Рабовладение в древнем китае. Установление рабовладельческого строя в Древнем Китае
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабовладельческое государство в Древнем Китае 2. Рабовладение в древнем китае


Установление рабовладельческого строя в Древнем Китае

Природа Китая в древности. В Юго-Восточной Азии находится одна из величайших стран мира — Китай. Природа её очень разнообразна.

В Восточном Китае на берегах океана расположена Великая Китайская равнина. По ней протекают реки Хуанхэ и Янцзы. Обе они берут начало в горах далеко на западе.

Производство шёлка в Китае

Рис. 55. Производство шёлка в Китае. Древнее китайское изображение. Женщины прядут пряжу из тонких шёлковых нитей.

Река Хуанхэ мелеет во время засухи. После дождей она разливается и затопляет равнину на десятки и сотни километров.

Берега Хуанхэ сложены из лёсса, похожего на мелкий, плотно слежавшийся жёлтый песок. Вода легко размывает лёсс: Поэтому во время разливов река разрушает берега. Много раз она даже меняла своё русло. После разлива река текла уже по новому, прорытому ею руслу, иногда далеко от тех мест, где она протекала раньше.

При достаточном количестве влаги лёсс очень плодороден.

В Китае, на берегу океана, выпадает значительное количество дождей.

Чем дальше от моря на запад, тем меньше дождей. Здесь нередко бывают сильные засухи.

В древности на берегах Хуанхэ были степи и леса, а в её низовьях — много болот.

На берегах реки Янцзы земли тоже плодородны. В древности они были покрыты густыми лесами.

В Западном Китае расположены высокие нагорья. Их пересекают скалистые, горные хребты и глубокие обрывистые пропасти. На нагорьях расстилаются пустыни и сухие степи, непригодные для земледелия. Пути через горы и пустыни были очень тяжелы и опасны.

Занятия китайцев во II тысячелетии до н. э. Древние земледельцы засалили свободные от лесов земли по среднему и нижнему течению реки Хуанхэ.

Несмотря на плодородие земель Великой Китайской равнины, жизнь здесь была очень тяжёлой. При засухе погибал весь урожай. Ещё большие бедствия приносили разливы Хуанхэ. Целые селения обрушивались в реку; в воде гибли люди и скот. После наводнений равнина была похожа на пустыню. Китайцы называли Хуанхэ «блуждающая река», «горе Китая», «река тысячи бедствий».

Уцелевшие при наводнении земледельцы возвращались на опустошённые места. От непогоды они укрывались в ямах, покрытых ветвями. С огромным трудолюбием они насыпали плотины и рыли каналы. Работали они главным образом каменными' и костяными орудиями труда.

Во II тысячелетии до н.э. китайцы сеяли пшеницу, просо и рис, сажали овощи, разводили скот. Они также научились разводить шелковичных червей и делать из тонких шёлковых нитей очень красивую и прочную ткань прочную ткань. Ремесленники обрабатывали сосуды II тысячелетия медь и бронзу, делали сосуды из камня до н. э. . О большом мастерстве китайских ремесленников говорят их изделия.

Древнейшее в Китае государство. На берегах реки Хуанхэ археологи нашли много могил II тысячелетия до н. э.

В одних могилах были положены только тела, завёрнутые в рогожки, и было поставлено по горшку с пищей.

Для других могил были вырыты большие ямы. В яме строили целый дом с большим залом. В зале ставили гроб с телом покойника. Вокруг гроба укладывали дорогое бронзовое оружие, золотые вещи, сосуды из резного камня и бронзы.

Раскопанная могила царя в Китае II тысячелетия до н. э.

Рис. 57. Раскопанная могила царя в Китае II тысячелетия до н. э. В центре могилы — глубокая яма, в которой стоял гроб царя. Вокруг неё лежат скелеты людей, похороненных вместе с царем. Дальше от ямы —скелеты лошадей.

Вместе с покойниками хоронили десятки, а иногда и сотни людей, которые будто бы должны были служить душе покойника и охранять её. Одним из этих людей перед погребением отрубали головы, а других связывали и закапывали живыми. В могилу клали убитых лошадей. В таких могилах были похоронены цари (рис. 57).

