Урок-исследование по окружающему миру по теме "О труде славян". 2-й класс. Орудия труда древние славяне


Урок-исследование по окружающему миру по теме "О труде славян". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Обобщение урока: земледелие, рыболовство, охота, скотоводство – занятие предков в древние времена.

Цель урока: познакомить учащихся с ремеслами, орудиями труда, пищей славян, дать элементарные сведения об истории развития земледелия.

Материалы к уроку: учебник “Окружающий мир”. 2 класс (авт. Виноградова Н.Ф.), рисунки с изображением орудий труда, тексты, блюда, изготовленные по старинным рецептам (“тюря”, “Колобок”, квашеная капуста, вяленая рыба, квас), предметы быта (лапти, ухват, старинная глиняная посуда, деревянные ложки), презентация к уроку, фрагмент мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, дополнительная литература.

Планируемый результат:

Дети учатся:

  • различать основные занятия славян;
  • выявлять основные предметы быта, орудия труда, продукты питания;
  • строить предположения относительно предмета исследования;
  • вести сбор фактов, используя различные источники, научно-познавательные тексты, иллюстрации;
  • находить элементарные сведения об истории развития земледелия;
  • фиксировать факты, относящиеся к проблеме исследования;
  • использовать историко-научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы

Умения, характеризующие достижения этого результата:

  • описывать труд древних славян;
  • распознавать орудия труда и предметы быта древних славян;
  • ставить исследовательские вопросы;
  • собирать необходимую информацию;
  • делать обобщения.

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит мелодия

Над рекою и на круче Был когда-то бор дремучий, А в бору водился зверь. Много было в чаще бора и волков, и медведей, Опускались на озера стаи уток, лебедей. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке в глуши лесной, Только предки наших предков появились тут весной.

Учитель. Это замечательное стихотворение написала Наталья Кончаловская. О чем рассказала нам автор этого стихотворения?

Дети. Наши предки селились по берегам рек, где в чаще леса водилось много волков, медведей, лосей.

Учитель. На уроках окружающего мира уже успели познакомиться с жизнью наших предков: как и в каких домах жили, где строили поселения, каков их образ жизни. Давайте вспомним.

2. Повторение пройденного

Учитель. Скажите, ребята, события, о которых мы будем вспоминать, происходили в настоящем, прошлом или будущем?

Дети. В прошлом.

Учитель. Что такое прошлое? Вспомните определение.

Дети. Прошлое – это то, что уже было, прошло, произошло недавно или очень давно.

Учитель. А как называли себя наши предки?

Дети. Славяне.

Учитель. Как жили славяне?

Дети. Наши предки жили большими племенами, во главе которого стоял вождь – старый, мудрый человек. Все важные вопросы решались на собрании – вече.

Учитель. Где строили свои поселения славяне?

Дети. Поселения располагали на высоком берегу реки, окружали земляным валом, строили ограду, из заостренных дубовых бревен. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали глубокий ров, который заполняли водой. Через ров перекидывали мост.

Учитель. Как позже стали называться эти укрепленные поселения?

Дети. Со временем их стали называть городами, от слова “городить”, “огораживать”.

Учитель. Как выглядели дома древних славян? Что служило жильем древних славян вначале?

Дети. Для жилья славяне строили землянки.

Выступление ученика. Из книги Марии Семеновой “Мы славяне” я узнал, что ученые, раскапывая поселения славян, жившие в древние времена, наткнулись на множество полуземлянок, вкопанных в землю на метр. Большой дом служил и складом, и хлевом, и мастерской, и хозяйственным помещением.

Учитель. Это было неудобно. Что пришло на смену землянкам?

Дети. Избы.

Учитель. Что представляла собой изба? Из чего ее строили?

Выступление ученика. Из книги “Древняя Русь” я узнал, что в избах было темно и сыро. Слабый свет едва просачивался сквозь небольшие оконца, прорубленные в стенах. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Стекол не было. Угол или центр жилища занимала каменная печь. Она обогревала помещение, на ней готовили еду. Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В избе стоял и стол и лавки, в углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами - это постели. В такой избе можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться и приготовить еду.

3. Актуализация знаний, мотивация

Учитель. Ребята, как вы думаете, что употребляли в пищу наши предки?

Рубрика “Картинная галерея”.

