Основные черты права древней спарты. 3. Основные черты афинского права и права Спарты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. Основные черты афинского права и права Спарты. Основные черты права древней спарты


Особенности права Древней Спарты

Право Особенности права Древней Спарты

Количество просмотров публикации Особенности права Древней Спарты - 13

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Особенности права Древней Спарты
Рубрика (тематическая категория) Право

Основным источником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до VI в. до н.э. ещё не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков. Вообще же, в силу отсталого характера спартанской экономики, правовая система Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах.

В Спарте в VI – V вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев – спартиатам.

Отдельным гражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, ᴇᴦο единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.

Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.

Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т.н. ʼʼпарный бракʼʼ. В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Размещено на реф.рфКаждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

Особенности права Древней Спарты - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности права Древней Спарты" 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

3. Основные черты афинского права и права Спарты : История государства и права зарубежных стран

Как и в других греческих государствах, древнейшим источником афинского права

были обычаи. С конца VII в. до н.э. основным источником права становится

законодательная деятельность верховных органов государства.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона

(примерно 621 г. до н.э.). Из сообщений древних авторов известно, что законы Драконта

санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливая жесткие наказания. Так, смертной

казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. В то же время кровная месть была запрещена. Законодательство Солона (594

г. до н.э.) затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией

государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений

(долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Право собственности и обязательство

В афинском праве самого понятия права собственности как абсолютного права лица

еще не было. В отличие от Спарты коллективная собстенность господствующего класса

имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и

рудники, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой

преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов.

Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом,

рабы и т.д.) и на «невидимое» (деньги, драгоценности и т.д.).

Между государственной и частной собственностью существовала органическая связь.

Частная собственность носила еще отпечаток прежних коллективных представлений об

общности имущества и считалась предоставленной государством. Само название

земельных участков происходило от слова «жребий» (клерос), т.е. участок, полученный

от общины в результате жеребьевки. Во время войны на богатых возлагать и триерархия

– обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения

вреда. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон. Но наиболее

важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами

(договор купли-продажи) или одной (обязанной) стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и

залогом. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог

их продать, если должник не исполнил обязательство.

Особое значение в истории Афин имел залог земли (ипотека). При ипотеке заложенная

земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права

распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля

переходила к кредитору.

Среди договоров важное место занимали купля-продажа, получившая большое

распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с

соседними странами.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они

влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в

двойном размере.

Брак и семья

Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора

между женихом и главой семьи невесты. Жених обязан был уплатить за невесту.

Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась как под властью отца, так и под властью мужа.

Положение ее было приниженным. Развод для мужчины был совершенно свободным, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была почти

неограниченной. Впоследствии она ослабевала, но оставалась значительной.

Преступления и наказания

Афинское право различало преступления против государства и преступления против

личных интересов.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа,

внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов,

безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также

убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены и др.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести преступления. При

преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и

штрафе (обычно в двойном размере от ущерба). При преступлении против интересов

государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления грозила

смертная казнь.

Вора-рецедивиста обращали в рабство. Телесные наказания применялись только к

рабам.

Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного

политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных

должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант)

мог быть предан суду.

Особенностью права Спарты являлись обычаи, традиции, формирование которых

связано с именем легендарного законодателя Ликурга.

По его законам население Спарты делилось на спартиатов, обладающих

политическими правами, свободных, не имеющих таких прав (периэки), и рабов (илоты).

Имущественные отношения и обязательства

Земля в Спарте долгое время считалась государственной собственностью и, как

отмечалось, была разделена на равные доли (клеры) между спартиатами. Клер

запрещалось дарить, дробить, продавать или оформлять как наследство. На земле

трудились илоты (рабы), отдавая своему господину в виде оброка половину собранного

урожая. Все прочее имущество могли покупать и продавать как спартиаты, так и периэки

и даже илоты.

Земельными участками наделялись также периэки (ремесленники, торговцы), которые

за пользование ими платили налоги государству.

