Презентация 5 класс древний мир. Презентация к уроку по истории (5 класс) по теме: Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация к уроку по истории (5 класс) на тему: Итоговые уроки по истории древнего мира(5 класс ФГОС). Презентация 5 класс древний мир


Презентация по Истории Древнего мира 5 класс Древнейшие люди

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по Истории Древнего мира 5 класс Древнейшие люди

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Добрый день!

2 слайд Описание слайда:

Проверка Домашнего задания

3 слайд Описание слайда:

Помогите Гуче классифицировать исторические источники на письменные и вещественные. 4.египетские папирусы 1.Финикийская ваза 2.Храм богини Афины 3. глиняная табличка 5.орудия труда 6.первобытное оружие 7. древнеримская монета Можно ли эти предметы назвать историческими источниками?

4 слайд Описание слайда:

1.Отметь на ленте времени : 5 век до н.э., 2,5 млн. лет назад, 35 год , 1147 год до н.э., 35 год до н.э., 2015 год. 2. Какое событие было раньше и на сколько?: 35 год 998 год 1147 год до н.э. 35 год до н.э. 5 век до н.э. 2015 год.

5 слайд Описание слайда:

Древний римский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города»,родился в 59 году до н.э., а умер в 17 году н.э. В каком возрасте умер Тит Ливий ? 2. Древний римский историк Тацит в своей книге пишет, что начинает повествование с 821 года «от основания нашего города» (т.е. основания Рима). Был ли этот год до Рождества Христова или после? Какой именно это был год ?

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Древнейшие люди. Учитель истории МОУ МИАССКАЯ СОШ №1 Погонышева Татьяна Сергеевна. Учебник «История Древнего мира» Уколова В.И.

8 слайд Описание слайда:

Древнейшие люди Что вы знаете о древнейших людях? Что хотели бы узнать сегодня ?

9 слайд Описание слайда:

План урока: Происхождение человека; Облик первобытного человека; Орудия труда; Как древнейшие люди добывали пищу. Овладение огнем.

10 слайд Описание слайда:

Сообщение ученика на тему «Происхождение человека».

11 слайд Описание слайда:

Версии происхождения человека Плод божественного творения Случайность особых условий земли Продукт естественного отбора Продукт инопланетного происхождения

12 слайд Описание слайда:

Происхождение человека Учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

13 слайд Описание слайда:

Жизнь на земле появилась 4 млрд. лет назад. Эволюция (развитие) человека – 2 млн. лет назад. Сначала человекообразные обезьяны, затем человекоподобные обезьяны ,а потом – человек разумный. Отметь на ленте времени даты.

14 слайд Описание слайда:

Где жили древнейшие люди? Где следы их жизни не обнаружены? Как вы думаете почему?

15 слайд Описание слайда:

Гоминиды австралопитек питекантроп Южная обезьяна – на территории Африки, примерно 3,5 млн. лет назад Примерно 1 млн. лет назад – новый вид – человек прямоходящий – обезьяно- человек, покрыт шерстью, низкий лоб, увеличивается мозг. Жили в разных климатических условиях – Северный Китай, Европа, остров Ява.

16 слайд Описание слайда:

Как выглядели древнейшие люди? Отрывок из мультфильма Р. Саакянца «Древний человек».

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Как выглядел первобытный человек? покрыты шерстью, походили на обезьян; имели грубое лицо; широкий приплюснутый нос, выступающие вперед челюсти, низкий уходящий назад лоб, над глазами валик , под которыми скрыты глаза. сутулость, неустойчивая походка.

19 слайд Описание слайда:

Чем древнейшие люди отличались от обезьян?

20 слайд Описание слайда:

Задача: И паук и человек плетут, один – паутину, другой- ткань. Бобры и человек строят плотины . Какое между ними различие ? Человек делает свою работу сознательно, животное - на основе инстинктов

21 слайд Описание слайда:

умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки – копалки. Что называется орудием труда?

22 слайд Описание слайда:

Что можно сделать первыми каменными орудиями труда? Разрубить мясную тушу Дробить кости Вырыть яму оттачивать палки копалки убить какого-то мелкого зверя вырубить с помощью камня дубину Расколоть орех

23 слайд Описание слайда:

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

24 слайд Описание слайда:

КАК древнейшие люди добывали пищу?

25 слайд Описание слайда:

Занятия древнейших людей о х о т а о с б и р а т е л с ь т в о ОХОТА СОБИРАТЕЛЬСТВО

26 слайд Описание слайда:

Как и на кого охотились древнейшие люди ? Посмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос.

27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда:

Что было необходимо древнейшему человеку, чтобы охота была удачной?

30 слайд Описание слайда:

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. Словарь!

31 слайд Описание слайда:

Присваивающее хозяйство- это хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.

32 слайд Описание слайда:

Овладение огнем

33 слайд Описание слайда:

Как люди могли овладеть огнем ?

34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда:

Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…» Вопросы: 1. Как сохраняли огонь первобытные люди? 2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

36 слайд Описание слайда:

Проверь себя 1.Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в: 1. Восточной Африке 2. Западной Европе 3. Южной Австралии 2.Главное отличие людей от животных – это: 1. умение охотиться на животных; 2. отсутствие шерсти; 3. умение изготовлять орудия труда. 3.Для облика древнейшего человекане характерно: 1. руки, свисающие до колен 2. прыгающая походка 3. прямая походка 4.Первое орудие труда первобытного человека: 1. мотыга 2. заострённый камень 3. плуг 5.Одним из достижений древнейших людей стало: 1. овладение огнём 2. появление письменности 3. умение охотиться

37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: 1. Параграф 3 ,читать, отвечать на вопросы . 2. Выучить термины : орудие труда, присваивающее хозяйство, человеческое стадо. 3. Приготовить сообщения на тему «Неандертальцы», «Кроманьонцы».

39 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-066474

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку по истории (5 класс) на тему: Итоговые уроки по истории древнего мира(5 класс ФГОС) | скачать бесплатно

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП  Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

  • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
  • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;
  • формирование понимания значения исторического и культурного наследия античного общества в мировой истории

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся.

