Пушкинский музей зал древнего египта. Пушкинский музей изобразительных искусств
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Секреты Пушкинского музея. Пушкинский музей зал древнего египта


Секреты Пушкинского музея

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина готовится отмечать столетие. По такому случаю обновляется экспозиция и достается из запасников то, чего никогда еще не видела публика. «Ваш Досуг» погулял по залам музея и выяснил, зачем идти в здание с колоннами на Волхонке и почему не постоянна постоянная экспозиция ГМИИ.

Секреты Пушкинск. Источник: Секреты Пушкинск. Автор: Секреты Пушкинск

Рядом друг с другом ‒ мумия кошки, мумия птицы и мумия женской головы. Мы в самом первом и, возможно, самом главном зале музея. Так по крайней мере кажется детям. Именно сюда – в Египетский зал – они обычно прибегают первым делом, пристально разглядывая мумии и саркофаги и начисто игнорируя выставленные неподалеку шедевры Рубенса и Рембрандта. Впрочем, вот уже пятый месяц здесь не ступала нога ребенка. Залы № 1 (искусство древнего Египта) и № 2 (искусство древних цивилизаций) с октября закрыты на ремонт и реконструкцию. Двери в них охраняет грозный полицейский. Для пущей убедительности со стоящего рядом стула сурово взирает смотрительница. Тут же – информирующая о реконструкции табличка. Тройная защита перед вратами в загробный мир. Детям сюда и правда пока лучше не входить. За дверью спорят ученые умы – да так горячо, что вот-вот раскраснеются базальтовые статуэтки фараонов. Хранитель и дизайнер обсуждают правильность расстановки экспонатов. В Египетском зале их стало значительно больше. Из запасников достали многочисленные сосуды для благовоний, косметические ложечки, посуду и предметы быта. «Теперь будет видно, как и чем жили египтяне», – говорит Александра Степина, хранитель и замзавотдела эстетического воспитания музея.

Замурованные шедевры

Секреты Пушкинск. Источник: Секреты Пушкинск. Автор: Секреты Пушкинск

В зале древних цивилизаций из стены достали ассирийский рельеф, который почти полвека был замурован в ней. В 1969 году Индира Ганди привезла в дар Москве уникальную экспозицию древней индийской скульптуры. Свободных стен в музее не нашли, а разместить экспонаты, хочешь не хочешь, нужно. За пару дней возвели фанерные стены, куда замуровали прежние экспонаты. А снаружи разместили дар тогдашнего премьер-министра Индии. Впрочем, теперь посетители увидят все сразу, а вдобавок и десятки новых экспонатов. Но прежде их еще нужно правильно расставить. Здесь снова споры. Но последнее слово все равно будет за Ириной Антоновой. Бессменный директор музея сама инспектирует каждый зал. И вносит коррективы. Как она скажет – так и будет. Впрочем, неудивительно. Никто не знает музея лучше нее. Как-никак половину из столетней истории музея им управляет именно она. Она же инициирует все изменения в, казалось бы, неизменной постоянной экспозиции.

О пользе копий

За последние годы музей значительно преобразился и разросся. Несколько лет назад из главного здания Пушкинского вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь Мане, Моне, Дега, Шагал и Ренуар «живут» в отдельном здании слева – Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Личные же коллекции обитают с правой стороны от главного здания – в желтом особняке по Волхонке, 10. Чуть поодаль разместился Центр «Мусейон», в котором обучают подрастающее поколение.

В результате всех этих перестановок на этажах основного здания появилось много свободного места. По такому случаю экспозицию решили обновить. Значительно увеличилась коллекция плодовитых малых голландцев и не менее плодовитых итальянцев. Изменилась и расстановка – прежде довольно хаотичная, она стала четкой и понятной. Разнесенные по залам экспонаты собрали вместе, объединив, к примеру, в одном зале Рембрандта и его школу и выстроив осмотр строго по хронологии. Мы проходим правое крыло второго этажа, по большей части заполненное копиями и слепками разнообразных скульптур, начиная с античных.

Секреты Пушкинск. Источник: Секреты Пушкинск. Автор: Секреты Пушкинск

— Это только кажется, что копия хуже оригинала. Со временем и копия становится ценной, – объясняет Александра Степина. – Видите копию мощехранительницы Святой Гертруды? Так вот, оригинала уже давно нет. К нам приезжают со всего света посмотреть на нее. Есть и другие копии, которые остались только у нас, а оригиналы погибли во Вторую мировую.

