Раннефеодальное государство древняя русь. Образование древнерусского феодального государства. Норманская теория.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этапы становления раннефеодального государства Киевская Русь. Раннефеодальное государство древняя русь


7. Киевская Русь – раннефеодальное государство

Начало эпохи Киевской Руси Экономическое развитие. а) Сельское хоззяйство. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железными лемехами, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. ространены были также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приёмы домашнего ремесла: обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, и кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, кленки, замки.

В) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Направление деятельности киевских князей. Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его

дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью

первых киевских князей. Киев не мог остаться стольным городом одного из местных варяжских княжеств: он имел общерусское значение как узловой пункт торгово-промышленного движения и потому стал центром политического объединения всей земли. Первым делом Олега в Киеве летопись выставляет расширение владений, собирание восточного славянства под своею властью. К началу XI в. все племена восточных славян были приведены под руку киевского князя. Расширяя свои владения, князья киевские устанавливали в подвластных странах государственный порядок, прежде всего, разумеется, администрацию налогов. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племён. Ольга объезжала подвластные земли и также вводила "уставы и оброки, дани и погосты", т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Порядок торговых сношений Руси с Византией установлен был договорами Олега и Игоря. Другою заботой киевских князей была поддержка и охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. Третья забота киевских князей - ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров. С течением времени это дело становится даже господствующим в деятельности киевских князей вследствие все усиливавшегося напора степных кочевников. Олег, по рассказу Повести временных лет, как только утвердился в Киеве, начал города ставить вокруг него.

studfiles.net

Этапы становления раннефеодального государства Киевская Русь — Мегаобучалка

Формирование ядра будущего государства связывают с походами Олега на юг. В 882 году он, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира (бояре новгородского правителя Рюрика). Так произошло объединение Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату условно считают датой образования Древнерусского государства (Киевская Русь). Более расширительное толкование: конец 9- начало 10 века. При князьях Игоре (912-945) и Святославе (945-972) произошло дальнейшее расширение территории Киевской Руси. Завершающий этап становления государства, его расцвет связаны с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). Складывание раннефеодального государства требовало изменения в религии, не удалось приспособить к его потребностям языческий культ. Основой для вхождения древнерусского государства в европейское сообщество стало принятие в 988 году христианства в качестве государственной религии. Считается, что крещение князя Владимира положило начало христианизации Руси, но церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного на Русь еще в 1 веке н.э. Крещение Руси во многом носило насильственный характер, продолжалось 100 лет, в основном было завершено князем Ярославом в Х1 в. В отличие от других стран это было внутренним делом государства, а не результатом внешнего вторжения. Принятие христианства укрепило государственную власть, сделало Русь равной другим христианским странам, способствовало развитию культуры, отмиранию пережитков родового строя и у ускорению развития феодальных отношений.

На Руси после смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г. возникает тенденция к политической раздробленности. На рубеже ХI-ХII вв. единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств и земель. Начался период феодальной раздробленности. Еще в конце Х1 в. собрался княжеский съезд, на котором установили новый принцип организации власти. Русская земля не считалась единым владением княжеского дома, а была совокупностью владений княжеского дома, что юридически закрепляло феодальную раздробленность. На некоторое время усобицы удалось остановить Владимиру Мономаху (1113-1125) Прекращение существования единого древнерусского государства связывают со смертью его сына князя Мстислава Великого (1125-1132).

8 Русь в период феодальной раздробленности ХI-ХIII век.

В период феодальной раздробленности произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразное объединение княжеств во главе с Великим княжеством Киевским. Князья имели все права суверенного государя: с боярами решали вопросы внутреннего устройства, войны и мира. В середине ХII в. было 15 удельных княжеств, накануне монголо-татарского нашествия – 50, в ХIV в. – 250. До середины ХII века главой феодальной иерархии во всей Руси был киевский князь. В конце ХII- начале ХIII века на Руси определились три основных политических центра: для северо-восточной и западной Руси – Владимирско-Суздальское княжество, для южной и юго-западной Руси – Галицко-волынское княжество, для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.

