Политический режим древнего китая. Государственное устройство и политическая система Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Политическое устройство Китайской Народной Республики. Политический режим древнего китая


32 Политическая история Китая в эпоху средневековья.

В Китае рано сложились феодальные отношения, В конце 1 века, нач.2в Сложилась феодальная собственность на землю и оформилась система надельного землевладения на гос. Земле, В начале 4вкитайская государственность испытывает процес сдецентрализации, вступает в эпоху междуусобных феодальных войн. Складывание сильного централизованого гос-ва в 6в, Династия Тан. Раньше чем в западной Европе. Китайской гос-ти свойственна сложная иерархичная структура, Был гос. Совет. На должности гос. Совета назначались члены правящей династии и влиятельных сановников главы отраслевых органов управления. Возглавил гос. Совет 2 канцлера левый и правый, они курировали опр. Ведомства.

Левый- ведомства чинов, обрядов и финансов.

Правый Курировал военную, судебную и ведомства общественных работ.

Палата инспекторов за центральным и местным аппаратом.

Местное управление в Китае в дифференциации территориальных уровней: провинции, круга, уезды. Руководители органов управления назначались из центра. На низовом уровне управление осуществляется выборные старосты которые контролировались уездными чиновниками на местном уровне-вертикаль отрасли управления включала 3 основные службы.

Административная

Военная

Надзорно контрольная.

8в-наивысший расцвет, 9в- период феодальной раздробленности, 13в завоевания Китая монголами.

Развитие феодальных отношений началось в Китае до нашей эры. Процесс этот был заторможен существованием так называемой надельной системы. Законом о государственных наделах, изданным во второй половине III в. н. э., вся земля была объявлена государственной. Крестьянам предоставлялось два надела: один обрабатывался ими для

себя, другой - для государства.Государственность конфуцианского Китая осталась примером долголетия и устойчивости государственной модели. Средневековому Китаю свойственна система тотального контроля государства. Рабство в Китае просуществовало до революции, ликвидированное в это время законодательным путем. Сильная централизованная государственная власть в Китае имела прочные традиции. Ее важнейшая ее черта - право верховной собственности на землю. «Земледелие, торговля и управления – три основные функции государства». В Китае сформировался государственный феодализм. Правительство делало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Надельная система способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной.Существование надельной системы сдерживало,но не могло остановить развития частного феодального землевладения. Законами 763 и 780 гг. она была отменена. Земельные приобретения феодалов были фактически легализованы. Китайское феодальное право было устойчивым.

Его основные нормы сохранялись в течение веков.Огромную роль в формировании и применении китайского права сыграло учение Конфуция, ставшее официальным мировоззрением китайского народа.Отступление от конфуцианских правил признавалось преступлением. В соединении с культом предков, привязывавшим крестьянина к земле, учение Конфуция закрепляло наличные общественные отношения. В Китае не раз предпринимались большие работы по кодификации права (среди них можно выделить большой свод законов Танской империи (VII в.)). В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция.

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, регламентируя людей во всех сферах общественной жизни.Во времена правления династии Тан военнообязанными мужчины считались до достижения 60 лет. С VII! в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии. В Минской империи сохранялась старая система «войск округов» и пограничных гарнизонов, основной

состав которых формировался из поселенцев-военных, имевших надел, несущих службу до глубокой старости. Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников, назначался генералом или даже генералиссимусом. Местные командующие войсками в минском Китае контролировались чиновниками, назначаемыми на определенный срок из центра. В XV в. Была создана должность «главного военного координатора», осуществляющего контроль над всеми местными тактическими военными службами.

studfiles.net

Политическое устройство Китая

Орган управления военными делами государства - Центральный Военный Совет;

Государственные судебные органы - Верховный Народный Суд, местные народные суды различных ступеней и специальные народные суды;

Органы государственной прокуратуры - Верховная Народная Прокуратура, местные народные прокуратуры различных ступеней и специальные народные прокуратуры.

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП)

Основой политической системы КНР является всекитайской собрание народных представителей. ВСНП—высший орган государственной власти Китая. В ВСНП входят представители, избранные на провинциальном уровне, а также на уровне автономных районов, городов центрального подчинения и особых административных районов, а также представители от армии. ВСНП обладает законодательной властью и решает важные вопросы, касающиеся политической жизни страны.

Срок полномочий ВСНП – 5 лет. Его сессии созываются раз в год. В промежутках между сессиями функции ВСНП исполняет Постоянный Комитет ВСНП.

Председатель Китая

Председатель КНР совместно с Постоянным Комитетом ВСНП осуществляют высшую государственную власть в стране.

Госсовет КНР и соответствующие министерства

Госсовет КНР – центральное народное правительство, является высшим административным органом государства. Госсовет проводит в жизнь законы и постановления, разработанные Всекитайским Собранием Народных Представителей и его Постоянным Комитетом. Госсовет имеет право в пределах своих полномочий определять административные меры, вырабатывать административно-правовые акты, издавать постановления и распоряжения.

Госсовет ответствен перед ВСНП и его Постоянным Комитетом и подотчётен им.

В состав Госсовета входят: Премьер Госсовета, заместители Премьера, члены Госсовета, министры, представители комитетов, главный ревизор и ответственный секретарь.

При Госсовете функционируют 28 министерств и комитетов, управление аудита и органы, находящиеся в непосредственном подчинении у Госсовета.

Центральный Военный Совет КНР

Центральный Военный Совет КНР является высшим государственным военным органом, несёт ответственность за руководство вооруженными силами КНР.

Председатель Совета избирается Всекитайским Собранием Народных Представителей. Председатель несёт ответственность перед ВСНП и его постоянным комитетом.

Срок полномочия Центрального Военного Совета составляет 5 лет. Срок полномочий может быть продолжен, без ограничений.

Китайские Вооруженные Силы состоят из Народной Освободительной Армии Китая (НОАК), Народной вооружённой милиции Китая и народного ополчения. НОАК является регулярной армией государства. Народная вооружённая милиция Китая несёт ответственность за защиту безопасности граждан и обеспечение общественного порядка. Народное ополчение является организацией, относящейся к массовым вооруженным силам страны, не освобожденным от производства.

Народный суд

Народный суд – это государственный судебный орган.

В Китае есть Верховный народный суд. В провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения заседают народные суды высшей инстанции. Есть также народные суды средней и низшей инстанций.

Верховный народный суд – это высший государственный судебный орган. Он имеет самостоятельную юрисдикцию и является высшим органом контроля над местными судами и специальными народными судами разных уровней.