— То есть войны, цунами, революции работают на благо музеев?

— Звучит цинично, но так оно и есть. Если из других собраний исчезнут оригиналы, то наши копии станут бесценны.

Как излечили епископа

Хранитель музея уже второй час водит нас с фотографом по залам. Рассказывая о музее так, как только и нужно рассказывать о нем – с интересом и деталями. Экскурсоводы могут поведать многое, о чем не написано на информационных табличках.

К примеру, что скучный голландец Ян Ван Дер Хейден из 11-го зала – не просто художник, но и изобретатель брандспойта (что, согласитесь, придает ему шарма). А выставленная в 3-м зале брошка из Трои пусть и ценна, но не настолько, как линза, которая на нее наведена, – ведь той 4000 лет. Лишь от экскурсоводов можно узнать, что увесистый постамент в центре Итальянского дворика, на который под Новый год водружают елку, – шахта старой вентиляционной системы. Или что незакрашенные куски стен специально оставили, чтобы при ближайшей реконструкции восстановить исторический (еще цветаевский) окрас. Мы заходим в один из залов с европейской живописью. Александра подводит нас к картине.

Секреты Пушкинск. Источник: Секреты Пушкинск. Автор: Секреты Пушкинск

— Вот замечательное полотно Мурильо «Архангел Рафаил с епископом Домонте». Мы его недавно отреставрировали. И «излечили» епископа от тяжелой кожной болезни.

— В смысле?

— В прямом. Один европейский исследователь изучал жизнь этого епископа и, взглянув на не отреставрированную еще картину, пришел к выводу, что у него были проблемы с кожей. Пришлось направить ему письмо, указав на ошибку. Хотя получилось забавно.

По словам Александры, люди напрасно пренебрегают постоянной экспозицией. В ней много интересного, и она время от времени обновляется. К тому же через несколько лет музей могут закрыть на реконструкцию. По задумке архитектора Нормана Фостера, все здания музейного городка в скором времени должны объединить между собой единым подземным пространством, что даст еще больше места для хранения и экспозиции сокровищ. Но проект пока не утвержден. Ориентировочное время начала работ – 2015 год. На несколько лет музей придется закрыть. А после повторного открытия экспозиция будет уже совсем другой. Нужно успеть посмотреть ее в нынешнем виде.

www.vashdosug.ru

ГМИИ им. А. С. Пушкина.

ЧАСТЬ 1 .

Не рассчитывайте обойти весь Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина за одно посещение. Это практически невозможно. Разве только бегом, мельком бросая взгляды на богатые экспонаты, представленные на двух этажах в 30 залах! Поэтому, быстренько «пробежаться» по залам музея предлагаю со мной прямо сейчас, а основательно с ним ознакомиться каждому самостоятельно и желательно за несколько посещений! Совсем немного об истории музея. Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Первых посетителей Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете принял 31 мая 1912 года.     Как водилось в те достославные годы, музей возведен на пожертвования благотворителей. Большую часть денег внес великий русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов.Создатель музея Иван Владимирович Цветаев (1847 — 1913) — российский ученый-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета (отец Марины Цветаевой).

 

Итак, вперед, по 1 этажу!

Зал 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. IV-I тысячелетия до н.э. 

Богатейшая коллекция древнеегипетского искусства, представленная в экспозиции этого зала, знакомит с этапами развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие. до н.э.) вплоть до времени Нового Царства (XVII-XII вв. до н.э.). Архитектура зала воспроизводит характерные черты храмового зодчества II тысячелетия до н.э. Росписи потолка, выполненные художником И.И.Нивинским в 1912 году, представляют собой свободную вариацию на тему декоративного оформления заупокойных храмов и гробниц. 

Статуя Аменемхета III. Среднее царство, XII династия, середина - конец 19 века до н.э. 

Саркофаг вельможи Маху. Новое царство, XVIII династия, XIV в. до н.э.

 

Статуя бога Анубиса. Новое царство, II тыс. до н.э. 

Этим "записочкам" более 4000 лет!!!    

Зал 2. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Месопотамия, Урарту, Иран, Кипр, Парфия, Индия, Америка) 

Экспозиция этого зала знакомит с искусством древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. В оформлении зала использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей: привратные демоны "шеду" и рельефы из царских дворцов (слепки). В центре зала на постаменте стоят подлинные сосуды Урарту, древнего государства (нынешняя территория Армении).   

