Расцвет древней руси 10 класс. Государственно-политические и социальные отношения в Древней Руси (XI – начало XII в.). История России. 10 класс.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест по истории (10 класс) по теме: Контрольный тест «Расцвет Руси. XI- первая треть XII века». 10 класс. Расцвет древней руси 10 класс


План-конспект урока по истории (10 класс) по теме: Тема : Расцвет Руси. ХI - первая треть ХII в. | скачать бесплатно

Прогноз:  Многие ученые историки считают, что фактор случайности порой определял судьбу наших предков.

Известно, нет событий без следа.

Прошедшее, прискорбно или мило,

Ни личностям, ни нациям

Доселе никогда

С рук даром не сходило.

                                                                 А.К.Толстой

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о внутренних процессах, которые происходили в Древнерусском государстве в эту эпоху; выявить роль субъективного фактора в истории Руси, персонифицировать события; решение проблемных задач, рецензирование ответов одноклассников.

 

План:

  1. Основные тенденции в развитии государственности на Руси.
  2. Основные тенденции в хозяйственной жизни.
  3. Основные тенденции в области внешней политики.

 

Ход урока:

 

А.  Вводное слово учителя. « 11 и первая треть 12 вв. – историки  определяют как раннефеодальным становлением государства Русь. Огромная территория восточнославянского государства, разный уровень развития его частей приводил к междоусобным войнам. Едва на Руси ослаблялась центральная власть- из-за смерти сильного, волевого правителя или в связи с поражениями от внешних врагов, как государство теряло единство и начиналась внутренняя борьба за  власть. Появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало государство. Это происходило, как правило, силой. Для начала давайте восстановим хронологическую последовательность в становлении Древнерусского государства.»

Задание на доске №1

 

1. Принятие христианства на Руси.

2. Княжение Владимира Мономаха в Киеве.

3. Княжеский съезд в Любече.

4. Образование Древнерусского государства.

5. Княжение Владимира 1 Свясославича.

                                                      (Ответ: 4,5,1,3,2)

1. Княжение Игоря.

2. Восстание в Киеве.

3. Княжение Ярослава Мудрого в Киеве.

4. Объединение Киева и Новгорода под властью Олега.

5. Княжение Святослава

                                                   (Ответ: 4,1,5,3,2)

 

Задание №2  Тест. Категория населения. «Русская Правда»

 ( идет как повторение и закрепление изученного.)

 

Б.  Учитель : « Перейдем непосредственно к цели нашего урока и прослушав подготовленные презентации ответить на вопросы..»

 

 

Задание №3

 

1. Какова роль Ярослава в том, что Киев превратился в один из красивейших городов Европы?

2. Какие деяния Ярослава укрепляли международный авторитет Руси?

 

Задание №4

 

1. Каким образом «русская Правда» Ярославичей способствовала стабилизации положения в стране? В чем состоит ее историческое значение?

2. Докажите, что Древнерусское государство в 10-11 вв. было раннефеодальным.

 

Задание №5

 

1. Подтвердите конкретными фактами, что Русь при Владимире Мономахе превратилась в полноправную часть европейского сообщества.

 

Рецензия на ответ одноклассников.

 

1. Лично (или с помощью наводящего вопроса; подсказки одноклассников) изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания соответствовали (не достаточно соответствовали, совсем не соответствовали) раскрытию их в учебнике.

2. Правильно ( не правильно) использовал научную терминологию.

3. Объяснил (Не достаточно полно ; не объяснил совсем) причинно-следственные связи.

 

 Я считаю, что  его (её) ответ можно оценить ( все правильно- 5; частично правильно- 4; ответ с исправлениями – 3 )

 

 

В.    Д/з. Зачитываем сочинение – эссе.

 Эссе- способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.

                                                                      А. Эльяшевич.

 Рецензия сочинения.

1. Правильно и конкретно ( не правильно) изложен исторический материал.

2. Текст сочинения соответствует раскрытию темы .

3. (Имя) (хорошо или ..) аргументирует понимание этой темы.

4. (Имя) есть собственное суждение.

 

Я считаю, что сочинение можно оценить на……

 

Выводы урока : 1. Сильная личность может оказать влияние на ход истории.

nsportal.ru

Тест по истории (10 класс) по теме: Контрольный тест «Расцвет Руси. XI- первая треть XII века». 10 класс | скачать бесплатно

Контрольный тест  «Расцвет Руси. XI- первая треть XII века». 10 класс

Вариант I

Выберите один вариант ответа.

1. Древнерусское государство сложилось в:

1)   IX веке     2)   X веке    3) конце VIII века     4) XI веке

2. Полюдье – это:

 1) запись событий по годам      2) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани

 3) соседская община                  4) Договор между господином и работником

3. Крещение Руси связано с именем:

        1) князя Ярослава Мудрого                           2) князя Святослава

        3) князя Владимира Святославовича            4) князя Владимира Мономаха

4. Причиной убийства князя Игоря древлянами стала(о):

        1) месть за гибель их соплеменников в неудачном походе князя на Византию

        2) грубое нарушение князем договора о полюдье

        3) изменение князем порядка сбора дани

         4) недовольство государственным правлением Игоря

5. Расположите имена правителей Древней Руси в хронологической последовательности:

        1. Ярослав Мудрый 2. Святослав 3. Игорь 4. Ольга 5. Владимир Святой 6. Олег

6. Установите соответствие между термином и его объяснением:

        

ТЕРМИН

ОБЪЯСНЕНИЕ

1) былины

а) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (купу)  

2) вече

б) натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов  

3) дань

в) величественные песни, прославляющие богатырей  

4) закуп

г) человек, который заключил договор, согласившись работать и жить у господина на определённых условиях  

5) рядович

д) народное собрание на Руси  

7. Время правления Ярослава Мудрого:

        1) 962-972 гг.       2) 980-1015 гг.         3) 1015-1037 гг.         4) 1019-1054 гг.

8. В период правления Ярослава Мудрого был построен …

1) Десятинная церковь в Киеве;         2) Золотые ворота во Владимире;

 3) Софийский собор в Киеве;            4) храм Покрова на Нерли.

9. Ярослав Мудрый положил  начало созданию на Руси:

1) Монастырей                                                      2) Письменности  

3) Письменного свода (сборника) законов         4) Летописного свода

10. Правда Ярославичей:

1) Ограничила кровную месть;                             2) Заменила кровную месть штрафом за убийство;

3) Заменила кровную месть смертной казнью;    4) Отменила урочные лета.

11. Устраните противоречия в логических рядах, поясните свой выбор  

  Перун, Велес, Даждьбог, Сварог, Хорс, Один.

12.  Одним  из  итогов   княжения  Владимира  Мономаха   было 

1. Восстановления   единого  Древнерусского  государства.  2. Перенесение   столицы   государства  в  Москву

3. Принятие  христианства                                                         4. Введение  патриаршества  на  Руси.

13. Ко времени княжения Ярослава Мудрого относится

1) Битва на р. Калке              2) Объединение Новгорода и Киева

3) Принятие Судебника        4) Разгром печенегов под Киевом

14. Какие термины обозначают зависимое население в древней Руси?

 1) бояре, мужи   2) дьяки, чернецы    3) закупы, смерды    4) гости, мастера

15. Прочитайте фрагмент текста «Поучения детям», составленного одним из киевских князей.

«Чего умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран... Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. ... Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет...». О каком князе идет речь?

1) о Святополке Окаянном                  2) о Мстиславе Великом

 3) о Владимире Мономахе                 4) о Юрии Долгоруком

   

Контрольный тест  «Расцвет Руси. XI- первая треть XII века». 10 класс

Вариант II

Выберите один вариант ответа.

1. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани:

        1) колонизация  2) полюдье    3) повинности    4) уроки

2. В 882 году столицей своих земель князь Олег объявил:

        1) Новгород        2) Киев        3) Чернигов4г) Полоцк

3. Одним из результатов деятельности княгини Ольги было:

        1) установление точного размера дани и места ее сбора

        2) определение характера сдаваемой дани

        3) заключение выгодного торгового договора с Византией

         4) крещение Руси

4. Принятие христианства на Руси произошло в: 

1) 957 г.    2) 980 г.      3) 962 г.       4)  988 г.

