Карточки для проверки знаний обучающихся по теме: "Древний Египет" (5 класс). Рассмотри карту древний египет


Практикум по работе с исторической картой 5, 6 класс

II. Сравните карты «Московское княжество в конце XIII в.» и «Русское государство к середине XV в.». Выполните задания.

hello_html_m7ac9df7.jpghello_html_642b4511.jpg

  1. Сравните карты. Запишите, что между ними общего.

  2. Какие изменения появились на карте «Русское государство к середине XV в.»?

  3. Почему эти карты называются историческими?

  4. Укажите название города, расположенного к северу от Калуги.

  5. Перечислите названия рек, которые протекали по территории Русского государства в XV веке.

  6. Какое государство расположено к западу от Московского княжества?

III. Внимательно рассмотрите план Древнего Рима. Обратите внимание на протяженность городской стены, расположение дорог, зданий и сооружений. Ответьте на вопросы, пользуясь пояснениями к плану.

Пояснения к плануhello_html_2224147e.jpg

Термы – семейные и общественные бани.

Пантеон – храм, посвященный древнеримским богам.

Акведук – мостовое сооружение с каналом или трубопроводом для подачи воды через овраг, реку и т.п.

Капитолий – холм, на котором расположены дворцы, музей и пр.

Колизей – самый большой амфитеатр Рима. Предназначался для разных зрелищ.

  1. Назовите, на какой реке стоит город?

  2. Сколько городских ворот было в Риме?

  3. Назовите ворота, расположенные на востоке.

  4. В какой части города, северной или южной, находится больше сооружений?

  5. Какие сооружения расположены в центре города?

  6. Сколько акведуков было в Риме и куда они вели?

  7. Что могут узнать историки, изучая планы местности, города, объекта, составленные в прошлом?

Д/З. Нарисуйте план нашего города и укажите места расположения исторических объектов.

Практическая работа по теме «Историческая карта»hello_html_m1ced049c.jpg

  1. Рассмотрите карту «Древний Египет» и ее легенду. Запишите, какую информацию о жизни древних египтян можно получить, изучив эту карту. Рассмотрите иллюстрации и дополните свой рассказ.

infourok.ru

Технологическая карта урока Древний Египет .

1. Организационный момент и целеполагание

2 .Мотивация

Приветствие учащихся

Откройте учебник на с. 49. Давайте

узнаем, чему, с точки зрения авторов,

мы должны научиться, изучая раздел

«Цивилизации Древнего Востока».

Фиксирует на доске:

Цивилизации Древнего Востока.

– Что нам поможет добиться поставленных целей?

– По оглавлению на с. 3 определите,

какое содержание нам предстоит

освоить

– Проверьте, готовы ли вы овладеть

умениями этого раздела. Для этого заполните таблицу на

с. 49

– Обратите внимание на уровни

успешности. Попробуйте справиться

с заданием на необходимом уровне, а

затем переходите к повышенному и

максимальному уровню.

– Если не удаётся выполнить задание, возникают трудности, то напишите, каких вам знаний и умений не

хватает.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Спрашивает детей кто был в Египте ,показывает слайды и несколько слов о Египте

Приветствие детей

Один из учеников читает содержание рубрики «Главное, чему необходимо научиться» (1-й абзац на с. 49).

– Материал в учебнике.

Класс в течение минуты читает

оглавление и определяет темы, которые необходимо освоить.

Дети в течение 5 минут индивидуально, самостоятельно выполняют

задание в своих тетрадях или на заранее заготовленных листах.

Познавательные УУД

1. Выделять причины и следствия.

2. Находить в разных источниках достоверную информацию.

3. Анализировать, выделять главное.

4. Определять понятия.

5. Делать выводы.

3. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы

– Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой сегодня мы начинаем знакомиться, является Древний Египет.

– Я вам предлагаю попутешествовать по карте.

– Рассмотрите карту на с. 51. Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние

государства, племена?

– Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

– Кто хочет поделиться своими мыслями?

– Как же появился Египет?

– Открываем с. 52. Читаем разговор

главных героев.

– Какой вывод сделал Антошка?

Фиксирует на доске:

Египет появился благодаря богу

Осирису.

– Читаем дальше.

– Какие факты привёл Археолог?

