Основное занятие древней индии. Задачи урока: Систематизировать знания учащихся о природе и занятиях людей в Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока"Природа и люди древней Индии". Основное занятие древней индии


Варны в Древней Индии - история, уроки

Конспект открытого урока по истории

Древнего мира

(6-й класс)

Тема урока « Варны в Древней Индии »

Выполнила учитель истории

Новосветской ОШ 1-2 ступеней

Скрынникова О.С.

Тема урока «Варны в Древней Индии»

Тип урока:

Комбинированный урок с элементами практической работы

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с (варновым) кастовым делением древнейшего общества, подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией. Дать представление об основных понятиях буддизма.

  2. Продолжить формирование умения самостоятельно строить рассказ, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника, работать с тестами, индивидуальными карточками. Развивать творческие способности, память, речь, воображение. Использовать метод сравнения.

  3. Воспитывать интерес к истории и культуре Восточных стран.

Форма урока:

Комбинированный урок, с элементами практической работы

Оборудование урока:

  1. Иллюстрации к теме «Древняя Индия».

  2. Современная карта Индии.

  3. Использование компьютера и проектора ( презентация)

  4. Индивидуальные таблицы.

  5. Кроссворд.

Методические приемы:

  • Словесный.

  • Наглядный.

  • Практический: работа с картой, карточками, кроссвордом.

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение программного материала по теме урока.

  2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Ход урока:

Вступительное слово.

Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна где живут слоны, есть непроходимые леса, протекают бурные реки. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь, о которой мы узнали на прошлом уроке.

Ответ: это Индия.

Путешествуя по стране мы должны составить путеводитель и ответить вопрос « Что мы знаем об Индии?». А для этого мы будем настоящими исследователями и обсудим с вами следующие вопросы: каково местоположение Индии, ее природные условия, какие занятия являлись основными для жителей Древней Индии.

  1. На каком полуострове расположена Индия?

Ответ: на полуострове Индостан.

2. Какие горы расположены на севере Индии?

Ответ: Гималаи:

-Преграждают путь холодным ветрам

-Являются самой высокой горной системой в мире

(Самая высокая вершина – Джомолунгма)

-Согласно верованиям древних индийцев на вершине Гималаев жили боги

3.Какими морями омывается этот полуостров?

Ответ: это Индийский океан и Аравийское море.

  1. Какие реки протекают по территории Индии?

Ответ: это реки Инд и Ганг.

5. Как называются непроходимые леса Индии?

Ответ: эти леса называются джунгли.

6 Основное занятие древних индийцев было… оседлое земледелие.

7. Какие культуры выращивали индийцы? (выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур, рис, хлопок, чай).

Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1. Легенда о происхождении каст.

2. Рассказ о жрецах, воинах, земледельцах и слугах.

3. «Неприкасаемые».

4. Показ презентации

5. Законы брахманов. В ходе выступления учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Обращение к классу:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? Именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

Запись в тетради числа и темы урока.

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то варне. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

Запись в тетради определения «варны».

Варны – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из варны в кварну был запрещен.

Обращение к доске, где опорный сигнал.

- Что здесь изображено? /Части тела человека/.

- Как представляли своих богов древние индийцы? /В виде людей знатных, красивых, сильных/.

И это части тела бога Брахмы, из которых появились варны людей.

- У какого народа существовала подобная легенда? /У древних евреев — в Библии – легенда о происхождении Адама и Евы/.

/ По ходу объяснения опорного сигнала, в таблицу будем зарисовывать части тела бога Брахмы и записывать цвет одежды./

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.

Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

/Ведь не мог у коровы родиться поросенок/.

Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

- А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?

И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии)

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука

Земледельцы (вайшью)

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали

Слуги (шудры)

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам

Заполнить таблицу

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Мы заполнили с вами таблицу, а сейчас объединитесь в группы и поработаем с отрывком из исторического источника «Законы Ману». Прошу вас разделиться на 4 варны. Получив карточку с заданиями выберите основные занятия каждой варны.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1

Жрецы (брахманы)

«Законы Ману»:

- Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жерт­воприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

  • Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

  • Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприно­шении) и неиспользованный.

Выберите информацию, о брахманах

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2

Знатные воины (кшатрии)

«Законы Ману»:

  • Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение священных книг и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия:

  • Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) - торговля.

  • Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

Выберите информацию, о воинах- кшатриях.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3

Земледельцы (вайшьи)

«Законы Ману»:

  • Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение священных книг, торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

  • Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

  • Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Выберите информацию о вайшьях

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4

Слуги (шудры)

«Законы Ману»:

  • Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

  • Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

  • Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

  • Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

  • родственников: таков порядок.

Выберите информацию о шудрах

ФИЗМИНУТКА (точки на теле, индийская музыка)

Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье? В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/.

В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.

  • Законы Ману. Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасы­ваться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

  • Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в раз­битой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

  • Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут вхо­дить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Одним из таких людей был…

Нет, так просто секрет не раскрою. Чтобы узнать имя этого человека, нужно посмотреть инсценировку об этом мудреце.

(Сценка про Будду).

Сценка про Будду.

Ведущий: Представьте, что мы находимся в Северной Индии, в 623 г. до н.э., у подножия седых Гималаев. Здесь у царя родился первенец, которому дали имя Гаутама. На 7-ой день после его рождения умерла мама, и отец посвятил жизнь сыну. Гаутама жил в прекрасном дворце, среди роскоши, красоты и богатства ровно 29 лет, и думал, что так живут все люди. И, наверное, жил бы так и дальше, если бы однажды не увидел в стене сада пролом среди камней.