Спартиатам были известны договоры купли-продажи, мены, займа, дарения. Но

торговля была развита слабо. Обязательственные отношения не получили такого

развития, как в Афинах.

Брак, семья, наследование

Спартиаты уделяли большое внимание семейно-брачным отношениям, особенно

воспитанию детей. Забота о детях начиналась с заботы о матерях. Только здоровая

женщина, по мнению спартиатов, могла родить здорового ребенка, в будущем

настоящего воина. Женщины обязаны были заниматься спортом, участвовать в

состязаниях, петь в хоре, всем своим видом и поведением вдохновлять юношей первыми

идти в военный поход.

Обычно супружеские пары подбирались должностными лицами для того, чтобы от

этого брака родились здоровые дети. Законами было предусмотрено, чтобы по

достижении 30-летнего возраста юноша женился. Холостяков в Спарте презирали, их

даже подвергали позорящим наказаниям.

Брак заключался по обоюдному согласию родителей брачующихся. Жениху

полагалось тайно посетить невесту, сняв с нее пояс-символ девственницы. Приданого

девушке приносить не полагалось. В Спарте существовал парный брак. Несколько

братьев имели одну жену. Не было предосудительным предоставлять жену

постороннему мужчине, если муж ожидал от него хорошего потомства. Женщина в

семье занимала довольно высокое положение. Она обладала самостоятельным

имуществом, что давало ей возможность влиять на ход государственных дел.

В Спарте родители не имели права решать судьбу своих детей. Сразу после рождения

ребенка его осматривали старейшины и в случае обнаружения физических недостатков

поручали отцу убить ребенка, сбросив его в пропасть.

В семье ребенок воспитывался до семи лет. Затем мальчиков забирали и воспитывали

в отрядах в составе 15 – 20 человек. Их воспитывали в суровых условиях, заставляя

круглый год ходить босиком, ограничивали в еде, что толкало детей красть пищу.

Спарта, пожалуй была единственной страной, где воровство не считалось позорным

делом.

Детей учили выражать свои мысли кратко и точно. Выражение «лаконичный язык»

спартиатского происхождения (от слова Лаконика). Их учили также хорошему пению. В

песнях прославлялись мужество и отвага, порицалась трусость.

Уголовное право и судебный процесс

Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы,

изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме

сбрасывания со скалы, удушения.

Судебные функции исполняли герусия, эфоры, архагеты и народное собрание.

Уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия,

гражданские споры-эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов

наказывали без суда и предварительного расследования. Доказательствами служили

клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным.

Право Спарты в некоторой степени послужило образцом для других греческих

государств, где сложились аристократические республики. Опираясь на правовую основу

(ретры и обычаи), небольшая кучка аристократов Спарты сумела привлечь народ на свою

сторону и создала могущественное государство, которое оставалось таковым на

протяжении четырех столетий.

ГЛОССАРИЙ

Государство и право Афин

Автократор один из стратегов, командовавший армией, а при чрезвычайных

обстоятельствах получавший всю полноту власти в государстве.

Ареопаг высший орган государственной и судебной власти в Афинах.

Архонт высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.

Атимия бесчестие, лишение осужденного политических прав (на участие в

народном собрании, занятие государственных должностных и др.)

Базилевс у древних греков племенной вождь, военоначальник племени,

верховный судья и верховный жрец.

Булевты члены Совета пятисот (булэ) в Древних Афинах, в компетенции

которого находились вопросы управления, внешних сношений,

финансов государства.

Гелиэя законодательный, высший судебный орган и орган управления

Афинского государства (V-IV в.в. до н.э.)

Демы территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы

Клисфена.

Законы

Драконта

сборник правовых обычаев Древних Афин (621 г. до н.э.),

содержащий в основном перечень наказаний за убийство и др.

преступления. Законы отличались большой жестокостью.

Клисфен возглавлял движение широких кругов афинского общества против

писистратидов и положил конец тирании. Провел в 509 г. до н.э. ряд

реформ.