Фиксирует на доске:

«Египет – дар Нила».

– Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом.

– Какой у вас возникает вопрос?

Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске:

Почему Египет считается даром Нила ?

-Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?

Фиксирует на доске:

Нил давал всё необходимое для жизни.

Предполагаемый ответ учеников:

– Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара.

– Вдоль всего Египта протекает река

Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена.

Читают вслух текст от слов:

«А как появился Египет…» и до слов:

«…Он им был как отец».

– Всему, что необходимо для жизни,

египтян научил бог Осирис.

Ученики вслух продолжают читать текст – слова Археолога.

– Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни.

– Благодаря чему египтяне смогли

создать своё государство?

– Что помогало египтянам жить в пустыне?

Регулятивные УУД

1. Определять цель.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Выдвигать версии.

5. Оценивать степень и способ достижения цели.

4 Формирование новых знаний

- Используя словарь, объясните значение слова цивилизация как ступень развития общества.

– С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации

Другой вариант работы – предложить выполнить задание 1 из Рабочей тетради

(с. 30).

Работают со словарём.

Работают во фронтальном диалоге.

Письменно выполняют задание в Рабочей тетради.

Коммуникативные

Умеют формулировать собственное мнение

– Вспомните, что такое орошаемое земледелие и как оно изменило жизнь людей.

Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43.

– Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Какие изменения происходят в жизни людей?

– Итак, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общ– Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Фиксирует на доске:

Надо узнать

природные условия Египта и посмотреть,

что давал Нил для:

а) хозяйства,

б) общества,

в) управления,

г) культуры.

) Природные условия Египта.

– Прочитайте текст §7, п. 1, с. 52–53 (1-й и 2-й абзацы), проанализируйте природные условия Египта, выделите среди них благоприятные и неблагоприятные для первобытных земледельцев.

– Запишите ключевые слова в две колонки (см. задание 2 в Рабочей тетради):

Природные условия Египта.

«+» «–»

В процессе ответа ученика фиксирует ключевые слова на доске в два

столбика:

Природные условия Египта.

«+» «–»

– Итак, мы с вами проанализировали природные условия Египта. Сделайте вывод о роли реки Нил.

– Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

– Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это

повлияло на их жизнь?

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

2) Что давал Нил для всех четырёх

сфер общества?

– Используя п. 2, докажите, что египтяне взошли на ступень цивилизации. Для этого найдите для каждой сферы соответствующие факты

Можно организовать проверку по парам: например, одна пара приводит признаки цивилизации в хозяйстве, другая –

в управлении и т.д

Фиксирует ключевые слова в схеме

«Цивилизация Египта»:

Хозяйство – орошаемое земледелие.

Деление – общественные группы

(граждане общин, правитель-вождь,

знатные помощники, воины-охранники, рабы).

Управление – царь нома.

Культура – иероглифы

Ответы детей

Надо узнать, что давал Нил египтянам во всех сферах общества

Дети в течение 3 минут индивидуально, самостоятельно читают текст на

с. 52–53.

Записывают ключевые слова в два столбика.

– Благодаря реке Нил египтяне могли заниматься земледелием.

– Египтяне научились строить преграды – дамбы, бассейны, отводные каналы, чтобы подвести воду к полям. Одному племени было не под силу справиться с такими работами. Египтяне сливаются в единый народ, а долина и дельта Нила превращаются в одну страну – Египет.

– Река Нил давала возможность племенам, проживающим на этой

территории, заниматься земледелием и объединиться в единый народ, в единую страну – Египет.

Ответы детей

Коммуникативные

Умение задавать вопросы

Коммуникативные

Умение правильно излагать свои мысли

Выражение решения проблемы.

– Какой ещё один признак цивилизации мы не назвали?

– Давайте с вами вспомним признаки государства и попробуем найти их

в устройстве Древнего Египта.

– Я вам буду называть признак государства, а вы попробуйте найти его в схеме на с. 56.

Учитель либо называет признак, либо демонстрирует признак в виде опорного сигнала на доске.

Признаки государства:

1. Организация управления обществом, людьми, проживающими на одной территории.

2. Аппарат управления (правители-чиновники).

3. Система законов (право).

4. Армия для защиты границ.

5. Сбор налогов с населения.