/Идет сгорбленный старик/.

Гаутама: Кто это?

Слуга: Старец.

Гаутама: Почему он согнулся?

Слуга: От долгих лет.

Гаутама: Значит, и я буду таким же. (Задумался).

Ведущий: Увидел больного и понял, что и он не вечно будет здоров.

Встретил похоронную процессию и задумался о смерти.

Гаутама: Я ушел из дома и стал отшельником, много путешествовал, голодал, терпел лишения. Однажды, я сидел под огромным деревом, скрестив ноги, и предавался глубокому размышлению.

Ведущий: Гаутама обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда, т.е. Просветленный, Мудрец.

Ученик 1: Учитель говорил нам, своим ученикам, что всякая жизнь сопровождается страданиями.

Ученик 2: Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, не быть злым и завистливым.

Ученик 3: Главное в человеке – это его личные достоинства, а не происхождение!

Ведущий: Религия буддизм распространилась по всему миру. И до сих пор во многих странах – Вьетнаме, Китае, Японии, живут многочисленные последователи Будды.

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Представление о варнах было тесно связано с верой в перерождения, согласно которой душа человека после его смерти переселяется в тело другого существа. С точки зрения индийца, «успех» будущего воплощения зависел от поведения в нынешней жизни. Человек рождается брахманом или шудрой, царем или «неприкасаемым» в зависимости от тех грехов или добродетелей, которыми он отличался в «прошлой жизни». Поэтому представление о четырех варнах важно для понимания не только общественной, но и религиозной жизни Древней Индии.

Игра «Да-нетка».

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.

6.Религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э. называется буддизм ? Да.

7. По представлениям древних индийцев жизнь человека продолжается после смерти? Да

8. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Урок истории в 5 классе.

Тема: Индийские касты.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок взаимного обучения.

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:

- слушать и слышать;

- владение устной и письменной речью;

-выступление перед классом;

- установление контактов с людьми с целью выполнения задания.

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Оборудование урока:

Карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э.- 3 тыс. н. э.».

Тексты исторический источников (отрывки из «Законов Ману»).

Ребус или кроссворд.

Стенд «Индия давно и сегодня».

Оформленная доска.

Таблицы «Касты в Индии» (у каждого учащегося).

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний в форме фронтального опроса.

Блиц – опрос.

А) В какой удивительной стране мы побывали на прошлом уроке?

Б) Где находится эта страна? ( Показать на карте).

В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).

Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте).

Д) Почему эта страна называется Индия , а не Гандия?

Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте).

Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?

З) Священное животное для древних индийцев?

И) Индийский археолог Банерджи нашел остатки знаменитого города, название которого переводится как «Холм мертвых». Что это за город?

К) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?

Изучение новой темы.

Обращение к классу:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

Запись в тетради числа и темы урока.

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

Запись в тетради определения «касты».

Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.

Обращение к доске, где опорный сигнал.

- Что здесь изображено? /Части тела человека/.

- Как представляли своих богов древние индийцы? /В виде людей знатных, красивых, сильных/.

И это части тела бога Брахмы, из которых появились касты людей.

- У какого народа существовала подобная легенда? /У древних евреев — в Библии – легенда о происхождении Адама и Евы/.

/ По ходу объяснения опорного сигнала, в таблицу будем зарисовывать части тела бога Брахмы и записывать цвет одежды./

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.

Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

/Ведь не мог у коровы родиться поросенок/.

Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

- А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?

И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.

Для этого нам понадобится учебник и, главным образом, – отрывок из исторического источника «Законы Ману». (На доске).

Также в источнике вам встретится слово «Веды» (На доске). Изучать и даже слушать «Веды» в Древней Индии мог далеко не каждый, а вот мы с вами все сможем! Тем более, что это будет взаимное обучение!

Работа в группах по методу «ажурной пилы», используемого в методике обучения в сотрудничестве.

-Что же мы узнали о положении каждой касты? / Выступление по одному представителю от каждой группы с использованием заполненной таблицы./

- Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/

Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье?

Организация работы с учебником: какая группа быстрее найдет и расскажет о положении «неприкасаемых».

В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/.

В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.

- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Одним из таких людей был…

Нет, так просто секрет не раскрою. Чтобы узнать имя этого человека, нужно разгадать ребус (вариант – кроссворд).

Ребята приготовили небольшую инсценировку об этом мудреце.

(Сценка про Будду).

4. Закрепление нового материала в форме игры «Да-нетки».

5.Взаимопроверка ответов.

6.Домашнее задание: параграф 21, найти материал о культуре Индии .

Приложения.

Сценка про Будду.

Ведущий: Представьте, что мы находимся в Северной Индии, в 623 г. до н.э., у подножия седых Гималаев. Здесь у царя родился первенец, которому дали имя Гаутама. На 7-ой день после его рождения умерла мама, и отец посвятил жизнь сыну. Гаутама жил в прекрасном дворце, среди роскоши, красоты и богатства ровно 29 лет, и думал, что так живут все люди. И, наверное, жил бы так и дальше, если бы однажды не увидел в стене сада пролом среди камней.

/Идет сгорбленный старик/.