5. Расположите имена правителей Древней Руси в хронологической последовательности:

1. Ярослав Мудрый 2. Святослав 3. Владимир Святой 4.  Ольга 5. Владимир Мономах 6. Олег

6. Установите соответствие между термином и его объяснением:

        

ТЕРМИН

ОБЪЯСНЕНИЕ

1) житие

а) человек, попавший в полную зависимость от господина, раб

2) вече

б) наследственное земельное держание

3) вотчина

в) запись происходивших событий, составленная по годам

4) холоп

г) биография человека, причисленного церковью к лику святых

5) летопись

д) народное собрание на Руси    

7.  Киевский князь, убивший своих братьев, прозванный в народе «Окаянным»:

        1) Святослав   2) Святополк    3) Борис   4) Мстислав

8. При Ярославе Мудром высшая власть в Древнерусском государстве принадлежала:

1) вече   2) киевскому князю    3) вече и совету старейшин   4) совету старейшин

9. Категория населения на Руси, близкая к рабам:

        1) холопы  2) закупы    3) младшая дружина    4) рядовичи

10. Княжение Ярослава Мудрого не сопровождалось …

1) борьбой с братом Святополком Окаянным за киевский стол;

2) разработкой и введением в действие первого свода законов – Краткой редакции Русской правды;

3) попыткой восстановить на Руси языческую религию;

4) разгромом печенегов под Киевом.

11.  Устраните противоречия в логических рядах, поясните свой выбор.

авары, хазары, франки, печенеги, половцы

12. Прочтите отрывок из сочинения историка 20 века и укажите, о ком идёт речь.

        «При нём, как говорит летописец, «вера христианская начала плодитися и расширятися». Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы ( из которых наиболее знаменитым был кафедральный собор Св. Софии в Киеве), основывал монастыри, продолжал организацию церковного управления и способствовал распространению и упрочению христианства в обширных пределах своего государства».

1.Владимир Мономах  2.Владимир Святой  3.Святослав Игоревич  4.Ярослав Мудрый.

13. Как назывался в Древней Руси штраф в пользу князя?

           1) вервь    2) вира    3) выход    4) гривна

14. Свободные крестьяне-общинники на Руси согласно «Русской правде» назывались

          1) люди       2) холопы       3) рядовичи     4) закупы

15. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.

«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвиглась новые церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».

   1)         «Никоновская летопись»             2) «Русская правда»

   3)         «Лицевой летописный свод»       4) «Повесть временных лет»

КЛЮЧ к тесту «Расцвет Руси. XI- первая треть XII века». 10 класс

1 Вариант

2 Вариант

1

1

2

2

2

2

3

3

1

4

2

4

5

6 3 4 2 5 6

6 4 2 3 1 5

6

1- В 2- Д 3- Б 4- А 5- Г

1- Г  2- Д  3- Б  4- А  5- В

7

4

2

8

3

2

9

3

1

10

2

3

11

Один

Франки

12

1

4

13

4

2

14

3

1

15

3

4

nsportal.ru

Trojden | Расцвет Древнерусского государства: Павленко Н. И.

Борьба за власть после смерти Владимира. Владимир умер в 1015 г., в разгар подготовки похода против сына Ярослава, посаженного отцом в Новгороде. Новгородцы тяготились киевским владычеством, и Ярослав, опиравшийся, по-видимому, на вече, отказался платить дань отцу. Это было открытое неповиновение, и Владимир решил примерно наказать сына. Смерть киевского князя смешала все планы. Между наследниками Владимира началась упорная борьба за власть.

«Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя — Ярослава Владимировича. Главным его противником выступил Святополк, получивший за свои злые деяния прозвище Окаянного. Именно он считался повинным в убийстве братьев-соперников, Бориса и Глеба, погибших от рук подосланных убийц. Впоследствии Борис и Глеб были канонизированы и стали первыми русскими христианскими святыми.

Борьба между Ярославом и Святополком шла с переменным успехом. Святополк опирался на военную помощь своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, а в последующем привлек на свою сторону печенегов. Ярослав приглашал в свои дружины варягов. Решающее столкновение произошло в 1019 г. на реке Альте. Святополк был разбит и бежал. Ярослав утвердился на киевском престоле.

Но не сразу Ярослав стал единовластным держателем Русской земли. Соперником киевского князя выступил тмутараканский князь Мстислав. Правда, он не посягал на киевский престол и не собирался оставлять Тмутараканское княжество. Нападавшей стороной был Ярослав. Но в сражении у Лиственя, близ Чернигова, в 1024 г. он потерпел сокрушительное поражение и в очередной раз бежал в Новгород. Однако Мстислав предложил брату мир на условиях раздела Русской земли: себе он взял Чернигов, Тмутаракань и левобережье Днепра, к Ярославу отошли Киев, Новгород и правобережье. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав вновь собирает под свою руку всю землю. Летописец отметил это событие фразой: «Перенял власть... всю Ярослав, и был самовластець Русской земли».

Правление Ярослава. С именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нем оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке. Достаточно убедительно доказывают это династические связи, которые были установлены Ярославом с европейскими и византийским дворами.

В Средневековье династические браки были неотъемлемой частью дипломатии. В них каждая из сторон искала политическую выгоду. Понятно, что породниться со слабой правящей династией охотников находилось мало. Престиж династических связей оказывался в прямой зависимости от могущества государства. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа. Его сыновья взяли в жены дочерей польского короля Мешко II (Изяслав), византийского императора Константина Мономаха (Всеволод) и немецкого графа (Святослав). Дочери Ярослава стали королевами Венгрии (Анастасия), Норвегии и Дании (Елизавета), Франции (Анна).

За время своего княжения (1019—1054) Ярославу пришлось вести многочисленные войны. Он ходил походами в Прибалтику, на чудь, где основал к западу от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту), в польские и литовские земли. Князю удалось покончить с угрозой, исходящей от печенегов. Разбитые дружинами Ярослава, теснимые другими кочевыми народами из южнорусских степей, печенеги частично ушли на Балканский полуостров, частично смешались с мелкими тюркскими племенами и признали свою зависимость от Киева.

Ярослав Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова

Не все военные экспедиции заканчивались столь счастливо. Война с Византией завершилась разгромом войск сына Ярослава — Владимира.

Подобно отцу, Ярослав правил, рассадив своих сыновей на престолы. Старшие — Изяслав, Святослав и Всеволод — сидели в городах, «выстроенных» по значимости: в Новгороде, Чернигове и Переяславле. Перемены в положении одного влекли изменения в положении остальных: так, до своей смерти новгородским князем был Владимир. Изяслав пребывал в Чернигове и отправился на север лишь после кончины старшего брата. Древнерусская земля выступала как бы родовой собственностью Рюриковичей, владевших и правивших отдельными ее областями под началом киевского князя на основе старшинства. Само же старшинство выстраивалось по линии не «отец — старший сын», а «старший брат — следующий брат». На практике такой порядок наследования соблюдался с большим трудом (вспомните междоусобную борьбу между сыновьями Владимира), особенно с разрастанием «племени» Рюриковичей.

При Ярославе окончательно сложился политический строй Древней Руси. По форме правления Древнерусское государство можно отнести к феодальной монархии, по типу — к феодальному государству. Высшая власть принадлежала киевскому князю.

Раннефеодальные государства никогда не отличались прочностью. Экономическая обособленность земель, весь уклад их жизни порождали силы центростремительные, диктующие свои условия местным правителям. Сам Ярослав, будучи новгородским князем, выступил против власти Киева, руководствуясь совсем иной, чем в зрелые годы, политической логикой. Поэтому ясно, что важным условием прочности раннефеодального государства становится личность князя, его умение навязывать свою волю, ставить и достигать цели, побеждать, а не проигрывать. Именно таким государственным деятелем и был Ярослав.

Летописцы позже назвали его Мудрым. Несомненно, это был дальновидный политик, умевший при необходимости ждать или, напротив, действовать решительно и энергично. Князь высоко ценил власть, ради которой преступал даже нормы благочестивого поведения. Возможно, в этом один из истоков истовой религиозности Ярослава, стремившегося искупить свои прегрешения. Достигнув власти, Ярослав показал себя неутомимым строителем Руси и поборником православия, при котором, по словам летописца, «вера христианская нача плодитися и расширятися».