В витринах подлинные предметы древних цивилизаций. Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает .

 

Скифы. VII-V век до н.э. Глиняная кибитка (возможно, игрушка). 

Четырехрукий Вишну с атрибутами в руках: дубинка, колесо, раковина и лотос.Песчаник, IX в. н.э. Дар Индиры Ганди, премьер-министра Индии.  

Рельеф, изображающий крылатого духа в позе благословления.Слепок. Подлинник IX век до н.э. находится в Британском музее, Лондон.К работе над слепками И.В. Цветаев в разные годы привлекал известных русских ученых и выдающихся художников. Гипсовые слепки и гальванокопии заказывались в 1890 - 1911 годах в знаменитых европейских мастерских.  

Зал 3. СОКРОВИЩА ТРОИ 

Коллекция из 259 предметов из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1871–1890 годах, хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Коллекция была передана Советскому Союзу вместе с другими художественными ценностями по решению советской Контрольной Комиссии в качестве частичной компенсации за ущерб, нанесенный фашистами.

   

Зал 4. ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА (Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим)

Коллекция античных подлинников – одна из самых ранних в собрании ГМИИ. Первые древнегреческие вазы и терракоты были приобретены для Кабинета изящных искусств Московского университета в 50–60-х годах XIX века. Сегодня в собрании более десяти тысяч подлинников, относящихся к периоду с III тыс. до н.э. по IV век н.э. Более половины из них найдено экспедициями ГМИИ в ходе археологических раскопок. 

В четырех разделах зала – Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим – представлены памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья. Центральное место в разделе искусства Древнего Рима занимает саркофаг с дионисийскими сценами (ок. 210 г.) – один из самых известных памятников собрания Музея. 

  

Торс обнаженного Диониса с мечом и лозой винограда. Первая половина II века, мрамор.  

Зал 5. ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ 

Экспозиция построена на материалах, найденных экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина на юге России и в Крыму.  

Портретная статуя правителя из Горгиппии. Мрамор, 80-е гг. II в.Найдена в 1939-1940 гг. в Анапе (античная Горгиппия). 

Зал 6. КОПТСКОЕ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 

В первые века нашей эры в Египте начала распространяться христианская религия. Египтян-христиан называли коптами. Зал представляет искусство и культуру Египта после походов Александра Македонского, когда египетское искусство вбирает в себя черты искусства греков («эллинов»). Большинство экспонатов связано с погребальным культом – саркофаги, погребальные пелены и маски. В центре зала витрина с египетскими саркофагами и мумиями VI-I вв до н.э.   

Особый интерес представляет коллекция 16 фаюмских портретов, выполненных в сложнейшей технике восковых красок. Портрет женщины, вторая половина II в. 

Маски мумий, II в. 

Зал 7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ XIV-XVI веков. ИСКУССТВО ИТАЛИИ VIII-XVI веков 

Византийская живопись представлена в основном памятниками XIV века. К числу шедевров мирового уровня относится исключительная по тонкости исполнения икона «Собор двенадцати апостолов».  

Коллекция итальянского искусства – одна из лучших в собрании ГМИИ.  

Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. Конец 1490-х. 

Джулио Пиппи. Дама за туалетом. Начало 1520-х. 

Зал 8. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДОВ XV – XVI веков 

Искусство Северного Возрождения впервые представлено в отдельном зале. Это шесть досок Лукаса Кранаха Старшего, «Бичевание Христа» крупнейшего мюнстерского мастера Иоганна Кёрбеке, «Благовещение» Мастера из Хоогстратена и др.Собрание немецкого искусства XV века ГМИИ по числу и качеству работ является лучшим в России. Также здесь представлен раздел искусства Нидерландов.  

Зал 9. Фламандское Искусство XVII века. 

Зал живописи Фландрии дает целостное представление о фламандской школе. Наряду с самыми яркими именами, такими как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, число экспонируемых картин которых возросло, прежде всего, за счет полотен большого формата, в зале теперь можно видеть работы их учеников и современников (около двух десятков новых холстов).    

Зал 10. Рембрандт и мастера его школы. 

Впервые в качестве самостоятельного раздела показаны шесть картин Рембрандта, а также работы его учеников и последователей. 

Зал 11. Голландская живопись XVII века. 

