ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Письменность древней греции кратко


ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Письменность.

Критяне писали в основном на глиняных табличках, слева направо, отделяя слова. Но пользовались и чернилами. Шрифт первоначально был иероглифическим, затем линейный. Линейное письмо делится на письмо А и Б. Они состоят из 90 слоговых знаков, около 150 понятийных идеограмм, числовых и метрических обозначений (илл. 15).

Но! Язык линейного письма А не похож ни на один известный в настоящее время языков древности. Некоторые знаки до сих пор не понятны, и пока не решена задача дешифровать саму письменность (определить слоговые значения отдельных знаков), а затем установить содержание текстов на основе грамматического анализа.

Препятствием к прочтение линейного письма «А» является не только незнание языка критян, но очень небольшое количество найденных табличек с этим видом письма.

Больше повезло с линейным письмом Б, сохранившем половину знаков от письма А. Только в 1952 г. установлено, что за письменами кроется архаический греческий язык, на котором говорили в 14-13 вв. греки-ахейцы. Найденные глиняные таблички представляют дворцовые архивы и содержат хозяйственные записи[1].

Самые ранние образцы греческого классического буквенного письма относятся к 8 в. Названия букв и начертание их указывают, как предполагают, на финикийское происхождение. В ранний период истории в разных областях Греции были свои собственные алфавиты. В самом конце 5 в. Афинах был официально принят ионийский алфавит из 24 букв (впоследствии он был положен в основу церковнославянского и русского). Халкидский алфавит, получивший распространение в южной Италии, послужил основой для латинского алфавита (илл. 16).

Греки переняли и очертания, и названия букв от финикийцев. Двадцать четыре буквы и три добавочных буквы.

Древнегреческие названия часто звучали совсем не так, как их произносим мы на русском языке. Афины грек произносил Атх эна, Сиракузы – Сюракосай.

По образцу восточногреческого был создан старославянский алфавит, из которого вышел русский. В греческом для звука «и» было три буквы: эта, йота и испсилон. Поэтому и в русском было три буквы для звука «и»: и, и с точкой и «ижица».

Числа у греков обозначались буквами. Отсюда и популярная столетия игра в числовые значения слов. Х – 600, А – 1, I – 10.

Папирусные свитки греки научились делать у египтян. Длиною они были до шести метров, шириной – 15-20 см. Текст писался на них столбцами шириной в длинную стихотворную строчку. Обычно в свитке помещалось более тысячи строк. Начало и конец свитка приклеивались к палочкам-держателям. Держали свиток правой рукой, разворачивали левой. Строчки разлиновывали свинцовым колесиком, писали тростниковым пером. Чернила делали из сока каракатицы или наростов на дубовых листьях. Ошибки смывались губкой.

Заглавия и заглавные буквы писались красным. Писали, не разделяя слов, чтобы легче было читать. Иногда расставляли над строкой знаки и ударения. Паузы отмечали вертикальной черточкой. Века спустя из нее получилась современная запятая.

Литературные произведения первоначально писались на коже, древесном лыке, холсте, деревянных покрытых воском табличках, затем и на папирусе.

Вклад греков, скажем, в русскую культуру можно проследить на основе запаса словарного языка. Заимствованные из греческого языка или созданные из греческих корней слова: аэродром, телефон, космонавт, кибернетика, шкаф, школа, кровать, цирк, тетрадь, церковь, огурец, уксус и др.

Во 2 в. до н.э. греческий правитель Пергамского царства, в ответ на запрет экспорта папируса из Египта, усовершенствовал технику изготовления уже несколько столетий известного писчего материала из шкур животных. Сам же «пергамен» из шкур верблюда - палестинского происхождения.

Собственноручных рукописей древних авторов нет, их сочинения сохранились главным образом в средневековых копиях. Утрата рукописей началась еще в античное время (пожар Александрийской библиотеки в 390 г.). От величайших поэтов до нас дошло немногое: так, из 123 пьес Софокла сохранилось всего семь.

Законченные произведения сохранились только от Пиндара и Анакреонта. Отрывки других известных поэтов стали собирать всего лет триста назад.

Книги и библиотеки.

Афины обходились почти без книг. «В маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь, предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у его учеников».[2]

С началом эпохи эллинизма стали покупать и собирать книги. Появились мастерские, где книги переписывали на продажу. Рабы- писцы писали под диктовку. Слуховых ошибок было предостаточно. Если вдруг получалось нескладно, писцы подправляли текст по своему разумению. Поэтому старались раздобыть самые древние, то есть самые надежные рукописи.