Гаутама: Кто это?

Слуга: Старец.

Гаутама: Почему он согнулся?

Слуга: От долгих лет.

Гаутама: Значит, и я буду таким же. (Задумался).

Ведущий: Увидел больного и понял, что и он не вечно будет здоров.

Встретил похоронную процессию и задумался о смерти.

Гаутама: Я ушел из дома и стал отшельником, много путешествовал, голодал, терпел лишения. Однажды, я сидел под огромным деревом, скрестив ноги, и предавался глубокому размышлению.

Ведущий: Гаутама обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда, т.е. Просветленный, Мудрец.

Ученик 1: Учитель говорил нам, своим ученикам, что всякая жизнь сопровождается страданиями.

Ученик 2: Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, не быть злым и завистливым.

Ученик 3: Главное в человеке – это его личные достоинства, а не происхождение!

Ведущий: Религия буддизм распространилась по всему миру. И до сих пор во многих странах – Вьетнаме, Китае, Японии, живут многочисленные последователи Будды. Есть они и в нашей стране.

Игра «Да-нетка».

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.

6.Религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э. называется буддизм ? Да.

7. По представлениям древних индийцев жизнь человека продолжается после смерти? Да

8. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.

Рассказ ученика. По земле Индии текут две великие реки – Инд и Ганг. Свое название страна получила от названия реки Инд. Климат страны очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть Индии покрыта труднопроходимыми лесами – джунглями. Некоторые деревья вырастали необычной толщины. От густой листвы даже днем в джунглях было темно. Если человеку приходилось ночевать в джунглях, он мог питаться бананами, плодами манго, кокосовыми орехами. Чем опасны были джунгли? Ядовитыми насекомыми, змеями, хищными животными. Из сахарного тростника, растущего по берегам рек, получали сладкий порошок – сахар. Люди также научились выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу, и затем легкие ткани, удобные в жарком климате. Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Начало цивилизации в Индии относят к III тыс. до н.э., когда в долине Инда возникли великие города – Мохенджо-Даро, Хараппа.

Учащиеся рассказывают, что нового они узнали о Древней Индии.

Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома. Города строили по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гири позволяет судить о развитии торговли

Чтобы освободить участок для поселения, индийцам приходилось вырубать лес бронзовыми топорами. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги. Произошло это в Индии, как и в других странах, примерно за тысячу лет до н.э. В долинах рек индийцы сажали рис, там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень)

С освоением железа работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно «задобрить», оставляли на земле вокруг свих жилищ варёный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особенно- корове, так как она считалась кормилицей. А ещё древние индийцы верили в переселение душ. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни. Таким образом, занятия и верования древних индийцев во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.

Заполнить таблицу

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Заполнить таблицу

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1

Жрецы (брахманы)

«Законы Ману»:

- Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жерт­воприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

  • Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

  • Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприно­шении) и неиспользованный.

Выберите информацию, о брахманах

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2

Знатные воины (кшатрии)

«Законы Ману»:

  • Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение священных книг и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия:

  • Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) - торговля.

  • Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

Выберите информацию, о воинах- кшатриях.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3

Земледельцы (вайшьи)

«Законы Ману»:

  • Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение священных книг, торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

  • Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

  • Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Выберите информацию о вайшьях

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4

Слуги (шудры)

«Законы Ману»:

  • Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

  • Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

  • Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

  • Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

  • родственников: таков порядок.

Выберите информацию о шудрах

Сценка про Будду.

Ведущий: Представьте, что мы находимся в Северной Индии, в 623 г. до н.э., у подножия седых Гималаев. Здесь у царя родился первенец, которому дали имя Гаутама. На 7-ой день после его рождения умерла мама, и отец посвятил жизнь сыну. Гаутама жил в прекрасном дворце, среди роскоши, красоты и богатства ровно 29 лет, и думал, что так живут все люди. И, наверное, жил бы так и дальше, если бы однажды не увидел в стене сада пролом среди камней.

/Идет сгорбленный старик/.

Гаутама: Кто это?

Слуга: Старец.

Гаутама: Почему он согнулся?

Слуга: От долгих лет.

Гаутама: Значит, и я буду таким же. (Задумался).

Ведущий: Увидел больного и понял, что и он не вечно будет здоров.

Встретил похоронную процессию и задумался о смерти.

Гаутама: Я ушел из дома и стал отшельником, много путешествовал, голодал, терпел лишения. Однажды, я сидел под огромным деревом, скрестив ноги, и предавался глубокому размышлению.

Ведущий: Гаутама обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда, т.е. Просветленный, Мудрец.

Ученик 1: Учитель говорил нам, своим ученикам, что всякая жизнь сопровождается страданиями.

Ученик 2: Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, не быть злым и завистливым.

Ученик 3: Главное в человеке – это его личные достоинства, а не происхождение!

Ведущий: Религия буддизм распространилась по всему миру. И до сих пор во многих странах – Вьетнаме, Китае, Японии, живут многочисленные последователи Будды.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока"Природа и люди древней Индии"

Разработка урока в 5 классе «Природа и люди Древней Индии».

Цель:

Дидактическая: Познакомить учащихся с природой занятиями религиозными верованиями жителей Древней Индии

Развивающая: Формирование навыка работы с исторической картой, совершенствование аналитических навыков обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.