Верховный народный суд докладывает о своей работе ВСНП и его Постоянному Комитету. Председатель Верховного народного суда, заместитель председателя и члены судебного комитета назначаются ВСНП.

Ответственность Верховного народного суда: он рассматривает апелляции и встречные иски, проверяет приговоры по высшей мере наказания и решения народных судов разных уровней, определяет сущность преступлений, не предусмотренных уголовным кодексом, разъясняет и решает соответствующие юридические проблемы и т. д.

Прокуратура

Прокуратура – государственный юридический орган контроля.

Она осуществляет надзор, ведет дела об измене и расколе Родины и по другим серьезным преступлениям. В ее ответственность входит также решение дел, расследуемых органами общественной безопасности; предъявление и поддержка обвинения в отношении уголовных дел и контроль за действиями органов общественной безопасности, народных судов и камер предварительного заключения.

Народная прокуратура осуществляет надзор, в который не вмешиваются административные органы, общественные организации и отдельные граждане.

В Китае есть Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры и специальные прокуратуры.

Китайские народные прокуратуры делятся на четыре уровня. А именно: низовой, средний, высший и верховный. Верховная народная прокуратура осуществляет самый высокий государственный прокурорский надзор и от имени государства осуществляет также самостоятельный надзор. За ее работу отвечает Постоянный Комитет ВСНП.

Партийная система

Китай является многопартийной страной. помимо правящей Компартии Китая, имеются еще 8 политических партий, которые именуются "демократическим партиями"

Коммунистическая партия Китая, созданная 1 июля 1921 года в Шанхае является правящей партией Китая и представляет интересы всего китайского народа.

В Китае, помимо Коммунистической партии, имеются еще 8 демократических партий. Все они были образованы еще до провозглашения Китайской Народной Республики, в политическом плане они поддерживают КПК. Как КПК, так и все демократические партии должны в своей деятельности придерживаться принципа соблюдения Конституции. В организационном плане все демократические партии являются независимыми. В рамках Конституции они пользуются политической свободой, организационной автономией и равенством перед законом. Основной курс, на котором основано сотрудничество КПК с демократическими партиями, гласит: «длительное сосуществование, взаимный контроль, полная искренность друг к другу, готовность делить славу и позор».

Демократические партии участвуют в политическом управлении. Это участие включает: участие во властных структурах, участие в консультациях, касающихся важных курсовых и политических установок и выдвижения кандидатур на высшие посты государства, участие в управлении государственными делами, участие в выработке и проведении курсовых и политических установок, законов и законоположений государства.

Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК)

Всякий раз, когда наступает необходимость принять какое-то важное решение, касающееся государственных или национальных интересов, в качестве правящей партии Коммунистическая партия Китая, как правило, консультируется с представителями различных национальностей, политических партий, общественных кругов и беспартийных деятелей, с тем чтобы достичь единого понимания, на основе которого вырабатывается решение. Это и есть порядок многопартийного сотрудничества и политических консультаций, осуществляемых под руководством КПК.

Народный политический консультативный совет Китая является важным органом многопартийного сотрудничества и политических консультаций, возглавляемых КПК, важной формой развития социалистической демократии в политической жизни Китая.

В состав Всекитайского Комитета НПКСК входят представители от КПК, демократических партий, беспартийные, представители народных объединений, национальных меньшинств и представители широкой общественности, а также представители Особого Административного Района Сянган, Особого Административного Района Аомэнь, соотечественники на Тайване, и вернувшиеся эмигранты, также и специально приглашенные лица. Срок полномочия НПКСК – 5 лет.

В полномочия Всекитайского комитета НПКСК и местных комитетов входят: проведение политических консультаций, а также осуществление демократического контроля и участие в работе правительства.

Проведение политических консультаций осуществляется в целях принятия предварительных решений и проведения политических установок по важным политическим, экономическим, культурным и особым вопросам государственного и регионального курса. Учитывая предложения КПК, Постоянного Комитета ВСНП, народного правительства, демократических партий и народных организаций, Всекитайское собрание НПКСК и местные комитеты проводят заседания и консультации при участии представителей от различных партий и организаций, представителей нацменьшинств и различных слоев китайского общества. Они также предлагают вышеупомянутым органам провести обсуждения по многим важным проблемам страны.

Конституция Китая

Существующая Конституция Китая была принята и введена в действие 4 декабря 1982 года на 5-ой сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва.

Основные положения Конституции относительно политического строя Китая. 1. Основные принципы политической системы Китая

1) Коммунистическая партия Китая является единственной правящей партией в Китае.

Китайская Народная Республика была основана Коммунистической партией Китая. Коммунистическая партия Китая была, есть и будет руководителем китайского народа.

2) Демократическая диктатура народа.

Государство по своему характеру является народно-демократической диктатурой, возглавляемой рабочим классом и основанной на союзе рабочихи крестьян.

Народно-демократическая диктатура - суть диктатура пролетариата.

Рабочий класс – это руководящий класс страны, а крестьянство – как союзник рабочего класса, тоже является руководящим классом.

3) Социалистический строй.

Социалистический строй, руководимый рабочим классом и основанный на рабоче-крестьянском союзе, является основополагающим строем КНР.

Любая организация или личность, подрывающая социалистический строй, является врагом государства и народа.

4) Вся власть принадлежит народу.

Вся власть в стране принадлежит народу.

Органами, через которые народ осуществляет государственную власть, является Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.

Народ через различные каналы и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами страны.

В Едином фронте, руководимом Коммунистической партией Китая, принимают участие различные демократические партии и народные организации, все социалистические труженики, патриоты, поддерживающие социализм и патриоты, выступающие за воссоединение родины.

Единый фронт будет непрерывно укрепляться и развиваться в ходе политической, общественной деятельности и дружественных связей с зарубежными странами, а также в борьбе за модернизацию страны, в защиту единства и сплоченности страны.

Народно-политический консультативный совет Китая является органом Единого фронта, имеющим широкое представительство.

5) Основные задачи и цели государства.

Следуя пути строительства социализма с китайской спецификой, сконцентрировать силы на строительстве социалистической модернизации; под неизменным руководством Коммунистической партии Китая все народы страны, ведомые марксизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина, неуклонно придерживаются народно-демократической диктатуры и социалистического пути, последовательно следуют курсом на реформы и открытость, непрерывно совершенствуют различные системы социализма, развивают социалистическую рыночную экономику, развивают социалистическую демократию и совершенствуют социалистическую законность, с тем чтобы собственными силами, в ходе упорной борьбы постепенно осуществить модернизацию промышленности, сельского хозяйства, обороны и науки и техники страны, превратить Китай в богатую, процветающую, демократическую и культурную социалистическую страну.