Самым большим собранием книг была Александрийская библиотека – 700 тысяч свитков. Только их список, со справками об авторах и о содержании, занимал 120 свитков. Второе книгохранилище было выстроено при храме Сераписа, оно погибло во время разгрома храма христианскими монахами в 390 году. Большая библиотека сожжена после взятия города арабским халифом Омаром в 641 году.

В Александрийской библиотеке занимались всеми науками. В Мусее главной была словесность. Один ученый о 60 строчках «Иллиады» написал тридцать книг комментариев.

 

Литература.

Эпос.

У эллинов обоготворенных покойников, предков или основателей рода называли героями. Каждый гражданин должен был (хотя бы фиктивно) принадлежать к какому-нибудь роду, ведущему свое происхождение от героя-родоначальника. Повторяющийся из поколения в поколение рассказ о том или ином героическом событии превращался в сказание, сказание, подвергаясь ритмической обработке, принимало вид песни или поэмы.

Исполнение песен о героях в 8-7 вв. являлось делом профессиональных певцов - аэдов. Они пели песни свои сочиненные песни под аккомпанемент струнного инструмента (илл. 89). В поэме Гомера "Одиссея" на пиру во дворце царя Алкиноя гостям представляют Демодока - слепого аэда: эта деталь встречается у разных народов.

В 6 в., когда в Афинах были установлены регулярные исполнения поэм Гомера, появляются рапсоды. Они не создавали новых произведений, не пели поэмы, а только декламировали их в торжественной обстановке, на праздниках или пирах.

Поэмы Гомера.

Гомер (илл. 17) выбрал путь сочинения связной эпопеи – взять какой-либо эпизод и, расширяя его подробностями, вместить в него все, что было поэтически интересного во всей Троянской войне: гнев Ахилла на Агамемнона и его последствия – гибель Патрокла и месть Ахилла Гектору. Все остальные эпизоды войны вмещены в попутные упоминания в речах действующих лиц. Для «Одиссеи» - два морских перехода – от острова Калипсо до острова фиаков и оттуда до Итаки.

Основные черты эпического стиля.

Прежде всего, это поэмы большого объема, повествуют о событиях далекого прошлого, рассказ ведется от лица самого автора. Действующие лица отличаются величием и исключительной силой. Второе, изобилие мифического элемента; события происходят по воле и даже при непосредственном участии богов (последний бой в "Иллиаде"). Автор нигде не раскрывает свои взгляды и не говорит о самом себе, но стремится показать далекое прошлое в особо привлекательном виде. Отсюда нарочитая гиперболичность: все предметы, принадлежащие героям, необыкновенно красивы и высокого качества, все в их обиходе блещет золотом.

Далее. Так как поэма предназначалась для слушателей, поэты стремились закрепить содержание в памяти, поэтому по несколько раз повторяются или описываются однородные явления в одних и тех же выражениях. За некоторыми героями, богами или предметами закреплялись украшающие эпитеты (определения), которые давали слушателям сразу представление о характерных свойствах предмета или лица (Ахилл постоянно называется "быстроногим", Одиссей - "хитроумным", а все герои имеются "божественными").

Третье, сознательная архаизация рассказа - смешение эпох. Сравнение описываемых у Гомера предметов с археологическими находками показывает: один слой описывает микенскую эпоху, другой - современную поэту. Крито-микенская эпоха была бронзовым веком, железо употреблялось как драгоценный металл. Гомер, человек 10-7 вв., умышленно избегает говорить о железном оружии и железных изделиях своего времени и всюду заменяет железо бронзой. Автор пытается передать колорит микенской эпохи, но, будучи поэтом, невольно привносит в свое описание ряд черт своей эпохи.

В поэмах зачатки других жанров – сказки (о сиренах), романа, элементы трагедии и комедии (олимпийские сцены), сатиры (сцены с циклопами). Разнообразие и красота сравнений, частое введение речей, метрика – гексаметр, который произносился нараспев.

Особая любовь у Гомера к блестящим предметам. Почти все герои – сильны, красивы, ведут свое происхождение от богов. Но изображены они не трафаретно. Умный, храбрый, дипломатичный, преданный жене и родному острову Одиссей одновременно и невероятно жесток – наполняет весь дворец трупами женихов Пенелопы, и патологически хладнокровно вместе с сыном вешает неверных служанок. Боги у Гомера – это обобщение человеческих чувств, поступков и воли.