Организует учащихся на работу в группах, обычно по 5 человек (пять команд), раздаёт листы – задания – 1 мин.

Приветствуют учителя. Занимают свои места по командам. Капитаны команд получают листы – задания

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, сегодня, в 21 в., есть что-либо, что мы используем из наследия древних греков? Почему?

Учитель обобщает и предлагает учащимся продемонстрировать свои знания  по истории Древней Греции – 3 мин.

Представители команд высказывают свои мнения, версии, вступая в диалог друг с другом, учителем; проявляют познавательную инициативу

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что нам предстоит сделать? – 1 мин.

Проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подумайте об этапах работы. – 1 мин.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания, поиск необходимой информации: знание исторических персоналий, хронологии Древнего мира, умение читать историческую карту по легенде

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 1( слайд №2) – «Разминка» - знание исторических  персоналий 4 мин

Правильные ответы: Геродот, Солон, Драконт, Перикл, Шлиман

Задание №2(слайд № 3) – Решение кроссворда – 10 мин.

Задание №3 (слайд № 5) – Текст с ошибками: «Найди ошибку» – 5 мин. Правильные ответы – слайд № 6

Задание №4(слайд №7) – Решение исторической задачи  - 3 мин.

Правильный ответ: Солон мог знать об Олимпийских играх, т.к. первые олимпийские игры состоялись в 776 г.до н.э., а о Солоне мы знаем, что он стал архонтом в 594 г.до н.э

Задание №5(слайд №8) – Работа с исторической картой  - 5 мин. Правильные ответы : Троя, Афины, Олимпия, Эгейское море, о. Крит

Задание №6(слайды №9,10) – Работа с историческими источниками Правильные ответы: Геракл, Гомер, Ахиллес, Милон

Задание №7(слайд №11) – «Дорисуй картинку» - 2 мин.

Правильный ответ: Скульптура древнегреческой богини Афины, которая обычно могла изображаться с копьём, щитом, совой и т.п.(варианты ответов могут быть разные, но выбранный командой атрибут должен быть обоснован)

Задание №8(слайд №12) – «Определите, кто это мог сказать» - 1 мин.

Правильные ответы: Солон, Атлант

Задание №9 -  командам предлагается написать, какие крылатые выражения , пришедшие к нам из Древней Греции, им известны – 5 мин. При проверке учащимся предлагается слайд №13,14

Во время работы учащихся над заданиями учитель проверяет, как работает каждая команда с тем, чтобы оценивание знаний и умений каждого учащегося было максимально объективно

Каждая команда самостоятельно отвечает на вопросы в листе – задании:

1.формирование умения оценивать исторические личности

2.работа с версиями, оценками.

3.умение проводить поиск необходимой информации по текстовым источникам

4.знать хронологию Древнего мира, умение работать  с исторической хронологией

5.умение определять географические названия указанных мест в истории Древней Греции на контурной карте

6.умение проводить поиск необходимой информации по историческим источникам, определять исторические персоналии

7.Умение работать с изобразительным источником, определить, кто изображён, как обычно изображалась представленная персона

8. Умение использовать знание исторических фактов для определения исторических персоналий

9.Умение использовать знания по истории и культуре других народов в общении с людьми и внешкольной жизни как основу диалога.

6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока?  Как вы оцените свою работу?

Учитель собирает листы-задания, подводит итоги. Определяет команду – победителя по количеству баллов, набранных командами во время урока, вручает призы за первое и второе места.

Завершение урока. – 4 мин.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные варианты ответов одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Каждая команда определяет, кто внёс наибольший вклад в её работу.

Узнали о том, как много оставила нам в наследство Древняя Греция

nsportal.ru

Презентация к уроку по истории (5 класс) по теме: Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира" | скачать бесплатно

 

nСемь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем.

 

 

Один очень интересный факт: из всех СемиИнтересные факты и характеристики:  чудес древнего света до наших дней  сохранилось только одно чудо – это пирамида Хеопса.nСтроительство пирамиды продолжалось 20 лет.

nНачато строительство было приблизительно в 2560 году до нашей эры.

nВход находится на высоте 15,63 метров.

nВысота пирамиды приблизительно 138,7 метров.

nДлина боковой грани со временем уменьшилась на 5 метров (с 230,33 м до 225 м).

nСредняя масса 1 каменного блока из которых состоит пирамида 2,5 тонны.

nСамый тяжелый каменный блок 15 тонн.

nВсего каменных блоков около 2,5 млн.

nОбщий вес пирамиды приблизительно равен 6,25 млн тонн.

 

 

Висячие сады СемирамидыnПравильное название этого чуда света - Висячие сады Амитис.

nПо сути висячие сады Семирамиды -это пирамида из 4 ярусов-платформ.

nПоддерживают ярусы 25 метровые колонны.

nНижний ярус – представляет собой неправильный четырехугольник (одна сторона 42 метра, другая 34).

nПирамида похожа на вечно цветущий холм, который был засажен редкими деревьями и цветами.

n

 

 

Храм Артемиды в Эфесе. nШирина храма была 51 метр.

nДлина 105 метров.

nВысота колонн 18 м.

nВсего колонн 127, которые располагались в 8 рядов.

nКаждая колонна была подарена царем. 127 колонн – 127 царей. (исходя из предания).

n

Статуя Зевса в Олимпии

 

nВесь храм, в котором находилась статуя Зевса, был сделан полностью из мрамора (даже крыша).

nХрам строился 10 лет, а статуя Зевса в нем появилась не сразу.

nАвтор скульптуры Фидий.

nДалее о создании статуи:

nФидий создавал статую в своей мастерской, которая была расположена в 80 метрах от самого храма.

nМастерская была построена около храма и была точно такая же по размеру, как и сам храм.

nФидий был очень придирчив к материалу, в особенности к слоновой кости, из которой было изготовлено тело Зевса.

nЭто был очень затратный проект по нашим меркам: однажды в храм пришел материал, который включал в себя как драгоценные камни, так и 200 кг чистого золота. Для справки – стоимость одного только золота, которое потребовалось для создания статуи, составила приблизительно 8 миллионов долларов.

nМавзолей в ГаликарнасеnСтроительство Мавзолея началось в 353г. до нашей эры.

nСтройкой управляла жена Мавсола – Артемисия.

nВ сооружении были задействованы два очень прославленных скульптора: Леохара, Скопаса.

nМавзолей простоял 19 веков.

nБыл разрушен в XIII веке землетрясением.

