«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Памятник древней русской литературы


Литературные памятники древней Руси и Украины. - реферат по украинской литературе - украинская литература

Литературные памятники древней Руси и Украины.

Введение христианства на Руси способствовало укреплению государственности, распространению письменности, созданию выдающихся памятников литературы. Под его воздействием развивались живопись, каменная архитектура, музыкальное искусство, расширялись и укреплялись культурные связи Руси с Византией, Болгарией, странами Западной Европы. Вместе с христианством на восточнославянских землях были введены церковный византийский календарь, культ "чудотворных" икон, культ святых.

Христианство внесло положительные изменения в мировоззрение людей. Если в основе политеистических религиозных верований древних славян содержался страх перед стихийными силами природы, враждебными и господствующими, то христианство лелеяло надежду на спасение, чувство восхищения окружающим миром.

В процессе распространения и утверждения христианство на Руси постепенно теряло византийскую форму, вбирая в себя элементы местных славянских обычаев, ритуалов, эстетических запросов восточных славян. Византийские церковные каноны постепенно приспособились к особенностям древнерусского этноса. В то же время отметим, что в борьбе с "язычеством" христиане уничтожили бесценные памятники древнего языческого мира, в частности шедевры деревянной скульптуры, запрещали старинные танцы, скоморошие действа и т.д.

Христианство, однако, оказало большое влияние на развитие духовной культуры Киевской Руси. С его введением литературным языком на Руси стала церковнославянский язык, созданный примерно за 100 лет до принятия христианства болгарским просветителям Кириллом и Мефодием. С ней распространялась образование также на Балканах и в Моравии.

Когда христианство стало государственной религией Киевской Руси, возникла необходимость познакомить верующих с Библией, житиями святых, проповеди, а также с историей христианства и его мировоззрением. Первым шагом на пути создания древнерусской литературы был перенос из Византии и Болгарии культовой литературы.

Подчеркнем, что до литературы-посредницы древнерусские книжники подходили творчески: редактировали тексты, вставляли свои замечания, цитаты и т.д. К переводной литературе принадлежали: богослужебные книги - Священное Писание, Триоди, Октоїхи, Минеи, Требники и т.п.; жития святых - апографи, патерики - сборники коротких рассказов о монахов, аскетов; кормчие книги - памятники церковного права, церковные уставы; философские произведения вроде "Шестодневу"; исторические хроники; гомилетика - торжественные "слова" на церковные праздники.

Важные политические и исторические проблемы освещались в произведениях оригинальной русской литературы, основанной на опыте устной дохристианской культуры. Ученые исследовали, что в 10 тыс. церквей и монастырей, построенных на Руси с конца X до начала XIII в., насчитывалось около 85 тыс. переводных и оригинальных книг.

Специфика религиозного содержания, возможности доступа к достижениям мировой культуры способствовали тому, что первыми русскими писателями были преимущественно священнослужители: киевский митрополит Иларион, митрополит Климент Смолятич, монах-летописец Нестор, епископы Кирилл Туровский и Лука Жидята, дьяк Григорий, игумен Печорского монастыря Феодосий, игумен Сильвестр и др.

Основным источником изложения философских социальных и морально-этических проблем на Руси была Библия, в частности Новый Завет. Из библейских книг чаще всего переводились Евангелие, Апостол ("Деяния Святых апостолов" и "Послания апостолов"), Псалтырь, Пятикнижие Мойсеєве, Бытия.

Сохранилось немало списков Евангелий, но лишь два из них составляют тетра-Евангелие, то есть все четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) вместе. Первый русский список Евангелия выполнил дьяк Григорий в 1056-1057 гг. по заказу новгородского воеводы и посадника Остромира, родственника великого князя Изяслава. Отсюда и название - "Остромирово Евангелие". Некоторые исследователи считают, что форма письма этого произведения свидетельствует о его киевское происхождение, а дьяк Григорий, вероятно, был из духовенства, которое приехало с Киева до Новгорода.

Другой важный источник древнерусской христианской философско-литературной мысли составляла византийская литература, в частности патристична - сочинения "отцов церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, Ефрема Сірина и других, а также материалы первых Вселенских соборов (325 - 787 гг.). В них обоснованы основные догматы христианства.

Древнейшим памятником письменности Киевской Руси считается "Изборник Святослава", заключенный 1073 и 1076 гг. для киевского князя Святослава Ярославича. Наряду с произведениями церковно-религиозного характера, в частности отрывками из патристической литературы, он содержит публицистические произведения древнерусских писателей, где разъясняются нормы поведения человека в различных бытовых обстоятельств. В "Изборнике" 1073 г. представлен первый "Индекс книг истинных и ложных", в котором речь шла о книгах, которые следует читать и запрещенные ("отреченные", апокрифические книги). В "Изборнике" 1076 г. упоминался автор - "грешный Иоанн", рассказывалось, какими источниками пользовался составитель книги, когда была закончена работа, кто заказал "Изборник" и т.д. Эти публикации были первыми на Руси библиографическими справочниками.

Для характеристики эпохи возникновения оригинальной литературы Киевской Руси лучше всего подходит афоризм из "Евангелия от Иоанна": "Вначале было слово". "Словами" назывались тогда произведения церковно-поучительного характера. Сюжетом для их написания могла служить историческое событие, злободневная социальная проблема, постановка моральной темы.

Первым известным писателем из местного населения был в Киевской Руси митрополит Иларион. Годы его рождения и смерти неизвестны, он творил в XI в. во времена княжения Ярослава Мудрого. Он автор выдающегося памятника отечественной письменности - церковно-богословского сочинения "Слово о законе и благодати", написанное между 1037 и 1050 гг., в котором отмечено величия русского народа, русской земли, русской церкви. Заметим, что под "Законом" древние писатели понимали Ветхий Завет - первая часть Библии (иудаизм), а под "Благодатью" - Новый Завет - вторая часть Библии (христианство).