Воспитательная: Повышение мотивации к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого

Задачи:

 Развитие познавательного интереса

 Воспитание у учащихся эстетического вкуса

 Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источникам

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

1.Вводная часть

 Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Наш сегодня урок будет необычный! Мы отправимся в путешествие в далекую, загадочную страну, а вот в какую вы

2.Проверка домашнего задания. Но прежде чем мы отправимся в путешествие в новую страну, давайте вспомним:

Какие страны древнего мира вы уже знаете?!

(ответы учеников - Египет, Двуречье, Финикия и др.)

 Ответьте на следующие вопросы.

1. Где располагался Египет?

2. Что такое дельта?

3. Как назывался правитель Древнего Египта?

4. В какие страны совершали походы фараон Тутмоc III и его войско?

5. Из чего делали дома в Египте?

6. На чем писали в Египте?

7. Как называется письменность в Египте?

8. Египетская гробница?

9. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

10.На чем писали в Двуречье?

11. Как называется письменность в Двуречье?

12. Сколько букв в финикийском алфавите?

3.Объяснение темы урока, определение задач.

Молодцы ребята! А теперь, перейдем к теме нашего урока. ) Сегодня мы отправляемся древнюю страну -Индию!

Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии»

На доске тема урока – ученики записывают в тетради дату и тему урока.

Учитель просит учеников сформулировать задачи на урок, после обсуждения на доске записываются задачи:

  1. познакомиться с географическим расположением новой страны;

  2. познакомиться с ее особенностями, природой и климатом;

  3. узнать про занятия населения и религиозные верования.

Ребята, в ходе урока вам предстоит найти ответ на вопрос «Почему древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?

4.Рассказ учителя.

Учитель начинает рассказ о месте расположения Древней Индии на полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями.

Учитель: Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?

5.Работа с картой.

Задание ученикам найти на карте самые высокие горы в мире – Гималаи (термин с пояснением записывается учениками в тетрадь). Далее, сообщение учащегося о горах Гималаях, которое он готовит заранее к уроку.

Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Ученики записывают названия рек в тетрадь). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

6.Работа с учащимися.

Учитель читает отрывок о джунглях Индии. Слова сопровождают слайды презентации: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:" Дожди в  Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями (Слайд №1)

Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. (Слайд №2)Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность (Слайд №3). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает  слон. (Слайд №4). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Слайд №5).

Учитель спрашивает учеников:

– Какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях?

– Можно выжить в джунглях? Чем питаться?

Ученики отвечают, а учитель обобщает их ответы.

7.Работа с историческим документом.

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Я попрошу вас прочитать исторический документ, посвященный основным занятиям индийцев, он поможет нам ответить на следующий вопрос:

Каковы же были занятия населения Древней Индии?

Давайте вместе прочитаем отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии»

Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай  два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными - как наземными,  так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии.Обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду.В Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее. Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи  того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, когда, как и у других, происходит сев пшеницы, другой - летний, во время которого сеют рис и просо.

Вывод: Основным занятием древних индийцев было земледелие. (Ученики записывают вывод в тетрадь)

8.Историческая задача: Учитель: Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П  тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)

9. Подведение итогов

Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Я хочу посмотреть насколько с пользой мы совершили это путешествие. Предлагаю вам выполнить  задание, где нужно закончить предложение.

Самостоятельная работа

На листочках выполнить задание. Впишите недостающие слова.

1.Индия расположена на юге материка_____

2. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы________________

3.Берега Индии омывает океан______

4. Самые многоводные реки Индии______

5. Труднопроходимые леса называются_______

6.Основное занятие индийцев________

7.Самое почитаемое животное в Индии____

Молодцы, все сегодня поработали хорошо. Объяснение домашнего задания.

11.Домашнее задание: Прочитать п.20 учебника. Задания на выбор:

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос « Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»

                      

123

infourok.ru

Систематизировать знания учащихся о природе и занятиях людей в Древней Индии

Карасунский внутригородской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 86

Методическая разработка урока по

истории древнего мира

5 класс

Тема: «Местоположение и природа Древней Индии»

Составитель:

Учитель истории МБОУ СОШ № 86

Цатурян Л.Ю.

Краснодар – 2012

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ.

^ природа Древней Индии, джунгли на берегах Ганга, индийские боги, сказание о раме, вера в переселение душ.

Основные понятия: природа, занятия, джунгли, Ганеша. Рамаяна, Ашока.

^

  1. Систематизировать знания учащихся о природе и занятиях людей в Древней Индии.
  2. Формировать мировоззрение о тесной связи занятий людей и их представлений об устройстве окружающего мира, показать актуальность знаний по теме.
  3. Воспитывать уважение к истории других государств.
  4. Сформировать устойчивый интерес к истории Древнего мира.

^ комбинированный урок.

Форма урока: урок с показом электронной презентации «Природа и люди Древней Индии».

Учебное оборудование: карта Древней Индии, электронная презентация.

План урока:

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Образование Персидской державы».
  2. Географическое положение и природные условия Индии.
  3. Занятия жителей Индии.
  4. Религиозные верования индийцев.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока:

Наша задача на уроке:

-узнать о местоположении природе, занятиях и религиозных верованиях жителей Древней Индии.

-сравнить местоположение, природу, занятия и религиозные верования жителей Древней Индии, Египта и Двуречья.

-выделить особенности местоположения, природы, занятий и религиозных верований жителей Древней Индии.