 Колосс Родосский. nПостроен в III веке до н. э. в городе Александрия.

nМаяк был построен вполне с обычной целью – для того, чтобы корабли не натыкались на рифы. Ночью кораблям помогало отражение языков пламени, а днем столб дыма.

nПервый в мире маяк.

nПростоял Александрийский маяк почти 1000 лет.

nКак и многие чудеса света древнего мира был разрушен землетрясением.

n

 

 

 

nsportal.ru

" Древний мир" (5 класс)

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по истории на тему: " Древний мир" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ СОШ С. КАЗАЯК ИГЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МАРЗУКОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА. УРОК ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: ДРЕВНИЙ РИМ.

2 слайд Описание слайда:

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима; Познакомиться с легендой об основании Рима; Выяснить, каким был политический строй в Риме; Развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

3 слайд Описание слайда:

ПЛАН УРОКА: 1. Легенда об основании Рима. 2. Город на семи холмах и его обитатели. 3. Какое управление было в древнейшем Риме.

4 слайд Описание слайда:

КАРТА ДРЕВНЕЙЩЕГО РИМА

5 слайд Описание слайда:

ПРИРОДА ДРЕВНЕЙЩЕГО РИМА. Город Рим возник на берегу реки ТИБР в ИТАЛИИ. В этой стране, расположенной на АППЕНИНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. Там теплый климат, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства, садоводства. Дождей выпадает больше, чем в Греции. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые строительным камнем и металлами.

6 слайд Описание слайда:

1. ЛЕГЕНДА ОБ ОСНОВАНИИ РИМА. Задание. Прочитайте параграф 44 на стр. 214-216 и ответьте на вопрос: Что здесь правда, а что здесь вымысел?

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

ГОРОД НА СЕМИ ХОЛМАХ

9 слайд Описание слайда:

РИМСКИЕ ХОЛМЫ

10 слайд Описание слайда:

Жилище римлян.

11 слайд Описание слайда:

ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ

12 слайд Описание слайда:

Занятия населения

13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

НАСЕЛЕНИЕ РИМА. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя ПАТРИЦИЯМИ. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев, в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли ПЛЕБЕЯМИ.

16 слайд Описание слайда:

ПАТРИЦИИ И ПЛЕБЕИ

17 слайд Описание слайда:

ЗАПИШЕМ ТЕРМИНЫ: ПАТРИЦИИ – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ РИМА. ПЛЕБЕИ – ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЗ ДРУГИХ ОБЛАСТЕЙ ИТАЛИИ.

18 слайд Описание слайда:

3. КАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЫЛО В ДРЕВНЕЙШЕМ РИМЕ.

19 слайд Описание слайда:

СЕМЬ РИМСКИХ ЦАРЕЙ

20 слайд Описание слайда:

ПОСЛЕДНИЙ РИМСКИЙ ЦАРЬ – ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ. Последний римский царь Тарквиний Гордый был изгнан из Рима со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.

21 слайд Описание слайда:

Реши тест: Рим расположен: А. на Балканском полуострове; Б. на севере Европы; В. в Италии; Г. в Западной Азии. Природно-климатические особенности Италии: А. каменистые почвы; Б. полноводные реки; В. суровые снежные зимы; Г. высокогорные пастбища.

22 слайд Описание слайда:

Тест: Предание гласит, что матерью Ромула и Рема была: А. волчица; Б. богиня Веста; В. богиня Гера; Г. весталка Рея Сильвия. Плебеи – это: А. переселенцы из других областей; Б. люди, обращённые за долги в рабство; В. народность, обитавшая к северу от Тибра; Г. потомки древнейших жителей Рима.

23 слайд Описание слайда:

Тест: В управлении Древнего Рима не принимали участие: А. цари; Б. стратеги; В. сенаторы; Г. мужчины-патриции.

24 слайд Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ: Что я узнал для себя на уроке? Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему? Комфортно ли мне было работать?

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-077241

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по истории Древнего мира "Древнейшие люди" (5 класс ФГОС)

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по истории Древнего мира "Древнейшие люди" (5 класс ФГОС)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Учебник Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Параграф 1

2 слайд Описание слайда:

1. Наши далёкие предки 2. Орудия труда 3.Древнейшие люди добывают пищу собирательством и охотой 4. Овладение огнём

3 слайд Описание слайда:

Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

4 слайд Описание слайда:

- Ребята, рассмотрите рисунок «Древнейшие люди» и предположите, кого учёные называют первобытными людьми? Устные ответы учеников, их мнения, ассоциации, предположения

5 слайд Описание слайда:

Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

6 слайд Описание слайда:

1. Наши далёкие предки Работа с картой Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более 2 миллионов лет назад.

7 слайд Описание слайда:

Практическое задание в рабочих тетрадях. Часть1 Стр.4-5 Задание № 3 Заполните контурную карту «Древнейшие люди на земле»

8 слайд Описание слайда:

Облик наших далёких предков Работа с текстом учебника и рисунком «Человек, живший миллион лет назад» с.11

9 слайд Описание слайда:

Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Ответы на вопросы по прочитанному материалу на стр.11: Какое лицо? Какая нижняя челюсть? Какой лоб? Какая походка? Какая речь?

10 слайд Описание слайда:

2. Орудия труда

11 слайд Описание слайда:

Подумайте

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

3.Древнейшие люди добывают пищу собирательством и охотой Собирательство: древнейшие люди искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц.

14 слайд Описание слайда:

3. Древнейшие люди добывают пищу собирательством и охотой Первобытные охотники гонят стадо зебр, в стаде есть больные, старые или совсем молодые животные. Они отстают от других животных. Охотники оглушают животное дубинами и убивают.