Митрополит Иларион выдвинул перед собой сложную историко-философскую задачу - довести идею равенства всех народов, подвести читателей к идее введения древнерусского народа к всемирной Истории, показать, что русская земля "славится во всех четырех концах Земли". Автор акцентирует на свободном и самостоятельном выборе религии князем Владимиром, что полностью соответствовало политическому курсу Ярослава Мудрого, который вел борьбу за политическую, церковную и культурную независимость от Византии. В лице Владимира Святославича Иларион впервые в древнерусской литературе создает образ идеального князя - "истинного славного и мужественного". Он первым на Руси обосновывает идею княжеской власти, которая дана от Бога, отстаивает принцип прямого престолонаследия. Как церковный деятель митрополит Иларион, безусловно, на первое место выдвигает "божественную мудрость".

В Киевской Руси достаточно быстро возник свой жанр литературы - летописание (как жанр, а не исторические записи), в таком виде не известен ни в Византии, ни в Болгарии. Летописи - это не только исторические, но и литературные произведения, сказания, былины, народные предания, посольские заметки, легенды. Сохранилось около 1500 летописных списков, что является огромным достоянием культуры восточнославянских народов.

В целом древнерусские летописи - это чрезвычайно ценный исторический источник, из которого можем узнать некоторые подробности событий и процессов, больше нигде не освещенных. Однако в тексты летописных сводов часто вносились обусловлены политической конъюнктурой изменения. При смене политического курса или ситуации летописи полностью переписывались, иногда поспешно, а иногда, возможно, и основательно. Делалось это почти так часто, как часто менялась власть на великокняжеском столе, а в условиях постоянных междоусобиц с конца 30-х годов XII в. это стало обыденным событием. Враждующие князья и целые княжеские линии, в частности, "мономаховичи и ольговичи", которые выступали заказчиками подготовки летописных редакций, не могли равнодушно обходить процесса летописания и настаивали на необходимости идеализации своей династической ветви и осуждения своих конкурентов. Летописи создавались на основании различных источников, а составителями таких хроник чаще всего были монахи. Прежде всего они пытались использовать Библию, а потому очень часто начинали описание из краткого пересказа основных ветхозаветных событий: о первых людях, Великий потоп, расселения сыновей Ноя по миру и т.д. Эта стабильная часть исторического предания, независимая от изменений в общественной жизни, имела целью предоставить такой же авторитет стабильности последующим событиям, вплоть до современных летописцам включительно.

Самым выдающимся историческим произведением Киевской Руси и выдающимся отечественным летописям среди сохранившихся время является "Повесть временных лет", написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Ею начинаются почти все древнерусские летописи, дошедшие до нашего времени. К этой летописи вошли все предыдущие своды и различные дополнения, сделанные самим Нестором и его предшественниками. Впервые сделана попытка определить место Киевской Руси в общеисторическом процессе, связать ее историю с мировой.

"Повесть временных лет" показательно воплощает основные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализаторский характер. "Временний", то есть временный, преходящий, недолговечный характер имеют все события земного мира. Вместе с тем поскольку все на земле находится под бдительным оком Бога, эти события - следствие божественного провидения, а не случайное стечение обстоятельств. Поэтому первой задачей монахов-летописцев есть "разъяснения" на историческом материале высшей воли. При этом летописец остается патриотом своей земли, который не может не проявлять определенных симпатий соотечественникам. В подробностях, с едва скрываемым восторгом извещает он об удачные походы киевских дружин против языческих христианского Константинополя и о размерах дани, которую должны были платить русам императоры.

Анализируя содержание произведения, отметим, что он дает все основания считать очевидным факт попытки культурных кругов способствовать образованию на большой территории Киевской Руси единой нации. Формирование нации современными социологами считается завершенным с появлением национального самосознания как общего для определенного этноса мировоззрения, что отражает общие экономические, политические, духовные стремления и отделяет "свое" от "чужого" в исторической перспективе: в проекциях прошлого и будущего. Во времена Средневековья такие проекции нуждались религиозного обоснования, а поэтому составитель "Повести временных лет" много внимания уделяет именно истокам славянского христианства, однако неоднократно касается и собственно этнических проблем.

Историческая заслуга летописца Нестора заключается в том, что он создал вторую, после Илариона концепцию осмысления древнерусской истории и выдвинул вопрос о введении истории Руси до всемирной истории. В центре политической истории эпохи Нестора актуальным оставался вопрос о независимости Руси от Византии, ее культурную самобытность.

Ценным памятником староукраинского литературы является "Поучение Владимира Мономаха своим детям", написанное в начале XII в. Князь Владимир Мономах - одна из величайших фигур княжеских времен, сын высокообразованного князя Всеволода, который славился знанием пяти языков. От отца Владимир перенял большое увлечение к книгам и к образованию. На киевском престоле он находился 1113-1125 гг. В произведении можно выделить три отдельных части. В первой автор от имени князя Ярослава Мудрого обращается с посланием к его сыновьям, призывает жить в мире и любви, не переступать границ. "Если будете жить в ненависти и в роздорах, - отмечается в послании, - то сами погибнете и потеряете землю отцов и дедов своих, приобретенную их собственным трудом". Во второй части произведения автор рассматривает обязанности относительно ближнего и повинности доброго хозяина. Он приказывает помогать бедным, заботиться вдовами и сиротами, запрещает наказывать смертью: "Ни невинного, ни виновного не убивайте и не говорите убивать". В третьей части Владимир Мономах рассказывает о разных приключениях и опасности в своей жизни, из которых он вышел цел и здоров. Причиной, по его мнению, является то, что без воли Божией в мире ничто не происходит. Итак, в "Поучении Владимира Моно-маха" прослеживается светский, хотя и заимствован из Псалтыря, вариант христианской морали.