Немало сил положил Ярослав для украшения и возвышения Киева. При нем был воздвигнут грандиозный Софийский собор (1037), Золотые ворота. Киев стали рассматривать как соперника Константинополя, и в этом был свой смысл: князь ни в чем не желал уступать православной Византии и ее императорам-властителям — ни в полноте власти, ни в благочестии. В этой связи вовсе не случайным выглядит избрание на митрополичий престол по воле Ярослава писателя-монаха Илариона. Киевский князь поступил так, как поступали византийские императоры: он не испрашивал согласия у константинопольского патриарха и возвел угодного и послушного ему Илариона самовластно — своею волею.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных. Потому не случайно его первым на Руси назвали царем. Символика этого титула многозначительна: в благочестии своем Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти — с византийскими цезарями.

Правление Ярославичей. Князь Ярослав скончался в глубокой старости в 1054 г. Предчувствуя будущие политические потрясения, он сам разделил землю между сыновьями, наказав им жить в согласии и слушаться старшего в роду нового киевского князя Изяслава Ярославина. Следующий по значению город Чернигов достался Святославу, в Переяславле стал княжить Всеволод, в Смоленске — Вячеслав, во Владимире-Волынском — Игорь. Этим решением разделение Древнерусского государства на отдельные княжества, практически уже начавшееся в XI в., было закреплено окончательно.

В первые годы правления сыновья Ярослава не осмеливались нарушить волю отца. Действенной силой стал политический союз старших Ярославичей — Изяслава, Святослава и Всеволода. Оказавшись на престолах самых сильных княжеств, они могли поддерживать установившийся порядок. Так, Ярославичи разбили и пленили разгромившего Новгород полоцкого князя Всеслава, правнука Владимира I.

Однако затем между братьями начались распри. Конечно, характер и размах усобиц во многом зависели от самих участников: иные готовы были обманом достичь своих целей, легко нарушая клятву и преступая через кровь и слово. Но в нараставшем соперничестве нетрудно разглядеть влияние сил центробежных, ведущих к распаду единого государства, а значит, к упадку и упразднению реальной власти киевского князя. Пока, правда, вожделенной целью борющихся сторон остается киевский престол. Но захват его если и приводит к политической стабильности, то временной.

Положение осложняется появлением новой опасности. В южнорусских степях во второй половине XI в. обосновываются кочевники-половцы. Они совершали опустошительные набеги на русские княжества. Но если ранее угроза извне или потребность контроля за торговыми путями выступала как консолидирующий фактор, то в обстановке распада государственности князьям становится все труднее и труднее сговориться. Нередко они оказываются заинтересованы в ослаблении соперников и сами наводят «поганых» — половцы были язычниками — на Русь.

В 1068 г. Ярославичи на реке Альте потерпели поражение от половцев. Под угрозой оказался Киев. Киевское вече потребовало от князя Изяслава оружие, чтобы защитить город от половцев. Изяслав отказал, и тогда горожане изгнали его. По воле веча князем стал полоцкий князь Всеслав, сидевший тогда в тюрьме. Правда, вскоре Святослав разгромил половцев, а Изяслав с помощью поляков вернул киевский престол.

В начале 1070-х гг. началась борьба за Киев между сыновьями Ярослава. Несмотря на завещание Ярослава Мудрого, его второй сын Святослав при поддержке следующего по старшинству брата Всеволода и, вероятно, киевского веча изгнал своего старшего брата Изяслава и сам сел на киевский престол. После смерти Святослава Изяслав вернулся в Киев, а Всеволод занял Чернигов, принадлежавший до того Святославу. Старший сын Святослава Олег остался без своего удела. Он с помощью половцев предпринимает попытки вернуть Чернигов себе. В этой борьбе при таинственных обстоятельствах был убит Изяслав Ярославич, и его брат Всеволод перешел на киевский престол. Однако Чернигов он оставил своему сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, вызвав этим еще большую ненависть Олега Святославича.

В 1094 г. Олег Святославич вновь привел половцев на Русь, заставив Владимира Мономаха уступить ему Чернигов. Но за помощь надо платить: Черниговская земля была разграблена, «много христиан изгублено бысть». Два года спустя половцы чуть не взяли Киев.

Историки нашли упоминания о 46 половецких набегах, совершенных в продолжение полутора веков, со второй половины XI — до начала XIII в., причем большая часть их пришлась на время жизни сыновей и внуков Ярослава. «Городы все опустеша, села опустеша; пейдем поля, идеже пасома беша стада... (где прежде паслись стада) все тоще (пусто) ныне видим», — горько сетовал летописец, свидетель набегов половцев. Половцы сдвинули на север южные границы Переяславского и Киевского княжеств, и вместе с ними кочевья отодвинули на север и деревни.

Следствием наступления степных кочевников стала миграция населения на север, в Волжско-Окский район. Повлияли набеги и на политическое устройство Древней Руси.

В зареве половецких пожаров, в кровавых межкняжеских столкновениях нарождался новый политический порядок, который должен был принести хоть какую-то стабильность. Необходимость его была очевидна многим. В 1097 г. в Любече близ Киева собрались на съезд князья. «Зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри?» — вопрошали потомки Владимира, съехавшиеся «на устроение мира». Князья решили встать на защиту земли, а для прекращения бесконечных споров о старшинстве и княжеских престолах постановили: «Пусть каждый владеет отчиной своей».

Решения Любечского съезда устанавливали иной принцип владения. Отныне князья не должны были переходить с одного стольного города на другой: княжества превращались в наследственные отчины-владения отдельных ветвей княжеского дома. Известное исключение составляли центральные княжества — Киевское, Волынское, Черниговское, Смоленское и Переяславское, которые оставались как бы в собственности всего рода и занимались по старшинству.

Династическое разделение Руси между ветвями потомков Рюрика подразумевало сохранение единства, союза самостоятельных князей перед лицом внешней опасности: «Отселе имеемся в едино сердце и блюдем рускые земли ».

Однако вскоре достигнутая договоренность была нарушена. Киевский князь Святополк Изяславич и волынский князь Давыд Игоревич обманом захватили теребовльского князя Василько Ростиславича и ослепили его. Вероломство вызвало всеобщее осуждение. После нескольких лет борьбы Давыд Игоревич, признанный зачинщиком неблаговидного дела, был лишен своей отчизны — Владимира-Волынского.

Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения. Но перемены в наследовании все же стали давать и положительные результаты. С укреплением за князьями их отчин-волостей не было утрачено чувство общности, представление о единстве Русской земли. Формировалась своеобразная федерация княжеств, позволявшая князьям выступать на военном поприще или в международных делах сообща. В итоге удалось добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г. объединенные дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. Погибли 20 половецких ханов. В 1111 г. в верховьях Северного Донца Владимир Мономах с союзниками нанес новое тяжелое поражение половцам. В результате наступательный порыв половецких ханов стал иссякать. Стороны все чаще строили свои взаимоотношения на договорных началах, нередко скрепляя их династическими браками.

Владимир Мономах. С именем Владимира Мономаха, сына Всеволода Ярославича и византийской принцессы, дочери императора Константина IX Мономаха (отсюда и прозвище Владимира Всеволодовича) Марии, связан последний всплеск былого единства и могущества Древней Руси.

К моменту появления в Киеве за плечами Владимира Мономаха лежал долгий жизненный путь, полный ратных и государственных трудов. Князь успел поменять по меньшей мере пять стольных городов, среди которых был богатый Чернигов, откуда его в конце концов свел Олег Святославич, и пограничный Переяславль, первым принимавший на себя волны половецких набегов.

По признанию Мономаха (незаурядный писатель, он оставил после себя своеобразную автобиографию «Поучение Владимира Мономаха»), князь участвовал в 83 больших походах (малые не считал!), в полной мере испытав на себе все тяготы вассальной службы и пагубные последствия усобиц. Неудивительно, что Мономах был одним из инициаторов создания нового политического устройства, впервые провозглашенного в Любече. Впрочем, это не мешало ему бороться за киевское княжение.