Находки археологов показывают, что во II тысячелетии до н. э. у населения долины Хуанхэ установился рабовладельческий строй. Письменные памятники подтверждают, что во II тысячелетии до н. э. возникло древнейшее в Китае рабовладельческое государство.

В древнейшем рабовладельческом государстве Китая были жестокие обычаи. Постоянный страх перед засухами и наводнениями привёл к возникновению веры в злых богов ветра и дождя. Богам приносили в жертву рабов, сжигая их живыми или бросая в реку. Сохранилась запись, сделанная во время засухи: «Сжигаем раба, чтобы на землю снизошёл дождь».

В той части Китая, где ранее, чем в других областях, стали развиваться земледелие и скотоводство, раньше возникло и рабовладельческое государство.

gl-lib.ru

Рабство в Китае

По крайней мере, уже за двенадцать веков до н. э. в Китае были рабы, но только общественные. Ими становились пленники или осуждённые, преимущественно за политические преступления: бывало так, что целые области подвергались этому наказанию. Термин си, обозначающий рабство, встречается в письменных источниках с XIV в. до н. э.

Постепенно рабство из общественного употребления перешло и в частную жизнь. Кроме войны, источником рабов служила продажа главою семейства своих детей, внуков, племянников, а также и продажа самого себя, и в Китае этот источник был более обилен, чем где бы то ни было в другом месте. Право господина над рабом — наследственное, вечное, безусловное: закон не давал рабу никаких средств для того, чтобы выкупиться на свободу. Только в некоторых случаях встречались примеры массового освобождения рабов императорами с целью компенсировать жертвы, причинённые войной, и пополнить число податных сословий.

Рабство в Китае, несмотря на полноту власти господина, по-видимому, довольно мягко. Императорские указы признают за рабом личность. «Среди творений неба и земли, — читаем мы в одном из них, — человек — самое благородное... Те, кои убивают своих рабов, не могут скрывать своего преступления... Те, кои выжигают на них клеймо, будут судимы по закону. Рабы заклеймённые становятся гражданами».

Кодекс практической морали, играющий здесь очень важную роль, говорит о необходимости рабу иметь свою семью. Семья раба жила в доме господина, нередко почти на равной ноге с его семейством. Рабыни почти ничем не отличались от младших жён, которые также приобретались путём покупки и были подчинены старшей жене. Рабы-мужчины часто пользовались доверием господина. Тот же кодекс практической морали заставлял господ относиться к рабам хорошо, ухаживать за ними, когда они больны и т. д. Существование массы свободных земледельцев и ремесленников привело к тому, что в Китае рабство было исключительно домашним, да и тут сыновний долг, обязывающий детей лично служить родителям, устранял отчасти необходимость в рабских услугах. Поэтому рабство всегда было сравнительно мало развито (двадцать рабов было признаком большой роскоши), а в начале XX века оно встречось ещё реже.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство_в_Китае

mirznanii.com

Рабовладельческое государство в Древнем Китае 2, История государства и права

Пример готового реферата по предмету: История государства и права

Оглавление

Введение 3

1.Государство Шан (Инь) 4

2. Государство Чжоу 7

3. Государство Цинь 10

4. Государство Хань 12

5. Основные черты права Древнего Китая 15

Заключение 18

Список литературы 20

Содержание

Выдержка из текста

По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло, прежде всего, нормы обычного права. Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности. В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них. Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования.

В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность.

С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати. Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились наположений скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали. Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V—III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров.

Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о договоре личного найма[2,с.131].

Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них -государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином)[2,с.134].

Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь. Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти. Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах. Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения. В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер.