Метеки чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Не имели

политических прав.

Навкрарии территориальные округа в Древних Афинах в период образования

государства.

Остракизм процедура, введенная Клисфеном в период возникновения

государства, направленная против возможности установления

тирании в Афинах, согласно которой народное собрание могло

изгнать за пределы страны гражданина, который представляет угрозу

для рабовладельческой демократии

Писистрат афинский правитель в 560-527 г.г. до н.э. (с перерывом). Провел

ряд реформ, которые закрепили успехи демоса в борьбе с

аристократией и упрочили политический строй, созданий Солоном.

Полемарх один из афинских архонтов, предводитель войска.

Полис форма рабовладельческого государства в Древней Греции.

Государство-город, состоявшее из нескольких сельских поселений,

объединявшихся вокруг городского центра.

Сикофант доносчик в Древних Афинах, который выступал против кого-либо

с обвинением и угрожал судом, чтобы путем такой угрозы получить

отступную плату, или возбуждал уголовное преследование, чтобы в

случае обвинения этого лица судом получить часть отобранного по

суду имущества.

Синойкизм объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский

народ (VIII в. до н.э.).

Сисахвия отмена долговой кабалы по реформам Солона.

Солон 640-559 г.г. до н.э., афинский политический деятель, архонт,

провел в Афинах ряд реформ.

Тесей легендарный герой Афин, ему приписывается ряд реформ,

завершившихся в VIII в. до н.э.

Триттии территориальные округа, на которые были разделены Афины по

реформе Клисфена в период образования Афинского государства.

Феты свободные неимущие граждане в Древних Афинах, отнесенные к

четвертому разряду по реформе Солона.

Фратрия объединение родов в Древних Афинах.

Эвпатриды аристократическая родоплеменная верхушка, благородные в

Древних Афинах

Государство и право Спарты

Архагеты два царя Спарты с наследственной властью.

Геруссия Совет старейшин – орган власти, унаследованный от

родоплеменной организации.

Илоты жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов,

были собственностью государства.

Клера земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами.

Ликург легендарный законодатель, царь Спарты (VIII в. до н.э.). Ему

предписывается издание важнейших законов.

Периэки жители периферийных горных неплодородных районов Спарты,

лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами.

Ретра договор, закрепивший создание основ общественного и

государственного строя.

Сессития общественные трапезы, проводимые в целях поддержания

единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов

спартиатов.

Эфоры появились в VIII в до н.э., избирались на народном собрании в

количестве пяти человек и составляли единую коллегию.

Первоначально являлись помощниками царей, позднее их

полномочия заметно расширились.

Тренировочные задания Ответ/Решение

1. Назовите основные особенности образования Афинского

государства.

2. Изложите сущность реформ Солона и Клисфена

3. Назовите основные функции народного собрания, Совета

пятисот и гелиэи в Афинском государстве.

4. Назовите социальную структуру Спарты.

5. Какие виды наказаний предусматривались афинским правом

и правом Спарты?

ТЕСТ

1. Кто из руководителей Афин совершил синойкизм – объедение племен в единый

афинский народ?

А) Солон;

Б) Клисфен;

В) Тесей;

Г) Эфиальт.

2. Что такое ареопаг?

А) высший орган государственной и судебной власти в Афинах;

Б) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

В) территориальный округ в Древних Афинах;

Г) главное финансовое ведомство в Древних Афинах.

3. Кто такой архонт?

А) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

Б) племенной вождь;

В) свободный гражданин в Древних Афинах;

Г) чужеземец в Древних Афинах.

4. Кто такие эвпатриды в Древних Афинах?

А) рабы, отпущенные на волю;

Б) аристократическая родоплеменная верхушка;

В) члены судебной коллегии;

Г) тяжеловооруженные воины.

5. Что такое геруссия в Древней Спарте?

А) Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации;

Б) народное собрание;

В) военный лагерь;

Г) договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя.

6. Кто такие периэки в Древней Спарте?

А) жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов;

Б) жители пемферийных горных неплодородных районов, лично свободные, но не

пользовавшиеся политическими правами;

В) полноправные граждане;

Г) землевладельцы, не имевшие права продажи и дробления земельных участков.

www.adhdportal.com

3. Основные черты афинского права и права Спарты : История государства и права зарубежных стран : Экономико-правовая библиотека

Как и в других греческих государствах, древнейшим источником афинского права

были обычаи. С конца VII в. до н.э. основным источником права становится

законодательная деятельность верховных органов государства.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона

(примерно 621 г. до н.э.). Из сообщений древних авторов известно, что законы Драконта

санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливая жесткие наказания. Так, смертной

казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. В то же время кровная месть была запрещена. Законодательство Солона (594

г. до н.э.) затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией

государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений

(долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Право собственности и обязательство

В афинском праве самого понятия права собственности как абсолютного права лица

еще не было. В отличие от Спарты коллективная собстенность господствующего класса

имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и

рудники, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой

преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов.

Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом,

рабы и т.д.) и на «невидимое» (деньги, драгоценности и т.д.).

Между государственной и частной собственностью существовала органическая связь.

Частная собственность носила еще отпечаток прежних коллективных представлений об

общности имущества и считалась предоставленной государством. Само название

земельных участков происходило от слова «жребий» (клерос), т.е. участок, полученный

от общины в результате жеребьевки. Во время войны на богатых возлагать и триерархия

– обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения

вреда. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон. Но наиболее

важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами

(договор купли-продажи) или одной (обязанной) стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и

залогом. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог

их продать, если должник не исполнил обязательство.

Особое значение в истории Афин имел залог земли (ипотека). При ипотеке заложенная

земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права

распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля

переходила к кредитору.

Среди договоров важное место занимали купля-продажа, получившая большое

распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с

соседними странами.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они

влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в

двойном размере.

Брак и семья

Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора

между женихом и главой семьи невесты. Жених обязан был уплатить за невесту.

Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась как под властью отца, так и под властью мужа.

Положение ее было приниженным. Развод для мужчины был совершенно свободным, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была почти

неограниченной. Впоследствии она ослабевала, но оставалась значительной.

Преступления и наказания

Афинское право различало преступления против государства и преступления против

личных интересов.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа,

внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов,

безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также

убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены и др.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести преступления. При

преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и

штрафе (обычно в двойном размере от ущерба). При преступлении против интересов

государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления грозила

смертная казнь.

Вора-рецедивиста обращали в рабство. Телесные наказания применялись только к

рабам.

Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного

политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных

должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант)

мог быть предан суду.

Особенностью права Спарты являлись обычаи, традиции, формирование которых

связано с именем легендарного законодателя Ликурга.

По его законам население Спарты делилось на спартиатов, обладающих

политическими правами, свободных, не имеющих таких прав (периэки), и рабов (илоты).

Имущественные отношения и обязательства

Земля в Спарте долгое время считалась государственной собственностью и, как

отмечалось, была разделена на равные доли (клеры) между спартиатами. Клер

запрещалось дарить, дробить, продавать или оформлять как наследство. На земле

трудились илоты (рабы), отдавая своему господину в виде оброка половину собранного

урожая. Все прочее имущество могли покупать и продавать как спартиаты, так и периэки

и даже илоты.

Земельными участками наделялись также периэки (ремесленники, торговцы), которые

за пользование ими платили налоги государству.

Спартиатам были известны договоры купли-продажи, мены, займа, дарения. Но

торговля была развита слабо. Обязательственные отношения не получили такого

развития, как в Афинах.

Брак, семья, наследование

Спартиаты уделяли большое внимание семейно-брачным отношениям, особенно

воспитанию детей. Забота о детях начиналась с заботы о матерях. Только здоровая

женщина, по мнению спартиатов, могла родить здорового ребенка, в будущем

настоящего воина. Женщины обязаны были заниматься спортом, участвовать в

состязаниях, петь в хоре, всем своим видом и поведением вдохновлять юношей первыми

идти в военный поход.