Изображение Владимира Мономаха на старинном знамени

Снискал себе авторитет переяславский князь своими неустанными попытками объединить князей и отвести половецкую угрозу. Для этого нужны были твердость и репутация князя-воина, дипломатический такт и удача. Всем этим сполна обладал Владимир Мономах. Потому не был случаен выбор киевлян, пригласивших его на княжение: все жаждали умиротворения и справедливости, олицетворявшейся во Владимире Мономахе.

Киевским князем Мономах стал в преклонных летах. В 1113 г. в Киеве скончался князь Святополк Изяславич, стяжатель и ростовщик, поведение которого вызывало ропот и возмущение. Жадность его доходила до того, что по княжескому приказу мучили иноков в надежде выпытать тайны монастырских сокровищ. Не оправдал он надежды киевских бояр на успешное противоборство с половцами.

Его смерть вызвала волнение в городе. Гнев киевлян обрушился на наиболее одиозные фигуры из окружения покойного и на евреев-ростовщиков, до того находивших покровительство у Святополка. Бояре и дружинники тотчас послали в Переяславль, призывая Владимира Мономаха на освободившееся великое княжение. Взывало к князю и киевское вече.

Заняв престол, Владимир Всеволодович поспешил снять социальную напряженность законодательным путем. Существующее законодательство было дополнено новыми статьями, так называемым «Уставом Владимира Мономаха», который сильно ограничил размеры процентов по займам и запретил обращать в рабство отрабатывавших долг зависимых людей. Новый киевский князь еще раз продемонстрировал свое умение маневрировать и при необходимости находить социальный и политический компромисс. В сознании простых людей подобный тип поведения ассоциировался с образом князя-заступника, творящего правый суд. Это упрочило положение нового киевского князя.

Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства. Правда, это не было возрождением времен Ярослава, единовластного правителя всей Руси. Тем не менее при Владимире Мономахе титул киевского князя не означал власть номинальную: к слову авторитетного Мономаха прислушивались все, и мало кто осмеливался открыто перечить его воле. Тем более что это слово подкреплялось немалыми вооруженными силами, освободившимися от степной угрозы после того, как пораженные Мономахом половцы откочевали на юг.

В 1125 г. Владимир Мономах умер. Мстиславу, сыну Владимира Мономаха, удалось продолжить политику отца. Но то была последняя личность, способная как-то сдерживать напор центробежных устремлений. Со смертью Мстислава в 1132 г. точно плотину прорвало — княжеские распри вспыхнули с новой силой, причем не только между отдельными ветвями Рюриковичей, но и между близкими родственниками: друг на друга ополчились и Ольговичи, и Мономаховичи. На этом фоне началось стремительное дробление Древнерусского государства на суверенные княжества.

Наступал удельный период — феодальная раздробленность.

1. В чем причины усобицы на Руси, последовавшей после смерти Владимира Святославича? Можно ли говорить о сходстве причин этой усобицы и усобицы после смерти Святослава? Каковы результаты усобиц? 2. Какие изменения в положении киевского князя произошли при Ярославе Мудром? Расскажите о международных связях Руси в это время. 3. Что говорит об усилении внешней опасности со стороны степных народов во второй половине XI в.? Каковы последствия половецких набегов для Руси? 4. Какой порядок наследования великокняжеского престола был установлен Ярославом Мудрым? Каковы его последствия? 5. Чем была вызвана необходимость созыва съезда князей в Любече в 1097 г.? В чем его историческое значение? 6. Охарактеризуйте значение деятельности Владимира Мономаха для Руси.

trojden.com

Trojden | Культура Древней Руси: Павленко Н. И.

Особенности древнерусской культуры. Цементирующая основа всякой культуры — мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была выразить языком образов и символов средневековая культура. К моменту принятия христианства Русью христианская культура насчитывала не один век своего существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей Древней Руси.

Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI—XII вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописания. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.

Обращение к русскому искусству XII—XIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства — гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.

Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.

Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь воспроизводились.

Древнерусское искусство является частью средневекового христианского искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного, божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным, поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.

Мир средневековым художником и его современником воспринимался совсем не так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует еще и знания самого прошлого, той системы ценностей и тех средств и образов выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.

К примеру, иерархичность и единство мира небесного и мира земного побуждали к иному выражению окружающего пространства. Икона и мозаика лишены знакомой нам трехмерной глубины. Но это не оттого, что художники прошлого не способны были познать законы пространственного восприятия. Исходным оказывался иной принцип, диктовавший другие художественные принципы и приемы выражения: если мир духовный, божественный и был миром подлинно реальным, то не возникало потребности детального выражения мира земного. Это лишь мешало целостному восприятию, подобно тому как плоть препятствовала воспарению и торжеству духа.

Древнерусское искусство, как всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения главнейшей задачи средневековой культуры — достижения духовного единства, соединения божественного и человеческого, мирского и небесного. Каждая деталь иконы, каждый элемент храма были полны для человека Древней Руси глубокого смысла. Само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священного. Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников искусства, такая непонятная нам и такая естественная для их авторов.

Письменность и просвещение. Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковно-славянский.

Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты — уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в Новгороде превышает 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их разнообразие — бесспорное доказательство того, что грамотность была широко распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради» новгородских школьников.

Берестяная грамота из Новгорода

Почти каждый год новгородские археологические экспедиции заканчиваются уникальными находками. В культурном слое, который датируется XI—XII вв., несколько лет назад было найдено... любовное послание, самое древнее в нашей истории. «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил?.. — с тоской писала жительница Новгорода в послании своему ветреному суженому. — Неужели я задела тебя тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришел...»

О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному источнику, как граффити — надписи, нацарапанные на стенах церквей.

Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось в руках церкви, и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.

«Книжность», как большую добродетель, поощряли и прославляли. «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» — восклицал летописец. Источники называют имена таких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо, однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного чтения; ее не читали — «вкушали». Столь же трепетным было отношение к книге древнего переписчика: работа над книгой начиналась и кончалась омовением рук и чтением молитвы.

Древнерусская литература. Несмотря на безвозвратные утраты, литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения.

Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиросуздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

Феодосий — один из самых известных подвижников Древней Руси, игумен Киево-Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его любимым чтением.

Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни будущих святых, о чудесах, произошедших после их смерти, и т. д. Тем не менее жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни, повествуя о взаимоотношениях внутри общества.

Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.

Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы князя Игоря и его союзников — под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны «вступить в стремя за Русскую землю».

Зодчество. Культовый характер искусства определил приоритет направлений и жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало зодчество.

Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик. Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.

В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно: именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.

К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.

Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность северной Софии Новгородской.

Успенский собор во Владимире

Храм Покрова Богородицы на Нерли. Реконструкция

Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это способствовало тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность, приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых — создание архитектурных памятников мирового уровня.

Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция здесь получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом небольших арок — аркатурным поясом, пилястры и полуколонны придают зданию особую торжественность. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и гармонией пропорций, — храм Покрова на Нерли.

Древние зодчие точно учитывали и окружающее пространство, и вкусы, потребности заказчиков. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира, рядом с Успенским собором и княжескими палатами, был собором дворцовым, призванным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой. На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам владимирский князь.

Изобразительное искусство. Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на Русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.

Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две композиции, в центре которых изображение всесильного и торжествующего Христа, подавляющего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получило название «Нерушимая стена».

Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Среди них были великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее многовековой истории. Однако очень скоро происходит становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы относят Спас Нерукотворный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асимметричностью лица. Столь же выразителен облик иконы «Ангел Златые Власы».

Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием материалов и высочайшей техникой — сканью, зернью, эмалью. Украшения, выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью — непрозрачной стекловидной массой. Но не менее удивительно и другое. Раскопки показали, что немало предметов декоративного и прикладного искусства было доступно простым горожанам. Люди прошлого умели ценить красоту обиходной вещи, а главное — стремились к этой красоте.

Культура низов. Едва ли приходится говорить о единстве средневековой культуры. Сословная неоднородность, свойственная феодальному обществу, делала и культуру неоднородной. Выделялась культура элитарных, образованных слоев, к которым можно причислить часть духовенства и светских феодалов, горожан. Исследователи европейского Средневековья такую культуру называют «высокой». Несомненно, что Киевская и удельная Русь давали немало образцов подобной «высокой» культуры.

