Ранняя классика древней греции. Тема 10 Архитектура и скульптура Древней Греции эпохи ранней классики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Скульптура Древней Греции Ранняя классика Скульптура классики. Ранняя классика древней греции


Скульптура Древней Греции Ранняя классика Скульптура классики

Скульптура Древней Греции Ранняя классика

Скульптура классики n Ранняя классика (500 – 450 гг. до н. э. ) n Высокая классика (450 – 400 гг. до н. э. ) n Поздняя классика (400 – 330 гг. до н. э. )

Скульптура классики n Образ гражданина - атлета и воина - становится центральным в искусстве классики. n Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. n Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности.

Бронза - главный материал n Только бронза позволяла греческим скульпторам придавать фигуре любое положение. n Поэтому бронза в 5 в. до н. э. стала главным материалом, в котором работали все великие мастера, когда брались за создание круглой скульптуры. n В бронзовой статуе инкрустировали из стекловидной пасты и цветного камня глаза, а губы, прически или украшения делали из бронзового сплава другого оттенка.

Мраморная скульптура n В мраморе выполнялись Ш скульптурные украшения храмов, Ш надгробные рельефы Ш и такие статуи, которые изображали либо фигуры в длинной одежде, либо прямостоящую с опущенными руками обнаженную фигуру. n Мраморная скульптура по-прежнему раскрашивалась. n Изваять обнаженную фигуру с опорой на одну ногу со свободно отставленной другой из мрамора без особой подпорки было трудно.

Ранняя классика n Личное своеобразие, вклад его характера не привлекали внимания мастеров ранней греческой классики. n Создавая типический образ человекагражданина, скульптор не стремится к раскрытию индивидуального характера. n В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.

Ранняя классика 1. 500 г. до н. э. Тираноубийцы. Бронза 2. 470 г. н. э. Возничий из Дельф. Бронза 3. 460 г. до н. э. Статуя Зевса (Посейдона) с мыса Артемисион. Бронза 4. 470 г. до н. э. Белокурый юноша. Мрамор 5. 470 г. до н. э. Бегун на старте 6. 5 в. до н. э. Мирон. Дискобол. Бронза 7. 5 в. до н. э. Мирон. Марсий и Афина. Бронза 8. 470 -460 гг. до н. э. Трон Людовизи. Рельеф. Мрамор

500 г. до н. э. Тираноубийцы n Римская мраморная копия с бронзового оригинала. n Критий и Несиот - создатели знаменитой группы. n Памятник героям-патриотам Гармодию и Аристогитону - тираноубийцам работы Антенора, воздвигнутый на склоне Афинского ареопага, был увезен в 480 г. до н. э. персами. n После изгнания врагов Аттики афиняне сразу заказали новый памятник скульпторам Критию и Несиоту.

Мощные фигуры n В произведении на некоторые пережитки архаики Ш декоративная трактовка волос, Ш архаическая улыбка. n Мастера внесли в произведение совершенно иной дух, несмотря Вместо изящных архаических куросов перед нами предстают совершенно иные фигуры, мощные, удлиненных пропорций, с массивным корпусом, в энергичном движении. n Высота – 1, 95 м

Суровый памятник n Старший - Аристогитон - защищает младшего, занесшего над тираном меч. n Мускулатура обнаженных тел героев пролеплена несколько обобщенно, но очень точно, с ясным пониманием натуры. n Это памятник суровый, полный патриотического пафоса, воспевал победу демократии, сбросившей не только тиранию, но и отразившей персидское нашествие.

474 г. до н. э. Возничий из Дельф n Знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней. n Была обнаружена французскими археологами в 1896 году при раскопках в Дельфийском святилище Аполлона. n Статую воздвигли в ознаменование победы команды колесниц на Пифийских играх в 478 году. n Надпись на базе скульптуры гласит, что её возвели по повелению Полизалоса, тирана греческой колонии на Сицилии, как дар Аполлону.

Скульптурная группа n Первоначально «Возничий» являлся частью крупной скульптурной группы. n Она включала колесницу, квадригу коней и двоих грумов. n Несколько фрагментов лошадей, колесницы, и рука мальчика-слуги были обнаружены рядом со статуей. n В первозданном состоянии это была одна из самых впечатляющих статуй своего времени. n Группа, скорее всего, стояла на плоских крышах-террасах, спускающихся от святилища.

n Обломки и чертёж Возничего

Высокий рост n Скульптура, выполненная в человеческий рост (высота 1, 8 м), изображает возничего колесницы. n Изображенный — очень молодой человек, юноша. n Возничие колесниц выбирались за свой легкий вес высокий рост, поэтому на эту работу часто брали подростков. n Юноша одет в разновидность хитона - ксистис, одеяние возничих в течение соревнований. Оно доходит почти до щиколоток и перепоясано простым поясом.

Глубокие складки n Глубокие параллельные складки его одежды скрывают весь корпус. n Но лепка головы, рук, ног показывает, насколько свободно владел не известный нам мастер пластической анатомией

n Два ремня, перекрещенные на его спине, предохраняли ксистис от вздувания от ветра во время гонок.

Ранняя классика n «Возничий» относится к периоду ранней классики: он более натуралистичен, чем куросы. n Но поза все же еще остается застылой, по сравнению с классическими статуями более позднего времени. n Другое наследие архаики состоит в том, что голова чуть отклонена в одну сторону. n Чертам лица предана некоторая асимметрия с целью большего реализма.