В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный. ЗаключениеВо времена позднего Шан из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка, которая состояла из правителя — вана и его родичей. ВЧжоуском Китае оформляется несколько разрядов — социальных рангов. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. В период Цинь преобразованиями, проведенными сановником Шан Яном, было введено новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивалась уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. На низшей ступени находились рабы. Источники рабства были различными: военный плен, получения в виде дани, долговое рабство, преступники, разорившиеся крестьяне-общинники.Между верхушкой общества и рабами сохранялась довольно обширная прослойка свободных общинников, которые занимались земледелием. В рабовладельческом Китае на всем протяжении его истории существовала монархическая форма правления. В руках правителя — вана была сосредоточена вся полнота власти. Царская власть обожествлялась. Монархия была наследственной. В Древнем Китае была дворцовая система управления. В эпоху Шан среди приближенных насчитывалось около

2. официальных титулов, которые были подразделены по функциям на три группы: первая — гражданские должностные лица, вторая — военные должностные лица и третья — всевозможные советники, гадатели и прорицатели. В период Чжоу ближайшим помощником вана является сян, который возглавлял всю массу чиновников и выполнял различные поручения правителя. Имелись также должности трех гунов — главных советников короля. Что касается права Древнего Китая, историческая традиция относит V—II вв. до н. э. составление ряда сборников, из которых наибольшую известность получила «Книга законов» (Фацзин), состоявши из 6 глав, в которой излагалось действовавшее в Китае уголовно процессуальное законодательство. В государстве Шан объектом права собственности являлись; скот, рабы, орудия труда, драгоценности и другое имущество.

И только во второй половине I тысячелетия до н. э. происходит упрочение права собственности на землю. Китайскому законодательству были известны следующие виды договоров: купля-продажа, заем, ростовщичество, заклад, аренда земли. Семейное право периода Шан знало еще элементы матриархата, разрешались браки между родственниками, но уже в государстве Чжоу утверждается патриархальная семья, допускалось многоженство. В уголовном законодательстве большое место уделялось государственным преступлениям, за которые существовала целая система наказаний. Суд в Древнем Китае не был отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялось одним лицомСписок литературыБыстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологи): Учебное пособие. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. — 680 с. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов /Под ред. БатыраК.И. — М.: ТК Велби, 2003. — 496 с. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / Под ред. БадакА.Н., ВойничИ.Е., ВолчекН.М. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 848 с. История Китая; Учебник / Под ред.МеликсетоваА.В. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 736 с. Степугина Т.В. Механизм образования древнекитайской империи Цинь / Т.В. Степугина // Общество и государство в Китае: 24-я науч. конф.: тез.докл. / АН СССР, Ин-т востоковедения; [отв. ред. и сост. А.Н. Хохлов].

  • М.: Наука, 1993. — Ч. 1. —  С.161−166
  • Список литературы

1. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологи): Учебное пособие. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. — 680 с.

2. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов /Под ред. Батыра К.И. — М.: ТК Велби, 2003. — 496 с.

3. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / Под ред. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 848 с.

4. История Китая; Учебник / Под ред. Меликсетова А.В. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 736 с.

5. Степугина Т.В. Механизм образования древнекитайской империи Цинь / Т.В. Степугина // Общество и государство в Китае: 24-я науч. конф.: тез. докл. / АН СССР, Ин-т востоковедения; [отв. ред. и сост. А.Н. Хохлов].

  • М.: Наука, 1993. — Ч. 1. —  С.161−166

список литературы

referatbooks.ru

Рабство в Китае

Рабство в Китае

По крайней мере, уже за двенадцать веков до н. э. в Китае были рабы, но только общественные. Ими становились пленники или осуждённые, преимущественно за политические преступления: бывало так, что целые области подвергались этому наказанию. Термин си, обозначающий рабство, встречается в письменных источниках с XIV в. до н. э.

Постепенно рабство из общественного употребления перешло и в частную жизнь. Кроме войны, источником рабов служила продажа главою семейства своих детей, внуков, племянников, а также и продажа самого себя, и в Китае этот источник был более обилен, чем где бы то ни было в другом месте. Право господина над рабом — наследственное, вечное, безусловное: закон не давал рабу никаких средств для того, чтобы выкупиться на свободу. Только в некоторых случаях встречались примеры массового освобождения рабов императорами с целью компенсировать жертвы, причинённые войной, и пополнить число податных сословий.

