Урок 3. Ранние цивилизации, их отличительные черты. Отличительные черты древних цивилизаций


Урок 3. Ранние цивилизации, их отличительные черты — КиберПедия

 

Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию.

Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

Урок 4. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

 

Первые цивилизации возникли в двух местах независимо друг о друга в Двуречье и в Египте в IV-III тыс. до н.э. и в III тыс. до н.э. в Индии , в III-II тыс. до н.э. в Китае. Эти цивилизации назывались речными.

Двуречье ( совр. Ирак)

Здесь появились гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, новые формы письменности. В конце IV тыс. до н.э. несколько политических центров Южного Двуречья объединились в государство Шумер. Со II тыс. до н.э. ведущую роль в регионе начинает играть Вавилон, который стал могущественной державой при царе Хаммурапи. В XIV-VII веках до н.э. усиливается Ассирия, после падения которой возникает Нововавилонское царство. Персы –выходцы с территории современного Ирана, сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н.э. основали Персидское царство.

Шумер → Вавилон→ Ассирия → Нововавилонское царство →

Персидское царство.

Египет.

В IV тыс. до н. э. Египет был разделен на Верхний и Нижний. Они объединились в III тыс. до н.э.

Египет и Китай. Общие черты:

1. Население- представители одного этноса.

2. Имели устойчивый государственный аппарат.

3. Во главе стоял обожествленный правитель.

4. Огромную роль в государстве играли жрецы – чиновники, которые управляли аппаратом и распределяли продукты среди всего населения.

Индия.

Во второй половине II тыс. до н.э. в Индию вторглись племена ариев. Они заселили долину Ганга, подчинив себе местное население. Пришедшие арии жили родовым строем. Во главе племени стояли вожди- раджи, которые опирались на прослойку воинов- кшатриев. Арии установили систему варн(каст)- деление на социальные группы. Во главе стояли жрецы- брахманы, за ними шли воины- кшатрии, затем производители- вайшьи и покоренное население- шудры. Принадлежность к варне наследовалась, изменить ее было невозможно, браки заключались между представителями одной варны.

Восточное средиземноморье.

Здесь возникают первые урбанистические центры. Город Иерихон в Палестине известен как древнейший город в мире(VIII тыс. до н.э.). Восточное средиземноморье-центр пересечения торговых путей. С III тыс. до н.э. города Восточного средиземноморья становятся важнейшими центрами транзитной торговли. Восточное средиземноморье делится на три части:

на севере- Сирия,

на юге- Палестина,

в центре- Финикия.

Финикийцы изобрели буквенное письмо. Этот алфавит лег в основу всех современных алфавитов.

 

Урок 5. Античная цивилизация.

Античные цивилизации.

cyberpedia.su

Ранние цивилизации, их отличительные черты

Начало цивилизации. Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции. К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов. Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию. Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль. Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

                                Древний Египет.

Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км, расширяющейся в дельте. Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для оби­тателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения. Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земле­делия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верх­ний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами. Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий. Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появи­лись орудия из меди и бронзы. В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд земледельцев. Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чи­новники проводили смотр детей, достигших трудоспособного воз­раста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообрази­тельных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником. Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников. В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави­ло, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру­диться в ремесленных мастерских и на полях. Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фа­раон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав­ливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом. Период Древнего царства был временем наибольшего могуще­ства фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объеди­нен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завое­вательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы. В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на про­стых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фарао­не 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Перед­ней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Егип­том. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией. Города-государства Шумера.  Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений. В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса. В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский. В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами. Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии. В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев. Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. В начале 2 тысячеле­тия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопота­мии. Вавилон превратился в громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими ули­цами. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и про­думанный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»). Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадле­жала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полно­стью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свобод­ные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя на­делах. В 1518 г. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами. Восточное Средиземноморье в древности. Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важ­нейшие торговые пути — из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу. Узкая полоса восточного побережья Средиземного моря на тер­ритории современного Ливана и части Сирии называлась Фини­кией. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Бла­годаря наличию многих полезных ископаемых процветало ремес­ло. Но со временем главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои товары — древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще боль­шее значение для них имела посредническая торговля. В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ, имевший древ­ние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир. Его царь рас­пространил свое влияние на другие города, хотя единого государ­ства у финикийцев так и не возникло. Финикийские города на протяжении значительной части своей истории находились в за­висимости от Египта, а позже от государств Передней Азии, но сохраняли внутреннюю автономию. Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II ты­сячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полуострова, где возник город Гадес, ставший центром добычи и торговли сереб­ром и оловом. В начале I тысячелетия до н. э. финикийские колонии распространились по всему побережью Средиземного моря. В ко­лонии переселялись в основном жители Тира, но они становились самостоятельными государствами, хотя и сохраняли связи с Тиром. Крупнейшим из этих государств стал Карфаген. Финикийцы являются создателями первого в мире алфавита. Буквы финикийского алфавита обозначали лишь согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древ­ние греки. Через них алфавит пришел к римлянам, став основой большинства современных систем письма. Славянская, а позже и русская азбуки созданы на основе греческого алфавита. Всесторонние связи имели финикийцы с другим народом Во­сточного Средиземноморья — древними евреями. В середине II ты­сячелетия до н.э. часть аморейских племен Месопотамии двину­лась на запад. Переселенцы образовали новый народ, называв­ший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с этими при­шельцами-кочевниками, частично смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами — пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово Палестина. Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в господствующую силу в Палестине. Помимо ско­товодства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. скла­дывается Израильско-Иудейское царство во главе с царем Саулом. Период расцвета оно переживало в X в. до н. э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем оно распалось на Израильское и Иудей­ское царства. Позже могучие соседи нанесли жестокие удары по этим государствам. В VIII в. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона, а многие евреи уведены в вавилонский член. Позже Иудей­ское царство возродилось в качестве зависимого государства. В период существования Израильского царства сказания древ­них евреев начали записывать в особые книги. Свод этих книг поз­же получил название Библия.

tptthistori.blogspot.com

Ранние цивилизации, их отличительные черты

Начало цивилизации.

Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции. К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов. Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию. Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль. Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.                                                           Древний Египет.

Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км, расширяющейся в дельте. Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для оби­тателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения. Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земле­делия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верх­ний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами. Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий. Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появи­лись орудия из меди и бронзы. В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд земледельцев. Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чи­новники проводили смотр детей, достигших трудоспособного воз­раста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообрази­тельных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником. Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников. В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави­ло, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру­диться в ремесленных мастерских и на полях. Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фа­раон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав­ливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом. Период Древнего царства был временем наибольшего могуще­ства фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объеди­нен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завое­вательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы. В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на про­стых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фарао­не 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Перед­ней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Егип­том. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.                                                                                         Города-государства Шумера.  

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений. В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса. В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский. В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами. Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии. В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев. Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии.                                                                                                 Вавилонское царство.