III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Образование Персидской державы».

^

Карточка № 20 (Выдать ученику для подготовки.)

А) Фронтальный опрос:

1. Какие 3 великие державы образовались в Западной Азии (Вавилонское царство, Лидийское царство, Мидийское царство.)

2. Где и когда впервые начали чеканить монеты? (В государстве Лидия, в VII в. До н.э.)

3. Как назывались племена, заселившие побережье Персидского залива? (Персы.)

4. Какие 2 большие реки впадают в Персидский залив? (реки Тигр и Евфрат.)

5. Где находилось государство Лидия? (В западной части полуострова Малая Азия.)

6. Где находилось государство Мидия? (К востоку от государства Лидия.)

7. Как называется сегодня государство, на территории которого жили персы? (Иран.)

8. Чем платили налоги Дарию I покорённые народы? (Золотом, серебром, верблюдами, конями и т.д.)

9. Какой царь в державе Дария I не платил налоги? (Персы.)

10. Какими средствами Дарий I держал в повиновении покорённые народы? (Держал тайных осведомителей, организовал царские дороги, жестоко карал нарушителей, держал 10-тысячную личную охрану.)

Б) Устный ответ по карточке № 20.

1. Какие государства нами изученные вошли в состав Персидской державы при Дарии первом и его предшественниках?

2. Для чего Дарий первый разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил 20 наместников?

3. Для чего Дарий первый начал чеканить золотые монеты?

4. Почему Дарий первый заботился о своей армии?

5. Как выглядела царская дорога?

Ответы:

  1. Мидия, Лидия, междуречье, Финикия, Сирия, Палестина, Египет.
  2. Для того чтобы ему было легче управлять такой большой державой.
  3. Для того чтобы облегчить торговлю на территории своей державы.
  4. Так как боялся восстания покорённых народов.
  5. На широкой дороге через каждые 20-30 км. Были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь.

^

Рассказать о завоеваниях персов.

Рассказать о легенде происхождения царя Кира.

Рассказать содержание библейской легенды о пире Валтасара.

Рассказать о Персидской державе при Дарии Первом.

Вывод: Персидская держава охватила почти все изученные нами государства. Её называли «царство стран», её властелин носил титул «царь царей».

IV. Переход к новой теме.

Мы познакомились с историей Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, некоторые из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию. А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займёмся на следующих уроках.

Занятия для учащихся: Сегодня познакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии.

V. Изучение новой темы.

На доске записана тема урока.

  1. ^

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк. Он отделён от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями.

Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является Родиной древних цивилизаций. Здесь возышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны.

По земле Индии текут 2 великие реки – Ганг и Инд. Своё название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. В долине Инда дожди выпадают редко, засушливый климат, приводящий к зависимости урожая от разлива Нила. В долине Ганга летом идут ливневые дожди.

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.

^

Люди населяли Индию с древнейших времён. Археологи находят здесь поселения, относящиеся к каменному веку. На огромной территории Индии уже тогда жили многочисленные и разнообразные племена. Каждое из них имело свой язык и культуру. Часто племена воевали, иногда заключали мирные договоры и даже объединялись. Так образовались новые народности.

Племена состояли из сельских соседских общин, в которые объединялось несколько больших семей, входящих в один род. Главой семьи являлся самый старший мужчина – патриарх. Во главе общины стоял выбранный всеми патриархами староста – «грамани».В Древней Индии существовало семейное рабство. Это означало, что жена и дети являлись рабами главы семьи. Поэтому отец мог продать в рабство своего сына или дочь.

Древнейшие жители Индии были темнокожими, невысокого роста, с чёрными жёсткими волосами. До сегодняшнего дня на юге Индии живут их потомки – дравиты.

^

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. Обычно люди строили свои деревни вдоль рек. Потому, что речные берега были покрыты плодородной землёй. Здесь индийцы распахивали поля, выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, разводили рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире.

Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали лёгкие, удобные в жарком климате ткани. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы ещё в древности строили оросительные системы, похожие на египетские.

С тех давних времён, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких больше не было нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран.

Задание:

Один древний путешественник, побывавший в Индии вернулся на Родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани…

Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного мёда.

- Враньё!... На свете нет ничего слаще мёда!

- Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре).

^

С течением времени удобных мест для поселений вдоль рек перестало хватать. И тогда индийцы стали строить деревни на краю джунглей. Так они отвоевали землю у непроходимого леса. Но иногда деревни строились на краю джунглей. Животные, обитавшие в джунглях, оказывались соседями людей. И с ними приходилось вести постоянную борьбу или приручать. Особенно люди боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду – комочки, риса, молоко. А некоторых змей индийцы обожествляли, считая их богами подземного мира. Ещё жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали брёвна. Специально обученные животные участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников.

Индийцы почитали слонов как животных, наделённых божественной силой. Они даже изображали бога мудрости – Ганешу – с головой слона.

С помощью буйволов индийцы вспахивали свои поля. Корову, которая давала им молоко, индийцы называли кормилицей, матерью. Её почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.

Индийцы считали, что и после смерти человек не перестаёт жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо. Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым. Только тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком.

^

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячилетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо – Даро и Хараппа.

В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колёсах. В центре Мохенджо – Даро возвышалось здание с огромным бассейном.

Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.

