История возникновения театра в России. Презентация театр древней руси


Презентация "История русского театра" | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

История русского театра Авторы: Дедова Снежана, 11 лет Михалкина Алёна, 11 лет РУКОВОДИТЕЛЬ: Майборода Анна Юрьевна с . Соболево, 2013 год

Слайд 2

Русский театр Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они хранились. Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.

Слайд 3

Народный театр Актеры этих театров высмеивали богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Но скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.

Слайд 4

Первый кукольный персонаж Петрушка . В те далекие времена его звали Ванька-Рататуй

Слайд 5

По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. Первый русский театр

Слайд 6

Придворный театр возник в 1672 году при царе Алексее Михайловиче Романове. Первым представлением была пьеса « Артаксерсово действо». Она состояла из семи актов и нескольких интермедий, в которых задействовано более 60 человек. Царь так был восхищен, что 10 часов подряд не вставал с места, пока шло представление. Бояре стояли: в присутствии государя им садиться не дозволялось. Придворный театр

Слайд 7

Волков Ф. Г. Ярославль считается родиной русского театра. Его основал Федор Григорьевич Волков, первый профессиональный актер.

Слайд 8

Наш любимый театр=) Проходят столетия. Каждый век вносит что-то новое в театральное искусство, побуждая нас восхищаться игрой актеров. Постановки пробуждают у нас разные чувства: то слезы, то улыбку. Но главное – дают надежду на лучшее. За это мы и любим театр!

nsportal.ru

История возникновения театра в России

МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова» Новодугинского района , Смоленской области История возникновения театра в России Выполнила: учитель начальных классов Смирнова А.А. д.Торбеево 2016 г.

МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова»

Новодугинского района , Смоленской области

История возникновения театра в России

Выполнила: учитель начальных классов

Смирнова А.А.

д.Торбеево

2016 г.

 Народное творчество Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве. Это были обряды, праздники. Со временем обряды потеряли своё значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов.

Народное творчество Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве. Это были обряды, праздники. Со временем обряды потеряли своё значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов.

Скоморохи В 1068 году скоморохи впервые упоминаются в летописях. Они совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Софийский собор в Киеве Фрески на стенах Софийского собора

Скоморохи

В 1068 году скоморохи впервые упоминаются в летописях. Они совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами.

Софийский собор в Киеве

Фрески на стенах Софийского собора

Кто такие скоморохи? Вот какое определение даёт составитель толкового словаря В.И. Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий плясками с песнями, шутками и фокусами, актёр, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут»

Кто такие скоморохи?

Вот какое определение даёт составитель толкового словаря В.И. Даль:

«Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий плясками с песнями, шутками и фокусами, актёр, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут»

Скоморохи оставляли родные места и бродили по русской земле в поисках заработка. Они переселялись из деревни в город. Скоморохи развлекали не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеский двор.

Скоморохи оставляли родные места и бродили по русской земле в поисках заработка. Они переселялись из деревни в город. Скоморохи развлекали не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеский двор.

Представления скоморохов не стали профессиональным театром. Для появления театральных трупп не было условий, так как власти и церковь преследовали скоморохов. И всё же скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.

Представления скоморохов не стали профессиональным театром. Для появления театральных трупп не было условий, так как власти и церковь преследовали скоморохов. И всё же скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.

Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.

Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.

Петрушка В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете .

Петрушка

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете .

Придворный театр Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 году. Московское правительство попыталось разыскать артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу. В 1644 г. во Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили во Пскове около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России. Царь Михаил Фёдорович Романов

Придворный театр

Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 году. Московское правительство попыталось разыскать артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу. В 1644 г. во Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили во Пскове около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России.

Царь Михаил Фёдорович Романов

 Царский театр Первый царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева. Артамон Сергеевич повелел проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы. Царь Алексей Михайлович Артамон Матвеев

Царский театр Первый царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева. Артамон Сергеевич повелел проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы.