Обычно супружеские пары подбирались должностными лицами для того, чтобы от

этого брака родились здоровые дети. Законами было предусмотрено, чтобы по

достижении 30-летнего возраста юноша женился. Холостяков в Спарте презирали, их

даже подвергали позорящим наказаниям.

Брак заключался по обоюдному согласию родителей брачующихся. Жениху

полагалось тайно посетить невесту, сняв с нее пояс-символ девственницы. Приданого

девушке приносить не полагалось. В Спарте существовал парный брак. Несколько

братьев имели одну жену. Не было предосудительным предоставлять жену

постороннему мужчине, если муж ожидал от него хорошего потомства. Женщина в

семье занимала довольно высокое положение. Она обладала самостоятельным

имуществом, что давало ей возможность влиять на ход государственных дел.

В Спарте родители не имели права решать судьбу своих детей. Сразу после рождения

ребенка его осматривали старейшины и в случае обнаружения физических недостатков

поручали отцу убить ребенка, сбросив его в пропасть.

В семье ребенок воспитывался до семи лет. Затем мальчиков забирали и воспитывали

в отрядах в составе 15 – 20 человек. Их воспитывали в суровых условиях, заставляя

круглый год ходить босиком, ограничивали в еде, что толкало детей красть пищу.

Спарта, пожалуй была единственной страной, где воровство не считалось позорным

делом.

Детей учили выражать свои мысли кратко и точно. Выражение «лаконичный язык»

спартиатского происхождения (от слова Лаконика). Их учили также хорошему пению. В

песнях прославлялись мужество и отвага, порицалась трусость.

Уголовное право и судебный процесс

Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы,

изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме

сбрасывания со скалы, удушения.

Судебные функции исполняли герусия, эфоры, архагеты и народное собрание.

Уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия,

гражданские споры-эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов

наказывали без суда и предварительного расследования. Доказательствами служили

клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным.

Право Спарты в некоторой степени послужило образцом для других греческих

государств, где сложились аристократические республики. Опираясь на правовую основу

(ретры и обычаи), небольшая кучка аристократов Спарты сумела привлечь народ на свою

сторону и создала могущественное государство, которое оставалось таковым на

протяжении четырех столетий.

ГЛОССАРИЙ

Государство и право Афин

Автократор один из стратегов, командовавший армией, а при чрезвычайных

обстоятельствах получавший всю полноту власти в государстве.

Ареопаг высший орган государственной и судебной власти в Афинах.

Архонт высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.

Атимия бесчестие, лишение осужденного политических прав (на участие в

народном собрании, занятие государственных должностных и др.)

Базилевс у древних греков племенной вождь, военоначальник племени,

верховный судья и верховный жрец.

Булевты члены Совета пятисот (булэ) в Древних Афинах, в компетенции

которого находились вопросы управления, внешних сношений,

финансов государства.

Гелиэя законодательный, высший судебный орган и орган управления

Афинского государства (V-IV в.в. до н.э.)

Демы территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы

Клисфена.

Законы

Драконта

сборник правовых обычаев Древних Афин (621 г. до н.э.),

содержащий в основном перечень наказаний за убийство и др.

преступления. Законы отличались большой жестокостью.

Клисфен возглавлял движение широких кругов афинского общества против

писистратидов и положил конец тирании. Провел в 509 г. до н.э. ряд

реформ.

Метеки чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Не имели

политических прав.

Навкрарии территориальные округа в Древних Афинах в период образования

государства.

Остракизм процедура, введенная Клисфеном в период возникновения

государства, направленная против возможности установления

тирании в Афинах, согласно которой народное собрание могло

изгнать за пределы страны гражданина, который представляет угрозу

для рабовладельческой демократии

Писистрат афинский правитель в 560-527 г.г. до н.э. (с перерывом). Провел

ряд реформ, которые закрепили успехи демоса в борьбе с

аристократией и упрочили политический строй, созданий Солоном.