Инкрустация глаз n Эта скульптура — одна из немногих греческих бронз, в которых сохранились инкрустация глаз ониксом и детализация ресниц и губ с помощью меди. n Головная повязка выполнена из серебра, и могла быть украшена драгоценными камнями, которые были вынуты.

n Натуралистическая трактовка его ступней в античные времена вызывала восхищение.

460 г. до н. э. Статуя Зевса (Посейдона) n Бронзовый подлинник греческой статуи V в. до н. э. n Найден в 1926 году ныряльщиками за губками в Эгейском море у мыса Артемисион в районе кораблекрушения n Поднят на поверхность в 1928 году. n Высота статуи: 2, 09 м n Статуя изображает Посейдона или же Зевса, замахивающегося, чтобы метнуть несохранившееся до наших дней оружие: копье, трезубец (атрибут Посейдона) или молнию (атрибут Зевса)

470 г. до н. э. Зевс n «Додонский Зевс» держит в руках молнию, выполненную в виде сплющенного продолговатого диска.

Скрытая энергия n Статуя воплощает собою скрытую энергию, огромную духовную силу. n Величие бога выражено Ш не только мощными формами корпуса, Ш не только в сильном движении, Ш повелительном жесте, Ш но главным образом в чертах красивого мужественного лица, Ш в серьезном, но страстном взгляде.

n У статуи пустые глазницы, которые изначально были инкрустированы слоновой костью, брови выполнены из серебра, губы и соски из меди

n Статуя показывает, что греческие образы, будучи сдержанны в выражении эмоций, всегда убедительно жизненны.

470 г. до н. э. Белокурый юноша n В искусстве 5 в. до н. э. появляется новый идеал красоты, новый тип лица: Ш продолговатый, но округлый овал, Ш прямая переносица, Ш прямая линия лба и носа, Ш плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазами, Ш губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки. n Складки одежды постепенно становятся «эхом тела» .

Новый идеал красоты n Общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа.

470 г. до н. э. Бегун на старте n Труднейшей задачей в искусстве ваяния было фиксирование момента перехода от статики к движению. n Удачное воплощение всех этих сложных задач можно видеть в этой небольшой греческой статуэтке (16 см) n Атлет показан в последнюю секунду перед стремительным рывком вперед, в момент, когда напряжение достигает своей наивысшей точки.

Хиазм n Протянутая вперед левая рука и отодвинутый назад локоть правой, выставленная вперед левая нога создают мотив перекрестного движения. n Ноги бегуна согнуты в коленях, корпус наклонен вперед. Фигура содержит в себе два движения: Ш нижняя часть тела стоит в первоначальной позе, Ш верхней же придано то положение, в котором нижняя будет находиться через мгновение . n Здесь налицо хиазм: Ш перекрестное движение рук и ног, Ш расположение плеч, корпуса, бедер в разных плоскостях.

Мирон n Греческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. n Мирон был современником Фидия и Поликлета. n Он жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина, что считалось тогда большой честью. n Мирон - мастер круглой пластики. Его творчество известно только по римским копиям.

Римские копии n Он изображал богов, героев и животных, с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы n Скульптор великолепно владел пластической анатомией и передает свободу движения, преодолевая ту некоторую скованность, которая еще существовала в скульптурах Олимпии. n Древние характеризуют его как величайшего реалиста, но не умевшего придавать лицам жизнь и выражение.

Основные произведения Дискобол Афина и Марсий

Дискобол n Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол» , атлет, намеревающийся пустить диск. n Статуя дошла до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими в Риме. n А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.

Палаццо Массими. Рим Британский музей. Лондон

Палаццо Массими. Рим

Британский музей. Южная лестница

Впечатление устойчивости n Скульптор изобразил прекрасного духом и телом юношу, находящегося в стремительном движении. n Метатель представлен в тот момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска. n Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя производит впечатление устойчивости. n Это определяется выбором момента движения - его кульминационной точки.

Упругое тело n n Мгновение покоя рождает ощущение устойчивости образа. n Дискобол. Римская копия 2 в. Глиптотека. Мюнхен Согнувшись, юноша занес назад руку с диском, еще миг, и упругое тело, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола» сохраняется главная точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное ее богатство.

n Мирон выбрал смелый художественный мотив - краткую остановку между двумя сильными движениями, момент, когда сделан последний взмах руки перед броском диска.

США. Вашингтон. Гарвард.

Россия. Царское Село

Дискобол. Вазопись

Дискобол. Вазопись

450 г. до н. э. Лицевая сторона тетрадрахмы. Серебро Конец 2 – начало 3 века. Дискобол. Мозаика из Рима.

450 г. до н. э. Афина и Марсий n Древние писатели упоминают с похвалами об изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним её повторениям.

n Знаменитая группа Мирона, стоявшая некогда на Афинском акрополе, изображала Афину, бросившую изобретенную ей флейту, и силена Марсия сохранилась в мраморных копиях.

