Пергамент в древней руси. Небесные знамения: В древней Руси на небо смотрели как на пергамент с божественными письменами.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История развития языка и письменности на Руси. Пергамент в древней руси


Что такое пергамент в кулинарии

В наши дни хозяйки настолько привыкли ко всем удобствам на кухне, что даже не замечают, как часто они пользуются обыкновенным пергаментом в качестве замены некоторых кухонных аксессуаров. Давайте с вами разберемся, что такое пергамент? И в чем его основное предназначение? Пергамент - это очень плотный вид бумаги, не пропускающий жир и влагу. Основное предназначение этой кулинарной бумаги - предотвращение от пригорания дна формы для выпечки или противня. Для приготовления холодных изделий, пергаментную бумагу обычно используют в виде обыкновенного настила на противень, что помогает сохранить целостность приготовленного блюда. Внешне она похожа на простую упаковочную бумагу белого, серого или коричневого цвета.

Чертежная калька

что такое пергаментЗнакомая попросила у соседки кулинарную бумагу для выпечки пирога. А когда стала печь его, то все бумажное основание распалось буквально вдребезги. Что такое? Пергамент не оправдал ожидания? Как выяснилось позже, ей просто дали чертежную кальку, которая наименее прочна, нежели настоящий пергамент. При выпекании сдобы она размокает и прилипает к основаниям кулинарных изделий. Также калька категорически не переносит длительную выпечку, рассыпаясь или ломаясь при жаркой температуре. Этот вид кулинарной бумаги может успешно использоваться в дрожжевой или песочной выпечке. Перед готовкой продукта чертежную кальку нужно хорошо смазать жиром.

Из чего изготавливается пергаментная бумага

Что такое пергамент, мы выяснили, а теперь давайте узнаем, как его производят. Для получения пергамента, берут пористую фильтрованную бумагу, обработанную в растворе концентрированной серной кислоты. Когда часть целлюлозы разрушится и закупорит все поры, бумагу промывают под проточной водой, затем помещают в щелочной раствор, чтобы кислота нейтрализовалась. Вторично промыв в проточной воде, бумагу принудительно высушивают, проглаживая теплым утюгом.

Ценные качества пергаментной бумаги

бумага для выпечки купить

Для большей прочности пергаментную бумагу покрывают силиконом, добиваясь этим самым ее 100% качества: она стойко переносит высокие температуры, не трескаясь от их воздействия, при кипячении не меняет своей формы, совершенно не теряет своей прочности при воздействии влаги. Сегодня все очень хорошо знают, что такое пергаментная бумага, поэтому она пользуется огромным спросом среди населения. Также эту влагостойкую обертку широко применяют в медицине, электронной и бытовой технике как упаковочный материал.

Где применяется пергаментная бумага

пергамент этоЧто такое пергамент для пекарской промышленности? Возможности его применения в кулинарии сегодня неограниченны: он успешно используется как в хлебопекарной технологии, так и в кондитерском домашнем производстве. Им застилают формы и противни для изготовления других изделий в духовке. Термостойкая с силиконовым слоем покрытия пергаментная бумага для выпечки, купить которую можно в любом хозяйственном магазине, используется вместо посуды для разогревания в микроволновой печи. На ней можно раскатывать тесто, перенося на противень без всяких повреждений. Также она используется как межслойное перекрытие в сдобной выпечке. Если же в процессе готовки, блюдо выделяет достаточно большое количество влаги, то лучше использовать фольгу.

Можно перечислять еще массу достоинств этой волшебной кулинарной бумаги. Но лучше один раз купить ее и попробовать в действии. И тогда все вопросы снимутся сами собой.

fb.ru

В древней Руси на небо смотрели как на пергамент с божественными письменами.

20 марта день полного солнечного затмения  фактически совпал с днем весеннего равноденствия.

Наши предки наверняка бы увидели в этом знамение.