6) Демократический централизм.

Организационным принципом государственных органов является демократический централизм.

Собрания народных представителей всех ступеней формируются путем выборов.

Собрания народных представителей всех ступеней утверждают основополагающий курс и политику страны, избирают государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры.

7) Вооруженные силы принадлежат народу.

Вооруженные силы КНР принадлежат народу.

Задачей вооруженных сил является укрепление обороны страны, сопротивление внешней агрессии, защита Родины, защита мирного труда населения, участие в деле строительства страны, служение народу.

8) Правовое управление страной.Все лица, партийные и общественные организации должны рассматривать Конституцию как основную норму своей деятельности, никто не должен выходить за рамки Конституции и законов и пользоваться привилегиями.

За любые нарушения Конституции и законов необходимо привлекать к ответственности.

Осуществлять правовое управление страной, строить социалистическое правовое государство.

9) Система районной национальной автономии.

Все национальности страны равноправны.

Запрещаются дискриминация и угнетение в отношении любой национальности, а также действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями и их раскол.

2. Статус и права граждан в политической жизни страны.

1) Все граждане равны перед лицом закона.

2) Право избирать и быть избранным

Все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными.Исключение составляют лица, лишенные политических прав согласно закону.

3) Свобода мышления и свобода слова.

Граждане имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций.

4) Свобода вероисповедания

Граждане пользуются свободой вероисповедания.Любой государственный орган, общественная организация или отдельное лицо не вправе принуждать граждан исповедовать или не исповедовать религию.

5) Свобода личности неприкосновенна.

Любой гражданин не может подлежать аресту, кроме как органами общественной безопасности с санкции или по решению прокуратуры или по постановлению суда.

Запрещается незаконное лишение граждан свободы личности или ограничение этой их свободы путем незаконного заключения их под стражу или другими способами.

Запрещается незаконно производить личный обыск гражданина.

Честь и достоинство граждан, а также их жилище неприкосновенно.

6) Свобода переписки

Свобода и тайна переписки гражданина охраняются законом.

Никаким организациям или отдельным лицам не разрешается ни под каким предлогом посягать на свободу и тайну переписки, за исключением тех случаев, когда в интересах государственной безопасности или в целях расследования уголовного дела органы общественной безопасности или органы прокуратуры в установленном законом порядке ведут проверку переписки.

7) Право критики и внесения предложений.

Граждане имеют право критиковать любые государственные органы и любых государственных работников, а также вносить предложения; обращаться в соответствующие государственные органы с жалобой, обвинением или разоблачением относительно любых государственных органов и государственных работников по поводу нарушения ими закона или служебного долга.

8) Предъявление государству требования о компенсации.

Граждане, потерпевшие ущерб из-за посягательства на их гражданские права со стороны государственных органов и государственных работников, имеют право на получение компенсации согласно закону.

9) Право на труд

Граждане имеют право на труд и обязаны трудиться.

Государство всеми способами создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда и на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние тружеников.

10) Право на социальное обеспечение.

Граждане имеют право на получение от государства и общества материальной помощи в старости, а также в случае болезни или утраты трудоспособности.Государство и общество обеспечивают воинов-инвалидов, выдают пособия семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих.Государство и общество оказывает помощь слепым, глухонемым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, в налаживании быта и получении образования.

11) Право на образование

Граждане имеют право на образование и обязаны учиться.

12) Право на свободу научной и творческой деятельностиГраждане пользуются свободой научных исследований, свободой литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры.

13) Равноправие мужчин и женщин

Женщины пользуются равными с мужчинами правами в политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни.

14) Супруги обязаны осуществлять плановое деторождение.

15) Граждане согласно закону обязаны платить налоги.

16) Граждане обязаны нести воинскую службу, принимать участие в народном ополчении.

Толкование, пересмотр Конституции и контроль за ее соблюдением.

1. Относительно толкования Конституции.

Право толкования Конституции принадлежит Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей.

Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей обычно дает толкование Конституции путем разработки законов, опубликования решений и резолюций.

2. Относительно пересмотра Конституции.

Всекитайское собрание народных представителей имеет право пересмотра Конституции.

Изменения в Конституцию принимаются большинством в 2/3 голосов всех депутатов ВСНП по предложению Постоянного комитета ВСНП или не менее 1/5 общего числа депутатов ВСНП.

3. Система контроля за соблюдением Конституции.

Всекитайское собрание народных представителей исполняет обязанности контроля за соблюдением Конституции; Постоянный комитет ВСНП исполняет обязанности толкования Конституции, а также контроля за ее соблюдением.

Всекитайское собрание народных представителей имеет право изменять или отменять толкование Конституции, сделанное Постоянным комитетом ВСНП.

www.best-country.org

Государственное устройство и политическая система Китая — Страны Мира

Согласно Конституции Китайская Народная Республика — социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом через КПК и основанное на союзе рабочих и крестьян. Действует Конституция 1982. В неё вносились поправки, в частности, в 1988 в них были легализованы частные хозяйства и установлена возможность передачи права землепользования, в 1993 была закреплена задача осуществления «программы 4 модернизаций», многопартийного сотрудничества под руководством КПК и строительства рыночной экономики при сохранении регулирующей роли государства.

Административное деление: в состав КНР входят четыре города центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин; 22 провинции — Хэ-бэй, Шаньси, Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Цзян-су, Чжэцзян, Аньхуэй, Фуцзянь, Цзянси, Шаньдун, Хэнань, Хубэй, Хунань, Гуандун, Хайнань, Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань, Шэньси, Ганьсу, Цинхай; 5 автономных районов — автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ), Гуанси-Чжуанский автономный район (ГЧАР), Тибетский автономный район (ТАР), Нинся-Хуэйский автономный район (НХАР), Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), а также особый административный район Сянган (ОАР Сянган), особый административный район Аомэнь (ОАР Аомэнь) и провинция Тайвань.

Наиболее крупные города (млн чел. без населения прилегающих уездов): Пекин, Шанхай (9,862), Чун-цин (6,609), Тяньцзинь (5,325), Ухань (4,411), Харбин (4,35), Гуанчжоу (4,361), Шэньян (4,333), Чэнду (3,459), Нанкин (3,095), Чанчунь (2,878), Сиань (2,858), Далянь (2,754).