Миф об Афине и Марсии n Согласно мифу, Афина изобрела флейту, но при игре на инструменте щеки ее безобразно раздулись. n Нимфы подняли ее на смех, тогда Афины бросила флейту и прокляла инструмент, нарушающий гармонию человеческого лица. n Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, бросился поднимать флейту. n Мирон изобразил их в мгновенье, когда Афина уходя обернулась на ослушника, а Марсий в испуге отпрянул назад.

Афина и Марсий

n n Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта греческого классического мировосприятия, определяющая меру этической ценности человека. Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти, нашло выражение в этой скульптурной группе.

Марсий n В выбранной ситуации содержится и полное раскрытие сути конфликта. Афина и Марсий - характеры прямо противоположные. n Движение стремительно откинувшегося назад Силена грубо и резко. Его сильное тело лишено гармоничности. Лицо с выпуклым лбом и приплюснутым носом уродливо. n Дикий, необузданный лесной демон со звероподобным лицом, резкими грубыми движениями противопоставлен юной, но спокойной Афине. n Фигура Марсия выражает страх перед богиней и сильное, жадное желание схватить флейту.

Суровый взгляд n Движение Афины, властное, сдержанное, полно естественного благородства. n Гнев выдают лишь презрительно полуопущенные губы и суровый взгляд. n Афина одним жестом руки останавливает силена.

n Голова Афины - пример слияния в скульптурной форме физической и духовной красоты человека.

Афина из Мадрида и Франкфурта

n n Группа «Афина и Марсий» образно утверждает идею превосходства разума на стихийными силами природы. Это скульптурная группа наметила пути развития реалистической сюжетной композиции, показывающей взаимоотношения характеров, связанных общим действием.

Плавные движения n …Движение здесь представлено более сложным, нежели в „Дискоболе“. n Афина оборачивается назад, но в её талии нет резкого излома, когда верхняя и нижняя части туловища воспринимались самостоятельными элементами. n Плавны изгибы складок одежды, гармоничен наклон головы.

Копенгаген. Ботанический сад

Парк во Франкфурт-на-Майне

1570 -76. Тициан. Наказание Марсия

1637. Х. Рибера. Аполлон и Марсий

Минотавр n Мирон работал и над образами прославленных мифологических героев Геракла и Персея. n Статуя последнего стояла на Афинском акрополе. n Скульптор обращался и к изображению животных

Статуя бегуна Лада n n Статуя бегуна не дошла до нашего времени. О статуе бегуна Лада — знаменитого атлета, умершего после одной из своих побед, античный поэт писал: Ш Полон надежды бегун, на кончиках губ лишь дыханье Ш Видно; втянувшись вовнутрь, полыми стали бока. Ш Бронза стремится вперёд за венком; не сдержать её камню; Ш Ветра быстрейший бегун, — чудо ты Мирона рук.

Статуя коровы (Телка). Медь n По рассказам современников, она настолько походила на живую, что на неё садились слепни. n Пастухи и быки также принимали её за настоящую: Ш Медная ты, но гляди к тебе плуг притащил землепашец, Ш Сбрую и вожжи принёс, тёлка — обманщица всех. Ш Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве, Ш Сделал живою тебя, тёлки рабочей дав вид. Неизвестный автор. Статуя быка. Олимпия. 5 в. до н. э.

n Греческий мраморный трехсторонний алтарь. n Обнаружен при перестройке виллы Людовизи в Риме в 1887 году. n Высота 84 см 470 -460 г. до н. э. Трон Людовизи

Рождение Венеры n Центральная часть – со сценой рождения Афродиты из морской пены. n Изображена выходящая из морских волн прекрасная хрупкая фигура Афродиты в тонком, плотно облегающем хитоне. n Ее слегка приподнятое лицо сияет радостью. n Рельеф трона Людовизи невысокий, но мастер превосходно передал пластику тела и многочисленных складок одежд. Рисунок тонкий и точный.

n n По сторонам богини две юные ее прислужницы - Оры (времена года), стоя на морском берегу, склонившись, поддерживают поднимающуюся из вод богиню и прикрывают ее плащом. Девушки одеты в длинные струящиеся одежды, и их симметрично расположенные фигуры оживляются различной игрой складок хитонов.

n n На боковых рельефах: с одной стороны изображена обнаженная девушка (гетера), играющая на флейте, с другой стороны - сидящая фигура женщины (матрона), закутанной в плащ, перед курильницей. Это служительницы культа Афродиты, которые символизируют разные ипостаси любви или образы служения богине.

Реализм трактовки n Реалистически трактованные подушки, на которых сидят служительницы, мелкая прибрежная галька под ногами Ор придают всей сцене убедительную конкретность.

n Движения поднимающейся вверх Афродиты и наклоняющихся к ней Ор противопоставлены по направлению, но линии композиции не разрываются. Переплетение рук и мягкие складки одежд создают впечатление непрерывного действия.

1 в. н. э. Рождение Венеры. Помпейская фреска

1486. С. Боттичелли. Рождение Венеры

1750. Ф. Буше. Рождение Венеры

present5.com

Ранняя классика | Artiques.ru

(500—449-е гг. до н. э.)

Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусства — ранняя классика, продолжавшийся первую половину века. Искусство этого времени пронизано напряженными поисками обобщенных типических образов, приемов правдивого изображения человека, и в первую очередь передачи разнообразных движений. Оно обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций, проблему синтеза скульптуры и архитектуры.