Царь Алексей Михайлович

Артамон Матвеев

Пастор набрал 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков и стал обучать их актерскому мастерству.  Он сочинил пьесу на библейский сюжет. Она была написана на немецком языке, но спектакль дали на русском языке. 17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра в подмосковной резиденции царя и первое театральное представление.

Пастор набрал 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков и стал обучать их актерскому мастерству.  Он сочинил пьесу на библейский сюжет. Она была написана на немецком языке, но спектакль дали на русском языке. 17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра в подмосковной резиденции царя и первое театральное представление.

Потешная палата Царский театр, как здание, назывался Потешная палата.

Потешная палата

Царский театр, как здание, назывался Потешная палата.

Школьный театр В XVII веке в России появился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, а учащиеся ставили исторические трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки. Сатирические сценки школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Симеон Полоцкий

Школьный театр

В XVII веке в России появился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, а учащиеся ставили исторические трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки. Сатирические сценки школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий

Крепостные театры А в конце XVII века появились первые крепостные театры. Крепостные театры способствовали появлению на сцене женщин. К выдающимся русским крепостным актрисам относится блиставшая в театре графов Шереметевых  Прасковья Жемчугова-Ковалёва. Репертуар крепостных театров состоял из произведений европейских авторов, в первую очередь французских и итальянских. Граф Шереметев Прасковья Жемчугова-Ковалёва

Крепостные театры

А в конце XVII века появились первые крепостные театры. Крепостные театры способствовали появлению на сцене женщин. К выдающимся русским крепостным актрисам относится блиставшая в театре графов Шереметевых  Прасковья Жемчугова-Ковалёва. Репертуар крепостных театров состоял из произведений европейских авторов, в первую очередь французских и итальянских.

Граф Шереметев

Прасковья Жемчугова-Ковалёва

Крепостной театр графа Шереметева Здание домашнего театра Шереметевых Костюмы актёров Помещение театра

Крепостной театр графа Шереметева

Здание домашнего театра

Шереметевых

Костюмы актёров

Помещение театра

В 1702 году при Петре Первом был открыт первый в России публичный общедоступный театр в Москве. Вскоре театры стали появляться и в других городах России

В 1702 году при Петре Первом был открыт первый в России публичный общедоступный театр в Москве. Вскоре театры стали появляться и в других городах России

Когда появился театр в городе Смоленске? 1) в 1708 году 2) в 1780 году 3) в 1870 году 4) в 1807 году

Когда появился театр в городе Смоленске?

1) в 1708 году

2) в 1780 году

3) в 1870 году

4) в 1807 году

В 1780 году для приезда  Екатерины II , сопровождаемой  императором Иосифом II , губернатор города князь Н. В. Репнин приготовил «оперный дом», где была представлена «благородными обоего пола российская комедия с хором». Н. В. Репнин Екатерины II Император Иосиф II

В 1780 году для приезда  Екатерины II , сопровождаемой  императором Иосифом II , губернатор города князь Н. В. Репнин приготовил «оперный дом», где была представлена «благородными обоего пола российская комедия с хором».

Н. В. Репнин

Екатерины II

Император Иосиф II

Чьё имя носит Смоленский драматический театр? 1) А.С. Пушкина? 2) Ф.М. Достоевского? 3) Л.Н. Толстого? 4) А.С. Грибоедова?

Чьё имя носит Смоленский драматический театр?

1) А.С. Пушкина?

2) Ф.М. Достоевского?

3) Л.Н. Толстого?

4) А.С. Грибоедова?

С 2004 года театр стал Смоленским государственным драматическим театром имени А. С. Грибоедова.

С 2004 года театр стал Смоленским государственным драматическим театром имени А. С. Грибоедова.

Какого театра нет в Смоленске? Камерный театр Театр кукол Театр оперы и балета

Какого театра нет в Смоленске?

Камерный театр

Театр кукол

Театр оперы и балета

В Смоленске нет театра оперы и балета, есть филармония имени М.И. Глинки Смоленская областная филармония им. М.И. Глинки Концертный зал Смоленской филармонии

В Смоленске нет театра оперы и балета, есть филармония имени М.И. Глинки

Смоленская областная филармония им. М.И. Глинки

Концертный зал Смоленской филармонии

kopilkaurokov.ru

"Театр и музыка Древней Руси". МХК. 10 класс. Глава 19.