Походит всего два-два с половиной века - и появляются пародии на героический эпос. Началом 5 в. датирована полностью сохранившаяся поэма "Война лягушек и мышей". Некоторые места пародируют соответствующие в "Иллиаде", повторяются даже имена эпических героев (имя лягушки "Грязевик" по-гречески созвучно с именем Пелея, отца Ахилла), встречаются гомеровские эпитеты, сравнения, в том числе участие богов (когда мыши начинают одолевать лягушек, Зевс пытается остановить их молнией) и небесные знамения.

Назидательный эпос. Гесиод.

Почти одновременно с гимнами появляется особое направление в поэзии - дидактический, или назидательный эпос. С одной стороны, один и тот же стихотворный размер, отчасти стилистические приемы (повторения, эпитеты, сравнения), но с другой, - поэт сам считает нужным поделиться своим жизненным опытом, признавая его поучительным для других. Главный ее представитель - Гесиод.

Гесиод - автор одной из самых известных поэм древности "Труды и Дни". Ее основа - личная жизнь земледельца, а содержание основной части - нравоучение родному алчному брату, растратившему всё наследство и обратившегося за помощью, о необходимости трудиться.

Нет никакого позора в работе: позорно безделье,

Если ты трудишься, скоро богатым, на зависть ленивцам,

Станешь. А вслед за богатством идут добродетель с почетом.

Хочешь бывалое счастье вернуть, так уж лучше работай.[3]

Сухой и краткий стиль, монотонная моралистика.

В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий.

До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли:

Лет тридцати ожениться – вот самое лучшее время.

Года четыре пусть зреет невеста, женитесь на пятом.[4]

Поэт обстоятельно описывает все детали земледельческих работ (как надо пахать, сеять, убирать, молотить и т.д.), и это - единственное в своем роде в литературе изложение системы сельского хозяйства, включая календарь работ. Более того, в поэме мы найдем характеристику дней месяца с указанием, что следует делать в каждый из дней человеку, для которого они разделены на счастливые и несчастливые.

Выделим два интересных момента. Гесиод всюду видит борьбу, она - величайшее зло и источник всех бедствий, но часто она превращается в полезное соревнование. И все же - и море, и земля переполнены злом. Происхождение человеческих несчастий поэт объясняет, приводя миф о том, как Зевс, желая погубить людей, послал на землю обаятельную женщину Пандору с сосудом, из которого вылетели все бедствия - осталась только Надежда.

И второе. В рассказе о пяти веках впервые в греческой литературе звучит тема золотого века.

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских…<…>

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Бы им ни в чем не известен.[5]

В этот век люди наслаждались полным счастьем, жили, как боги, земля давала им все в изобилии и без труда. Но последовавшие серебряный и медный века приносят ухудшение. Четвертый век - век героев - принес кратковременное улучшение, но настал пятый - железный, век насилия и неправды. Это время самого поэта, который верит: 30 тысяч стражей Зевса, в том числе его дочь - Правда, витают среди людей и охраняют их от неправды. Поэму Гесиода разучивали в школах, часто на нее ссылались писатели, и со временем для греков она сделалась основой морали.

Наконец, вторая известная поэма Гесиода - "Теогония" («Происхож­дение богов»), посвященная теме происхождения мира и богов с их родословной.

Дата добавления: 2015-08-09; просмотров: 95 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.072 сек.)

mybiblioteka.su

Греческая письменность - это... Что такое Греческая письменность?

 Греческая письменность

Греческая письменность

Краткая информация

Дата рождения ~X в. до н. э.
Место рождения Греция
Происхождение Финикийская письменность
Система Фонетическая, появление гласных
Состав 24 буквы
Чтение
Языки
  • Греческий;
  • Его диалекты, такие как ионический, дорический;
  • Запись научных текстов, в частности — математических.
Документ Наиболее старый известный документ — свод законов города Дрер (VII в. до н. э.)
Использование Используется в настоящее время.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Шпеер, Альберт
  • Пунические войны

Смотреть что такое "Греческая письменность" в других словарях:

  • Греческая азбука — Греческий алфавит Тип: консонантно вокалическое Языки: греческий Дата создания: около VIII века до н.э. Период: до настоящего времени …   Википедия

  • Греки — У этого термина существуют и другие значения, см. Греки (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Грек (значения). эллины Έλληνες …   Википедия