Архитектура Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. В каждом из них ярко проявляются индивидуальные черты. Строгая пропорциональность, равновесие могучих героизированных форм отличают храм Геры в Пестуме (вторая четверть 5 в. до н. э., ранее считавшийся храмом Посейдона). Более праздничным, благодаря скульптурному убранству, был храм Зевса в Олимпии (сер. 5 в. дон. э.).

СкульптураВ монументальной скульптуре, которая была достоянием всего коллектива свободных граждан, в статуях, стоявших на площадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Монументальная пластика оказывала сильное общественно-воспитательное воздействие на жизнь греческих полисов. В работах такого рода нагляднее всего отразилась та ломка художественных принципов, которой сопровождался переход от архаики к классике.Переходный характер скульптурных произведений этого времени отчетливо выступает в широко известных фронтонных группах храма Афины Афайи на острове Эгине (ок. 490 г. до н. э., реставрированы датским скульптором Торвальдсеном в нач. 19 в., Мюнхен, Глиптотека).

Раненый воин с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине

Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им несколько условно-орнаментальный характер. На западном фронтоне, лучше сохранившемся, изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре — фигура богини Афины, покровительницы греков. Спокойная и бесстрастная, она как бы незримо присутствует среди сражающихся. В фигурах воинов нет архаической фронтальности, их движения реальнее я разнообразнее, чем в архаике, но развертываются строго по плоскости фронтона. Каждая отдельная фигура достаточно жизненна, но на лицах сражающихся и раненых воинов архаическая улыбка — признак условности, несовместимый с изображением напряженности и драматизма битвы.Большой свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движений отличаются статуи восточного фронтона, например фигура Геракла, но особенно это заметно при сопоставлении раненых воинов с обоих фронтонов.Разрушению сковывающей условности архаического искусства способствовало появление скульптурных произведений, посвященных определенным историческим событиям. Такова группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона (ок. 477 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) — Крития и Несиота. Как и большинство греческих статуй, исполненных в бронзе, она была утрачена и дошла до наших дней в мраморной римской копии. Здесь впервые в монументальной скульптуре дано построение группы, объединенной действием, сюжетом. Единая направленность движений и жестов героев, разящих тирана, создает впечатление художественной цельности группы, ее композиционной и сюжетной законченности. Однако движения трактованы еще довольно схематично, лишены драматизма лица героев.Общественно-воспитательное значение искусства ранней классики неразрывно с его художественным обаянием. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, критериев красоты. Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого прекрасного человека раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (ок. 470 г. до и. э., Дельфы, Археологический музей). Эта одна из немногих дошедших до нас подлинных бронзовых древнегреческих статуй была частью монументальной скульптурной группы, изображающей победителя на состязаниях и возницу, исполненного сурового спокойствия. Бесстрастны правильные черты прекрасного лица, напряженно-сосредоточенный взгляд устремлен вдаль. Стройность юношеской фигуры подчеркнута вертикалями ниспадающих складок одежды. Все детали выполнены с большой жизненностью, но подчинены строгому построению целого. Героический идеал ранней классики в его динамическом варианте получил свое яркое воплощение в бронзовой статуе «Посейдон» (ранее считался Зевсом Громовержцем, ок. 460 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). И в этой статуе, как в «Дельфийском возничем», использована инкрустация смальтой по металлу для передачи остроты и блеска взгляда. Проблема движения решена и в «Победительнице в беге» (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Ватикан). Скованность ранних классических статуй сменяется строгой гармонией форм, которая передает впечатление естественности и свободы — «Мальчик, вынимающий занозу» (вторая четверть 5 в. до н. э. Рим, Палаццо Консерватори).Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на задний план. В образах прежде всего раскрывается идеал силы и Красоты реального человека. Пример переосмысления мифологического сюжета — рельеф с изображением рождения Афродиты (богини любви и красоты) из пены морской — так называемый «Трон Людовизи» (ок. 460 г. до н. э. Рим, Национальный музей).

Центральная панель трона Людовизи

На боковых сторонах мраморного трона изображены обнаженная девушка, играющая на флейте, и женщина в длинной одежде перед курильницей. Ясная гармония форм и пропорций, спокойная естественность движений присущи этим фигурам.На центральной стороне трона — две нимфы поддерживают выходящую из воды Афродиту. Поразительна строгая красота ее лица. Облегающая тело Афродиты влажная одежда ложится тонкой сетью волнистых линий, уподобленных бегущим струйкам воды. Морская галька, на которую опираются ступни нимф, говорит о месте действия. Хотя в симметричности композиции и есть отголоски архаического искусства, торжествуют жизненная сила и удивительное поэтическое обаяние образов этого рельефа.Целостность и гармоничность общего художественного решения ясно выступают во фронтонных группах храма Зевса в Олимпии (468— 456 гг. до н. э., Олимпия, Археологический музей), завершающих период творческих поисков ранней классики. Эти укрупненные по масштабу изображения представляют собой следующий этап развития фронтонной пластики но сравнению с фронтонами Эгинского храма с их декоративно-условной композицией.Отказавшись от полного подчинения скульптурного образа задачам декорации архитектурных форм, скульпторы олимпийских фронтонов установили более глубокие связи между архитектурными и скульптурными образами, которые вели к их равноправию и взаимному обогащению. Порывая с принципами архаической условности, симметрии, они используют прежде всего жизненные наблюдения. Расположение фигур на обоих фронтонах определяется смысловым содержанием. Восточный фронтон храма Зевса посвящен мифу о состязании на колесницах Пелопса и Эномая, положившему, по преданию, начало Олимпийским играм. Герои изображены перед началом состязания. Величественная фигура Зевса в центре фронтона, торжественное спокойствие приготовившихся участников придают фронтонной композиции настроение праздничной приподнятости, за которой чувствуется внутреннее напряжение. Пять центральных фигур, стоящих в естественных, свободных позах, словно отвечают ритму колонн, над которыми они возвышаются. Каждый герой выступает как личность, как сознательный участник общего действия, таковы и входящие в боковые группы фронтона «Возничий» и «Юноша, вынимающий занозу».Реалистический характер пластики особенно наглядно раскрывается в композиции западного фронтона, представляющей битву лапифов с кептаврами. Композиция полна движения, свободна от симметрии, но строго уравновешена, В центре ее — Аполлон, по сторонам — группы сражающихся людей и кентавров. Не повторяя одна другую, группы взаимно уравновешены и по общей массе и по интенсивности движений. Фигуры борющихся точно вписаны в пологий треугольник фронтона, причем напряжение движений возрастает к углам фронтона, по мере удаления от спокойно стоящего, сдержанно властного Аполлона, фигура которого выделяется крупными размерами и является драматическим центром этой сложной и в то же время легко обозримой композиции.