«Высокая» культура пронизана христианскими ценностями. В этом смысле ей противоположна культура «низов». Эта народная культура причудливо сохранила и соединила элементы христианские и языческие; в ней ощущаются и настроения оппозиции церкви и государству, и воспоминания о родовых порядках, этнической самобытности. Культ духовности и аскетизма христианской культуры соседствовал с бурными проявлениями культуры народной.

Серебряный браслет с магическими изображениями. XII — начало XIII в.

Особенно это проявлялось в представлениях скоморохов, истоки творчества которых покоятся во временах былинных.

Древняя Русь — Русь простого земледельца и горожанина, труженика и защитника — предстает перед нами в устном народном творчестве. Фольклор сохранил нам пускай и сильно измененные последующими наслоениями памятники культуры далекого прошлого. Особенно ощутимо оно в былинах — эпических сказаниях Древней Руси.

К киевской эпохе исследователи относят такие былины, как «Добрыня и змей», «Алеша и Тугарин» и др. Героический былинный эпос был своеобразным средством ритуально-символического осмысления народом своего прошлого и настоящего. В былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал народ, какими идеалами и представлениями он жил.

Между «высокой» культурой и культурой народной не было неодолимой стены — одно питало другое: героический былинный эпос послужил источником вдохновения автора «Слова о полку Игореве». Народная психология, образность, представления и стереотипы — все это ощутимо во многих древнерусских литературных произведениях, в изобразительном искусстве — это питательная среда для культурного развития.

Конечно, в этом взаимодействии далеко не все нам понятно. Хотя бы потому, что народная культура в своем проявлении преимущественно бесписьменная, устная. Трудно даже представить, сколько утрачено, а сколько искажено. И все же специалисты справедливо видят в народной культуре элемент основополагающий. Здесь в первую очередь стоит вспомнить, что народ — создатель и хранитель языка, основы любой культуры.

Быт. Одна из самых трудных исторических проблем — это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт — это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту — за исключением моментов переломных — почти отсутствует событийная сторона.

Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.

Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.

Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах — забота о внешней и внутренней безопасности была неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт выстраивался в соответствии с представлением о том, что достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 2—3 этажей.

Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дань и подати, здесь наказывали и судили.

Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.

Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Она принимала активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширны

trojden.com

Расцвет Киевской Руси | урок 3, история России 10 класс

главная страница Рефераты Курсовые работы текст файлы добавьте реферат (спасибо :)Продать работу

Поиск видеоТакже можно почитать на эту тему Расцвет Киевской Руси | урок 3, история России 10 класс

Видео "Расцвет Киевской Руси | урок 3, история России 10 класс"

Видео-ролик: Расцвет Киевской Руси | урок 3, история России 10 классВидео-ролик: Культура Киевской Руси | урок 10, история России 6 классВидео-ролик: Образование Киевской Руси | урок 2, история России 10 классВидео-ролик: Первые князья Киевской Руси | урок 4, история России 10 классВидео-ролик: Культура Киевской Руси. Архитектура и искусство | урок 9, история России 6 класс

Также можно почитать текст на эту тему:

  • Возникновение и развитие Киевской Руси
  • Ление Социально экономические и политические предпосылки образования. Киевской Руси. Расцвет Киевского государства. Заключение. Значение Киевской Руси. Социально экономическиепредпосылкиобразованияКиевской Руси.
  • Право Киевской Руси
  • . Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси. Соотношение компетенции. церкви и государства. Общественный строй Киевской Руси Государственный строй Киевской Руси Суд и процесс в Киевской Руси Правовая система Киевской Руси
  • Расцвет Киевской Руси
  • Возникновение Киева колыбели. Киевской Руси. Эпоха расцвета. Древняя Русь и кочевники.
  • Киевская Русь и феодальная раздробленность
  • Первый период. Киевской Руси. Времена первых киевских князей IX середина. Х в Расцвет Киевской Руси вторая половина X первая половина XI в Третий период. Киевской Руси феодальная раздробленность вторая половина ХI начало ХII в.
  • История переводческой деятельности в России
  • История переводческой деятельности в России. Переводческая деятельность в России имеет богатую историю, начало которой было положено еще во времена Киевской Руси. Уже в 9-м веке на Руси в достаточно зрелой форме одновременно возникли письменность, литература и перевод.
  • Киевская Русь 2
  • Предпосылки образования восточнославянского государства. Возникновение становление и расцвет. Киевской Руси. Развитие государственности на Руси в первой половине. Х ст. Социально экономический и государственный строй.
  • История-князь и дружина в киевской руси
  • Волго-Вятская академия государственной службы. Кафедра истории и политологии отечественная история. Князь и дружина в Киевской Руси. Работу выполнил. Саватеев Н. Р. Источники и историография.
  • Культура Киевской Руси 2
  • Корни нашего народа достигают времен, которые предшествовали времени. Киевской Руси. Своими истоками наш народ тесно связан с историей славян. В далеком прошлом появилось устное народное творчество в Киевской Руси.

    www.coolreferat.com

    Государственно-политические и социальные отношения в Древней Руси (XI – начало XII в.). История России. 10 класс. - Объяснение материала.

    Комментарии преподавателя

    Расцвет Киевской Руси.

    Неожи­дан­ная смерть Вла­ди­ми­ра Свя­то­го в 1015 г. по­ро­ди­ла ост­рей­ший по­ли­ти­че­ский кри­зис, ис­то­ки и суть ко­то­ро­го до сих пор яв­ля­ют­ся пред­ме­том ост­рых на­уч­ных спо­ров. Тра­ди­ци­он­ная вер­сия тех со­бы­тий, от­ра­жен­ная в ПВЛ, гла­сит, что после смер­ти ве­ли­ко­го князя во­пре­ки его за­ве­ща­нию ки­ев­ский пре­стол за­хва­тил князь Свя­то­полк, ко­то­рый ради до­сти­же­ния выс­шей вла­сти со­вер­шил тяг­чай­ший грех бра­то­убий­ства, пре­дав смер­ти своих свод­ных бра­тьев Бо­ри­са, Глеба и Свя­то­сла­ва.

     Борис и Глеб

    Остав­ший­ся в живых нов­го­род­ский князь Яро­слав, узнав о со­вер­шен­ном зло­де­я­нии, начал за­тяж­ную войну со своим свод­ным бра­том (1015–1019 гг.), ко­то­рая в ко­неч­ном итоге за­вер­ши­лась по­бе­дой Яро­сла­ва и смер­тью Свя­то­пол­ка, «по­чив­ше­го в Бозе» на пути к сво­е­му тестю, поль­ско­му ко­ро­лю Бо­ле­сла­ву Храб­ро­му. Од­на­ко надо ска­зать, что ряд со­вре­мен­ных ав­то­ров (Н. Ильин, А. Кузь­мин, И. Да­ни­лев­ский, Г. Фи­лист) ста­вят под боль­шое со­мне­ние дан­ную вер­сию со­бы­тий, из­ло­жен­ных в ПВЛ, и утвер­жда­ют, что имен­но Яро­слав по­ви­нен в бра­то­убий­стве и раз­жи­га­нии же­сто­кой и кро­ва­вой меж­до­усоб­ной войны. Но позд­нее под пером льсти­вых ле­то­пис­цев, ис­пол­няв­ших «го­су­дар­ствен­ный заказ», со­бы­тия тех лет по­лу­чи­ли нуж­ную трак­тов­ку, и Свя­то­полк вошел в ан­на­лы рос­сий­ской ис­то­рии как Ока­ян­ный, а Яро­слав стал Муд­рым.

    Се­реб­ря­ник Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го

    После по­бе­ды над со­пер­ни­ком Яро­слав Муд­рый занял ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, но его по­ло­же­ние на троне все же оста­ва­лось неустой­чи­вым, по­сколь­ку в да­ле­кой Тму­та­ра­ка­ни вос­се­дал на пре­сто­ле его млад­ший брат Мсти­слав.

    Мсти­слав Тму­та­ра­кан­ский в бою с Ре­де­дей

    Вско­ре вспых­ну­ла новая меж­до­усоб­ная война (1024–1026 гг.), за­вер­шив­ша­я­ся под­пи­са­ни­ем Го­ро­дец­ко­го мира, по ко­то­ро­му Яро­слав и Мсти­слав ста­но­ви­лись рав­но­прав­ны­ми со­пра­ви­те­ля­ми Руси. При этом ре­зи­ден­ци­ей Яро­сла­ва остал­ся Киев, а ре­зи­ден­ци­ей Мсти­сла­ва стал Чер­ни­гов.