15 слайд Описание слайда:

4. Овладение огнём Работа с текстом учебника стр.12-13. Как человек овладел огнём? Как изменилась жизнь людей после овладения огня? (Устные ответы учеников)

16 слайд Описание слайда:

Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? (Устные ответы учеников) Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? (Устные ответы учеников)

17 слайд Описание слайда:

Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

18 слайд Описание слайда:

Объясните значение слов: Первобытные люди Орудие труда Собирательство Археолог Реконструкция

19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:

Параграф 1, вопросы и задания на стр.13. Заполните рабочую тетрадь стр.4-6

21 слайд Описание слайда:

Источники Учебник Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, Просвещение, 2017 Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. Часть 1. ФГОС Г.И. Годер, Просвещение, 2017 https://yandex.ru/images

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-632353

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку по истории (5 класс) на тему: презентации к урокам истории Древнего мира 5 класс | скачать бесплатно

Слайд 1

Проверка знаний г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Когда появились на Земле древнейшие люди?

Слайд 2

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Проверка знаний В чем было главное отличие древнейших людей от животных?

Слайд 3

Родовая община. Около …..тысяч лет назад появился на Земле вид человека - Homo sapiens ( человек )

Слайд 4

Словарь урока История- Виды исторических источников: …… Вспомогательные исторические дисциплины? Ледник- Стадо- Гарпун- Рубило-

Слайд 5

Закрепление Вера в богов и духов - … Изображение в пещерах почитаемых духов и богов … Поражение копьями нарисованных животных… Существа, которые являются фантазией древнейших людей - …

Слайд 6

Чем было вызвано появление искусства и религии? Вопросы учебника –стр. 20 1.ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ.

Слайд 7

Выберите правильный ответ- Древних людей живших в Южной Африке назвали Сначала древние люди жили... Основным занятием древ них людей было... Первый огонь древние люди получили... питекантропы Homo habilis австралопитеки на деревьях в пещерах в шалашах собирательство охота изготовление орудий ударяя камни трением палочек от лесных пожаров

Слайд 8

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Главные занятия первобытного человека

Слайд 9

Охота и собирательство

Слайд 10

Возникновение земледелия и скотоводства История Древнего мира 5 класс 21 .09.201 6

Слайд 11

План урока. 1.Появление мотыжного земледелия. 2.Приручение животных. 3.Появление ремесла. 4.Выделение знати. 5. Сверхъестественные силы.

Слайд 12

Мотыжное земледелие. Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена дают всходы. Люди стали сами сеять зерно. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства возникло земледелие. В земледелии применялись мотыги, каменный топор и серп. При помощи топора вы рубали деревья и кустарник, затем выкорчевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей. Он выступал в качестве удобрения.

Слайд 13

Первые земледельцы вскапывали землю и бросали в неё семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Растирая зерна на плоских камнях, получали муку. На углях очага пекли лепёшки. Мотыжное земледелие.

Слайд 14

Приручение животных. Мужчины иногда с охоты приносили домой детёнышей убитых животных. Они их выкармливали и приручали. Первым домашним животным стала собака, потом свиньи, овцы, козы и коровы. Так из охоты возникло скотоводство. Примерно, в то же время, что и земледелие. Жизнь человека теперь зависела от его собственного труда и умения.

Слайд 15

Появление ремесла. Из собранного урожая они научились готовить еду, а для этого нужна была посуда. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Ткачество, которое освоили женщины, позволили изобрести ткацкий станок. С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного и шерстяного полотна .

Слайд 16

Родовыми общинами управлял старейшина . Он следил за тем, чтобы все выполняли общественные работы. Под его руководством проходили празднества. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин . Выделение знати.

Слайд 17

Брачный союз старейшина Родовая община старейшина Родовая община Совет старейшин племя Племенной союз

Слайд 18

Сверхъестественные силы. Для первобытных людей все в природе было живым и одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами . Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться –нужно только обратить к богам просьбу- молитву. Изображения богов и духов назывались идолами. Идола старались задобрить жертвами.

Слайд 19

Закрепление Вера в богов и духов - … Изображение в пещерах почитаемых духов и богов … Поражение копьями нарисованных животных… Существа, которые являются фантазией древнейших людей - …

Слайд 20

Продолжи … Из собирательства ------------ Из охоты-----------------

Слайд 21

2 млн. лет назад – 40 тыс. лет назад- 10 тыс. лет назад – Проверь себя

Слайд 22

Д.З. параграф 4, вопросы,определения. Рабочая тетрадь- № 11 № 12

nsportal.ru

Презентация к уроку по истории (5 класс) по теме: Введение в курс история Древнего мира | скачать бесплатно

Слайд 1

Введение в курс «История Древнего мира» Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

План урока Что такое история и для чего ее изучают в школе ? Работа юного историка . Изучение истории в прошлом и настоящем . Исторические источники. Науки помощницы: - археология - этнография - антропология - нумизматика - геральдика

Слайд 3

Вопросы и задания 1. Какие книги вы читали о прошлом нашей страны и других стран? Какие кинофильмы и телепередачи смотрели? Что вы слышали об истории? 2. Попробуйте ответить, что изучают историки.

Слайд 4

Что такое история и для чего ее изучают в школе ? 1. История- наша общая память . Все мы помним, что произошло год назад, на прошлой неделе или вчера. У каждого есть своя память. Страшно даже представить, что произойдет, если мы забудем свое прошлое! Мы станем совсем беспомощными и погибнем. Ведь в памяти хранятся наши знания и опыт. Есть особая память. Она принадлежит не отдельному человеку, а всем людям, вместе взятым. Вы, наверное, знаете, что в 1941-1945 годах наша страна воевала с гитлеровской Германией. Но ведь вы родились намного позднее. Откуда же вам известно об этом? Из истории . История-это память всего человечества о своем прошлом.