В древней Руси на небо смотрели как на пергамент с божественными письменами. И время от времени на нем действительно проступали пророческие знаки, предвещавшие судьбоносные события: кровавые звезды, затмения Солнца и Луны, огненные столбы, хвостатые кометы и небесные свечения.

Ученые-астрономы всегда с большим вниманием вчитывались в средневековые летописи, потому что первым делом книжник старался зафиксировать именно такие экстраординарные явления. Однако для того времени просто указать на знамение мало – надо было постараться его объяснить, ведь и на небе оно возникло не просто так. Когда же оно появлялось, люди молились, чтобы господь обратил их «на добро». Но чаще всего многочисленные «кровавые звезды» ничего хорошего не предвещали. Например, в «Повести временных лет» под 1065 годом значится очередная междоусобица: князь Святослав идет на своего племянника Ростислава. Тогда же на западе видели знамение: «Звезда великая, с лучами как бы кровавыми; с вечера всходила она на небо после захода солнца, и так было семь дней». Кровавая звезда предвещала кровопролитье: братоубийственные войны и нашествие «поганых» на Русскую землю.

Солнечные затмения чаще всего интерпретировали как божье наказание за грехи, особенно грехи «солнц» Русской земли – ее князей. Настоящее наваждение случается с родом Святославичей. За сто лет, с 1076 по 1176 год, случается 12 солнечных затмений, которые происходят незадолго до или сразу после смерти или гибели 13-ти черниговских князей.

Конечно, некоторые из этих затмений зафиксированы не были (возможно, их не видели из-за облачной погоды), однако не увидеть связи между оставшимися для средневекового символического сознания было невозможно. Максимум солнечной активности приходится на 1185-1186 годы, время похода князя Игоря на половцев. Во время 13-ого затмения 1 мая 1185 года новгородские летописцы видят удивительное явление:

У Донца был Игорь, только видит Словно тьмой полки его прикрыты, И воззрел на светлое он солнце – Видит: солнце, что двурогий месяц, А в рогах был словно угль горящий, В тёмном небе звёзды просияли, У людей в глазах позеленело.

«Угль горящий» в рогах Солнца – это первое в истории указание на большой протуберанец, вырвавшийся из Солнца еще до того, как диск Луны смог его полностью закрыть. Именно в момент затмений розовые языки протуберанцев (цвета тлеющих угольков) можно увидеть невооруженным взглядом. Наделала шуму и комета Галлея, появляющаяся в окрестностях Земли каждые 75 лет. Если для Европы ее появление на небе в 989 году было «на зло» (вскоре там разразилась эпидемия чумы), то для Руси ее приход в год Крещения был благой вестью. Однако все изменилось с ее приближением к Земле в 1222 году. За год до печально известной битвы на реке Калке русские могли в течение 18 дней наблюдать ее над землей половцев.

В сие лѣто мѣсяца мая явися страшная звѣзда, свѣтящи презъ 18 дней, луча ко востоку доволнѣ простирающи.

И знаменовала эта страшная звезда «новую пагубу христианомъ – нашествие безъбожных Татаръ». В другой раз Галлея является в 1378 году и снова предвещает нашествие монголов на Русскую землю, на этот раз поход хана Тохтамыша:

«На востоце, пред раннею зарею, звезда некая, аки хвостата и якоже копейным образом, овогда (иногда) вечерней заре, овогда же во утренней, тоже многажды бываше. Се же знамение проявляше злое пришествие Тахтамышево на Русскую землю и горькое поганых татар нахождение на крестьяны».

Вообще, первая половина XIII века была богата на явления. Помимо затмений Луны и Солнца до нас дошло описание дождя падающих звезд1202 г., кометы Галлея1222 г. и падения метеорита 14 мая1230 г., которое видели в Киеве. Кроме того, в этот же год на Руси произошло сильнейшее землетрясение. Как говорил монах Серапион, все это были гласы господа: недвижимая с момента сотворения земля теперь «грехами нашими колеблется».