    В 1028 г. на­ча­лась оче­ред­ная рус­ско-поль­ская война, ито­гом ко­то­рой стало вто­рич­ное вхож­де­ни­ем во­лын­ских и га­лиц­ких зе­мель в со­став Ки­ев­ской Руси. Од­на­ко вско­ре после ее окон­ча­ния, в 1036 г., умер чер­ни­гов­ский князь Мсти­слав, и Яро­слав Муд­рый ста­но­вит­ся еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем Руси. Тем вре­ме­нем, узнав о смер­ти Мсти­сла­ва, слыв­ше­го гро­зой пе­че­не­гов, «по­га­ные» пред­при­ня­ли гран­ди­оз­ный поход на Киев, но были раз­би­ты Яро­сла­вом в битве на р. Альте, после чего они пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние как са­мо­быт­ный ко­че­вой этнос, рас­тво­рив­шись среди дру­гих тюрк­ских пле­мен, в част­но­сти тор­ков и по­лов­цев.

     Яро­слав Муд­рый

    Вто­рая по­ло­ви­на прав­ле­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го тра­ди­ци­он­но трак­ту­ет­ся как время наи­выс­ше­го рас­цве­та Ки­ев­ской Руси, и тому есть се­рьез­ные ос­но­ва­ния.

    Во-пер­вых, имен­но при нем был со­здан пер­вый пись­мен­ный пра­во­вой ко­декс Древ­ней Руси — зна­ме­ни­тая «Рус­ская Прав­да», или «Прав­да Яро­сла­ва», пред­став­ляв­ший собой син­тез норм го­су­дар­ствен­но­го (ран­не­фе­о­даль­но­го) и обыч­но­го права. Надо ска­зать, что ряд ав­то­ров (М. Ти­хо­ми­ров, Л. Че­реп­нин) счи­та­ли, что пер­вые ста­тьи «Рус­ской Прав­ды» — так на­зы­ва­е­мый «Устав о мор­до­бое», был издан Яро­сла­вом еще в 1016 г., в быт­ность его нов­го­род­ским кня­зем. Но их оп­по­нен­ты (С. Юшков) склон­ны да­ти­ро­вать при­ня­тие всей «Рус­ской Прав­ды» 1035 г.

    Во-вто­рых, в эти годы Яро­слав про­во­дит ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку: в 1038 г. он со­вер­ша­ет удач­ный поход про­тив ят­вя­гов, в 1040 г. его вой­ска с три­ум­фом про­шлись по зем­лям аук­штай­тов и же­май­тов, в 1041 г. силу рус­ско­го ору­жия по­зна­ли ма­зов­шане, в 1043 г. дру­жи­на Яро­сла­ва под во­ди­тель­ством его стар­ше­го сына, нов­го­род­ско­го князя Вла­ди­ми­ра со­вер­ши­ла по­след­ний в ис­то­рии рус­ско-ви­зан­тий­ских от­но­ше­ний поход на Кон­стан­ти­но­поль, ито­гом ко­то­ро­го стал новый мир­ный до­го­вор между двумя дер­жа­ва­ми (1046 г.) и т. д. Все эти слав­ные по­бе­ды не толь­ко укреп­ля­ли во­ен­ную мощь Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства, но и резко под­ня­ли его ав­то­ри­тет на меж­ду­на­род­ной арене. Зри­мым до­ка­за­тель­ством этого факта стали браки его сы­но­вей и до­че­рей на ко­ро­но­ван­ных осо­бах круп­ней­ших ев­ро­пей­ских го­су­дарств: Изя­с­лав стал мужем поль­ской ко­ро­ле­вы Гер­тру­ды, Свя­то­слав был женат на ав­стрий­ской прин­цес­се Оде, Все­во­лод стал мужем ви­зан­тий­ской прин­цес­сы Ана­ста­сии, Ели­за­ве­та стала женой нор­веж­ско­го ко­ро­ля Ха­раль­да Су­ро­во­го, Ана­ста­сия вышла замуж за вен­гер­ско­го ко­ро­ля Андра­ша I, и Анна стала су­пру­гой фран­цуз­ско­го ко­ро­ля Ген­ри­ха I.

    Анна Яро­слав­на

    В-тре­тьих,имен­но при Яро­сла­ве Муд­ром в рус­ских зем­лях утвер­жда­ет­ся ви­зан­тий­ский ва­ри­ант пра­во­сла­вия и в 1036/1037 гг. со­зда­ет­ся Ки­ев­ская мит­ро­по­лия, гла­вой ко­то­рой ста­но­вит­ся гре­че­ский ар­хи­епи­скоп Фе­о­пемт. При нем же воз­ни­ка­ют пер­вые рус­ские оби­те­ли — Пе­чер­ский мо­на­стырь в Киеве и Юрьев мо­на­стырь в Нов­го­ро­де, а также при­ни­ма­ет­ся пер­вый цер­ков­ный устав. Позд­нее, в 1051 г., желая укре­пить ав­то­ном­ный ста­тус Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, Яро­слав ини­ци­и­ру­ет из­бра­ние на мит­ро­по­ли­чий пре­стол при­род­но­го ру­си­на Ила­ри­о­на, ав­то­ра зна­ме­ни­то­го «Слова о за­коне и бла­го­да­ти» и од­но­го из ос­но­ва­те­лей Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

    В-чет­вер­тых, при Яро­сла­ве Муд­ром на­чи­на­ет­ся гран­ди­оз­ное ка­мен­ное стро­и­тель­ство на Руси и со­зда­ют­ся такие ше­дев­ры древ­не­рус­ско­го зод­че­ства, как храмы Свя­той Софии в Киеве (1037 г.) и Нов­го­ро­де (1045 г.), Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский собор в Чер­ни­го­ве (1036 г.), Ве­ли­ко­кня­же­ский дво­рец (1036 г.) и Зо­ло­тые во­ро­та (1037 г.) в Киеве и т. д.

    Русь во второй половине XI – начале XII вв. Владимир Мономах.

    Неза­дол­го до своей смер­ти в 1054 г. Яро­слав Муд­рый со­ста­вил за­ве­ща­ние, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Ки­ев­ская дер­жа­ва была по­де­ле­на между пятью его сы­но­вья­ми: Изя­с­лав по­лу­чил в удел Киев, Нов­го­род и Туров, Свя­то­слав — Чер­ни­гов, Ря­зань, Муром и Тму­та­ра­кань, Все­во­лод — Пе­ре­я­с­лавль и Ро­сто­во-Суз­даль­скую землю, Вя­че­слав — Смо­ленск, а Игорь — Во­лынь. Ве­ли­ким Ки­ев­ским кня­зем стал Изя­с­лав (1054–1078 гг.).

    Яро­сла­ви­чи

    После смер­ти Вя­че­сла­ва (1057 г.) и Игоря (1060 г.) ре­аль­ная власть со­сре­до­то­чи­лась в руках «три­ум­ви­ра­та Яро­сла­ви­чей», ко­то­рые, па­мя­туя завет сво­е­го отца, на пер­вых порах не враж­до­ва­ли между собой и дей­ство­ва­ли со­об­ща. В 1060 г. они успеш­но от­ра­зи­ли на­ше­ствие тор­ков на Киев, в 1065 г. вы­сту­пи­ли еди­ным фрон­том про­тив сво­е­го пле­мян­ни­ка, кня­зя-из­гоя Ро­сти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча, за­хва­тив­ше­го Тму­та­ра­кань, а в 1067 г. раз­гро­ми­ли по­лоц­ко­го князя Все­сла­ва Бря­чи­сла­ви­ча, за­хва­тив­ше­го Нов­го­род. Но 1068 г. стал се­рьез­ным ис­пы­та­ни­ем для Яро­сла­ви­чей: после по­ра­же­ния от по­ло­вец­кой орды хана Ше­ру­ка­на и вспых­нув­ше­го затем вос­ста­ния ки­ев­лян Изя­с­лав бежал в Поль­шу и толь­ко через год при под­держ­ке сво­е­го тестя поль­ско­го ко­ро­ля Бо­ле­сла­ва II воз­вра­тил себе ки­ев­ский пре­стол.