Высший орган законодательной власти — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), на местах — местные Собрания народных представителей (СНП) различных ступеней. Высший орган исполнительной власти — председатель КНР (глава государства), Госсовет КНР (Центральное народное правительство). Консультативный орган — Народный политический кон- сультативный совет К. (НПКСК). Глава государства — председатель КНР Ху Цзиньтао. Премьер Госсовета КНР — Вэнь Цзябао. Глава Постоянного комитета ВСНП — У Банго. Глава НПКСК — Цзя Цинлинь.

В ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и Вооружённых сил. Депутаты ВСНП избираются на срок 5 лет. Сессии ВСНП обычно созываются Постоянным комитетом ВСНП раз в год. ВСНП осуществляет следующие функции: 1) вносит изменения в Конституцию КНР, осуществляет контроль за её исполнением, принимает государственные законы и вносит в них изменения; 2) избирает председателя и заместителя председателя КНР, утверждает кандидатуры премьера и заместителя премьера Госсовета КНР, членов Госсовета КНР, министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата Госсовета, избирает председателя Центрального военного совета (ЦВС) и утверждает кандидатуры других членов ЦВС, избирает председателя Верховного народного суда и генерального прокурора, а также имеет право смещать всех вышеуказанных лиц; 3) рассматривает и утверждает план социально-экономического развития страны, отчёт о его выполнении, государственный бюджет и отчёт о его исполнении, утверждает образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, утверждает создание особых административных районов и их режим, решает вопросы войны и мира, изменяет или отменяет утратившие силу постановления ПК ВСНП; 4) осуществляет другие функции высшего органа государственной власти. Постоянно действующим органом ВСНП является Постоянный комитет ВСНП (ПК ВСНП), который осуществляет функции высшего органа государственной власти в перерывах между сессиями ВСНП. ПК ВСНП заседает раз в 2 месяца. Председатель ПК ВСНП и его заместители могут занимать эти должности не более чем 2 срока подряд (каждый срок — 5 лет). ПК ВСНП осуществляет следующие функции: 1) принимает законы и вносит в них изменения, за исключением тех, которые должны приниматься ВСНП; 2) даёт толкование Конституции и законов, отменяет акты, постановления и распоряжения центральных и местных исполнительных органов и местных законодательных органов, противоречащие Конституции, законам и административно-правовым актам;

3) осуществляет контроль за работой высших исполнительных органов государства, утверждает и назначает руководителей центральных исполнительных, военных и судебных органов; 4) рассматривает необходимые поправки к государственному плану и принимает решения по вопросам текущей государственной деятельности, а также выполняет другие функции, возложенные на него ВСНП.

Председатель и заместитель председателя КНР избираются ВСНП. Ими могут быть избраны граждане КНР, достигшие 45 лет. Срок их полномочий — 5 лет, и они не могут занимать эти должности более чем 2 срока подряд. Председатель КНР на основании решений ВСНП и ПК ВСНП публикует законы, назначает и смещает премьера Госсовета КНР, заместителей премьера, министров, председателей комитетов, награждает государственными орденами, публикует указы о помиловании, о введении военного положения, объявляет о состоянии войны, публикует указы о мобилизации, ратифицирует и денонсирует договоры и соглашения, заключённые с иностранными государствами.

Госсовет КНР, или Центральное народное правительство, является исполнительным органом государства, высшим государственным административным органом. Госсовет утверждается на сессии ВСНП и ему подотчётен, в перерывах между сессиями ВСНП подотчётен ПК ВСНП. В состав Госсовета входят премьер, заместители премьера, члены Госсовета, министры, председатели комитетов, главный ревизор и начальник секретариата. Срок их полномочий — 5 лет не более чем 2 срока подряд. Госсовет после проведённой в марте 2003 на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва реформы включает секретариат, 22 министерства и 4 комитета, Народный банк К., ревизионный орган и несколько вспомогательных и рабочих учреждений. Госсовет осуществляет следующие функции: 1) на основе Конституции и законов определяет административные мероприятия, издаёт подзаконные акты; 2) вносит предложения на рассмотрение ВСНП или ПК ВСНП; 3) определяет задачи органов Госсовета, осуществляет единое руководство работой министерств и комитетов, местных государственных административных органов по всей стране; 4) составляет и осуществляет план социального и экономического развития страны, государственный бюджет, руководит и управляет работой в области экономики, решает другие вопросы развития народного хозяйства; 5) утверждает территориальное деление административных райо- нов страны; 6) рассматривает и принимает решения о штатах административных органов, назначает, смещает и обучает административный персонал.

Органами государственной власти и государственными административными органами на местах являются местные СНП и народные правительства, которые создаются в соответствии с административным делением. СНП (включая их постоянные комитеты на уровне уезда и выше) и народные правительства создаются в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения, автономных округах, уездах, автономных уездах, городах; городских районах, волостях, национальных волостях и посёлках. Срок полномочий СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов и городов с районным делением — 5 лет; СНП уездов, автономных уездов, городов без районного деления, городских районов, волостей, национальных волостей и посёлков — 3 года. Депутаты СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов и городов с районным делением избираются СНП на ступень ниже; депутаты СНП уездов, автономных уездов, городов без районного деления, городских районов, волостей, национальных волостей и посёлков избираются непосредственно избирателями. Местные народные правительства являются исполнительными органами местных СНП, государственными органами на местах. Губернаторы провинций, председатели автономных районов, начальники округов, уездов, районов, волостные и поселковые старосты несут ответственность за работу своих народных правительств.

Народный политический консультативный совет К. (НПКСК) был создан в январе 1946 в Чунцине (тогда он назывался Политическим консультативным советом (ПКС), переименован в НПКСК в сентябре 1949 в Пекине). НПКСК является организацией Единого патриотического фронта китайского народа, органом содействия демократии и осуществления взаимного контроля политических партий в политической системе К. Единый фронт состоит из представителей Коммунистической партии К. (КПК), различных демократических партий, беспартийных демократов, представителей общественных организаций и общественных деятелей, этнических меньшинств, соотечественников с Тайваня, Сянгана (Гонконга) и Аомэня (Макао), китайцев, проживающих за границей. НПКСК проводит консультации по главным направлениям государственной политики и важным проблемам страны, осуществляет контроль за работой КПК, народными правительствами и другими государственными органами, выступает с предложениями и критическими замечаниями. Обычно НПКСК обсуждает проблемы в период работы ВСНП и по итогам обсуждения на сессии доводит своё мнение до сессии ВСНП перед принятием решения по важным вопросам.

