Эволюция психологических учений в период эллинизма и Древнего Рима. Психологические идеи древнего рима


Психологические идеи Древнего Рима — КиберПедия

·

·

·

·

В Древнем Риме продолжалось развитие знаний о психике человека. Наиболее важной проблемой для древнеримских мыслителей являлась проблема души, которая активно разрабатывалась в трудах многих мыслителей. Наибольший вклад в развитие психологического знания внесли Цицерон Л. Кар, К. Гален.

Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский философ, политик, оратор, автор трудов «Республика», «Закон», «Оратор», «О природе богов». Воззрения Цицерона на сущность души включали в себя идею о том, что разумная душа оживляет тело, являющееся для неё вместилищем. Цицерон полагал, что человек отличается от животного разумной душой. Благом для человека является деятельность, направленная на усовершенствование души и тела. Качествами идеального человека, по Цицерону, являются: знание, мудрость, мужество и справедливость. Цицероном была высказана идея о том, что всегда есть возможность для утешения и лечения души.

Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), древнеримский философ и поэт, великий просветитель античности. Биографические сведения о Лукреции Каре немногочисленны. Сохранился его главный философский труд «О природе вещей», из которого следует, что Лукреций Кар разделял взгляды Демокрита и с помощью атомистического принципа стремился дать объяснение всем явлениям окружающей действительности. Лукреций Кар считал, что душа материальна и является прижизненным спутником человека, и что говорить о потусторонней жизни души бессмысленно. Душа - это подвижная субстанция, состоящая из воздуха и огня. Душа неоднородна и имеет две стороны: «аниму» и «анимус». Анима рассеяна по всему телу человека и отвечает за растительные функции организма. Анимус (Дух), локализуется в области груди, являясь более совершенной частью души, которая наделяет человека чувствительностью и разумом.

Лукреций Кар полагал, что причиной возникновения всех вещей в природе являются так называемые первичные тельца, которые распадаются после своей гибели. Первичные тельца неделимы, крепки и отличаются друг от друга конфигурацией и весом. Жизнь на земле возникла в результате случайного сочетания первичных телец.

Лукреций Кар, будучи противником религиозных (мифологических) объяснений возникновения жизни, полагал, что источником религии является страх, а в основе прогресса человечества лежат потребности, опыт и разум.

Лукрецием Каром была высказана идея о том, что человек воспринимает предметы окружающего мира с помощью так называемых «специй», микроскопических образов, истекающих от предметов и попадающих в органы зрения. По мнению Лукреция Кара, источником заблуждения человека являются его суждения.

Клавдий Гален (130-200 гг. до н.э.), древнеримский мыслитель и врач, автор первого целостного описания анатомии человека. Гален долгое время был врачом у гладиаторов; занимаясь вскрытием трупов, он детально изучил основные физиологические системы организма человека, представив данную информацию в фундаментальном труде «О частях человеческого тела».

По мнению Галена, органами души человека являются мозг, сердце и печень. Локализующаяся в мозге часть души отвечает за разум человека, благодаря психической пневме, под которой подразумевается очищающаяся на пути в мозг кровь. Находящаяся в сердце часть души отвечает за проявление эмоций и аффектов. Локализующаяся в печени часть души отвечает за проявление потребностей и влечений.

Клавдий Гален сделал попытку описания строения нервной системы человека, предположив, что она является основой человеческой души. Гален считал, что нервные волокна по своему составу идентичны головному мозгу и представляют собой своего рода жгуты, по которым движется психическая пневма. Галеном была разработана типология нервов и выделены два типа нервов: мягкие и твёрдые. Мягкие обеспечивают перемещение психической пневмы к органам чувств, а по твёрдым нервам психическая пневма перемещается к мышцам. Гален считал, что каждому органу чувств соответствует определённый вид пневмы, сообразный типу раздражителя, воздействующего на тот или иной орган чувств (у глаза пневма зрительная, у уха - звуковая и т.д.).

Занимаясь разработкой проблемы аффектов, Гален высказал предположение о том, что аффекты необходимо рассматривать в контексте изменения состояния крови. Придавая большое значение роли крови в организации жизнедеятельности организма, Гален сделал вывод о том, что темперамент человека зависит от преобладания венозной или артериальной крови. В первом случае люди медлительны, пассивны и заторможены, во втором люди энергичны и активны.

cyberpedia.su

Психологические идеи Древнего Рима — КиберПедия

·

·

·

·

В Древнем Риме продолжалось развитие знаний о психике человека. Наиболее важной проблемой для древнеримских мыслителей являлась проблема души, которая активно разрабатывалась в трудах многих мыслителей. Наибольший вклад в развитие психологического знания внесли Цицерон Л. Кар, К. Гален.

Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский философ, политик, оратор, автор трудов «Республика», «Закон», «Оратор», «О природе богов». Воззрения Цицерона на сущность души включали в себя идею о том, что разумная душа оживляет тело, являющееся для неё вместилищем. Цицерон полагал, что человек отличается от животного разумной душой. Благом для человека является деятельность, направленная на усовершенствование души и тела. Качествами идеального человека, по Цицерону, являются: знание, мудрость, мужество и справедливость. Цицероном была высказана идея о том, что всегда есть возможность для утешения и лечения души.

Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), древнеримский философ и поэт, великий просветитель античности. Биографические сведения о Лукреции Каре немногочисленны. Сохранился его главный философский труд «О природе вещей», из которого следует, что Лукреций Кар разделял взгляды Демокрита и с помощью атомистического принципа стремился дать объяснение всем явлениям окружающей действительности. Лукреций Кар считал, что душа материальна и является прижизненным спутником человека, и что говорить о потусторонней жизни души бессмысленно. Душа - это подвижная субстанция, состоящая из воздуха и огня. Душа неоднородна и имеет две стороны: «аниму» и «анимус». Анима рассеяна по всему телу человека и отвечает за растительные функции организма. Анимус (Дух), локализуется в области груди, являясь более совершенной частью души, которая наделяет человека чувствительностью и разумом.

Лукреций Кар полагал, что причиной возникновения всех вещей в природе являются так называемые первичные тельца, которые распадаются после своей гибели. Первичные тельца неделимы, крепки и отличаются друг от друга конфигурацией и весом. Жизнь на земле возникла в результате случайного сочетания первичных телец.

Лукреций Кар, будучи противником религиозных (мифологических) объяснений возникновения жизни, полагал, что источником религии является страх, а в основе прогресса человечества лежат потребности, опыт и разум.

Лукрецием Каром была высказана идея о том, что человек воспринимает предметы окружающего мира с помощью так называемых «специй», микроскопических образов, истекающих от предметов и попадающих в органы зрения. По мнению Лукреция Кара, источником заблуждения человека являются его суждения.

Клавдий Гален (130-200 гг. до н.э.), древнеримский мыслитель и врач, автор первого целостного описания анатомии человека. Гален долгое время был врачом у гладиаторов; занимаясь вскрытием трупов, он детально изучил основные физиологические системы организма человека, представив данную информацию в фундаментальном труде «О частях человеческого тела».

По мнению Галена, органами души человека являются мозг, сердце и печень. Локализующаяся в мозге часть души отвечает за разум человека, благодаря психической пневме, под которой подразумевается очищающаяся на пути в мозг кровь. Находящаяся в сердце часть души отвечает за проявление эмоций и аффектов. Локализующаяся в печени часть души отвечает за проявление потребностей и влечений.

Клавдий Гален сделал попытку описания строения нервной системы человека, предположив, что она является основой человеческой души. Гален считал, что нервные волокна по своему составу идентичны головному мозгу и представляют собой своего рода жгуты, по которым движется психическая пневма. Галеном была разработана типология нервов и выделены два типа нервов: мягкие и твёрдые. Мягкие обеспечивают перемещение психической пневмы к органам чувств, а по твёрдым нервам психическая пневма перемещается к мышцам. Гален считал, что каждому органу чувств соответствует определённый вид пневмы, сообразный типу раздражителя, воздействующего на тот или иной орган чувств (у глаза пневма зрительная, у уха - звуковая и т.д.).