Рабство в Китае, несмотря на полноту власти господина, по-видимому, довольно мягко. Императорские указы признают за рабом личность. «Среди творений неба и земли, — читаем мы в одном из них, — человек — самое благородное... Те, кои убивают своих рабов, не могут скрывать своего преступления... Те, кои выжигают на них клеймо, будут судимы по закону. Рабы заклеймённые становятся гражданами».

Кодекс практической морали, играющий здесь очень важную роль, говорит о необходимости рабу иметь свою семью. Семья раба жила в доме господина, нередко почти на равной ноге с его семейством. Рабыни почти ничем не отличались от младших жён, которые также приобретались путём покупки и были подчинены старшей жене. Рабы-мужчины часто пользовались доверием господина. Тот же кодекс практической морали заставлял господ относиться к рабам хорошо, ухаживать за ними, когда они больны и т. д. Существование массы свободных земледельцев и ремесленников привело к тому, что в Китае рабство было исключительно домашним, да и тут сыновний долг, обязывающий детей лично служить родителям, устранял отчасти необходимость в рабских услугах. Поэтому рабство всегда было сравнительно мало развито (двадцать рабов было признаком большой роскоши), а в начале XX века оно встречось ещё реже.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство_в_Китае

www.coolreferat.com

Китай в V - III веке до н.э. Общая оценка периода. Древний мир.

Китай в V - III веке до н.э.  Общая оценка периода

Существуют различные взгляды на реформы Шан Яна. Большинство исследователей согласно с тем, что реформы Шан Яна были направлены на разрушение общинных связей и утверждение частной собственности на землю. Однако эту форму собственности ученые по-разному рассматривают в свете общих представлений о закономерностях развития древнекитайского общества. Ряд исследователей расценивают эту форму собственности как феодальную. Среди историков, которые придерживаются этого мнения, можно наметить два основных направления: сторонников развития в Китае феодализма с очень раннего времени — по крайней мере с начала I тыс. до н. э. — и тех ученых, которые период Чжаньго считают начальным периодом феодального способа производства.

Сторонники существования феодализма в Китае с конца II — начала Г тыс. до н. э. считают, что земельная реформа Шан Яна знаменовала собой переход от ленной системы землевладения к феодально-помещичьей системе. С этим переходом они связывают развитие в период Чжаньго торговли, товарно-денежных отношений, рост городов и т. п. Введение в VI — V вв. до н. э. в ряде царств нового земельного налога эти ученые рассматривают как переход от отработочной ренты к ренте продуктами. Такие явления, как наемный труд и мелкая аренда, они считают характерными для перехода к феодально-помещичьей системе. Сторонники утверждения феодализма в Китае в период Чжаньго видят в них один из симптомов перехода от рабовладения к феодализму.

Многие исследователи склонны считать появление в этот период долговых рабов и развитие частного рабства пережитками рабовладения в недрах феодальной формации. Они отмечают, что рабство продолжало играть очень значительную роль в общественной жизни как в данный, так и в последующий период древней истории Китая, что рабов было множество, что в ремесле и на промыслах их труд находил большое применение. Однако, поскольку в главной отрасли хозяйства — земледелии — основными производителями были не рабы, а крестьяне — арендаторы, распространенные в это время рабовладельческие отношения они расценивают только как рабовладельческий уклад в феодальном обществе.

Вместе с тем целый ряд ученых, сопоставляя данные из истории Китая с общеисторическими закономерностями развития рабовладельческой формации в странах Средиземноморья и Передней Азии, приходят к заключению, что те серьезные изменения в области экономики и общественных отношений, политической жизни и идеологии, которые происходили в древнекитайских царствах в период Чжаньго и получили отражение в реформах Шан Яна, знаменовали собой переход не от рабовладельческого строя к феодализму, а от раннерабовладельческих отношений к развитому рабовладению. Они считают, что развитие в период Чжаньго товарно-денежного обращения, появление металлических денег, рост и оживление городов, усовершенствование методов земледелия, а также разрушение общинных и внедрение частнособственнических отношений с вытеснением потомственной, родовой по своему происхождению, аристократии имущественной знатью были несомненными признаками этого перехода. Предпосылкой к тому было распространение в Китае с середины I тыс. до н. э. железной техники, повлекшее за собой быстрое повышение уровня производительных сил. Об этом переходе свидетельствует развитие в период Чжаньго частной собственности на рабов и частного рабовладения. Однако наряду с общими явлениями этот этап развития древнекитайского общества имел и свои специфические особенности.