Законы Хаммурапи. В начале 2 тысячеле­тия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопота­мии. Вавилон превратился в громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими ули­цами. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и про­думанный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»). Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадле­жала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полно­стью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свобод­ные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя на­делах. В 1518 г. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами.                                                                                                                                                           Восточное Средиземноморье в древности. Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важ­нейшие торговые пути — из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу. Узкая полоса восточного побережья Средиземного моря на тер­ритории современного Ливана и части Сирии называлась Фини­кией. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Бла­годаря наличию многих полезных ископаемых процветало ремес­ло. Но со временем главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои товары — древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще боль­шее значение для них имела посредническая торговля. В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ, имевший древ­ние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир. Его царь рас­пространил свое влияние на другие города, хотя единого государ­ства у финикийцев так и не возникло. Финикийские города на протяжении значительной части своей истории находились в за­висимости от Египта, а позже от государств Передней Азии, но сохраняли внутреннюю автономию. Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II ты­сячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полуострова, где возник город Гадес, ставший центром добычи и торговли сереб­ром и оловом. В начале I тысячелетия до н. э. финикийские колонии распространились по всему побережью Средиземного моря. В ко­лонии переселялись в основном жители Тира, но они становились самостоятельными государствами, хотя и сохраняли связи с Тиром. Крупнейшим из этих государств стал Карфаген. Финикийцы являются создателями первого в мире алфавита. Буквы финикийского алфавита обозначали лишь согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древ­ние греки. Через них алфавит пришел к римлянам, став основой большинства современных систем письма. Славянская, а позже и русская азбуки созданы на основе греческого алфавита. Всесторонние связи имели финикийцы с другим народом Во­сточного Средиземноморья — древними евреями. В середине II ты­сячелетия до н.э. часть аморейских племен Месопотамии двину­лась на запад. Переселенцы образовали новый народ, называв­ший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с этими при­шельцами-кочевниками, частично смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами — пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово Палестина. Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в господствующую силу в Палестине. Помимо ско­товодства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. скла­дывается Израильско-Иудейское царство во главе с царем Саулом. Период расцвета оно переживало в X в. до н. э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем оно распалось на Израильское и Иудей­ское царства. Позже могучие соседи нанесли жестокие удары по этим государствам. В VIII в. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона, а многие евреи уведены в вавилонский член. Позже Иудей­ское царство возродилось в качестве зависимого государства. В период существования Израильского царства сказания древ­них евреев начали записывать в особые книги. Свод этих книг поз­же получил название Библия.

subscribe.ru

Ранние цивилизации, их отличительные черты

ИСТОРИЯ

 

Начало цивилизации. Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции. К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов. Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию. Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль. Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.                                                                                                                                                                                                                                                 Древний Египет. Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км, расширяющейся в дельте. Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для оби­тателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения. Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земле­делия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верх­ний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами. Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий. Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появи­лись орудия из меди и бронзы. В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд земледельцев. Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чи­новники проводили смотр детей, достигших трудоспособного воз­раста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообрази­тельных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником. Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников. В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави­ло, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру­диться в ремесленных мастерских и на полях. Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фа­раон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав­ливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом. Период Древнего царства был временем наибольшего могуще­ства фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объеди­нен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завое­вательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы. В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на про­стых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фарао­не 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Перед­ней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Егип­том. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.                                                                                                                                                                        Города-государства Шумера.  Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений. В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса. В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский. В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами. Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии. В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев. Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии.                                                                                                                                                     Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. В начале 2 тысячеле­тия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопота­мии. Вавилон превратился в громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими ули­цами. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и про­думанный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»). Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадле­жала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полно­стью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свобод­ные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя на­делах. В 1518 г. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами.                                                                                                                                                           Восточное Средиземноморье в древности. Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важ­нейшие торговые пути — из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу. Узкая полоса восточного побережья Средиземного моря на тер­ритории современного Ливана и части Сирии называлась Фини­кией. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Бла­годаря наличию многих полезных ископаемых процветало ремес­ло. Но со временем главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои товары — древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще боль­шее значение для них имела посредническая торговля. В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ, имевший древ­ние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир. Его царь рас­пространил свое влияние на другие города, хотя единого государ­ства у финикийцев так и не возникло. Финикийские города на протяжении значительной части своей истории находились в за­висимости от Египта, а позже от государств Передней Азии, но сохраняли внутреннюю автономию. Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II ты­сячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полуострова, где возник город Гадес, ставший центром добычи и торговли сереб­ром и оловом. В начале I тысячелетия до н. э. финикийские колонии распространились по всему побережью Средиземного моря. В ко­лонии переселялись в основном жители Тира, но они становились самостоятельными государствами, хотя и сохраняли связи с Тиром. Крупнейшим из этих государств стал Карфаген. Финикийцы являются создателями первого в мире алфавита. Буквы финикийского алфавита обозначали лишь согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древ­ние греки. Через них алфавит пришел к римлянам, став основой большинства современных систем письма. Славянская, а позже и русская азбуки созданы на основе греческого алфавита. Всесторонние связи имели финикийцы с другим народом Во­сточного Средиземноморья — древними евреями. В середине II ты­сячелетия до н.э. часть аморейских племен Месопотамии двину­лась на запад. Переселенцы образовали новый народ, называв­ший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с этими при­шельцами-кочевниками, частично смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами — пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово Палестина. Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в господствующую силу в Палестине. Помимо ско­товодства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. скла­дывается Израильско-Иудейское царство во главе с царем Саулом. Период расцвета оно переживало в X в. до н. э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем оно распалось на Израильское и Иудей­ское царства. Позже могучие соседи нанесли жестокие удары по этим государствам. В VIII в. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона, а многие евреи уведены в вавилонский член. Позже Иудей­ское царство возродилось в качестве зависимого государства. В период существования Израильского царства сказания древ­них евреев начали записывать в особые книги. Свод этих книг поз­же получил название Библия.