– Какие ещё факты доказывают, что

у египтян сложилось своё государство? Найдите их в тексте на с. 55–56.

Фиксирует на доске:

3000 г. до н.э. – создание объединённого египетского царства.

– Рассмотрите внимательно стрелки

в схеме (с. 56.) Используя условные

знаки на с. 6, сравните власть фараона и

вождя племени в схеме (с. 36). Что заметили?

– Найдите в тексте параграфа объяснение слова деспотия.

– Как вы считаете, на чём основано

утверждение, что власть фараона –

это деспотия?

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?

– Чьи версии подтвердились?

Ученики соответственно признаку

находят нужные названия в схеме на

с. 56.

– Египтяне жили в долине Нила, образуя номы.

– Фараон, правители номов, жрецы,

писцы, верховный чиновник, ведомства.

– Фараон сам издавал законы.

– Армия.

– Ведомство сбора налогов.

– Жизнь египтян была сосредоточена вдоль линии течения реки Нил.

Самостоятельно работают с текстом

на с. 55–56, зачитывают ключевые слова.

Работа детей в парах

– Власть фараона сильно отличается от власти вождя племени. Если вождь племени должен был советоваться и принимать все важные решения вместе с советом старейшин,

то фараон сам принимал законы.

– Вождя племени выбирало народное

собрание, фараон сам назначал и руководил чиновниками. Любой приказ фараона считался волей богов.

Высказывают своё мнение, подтверждая словами из текста

(c. 56–57).

Примерный вывод по проблеме:

– Египет считают даром Нила, так

как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить

оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый

народ и создать своё государство.

– Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества.

– О том, как египтяне создали своё

государство.

Коммуникативные

Умение приходить к общему решению

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Осознавать себя гражданином России

5.Применение новых знаний .

6.Рефлексия

7. Домашнее задание

Можно выполнить задание 3 из Рабочей тетради, с. 31.

Задание 6 на с. 32.

– Какие порядки в Древнем Египте неприменимы в жизни современного человека?

-– Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Кому было интересно на уроке

-Захотелось ли вам там побывать

– Рассмотрите иллюстрации к §8.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке?

– Дома прочитайте §8 и проверьте свои предположения.

– Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Самостоятельно выполняют задания из Рабочей тетради.

Аргументированно высказывают своё мнение.

Можно использовать цвета

жетоны

infourok.ru

5 класс история презентация к уроку

Историческая карта  Презентация подготовлена Табашниковой Ю.В.Учителем истории и обществознанияМБОУ гимназия №10г.Челябинск2013 г.  Историческая карта  Изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества  Рассмотрите карту «Древний Египет» и ее легенду. Какую информацию о жизни древних египтян можно получить, изучив эту карту. Рассмотрите иллюстрации и дополните свой рассказ.  История на плане  План – изображение на плоскости небольшой части территории  На какой реке стоит город? Сколько городских ворот было в Древнем Риме?Назовите ворота, расположенные на востоке. В какой части города, северной или южной, находится больше сооружений? Какие сооружения расположены в центре города? Сколько акведуков было в Риме и куда они вели?  План Челябинской крепости. «План Чилябинской крепости. А – башни в которых зделаны вороты; В – правианския анбары; С – пороховой погреб; D - командирской дом; E – салдацкия казармы; F – мосты чрез ров; G – круг оной крепости рогатки; H – вкруг рогаток надолбы; I – крестьянские избы; K – река Мияс; L – мост чрез реку Мияс; M – острова». На плане справа от крепости подпись скорописью: «В. Татищев».  На контурные карты по истории нанесены только очертания территорий в то или иное время. На них вы увидите линии, обозначающие реки, моря, местоположение городов, отмеченных точками. Это — основа. На нее вы будете наносить названия объектов в процессе изучения исторических событий.  Повторим!  Что называется датой?Как возникло измерение времени по годам?Что такое историческая карта?Чем историческая карта отличается от других карт?  Подведём итог урока.  Что нового узнали на уроке?С какими новыми словами познакомились?Какие виды летоисчисления существуют?Какие виды исторических карт вы узналиС какими трудностями столкнулись на уроке?  Домашнее задание:  Записи в тетради, определенияТворческое задание – нарисовать фрагмент карты нашего края, вашего места жительства.Параграф 2Задания в рабочей тетради к параграфу 2 

multiurok.ru

Образование государства в Древнем Египте (урок истории в 5 классах с электронным сопровождением)



Программа Microsoft PowerPoint позволяет учителю достаточно быстро создавать мультимедийные презентации, которые могут обеспечивать эффективное электронное сопровождение современного урока истории. Под мультимедийной презентацией будем понимать «электронное средство обучения, позволяющее не только предъявлять учебную информацию, но и управлять процессом её освоения школьниками, формировать познавательные умения учеников» [1, с. 241].