Богатством художественных приемов красноречия выделяются сочинения епископа Кирилла Туровского. Автор многих казань и поучений откровенно высказывается за свободу воли человека, понимая ее как свободу выбора между добром и злом.

Выдающимся философом и литератором Древней Руси был Даниил Заточник (конец XII-начало XIII в.), предполагаемый автор "Слова Даниила Заточника" (в другой редакции - "Моленіє Даниила Заточника"). Он высоко ценит разум и мудрость человека, часто ссылается на притчи царя Соломона из "Ветхого Завета", использует афоризмы античных философов - Плутарха, Демокрита, Диогена, Геродота, Аристотеля, Пифагора и др.

После введения на Руси христианства появился новый вид литературы - жития святых (агиография). В этих религиозно-биографических произведениях рассказывалось о жизни мучеников, аскетов, церковных и государственных деятелей, объявленных церковью святыми: Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком, основателя Киево-Печерского монастыря Антония Печорского. В житиях отражались исторические события тех времен, нравственные, философские, эстетические представления, они составляют ценные информационно-исторические источники. Например, в "Житии Феодосия Печерского" ярко отражены монастырский быт конца XI в., нравы, обычаи и т.д.

В начале XIII в. сложился "Киево-Печерский патерик" - сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI в. Антонием. В нем помещены отрывки из "Повести временных лет", в частности рассказа Нестора-летописца о печерских монахов Дамиана, Иеремии, Исаакия, Матфея, а также описываются некоторые исторические события: о взаимоотношениях князей, феодальные междоусобицы, торговлю Киева с Галичем, Перемышлем, поход русских князей на половцев.

Настоящим шедевром, своеобразной жемчужиной древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве", созданное неизвестным автором около 1187 г. За художественным уровнем, это произведение не имеет аналогов в византийской и европейской литературах. Важным источником для этого литературного шедевра стала устное народное творчество, отражала целый пласт художественной культуры русичей. "Слово о полку Игореве" посвящено описанию неудачного похода русских князей под руководством новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев 1185 г. Автор произведения яркими красками рисует образы князей Игоря, Романа, Мстислава, Всеволода, Святослава, Ярослава Осмомысла и др. Обращаясь к ним, потомков Ярослава Мудрого, он призывает их "вложить в ножны мечи", помириться между собой.

По жанру - это скорее не слово-хвала, а слово-сожаление по поводу страданий Русской земли, по поводу гибели русской жены, которое было принесено в жертву княжеском стремлению славы и военной добычи. Некоторые исследователи отмечают, что "Слово о полку Игореве" по направленности отражало оппозиционные господствующей официальной идеологии приоритеты и обращением к языческим образам, и по особой ориентированностью на южные, степные и причерноморские истоки русов. Большой тоской полон лирический монолог Ярославны, который вдохновлял многих украинских, русских и других славянских поэтов к созданию непревзойденных шедевров в переводах и переспівах этого отрывка поэмы. Самой же большой загадкой остается личность автора - выходца из княжеского среды, пламенного патриота, широко знающего и талантливого человека. По мнению исследователей, одним из наиболее вероятных претендентов на авторство произведения есть родной брат Ярославны, галицкий князь-изгой (княжеского происхождения, но без удела, без власти над каким-то регионом) Владимира Ярославича, который во время Игоревем похода находился в Путивле рядом с сестрой. При этом окончательно определить автора вряд ли когда-нибудь удастся. Недостаток сведений об авторе этого произведения ярко иллюстрирует уровень нашей исторической осведомленности о Древнюю Русь в целом и дает основания считать, что ее культурная жизнь (по современным представлениям несколько примитивное) было значительно богаче и более развитым, чем позволяют судить об этом уцелевшие памятники и сведения.

Литературно-искусная деятельность. За князя Ярослава (XI в.) книжно-письменное дело и ученость особенно воспрянули. Известно, что сам Ярослав проводил ночи за чтением, имел огромную библиотеку. Характерный составлен книжником Иваном «Изборник» - хрестоматия из лучших поучительных произведений византийских авторов.

За Ярослава на митрополичий престол Киева впервые было поставлено не грека, а русича - Иллариона, ученость которого заверена блестяще написанной проповедью «Слово о Законе и Благодати», которая сохранилась до наших времен.

Здесь патетически утверждается, что новозаветная вера выше старозаповітну, ибо «благодать» есть свободное проявление любви к Богу, а не страх перед Ним, как во времена Моисею. Иларион находит красноречивое аллегорию: закон подобный рабыни Агари, что уступила Сарри как законной жене и госпоже своей. Автор проповеди радуется, что славяне получили свет веры именно «за благодатью».

Известны и другие выдающиеся книжники Киевской Руси, ученость которых восхищала современников, а порой и вызвала зависть. Это - Климент Смолятич и Кирилл Туровский (XII в.).

«Повесть временных лет» была написана самым известным из отечественных летописцев -- Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, живший во второй половине XI - начале XII вв. Она получила название по первым словам: «Се повесть времєнних лет...». В повести, кроме собственно летописи - описания событий год за годом - Нестор связывает историю славян с мировой историей, описывает их быт, обряды, обычаи, верования и т.д. Например, из «Повести...» мы узнаем о существовании в 945 г. в Киеве каменного дворца князя Святослава, стены которого были украшены фресками, мозаикой, инкрустациями из мрамора.