Учитель. Я предлагаю вам, ребята, рассмотреть репродукцию картины А. Пластова “Жатва” стр. 139.

Художник рассказывает о прошлой или современной жизни? Почему? Где происходят события? Что едят, пьют герои картины? Какие орудия труда изобразил художник?

Дети. Высказывают предположения.

Герои, возможно, пьют молоко, едят хлеб, уху.

Учитель. Как вы думаете, ребята, чем занимались, как трудились славяне, чтобы добыть себе еду, выжить в суровых условиях?

Дети. Высказывают предположения.

Сеяли пшеницу, разводили скот, обрабатывали поле, рыбачили...

Учитель. Молодцы. Вы правильно пытались ответить на мои вопросы. Но есть ребята, которые затруднялись в ответах или ответы вызывали сомнения. Знаний у нас явно недостаточно.

Я предлагаю вам исследовать вопрос о труде славян.

Формулируется цель исследования.

Учитель. Какую цель мы перед собой поставим, на какие вопросы постараемся ответить?

Учащиеся формулируют вопросы исследования.

  • Узнать, чем занимались, как трудились славяне?
  • Исследовать, какие орудия труда и предметы быта использовали?
  • Собрать информацию, чем питались наши предки?

Изучение нового материала

Исследование

Учитель. Занятие людей Древней Руси историки называют ремеслами.

Игра “Расшифруй ремёсла”

Учитель. Расшифруйте названия трех ремёсел.

земохорылетабалдекалие

Дети. Земледелие. Рыбалка. Охота.

Учитель. Прочитайте текст с. 139 в учебнике. Найдите в тексте название ещё одного ремесла, о котором мы будем говорить.

О каком ремесле узнали?

Дети. Скотоводство.

Учитель. Продолжим наше исследование. Результаты исследования мы будем фиксировать в таблице.

Название ремесла Орудия труда, оружие (рисунки) Продукты питания
Земледелие    
Охота    
Рыбалка    
Скотоводство    

Учитель. Ребята, представьте, что вы – историки. Археологи предоставили вам исторические находки. Это орудия труда и оружие древних славян. Соотнесите ремесло и орудия труда.

На доске подписанные рисунки: удочка, невод, лук, капкан, плуг, соха, коса, серп. Учащиеся распределяют рисунки в таблицу напротив ремёсел.

Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили?

Дети.

Узнали: чем занимались славяне?

Исследовали: какие орудия труда использовали?

Учитель. Как же занимались земледелием наши предки?

Для того, чтобы заниматься земледелием, людям приходилось корчевать лес, расчищать поля. Для этого вокруг дерева, которое окапывали, обрубали корни. Самый ловкий мальчик влезал на верхушку дерева, привязывал верёвку, а сильные мужчины валили это дерево. Стволы и сучья сжигали, землю удобряли золой. Со временем земля истощалась, и приходилось расчищать от деревьев новые участки земли.

Землю пахали плугом, обрабатывали сохой. Затем человек наполнял лукошко семенами и разбрасывал налево, направо. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось здесь густо, а там пусто. При ветре наши предки не сеяли, чтобы не разнесло семена.

Физкультминутка. Звучит русская народная мелодия.

Учитель. А теперь давайте отдохнем и представим, что будем сеять пшеницу. Одной рукой придерживаем лукошко, а другой разбрасываем семена.

Учащиеся под веселую мелодию выполняют упражнения.

Учитель. Наши предки сеяли пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, гречиху, горох. Хранили зерно в глиняной посуде в сухой земле, в ямах, вырытых на холме. Позже начали строить амбары - деревянные строения для хранения зерна. Отделение амбара называлось сусеками.

Ребята, где встречали это слово?

Дети. Бабка мела по сусекам в русской народной сказке “Колобок”.

Учитель. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Словно из сказки, к нам прикатил “Колобок”.

Учитель предлагает учащимся попробовать сделанный по старинному рецепту “Колобок” (ржаная мука обжаривается на сковородке до золотистого цвета, смешивается с водой и солью, глазки и ротик можно выложить ягодами клюквы)

Учитель выслушивает мнения детей о вкусе старинного блюда.

Вывод. Пища наших предков была простая. Много времени ещё пройдёт, прежде чем человек научится печь хлеб такой, какой мы едим сейчас.