Презентация будет эффективной и может способствовать управлению познавательной деятельностью школьников при соблюдении ряда методических условий её создания. Важнейшим условием является следующее: объекты (тексты документов; изобразительная наглядность — фотографии, видеофрагменты, изображения вещественных первоисточников; условно-графическая наглядность — схемы, карты, таблицы), которые размещаются на слайдах презентации, должны служить для учащихся источниками формирования исторических знаний и познавательных умений. Для этого необходимо продумать такие методические приемы, которые посредством соответствующего инструментария (системы вопросов и заданий) будут направленны на организацию интерактивного взаимодействия учеников с объектами презентации.

Предлагаем методические рекомендации по конструированию урока истории с использованием мультимедийной презентации, ориентированной на обеспечение активной самостоятельной учебной деятельности пятиклассников.

Тема урока: Образование государства в Древнем Египте.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: 1) Иванов О. В. Мультимедийная компьютерная презентация «Образование государства в Древнем Египте» [Электронный ресурс] / О. В. Иванов // Издательский центр Вентана Граф. — Электрон. текстовые, граф. дан. — М.: Вентана-Граф, 2010. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с экрана. 2) Андреевская Т. П., Белкин М. В., Ванина Э. В. История Древнего мира: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2007. 3) Ванина Э. В., Данилова А. К. История Древнего мира: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2010.

Цели урока:

—сформировать у учащихся представления:

а) о процессе объединения Египта в единое государство;

б) о неограниченной власти египетского фараона над всеми жителями страны;

в) об управлении Египтом;

– начать формирование понятия государство;

– продолжить развитие умений описывать местоположение страны по карте и составлять простой план содержания урока (выделять главное в содержании), а также умений извлекать информацию из анимированной учебной карты и анимированной схемы; начать формирование умения извлекать информацию из вещественного исторического источника;

– создать условия для становления уважительного отношения учащихся к государственной власти как гаранту позитивного функционирования общества.

План урока:

  1. Страна Египет.
  2. Объединение Египта в единое государство.
  3. Фараон — правитель Египта.
  4. Управление Египтом.

Основные понятия урока: государство, фараон, вельможи, писцы, чиновники, налоги.

Основные отрабатываемые умения: умение описывать местоположение страны по карте; умения составлять простой план содержания урока, выделять главное в содержании урока; умения извлекать информацию из анимированной учебной карты, анимированной схемы и вещественного исторического источника.

Преемственные связи: внутрикурсовые (урок «Географическое положение Египта»): составление простого плана содержания урока.

Подготовка к уроку: установка мультимедийной презентации на компьютер учителя: презентация демонстрируется школьникам через мультимедийный проектор на большой экран для организации фронтальной работы всех учащихся класса с её материалами.

Проведение урока.

  1. Изучение нового материала.
  1. Введение втему урока.

Учитель демонстрирует первый слайд мультимедийной презентации с заголовком «Образование государства в Древнем Египте» и объявляет новую тему урока. Учитель говорит: «Мы продолжаем знакомство с Древним Египтом и сегодня на уроке рассмотрим, как происходило объединение Египта в единое государство, кто управлял этой страной. Слово «государство» для вас новое. Мы постепенно разберемся в том, что оно означает». Затем учащиеся знакомятся с планом, по которому они будут изучать учебный материал темы (слайд № 2 презентации).

  1. Страна Египет.

Учитель продолжает работу по развитию у школьников умения описывать местоположение страны по исторической карте (слайды № № 4 и 5 мультимедийной презентации — рис. 1, 2). Первоначально учитель актуализирует полученные ранее знания учащихся с помощью вопросов: вспомните, на каком материке (в какой части света) возникла страна Египет (при необходимости можно обратить внимание школьников на карту учебника, стр. 26)? В какой части Африки располагается Египет? (при необходимости используется физическая карта). В долине, какой реки расположена страна Египет?

