Основные занятия древнего востока. Глава I. Цивилизация Древнего Востока. 1.2. Обучение и воспитание в странах Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каким главным занятием было у Древнего Востока? у Древней Греции? Основные занятия древнего востока


Повторительно-обобщающий урок. Древний Восток | Педагогия

Повторительно-обобщающий урок.

Заключительный урок по всему разделу «Древний Восток» имеет очень большое познавательное значение.

Цель урока: при повторении основного материала о хозяйстве, обществе, политическом строе и культуре, обобщить черты, характерные для всех рабовладельческих государств Древнего Востока и выделить особенности некоторых из них; отметить роль народных масс в создании культурных ценностей и их активность в классовой борьбе; подвести учащихся к пониманию истории

Древнего Востока как важного этапа в развитии человеческого общества.

Оборудование: две исторических карты Древнего Востока «Египет и Передняя Азия», «Индия и Китай». Картины: «Постройка пирамиды», «Возвращение ассирийского войска», «Восстание «Желтых повязок». Линия времени. Аппликации представителей древнеегипетского общества.

План беседы

1. Природа и человек.

2. Классовый строй.

3. Рабовладельческое государство.

4. Борьба трудящихся против своих угнетателей.

5. Культура народов стран Древнего Востока.

Начиная урок, учитель предлагает учащимся открыть оглавление учебника и спрашивает их: как называется курс истории в V классе? Какие разделы курса истории Древнего мира вы изучали? С историей каких стран Древнего Востока вы познакомились? Покажите их на карте и скажите — в каких частях света эти страны находились?

Предлагая учащимся вспомнить природные условия и занятия населения изученных стран, учитель спрашивает: что общего можно отметить в природных условиях и занятиях стран Древнего Востока? Учащиеся указывают, что древнейшие народы поселились в жарком климате и в долинах больших рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ, и кратко объясняют, почему они поселились именно там.

В своих ответах учащиеся рассказывают, как природные условия этих стран повлияли на занятия их населения, при каком условии возможно было там земледелие, какие важнейшие изобретения отмечали мы в области сельского хозяйства и ремесла? Как они повлияли на жизнь человеческого общества?

Ответ учащихся о выделении ремесленников составит переход к вопросу об общественном строе.

Учитель поручает одному из учащихся изобразить с помощью аппликаций общественно-политический строй Древнего Египта, типичный для всех рабовладельческих государств Древнего Востока. В это время другие учащиеся рассказывают, как и почему появились рабы, на какие два основных класса разделилось общество с появлением рабов, перечисляют признаки раба, описывают его положение, пользуясь картиной, и называют источники рабства. Заканчивают они выводом: общество разделилось на рабов и рабовладельцев. Рабы были первым в истории угнетенным классом.

Учитель обращает внимание на то, что на Востоке рабство не достигло большого развития: применялся труд рабов, но преобладающую роль в производстве играл труд свободных крестьян-общинников и свободных ремесленников (см. учебник стр. 187). Чем отличался крестьянин от раба?

Учащиеся переходят к краткой характеристике положения крестьянина и остальных групп общества, представленных на социальной пирамиде. Отмечая общее и отличное, учитель спрашивает о крестьянской общине и о том, как рабовладельцы использовали крестьянскую общину для еще большего угнетения крестьян. В какой стране вы отметили некоторую особенность общественного строя? Вспомните, каким путем жрецы поддерживали в Индии кастовый строй и почему они это делали?

Самым крупным рабовладельцем и землевладельцем в государствах Древнего Востока был фараон, царь. Фараон (царь) стоял во главе государства.

Почему все изученные вами государства называются рабовладельческими? Для чего рабовладельцам нужно было государство?

Таким образом, беседа подходит к вопросу о рабовладельческом государстве. Для восстановления данных о хронологии и территории учитель предлагает: пользуясь картой, хронологической таблицей учебника и таблицей государств Передней Азии, перечислите и покажите древнейшие из известных вам государств и назовите время их образования. Выделите государства I тысячелетия до н. э. В истории какой страны вы перешли грань новой эры? Покажите на карте самые обширные из изученных вами государств Древнего Востока, а на линии времени даты их расцвета. С какими государствами Древнего Востока имели непосредственную связь народы нашей страны того времени?

После того как учащиеся укажут на связи народов Закавказья с Урарту, Ассирией и Персией, а народов Средней Азии — с Персией и Китаем, учитель переходит к повторению вопроса о деспотии и об организации государственной власти. Каких государей стран Древнего Востока можете вы назвать и что са-мое важное вы о них учили? Покажите на примере Китая или Египта, какой властью обладал глава государства в странах Древнего Востока? Какими средствами располагало государство для того, чтобы держать в повиновении рабов и крестьян и заставлять их трудиться для рабовладельцев? Примерами из истории одного из государств Древнего Востока подтвердите, что жрецы помогали царям угнетать трудящихся. Чем вы можете доказать, что деспотическая власть царя опиралась на войско и вела захватнические войны?