Учитель. Продолжим наше исследование. Отгадайте загадки. Вы узнаете, что еще выращивали, а затем использовали в пищу славяне.

Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка, И для неё готовят кадки И крупной соли полмешка.(капуста)

Учитель демонстрирует блюдо

(квашеную капусту).

За зеленый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. Расту на грядке я – красная, Длинная и сладкая.(морковь)

В земле сижу, хвост наверху, Сахар из меня можно добыть, Вкусный борщ сварить.(свёкла)

Я никого и никогда не обижал на свете. Чего же плачут от меня и взрослые, и дети? (лук)

Кругла, а не месяц. Желта, а не масло.(репа)

Учитель. Возле своих изб люди разводили огороды, сажали репу, лук, капусту, морковь. Я предлагаю вам попробовать старинное русское блюдо “тюря”. Рецепт этого блюда вы узнаете, прочитав текст учебника на странице 142.

Работа по учебнику

Учитель. Чем же ещё питались наши предки?

Дети. Ели лепешки, редьку, рыбу, пили квас.

Результаты исследования заносятся в таблицу (3 столбец).

Исследование

Работа по группам

Учитель. Ребята, у вас на партах тексты. Прочитайте их и расскажите, что вы узнали о рыболовстве и охоте.

Текст о рыбалке.

Города строились по берегам рек. Наши предки ловили рыбу различных видов: сома, судака, осетра, щуку, карпа, леща. Рыбу ловили удочкой и неводом, сетями. Сети плели из льняных нитей. Сети и невод ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась. Рыбу ловили, и зимой и летом. Рыбу варили, сушили, солили. Ценилась стерлядь, осетр, у этих пород - чёрная икра.

Обмен информацией

Учитель. Что узнали о рыболовстве? Зафиксируем результаты исследования в таблицу (3 столбец).

Текст об охоте.

Охота на Руси была опасным занятием. Охотники должны были быть сильными, ловкими, мужественными. За зверями гонялись с собаками, стреляли в них из лука. Ловили живьем капканами. Ловили лосей, оленей, кабанов, медведей. В птиц стреляли из лука. Охотились на лебедей, гусей, цапель. Птиц ловили иногда при помощи специально приученных охотничьих птиц-соколов и ястребов. Сокол неподвижно парил в воздухе, зорко высматривал добычу, камнем падал вниз, ударял птицу в грудь. От удара птица погибала, и охотникам с собаками оставалось только отыскать и подобрать добычу.

Учитель. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и получить дополнительную информацию о том, как охотились наши предки.

Обмен информацией

Учитель. Что узнали об охоте? Зафиксируем результаты исследования в таблицу (3 столбец).

Учитель. Для получения мяса наши предки выращивали и домашних животных: коз, коров, лошадей, кур. Лошадей также использовали для передвижения и перевозки грузов. Это ремесло называлось скотоводством.

Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили?

Дети.

  • Чем занимались, как трудились наши предки?
  • Какие орудия труда и предметы быта использовали славяне?
  • Чем питались древние славяне?

Учитель. Какой вывод сделали?

Учащиеся связывают информацию, обобщают, используя таблицу.

На доске:

Название ремесла Орудия труда, оружие (рисунки) Продукты питания
Земледелие плуг, соха пшеница, гречка, овес, репа, лук, капуста, морковь
Охота лук, стрелы, капкан мясо диких животных, дичь
Рыбалка удочка, невод рыба
Скотоводство   мясо, молоко, яйца

Учитель. На доске пословицы. Какая из пословиц на ваш взгляд больше подходит к теме нашего урока, почему?

  • С ремеслом везде добро.
  • С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь.
  • Умелый охотник зря стрелу не выпустит.
  • Худой сетью рыбу не поймаешь.
  • Глубже пахать - больше хлеба ждать.

Закрепление

Игра “Исправь ошибки”

Учитель. А сейчас поиграем. Представьте, что вы нашли старинные письмена арабского путешественника. Найдите и исправьте ошибки, которые допущены в записке.