Занимаясь разработкой проблемы аффектов, Гален высказал предположение о том, что аффекты необходимо рассматривать в контексте изменения состояния крови. Придавая большое значение роли крови в организации жизнедеятельности организма, Гален сделал вывод о том, что темперамент человека зависит от преобладания венозной или артериальной крови. В первом случае люди медлительны, пассивны и заторможены, во втором люди энергичны и активны.

ww.cyberpedia.su

Эволюция психологических учений в период эллинизма и Древнего Рима

Психологическая концепция Ксенократа (395-314 до н.э.) включает три вида сущности: умопостигаемую, чувственную и представляемую и, соответственно, три вида познания: мышление, восприятие и представление. Задача познания – освобождение духа от оков чувственности. При этом теоретической мудрости, по Ксенократу, недостаточно: ее необходимо дополнить мудростью практической.

epikurС позиции материалистического сенсуализма обосновывает процесс познания Эпикур (341-270 до н.э.): истина есть совпадение мысли с реальностью, данной через органы чувств. Зенон (ок. 336-264 до н.э.) и его последователи не только развили положение о чувственном и разумном познании (первая мысль производится чувствами, представления же предполагают участие разума), но и создали одну из первых психологических моделей человека-мудреца, наделенного совокупностью определенных качеств: он свободен от аффектов и обладает твердой, направленной разумом волей.

senekaПри анализе когнитивных процессов Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.) продолжает древнегреческие традиции сенсуализма. Познание, по его мнению, обусловлено воздействием внешних вещей на наши чувства, на показаниях которых основывается разум.

Психологические воззрения римского философа и оратора Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) носили черты эклектики. Представляют интерес положения ученого о различиях животной и человеческой душ и о возможном усовершенствовании души и тела. Сущность души человека, по его мнению, заключается в интеллектуальной (разумной) деятельности, животное же имеет только неразумную душу как начало вегетативной и чувственной деятельности.

ciceronПо Цицерону, к душе относится не только мышление, но и воля, поэтому возможно ее теоретическое и практическое совершенство. Теоретическое совершенство предполагает мудрость, рассудительность, знание человеческих и божественных вещей и их причин. Практическое совершенство – это умеренность, смелость и справедливость.

www.psyworld.info

Развитие психологического знания в период расцвета античной Греции

К IVв. До н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занимавших высокие политические должности в выборных греческих республиках, но имевших хорошего начального образования. При этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логически мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели – преимущественно философы – обучали не только философии, но и психологии, риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли «учителями мудрости» - софистами.

Наиболее известными представителями этой школы были Протагор (ок481-410 гг. до н.э.) и его ученикГоргий (ок.483-375 гг.до н.э.). С их точки зрения, способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение. За свои выступления, в которых они публично демонстрировали это умение, и за уроки софисты стали получать значительные суммы денег, что отличало их от большинства других ученых.

Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи получило название софистика. Доказывая значимость личности мнения конкретного человека и его приоритетность над другими убеждениями, Протагор высказал знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Исходя из этого, он и говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, невозможности выработать общие для всех понятия добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, другой может оценивать как зло.

Именно Протагор впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздействуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. При этом целью такого воздействия было не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, но и поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живет. С точки зрения социальной адаптации наиболее важным является именно внешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия на других.

Взгляды первых греческих психологов на отдельные психологические вопросы были проанализированы и систематизированы в теории известного греческого философа и психолога Демокрита (460-370 гг. до н.э.)– он родился в г.Абдеры, на севере Греции, в знатной обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему лучшее образование, однако сам демокрит счел необходимым предпринять несколько длительных путешествий для того, чтобы получить знания. На эти путешествия он потратил почти все деньги, оставленные ему родителями.

В основу своих психологических воззрений Демокрит положил подходы античного атомистического материализма, воплотившего в себе принцип причинности:

- душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Она является причиной движения тел, ибо атом имеет «разумную силу движения». Душа, присущая всему окружающему, непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Животные отличаются от других предметов способностью двигаться, т.е. одушевленностью;

- составляющие душу только круглые. Очень подвижные атомы (как у огня), которые «приводят в движение все тело», развивают теплоту. Душа и теплота одно и то же, они – первичные формы специфических телец. Отсюда болезнь есть изменение пропорций распределения атомов. В молодости число подвижных атомов больше, в старости – меньше;

- в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию. Разумная часть души находится в грудной клетке. Но особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу – сосредоточении высших душевных функций и способности к познанию. Сердцу отводится роль органа благородных страстей, печени – чувственных желаний и вожделений. Тем самым Демокрит дает естественное понимание души. Которая является не изначальным принципом, а продуктом организации тела.