Появляется новый для славян жанр литературы - жития святых, в которых рассказывается о жизни церковных и государственных деятелей, объявленных церковью святыми; здесь фигурировали как персонажи мировой церковной истории (Алексий - человек Божий, Иоанн Златоуст и др.), так и герои древнего киевского жизни (мученики-князья Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком Окаянным в борьбе за власть; основатели Киево-Печерского монастыря Антоний и Феодосий Печерские и др.). В житиях воспроизведены исторические события тех времен, религиозно-нравственные и эстетические взгляды общества.

Настоящим шедевром киевской литературы является «Слово о полку Игореве», созданное в XII в.

ukrlitra.com.ua

Сочинение на тему Памятники древнерусской литературы

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.

Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале — пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.

Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях — «Физиолог». Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.

К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова «потаенный». Самым популярным был апокриф «Хождение Богородицы по мукам».

В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, «Житие Алексея, человека Божия».

Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них «Слово» («Моление») Даниила Заточника.

В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод — «Повесть временных лет». Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.

В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

Выдающийся памятник древнерусской литературы, — «Поучение» Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.

И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В основе произведения — предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись «Слова» сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

www.allsoch.ru

Памятники древнерусской литературы

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.

Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале – пергаменте, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.

Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях – “Физиолог”. Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.

К этому же периоду времени относятся такие вьдающиеся памятники церковной литературы, как “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные...

библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова “потаенный”. Самым популярным был апокриф “Хождение Богородицы по мукам”.

В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, “Житие Алексея, человека Божия”.

Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них “Слово” (“Моление”) Даниила Заточника.

В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод – “Повесть временных лет”. Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.

В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

Выдающийся памятник древнерусской литературы, – “Поучение” Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.

И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. В основе произведения – предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись “Слова” сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

schoolessay.ru

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы

Литературно-историческое произведение «Слово о полку Игореве», дошедшее до нашего современного поколения, оставило огромный след в культуре времен Древней Руси. Оно является ценной памяткой древнерусской литературы. Неизвестный автор — очевидец тех далеких событий, сумел мастерски описать историческое событие времен XII века. Перед читателем разворачивается реальная картина великого похода на половцев князя Игоря Святославича, полководца Новгород-северской земли. События происходят в 1185 году, когда Игорево войско терпит поражение, он теряет свое войско, а самого его берут в плен.

«Слово о полку Игореве» — это одна из самых больших побед в истории литературы. Это показательный пример того великого патриотизма русского народа, который готов в любой момент защищать и отстаивать свои родные земли. Об этом не только повествует сам автор, к этому стремятся мудрые полководцы-князья, их поддерживают верные русские жены, которые сильны духом и верой своей. Да и сама природа подчеркивает настроение и душевное состояние тех нелегких, разрушительных времен.

«Слово…» стоит на страже высоких народных идеалов и стремлений, покоряет своей силой любви к Родине, наполняет сердца гордостью за великую Русскую землю! Именно она, вместе с красивыми реками и плодородными землями, есть одним из главных образов произведения, которая противопоставляется пустынной половецкой степи. Поэтому ее и стремились разрушить враги, посеять хаос и привести к расколу. И они могли с легкостью сделать это именно тогда, когда пришло время воин, когда между правителями одного государства возникали конфликты и ссоры. А ведь сила страны — в единении всего народа, а не в его раздробленности. В этом упрекает автор своих героев-правителей, ставя в пример им киевского князя Святослава Всеволодовича.

Подлинность событий, воспета в «Слове…» вызывала интерес многих историков, культурологов, поэтов и писателей. Исторические события переплетаются с народнопоэтическими приемами: народная поэзия, фольклорные сравнения и образы, «славы», плачи… эта книга воплотила в себе главную, тщательно продуманную, авторскую идею — идею объединения Руси. Эта идея — послание, обращение в будущее, предостережение о том, как нужно беречь, отстаивать свои родные земли.

Сложно переоценить роль поэмы «Слово о полку Игореве», как величайшего памятника древнерусской литературы и культуры.

sochinyalka.ru

«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы

1. История открытия «Слова...».2. Эпоха и идейное содержание.3. Ценность «Слова...» как литературного произведения.

Как полагают исследователи, «Слово о полку Игореве» было создано в XII веке, однако в конце XVIII инка этот литературный памятник Древней Руси пережил, можно сказать, второе рождение. Извечный коллекционер граф А. И. Мусин-Пушкин приобрел сборник древних рукописей; среди других произведений, уже известных литературоведам к тому времени, оказалось и «Слово о полку Игореве». Долгое время ученые не могли расшифровать ряд непонятных мест в рукописи. Дело в том, что в текст «Слова...», переписанного, вероятно, в XVII веке, вкралось много ошибок. Кроме того, и ряд указаний на географические названия и имена русских князей, которые приводит автор «Слова...», долгое время вызывали разночтения в среде ученых.

Впрочем, само событие, легшее в основу сюжета произведения, не вызывало каких-либо сомнений и своей исторической подлинности — поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 году против половцев, а также о поражении и пленении этого князя, было известно из нескольких летописей. Поход этот не только стал последним для большинства дружинников князя, но и нанес сокрушительный удар интересам всех русских княжеств. Дело в том, что набеги половцев, кочевых племен, живших в степях за Доном в XI— XII веках, периодически тревожили русичей. Успехи половцев во многом были обусловлены раздробленностью Руси и постоянными междоусобицами князей, на что указывает и автор «Слова...»: «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: "Это мое, и то мое же". И стали князья про малое "это великое" молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».

Чтобы положить конец половецким набегам, киевский князь Святослав Всеволодович, заручившись помощью еще нескольких князей, в 1183 году предпринял поход против кочевников. Этот поход оказался удачным для русичей: «Святослав грозный великий киевский, — грозою своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами; вступил на землю Половецкую, протоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка из Лукоморья, из железных великих полков половецких, словно вихрем вырвал. И повержен Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святослава».