Древние индийцы были искусными мастерами. Они изготовляли на гончарных кругах глиняные сосуды и покрывали их красивыми узорами. Индийцы умели делать обожженный кирпич. И из него жители Индии строили свои жилища. Индийцы были превосходными ткачами. Они широко использовали медь и бронзу, делая из них ножи, лемехи для плугов, булавы, гири, бусы, печати. Так же как и в древнем Иране на печати индийцы наносили надписи, которые по внешнему виду напоминают письменность египтян и шумеров.

Индийцы были превосходными кораблестроителями и путешественниками. Их торговые караваны, вероятно, достигали городов Месопотамии и Египта.

В середине 2 тысячелетия до н.э. Северная Индия и города Мохенджо-Даро и Хараппа были завоеваны кочевыми племенами скотоводов, которые спустились с северных гор. Обычно эти племена ученые называют арийскими. Слово "ария" на древнеиндийском языке – санскрите - означает: "из хорошей семьи", "благородный", "аристократ". Индийцы называли так завоевателей потому, что те обратили население древней Индии в рабов или согнали с обжитых мест.

Священными книгами ариев были “Веды”. На санскрите это слово означает "знание". От него происходит и русское слово "ведать", то есть "знать". Веды считались хранилищем древнейших и важнейших знаний человечества. Они были составлены в конце 2 тысячелетия до н.э. и состояли из 4 сборников. В каждый сборник включены торжественные песни, гимны, заклинания, магические тексты. Здесь же рассказывались древнейшие мифы. Очень давно “Веды” были записаны на березовой коре и пальмовых листьях, и поэтому не сохранились. До нашего времени дошли лишь копии этих текстов, которые были сделаны жрецами в 4-3 вв. до н.э. Никто другой, кроме жрецов, не мог изучать, объяснять и произносить “Веды”. Это право закреплял за ними тексты Вед, так называемые “Брахманы”. По названию этих текстов и жрецов стали называть “брахманы”- т.е. живые боги.

О древней Индии многое можно узнать также из двух великих поэм - "Махабхарата" и "Рамаяна". В них отражены жизнь, верования и знания древних индийцев.

В поэме "Махабхарата” рассказывается о войне между двумя царскими родами, в которую вмешиваются боги. Автором этой поэмы считается легендарный поэт Вьяса. По преданию он был слепым, и записывать поэму ему помогал слоноголовый бог мудрости Ганеша.

Героем другой древнеиндийской поэмы “Рамаяны” является царь Рама. Однажды он посватался к красавице Сите. В соревновании женихов он победил, и Сита стала супругой Рамы.

Однако злое чудовище Равана похитил Ситу.

Равана унёс красавицу на далёкий южный остров Ланку. Он хотел сам жениться на ней, но Сита сопротивлялась чудовищу. Рама искала Ситу по всей Индии. В этом помогал мудрый царь обезьян Хануман.

Этот удивительный герой обладал редкостной силой, умом и смекалкой. Хитростью Хануман проник в покои Раваны и успокоил Ситу. Обнаружившие Ханумана слуги Раваны подожгли ему хвост, но и это Хануман смог обратить против врагов Рамы. Он поджег дворец и город Раваны. А затем вместе с Рамой во главе войска обезьян вторгся в царство Раваны и вступил с ним в битву. Сражение было долгим и жестоким. Но, в конце концов, благородный Рама победил Равану и воссоединился с Ситой. Все его друзья ликовали. В честь победы Рамы над злым Раваной в Индии и в наши дни устраивают праздник, сопровождая его театрализованными представлениями о герое Раме, его жене Сите и верном Ханумане.

Как видно из этих поэм, древние индийцы обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинсиво населения Индии и сегодня верят в своих древних богов.

Мы познакомились с природными условиями Индии, с её географическим положением, с занятиями её жителей и их религиозными верованиями. По преданию главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст. О них мы поговорим на следующем уроке.

^

  1. Где расположена Индия? ( На юге Азии).
  2. Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).
  3. Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи).
  4. Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг).
  5. Где берут начало эти реки? (В Гималаях).
  6. Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места).
  7. Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).
  8. Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).
  9. Что выращивали в Древней Индии? (Рис, хлопок, тростник…).

VII. Домашнее задание.

Параграф № 20

Сравнить географическое положение, природу, занятия жителей Индии, Египта, Двуречья.

dogend.ru

Местоположение и природа Древней Индии (Разработки уроков)

Карасунский внутригородской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 86

 

Методическая разработка урока по

истории древнего мира

5 класс

 

 

 

 

Тема: «Местоположение и природа Древней Индии»

                                                                                              Составитель:

                                                                                              Учитель истории МБОУ СОШ № 86

                                                                                              Цатурян Л.Ю.

                                                           Краснодар - 2012

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ.

Основные знания: природа Древней Индии, джунгли на берегах Ганга, индийские боги, сказание о раме, вера в переселение душ.

Основные понятия: природа, занятия, джунгли, Ганеша. Рамаяна, Ашока.

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания учащихся о природе и занятиях людей в Древней Индии.
  2. Формировать мировоззрение о тесной связи занятий людей и их представлений об устройстве окружающего мира, показать актуальность знаний по теме.
  3. Воспитывать уважение к истории других государств.
  4. Сформировать устойчивый интерес к истории Древнего мира.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок с показом электронной презентации «Природа и  люди Древней Индии».

Учебное оборудование: карта Древней Индии, электронная презентация.