Тип ПОЛабораторная работа PASCOActivInspire (Promethean)SMART NotebookПрезентация PowerPointAнимационный Flash-роликУрок для ActivTableMimioStudio™RM Easiteach Next Generation (TriumphBoard, Panaboard, Legamaster)Interwrite WorkSpace (Interwrite)IP board (IPBoard /Julong)Интересный материалElite Panaboard (Panaboard)HitachiМастер-класс

ПредметОРКСЭкономикаИностранный языкМХКВоспитательная работа (классный час)Русский языкОБЖГеометрияАнглийский языкТехнологияПриродоведениеОбществознаниеВнеурочное занятиеЕстественные наукиФизикаХимияЛитератураИсторияПравоИЗОЧерчениеМузыкаФранцузский языкАстрономияИнформатикаОкружающий мирГеографияБиологияНемецкий языкОбщественные наукиМатематикаТатарский языкДругое

Уровень образованияДошкольное образованиеНачальная школаСредняя школаСтаршая школаСредне-специальное образованиеСреднее образованиеВысшая школаПрофессиональное образованиеСпециальное образованиеДистанционное обучениеВнеурочные занятияДополнительное образование

Вид урокаШаблонСценарийМетодические рекомендацииРазработка урокаИграФрагмент урокаВнеурочные занятияДидактический материал

Классдошкольное1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 классне зависит от класса

Рекомендованные

Сбросить фильтр

edcommunity.ru

Презентация - История Русского театра

История возникновения русского театра

Введение

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались “русалиями”. В XV веке содержание понятия “русалии” определялось так: бесы в образе человеческом. А московский “Азбуковник” 1694 года уже определяет русалии как “игры скоморошеские”.

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны “народными массами”, а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество

Старейшим “театром” были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был “глум”, т. е. сатира. Скоморохов именуют “глумцами”, т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев (“Повесть временных лет”). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь “хитрецами”, “мастерами” пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и “эстрадные”.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом “великой церкви” (“Шествие на осмети”, “Умовение ног”).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

www.ronl.ru

Русский театр - Презентации по МХК

Описание:

Автор презентации представляет вниманию аудитории историю Русского театра на уроке МХК в старших классах.

Материал презентации также можно использовать для демонстрации на занятиях в тематических кружках, или в высших учебных заведениях. Автор рассказывает о зарождении театрального искусства на Руси, представителями которого были скоморохи – акробаты танцоры и музыканты, выступающие по городам на праздниках и народных гуляниях. Далее говорится о первых попытках создания театра по западноевропейскому образцу. На слайдах представлены многочисленные фотографии, портреты и иллюстрации. Вторая часть презентации посвящена анализу пьесы «Недоросль», исполненную на современный лад.

Категория:

  • МХК

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 10 Февраля 2014 г.
  • Слайды: 38 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 10 Февраля 2014 г.
  • Размер презентации: 6906 Кб
  • Тип файла презентации: .rar
  • Скачана: 1388 раз
  • Последний раз скачана: 18 Мая 2018 г., в 02:48
  • Просмотров: 5159 просмотров

Рекомендуем:

  • Для учеников 10 класса
  • Для учеников 11 класса

Скачать:

Скачать презентацию

pwpt.ru

презентация "Русский театр 17-18вв."