Материализация души и панпсихизм («все имеет душу») проявились в теории познания Демокрита:

- в учении о восприятии как естественном физиологическом процессе «все ощущаемые качества возникают из соединения атомов» и существуют «поистине» (объективно) и в «общем» (чувственные качества). Поэтому образ возникает без участия субъекта и лишь улавливается им. Это в свою очередь, порождает «два рода познания: один – истинный, другой – темный: зрение, слух, запах, вкус, осязание». Т.о., качества возникают лишь в человеческом восприятии и являются соединениями атомов;

- по причине того, что нет ничего кроме атомов и качества существуют лишь в процессе воздействия объекта на субъект, связь с внешним миром осуществляется посредством образов («идолов») и принципов «подобия и истечения». Первоначальное отражение происходит в воздухе, которое дает «отпечаток» на влажную часть глаза;

- разум познает объективно существующую истину и действует независимо от внешних чувств, отрываясь от объективного мира, но познает ее с помощью материала, доставляемого ощущениями. Разум в отличие от чувств, скользящих по поверхности явлений, «обладает более тонким познавательным органом»;

- чувства рассматриваются через призму полезного и вредного (удовольствия и неудовольствия) как этические понятия, определяющие направленность личности. Впервые на основе эмпирических исследований Демокритом предпринята попытка определения психических явлений: осязания, слуха, вкуса, запаха, зрения.

«Теория истечений». В органах чувств атомы души находятся близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе и попадают в органы чувств. Эти копии «истекают» ото всех предметов. При соприкосновении происходит ощущение - человек познает свойства предметов (т.е. все ощущения являются контактными). Обобщая данные нескольких ощущений человек переходит на понятийный уровень, который является результатом мышления. Ощущения не дают нам возможность увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к выводу об их существовании.

Ввел понятие первичных (вес, форма, поверхность) и вторичных (цвет, запах, чувств) качеств предметов. Вторичные качества придумали сами люди для своего удобства «только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а в действительности есть только пустота и атомы.

Большое значение для развития психологии имели и концепции психики, разрабатываемые врачами, прежде всего в медицинской школе Гиппократа (460-377 гг. до н.э.).

- заложил начало научной типологии. Он собрал и систематизировал, как демокрит в психологии и философии, почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Главное, что отстаивал Гиппократ, - это эмпирический характер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений, что отвлеченные понятия холодного или теплого, хорошего или плохого не применимы к медицине.

- идея о четырех началах, из которых состоит окружающее. Разработал свое известное учение о темпераментах, основанное на 4 видах жидкости в организме. «Из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым».

studfiles.net

Древний Рим и психология. Раздел

Древнеримская культура, культура Древней Греции подарили нам великое множество самых разных открытий и теорий, которые до сих пор используются человечеством. Несмотря на то, что грандиозная Римская Империя пала уже тысячу лет назад, не выдержав накопившихся внутренних и внешних противоречий, ее до сих пор вспоминают и не забывают, как самое великое государство древних времен, многое из существования которого не грех подчерпнуть и сейчас, в двадцать первом веке.    Несмотря на то, что психология как ясно оформленная наука не существует еще и двух веков, многое из того, что сейчас является фундаментальными деталями семейной психологии, детской психологиии почти всеми остальными видами любой психологии, было придумано именно в Римской Империи. Великие ученые и философы, совершая многочисленные наиважнейшие открытия, находили время подумать и о том, как должен существовать человек, как должны общаться между собой члены любого социального общества, и о многом другом.  Такие звучные и знакомые всем имена как Пифагор, Аристотель и Сократ, несмотря на свою нескольку иную специальность, задумывались и о психологии личности человека, о том, что он собой представляет, хотя самого понятия психология, если брать ее как науку, тогда и вовсе не существовало. Например, уже упомянутый Сократ был истинным знатоком человеческих отношений, и с хитрой улыбкой давал очень полезные советы всем людям, у кого были какие-либо проблемы в общении со своими близкими. Он даже написал маленькую книжицу, более похожую на брошюрку, в которой описывал основные  признаки человеческих эмоций: гнева, радости, восхищения, и другие наблюдения.   Не только первичные наблюдения, которые без сомнения очень важны, но все же не так фундаментальны, но и очень серьезные исследования, которые бы сделали честь даже современному профессиональному психологу, были сделаны именно во времена доминирования в Европе Древнего Рима. Например, первичные исследования рефлексов были проведены именно Аристотелем, таланты которого были поистине безграничны и многогранны, ведь он отметился серьезными достижениями едва ли не в десятке наук.   Неизвестно, что было бы с миром, если бы Римская империя просуществовала несколько дольше, чем это было на самом деле. Быть может, сейчас психология дошла бы уже до таких высот, что сейчас представляются нам невозможно далекими. Сама по себе психология, возможно, переродилась бы в некое уникальное знание, необходимое и доступное всем желающим, но на эту тему сейчас можно только лишь фантазировать