Картины голландской школы XVII столетия составляют один из самых многочисленных и привлекательных разделов экспозиции ГМИИ. В условиях жесткой зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать картины на религиозные и мифологические сюжеты (работы Хендрика Голциуса, Геррита ван Хонтхорста, Николаса Берхема), другие – пейзажи, третьи – жанровые сцены и натюрморты.   

Зал 14. ГРЕЧЕСКИЙ ДВОРИК. Искусство Древней Греции. 2-я половина V — начало IV века до н.э. Слепки. 

Один из красивейших залов музея. Сложная организация движения по трем уровням пола позволила с удивительной точностью передать свободную живописность ансамбля Афинского Акрополя.           

Зал 15. ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРИК. Искусство Средних веков и Возрождения. Слепки. 

Итальянский дворик построен как уменьшенное повторение внутреннего двора палаццо Барджело: угловая лестница, ведущая на второй этаж, небольшие колонны с растительными капителями, поддерживающие балкон, легкая аркада, колодец в центре. Точность выбора архитектурного прототипа позволила объединить в экспозиции зала образцы классического искусства немецкого средневековья с произведениями прославленных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.        

art.mirtesen.ru

Римский и Египетский залы - Музей изящных искусств

2 августа 1898 года, дневник Цветаева: "Кн.Юсупов приехав в августе в Москву, при первой же встрече со мною взял от имени княгини Зинаиды Николаевны зал стоимостью в 46 650 руб. Имя Юсуповское оправдано достойным образом."

Римский зал, один из богатых и утонченных залов Музея. Он был назван в честь прадеда З.Н.Юсуповой кн.Николая Борисовича Юсупова, сподвижника Екатерины II в устройстве Эрмитажа и основателя знаменитых художественных коллекций.

Зинаида Николаевна Юсупова у il_ducess

Египетский зал строил на свои деньги Комитет Музея и назван он был в честь Обер-Гофмейстера Высочайшего Двора Юрия Степановича Нечаева-Мальцева. Сколько душевных сил, времени, средств подарил музею этот человек сложно описать и оценить по достоинству. Музей стал его детищем, делом его жизни. И Египетский зал по достоинству носит его имя. Оформлением зала занимался архитектор И.И.Нивинский, по словам Цветаева "лучший декоративый живописец Москвы". Это один из богатейших залов Музея, один из загадочных залов.

Сейчас

О Ю.С.Нечаеве-Мальцеве и переименовании музея

gmii.livejournal.com

Пушкинский музей в Москве – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке

В Москве несколько музеев, связанных с Пушкиным – это музей Пушкина на Пречистенке, музей-квартира Пушкина на Арбате и музей имени Пушкина на Волхонке. Обычно, когда говорят «Пушкинский музей», имеют в виду Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке, т.к. он более популярный. А люди часто путают его с музеем на Пречистенке, т.к. и он и музей имени Пушкина на Волхонке находятся на одной и той же станции метро – Кропоткинская. При этом надо сказать, что улица Волхонка переходит в Пречистенку, поэтому-то так легко ошибиться, повернув из метро не в ту сторону. У меня друзья так один  раз заблудились и гуляли не по тому музею, при этом даже не поняли, что попали не туда).

Точный адрес Пушкинского музея – ул. Волхонка 12. Фактически он включает в себя три здания: основное здание, Галерею искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. и здание музея личных коллекций (см. схема проезда). Здесь тоже может быть путаница, т.к. если идти от метро, то первым будет видно Галерею, при этом на ней тоже написано, что это музей имени Пушкина. Мы сами перепутали, и пришлось гулять по Галерее. Возможно, скоро я выложу рассказ об этом.

Самое обидное, что когда заходили в Галерею, в основное здание очереди на улице не было. Когда выходили – она уже была. Очередь, кстати,  может послужить хорошим ориентиром для поиска нужного музея. Её будет видно сразу при выходе из метро. Только вот бывает она не всегда, к счастью или к сожалению…

В очереди стояли минут 30. Охрана запускала людей партиями каждые 10 минут. На территории перед входом в музей стоят вот такие мушкетёры. Один чем-то напоминает Арамиса из нашей экранизации. В основном с ними дети фотографировались.

Стоимость билета в Пушкинский музей – 100 руб., для студентов и пенсионеров – 50 руб. Часы работы - с 10.00 до 19.00, по четвергам с 10.00 до 21.00. Выходной – понедельник.

За билетами тоже придётся выстоять очередь. Если идёте не одни, то другой в это время может сдать верхнюю одежду в гардероб (если на дворе не лето, конечно). Гардероб находится вниз по лестнице возле кассы. Там же и выход из музея.