Русский театр 17-18 веков Презентация для урока МХК 11 класс Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна, Учитель русского языка и литературы МКОУ «Сосновская СОШ» 2014 год

Русский театр 17-18 веков

Презентация для урока МХК

11 класс

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Сосновская СОШ» 2014 год

Начало театру на Руси положили скоморохи

Начало театру на Руси положили скоморохи

Рождение русского театра 1672 год связано с царем Алексеем Михайловичем

Рождение русского театра

  • 1672 год
  • связано с царем
  • Алексеем
  • Михайловичем
Первый царский театр в России принадлежал  Алексею Михайловичу  и просуществовал с  1672 года  до  1676 года . Начало его связано с именем боярина  Артамона Матвеева , человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия.
  • Первый царский театр в России принадлежал  Алексею Михайловичу  и просуществовал с  1672 года  до  1676 года . Начало его связано с именем боярина  Артамона Матвеева , человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия.
Артамон Матвеев Артамон Сергеевич сам взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием

Артамон Матвеев

Артамон Сергеевич сам взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием

На сцене «комедийной хоромины» поставлен спектакль на библейскую тему «Эсфирь, или Артаксерксково действо» Длился 10 часов. Село Преображенское

На сцене «комедийной хоромины» поставлен спектакль на библейскую тему «Эсфирь, или Артаксерксково действо» Длился 10 часов.

Село Преображенское

1703 год Одним из средств достижения умов своих подданных, проще говоря - пропаганды,  Петр  Алексеевич считал  театр . До XVII века все театральные постановки в России носили исключительно религиозный  характер , увидеть их можно было в монастырях, а позднее в одном из госпиталей Киева. В 1672 году ( год  рожденияПетра)  театр  впервые допустили ко двору. Актеры были из  Германии , но они начали выступать при условии, что наберут себе русских учеников.  Петр  же решил показать  театр  народу и распорядился проводить театральные постановки на Красной площади, зрителями которых были простые люди.

1703 год

Одним из средств достижения умов своих подданных, проще говоря - пропаганды,  Петр  Алексеевич считал  театр . До XVII века все театральные постановки в России носили исключительно религиозный  характер , увидеть их можно было в монастырях, а позднее в одном из госпиталей Киева. В 1672 году ( год  рожденияПетра)  театр  впервые допустили ко двору. Актеры были из  Германии , но они начали выступать при условии, что наберут себе русских учеников.  Петр  же решил показать  театр  народу и распорядился проводить театральные постановки на Красной площади, зрителями которых были простые люди.

Повеление Петра… В течение месяца написать и поставить пьесу в честь взятия Шлиссельбургской крепости. Противиться распоряжению было бесполезно. Через месяц пьеса была поставлена .

Повеление Петра…

В течение месяца написать и поставить пьесу в честь взятия Шлиссельбургской крепости. Противиться распоряжению было

бесполезно.

Через месяц пьеса была поставлена .

Виды театров на Руси в XVII - XVIII вв. Театр Публичный театр народной драмы Крепост ные театры Кукольный театр Театр «охочих комедиан тов» Школьный театр

Виды театров на Руси в XVII - XVIII вв.

Театр

Публичный

театр

народной

драмы

Крепост

ные

театры

Кукольный

театр

Театр

«охочих

комедиан

тов»

Школьный

театр

Немного из истории названия театра на Руси Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата) . В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Театр начала XVIII века По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”.

Немного из истории названия театра на Руси

  • Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата) . В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Театр начала XVIII века По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”.
Театр «охочих комедиантов» Федор Григорьевич Волков – руководитель труппы ярославских актеров Труппа ярославских актеров была приглашена в Москву императрицей Елизаветой Петровной

Театр «охочих комедиантов»

Федор Григорьевич Волков – руководитель труппы ярославских актеров

Труппа ярославских актеров была приглашена в Москву императрицей

Елизаветой Петровной

Директор театра комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков С его именем связано развитие русской трагедии классицизма. По мнению Сумарокова, театр должен нравственно воспитывать зрителя Произведения Сумарокова : «Хорев»,«Гамлет», «Синав и Трувор»,«ДмитрийСамозванец»

Директор театра комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков

С его именем связано развитие русской трагедии классицизма. По мнению Сумарокова, театр должен нравственно воспитывать зрителя

Произведения Сумарокова : «Хорев»,«Гамлет», «Синав и Трувор»,«ДмитрийСамозванец»

Иван Алексеевич Дмитриевский Ведущий актер первого Русского театра. «…ты к сердцу новые дороги находил…» Сумароков о Дмитриевском

Иван Алексеевич Дмитриевский

Ведущий актер первого

Русского театра.