Из записок арабского путешественника “...Путешествуя по просторам равнинным, много народов повстречал я. Чудны их нравы и обычаи. Был я и среди славян. Люди эти крепки и статны, черны волосом. Жили они в просторных домах, сложенных из камня...Во главе племени славян стоял атаман. Трудолюбивы были славяне. Они выращивали рис, картошку. Ловили в реках и озерах рыбу. Стреляли из ружей птицу и зверя. Собирали в лесу ягоды и грибы, собирали в дуплах деревьев мёд диких пчёл.

Обобщение урока

Учитель. Подходит к концу наш урок. Что являлось целью исследования?

Дети. Труд славян.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель. Какое открытие в ходе исследования мы сделали?

Дети. Земледелие, рыболовство, охота, скотоводство – занятия предков в древние времена. Пищу в древние времена добывать было нелегко.

Учитель. Молодцы! Ребята, у вас на парте лежат картинки солнышка.

Оцените свою работу в ходе урока.

  • Поднимите смеющееся солнышко, если вы работали отлично и усвоили тему урока.
  • Возьмите в руки солнышко, которое задумалось, если вы работали хорошо, но не что-то осталось не понятно.
  • Покажите мне грустное солнышко, если вам нужна помощь.

Домашнее задание. Учитель. Ребята, выполните задание по выбору.

  • Нарисовать рисунок о труде славян.
  • Подготовить рассказ об истории развития земледелия, используя текст учебника.
  • Подобрать из дополнительной литературы материал о скотоводстве, бортничестве (сбор мёда диких пчел), собирательстве.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Орудия труда русских крестьян | Я русский

Русский народ издавна был народом-земледельцем. В Лаврентьевской летописи, повествующей о событиях начального периода русской истории, под годом 946-м говорится: «Все гради ваши... делают нивы своя и земле своя». Земледелие оставалось главной отраслью хозяйства России вплоть до начала XX в. Наряду с выращиванием зерна русские люди занимались разведением технических культур (льна и конопли), огородничеством и садоводством.

Основная часть аграрной продукции России производилась в крестьянских хозяйствах. Этим словом обычно называлось хозяйство, основанное на ручном труде и тягловой силе животных, работы в котором выполнялись отдельной семьей без применения наемного труда. Каждое крестьянское хозяйство имело определенное количество земли, а также определенный набор орудий труда и транспортных средств, предназначенных для работы на ней: орудия для пахоты, для сеяния, для уборки урожая, для обмолота и веяния. Кроме того, крестьяне использовали специальные механизмы и приспособления для переработки зерна в муку, семян льна и конопли в масло, их стеблей в волокно, а затем — в нити и ткани.

Все традиционные орудия крестьянского труда, за исключением почвообрабатывающих, были одинаковы на всей территории расселения русского народа. Для сеяния зерна, семян льна и конопли по всей России применялись корзины-севалки, для жатвы — серпы, для обмолота зерновых культур — цепы, для обмолота льна и конопли — вальки, для веяния — лопаты, для переработки зерна в муку в домашних условиях — жернова, большое количество зерна перерабатывалось на мельницах. Для переработки стеблей льна и конопли в волокно, а волокна в нить и ткань использовали мялки, трепала, прялки, веретёна, самопрялки, вьюшки, мотовила, бараны, сновалки, кросны - ткацкие станы.

Местное своеобразие всех этих орудий труда и приспособлений если и проявлялось, то лишь в отдельных деталях, не влиявших на их общую конструкцию. Так, например, севалки различались лишь материалом, из которого они были сделаны; цепы разных районов России - способом соединения била с рукоятью; прялки - размерами и орнаментацией лопасти, куда прикреплялась кудель, и т. п. Единообразие орудий крестьянского труда было обусловлено общностью технологического процесса, в котором они использовались на всей территории России. Разнообразие же почвообрабатывающих орудий было связано с природно-климатическими условиями и системой земледелия, принятой в той или иной местности.

На большей части территории России основным пахотным орудием была соха — орудие с высоким прикреплением тяговой силы, хорошо приспособленное для обработки легких лесных почв с обилием мелких камней, корней кустарников и деревьев. Соха применялась там, где была распространена паровая трехпольная система земледелия, при которой одно поле ежегодно оставляли «в пару», «под паром» для восстановления плодородия почвы, а два других засевали озимой и яровой рожью. В центральных районах Европейской России наряду с сохой была известна косуля, применявшаяся для поднятия нови, а также для работы на черноземных и суглинистых почвах. Она имела, как и соха, высокое прикрепление тяговой силы, но отличалась наличием одного лемеха и резца вместо двух ральников, характерных для сохи.