Пушкинский музей занимает очень большую площадь, этим он схож с Политехническим. Здесь также много залов с различными экспонатами. В основном это скульптура и живопись. Скульптуры, представленные здесь, большей частью макеты, оригиналы которых находятся в музеях Ватикана, Лондона и др.

Может кто-то помнит монолог Райкина «В греческом зале, в греческом зале». Уж не о греческом ли зале Пушкинского музея идёт речь? Здесь представлены скульптуры богов греческой мифологии и известных философов Древней Греции. Все их фотографии представлены в Галерее.

Ключевым экспонатом центрального зала, наверное, является статуя Давида. Он удачно кинул камень во время войны израильтян с фелистимлянами в великана Голиафа, сражавшегося на стороне противника. В последствии стал царём Израиля, завоевал огромные территории, может даже больше, чем Александр Македонский. Кто знает точно, больше или нет, подскажите в комментариях, интересно).

Ещё на первом этаже есть картинная галерея. Я в живописи не силён, мне что Ван Гог, что Гоген,  один … Поэтому фотографий картин будет очень мало. А вот в картинной Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. фотографировал я часто, зачем только мне эти фотографии и что с ними делать теперь, ума не приложу.

В общем вот что я нафотографировал из картин в Пушкинском музее. На этой фотографии мужик по центру похож на Путина.

Глядя на эту вспоминается «весёлый Роджер».

А это вообще без комментариев. И куда смотрит руководство, здесь же всё-таки дети ходят.

Вообще я смотрю не любили древние скульпторы делать одетые мужские фигуры. Что Давид со всеми причиндалами наружу стоит, что этот улыбчивый египетский мальчик.

Даже диск чувак кидает без трусов. Древние спортсмены что, даже на портки себе заработать не могли?!

Статуя лежащего божества – персонификация великой египетской реки Нила. Смотрите, он опирается на Сфинкса – символ Египта. В левой руке – рог изобилия с фруктами, цветами и жертвенными пирогами. Тем самым мастер говорит, что Египет – это дар Нила. А 16 детей играющих на божестве олицетворяют 16 локтей (мера длины), на которые поднимаются воды реки во время разлива. Вот так, а вы думали, мужик лежит, настрогал 16 детей и радуется?!

Капитолийская волчица. Ну, с ней всё понятно. По легенде она выкормила Ромула и Рема, братьев, один из которых в дальнейшем убил другого и основал Рим.

Просто красивое доброе улыбающееся лицо девушки. В Москве, к сожалению, таких не часто встретишь. Вот и приходится по музеям ходить)).

И напоследок самый известный император Франции – Наполеон Бонапарт.

Таким образом, после похода в этот музей я  окончательно понял, что искусство относится ко мне также, как и я  к нему, т.е. никак. Посещение Пушкинского музея было скорее данью его популярности, нежели вызвано каким-то интересом к искусству. Да и девушка моя давно и долго уговаривала туда сходить. Это ещё один музей, который вызвал только чувство усталости в ногах из-за своих размеров.

Но, те, кто что-то понимает в искусстве, думаю, получат море впечатлений. Гуляя по музею, я часто встречал девушек, которые делали какие-то зарисовки у себя в блокнотах, экскурсоводов с группами людей, с интересом слушавших о том, как передал тот или иной художник тени, цвета, тона на одной из картин. Значит, не все такие снобы, как я, и это радует!))

mos-holidays.ru

Музей изобразительных искусств имени Пушкина: достопримечательности, фото, видео, отзывы | Путеводитель по России

Пушкинский музей — московский аналог Эрмитажа, парижского Лувра, нью-йоркского Метрополитен… в общем, это музей из разряда «посещение обязательно».

Помимо общекультурных, есть и три особых причины для посещения именно Пушкинского музея. Первая — богатейшая коллекция работ импрессионистов, уступающая только нью-йоркской (музей «Метрополитен») и парижской (музей д'Орсэ).

Сейчас кажется, что Дега и Ренуар были в Пушкинском всегда, однако это не совсем так: в 1948 году был закрыт Государственный музей нового западного искусства, и часть его коллекции передали ГМИИ имени Пушкина.