Слайд 5

Что такое история и для чего ее изучают в школе ? 2. Что изучает история ? Представьте, что найдены окаменевшие кости древнего зверя, который жил на земле целых пятьдесят тысяч лет назад, - мамонта. Заинтересует ли эта находка историков? Нет. Ведь по этим костям ничего нельзя узнать о жизни древних людей. Однако, если кости мамонта найдены вблизи от золы древнего костра, если они разбитые и обгорелые, значит зверь стал добычей первобытных охотников. А это важно для ученых - историков. Ведь такая находка рассказывает о прошлом человечества. Запомните: история изучает не всякую древность, не любое прошлое, а только то, что связано с людьми. Историки изучают те времена, в которые на Земле жили люди, то с трех миллионов лет назад по вчерашний день .

Слайд 6

Что такое история и для чего ее изучают в школе ? 3. Для чего нужна история. Невежды иногда спрашивают: "Что толку в истории? Кому она нужна? Вот разные науки и техника приносят людям много пользы, создают новые вещи, машины. А историки попусту тратят время, изучая давно забытые времена. Зачем?" Это неверно. Никто не спорит: невозможно жить без разных наук и техники. Но уже тысячи лет назад наши мудрые предки поняли: прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем. Запомните: история учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире. Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников. Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бога. Однако они не могут согласиться с религиозными вымыслами, когда искажаются знания о прошлых веках. Запомните: историческое знание избавляет от заблуждений, не обижая при этом заблуждающихся людей . История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур.

Слайд 7

Что такое история и для чего ее изучают в школе ? 4. История сражается за правду и справедливость. В некоторых странах захватывали власть чрезвычайно жестокие люди. Они казнили и бросали в тюрьмы тех, кто боролся против их жестокого владычества. Историки вызывали у таких властителей особую злобу. Ученых арестовывали, их учеников преследовали, книги сжигали на кострах. Отчего же? Дело в том, что таким правителям нужны очень послушные рабочие, учители, солдаты. Владыки мечтают, чтобы люди, словно механические роботы, послушно выполняли любые повеления, верили любой лжи. А настоящий ученый-историк говорит правду. Он честно отвечает на вопросы и ненавидит обман. Запомните: история не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее .

Слайд 8

Работа юного историка . 1. О ваших принадлежностях. Рабочий на заводе, крестьянин в поле, инженер в лаборатории и космонавт на звездном корабле пользуются разными инструментами, приборами. Ваш труд—учеба. Здесь тоже не обойтись без нужных “инструментов”. На столе должно быть только то, что потребуется на уроке истории и ничего лишнего: -учебник и рабочая тетрадь по истории, -ручка и карандаши разных цветов, -дневник -учебник -хрестоматия (если это нужно) -контурные карты . .

Слайд 9

Работа юного историка . 1. О ваших принадлежностях. Для юного историка очень важно, чтобы в тетради был полный порядок. Она должна быть обернута и подписана так, как скажет учитель. Работу в тетради начинайте с даты. Не забывайте о полях. Никаких ненужных рисунков и посторонних записей не делайте. В конце тетради можете оставить 1-2 странички для словарика незнакомых слов и пометок. Никогда не вырывайте листов из тетради! Для этого у прилежного ученика есть черновик . Запомните: история, как и всякое познание, не терпит неаккуратности.

Слайд 10

Работа юного историка . 2. Берегите время. Собираясь в школу, проверьте, все ли на месте, не забыли ли вы чего-нибудь. Ведь если вы будете просить друг у друга забытую вещь на уроке, возникнет шум и потеряется драгоценное время. Каждую минуту надо беречь. Отвечайте обязательно с дневником и тетрадью. Без разрешения учителя не подсказывайте и не дополняйте ответ товарища. Не надо никому мешать непрошеной подсказкой. Учитесь слушать других и говорить. Ваш ответ должен быть четким. Если стоите у карты или таблицы, становитесь к ним правым боком. Показывая что-то указкой, держите ее в правой руке, чтобы спиной не заслонять то, что показываете. Запомните: каждую сбереженную вами минуту учитель использует, чтобы рассказать и показать что-то интересное.

Слайд 11

Работа юного историка . 3. О четкой и правильной речи. Нередко школьники жалуются: “Об этом я знаю, а вот рассказать не умею”. Очень плохо! Свою речь надо строить так, чтобы рассказ был не только безошибочным, но и увлекательным, чтобы вас слушали с интересом. Уже давным-давно люди поняли, как важно правильно говорить, и даже создали целую науку о произнесении речей. А есть ли правила речи для юного историка? Это не секрет, вот они: -Говорите просто и понятно. Если вы узнали где-то новое слово, но не поняли, что оно означает, спросите у учителя. Не употребляйте слов, не зная их смысла. - Говорите кратко. Не засоряйте своего сообщения лишними словами, которые мешают вас понять. Подчеркивайте интонацией самое главное, на что слушатели должны обратить внимание. -Говорите связно. Каждое предложение в вашей речи должно быть связано с тем, что вы сказали раньше, и с тем, что вы скажете потом. Не перескакивайте с одного вопроса на другой, не торопитесь. Но и не затягивайте ответ. -Говорите точно. Всегда называйте людей по именам, города - по названиям. Старайтесь не пользоваться вместо них словами “он” и “этот”, чтобы не возникло путаницы.

Слайд 12

Работа юного историка . 4. Правила рассуждений. Когда вы поставили перед собой цель и начали работу, не отвлекайтесь и доведите ее до конца. Во-первых, хорошенько запоминайте все, что вы прочли в книгах или услышали на уроке. Записывайте самое главное, собирайте иллюстрации и, с разрешения учителя, помещайте в тетради. Постоянно ищите и накапливайте новые знания. Во-вторых, делайте выводы. У юного историка должно быть собственное мнение обо всем, что он узнал. В-третьих, не держите свои выводы в секрете . Обсуждайте их с товарищами, рассказывайте о своих мыслях. Спорьте с тем, кто, по вашему мнению, не прав. Ведь старая пословица говорит, что в спорах рождается истина. Только даже в самых горячих спорах будьте вежливы и не обижайте собеседника !

Слайд 13

Работа юного историка . 1 . Перелистайте учебник и просмотрите, из каких разделов и рассказов он составлен. Обратите внимание, на какие части разделен каждый рассказ. 2 . Чем этот учебник отличается от других учебников, которыми вы пользуетесь в школе и дома? А чем он похож на них? 5. Вопросы и задания.