Затем учащиеся работают с анимированной картой «Древний Египет» компьютерной презентации, отвечая на следующие вопросы, поэтапно появляющиеся на экране: в какое море впадает Нил? Какое море омывает берега Египта на востоке? Где проходила граница Египта на юге? Что находилось на западе Египта (Рис. 1, 2)? Отметим, что после ответов учеников на экран выводятся текстовые «эталоны ответов», например: «С востока Египет омывается водами Красного моря» (Рис. 2). Это ориентирует пятиклассников на правильное выполнение соответствующих действий.

Рис. 1.

Рис. 2.

В итоге проделанной работы учащиеся должны уяснить правильную последовательность описания местоположения страны (по карте страна описывается с севера на — восток — юг — запад, по границам страны называются историко-географические объекты): страна Египет располагалась в северо-восточной Африке, в долине реки Нил. На севере Египет омывается водами Средиземного моря, а на востоке — Красного моря. На юге территория Египта простиралась до первого порога Нила, на западе находилась пустыня.

Далее учитель организует тренинг: тренируется умение описывать местоположение страны по исторической карте. Для этого школьники выполняют в рабочей тетради задание № 3 на странице 11 («дополните текст, используя карту учебника»).

Учитель приступает к изложению материала о борьбе между египетскими царствами и образовании Северного и Южного Египта с опорой на анимацию компьютерной презентации (слайды 6, 7 — рис. 3, 4).

Рис. 3.

Рис. 4.

Справка для учителя:дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю отдельных египетских царств до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли. В науке их принято называть термином «номы» — общественные организации, которым были присущи черты первичных государственных образований, к моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока.

С помощью компьютерной карты учащиеся самостоятельно определяют местоположение Северного Египта (дельта Нила) и Южного Египта (течение Нила до первого порога) (слайд 7 — рис. 4). Затем учитель с опорой на анимацию (слайд 8 — рис. 5) использует приём краткого сообщения о борьбе между Северным и Южным царствами, обращая внимание школьников на короны царей обоих царств.

Рис. 5.

Рис. 6.

При демонстрации следующего слайда (слайд 9 — рис. 6) начинается формирование умения извлекать информацию из вещественного исторического источника — учитель предлагает познавательное задание учащимся: рассмотрите древнеегипетское изображение и ответьте на вопросы компьютерной презентации. В ходе изучения палетки (данный термин не вводится) фараона Нармера (имя фараона не вводится, на данном этапе урока не вводится и термин «фараон») учащиеся делают выводы о том, что в борьбе между Северным и Южным царствами одержал победу царь Южного Египта, захватив в плен шесть тысяч человек. При наличии свободного учебного времени учитель может дополнить своим рассказом информацию, которую можно получить с помощью палетки Нармера.

Справка для учителя: палетка — это предмет в форме щита, высотой 63 см, он был вырезан из зеленоватого камня и покрыт с обеих сторон барельефами. Палетка была обнаружена в 1898 году британскими египтологами Джеймсом Кьюбеллом и Фредериком Грином в руинах дворца в древнем городе Иераконполь в Южном Египте. Она обычно датируется последним веком IV тыс. до н. э. Сейчас палетка является одним из экспонатов Египетского музея в Каире.

На одной из сторон палетки изображён фараон Нармер в «белой короне» Южного Египта и в тунике, завязанной через левое плечо, со свисающим с талии бычьим хвостом. Его сопровождает носильщик сандалий (стоящий за ним). Фараон поднял над головой грушевидный жезл, которым он собирается поразить иноземца. Фараон держит пленного (чертами напоминающего скорее ливийца) за волосы. Напротив фараона, над головой его противника, бог-сокол Гор сжимает верёвку, привязанную к носу схематично изображённой головы пленного. Из спины этого человека торчат шесть стеблей папируса, по мнению учёных, это можно интерпретировать как загадку о «6000 пленниках», поскольку каждый стебель символизирует число 1000. Однако эти растения можно рассматривать и как намёк на родину пленника — местность в северной части Египта, изобиловавшую папирусом.