- Музей изобразительных искусств приобрел известность, в том числе, благодаря коллекции импрессионистов, которая у нас оказалась. После войны, в 1950-е, к импрессионистам у публики появилась особая привязанность, и эта любовь осталась до сих пор. Хотя в то время к импрессионистам относили решительно всех: и собственно импрессионистов, и постимпрессионистов, и экспрессионистов, и Пикассо, и Матисса, — рассказал ведущий специалист Пушкинского музея Венедикт Николаевич Тяжёлов в интервью нашим корреспондентам.

Венедикт Николаевич дипломатично употребил прошедшее время, хотя и в наши дни большинство посетителей относят к импрессионистам «решительно всех», чему в некоторой степени способствует расположение этих уникальных коллекций под одной крышей, в отдельном здании: Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков (Волхонка, 14).

Перед Главным зданием музея (Волхонка, 12) выстраиваются огромные змеевидные очереди в дни крупных выставок — Пушкинский славится их разнообразием и качеством. Что до постоянной экспозиции Главного здания, в широких кругах ее «гвоздем» считается Рембрандт (6 живописных полотен, зал № 10). Однако сам музей к числу наиболее ценных коллекций относит вовсе не полотна европейских мастеров — а в собрании музея есть и Рубенс, и Брейгель, и Боттичелли, и Мурильо! Что может быть «круче»? И это вторая особая причина: искусство Древнего Египта.

Древнеегипетская коллекция представлена в зале № 1, до которого многие посетители просто не добираются, заворачивая от центрального входа направо, в Итальянский дворик — а это зал № 15, противоположное от египтян крыло.

Полстраны уже побывало в Египте и Каирском музее, но о том, что под боком, в московском Пушкинском музее, находится одна из лучших мировых коллекций древнеегипетского искусства, знают единицы. Даже «главный по египетским древностям», вездесущий Захи Хавасс, несколько лет назад осмотрел собрание и отметил особо выдающиеся ценности — а уж он-то повидал их немало. Московский папирус 120, известный как «История Венамуна», простого посетителя не заинтересует, а вот золоченые саркофаги, изящные статуэтки, монументальные статуи, золотые украшения и великолепные фаюмские портреты, — то, что нужно. Кстати, в музейных и частных собраниях мира насчитывается около 900 фаюмских портретов, из них 23 представлены в Пушкинском музее — даже в нью-йоркском «Метрополитен» их меньше. Все предметы в экспозиции Древнего Египта так или иначе связаны с русским востоковедом В.С.Голенищевым — его частная коллекция, насчитывавшая около 8 тысяч предметов, стала первым музейным приобретением подлинников в 1909 году.

Третья причина (повторимся: из уникальных, а не общекультурных) находится в зале № 3 на первом этаже Главного здания. Пушкинский не скрывает, но и не афиширует наличие этих предметов в своей коллекции. Речь идет о «Золоте Трои» или «Кладе царя Приама», найденном легендарным археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом, первооткрывателем Трои.

Коллекция из 259 предметов, в основном из драгоценных металлов и камня, хранится в ГМИИ им. Пушкина с 1945 года. Все эти предметы были вывезены из Берлина после Великой Отечественной войны, поэтому правовой статус коллекции до сих пор оспаривается. Но пока эти великолепные сокровища находятся в Москве, в Пушкинском музее, доступные широкой публике. И кстати, они примерно на тысячу лет старше событий «Илиады» Гомера или «Трои» Вольфганга Петерсена.

Музей, мыслившийся как учебное собрание слепков, за сто лет своего существования превратился в одну из лучших сокровищниц мирового искусства. Но со временем даже музейные слепки приобрели особую значимость и уникальность. Показательный пример — слепок раки святой Гертруды XIII века из бельгийского Нивеля (Главное здание, 2-й этаж, зал 26, Европейское искусство Средних веков). Серебряный подлинник, признанный шедевр готического искусства, погиб — расплавился — во время пожара в соборе после немецкой бомбардировки 1940-го года. Судя по виду современной раки с мощами святой, в монастыре даже не подозревают, что в далекой Москве сохранилась точная копия утраченного шедевра.

План первого этажа Главного здания Пушкинского музеяИллюстрация: Алиса Новодворская / Strana.ru

Если собираетесь посетить ГМИИ имени А.С.Пушкина впервые, не перепутайте его с Государственным музеем А.С.Пушкина на Пречистенке.

В Пушкинском музее запрещено: фотографировать на выставках, фотографировать со вспышкой и со штатива, пользоваться сотовыми телефонами, курить, дотрагиваться до экспонатов, вносить в зал цветы, есть вне кафе. Также Музей просит посетителей оставлять в камере хранения свои сумки, багаж и большие зонты. Посетителям предоставляются аудиогиды на русском, английском, немецком, французском и итальянском языках.