spirituality-life.ru

Психологические идеи арабского востока

В VII веке нашей эры происходит объединение арабских племён, и на базе идеологии ислама возникает государство Халифат. Арабская экспансия на территории соседних государств привела к возникновению огромного территориального образования, в котором интенсивно развивалась наука. Причём развитие арабской науки строилось с опорой на достижения античной научной мысли. Так, на арабский язык активно переводились произведения античной мудрости, бурно развивались естественные науки. Наиболее известными представителями научной мысли Халифата, внесшими вклад в развитие психологического знания, были: Ибн-Сина, Ибн-Аль-Хайсам и Ибн-Рушд.

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), таджикский врач и учёный, автор фундаментального труда «Канон врачебной науки». Ибн-Сина стал одним из основоположников возрастной психологии. Акцентируя внимание на проблеме воспитания, он полагал, что взрослые, вызывая у ребёнка те или иные аффекты, формируют его характер («натуру»).

Ибн-Сина предпринял попытку экспериментального исследования связи между психическим и физиологическим. Опыт Ибн-Сины строился следующим образом: два барана получали одинаковую пищу, но рядом с одним из них привязывали волка. Баран, рядом с которым был привязан волк, начинал быстро худеть и погибал.

Ибн-Сина считал, что душа человека локализуется в мозге, сердце и печени. Вслед за Галеном Ибн-Сина придерживался мнения о том, что за разум человека отвечает локализующаяся в мозге часть души, за проявление эмоций и аффектов отвечает часть души, находящаяся в сердце, а за проявление потребностей и влечений ответственна часть души, локализующаяся в печени. Он считал, что душа бессмертна. Акты жизнедеятельности Ибн-Сина рассматривал в контексте физиологических (телесных) изменений, происходящих в разных системах организма.

Ибн-Сина выделял пять видов ощущений: 1) зрение, 2) слух, 3) вкус, 4) обоняние и 5) осязание. По мнению арабского учёного, функционирование чувствительности осуществляется посредством нервных окончаний, подходящих к органам чувств, а перенесение ощущения по нервным окончаниям осуществляется благодаря движению парообразных частиц. Характеристиками ощущений являются: 1) длительность, 2) интенсивность и 3) чувственный тон.

Ибн-Сина полагал, что существует надиндивидуальный (чистый) разум, черпающий своё знание из универсалий (божественного разума), характеризующих сущность явлений и вещей.

Ибн-Аль-Хайсам (Альгазена) (965-1039), арабский учёный, внёсший огромный вклад в развитие представлений о природе построения зрительного образа. Ибн-Аль-Хайсаму удалось экспериментальным путем опровергнуть доминирующую точку зрения на природу зрительного восприятия, в соответствии с которой в основе восприятия лежат истечения. Он показал, что в основе зрительного восприятия лежат законы оптики, а сам зрительный анализатор - это сложный оптический прибор.

По мнению Ибн-Аль-Хайсама, зрительный образ возникает при непосредственном участии умственной деятельности, которая обеспечивает способность человека находить сходства и различия воспринимаемых объектов, их размеры и формы. Ибн-Аль-Хайсамом опытным путём были исследованы такие феномены, как бинокулярное зрение, эффект контраста, смешение цветов. Ибн Аль-Хайсам считал, что условием качественного восприятия зрительных объектов является движение глаз, то есть перемещение зрительных осей.

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198), арабский философ и врач, учение которого оказало серьёзное влияние на европейскую научную мысль в средние века. Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рушд пришёл к выводу о том, что существует неразрывная связь между психическим (душевным) и телесным в человеке, причём тело влияет на душу посредством чувственности. Ибн-Рушд считал, что индивидуальная душа человека умирает после его смерти, а разум - бессмертен. Арабский философ полагал, что каждый человек наделён способностью воспринимать божественный разум. Ибн-Рушд высказал тезис о недопустимости смешения истин, полученных при изучении природы, и истин, исповедуемых религией.