    В 1070/1072 гг. в кня­же­ской ре­зи­ден­ции в Вы­ш­го­ро­де со­сто­я­лась встре­ча Изя­с­ла­ва, Свя­то­сла­ва и Все­во­ло­да, в ходе ко­то­рой были при­ня­ты новые ста­тьи к «Рус­ской Прав­де», по­лу­чив­шие на­зва­ние «Прав­ды Яро­сла­ви­чей». Но уже в 1073 г. Свя­то­слав и Все­во­лод, за­по­до­зрив стар­ше­го брата в узур­па­ции вла­сти, из­гна­ли его из Киева, и ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол занял чер­ни­гов­ский князь Свя­то­слав (1073–1076 гг.). В 1078 г. раз­го­ре­лась новая кня­же­ская усо­би­ца, ито­гом ко­то­рой стала ги­бель Изя­с­ла­ва в битве на Нежа­ти­ной Ниве и во­кня­же­ние в Киеве пе­ре­я­с­лав­ско­го князя Все­во­ло­да (1078–1093 гг.).

     Ги­бель Изя­с­ла­ва

    Ки­ев­ская Русь при Свя­то­пол­ке и Вла­ди­ми­ре Мо­но­ма­хе

    После смер­ти Все­во­ло­да ки­ев­ский пре­стол до­стал­ся Свя­то­пол­ку Изя­с­ла­ви­чу (1093–1113 гг.), ко­то­рый вме­сте с пе­ре­я­с­лав­ским кня­зем Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом (1094–1113 гг.) раз­гро­мил по­ло­вец­кие орды ханов Ит­ла­ря и Ки­та­на, со­вер­шив­ших ра­зо­ри­тель­ный набег на южные ру­бе­жи Руси. В 1096 г. Свя­то­полк и Вла­ди­мир Мо­но­мах пред­ло­жи­ли сво­е­му ку­зе­ну, чер­ни­гов­ско­му князю Олегу Свя­то­сла­ви­чу, объ­еди­нить уси­лия в борь­бе с по­ло­вец­кой угро­зой и со­вер­шить сов­мест­ный поход в По­ло­вец­кую степь. Од­на­ко Олег от­верг их пред­ло­же­ние и раз­вя­зал новую меж­до­усоб­ную войну, в ходе ко­то­рой погиб му­ром­ский князь Изя­с­лав. Вла­ди­мир Мо­но­мах по­пы­тал­ся об­ра­зу­мить сво­е­го во­ин­ствен­но­го брата, на­пра­вив ему пись­мо с пред­ло­же­ни­ем о встре­че, но Олег от­верг его и начал го­то­вить­ся к по­хо­ду на Нов­го­род. Тогда про­тив чер­ни­гов­ско­го князя под­нял­ся весь род Мо­но­ма­ши­чей, и в битве при Му­ро­ме Олег был раз­бит. Он по­про­сил о мире и по­клял­ся при­быть на об­ще­кня­же­ский съезд для ре­ше­ния ост­рей­ших об­ще­рус­ских дел.

    В 1097 г. со­сто­ял­ся Лю­бе­че­ский съезд кня­зей «Рю­ри­ко­ва дома», на ко­то­рый съе­ха­лись Свя­то­полк Изя­с­ла­вич, Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах, Давыд Иго­ре­вич, Олег Свя­то­сла­вич, Давыд Свя­то­сла­вич и Ва­силь­ко Ро­сти­сла­вич. На этом съез­де были при­ня­ты два важ­ней­ших ре­ше­ния:

    1) от­ныне каж­дый князь «дер­жит от­чи­ну свою»;

    2) ки­ев­ский ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол за­ни­ма­ет­ся стро­го по стар­шин­ству.

    Од­на­ко вско­ре вспых­ну­ла новая меж­до­усо­би­ца. Вла­ди­мир Мо­но­мах, более дру­гих со­зна­вав­ший всю опас­ность этих усо­биц в усло­ви­ях рез­ко­го обостре­ния рус­ско-по­ло­вец­ких от­но­ше­ний, ини­ци­и­ро­вал созыв Ви­ти­чев­ский (1100 г.), Са­ков­ско­го (1102 г.) и До­лоб­ско­го (1103 г.) съез­дов рус­ских кня­зей, на ко­то­рых были при­ня­ты ре­ше­ния о пре­кра­ще­нии усо­биц и ор­га­ни­за­ции об­ще­рус­ско­го по­хо­да про­тив по­лов­цев.

     Мо­но­мах на охоте. Тор­мо­сов М.

    В 1103–1111 гг. под во­ди­тель­ством Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха со­сто­я­лось несколь­ко удач­ных об­ще­рус­ских по­хо­дов в По­ло­вец­кую степь, в ходе ко­то­рых в бит­вах при Су­тене, Хо­ро­ле и Соль­ни­це по­ло­вец­кие орды Бо­ня­ка, Ша­ру­ка­на, Уру­со­бы и Сугры по­тер­пе­ли со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние.

    В 1113 г. скон­чал­ся ве­ли­кий князь Свя­то­полк, смерть ко­то­ро­го стала при­чи­ной мощ­но­го вос­ста­ния ки­ев­лян, в ходе ко­то­ро­го были раз­граб­ле­ны дворы ты­сяц­ко­го Пу­тя­ты и близ­ких к князю ев­ре­ев-ро­стов­щи­ков, по­лу­чив­ших от Свя­то­пол­ка мо­но­поль­ное право на тор­гов­лю солью. В этой кри­ти­че­ской си­ту­а­ции по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Ни­ки­фо­ра и части бояр в на­ру­ше­ние ро­до­во­го прин­ци­па на­сле­до­ва­ния пре­сто­ла ки­ев­ское вече при­зва­ло на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол пе­ре­я­с­лав­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха.

    По­лов­цы

    В годы сво­е­го недол­го­го прав­ле­ния Вла­ди­мир Мо­но­мах (1113–1125 гг.) силой сво­е­го ав­то­ри­те­та объ­еди­нил под своей власт­ной рукой все земли рас­па­дав­ший­ся Ки­ев­ской дер­жа­вы, издал новые ста­тьи «Рус­ской Прав­ды», во­шед­шие в ис­то­рию как «Устав Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха», и зорко берег ру­бе­жи сво­е­го го&

    www.kursoteka.ru

    Урока № по дисциплине «История» 10 класс Тема: Расцвет Руси. XI- первая треть XII в. Тип урока: Обобщающий Метод: деловая игра

    скачать План

    Урока № по дисциплине «История»

    10 класс

    Тема: Расцвет Руси. XI- первая треть XII в.

    Тип урока: Обобщающий
    Метод: деловая игра

    Цель урока:

    1. Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренних процессах, которые происходили в Древнерусском государстве в эту эпоху; выявить роль субъективного фактора в истории Руси; персонифицировать события, привлекая внимание старшеклассников к ярким личностям.

    2. Воспитательная – привить любовь к предмету.

    3.Развивающая - продолжать прививать чувство патриотизма и любви к Родине, развить творческие способности.

    Задачи:

    1. закрепление изученного материала;

    2. знакомство с дополнительными материалами о событиях прошлого;

    3. выпуск газеты "Летопись времен".

    Материалы и оборудование для проведения урока:

    1 . компьютеры IBM PC с системой MS Windows и текстовым редактором MS Word;

    2. вопросы для проведения проверочного диктанта no теме "Расцвет Руси XI-первая треть XIIв.";

    3. проверочный тест для проверки знаний по теме;

    4. образцы газет и журналов для демонстрации способов создания газет;

    5. образцы документов, подготовленных учащимися, выступающими в роли консультантов;

    6. цифровые носители с заранее заготовленным школьниками историческим материалом

    7. стенд с заготовленным названием газеты.

    Межпредметные связи:

    Русский язык, литература, обществознание, информатика

    План урока:
    1. Орг. момент
    2. Вхождение в игру:

    2.1 Постановка проблемы и целей.

    2.2 Распределение ролей.

    3. Ход игры:

    3.1 Проверка готовности.

    3.2 О6суждение проблемы.

    3.3 Выступление консультантов и обучение персонала.