Стоимость входного билета для граждан РФ и СНГ: 300 рублей для взрослых, 150 рублей для льготных категорий (цены 2012 года). Стоимость входного билета для иностранных посетителей: 400 рублей для взрослых, 200 рублей для льготных категорий (стоимость билетов на выставки может отличаться от стоимости билетов на постоянную экспозицию). Справки о работе Музея можно получить по телефону (495) 609-95-20 (автоответчик).

В Главном здании работает маленькое кафе, сувенирного бутика при Музее пока нет.

В состав Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина входят:

Главное зданиеУл. Волхонка, 12. 1898–1912. Архитектор Р. И. Клейн (1858–1924). Инженеры И. И. Рерберг (1869–1932), В. Г. Шухов (1853–1939).Подлинники, преимущественно, представлены в залах первого этажа: уникальные произведения искусства Древнего Египта, античности, собрание европейской живописи VIII-XVIII веков; в Итальянском и Греческом двориках выставлены слепки. На втором этаже размещены залы искусства Древней Греции, Рима, Средневековья и Возрождения.

Автор стеклянных перекрытий крыши Главного здания ГМИИ — великий русский инженер Владимир Шухов. Для посетителей вход на крыши закрыт, но нашему корреспонденту удалось там побывать во время подготовки материала о Владимире Шухове. Уникальные фотографии шуховских конструкций и видов с крыши музея можно посмотреть в фотогалерее к статье Гиперболоид инженера Шухова.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вековУл. Волхонка, 14. Левый флигель бывшей усадьбы князей Голицыных. Середина XVIII в. В 1890–1892 гг. перестроен архитектором В.П. Загорским (1846–1912).Галерея, открытая в 2006 году, знаменита своей богатейшей коллекцией работ французской живописи периода импрессионизма и постимпрессионизма (XIX-XX века). Здесь можно увидеть полотна Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писарро, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека и другие.

Отдел личных коллекцийУл. Волхонка, 10. Памятник истории и архитектуры XVIII–XIX веков «Жилой дом с лавками».В экспозиции Отдела представлено более 30 частных коллекций, поступивших от дарителей с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше 7 тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков.

Центр эстетического воспитания «Мусейон»Колымажный пер., д. 6, стр. 2. Бывшая усадьба кон. XVIII — нач. XX вв.Здесь проводятся занятия в различных кружках и в художественных мастерских — живописной, графической, керамической, а также бывают лекции непосредственно в залах музея. Есть лекционно-концертный зал и камерный музыкальный салон (с собственным органом).

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаевав здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Ул. Чаянова, 15. Здесь хранятся слепки произведений Античности, Средневековья и эпохи Возрождения.

Мемориальная квартира Святослава РихтераУл. Большая Бронная, 2/6, кв.58

Дом графикиКолымажный пер., д. 4 (1826–1828). Жилой дом В. А. Глебовой. Архитектор Ф. М. Шестаков (1787–1836).

Бывшая городская усадьба XVIII–XIX вв.М. Знаменский пер., д. 3/5. Бывшая городская усадьба Вяземских-Долгоруковых. XVIII-XIX вв. Здание находится на реконструкции.

Научные отделы МузеяУл. Волхонка, д. 14/1, стр. 8. Правый флигель бывшей усадьбы князей Голицыных. Вт. пол. XVIII–XIX вв. Построен при участии архитектора М. Ф. Казакова (1738–1812).

События

В вечернее время по четвергам и днем по пятницам и вторникам в залах Главного здания музея и Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, а также в Отделе личных коллекций проводятся циклы занятий «Беседы об искусстве в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» по 29 темам. Они охватывают основные разделы музейной экспозиции и временные выставки текущего сезона.

С 2012 года ГМИИ им.Пушкина принимает участие в акции «Ночь музеев». 18 мая вход в музей был свободным.

Ежегодно в декабре в Музее проходит Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В течение всего года в залах Музея устраиваются концерты, обычно тематически связанные с выставками.

Расписание и анонсы текущих выставок и событий в ГМИИ им. Пушкина — в нашей Афише.