Причины феодальной раздробленности: Появление феодального землевладения, не только княжеского, но и боярского. Оседание дружинников на землю. Укрепление власти крупных феодалов на местах и зарождение новых местных административных центров. Князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение своего княжества. Дружинники тоже становятся феодалами, но менее крупными. В вотчинных феодальных хозяйствах производилось все необходимое .Рост городов. Феодальная раздробленность была закономерным этапом в развитии феодальных отношений, способствовала росту городов, рынков, культуры, создавала условия для объединения Руси на более высоком уровне. Вместе с тем, она ослабляла Русь в борьбе с татаро-монгольским нашествием.

9 Объединение русских земель вокруг Москвы в ХIV – ХV вв .

Объединение русских земель происходило в условиях борьбы за национальную независимость от Золотой Орды и за преодоление феодальной раздробленности. Процесс объединения начался с территориального роста и усиления отдельных княжеств. В самом выгодном положении оказались северные земли Новгорода, Пскова. Однако, отразив нападение немцев и шведов, Александр Невский признает власть Золотой Орды. В 13-14 вв. западные и южные русские княжества оказались под властью возникшего в Прибалтике Великого княжества Литовского, часть из них присоединялась вооруженным путем, другая присоединилась добровольно, спасаясь от татаро-монгольского ига. Границы Литвы на востоке доходят до Можайска, а на юге до Черного моря. Русские земли в составе Литовского государства развивались в этот период по западному пути. Особым путем пошло с 13 века развитие северо-восточных русских земель. Владимиро-суздальские князья признали верховную власть Золотой Орды. В следствии этого «Залесская Русь» стала в начале 14 века сравнительно спокойным и безопасным местом, где складывались условия для возрождения нового славянского этноса –великороссов.

Лидером в политике собирания земель стало молодое Московское княжество. Родоначальником московской княжеской династии считается младший сын Александра Невского – Даниил, (1276-1303) получивший московский престол в 1276 г. В княжение Ивана Калиты, внука Александра Невского, вступившего на престол в 1340 г. Московское княжество стало сильнейшим в северо-восточной Руси, началось возвышение Москвы. Московские князья сумели справиться с внутренними соперниками: Тверью, Нижним Новгородом, Рязанью, Новгородом и внешним соперником – Литвой. Одновременно существовали две тенденции: одна к воссоединению в единое государство, другая сепаратистская. В княжение Дмитрия Донского (1363-1389) Московское княжество стало общепризнанным центром формирования Русского государства. Объединению русских земель способствовала православная церковь, выступив за укрепление власти московского князя, против сепаратизма удельных князей.

Причины возвышения Московского княжества: Выгодное географическое положение, пересечение сухопутных и водных торговых путей. Москва находилась в труднодоступном для татаро-монгольской конницы месте. Москва сотрудничала с татарами и московские князья имели ярлык на великое княжение (Впервые его получил в 1319 г. Юрий Данилович Московский, в 1327 Иван Калита после разгрома восстания в Твери.) Дипломатия московских князей, в том числе выгодные династические браки (Василий I был женат на дочери князя литовского Витовта – Софье). Москва с 14 века стала местом пребывания митрополитов Русской православной церкви.(Митрополит Петр и митрополит Феогност). Победа на Куликовом Поле (1380) Дмитрия Донского (1359-1389) над татарами. Окончание ига – 1480 г. «стояние» на р. Угре войск Ахмед-хана против войск Ивана III. Золотая орда прекратила свое существование в 1502 году после поражения от крымского хана Менгли-Гирея.

Причинами образования централизованного государства являлось развитие товарно-денежных отношений и разрушение натурального хозяйства как основы экономики. Особенностями образования централизованного государства было то, что преодоление феодальной раздробленности шло не через упрочение экономических связей между княжествами, а через политическое объединение в условиях угрозы сохранения самобытности русского народа. Государство представляло собой военно-политический союз русских земель. Если в Европе образование централизованных государств шло в условиях зарождавшегося буржуазного строя, то российское государство формировалось в условиях роста феодального землевладения и установления крепостного права. Экономическое развитие тормозилось под влиянием татаро-монгольского ига.

10.Формирование централизованного российского государства.