В самой нижней секции данной стороны палетки находятся две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, которые могли бы быть как пленёнными, так и мёртвыми врагами.

Очень сложное содержание декоративных элементов палетки — надписей и символов — являются предметом постоянных споров ученых до сих пор.

  1. Объединение Египта вединое государство.

При раскрытии вопроса об объединении Египта учитель организует работу по развитию у школьников умения извлекать информацию из анимированной учебной карты. Для этого учитель использует анимацию презентации (слайд 11 — рис. 7, 8), перед началом демонстрации которой он ставит учащимся познавательное задание: внимательно рассмотрите действия, которые будут показаны на карте, и ответьте на вопрос: что произошло в Египте около 3000 года до н. э.?

Рис. 7.

Рис. 8.

Учащиеся должны правильно извлечь из карты следующую информацию: около 3000 года до н. э. царю Южного Египта удалось завоевать Северный Египет. Учитель дополняет: «В результате этого события около 3000 года до н. э. образовалось единое Египетское государство». Он обращает внимание учащихся на то, что царь объединенного Египта стал носить двойную корону (Рис. 8).

Формирование понятия государство осуществляется учителем поэтапно — через описание признаков данного понятия. Говоря о том, что территория единого Египта теперь простиралась от дельты до первого порога Нила, учитель раскрывает первый признак понятия государство: государство всегда имеет определенную территорию.

Затем учащиеся знакомятся с новыми терминами «налоги» (передача царю населением части своего урожая) и «казна» (доходы царя и его помощников), на этой основе учитель объясняет следующий признак понятия государство (слайд 12): вгосударстве всегда существует сбор налогов.

  1. Фараон— правитель Египта.

Приёмом объяснения учитель излагает материал о власти египетского фараона (слайды 14, 15), введя сам термин «фараон» (правитель единого Египта). Подчеркнув божественный характер власти фараона, учитель может попросить учащихся самостоятельно определить ещё один признак понятия государство, предложив им вопрос: как вы думаете, что ещё характерно для любого государства (в любом государстве всегда есть свои правители, которым принадлежит власть)?

Далее учитель предлагает школьникам познавательное задание по работе с изображением фараона Тутанхамона на саркофаге, в ходе выполнения которого учащиеся выясняют значение символов власти фараона (слайд 16 — рис. 9).

Рис. 9.

На данном этапе урока учитель может продемонстрировать образец того, в какой последовательности и как нужно правильно давать характеристику историческим личностям, используя изображения фараонов Эхнатона или Тутанхамона.

  1. Управление Египтом.

При раскрытии вопроса об управлении Египтом учитель организует работу по развитию у школьников умения извлекать информацию из анимированной схемы. Для этого учитель использует анимацию схемы компьютерной презентации (слайды 20–22 — рис.10, 11), в ходе демонстрации которой он предлагает учащимся познавательное задание: внимательно рассмотрите действия, которые будут происходить на схеме и ответьте на вопросы.

Рис. 10.

Рис. 11.

В ходе работы с анимированной схемой учащиеся знакомятся с системой управления Египтом и новыми терминами (военачальники, советники, вельможи, писцы, чиновники). Затем учитель может попросить учащихся самостоятельно попробовать определить последний признак понятия государство (в государстве всегда существуют чиновники), предложив им вопрос: как вы думаете, что ещё характерно для любого государства?

Для закрепления понятия государство учитель предлагает учащимся попробовать перечислить все признаки государства, о которых они узнали на уроке: любое государство всегда имеет определенную территорию; власть в государстве принадлежит правителю, который с помощью чиновников управляет страной, собирает с её населения налоги (слайд 23). Затем понятие государство может быть выведено на экран в виде анимированной схемы (слайд 24 — рис.12).

Рис. 12.

  1. Систематизация иобобщение материала.

Для того чтобы диагностировать степень сформированности у школьников умения составлять простой план содержания урока — с данным приёмом учебной работы учащиеся знакомились на предыдущих уроках — учитель предлагает задание: назовите пункты плана урока, по которым мы изучали тему «Образование государства в Древнем Египте» (слайд 25). Затем учитель организует работу по развитию умения выделять главное в содержании урока, попросив школьников ответить на вопрос: что самое главное мы усвоили сегодня на уроке по каждому пункту плана (слайд 26 — рис. 13)? В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует данную работу.