Пушкинский музей, сегодня обладающий одной из лучших в мире коллекций произведений искусства, начинался как музей слепков. Учреждение сугубо просветительское на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. В Европе собрания слепков и копий были вполне типичны для университетских музеев конца XIX века: студенты, не имевшие средств для поездки за границу, могли по таким копиям изучать античное и европейское искусство в стенах своих «альма матер». Но в России подобная забота об учащейся молодежи казалась, мягко говоря, излишней. До тех пор, пока в дело не вмешался простой профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, знаток римской словесности Иван Владимирович Цветаев. Сначала он говорил и писал о необходимости создания художественно-образовательного и главное — общедоступного музея, который стал бы первым в России музеем подобного рода. Потом перешел к действиям.

Деньги на строительство и обустройство музея добывались буквально отовсюду. У самого Сергея Юльевича Витте, тогдашнего министра финансов, Цветаев тоже получил немалую сумму на обустройство. После многочисленных переговоров Витте согласился на 200 тысяч рублей. Главным же дарителем и жертвователем стал промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, наследник стекольной империи Мальцовых.

С конца 1890-х годов Цветаев ездит в Италию, Германию, Грецию, Египет — делает слепки со знаменитых античных статуй, фрагментов греческих и египетских храмов, порталов романских и готических соборов, творений эпохи Возрождения. Копии обходились недешево — они создавались с применением новейших для того времени технологий, обеспечивающих абсолютную точность воспроизведения и долговечность результата. Сто лет спустя, в начале XXI века, «цветаевская» коллекция слепков признана уникальной — в мировом масштабе — по своей полноте и сохранности.

В начале XX века правительство наконец оказало помощь — единственную, по воспоминаниям Анастасии Цветаевой: выделило Московскому университету под постройку Музея изящных искусств имени императора Александра III площадь бывшего Колымажного двора со старой пересыльной тюрьмой.

Был объявлен архитектурный конкурс — из 15 рассмотренных вариантов выбор университета пал на сравнительно молодого, но уже известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна. К строительству были привлечены именитые инженеры — Иван Иванович Рерберг и Владимир Григорьевич Шухов. Первый отвечал за строительство и отчетность, второй — за проектирование перекрытий кровли. Здание, которому придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду, возводилось по последнему слову музейной практики и строительной техники.

Первоначально Музей задумывался как собрание слепков, однако Цветаев мечтал об обогащении коллекции «привлечением возможного числа подлинников». Впрочем, не только мечтал, но и почти сразу взялся за поиск и приобретение этих самых подлинников. Даже Нечаев-Мальцев, продолжавший давать на музей сотни тысяч, иногда взрывался в ответ на неутомимый энтузиазм своего друга Цветаева.

Хлопотами Цветаева в 1909-1911 годах в Музее оказалась уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства, собранная русским ученым-востоковедом Владимиром Семеновичем Голенищевым. Это событие быстро отразилось на статусе музея — египетская коллекция Голенищева и в наши дни считается одной из наиболее выдающихся в мире.

31 мая 1912 года состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств, приуроченное к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. Сам Николай II почтил торжество своим присутствием. Смущенный пристальным вниманием высшего света, на ступенях скромно стоял основатель и первый директор музея — Иван Владимирович Цветаев.

В 1932 году музей переименовали в Государственный музей изобразительных искусств, а с 1937 года он стал тем самым «Пушкинским». Сегодня о переименовании говорят все чаще — даже Пушкин согласился бы, что имена Цветаева или Нечаева-Мальцева, отцов «духовных» и «физических», подходят музею всяко больше. Но постановление ЦИК СССР от 1937 года еще никто не отменял.

Сегодня в музее хранится около 700 тысяч экспонатов, за год ГМИИ посещает около 1,5 млн. человек.

В 2012 году (музею исполнилось 100 лет) вокруг ГМИИ планируется начать постройку целого музейного городка, в состав которого в общей сложности будет входить 11 зданий. Проект предусматривает и реконструкцию основного здания.

Ирина Александровна Антонова возглавляла ГМИИ имени Пушкина с 1961 по 2013 год, став настоящей легендой в музейном мире и не только. Кстати, в юности Ирина Александровна мечтала стать цирковой наездницей или балериной. Однако судьба распорядилась иначе, и она стала искусствоведом.

В июле 2013 года Ирина Александровна покинула свой директорский пост, ей на смену пришла Марина Лошак. Но специально ради Ирины Антоновой, в знак признания ее выдающихся заслуг, была создана «должность» Президента ГМИИ, подразумевающая рекомендательные полномочия.

strana.ru