172 с.

15. Тюлина, Е. В. Храм, мир, текст. Вастувидья в традиции пуран [Текст] / Е. В. Тюлина. – М.: Восточная литература РАН, 2010. – 255 с.

16. Философия йоги. В поисках свободы [Текст] / ред. М. Яновская. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 941 с.

17. Шохин, В. К. Школы индийской философии. Период формирования, IV в. до н. э. – II в. н. э. [Текст] / В. К. Шохин. – М.: Восточная литература, 2004. – 415 с.

 

Методические рекомендации

Изучение религиозных представлений Древней Индии осложняется их философской насыщенностью и многоплановостью, ставшей следствием длительного периода формирования. Кроме того, толерантность религиозных систем способствовала взаимному проникновению идей одной религии в другую. Поэтому для облегчения изучения религий Индии необходимо поэтапное рассмотрение формирование религиозных концепций.

Первым этапом становится ведическая религия. Проследить влияние арийского завоевания на религиозную систему. Студенту необходимо рассмотреть структуру и содержание ведической литературы: Ригведа, Самоведа, Атхарвоведа, Яджурведа. Посмотреть, как специфика и функциональная направленность текстов отражалась на распределении обязанностей среди священнослужителей. Необходимо обратить внимание на истоки мифологических представлений Индии, основные группы божеств (асуры и дэвы) и наиболее значимых персонажей.

Вторым этапом становится формирование брахманизма. Необходимо объяснить причину возвышения брахманов и их роль в индийском обществе (согласно варно-кастовой системе). Обратите внимание на требования, которые предъявлялись к брахманам, основные этапы их жизненного пути. Также необходимо выяснить, почему появляются тексты-брахманы и формируется идея брахмана как абсолютного начала. Обратить внимание на основное содержание Араньяков, акцентирующих внимание на аскетизме, и Упанишад, посвященных философскому осмыслению человеческого существования. Формирование абстрактных понятий: Брахман, Атман, Тот, Ом. Как идеи Упанишад повлияли на религиозную культуру Индии.

С VI века в Индии начинают формироваться философские школы. Каждая из них дает свои ответы на важнейшие вопросы человеческого существования, свое понимание соотношения души и тела. Из шести школ предлагается наиболее основательно рассмотреть три: санкхья, веданта и йога. Необходимо посмотреть, как данные школы трактуют соотношение духовного и телесного. Рассматривая школу санкхья, обратите внимание на татвы и гуны. Как с помощью данных категорий объяснялось социальное неравенство? При анализе веданты необходимо рассмотреть деятельность Майи и способы преодоления ее влияния. Школа Йоги предлагает практическое решение и путь достижения Мокши. Становление школы и основные этапы достижения освобождения.

Рассматривая джайнизм как религиозное учение необходимо обратить внимание на историю возникновения, основателя учения (Махавира Джина – 24-й тиртханкар) и основные течения (шветамбары и дигамбары). В чем особенность понимания Кармы у джайнов. Соотношение материального и духовного начал в джайнизме. Влияние учения на жизненный уклад членов общины. Этика джайнов. Роль монахов-аскетов, их жизненный путь.

Индуизм является ярко выраженной политеистической религиозной концепцией. В связи с этим необходимо выяснить – почему индуизм стал так популярен в Индии? Как в рамках данной религии трактуются такие понятия индийской философии как Дхарма, Карма? Кто и как может достичь Мокши? Учитывая многобожие данной религии необходимо обратиться к основным течениям, связанным с Тримутри (Брахма, Шива и Вишну).

Рассматривая культ Брахмы, стоит обратиться к его происхождению, а также посмотреть на особенности летоисчисления, связанные с его деятельностью (кальпы, махаюги).

Образ Вишну более почитаем и разнообразен. Обратите внимание на его Аватары: когда и зачем Вишну появлялся в мире? Наиболее популярные Аватары – Рама и Кришну – какие культурные и религиозные традиции связаны с ними? Как вишнуизм связан с буддизмом и христианством?

Несмотря на то, что Шива в Тримутри берет на себя роль разрушителя, в культовой практике на первый план вышло созидательное начало. Студентам следует обратиться к концепции животворящего начала, почитанию лингама, а также шакти. Проследите трансформацию Шакти в образы женских богинь (наиболее известны Дурга и Кали). Культ Камы. Философское развитие культа шакти – формирование тантризма: мантры и магическая сила кундалини (практика йоги).