План урока:

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Образование Персидской державы».
  2. Географическое положение и природные условия Индии.
  3. Занятия жителей Индии.
  4. Религиозные верования индийцев.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока:

Наша задача на уроке:

-узнать о местоположении природе, занятиях и религиозных верованиях жителей Древней Индии.

-сравнить местоположение, природу, занятия и религиозные верования жителей Древней Индии, Египта и Двуречья.

-выделить особенности местоположения, природы, занятий и религиозных верований жителей Древней Индии.

III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Образование Персидской державы».

 

Карта «Персидская держава»

Карточка № 20 (Выдать ученику для подготовки.)

А) Фронтальный опрос:

1. Какие 3 великие державы образовались в Западной Азии (Вавилонское царство, Лидийское царство, Мидийское царство.)

2. Где и когда впервые начали чеканить монеты? (В государстве Лидия, в VII в. До н.э.)

3. Как назывались племена, заселившие побережье Персидского залива? (Персы.)

4. Какие 2 большие реки впадают в Персидский залив? (реки Тигр и Евфрат.)

5. Где находилось государство Лидия? (В западной части полуострова Малая Азия.)

6. Где находилось государство Мидия? (К востоку от государства Лидия.)

7. Как называется сегодня государство, на территории которого жили персы? (Иран.)

8. Чем платили налоги Дарию I покорённые народы? (Золотом, серебром, верблюдами, конями и т.д.)

9. Какой царь в державе Дария I не платил налоги? (Персы.)

10. Какими средствами Дарий I держал в повиновении покорённые народы? (Держал тайных осведомителей, организовал царские дороги, жестоко карал нарушителей, держал 10-тысячную личную охрану.)

Б) Устный ответ по карточке № 20.

1. Какие государства нами изученные вошли в состав Персидской державы при Дарии первом и его предшественниках?

2. Для чего Дарий первый разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил 20 наместников?

3. Для чего Дарий первый начал чеканить золотые монеты?

4. Почему Дарий первый заботился о своей армии?

5. Как выглядела царская дорога?

Ответы:

  1. Мидия, Лидия, междуречье, Финикия, Сирия, Палестина, Египет.
  2.  Для того чтобы ему было легче управлять такой большой державой.
  3. Для того чтобы облегчить торговлю на территории своей державы.
  4. Так как боялся восстания покорённых народов.
  5. На широкой дороге через каждые 20-30 км. Были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь.

В) Индивидуальный опрос:

Рассказать о завоеваниях персов.

Рассказать о легенде происхождения царя Кира.

Рассказать содержание библейской легенды о пире Валтасара.

Рассказать о Персидской державе при Дарии Первом.

Вывод: Персидская держава охватила почти все изученные нами государства. Её называли «царство стран», её властелин носил титул «царь царей».

IV. Переход к новой теме.

Мы познакомились с историей Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, некоторые из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию. А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займёмся на следующих уроках.

Занятия для учащихся: Сегодня познакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии.

V. Изучение новой темы.

На доске записана тема урока.

  1. Местоположение и природные условия Древней Индии.

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк. Он отделён от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом - Гималаями.

Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является Родиной древних цивилизаций. Здесь возышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны.

По земле Индии текут 2 великие реки - Ганг и Инд. Своё название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. В долине Инда дожди выпадают редко, засушливый климат, приводящий к зависимости урожая от разлива Нила. В долине Ганга летом идут ливневые дожди.

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.

2.Население Индии.

Люди населяли Индию с древнейших времён. Археологи находят здесь поселения, относящиеся к каменному веку. На огромной территории Индии уже тогда жили многочисленные и разнообразные племена. Каждое из них имело свой язык и культуру. Часто племена воевали, иногда заключали мирные договоры и даже объединялись. Так образовались новые народности.

Племена состояли из сельских соседских общин, в которые объединялось несколько больших семей, входящих в один род. Главой семьи являлся самый старший мужчина - патриарх. Во главе общины стоял выбранный всеми патриархами староста - «грамани».В Древней Индии существовало семейное рабство. Это означало, что жена и дети являлись рабами главы семьи. Поэтому отец мог продать в рабство своего сына или дочь.

Древнейшие жители Индии были темнокожими, невысокого роста, с чёрными жёсткими волосами. До сегодняшнего дня на юге Индии живут их потомки - дравиты.

3.Занятия жителей Индии.

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. Обычно люди строили свои деревни вдоль рек. Потому, что речные берега были покрыты плодородной землёй. Здесь индийцы распахивали поля, выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, разводили рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире.

Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали лёгкие, удобные в жарком климате ткани. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы ещё в древности строили оросительные системы, похожие на египетские.

С тех давних времён, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких больше не было нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран.

Задание:

Один древний путешественник, побывавший в Индии вернулся на Родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, -  какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани...

Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного мёда.

- Враньё!... На свете нет ничего слаще мёда!

- Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре).

4.Животные и боги.

С течением времени удобных мест для поселений вдоль рек перестало хватать. И тогда индийцы стали строить деревни на краю джунглей. Так они отвоевали землю у непроходимого леса. Но иногда деревни строились на краю джунглей. Животные, обитавшие в джунглях, оказывались соседями людей. И с ними приходилось вести постоянную борьбу или приручать. Особенно люди боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду - комочки, риса, молоко. А некоторых змей индийцы обожествляли, считая их богами подземного мира. Ещё жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали брёвна. Специально обученные животные участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами.  Боевые слоны затаптывали противников.