Аполлон из храма Зевса в Олимпии

Гармонически прекрасно лицо Аполлона, уверен направляющий жест. Хотя на фронтоне битва показана еще в полном разгаре, победа человеческой воли и разума над кентаврами, олицетворяющими стихийные силы природы, воспринимается явно предрешенной.Образ гражданина — атлета и воина — становится центральным в искусстве классики. Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его характера не привлекали внимания мастеров ранней греческой классики. Создавая типический образ человека-гражданина, скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.

Мирон. Поиск героических, типически-обобщенных образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона из Элефтер, который работал в Аттике в конце второй — начале третьей четверти 5 в. до н. э. Стремясь к единству гармонически-прекрасного и непосредственно-жизненного, он полностью освободился от архаической условности.Особенности искусства Мирона наглядно проявились в прославленном «Дискоболе» (ок. 450г. до н. э., Рим, Национальный музей).

Дискобол

Как и многие другие статуи, «Дискобол» был исполнен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Скульптор изобразил прекрасного духом и телом юношу, находящегося в стремительном движении. Метатель представлен в тот момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска. Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя производит впечатление устойчивости. Это определяется выбором момента движения — его кульминационной точки.Согнувшись, юноша занес назад руку с диском, еще миг, и упругое тело, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Мгновение покоя рождает ощущение устойчивости образа. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола» сохраняется главная точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное ее богатство.Спокойное самообладание, господство над своими чувствами — характерная черта греческого классического мировосприятия, определяющая меру этической ценности человека. Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти, нашло выражение в скульптурной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя (сер. 5 в. до н. э., статуя Афины находится в музее Либиг-хаус во Франкфурте-на-Майне; статуя Марсия в Национальном музее Рима).

Афина и Марсий

Согласно мифу, Афина изобрела флейту, но при игре на инструменте щеки ее безобразно раздулись. Нимфы подняли ее на смех, тогда Афина бросила флейту и прокляла инструмент, нарушающий гармонию человеческого лица. Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, бросился поднимать флейту. Мирон изобразил их в то мгновение, когда Афина уходя гневно обернулась на ослушника, а Марсий в испуге отпрянул назад.В выбранной ситуации содержится и полное раскрытие сути конфликта. Афина и Марсий характеры прямо противоположные. Движение стремительно откинувшегося назад Силена грубо и резко. Его сильное тело лишено гармоничности. Лицо с выпуклым лбом и приплюснутым носом уродливо. Властное, сдержанное движение Афины полно естественного благородства, Гнев выдают лишь презрительно полуопущенные губы и суровый взгляд. Голова Афины — пример слияния в скульптурной форме физической и духовной красоты человека.Группа «Афина и Марсий» образно утверждает идею превосходства разума над стихийными силами природы. Эта скульптурная группа наметила пути развития реалистической сюжетной композиции, показывающей взаимоотношения характеров, связанных общим действием.

Вазопись и живописьШирокое распространение в классический период получила живопись. Высокого расцвета достигла вазопись. Сохранившиеся на вазах подписи позволяют говорить о крупнейших мастерах того времени: Евфропии, Евфимиде, Дурисе, Бриге. По мере нарастания реалистических тенденций в греческом искусстве в вазописи наблюдается стремление к преодолению плоскостности и условности, что приводит к вытеснению в начале 5 в. до н. э. черно-фигурной вазописи краснофигурной. Орнамент и фигуры композиций, украшающих вазы, сохраняют цвет обожженной глины, передавая тон тела человека, в то время как фон заливается черным лаком. Черные линии рисунка на светлом фоне глины точно выявляли детали. Это давало возможность более правдиво и наглядно изображать строение человеческого тела, различные движения, естественно и свободно моделировать объемы. Мастера краснофигурной вазописи пришли к более свободному пониманию композиции. В пределах вазы они размещали разнообразные сцены на сюжеты мифологии или новые сюжеты из современной им повседневной жизни, соответствовавшие композиции и назначению сосуда.Крупнейший из известных мастеров ранней краснофигурной вазописи Евфроний создал замечательные по тонкости, стройности и красоте рисунка композиции, которые обрамлял поясом чернофигурного орнамента, выделяя поле картинки на стенах сосудов.Такова «Ваза с ласточкой», на стенках которой изображена встреча весны юношей, мужчиной и мальчиком.Благородны формы, естественные движения героев кратера Евфрония с изображением гимнастической школы (510—500 гг. до н. э., Берлин, Государственные музеи). Мастерски размещена на дне килика (сосуда для вина) Брига жанровая сценка: девушка поддерживает голову юноши, злоупотребившего вином,— «Последствия симпосия» (ок. 490 г. до н. э., Вюрцбург, Университетский музей).