Слайд 14

Изучение истории в прошлом и настоящем . 2. Устная история в первобытные времена. Но первобытные люди не умели писать. Объяснить молодежи историю предков можно было лишь устно. Дети древних охотников заучивали наизусть длинные песни, обучались танцам, рассматривали рисунки на стенах пещер. Первобытные люди считали, что Землю создали боги, что боги заселили сушу зверями, а воды - рыбами. А потом будто бы от животных, рыб и птиц произошли люди. В охотничьих танцах юноши подражали повадкам зверей, которых считали своими предками. В песнях пели о давних подвигах богатырей, охотников и воинов, о славных предводителях. Это были интересные и увлекательные рассказы. Некоторые из древних сказаний и легенд дошли наших дней и очень дороги современному человеку. Устные истории со временем забывали, искажали. Правдивые воспоминания сменялись выдумками о богах, чудовищах. Поэтому запомните: первобытные сказания нельзя назвать настоящим историческим знанием .

Слайд 15

Изучение истории в прошлом и настоящем . 2. Устная история в первобытные времена. Обучение в первобытные времена. Рисунок современного художника Предположите, что хотел изобразить современный художник?

Слайд 16

Изучение истории в прошлом и настоящем . 3. История, записанная в древности . Прошли тысячелетия. Были изобретены буквы, появилась письменность. Самые важные события стали записывать, чтобы они не забывались. Народы стали лучше помнить собственное прошлое. “Отцом исторической науки” называют древнего греческого писателя Геродота . Он жил 2500 лет назад, объездил почти все известные ему страны, описал их природу и народы. Свое сочинение Геродот так и назвал: “История”. Потом появились и другие книги о прошлом. Их стали собирать и образовались целые библиотеки. В городе Александрия, например, было хранилище с десятками тысяч сочинений. Не каждый в древности мог научиться читать и писать. Для женщин это считалось необязательным. Не учились дети бедных крестьян. Ведь учеба требовала денег для уплаты учителям, свободного времени для занятий. А дети простых тружеников с утра до вечера помогали родителям в их труде. Лишь богатые и образованные люди писали и читали исторические сочинения.

Слайд 17

Геродот. Рисунок современного художника Геродот. Древнее изображение

Слайд 18

Изучение истории в прошлом и настоящем . 4. Исторические знания в новые времена. Положение изменилось, когда люди научились печатать книги тысячами штук на станках. Книги стали намного дешевле, их начали покупать не очень богатые люди. Первыми серьезными историческими сочинениями в нашей стране, вышедшими в печатном виде, были труды М.В.Ломоносова . Много столетий спустя изобрели железные дороги, пароходы, электростанции. Управлять сложной техникой могут только грамотные и образованные люди. Поэтому в разных странах возникли школы, институты и университеты. Там изучали не только технику, математику, химию, но и историю, литературу, искусство. Ученые совершали важные открытия, писали большие исторические сочинения. Правительства различных государств не жалели денег на изучение прошлого, они понимали, как нужна история. В это время в России жили и работали такие выдающиеся историки, как Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М.Соловьев и многие другие.

Слайд 19

М.В.Ломоносов. Н.М.Карамзин. В.О.Ключевский С.М.Соловьев

Слайд 20

Изучение истории в прошлом и настоящем . 5. Изучение истории в нашей стране после 1917 года. К сожалению, в нашей стране судьба науки оказалась тяжелой. В октябре 1917 г. к власти пришла партия большевиков . Её возглавлял В.И.Ленин . Началась война. Родину постигли голод и разруха. Многие историки, опасаясь за свою жизнь, уехали за границу. Потом во главе партии большевиков и нашего государства оказался И.В.Сталин . Он считал, что может обращаться с наукой, как заблагорассудится. Сталин давал историкам указания и распоряжения, как им надо работать. Чаще всего это приводило к заблуждениям и ошибкам. А тех, кто осмеливался возражать и отстаивать истину, наказывали, отправляли тюрьмы. Ленин и Сталин. Старинный плакат

Слайд 21

Изучение истории в прошлом и настоящем . 5. Изучение истории в нашей стране после 1917 года. Любая книга, написанная историком, должна была восхвалять мудрость партии и ее вождей - Ленина и Сталина. Советская историческая наука переживала труднейшие годы. Тяжелый удар по историческому знанию нанесла Великая Отечественная война (1941-1945). Профессоры, студенты, учителя оставили любимое дело и с оружием в руках защищали Родину. Многие героически погибли в боях. В 1956 г. после смерти Сталина его дела были осуждены. Ученые получили свободу и вернулись к любимой работе. Но еще целых тридцать лет историческое знание не могло развиваться в полную силу. Над многими очень важными вопросами ученым не разрешали работать. Тысячи документов были недоступны ученым. Конечно, и в это время историки трудились, не покладая рук, однако сделали вдесятеро меньше, чем могли бы. Обложка учебника, изданного в 1959 г.

Слайд 22

Изучение истории в прошлом и настоящем . В 1991-1993 гг. нашу Родину разделили на части. Страну сделали отсталой и нищей. Остановились заводы. Опустели поля. Ослабла и уменьшилась армия. Школы и науку привели в полный упадок - в том числе ухудшилось изучение истории. Как видите те из вас, кто захотят стать историками, изберут для себя интереснейшую, но и труднейшую профессию. Перед вами - непочатый край работы. Быть может, вы сможете восстановить могучее Отечество в былых границах и вернуть ему прежнее величие. Возможно, именно вы станете основателями новой отечественной науки, науки 21-го века, в том числе - истории! Старинный плакат

Слайд 23

Изучение истории в прошлом и настоящем . 1. Вопросы и задания. 1. Какими были знания о прошлом у первобытных людей? 2. Почему на протяжении многих столетий трудящиеся не могли знать истории своей страны и соседних государств? 3. Что вы узнали о современной истории и об историках?