Чуть менее грандиозными знамениями были так называемые огненные столпы. Одно из самых выразительных описаний этого явления относится к 1110 году. Тогда монахи Печерского монастыря видели огненный столп от земли до неба, после чего молния осветила все небо. Столп же стоял некоторое время: сначала над трапезной, потом перешел на церковь, и, простояв над гробом Феодосьевым, поднялся к куполам и там стал невидим.

Как сейчас предполагают, это явление могло быть огнями святого Эльма. Они похожи на светящиеся языки или кисточки, возникающие на остроконечных предметах. Огни появляются из-за повышенной напряженности электрического поля в атмосфере из-за грозы или метели (это знамение монахи видели в феврале). Также некоторые полагают, что молния была метеором, пролетевшим над монастырем. Тогда столп был оставшимся в небе световым следом, который потихоньку «гулял» от одного церковного креста до другого. Но для христианского символического сознания трактовка этого события оставалась куда поэтичнее. Тут же летописец замечает, что то был не огненный столп, а явление ангела, ибо «ангел так является — иногда столпом огненным, иногда пламенем. Либо как иначе, чтобы можно было людям увидеть; ибо людям невозможно узреть и увидеть естество ангельское». Летописец оказался прав: ангел явился как раз перед походом князя Мономаха на половцев, который обратился для русских полной победой.

zagopod.com

О книгопечатании на Руси. Коротко и внятно.

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI—XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» — истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле — Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

www.voskresenie-tomsk.ru

История развития языка и письменности на Руси

Незадолго до своей смерти писатель Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883 гг.) нашел утешение в размышлении над красотой русского языка – "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу! ".

Столетием раньше Тургенева знаменитый ученый Михаил Ломоносов (1711‑1765 гг.) превозносил русский язык в еще более высоком стиле.

"Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком – с богом, французским – с друзьями, немецким– с неприятелями, италианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка ".

Этот русский язык, столь высоко оцененный Тургеневым и Ломоносовым, каким он был в раннем средневековье? Любой современный язык – продукт долгой эволюции; в определенном смысле каждое поколение говорит на своем собственном языке. Различия между веками, конечно, еще более заметны. Язык Ломоносова казался устаревшим современникам Тургенева, многое в языке Тургенева кажется старомодным нам.

Различия между русским языком времен Ломоносова – восемнадцатый век – и времен митрополита Илариона – одиннадцатый век – естественно, даже более значительны, чем между языком Ломоносова и Тургенева. Однако стиль Илариона уже сложен и гармоничен, поэтому мы уверенно можем сказать, что славянский русский язык его времени в свою очередь являлся продуктом долгой эволюции.

Иларион был образованным монахом, его «Слово о законе и благодати» – образец литературного русского стиля того времени. Более разговорный язык – живой русский язык простых людей киевского периода – находим в эпических поэмах и, прежде всего, в прекрасном «Слове о полку Игореве» конца двенадцатого столетия. Взятые вместе, эти два документа Древней Руси – проповедь Илариона и «Слово» – убедительно свидетельствуют о зрелости, достигнутой языком уже за семь столетий до Ломоносова.

С момента введения христианства на Руси русский язык подвергся сильному воздействию так называемого «церковнославянского», языка церковной службы и религиозных книг. Церковные книги были сначала переведены на славянский Св. Кириллом и Мефодием во время их Моравской миссии (863‑885 гг.). Хотя филологи все еще спорят о природе славянского языка, на котором говорили и писали «славянские Апостолы», можно уверенно утверждать, что македонский (Салоники) диалект послужил для них основой. Во время пребывания в Моравии их язык, несомненно, испытал влияние западного славянского диалекта, а после переезда да последователей Кирилла и Мефодия в Болгарию, болгарский язык вошел как еще один элемент в древний церковнославянский.[322]

В целом, церковнославянский сыграл в развитии русского литературного языка роль, подобную роли латинского в формировании французского и роли французского в формировании английского языка. Различие в том, что болгарский и русский – языки одной семьи, а в девятом веке сходство между отдельными славянскими языками, несомненно, было более значительным, чем сейчас.  Связь, таким образом, между двумя этими языками была куда более тесной, чем между латинским и кельтским или между французским и англосаксонским. Не боясь преувеличения, можно сказать, что церковнославянский составлял в веках и составляет по сей день основу русского литературного языка.[323]