Рис. 13.

  1. Домашнее задание.

Учитель дает задание на закрепление материала темы по учебнику, а также предлагает учащимся выполнить задания к уроку в рабочей тетради.

Учитель обращает внимание на то, что на следующем уроке будет проверяться, как при подготовке ответов на задания рабочей тетради, ученики смогли использовать не только сведения из основного текста учебника, но и те материалы, которые приведены в учебнике дополнительно.

Литература:
  1. Иванов О. В. Мультимедийные презентации // Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): Египет, учитель, учащийся, Южный Египет, государство, слайд, мультимедийная презентация, Древний Египет, анимированная схема, компьютерная презентация.

moluch.ru

Карточки для проверки знаний обучающихся по теме: "Древний Египет" (5 класс)

Карточка № 1. Работу выполнил(а) ___________________________________№ 1. Заполните пропуски в предложении, используя слова из справочника.

Египет располагался на северо-востоке 1) __________________: от 2) __________________ моря на севере до первого порога на реке 3) ____________ на юге, от 4) ________________ моря на востоке до 5) ____________________ пустыни на западе.

Справочник: Средиземного Красного Африки Ливийской Нил

№ 2. Отметь, правильное или неправильное высказывание.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Да / нет

Кроме земледельческих работ, крестьяне должны были строить оросительные дамбы, возводить пирамиды, храмы, прокладывать дороги и т. д. Да / нет

№ 3. Выбери один правильный вариант ответа.

Самая большая пирамида носит имя фараона:А) ХеопсаБ) ТутмосаВ) ЭхнатонаГ) Аменхотепа

Карточка № 2. Работу выполнил(а) ___________________________________№ 1. Заполните пропуски в предложении, используя слова из справочника.

Сначала в долине реки 1) _____________________ существовало много мелких государств, которые со временем образовали два крупных: 2) ____________________ Египет и 3) ____________________ Египет. Примерно в 4) ______________________году до н. э. они объединились в одно государство, во главе которого стоял 5) ____________.

Справочник: фараон 3000 Верхний Нил Нижний

№ 2. Отметь, правильное или неправильное высказывание.

Египтяне почитали фараона как бога, а в более поздние времена – как сына бога. Да / нет

Египтяне строили пирамиды для украшения своих городов. Да / нет

№ 3. Выбери один правильный вариант ответа.

Первой столицей Египта стал город:А) АхетатонБ) АсуанВ) ФивыГ) Мемфис

Карточка № 3. Работу выполнил(а) ___________________________________№ 1. Заполните пропуски в предложении, используя слова из справочника.

1) _____________________ Египта обладал неограниченной властью. Египтяне почитали его как бога, а в более поздние времена – как сына 2) ____________________ . Он же являлся и главным 3) ____________________ . Управлять страной ему помогали образованные люди – 4) ______________________ и 5) _______________.

Справочник: писцы жрецом вельможи бога фараон

№ 2. Отметь, правильное или неправильное высказывание.

Мелкие государства в долине Нила слились и образовали два крупных: Верхний Египет и Нижний Египет. Да / нет

Осирис и Ра были главными богами Египта. Да / нет

№ 3. Выбери один правильный вариант ответа.

Самая большая пирамида носит имя фараона:А) ХеопсаБ) ТутмосаВ) ЭхнатонаГ) Аменхотепа

Карточка № 4. Работу выполнил(а) ___________________________________№ 1. Заполните пропуски в предложении, используя слова из справочника.

Древнеегипетскую письменность расшифровал ученый 1) _____________________ . Писали древние египтяне специальными значками – 2) ____________________ . Из стеблей 3) ____________________ делали материал, похожий на бумагу, – 4) ___________. Для хранения его сворачивали в трубочку, которая называется 5) _______________.

Справочник: иероглифами папирус свиток тростника Шампольон

№ 2. Отметь, правильное или неправильное высказывание.

Во главе объединенного Египта стоял фараон. Да / нет

Древние египтяне сжигали тела умерших в качестве жертвоприношения богам. Да / нет

№ 3. Выбери один правильный вариант ответа.

Первой столицей Египта стал город:А) АхетатонБ) АсуанВ) ФивыГ) Мемфис

infourok.ru