Последствия симпосия

artiques.ru

3.1 Ранняя классика. Вазопись Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Вазопись Древней Греции

3. Классика

С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры...

Вазопись Древней Греции

3.2. Высокая классика

Вторая половина 5 в. до н. э. - время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения всех идеалов классики. Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины...

Вазопись Древней Греции

3.3 Поздняя классика

Концентрация всё больших богатств в руках крупных рабовладельцев приводит в конце 5 в. до н. э. к падению значения свободного труда в полисах, к кризису рабовладельческой демократии...

Взаимосвязь фольклора с русским классическим и современным искусством

1. РУССКИЙ БАЛЕТ - ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА

Русский балет -- за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью...

Древнегреческая классика

2. Ранняя классика

Период строгого стиля, как именуют сейчас всю раннюю классику обозначен 490--450 годами до н. э.. Эта эпоха, связанная с борьбой Греции против могучей Персидской державы...

Древнегреческая классика

3. Высокая классика

К середине V в. до н. э. острота раннеклассического стиля постепенно изжила себя. Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Повсюду после персидских разрушений отстраивали города, возводили храмы, общественные здания и святилища...

Древнегреческая классика

4. Поздняя классика

В 30-х гг. Эллада переживала политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх; в конце десятилетия, во время мора, погиб Перикл. Всё это не могло не отразиться на искусстве...

Загородный дом в классическом стиле

Стиль - классика

Стекло, мрамор, гранит, колонны и классические портреты очень характерны для современного классического стиля. С ними неплохо сочетаются и совсем современные предметы, например, кожаные кресла, канапе, даже офисные стулья...

Золотой век испанской живописи. Творчество Диего Веласкеса

2.1 Ранняя юность

Стать придворным художником в какой-нибудь европейской стране - уже немалая честь. Быть придворным живописцем испанского монарха - прямо-таки несказанное везение. Завоевать признание как именитых заказчиков...

Культура Древнего Рима

3.1. Ранняя Республика.

В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв. до н.э.) Риму удаётся подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии...

Культура Древнего Рима

4.1. Ранняя империя.

Эпоха ранней империи - принципата (конец I в. до н.э. - II в. н.э.) - время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы...

Сафари

1.1. Классика африканского сафари

На родине сафари путешественники чаще всего бороздят просторы национальных парков на оборудованных джипах. Поездки длятся от трех дней до двух недель и дольше. В день бывает несколько вылазок, поскольку у всех животных свой распорядок...

cult.bobrodobro.ru

Тема 10 Архитектура и скульптура Древней Греции эпохи ранней классики. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие

Тема 10 Архитектура и скульптура Древней Греции эпохи ранней классики

Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю, высокую и позднюю. Ранняя и высокая классика – две ступени одного и того же стиля.

Ранняя классика (вторая четверть V в. до н. э.) – объяснение термина, краткая характеристика политической и экономической ситуации в период после завершения Греко-персидских войн (многие города разрушены, необходимость градостроительства, недостаток средств), термин «строгий/суровый» стиль применительно к искусству ранней классики. Особенности архитектуры эпохи классики: дальнейшее развитие и совершенствование ордерной системы, пропорции, двухъярусная колоннада в интерьере храма, интерес к отделке и комбинации материалов. Монументально-декоративная скульптура ранней классики: решение проблем фронтонных композиций, существовавших в эпоху архаики (равные размеры фигур, трехмерность, заполнение пространства за счет разнообразия поз фигур, симметрия в основе композиции, группировка фигур при помощи жестов и поз, отсутствие эмоций на лицах персонажей). Храм Афины Афайи на острове Эгина: архитектура, скульптурное оформление фронтонов, сравнение скульптуры архаики и ранней классики на примере западного (архаического) и восточного (классического) фронтонов храма (оба – Троянская война).

Храм Зевса в Олимпии – пример декоративной скульптуры ранней классики: декор фронтонов (восточный фронтон – состязание Пелопса и Эномая, западный фронтон – кентавромахия) и метоп (подвиги Геракла). Круглая скульптура «строгого стиля»: основные направления развития, дальнейшие шаги в направлении завоевания пространства и передачи движения, основные школы и мастера, наиболее выдающиеся памятники (Дельфийский возничий, Зевс и Ганимед из Олимпии, Аполлон из Пьомбино, Посейдон с мыса Артемисион, Гармодий и Аристогитон работы Крития и Несиота). Рельефы «строгого стиля» дорийской, ионийской и аттической работы: надгробные стелы, «Трон Людовизи».