Несмотря на близкое родство церковнославянского и древнерусского языков, в них существовали также определенные различия. Для первого были характерны носовые звуки, подобные французским on  и еп .В древнерусском, по крайней мере с десятого столетия, не было носовых гласных. Другим фонетическим различием являлась русская тенденция относительно сонорности: так, вместо церковнославянских сочетаний ра ,ла  и тому подобных, в русском находим оро ,оло  и т. д. В результате: церковнославянская брада ‑  в русском борода,глава  ‑голова .[324]

Современный русский язык – это один из трех языков восточнославянской группы, другие два – белорусский и украинский. Разделение восточнославянской группы на эти три языка было результатом длительного процесса, определяющим фактором которого явились политические и культурные различия – различия, выступившие на первый план во время монгольского периода (с тринадцатого по пятнадцатый столетия). До этого на Руси было два основных фонологических района: южнорусская и северорусская группы диалектов. Внутри первой развились украинский и белорусский языки и южное великорусское наречие, внутри второй – северное великорусское наречие. Последние два соединились и образовали основу великорусского языка, теперь известного как просто русский.[325]

Как известно, с незапамятных времен русские жили в тесном контакте с различными персидскими и тюркскими племенами. Поэтому абсолютно естественно, что в русском лексиконе должны быть персидские и тюркские слова. Количество тюркских заимствований, как и монгольских терминов, заметно увеличилось после монгольского нашествия тринадцатого века, но некоторые вошли в русский язык еще в киевский период и даже ранее.[326]

Кроме этого русский лексикон того периода содержал также слова, заимствованные из разных европейских языков: греческого, латинского, норвежского и немецкого. Эти заимствования отражают различные стадии торговых и культурных взаимоотношений между Русью и ее соседями.

Русские получили из Болгарии так называемую «кириллицу» – алфавит[327], который с того времени используется в России, хотя и с некоторыми изменениями. Поскольку носовые звуки давно исчезли из русского языка, буквы, обозначающие их, стали лишними и постепенно перестали употребляться.

В начале восемнадцатого века, при Петре Великом, русским буквам придали своего рода латинизированную форму, которая стала известна как «светский алфавит»; старый церковнославянский алфавит, однако, продолжали использовать в религиозных книгах. После революции 1917 г. «светский» алфавит еще больше упростили, исключив несколько устаревших букв. Книгопечатание появилось на Руси на столетие позже, чем в Гуттенберге; в киевский период, конечно, его не было нигде в Европе. Все книги были рукописными. До четырнадцатого столетия на Руси использовали шрифт устав ,а с четырнадцатого века появилась его упрощенная форма полуустав .В неофициальном письме он скоро уступил место скорописи.  В секретной переписке использовали различные формы тайнописи .До монгольского периода все книги писали на пергаменте, а в четырнадцатом веке кроме пергамента стали использовать бумагу и затем постепенно полностью на нее перешли.

Пергамент был очень дорогим, а письмо уставом  медленным. Изготовление книги, даже нескольких копий или единственной копии, требовало больших расходов. В определенном смысле книги были роскошью. Тем не менее, Древняя Русь располагала большим количеством книг. Несмотря на частые пожары и полное уничтожение книг во время войн, особенно в течение монгольского нашествия, сохранилось более пятисот манускриптов и тысяча грамот и документов, написанных в период с одиннадцатого по четырнадцатое столетия, в основном в монастырских библиотеках. Кроме этого, много книг киевского периода известны в поздних списках. Общее количество дошедших до нас рукописных книг, написанных и переписанных на Руси с одиннадцатого по семнадцатый века, равняется примерно пятидесяти тысячам.[328]

Киевская Русь. Оглавление.

www.protown.ru