Преподаватель обобщает: во всех государствах Древнего Востока власть царя была деспотической. Она опиралась на войско, жрецов и чиновников. В некоторых государствах их хищнический военный характер проявлялся особенно ярко, например, в Ассирийской военной державе, в древней Персии. Войско выполняло две задачи: внешнюю — завоевать для рабовладельцев новые земли, богатства и рабов, и другую задачу — внутреннюю — держать в повиновении крестьян и рабов и заставить их работать на рабовладельцев. Эта внутренняя задача — самая важная, так как трудящиеся постоянно сопротивлялись угнетению и восставали.

Подготовив переход к вопросу о борьбе трудящихся со своими угнетателями-рабовладельцами, учитель предлагает учащимся назвать крупнейшие восстания крестьян вместе с рабами в Древнем Египте и в Китае и их даты, показать на карте районы Китая, охваченные восстаниями I и II вв. Перечислить причины их поражения. В то же время следует отметить прогрессивное значение восстаний крестьян и рабов.

Переходя к вопросу о культуре народов стран Древнего Востока, учитель указывает, что, несмотря на свое угнетенное положение, народные массы Древнего Востока в те далекие времена изобрели много усовершенствований в повседневном труде, внесли ценный вклад в науку, создавали замечательные образцы искусства.

К доске вызываются двое учащихся. Один для заполнения таблички по следующей, заранее написанной, форме:

ПИСЬМЕННОСТЬ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Вид письма

Образец

В каких странах употреблялся

 

 

 

 

 

 

 

В первой графе, после ее заполнения, должны быть перечислены столбиком: иероглифы, клинопись, алфавит из 51 буквы. Изображение письменных знаков делается желающими или заготовляется на карточках.

Другой учащийся составляет таблицу по наукам, как она была задана к данному уроку.

В это время остальным детям предлагается перечислить выдающиеся открытия различных народов Древнего Востока в области техники.

Для обобщения по письменности можно поставить такие вопросы: каким материалом для письма пользовались в различных странах?. Какое преимущество отмечали вы в иероглифическом письме? В чем его трудность? Чем было вызвано изобретение клинописи? В какой стране имелась самая удобная письменность? Назовите известные вам литературные произведения, дошедшие до нас от глубокой древности. В каких произведениях отразилась жизнь народа? Желающие из учащихся могут продекламировать известные им народные песни Древнего Египта или Китая. Далее учитель предлагает проверить таблицу о науках и сказать, какая наука была развита во всех странах? Почему? Объяснить, чем было вызвано возникновение других наук. Какие суеверия упорно поддерживали жрецы? Почему? Для чего строились грандиозные храмы? Кратко останавливаясь на вопросах искусства, учитель спрашивает, какие виды искусства были особенно развиты в странах Древнего Востока.

Покажите на картинах или на иллюстрациях в учебнике изображение памятников архитектуры и скульптуры и кратко опишите два-три из них (на выбор).

Обобщающая беседа учителя раскрывает значение истории Древнего Востока: здесь впервые учащиеся познакомились с возникновением классового общества и с образованием государства. Они узнали две основные задачи государства рабовладельцев. Они многое могут рассказать о том, как жилось рабам и крестьянам в рабовладельческих государствах Древнего Востока.

Особенно ярко сказалось творчество народных масс в области культуры. Успехи техники, науки, искусства стран Древнего Востока были бы невозможны в условиях первобытнообщинного строя. Сохранившиеся памятники искусства говорят о выдающемся трудолюбии и даровитости таких народов, как индийцы, китайцы, египтяне, урарты и др. древние народы Востока, а многие открытия их ученых перешли в науку современных народов. Таким образом, рабовладельческий строй представляет собой следующую, более высокую, ступень развития человеческого общества.

Надо, однако, помнить, что в условиях рабовладельческого строя народные мастера строили не для себя, а для рабовладельцев и овладеть наукой могли только те, у кого был досуг, т. е. те же рабовладельцы. При рабовладельческом строе народные массы были бесправны и угнетены, не только экономически, но и в отношении культуры.

Учащиеся узнали и о том, как упорно велась классовая борьба в странах Древнего Востока, сколько силы и энергии проявляли народные массы в своих восстаниях.

Итак, история Древнего Востока познакомила учащихся с новым важным этапом в истории человечества.

Учащимся предлагается прочесть вслух на стр. 67 учебника о значении Древнего Востока в развитии мировой культуры.

Домашнее задание: проверить свои знания по истории Древнего Востока путем ответов на вопросы учебника (стр. 66—67).

pedagogia.pro

Каким главным занятием было у Древнего Востока? у Древней Греции? — domino22

Основным занятием населения древнего Востока было: земледелие, охота и рыболовство.

Занятия населения в древней Греции.

Сама природа Греции влияла на занятия древних греков, некоторым занятиям она благоприятствовала в древности. В условиях климата и ландшафта древней Греции было нелегко заниматься земледелием.

В долинах древние греки занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей.