Слайд 24

Исторические источники. Работа историка очень увлекательна и сложна. Он не только восстанавливает прошлое, но и рассказывает другим о прошлом. Все начинается с изучения документов и восстановления вещей, созданных предками. Как могучая река сливается из вод тысяч родников и источников, так и в наших знаниях о прошлом слиты знания из тысяч исторических источников. Запомните: историческим источником называется все, что создано нашими предками и что может рассказать их жизни. Найденный в земле старинный меч, древняя рукопись, старая монета, документальный фильм - все это исторические источники. Историки изучают их и как бы переносятся в прошлое. Ученые разделили исторические источники на группы: 1. Каковы исторические источники?

Слайд 25

Исторические источники.

Слайд 26

Исторические источники. Письменные источники Древние китайские иероглифы Древние глиняные таблички с письменами Рисунковая надпись американского индейца Страница старинной пергаментной книги

Слайд 27

Исторические источники. Одни из этих источников появились давно. Другие, такие как кино- и видеофильмы, возникли недавно. Одни созданы при помощи техники, другие - вручную. Но все сберегают память о прошлом. Определите к каким историческим источникам относятся эти изображения? Старинная рукопись. Наскальный рисунок древняя посуда и оружие

Слайд 28

2. Музеи и архивы. Исторические источники. В столицах разных государств есть большие музеи . Много их в Москве. В каждой области есть областной краеведческий музей. Словом "музей" в древности обозначали место, где будто бы жили богини искусства - музы . Там собирали лучшие картины и украшения, статуи и вазы. Позднее в музеях стали хранить различные старинные вещи. Самый известный музей нашей страны – Эрмитаж в Петербурге . Всемирно известен французский музей Лувр . Запомните: музеи - это места, где хранят исторические источники, показывают всем желающим, изучают их. Есть литературные музеи, где хранится память о каком-либо знаменитом писателе или поэте, например, А.С. Пушкине. В музее техники можно увидеть станки, машины, приборы и автомобили. В музее оружия собрано вооружение разных стран и народов. Все вещи, хранящиеся в музейных залах, очень ценны для ученых. В зале одного из краеведческих музеев нашей страны.

Слайд 29

Исторические источники. 2. Музеи и архивы. Музейные вещи называют экспонатами . Экспонаты нуждаются в заботливом уходе. Если какая-то вещь начинает разрушаться, музейные работники восстанавливают ее. Такая работа называется реставрацией . Письменные документы тоже следует хранить в особых помещениях - архивах . Там поддерживают одинаковую температуру и влажность. Работники архивов следят за сохранностью письменных источников и берегут их, чтобы древние рукописи и книги не портились. Выставка в Лувре Музейные экспонаты

Слайд 30

Исторические источники. 3. Личные коллекции. Многие ребята устраивают "домашние музеи", собирают коллекции старинных монет, книг, конвертов или других вещей. Коллекционирование - очень полезное дело, но и здесь есть свои правила: 1.Сначала решите, что именно вы будете собирать. Не пытайтесь коллекционировать все старые вещи подряд, иначе просто запутаетесь. 2. Коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранного. Иной раз одна редкая вещь стоит сотни обычных. 3.Коллекция обогащает не кошелек владельца, а ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим. Собиратель - это настоящий знаток, он может помочь всем, кто обратится за советом.

Слайд 31

Исторические источники. 4. Вопросы и задания. 1 . Что такое исторический источник? Какие источники вам известны?? 2. Расскажите о работе музеев и архивов. Посетите областной краеведческий музей и подготовьте рассказ о том, что вы увидели. 3. Для чего создаются школьные музеи? Есть ли музей в вашей школе? Если музей еще не создан, каким бы вы хотели его видеть? 4. Для чего собирают личные коллекции?

Слайд 32

Науки помощницы 1. Археология Археология - исследование ископаемых древностей. Человечество живет на Земле около трех миллионов лет. А письменностью пользуется только пять тысяч лет. Поэтому о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь может помочь только изучение археологических источников. Слово археология состоит из двух греческих слов: "архэ" и "логос". (По словарику в конце учебника или по "Словарю-справочнику по Всемирной истории для школьников" узнайте, что они означают.) Запомните: археологией называется историческое знание о найденных под землей и под водой следах человеческой жизни. Уже очень давно люди заметили, что в земле иногда обнаруживаются странные каменные остроконечники, ржавые ножи, бусины. Находки объясняли просто: говорили, по божьей воле эти вещи высыпались из грозовых туч. На самом деле, конечно, эти предметы сделаны руками предков. Но как же древние вещи попали под толщу почвы? Как оказались на дне моря?

Слайд 33

Науки помощницы 1. Археология Работа археологов. Является ли эта фотография историческим источником?

Слайд 34

Науки помощницы 1. Археология Археологические памятники. Иногда малообразованные люди считают, что археологов интересуют золото и драгоценности. Совершенно неверно! Научная ценность вещи измеряется вовсе не тем, из чего она сделана - из серебра или из глины. Главное, чтобы она могла побольше рассказать о своих древних создателях и хозяевах. Часто для археолога черепок глиняного кувшина дороже слитков золота. Археологи ищут знания, а не богатства. Ученые исследуют развалины городов и крепостей, поселков и отдельных домов, ищут остатки храмов, башен, изучают могилы, пещеры, мастерские ремесленников, шахты и рудники, каналы и дороги, клады. Все это - археологические источники, или археологические памятники прошлого. Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили. К примеру, сибиряки разрывали древние могилы - курганы, чтобы добыть драгоценности, переплавить и продать их. Все остальное считали ненужным хламом, безжалостно ломали и выбрасывали. По приказу императора Петра Первого прекратили разгром и грабеж древних памятников. Начались первые научные раскопки.