Литература по теме:

• Ривкин Б.И. Античное искусство. М, 1972. С. 105–128

• Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970. С. 50–55

• Соколов ПИ. Искусство Древней Греции. М, 1980. С. 84–108

• Акимова ЛИ. Искусство Древней Греции. Классика. СПб, 2007. С. 7–122

• Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М, 1988. С. 87–98

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 2. Древняя Греция и Древний Рим. М, 1973. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Тема 16 Скульптура Древней Греции эпохи поздней классики. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие

Тема 16 Скульптура Древней Греции эпохи поздней классики

Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю, высокую и позднюю. Поздняя классика (конец V в. – 330-е гг. до н. э.) – объяснение термина, краткая характеристика политической и экономической ситуации (Пелопонесская война и утрата Афинами роли ведущего культурного центра греческого мира, возвышение Фив, возвышение Македонии и завоевание Греции в ходе походов Филиппа и Александра, расширение географии обитаемого мира, возрастание новых культов богов, влияние Востока на античную культуру и религию, кризис полиса и переход к монархии в правление Александра, разочарование в общественных и гражданских идеалах, интерес к частному, преходящему, к разнообразию мира). Особенности развития скульптуры в эпоху поздней классики: основные темы и направления (интерес к передаче движения и настроения, к преходящим моментам жизни, к переживаниям – на примере бронзовой статуи юноши из Антикитеры), материалы, работа по частному заказу, появление элементов жанра. Мелкая терракотовая пластика с изображением девушек и актеров. Работы прославленных скульпторов поздней классики и их значение для развития скульптурных школ эллинизма. Сложности изучения скульптуры поздней классики (оригиналы – безымянных мастеров, работы прославленных мастеров известны лишь в римских копиях по утраченным оригиналам, по прозаическим описаниям и эпиграммам). Скопас и его пластические интересы (движение, трагизм, динамика, окончательное завоевание пространства и утрата привязки к фронтальной ориентации статуи, необходимость кругового обхода, глубоко запавшие глаза, мимика), бронза, как основной материал. Главные работы Скопаса («Менада», скульптурные головы, участие в работах по декору Галикарнасского мавзолея).

Пракситель и его пластические интересы (движение в состоянии покоя, разные градации состояния расслабленности и отдыха, S-образная линия), роль цвета в скульптурах Праксителя (сотрудничество с живописцами, «пропитка» мрамора). Главные работы Праксителя («Гермес с младенцем Дионисом», «Отдыхающий сатир», «Аполлон-ящероубийца», «Эрот»), «Афродита Книдская» и проблема обнаженной женской статуи в скульптуре классики (первая обнаженная женская круглая скульптура, не просто изображенная обнаженной, но и представленная, как эротический идеал, работа с натуры – гетера Фрина, подруга Праксителя). Эпиграммы посвященные работам Праксителя – смена задач художника и зрительских ожиданий по сравнению с эпохой высокой классики.

Лисиппа и его пластические интересы (сложное движение, неравновесное состояние тела, пограничные эмоциональные состояния), материалы, техники обработки. Основные работы Лисиппа («Апоксиомен», «Кайрос», «Эрот», серия скульптур, изображающих Геракла, портреты Александра) и посвященные им эпиграммы.

Леохара и его работы («Аполлон Бельведерский», «Зевс и Ганимед») – пример консервативного направления в развитии скульптуры поздней классики, обращающегося к идеалам классики высокой.

Литература по теме:

• Ривюин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 177–196

• Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970. С. 79–86

• Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М, 1980. С. 164–176, 189-222

• Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб, 2007. С. 330–370

• Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М, 1988. С. 136–144

• Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л., 1986. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Поздний классический период древнегреческого искусства

История Греции в 4 веке до н.э. – это история кризиса античного полиса, упадка демократии, борьбы за власть между городами-государствами, обострения социальных контрастов, наконец, это история посте­пенного усиления могущества Македонского царства, которое все более активно вмешивается в дела Греции.

В искусстве этого времени на смену классической уравновешеннос­ти и гармоничности приходит более сложное понимание мира, ощущение его противоречивости и драматизма. Идеи гражданственности, величия полиса уже не являются основополагающими. Главной художественной проблемой становится передача индивидуальных черт человека, его внутреннего мира.

Эти поиски отличают творчество крупнейших скульпторов 4 века до н.э., представителей так называемой «поздней классики», – Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Их произведения известны, главным образом, по описаниям античных авторов и римским копиям.

Творчество Скопаса насыщено трагическим пафосом. Его героев отличает огромное внутреннее напряжение, сильные эмоции, они показаны в ярких драматических ситуациях, стремительном движении, неожидан­ных, смелых ракурсах. Характерный образец его стиля – рельефы гробни­цы паря Мавзола в Галикарнасе (ныне Турция) с изображением битвы греков с амазонками. Здесь всё подчинено передаче яростной напряжен­ности борьбы. Вместо гармоничного спокойствия образов высокой класси­ки – бурный порыв и трагический надлом.

Самое замечательное творение Скопаса в круглой скульптуре – «Менада» – молодая гибкая девушка в вихре экстатического танца.