Святослав предполагал повторить поход против половцев, чтобы окончательно усмирить и устрашить этих давних противников Руси. Игорь Новгород-Северский был в числе князей, обещавших присоединиться к Святославу Киевскому. Однако в 1185 году он неожиданно предпринял собственный поход против половцев. Князь попал в плен, но ему удалось бежать. После разгрома дружины Игоря осмелевшие половцы снова вторглись в пределы Руси.

Такова сюжетная канва «Слова о полку Игореве». Однако автор этого произведения не ограничивается простым изложением фактов. Его оценка поступков Игоря неоднозначна: сказитель прославляет доблесть князя, но в то же время не пытается приуменьшить впечатление от тех бед, которые князь безрассудно навлек на себя и Русскую землю. «А Игорева храброго полка не воскресить!» — горестно восклицает автор «Слова...», и в этой простой фразе слышится укор более глубокий, чем в многословной порицающей речи или бессвязных проклятиях. И укор этот адресован не только Игорю: его индивидуализм, желание в первую очередь «похитить славу» лично для себя, не думая о том, чем это стремление может обернуться для Руси — все это результаты раздробленности страны, когда каждый князь, номинально подчиняясь князю киевскому, по сути был сам себе господином.Призыв к преодолению мотивов личной вражды, объединению перед лицом общей угрозы — вот главная идея «Слова...». Исторические отсылки автора играют в этом роль не меньшую, чем рассказ о недавних событиях. Сравнение прежних и нынешних князей оказывается в пользу последних, и главная причина этого — их несогласие, разрозненность: «О, печалиться Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским; а ныне одни стяги Рюриковы, а другие

— Давыдовы, и порознь их хоругви развеваются». Однако ценность «Слова о полку Игореве» заключается не только в его патриотическом звучании. Высокие художественные достоинства «Слова...» отмечал В. Г. Белинский, назвавший это произведение «цветком славянской народной поэзии». Действительно, трудно не заметить родство языка и образов «Слова...» с устной народной традицией. В «Слове о полку Игореве» используются многие слова и выражения, заимствованные из народной поэзии: «скакнул волком», «синее море», «червленые щиты». Также нередко встречается и олицетворение сил природы и даже отвлеченных понятий. Так, Ярославна обращается к ветру, реке Днепр и к солнцу, Игорь беседует с рекой Донец, дева Обида плещет лебедиными крыльями. Нужно отметить, что мотив плача русских женщин после поражения Игоря, а также плач Ярославны на стенах Путивля, имеет глубокие корни в культурной традиции Руси. А троекратное обращение Ярославны к природным силам — разве оно не напоминает русские народные сказки?

И образы главных героев «Слова...» неуловимо схожи с былинными, эпическими героями. Автор высоко оценивает бесстрашие и доблесть Игоря, его стремление к славе. «Лучше убитым быть, чем плененным быть», — гордо заявляет князь. Однако, провозглашая этот идеал воинской чести, он забывает, что «ни хитрому, ни удачливому... суда божьего не избежать!»

Брата Игоря, Всеволода, автор наградил выразительным эпитетом — «Яр-Тур» или «буй-тур». Тур, или бык, служит здесь символом воинственности и неустрашимости. Похвала доблести Всеволода очень похожа на прославление подвигов былинного богатыря: «Куда, Тур, ни поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат головы поганых половцев, расщеплены саблями калеными шлемы аварские от твоей руки, Яр-Тур Всеволод! Какая рана удержит, братья, того, кто забыл о почестях и богатстве, забыл и города Чернигова отцовский золотой престол, и своей милой жены, прекрасной Глебовны, любовь и ласку!» Автор показывает нам глубокую родственную привязанность двух братьев-воинов: «И сказал ему Буй-Тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый — ты, Игорь! Оба мы Святославичи!»; «Игорь полки заворачивает, жаль ему милого брата Всеволода».

Идеал мудрого правителя в «Слове...» находит воплощение в образе князя Святослава Киевского. Именно он является выразителем взглядов автора произведения. Святослав скорбит о безрассудном походе Игоря и Всеволода, о том, что его заботы о благоденствии Руси пропадают втуне из-за «княжеской непокорности». Киевский князь призывает других русских князей встать на защиту Руси и прийти на помощь злополучному Игорю: «Загородите Полю ворота своими острыми стрелами, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

Глубоко поэтичен и образ Ярославны, жены Игоря. Ее плач, звучащий в традиции народной поэзии, сближает ее с простыми русскими женщинами, оплакивающими своих мужей. Сила любви Ярославны подчиняет ей силы природы, которые оберегают князя в пути. Но не только о пленении Игоря горюет Ярославна, но и о судьбе всех русских воинов, ушедших с ним в поход против половцев: «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло».

«Слово о полку Игореве» переведено на многие языки. Несмотря на века, которые отделяют нас от событий, описанных в этом произведении, в нем навсегда сохранился поэтический отблеск доблести, славы, любви и мудрости — вечных ценностей благородного сердца.

lit-helper.com

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -

ПАМЯТНИК

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Се-верский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную  землю.

«Слово о полку Игореве» - исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель - рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремле-

 

нию князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как «опытные воины», а воины-богатыри черниговцы «без щитов, с заса-пожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу». В «Слове о полку Игореве» описаны также страдания простого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Се-верского в'поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра.