Слайд 35

Науки помощницы 1. Археология Археологические памятники в любом культурном обществе - всенародное богатство. Они охраняются законом. Запомните: за порчу археологических памятников наказывают как за тяжелое преступление. Самовольные раскопки и присвоение найденных вещей строго запрещены. Проводить разведку и раскопки могут только те, кому выданы на это разрешения. Археологические находки. Как вы считаете, что здесь изображено? Науки помощницы

Слайд 36

Науки помощницы 1. Археология Ученные археологи. А.П. Окладников А. В. Арциховский В. А. Городцов

Слайд 37

Науки помощницы Правила разведок и раскопок. 1. Археология Чтобы узнать, где проводить раскопки, надо сначала провести разведку и отыскать археологические памятники. Внимательные и опытные археологи отправляются в походы вдоль рек и к озерам, наблюдают и беседуют с местными жителями. Когда археологические памятники обнаружены, составляется карта-план будущих раскопок. Разведчик-археолог должен быть выносливым и умелым, отлично знать компас, фотоаппарат, карту. Археологам иногда помогают летчики. Часто с большой высоты проводится аэрофотосъемка . На фотографиях видны темные полосы на месте древних разрушенных стен, каналов или дорог. А ведь с поверхности земли ничего не просматривается! По аэрофотографиям водолазы ищут затонувшие корабли и поселения на дне морей и озер. Раскопки ведут осторожно, землю снимают лопатами, стараясь рыть тонкими слоями - не больше 5 сантиметров. Когда появляются первые находки, археологи берут специальные ножи и кисточки и осторожно расчищают вещи. Их работа очень аккуратна и точна. Все найденное тут же бережно упаковывают. Иногда даже просеивают землю, чтобы не пропала ни одна мелкая находка.

Слайд 38

Науки помощницы 1. Археология Археологические находки .

Слайд 39

Науки помощницы 2. Этнография. Чтобы лучше знать прошлое, историки обращаются помощью к разным отраслям знания - "помощницам". Одной из таких отраслей является этнография . (При помощи словарика в конце учебника переведите это слово.) Запомните: этнография описывает жизнь, быт и обычаи разных народов. Ученые выезжают в экспедиции и там записывают народные песни, сказки, пословицы. Они также изучают танцы, узоры на одежде и коврах, посуду, жилье, изделия ремесленников и многое другое. Этнографов интересует, как старинные обычаи и народное искусство сбереглись до наших дней. Представитель народа маори, живущего в Новой Зеландии. Рисунок этнографа

Слайд 40

Науки помощницы 2. Этнография. Некоторые племена Земли до сих пор живут, как и в глубокой древности: южноамериканские индейцы, эвенки, австралийцы, африканцы. Внимательно наблюдая за их жизнью, этнографы помогают историкам представить, как жили наши далекие предки. Выдающийся русский этнограф прошлого века Н.Н.Миклухо-Маклай всю жизнь посвятил изучению папуасских племен. "Добрым белым человеком с Луны" прозвали его папуасы. Он написал большую книгу о том, как жители джунглей охотятся, трудятся в поле, строят хижины, справляют праздники. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что отсталые племена, хотя и живут первобытной жизнью, но имеют богатую культуру, гостеприимны и честны. Н. Н. Миклухо-Маклай (1864-1888)

Слайд 41

Науки помощницы 2. Этнография. Хижина Миклухо-Маклая в Гарагасси Папуасский топор с клинками из раковин

Слайд 42

Науки помощницы 2. Этнография. Марамай, папуас с о. Били-Били Папуас из деревни Марагум-Мана

Слайд 43

Науки помощницы 2. Антропология. Люди не всегда выглядели так, как теперь. Наши предки были животными и за миллионы лет превратились в людей! При этом, конечно, они очень изменились. Изучая окаменелые кости наших древнейших предков, ученые выясняют, как происходило очеловечивание. Запомните: историческая наука, которая изучает, как и почему изменялись люди в прошлом и каков облик людей сейчас, называется антропологией. Восстановленный М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу облик первобытного мальчика, умершего много тысяч лет назад

Слайд 44

Науки помощницы 2. Антропология. Останки людей могут рассказать очень многое. Особенно важны для ученых кости головы. Ученые даже научились восстанавливать по черепам лица давно умерших людей. Советский ученый М.М.Герасимов долго и упорно изучал, как устроены скелеты и черепа. Он установил, что не бывает совершенно одинаковых скелетов. Кости мужчин отличаются от костей женщин, скелет европейца отличается от скелета азиата, череп юноши отличается от черепа старика. И опытному антропологу сразу видны эти различия. По зубам можно установить, чем питался древний человек, по костям рук и ног - чем болел и когда умер. Череп подсказывает, какими были исчезнувшие глаза, губы, волосы. Постепенно антропологи восстанавливают полные портреты предков. Так выглядела женщина, жившая на территории нашей страны три с половиной тысячи лет назад. Восстановлено учеными-антропологами

Слайд 45

Науки помощницы 3. Нумизматика. Две тысячи семьсот лет назад в древнем мире впервые появились металлические деньги . На них изображали звезды, растения, оружие, животных. Но чаще всего на лицевой стороне находились имена и портреты правителей. В древнем Римском государстве деньги чеканили только в храме богини Монеты. Именно поэтому металлические деньги до сих пор называются монетами . Деньги - важнейший исторический источник. Их изучает особая наука - нумизматика. Монеты иногда чеканили в честь больших военных побед, важных событий. Если историки установят, что в какое-то время изготовлено много монет, значит можно предположить, тогда люди жили хорошо и вели оживленную торговлю. Если же монеты, наоборот, припрятывали в укромных местах, значит, наступали тяжкие времена. Древние монеты, обнаруженные вблизи современного города Белгорода-Днестровского

Слайд 46

Науки помощницы 3. Нумизматика. Древние римские монеты. Деньги, применявшиеся в нашей Родине до 1991 г. Современные деньги 1997 г. Металлические современные деньги

Слайд 47

Науки помощницы 4. Геральдика. В древнюю пору у многих знатных людей имелись гербы - особые рисунки, рассказывавшие о знатности рода и о подвигах предков. Есть отрасль истории, которая изучает дошедшие до наших дней старинные гербы и печати и многое узнаёт об их владельцах. Это наука называется геральдика Герб и флаг нашей страны в 1900 г.

Слайд 48

Науки помощницы 4. Геральдика. Герб и флаг нашей Родины с 1947 по 1991 г. Герб и флаг современной России

nsportal.ru