Подводя итог, необходимо провести параллели между основными религиями, сформировавшимися в Древней Индии: выявить общие и отличительные черты, а также проследить их влияние на историю и социально-политическое устройство страны.

 

cyberpedia.su

Основные религиозные течения в культуре Древней Индии.

Основные религиозные течения в культуре Древней Индии.

 

 

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии) , Корни этой религии уходят в глубокую древность.

§ 1. Ведизм О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригведы” и других ведийских сборников (самхит) .

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними) , и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т.е. появление первой религии.

§ 2. Индуизм В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм) , деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической поэмы “Махамхарата” , в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

§ 3. Буддизм Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной” . Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя “восьмеричному пути” человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний.” Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара” . Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливымтаковы нравственные ориентиры древней индии.

 

Основные исторические периоды культуры Древней Греции и их характеристика.

Культуру Древней Греции условно принято делить на пять периодов:

 

  • гейский или крито-микенский (3—2 тыс. до н. э.)
  • гомеровский (11—9 вв. до н. э.)
  • архаический (8—4 вв. до н. э.)
  • классический (5—4 вв. до н. э.)
  • эллинистический (вторая половина 4 — середина 1 в. до н. э.).

 

Основные религиозные течения в культуре Древней Индии.

 

 

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии) , Корни этой религии уходят в глубокую древность.

§ 1. Ведизм О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригведы” и других ведийских сборников (самхит) .

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними) , и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т.е. появление первой религии.

§ 2. Индуизм В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм) , деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической поэмы “Махамхарата” , в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

§ 3. Буддизм Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной” . Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя “восьмеричному пути” человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний.” Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара” . Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливымтаковы нравственные ориентиры древней индии.

 

Читайте также:

lektsia.com

3.4.2. Религиозная система древней и современной Индии

3.4.2. Религиозная система древней и современной Индии

Индуизм — третья по охвату населения (после «христианства» и ислама) древняя религиозная система. Общая численность сторонников индуизма приближается к 1 млрд. (от 700 до 840 млн.). Своими корнями индуизм уходит во II тысячелетие до н. э. Считается, что самое позднее с середины второго тысячелетия до н. э. так называемые индоарии (или индоиранцы, о которых речь шла в предыдущей главе) начали захватывать территории Индии (Пенджаб), положив начало объединению древних местных религиозных культов и ведизма — древней ведической религиозной системы пришедших индоариев (индоиранцев). Период объединения местных религиозных культов и индоарийского ведизма длился около тысячелетия — при сравнительно быстром становлении главенства ведических культов над местными религиозными ритуалами.

Доиндуистские местные религиозные традиции складывались в III–II тысячелетиях до н. э. и некоторые исследователи считают, что в этот период древнейшая цивилизация на территории полуострова Индостан (Южная Азия) достигла «наивысшего для своего времени уровня развития материальной и духовной культуры». Какая это была культура, можно судить по одной из самых архаичных протоиндийских цивилизаций — Хараппской цивилизации, существовавшей в долине реки Инд примерно с XXV по XVIII вв. до н. э. Это была религиозная система древнего раннего национально-государственного политеизма,[414] основанная на тотемных, фетишистских и шаманских культах. На территории этой цивилизации наибольшее распространение имел культ богини-матери, покровительницы плодородия и её «божественного» супруга — повелителя загробного царства, растительного и животного миров. Кроме этого почитались некоторые растения, животные (буйвол, слон и пр.), природные стихии, фаллические символы. Культы отправлялись жреческим сословием в особых «святилищах», божествам и духам приносились жертвы, в том числе и человеческие. Предполагается, что после распада этой древней цивилизации её наследие было перенесено в другие регионы и оказало непосредственное влияние на религиозные представления местных племён, относившихся к дравидоязычным[415] группам.

Завоеватели п-ова Индостан, древние индоарии (индоиранцы), как общепринято считать — кочевые скотоводческие племена, которые пришли с своей прародины, степных и лесных районов Причерноморья, Прикаспия и Приазовья в междуречьях Днепра-Дона, Дона-Волги. Индоарии восприняли достижения древней индийской культуры и со своей стороны привнесли в неё собственные религиозные представления. Видимо крупных расхождений в мировоззрении у тех и у других не имелось, поэтому взаимопроникновение культур было достаточно мирным. Их язык позже стал называться ведийским санскритом. Вторжению ариев предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения — Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и галюциногенный напиток Сома.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru