Письмо от древнего человека. Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку "Моё первое письмо"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

СОВРЕМЕННАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ПЕРВОБЫТНОЕ ПИСЬМО. Письмо от древнего человека


Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку "Моё первое письмо"

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

  1. Развивать у детей интерес к эпистолярному жанру.
  2. Учить связанному изложению своих мыслей на бумаге.
  3. Воспитывать любовь к родному краю и уважение к землякам.

Рекомендуется проводить по теме: «Текст». Учебник «Русский язык». 3класс. Автор Зеленина Л.М.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем учиться писать письмо. Но прежде, чем выполнить эту работу, давайте подумаем, а когда и кем было написано первое письмо? Для этого нам нужно будет отправиться в путешествие. В этом нам помогут участники драматического кружка, которые инсценируют эти события.

Путешествие 1. Нарисуй мне письмо. Письмо первобытного человека.

В тундру пришло лето. Наступил долгий полярный день. Снег кое-где растаял. Погода стояла отличная, но охотник Кутх был недоволен. Целый день проплавал он на своем каяке, а добыча не шла. Пора возвращаться домой, но плыть с пустыми руками не хотелось. Может быть завтра посчастливится? Но в стойбище ждут его сегодня, и старуха-мать будет волноваться. Что делать? Выход нашелся скоро. Недалеко от берега виднелись остатки костра. Сегодня здесь пройдут другие охотники. Кутх достал из мешка старый кусочек кожи и стал царапать на нем костяным ножом. Вот это он нацарапал…

Так выглядело первое письмо первобытного человека. Оно было рисованным. Выбравшись из каяка, Кутх привязал письмо к колышку-здесь  обычно оставляли такие послания. Охотники увидят письмо и принесут его в стойбище. И мать прочтет – «Знайте, я отправился на лодке и заночую на острове с двумя хижинами. Я охочусь за морскими львами и вернусь на лодке в мой зимний дом.»

Сначала люди рисовали, о чем они хотели сообщить в своем письме.

Путешествие 2.Древний Египет.

Ученик писца Меро сидел на циновке, обмакивал тростниковую палочку в краску и выводил: 

Меро очень старался, потому что научившись писать, он сможет стать писцом и люди его за это будут уважать. Меро учился уже третий год и умел точно и красиво переписывать иероглифы. Он учился писать на глиняных черепках, которые лежали у его ног. Папирус был слишком дорогим. Иероглифов очень много, их трудно запомнить, каждый значок – это целое слово. Вот – «идти», вот «дом», а если их поставить вместе – получится «выходить», а вот его имя – Меро.

Постепенно у иероглифов произошло слоговое написание, при помощи букв. Первые буквы придумали финикийцы. Но они записывали только согласные.

Финикийцы – жители Финикии, государства, расположенного на берегу Средиземного моря.

В Финикии, около 3-х тысяч лет назад, придумали буквы. Их было 22. От их алфавита произошли все алфавиты мира.

Писцов можно видеть на древнейших изображениях. На коленях они держат листы для записи. В правой руке – тростинка для письма, запасная «ручка» – за ухом. Писцы очень нужны вельможам и фараону. Много лет нужно было посещать школу писцов, чтобы выучить все иероглифы. Уроки продолжались от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.

Совсем недавно при раскопках в Египте была обнаружена библиотека 669 – 629г. до н.э., которая насчитывала 30 тысяч клинописных глиняных табличек с копиями древнеегипетских текстов: царские указы, справочники, дипломатическая переписка, сказания, легенды, молитвы, заклинания.

Путешествие 3.Древняя Греция.1 тыс. лет до н.э.

Жил в городе у моря, в Милете, мальчик Аристид. Больше всего на свете он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей. Очень хотелось Аристиду запомнить все слово в слово, но рассказов было так много, они были такие длинные…

– Запомнить дело нелегкое, – объяснял Аристиду отец. - Недаром сказителей так уважают. Свои рассказы сказители передают ученику.

– А если ученик попадется плохой, ничего не запомнит, что тогда, мифы, легенды, поэмы пропадут? – переживал Аристид.

И вот однажды в их город прибыл корабль. Бородатые купцы важно сошли на берег и наблюдали, как матросы разгружают товар. Рядом с купцом ходил человек с дощечкой, покрытой тонким слоем воска и металлической палочкой в руках-стилем. Он что-то царапал на дощечке.

– Что он делает? – спросил Аристид у проходившего мимо матроса.

– Пишет – сказал матрос.

– Как это «пишет»? – удивился Аристид

Матрос взял палочку и нарисовал на песке какие-то знаки.

Через несколько дней Аристид умел отлично писать финикийскими буквами. Скоро в Милеете писали, потом во всей Греции, в Риме и в других странах. Только этих букв грекам показалось мало и они добавили в него новые буквы для обозначения гласных. Так выглядело первое греческое письмо.

Греческий алфавит состоял из 24 букв. В VIII в. до н.э. появилась письменность. Ее создали на основе финикийского алфавита.

Путешествие 4. Древняя Русь XIVв.

Путята сидел на солнышке за домом и острой железной палочкой – писалом процарапал на донышке старого берестяного кузовка «Путята». Недавно брат показал ему буквы и с той поры Путята не расставался с писалом и царапал знакомые ему буквы на каждом обрывке бересты. А потом стал просить отца: «Хочу научиться писать».

Жалко отцу сына, нелегкое это дело – целый день придется сидеть, согнувшись, в келье выводить букву за буквой. Но делать нечего: отвел отец сына к переписчику Григорию Киянину и попросил взять сына в обучение. Стоит Путята ни жив, ни мертв. А на столе гусиные перья лежат, чернильница стоит, повсюду листы тонкой кожи – пергаменты. Взял Путята в руки перо. Руки дрожат. Но старается, даже язык высунул. Стал Путята учиться писать уставом, таким особым почерком, потом вязью.

Прошло несколько лет и Путята стал переписчиком, всей округе стал письма писать.

Скоро он получил первый большой заказ: один богатый боярин попросил переписать для него русскою летопись «Повесть временных лет».

– Я перепишу, и русские свою историю узнают, – говорил с гордостью Путята отцу.– Писцы книги переписывают, хранят знания.

Так выглядело первое древнеславянское письмо.

Обучение письму при Ярославе Мудром сделало большие успехи. При монастырях организовали школы для мальчиков, несколько позже внучка Ярослава Янка (сестра Владимира Мономаха) создала первую в Европе школу для девочек.

В Новгороде обнаружено более 600 берестяных грамот: семейных писем, долговых расписок, завещаний, стихов, ученических «тетрадок». Писали все: бояре, попы, ремесленники, крестьяне, дети и взрослые.

Ну, а теперь ребята, давайте вернемся в наше время и попытаемся дать определение, что такое «письмо». Для этого давайте возьмем «Краткий толковый словарь русского языка» и найдем это определение.

«Письмо – бумага с написанным текстом, которую посылают куда-нибудь, чтобы сообщить о чем-нибудь». (стр. 136 «Краткий словарь русского языка», Москва, «Русский язык»1986г.)

А в качестве примера современного письма, я вам предлагаю познакомиться со своей личной перепиской с нашим земляком, Членом Союза писателей России, Председателем комиссии по распределению Шолоховской премии, бывшим редактором журнала «Сельская молодежь», автором книги о нашем селе «Вечерний благовест или Реквием по Березовке» Анатолием Николаевичем Жуковым.

Дорогая моя землячка, Наталья Евгеньевна!

Извините пожалуйста, что отвечаю на ваше письмо с таким опозданием, последнее время болею и в связи с этим возникли определенные сложности.

Очень был рад вашему письму. Приятно, что в родном селе меня помнят и любят. Я помню Березовку большим селом, обширным, добрым, хлебосольным. Приезжих пускали на ночлег в любой дом. Принимали хорошо, благожелательно, обязательно кормили и приглашали заезжать на обратном пути. Для меня Березовка – это символ нашей России. И для меня она навсегда живая.

Книга, где есть повесть «Вечерний благовест или Реквием по Березовке» у меня осталась одна. Я отдал ее для переиздания  вместе с другими повестями и рассказами в издательство «Вече» – они обещали к весне выпустить. Вот тогда я ее вам пришлю для вашего музея вместе с другими статьями и фотографиями.

Сердечно поздравляю вас с Новым годом – «собаки» – дай Бог, чтобы она оказалась не цепной и злющей. Будьте здоровы и благополучны!

Поклон доброй Березовке, Вашим коллегам по школе, русскому вашему (нашему) краю!

А.Жуков.

Вот такое замечательное письмо в век современных технологий, Интернета, сотовой связи прислал нам земляк А.Н.Жуков.

А теперь, ребята, давайте подумаем, чему учит нас это письмо?

– Оно учит нас любви к людям, к своему селу, к родному краю, учит любить природу и животных, любить Россию, значит, мы можем назвать Анатолия Николаевича нашим Учителем и давайте сейчас напишем письмо как Учителю:

«Здравствуйте, Учитель!

Огромное спасибо Вам за Ваше доброе, теплое письмо о Березовке. Нам было очень приятно его читать. В своем письме Вы с глубокой нежностью вспоминаете свое родное село и этим учите нас, Ваших маленьких земляков, любви к своему дому, селу, к Родине, учите знать историю своего села, учите понимать людей, их поступки, учите дружбе и умению ею дорожить. Ваши рассказы учат нас задуматься о судьбе российской деревни, о судьбе Березовки, о судьбе нашей Родины, а Ваши размышления о судьбе Березовки мы вписали особым шрифтом на плакат и повесили в музее Села: «Знаете, почему умерла наша Березовка?.. Только потому, что не спросилась руководящих дядей, где ей родиться и стоять. Ей бы на ровненьком асфальте, или на сахарном волжском бережку, где рядом живописный лес с грибами и ягодами, тогда бы ладно, живи, а наши дураки – предки 340 лет овражную степь обживали, Засечную линию до Оренбурга воздвигали, земли эти от кочевников берегли. Назвать бы сразу неперспективным весь край и продать, как Аляску и Алеуты 120 лет назад…»

Огромное Вам спасибо за Ваш труд! Желаем Вам крепкого здоровья. А за Ваше здоровье молится в Хмелевском храме настоятель отец Александр и все его прихожане. Надеемся на встречу с Вами. С нетерпением ждем книгу о своем селе. А в ответ на вашу повесть о Березовке, примите наше стихотворение «Березовка».

Под березою сяду на лавочкуВижу, как затихает село.Ах, деревня, деревня – крестьяночка.Цветом вишни тебя замело.

В небе звездочка вспыхнула перваяЛунный свет заливает луга.Ах, деревня, деревня – крестьяночкаСловно мама ты мне дорога.

Скоро зорька покажется ранняя,Кони выпьют хрустальный рассвет.Говорят, что ты Родина малаяДля меня же огромнее нет.

Ах, деревня, деревня – крестьяночка…

Всего Вам самого доброго! Низкий поклон Вашей семье. С уважением все ваши земляки, вся ваша любимая Березовка и мы, ученики Березовской школы.»

А теперь давайте проведем итог нашему занятию.

Как вы думаете, ребята, в чем преимущество письма перед современными средствами связи?

  1. В письме можно высказать такие мысли, которые в разговоре не всегда можешь сказать.
  2. Письмо можно хранить.
  3. Письмо можно перечитать, переписать.
  4. Письмо можно украсить поздравительной открыткой.
  5. Письмо сохраняет память о человеке (запах, тепло рук).
  6. Письмо – семейная реликвия

А на дом я даю вам задание составить план письма «Мое первое письмо маме».

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как посылали письма в прошлом?

почтовая каретаПочти столько же, сколько существует человек, существуют и письма. Человек ощутил огромное желание отправить свое письмо другим. Но до того как люди научились писать, они просили помощи у посыльных или у друзей, чтобы те передали какие-либо сведения другому человеку.

Но только после изобретения письменности, люди могли передать свою мысль другому человеку без посредников.

В древнем Египте послания туго наматывались на специальную палку, и были они написаны на папирусе. После написания отдавали эту палку гонцу, который относил её получателю. Важность передачи информации люди понимали уже и в то время. Гонцы защищались специальным законом и пользовались привилегиями. Вестники из древней Греции пользовались аналогичными правами.

В Древнем Риме очень хорошо развивались сети дорог, и люди придумали более быстрый транспорт и адресаты письмена получали намного быстрее, а люди стали быстрее перемещаться.

Но тогда было еще очень далеко до появления специальной почтовой службы. Только когда было много дорог построено и начала развиваться торговля между странами, люди всерьез стали задумываться о почте.

На дорогах были расставлены специальные станции по замену лошадей, человек мог заменить свою уставшую лошадь на уже отдохнувшую. Также возле станций появились разные повозки и экипажи. Конечно же, они перевозили письма, грузы и людей. Специальная почтовая служба появилась в ряде европейских стран. Письма клали в сумки, на которых писали, куда их доставить, после чего давали перевозчику.

Конечно, их доставка была нерегулярной и очень медленной. Все зависело от состояния дорог и состояния возчиков. Летом письма возили медленнее, а зимой быстрее. Только после того как почтовая служба также стала заниматься перевозкой писем, работа сразу пошла быстрее.

Так, если сообщение было очень важным, оно поручалось специальному посыльному - фельдъегерю или курьеру. Интересно, что и до нашего времени дожила эта служба. Только сейчас фельдъегеря и курьеры доставляют либо правительственную переписку, либо дипломатическую почту.

www.vseznayka.kiev.ua

Главное изобретение человека - письменность. Древнейшие письменные знаки.

   Паола Утевская. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности

  

 

ИЗ ГЛУБИНЫ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

 

   Попробуем представить себе, какой была бы наша жизнь, если бы когда-то,

тысячи лет назад,  люди не изобрели письмо,  не придумали,  как записывать

свои мысли, закреплять в документах все то, что нужно запомнить.

   Мы жили бы без книг и  газет.  Весь накопленный людьми опыт передавался

из поколения в поколение только устно.  Развитие человечества шло бы очень

медленно,   буквально  черепашьим  шагом...   Нет,  совершенно  невозможно

представить себе нечто подобное.

   Мы  точно не  знаем,  когда и  как люди начали разговаривать.  Это было

очень давно.  Но представление о  слове-творце сохранилось в  мифах многих

народов древнего мира.

   В одном из древнейших вавилонских мифов "энума элиш" рассказано: "Когда

вверху не названо небо,  внизу земля была безымянной",  в мире существовал

хаос,  олицетворенный чудовищем.  После победы над ним были созданы, иначе

говоря -- названы словом, небо, земля и все, что на них находится.

   В  Древнем  Египте существовал рассказ о сотворении мира богом мудрости

Птахом.

   Птаха египтяне называли "сердцем и  языком богов".  Всякая мысль Птаха,

задуманная  им  в  сердце  и  сказанная  языком,  то  есть  словом,  имела

магическую творческую силу.  Словом Птах создал всю вселенную, всех богов,

все живое на земле, все искусства и все ремесла.

   В этом значении говорится о слове и в первой главе Евангелия от Иоанна:

"В начале было Слово,  и Слово было у Бога,  и Слово было Бог.  Оно было в

начале у Бога, Вс╦ чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть,

что начало быть. В Н╦м была жизнь..."

   Это  помогает нам представить, как в древности понимали значение слова:

то, что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу

слова.  Слова могут вызвать болезнь или излечить ее, приворожить человека,

который  не  любит, причинить вред врагу, спасти от ударов судьбы, помочь,

защитить  -- слово может все. У древних египтян существовало много записей

различных  заклинаний. Больше всего было таких, которые должны были помочь

умершему  жить  в  загробном  царстве,  где  правит  бог  Осирис.  Это так

называемые   Тексты   пирамид   (записанные  на  стенах  гробниц),  Тексты

саркофагов  и Книги мертвых, написанные на длинных свитках папируса. Самым

важным   при   погребальных  обрядах  считалось  произнесение  вслух  всех

заклинаний, или, как их точнее называют, изречений.

   Египтяне ценили не только магическую силу слова. "Будь искусным в речах

-- слово сильнее,  чем оружие" -- так поучал египетский фараон своего сына

более четырех тысяч лет назад.

   Мы не верим в магию слов,  они служат только для выражения наших мыслей

и для общения между людьми.

   Но и теперь мы знаем,  что слово может быть "сильнее,  чем оружие".  Об

этом   всегда  должен  помнить  каждый  человек.   Словом  можно  обидеть,

оскорбить,  нанести  травму,  сердечную рану,  которая тяжелее физического

удара.

   Есть и другая,  добрая сила у слова.  Сказанное вовремя и к месту,  оно

облегчает страдание, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение.

   Нравственное могущество слова  заключено  не  в  сочетании  звуков,  из

которых оно состоит,  а в том смысле,  который мы в него вкладываем, в том

как его произносим.  Одно и  то же слово может быть плохим и хорошим.  Все

зависит от  того,  добрым или  злым чувством наполняет его сказавший,  для

чего оно произнесено и какой душевный мир говорящего оно отражает.

 

КАКИЕ ЕСТЬ ЯЗЫКИ

 

   В  мире существует множество различных языков и  диалектов,  на которых

говорят жители планеты Земля.  Есть языки,  на  которых говорит узкий круг

людей --  одно племя или даже одно селение.  Другие языки связаны только с

одной  народностью и  нацией,  например польский.  Есть  языки  общие  для

нескольких наций:  английский --  в Англии и США; испанский -- в Испании и

во многих странах Южной и  Центральной Америки.  Есть языки международные,

которыми пользуются международные организации, наука.

   Русский язык --  не только язык одной нации,  но и межнациональный язык

народов СССР и один из немногих международных языков. Есть языки живые, то

есть те,  на которых говорят сейчас.  Есть языки мертвые, на них никто уже

не  говорит.  Но вот латинский и  древнегреческий языки до сих пор живут в

науке,  в  международной терминологии.  Есть  языки  с  богатой  историей,

древней  письменностью и  языки,  у  которых системы письма  только-только

появились.

   В древности люди даже сложили легенду, объясняющую многообразие языков.

"На всей земле был один язык и одно наречие".  Люди решили построить город

и башню высотой до небес и тем прославить себя.  Но бог,  разгневавшись на

людей за их непомерную гордыню, смешал "язык их, так чтобы один не понимал

речи другого",  и строители уже не могли договориться о совместной работе.

Башня осталась недостроенной.  Город,  в котором это произошло,  назывался

Вавилоном.

   В  VI  в.  до  н.  э.  город  Вавилон был центром торговли многих стран

древнего  мира.  На  его базарах, в лавках и торговых домах бывали люди из

разных  мест,  главным  образом  купцы,  приезжавшие для покупки и продажи

всевозможных   товаров.   Люди   всех   цветов   кожи   говорили  на  всех

существовавших  тогда  языках,  очень  часто  едва  понимая  друг  друга и

объясняясь   жестами.   В   это  время  в  Вавилоне  возводили  храм-башню

Этеменанки,   что   значит  "Дом  основания  земли  и  неба".  Ее  строили

многочисленные рабы. На жителей маленьких стран невиданные размеры здания,

к  тому  же в названии связанного с небом, сам город с шумной многоязычной

толпой  производили  ошеломляющее  впечатление.  На этой почве вырос миф о

Вавилонском столпотворении, записанный в древней книге истории, сказаний и

религиозных легенд -- Библии.

   Языки не  стоят особняком друг от друга.  Есть языки-родственники.  Они

объединяются   в   языковые   семьи   индоевропейских,   семито-хамитских,

кавказских, финно-угорских, тюркских языков и другие семьи.

   Есть языки,  не входящие ни в  одну семью.  Это языки-одиночки.  К  ним

можно отнести язык  племени айнов,  населяющих один из  японских островов,

язык басков,  живущих на границе Испании и Франции. Таким языком-одиночкой

был и язык древних шумеров.

   С характером языка тесно связана система письма.

 

ЛЮДИ ИЗОБРЕЛИ ПИСЬМО

 

   Возникновение письменности также относится к глубокой древности. Путь к

ней был долгим и  сложным.  Далеко не  сразу появились те  системы письма,

которые существуют в наше время.

   Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

   Греческий историк Геродот,  живший в  V  в.  до н.  э.,  рассказывает о

"письме" скифов к  персидскому царю Дарию.  Скифский гонец пришел в лагерь

персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и

пяти стрел".  Скифы не  умели писать,  поэтому так выглядело их  послание.

Дарий спросил,  что  означают эти  дары.  Гонец ответил,  что  ему  велено

вручить их царю и  сразу вернуться обратно.  А персы должны сами разгадать

смысл "письма".  Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал,

как он понял послание:  мышь живет в  земле,  лягушка живет в воде,  птица

подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил

Дарий,  скифы отдают ему свою воду и  землю и  покоряются персам,  отдавая

свою военную храбрость.

   Но  военачальник  персов  Гобрий  иначе растолковал "письмо": "Если вы,

персы,  не  улетите,  как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в

землю,  или  подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и

падете под ударами наших стрел".

   Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны

Дария со  скифами показала,  что правым оказался Гобрий.  Персы не  смогли

победить неуловимых скифов,  кочевавших в  степях Северного Причерноморья,

Дарий ушел со своим войском из скифских земель.

   Собственно письмо,  письмо начертательное началось с  рисунков.  Письмо

рисунками называется пиктографией (от  латинского pictus  --  живописный и

греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы,

поэтому    наскальными   рисунками   занимаются   археологи,    этнографы,

искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для

историка   письменности   важна   информация,   заключенная   в   рисунке.

Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию,

например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом

и др.

   Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что

в доме нет еды.  Человек поднес руку ко рту -- еда. Человек развел руки --

знак отрицания "нет".  Лодка с  людьми показывает,  что  хозяева уехали на

рыбную ловлю. Все понятно. Но вот письмо девушки к любимому человеку. Если

бы  она  сама  не  объяснила  смысл  письма,  то  разгадать  его  было  бы

невозможно.

   Мы   видим,   что  все  наглядное  находит  отражение  в   пиктографии,

отвлеченные понятия если и передаются, то трудно расшифровываются.

   С   развитием   цивилизации  появляется   необходимость  передавать   и

фиксировать  сложные  сообщения,   приказы  царей,   правителей.  И  тогда

возникает идеография --  письмо понятиями (от  греческого idea  --  идея и

grapho -- пишу).

   В  идеографическом письме  знаки-рисунки  могут  обозначать и  то,  что

нарисовано,  и,  кроме того,  имеют переносное значение. Рисунок ног может

значить как пиктограмма -- ноги, а как идеограмма -- процесс движения.

   Идеограммы  не  передают  ни  звучание  слова,  ни  его  грамматические

изменения, а только стоящее за этим словом значение.

 

   Необходимость быстро  записывать сложные  и  длинные  тексты  привела к

тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от

греческого hieroglyphoi -- священные письмена).

   На рубеже IV --  III тысячелетия до н.  э. фараон Нармер покорил Нижний

Египет и  приказал увековечить свою  победу.  Рельефный рисунок изображает

это  событие.  А  в  правом верхнем углу  --  пиктограмма,  которая служит

подписью  к  рельефам.   Сокол  держит  веревку,  продетую  сквозь  ноздри

человеческой головы,  которая как  бы  выходит из  полоски земли с  шестью

стеблями папируса.  Сокол --  символ царя-победителя, он держит на привязи

голову побежденного царя Севера;  земля с папирусами -- это Нижний Египет,

папирус ее символ.  Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак

папируса означает тысячу.  Но  можно ли  было рисунком передать имя  царя?

Откуда известно, что его звали Нармер?

   Оказывается,  в  это  время  египтяне из  рисунков уже  начали выделять

знаки,  которые обозначали не нарисованный предмет,  а звуки, составлявшие

его  название.  Рисунок навозного жука означал три  звука ХПР,  а  рисунок

корзины --  два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже

стали фонетическими знаками.  В древнеегипетском языке были слова с одно-,

двух-  и трехбуквенными слогами.  А так как египтяне гласных не писали, то

односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать

имя, они использовали однобуквенные иероглифы.

   Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из

сложной системы письма выделился алфавит.

   Финикийцы,  познакомившись с этими буквами, на их основе создавали свое

алфавитное письмо.

   Можно  ли  ответить  на  вопрос:  кто,  какой  человек  изобрел систему

письменности?  Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы

нет  ответа.  Возникновение  письменности  было  вызвано требованием жизни

общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность

появилась.  Но  алфавиты  создавались  и  позже, в эпоху нашей, новой эры,

образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано

письмо  для  славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для

армянского  языка.  Вместе  со своими учениками Маштоц отправился в разные

страны  изучать  письменность.  Это  была  "настоящая научная, быть может,

первая   в   мире  лингвистическая  экспедиция,  поставившая  своей  целью

выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.

   У  народов Крайнего Севера и  Сибири до  Октябрьской революции не  было

письменности.  Теперь  научные сотрудники Института народов Севера создали

для них алфавитное письмо.

   В  Таджикской  республике было  много  неграмотных,  так  как  арабское

письмо,  которым  некогда  пользовались  таджики,  очень  сложное.  Теперь

таджики пишут по-таджикски русскими буквами.

   Создаются письменности и в странах современной Африки.

 

ХРАНИЛИЩЕ СОКРОВИЩ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

   Одно  из величайших сокровищ культуры -- письменные памятники, все, что

записано на камнях и глине, на дереве и бересте, на пергамене и на бумаге.

Вся литература -- научная и художественная, легенды и былины, исторические

документы и деловые записи -- все это сокровища письменности.

   Иоганн Фридрих Шиллер сказал: "Плоть и голос дает письмо немой мысли. И

через поток тысячелетий доходят до нас говорящие страницы".

   "Говорящие страницы" всех веков и  народов и есть хранилище всего,  что

было записано, одно из величайших сокровищ мировой культуры.

   Вся совокупность памятников письменности отражает культуру того народа,

который ее  создал.  И  когда завоеватели хотели подчинить себе покоренный

народ,  они  прежде  всего  уничтожали  рукописи  и  книги.  В  1520  году

конкистадоры --  испанские  завоеватели Юкатана  --  сожгли  все  рукописи

индейцев майя,  одного  из  культурнейших племен  Америки.  Испанцы хотели

заставить их  забыть свое  прошлое,  отказаться от  старых богов  и  стать

христианами-католиками.

   А люди всегда интересовались своим прошлым.

   Сначала это были легенды о  том,  как был сотворен мир,  кто основал их

царство.  Потом  люди  стали записывать исторические события --  появились

летописи.

   Историки Греции и Рима писали книги,  где излагали историю своей страны

и соседних государств.

   Но  лучше  всего  изучать историю народов по  памятникам и  документам,

созданным ими самими, в те времена, когда они жили.

   К  сожалению,  многие древние языки давно забыты,  их письмена никто не

умел читать.  О чем рассказывают египетские иероглифы и клинописные знаки?

На каких языках говорили их творцы?  Долгое время никто не мог ответить на

эти вопросы.

   Ученые делали много безрезультатных попыток проникнуть в  тайны древних

письмен.  Только  в  начале  XIX  века  началась подлинная работа  над  их

дешифровкой.

   В  книге  подробно  рассказывается,   как  добились  успеха  неутомимые

труженики  науки,  прочли  непонятные надписи  и  восстановили исчезнувшие

языки,  на  которых уже  много  веков никто не  говорит.  Поэтому здесь мы

только в  общих  чертах познакомимся с  методами,  которыми пользуются при

дешифровке неизвестных текстов.

   Существуют  три  вида  таких текстов: первый -- его можно прочесть, так

как  он  написан  известными  знаками, но его нельзя перевести, потому что

неизвестен  язык;  второй -- язык известен, но письмена не умеют прочесть;

третий -- и язык и письмена неизвестны. Это самый трудный случай.

   Каждый, кто занимается дешифровкой, должен найти ключ к чтению письмен.

Если нет ключа, значит, нет ничего, а из ничего ничего не получится.

   Прежде всего,  еще до начала дешифровки,  надо определить,  имеем ли мы

дело  с  идеографическим,  слоговым  или  алфавитным  письмом.  Для  этого

подсчитывают количество  повторяющихся одинаковых знаков.  Если  их  около

тридцати, значит, текст написан алфавитными -- буквенными -- знаками. Если

их  несколько десятков,  это  слоговое  письмо,  возможно,  с  несколькими

идеограммами --  целыми словами, выраженными одним знаком. Если одинаковых

знаков  несколько сот,  то  это  идеографическое письмо,  в  котором могут

встречаться слова,  написанные слоговыми знаками.  Иногда можно установить

направление письма, выяснить, есть ли в тексте словоделение.

   Ученым  в  дешифровке  неизвестных  языков  очень  помогают  двуязычные

надписи на известном языке и  на языке,  который надо дешифровать.  Это --

билингва.  Билингвой  был  Розеттский камень  с  одинаковыми египетскими и

греческими текстами.

   В билингве отыскивают собственные имена, географические названия -- они

звучат  примерно  похоже  на  различных  языках. Кроме того, имена древних

царей,  их  титулы  встречаются  в  трудах  греческих и римских авторов, в

древних  религиозных  книгах  --  Библии,  Авесте, Ведах. По именам иногда

можно установить, к какой семье языков относится данная надпись.

   Сравнивая  надписи  и  отдельные слова,  надо  помнить,  что  одинаково

звучащие слова в различных языках имеют неодинаковое значение. Поэтому при

помощи  неродственных языков  нельзя  разгадать  чуждый  язык.  Крупнейший

ученый Бедржих Грозный прочел хеттскую клинопись.  Но  он не смог прочесть

ни  критское письмо,  ни надписи древних жителей Индии при помощи хеттских

иероглифов.

   Так же получилось бы,  если бы мы стали читать латинский текст русскими

буквами, считая латинское р (пе) как русское р, h (аш) как н, с (ц) как с.

Это было бы абсолютно бессмысленное чтение надписи.

   В  самых  сложных  случаях  дешифровки применяется комбинаторный метод.

Чтобы вы  могли представить себе и  понять,  как  пользуются исследователи

этим  методом,  приведем пример  из  книги  А.  М.  Кондратова "Этруски --

загадка  номер  один".  В  Государственном Эрмитаже в  Ленинграде хранится

этрусский шлем с выгравированной этрусской надписью в одно слово:  сутина.

Что оно может означать?  Воин?  Имя собственное владельца шлема? Шлем? Дар

богам?..  Гипотез можно  строить сколько угодно --  надпись,  состоящая из

одного-единственного слова,  дает простор толкованиям. И чтобы найти точку

опоры,  следует обратиться к  другим надписям:  не  содержат ли и  они это

слово или родственные ему?

   В  других  текстах  можно  найти слова сут, сути, сутил, сутис, сутней,

сутрина,  сутриниал,  сутунал,  сутусас... Есть надписи, состоящие из двух

слов:  ми  сутина.  Причем  сделаны  они  на  могилах.  Стало  быть, чтобы

добраться  до  смысла слова сутина, надо рассмотреть, а что означает слово

ми, где оно встречается.

   Оказывается,  не  только на могильных эпитафиях,  но и  среди надписей,

сделанных на орудиях труда.  Причем здесь после ми,  как правило,  следует

имя собственное или имя и  фамилия.  Например,  ми  Танквилус Фулниал,  ми

Лартиа Спурианас,  ми  Веласнас и  т.  д.  Подобные же  надписи на орудиях

делали не только этруски,  но и италийцы --  римляне,  умбры, оски и т. д.

Читать мы их можем. Надписи эти передают имя владельца в такой форме: "Это

Кассия Сцеволы" или:  "Я Брута Сатурнина". Отсюда вывод: слово ми означает

либо это,  этот,  то есть является указательным местоимением,  либо личным

местоимением я...

   Таким образом,  надписи ми сутина означают: "это сутина" или "я сутина"

("моя сутина").  Значит, скорее всего, сутина означает могила, погребение,

то  есть это могила,  моя могила.  Если мы  обратимся опять-таки к  другим

текстам, в которых встречаются слова с окончанием на -ина или -на (ведь из

списка слов,  приведенного выше,  понятно, что корень в них сут или сути),

то увидим,  что они употребляются в таких контекстах,  из которых следует,

что окончание -ина или -на превращает эти слова в прилагательные. А корень

сут или сути всегда встречается в  словах погребальных надписей либо же на

предметах, обнаруженных в могилах.

   Какой  отсюда  вывод?  Слово  сут или сути означает погребение, могила.

Слово  сутина  -- прилагательное от него: погребальный, могильный, то есть

относящийся к погребению. Теперь становится понятно, почему это слово было

начертано  на  эрмитажном  шлеме:  чтобы  указать, что он предназначен для

погребения и его нельзя употреблять в других целях".

   Так  комбинаторный  метод в сочетании с этимологическим помог перевести

слово  и  определить назначение вещи. Этимологический метод применяется не

только  как  вспомогательный,  но  и  самостоятельно, в тех случаях, когда

ученым  удается  установить близкое родство между неизвестным и каким-либо

известным   языками.  При  этом  сравнивают  похожие  по  звучанию  слова,

проверяют, закономерны ли эти совпадения или случайны. Однако пользоваться

этимологическим   методом   надо   с  чрезвычайной  осторожностью.  Нельзя

сравнивать  что  угодно  с  чем  угодно  на основании одного лишь внешнего

сходства, это может привести к ошибкам. Известный немецкий ученый Иоганнес

Фридрих   писал:   "Интерпретатор  неизвестного  языка  никогда  не  может

позволить  себе  сказать:  "То,  что  в  двух  языках звучит одинаково или

сходно,  означает  одно и то же". Всякое использованное созвучие он обязан

по меньшей мере подкрепить реальными аргументами".

   Собственные  оригинальные  системы  письма  существовали в  странах  не

только Европы,  Азии и Америки,  но и Африки. Многие цивилизованные народы

Черной Африки --  в  саванной зоне  Великого Судана,  на  северо-востоке и

востоке материка и в других местах --  умели писать еще задолго до прихода

европейцев.

   Исторически  засвидетельствованные  в  Африке  системы  письма  гораздо

разнообразнее и  оригинальнее европейских по  внешнему  виду  и  принципам

передачи  слов.  В  Европе  почти  всюду  существовало  буквенное  письмо,

происходящее в  конечном  счете  от  греческого;  а  в  Тропической Африке

зарегистрированы следующие системы письма:  пиктографические,  предметные,

иероглифические,   слоговые,   буквенные,  не  считая  переходных  форм  и

разновидностей.

   Эфиопский алфавит  представляет собой  довольно  сложную,  но  стройную

систему.  Сейчас он  состоит из  296  знаков.  Все они делятся на  группы,

объединенные  сходным  произношением  и  начертанием.  Начертание  знаков,

письмо,  резко отличается от других алфавитов семитской группы -- оно идет

слева  направо,  как  в  алфавитах Европы  и  Индии.  Существует множество

гипотез о происхождении эфиопского письма, но пока это лишь гипотезы...

   Самоотверженной работе тех,  кто  прочел древние письмена,  мы  обязаны

тем, что история и культура древних народов нам теперь хорошо известны. Мы

знаем их летописи, религиозные тексты, литературные произведения.

   В  одном  древнеегипетском поучении середины II  тысячелетия до  н.  э.

говорится о бессмертии людей, оставивших мудрые поучения:

   "...Они  не  делают  себе  пирамид  из  электрума и  могильных плит  из

металла, они не оставляют наследников-детей, которые должны произносить их

имя. Они создают себе наследников в писаниях, в книгах поучений, созданных

ими.  Книга поучений --  их пирамиды,  а перо из тростника --  их дети. От

мала  до  велика  читатели  делаются их  детьми,  а  писец  --  их  глава.

Произносятся их  имена ради их  книг,  созданных ими;  потому что они были

благими,  и  память  о  них  сотворена  ими  навеки.  Человек  исчезает  и

превращается в  прах,  но  благодаря его  писаниям имя  его вспоминается в

устах читающего".

   Через полторы тысячи лет, в конце I века до н. э., римский поэт Гораций

написал  стихотворение,  которое  начиналось  словами:  "Я создал памятник

прочнее  меди,  вознесенный  главою  выше  пирамид".  Этим памятником, как

говорится дальше, были написанные им произведения.

   А еще почти через две тысячи лет --  21 августа 1836 года -- величайший

русский поэт Александр Сергеевич Пушкин,  вслед за  Горацием и  египетским

мудрецом,  написал  гениальное  стихотворение  "Я  памятник  себе  воздвиг

нерукотворный...".

 

a-nomalia.narod.ru

Древние письмена и наскальные изображения

Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света и относятся к разным историческим эпохам от палеолита до средневековья. Древние люди наносили их на стены потолки пещер, на открытые скальные поверхности и отдельные камни. Древнейшие палеолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники – медведи, львы. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными – от контурного рисунка, процарапанного на камне до барельефа полихромной росписи, для которой использовались минеральные краски. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение.

Вампум (от индейск. wampumpeag – нити с нанизанными на них раковинами), средство запоминания и передачи сообщений у индейских племён Сев. Америки. Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Вампум так же мог использоваться вместо денег.

Кипу означает завязывать узел или просто узел; это слово также понимают как счет (cuenta), потому что узлы содержали счет любым предметам. Индейцы изготовляли нити разного цвета: одни были только одного цвета, другие – двух цветов, другие – трех, а другие – и большего числа, потому что цвет простой и цвет смешанный каждый имел свое особое значение; нить плотно скручивалась из трех или четырех тонких виток, а толщиною она была с железное веретено и длиною примерно с три четверти вары; каждая из них прикреплялась в особом порядке к другой нити – основе, образуя как бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит такая-то нить, как-то: желтая означала золото, белая – серебро, а красная – воинов.

Пиктографическое письмо

(от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho – пишу, рисуночное письмо, пиктография ), отображение общего содержания сообщения в виде рисунков, обычно в целях запоминания. Известно со времен неолита. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле. Однако оно очень важно – люди чертили рисунки на поверхности скал, камней и т. д. Именно это было отправной точкой для развития начертательного письма.

Вывод. Все выше перечисленные способы зафиксировать речь были очень ограничены в своём применении. Далеко не каждую мысль можно было передать на большие расстояния или «остановить во времени» с их помощью. Главный недостаток этих способов – отсутствие чёткости, однозначности в их прочтении. Очень многое зависит от мастерства того, кто рисует, а также от догадливости того, кто читает.

Хотя, например, пиктография используется и в современном мире: дорожные знаки, уличные вывески. Применение пиктограмм как вспомогательного средства очень удобно. Смысл можно передавать очень быстро, изображение понятно всем: и детям, не умеющим читать, и иностранцам, не имеющим переводчика. Очень большое распространение получили пиктограммы в современных компьютерах. Нажав кнопку с изображением соответствующей пиктограммы на экране компьютера, вы можете вызвать любимую игру или другую нужную вам для работы программу.

Добуквенное письмо

Идеографическое письмо (от греч. idea – идея, образ и grapho – пишу) - принцип письма, использующий идеограммы. В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике.

Многие знаки идеографии – идеограммы – получились из рисунков. Более того, у многих народов некоторые знаки использовались как пиктограммы (и тогда они изображали конкретный предмет) и как идеограммы (и тогда они обозначали абстрактное понятие). Рисунок в этих случаях выступает в переносном, т. е. в условном значении.

Иероглифическое письмо. Наиболее древней из разновидностей идеографического письма были иероглифы, состоящие из фонограмм и идеограмм. Большинство иероглифов были фонограммами, т. е. обозначали сочетание двух или трех согласных звуков. Идеограммы обозначали отдельные слова и понятия. Гласные звуки на письме египтяне не обозначали. Наиболее употребительны были 700 иероглифов. Древнейшие иероглифические тексты относятся к 32 веку до н. э.

«Священные знаки»

В Египте существует легенда о том, как пришла идея фонограммного письма.

«Около 5 тыс. лет назад правил в Египте фараон Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были на веки запечатлены на камне. Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было 6 тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. Вот как записали египетские художники имя фараона. Они изобразили рыбу, т. к. слово «нар» - по-египетски «рыба». « Мер» на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники поставленную перед ними задачу».

Иероглифическое письмо было не только у египтян, но и у вавилонян, шумеров, индейцев майя, древних жителей острова Крит. А в наше время иероглифами пишут народы Китая, Кореи, Вьетнама и Японии.

Вывод. По сравнению с видами предписьменности иероглифическое письмо имеет ряд преимуществ: однозначное прочтение сообщения, возможность передать не только бытовую, но и научную информацию, абстрактные понятия. А фоноидеограммы (иероглифы, содержащие указание на звучание) дают даже представление о звучащем слове.

Но представьте себе, сколько надо запоминать знаков с их значениями, если, к примеру, в китайском языке их около 50 тысяч! Такое огромное количество практически невозможно запомнить одному человеку, даже если выучить только активно использующиеся 4-7 тысяч иероглифов.

Буквенная письменность

Звуко-буквенное письмо зарождалось в недрах идеографического письма. Идея передавать ни письме звучание слов, зародившаяся ещё у шумеров, в разных вариантах воплощалась у других народов. В основе всех способов лежало использование простых знаков, обозначающих односложные слова, в записи сложных знаков для других слов. Один из таких вариантов – китайские фоноидеограммы. Однако это ещё очень далеко от обозначения знаками (буквами) отдельных звуков речи, что составляет основу фонографического (звуко-буквенного) письма.

Финикийская и греческая письменности. Жившие около 2000 лет назад финикийцы придумали знаки для звуков. Так появились буквы и алфавит. И все они были согласные! Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, лет через 200 финикийский алфавит оказался в Древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течении многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три, а один – даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей. Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Греческое письмо стало исходным для всех европейских алфавитов, в том числе и кириллицы.

Славянская азбука. В далекие времена, более 1000 лет назад, славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине Х века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянским) самые важные греческие книги. Их труд дал славянским народам возможность писать и читать на своем языке.

Славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица. До сих пор у ученых нет единого мнения, какой из этих вариантов был создан Кириллом. Большинство современных исследователей полагает, что он создал глаголицу. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893 году) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу.

Русская азбука. С принятием христианства на Руси была заимствована и кириллица, которая и была положена основа русской азбуке. Первоначально в ней было 43 буквы. С течением времени некоторые из них оказались лишними потому, что исчезли обозначаемые ими звуки, а кое какие были лишними с самого начала. Русский алфавит в современном виде был введен реформами Петра I, в результате которых было изменено начертание букв (оно приблизилось к печатной латинице) и исключены устаревшие буквы «омега», «от», «юс большой», йотированные «а», «е», «кси», «пси». В течение второй половины XVII века были введены «э», «й», «ё». А после Октябрьской революции в 1918 году из состава русского алфавита были исключены «ять», «фита», «и десятиричная», «ижица». Таким образом современная азбука насчитывает 33 буквы.

Вывод. Буквенная письменность дала людям целый ряд возможностей.

Прежде всего, свободу от времени и расстояния, стала универсальным средством выражения мыслей и чувств. Появилась возможность передавать звучащее слово в письме, фиксировать все слова того или иного языка (в том числе и отвлечённые понятия) с помощью наименьшего количества знаков. Но всё дело теперь осложняется необходимостью знать и уметь применять орфографические и пунктуационные правила.

И в заключение

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем не только изменились, но и упростились их названия. Если ещё в начале ХХ века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» то теперь ты легко выпаливаешь: «а», «бэ», «вэ», «гэ», «дэ»!

Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании простого и удобного письма.

Вывод: В течение многих тысячелетий люди стремились к тому, чтобы письмо:

1) могло передавать различные виды информации;

2) было понятным;

3) было простым и удобным.

www.hintfox.com

СОВРЕМЕННАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ПЕРВОБЫТНОЕ ПИСЬМО

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЧЕРТЁЖ

1^ огда мы говорим, читаем или пишем, — вряд ли нам приходится задумываться над тем, каким образом устная речь и письменность обрели свой современный вид. А между тем с речью и письменностью связан длитель­ный путь развития, и история этого развития не лишена интереса.

Для передачи мыслей применяется буквенное письмо. В буквенном письме звукам нашей речи соответствуют особые изобразительные значки, или буквы. Обозначая буквами отдельные звуки, из которых складываются сло­ва, мы получаем возможность записывать наши мысли, в частности названия тех или иных предметов.

Однако при письменной передаче наших мыслей на­ряду с рассмотренным способом может быть использован и другой, так сказать, прямой путь. Легко представить себе такую форму письма, где мысли о предметах выра­жались бы изображениями самих предметов. Именно этим путём и шло развитие письменности.

Когда возникли отдельные виды изображений — ска­зать трудно. Во всяком случае они значительно старше грамоты. Человек первоначально рисовал предметы и лишь потом научился описывать их словами. Таким об­разом, первобытное письмо было подлинно картинным.

Раскопки, произведённые на местах стоянок доистори­ческого человека, позволяют воссоздать эту раннюю пору письменности. С помощью рисунков, нередко весьма ис­кусных, передавались как изображения предметов жи­тейского обихода и домашней утЕари, так и фигуры лю­дей и животных. Иногда же в рисунках запечатлевались и целые рассказы преимущественно из охотничьего быта.

Фиг. 1. Картинное письмо.

К подобному картинному письму до сих пор прибегают народы, не имею­щие буквенного письма: к ним отно­сятся некоторые племена австралий­цев, негров и индейцев.

В качестве примера «картинопи - си» может служить фиг. 1. На ней воспроизведена намогильная плита— памятник с жизнеописанием одного из предводителей индейцев.

Путём кропотливых исследова­ний и сопоставлений учёным уда­лось прочесть вырезанные на камне «письмена».

Перевёрнутое изображение оле­ня наверху является предметом по­клонения предков умершего и одно­временно обозначает имя погибшего. Можно предположить, что он назы­вался «Быстроногий олень». Горизон­тальные черточки по обеим сторонам плиты означают сра­жения, в которых участвовал умерший, а три вертикаль­ные черты под рисунком опрокинутого оленя отмечают полученные вождём ранения. Изображения головы лося и солнца свидетельствуют о славе и охотничьей доблести погибшего вождя. Помещённые ниже рисунки томагавка, или топорика, и двух лунных серпов говорят о последнем сражении и его продолжительнее™. Наконец, опрокину­тый рисунок оленя в левом нижнем углу плиты сообщает о смерти вождя в последней битве.

Следы образного письма сохранились до настоящего времени. К ним принадлежат, например, предостерегаю­щие надписи — изображения на трансформаторных буд­ках и столбах электрических проводов высокого напря­жения. Сюда же относятся некоторые дорожные знаки,упорядочивающие уличное движение в больших городах. Часто также встречаются указатели направления, выпол­ненные в виде рисунка человеческой руки. К такого же рода письму следует причислить и известные нам из школы записи геометрических понятий: <£—угол, А — треугольник, □ — квадрат, О — окружность и др.

С развитием общественно-хозяйственной жизни людей углублялись и расширялись отношения между ними, а вместе с этим развивался и усовершенствовался язык, ускорялось и упрощалось письмо. Для изображения пред­метов начали применять вместо их картинок условные знаки. Такая разновидность образного письма получила название идеографии. Она знакома нам по цифрам

Фиг. 2. Иероглифическое написание имени «Клеопатра».

И знакам, употребляемым в математике, физике и химии. К этой же разновидности письма следует отнести и сокра­щения, постоянно применяемые в письменной речи, как: «т. е.», «и т. д.» и некоторые другие.

Идеография употреблялась в древнем Египте («иеро­глифы», фиг. 2), да и сейчас ещё применяется в Китае. Любопытно отметить, что китайские письмена читают также японцы и корейцы, те и другие на своём, конечно, языке. Условные знаки, или идеограммы, этого письма выражают, таким образом, на разных языках одни и те же понятия. Этим преимуществом, как мы увидим ниже, обладает и чертёж.

До Великой Октябрьской социалистической револю­ции многие народы нашего севера и Сибири были почти поголовно неграмотными. Только с приходом Советской власти эти народы получили свою письменность и тем са­мым приобщились к культурному богатству великого рус­ского народа. В продолжение же долгого времени им при­ходилось пользоваться первобытным картинным письмом.

Приведём два примера такого письма.

На фиг. 3 представлено нечто вроде памятки, с кото­рой около четверти века тому назад один ненец с Ямалаприехал в областной город. Как «прочесть» графические изображения, представленные на этой памятке?

Рисунок рыбы говорит об изобилии её в водах, омы­вающих полуостров Ямал. Нарисованные ниже сеть и ружьё напоминают о необходимости приобрести снасти для рыболовства и огнеприпасы для охоты. Фигуры пяти

Фиг. 3. Памятка жителя с полуострова Ямал.

Оленей внизу, из которых три стоят, а два лежат, и изо­бражение человека означают,

Что часть оленьего поголовья

Гибнет от «копытницы», и по­тому нужна помощь ветеринара (копытница — болезнь оленей).

Второй пример мы заимству­ем из крайне любопытных за­писных книжек нымылан (ко­ряков), живущих в селении Ка­менском Корякского нацио­

Нального округа Хабаровского края.

В этих книжках коряки за­писывали, что и кому они были должны и кто и что задолжал им самим. Для своих записей они употребляли чрезвы­чайно самобытный приём, заключающийся в соединении знаков идеографического и картинного письма. Напри -

Р--------------------------------------------------------------------------------------------

£ 11111 ^ *

Фиг. 4. Образец долговой расписки коряков.

Мер, изображение деревянного дома означало у нымы­лан жителя селения Пенжино, расположенного в до­лине реки Пенжины Корякского национального округа, кривая линия в форме петли обозначала выпороток, т. е. мех неродившегося детёныша павшей или убитой самки пушного зверя, ёлкообразная фигура — белку и т. д.

Одна из таких долговых расписок помещена на фиг. 4. Её можно прочесть примерно так: «пенжинец должен мне пять выпоротков, одну лисицу и десять белок».

Возвращаясь к чертежу, отметим следующее. В наибо­лее старинной форме чертежа — плане — нетрудно усмот -

Лролет гидрабтческого пресса 5000т.

Наименование

Цепной подвесной транспортер

Верстак

І пневматический, молоток

Вертикально - фрезерный станок

Верстак с электромотором и фрезой для оорезки деталей после штамповки

Стол для заготовок

Наждачный станок

Кромкозагибочный станок

Гидравлический пресс для штамповки

Ящик для отходов

Тележка. обслуживающая пресс

Фрезерный станок с подъемным столом оля зачистки кромок

Стол для подготовки пакетов деталей к обработке на фрезерном станке (/2) Роликовые ножницы на колонке для обрезки деталей

Дыропробивной пресс с оевольверной —“ а ручным приводом

Передвижная печь для плавки, свинца

Плита для заливки местных" пуалсонов

Стол для упаковки заготовок после сверловки

Стол приемщика

Фиг. 5. Основная схема размещения оборудования в цехе завода. От­дельные части оборудования на схеме и в помещённой рядом с ней таблице обозначены одинаковыми числами.

Реть черты, роднящие его с картинным и идеографиче­ским письмом. Подтверждением этого служит фиг. 5. На

Ней дана основная схема части пролёта гидравлического пресса (в 5000 тше). Условные изображения оборудова­ния, указанного на схеме, представляют собой не что иное, как идеограммы того своеобразного «письма», ка­ким является чертёж. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить фиг. 5 с фигурами, приведёнными ранее, особенно с фиг. 4.

Наша непродолжительная экскурсия в область произ- * * водственных чертежей закончена. Она познакомила нас со многими интересными и важными вещами. Мы видели, как с течением времени совершенство­вался графический язык. От …

Мы выяснили уже название и материал детали, изо­бражённой на фиг. 35. Выяснили также, что оправка вычерчена в натуральную величину. Перейдём те­перь к проекциям и попытаемся по ним представить её форму. …

Наименование детали, обозначение масштаба, в кото­ром она вычерчена, условный шифр материала, идущего на его изготовление, и некоторые другие сведения сооб­щаются основной надписью. Эта надпись является своего рода «паспортом», которым снабжается …

msd.com.ua