Ибн-Рушдом опытным путём была установлена роль сетчатой оболочки глаза как чувствительной части органа зрения, а до этого момента считалось, что чувствительной частью глаза является хрусталик.

psyera.ru

Психологические идеи Древнего Рима - Философия

·

·

·

·

В Древнем Риме продолжалось развитие знаний о психике человека. Наиболее важной проблемой для древнеримских мыслителей являлась проблема души, которая активно разрабатывалась в трудах многих мыслителей. Наибольший вклад в развитие психологического знания внесли Цицерон Л. Кар, К. Гален.

Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский философ, политик, оратор, автор трудов «Республика», «Закон», «Оратор», «О природе богов». Воззрения Цицерона на сущность души включали в себя идею о том, что разумная душа оживляет тело, являющееся для неё вместилищем. Цицерон полагал, что человек отличается от животного разумной душой. Благом для человека является деятельность, направленная на усовершенствование души и тела. Качествами идеального человека, по Цицерону, являются: знание, мудрость, мужество и справедливость. Цицероном была высказана идея о том, что всегда есть возможность для утешения и лечения души.

Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), древнеримский философ и поэт, великий просветитель античности. Биографические сведения о Лукреции Каре немногочисленны. Сохранился его главный философский труд «О природе вещей», из которого следует, что Лукреций Кар разделял взгляды Демокрита и с помощью атомистического принципа стремился дать объяснение всем явлениям окружающей действительности. Лукреций Кар считал, что душа материальна и является прижизненным спутником человека, и что говорить о потусторонней жизни души бессмысленно. Душа - это подвижная субстанция, состоящая из воздуха и огня. Душа неоднородна и имеет две стороны: «аниму» и «анимус». Анима рассеяна по всему телу человека и отвечает за растительные функции организма. Анимус (Дух), локализуется в области груди, являясь более совершенной частью души, которая наделяет человека чувствительностью и разумом.

Лукреций Кар полагал, что причиной возникновения всех вещей в природе являются так называемые первичные тельца, которые распадаются после своей гибели. Первичные тельца неделимы, крепки и отличаются друг от друга конфигурацией и весом. Жизнь на земле возникла в результате случайного сочетания первичных телец.

Лукреций Кар, будучи противником религиозных (мифологических) объяснений возникновения жизни, полагал, что источником религии является страх, а в основе прогресса человечества лежат потребности, опыт и разум.

Лукрецием Каром была высказана идея о том, что человек воспринимает предметы окружающего мира с помощью так называемых «специй», микроскопических образов, истекающих от предметов и попадающих в органы зрения. По мнению Лукреция Кара, источником заблуждения человека являются его суждения.

Клавдий Гален (130-200 гг. до н.э.), древнеримский мыслитель и врач, автор первого целостного описания анатомии человека. Гален долгое время был врачом у гладиаторов; занимаясь вскрытием трупов, он детально изучил основные физиологические системы организма человека, представив данную информацию в фундаментальном труде «О частях человеческого тела».

По мнению Галена, органами души человека являются мозг, сердце и печень. Локализующаяся в мозге часть души отвечает за разум человека, благодаря психической пневме, под которой подразумевается очищающаяся на пути в мозг кровь. Находящаяся в сердце часть души отвечает за проявление эмоций и аффектов. Локализующаяся в печени часть души отвечает за проявление потребностей и влечений.

Клавдий Гален сделал попытку описания строения нервной системы человека, предположив, что она является основой человеческой души. Гален считал, что нервные волокна по своему составу идентичны головному мозгу и представляют собой своего рода жгуты, по которым движется психическая пневма. Галеном была разработана типология нервов и выделены два типа нервов: мягкие и твёрдые. Мягкие обеспечивают перемещение психической пневмы к органам чувств, а по твёрдым нервам психическая пневма перемещается к мышцам. Гален считал, что каждому органу чувств соответствует определённый вид пневмы, сообразный типу раздражителя, воздействующего на тот или иной орган чувств (у глаза пневма зрительная, у уха - звуковая и т.д.).

Занимаясь разработкой проблемы аффектов, Гален высказал предположение о том, что аффекты необходимо рассматривать в контексте изменения состояния крови. Придавая большое значение роли крови в организации жизнедеятельности организма, Гален сделал вывод о том, что темперамент человека зависит от преобладания венозной или артериальной крови. В первом случае люди медлительны, пассивны и заторможены, во втором люди энергичны и активны.

student2.ru