Особенности древнего права китая. 4.Специфика формирования традиционного права Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные черты права Древнего Китая. Особенности древнего права китая


4. Специфика формирования традиционного права Китая

Тема 4. Государство и право Древнего Китая

71

 

 

 

 

ти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и один месяц в году служить в ополчении по месту жительства.

Абсолютно другой подход осуществлялся в организации пограничной службы: на охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь — свободные земледельцы.

Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора и частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 г. до н. э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства.

Судебная система

Вимперии Циньпоявились специальное центральное судебное ведомство («ведомство наказаний») во главе с тинвэем и провинциальные суды, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных.

Судебное ведомство строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через него, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками, и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью.

Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр — начальнику судебного или другого ведомства.

Вкачестве высшей инстанции выступал император, который мог сам разбирать судебные дела.

Вистории правовой системы Древнего Китая определяющими факторами стали этико-политическиедогмы конфуцианства иполитико-правовыеконцепции легизма, повлиявшие на поступательное развитие права, его идейные основы, принципы и институты, механизм правоприменения и традиционное правопонимание китайцев.

Вразвитии древнекитайского права можно выделить три этапа.

На первом этапе вшанско-иньскоми раннечжоуском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы(ли). Они определяли отношение членов китайского общества к правителю — вану — и регулировали внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, преклонении перед знатностью и преданности вану.

72

Раздел I. Государство и право Древнего Востока

 

 

 

 

Правовые нормы в это время еще не вычленялись из общей массы религиозноэтических норм, скоторыми онисоставляли единое целое. Вместе стемвсебольшее значение по мере укрепления власти ванов приобретали распоряжения и приказы правителя, его приближенных и высших чиновников, исполнение обеспечивалось принуждением.

В VI в. до н. э. великий философ Конфуций создал свое учение. Авторитет этого философа стал непререкаемым и пережил в китайском обществе века.

Основная философская идея конфуцианства — гармония. Она считалась главным условием всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция являлся не закон, а соблюдение традиций и моральных норм (ли). Именно они закрепляли некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.

Требование строгого соблюдения ли, находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально отличное от предлагаемого легистами отношение к законодательной форме. Конфуцианцы считали правовую норму неким мерилом, образцом правильного поведения, не требующим во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.

На второмэтаперазвития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго(V–IIIвв. до н. э.), усилилась роль права со стабильным комплексом наказаний. В этот периодбыло созданозаконченноелегистскоеучениеоб управлениинародом и государством.

Наиболее яркий представитель легизма — Шан Ян, отстаивавший абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определял всю жизнь подданных. Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний; исходили из обязательности превентивных мер; считали, что только коллективная ответственность обеспечит хорошее управление; отказывались признавать наличиекакой-либосвязи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления.

Жестоко карать, по мнению легистов, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное равенство перед законом и неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать и чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.

Во второй половине III в. до н. э. произошло обострение противоборства двух идеологий, что дало новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права.

Легизм в его крайней форме стал официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221–207гг. до н. э.). Легисты пришли к власти и начали претворять в жизнь свои правовые воззрения. Делали они это путем многих безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догмы

Тема 4. Государство и право Древнего Китая

73

 

 

 

 

с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения книг и пр. Согласно легенде, циньский император Шихуанди в 213 г. до н. э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев.

С утверждением династии Хань на последнем, третьем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н. э. — III в. н. э.) — этапе формальной победы конфуцианства — произошло слияние легизма и конфуцианства в новое учение,

получившее название ортодоксального ханьского конфуцианства. Главным назна-

чением его стало осмысление позиций знаний, оправдание и увековечивание суще- ствующихсоциально-экономическихиполитическихпорядковкакразумных,отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества.

Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой и строгой карой закона (фа), что нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства.

Там, где недостает ли, следует применять фа.

То, что наказуемо по фа, не может быть дозволено по ли. То, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа.

Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы ли приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений — «Чжоу ли», «И ли» и «Ли цзы». В этих трудах еще в начале второй половины І тысячелетия до н. э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.

Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились

вгосударстве Шань в Х в. до н. э. В Чжоу существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тыс. статей.

Законодательная деятельность усилилась впериод Чжаньго —Воюющихцарств

вV–IIIвв. до н. э. Ее усиление было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной и непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой. Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 г. до н. э. Его основой стало понятиеу син — пяти видов наказаний за преступления, таких как:

1)клеймение;

2)отрезание носа;

3)отрубание одной или обеих ног;

4)кастрация;

5)смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием.