subscribe.ru

«Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций»

Учебно-методическая карта (план) занятия № 3

Дисциплина

История
Тема занятия «Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций»
Время 90 минут
Вид занятия (тип урока) Занятие - путешествие

Цели занятия

учебная Ознакомить с возникновением ранних цивилизации (Египет. Передняя
Азия. Индия. Китай) Охарактеризовать материальную и духовную
культуру, экономику, социальный строй, политическую и военную
организацию ранних цивилизаций
развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление
студентов, прививать навыки анализа
и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.
воспитательная Формировать интерес к изучению истории
Межпред-метные связи обеспечивающие Биология, обществознание, литература
обеспечиваемые Жизнь, философия, обществознание, литература
Внутренние связи «Цивилизации Древнего мира»

Обеспечение занятия

А.Наглядные пособия

Б. Раздаточный материал

В.Технические средства обучения Мультимедийная установка
Г. Место проведения Аудитория
Д. Литература:
Основная Волобуев О.В. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006
Дополнитель-ная Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ- начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005.
Арсланов Р.А., Блохин В.В. История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.
Гринин Л. Е. История России XX века. - Волгоград: Учитель, 1994
3аrладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М.: ООО ТИД Pycское слово, 2008.
Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.
Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.

План занятия

I.Организационный момент – 2 мин.

II.Мотивация – 2 мин.

III.Актуализация базовых данных – 12 мин.

IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов – 60 мин.

V.Контроль усвоения знаний – 16 мин.

VI.Подведение итогов- 1 мин.

VII.Домашнее задание – 2 мин.Содержание занятия

№ эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I Организационный момент
  1. Приветствие студентов.
  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.
  1. Знакомство с темой занятия: «Введение»
  2. Знакомство целями и задачами занятия
Занятие путешествие – раскроет основные причины районы возникновения первых цивилизации, их отличительные черты, позволит увидеть материальное и духовное наследие древних Цивилизаций, особенности быта.
2

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадях

(Презентация, слайд 1-2)

II Мотивация

Проблемность изучения нового материала:

На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

(?) - Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

(?) - Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему?

(?) - Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей?

(Нет, умение писать, считать, вести счет времени – это умения цивилизованного человека)

(?) - Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы?

(При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира)

2

мин.

Слова преподавателя
III Актуализация базовых знаний учащихся

План

  1. Проверка домашнего задания
- Рисунок на тему «Жизнь первобытного человека» (формат А-4).

- ряд интересных фактов о жизни первобытного человека. Оформить подобранный материал на листе формата А-4 и вложить в исторический альбом

  1. Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта уч-ся и повторение ранее изученного материала:
(?) – Дайте определение, что такое цивилизация?

цивилизация - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой.

(?) – Чем одна цивилизация отличается от другой?

(образцы как материаль­ной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются; искусство, который они украшают свою жизнь; социальные цен­ности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь).

12

мин

Выставка рисунковРассказы студентов
IY Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью студентов

План

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности

4. Военные деспотии Древнего мира.

Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности

60

мин.

Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала, демонстрацией презентации

(см. содержание лекции)

Y Контроль усвоения знаний1. Вопросы:

(?) - В каких регионах мира сложились первые гocудapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв?

(?) - Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства.

(?) - Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

(?) - Подумайте, почему правители восточных гocудapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

(?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

(?) - Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка? (?) - Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?

(?) - Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

(?) - Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?

(?) - Расскажите об особенностях развития Древнего Китая.

(?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Китая.

(?) - Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований.

16

мин.

Фронтальная беседа, при необходимости – записи в тетради
YI Подведение итогов

Оценивание работы группы на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок.

1

мин.

Выставление оценок
YII Домашнее задание

Заполнить таблицу:

Духовное наследие древних цивилизаций

Религии Основные идеи
зороастризм
буддизм
индуизм
Конфуцианство
иудаизм
2

мин.

Письменное задание
Дисциплина: «История»

Занятие 3

Тема: «Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций»План (Презентация, слайд 2)

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности

4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности Содержание занятияI. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

(?) – Какое место занимает Новейшее время во всемирной истории?

(Презентация, слайд 3)

Древний мир Средние века Новое время Новейшее время
3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
До нашей

эры

Наша эра

Время, начавшееся с возникновения первых гocyдарств, называют эпохой Древнего мира.

Первые цивилизации называют «речными». Они сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ. В речных долинах развивалось ирригационное земледелие (искусственное орошение земель). (Презентация, слайд 4)II. Ранние цивилизации

1. Египет

(?) – Посмотрите на карту. Как вы думаете, почему первое государство образовалось именно здесь?

(Презентация, слайд 5) Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню. Каждый год в июле Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов.

(?) – Можно ли назвать Египет «даром Нила»?

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи, считая свою землю даром этого бога.

Слава тебе, Нил, приходящий чтобы оживить Египет.

Орошающий пустыню далеко от воды,

Владыка рыб и птиц, и травы для скота,

Приносящий всякую пищу и хлеб.

Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

(Презентация, слайд 6) Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом для роста растений. В долине Нила почва после разлива становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже без особых затрат труда земля давала хороший урожай. Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год.

(Презентация, слайд 7) С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте - апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня.

(Презентация, слайд 8) Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен.

(Презентация, слайд 9) Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.

(Презентация, слайд 10-11) На берегах Нила росло удивительное растение - папирус. Из него можно было строить лодки. Из специально обработанных стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который тоже называли папирусом.

(Презентация, слайд 12)

(?) - Внимательно рассмотрите слайд. Как в древнем Египте проходили земледельческие работы?

Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Создание и использование системы ирригационных сооружений, регулирование потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей.

(Презентация, слайд 13) Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ. Общество делится по новому признаку - на управляемых и управляющих. Возникает новая группа людей - чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть, действующих от ее имени. Им помогают стражники, учетчики, писцы и т.д. Степень близости к правителю определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись религиозными традициями, обычаями и законами.

Соблюдение закона обеспечивается вооруженной силой. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды.

(Презентация, слайд 14)

(?) - Давайте представим египетское общество в виде весов - и на одну чашу поставим всех богатых (знать), а на другую - остальных людей (бедноту).

(Презентация, слайд 15)

(?) - Как вы думаете, какая чаша перевесит и почему?

(Презентация, слайд 16)

(?) - Подумайте, как можно уравновесить весы? А как можно стабилизировать общество?

(Презентация, слайд 17)

«Государство» - помогает одной группе людей держать в подчинении остальную часть общества.

(?) - На самом деле мы с вами рассмотрели модель древнеегипетского государства.

А теперь попробуйте определить, что такое государство?

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка» (Геллнер)

publekc.ru

Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Цель: закрепить знания о вкладе цивилизаций древнего Востока в мировую цивилизацию.

Задачи: Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

1. Закрепить пройденный материал, по следующему плану:

- понятие «цивилизация»;

- городская революция и возникновение первых городов-государств.

2. На основе дополнительной литературы выясните, какой вклад в мировую цивилизацию внесли Древний Египет, Вавилон, Китай, Индия, Финикия и другие цивилизации. Сделайте сообщение на эту тему.