Полемарх один из афинских архонтов, предводитель войска.

Полис форма рабовладельческого государства в Древней Греции.

Государство-город, состоявшее из нескольких сельских поселений,

объединявшихся вокруг городского центра.

Сикофант доносчик в Древних Афинах, который выступал против кого-либо

с обвинением и угрожал судом, чтобы путем такой угрозы получить

отступную плату, или возбуждал уголовное преследование, чтобы в

случае обвинения этого лица судом получить часть отобранного по

суду имущества.

Синойкизм объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский

народ (VIII в. до н.э.).

Сисахвия отмена долговой кабалы по реформам Солона.

Солон 640-559 г.г. до н.э., афинский политический деятель, архонт,

провел в Афинах ряд реформ.

Тесей легендарный герой Афин, ему приписывается ряд реформ,

завершившихся в VIII в. до н.э.

Триттии территориальные округа, на которые были разделены Афины по

реформе Клисфена в период образования Афинского государства.

Феты свободные неимущие граждане в Древних Афинах, отнесенные к

четвертому разряду по реформе Солона.

Фратрия объединение родов в Древних Афинах.

Эвпатриды аристократическая родоплеменная верхушка, благородные в

Древних Афинах

Государство и право Спарты

Архагеты два царя Спарты с наследственной властью.

Геруссия Совет старейшин – орган власти, унаследованный от

родоплеменной организации.

Илоты жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов,

были собственностью государства.

Клера земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами.

Ликург легендарный законодатель, царь Спарты (VIII в. до н.э.). Ему

предписывается издание важнейших законов.

Периэки жители периферийных горных неплодородных районов Спарты,

лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами.

Ретра договор, закрепивший создание основ общественного и

государственного строя.

Сессития общественные трапезы, проводимые в целях поддержания

единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов

спартиатов.

Эфоры появились в VIII в до н.э., избирались на народном собрании в

количестве пяти человек и составляли единую коллегию.

Первоначально являлись помощниками царей, позднее их

полномочия заметно расширились.

Тренировочные задания Ответ/Решение

1. Назовите основные особенности образования Афинского

государства.

2. Изложите сущность реформ Солона и Клисфена

3. Назовите основные функции народного собрания, Совета

пятисот и гелиэи в Афинском государстве.

4. Назовите социальную структуру Спарты.

5. Какие виды наказаний предусматривались афинским правом

и правом Спарты?

ТЕСТ

1. Кто из руководителей Афин совершил синойкизм – объедение племен в единый

афинский народ?

А) Солон;

Б) Клисфен;

В) Тесей;

Г) Эфиальт.

2. Что такое ареопаг?

А) высший орган государственной и судебной власти в Афинах;

Б) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

В) территориальный округ в Древних Афинах;

Г) главное финансовое ведомство в Древних Афинах.

3. Кто такой архонт?

А) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

Б) племенной вождь;

В) свободный гражданин в Древних Афинах;

Г) чужеземец в Древних Афинах.

4. Кто такие эвпатриды в Древних Афинах?

А) рабы, отпущенные на волю;

Б) аристократическая родоплеменная верхушка;

В) члены судебной коллегии;

Г) тяжеловооруженные воины.

5. Что такое геруссия в Древней Спарте?

А) Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации;

Б) народное собрание;

В) военный лагерь;

Г) договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя.

6. Кто такие периэки в Древней Спарте?

А) жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов;

Б) жители пемферийных горных неплодородных районов, лично свободные, но не

пользовавшиеся политическими правами;

В) полноправные граждане;

Г) землевладельцы, не имевшие права продажи и дробления земельных участков.

www.vuzllib.su

Право Древней Спарты

Количество просмотров публикации Право Древней Спарты - 110

ПОЛИСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

Итак, главной ценностью политических установлений периода греческой демократии был ПОЛИС, полисная организация, особый принцип власти и организации институтов.