Тяжелые черноземные почвы степных и лесостепных губерний России распахивали с помощью плуга — орудия с низким прикреплением тяговой силы, с одним лемехом и резцом. Для разрыхления земли после вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав использовали бороны. По завершении работы сохой или косулей применяли деревянные бороны с деревянными зубьями, а после плуга — бороны (деревянные или металлические) с металлическими зубьями. Следует отметить, что все почвообрабатывающие орудия имели множество вариантов конструкции, что объясняется стремлением крестьян сделать их более совершенными, лучше приспособленными к почвам и климату той местности, где они использовались.

Каждый вариант того или иного орудия имел свое название, которое либо отражало особенности его устройства, либо указывало на место его бытования, например: соха-двусторонка, соха-односторонка, соха с брылей, косуля костромская, косуля ярославская, курашимка, чегандинка, плуг русский, плуг малороссийский и т. п. С земледелием было тесно связано животноводство, которое давало хозяйству тягловую силу и удобрения. В этом разделе читатель найдет сведения об орудиях по уходу за животными — это орудия для заготовки кормов (в первую очередь сена) и для выпаса скота. В комплект орудий, необходимых для заготовки сена, обязательно входили коса, грабли и вилы. Каждое из этих орудий также имело целый ряд вариантов конструкции.

Так, для косьбы травы на заливных лугах использовали и косу-стойку, и косугорбушу, на болотистых или каменных угодьях — преимущественно косу-горбушу; для ворошения сена применяли грабли с прямой колодкой, а для его копнения — со слегка округлой; стогование осуществляли с помощью деревянных трехзубых или четырехзубых вил, в зависимости от высоты стога и объема поднимаемой копны — с длинными или, наоборот, сравнительно короткими рукоятками. Орудия выпаса скота: кнут, палка-батог, сигнальный рожок, как правило, были характерными атрибутами пастуха. При выпасе скота без пастуха применяли различного рода колокольчики подшейные, которые звенели, болтаясь на шее животного, и позволяли хозяину быстро его отыскать.

Орудия труда, необходимые для ведения хозяйства, изготавливали на русских заводах и в кустарных мастерских, которых было множество в России XIX - начала XX в. Крестьяне приобретали их на ярмарках, базарах или заказывали непосредственно кустарям. В первую очередь это касалось орудий, изготовление которых не представлялось возможным в домашних условиях. Орудия и приспособления, более простые по конструкции, не требовавшие для изготовления специальных знаний, большой затраты сил и времени, мастерили сами крестьяне. Орудия, использовавшиеся в крестьянском хозяйстве, создавались и совершенствовались на протяжении всей многовековой истории русского народа. Они были конструктивно продуманы, хорошо приспособлены к различным природно-климатическим условиям. Можно с уверенностью говорить, что для своего времени они были достаточно совершенны и лишь технический прогресс со второй половины XIX в. постепенно вытеснил их из хозяйственной жизни русского крестьянина.

Материал создан: 22.10.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

Орудия труда славян

Орудия труда славян.

Одним из основных занятий у славян было земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

Моты́га — сельскохозяйственный инструмент. Другие названия: тяпка и сапа. Представляет собой совмещение кирки и лопаты. Облегчает прополку и рыхление земли и уничтожение разных сорняков.

Соха́ — пахотное орудие типа рала у русских — с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, оснащённой двумя железными сошниками и железной лопаткой — полицей и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону.

У древних славян для обработки почвы широкое распространение получила борона-суковатка, изготовлявшаяся из дерева. Этим же орудием заделывали семена в почву. Впоследствии славяне стали использовать для обработки почвы не все дерево с сучьями, а изготавливать суковатку с двумя-тремя зубьями.

Серп— ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур (жатва хлебов) и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота). Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти. Длинное, изогнутое лезвие (как правило, стальное) режущей части обычно имеет мелкозазубренную внутреннюю кромку.

freedocs.xyz

Древние славяне

_

Славянский поселок

Далекими предками русского народа были восточные славяне. Первые сведения о поселениях славян в Восточной Европе относятся к VI в. С этого времени в течение многих веков славяне заселяли и осваивали обширную территорию европейской части нашей страны. Знакомясь с местными племенами, они перенимали у них некоторые хозяйственные навыки и обычаи, одновременно передавая им часть своих традиций.