Специфической особенностью развития рабовладельческой формации в Древнем Китае, как и в большинстве стран Древнего Востока, было длительное сохранение общины и значительное преобладание в сельскохозяйственном производстве на всем протяжении древней истории Китая труда земледельцев-общинников над трудом рабов. С конца периода Чжаньго в связи с постепенным разложением общины и разорением части общинников в земледелии начинают использовать труд наемных работников и получает развитие мелкая аренда — явление, весьма характерное и для других рабовладельческих стран Древнего Востока.

Другой особенностью древнекитайского общества являлось сосуществование наряду с развитыми формами рабства таких примитивных форм рабовладения, как патриархальное домашнее рабство, самопродажа свободных людей и долговое рабство, причем долговое рабство развилось в Китае сравнительно поздно и получило очень широкое распространение, являлось едва ли не основным источником частного рабовладения. Это не могло не отразиться на общем характере рабовладения в Древнем Китае и, в частности, на положении рабов.

Таким образом, в V — II вв. до н. э. развитие частнособственнических и рабовладельческих отношений привело к обострению внутренней обстановки, а также противоречий между старой, наследственной землевладельческой аристократией и новой, торгово-ростовщической знатью. Эта борьба выражалась в восстаниях и политических переворотах, в напряженной борьбе идеологических течений, о которых мы находим краткие упоминания в источниках. В конечном итоге отражение борьбы идеологий свободных общинников, родовой аристократической верхушки и представителей новой, имущественной знати нашло свое выражение в противоречиях между получившими распространение в этот период даосизмом, древним конфуцианством и фацзя.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0     

ancient.gerodot.ru

Китай в V - III веке до н.э. Частное рабовладение. Древний мир.

Китай в V - III веке до н.э.  Частное рабовладение

В тяжелых работах на промыслах, в ремесле, на строительных работах, в скотоводстве все чаще стали применяться рабы. Появились крупные частные рабовладельческие хозяйства. Отдельные рабовладельцы имели по несколько сотен и даже тысяч рабов. Например, 10 тыс. рабов (туи) имел известный торговец и землевладелец Люй Бу-вэй. Несколько тысяч рабов (туи) было у крупного землевладельца Мяо Ду. Источники сообщают о собственниках железорудных и соляных промыслов, использующих в своих предприятиях труд сотен рабов. По свидетельству Сыма Цяня, в царстве Ни, где рабовладение было менее развито, чем в других царствах древнего Китая, некий Дяо Цзянь приобрел огромное состояние, используя труд рабов, в том числе и рабов-военнопленных (ну-лу), на рыбной ловле, в соляном промысле и при перевозке грузов.

Труд рабов находил известное применение и в сельскохозяйственном производстве. Однако в связи со спецификой имеющихся в нашем распоряжении источников и сложностью анализа терминов, обозначающих непосредственных производителей материальных благ, вопрос о том, в какой мере труд рабов как в этот, так и в предшествующий период древней истории Китая использовался в земледелии, остается пока открытым.

В источниках, относящихся к рассматриваемому периоду, рабы в целом ряде случаев выступают как главный вид собственности и основной критерий богатства.

Так, приводя биографию Чжо-ши — крупнейшего собственника железоделательных мастерских из Линьцюна, жившего в III в. до н. э., Сыма Цянь отмечает, что его богатство “достигло 1000 рабов (тун)”. В другом месте Сыма Цянь приводит следующие данные о богатых людях, проживавших в том же Линьцюне спустя несколько десятилетий: “В Линьцюне было много богачей. Чжо Вин-сунь имел 800 рабов (туи). Чэн Чжэн — несколько сотен”.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0     

ancient.gerodot.ru