В конце ХV- начале ХVIв. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство во время княжения Ивана III (1462-1505) и первых лет княжения Василия 111 (1505-1533). С конца 15 в государство стало называться Россией. Основную территорию Русского государства составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и Муромско-Рязанская земля, часть Черниговского княжества. Ядром формирования русской народности была Владимиро-Суздальская земля. Во времена Ивана III складывается система авторитарной власти, появились органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формируется слой служилых (государственных) людей. Служилые люди – дворяне получали поместья, но только на время службы. Основу армии составили не феодальные дружины, а ополчения дворян. Постепенно ограничиваются права боярства, князья удельных княжеств переходят на положение «служилых» князей великого князя московского. В 1485 г. Иван III объявил себя Государем всея Руси.

16 января 1543 Иван IV (Грозный) (1533-1584 правл.) венчался на царство и официально принял титул царя и великого князя « всея Руси», что уравнивало его в положении с западноевропейскими императорами. Иван Грозный осуществил ряд серьезных реформ. Он ввел новый государственный орган - земские соборы, чтобы ограничить власть бояр. 27 февраля 1549 года состоялся первый Земский собор как сословно-представительское учреждение, это положило начало превращению России в сословно-представительную монархию (принял решение составить новый Судебник и составил программу реформ 16 века). Главной опорой власти стало служилое дворянство. Хотя земские соборы не ограничивали власти царя и носили лишь совещательный характер, но позволяли власти лавировать между дворянством и боярством. Для создания единообразной системы управления и суда в 1497 г. и 1550 г. были изданы Судебники – первые своды действующих законов. По Судебнику 1550 года значительно ограничивалась власть наместника на местах. Военная реформа также способствовало централизации управления, создано стрелецкое войско. Во второй половине ХУ1 в. в войска вошли казаки, жившие на Дону.

В 16 веке основу исполнительной власти составляют приказы, т.е. органы отраслевого управления. По мере разрастания приказной системы усиливалась централизация и бюрократизация государственного аппарата, укреплялись позиции царской власти. Церковь попадала под все больший контроль государства. В 1551 году «Стоглавый» собор запретил церкви получать в дар земли без разрешения царя. Происходит дальнейшая централизация финансовой системы, московский рубль становится основной денежной единицей страны.

Самодержавная власть царя укреплялась через опричнину, т.е. выделение в государев удел значительных территорий в 1565 г., остальная часть государства называлась земщиной. Из всех городов, уездов выселялись бояре, дворяне, если они добровольно не записывались опричниками. Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю, лишь изменился в результате казней и опалы персональный состав феодалов-землевладельцев. Деспотичность самодержавию придавало то, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Осенью 1572 года опричнина была отменена. В результате опричнины ухудшилось положение крестьян. В ответ на бегство крестьян было принято крепостническое законодательство. Иван Грозный установил «заповедные лета», в которые был запрещен переход крестьян к другому землевладельцу даже в Юрьев день (подтвержденный и судебником 1497).

 

megaobuchalka.ru

Образование древнерусского феодального государства. Норманская теория.

Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть на-

селения Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время

имели различные названия, но, как утверждает академик Б.А. Рыбаков,

к VII в. получило распространение общее наименование "славяне"1.

Среди славянских племен были, как представляется ученым, и русы

(росы). Источники упоминают это название, начиная с IV в.2 А с Х в.

название "русь", "русьский" применительно к восточным славянам на-

чинает преобладать. Как считают историки, территорией русов была,

видимо, лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала ре-

ка Рось, в бассейне которой росы жили.

Крупными восточно-славянскими племенными группами были поля-

не, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, севе-

ряне, родимичи, вятичи и др. Историки полагают, что это были крупные

племенные союзы, возглавляемые вождями.

Исследования славянских поселений свидетельствуют о том, что сла-

вяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложе-

ния первобытно-общинного строя, зарождения классов, развития иму-

щественной дифференциации.

В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях

территории восточных славян начался процесс разложения первобытно-

общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточ-

но-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанно-

го с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как

тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в

коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая

семья вела хозяйство самостоятельно

Таким образом, социально-экономический строй восточного славян-

ства во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложени-

ем первобытно-общинного строя, формированием классового антагони-

стического общества, превращением родовых органов власти в органы

экономически господствующего класса и наконец появлением государ-

ства.