  • История письменности — Традиционно возникновение письменности связывалось с деятельностью богов и культурных героев (Цан Цзе), однако в соотв. мифологиях письменность зачастую выступает как одна из функций более широкого спектра (красноречие, память, логика,… …   Википедия

  • История письменности, хронология — 4000? Тэртэрийские надписи (письменность культуры Винча) 3300 Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э. 3200 Египетские иероглифы. 3200 Иератическое письмо в Египте. 3100 В… …   Википедия

  • Ελληνικά — Греческий язык Самоназвание: Ελληνικά [e̞ˌliniˈka] Страны: Греция, Кипр; общины в США, Канаде, Австралии, Германии, Великобритании, Швеции, Албании, Турции, Украине, России, Армении, Грузии, Казахстане, Италии …   Википедия

  • Греч. — Греческий язык Самоназвание: Ελληνικά [e̞ˌliniˈka] Страны: Греция, Кипр; общины в США, Канаде, Австралии, Германии, Великобритании, Швеции, Албании, Турции, Украине, России, Армении, Грузии, Казахстане, Италии …   Википедия

  • Греческий — язык Самоназвание: Ελληνικά [e̞ˌliniˈka] Страны: Греция, Кипр; общины в США, Канаде, Австралии, Германии, Великобритании, Швеции, Албании, Турции, Украине, России, Армении, Грузии, Казахстане, Италии …   Википедия

  • Новогреческий язык — Греческий язык Самоназвание: Ελληνικά [e̞ˌliniˈka] Страны: Греция, Кипр; общины в США, Канаде, Австралии, Германии, Великобритании, Швеции, Албании, Турции, Украине, России, Армении, Грузии, Казахстане, Италии …   Википедия

  • Греческий язык — Самоназвание: Ελληνικά [e̞ˌliniˈka] Страны: Греция …   Википедия

  • Греция — У этого термина существуют и другие значения, см. Греция (значения). Греческая Республика Ελληνική Δημοκρατία …   Википедия

dic.academic.ru

Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы

С.И. РадцигИстория древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 82. Методологические вопросы....................... 103. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 144. Греческие племена и наречия...................... 185. Язык древнегреческой литературы ................... 206. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 227. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 272. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 303. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 324. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 355. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 472. Содержание «Илиады»......................... 483. Содержание «Одиссеи».......................... 524. Общий характер поэм ......................... 565. Главные образы поэм ......................... 616. Особенности эпического стиля ...................... 677. Язык и стих поэм ........................... 748. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 792. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 803. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 864. Время создания поэм.......................... 895. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 942. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 973. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 984. Пародии на героический эпос...................... 995. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 1016. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 1092. Греческая лирика и ее формы ..................... 1113. Элегия и ямб, их представители.................... 1124. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 1245. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 1342. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 1353. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 1404. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 1502. Первые греческие философы...................... 1523. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 1544. Философы-поэты ........................... 1565. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 1602. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 1613. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 1654. Организация драматических представлений ............... 1695. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 1772. Биография Эсхила........................... 1803. Произведения Эсхила ......................... 1814. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 1885. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 1916. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 1947. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 1958. Образы трагедий Эсхила........................ 1979. Язык Эсхила............................. 20110. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 2042. Строительство и художественная жизнь................. 2063. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 2074. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 2085. Основные течения научной и общественной мысли ........... 2106. Политическая литература........................ 2167. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 2222. Произведения Софокла......................... 2233. Социально-политические воззрения Софокла............... 2274. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 2305. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 2316. Общий характер творчества Софокла .................. 2357. Образы трагедий Софокла ..................... 2378. Язык Софокла............................. 2429. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 2462. Произведения Эврипида ........................ 2473. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 2544. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 2585. Общий характер творчества Эврипида ............... 2616. Образы трагедий Эврипида....................... 2667. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 2718. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 2729. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 2752. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 2773. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 2794. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 2825. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 2876. Литературные взгляды Аристофана ................ 2937. Драматургия Аристофана........................ 2978. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 3009. Язык комедий Аристофана....................... 30510. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 3092. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 3103. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 3134. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 3175. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 3222. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 3243. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 3282. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331 3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 3344. Речи Демосфена и его мастерство.................... 3375. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 3416. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 3442. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 3473. Эстетическое учение Платона...................... 3514. Общий характер деятельности Аристотеля................ 3535. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 3622. Менандр и его творчество ....................... 3653. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 3732. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 3803. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 3904. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 3965. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 3996. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 4067. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 4078. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 4112. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 4163. Аттицизм и вторая софистика .................... 4214. Плутарх............................... 4285. Лукиан ................................ 4316. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 4387. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 4462. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 4483. Позднегреческий роман......................... 4514. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 4575. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 4596. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 4617. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470Библиография.............................. 472