3. Заполните таблицу:

 

Государство Достижения древних цивилизаций
   

 

Порядок выполнения работы:

 

Сообщение готовится письменно и оформляется в виде таблицы.

 

Требования к таблице:

 

работа выполняется в письменном виде в учебной тетради.

 

Требования к сообщению:

 

работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

 

Самостоятельная работа №2

Тема 3.1.

Особенности развития цивилизаций.

Цель: сформировать знания об особенностях средневековой цивилизации. Развивать знания студентов о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться Историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

 

1. Повторить вопрос «Великое переселение народов», Составить «древо» средневековой цивилизации.

Укажите непосредственно те элементы, которые средневековая цивилизация получила в наследство от античности.

 

2. Подготовить сообщение на темы:

- «Место религии и церкви в жизни средневекового общества».

Обратите внимание на организацию церкви. Функции церкви в средневековом обществе. Рассмотрите историю монашеских орденов,

крестовых походов, результаты и последствия.

- «Культурные достижения средневековья».

В сообщении вы можете выделить различные направления культуры: наука и богословие, развитие образования, архитектура и скульптура, изобразительное искусство.

 

Порядок выполнения работы:

 

Выполните Учебное задание, составить сообщение предложенного вопроса в произвольной форме и выступить на занятии.

 

Требования к работе:

 

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

Самостоятельная работа №3

Тема 3.4.

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья.

Цель: сформировать знания об особенностях развития Древнерусского государства. Выявить роль и значимость Древней Руси. Развивать знания студентов о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

1. Подготовка к семинару «Русь и ее соседи в 9 - начале 12 веков»

- соседи Руси.

- первые князья государства Киевская Русь.

- норманнская теория.

 

2. Подобрать материал на данную тему и выступить на занятии при обсуждении вопроса

 

Требования к работе:

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

Самостоятельная работа №4

Тема 3.3.

Византия в эпоху средневековья.

Цель: сформировать знания об особенностях развития Византии в эпоху средневековья. Выявить роль и значимость Византии. Развивать знания студентов о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

 

1. Повторить вопрос «Византия в эпоху средневековья».

 

2. Подготовить сообщение на темы:

- «Место религии и церкви в жизни Византийского средневекового общества».

Обратите внимание на организацию церкви, функции церкви в средневековом обществе.

- «Культурные достижения Византийского средневековья».

В сообщении вы можете выделить различные направления культуры: наука и богословие, развитие образования, архитектура и скульптура, изобразительное искусство.

 

Порядок выполнения работы:

 

Выполните Учебное задание, составить сообщение предложенного вопроса в произвольной форме и выступить на занятии.

 

Требования к работе:

 

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

 

Самостоятельная работа №5

Тема 4.5.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Цель: сформировать знания об особенностях развития Древнерусского государства в эпоху политической раздробленности. Выявить роль и значимость Древней Руси. Развивать знания студентов о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

 

1. Подготовить сообщение на тему:

 

- «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности».

 

В сообщении вы осветить различные сферы жизни Древней Руси: экономика, общество, внешняя политика и культура.

 

Порядок выполнения работы:

 

Выполнить Учебное задание, составить сообщение предложенного вопроса в произвольной форме и выступить на занятии.

 

Требования к работе:

 

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

Самостоятельная работа №6

Тема 4.8.

От Руси к России

Цель: сформировать знания об особенностях перехода от Руси к России. Выявить роль и значимость Руси и России. Развивать знания студентов о политике, организации общества того времени, его формах.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

 

1. Подготовить сообщение на тему:

 

- «От Руси к России».

 

В сообщении вы осветить различные сферы жизни Руси и России 14-16 веков: экономика, общество, внешняя политика и культура.

 

Порядок выполнения работы:

 

Выполнить Учебное задание, составить сообщение предложенного вопроса в произвольной форме и выступить на занятии.

 

Требования к работе:

 

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

Самостоятельная работа №7

Тема 5.2.



infopedia.su