Периодизация культуры древней греции. ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Периодизация истории и культуры Древней Греции. Периодизация культуры древней греции


Периодизация культуры Древней Греции. — Студопедия.Нет

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 13Следующая ⇒

Крито-микенский или Эгейский период- III - II тыс. до н. э.

Гомеровский                               - XI - IX вв. до н.э.

Архаика                                   - VIII - VI вв. до н.э.

Классика                                  -V - IV вв. до н. э.

Эллинизм                                - III - I вв. до н. э.

Периодизация культуры Древнего Рима

Культураэтрусков - VII - V вв до н.э.

Культура периода Римской республики - IV - I вв. до н.э.

Культура периода Римской империи - I - IV вв.

 

 Греческая мифология складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги- покровители отдельных полисов, земледельческие боги.

Греческая мифология прошла в своем развитии несколько этапов. Мифы повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, общественных установлений, религиозных обрядов, о происхождении мира и богов. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов.

Так, в гомеровскую эпоху культурная общность греков уже отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы – аэды (профессиональные сочинители эпических песен). В период архаики происходят определённые изменения в религиозных представлениях греков: формирование единого греческого мира влечёт за собой и создание общего для всех греков пантеона богов. В этом смысле старое изречение, что «Гомер создал богов Греции», отражает определенную историческую реальность. Но окончательно олимпийская теория происхождения богов представлена в «Теогонии» («Происхождение богов») Гесиода. Он рассказывает о смене трех поколений богов, утверждение на Олимпе Зевса. Гесиод представляет Зевса не только как наиболее могущественного из богов, но и как мудрого правителя, способного обеспечить разумный естественный и общественный порядок.

Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще. Это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы. Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин).

На формирование римских верований большое влияние оказали греки и этруски. Одним из самых известных мифов - миф об основании Рима (легендарный основатель Рима Ромул после 37 - летнего правления неожиданно исчез и под именем Квирина был причислен к богам).

Религия играла большую роль в жизни римской гражданской общины. Она требовала соблюдения установленных обрядов, настаивая на том, чтобы ни одно дело в общественной и частной жизни не начиналось без разрешения богов. Во время второй Пунической войны сенат стал включать в пантеон чужеземных богов: Венеру (Афродита), бога врачевания Эскулапа (Асклепий). Как и у других народов мира, в Риме, почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны.

Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их практицизм и утилитаризм, когда общение с божествами сводилось к принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты дал мне». Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, что привело к развитию жречества, более многочисленного и авторитетного, чем греческое. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов.

 

2.В ранний период античности происходит переход от религиозно-мифологического представления о мире к философскому его пониманию. С этим связана деятельность философов (Фалеса, Анаксимандра) - основоположников милетской школы натурфилософии(философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности). Особенностью античной философии явилась ее близость и взаимопроникновение с точными и естественными науками. Материализму и диалектике натурфилософов противостояли пифагорейцы - последователи учения Пифагора (философ, математик, заложивший основы геометрии). Пифагорейцы считали, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность вещей, отождествляя вещи с числами, что всё можно исследовать с помощью математических вычислений, в том числе и музыкальную гармонию (семь нот), гармонию человеческого тела, архитектурные сооружения.

Античная наука заложила основы двух направлений философии: материалистического и идеалистического, получивших свое развитие уже в культуре и науке Нового и Новейшего времени (XVII-XX вв.). Гераклит, представитель материалистической школы,высшим законом природы считал вечный процесс движения и изменения («В одну реку нельзя войти дважды»), придя к мысли о диалектическом развитии материального. Другой античный философ Демокрит, считал, что мир бесконечен и вечен, а все вещества состоят из атомов и пустоты, видя многообразие мира как результат различных комбинаций атомов.

В середине V в. до н.э. возникает учение софистов, которых интересовала природа человеческого знания, критерии его истинности или ложности («Человек есть мера всех вещей» Протагор). Идеалистическая философия Сократа  утверждала преимущество разума над божественным влиянием («Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»), в существование объективной истины и возможности её отыскания. Платон, ученик Сократа, разработал теорию «идеального» устройства государства, которым бы управляли мудрецы – философы. Он основал первую философскую школу в Древней Греции.