 

Индийцы почитали слонов как животных, наделённых божественной силой. Они даже изображали бога мудрости - Ганешу - с головой слона.

С помощью буйволов индийцы вспахивали свои поля. Корову, которая давала им молоко, индийцы называли кормилицей, матерью. Её почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.

Индийцы считали, что и после смерти человек не перестаёт жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо. Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым. Только тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком.

5.Города Индии. Древнеиндийская поэма «Рамаяна».

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячилетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством - Мохенджо - Даро и Хараппа.

В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов.  Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича.  Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колёсах. В центре Мохенджо - Даро возвышалось здание с огромным бассейном.

Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища.  Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.

 Древние индийцы были искусными мастерами. Они изготовляли на гончарных кругах глиняные сосуды и покрывали их красивыми узорами. Индийцы умели делать обожженный кирпич. И из него жители Индии строили свои жилища. Индийцы были превосходными ткачами.  Они широко использовали медь и бронзу, делая из них ножи, лемехи для плугов, булавы, гири, бусы, печати.  Так же как и в древнем Иране на печати индийцы наносили надписи, которые по внешнему виду напоминают письменность египтян и шумеров.

Индийцы были превосходными кораблестроителями и путешественниками. Их торговые караваны, вероятно, достигали городов Месопотамии и Египта.

 В середине 2 тысячелетия до н.э. Северная Индия и города Мохенджо-Даро и Хараппа были завоеваны кочевыми племенами скотоводов, которые спустились с северных гор. Обычно эти племена ученые называют арийскими. Слово "ария" на древнеиндийском языке - санскрите - означает: "из хорошей семьи", "благородный", "аристократ". Индийцы называли так завоевателей потому, что те обратили население древней Индии в рабов или согнали с обжитых мест.

Священными книгами ариев были "Веды". На санскрите это слово означает "знание". От него происходит и русское слово "ведать", то есть "знать". Веды считались хранилищем древнейших и важнейших знаний человечества. Они были составлены в конце 2 тысячелетия до н.э. и состояли из 4 сборников. В каждый сборник включены торжественные песни, гимны, заклинания, магические тексты. Здесь же рассказывались древнейшие мифы. Очень давно "Веды" были записаны на березовой коре и пальмовых листьях, и поэтому не сохранились.  До нашего времени дошли лишь копии этих текстов, которые были сделаны жрецами в 4-3 вв. до н.э. Никто другой, кроме жрецов, не мог изучать, объяснять и произносить "Веды". Это право закреплял за ними тексты Вед, так называемые "Брахманы". По названию этих текстов и жрецов стали называть "брахманы"- т.е. живые боги.

О древней Индии многое можно узнать также из двух великих поэм - "Махабхарата" и "Рамаяна". В них отражены жизнь, верования и знания древних индийцев.

 В поэме "Махабхарата" рассказывается о войне между двумя царскими родами, в которую вмешиваются боги.  Автором этой поэмы считается легендарный поэт Вьяса.  По преданию он был слепым, и записывать поэму ему помогал слоноголовый бог мудрости Ганеша.

 Героем другой древнеиндийской поэмы "Рамаяны" является царь Рама. Однажды он посватался к красавице Сите.  В соревновании женихов он победил, и Сита стала супругой Рамы.

Однако злое чудовище Равана похитил Ситу.

Равана унёс красавицу на далёкий южный остров Ланку. Он хотел сам жениться на ней, но Сита сопротивлялась чудовищу. Рама искала Ситу по всей Индии. В этом помогал мудрый царь обезьян Хануман.

Этот удивительный герой обладал редкостной силой, умом и смекалкой.  Хитростью Хануман проник в покои Раваны и успокоил Ситу. Обнаружившие Ханумана слуги Раваны подожгли ему хвост, но и это Хануман смог обратить против врагов Рамы.  Он поджег дворец и город Раваны. А затем вместе с Рамой во главе войска обезьян вторгся в царство Раваны и вступил с ним в битву. Сражение было долгим и жестоким.  Но, в конце концов, благородный Рама победил Равану и воссоединился с Ситой. Все его друзья ликовали.  В честь победы Рамы над злым Раваной в Индии и в наши дни устраивают праздник, сопровождая его театрализованными представлениями о герое Раме, его жене Сите и верном Ханумане.

 Как видно из этих поэм, древние индийцы обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия - индуизм - сохранилась до наших дней. Большинсиво населения Индии и сегодня верят в своих древних богов.

Мы познакомились с природными условиями Индии, с её географическим положением, с занятиями её жителей и их религиозными верованиями. По преданию главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст. О них мы поговорим на следующем уроке.

VI. Закрепление нового материала.

  1. Где расположена Индия? ( На юге Азии).
  2. Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).
  3. Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи).
  4. Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг).
  5. Где берут начало эти реки? (В Гималаях).
  6. Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места).
  7. Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).
  8. Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).
  9. Что выращивали в Древней Индии? (Рис, хлопок, тростник...).

VII. Домашнее задание.

Параграф № 20

Сравнить географическое положение, природу, занятия жителей Индии, Египта, Двуречья.

ФАЙЛЫ МАТЕРИАЛА: 

uchitelu.net