В VI—VII вв. восточные славяне жили родовым строем. Несколько поколений — деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки — составляли большую семью — род. Несколько родов объединялись в общину. Общины, жившие рядом и считавшие, что они происходят от одного общего предка, объединялись в племя. Родственные племена составляли племенные союзы. У восточных славян известны племенные союзы полян, древлян, северян, кривичей, вятичей и др.

Каждый род имел участок земли, на которой располагались поселок, пашня, выпасы, водоемы. Поселения были похожи на небольшие деревни. Жилища обычно ставили на высоких речных берегах, поселения окружали заборами из кольев. Славяне возводили и укрепленные городища за земляным валом и частоколом. Из некоторых городищ позже, в IX-X вв., выросли первые города: Киев, Чернигов, Изборск и др. Хозяйство в те времена велось натуральным способом: каждая семья сама обеспечивала себя всем необходимым для жизни. Разводили скот и птицу, ловили рыбу, охотились, изготавливали одежду, утварь, орудия труда. Главным занятием восточных славян было земледелие.

Княжеские дружинники составляли особую группу славянского племени

Княжеские дружинники составляли особую группу славянского племени

Со временем родовые связи ослабевали. В VIII—X вв. родовая община стала сменяться соседской, территориальной. Люди в племенах делились на рядовых общинников и знать. К знати относились военные вожди (князья), воины (дружинники) и старейшины общины. Князь и дружина защищали племя от набегов врагов, участвовали в разрешении споров, совершали походы в дальние страны. За это соплеменники платили им дань. К IX в. племенные князья превратились в правителей племен.

Оружие и детали орудий труда делали из железа. Для получения железа строили горны. В горн клали руду и дрова, поджигали их. Из руды выгорали примеси, и получалась крица — кусок железа, похожий на губку. Кузнецы ковали крицу, придавая ей нужную форму.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Восточные славяне

Восточные славяне

Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э. В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" упомянул "время Бусово". Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток. В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибоша аки обре" - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом. Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в. Восточные славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге "Война с готами" писал: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же". Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя. На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает, что один из Полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата. Затем Кий "ходил к Царю-городу", тге. в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, основал там "градок", но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V - VI в. на Киевских горах уже существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром Полянского союза племен.

Территория восточных славян (VI-IX вв.).Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян. В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике). Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва" - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина "русь". Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Хозяйство славян.Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - "жито", сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы - квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой "днепровской" дороге, прежде всего, сосредоточивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесленные специальности. В землях новгородских словен, где было обилие рек, озер, хорошо разветвленная водная транспортная система, ориентированная, с одной стороны, на Балтику, а с другой - на днепровскую и волжскую "дороги", бурно развивались мореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов. Земли восточных славян были весьма различны по своему уровню развития, хотя люди медленно, но верно осваивали весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Но вот быстрота их внедрения зависела от природных условий, от количества населения, наличия ресурсов, скажем, железной руды. Поэтому когда мы говорим об основных чертах хозяйства восточнославянских племенных союзов, то имеем в виду прежде всего уровень развития Среднего Поднепровья, которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточнославянских земель. Именно здесь в силу природных условий, выгодных путей сообщения, относительной близости к мировым культурным центрам быстрее, чем в иных местах, развивались все основные виды хозяйства, характерные для восточнославянских земель в целом. Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие - этот основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стало "рало с полозом", с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древние зернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы. Каменные и бронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне этого времени прекрасно знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев. А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно "спокойные века", когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широко осваивались удобные для земледелия лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли. Железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес. Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространенным явлением в славянских землях VII - VIII вв., заменяя собой подсечное земледелие, которое характеризовалось очищением земли из-под леса, использованием ее до истощения, а потом забрасыванием. Широко стало практиковаться унавоживание почвы. А это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Поднепровские славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. А рядом находились река, озера, богатые рыбой. Рыболовство являлось для славян важным подсобным промыслом. Особенно они ценили богатые рыбные ловли в днепровских лиманах, где благодаря мягкому причерноморскому климату почти полгода можно было вести ловлю рыбы. Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озерную птицу - лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такой вид охоты, как добыча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Не случайно и позднее один из видов металлической монеты на Руси называли кунами, т. е. куницами. Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством (от слова "борть" - лесной улей). Оно давало предприимчивым промысловикам много меда, воска, который также высоко ценился при обмене. А из меда делали хмельные напитки, использовали при изготовлении пищи в качестве сладкой приправы. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах.