Столкнулись две огромные силы в битве,

 

подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игоревен описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «...стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели   неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор

 

изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлу-ра вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О Донец! Немало тебе величья...». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. «Слово...» заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую  эпоху.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -

ПАМЯТНИК  ЛИТЕРАТУРЫ

ДРЕВНЕЙ РУСИ

Произведение посвящено событиям 1185 года. Древняя Русь в это время представляла собой ослабленное феодальными войнами государство. А ведь еще совсем недавно это была сильная, могущественная, богатая держава, величие которой заставляло трепетать соседей. Почему же огромное государство, созданное князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на княжества и приходить в упадок? Наверное, все дело в алчности князей, стремившихся подчинить себе лучшие земли.

Междоусобные войны, охватившие Великую Русь, пришлись на руку ее врагам - половцам. В 80-х годах 12 века с ними сразился

 

князь Святослав Всеволодович. Собрав всех русских князей и их огромные дружины, он без труда смог отбросить кочевников в степи. Но то было раньше, когда Великую Русь не терзали бесконечные войны, а князья прислушивались к словам великого князя. Теперь время изменилось: каждый хотел стяжать себе славы и доказать свое преимущество перед другими. Не исключением оказался и новго-род-северский князь Игорь, в одиночку организовавший в 1185 году поход на половцев. Его войско не смогло устоять перед огромным по численности противником и было разбито, что открыло половцам путь для новых набегов.

«Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древнерусской литературы: во-первых, оно содержит бесценные сведения о событиях русской истории, во-вторых, является образцом высокой художественности.

Произведение состоит из двух частей. В первой автор описывает выступление князя Игоря в поход. Сына Ярослава не остановило даже затмение солнца, считавшееся плохим предзнаменованием:

Вспала князю на ум охота,

А знаменье заступило ему желание

Отведать Дона великого.

Хочу, - он рек, - проломишь копье

На конце поля Половецкого с тми, люди

русские!

Хочу положить свою голову

Или выпить шеломом из Дона. Переправившись через Донец, Игорь стал поджидать своего брата Всеволода, который не замедлил подойти со своей дружиной со стороны Курска. Всеволод предстает перед читателем гордым, честолюбивым князем, уверенным в силе и ловкости своих воинов:

Метки в стрельбе мои куряне,

Под трубами повиты,

Под шеломами взлелеяны,

Концом копья вскормлены,

Пути им все ведомы,

Овраги им знаемы,

Луки у них натянуты,

Тулы отворены,

Сабли  отпущены,

Сами скачут, как серые волки в поле,

Ища себе чести, а князю славы. Несмотря на то что путь русского войска по половецкой земле был тревожным, - и птицы,

 

и звери, казалось, предостерегали Игоря, - он решительно продвигался вперед. Первый бой с противником закончился победой русичей. Это прибавило воинам мужества. Они «рассе-ясь стрелами по полю, помчали красных дев половецких, а с ними и злато, и поволоки, и драгие аксамиты!». На другое утро удача отвернулась от русских воинов, половцы стали наступать на них со всех сторон: «Земля гремит, реки текут мутно, прахи поля покрывают... Русские полки отступили».

Мужественно сражалось Игорево войско, пример храбрости показывал в бою брат Игоря Всеволод, но слишком неравными были силы. На третий день жаркого боя русское войско было разбито, а сам князь Игорь попал в плен.

Горе постигло русскую землю и народ.

И застонал, друзья, Киев печалию,

Чернигов напастию.

Тоска разлилась по Русской земле,

Обильна печаль потекла среди земли Русским.

Половцы, воодушевленные своей победой, ворвались в русские земли и стали собирать дань «по белке со двора».

Вторая часть произведения - своего рода гимн уму, мудрости, рассудительности Святослава Великого. Расчетливый полководец и талантливый правитель, Святослав не одобряет необдуманный поступок сыновей, загубивших столько преданных и смелых воинов напрасно. Он понимает, что сила войска, а значит, и державы - в сплочении, в единении. Только объединившись, князья смогут освободить Русь от поработителей и укрепить ее границы/

Особый смысл заложен автором в образ Ярославны, жены Игоря. С одной стороны, она верная, нежная жена, скорбящая о судьбе любимого мужа. С другой стороны, Ярославна -вся русская земля, оплакивающая погибших на чужбине своих сыновей:

Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий

луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало

жаждой И заточило им тулы печалию?

«Золотое слово» Святослава и плач Ярославны - вот два фрагмента, которые наиболее красноречиво подтверждают, что «Слово

   

о полку Игореве» - не сухая историческая хроника, а художественное произведение. Эти фрагменты, как и многие другие, наполнены высокой поэзией, что и дает право называть творение неизвестного автора «жемчужиной древнерусской литературы».

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -

ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ   КУЛЬТУРЫ

Великая литература никогда не утрачивает своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениального «Слова о полку Игореве», но это древнее творение и сейчас привлекает читателей, поэтов и ученых, возбуждая творческую и научную мысль.

Честь первооткрывателя «Слова» принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину: драгоценная рукопись была им найдена в XVIII веке в одном из монастырей. Тогда же был сделан первый перевод. Оригинал сгорел в войну 1812 года в Москве, и до нас дошел лишь Екатерининский список.

«Слово» повествует о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах XII века в связи с участившимися половецким» набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников. В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Игорь в этом походе не участвовал и совершил свой поход через год в 1185 году. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину и взяли князя в плен. Игорь, по существу, сам «отворил ворота» кочевникам на Русь.

«Слово» состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь - поэт), который прославлял воинские подвиги русских князей. Создатель же «Слова» хочет поведать людям суровую правду. Первая часть «Слова» - рассказ о походе Игоря.  Вторая

 

часть переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, осуждает своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению. Центральный эпизод третьей части «Слова» - плач Ярославны, жены Игоря. Она обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Финал поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание произведения.

Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский - смелый, благородный человек и неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Воинская честь и чувство долга не позволяют ему оставить в беде своего брата Всеволода. Выручая его, Игорь и попадает в плен. Отважный Всеволод, сражающийся, как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор восхищается подвигами князей, он осуждает их за легкомыслие и жажду славы. Но он утверждает, что Игорь нужен отечеству: «Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и Русской земле без Игоря». Вот почему «Слово» заканчивается провозглашением славы Игорю, осознавшему и тяжело пережившему свою роковую ошибку.

Безупречен положительный герой «Слова» - киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все силы должны быть объединены для борьбы с внешним врагом. Трогателен образ жены Игоря - Ярославньь В ее плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чью мирную жизнь, счастье и любовь разрушила война. Особое место в «Слове» занимает собиратель-

   

ный образ дружины. Она сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину «русским золотом», автор укоряет Игоря за то, что он погубил это «богатство».

Еще один образ - величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Все произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли.

Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в «Слове», соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии. Поистине «Слово» представляет величайшую ценность как памятник древнерус-, ской культуры.

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«Слово о полку Игореве» посвящено трагическому событию русской истории - походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев, героической битве и жестокому поражению на берегах реки Кая-лы. Произведение является выдающимся памятником древнерусской литературы. Существует множество переводов произведения на современный язык. Оно столь же значимо для исследователей и притягательно для поэтов, как «Гамлет» для драматургов и актеров. Огромное эмоциональное воздействие «Слова о полку Игореве» неизменно на протяжении столетий. В чем же секрет художественного обаяния этого произведения? С помощью каких литературных приемов автору удалось достичь высот поэтического совершенства?

Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» - военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жанры устной народной поэзии - «плач» и «славу». «Слово» начинается с упоминания о Боя-

 

не, который «жил в громе дедовских побед» и слагал хвалебные песни в честь князей: Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, -Вздрагивали струны,  трепетали, Сами кчязям славу грохотали. Автор же  прославляет подвиги  русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю - славы, почестей - себе!», величие единой, сильной Руси:

Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающимся, пусть и безуспешно, не щадя жизни отстоять родные рубежи, и завершается произведение:

Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будь князь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава! Другой фольклорный жанр, противоположный по настроению «славам», - «плач».  Его использование   создает   необычайно   богатую эмоциональную палитру произведения.  Примером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, обращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о помощи Игорю и с горьким упреком в безучастности к его судьбе.

Отдельным жанром древнерусской литературы, который и объявлен в заглавии, является «слово». Название соответствует современному «речь» - это жанр ораторского искусства (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения). Но, как уже говорилось, это произведение - уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» отдельным фрагментом.

«Золотое слово» Святослава, воплощающее авторскую идею о единении Руси, о восстановлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою...».

Такое смешение контрастных по эмоциональному восприятию жанров придает дополнительную напряженность сюжету, уси-

 

ливает накал сопереживания героям. Жизненные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и постоянно держат читателя в напряжении.

Пронзительную лирическую струю в систему образов и настроений «Слова» вносит в произведение образ автора - живого, заинтересованного свидетеля драматических событий русской истории. Авторское присутствие, оценка изображаемых событий сопутствуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опасностях, сравнивает прошлое с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, - характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Избрав жанр, он не только использовал все известные изобразительные средства ораторской прозы, но и выступил как новатор. Гениальный художник дополнил их средствами из устной народной поэзии.

Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам, способным изменить судьбу людей. И природа сочувствует героям, предупреждает их об опасности, помогает им. Это усиливает трагичность произведения. Некоторые образы природы проходят через все «Слово». Перед походом Игоря Солнце предупреждает его об опасности, грядущей неудаче:

Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Шарь на светило: Среди бела дня ночная •тень Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятствует   обреченному   на   погибель   Игоревому войску:   «Солнце тьмою путь ему закрыло». Перед решающей   битвой   «кровяные   зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра». После трагического поражения «степь поникла, жалости  полна,   и деревья  ветви  преклонили». Во время Игорева побега природа помогает ему:

Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет веселый возвещая, Соловьиликуют вдалеке.

 

Когда князь вернулся на родину, мрак над русской землей рассеялся и солнце ликовало вместе с народом.

В «Слове о полку Игореве» все значительно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, художественные средства отражают смысл каждого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и удивительно цельном поэтическом тексте.

ВЕЧНО ЖИВОЕ «СЛОВО»

(изображение Руси в «Слове о полку Игореве»)

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Загадочны и вызывают споры обстоятельства создания этого произведения, есть непроясненные моменты в истории его опубликования, сама его подлинность до сих пор кажется некоторым исследователям сомнительной. До наших дней «Слово» дошло не в подлинной рукописи и даже не в древнем списке, а в списке со списка, сделанном уже в XVIII веке А. И. Мусиным-Пушкиным. Речь в этом произведении идет о событиях более чем восьми-вековой давности и само оно невелико по объему, но интерес к нему с течением времени не угасает, а только разгорается. Чем же можно объяснить это удивительное явление?

Давайте вспомним исторические обстоятельства написания «Слова о полку Игореве»,

После распада единой Киевской державы обособившиеся русские княжества все чаще и чаще подвергались набегам кочевников, прежде всего половцев. В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила. Но князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: он начался весной, и гололедица помешала конному войску князя прибыть вовремя.

Игорь считал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: Игорь на-

   

деялся отвоевать у половцев когда-то утраченную Тмутаракань.

Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью, безрассудством, любовь к Родине - с пренебрежением высшими ее интересами. Игорь хотел прославиться, и это привело его к краху. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья - Игорь и Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое сокрушительное поражение.