Но при этом политическая власть наряду с функциями обслуживания

интересов и организации принуждения в интересах части общества, оп-

ределенного класса сохраняла и функции так называемых общих дел,

обслуживания интересов всего общества.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада боль­шой семьи и перерастания родовой общины в сель­скую (соседскую). Известную роль в ходе образования госу­дарства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль на­родного собрания как высшего органа власти; всеобщее во­оружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общи­ны, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Нали­чие соседской общины и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян со­впало (и было обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территори­альными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было об­разовано 14 племенных союзов, возникших как военные объ­единения. Организация и сохранение этих образований тре­бовали усиления власти вождя и правящей верхушки

Племенные союзы в военно-политических целях объеди­няются в еще более крупные формирования — «союзы со­юзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упо­минаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где прави­ла полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое круп-

ное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию это-

го государства способствовало развитие ремесел, техники обработки

земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими

государственными образованиями отдельных славянских племен.

Усилению объединительной тенденции способствовали и внепшяя

торговля (известный водный торговый путь "из варяг в греки"), сложные

политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы

против половцев-кочевников, хазар и других племен, нападавших на

восточных славян. Все это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организации внешней торговли.

Важным фактором, стимулировавшим объединение, была

определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имев-

ший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную

дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой

борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княже-

стве процесс преобразования родовых органов в органы государственной

власти произошел раньше, нежели в других славянских землях. Киев-

ский князь, собирая дань (полюдье) с обширных земель, мог содержать

многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, намест-

ников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти

могли играть роль центрального управления, оказывать определенное

содействие местным князьям.

Складывание крупного Древнерусского государства началось еще в

первой половине IX в. Во второй половине IX в. под властью Киева

объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и

Новгородское (Славия). Несколько позднее киевскому князю (великому,

как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-

славянские земли. Древнерусское (Киевское) государство, образовав-

шись в IX в., просуществовало до середины XII в

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под влас­тью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного обра­зования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

В IX—XI вв. в формировании древнерусской государствен­ности определенную роль играл «варяжский элемент», во­круг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками «норманн­ской теории» происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и факто­ром влияния, призванными сохранить отношения данниче-ства между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (рус­ский синоним «викингов» или «норманнов») было более ран­него происхождения и, видимо, более значительным.

Существует так называемая норманнская теория возникновения

Древнерусского государства, по которой государство восточных славян

создали варяги (норманны). Авторы этой теории (а ее представители

есть и среди современных историков), основываясь на легенде о призва-

нии варягов, делают далеко идупще выводы о низком уровне развития

славян, о неспособности их создать государство, о завоевании славян

варягами и создании последними государственной власти. Норманнская

теория происхождения Древнерусского государства и летописный рас-

сказ о призвании варягов зачастую использовались (и используются и

ныне) как средства идеологической борьбы.

Источники доказательно утверждают, что ко времени появления ва-

рягов в Новгороде там уже сложилось государство. Славяне имели дос-

таточно высокий уровень социально-экономического и политического

развития, которое и стало необходимой основой для образования госу-

дарства. Не исключено, что варяжские князья - фигуры исторические,

призванные с дружиной для оказания помощи какому-то славянскому

князю или племенному объединению. Князь Олег (по рассказу летопи-

си) в 882 г. взял Киев и объединил Киев и Новгород, перенеся столицу

в Киев.

Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния

на развитие восточных славян. Вопреки мнению историков-норманни-

стов варяжская знать сама оказалась под сильным влиянием славянской

культуры и очень скоро обрусела. Об этом свидетельствуют и сохра-

нившиеся языческие "дохристианские" верования восточных славян, и

культура земледелия, ремесел, бортничества и др. Не сказалось влияние

варягов ни на языке восточных славян, ни на их культуре.

Критику норманнской теории еще в XVIII в. дал М.В. Ломоносов.

Ее несостоятельность доказывали виднейшие русские историки. Отвер-

гают эту теорию и современные отечественные историки и многие ис-

торики зарубежных стран .

studfiles.net