Община.Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах). Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство начало постепенно распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек, все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, угодья стали распадаться на отдельные участки, принадлежащие семьям. Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, охотой. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, дротики с железными наконечниками, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарождалось право частного владения, частной собственности, появлялась возможность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные их излишки, накопления. В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город.Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали задолго до первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй.Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество. Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была и религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека осверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждьбожьи внуки". Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон. Так, в VIII - IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия. Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства. Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян. Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами". В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!" Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи. Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения. Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. 1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов. Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь. В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага. Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.

studfiles.net

Перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда , которыми они пользовались

Восточные славяне занимались традиционными для своего времени видами деятельности. Они ловили рыбу, охотились, занимались животноводством и выращиванием сельскохозяйственных растений. Кроме того, был развит сбор меда диких пчел. Ведь их земли изобиловали лесами, полными ульев с дикими пчелами.

Занятия восточных славян

Занятия восточных славян были обусловлены условиями их жизни. Такие занятия следует перечислить более подробно:

  • земледелие. В северных областях земледелие было не так развито, как на юге. Возделыванию земли препятствовали вековые леса. Славяне спиливали деревья, выкорчевывали пни, освобождая площадь под посевы. В основном, возделывали зерновые и бобовые культуры – рожь, полбу, ячмень, горох;
  • славяне много охотились. Поэтому, их ежедневный рацион включал мясные продукты. В лесах водились олени, туры, кабаны, зайцы;
  • обилие рек в местах обитания восточных славян обуславливала рыбную ловлю. Например, осетры встречались даже в Неве вплоть до 18 века. Множество рыбы не давало славянам голодать даже при отсутствии дичи;
  • бортничество было средством добычи меда и воска. Это самая древняя форма получения этих продуктов. Она возникла задолго до содержания пчел в специально созданных ульях;
  • широко были развиты ремесла. Особенно много славяне производили глиняной посуды и металлических изделий. В болотах было много железной руды, которую переплавляли, получая оружие, предметы труда и быта.

Такие занятия характерны для всех европейских народов раннего Средневековья. 

Как назывались орудия их труда

Орудия труда, которыми пользовались восточные славяне, имели славянские же названия. Например, для земледелия использовался плуг, называвшийся оралом. Сам процесс вспашки поля назывался «оранием».

Сбор меда осуществлялся при помощи бортей. Это были колоды из дерева, которые выдалбливались изнутри. В полученной полости селились пчелы. А человек забирался на дерево и извлекал из борти мед и воск.

Приспособления для охоты имели привычные названия. Это силки, которые ловили дичь. Силки были похожи на капканы, появившиеся позже. Это были ловушки для мелких животных и птиц. 

 

vashurok.ru

Ответы@Mail.Ru: Чем занимались древние славяне???

Основой хозяйства восточных славян являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена переложная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его забрасывали до восстановления плодородия почвы. В северных районах, покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После того удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частыми v рало (в южных областях) и соху (на севере) . Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также просо, гречиха и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота (в том числе пушной промысел) , рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) . Хозяйственной ячейкой являлась малая семья. А низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйство отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошeл у славян в процессе их расселения, в VI - VII веках. Члены верви совместно владели сенокосными, лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными хозяйствами, принадлежавшими семьям, входящим в общину. Соседские общины объединялись в племенные княжества, а те - в союзы племенных княжеств. В ходе хозяйственной деятельности восточных славян шел процесс обособления ремесла от земледелия, выделения ремесленников в качестве особой социальной группы (первоначально в основном кузнецов и гончаров) . Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Выделение такого слоя было результатом разложения родоплеменных отношений, ускоренного расселением славян. Его основу составляла военно-служилая знать, сложившаяся в эпоху расселения. Союзы племенных княжеств представляли собой сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города) . В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками торговцами. В градах происходили собрания свободных общинников (вече) , на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции постепенно выдвигается слой профессиональных воинов v дружинников во главе с князем. Дружины фиксируются у славян, по данным византийских источников, уже в VI - VII веках. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках (опираясь на военную силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии славян.