«…ты к сердцу новые дороги находил…»

Сумароков о Дмитриевском

Денис Иванович Фонвизин Автор знаменитой комедии «Недоросль», блистал во времена правления Екатерины II, которая очень любила комедии и сама писала их

Денис Иванович Фонвизин

Автор знаменитой комедии

«Недоросль», блистал во времена

правления Екатерины II, которая

очень любила комедии и сама писала их

Театр крепостных актеров Прасковья Ковалева ( Жемчугова) Граф Шереметьев

Театр крепостных актеров

Прасковья Ковалева ( Жемчугова)

Граф Шереметьев

Актрисы театра графа Шереметьева

Актрисы театра графа Шереметьева

Тетры крепостных актеров Широко известны такие крепостные труппы, как театр графа С.М.Каменского в Орле, к такому же типу публичных крепостных театров принадлежал и театр князя Шаховского в Нижнем Новгороде, Особенной славой пользовался театр графа Н.П.Шереметева в Кускове. По свидетельству современников, он считался «старшим и лучшим из русских частных театров, не уступавшим Петербургским придворным и далеко превосходившим устройство тогдашнего Московского, содержавшегося Медоксом».

Тетры крепостных актеров

  • Широко известны такие крепостные труппы, как театр графа С.М.Каменского в Орле, к такому же типу публичных крепостных театров принадлежал и театр князя Шаховского в Нижнем Новгороде, Особенной славой пользовался театр графа Н.П.Шереметева в Кускове. По свидетельству современников, он считался «старшим и лучшим из русских частных театров, не уступавшим Петербургским придворным и далеко превосходившим устройство тогдашнего Московского, содержавшегося Медоксом».
Кукольные театры Тенденцию к созданию в России официальных кукольных представлений мы наблюдаем начиная с 1672 года, когда по велению царя Алексея Михайловича полковник фон Стаден был отправлен к «лейпцнгскому магистру» Иогану Фельтену — известному немецкому кукольнику, создателю «англо-немецких комедий», где куклы, люди, маски, жанры — все было круто замешано в единое представление.

Кукольные театры

  • Тенденцию к созданию в России официальных кукольных представлений мы наблюдаем начиная с 1672 года, когда по велению царя Алексея Михайловича полковник фон Стаден был отправлен к «лейпцнгскому магистру» Иогану Фельтену — известному немецкому кукольнику, создателю «англо-немецких комедий», где куклы, люди, маски, жанры — все было круто замешано в единое представление.
В первой половине XVII века демонстрирование движущихся фигур входило в репертуар скоморохов, которые «соединяли в себе разные художества». В Петербурге известен «комедиянтский анбар, построен был у Синяго мосту», в котором «отправляют комедии кукольныя с 1749 году».
  • В первой половине XVII века демонстрирование движущихся фигур входило в репертуар скоморохов, которые «соединяли в себе разные художества».
  • В Петербурге известен «комедиянтский анбар, построен был у Синяго мосту», в котором «отправляют комедии кукольныя с 1749 году».
Скоморохи

Скоморохи

Интернет ресурсы http://s51.radikal.ru/i133/1105/e1/da7de65c9e67.png http://fotoramochki.com/fon/zhelt/fon62.jpg http://pixelbrush.ru/2012/10/08/theater-scene-audience-and-curtain-teatr-scena-zritelnyy-zal-i-zanaves.html http://pixelbrush.ru/2013/08/18/theater-scene-and-curtain-4-teatr-scena-zanaves-4.html

Интернет ресурсы

  • http://s51.radikal.ru/i133/1105/e1/da7de65c9e67.png
  • http://fotoramochki.com/fon/zhelt/fon62.jpg
  • http://pixelbrush.ru/2012/10/08/theater-scene-audience-and-curtain-teatr-scena-zritelnyy-zal-i-zanaves.html
  • http://pixelbrush.ru/2013/08/18/theater-scene-and-curtain-4-teatr-scena-zanaves-4.html

multiurok.ru