    3.4 Реализация полученных знаний на практике, путем оформления собственных проектов - статей для газеты.

    3.5 Оформление газеты.

    4. Завершение игры:

    4.1 Подведение итогов игры.

    4.2 Оценка работы

    5. Домашнее задание

    6. Подведение итогов урока

    7. Завершение урока. Ход урока:

    1.Организационный момент (2 мин)

    2. Вхождение в игру: (2 мин)

    2.1 Постановка про6лемы и целей (1 мин)

    О6ъявляется о начале совещания сотрудников редакционно-издательского отдела, посвященного обсуждению проблемы повышения уровня исторической культуры.

    В качестве иллюстрации предоставляются образцы продукции: газеты, журналы, 6рошюры исторического содержания.

    Ставится цель повышения качества выпускаемого материала.

    2.2 Распределение ролей. (1 мин)

    Происходит распределение ролей для работы совещания.

    Корреспонденты –5 человек

    Консультанты - 2 человека.

    Главный редактор - 1 человек. 3. Ход игры: (34 мин)

    3.1 Проверка готовности (10 мин)

    Руководитель отдела проверяет готовность своих сотрудников к дальнейшей работе путем проведения квалификационного испытания в виде диктанта и компьютерного теста (карточка опроса).

    Содержание заданий раскрывается в приложении.

    3.2 Обсуждение проблемы (2 мин)

    Руководитель отдела еще раз заостряет внимание на качестве оформления материала газеты и просит ответить на вопрос "Что мы можем достоверно отразить в нашей газете?".

    Идет обсуждение. Делается вывод.

    3.3 Выступление консультантов и обучение персонала (3)

    Рассказывается о том какую предварительную работу необходимо выполнить перед началом оформления.

    Руководитель фирмы "направил" двух работников на стажировку в "Исторический центр".

    Они выступают в роли консультантов и проводят знакомство с дополнительным материалом по теме.

    3.4 Реализация полученных знаний на практике в виде собственных проектов – статей для газеты (18 мин)

    Работники отдела получают дополнительный распечатанный материал и приступают к дора6отке собственных проектов - статей для выпуска газеты "Летопись времен".

    Консультанты оказывают помощь в работе и проводят оценку результатов практической деятельности учеников и дают дополнительные консультации по вопросам, связанным с ПК и компьютерным оформлением текста.

    Главный редактор приступает к проверке тестов и по мере готовности статей, вывешивает их на стенд.

    Руководитель отдела проводит дополнительные разъяснения и консультации.

    3.5 Оформление газеты (1 мин)

    Сотрудники заканчивают свою работу. Оформленная газета вывешивается на специально приготовленный стенд.

    4. Завершение игры: (4 мин)

    4.1 Подведение итогов игры (2 мин)

    Руководитель подводит итоги ра6оты, еще раз обращая внимание на полученные знания и практические навыки.

    4.2 Оценка работы (2 мин)

    Происходит оценка результатов работы.

    5. Домашнее задание (1мин)

    Повторение, вопрос №6 стр. 110..

    6. Подведение итогов урока (2 мин)

    Анализ результатов, выводы и обобщения. 7. Завершение урока.

    Приложение 1 МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1. Вопросы диктанта по теме " Расцвет Руси. XI- первая треть XII в. " Дать определение понятий:

    1. Феод
    2. «Русская Правда»
    3. купа
    4. княжеский домен
    5. тысяцкий,
    6. шишак
    7. рядович
    8. игумен
    9. вотчина

    2. Тест по теме «Расцвет Руси. XI- первая треть XII вв Вопрос №1

    В каком году состоялся Любеческий съезд?

    1. 1024

    2. 1011

    3. 1097 Вопрос №2

    Время правления Ярослава Мудрого?

    1. 1015-1054 гг

    2. 1010-1021гг

    3. 1019- 1054 гг Вопрос №3

    Кто первый из князей в междоусобной борьбе воспользовался помощью степняков?

    1. Святополк

    2. Мстислав

    3. Ярослав

    Вопрос №4

    Время закладки собора Святой Софии в Киеве?

    1. 1024 г

    2. 1037г

    3. 1045г

    Продолжение приложения 1 Вопрос №5

    Первый монах и основатель Киево - Печерского монастыря на Руси?

    1. Илларион

    2. Антоний

    3. Феодосий

    Вопрос №6

    В каком году произошло восстание бедняков в Новгороде?

    1. 1024г

    2. 1072г

    3. 1071г

    Вопрос №7

    Сражение, которое проиграл Владимир Мономах в 1093 году?

    1. Битва у Треполя

    2. На Нежатиной ниве

    3. Близ урочища Сутень Вопрос №8

    Когда состоялся крестовый поход в степь?

    1. 1106г

    2. 1111г

    3. 1116г Вопрос №9

    Время призвания киевлянами Владимира Мономаха на великокняжеский престол?

    1. 1095г

    2. 1113г

    3. 1125г

    Продолжение приложения 1

    КАРТОЧКА ОПРОСА УЧЕНИКА (ЦЫ)

    1. Дайте определения следующим понятиям
    феод «Русская правда» купа княжеский домен тысяцкий шишак рядович вотчина игумен
    2. Ответе на вопросы теста
    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    КЛЮЧЕВАЯ ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ

    1. Дайте определения следующим понятиям
    феод «Русская правда» купа княжеский домен тысяцкий шишак рядович вотчина игумен
    Наследственное земельное держание, предоставленное под условием несения воинской службы Свод законов Киевской Руси Долг Комплекс земель, населенных зависимыми от главы государства людьми Командующий полком русского войска Остроконечный шлем русского воина Зависимы человек, заключивший с господином договор (ряд) Передаваемая по наследству земля Глава монастыря
    2. Ответе на вопросы теста
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    3 3 1 2 1 1 1 2 2
    Приложение 2 НАЗВАНИЕ РУБРИК ГАЗЕТЫ

    Продолжение приложения 2

    Продолжение приложения 2

    Приложение3 НАЗВАНИЕ ГАЗЕТЫ

    Продолжение приложения 3

    Приложение 4 ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛУ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЬИ Рубрика 1 «ЗВЕЗДЫ ЭПОХИ»

    1. Осветить биографию и деяния следующих личностей (на выбор):
    - Владимир Мономах

    - Святые Борис и Глеб

    - Ярослав Мудрый

    2. Количество материала – не менее 20 строк печатного текста с абзацным отступом – 1 см

    3. Оформление текста:

    Размер шрифта

    -название заголовков – 14 пт.

    -основной текст – 12 пт.

    Абзацные отступы

    -межстрочный интервал – 1 см

    -интервал между заголовком и основным текстом – 1,5 см

    Рубрика 2 «Политический вестник»

    1. Отобразить основные статьи свода законов «Русская правда» и ее значение.
    2. Раскрыть значение принятых решений на Любеческом съезде.
    Задание выбирается индивидуально.

    3. Оформление текста:

    Размер шрифта

    -название заголовков – 14 пт.

    -основной текст – 12 пт.

    Абзацные отступы

    -межстрочный интервал – 1 см

    -интервал между заголовком и основным текстом – 1,5 см Рубрика 3 «НУ и НУ»

    1. Интересные события, даты, факты, неизвестные ранее материалы.
    Формируются на основе выступлений консультантов.
    1. Четкое сжатое изложение, логичность построения материала.
    3. Оформление текста:

    Размер шрифта

    -название заголовков – 14 пт.

    -основной текст – 12 пт.

    Абзацные отступы

    -межстрочный интервал – 1 см

    -интервал между заголовком и основным текстом – 1,5 см

    Приложение 5 БЕЙДЖИКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

    ГАЗЕТА «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН» ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

    ГАЗЕТА «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН» КОРРЕСПОНДЕНТ

    ГАЗЕТА «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН» КОРРЕСПОНДЕНТ

    ГАЗЕТА «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН»

    КОРРЕСПОНДЕНТ

    ГАЗЕТА «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН» КОНСУЛЬТАНТ

    ГАЗЕТА «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН» КОРРЕСПОНДЕНТ

    ГАЗЕТА «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН» КОНСУЛЬТАНТ

    ГАЗЕТА «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН» КОРРЕСПОНДЕНТ

    скачать

    nenuda.ru