Величайшим достижением античной культуры, в результате преобразования финикийской письменности, стало создание алфавитного письма, как способа передачи информации, что привело к развитию общей культуры граждан полиса. В период высокой классики (V в. до н. э.) зарождается история. «Отец истории» Геродот изложил историю греко-персидских войн, начиная её с обзора жизни и истории всех стран и народов, участвовавших в этих войнах. Первые элементы исторической критики заложил Фукидид в истории Пелопонесской войны.

В IV в. до н. э. Аристотель, занимавшийся математикой, физикой, этикой, теорией литературы, искусства и театра, создал учение о государстве («Политика»), дав глубокий анализ характера греческого полиса. Философия Аристотеля оказала огромное влияние на развитие культуры анчиности и раннего средневековья. Он разработал теорию качественных изменения и превращений тел; описал 485 видов животных, первым предложив классификацию животного мира. Изыскания Аристотеля в области естественных наук продолжил его ученик Феофраст, написавший «Историю животных» и «Историю растений», положив начало и дав название науке о растениях – ботанике, сохранившееся до наших дней. Родоначальником медицинской науки стал Гиппократ (V- IV вв. до н.э.), создавший основы клинической медицины,  и врачебной морали.

В эллинистический период продолжают развиваться точные науки, особенно математика. В IV в. до н. э. Евклид систематизировал математические знания («Элементы»), положенные в основу современной геометрии. Развивается теория о конических сечениях как основа тригонометрии. С именем Архимеда связаны открытия закона гидравлики, важные положения механики и многие технические изобретения. Углублялась дифференциация и систематизация наук. Выдающийся вклад в развитие астрономии - науки о строении и развитие космических тел и всей Вселенной – Аристарх, сформулировавший гипотезу о вращении Земли и планет по круговым орбитам вокруг Солнца, заложив тем самым геоцентрическую теорию мироздания. В создание географии – науки, изучающей природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность – внесли вклад Эратосфен, измеривший окружность земного шара и сделавший попытку провести параллели и меридианы, и Страбон, описавший территории Евразии и Северной Африки. Сочетание греческой медицинской теории и практики с древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийской школе. Формируется описательная анатомия человека, сделано открытие нервной системы, установлена их связь с работой головного мозга, системы кровообращения. 

Особенность римской науки заключалась в ее прикладном характере. Каждый военачальник должен был знать астрономию, чтобы определить по звёздам время, продолжительность дня и ночи. Выдающимся учёным был Тит Лукреций Кар («О природе вещей»), утверждавший естественное, без вмешательства богов, происхождении Вселенной и Земли, растений, животных и людей. Крупным историком и политическим деятелем римской империи был Тацит («Германия», «История», Анналы»), стремился выявить и проанализировать причины описываемых событий, их внутреннюю логику. Признавая неизбежность самовластия, он старался показать, что и в эпоху всеобщего разложения можно оставаться порядочным человеком, служить отечеству. Плутарх («Сравнительные жизнеописания», «О монархии, демократии и олигархии») рассматривает вопросы морали и этики в обществе и отдельной личности, отдавая предпочтение монархической форме правления. Цицерон, римскийгосударственный деятель, оратор, писатель («О государстве», «О долге», «О законах»), развивал теорию смешанных форм правления, сформулировал обязанности идеального гражданина и правителя.

Во II в. н.э. жили и творили такие крупные представители античной науки, как Птолемей, завершивший геоцентрическую систему, труды по оптике, математике, географии, составивший каталог 1600 звёзд. Врач Гален,  в результате опытов на животных, вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательной рефлексии и кровообращения.

Особое значение имело развитие римского права. В эпоху ранней Республики были заложены основы цивильного (гражданского) права. Появляются специальные юридические школы в сирийском городе Берита. Сочинения римских юристов по толкованию законов, оформлению различных сделок и договоров, о правах и обязанностях должностных лиц впоследствии легли в основу кодификации римского права, проведенной при императоре Юстиниане (V в н. э).

Особенность римской архитектуры: помпезность, грандиозность, пышность. Самое гигантское, зрелищное сооружение - Римский Колизей- место гладиаторских боев. Элипсообразное строение арочной системы на 50 тысяч зрителей, где одновременно могли выступать 3000 гладиаторов. Самое грандиозное купольное сооружение - Пантеон Богов.