Лишь на рубеже V–IVвв. до н. э. появился один из первых сводов законов — «Книга законов царства Вэй». Она была составленаЛи Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков, и содержала правоположения о ворах, разбойниках, заключении в темницу, поимке преступников, орудиях казни и пыток. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов.

74

Раздел I. Государство и право Древнего Востока

 

 

 

 

В ханьском Китае в III–IIвв. до н. э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, государственном коневодстве и финансах.

Появление писаных законов не могло изменить порядок, свойственный праву Древнего Китая, согласно которому непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием и его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений.

Раздел II

Государство и право Античного

мира

studfiles.net

Основные черты права Древнего Китая

Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Муваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности. — В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности . В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положений скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.

Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V–III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V–III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялись битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

 

Раздел 2. История государства и права античного мира

 

Предисловие

 

В исторической науке термином «Античный мир» обычно обозначается история Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств (приблизительно с 1-го тыс. до н. э. до V в. н. э.).

Страны этого региона, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика античной государственности занимает особое место.

Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е, города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции, а также ранний Рим.

Последующая эволюция этой государственности обусловливалась внутренними противоречиями, присущими античному обществу. Борьба рядовых граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран.

Все это имело далеко идущие политические последствия. В частности, расширяется участие рядовых граждан в делах государства. Наиболее полно этот процесс заявил о себе в Древних Афинах — государстве, рабовладельческом по сущности и демократическом для полноправных граждан по форме. Демократические институты Афин при всей их конкретно-исторической ограниченности послужили вместе с тем важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих эпох.

В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов. Объективные условия Афин периода их подъема стимулировали формирование предприимчивого, трудолюбивого, политически активного гражданина — защитника своей страны, уважающего ее законы и обычаи. Не все отвечали этому идеалу, но многие к нему стремились. Приведем некоторые положения военной присяги афинских граждан, впервые вступавших в строй: «Я буду повиноваться законам… которые установит народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого…» Благодаря высокой политической активности рядовых граждан — демоса знать не смогла сохранить государственные формы аристократического правления. Такого противодействия властям не было в государствах Древнего Востока. Этот фактор по своей исторической значимости выходит далеко за рамки Античного мира. Там, где отсутствует необходимый уровень политической сознательности и активности большинства народа, затруднено становление демократии или облегчается ее трансформация в олигархию.

Назидательна и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего развития. Многие античные историки причину ее гибели усматривают в утрате большинством афинского народа прежних гражданских доблестей и добродетелей. Это некоторое преувеличение. Но вместе с тем очевидно разлагающее влияние жизни многих за счет рабов и неполноправных. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Предпринимательскую деятельность еще более, чем раньше, рассматривают как средство обогащения, реализации личных амбиций, приобретения политической власти. Злоупотребления, расхищение национального достояния приобретают невиданные ранее размеры. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Сократа, который в своих беседах с молодежью обличал несправедливость и лицемерие, царящие в обществе, обвинили в развращении молодежи и присудили к смертной казни. Все это самым пагубным образом сказалось на общем состоянии страны, включая ее обороноспособность, тем более что основой войска было ополчение граждан, во многом утративших былую веру предков в идеалы демократии. Исторически не случайным явилось полное поражение Афин в Пелопоннесской войне.

Античному миру были известны и иные формы государства. Четко различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая. В этом отношении показательны Спарта и Рим. Особенно поучительна история Рима, превратившегося из небольшого города-государства в мировую державу, сменившего несколько форм правления (время «царей», периоды аристократической республики, монархии).

Одно из величайших достижений Античного мира — римское частное право. Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых «классических» юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического регулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности. Достигнутое в ходе длительного развития совершенство формы и содержания, логическая обоснованность, четкость, ясность изложения в немалой степени обусловили его восприятие (рецепцию) правом последующих эпох. Из всех факторов, содействовавших рецепции права рабовладельческого Рима, два заслуживают особого внимания. Первый из них — достижение необходимой юридической абстракции в праве. Все свободные (независимо от социального и национального происхождения) наделялись юридическим равенством в области частного права. Раб низводился на уровень обычного товара — объекта права собственности. Впоследствии, когда рабства не стало, сохранилась точная юридическая разработка понятия объекта права собственности.

Второй фактор — глубина подхода «классических» римских юристов к проблеме правоприменения, особенно оцененного в Новейшее время. «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее» (Дигесты. 15.1.32). Не будем касаться вопроса о том, что древние римляне понимали под справедливостью. Важно другое: было намечено должное направление преодоления возможного противоречия между устаревшей, но не отмененной правовой нормой и отношением, полезным для общества и требующим защиты правом.