Коммунистическая партия К. (КПК) образована в июне 1921 в Шанхае. Со времени образования КНР в 1949 является правящей партией, насчитывает св. 58 млн чел. На XIV съезде КПК (сентябрь 1997) теория Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой была утверждена как руководящая идея КПК, выработана Основная программа партии на начальной стадии социализма, разработаны основные цели и политические принципы развития экономики, политики и культуры. В принятой на XVI съезде КПК (ноябрь 2002) новой редакции Устава генеральная задача партии состоит в том, чтобы в сплочении со всеми народами страны при опоре на собственные силы постепенно осуществить модернизацию промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники и превратить К. в социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией. В 2000 начался процесс обновления КПК в условиях перехода к рынку, выразившийся в выдвинутой генеральным секретарём ЦК КПК Цзян Цзэминем теории «трёх представительств», согласно которой партия в новых условиях должна представлять и выражать интересы развития передовых производительных сил, передовой культуры и широких слоёв населения страны.

В Единый фронт, помимо КПК, входят 8 демократических партий, которые все участвуют в работе НПКСК. К ним относятся: 1) Революционный комитет Гоминьдана (РКГД), создан в январе 1948 в Сянгане (Гонконге), насчитывает почти 55 тыс. чел., председатель РКГД — Хэ Лули, партия имеет отношение к Гоминьдану, поддерживает тесные связи с Тайванем; 2) Демократическая лига К. (ДЛК), образована в марте 1941 в Чунцине как Лига демократических политических организаций, самая крупная по численности — св. 131 тыс. чел., председатель ДЛК — Дин Шисунь, большая часть членов партии — интеллигенция высшего и среднего уровня в области культуры, образования, науки и техники; 3) Ассоциация демократического национального строительства К. (АДНСК), образована в декабре 1945 в Чунцине патриотически настроенной торгово-промышленной национальной буржуазией, тесно связана со Всекитайской торгово-промышленной ассоциацией, общая численность членов партии — более 71 тыс. чел., председатель АДНСК — Чэн Сывэй; 4) Ассоциация содействия развитию демократии в К. (АСРДК), создана в декабре 1945 в Шанхае, в неё входили представители шанхайской интеллигенции, в настоящее время большую часть членов составляют работники образования, а также занятые в области культуры и в издательском деле, насчитывается около 67 тыс. чел., председатель АСРДК — Сюй Цзялу; 5) Рабоче-крестьянская демократическая партия К. (РКДПК), создана в августе 1930 как Временный комитет действий Гоминьдана, нынешнее название получила в 1947. Большая часть членов партии — работники медицины и здравоохранения, в ней состоит примерно 67 тыс.чел., председатель РКДПК — Цзян Чжэнхуа; 6) Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), старейшая из демократических партий, создана в 1925 в Сан-Франциско из числа патриотических деятелей Сянгана (Гонконга) и китайцев, проживающих за границей. В 1950 партия перевела свою штаб-квартиру в Гуанчжоу. Большинство членов партии — возвратившиеся на родину китайские эмигранты и члены их семей, выражающие интересы зарубежных китайцев в Сянгане, Аомэне и на Тайване. Председатель ЦК Чжигундан — Ло Хаоцай. Из 16 тыс. членов партии большую часть составляет интеллигенция, представляющая собой научных работников; 7) общество «Цзюсань» («3 сентября»), создано группой прогрессивных учёных в Чунцине в 1944 как Демократическое научное общество и переименовано в общество «Цзюсань» в сентябре 1945 в честь победы над Японией. Всего насчитывает св. 70 тыс. чел., председатель ЦК — У Цзепин, большинство из них представляет научно-техническую интеллигенцию; 8) Лига демократического самоуправления Тайваня (ТЛДС), создана 12 ноября (в день рождения Сунь Ятсена) 1947 в Сянгане. Это самая малочисленная партия — всего 1400 чел., но она выражает интересы уроженцев Тайваня, проживающих в КНР. Председатель ЦК ТЛДС — Чжан Кэхуэй. Большинство её членов представляют различные категории интеллигенции — учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, которые выступают за возвращение Тайваня.

Ведущей организацией деловых кругов является Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев (ВАПТ), создана в октябре 1953. Является народным коммерческим обществом для развития внутренних и внешних связей. В неё входят предприниматели в промышленности и торговле, многие из которых хорошо знакомы с современной технологией, имеют большой хозяйственный и управленческий опыт. Высший руководящий орган ассоциации — съезд, который избирает Центральный исполнительный комитет. Председатель Исполнительного комитета ВАПТ — Цзин Шупин.

В К. существует множество общественных организаций, важнейшими из которых являются Всекитайская федерация профсоюзов (ВКФП), Коммунистический союз молодёжи К. (КСМК), Всекитайская федерация женщин (ВКФЖ), Всекитайская федерация молодёжи (ВКФМ) и Всекитайская федерация студентов (ВКФС).

Всекитайская федерация профсоюзов (ВКФП) — высший руководящий орган местных профсоюзных организаций и профсоюзов промышленных предприятий. Создан в мае 1925, в нём насчитывается св. 100 млн чел., председатель ВКФП — Вэй Цзянь-син. Основной обязанностью профсоюзов объявлена защита законных прав и интересов рабочих и служащих.

Коммунистический союз молодёжи К. (КСМК) — массовая организация китайской молодёжи, насчитывает 68,5 млн чел., первый секретарь ЦК КСМК — Чжоу Цян. Создан в 1920 под названием Союз социалистической молодёжи К., в январе 1925 переименован в КСМК. Главным направлением деятельности КСМК в настоящее время является идейно-политическая и воспитательная работа среди комсомольцев и молодёжи.

Всекитайская федерация женщин (ВКФЖ) — массовая организация женщин — рабочих и служащих, крестьянок, представительниц интеллигенции и других трудящихся женщин в К. Председатель ВКФЖ — Пэн Пэйюнь (женщина). Создана в апреле 1949 как Всекитайская демократическая федерация женщин, в сентябре 1957 получила своё нынешнее название. Основная задача ВКФЖ — достижение подлинного равенства женщин с мужчинами, помощь нуждающимся женщинам, охрана прав и интересов женщин, вопросы семейного воспитания.

Всекитайская федерация студентов (ВКФС) — основана в июне 1919 в Шанхае, строится по системе коллективного членства высших и средних учебных заведений К., члены ВКФС — студенческие советы, признающие устав ВКФС. Председатель ВКФС — Шэнь Яо (женщина).

Во внутренней политике в последние годы проводится курс на разделение функций партии и государства через реформу государственного аппарата. Одним из важных направлений этой реформы стало формирование механизма сменяемости руководителей высшего звена. На состоявшемся в ноябре 2002 XVI съезде КПК генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь по возрасту уступил своё место более молодому лидеру «четвёртого поколения» Ху Цзиньтао, возглавлявшему Высшую школу ЦК КПК, сохранив за собой лишь пост председателя Военного совета ЦК КПК. На 1-й сессии ВСНП 10-го созыва (март 2003) многие государственные лидеры ушли в отставку по возрасту. Ху Цзиньтао был избран председателем КНР вместо Цзян Цзэминя, премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи уступил своё место Вэнь Цзябао, а председатель Постоянного комитета ВСНП Ли Пэн — У Банго. Таким образом, в КНР произошло плавное замещение лидеров «третьего поколения» на лидеров «четвёртого поколения», которые должны будут дальше проводить реформы.

В области внешней политики в последнее десятилетие К. приспосабливался к резко изменившимся внешним условиям. В этом плане делались попытки ввести в нормальное русло отношения со странами Запада, резко ухудшившиеся после событий на площади Тяньаньмэнь в мае-июне 1989, а также развивать отношения с РФ, странами СНГ после распада СССР и с развивающимися странами, особенно с «группой 77». В настоящее время КНР поддерживает дипломатические отношения более чем со 160 странами мира. Однако более 20 стран поддерживают дипломатические отношения с Тайванем, что исключает установление КНР дипломатических отношений с ними. Помимо официальных отношений со странами мира по линии Министерства иностранных дел, КНР развивает народную дипломатию с неправительственными организациями в различных странах мира по линии Китайского народного общества дружбы с зарубежными странами (КНОДЗ). Деятельность общества пользуется помощью и поддержкой со стороны китайского правительства и различных кругов общественности.

Вооружённые силы. В 2001 в НОАК насчитывалось личного состава 2,470 млн чел., в т.ч. 1,7 млн чел. — Сухопутные войска, 0,42 млн чел. — ВВС, 0,25 млн чел. — ВМС, 0,1 млн чел. — стратегические ядерные силы. В 1990-е гг. произошло сокращение личного состава и снятие с вооружения наиболее устаревших образцов техники. В результате количество общевойсковых дивизий уменьшилось с 90 до 63, боевых самолётов в составе ВВС — с 5260 до 3000, подводных лодок — с 93 до 63, боевых самолётов морской авиации — с 880 до 507. По данным на кон. 2002, официальные военные расходы КНР составляли 170,7 млрд юаней (20,8 млрд долл. США). В КНР реализуется стратегия развития оборонного потенциала и модернизации Вооружённых сил К. до сер. 21 в., которая включает три этапа: 1) до 2000 создание основ для преобразований; 2) в 2000—20 войска должны стать сильнейшими в Азии; 3) в 2020— 50 предполагается завершить модернизацию и достичь передового уровня развитых стран.

КНР имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР 3 октября 1949).

Другие статьи

ru-world.net

Политическое устройство Китайской Народной Республики

Политическая система КНР фактически однопартийная. Хотя в Китае существует несколько партий, ведущая и руководящая роль Коммунистической Партии Китая (КПК) прописана в конституции КНР. Согласно конституции КНР «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»

Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). В его состав входят депутаты от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил, избранные на пятилетний срок. ВСНП собирается один раз в год в мае в Пекине. Постоянно действующим органом ВСНП является Постоянный комитет, собирающийся раз в два месяца.

Номинальным главой государства является председатель КНР, иногда называемый президентом КНР. Предстедатель КНР и его заместитель избирается на сессии ВСНП сроком на пять лет не более двух сроков подряд. Председатель КНР назначает Премьера Госсовета КНР и членов Госсовета, являющегося правительсвом Китая.

Армия управляется Центральным военным советом КНР, местная власть принадлежит местным собраниям народных представителей, судебная - народным судам и народным прокуратурам.

Коммунистическая партия Китая имеет важнейшую раль в назначении и выдвижении кандидатов на все посты. Поэтому важную роль в государстве имеют партийные собрания, члены политбюро и секретари Коммунистической партии на всех уровнях.

Всекитайское собрание народных представителей

great hall of the peopleДворец народных собраний в Пекине

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является высшим органом власти в Китае. Депутаты избираются от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также от вооружённых сил сроком на пять лет. Всекитайское собрание народных представителей созывается один раз в год, обычно в мае. В остальное время работу ведёт Постоянный комитет всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП). Постоянный комитет созывает на сессию ВСНП, а также объявляет новые выборы по истечению текущего срока. Постоянный комитет может созвать внеочередную сессию ВСНП.

ВСНП выполняет следующие функции: Вносит изменения в конституцию, надзирает за её исполнением, принимает и изменяет основные законы страны, избирает Председателя КНР и его заместителя, по представлению председателя КНР принимают решение о выборе премьера Госсовета КНР и министров, выбирают председателя верховного народного суда, избирают генерального прокурора верховной народной прокуратуры, рассматривают и утверждают планы экономического и социального развития, изменяет или отменяет нецелесообразные решения Постоянного комитета ВСНП, принимает решения по вопросам войны и мира, изменяет административно-территориальное устройство страны и т.д.

greathall auditoriumЗал заседаний ВСНПzhang dejiang2Чжан Дэцзян

Постоянный комитет ВСНП выполняет роль высшего органа государственной власти между сессиями ВСНП. Постоянный комитет состоит из председателя, его заместителя, секретаря и рядовых членов. Постоянный комитет ВСНП выполняет следующие функции: толкование конституции и основных законов, контроль над их исполнением, внесение незначительных поправок в законы, корректировка планов экономического и социального развития, контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решение о замене министров между сессиями ВСНП, назначает и отзывает послов за рубежом, ратифицирует и денонсирует международные договоры, принимает решения о войне, мире и мобилизации между сессиями ВСНП, а также исполняет другие поручения ВСНП. Под руководством Постоянного комитета заседают девять специальных комиссий ВСНП. С 2003 года председателем ПК ВСНП является Чжан Дэцзян.

Местные собрания народных представителей являются высшей властью на местах, на провинциальном, уездном и волостном уровне. Местные собрания на провинциальном и окружном уровне избираются на пять лет, на низших уровнях - на три года. Местные собрания утверждают планы экономического и социального развития в своих местностях, выбирают губернатора провинции (или другого главу местности), контролируют исполнение конституции и основных законов. При собраниях уездного уровня и выше создаются постоянные комитеты. Депутаты собраний народных представителей уездов, городских районов, волостей и посёлков избираются непосредственно народом. Депутаты провинциальных собраний народных представителей избираются депутатами более низкого уровня. Провинциальные СНП избирают депутатов ВСНП.