 

Древнейшими памятниками литературы античности являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», относящиеся к героическому эпосу, становление которого приходится на ахейский период. Характерным признаком этого жанра является совмещение различных временных пластов: сюжеты из далекого исторического прошлого (Троянская война) переплетаются с современными поэту общественными отношениями и их изменениями. Каждая из поэм излагает только отдельные события этого мифологического цикла. Основой сюжета «Илиады» служит гнев Ахилла и его месть за убитого друга в битве с Гектором. В «Одиссеи» рассказывается о возвращении на родину хитроумного царя Итаки Одиссея. Оба произведения по стилю и проблематики отвечают различным интересам античного общества, находящегося на определенных этапах исторического развития.

В период зарождения полисных отношений возникает дидактический (наставительный) эпос, автором которого был Гесиод («Работа и дни»). Поэма написана в виде обращения и наставления брату Персу, содержащие советы практического агрономического характера. В поэме прослеживается мировоззрение труженика-земледельца, единственным спасением для которого является труд.

В период ранней архаики зарождается лирическая поэзия, обращенная к проблемам внутреннего мира человека. Яркими представителями лирической поэзии были Архилох и Сапфо. Сапфо стала родоначальницей любовной лирики, воспевая состояние влюбленного через мир внутренних переживаний и ощущений.

На период классики приходится становление античного театра и драматических жанров, которые получили свое развитие из празднеств и зрелищ, связанных с отправлением божественных культов. Один раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афины - Большие Панафинеи, которые сопровождались факельными шествиями, музыкальными и танцевальными представлениями с жертвоприношениями животных. Празднование завершалось конными и гимнастическими состязаниями, шествиями на Акрополь. 

В конце декабря - начале января устраивались сельские праздники в честь бога Диониса - Великие Дионисии и пелись в честь бога дифирамбы – гимн в честь дважды рожденного. Среди участников процессии (комос) в честь бога Диониса было много ряженных в козлиные маски и шкуры (трагедов), изображавших спутников Диониса, весёлых сатиров. В феврале - марте в праздник цветов в Афинах красочно представляли прибытие на корабле Диониса. Позднее римские авторы назвали этот праздничный корабль “caarrus navalis” - корабельная колесница. Отсюда произошло слово “карнавал”. Из этих карнавалов с участием комоса и трагедов родились комедия и трагедия как вид театрального драматического искусства.

В VI в до н.э. в возвышенной части Афин была построена постоянная площадка для песен и плясок в честь Диониса. А спустя два века афиняне соорудили там же первый каменный театр - место для организации зрелищ. Строители владели секретом акустики, и каждое слово слышно было в самом дальнем ряду. Актёры играли в масках и в специальной обуви на высокой платформе.

Из песен трагедов родился античный театр. Первые спектакли ставились в жанре трагедии (“песнь козлов”). Трагедия стала официальной формой творчества. Театр в Греции был не просто средством развлечения, он стал важнейшим средством общественного воздействия и воспитания: на суд зрителя выносились социально - политические, философские, эстетические вопросы. В Афинах мнение народного собрания подчас определялось театральным спектаклем: здесь решались актуальные вопросы афинского общества, а в образах легендарных героев воплощались идеалы афинской демократии.

Крупнейшими авторами трагедий классической эпохи Греции были: Эсхил, Софокл, Еврипид. Каждый из великих трагиков ставил своей задачей рассмотрение проблемы человека, его судьбы, справедливости и блага, но решал ее по - разному.

Другим ведущим жанром греческого театра была комедия –злободневная, смело и язвительно обличавшая пороки общества. Из комедийных поэтов особенно прославился Аристофан. Его комедии носили политический характер, были очень остры, несколько грубоваты, отвечало интересами вкусам простых горожан. В его комедиях рассматривались вопросы мира («Мир», Птицы»), рамках которого были поставлены и другие проблемы: место и роль женщины в афинском обществе («Лисистрата», «Женщины в народном собрании»), иллюзорности счастья («Плутос») и т.д.