как и все мы - жили своей жизнью, выживали, боролись, умирали, исследовали.... любили

рыболоввство, земледелие, охота исобирангие лесных даров

Как щас помню. Вот стою я три тысячи лет назад около вещего камня...

Древние славяне - не язычники! Язычник, значит - языче никакой, т. е. без языка. Жертвы не приносили славяне вообще! Было не поклонение, а почитание! У наших предков религий не было. Они им не нужны были, И жили они прекрасно, гармонично без религий. Знали мир, жили в мире, никто с ними не воевал. Никто не смог их покорить, подчинить, пока не придумали религии и не загнали в духовный тупик, в рабство, не только в духовное, но и в физическое. И покорили их и из-за религий тоже. Распалась единая славяно-арийская империя, с единым языком. У наших предков была православная вера, к религиям отношения не имеющая. Православная, значит - славящая Правь. Вера, значит - Ведаю Ра, т. е. светлые, гармоничные ЗНАНИЯ! Важны были не только появившиеся печатные книги, но и дохристианские рукописные. Существовала и в советское время, дохристианская книга, которой более 1000 лет - "Лад Сварожья", в которой описано устройстово Земли и Космоса (Сварожье Малое и Большое), и были чертежи. Древние книги, наверно остались, но они написаны, наверно, не современным русским языком. "Обладавшая удивительными для непосвящённого свойствами книга, открытая передо мной, была одной из наших обычных дохристианских книг, которые крестившие Русь христиане сжигали как дьявольское «чернокнижие», хотя никакого отношения к чертовщине они не имели. Весь их секрет заключался в умении наших пращуров пользоваться биоэнергетикой." Оказала влияние религия - христианство, раньше называемой - греческой. Христианство, ислам - это ветви иудейской религии. В любом народе есть разные люди. В каком-то больше одних настроений, убеждений, в каком-то меньше. Но народ с народом не враждуют. Их сталкивает иногда власть. Греки назвали свою страну как и сейчас она называется - Греция. В старину Паллада и страна Эллада - это названия славянской Лады, по-гречески. Эллины не греки. Афина, Афины, финикийцы, фины по-гречески - пурпурные. Так называли славян греки. Славяне первые стали добывать пурпур, окрашивать им ткани, в том числе и паруса кораблей. Афины - финикийский город, т. е. славянский, захвачен греками в войне. Культура славян названа греческой. Не случайно у греков "культура" со временем истощилась, исчезла. Соответственно, "мифы древней Греции" не создавали эллины-славяне. Олимп, в греческих мифах - гора, где жили боги. Сова - птица Афины Паллады, изображена на флаге и гербе славяно-арийской империи.

земледелием скотоводством плетением а

Основой хозяйства восточных славян являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена переложная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его забрасывали до восстановления плодородия почвы.

Основой хозяйства восточных славян являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена переложная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его забрасывали до восстановления плодородия почвы. В северных районах, покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После того удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частыми v рало (в южных областях) и соху (на севере) . Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также просо, гречиха и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота (в том числе пушной промысел) , рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) . Хозяйственной ячейкой являлась малая семья. А низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйство отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошeл у славян в процессе их расселения, в VI - VII веках. Члены верви совместно владели сенокосными, лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными хозяйствами, принадлежавшими семьям, входящим в общину. Соседские общины объединялись в племенные княжества, а те - в союзы племенных княжеств. В ходе хозяйственной деятельности восточных славян шел процесс обособления ремесла от земледелия, выделения ремесленников в качестве особой социальной группы (первоначально в основном кузнецов и гончаров) . Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Выделение такого слоя было результатом разложения родоплеменных отношений, ускоренного расселением славян. Его основу составляла военно-служилая знать, сложившаяся в эпоху расселения. Союзы племенных княжеств представляли собой сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города) . В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками торговцами. В градах происходили собрания свободных общинников (вече) , на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции постепенно выдвигается слой профессиональных воинов v дружинников во главе с князем. Дружины фиксируются у славян, по данным византийских источников, уже в VI - VII веках. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках (опираясь на военную силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии славян.

touch.otvet.mail.ru