К концу IV в. возможности дальнейшего развития общественно-политического строя Античного мира исчерпали себя. Нарастающий антагонизм между рабовладельцами и рабами и, как следствие, восстания угнетенных подрывали мощь государства. Ослабленная Западная Римская империя была разрушена вторгшимися на ее территорию племенами Средней и Восточной Европы, расчистившими путь к установлению более прогрессивных для того времени феодальных отношений.

 

Глава 5. Древняя Греция

 

Периодизация

По данным современной науки, первые государственные образования на территории Балканского полуострова были известны уже в середине 3-го тыс. до н. э. Раньше классовое общество и государственная организация сложились на острове Крит и в Микенах. Поэтому период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией. Порядок управления на Крите и в Микенах напоминал восточные государства: теократия, дворцовая система управления. Конец крито-микенской цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

1. Гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (VIII–VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (V–IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

Гомеровская Греция

Представление о данном этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам известного поэта «Илиада» и «Одиссея». В это время население было объединено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое городом. Основная масса населения города — земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.

 

В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы представителей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел — теменос. В то же время источники называют и таких крестьян, у которых земли не было совсем. Возможно, что, не имея средств для ведения хозяйства, эти общинники отдавали свою землю богатым.

Гомеровский, период — это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов.

Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин — буле. Но это был совет не стариков, а наиболее видных представителей родовой знати. Первобытная демократия еще сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс — одновременно военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.

Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства — полисы.

Историческое развитие Древней Греции на рубеже IX–VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями. На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельцы лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли ускоряло процесс социально-имущественного расслоения.

Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII–VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов — филы и фратрии — еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы — полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.

В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса:. Афины и Спарта. При этом государственный строй Афин можно назвать примером рабовладельческой демократии, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

pdnr.ru

Основные черты права Древнего Китая

                                                Оглавление

1.Введение

Особенности и основные этапы развития древнекитайской цивилизации.

            Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами.[1]

            Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Но для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. По этому критерию выделяется пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э). 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. з.). 4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I—III вв. н. э.

            С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций Китайская. Основа цивилизованных форм жизни была заложена здесь в древности, когда на протяжении веков менялись границы китайских владений, и периоды территориального единства чередовались со смутными временами раздробленности.

            Совершенно очевидно, что развитие этой закрытой от внешних влияний и воздействий цивилизации обусловлено громадными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И должно было пройти еще 300 лет, чтобы ханьцы всерьез заинтересовались пришедшими из-за рубежа культурным явлением буддизмом.

            Внешние природно-географические условия предопределили замедленность и консерватизм развития Древнекитайской цивилизации. Наряду с передовым элементами материальной культуры сохранялись архаические. Так, оросительное земледелие, шелкоткацкое и лакокрасочное производство сочетались с охотой, рыболовством и лесными промыслами. В качестве монет долгое время использовались раковины каури наследие первобытного обмена.

            Устойчивость Древнекитайской цивилизации придавало и этнически однородное население, называвшее себя народом хань. С древних времен ханьцы полагали. Что их страна находится в центре земли, поэтому называли ее Чжунго Срединное государство. Жизнеспособность и потенциал развития Чжунго поддерживались сильным централизованным государством, тенденция к созданию и укреплению которого была ведущей на всем протяжении Древнекитайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно-территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Наличие этого образованного слоя чиновников, представляющего специфический, культурно-традиционный тип государственной бюрократии, - важная отличительная черта Древнекитайской цивилизации. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Уникален и пример утверждения в Китае уже с древних времен преимущества государственной собственности, ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частный собственник находился под строгим контролем власти для сохранения в обществе консервативной стабильности.[2]

2.Государство Древнего Китая

           

            История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIIIXI вв. до. н.э.), 2) период Чжоу (XIIII вв. до н.э.), 3) период Цинь (221207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. III в. н.э.).

            Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьянеобщинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

            Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное "броском кабана".

            В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с "частных" полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцамобщинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности. [3]

            В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарноденежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VIIV вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

            Уже во времена Позднего Шан (XIVXI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

            Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

            К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

            Так, со временем на первое место выдвигается новая знать имущественная, военная, служилая, торговоростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней. [4]

            Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.

            Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

            Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

            Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.

            Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

            Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

            Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

            Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

            Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

            С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы . [5]

www.coolreferat.com

Основные черты права Древнего Китая

Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Му-ваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности.- В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положений скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.

Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V—III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялись битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

lektsia.com