В 146 г. до н.э. в Риме был построен первый театр, напоминающий греческие театры. Наиболее соответствовала вкусу римлян бытовая комедия греков, а популярности комедийных представлений способствовало их фривольное содержание, а иногда и политические реплики, которые позволяли себе актеры. Во многом римская литература прошла схожий с греческой путь развития. При этом она многое если не заимствовала у греков, то творчески переработала. Так, например, греческие мифы до нас дошли не только в изложении Эсхила, Софокла и Еврипида, но и в произведениях Вергилия («Энеида») и Овидия («Метаморфозы», «Героини»). В то же время прикладной характер римской культуры способствовал развитию эпистолярного жанра и памфлетов, а так же как литературного жанра - речи видных политических деятелей.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, заложившая основы европейской цивилизации и создавшая образцы для подражания на тысячелетия вперед. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, свобода, позволившие грекам достичь небывалых высот прежде всего в сфере науки и искусства, обеспечили культуре универсализм, побуждали другие народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам. Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции отличается внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

 Культура античного мира сохранила и в наши дни своё значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К ней обращаются философы, историки, социологи, культурологи. Античный мир постоянно служит эталоном западной цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему греческую культуру называют колыбелью цивилизации?

2. Какова роль античного полиса в становлении греческой культуры.

3. Почему человек является главной темой греческого искусства.

4. В чем состояла особенность развития римской культуры.

5. В чем отличие греческой и римской культур.

 

Список литературы

 

Основная

 

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.

2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.

3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.

 

Дополнительная

 

  1. Античная культура. Словарь - справочник. / Под ред В.Н.Ярхо. - М.: Высшая школа, 1995. – 383 с.
  2. Античность как тип культуры. / А. Ф. Лосев, Н. А. Чистякова, Т. Ю. Бородай и др - М., 1988. – 336 с.
  3. Греческая цивилизация Андре Боннар. Том 1. От Илиады до Парфенона М.: Искусство, 1992 г. - 269 с. Том 2. От Антигоны до Сократа М.: Искусство, 1991 г. - 334 с. Том 3. От Еврипида до Александрии М.: Искусство, 1991 г. - 398 с.
  4. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л.Винничук - М.: Высш.шк, 1988. – 496 с.
  5. Виппер, Р.Ю. История древнего мира / Р.Ю. Виппер. История древних веков/А.А. Васильев - М.: Республика, 1993. – 511 с.
  6. Джонс, А. X. М. Гибель античного мира / А. X. М. Джонс – Р-н-Д.: Феникс, 1997. – 576 с.
  7. Зелинский, Ф. Ф.История античной культуры / Ф. Ф. Зелинский - СПб.: Марс, 1995. – 380 с.
  8. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К.Куманецкий - М.: Высш.шк., 1990.–351 с.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 6; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Периодизация истории и культуры Древней Греции

Введение

 

Теримином "античная культура" впервые стали называть в эпоху Возрождения греко-римскую культуру, древнейшую из известных в то время, т. к. "античный" - от латинского "antiquus" - означает "древний". Теперь, когда известны более древние, чем греко-римская цивилизации Древнего Востока, термин "античный" приобрёл чисто условное значение и относится именно к культурам Древней Греции и Древнего Рима.

 

Древняя Греция является частью античного мира, культура которого развивалась в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и в сопредельных странах в период с 3-го тысячелетия  до н.э. до середины V века н. э.

 

Древнегреческое искусство  развивалось под влиянием трёх очень различных культурных потоков:

  • - эгейского, ещё сохранившего жизненную силу в Малой Азии;
  • - дорического, порождённого волной северного дорийского нашествия, склонного к введению строгих корректив в традиции крито-микенского стиля, умерить вольную фантазию и динамизм критского декоративного узора через простейшую геометрическую схематизацию, упрямую, жёсткую и властную;
  • - восточного, донёсшего в Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии, законченную конкретность пластических и живописных форм, своё замечательное изобразительное мастерство.

 

Однако простого слияния  этих трёх потоков не было бы достаточно для проявления нового и великого искусства.

...Ни пустынь, ни степей. Ничего бескрайнего, кроме голубого  спокойного неба. Земля, в которую  то тут, то там широко врезывается  море. И кажется, что до него  всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не  теряешь сушу из виду. И, вероятно, поэтому грек не ощущал себя  потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песка или скиф в зелени степей. Куда бы не устремлял он свой взор, мир представлялся ему стройно разбитым по каким-то естественным граням. И в этом мире он как-то сразу находил себе место. Место хозяина солнечного края, дарованного ему богами.

Государственная система  в Греции была создана особая - по масштабу страны и в согласии с  навыками её обитателей. Не единое государство, как на Востоке, постоянно расширяющееся  в стремлении к мировому господству, а ряд государств, совсем небольших  в тех границах, что определили природа и былая родовая организация. Это повлекло за собой соперничество  между государствами, но содействовало  самоутверждению древнего грека  в своём обособленном уголке. Эти  государства образовывались вокруг городов, которые служили их экономическими и культурными центрами.