Председатель КНР

xi jinpingСи Цзиньпин

Председатель КНР (называемый также Президент КНР) номинально является главой государства. Председатель КНР выбирается на сессии ВСНП сроком на пять лет, и не более двух сроков подряд. Председателем может стать лицо, достигшее 45 лет. Председатель КНР подписывает законы и указы, прежде чем они вступят в силу, в соответствии с решениями ВСНП назначает Госсекретаря КНР, министров, иностранных представителей КНР, ратифицирует международные договоры. С 2013 года Председателем КНР является Си Цзиньпин.

Госсовет КНР

li keqiang1Ли Кэцян

Госсовет КНР является правительством Китая, носителем высшей исполнительной власти в стране. Госсовет КНР состоит из Премьера Госсовета КНР, его заместителя, вице-премьеров, министров, глав комиссий, генерального ревизора и начальника секретариата. Госсовет руководит делами образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и планирования семьи. С 2013 года Премьером Госсовета является Ли Кэцян.

Коммунистическая партия Китая

Руководящая роль Коммунистической партии Китая (КПК) прописана в конституции страны. КПК была основана в 1921 году в Шанхае. Идеологией КПК является "Марксизм-Ленинизм, идеи Мао Цзедуна и теория Дэн Сяопина". Высшим органом является Национальный съезд партии и избираемый им Центральный комитет. Членами КПК являются более 70 миллионов человек из трёх миллионов первичных организаций. Национальный съезд партии собирается раз в пять лет или чаще. ЦК выбирается национальным съездом сроком на пять лет. В ЦК могут выбраны члены с партийным стажем не менее 5 лет. ЦК КПК состоит из Политбюро, Постоянного комитета и Генерального секретаря ЦК КПК. КПК сохраняет лидерство над вооружёнными силами, каждое государственное предприятие или учреждение обязательно имеют партийный комитет.

Судебная власть

Судебную власть в стране осуществляют народные суды и народные прокуратуры, выбираемые местными собраниями народных представителей.

Административное деление

Согласно конституции, существует трёхуровневое территориальное деление: страна делится на провинции, провинции на уезды, а уезды на волости. Однако фактически уровней пять. Между провинцией и уездом существуют округа, а волости делятся на деревни. Кроме того, на каждом уровне единицы различаются. Есть автономные районы, округа, уезды и волости, созданные для самоуправления национальных меньшинств, а также другие специальные единицы. Город в КНР административно может являться городским округом, уездом или городом центрального подчинения, приравненным к провинциям. Зачастую в состав города входят и пригороды, в состав районов - деревенские окраины, что затрудняет подсчёт населения самих городов.

kitai delenie

Китайская республика на Тайване

taipeiviewТайбэй - столица Тайваня

В ходе последнего этапа гражданской войны в Китае в 1946 - 1949 годах националистическая партия Гоминьдан проиграла Коммунистической партии Китая. Гоминьдановское правительство эвакуировалось на остров Тайвань в 1949 году. Для их защиты в Тайваньский пролив был дислоцирован 7-й флот ВМФ США. В гражданской войне наступило временное перемирия, длящееся до сих пор. Китайская республика на Тайване претендует на власть во всём Китае. В свою очередь, КНР считает Тайвань неотъемлимой частью Китая. Китайская республика является частично признанным государством, её признают 23 страны. Многие страны не признают Тайвань независимым государством, но имеют с ним длительные неофициальные связи, в числе этих стран Европейский союз, США, Россия и даже сама КНР.

На Тайване установлена демократическая политическая система, всенародно избираемый президент является главой государства и председателем Законодательного Юаня. Начиная с 1970-х годов проводится либерализация политической и экономической систем, что, наряду с американской помощью, привело к Тайваньскому экономическому чуду. Сейчас Тайвань по объёму ВВП находится на 19-м месте в мире, а по ВВП на душу населения в 11 раз превосходит КНР.

Специальные административные районы

Города Гонконг и Макао с середины XIX века находились во владении Великобритении и Португалии. КНР сразу после своего образования в 1949 году признало владение ими незаконным, и потребовало вернуть территории. Однако к этому времени колонии уже обладали устоявшимися рыночными экономиками и демократическими политическими системами. В 1980-х годах Дэн Сяопином была предложена политика "одна страна, две системы", в рамках которой Гонконг и Макао могли бы присоединиться к Китаю, сохранив рынок и демократию. После длительных переговоров с Британией и Португалией, в 1997 году КНР был возвращён Гонконг, а в 1999 году - Макао.

Положение о Специальных административных районах предусмотрено 31-й статьёй конституции 1982 года. Специальные районы приравниваются к провинциям, посылают своих депутатов во Всекитайское собрание народных представителей, однако обладают гораздо более широкой автономией. Специальным районам позволено иметь свою собственную конституцию, исполнительную, законодательную и судебную власть, выпускать свою валюту, вести независимую таможенную, налоговую и иммиграционную политику. Центральное правительство КНР отвечает за внешнюю политику и оборону.

central western view 201007macau viewed from macau museum - 20100923Гонконг и Макао

Территориальные споры и сепаратизм

КНР имеет множество территориториальных споров. Основным является спор с Китайской республикой, правительство которой контролирует остров Тайвань и два уезда провинции Фуцзянь, расположенные на островах Мацзу и Цзиньмэнь. Китай также претендует на острова Сенкаку, или Дяоюйтай, расположенные недалеко от Тайваня и контролируемые Японией. В 1974 году Китай с боем занял Парасельские острова, до этого контролируемые Вьетнамом. Острова Спратли в Южно-Китайском море являются предметом спора между шестью странами: Китаем, Вьетнамом, Малайзией, Индонезией, Брунеем и Филиппинами. КНР контролирует некоторые из этих островов. Китай претендует на Южный Тибет, захваченный англичанами в 1913 году, а сейчас составляющий индийский штат Аруначал-Прадеш. Индия, в свою очередь, претендует на район Аксай Чин в китайской части Кашмира. Территориальные споры со странами бывшего Советского союза Китай уладил, подписав соглашения с Киргизией в 1996 и 1999 годах, Казахстаном в 1994 и 1999 годах и Таджикистаном в 1999 и 2011 годах. С Россией в 2005 году был подписан договор о границе, передающий Китаю ряд спорных островов на реке Амур.