Засухи и неплодородные почвы не позволяли выращивать злаки. Основной культурой в Греции стали оливки. Их ели, из них делали масло, маслом освещали дома. Оливки были очень важным продуктов в быту древних греков. Их употребляли в пищу, их масло использовали для производства косметических средств, а также для атлетических целей. Выкорчевывание оливкового дерева считалось преступлением.

Второй по значимости культурой был виноград. Из него сушили изюм, давили сок, изготавливали вино. Вино делали путем настаивания и сбраживания винограда в бочках. Вино пили разбавленным. В некоторых домах был проведен виновод.

Вывод: Греция — страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней. ПОДРОБНО: http://otvet.mail.ru/question/98446631 http://www.ref.by/refs/33/40941/1.html

Основным занятием населения древнего Востока было: земледелие, охота и рыболовство.

Занятия населения в древней Греции.

Сама природа Греции влияла на занятия древних греков, некоторым занятиям она благоприятствовала в древности. В условиях климата и ландшафта древней Греции было нелегко заниматься земледелием.

В долинах древние греки занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей.

Засухи и неплодородные почвы не позволяли выращивать злаки. Основной культурой в Греции стали оливки. Их ели, из них делали масло, маслом освещали дома. Оливки были очень важным продуктов в быту древних греков. Их употребляли в пищу, их масло использовали для производства косметических средств, а также для атлетических целей. Выкорчевывание оливкового дерева считалось преступлением.

Второй по значимости культурой был виноград. Из него сушили изюм, давили сок, изготавливали вино. Вино делали путем настаивания и сбраживания винограда в бочках. Вино пили разбавленным. В некоторых домах был проведен виновод.

Вывод: Греция — страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней. ПОДРОБНО: http://otvet.mail.ru/question/98446631 http://www.ref.by/refs/33/40941/1.html

www.domino22.ru

Глава I. Цивилизация Древнего Востока. 1.2. Обучение и воспитание в странах Древнего Востока

1.2. Обучение и воспитание в странах Древнего Востока

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало I тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина I тысячелетия до н. э.) и др. Так, в «Притчах» мы читаем: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Основная педагогическая идея «Притчей» - призвание отца быть наставником, почитание родителей: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей».

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения. Качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучения подрастающего поколения.

В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с III тысячелетия до н. э. начали частично заменяться письменностью - клинописной и иероглифической. К III тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было уже довольно значительным. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась, прежде всего, для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем. Он создавал таблички-модели, а дети переписывали их и заучивали наизусть.

Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек. В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина II тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - зиккуратах, - имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (I тысячелетие до н. э.). В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры, процесса разделения труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. Кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом и географией.

Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности - учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте и социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания. Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов и воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Вместе с тем возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным и политическим запросам общества. Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, поскольку религия была носителем идеалов воспитания и обучения. По мере социального развития запросы менялись, а с ними - и сфера, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.

К I тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы. Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями.

К I тысячелетию до н. э. сложился шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики. Девочки же могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель и контролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор. Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становилось сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигло искусство врачевания, которому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к магическим ритуалам.

В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. появились институты семейной школы. Они были небольшими по числу учеников. За обучение в них взималась высокая плата. Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от того вида деятельности, которым занималась семья. При этом мастера могли брать в семью чужих детей и обучать их в процессе профессиональной деятельности. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан. Девочки обучались дома. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. При этом уровень семейного обучения и воспитания был достаточно высок. Мужчины и женщины имели равные права в воспитании. Грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Позже в таких семьях появились небольшие группы учеников. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания. Широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит». Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание - это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары.

На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать. На втором этапе происходила дифференциация: одни - изучали музыку, литературу, грамматику; другие -осваивали математику; третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т. п. Образование носило специализированный характер и считалось залогом успешной карьеры в будущем.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Египтяне верили, что боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов клали душу, а на другую - «кодекс поведения». Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней важности воспитания и обучения.

В Древней Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) - необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) - требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) - предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями и было обязательным для высших каст, для шудры считалось достаточным умение читать, считать и писать. На уровне семейного воспитания систематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7–8 лет. Иих посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец – дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его.

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику и астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии появился буддизм. Сосуществовавший с индуизмом он способствовал распространению образования, поскольку в буддизме признается равенство прав представителей различных каст в образовании и общественной жизни. В этот период увеличилось число школ, которые открывались при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существовала начальная религиозная «школа вед» и светская школа. В буддийской традиции сложилось своеобразное представление о содержании повышенного образования, в которое входили веды, веданги, упаведы (медицина, военное искусство, музыка, архитектура или науки о ремесле, логика, литература, языки). Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер. Во II–VI веках произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Таким образом, организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития, программа обучения постепенно приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся также социальный круг учащихся.

Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. Первые школы в Древнем Китае появились в III тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться). Во II тысячелетии до н. э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом. Это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно. Были изобретены волосяная кисточка и бумага, вследствие чего процесс овладения письмом упростился.

Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова «конфуцианец» (последователь Конфуция) и «ученый» стали синонимами, вся ученость заключалась в знании его книг, которые должны были составлять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

megaobuchalka.ru