Гражданин такого города-государства, по гречески - "полиса", ощущал себя подлинно независимым и полновластным. А ведь, например, в Египте подданных фараона придавливало само величие государства - в обожествлении царя они видели залог крепости государства и собственной коллективной силы. Фараон стоял неизмеримо выше остальных людей, он был недоступен для рядовых своих подданных, власть его окутывалась тайной божественного происхождения, и потому сам облик египетского царя возвеличивался в искусстве.

Но уже на Крите, относительно небольшом острове, царь представлялся  своим подданным лишь богатым  хозяином, отпрыском знатного рода, лучше других преуспевшего в ратном деле и организации своего материального  благополучия. А граждане Эллады полностью  избавились от священного трепета перед  самим понятием высшей и незыблемой власти, уже больше не существующей.

Вольные духом, они узрели идеал в собственном усовершенствовании, в полном раскрепощении своих  человеческих качеств и возможностей, как подобает человеку и гражданину, доблестному духом и прекрасному  телом.

Раз древний грек воспринимал  природу не как неразгаданную  тайну, а как видимую объективную  реальность, его искусство должно было стать реалистическим. Художественное творчество Эллады впервые в истории  мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Но не реализм в  точном копировании природы, а в  завершении того, что не могла совершить  природа. Искусству надлежало стремиться к тому совершенству, на которое  она лишь намекнула, но которого сама не достигла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация  истории и культуры Древней Греции

 

Сложную и многообразную  историю Древней Греции принято  делить на несколько периодов, согласно которым строится и история древнегреческого искусства.

 

Крито-микенский  период: 3 - 2 тысячелетия до н. э.

Во второй половине 3-го тысячелетия  до н. э. происходит массовое передвижение южно-европейских племён на юг, в  области Восточного Средиземноморья, и к концу 3-го тысячелетия до н. э. протогреческие племена ахейцев и ионийцев расселились на территории Южной и Средней Греции, вытеснив пеласгов и лелегов - автохтонное население, во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. греческие племена заселили острова Эгейского моря. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы. К началу 1-го тысячелетия до н.э. ионийцы утвердились на западном побережье Малой Азии, получившей название Ионии.

Эгейская культура (общее  название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой  Азии) развивалась неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и  расцвета в разное время. Города, укрепленные  стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами  появились в западной Анатолии в 3-м тысячелетии до н. э.; укрепленные  поселения в материковой Греции — в конце 3-го тысячелетия; на Крите  крепости неизвестны со 2-го тысячелетии  до н. э.

Ученые выделяют несколько  локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это, прежде всего, минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская.

Эгейская и крито-микенская  культура является связующим звеном между культурами Востока и Древней  Греции. Она охватывала несколько  районов со своими оригинальными  культурными четами и вместе с  тем переплетающимися друг с другом. Самым древним из центров эгейской культуры, была Троя, воспетая Гомером. В бронзовом веке значительным культурным центром стал Крит. Здесь впервые  в истории Европы возникло рабовладельческое  общество, сформировались цветущие города: Кнос, Фест, Гурния.

В XV веке до н.э. в результате стихийной катастрофы Крит теряет свою ведущую роль, его завоёвывают  пришельца с материковой Греции - ахейцы. Во второй половине 2-го тысячелетия  до н.э. ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне становятся поселения  материковой Греции: Микены, Тиринф, Пилос.

В начале XII века до н.э. в  период Троянской войны ранние рабовладельческие  государства эгейского мира приходят в упадок. Вскоре после Троянской  войны начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев, продолжавшееся на протяжении всего XI века до н.э.. Эта волна разрушила очаги эгейской культуры. Вторжение дорийцев повлекло распад государств и оживление родовых отношений.

 

Гомеровский и  раннеархаический период: XI - VIII века до н. э.

Период греческой истории  с XI по IX века до н. э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы  Гомера "Иллиада" и "Одиссея".

В XI веке до н.э. племена дорийцев, ионийцев, эолийцев расселяются по территории Греции, захватывают Эгейские острова, достигают Малоазийского  побережья. К IX в. Грецию заселяли: эолийцы  — Северную Грецию, дорийцы —  Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы  — Аттику и острова.