Победив Игоря, половцы ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до Руси. Тяжесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что она подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период упадка единства политического, но далеко не культурного. В XII веке на Руси происходит подъем культуры. Особенного развития тогда достигает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений XII века не дошло до нас, но даже то немногое, что сохранилось, свидетельствует о высокой общей культуре, о наличии нескольких литературных школ, о многочисленности жанров.

«Слово» - яркое доказательство высокого уровня развития Руси. Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Свой призыв к единению, свое чувство любви к Родине автор воплотил в живом, красочном образе Русской земли. Образ Руси -существенная часть «Слова» как призыва к ее защите. Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной.

С трудом верится, что мирный труд русских пахарей нарушен усобицами князей, что многие русские мужи полегли в битве. Природа живет и дышит в «Слове», она заодно с человеком, поддерживает могучих русских воинов. Природа радуется их победам и опечалена их поражениями.

Автор рисует яркие картины простора рус-

 

ской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали бы столь обширные географические пространства. Дон, Днепр, Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород - все это наша Родина. Автор описывает эти места, придавая им живые, теплые черты. С другой стороны, он противопоставляет их «мертвой» половецкой степи -«стране незнаемой», «грязевым местам».

Понятие «Русская земля» для автора «Слова», конечно же, означало не только природу. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря!

Включает автор «Слова» в понятие «Русская земля» и ее историю. Рассказывая о походе Игоря, автор охватывает в повествовании крупный- промежуток времени. Он пишет о поражении в назидание потомкам. Ведь «Слово» - это, помимо всего прочего, и призыв не повторять своих же ошибок.

Гибкий -ритм «Слова» подчинен содержанию. Ритм меняется, близко следуя смыслу, идее произведения. В этом точном соответствии ритмической формы и идейного содержания «Слова» - одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.

«Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напоено Им. «Слово» было призывом к прекращению усобиц, к объединению перед лицом могучего внешнего врага. На примере поражения Игоря автор показывает последствия раздробленности Руси. Он обращается ко всем князьям, призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину.

Таким образом «Слово» - это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невозможно было выжить. Но немногие это понимали, как немногие понимают это и сейчас.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ

«Слово о полку Игореве» было создано около восьми веков назад. Но интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. «Слово»

 

до сих пор занимает умы историков, лингвистов, поэтов. И по сей день ведутся споры по поводу его открытия и опубликования, проблема подлинности также не решена окончательно: до нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным. О чем же повествует «Слово»? Почему так ценно для нас это произведение?

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под- предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила. Но князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: он начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и он решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: князь надеялся отвоевать у половцев когда-то утраченную Тмутаракань. Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью, безрассудством, любовь к Родине - с отсутствием представления о единении, государственном благе. Игорь хотел прославиться, и это привело его к поражению, которого еще не знали русичи. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья - Игорь и Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до страны. Тяжесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что уничтожила плоды блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период политического, но далеко не культурного упадка. На фоне общего подъема культуры особенное развитие в XII веке получает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений того времени не дошло до нас, но даже то немногое, что сохранилось, свидетельствует о высоком уровне общей культуры, о наличии нескольких литературных школ, о развитости жанровой системы. Тем большей для нас является ценность «Слова». Читая это произведение, мы можем не только узнать некоторые исторические факты,

 

но и получить представление о литературе древности.

«Слово» - высокопатриотическое произведение. Автор рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем произведении и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Свой призыв к единению, свое чувство любви к родине автор воплотил в живом, красочном образе Русской земли. Этот образ -существенная часть «Слова». Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной.

Природа живет и дышит в «Слове» вместе с человеком, поддерживает могучих русских воинов. Она радуется их победам и грустит о поражениях. Автор рисует необъятные просторы Русской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали бы столь обширные географические пространства: Дон, Днепр, Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород - все это наша Родина. Автор упоминает эти места, наделяя живыми, теплыми чертами. С другой стороны, он противопоставляет их «мертвой» половецкой степи -«стране незнаемой», «грязевым местам».

Русская земля для автора «Слова», конечно же, означала не только природу. Значительный образ в произведении - русский народ. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря!

Понятие Родины означает для автора и ее историю. Рассказывая о походе Игоря, он включает в повествование исторические отступления, ведь автор пишет о поражении в назидание потомкам, ведь «Слово» - это, помимо всего прочего, и предупреждение не повторять своих же ошибок. К сожалению, история редко чему-либо учит людей,

Особый, уникальный ритм «Слова» подчинен содержанию. Он меняется, следуя смыслу, идее произведения. Такое точное соответствие ритмической формы и идейного содержания «Слова» позволяет называть это произведение шедевром древнерусской литературы.

Идея же «Слова» просматривается легко. Произведение было непосредственным откли-

   

ком на историческое событие - поход Игоря. Автор, сопереживая своей земле, с болью говорит о разрозненности княжеств Руси, о междоусобицах. «Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напоено им. «Слово» было призывом к прекращению усобиц, к объединению перед лицом могучего внешнего врага. Автор обращается ко всем князьям, призывая их к ответу и требовательно напоминая о долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину. Таким образом, «Слово» - это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невозможно было выжить. Но немногие это понимали, как немногие понимают и сейчас.

 

znakka4estva.ru

Памятники древнерусской литературы | Сочинения по литературе

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале – пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих

и легендарных животных, деревьях, камнях – “Физиолог”. Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека. К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова “потаенный”. Самым популярным был апокриф “Хождение Богородицы по мукам”. В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, “Житие Алексея, человека Божия”. Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них “Слово” (“Моление”) Даниила Заточника. В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод – “Повесть временных лет”. Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей. В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников. Выдающийся памятник древнерусской литературы, – “Поучение” Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных. И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. В основе произведения – предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись “Слова” сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

home-task.com