Скачать

22

6. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ПАМЯТНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Письменность существовала в Греции, как показывают надписи крито-микенской поры, уже в конце III тысячелетия до н. э. Сначала тут было рисуночное письмо, а приблизительно в XVIII в. до н. э. оно сменилось линейным письмом. Это письмо совершенно не похоже на хорошо известное нам письмо классической Греции. Вероятно, эти письмена как «злокозненные знаки», еще не понятные для большинства, упоминаются в «Илиаде» (VI, 168 сл.).Самые ранние образцы греческого классического буквенного письма относят к VIII в. до н. э. Названия букв (альфа, бета, гамма, дельта и т. д.) и начертание их указывают на семитическое происхож-

23

дение греческого алфавита — скорее всего, из Финикии1. В VII в. письмом пользовался поэт Архилох (ср. фр. 51, 9). К VII в. относится и ряд письменных законодательств, которые были вырезаны на досках и выставлены в общественных местах.В раннюю пору греческой истории в разных областях Греции были свои собственные алфавиты, однородные по существу, но различавшиеся по составу и по форме отдельных букв. В Афинах до конца V в. до н. э. применялся (по крайней мере в государственных актах) алфавит, отличный от ионийского, принятого в городах Малой Азии. Только в 403 г. при архонте Эвклиде в Афинах был официально принят ионийский алфавит из 24 букв, который с IV в. постепенно утвердился повсеместно и сделался общегреческим. Он же впоследствии был положен в основу церковнославянского и русского алфавитов. Халкидский алфавит, получивший распространение в южной Италии, послужил основой для латинского.Частные документы и литературные произведения писались первоначально на коже (ср. Геродот, V, 58), на древесном лыке, на холсте, на деревянных вощеных табличках и т. п. Законы и другие документы, которые были рассчитаны на длительное время, вырезались на деревянных досках, а чаще на каменных или даже мраморных и бронзовых плитах, частично сохранившихся до нашего времени. Это так называемые «надписи».Развитие торговых отношений с Египтом дало возможность пользоваться папирусом — особым видом писчего материала, приготовлявшегося из волокна сердцевины египетского камышового растения — папируса. В III в. до н. э. в городе Пергаме (в Малой Азии) ввели в употребление специально выделанную кожу, которая по месту изобретения получила название пергамента (пергамин). Запись на пергаменте обеспечивала длительность сохранения текста, а вместе с тем такие книги отличались наибольшим изяществом.Собственноручных рукописей древних писателей мы не имеем. Их сочинения известны нам только в копиях, прошедших через руки многих переписчиков. Книги переписывались главным образом рабами. Некоторые рабовладельцы имели целые мастерские по переписке книг. Сочинения античных авторов сохранились главным образом в средневековых копиях. В средние века перепиской занимались преимущественно монахи, и их интересами определялся выбор переписывавшихся произведений: сочинения материалистического содержания часто даже уничтожались. Естественно, что при ручной переписке в тексты вкрадывалось много искажений и описок.Вместе с ростом культуры в Греции увеличивалась потребность в книгах и книжных собраниях, но цены на книги были высокие. Уже в V в. до н. э. образованные люди стали собирать библиотеки. Одним из первых составил себе значительную библиотеку трагический поэт Эврипид. В IV в. большую библиотеку имел философ Аристотель. Она, по-видимому, частично попала в знаменитую Александрийскую

1 Ср.: Лоукотка Ч. Развитие письма. М., 1950, с. 141—151; Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. 2-е изд. М., 1965, с. 332—353.
24

