Поклажа в древней руси. Договоры по Русской Правде
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Поклепная вира. Поклажа в древней руси


Поклажа - это... Что такое Поклажа?

договор об отдаче на сохранение движимых вещей. Активная роль поклажепринимателя, состоящая в заботах о целости вещей, сближает П. с поручением; поэтому там, где заботы особенно значительны (напр. при отдаче на сохранение животных), П. прямо превращается в поручение (см.) или личный наем. По русскому праву "на сохранение или в П. могут быть отдаваемы вещи, деньги и акты" (ст. 2100), причем сенатом разъяснено, что предметом П. не могут быть птицы, пчелы, скот (73/1577; 75/982). П. — один из древнейших договоров; потребность отдавать на сбережение свои вещи при отлучках или в случае каких-либо бедствий, пожара, нашествия врагов и т. д. существовала в древности, может быть, еще в большей степени, чем теперь. В Древнем Риме поклажа сливалась иногда с поручением попечения о семье и всем хозяйстве в один общий договор, так назыв. datio iu tutelam, известный уже очень рано. Характерной особенностью древнего договора П. является то, что он был заключаем обыкновенно с лицами близкими, друзьями, и основывал отношения доверия (древнее римское право знало и П. недвижимостей, так назыв. fiducia cum amico contracta; см. Фидуция). Согласно с этим договор является безвозмездным и на первых порах не ведет ни к какой юридической ответственности, исключая случаев кражи поклажепринимателем отданных на сохранение вещей; при краже посторонними лицами иск из воровства предъявлялся собственником к этим лицам. По "Русской Правде", количество отданных на сохранение вещей удостоверяется при возвращении присягой принявшего на хранение. Тем сильнее была нравственная ответственность за нарушение доверия. В Риме недобросовестного поклажепринимателя постигало бесчестье (infamia). В русском праве до сих пор поклажеприниматель, присужденный судом к возвращению вещей, платит, кроме убытков, еще штраф в размере 10% с цены вещей или суммы денег, бывших на хранении, в пользу богоугодных заведений (ст. 2116). Такого постановления нет в западноевроп. законодательствах.

Старая точка зрения на П. как на договор, возникающий на почве взаимного личного доверия и требующий со стороны поклажепринимателя некоторого одолжения, самопожертвования в пользу поклажедателя, отражается и на постановлениях действующего права. Оно не допускает возможности принуждения к принятию П. после состоявшегося соглашения о ней; договор о П. — реальный контракт, действительный лишь с момента отдачи вещи. Некоторые законодательства (франц., остз.) до сих пор признают в принципе безвозмездность договора П. Эти же законодательства — и все остальные при безвозмездной П. — признают ответственность поклажепринимателя лишь за умышленно или по грубой неосторожности причиненный вред и налагают на него обязанность заботиться о полученных на хранение вещах, как о собственном своем имуществе. При опасности, угрожающей одинаково собственным и принятым на хранение вещам, они должны быть спасены вместе (ст. 2105 русского Гражданского зак.). За всякую вину и случай поклажеприниматель отвечает лишь в том случае, если не возвратит вещь поклажедателю в установленный срок или по его первому требованию, хотя бы срок возвращения и был установлен. Дальше установленного срока поклажеприниматель не обязан хранить вещь. Поклажепринимателю не дозволяется пользование взятой на хранение вещью; в противном случае он отвечает уплатой убытков. При пользовании отданными на хранение деньгами П. обращается в заем, подлежащий оплате узаконенными процентами. Поклажедатель обязывается уплатить поклажепринимателю все издержки, понесенные им для сохранения вещи в целости. Общегерманское гражданское уложение стремится ввести П. в разряд возмездных договоров с равной ответственностью обеих сторон, согласно с современным значением договора. И оно, однако, не решается целиком возвести ее в контракт консенсуальный. По общегерманскому уложению, вознаграждение по договору Π предполагается молчаливо условленным, когда по обстоятельствам дела можно ожидать, что П. была возмездной; в таком случае и поклажеприниматель отвечает за всякую вину в случае повреждения вещи. Русское право дает специальные постановления о П. денег для установления различия между поклажею и займом, важного в особенности в интересах конкурса, в массу которого отданные на хранение деньги не поступают, подлежа возвращению целиком поклажепринимателю; отсюда обычное прикрытие поклажей договора займа. Закон требует, чтобы отданные на хранение кредитные билеты были означены по ΝΝ, а относительно звонкой монеты был указан ее род и год чекана. Предписывается также особая форма П. — сохранная расписка (см.) с специальными постановлениями относительно ее юридического значения. Западные законодательства просто постановляют, что П., совершенная на вещи заменимые с обязанностью возвратить их в том же количестве и качестве, обращается в заем (см. ниже).

Особые виды П. 1) Необходимая П., сделанная при каком-нибудь несчастном случае — пожаре, наводнении, кораблекрушении, и др. — по французскому и русскому праву не требует доказательства путем письменного документа, подлежа всем остальным правилам о добровольной П. К необходимой П. русское право причисляет также П. вещей воинскими чинами при внезапном отправлении в поход и П., производимую в торговле по купеческим обычаям (ст. 1112 ). 2) П. у содержателей гостиниц вещей приезжих, остановившихся в этих гостиницах, была регулирована особыми нормами еще у римлян; эти нормы с некоторыми дополнениями перешли в западноевроп. и остзейское законодательства. Вещи, внесенные в гостиницу или трактир постояльцем с ведома содержателя и его прислуги или принятые этими лицами в силу закона, поступают на хранение к ним, причем хозяин отвечает за всякого рода ущерб и гибель вещей, причиненные им самим, его слугами или лицами посторонними, за исключением самого постояльца и сопровождающих его лиц, а также кроме случая непреодолимой силы. Вывешенное в гостинице объявление о сложении этой ответственности недействительно; ответственность имеет место и при безвозмездной остановке в гостинице, но она может быть снята по специальному соглашению (остзейское право; общегерманское не признает и этого ограничения). За сохранность денег и ценных бумаг хозяин ответствует лишь до суммы 1000 марок, а свыше — только в том случае, если отказался принять их на специальное хранение в качестве ценных вещей или ущерб произошел по его вине или вине его служащих. Заявление о потере вещей должно быть сделано немедленно после того, как она обнаружена. Русское право возлагает ответственность за утрату вещей на содержателя гостиницы лишь в том случае, если деньги и вещи сданы с обоюдного согласия на специальное его хранение (ст. 2124). 3) Так наз. depositum irregulare — отдача на сохранение денег и заменимых вещей с обязанностью возвратить их в том же количестве и качестве. При такой П. вещи и деньги переходят в собственность поклажепринимателя; он платит определенные проценты и несет полную ответственность; отношения здесь подобны займу, но лицо, принимающее такую П., делает это не в своем интересе, а в интересе лица отдающего. Такова отдача денег на хранение слугами господам; таковы все депозиты (см.) в банках и специальных учреждениях для хранения денег и ценностей. Римское право рассматривало поэтому depositum irregulare как особый вид П. Общегерманское уложение, следуя за швейцарским, ввиду того, что цель договора юридически безразлична признает такое отношение договором займа. Время и место возвращения депозита и по общегерм. уложению определяются, однако, постановлениями о П., т. е. депозит может быть взят и до срока, чего нет в займе, и отдан обратно в место хранения; депозитарий не обязан доставлять его депоненту. Ср. франц. гражд. код. 1915—1954; сакс. 1260—90; остзейск. 3782—3828; общегерманское 688—704; русск. 2100—2124; Dernburg, "Pand." (II, § 92 сл.).

В. H.

dic.academic.ru

Поклажа — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Поклажа - юридический договор в дореволюционной России об отдаче на сохранение движимых вещей.

Активная роль поклажепринимателя, состоящая в заботах о целости вещей, сближает П. с поручением; поэтому там, где заботы особенно значительны (напр. при отдаче на сохранение животных), П. прямо превращается в поручение или личный наем.

По русскому праву "на сохранение или в П. могут быть отдаваемы вещи, деньги и акты" (ст. 2100), причем сенатом разъяснено, что предметом П. не могут быть птицы, пчелы, скот (73/1577; 75/982).

П. - один из древнейших договоров; потребность отдавать на сбережение свои вещи при отлучках или в случае каких-либо бедствий, пожара, нашествия врагов и т. д. существовала в древности, может быть, еще в большей степени, чем теперь. В Древнем Риме поклажа сливалась иногда с поручением попечения о семье и всем хозяйстве в один общий договор, так назыв. datio iu tutelam, известный уже очень рано. Характерной особенностью древнего договора П. является то, что он был заключаем обыкновенно с лицами близкими, друзьями, и основывал отношения доверия (древнее римское право знало и П. недвижимостей, так назыв. fiducia cum amico contracta; см. Фидуция).

Согласно с этим договор является безвозмездным и на первых порах не ведет ни к какой юридической ответственности, исключая случаев кражи поклажепринимателем отданных на сохранение вещей; при краже посторонними лицами иск из воровства предъявлялся собственником к этим лицам. По "Русской Правде", количество отданных на сохранение вещей удостоверяется при возвращении присягой принявшего на хранение. Тем сильнее была нравственная ответственность за нарушение доверия. В Риме недобросовестного поклажепринимателя постигало бесчестье (infamia). В русском праве до сих пор поклажеприниматель, присужденный судом к возвращению вещей, платит, кроме убытков, еще штраф в размере 10% с цены вещей или суммы денег, бывших на хранении, в пользу богоугодных заведений (ст. 2116). Такого постановления нет в западноевроп. законодательствах.

Старая точка зрения на П. как на договор, возникающий на почве взаимного личного доверия и требующий со стороны поклажепринимателя некоторого одолжения, самопожертвования в пользу поклажедателя, отражается и на постановлениях действующего права. Оно не допускает возможности принуждения к принятию П. после состоявшегося соглашения о ней; договор о П. - реальный контракт, действительный лишь с момента отдачи вещи. Некоторые законодательства (франц., остз.) до сих пор признают в принципе безвозмездность договора П. Эти же законодательства - и все остальные при безвозмездной П. - признают ответственность поклажепринимателя лишь за умышленно или по грубой неосторожности причиненный вред и налагают на него обязанность заботиться о полученных на хранение вещах, как о собственном своем имуществе. При опасности, угрожающей одинаково собственным и принятым на хранение вещам, они должны быть спасены вместе (ст. 2105 русского Гражданского зак.). За всякую вину и случай поклажеприниматель отвечает лишь в том случае, если не возвратит вещь поклажедателю в установленный срок или по его первому требованию, хотя бы срок возвращения и был установлен. Дальше установленного срока поклажеприниматель не обязан хранить вещь. Поклажепринимателю не дозволяется пользование взятой на хранение вещью; в противном случае он отвечает уплатой убытков. При пользовании отданными на хранение деньгами П. обращается в заем, подлежащий оплате узаконенными процентами. Поклажедатель обязывается уплатить поклажепринимателю все издержки, понесенные им для сохранения вещи в целости. Общегерманское гражданское уложение стремится ввести П. в разряд возмездных договоров с равной ответственностью обеих сторон, согласно с современным значением договора. И оно, однако, не решается целиком возвести ее в контракт консенсуальный. По общегерманскому уложению, вознаграждение по договору Π предполагается молчаливо условленным, когда по обстоятельствам дела можно ожидать, что П. была возмездной; в таком случае и поклажеприниматель отвечает за всякую вину в случае повреждения вещи. Русское право дает специальные постановления о П. денег для установления различия между поклажею и займом, важного в особенности в интересах конкурса, в массу которого отданные на хранение деньги не поступают, подлежа возвращению целиком поклажепринимателю; отсюда обычное прикрытие поклажей договора займа. Закон требует, чтобы отданные на хранение кредитные билеты были означены по ΝΝ, а относительно звонкой монеты был указан ее род и год чекана. Предписывается также особая форма П. - сохранная расписка (см.) с специальными постановлениями относительно ее юридического значения. Западные законодательства просто постановляют, что П., совершенная на вещи заменимые с обязанностью возвратить их в том же количестве и качестве, обращается в заем (см. ниже).

Особые виды П. 1) Необходимая П., сделанная при каком-нибудь несчастном случае - пожаре, наводнении, кораблекрушении, и др. - по французскому и русскому праву не требует доказательства путем письменного документа, подлежа всем остальным правилам о добровольной П. К необходимой П. русское право причисляет также П. вещей воинскими чинами при внезапном отправлении в поход и П., производимую в торговле по купеческим обычаям (ст. 1112). 2) П. у содержателей гостиниц вещей приезжих, остановившихся в этих гостиницах, была регулирована особыми нормами еще у римлян; эти нормы с некоторыми дополнениями перешли в западноевроп. и остзейское законодательства. Вещи, внесенные в гостиницу или трактир постояльцем с ведома содержателя и его прислуги или принятые этими лицами в силу закона, поступают на хранение к ним, причем хозяин отвечает за всякого рода ущерб и гибель вещей, причиненные им самим, его слугами или лицами посторонними, за исключением самого постояльца и сопровождающих его лиц, а также кроме случая непреодолимой силы. Вывешенное в гостинице объявление о сложении этой ответственности недействительно; ответственность имеет место и при безвозмездной остановке в гостинице, но она может быть снята по специальному соглашению (остзейское право; общегерманское не признает и этого ограничения). За сохранность денег и ценных бумаг хозяин ответствует лишь до суммы 1000 марок, а свыше - только в том случае, если отказался принять их на специальное хранение в качестве ценных вещей или ущерб произошел по его вине или вине его служащих. Заявление о потере вещей должно быть сделано немедленно после того, как она обнаружена. Русское право возлагает ответственность за утрату вещей на содержателя гостиницы лишь в том случае, если деньги и вещи сданы с обоюдного согласия на специальное его хранение (ст. 2124). 3) Так наз. depositum irregulare - отдача на сохранение денег и заменимых вещей с обязанностью возвратить их в том же количестве и качестве. При такой П. вещи и деньги переходят в собственность поклажепринимателя; он платит определенные проценты и несет полную ответственность; отношения здесь подобны займу, но лицо, принимающее такую П., делает это не в своем интересе, а в интересе лица отдающего. Такова отдача денег на хранение слугами господам; таковы все депозиты (см.) в банках и специальных учреждениях для хранения денег и ценностей. Римское право рассматривало поэтому depositum irregulare как особый вид П. Общегерманское уложение, следуя за швейцарским, ввиду того, что цель договора юридически безразлична признает такое отношение договором займа. Время и место возвращения депозита и по общегерм. уложению определяются, однако, постановлениями о П., т. е. депозит может быть взят и до срока, чего нет в займе, и отдан обратно в место хранения; депозитарий не обязан доставлять его депоненту. Ср. франц. гражд. код. 1915-1954; сакс. 1260-90; остзейск. 3782-3828; общегерманское 688-704; русск. 2100-2124; Dernburg, "Pand." (II, § 92 сл.).

Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Эта статья подлежит модернизации и корректировке!

Если Вы заметили неточность — Вы можете исправить её с помощью ссылки редактировать на этой странице.

www.wikiznanie.ru

Договоры по Русской Правде

В Русской Правде упоминается и договор купли-продажи. Закон больше всего интересуют случаи купли-продажи холопов, а также краденного имущества.

Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора. (ст. 49 Пространной редакции).

Феодализму не свойствен наемный труд. Тем не менее Русская Правда упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники (ст. 110 Пространной редакции). Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается о наймите, однако некоторые исследователи отождествляют его с закупом.

Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.

Уже краткая редакция Русской Правды содержит "Урок мостникам", где регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Исследователи полагают, что закон имеет в виду не только мосты, но и городские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде многочисленные деревянные мостовые. Интересно, что этот элемент городского благоустройства возник в Новгороде раньше, чем в Париже.

Надо полагать, что на Руси существовал такой древний договор, как мена, хотя в законодательстве он и не отражен. То же можно сказать и об имущественном найме.

Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеютя определённые сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.

Источники "Русской правды"

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в "Русской Правде"- памятнике феодального права. Наличие в Древнерусском государстве соседской общины - верви, приводит нас к признанию того, что члены ее имели определенный круг прав и обязанностей как во взаимоотношениях между собой, так и вне общины. Об этом свидетельствуют ст. 3-8 "Русской Правды", которые законодательно закрепили порядок ответственности членов верви за убийство человека. Данные нормы возникли значительно раньше "Русской Правды", в период формирования феодальных отношений, и существовали в виде обычая. Следовательно, обычай был одним из основных источников создания "Русской Правды". Изучение древнейших документов истории Древней Руси свидетельствует о самостоятельности исторического процесса возникновения и развития государства н права у восточных славян. Правовые нормы играли важную роль в укреплении раннефеодальной монархии; Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права, были договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 гг.), в которых содержались сведения о "Законе Русском". Эти договоры содержали ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и "челяди" и т. д. К источникам "Русской Правды" следует отнести и договоры между отдельными русскими князьями. Иной характер носили договоры князей с народом. Такие до говоры заключались вечем от имени народа с князем. Условия княжения предлагались той или, другой стороной, а затем утверждались взаимным соглашением. Так, новгородцы, приглашая к себе князя, ставили ему целый ряд условий, серьезно ограничивающих его власть: не судить без Суда посадника, не раздавать без него волостей и грамот, не приобретать самому, княгине, боярам и дворянам недвижимого имущества в пределах Новгородской земли и т. д. К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, раз мерах пожалований за службу и т. д. Одним из источников "Русской Правды" является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани - "Уроки", создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные "виры", "продажи", "пошлины", что закреплено в статьях "Русской Правды". Присоединяя к Киевскому государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия. Некоторые статьи "Краткой Правды" говорят нам о суде, но ни одна не упоминает о его составе, порядке образования. Суд выборных старейшин превратился в княжеский суд и был в руках князя средством борьбы с преступниками. Большое значение для создания норм "Русской Правды" имели судебные решения, в которых содержались отдельные виды наказаний за преступления. Следовательно, "Русская Правда" возникла не "на пустом месте", а явилась итогом развития Древнерусского государства. Нормы русского права, как и феодальные отношения, в Киевской Руси складывались неравномерно и по-разному. Сохранилось свыше ста списков, в которые включены различные нормы права. В соответствии с их содержанием историки сгруппировали списки "Русской Правды" в три основные редакции - Краткую, Пространную и Сокращенную. Нормы раннефеодального права отражены в первой части "Краткой Правды", или "Древнейшей Правды", которая представляет сборник правовых норм, изданных в различное время князем Ярославом Мудрым для разрешения конфликтов, возникающих в дружинной среде. По происхождению и задачам "Краткая Правда" не могла отразить многих сторон феодального государства Руси. Она состояла из двух частей: "Правды Ярослава" и "Правды Ярославичей". Круг наказуемых преступлений, упоминаемых во всех 18 статьях, очень ограничен: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, порча чужого имущества. В "Краткой Правде" говорится и о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как право родственников на кровную месть за убийство. В "Правде Ярославичей", возникшей в обстановке дальнейшего развития феодальных отношении, отражается процесс складывания на Руси крупной феодальной собственности и содержатся нормы, обеспечивающие защиту от посягательств па княжеское хозяйство. Запрещалась кровная месть, во всех случаях она заменялась вирой. Целой системой специальных штрафов охранялась от покушений со стороны крестьян жизнь княжеских слуг (огнищан, тиунов, мечников), защищалась незыблемость феодальной собственности (земля, амбары, скот и т. д.). "Пространная Правда" состоит из двух частей: "Устава князя Ярослава" и "Устава Владимира Мономаха", изданных в разное время, а затем механически объединенных переписчиками. "Устав Владимира Мономаха" уточнил правовое положение закупов, установил ответственность за кражу ряда иных объектов, расширил раздел, посвященный наследственному праву, большое внимание уделил законодательству о холопах, принял меры по охране имущественных прав купечества. С распадом. Древнерусского государства отдельные нормы находили применение в Московском государстве. Из "Пространной Правды" были выбраны и частично переработаны отдельные нормы, составлены более краткие списки, которые получили название сокращенной редакции "Русской Правды". "Русская Правда" является крупнейшим раннефеодальным кодексом Древней Руси, сложным по своему происхождению, составу и содержанию. Кроме "Русской Правды", памятниками права Древнерусского государства, отражающими законодательную деятельность князей, являются церковные уставы и уставные грамоты. Князья жаловали различные привилегии отдельным лицам за их службу. На эти привилегии выдавались специальные грамоты. в которых указывалось конкретное содержание привилегии: владеть землей, крестьянами, осуществлять суд, сбор пошлин и другие полномочия в зависимости от заслуг данного лица. Часто князья составляли завещания с указанием сделанных пожалований тем или иным лицам о предоставлении определенных прав. Многие князья устанавливали привилегии русской церкви. До нас дошел целый ряд таких привилегий: Уставы князя Владимира, князя Ярослава, новгородского князя Всеволода; Уставная грамота, данная князем Всеволодом церкви Ивана на Опоках; Устав новгородского князя Святослава; Уставная грамота смоленского князя Ростислава и др. Значение этих памятников права состоит в том, что они знакомят нас с отношениями, существовавшими между церковью и государством, с правовым положением духовенства, с делами, которые подлежали ведению и суду церкви. Кроме того, они знакомят с теми правовыми нормами, которые не нашли своего отражения в "Русской Правде". В Древнерусском государстве, кроме собственных правовых источников, применялись сборники византийских церковных правил и законов, определяющих права церкви и указывающих на взаимоотношения церкви и государства. После принятия христианства, византийское духовенство всячески стремилось в своей деятельности проводить, основные принципы византийского феодального права. На Руси распространялись переводы сборников византийского церковного права. Ввиду зависимости русской церкви от Константинополя русское духовенство частично подчинялось правилам греческой церкви. Влияние византийских сборников на русское право обусловливалось подсудностью духовным судам вопросов семейно-брачного и наследственного права. Сборники византийского церковного права носили наименование номоканонов. Русские переписчики объединили номоканоны с правилами из других русских правовых источников, в результате вышли более полные сборники права, получившие название Кормчих книг. Источники "Русской Правды" убедительно свидетельствуют о том, что этот документ права возник на основе закономерного развития, русского общества, и рассуждения норманистов, дворянско-буржуазных историков, современных западноевропейских советологов о германском происхождении "Русской Правды" или о заимствовании ею норм из Саксонского, Салического или Фризского прав явно несостоятельны и не могут быть обоснованы никакими научными доказательствами. Этот древнейший кодекс является сборником русского феодального права. Содержание его дает представление о характере и устройстве феодальной вотчины, о правовом положении населения, о государственном строе Древней Руси, суде, преступлениях и наказаниях, наследовании и договорах.

studfiles.net

Поклепная вира - это... Что такое Поклепная вира?

 Поклепная вира

обвинение в смертоубийстве, предъявленное против человека, не схваченного на месте преступления, т. е. против предполагаемого убийцы. П. вира упоминается в ст. 15 Русской Правды (Карамзин. спис.) и представляет собою начало процесса по делам уголовным в отличие от расправы. Истец клепал (обвинял) кого-либо головою; как обвинитель, так и обвиняемый должны были подтвердить свои показания представлением послухов (см.) числом семь, а иностранец — двух; выигрывала сторона, представившая требуемое число послухов; при равенстве их следовали состязания другого рода (присяга, ордалии). Общественная власть не принимала участия в борьбе сторон. Если поклеп не подтверждался, то как оправданный, так и обвинитель платили судебные издержки, каждый по гривне кун. См. Мстиславский, "О поклепной вире или понятие об обвинительном процессе по Русской Правде" ("Юридич. журнал", 1861, 5, январь).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Поклажа
  • Поклоны

Смотреть что такое "Поклепная вира" в других словарях:

  • Поклепная вира — в Русской правде обвинение в убийстве, предъявленное предполагаемому убийце, человеку, не схваченному на месте преступления. П.в. упоминается в ст. 15 Русской правды и представляет собой начало процесса по уголовным делам, в отл …   Энциклопедия права

  • ПОКЛЕПНАЯ ВИРА — обвинение в убийстве, предъявлявшееся человеку, не пойманному на месте преступления, т. е. предполагаемому убийце. Упомянуто в Русской Правде и представляет собой начало уголовного процесса, в отличие от расправы. Как обвинитель, так и обвиняемый …   Юридическая энциклопедия

  • Поклепная вира — в Русской правде обвинение в убийстве, предъявленное предполагаемому убийце, человеку, не схваченному на месте преступления. П.в. упоминается в ст. 15 Русской правды и представляет собой начало процесса по уголовным делам, в отличие от расправы.… …   Большой юридический словарь

  • ВИРА ПОКЛЕПНАЯ — ПОКЛЕПНАЯ ВИРА …   Юридическая энциклопедия

  • Вира — (вера) в Древней и средневековой Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека (первоначально и за  тяжелое увечье). Некоторые ученые связывают введение В. с началом отмены кровной мести. Происхождение термина спорно. По… …   Энциклопедия права

  • вира — в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье. * * * (вера) в Древней и средневековой Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека (первоначально и за  тяжелое… …   Большой юридический словарь

dic.academic.ru