В некоторых китайских регионах существуют сепаратистские тенденции. В 1959 году в Тибете вспыхнуло антикитайское восстание. В результате его подавления Далай-лама XIV покинул Китай, и основал в Индии Тибетское правительство в изгнании. За границей также действуют Исламское движение Восточного Туркестана и Всемирный уйгурский конгресс, выступающие за независимость уйгурского народа. В самом Китае эти организации запрещены.

infokitai.com

Государственный строй Китая История

Важнейшей предпосылкой возникновения государства стало развитие земледельческой экономики. Уже в эпоху неолита, в V тысячелетии до нашей эры, в Китае возникли первые земледельческие поселения, например, Баньпо около города Сиань. В нем найдены орудия труда земледельцев, керамика, в частности, своеобразная черная керамика, секрет производства которой неизвестен; найдены нефритовые сосуды, кубки, обработанные на токарных станках. В III тысячелетии до нашей эры протокитайцы изобрели колесо, гончарный круг, технологии плавки меди, олова, получения сплава бронзы.

Основателем государства в Китае легендарная традиция называет Хуан-ди – Желтого императора, правившего, предположительно, в 2698 – 2597 годах до нашей эры. Порой указывают горы, озера, где бывал Хуан-ди, его могилу. Однако убедительных доказательств историчности этой мифической личности пока не найдено. Более реально говорить о возникновении государства в Китае в период правления династии Шан, с XVIII века до нашей эры. Тогда появились первые укрепленные города (го) с правильной регулярной застройкой, дворцовым комплексом правителя, храмами. Древнейшей столицей стал город Чжэнчжоу (современный центр провинции Хэнань), затем с XIV века до нашей эры, с установлением династии Инь, столица переместилась в Аньян. В дальнейшем установится правило определения нового мистического центра государства с установлением новой династии и переноса туда столицы.

Во главе государства стоял правитель – ван, титул которого передавался иероглифом , что символизировало три сферы мироздания: подземное царство, землю, небо и волю государя, пронизывающую их. Ван считался всемогущим, медиатором между миром земным и миром небесным; ему подчинялись не только все китайцы, но и варвары и все другие народы Земли. Вану были подвластны природные стихии. Он имел сакральное значение, предводительствовал в церемониях, ритуалах, возглавлял войско. Первоначально ван избирался из представителей старшего поколения. В чжоускую эпоху установилась традиция престолонаследия, когда правитель называл своего преемника из сыновей, племянников, внуков или других ближайших родственников. Символом божественной силы вана был желтый цвет, который кроме него не мог использовать никто из смертных. Основой его власти была постоянно действующая армия, формировавшаяся в ходе периодических призывов мужского населения. Управление государством осуществлялось через посредничество многочисленных чиновников – чэнь, которые обозначались иероглифом, что указывало на их рабское происхождение. Они осуществляли переписи, сбор налогов, распределение общественных работ и пр. Особую роль в управлении играли жрецы – си и бу, так как ни одно государственное действие не осуществлялось без предварительных пророчеств и гаданий на костях или черепашьих панцирях.

В чжоускую эпоху произошло усиление власти правителя. Он получил титул тянь-цзы – «сын Неба». Утвердилась идея тянь-мин – «небесного мандата». Этот «мандат» вручался богом Неба тому избраннику, который проходил особые испытания, произносил пророчество, и последнее должно было сбыться. Согласно доктрине тянь-мин, государем мог стать человек любого звания и состояния, даже любой этнической принадлежности. Считалось, что Небо, вручив «мандат» на управление страной, могло его и отнять. Знаком отказа в благоволении к тянь-цзы со стороны Неба были природные аномалии, стихийные бедствия, военные поражения. В этих условиях народ получал право на свержение неправедного тянь-цзы. Происходил «штурм Неба», то есть столицы и дворца правителя. Тот, кто предводительствовал штурмом и добивался успеха, становился кандидатом на должность нового истинного тянь-цзы. Усилению государства способствовали реформы Шан Яна (390 – 338 годы до нашей эры). Правитель наделялся абсолютной, ничем не ограниченной властью. Устанавливался тотальный надзор за поведением и даже настроением подданных. Утверждалась строго иерархизированная система территориально-административного управления. Государство делилось на 9 провинций, во главе которых стояли бо-ваны; низшей административной единицей становилась «пятидворка», то есть пять крестьянских дворов.

В III веке до нашей эры Китайское государство трансформировалось в империю, охватившую Тибет, Корею, Индокитай и некоторые другие территории. Верховный правитель наделялся титулом хуан-ди – «божественный владыка». Первым подобный титул принял правитель Ин Чжэн, который взошел на престол под именем Цинь Ши-хуанди (259 – 210 годы до нашей эры), и стал основателем династии и империи Цинь. Он учредил 5 ведомств центрального управления: Чжун-гуань – дворцовое ведомство; Чунь-гуань – ведомство церемоний; Ся-гуань – военное ведомство; Цю-гуань – ведомство правосудия; Дун-гуань – ведомство общественных работ. Он ввел 12 рангов сановников: 1–3 – сань-гун, высшие сановники, имевшие право порицать императора; 4–6 – цзю-цин, наставники престолонаследника; 7–12 – начальники приказов. Он унифицировал измерительные стандарты, денежную систему, создал разветвленную сеть государственных дорог, возвел Великую Китайскую стену и Великий Китайский канал, способствовавшие объединению Китая в одно политическое целое; провел реформы письменности и законодательства, на столетия предопределив цивилизационные основы Китая. Поистине величественна и гробница Цинь Шихуанди, найденная археологами в 1974 году. В склепе найдены 6 тысяч терракотовых фигур воинов и боевых коней, выполненных в натуральную величину.

Вместе с этим Цинь Ши-хуанди увеличивал государственные повинности, сурово подавлял народные выступления, подвергал физическому уничтожению политических противников своего правления и вообще всех инакомыслящих. Деятельность Цинь Шихуанди способствовала дальнейшему распаду общины, причем свободные общинники-земледельцы попадали в зависимость от военной знати. Это обострило социальную напряженность в стране. После смерти Цинь Шихуанди на престол взошел его младший сын Эр Шихуанди (209 – 207 до нашей эры). Его попытки продолжать политику отца вскоре привели к масштабному социальному взрыву. Недовольство различных слоев населения вылилось в настоящую гражданскую войну. Она началась с крестьянского восстания под руководством Чэнь Шэна. Недовольная ущемлением своих привилегий аристократия также начала вооруженную борьбу против центральных властей, попутно сражаясь и против повстанцев-крестьян. В результате династия Цинь пала, просуществовав не 10 тысяч поколений, как горделиво предрекал Цинь Шихуанди, а всего полтора десятилетия.

История древних цивилизаций →

Право в Древнем Китае →

godsbay.ru