библиотеку. После смерти Аристотеля собрание его сочинений долго переходило из рук в руки, пока, наконец, в 83 г. до н. э. римский полководец Сулла после разгрома Афин не перевез его в Рим. Из общественных библиотек особенно известна «царская» библиотека в Александрии, основанная в III в. до н. э. Впоследствии там же была устроена библиотека при храме Сараписа. В III и II вв. до н. э. с ними соперничала библиотека в городе Пергаме.Из богатейшей литературы античной Греции до нас дошла только небольшая часть. Утрата произведений первых веков греческой письменности началась еще в античном мире. Особенно это происходило во времена общественных катастроф. Так, большая часть знаменитой Александрийской библиотеки сгорела в 47 г. до н. э. во время восстания жителей против Юлия Цезаря. При взятии римлянами Коринфа в 146 г. — Муммием и при разграблении Родоса Кассием в 43 г. до н. э. погибло много книг. Палатинская библиотека в Риме сгорела в 297 г. н. э. и т. д. Общественные потрясения, связанные с крушением античного рабовладельческого общества, сопровождались еще большим разрушением культурных ценностей. В последние годы IV и первые годы V в. готы разграбили целый ряд городов Греции и Италии, в том числе Рим (410 г.). Христианство, одержав в IV в. окончательную победу над язычеством, стремилось уничтожить языческую литературу, особенно все то, что было враждебно христианству. Так, библиотека при храме Сараписа в Александрии была сожжена в 390 г. толпой христиан-фанатиков, подстрекаемых патриархом Феофилом. И все-таки, несмотря на такое варварство и изуверство, многое из античной литературы не погибло, и византийским ученым IX—XII вв. было известно еще большое число сочинений, утраченных впоследствии.Знание греческого языка в Западной Европе в течение средних веков стало редкостью, единственной хранительницей древнегреческой традиции оставалась Византия — Константинополь. Под натиском турок и особенно после взятия Византии в 1453 г. многие из греческих ученых вынуждены были покинуть родину, и они переселились на Запад, главным образом в Италию, а оттуда дальше во Францию и Германию, а также в Россию1.Естественно, что греческие ученые, приезжая на Запад и в Россию, становились учителями; они привозили с собой греческие книги, которые потом поступали в местные книгохранилища. Так наполнялись греческими рукописями сокровищницы Ватикана, Флоренции, Венеции, Парижа и других городов. Виссарион, например, привез в библиотеку св. Марка в Венеции более восьмисот греческих рукописей. Римские папы тратили громадные средства на собирание древних рукописей. Это была характерная черта Возрождения.В Россию греческие рукописи стали поступать очень рано, что было вполне естественно вследствие принятия русскими христианства из Византии. Особенно богатыми были библиотеки Ивана IV, патриарха Никона, боярина Ф. М. Ртищева и др. Большинство этих

1 Радциг С. И. Введение в классическую филологию. М., 1965, с. 35—76.
25
книг было собрано в Московской патриаршей библиотеке, а в настоящее время хранится в Государственном историческом музее в Москве, частью в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, в Киеве. Большинство рукописей, сохранивших сочинения античных писателей, относится к IX—XV вв. Но в последнее время, особенно начиная с конца XIX в., наши материалы значительно пополнились находками папирусов в Египте. Эти тексты относятся частью к последним трем векам до н. э. и к первым векам н. э. Среди этих находок можно отметить, например, речи Гиперида, «Афинскую политию» Аристотеля, сборник стихотворений Бакхилида, «Мимиямбы» Геронда, «Персы» Тимофея, отрывки из пяти и одна цельная комедия Менандра, «Следопытов» Софокла, отрывки из разных трагедий, произведений лирических поэтов, историков и т. д. Однако, к сожалению, о творчестве многих, даже величайших поэтов часто мы вынуждены судить лишь по немногим дошедшим до нас образцам: от Софокла из 123 пьес сохранилось 7 и т. д. А о некоторых мы можем судить только по отзывам других писателей или по небольшим отрывкам, так называемым «фрагментам» (обломкам), сохранившимся в цитатах у разных писателей. Но эти рукописи страдают многочисленными ошибками и пропусками, и ученым приходится прилагать много труда по сличению рукописей, исправлению вкравшихся ошибок и установлению критически выверенных текстов. Изучением рукописей занимается особая отрасль филологии — палеография, а текстов на папирусах — папирология. И все-таки есть особый вид текстов, который сохраняется непосредственно от того времени, когда они были составлены. Это так называемые «надписи», сделанные по преимуществу на каменных или бронзовых плитах. Изучением их занимается эпиграфика. Однако в надписях редко содержатся тексты художественных произведений: чаще всего это — документы официального характера, постановления высших государственных органов, распоряжения властей, договоры, правовые записи, обрядовые и надгробные памятники и т. п. Как подлинные документы своей эпохи, они представляют громадное научное значение для знакомства с языком, историей и бытом, и вместе с тем и для понимания художественных произведений.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с. © Издательство «Высшая школа», 1977.© Издательство «Высшая школа», 1982.

www.sno.pro1.ru