За волной вторжений дорийцев в XII - XI вв. последовали "тёмные времена", когда сельскому населению Греции, разделённому на отдельные общины, приходится всё начинать как бы заново: учиться строить, писать, создавать новую культуру. Но этот временной промежуток от XI до VII веков до н.э. стал не только периодом культурных потерь и разрушений, потерь контактов с Востоком, замкнутости, но и периодом подготовки эллинской культуры. Вырабатывался единый язык, на котором складываются песни и сказания, объединённые Гомером в конце периода в эпические циклы. Зарождаются святилища в Олимпе и Дельфах. Складываются общегреческое религиозное единство. Вся Греция была разделена на небольшие самостоятельные области, в которых управляли племенной вождь (басилевс), совет старейшин (буле) и народное собрание (агора), состоявшее из свободных членов общины. С ростом социальной дифференциации народное собрание и племенной вождь постепенно утрачивают своё прежнее значение. Бразды правления концентрируются в совете старейшин, в состав которого теперь входят не самые пожилые, а наиболее знатные и богатые граждане.

 

Архаика: VII - VI века до н. э.

С конца VIII века до н.э. в Греции начинаются большие сдвиги в экономике, социальном строе, культурной жизни. Уходит в прошлое патриархальный быт  мелких поселений гомеровского периода. Ему на смену приходит разделение труда, отделение ремесла от сельского  хозяйства и его более глубокая дифференциация.

Ремесленники начинают селиться вокруг укреплений. Зарождается город  как торгово-ремесленное поселение. Города стали также местами концентрации нарождающегося класса рабовладельцев, так как создаются условия  для боле широкого применения рабского труда в ремесленных мастерских, строительстве, сельском хозяйстве.

Родовые институты превращаются в орудие господства родовой знати, против которой борется демос (земледельцы, ремесленники, торговцы), добиваясь  уравнения в политических правах, передела земли и отмены долгового  рабства. В ходе этой борьбы складываются характерные черты греческих  городов-государств - полисов, для которых характерны: агора - народное собрание полноправных граждан (мужчин), составлявших привилегированное меньшинство населения; совет, суд присяжных, гражданское ополчение, выборные должностные лица и т.д.

Таким образом, в Греции создаётся  новая и более прогрессивная  по сравнению со странами Древнего Востока форма политической власти рабовладельцев - рабовладельческая  республика. В различных районах  борьба демоса с родовой знатью имела  неодинаковые последствия. В одних  случаях родовая знать подчиняла  себе остальных членов общины, и  в результате получалась аристократическая  республика, как например, в Спарте. В других случаях в городах  устанавливалась единоличная форма  правления - тирания, которая всё  же нигде не удерживалась долгое время. В третьих в результате победы демоса устанавливалась республиканская  демократическая форма правления. Однако и в демократических городах-государствах полноправными гражданами были только местные рабовладельцы.

Вне зависимости от формы  правления греческое государство  представляло собой гражданскую  общину с экономическим и политическим центром в укреплённом городе, вокруг которого объединялось население  небольшой, как правило, сельской территории. В политическом отношении рабовладельческая  Греция всегда делилась на сотни самостоятельных  городов-государств.

В формировании греческого рабовладельческого общества большую  роль сыграла колонизация греками  в VII - VI веках до н.э. Средиземноморского побережья, а также Черноморского  о Мраморного морей. Она расширила границы греческого мира, способствовала укреплению связей с другими племенами, форсировала развитие морской торговли и товарно-денежных отношений. Активное взаимодействие греков с другими народами в результате колонизации, военных столкновений, притока рабов-иноземцев пробуждает в них сознание определённого единства греческого мира. Рождаются понятия "эллины" и "Эллада". Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей между изолированными городами-государствами.

Напряжённая политическая жизнь  формирующихся полисов рождала  новые взгляды на мир, на место  человека в обществе.

 

Классика: V век  до н. э. - до последней трети IV века до н. э.

Всю первую четверть V века до н.э. длились греко-персидские войны, в ходе которых персы опустошили и разграбили Аттику, захватили Афины, разрушили Акрополь. Но в конечном итоге победили греческие полисы, находившиеся на более высокой ступени  общественного развития и обладавшие более высокой военной организацией.