Пракситель – художник совсем иного творческого темперамента. Обращаясь к образам богов, он всегда изображает их спокойно стоящими, погруженными в свой собственный мир. Они полны мечтательной задумчивости, лиричности. По сравнению со скульптурой 5 века до н.э. это новый идеал красоты, более утонченный, одухотворенный. Особую славу Праксителю принесла его «Афродита Книдская», одно из первых в гре­ческом искусстве изображений обнаженной женской фигуры.

Герои Лисиппа всегда глубоко индивидуальны и острохарактерны. Обращаясь к уже известным темам и образам, Лисипп трактует их по-своему, самобытно. Например, типичный для античности образ атлета мас­тер любит показывать в момент отдыха, в состоянии усталости. Таков «Апоксиомен» (атлет, очищающий свое тело от песка после борьбы), главное творение этого скульптора. К лучшим работам Лисиппа относят­ся также многочисленные изображения Геракла, «Отдыхающий Гермес», статуя Гелиоса на колеснице на о. Родос. Одним из первых в античнос­ти Лисипп обратился к искусству портрета (портрет Александра Маке­донского, при дворе которого он работал, портрет Сократа).

Самым ярким представителем позднеклассической живописи был Апеллес, придворный художник Александра Македонского. Среди его картин наибольшей славой пользовалась «Афродита Анадиомена» (выхо­дящая из воды).

Архитектуру поздней классики отличает пышная декора­тивность, стремление к внешнему великолепию. В ней часто использу­ется самый изысканный из всех греческих архитектурных стилей – коринф­ский.

Образцом необычайной пышности и торжественности является уже упомяну­тая гробница царя Мавсола, над украшением которой работали величай­шие мастера того времени. Она состояла из высокого квадратного цоколя и колоннады ионийского ордера со ступенчатой пирамидой. Всё сооруже­ние завершалось скульптурным изображением Мавсола и его супруги на колеснице. Сама идея подобного монумента возникла под влиянием вос­точной культуры.

Особое внимание стало уделяться строительству зрелищных сооруже­ний, которые строились теперь из камня. Наряду с театром Диониса в Афинах, это хорошо сохранившийся театр в Эпидавре с блестящей акус­тикой, рассчитанный на 25 тысяч зрителей. Здесь же было построено зда­ние для исполнения культовой музыки – Фимела (или Толос) круглой формы с колоннами.

musike.ru

Искусство Греческой классики (начало 5 - середина 4 в. до н.э.)

Глава «Искусство Греческой классики (начало 5 - середина 4 в. до н.э.)». Раздел «Искусство Древней Греции». Всеобщая история искусств. Том I. Искусство Древнего мира. Автор: Ю.Д. Колпинский; под общей редакцией А.Д. Чегодаева (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956)

С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства.

Искусство классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н.э. утвердили в Афинах окончательную победу демоса над аристократией — эвпатридами; в результате этих реформ было сломлено могущество аристократии и заложены основы для быстрого и яркого развития афинской рабовладельческой демократии.

К началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы рабовладельческой демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В земледельческой, отсталой по своему общественному развитию Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, получил развитие консервативно-аристократический политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов-рабовладельцев — спартиатов — над массой бесправных рабов-земледельцев — илотов.

Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции. Но для истории искусства Спарта осталась совершенно бесплодной, не выдвинув ни одного художника в ряды мастеров, создавших искусство греческой классики.

В первой четверти 5 в. до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ Персидской державы. Победа народных ополчений объединившихся полисов, защищавших свою независимость от грозного завоевателя, чрезвычайно ускорила рост общественного самосознания эллинов. Это была победа свободной, сознательной демократии над восточной деспотией. Мильтиад — предводитель афинян и их союзников в битве при Марафоне (490 г. до н.э.) — прекрасно выразил в своей речи перед боем тот моральный дух, которым был проникнут каждый афинянин, указав, что только от них самих зависит «или положить на Афины иго рабства, или укрепить свободу». Решающие победы над персами — морская при Саламине (480) и на суше, при Платеях (479) — укрепили сознание силы и значения греческого общества, способствовали утверждению основных принципов его мировоззрения и культуры. Вместе с тем победа над персами благоприятствовала дальнейшему экономическому, расцвету полисов, в особенности Афин.

Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и Южной Италии — так называемая Великая Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей роли в экономической и культурной жизни Греции.

Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства — ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490 - 450 гг. до н.э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства. Во второй четверти 5 в. до н.э. (то есть в 475 - 450 гг. до н.э.) архаические традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы — к зрелой, или высокой, классике.

Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства — в «эпоху Перикла» — продолжалось примерно также четыре десятилетия — с 450 по 410 г. до н.э. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства — скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат. Произведения этого времени в области архитектуры, скульптуры, вазописи и монументальной живописи являются прекрасными примерами того художественного обаяния, которого может достигнуть искусство, вдохновляемое верой в совершенство человека, воплощающее передовые общественные устремления своей эпохи и верное принципам реализма.

К концу 5 в. до н.э. растущее применение рабского труда начало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обнищание рядовых свободных граждан. Разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие рабовладельческого общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404гг. до н.э.) между двумя союзами городов, возглавлявшимися Афинами и Спартой, ускорили экономический и политический кризис полисов. Искусство классики к концу 5 - началу 4 в. до н.э. вступило в свой последний, третий, этап развития.

В этот период поздней классики искусство развивалось в условиях кризиса греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека иди бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным.

Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.

antique.totalarch.com