Полис, с точки зрения государственной организации, есть не территория, а сообщество свободных людей, причисленных к нему. По этой причине идеи демократии не нарушались ограниченной возможностью участия в управлении для всœех жителœей Аттики (исключались рабы, метеки).

Полис – верховная ценность и власть, единственный суверен: если интерес города менялся, он мог разорвать договор, снять с себя обязательства – право было подчинœено авторитаризму города.

Внутри города хозяином его был демос (полноправный народ), всœе должностные лица только получали полномочия от демоса и контролировались законом.

Основными принципами свободного государственного устройства в полисной системе считались:

- ИСОНОМИЯ (равенство всœех перед законом)

- и ИСЕГОРИЯ (равенство в праве голоса).

Собственно этими двумя началами и ограничивалось понимание демократии в античной Греции.

Равенство в политических правах опиралось на особый статус гражданина, который был обеспечен:

- неприкосновенностью жилища гражданина полиса,

- правом эфесии (сопротивление противостоящим его интересам решениям магистратов, право на восстание),

- правом участия в базовых институтах власти и контроля за должностными лицами.

Полисное устройство было организовано так, что при жизни одного поколения практически каждый полноправный гражданин (при отсутствии исключительных обстоятельств) непременно хотя бы раз участвовал в совете, в Гэлиэе, в деятельности магистратов.

В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания, как форма правления, преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. При этом рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V начала IV столетия до н.э.

Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с монархиями, существовали и республики.

При монархии власть в государстве принадлежит одному лицу, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обычно передает ее по наследству.

При республике всœе власти являются выборными. Причем республики бывали:

- аристократическими (власть находится в руках наивысшего сравнительного меньшинства)

- и демократическими ("Демократия" буквально означает "власть народа").

Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли.

Как отмечалось ранее, предметом нашего изучения является только два полиса - Афины и Спарта͵ которые были самыми крупными в греческом мире и оказали большое влияние на судьбу других полисов. Из последних более значительными были: Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида (Колхида????), Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.

Афины и Спарта – 2 крайних полюса по устройству власти, но одинаковые по классовой сущности государства: Афины – демократическая республика (от ʼʼдемосʼʼ - ʼʼнародʼʼ, ʼʼдемократияʼʼ - ʼʼвласть народаʼʼ), а Спарта – аристократическая республика (от ʼʼаристосʼʼ - ʼʼзнатный, благородныйʼʼ; ʼʼаристократияʼʼ - ʼʼвласть знатныхʼʼ). Каждое из них имеет свою политическую историю, специфику возникновения и устройства государства.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление своеобразных общественных порядков и государственного строя Спарты приписывается полулегендарному царю и законодателю Ликургу (VIII в. до н.э.), который, по преданию, издал большинство РЕТР (базовых законов Спарты).

В целом, Спарта является образцом военно-аристократической организации республики. Стоит сказать, что для нее характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военной организации общества.

Особенности:

1) Спартанская республика: одновременно 2 царя на протяжении нескольких столетий (т.к. 2 племени: дорийцы и ахейцы).

В Спарте не было монархического строя!!!!!!! Власть царей была сильно ограничена (см. эфόры).

2) В Спарте – режим военного лагеря (аскетизм во всœем; постоянные физические упражнения; постоянная подготовка к военным действиям).

3) Сохранение множества пережитков первобытнообщинного строя:

- в семейном укладе,

- в имущественных отношениях,

- в суде и судебном процессе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Внешне напоминает систему Афин (но только внешне).

1. ГЕРУСИЯ – Совет старейшин (данный институт возникает примерно в IX в. до н.э.).

В него входили 30 геронтов (28 + 2 царя).

Геронтами становились:

- только мужчины,

- старше 60 лет,

-

- пожизненно.

ФУНКЦИИ ГЕРУСИИ:

1. Герусия готовила внешнеполитические решения,

2. Руководила деятельностью должностных лиц,

3. Была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам,

4. Решала вопросы гражданства.

5. Герусия даже могла судить царей (!!!!!)

Сама Герусия ни перед кем не несла ответственности.

referatwork.ru