В ходе греко-персидских войн, развивается самосознание свободных  граждан, усиливается их политическая активность, рождается эллинистическая  демократия, основанная на принципе прямого  народовластия, когда любой свободный  гражданин вне зависимости от его имущественного положения, мог  занять самую ответственную должность, если на него падёт жребий, а высшим органом государственной власти становится народное собрание.

В религии получают развитие нравственно-мистические направления.

Третья четверть V века до н.э. - кратковременный период расцвета афинской рабовладельческой демократии. В это время Афины были самым  значительным культурным центром Эллады и переживали "золотой век" своего экономического, политического  и культурного развития.

Эту эпоху величайшего  культурного расцвета Афин Вольтер  назвал "веком Перикла", так  как с его именем связана высшая слава Афин. Именно в лице Перикла, главы демократической партии, из года в год избиравшегося на высшую должность стратега, идеи гражданственности и патриотизма нашли яркого и авторитетного выразителя. Он заботился о процветании Афин, покровительствовал всем искусствам, привлекал в Афины лучших художников.

Период поздней классики - это время постепенного разрушения старых идеалов, появления новых  форм и образов в ответ на те политические и общественно-социальные коллизии, которые переживает Греция в это время.

Концентрация всё больших  богатств в руках крупных рабовладельцев приводит в конце V века к вытеснению труда свободных граждан более дешёвым трудом рабов. Афинские земледельцы разорялись. Перикл искал выход из кризиса в усилении эксплуатации союзников по Афинскому морскому союзу и в ожесточённой борьбе с другими государствами Греции - соперниками Афин. Росло недовольство таким положением вещей как среди неимущих граждан, так и среди угнетённых афинской гегемонией членов Афинского морского союза.

Одновременно с Афинским союзом существовал и Пелопонесский, возглавляемый Спартой. В составе этого союза находились полисы, где преобладали олигархические порядки. К Спарте тяготели как олигархические слои всех греческих городов, так и ущемлённые Афинами приверженцы полисной независимости. Демократические же элементы всей Греции ориентировались на Афины. Борьба демократических и олигархических течений постоянно перерастала в острые конфликты, которые привели к Пелопонесской войне, длившейся более четверти века и закончившейся победой Спарты над Афинами. Но политическое владычество оказалось непрочным, столкновения между полисами продолжались.

stud24.ru

ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала колыбелью современной европейской культуры.

Особое географическое положение Греции – пересечение оживленных морских торговых путей; города-полисы с их демократией; особый способ мышления (созерцательность плюс высокий уровень логики) составляют содержание и своеобразие греческой культуры. Древняя Греция вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное и эллинам, и всем другим народам.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы в составе Римской державы. Римское искусство создавали как римляне, так и:

a. древние египтяне;

b. греки;

c. сирийцы;

d. жители Галлии;

e. древней Германии и др. народы.

Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культурной среды: удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов с добротной мебелью – все то, что характерно для современного цивилизованного общества. Периодизация античной культуры очень сложна.

Античным называют период истории, связанный со странами Средиземноморья (в первую очередь Древняя Греция и Древний Рим), от 2000 года до Н. Э. до падения Рима в 4 в. Н. Э. В 476 году Н. Э. Рим пал, и период античности закончился.ГрецияГреция — государство на юге Европы, на Балканском полуострове. На востоке омывается Эгейским морем, на западе — Ионическим морем, на юге Средиземным. Пелопоннес — крупнейший полуостров Греции и очаг древнейшей цивилизации Европы. Греческий ландшафт — это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселенных долин, многочисленных островов, проливов и бухт.Культура Греции формировалась на протяжении многих тысяч лет, начиная со времён Минойской цивилизации, формирование шло во время Классической Греции и Греции времен римского господства.Древняя Греция внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации.

В истории культуры Греции можно выделить следующие периоды:

1.Эгейский период (2 тысячелетие до Н. Э.)Это культура острова Крит, (остров в Эгейском море), материковой Греции (Микены, Тиринф), Западного побережья Малой Азии (Троя).

2.Архаический период — (650—480 гг. до Н. Э.)Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм культуры материковой Греции.

3.Период классической ГрецииКлассическая Греция. V—IV вв. до Н. Э. — период высшего расцвета полисного (полис – город-государство) устройства. Центр культуры – Афины

4.Эллинизм — период, длившийся со времени походов Александра Македонского (334-323 до Н. Э.) до окончательного установления римского господства (30 г. до Н. Э.).

refac.ru